Сочинение на татарском языке на тему габдулла тукай

9 вариантов

  1. Зеленодольский Механический Колледж
    Реферат На Тему:
    Габдулла Тукай
    Выполнил: студент I курса гр.221
    Газеев Марат
    Проверил: Галимова Н. З.
    2002 год
    Габдулла Тукай
    Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество
    Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.
    Габдулла Тукай родился в апреле 1886 года в деревне Кушлавыч бывшей
    Казанской губернии. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре.
    В Уральске прошли детство и юность поэта. Здесь он поступил в медресе, в этом городе начал писать стихи. В этом уральском городке молодой Тукай познакомился с творчеством великих русских поэтов – Пушкина и Лермонтова.
    Их стихи покорили сердце начинающего поэта.
    Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо защищать свои права и не бояться хозяина.
    Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов
    Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой вольнодумца.
    Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.
    Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева “Вакыт”
    (“Время”). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань.
    Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух народности, как сделал это он.
    Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много горьких минут.
    Поэт говорит, что татарский народ найдет счастье только в единстве с русским народом, на земле отцов. Тукай гневно отвергает идею, которую старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не с
    Турцией, а с народами России найдем мы счастье, пишет Тукай.
    С народом России мы песни певали,
    Есть общее в нашем быту и морали…
    Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
    Нанизаны мы на единую нить.
    За период жизни Тукая в Казани нет, пожалуй, ни одного его поэтического сборника, на который не налагался бы арест. Дружба Тукая с Ф.
    Амирханом, Г. Камалом, Г. Кулахметовым и большевиком Хусаином Ямашевым способствовала формированию идейных взглядов поэта. Он с большой теплотой пишет о первом татарском большевике X. Ямашеве.
    Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее “светозарной”, городом науки и искусства.
    Когда здоровье Тукая ухудшилось, поэту советовали поехать лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена. В деревне поэту стало еще хуже. Было решено положить Тукая в больницу. Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему он раньше не обратился в больницу? На это поэт шутливо ответил:
    Музей классика татарской литературы народного поэта Габдуллы Тукая
    Музей открыт в 1986 году к столетию со дня рождения поэта. Дом, в котором расположился музей, – бывший коммерческий особняк, памятник архитектуры ХХ века, находящийся в Старо-Татарской слободе.
    Экспозиция музея отражает казанский период жизни Г. Тукая: здесь он жил дважды – в детстве, а затем приехал сюда в 1907 году из Уральска после учебы в медресе. В Казани он состоялся как поэт, журналист, общественный деятель. Похоронен на кладбище в Ново-Татарской слободе.
    Важное место в экспозиции занимают прижизненные издания Габдуллы
    Тукая. Среди мемориальных вещей – подлинные фотографии поэта разных лет.
    Одна из них, 1908 года, сделана для сборника его стихотворений. Большой интерес представляют и личные вещи – фаянсовая шкатулка, которую поэт купил сестре с первого гонорара: тюбетейка Габдуллы Тукая, его домра, металлический стакан для карандашей, плетеная дорожная корзина для путешествий. Здесь же посмертная маска поэта и фотографии его похорон.
    Габдулла Тукай
    [pic]
    Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество
    Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.
    Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо защищать свои права и не бояться хозяина.
    Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов
    Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой вольнодумца.
    Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.
    Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева “Вакыт”
    (“Время”). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань.
    Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух народности, как сделал это он.
    Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много горьких минут.
    Разоблачая националистическую буржуазию, ее идеологов, поэт говорит, что татарский народ найдет счастье только в единстве с русским народом, на земле отцов. Тукай гневно отвергает идею, которую старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не с Турцией, а с народами
    России найдем мы счастье, пишет Тукай.
    С народом России мы песни певали,
    Есть общее в нашем быту и морали…
    Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
    Нанизаны мы на единую нить.
    Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее “светозарной”, городом науки и искусства.
    Борьба с самодержавием, с буржуазными националистами отняла у поэта много силы. Здоровье Тукая резко ухудшилось. Поэту советовали поехать лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена.
    В деревне поэту стало еще хуже. Было решено положить Тукая в больницу.
    Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему он раньше не обратился в больницу? На это поэт шутливо ответил: “Мне говорили, что больница – это первая станция к смерти. А мне хотелось немножко пожить на свете”.
    В пять часов вечера 11 апреля 1913 года поэта не стало. Габдулла
    Тукай умер в расцвете творческих сил и таланта, как писал Горький, “от голода и чахотки”.
    Татарский народ высоко чтит память о выдающемся народном поэте.
    Именем Тукая в республике названы госфилармония, премия, которой удостаиваются лучшие литературные произведения и произведения искусства, его имя носит улица Казани. На месте нынешней Тукаевской улицы были две –
    Тихвинская и Екатерининская. Вторая шла от нынешней улицы Татарстан к
    Кабану.
    [pic]
    Тукай жил в номерах “Булгар” (угол Кирова и Татарстан). На этом доме установлена мемориальная доска. Есть она и на доме, стоящем на углу улиц
    Островского и Кави Наджми. Во времена Тукая здесь была больница (ныне клиника ГИДУВа).
    Прах Габдуллы Тукая покоится на татарском кладбище в Приволжском районе.
    Как я горд, народ прекрасный,
    Что тебе принадлежу!
    Быть хочу твоим поэтом,
    За тебя стоять стеной.
    Близок сердцу дух народный,
    Я мечтаю, край родной,
    Жить с тобой одной печалью
    Или радостью одной
    Чувства выше нет на свете,
    Чем любовь к тебе народ,
    Одержим одной я страстью – сердцем быть всегда с тобой
    23 марта 2002года Президент Татарстана посетил Музей изобразительных искусств РТ и ознакомился с развернутой здесь большой выставкой, посвященной 105-й годовщине со дня рождения основоположника татарского профессионального изобразительного искусства Баки Урманче. По ходу экскурсии необходимые пояснения к выставке, на которой представлено 130 живописных, графических и скульптурных работ мастера, Президенту давали заместитель директора музея по науке Ольга Пиульская и вдова художника – старший научный сотрудник ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова Флора Вагаповна Ахметова-
    Урманче, рассказавшая, в частности, об истории создания произведений, которые привлекли особое внимание высокого гостя.
    На выставке Президент внимательно вглядывался в те картины, которые экспонируются впервые, восхищался иллюстрациями к произведениям Габдуллы
    Тукая, портретами деятелей культуры и татар – полководцев Великой
    Отечественной войны, многоцветьем пейзажей родного Татарстана. А картина “У сепаратора” так понравилась Минтимеру Шариповичу, что он выразил пожелание, чтобы она стала украшением художественной галереи Президентского дворца.
    Это полотно относится к лучшим произведениям раннего периода творчества
    Баки Урманче, когда он в 20-е годы прошлого столетия преподавал в Казанском художественном техникуме.
    Картина, по словам Шаймиева, всколыхнула у него воспоминания детства.
    В этой картине все, как в жизни, – сказал он. – Сепаратор в то далекое время был еще большой редкостью. Помню, как мама делала сметану на таком сепараторе, а потом масло. И мы, дети, ждали, когда все это будет на столе.
    Президент охотно отвечал на вопросы журналистов и подчеркнул в беседе с ними, что творчество Баки Урманче составило целую эпоху в татарском изобразительном искусстве.
    После знакомства с выставкой Минтимер Шарипович оставил теплый отзыв о ней в Книге почетных гостей: “Творчество нашего великого мастера Баки
    Урманче поражает своей философской глубиной, входит в наши души, восхищает.
    Это одна из самых прекрасных страниц нашей истории. Я благодарю от всей души тех, кто хранит это бесценное наследие”.
    На прощание Флора Вагаповна подарила Президенту Татарстана альбом
    “Баки Урманче. Графические портреты” и свою новую книгу “Татарский эпос”, а директор музея Анатолий Сластунин – прекрасно выполненное издание, только что увидевшее свет в Москве, – “Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан”.
    Материал взят из книги В. Белокопытова и Н. Шевченко, Их именами названы улицы Казани. Казань, Таткнигоиздат, 1973 год.

  2. НА РАЙОННЫЙ  ТУР XXIРЕСПУБЛИКАНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ  ДЕТСКОЙ,  ЮНОШЕСКОЙ И  МОЛОДЕЖНОЙ  ПРЕССЫ«ЗОЛОТОЕ  ПЕРО»
    Габдулла Тукай – яраткан шагыйрем
    («Лучшая журналисткая работа”  на  татарском  языке,     посвящённая к  130-летию Габдуллы Тукая)
    Работу выполнила: ученица 2а класса
    МБОУ «Бетькинская средняя  обще-
    образовательная школа»
    Ибрагимова Камиля Айратовна
    Руководитель: учитель  начальных классов
    Мутагирова Гулия Наилевна
    2016 год.
    Кечкен? ген? булсам да, ?нием укытучы булып эшл?г?нг? к?р?ме, гел Габдулла Тукай турында ишетерг? туры килде. Шулай итеп,  Габдулла Тукайны? б?ек шагыйрь ик?нен мин к?пт?нн?н бел?м.
    Габдулла Тукай…. Бармы ик?н безне? арада бу олы шагыйрь турында ишетм?г?н, белм?г?н кеше? Тукайны? мо?лы ?ырларын ?ырламаган, тылсымлы ?киятл?рен ты?ламаган,  шигырьл?рен яттан белм?г?н бала…? Юктыр…
    Тукай… ?леге исемне ишетк?ч, к??елд? т?рле хисл?р туа. Безне? м?кт?пт? ??р ел бу б?ек шагыйрьне иск? алалар,т?рле чаралар ?тк?р?л?р. Без аны? “Су анасы”н ?йр?неп, “Туган тел” шигырен ятлап,аны? тормышы бел?н  таныштык. Аны? ” Ш?р?ле” поэмасын укыгач минд? Тукай и?атына соклану тагын да артты. Без укытучы апа бел?н аны? “Су анасы”, “Шур?ле”, “Бала бел?н к?б?л?к” ?с?рл?рен с?хн?л?штердек. Бик к?п ?с?рл?рен? р?семн?р ясадык.
    Б?ек Тукай безг? ?лм?с ?с?рл?р калдырган. Ул безне акыллы, тыйнак, гадел булырга ?йр?т?, табигатьне, анда булган бар тереклекне яратырга ?нди. Аны? ?д?плелекк?, б?еклекк?, т??фыйклыкка ?нд?г?н шигырьл?рен ?ич онытырга ярамый. Нинди ген? шигырьл?рен укыма, гади, а?лаешлы, х?терд? кала.
    ?йе, Габдулла  Тукай и?аты – серле бакча кебек, мог?изалы ил. Ул ?зен? чакырып тора. Аны? ?с?рл?ре шулкад?р кызыклы,  мавыктыргыч, х?тта аерылып булмый,укыган саен укыйсы килеп тора. Аны? и?аты чынлап та – м??гелек. Тукай татар милл?те, татар халкы к??еленд?  б?ген  д? яши ??м яш?яч?к!  Аны? и?аты беркайчан да онытылмас, ч?нки ул – б?ек шагыйрь!Мин Габдулла Тукай и?атын бик яратып укыйм. ??р татарны? й?р?генд? ?з Тукае. Кемн?рдер а?а карап  соклана, кемн?рдер ?рн?к итеп, аны б?генге к?нн?рд? д? ?з й?р?генд? й?рт?.И?ади эшемне т?б?нд?ге шигырь юллары бел?н т?мамлыйсым кил?:
    Татар теле – б?ек Тукай теле
    Туган телем – милли ?ырларым.
    М??ге яш?рсе? син, Апуш-Тукай,
    Я?гыратып й?р?к мо?нарын.

  3. Тукай – минем яраткан шагыйрем.
    (инша)
    Выполнила ученица 7 группы МБОУ ДОД Татарская воскресная школа городского округа город Уфа Республики Башкортостан Нуриахметова Эльза Наилевна
    руководитель : учитель татарского языка и литературы Сафина Дамира Адгамовна.
    эл.почта [email protected]
    Тукай – минем яраткан шагыйрем.
    Халык м?х?бб?те – сине? исеме?,
    Халык гомере – сине? гомере?!
    ?г?р д? д?ньяда бик аз яш?п т?, к?п эшл?р эшл?п китк?н язучылар турында с?з бара ик?н, аны? берсе,  ?ичшиксез,  Г абдулла Тукай булыр. Уйлап караса?, кызганыч тормыш, ятимлек михн?тл?рен татыган, яшьли ?леп китк?н шагыйрь язмышы бигр?к аяныч.
    Габдулла Тукай…. Бармы ик?н безне? арада бу олы шагыйрь турында ишетм?г?н, белм?г?н кеше? Тукайны? мо?лы ?ырларын ?ырламаган, тылсымлы ?киятл?рен ты?ламаган,  шигырьл?рен яттан белм?г?н бала…? Юктыр.
    Тукай… ?леге исемне ишетк?ч, к??елд? т?рле хисл?р туа. Б?л?к?й класста укыганда “Су анасы”н ?йр?неп, “Туган тел” шигырен ятлап,аны? тормышы бел?н  танышкан идек. Аны? “Исемд? калганннар” ?с?рен, ” Ш?р?ле” поэмасын укыгач минд? Тукай и?атына соклану тагын да артты. Тукайны? ачы язмышы бел?н  таныш булмаган, аны? и?атына, тормышына сокланмаган  бала юктыр, минемч?. Язмышны? р?химсез ?илл?ре аны бик еш сагалап й?ри. ?йд?н – ?йг?, кулдан – кулга к?ч? Тукай. Ата – анасын  яшьли югалта, ятим кала. “Артык кашык” булып й?рерг? кала а?а. Л?кин Тукай бернинди  д? сынауларга бирешми, ?з юлыннан кире чигенми. Ул ?з тормышыннан бервакытта да зарланмый.
    Д?ньядан китеп барганда Тукайга нибары егерме ?иде яшь кен? булган. Шулай яшь булуына карамастан, шагыйрь безне? й?р?кк? м??гег? кереп калган. Б?ек Тукай безг? ?лм?с ?с?рл?р калдырган. Ул безне акыллы, тыйнак, гадел булырга ?йр?т?, табигатьне, анда булган бар тереклекне яратырга ?нди. Аны? ?д?плелекк?, б?еклекк?, т??фыйклыкка ?нд?г?н шигырьл?рен ?ич онытырга ярамый. Нинди ген? шигырьл?рен укыма, гади, а?лаешлы, х?терд? кала.
    ?йе, Габдулла  Тукай и?аты – серле бакча кебек, мог?изалы ил. Ул ?зен? чакырып тора. Аны? ?с?рл?ре шулкад?р кызыклы,  мавыктыргыч, х?тта аерылып булмый,укыган саен укыйсы килеп тора. Аны? и?аты чынлап та – м??гелек. Тукай татар милл?те, татар халкы к??еленд?  б?ген  д? яши ??м яш?яч?к!  Аны? и?аты беркайчан да онытылмас, ч?нки ул – б?ек шагыйрь!
    ??р татарны? й?р?генд? ?з Тукае. Кемн?рдер а?а карап  гыйбр?т ала, кемн?рдер соклана, кемн?рдер ?рн?к итеп, аны б?генге к?нн?рд? д? ?з й?р?генд? й?рт?.
    Татарны? ??р соравына
    ?з Тукае ?авап бир?.
    ??р татарны? й?р?генд?
    ?з Тукае шу?а к?р?.
    (Р. Харис)
    Мин д? татар булуым бел?н, Тукай кебек б?ек шагыйрь и?атын бел?ем бел?н горурланам.
    ??р апрель аен – Тукай аен олы х?рм?т бел?н к?теп алабыз. Сине? гомере? н?къ умырзая ч?ч?ге кебек кыска булды. ?мма и?ат итк?н ?с?рл?ре?  – м??гелек!
    Сине? алды?да баш иябез, б?ек Тукай!

  4. шигырьл?р
    биография
    Татар халык шагыйре Габдулла Тукай (Габдулла М?х?мм?тгариф улы Тукаев) 1886 елны? 14 апреленд? элекке Казан губернасы М??г?р волосте (ТАССР Арча районы) Кушлавыч авылында туа. Кечкен?д?н ятим калган Габдулла, кулдан-кулга й?реп, балачагын Сасна, ?чиле, Кырлай авылларында уздыра. Башлангыч белемне Кырлай авылы м?др?с?сенд? ала.
    1895 ел башыннан Тукай Уральск ш???ренд? яш??че туганнары гаил?сенд? т?рбиял?н?. Биред? ул татар халык и?атын ??м ?д?биятын ?ентекл?п ?йр?н?, гар?п, фарсы, т?рек, рус ??м башка халыкларны? ?д?биятлары бел?н таныша, рус теле аркылы К?нбатыш классик ?д?бияты казанышларын ?зл?штер?. ?зе д? беренче шигырьл?рен и?ат ит?.
    Уральскидагы ?д?би-м?д?ни х?р?к?т Тукай тормышында х?литкеч роль уйный. 1905 елгы революция дулкыны бел?н зур ?д?биятка килеп керг?н ?дип монда ??м?гать эшлеклесе, журналист, т?р?ем?че ??м шагыйрь буларак формалаша.
    1907 елны? к?зенд? Тукай Казанга кайта. Ул ?лемсез ?с?рл?рене? к?бесен шушында яза; профессиональ революционерлар даир?сен? кер?; татар культурасыны? революцион-демо-кратик канатын ?ит?кл??г? алына. Шагыйрьне? сугышчан шигърияте ??м и?тимагый, ?д?би процессларны? и? четерекле проблемаларына багышланган публицистик чыгышлары ?д?би-м?д?ни х?р?к?тне? т?п юн?лешен билгел??че к?чк? ?верел?.
    Габдулла Тукай 1913 елны? 15 апреленд? Казанда ?пк? авыруыннан вафат була. Тукай татар халкыны? я?а реалистик ?д?биятына ??м х?зерге заман татар ?д?би телен? нигез салучы булды. Шагыйрь и?тимагый прогресска хезм?т ит?не ?зене? гражданлык бурычы итеп санады; кыска гына гомер юлында к?пкырлы и?аты бел?н татар культурасы тарихында я?а эпоха ачты.
    Г. Тукайны башка милл?т халыклары да ?з ит?. 1986 елда, шагыйрьне? тууына 100 ел тулу у?аеннан, Берл?шк?н Милл?тл?р Оешмасыны? М?гариф, ф?н ??м культура буенча комитеты (ЮНЕСКО) бу б?йр?мне халыкара к?л?мд? билгел?п ?тте.

  5. Татар халык шагыйре Габдулла Тукай привлекал ??м ??леп ител?, ?зен? игътибар гына т?гел, шигърият с?ючел?р, л?кин ??м р?ссамнар, композиторлар ??м скульпторларны. Аны кыскача, ?мма якты тормыш, д?рт, и?ади натуры булдыру ?с?рл?ре, аларда воплощается могучий рухы Габдулла Тукай, аны? омтылыш, яхшы якка ?зг?р? ??м окружающем д?ньяда, ??м анда и?.
    Аларны? берсе и? яхшы ?с?рл?ренн?н санала картина “Шагыйрь Г. Тукай” т?зелг?н р?ссам совет чор Е Симбириным. Портреты танылган шагыйрь нарисован 1976 елда. Анда бернинди отвлекающих караш детальл?р ген? яшь кеше ?чен спиной, аны? дивары б?тен бу сполохах, ?йтерсе? л? яна зур учак. Тукай сур?тл?нг?н чарада катнашучыларга на билеты откан. Ул облокотился на спинку урындык, ген? наклонил башын. Караш шагыйрь устремлен вдаль, меж бровей пролегла складка. Худощавое матур й?зе задумчиво. – Кыска ч?ч бел?н ген? взъерошены, ?йтерсе?, отдавшись не? мыслям, шагыйрь ?тк?рде буенча башымда кулы бел?н.
    Поза Тукай свободна, а?а привычно самолетка утыра бу урындык итеп була иде”, – опереться, аны? спинку. М?гаен, шулай яхшырак думается. Безрадостное, тулы лишений балачак, авыр яшьлеге, аннары даны б?ек шагыйрь – болар барысы да отложило ?зенч?лекле отпечаток, аны? й?зе. ?йе, чир подтачивает к?ч м??б?р ит? спешить. Шулай тормыш испытывала яшь кеше ныклыгын.
    Н?рс? турында шул хакта уйлана Габдулла Тукай, устремив караш ясных темных к?зл?р вдаль? К?р? ул за завесой неизвестного кил?ч?к? Ни ?чен шулай сурово пролегла складка меж густых темных бровей? Булырга м?мкин, дип иск? ала ул голодное балачак. Яки шагыйрь тревожит илебезне? кил?ч?ге, халкыны?. ?авап табарга була аны? стихах:
    Ничек т?гел давила тормыш мине, мин тормыш курыкмыйм,
    ??м анда впору еларга курыктык, ми?а т?гел тир?се т?лим, ? смеюсь.
    Темнее т?нге тормыш минем. Ни кояш, ни луны.
    ?мма мин кан?гать: барысы да шул ук к?нн?рд? йолдыз яктыртылды.
    Бары тик удлинили куллары ми?а старанья кара к?чл?р,
    Йолдызны священную вакытында ми?а шайтан т?гел погасил.
    Булдырып, портреты, Габдулла Тукай, Е. Симбирин дип ассызыклады рух к?че шагыйрь, аны? несгибаемую ихтыяр к?чен булышкан кыска гына вакыт эченд? (и?ади язмышы Тукай длилась нибары сигез яшь) булдырырга бик к?п ?с?рл?ре, открывших я?а с?хиф?не ?д?бияты, татар халкыны?. М?гаен, шу?а взгляде бу портреты ишет?се? зур ?лк?нн?р у?ай энергия. Тел?ге д? уяна яш?рг? ??м табарга, ?зене? билгел?неше, тормышта ничек моны Габдулла Тукай.

  6. Татар халык шагыйре Габдулла Тукай привлекал ??м ??леп ител?, ?зен? игътибар гына т?гел, шигърият с?ючел?р, л?кин ??м р?ссамнар, композиторлар ??м скульпторларны. Аны кыскача, ?мма якты тормыш, д?рт, и?ади натуры булдыру ?с?рл?ре, аларда воплощается могучий рухы Габдулла Тукай, аны? омтылыш, яхшы якка ?зг?р? ??м окружающем д?ньяда, ??м анда и?. Аларны? берсе и? яхшы ?с?рл?ренн?н санала картина “Шагыйрь Г. Тукай” т?зелг?н р?ссам совет чор Е Симбириным. Портреты танылган шагыйрь нарисован 1976 елда. Анда бернинди отвлекающих караш детальл?р ген? яшь кеше ?чен спиной, аны? дивары б?тен бу сполохах, ?йтерсе? л? яна зур учак. Тукай сур?тл?нг?н чарада катнашучыларга на билеты откан. Ул облокотился на спинку урындык, ген? наклонил башын. Караш шагыйрь устремлен вдаль, меж бровей пролегла складка. Худощавое матур й?зе задумчиво. – Кыска ч?ч бел?н ген? взъерошены, ?йтерсе?, отдавшись не? мыслям, шагыйрь ?тк?рде буенча башымда кулы бел?н. Поза Тукай свободна, а?а привычно самолетка утыра бу урындык итеп була иде”, – опереться, аны? спинку. М?гаен, шулай яхшырак думается. Безрадостное, тулы лишений балачак, авыр яшьлеге, аннары даны б?ек шагыйрь – болар барысы да отложило ?зенч?лекле отпечаток, аны? й?зе. ?йе, чир подтачивает к?ч м??б?р ит? спешить. Шулай тормыш испытывала яшь кеше ныклыгын. Н?рс? турында шул хакта уйлана Габдулла Тукай, устремив караш ясных темных к?зл?р вдаль? К?р? ул за завесой неизвестного кил?ч?к? Ни ?чен шулай сурово пролегла складка меж густых темных бровей? Булырга м?мкин, дип иск? ала ул голодное балачак. Яки шагыйрь тревожит илебезне? кил?ч?ге, халкыны?. ?авап табарга була аны? стихах: Ничек т?гел давила тормыш мине, мин тормыш курыкмыйм, ??м анда впору еларга курыктык, ми?а т?гел тир?се т?лим, ? смеюсь. Темнее т?нге тормыш минем. Ни кояш, ни луны. ?мма мин кан?гать: барысы да шул ук к?нн?рд? йолдыз яктыртылды. Бары тик удлинили куллары ми?а старанья кара к?чл?р, Йолдызны священную вакытында ми?а шайтан т?гел погасил. Булдырып, портреты, Габдулла Тукай, Е. Симбирин дип ассызыклады рух к?че шагыйрь, аны? несгибаемую ихтыяр к?чен булышкан кыска гына вакыт эченд? (и?ади язмышы Тукай длилась нибары сигез яшь) булдырырга бик к?п ?с?рл?ре, открывших я?а с?хиф?не ?д?бияты, татар халкыны?. М?гаен, шу?а взгляде бу портреты ишет?се? зур ?лк?нн?р у?ай энергия. Тел?ге д? уяна яш?рг? ??м табарга, ?зене? билгел?неше, тормышта ничек моны Габдулла Тукай.

  7. Зеленодольский Механический Колледж
    Реферат На Тему:
    Габдулла Тукай
    Выполнил: студент I курса
    гр.221
    Газеев Марат
    Проверил: Галимова Н. З.
    2002 год
    Габдулла Тукай
    Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.
    Габдулла Тукай родился в апреле 1886 года в деревне Кушлавыч бывшей Казанской губернии. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре.
    В Уральске прошли детство и юность поэта. Здесь он поступил в медресе, в этом городе начал писать стихи. В этом уральском городке молодой Тукай познакомился с творчеством великих русских поэтов – Пушкина и Лермонтова. Их стихи покорили сердце начинающего поэта.
    Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо защищать свои права и не бояться хозяина.
    Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой вольнодумца.
    Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.
    Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева “Вакыт” (“Время”). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань.
    Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух народности, как сделал это он.
    Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много горьких минут.
    Поэт говорит, что татарский народ найдет счастье только в единстве с русским народом, на земле отцов. Тукай гневно отвергает идею, которую старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не с Турцией, а с народами России найдем мы счастье, пишет Тукай.
    С народом России мы песни певали,
    Есть общее в нашем быту и морали…
    Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
    Нанизаны мы на единую нить.
    За период жизни Тукая в Казани нет, пожалуй, ни одного его поэтического сборника, на который не налагался бы арест. Дружба Тукая с Ф. Амирханом, Г. Камалом, Г. Кулахметовым и большевиком Хусаином Ямашевым способствовала формированию идейных взглядов поэта. Он с большой теплотой пишет о первом татарском большевике X. Ямашеве.
    Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее “светозарной”, городом науки и искусства.
    Когда здоровье Тукая ухудшилось, поэту советовали поехать лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена. В деревне поэту стало еще хуже. Было решено положить Тукая в больницу. Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему он раньше не обратился в больницу? На это поэт шутливо ответил:
    Музей классика татарской литературы народного поэта Габдуллы Тукая
    Музей открыт в 1986 году к столетию со дня рождения поэта. Дом, в котором расположился музей, – бывший коммерческий особняк, памятник архитектуры ХХ века, находящийся в Старо-Татарской слободе.
    Экспозиция музея отражает казанский период жизни Г. Тукая: здесь он жил дважды – в детстве, а затем приехал сюда в 1907 году из Уральска после учебы в медресе. В Казани он состоялся как поэт, журналист, общественный деятель. Похоронен на кладбище в Ново-Татарской слободе.
    Важное место в экспозиции занимают прижизненные издания Габдуллы Тукая. Среди мемориальных вещей – подлинные фотографии поэта разных лет. Одна из них, 1908 года, сделана для сборника его стихотворений. Большой интерес представляют и личные вещи – фаянсовая шкатулка, которую поэт купил сестре с первого гонорара: тюбетейка Габдуллы Тукая, его домра, металлический стакан для карандашей, плетеная дорожная корзина для путешествий. Здесь же посмертная маска поэта и фотографии его похорон.
    Габдулла Тукай
    Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.
    Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо защищать свои права и не бояться хозяина.
    Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой вольнодумца.
    Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.
    Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева “Вакыт” (“Время”). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань.
    Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух народности, как сделал это он.
    Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много горьких минут.
    Разоблачая националистическую буржуазию, ее идеологов, поэт говорит, что татарский народ найдет счастье только в единстве с русским народом, на земле отцов. Тукай гневно отвергает идею, которую старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не с Турцией, а с народами России найдем мы счастье, пишет Тукай.
    С народом России мы песни певали,
    Есть общее в нашем быту и морали…
    Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
    Нанизаны мы на единую нить.
    Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее “светозарной”, городом науки и искусства.
    Борьба с самодержавием, с буржуазными националистами отняла у поэта много силы. Здоровье Тукая резко ухудшилось. Поэту советовали поехать лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена. В деревне поэту стало еще хуже. Было решено положить Тукая в больницу. Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему он раньше не обратился в больницу? На это поэт шутливо ответил: “Мне говорили, что больница – это первая станция к смерти. А мне хотелось немножко пожить на свете”.
    В пять часов вечера 11 апреля 1913 года поэта не стало. Габдулла Тукай умер в расцвете творческих сил и таланта, как писал Горький, “от голода и чахотки”.
    Татарский народ высоко чтит память о выдающемся народном поэте. Именем Тукая в республике названы госфилармония, премия, которой удостаиваются лучшие литературные произведения и произведения искусства, его имя носит улица Казани. На месте нынешней Тукаевской улицы были две – Тихвинская и Екатерининская. Вторая шла от нынешней улицы Татарстан к Кабану.
    Тукай жил в номерах “Булгар” (угол Кирова и Татарстан). На этом доме установлена мемориальная доска. Есть она и на дом

    Похожие работы

  8. Реферат
    На Тему:

    Габдулла
    Тукай

    Выполнил:
    студент I
    курса
    гр.221
    Газеев
    Марат
    Проверил:
    Галимова Н. З.
    2002
    год

    Г
    абдулла
    Тукай

    Имя
    Габдуллы Тукая
    известно не
    только в Татарии,
    но и далеко за
    её пределами.
    Его знают все,
    кто ценит искусство,
    кто любит поэзию.
    Творчество
    Тукая многогранно:
    он поэт и публицист,
    литературный
    критик и общественный
    деятель. Для
    развития татарской
    поэзии и в целом
    культуры он
    сделал также
    много, как Пушкин
    для русской
    поэзии и культуры.
    Габдулла
    Тукай родился
    в апреле 1886 года
    в деревне Кушлавыч
    бывшей Казанской
    губернии. Оставшись
    рано сиротой,
    Габдулла первое
    время жил у
    дедушки, который
    в 1889 году отправил
    мальчика в
    Казань. В 1895 году
    девятилетний
    Габдулла приехал
    в Уральск к
    двоюродной
    сестре. Оставшись
    рано сиротой,
    Габдулла первое
    время жил у
    дедушки, который
    в 1889 году отправил
    мальчика в
    Казань. В 1895 году
    девятилетний
    Габдулла приехал
    в Уральск к
    двоюродной
    сестре.
    В
    Уральске прошли
    детство и юность
    поэта. Здесь
    он поступил
    в медресе, в
    этом городе
    начал писать
    стихи. В этом
    уральском
    городке молодой
    Тукай познакомился
    с творчеством
    великих русских
    поэтов – Пушкина
    и Лермонтова.
    Их стихи покорили
    сердце начинающего
    поэта.
    Работая
    в типографии
    корректором
    и экспедитором,
    Габдулла Тукай
    не мог мириться
    с той эксплуатацией,
    которая здесь
    царила. За десять
    рублей в месяц
    от него требовали,
    казалось,
    невозможного.
    В таком же положении
    жили наборщики
    и другие рабочие.
    Однажды Тукай
    высказал рабочим,
    что надо защищать
    свои права и
    не бояться
    хозяина.
    Хозяин
    типографии
    заметил, что
    молодой корректор
    подбивает
    рабочих к
    недовольству,
    но принимать
    крутых мер не
    стал, так как
    боялся едких
    стихов Тукая,
    который уже
    печатался в
    газетах. Он
    только побольше
    загрузил работой
    вольнодумца.
    Но
    Тукай всегда
    был верен тому,
    что наметил.
    Он решил дать
    бой хозяину,
    и стал готовить
    рабочих типографии
    к выступлению
    с требованием
    увеличить
    зарплату. Видя,
    что юноша тверд
    характером,
    хозяин решил
    разделаться
    с Тукаем и уволил
    его из типографии.
    Перед
    молодым Тукаем
    встал вопрос,
    куда пойти? К
    этому времени
    он уже был известным
    поэтом. Его
    талантом восторгались
    многие, владельцы
    казанских и
    других газет
    приглашали
    поэта к себе
    на работу. Среди
    них была и
    оренбургская
    газета
    миллионера-золотопромышленника
    Рамеева “Вакыт”
    (“Время”). И хотя
    Тукай знал, что
    Рамеев поэт
    и что у него
    есть неплохие
    стихи, он все
    же не пошел к
    нему. Его мечтой
    стала Казань,
    где более бурно,
    нежели в Оренбурге
    или Уфе, кипела
    жизнь. И он
    устремился
    в Казань.
    Тукай
    любил свой
    народ и, пожалуй,
    из татарских
    писателей
    прошлого никто
    не сумел с такой
    глубиной и
    художественной
    силой выразить
    дух народности,
    как сделал это
    он.
    Тукай
    горячо, самозабвенно
    любил Казань.
    С этим городом
    у него связано
    все лучшее в
    жизни. Но вместе
    с тем в Казани
    он пережил и
    много горьких
    минут.
    Поэт
    говорит, что
    татарский народ
    найдет счастье
    только в единстве
    с русским народом,
    на земле отцов.
    Тукай гневно
    отвергает идею,
    которую старались
    протащить
    сбежавшие в
    Турцию Г. Р.
    Ибрагимов и
    Ю. Акчура. Не с
    Турцией, а с
    народами России
    найдем мы счастье,
    пишет Тукай.
    С
    народом России
    мы песни певали,
    Есть
    общее в нашем
    быту и морали…
    Вовеки
    нельзя нашу
    дружбу разбить,
    Нанизаны
    мы на единую
    нить.
    За
    период жизни
    Тукая в Казани
    нет, пожалуй,
    ни одного его
    поэтического
    сборника, на
    который не
    налагался бы
    арест. Дружба
    Тукая с Ф. Амирханом,
    Г. Камалом, Г.
    Кулахметовым
    и большевиком
    Хусаином Ямашевым
    способствовала
    формированию
    идейных взглядов
    поэта. Он с большой
    теплотой пишет
    о первом татарском
    большевике
    X. Ямашеве.
    Казань,
    в которой поэт
    прожил свои
    последние годы,
    была мила Тукаю,
    он посвятил
    ей немало прекрасных
    строк. Поэт
    называет ее
    “светозарной”,
    городом науки
    и искусства.
    Когда
    здоровье Тукая
    ухудшилось,
    поэту советовали
    поехать лечиться
    на юг, но у него
    не было на это
    средств. Друзья
    собрали ему
    немного денег
    и отправили
    лечиться в
    деревню. Но
    болезнь была
    уже запущена.
    В деревне поэту
    стало еще хуже.
    Было решено
    положить Тукая
    в больницу.
    Врачи, осмотрев
    больного, спросили
    его, почему он
    раньше не обратился
    в больницу? На
    это поэт шутливо
    ответил:
    Музей
    классика татарской
    литературы
    народного поэта
    Габдуллы Тукая
    Музей
    открыт в 1986 году
    к столетию со
    дня рождения
    поэта. Дом, в
    котором расположился
    музей, – бывший
    коммерческий
    особняк, памятник
    архитектуры
    ХХ века, находящийся
    в Старо-Татарской
    слободе.
    Экспозиция
    музея отражает
    казанский
    период жизни
    Г. Тукая: здесь
    он жил дважды
    – в детстве, а
    затем приехал
    сюда в 1907 году
    из Уральска
    после учебы
    в медресе. В
    Казани он состоялся
    как поэт, журналист,
    общественный
    деятель. Похоронен
    на кладбище
    в Ново-Татарской
    слободе.
    Важное
    место в экспозиции
    занимают прижизненные
    издания Габдуллы
    Тукая. Среди
    мемориальных
    вещей – подлинные
    фотографии
    поэта разных
    лет. Одна из
    них, 1908 года, сделана
    для сборника
    его стихотворений.
    Большой интерес
    представляют
    и личные вещи
    – фаянсовая
    шкатулка, которую
    поэт купил
    сестре с первого
    гонорара: тюбетейка
    Габдуллы Тукая,
    его домра,
    металлический
    стакан для
    карандашей,
    плетеная дорожная
    корзина для
    путешествий.
    Здесь же посмертная
    маска поэта
    и фотографии
    его похорон.
    Габдулла
    Тукай
    Имя
    Габдуллы Тукая
    известно не
    только в Татарии,
    но и далеко за
    её пределами.
    Его знают все,
    кто ценит искусство,
    кто любит поэзию.
    Творчество
    Тукая многогранно:
    он поэт и публицист,
    литературный
    критик и общественный
    деятель. Для
    развития татарской
    поэзии и в целом
    культуры он
    сделал также
    много, как Пушкин
    для русской
    поэзии и культуры.
    Работая
    в типографии
    корректором
    и экспедитором,
    Габдулла Тукай
    не мог мириться
    с той эксплуатацией,
    которая здесь
    царила. За десять
    рублей в месяц
    от него требовали,
    казалось,
    невозможного.
    В таком же положении
    жили наборщики
    и другие рабочие.
    Однажды Тукай
    высказал рабочим,
    что надо защищать
    свои права и
    не бояться
    хозяина.
    Хозяин
    типографии
    заметил, что
    молодой корректор
    подбивает
    рабочих к
    недовольству,
    но принимать
    крутых мер не
    стал, так как
    боялся едких
    стихов Тукая,
    который уже
    печатался в
    газетах. Он
    только побольше
    загрузил работой
    вольнодумца.
    Но
    Тукай всегда
    был верен тому,
    что наметил.
    Он решил дать
    бой хозяину,
    и стал готовить
    рабочих типографии
    к выступлению
    с требованием
    увеличить
    зарплату. Видя,
    что юноша тверд
    характером,
    хозяин решил
    разделаться
    с Тукаем и уволил
    его из типографии.
    Перед
    молодым Тукаем
    встал вопрос,
    куда пойти? К
    этому времени
    он уже был известным
    поэтом. Его
    талантом восторгались
    многие, владельцы
    казанских и
    других газет
    приглашали
    поэта к себе
    на работу. Среди
    них была и
    оренбургская
    газета
    миллионера-золотопромышленника
    Рамеева “Вакыт”
    (“Время”). И хотя
    Тукай знал, что
    Рамеев поэт
    и что у него
    есть неплохие
    стихи, он все
    же не пошел к
    нему. Его мечтой
    стала Казань,
    где более бурно,
    нежели в Оренбурге
    или Уфе, кипела
    жизнь. И он
    устремился
    в Казань.
    Тукай
    любил свой
    народ и, пожалуй,
    из татарских
    писателей
    прошлого никто
    не сумел с такой
    глубиной и
    художественной
    силой выразить
    дух народности,
    как сделал это
    он.
    Тукай
    горячо, самозабвенно
    любил Казань.
    С этим городом
    у него связано
    все лучшее в
    жизни. Но вместе
    с тем в Казани
    он пережил и
    много горьких
    минут.
    Разоблачая
    националистическую
    буржуазию, ее
    идеологов, поэт
    говорит, что
    татарский народ
    найдет счастье
    только в единстве
    с русским народом,
    на земле отцов.
    Тукай гневно
    отвергает идею,
    которую старались
    протащить
    сбежавшие в
    Турцию Г. Р.
    Ибрагимов и
    Ю. Акчура. Не с
    Турцией, а с
    народами России
    найдем мы счастье,
    пишет Тукай.
    С
    народом России
    мы песни певали,
    Есть
    общее в нашем
    быту и морали…
    Вовеки
    нельзя нашу
    дружбу разбить,
    Нанизаны
    мы на единую
    нить.
    Казань,
    в которой поэт
    прожил свои
    последние годы,
    была мила Тукаю,
    он посвятил
    ей немало прекрасных
    строк. Поэт
    называет ее
    “светозарной”,
    городом науки
    и искусства.
    Борьба
    с самодержавием,
    с буржуазными
    националистами
    отняла у поэта
    много силы.
    Здоровье Тукая
    резко ухудшилось.
    Поэту советовали
    поехать лечиться
    на юг, но у него
    не было на это
    средств. Друзья
    собрали ему
    немного денег
    и отправили
    лечиться в
    деревню. Но
    болезнь была
    уже запущена.
    В деревне поэту
    стало еще хуже.
    Было решено
    положить Тукая
    в больницу.
    Врачи, осмотрев
    больного, спросили
    его, почему он
    раньше не обратился
    в больницу? На
    это поэт шутливо
    ответил: “Мне
    говорили, что
    больница – это
    первая станция
    к смерти. А мне
    хотелось немножко
    пожить на свете”.
    В
    пять часов
    вечера 11 апреля
    1913 года поэта
    не стало. Габдулла
    Тукай умер в
    расцвете творческих
    сил и таланта,
    как писал Горький,
    “от голода и
    чахотки”.
    Татарский
    народ высоко
    чтит память
    о выдающемся
    народном поэте.
    Именем Тукая
    в республике
    названы госфилармония,
    премия, которой
    удостаиваются
    лучшие литературные
    произведения
    и произведения
    искусства, его
    имя носит улица
    Казани. На месте
    нынешней Тукаевской
    улицы были две
    – Тихвинская
    и Екатерининская.
    Вторая шла от
    нынешней улицы
    Татарстан к
    Кабану.
    Тукай
    жил в номерах
    “Булгар” (угол
    Кирова и Татарстан).
    На этом доме
    установлена
    мемориальная
    доска. Есть она
    и на доме, стоящем
    на углу улиц
    Островского
    и Кави Наджми.
    Во времена
    Тукая здесь
    была больница
    (ныне клиника
    ГИДУВа).
    Прах
    Габдуллы Тукая
    покоится на
    татарском
    кладбище в
    Приволжском
    районе.
    Как
    я горд, народ
    прекрасный,
    Что
    тебе принадлежу!
    Быть
    хочу твоим
    поэтом,
    За
    тебя стоять
    стеной.
    Близок
    сердцу дух
    народный,
    Я
    мечтаю, край
    родной,
    Жить
    с тобой одной
    печалью
    Или
    радостью одной
    Чувства
    выше нет на
    свете,
    Чем
    любовь к тебе
    народ,
    Одержим
    одной я страстью

    сердцем
    быть всегда
    с тобой
    23
    марта 2002года
    Президент
    Татарстана
    посетил Музей
    изобразительных
    искусств РТ
    и ознакомился
    с развернутой
    здесь большой
    выставкой,
    посвященной
    105-й годовщине
    со дня рождения
    основоположника
    татарского
    профессионального
    изобразительного
    искусства Баки
    Урманче. По
    ходу экскурсии
    необходимые
    пояснения к
    выставке, на
    которой представлено
    130 живописных,
    графических
    и скульптурных
    работ мастера,
    Президенту
    давали заместитель
    директора музея
    по науке Ольга
    Пиульская и
    вдова художника
    – старший научный
    сотрудник ИЯЛИ
    им. Г.Ибрагимова
    Флора Вагаповна
    Ахметова-Урманче,
    рассказавшая,
    в частности,
    об истории
    создания
    произведений,
    которые привлекли
    особое внимание
    высокого гостя.
    На выставке
    Президент
    внимательно
    вглядывался
    в те картины,
    которые экспонируются
    впервые, восхищался
    иллюстрациями
    к произведениям
    Габдуллы Тукая,
    портретами
    деятелей культуры
    и татар – полководцев
    Великой Отечественной
    войны, многоцветьем
    пейзажей родного
    Татарстана.
    А картина “У
    сепаратора”
    так понравилась
    Минтимеру
    Шариповичу,
    что он выразил
    пожелание,
    чтобы она стала
    украшением
    художественной
    галереи Президентского
    дворца. Это
    полотно относится
    к лучшим произведениям
    раннего периода
    творчества
    Баки Урманче,
    когда он в 20-е
    годы прошлого
    столетия преподавал
    в Казанском
    художественном
    техникуме.
    Картина,
    по словам Шаймиева,
    всколыхнула
    у него воспоминания
    детства.
    В
    этой картине
    все, как в жизни,
    – сказал он. –
    Сепаратор в
    то далекое
    время был еще
    большой редкостью.
    Помню, как мама
    делала сметану
    на таком сепараторе,
    а потом масло.
    И мы, дети, ждали,
    когда все это
    будет на столе.
    Президент
    охотно отвечал
    на вопросы
    журналистов
    и подчеркнул
    в беседе с ними,
    что творчество
    Баки Урманче
    составило целую
    эпоху в татарском
    изобразительном
    искусстве.
    После
    знакомства
    с выставкой
    Минтимер Шарипович
    оставил теплый
    отзыв о ней в
    Книге почетных
    гостей: “Творчество
    нашего великого
    мастера Баки
    Урманче поражает
    своей философской
    глубиной, входит
    в наши души,
    восхищает. Это
    одна из самых
    прекрасных
    страниц нашей
    истории. Я благодарю
    от всей души
    тех, кто хранит
    это бесценное
    наследие”.
    На
    прощание Флора
    Вагаповна
    подарила Президенту
    Татарстана
    альбом “Баки
    Урманче. Графические
    портреты” и
    свою новую
    книгу “Татарский
    эпос”, а директор
    музея Анатолий
    Сластунин –
    прекрасно
    выполненное
    издание, только
    что увидевшее
    свет в Москве,
    – “Государственный
    музей изобразительных
    искусств Республики
    Татарстан”.
    Материал
    взят из книги
    В. Белокопытова
    и Н. Шевченко,
    Их именами
    названы улицы
    Казани. Казань,
    Таткнигоиздат,
    1973 год.

  9. 9
    Текст добавил: ---L L ангело4е|{---L L

    Эссе
    Син бит, шагыйрь, татар халкы ?чен
    Яш?? д?реслеге язган зат”.
    Тукай, Тукай, дибез. Габдулла Тукайны? туган к?нен билгелибез. ?  т?пт?н уйлап карасак, без, чыннан да, гомер буе   Тукай  бел?н берг? яшибез. Кечкен?д?н б?л?к?й  Апушны кызганабыз, Ш?риф? карчыкны явыз, дибез. Без ?ск?н саен Тукай ?с?,  ул ?ск?н саен – без.
    Габдулла Тукаебыз ис? — татар шигърияте к?генд? янган  якты йолдызларны? и? зурысы.  Ул калдырган и?ат мирасы ??м рухи яктылык – безне? горурлыгыбыз ??м мактанычыбыз. ?аныбыз аны? шигырьл?ренн?н, ул тудырган га??еп д?ньядан аерыла алмый .
    Тел?с?  кайсы милл?тне милл?т итк?н ике т?п н?рс? бар. Аларны? беренчесе – туган тел, икенчесе – милли к?й, милли мо?. Уйлап карагыз ?ле. Габдулла Тукай  с?зл?рен? ?ырлана торган “Туган тел”, “Туган авыл”, “Б?йр?м б?ген”, “?лл?ки”, “Т?фтил??” ?ырларыннан башка татарны, аны? к??елен ??м рухын к?з алдына китереп буламы? Юк, ?лб?тт?. Д?ньяда яхшы ?ырдан  да олырак с?нгать юктыр. Ни ?чен дис??, ?ырда туган телне? и? затлы, и? т?мле, и? хисле, и? мо?лы с?зл?ре берг? ?ыела.
    ? Тукаебызны? ?киятл?ре булмаса, г?з?л балачагыбыз булыр иде мик?н? Ул «Су анасы», «Ш?р?ле», «К??? бел?н Сарык» ?киятл?ре нинди ген? б?ек кешел?р т?рбиял?м?де ик?н! «Сабыйга», «Эшк? ?нд??», «Эш бетк?ч, уйнарга ярый» шигырьл?ре ис? нинди ген? h?н?р иял?ре ?стерм?де!   Дим?к, без б?хетле, без  Тукайлы халык. Тукай безне кеше итте, Тукай безне телле итте. Тукай безне эшк? ?йр?тте. Тукай безне д?ньяга танытты. Без Тукайга бурычлы. Без Тукайга р?хм?тле. Шушы изге бурычыбызны тормышка ашыру ?чен, бар к?чебезне куябыз. Туган телебез татар телен яратабыз, аны? бел?н горурланабыз. Халкыбызны? милли ?киятл?рен яратып укыйбыз, бер -беребезг? с?йлибез.
    Тукай абый, к??елем бел?н
    Б?ген сине? янга килешем.
    ?ир й?зенд? Кеше булуга
    Шигырьл?ре? аша ирештем.
    Р?хм?т си?а, телем бирде?,
    Яхшылыкка ?йр?тте?.
    Чит эшл?рг? тайпылсам да,
    hич какмады?, ?з итте?.
    А?латып телне? асылын,
    К?рс?тте? туры юлны.
    Моннан ары беркайчан да
    Югалтмабыз кыйбланы.
    Туган телебезд?н башка
    Яш??л?р ул юк ик?н.
    Матур илл?р к?п булса да,
    Туган тел бер?? ик?н.
    Тукай аша
    Тукай шигырьл?рен укыйм,
    Т?нн?рен ятлап ятам.
    ?лл? яшьт?ш булгангамы-
    Аны ?зелеп яратам.
    Шигырьл?ре – тел ачкычы,
    ??рбер с?зе- васыять.
    Тукай абый, телем ачтым
    “Туган тел”е?не  с?йл?п.
    «Кышкы кич» л?рд? утырып,
    Башлы ?лгел?р чиктем.
    “?лл?ки”, “Т?фтил??” ты?лап,
    Т?нн?рен йоклап киттем.
    «Пар ат»лары?а утырып,
    Бардым сабантуйларга.
    «Кызыклы ш?керт»е? аша
    Oйр?ндем эш с?ярг?.
    Аккош к?ленн?н чыккан да,
    Су анасы ч?ч тарый.
    Тарагын ч?лм?сенн?р дип,
    Тир?-ягына карый.
    ? мен? Ш?р?ле абый:
    Авызын шундый ера.
    Кети-кети уйныйк диеп,
    Мине чакырып тора.
    «Бала» китапхан?сенд?
    Белдем «Кисекбашны»да.
    Тагын бер кат р?хм?тлемен
    Тукаебыз булганга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *