Сочинение на тему 11 класс

7 вариантов

  1. Знания в нашей стране
    Знания в нашей стране
    Знания в нашей стране
    “Война – это безумие, заставляющее усомниться в разуме человека…”
    “Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь”
    “Жизнь и судьба” (По роману В. Гроссмана)
    “Не достигнув желаемого, они убедили себя в том, что не желали достигнутого…”
    “Слово: мудрое, чистое, родное”
    Cловом можно убить, словом можно спасти (мини-сочинение)
    «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно» (Ф.М. Достоевский) (по произведениям 20 века).
    «Все кто размышлял об искустсве управления людьми, убеждены, что судьбы зависят от воспитания молодежи» (Аристотель)
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все нуждаются друг в друге, и вы ожидаете помощи от себе подобных точно так же, как они ждут ее от вас…»
    «Все человечество любить намного проще, чем одного конкретного человека» (сочинение-рассуждение)
    «Давайте поклоняться доброте…»
    «Давайте поклоняться доброте…»
    «Давайте поклоняться доброте…»
    «Давайте поклоняться доброте…»
    «Давайте поклоняться доброте…»
    «Держа в руках часы и календарь, я в будущее втянут, как Россия…»
    «Держа в руках часы и календарь, я в будущее втянут, как Россия…»
    «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает»
    «Жизнь есть увеличение своей души» (Л.Н. Толстой)
    «Искусство – не затейливость узоров, а язык, которым я хочу себя выразить» (С.А. Есенин).
    «Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке» (Л.Н.Толстой)
    «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. Пришвин)(на литературном материале XIX-XXIв.)
    «Муштра, одна муштра…»(по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А. И. Куприна «Поединок» )
    «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф.М. Достоевский
    «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф.М.Достоевский)
    «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф.М.Достоевский)
    «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф.М. Достоевский)
    «Не устану следить, чтобы Вечный огонь не погас…»
    «Не устану следить, чтобы Вечный огонь не погас…»
    «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» (отзыв о посещении Бородинской панорамы в Москве)
    «Ощущать себя наследником прошлого значит осознавать свою ответственность перед будущим» (Д. Лихачев)
    «Письмо в двадцать пятый век»
    «Поэзия – баба капризная»(В. В. Маяковский и А. А. Вознесенский о назначении поэта и поэзии)
    «Поэзия-форма любви» (М. Пришвин) (по произведениям русской литературы 20 века)
    «Процветай же славой вечной, город храмов и палат!»(Ф. Глинка)
    «Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены»
    «Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены»
    «Святыни бывают различные и различна их иерархия, но бесспорно среди них место родины» (по произведениям XX века)
    «У войны не женское лицо…»
    «Умение видеть красоту природы делает человека богаче и гармоничнее»
    «Хочу» и «хочется» в истории одного увлечения.
    «Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий характер, делающий его маяком для других»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Чужой пример – это единственная школа человечества; в другую школу человек никогда не ходил и ходить не будет»
    «Школьные годы чудесные…»
    «Я люблю свиней. Собаки смотрят на нас снизу вверх. Кошки смотрят на нас сверху вниз. Свиньи смотрят на нас как на равных» (У. Черчилль).
    А зори здесь тихие…
    Активная жизненная позиция – старт в успех
    Анализ фильма “Пир во время чумы” (режиссера М. Швейцера)
    Без труда талант – это фейерверк!
    Богатство русского языка.
    Будущее страны в моих руках
    Будущее страны в наших руках
    Будущее страны в наших руках
    Быть на Земле Человеком.
    Ведущие темы современной публицистики статья В. Селюнина «Бремя действий»
    Великий сын России М.В. Ломоносов
    Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба А. И. Солженицына)
    Вересаев и Горький (опыт статьи)
    Верность слову
    Вечный спор добра и зла
    Власть слова
    Влияние социального строя и национальных традиций на бытовую жизнь и мораль общества
    Возвращаясь к Пушкину
    Возвращение скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница»
    Возрождение
    Война глазами детей
    Воображение – двигатель прогресса
    Воображение – двигатель прогресса и спасение человечества (эссе)
    Встречи вне времени (эссе)
    Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена! (мини-сочинение)
    Высказать свое отношение к четырем «надо», которые следует преодолеть молодому человеку
    Высшее счастье жить среди людей и быть им нужным.
    Г. Р. Державин и А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии
    Геласимов. Рецензия на “степных богов”
    Героизм и патриотизм советского народа в Великой отечественной войне
    Героизм и предательство в произведениях литературы xx века
    Говорю о войне, хоть и знаю о ней понаслышке…
    Голос мечты
    Город Уссурийск шестьдесят лет спустя
    Горькая правда войны
    Дар дружбы
    Два рода искусства
    Демократия в России: миф или реальность? Что дает, что требует и что отнимает у человека власть?
    День Победы
    Десять ценностей нашего времени
    Дети художника – его ученики (опыт статьи)
    Детский сад будущего
    Динка
    Для чего пишут поэты
    Для чего пишут поэты
    Добро и зло в современном мире
    Добро и зло на страницах мировой литературы
    Добро и зло. Человек и его вера
    Долг служения Отечеству
    Духовность
    Если бы я был учителем
    Если бы я был учителем…
    Если бы я стала мэром
    Женский подвиг ради любви
    Женщина в дымке Серебряного века (эссе)
    Жизненный успех. Как я его понимаю
    Журналист, каким я его вижу
    За волшебной дверцей народной традиции (репортаж)
    За что я люблю свой край
    За что я люблю свой край
    Зачем мне жизнь дана? (Сочинение-рассуждение)
    Знакомство с миром
    Знание – счастье?
    Знание – счастье?
    Знание – счастье?
    Изгои общества
    Интернет – экспериментальная площадка для всего человечества
    Искусственность унижает и опошляет все то, к чему она прикасается (Д.И.Писарев).
    Искусство в жизни человека
    Искусство театра
    Истинная красота человека
    Истинная красота человека
    Истинная красота человека
    История первой награды
    История ПК
    Как жить на земле?
    Как партия коммунистов руководила литературой
    Как училась моя мама
    Как я понимаю дружбу
    Как я провела лето…
    Каким меня видят другие
    Каким я представляю себе красивого человека?
    Какое доброе дело я сделал в этом году?
    Классика и современность в литературе
    Классика устарела?!
    Классическая литература не оставляет современного человека равнодушным
    Клуб народной песни (репортаж)
    Книга в моей жизни (эссе)
    Книга правды, любви и добра (по роману «Мастер и Маргарита»)
    Книга, которую хочется перечесть
    Книги
    Книги, без которых я не могу обойтись
    Когда ужасное прельщает…
    Концепция молодежной общественной радиостанции
    Космос и человек
    Край, в котором я бывал (г. Санкт-Петербург)
    Красота соборов – красота России (Софийский собор в Новгороде)
    Кружки и салоны XVIII века
    Кто я в своей стране?
    Культурные народные традиции (эссе)
    Леонид Парфенов
    Лицо России. Серафим Саровский.
    любовь
    Любовь и злодейство – вещи несовместные?
    Люди в белых халатах
    Меткое русское слово
    Милосердие (эссе)
    Мир скучен для скучных людей
    Мир, в котором я живу
    Мое восприятие и мое отношение к Великой Отечественной войне
    Моё любимое британское увлечение
    Моё мировоззрение
    Мое образование — мой капитал
    Мое открытие латиноамериканской литературы (сочинение-миниатюра)
    Мое отношение к приметам
    Мое отношение к приметам
    Мое отношение к рекламе
    Мое понимание рыночной экономики
    Мое понимание счастья
    Мое последнее школьное сочинение
    Может ли в наши дни «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать»?
    Может ли дружба перерасти во вражду?
    Можно ли выбрать профессию на всю жизнь?
    Можно ли обойтись без духовных потребностей, без потребности общения между людьми? Является ли труд потребностью?
    Можно ли совершить благородный поступок из эгоистических соображений? Почему так важны мотивы поступков?
    Можно ли стать Ломоносовым в наши дни?
    Мои корни
    Мой выходной день
    Мой друг заболел СПИДом…
    Мой духовный наставник (эссе)
    Мой любимый поэт Серебряного века
    Мой проект реформы русского языка
    Мой современник
    Моя встреча с Библией
    Моя жизненная позиция
    Моя любимая картина – «сикстинская Мадонна» Рафаэля (эссе)
    Моя педагогическая философия – «Век живи – век учись»
    Музыка в моей душе
    Музыка в моей жизни
    Музыка в моей жизни
    Мы в ответе за тех, кого приручили
    Мы в ответе за тех, кого приручили (Сочинение-миниатюра)
    На выставке живописи (творчество художника Геннадия Павлова) (рецензия)
    На пороге взрослой жизни…
    Награда нашла своего героя
    Народ и труд
    Невероятно, но факт
    Нечаянная радость
    Никто не забыт…
    Новогодняя сказка
    Нужна ли нам поэзия в 21 веке
    Нужна ли современному читателю классическая литература?
    Нужна ли современному читателю классическая литература?
    Нужна ли человеку семья?
    Нужно ли современному читателю читать роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?
    Нужны ли России образованные люди?…
    О любви
    О Родине
    О роли литературы (личное мнение)
    О роли литературы личное откровение
    О смысле жизни
    Образ Петра первого в русской литературе (М. Ломоносов, А. Пушкин, А. Толстой)
    Образ фронтовика в произведениях о Великой Отечественной войне
    Образование – это долг настоящего поколения будущему
    Образы двух столиц в русской литературе
    Олимпийский мир и я
    Основные темы современной публицистики
    Отзыв о фильме «Вам и не снилось…» (1980г.)
    Отношение к революции 1917 года М. Горького, А. Блока и наше
    Отношение моего поколения к милиции
    Оценка личных перспектив (для конкурса «Одаренные дети»)
    Памятники города Истры
    Памятники Н. В. Гоголю в Москве
    Память сердца
    Пейзажная лирика в живописи и поэзии (по лирическому творчеству И.А. Бунина)
    Печорин – герой, ничтожество или типичный представитель дворянства 40-х годов xix века (Я хочу рассказать вам о книге)
    Письмо в 25 век
    Письмо в третье тысячелетие
    Письмо ветерану
    Письмо ветерану
    Письмо ветерану
    Повести «Лицом к лицу» Ч. Айтматова и «Живи и помни» В.Распутина
    Подвиг народа бессмертен (По произведениям современной литературы о Великой Отечественной войне)
    Подростковая преступность
    Поезд современности
    Поиск и находки поэтов Серебряного века (футуристы, акмеисты, символисты)
    Поиски и находки поэтов Серебряного века (футуристы, акмеисты, символисты)
    Почему «Умом Россию не понять»?
    Почему я верую в бога (эссе)
    Почему я решил посвятить себя службе в ФСБ России?
    Поэзия и живопись слились
    Преемственность русской литературы (Оды. «Вольность» А. Н. Радищева и А. С. Пушкина)
    Прекрасные женские образы русской литературы
    Природа в произведениях XX века
    Проблема отцов и детей
    Проблема ощущения любви к родине связана с ощущением счастья (по тексту В. Конецкого)
    Проблема патриотизма
    Проблемы гуманизма в литературе о гражданской войне
    Профессия учителя, как я ее понимаю
    Путешествия
    Ради жизни на Земле (о Великой отечественной войне)
    Рассказ о своем родном крае
    Реформирование русского языка
    Рецензия на повесть В. Л. Стронгина «Игры с сатириком в эпоху застоя»
    Рецензия на повесть В. Н. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»
    Рецензия на повесть Е. Коршунова «Операция «хамелеон»
    Рецензия на повесть Е. Матвеевой «История одной зечки и других 3/к – 3/к, а также некоторых вольняшек»
    Рецензия на произведение Э. С. Радзинского «Загадки истории»
    Рецензия на произведения В. С. Пикуля
    Рецензия на рассказ В. В. Ерофеева «Галоши»
    Рецензия на рассказ И. Данилова «У новых хозяев»
    Рецензия на рассказ Л. Улицкой «Дочь Бухары»
    Рецензия на роман А. Житинского «Потерянный дом, или разговоры с милордом»
    Рецензия на роман Ю. М. Лощица «Дмитрий Донской»
    Рецензия на статью В. Семонина «Бремя действий»
    Рецензия на фильм Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь»
    Рецензия по роману О. Гончара «Человек и оружие»
    Родина
    Родное село
    Роль языка в жизни общества
    Роль языка в жизни общества
    Роль языка в человеческом обществе
    Российские железные дороги – прошлое, настоящее и будущее
    Россия – родина моя
    Россия и мир в 2020
    Русская фантастика (И. А. Ефремов и Кир Булычев)
    Русский язык в современном мире
    С. Д. Довлатов. «Зона»
    Самый счастливый день в моей жизни
    Свет «светлояра» (репортаж)
    Свобода и вседозволенность
    Свободное время
    Сельская учительница (эссе)
    Сердце родины моей (эссе)
    Сила любви
    Сила любви
    Сила любви (эссе)
    Симметрия снежинок
    Слово об учителе
    СМИ должны совершенствовать общество (как СМИ формирует молодое поколение)
    Смысл жизни по М. Хайдеггеру
    Смысл моей жизни
    Современный мир
    Сочинение – импровизация к празднику Дня защитника Отечества (письмо солдата Н-ской воинской части своим родным)
    Сочинение размышление о лете
    Сочинение-размышление на тему «Герой нашего времени»
    Спасительна или губительна ложь?
    Специфика профессии журналиста
    Статья В. Г. Короленко «Война, отечество и человечество» (опыт статьи)
    Стихотворение “Книги-наши друзья”
    Судьба подростка
    Судьба русской интеллигенции в русской литературе 20-х годов xx века
    Творить искусство может лишь избранник, любить искусство – каждый человек.
    Тема войны в советской литературе
    Тема любви в творчестве писателей русского зарубежья
    Тема любви в творчестве писателей русского зарубежья
    Тема России в творчестве поэтов Серебряного века
    Трагическая судьба народа во второй мировой войне (По произведениям современной литературы)
    Трагическая судьба народа во второй мировой войне (По произведениям современной литературы)
    Трагическая судьба народа во второй мировой войне (По произведениям современной литературы)
    Трудно ли быть самим собой?
    У жизни нет черновика…
    Уважение к минувшему
    Умение не завидовать
    Умение не завидовать
    Умение не завидовать
    Умение не завидовать (на примерах из русской классической литературы)
    Умение прощать
    Умение прощать
    Умножающий знание, умножает скорбь
    Универсальный журналист: какой он?
    Фестиваль московских бардов (репортаж)
    Физика и литература
    Философское рассуждение «Я ребёнок – я человек»
    Функции языка
    Функции языка
    Характеристика комедий 30-х годов. Миф и реальность.
    Художник Васнецов – русская сказка (эссе)
    Ценность жизни
    Ценность семьи
    Ценность семьи
    Ценность семьи
    Человек в вихре исторических событий
    Человек в вихре исторических событий
    Человек в вихре исторических событий
    Человек и искусство
    Человек и природа (по творчеству В. Астафьева и В. Распутина)
    Человек и природа в современной литературе (В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев)
    Человек и природа в современной литературе (В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев)
    Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
    Чем увлечён современный человек?
    Черное и розовое…
    Что бы дойти до цели, надо прежде всего идти
    Что выше – истина или родина?
    Что значит быть современным человеком?
    Что значит жить хорошо?
    Что такое для творческой личности эмиграция?
    Что такое дружба?
    Что такое духовная красота человека?
    Что такое массовая культура?
    Что такое настоящая дружба?
    Что такое убеждения? (эссе)
    Что художник Михаил Шемякин сделал для своего времени (опыт статьи)
    Что я знаю и что я думаю о Великой Отечественной войне
    Что я знаю о Великой Отечественной войне
    Экология (природа и человек)
    Эпистолярный жанр в русской литературе (от А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского к В. Гроссману)
    Эссе о себе в будущей профессии
    Этих дней не смолкнет слава!
    Этюд от лица неодушевленного предмета (от книги)
    Эхо тридцатых годов в творчестве и судьбе русских писателей
    Я – гражданин
    Я – гражданин мира
    Я – человек
    Я в мире русского языка
    Я готовлюсь защищать Родину
    Я житель Кубани и горжусь этим
    Я и телевизор (сочинение-рассуждение)
    Я исповедую Гамлета
    Я считаю, что за последнее время в России молодежь не стала попадать в новые молодежные субкультуры (движения)
    Я хочу рассказать вам о книге
    Я хочу рассказать вам о книге (По повести А. Рыбина «Кино» с самого начала»)
    Я хочу рассказать вам о книге Б. Васильева «А зори здесь тихие»
    Я хочу рассказать вам о книге И. Падерина «Не уходя от себя»
    Я хочу рассказать вам о фильме «Россия молодая»
    “Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое “как” (Ф. Ницше)
    “Талант – искра Божия, которой человек сжигает себя, освещая этим пожаром путь другим” (В.О.Ключевский)
    “Учить детей – дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей”. (М. Горький)

  2. Напоминаем, что итоговое сочинение проверяется по следующим критериям:
    «Соответствие теме»
    «Аргументация. Привлечение литературного материала»
    «Композиция и логика рассуждения»
    «Качество письменной речи»
    «Грамотность»
    Подробнее ознакомиться с техникой создания итогового сочинения и усовершенствовать навык его написания позволит сборник Е. С. Симаковой.

    Темы итогового сочинения 2019/2020 учебного года

    1. «Война и мир» — к 150-летию великой книги

    Особенность бессмертного произведения Л. Н. Толстого в том, что в наши дни оно не потеряло актуальности, а следовательно, и интереса читателей. Проблематика «Войны и мира» весьма многогранна, роман охватывает множество тем. Подготовку к этому тематическому направлению предлагаем начать с разбора образов главных героев. Это позволит через хронологию событий, важных для отдельного героя, ознакомиться с проблемами и тематикой произведения в целом. К примеру, тема нравственных исканий, роли семьи, родительской любви, искусства в жизни человека и многие другие могут быть раскрыты через образ одной только Наташи Ростовой. Стоит уделить особое внимание ключевым эпизодам романа (первый бал Наташи, женитьба Пьера, участие Андрея Болконского в Аустерлицком сражении и др.)
    Что прочитать?
    «Война и мир» Л. Н. Толстого
    Полезные материалы:
    «Литература. Углубленный уровень, 10 класс, 2 часть» под ред. А. Н. Архангельского (стр. 129)
    «Литература. Базовый и углубленный уровни, 10 класс, 1 часть» под ред. М. В. Черкезовой (стр. 223)

    2. Надежда и отчаяние

    Сочинение внутри этого тематического направления следует начать с пояснения указанных понятий. Что такое надежда и отчаяние? Являются ли они противопоставленными друг другу? Часто литературные герои в жизненных метаниях теряют веру в себя, веру в лучшее. Выпускникам следует проиллюстрировать на конкретном примере, как некоторым персонажам всё же удаётся сохранить огонёк надежды, как это им помогает пережить трудности. Отчаяние же, наоборот, разрушает человеческие мечты, волю к жизни, делает человека бессильным и беспомощным. Интересным решением будет рассмотреть таких героев, образы которых являли бы собой яркую антитезу.
    Что прочитать?
    «Чудесный доктор» А. И. Куприна
    «На дне» М. Горького
    «Гроза» А. Н. Островского
    «Судьба человека» М. А. Шолохова
    «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского
    Афоризмы для размышления:
    «Надежда — лучший врач из всех, какие известны» (А. Дюма)
    «Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться» (И. Гёте)
    «Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяния» (В. Гюго)

    3. Добро и зло

    Проблема понимания добра и зла занимала умы человечества тысячелетиями. И сейчас тема добра и зла не сходит со страниц литературных произведений. Она же — одна из вечных литературных тем. Понятия, заявленные в ней, многогранны и сложны. Поэтому советуем выпускникам заранее подумать, какой иллюстративный материал они будут использовать в своём сочинении — будут сравнивать характеры героев, их поступки, стремления или что-то иное. Также важно помнить, что противостояние добра и зла имеет место внутри самого человека. Сложный моральный выбор часто мотивирован целым рядом факторов. И интересной может оказаться эволюция одного героя, который меняется на протяжении произведения.
    Что прочитать?
    «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова
    «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова
    «Матрёнин двор» А. И. Солженицына
    «Война и мир» Л. Н. Толстого
    «Юшка» А. Платонова.
    Афоризмы для размышления:
    «Отнимите у нашего сердца любовь к добру — вы отнимете всю прелесть жизни» (Ж.-Ж. Руссо)
    «Зло подавляй в зародыше!» (Назон)
    «Как далеко простираются лучи крохотной свечки! Так же сияет и доброе дело в мире ненастья» (У. Шекспир)

  3. 2019-2020 учебный год
    Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
    Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
    1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
    2. Надежда и отчаяние
    3. Добро и зло
    4. Гордость и смирение
    5. Он и она

    Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019/20 учебного года
    Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
    Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2019-2020 учебный год
    Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 г. № 10-888
    Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.
    Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
    Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.
    Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    Приглашаем также ознакомиться с Ответами на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению.
    Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
    Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
    Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), экстерны с ОВЗ;  обучающиеся XI (XII) классов – дети-инвалиды и инвалиды, экстерны – дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования  в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в  учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;  обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
    Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
    В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового. Темы сочинений (тексты для изложений) формируются по часовым поясам.
    Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
    Время написания итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут.
    Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
    Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
    Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
    Изложение оценивается по двум требования (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Содержание изложения»; «Логичность изложения»; «Использование элементов стиля исходного текста»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
    Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям, трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).
    Итоговое сочинение в 2018-2019 учебном году
    Итоговое сочинение в 2017-2018 учебном году
    Итоговое сочинение в 2016-2017 учебном году
    Итоговое сочинение в 2015-2016 учебном году
    Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году

  4. Итоговое декабрьское сочинение по литературе 2019-2020: примеры сочинений по всем направлениям для 11 класса.
    НАПРАВЛЕНИЯ 2019-2020 ГОДА
    Примеры сочинений по направлению ВОЙНА И МИР
    1 “Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…”
    2 “Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление.”
    3 “Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было…”
    4 “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”
    Примеры сочинений по направлению НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ
    1 “Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?”
    2 “Какова роль надежды в жизни человека?”
    3 “Надежда — лучший врач из всех, какие известны”
    4 “Бывают ли надежды напрасными?”
    5 “Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться”
    6 “К чему может привести отчаяние?”
    Примеры сочинений по направлению ДОБРО И ЗЛО
    1 “Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые”
    2 “Когда Добро бессильно, оно – Зло»
    3 “Искусство – одно из средств различения доброго от злого»
    4 “Высшая мудрость – различать добро и зло”
    5 “Делать добро легче, чем быть добрым ”
    6 “Что помогает человеку верить в добро? ”
    Примеры сочинений по направлению ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ
    1 “Гордость без смирения – тщеславие; смирение без гордости – униженность”
    2 “Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость”
    3 “Гордость – это положительное или отрицательное чувство?”
    4 “Чем отличается гордость от гордыни”
    Примеры сочинений по направлению ОН И ОНА
    1 Могут ли любящие друг друга люди быть несчастны?
    2 Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
    3 “Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит”
    4 “Может ли любовь изменить человека?”
    Итоговое сочинение. Направления 2018-2019 года
    Направление “Доброта и жестокость”
    Тема сочинения: “Кого можно назвать идеально добрым человеком?”
    Направление “Мечта и реальность”
    Тема сочинения: “Как связаны между собой мечта и реальность”
    Тема сочинения: “Всегда ли мечта становится реальностью?”
    Тема сочинения: “Что происходит, когда мечта сталкивается с реальностью?”
    Тема сочинения: “Всегда ли достижение мечты приносит челвоеку счастье?”
    Направление “Отцы и дети”
    Тема сочинения: “Какое влияние родители оказывают на становление личности ребенка?”
    Тема сочинения: “Кого называют “отцами” и “детьми” в науке и искусстве?”
    Тема сочинения: “Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей?”
    Направление “Искусство и ремесло”
    Тема сочинения: “Что такое истинное искусство?”
    Тема сочинения: “Как отношение к искусству и ремеслу раскрывает внутренний мир человека?”
    Направление “Месть и великодушие”
    Тема сочинения: “Может ли отмщение принести счастье”
    Направление 2017-2018 года
    Направление “Верность и измена”
    Тема сочинения: “Что значит быть верным?”
    Направление “Смелость и трусость”
    Тема сочинения: “Может ли смелый человек бояться?”
    Направление “Цель и средства”
    Тема сочинения: “Можно ли утверждать, что цель оправдывает средства”
    Направление “Равнодушие и отзывчивость”
    Тема сочинения: “Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясенского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?”
    Направление 2016-2017 года
    Направление “Разум и чувства”
    Тема сочинения: “Должен ли разумный человек жить чувствами?”

  5. Подборка тем к новым направлениям 2019-2020 учебного года.
    Напомним, что экзаменационные темы станут известны за 15 минут до начала итогового сочинения 4 декабря. Их будет 5 на выбор, по одному к каждому направлению.
    «Война и мир» – к 150-летию великой книги
    1. Согласны ли вы с высказыванием княжны Марьи Болконской: “… надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет…».
    2. ЛевТолстой: «Я старался писать историю народа», – согласны ли вы с высказыванием автора романа-эпопеи?
    3. Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю? (По роману «Война и мир»)
    4. Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас?
    5. Особенности психологического анализа в романе “Война и мир”.
    6. Реализм Толстого в изображении войны в романе “Война и мир”.
    7. “Война и мир” как роман-эпопея.
    8. Путь нравственных исканий Андрея Болконского Пьера Безухова.
    9. Москва и Петербург в изображении Толстого в романе «Война и мир».
    10. Согласны ли вы с мнением: «Война и мир» – величайший бестселлер, регулярно читаемый, переиздаваемый, экранизируемый и вызывающий споры и различные толкования даже спустя полтора столетия после первой публикации.»
    Надежда и отчаяние
    1. Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
    2. Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма-отца: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
    3. Почему надежда по природе своей может быть расточительной.
    4. Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
    5. Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
    6. Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?
    7. Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
    8. Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
    9. Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто, рушится весь мир.
    10. Что такое надежда?
    11. Как побороть отчаяние?
    Добро и зло
    1. Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
    2. Проповедует ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф.Достоевского Родиона Раскольникова?
    3. Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений (по 1-2 произведениям)
    4. Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
    5. Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
    6. Может ли зло помочь человеку понять себя?
    7. Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
    8. Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
    9. Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
    10. Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причененное другим?
    11. Что такое добро?
    12. Можно ли оправдать зло?
    Гордость и смирение
    1. Гордость и гордыня: в чем отличие?
    2. Какого человека называют гордым?
    3. Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
    4. Помогает ли смирение понять себя?
    5. Гордость или смирение обогащают личность?
    6. В чём разница между гордостью и смирением?
    7. Герой романа М.Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин сказал: ««Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Характеризуют ли его эти слова как человека гордого?
    8. Согласны ли вы с высказяванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым.»
    9. Как был наказан Ларра – герой рассказа Максима Горького?
    10. Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
    11. Что такое смирение?
    12. Может ли гордость навредить человеку?
    Он и она
    1. Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?
    2. Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
    3. Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
    4. От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?
    5. Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?
    6. Когда можно ли простить измену в любви?
    7. Легко ли быть любимым?
    8. Какие нравствнные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
    9. Что важно победить в самом себе, чтобы построить идеальные отношения с противоположным полом?
    10. Согласны ли вы с высказыванием Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.» ?
    11. Легко ли быть любимым?

  6. Какие герои живут по чести?
    Честь и бесчестие. Два нравственных понятия, которые абсолютно противоположны друг другу. Но живущие рядом, а иногда идущие рука об руку.
    Как жить по чести? Что под этим подразумевается? И действительно ли «честь дороже жизни», – как сказал известный немецкий поэт Ф. Шиллер?
    Очень ярко представлен человеком чести герой произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – Пётр Гринёв. Вырасти бесчестным ему было практически невозможно. С детства мальчика окружали люди, честь для которых была превыше всего.  Отправляя сына служить Отечеству, старший Гринев на прощание сказал ему: “Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь … И помни пословицу: береги платье снову, а честь –  смолоду”.
    И Петр берег. По дороге к месту службы он проигрался в карты, но честно отдал долг, не слушая уговоров Савельича.
    Будучи честным человеком, Гринёв не мог терпеть неправду. Ложь Швабрина о семье капитана Миронова, в том числе и о Маше, которую любил Гринёв, воспринимается им как оскорбление. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. Что касается Швабрина, то он в произведении — полная противоположность Гриневу, человек, для которого понятие “честь” вовсе не существует. Ему ничего не стоит присягнуть другому государю, оклеветать человека, и даже выстрелить в спину, в то время как Гринев и тут благороден.
    Ещё один герой чести – Остап из произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
    Два брата: Остап и Андрий… Их обоих Тарас Бульба воспитывает одинаково, в первую очередь внушая каждому, что превыше всего – любовь к Родине, к родной земле.
    Для Остапа главное – не потерять своей чести, служить на благо Отчизны. В бою со шляхами он показывает неистовую храбрость, уважение к своим товарищам, верность своей Отчизне, своему долгу. Даже в плену, когда ляхи подвергают его страшным мукам, он не говорит ни слова. Ни крика, ни стона не вырвалось из его истерзанной груди. Он умирает как верный сын своей Родины.
    Для Андрия главным оказалась любовь, но не к Отечеству, а к женщине, которая толкнула его на предательство, а значит на бесчестие. Эта любовь отняла у него дом, брата, отца, и самое главное – честь.  Андрий же кроме презрения вызывает ещё боль и страх, от того, что он не одинок в своих поступках, приводящих к предательству. И погибает он не на поле боя, а от руки своего отца, Тараса Бульбы. Тарас произносит крылатую фразу: «Я тебя породил, я тебя и убью». Андрий сам обрёк себя на забвение, сделав себя бесчестным среди своих товарищей.
    Таким образом, мы понимаем, что человек чести всегда остаётся победителем. Такие качества как честность, благородство, смелость помогают пройти все испытания с достоинством.

  7. Темы со всех регионов страны.
    Открыть темы по направлениям:
    Отцы и дети
    101. Когда родители могут гордиться детьми?
    102. Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?
    103. Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
    104. Неизбежен ли конфликт между поколениями?
    105. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
    106. Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?
    107. Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
    109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?
    110. Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
    111. Что такое мудрая родительская любовь?
    113. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
    Мечта и реальность
    202. Какую мечту можно назвать благородной?
    203. Всегда ли мечта возвышает человека?
    204. Как характеризует человека его мечта?
    205. Может ли мечта изменить реальность?
    207. Без чего любые мечты бесплодны?
    208. Всякая ли мечта достойна человека?
    209. Стоит ли мечтать о несбыточном?
    210. Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?
    211. Какого человека можно назвать праздным мечтателем?
    212. Что мешает человеку реализовать свою мечту?
    213. Что помогает мечтам сбываться?
    Месть и великодушие
    301. Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?
    302. Важно ли уметь прощать?
    303. Как связаны великодушие и сострадание?
    304. Какого человека называют великодушным?
    305. Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?
    306. Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?
    308. Почему месть не помогает искоренить зло?
    309. Месть – это уничтожение или умножение зла?
    310. Почему желание мстить опустошает душу?
    312. Опасна ли месть для самого мстителя?
    313. Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?
    Искусство и ремесло
    403. Почему нужно учиться понимать искусство?
    404. Какое произведение искусства можно назвать великим?
    405. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?
    406. Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?
    407. Нужно ли классическое искусство современному человеку?
    408. Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?
    409. Как искусство помогает понять действительность?
    410. Что важнее в книге – как она написана или о чём?
    411. Что такое вечная тема в искусстве?
    412. Какова роль искусства в жизни общества?
    413. Какое искусство называют настоящим?
    Доброта и жестокость
    501. Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
    502. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?
    503. В чём заключается сила доброты?
    504. Как связаны между собой любовь и доброта?
    505. В каких поступках человека проявляется доброта?
    506. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
    507. Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
    508. Что значит быть добрым?
    509. Почему жестокость разрушительна?
    510. Есть ли разница между жестокостью и суровостью?
    513. Какие времена можно назвать жестокими?
    Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ
    110. Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
    208. Всякая ли мечта достойна человека?
    305. Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?
    409. Как искусство помогает понять действительность?
    506. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
    Приволжский федеральный округ
    Удмуртская Республика, Самарская область
    106. Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?
    202. Какую мечту можно назвать благородной?
    312. Опасна ли месть для самого мстителя?
    403. Почему нужно учиться понимать искусство?
    502. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?
    Северо-Западный федеральный округ
    Калининградская область
    109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?
    207. Без чего любые мечты бесплодны?
    313. Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?
    411. Что такое вечная тема в искусстве?
    510. Есть ли разница между жестокостью и суровостью?
    Уральский федеральный округ
    113. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
    204. Как характеризует человека его мечта?
    308. Почему месть не помогает искоренить зло?
    410. Что важнее в книге – как она написана или о чём?
    505. В каких поступках человека проявляется доброта?
    Сибирский федеральный округ
    Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область
    104. Неизбежен ли конфликт между поколениями?
    213. Что помогает мечтам сбываться?
    303. Как связаны великодушие и сострадание?
    412. Какова роль искусства в жизни общества?
    507. Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
    Омская область
    102. Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?
    205. Может ли мечта изменить реальность?
    310. Почему желание мстить опустошает душу?
    407. Нужно ли классическое искусство современному человеку?
    513. Какие времена можно назвать жестокими?
    Иркутская область
    111. Что такое мудрая родительская любовь?
    203. Всегда ли мечта возвышает человека?
    301. Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?
    406. Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?
    503. В чём заключается сила доброты?
    Дальневосточный федеральный округ
    Забайкальский край
    107. Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
    209. Стоит ли мечтать о несбыточном?
    306. Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?
    413. Какое искусство называют настоящим?
    504. Как связаны между собой любовь и доброта?
    Магаданская область
    101. Когда родители могут гордиться детьми?
    210. Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?
    304. Какого человека называют великодушным?
    405. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?
    508. Что значит быть добрым?
    Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край
    103. Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
    211. Какого человека можно назвать праздным мечтателем?
    309. Месть – это уничтожение или умножение зла?
    408. Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?
    509. Почему жестокость разрушительна?
    Камчатский край, Чукотский автономный округ
    105. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
    212. Что мешает человеку реализовать свою мечту?
    302. Важно ли уметь прощать?
    404. Какое произведение искусства можно назвать великим?
    501. Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
    Как выглядит задание: temi18-19.docx

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *