Сочинение на тему 1971 год советская орбитальная космическая станция салют

13 вариантов

  1. Подробности
    Категория: Встреча с космосом
    Опубликовано 11.12.2012 14:11
    Просмотров: 32949

    Орбитальная станция (ОС) — космический аппарат, предназначенный для длительного пребывания людей на околоземной орбите с целью проведения научных исследований в условиях космического пространства, разведки, наблюдений за поверхностью и атмосферой планеты, астрономических наблюдений …
    Орбитальная станция от искусственных спутников Земли отличается наличием экипажа, который периодически сменяется с помощью транспортных пилотируемых кораблей (в том числе многоразовых), доставляющих на ОС смену экипажа, запасы топлива и материалов для функционирования технических систем станции, средства жизнеобеспечения экипажа, личную корреспонденцию, запасные части для ремонта и модернизации самой станции, блоки оборудования для расширения её функций, материалы для проведения новых исследований и т. п. Спускаемый аппарат транспортного корабля доставляет на Землю сменённых членов экипажа и результаты проведённых исследований и наблюдений.
    Создание орбитальной станции – очень сложное и дорогостоящее сооружение, поэтому их разрабатывали пока только СССР/Россия, США, Европа/ESA, Япония и Китай. При этом Россия и США имели полноценные орбитальные станции («Салют», «Алмаз», «Мир» в СССР и «Скайлэб» в США), а Европа и Япония — модули международной орбитальной станции. В начале XXI века все эти, а также другие страны создали и эксплуатируют международную космическую станцию (МКС). Китай запустил первую ОС «Тяньгун» в 2011 г. Также планы по созданию ОС имеют Иран и частные компании.

    История первой орбитальной станции «Салют»


    Первая орбитальная станция «Салют», предназначенная для длительных полетов по орбите вокруг Земли, была запущена 19 апреля 1971 года. Мощная ракета «Протон» вывела на орбиту высотой от 200 до 222 километров над Землёй.
    После отделения последней ступени ракеты были сброшены защитные крышки, освободились прижатые к корпусу антенны, раскинулись вправо и влево солнечные батареи. Орбитальный блок стал похож на гордо парящую гигантскую птицу. Крылья его начали ловить солнечные лучи, превращать их в электрический ток. Он побежал по бесчисленным проводам и оживил станцию. Зашумели моторы, проснулись приборы, заработала радиосвязь с Землёй.
    Орбитальный блок – солидное сооружение! Он больше троллейбуса! Длина – около 16 метров, поперечник – 4 метра, вес – около 19 тонн. Он летит в автоматическом режиме. 23 апреля в космос запускается транспортный космический корабль «Союз–10», на борту которого командир В. А. Шаталов, борт-инженер А. С. Елисеев и инженер-испытатель Н. Н. Рукавишников. Через день они успешно стыкуются с орбитальным блоком, проверяют надёжность стыковки, пробуют управлять орбитальным блоком с корабля – всё в порядке. Они отделяются и 25 апреля благополучно возвращаются на Землю.
    Орбитальный блок готов к приёму своего основного экипажа. 5 июня 1971 г. стартует транспортный космический корабль «Союз–11»: командир Г. Т. Добровольский, бортинженер В. Н. Волков и инженер-испытатель В. И. Пацаев. 7 июня корабль стыкуется с орбитальным блоком – теперь орбитальная станция «Салют» собрана окончательно, т.к. орбитальный блок был лишь ее частью. Вторая часть – транспортный корабль «Союз». Всё сооружение в целом длиной двадцать три метра и весит уже больше двадцати пяти тонн.
    Космонавты переходят в орбитальный блок, но люк за собой не закрывают – это уже их новый большой дом.

    Устройство станции


    Вначале самая узкая её часть – переходной отсек, поперечником всего два метра. Через люк космонавты проплывают в рабочий отсек – он более просторный, хотя вокруг много различного оборудования. Все продумано для жизни космонавтов: столик для еды, «бегущая дорожка» для занятий, эспандеры…
    Сложнейшая техника: система ориентации и управления движением (позволяет разворачивать станцию и удерживать её в нужном положении; разгоняя или притормаживая – менять орбиту); комплекс средств жизнеобеспечения – это разные приспособления, которые создают космонавтам нормальные условия жизни; радиокомплекс для радиосвязи с Землёй. Связь самая разная: телефонная, телевизионная. Есть возможность автоматически передавать на Землю записи результатов научных работ. В случае необходимости можно с Земли по радио управлять станцией; система электропитания – вся техника станции работает с помощью электроэнергии, которую дают в основном солнечные батареи. Попутно они заряжают аккумуляторы, за счёт которых станция работает ночью, когда солнца нет.

    Работа на станции

    Работа на станции началась 7 июня 1971 г. Космонавты разгоняют «Салют» чуть быстрее и поднимают его на более высокую орбиту – от 239 до 265 километров и приступают к научной работе.
    С помощью особого телескопа «Орион» фотографируют звёзды. Наблюдают и фотографируют Землю – облака, океаны, материки. Внимательно следят за своим здоровьем. Старательно ухаживают за опытным огородом. Там были посажены и проросли семена хибинской капусты, льна. Они ведут дневники, записывая в них и подробности своего быта, и научные наблюдения.
    Экипаж работал на «Салюте» 23 дня. 29 июня они переносят все научные материалы в корабль «Союз–11», 30 июня сами переходят туда, закрывают за собой люк, отделяются от орбитального блока и идут на посадку. Все трое в прекрасном настроении. Но случается непредвиденное: ещё до входа в атмосферу, за тридцать минут до приземления, происходит авария. Нарушается герметичность кабины, в которой находятся космонавты. Через образовавшуюся щель воздух начинает стремительно вытекать наружу… Произведена мягкая автоматическая посадка корабля «Союз–11», но космонавты погибли…
    Опустевший орбитальный блок «Салюта» после трагедии летает в космосе ещё три с половиной месяца, постепенно теряя высоту. 11 ноября 1971 г. он входит в плотные слои земной атмосферы и сгорает над Тихим океаном.
    Научные материалы экспедиции имели важное значение для науки, а опыт космонавтов (24 дня) доказал, что человек может долго жить и работать в условиях невесомости.
    Станция «Салют» была первой в мире долговременной орбитальной научной станцией.
    25 июня 1974 г. в СССР запускают станцию «Салют–3». Затем будут «Салют-4», «Салют-5»… Это была серия пилотируемых одномодульных орбитальных станций СССР, они функционировали до 1999 г. Под общим названием «Салют» на орбиту выводились орбитальные станции по гражданской программе «Долговременная орбитальная станция» (ДОС), а по военной программе – «Алмаз».

    «Скайлэб»


    «Скайлэб» (букв. небесная лаборатория) — первая и единственная национальная американская одномодульная орбитальная станция, предназначенная для технологических, астрофизических, медико-биологических исследований, а также для наблюдения Земли. Запущена 14 мая 1973 г., приняла три экспедиции на кораблях «Аполлон» с мая 1973 по февраль 1974 года, сошла с орбиты и разрушилась 11 июля 1979 г.
    По своим параметрам станции «Скайлэб» превышали характеристики советских орбитальных станций серий «Салют» и «Алмаз». Американская станция стала первой, где экипажи работали многократно, и первой, где имелось два стыковочных узла (хотя второй использован не был).
    «SkyLab» имела огромный внутренний объём, предоставляя практически неограниченную свободу передвижений, например легко можно было прыгать от стенки к стенке во время занятий гимнастикой. Астронавты находили бытовые условия обитания на станции весьма комфортными: в частности, там был установлен душ. Каждый астронавт располагал небольшим отдельным отсеком-каютой — нишей с закрывающейся шторкой, где было спальное место и ящик для личных вещей.
    Здесь много научной аппаратуры. Например, очень большой телескоп, вынесенный наружу, в сторону. Он состоит из восьми разных телескопов, соединённых в одну связку и нацеленных в одну сторону. Для питания всех механизмов этого очень сложного инструмента стоят свои солнечные батареи. Они расположены крестом и потому делают «Скайлэб» похожим на вертолёт.

    «Тяньгун-1»

    Первый китайский космический аппарат класса орбитальной станции, именуемый как целевой модуль и предназначенный для отработки технологий сближения и стыковки космических аппаратов. «Тяньгун-1» должен стать первой не советской и не американской свободно летящей пилотируемой орбитальной станцией, меньшей по размерам, но аналогичной по функциям советским орбитальным станциям первого поколения «Салют» и «Алмаз».
    Параметры станции:
    Масса — 8506 кг;
    Длина — 10,4 метра;
    Ширина (по солнечным батареям) — 17 метров;
    Жилой объем станции — 15 кубометров.
    Задачами «Тяньгун-1» являются отработка процесса стыковки с кораблями серии «Шэньчжоу», обеспечение нормальной жизнедеятельности, работы и безопасности космонавтов в период кратковременного пребывания на борту (от 12 до 20 суток), эксперименты в сфере космической медицины, в области использования космического пространства, а также испытания технического оборудования космической станции.

    Многомодульные станции

    «Мир»


    «Мир» – советская/российская орбитальная станция третьего поколения, сложный многоцелевой научно-исследовательский комплекс. Полное ее название: Орбитальная околоземная пилотируемая долговременная многоцелевая международная станция «Мир». Это огромное сооружение, напоминающее колесо на оси, медленно поворачивается, залитое лучами Солнца. У него очень умный вид! Ни одного пустого места. Всюду какие-то люки, окошечки, выступающие смотровые кабины, вделанные в стены приборы, антенны, чаши локаторов, поручни, прожектора, панели солнечных батарей, стыковочные узлы, сопла двигателей ориентации, трубки с проводами и ещё сотни и тысячи всяких мудрёных и очень красивых деталей. Она была выведена на орбиту в феврале 1986 г., 23 марта 2001 г. затоплена в Тихом океане. В течение 10 лет один за другим пристыковывались модули. С 1995 г. станцию стали посещать иностранные экипажи – на станции побывало 15 экспедиций посещения, из них 14 — международных, с участием космонавтов Сирии, Болгарии, Афганистана, Франции (5 раз), Японии, Великобритании, Австрии, Германии (2 раза), Словакии, Канады.
    В рамках программы «Мир-Шаттл» было осуществлено семь кратковременных экспедиций посещения с помощью корабля «Атлантис», одна с помощью корабля «Индевор» и одна с помощью корабля «Дискавери», во время которых на станции побывали 44 астронавта.
    В конце 1990-х годов на станции начались проблемы из-за постоянного выхода из строя различных приборов и систем. Через некоторое время правительство РФ, ссылаясь на дороговизну дальнейшей эксплуатации, несмотря на многочисленные проекты спасения станции, приняло решение затопить «Мир». 23 марта 2001 г. проработавшая в три раза дольше первоначально установленного срока станция была затоплена в специальном районе в южной части Тихого океана, рядом с островами Фиджи.
    Всего на станции работало 104 космонавта из 12 стран.

    Конструкция

    На картинке показаны блоки станции «Мир». Здесь реализован модульный принцип построения орбитального комплекса, опыт работы с ним сейчас используется для развития Международной космической станции. Все модули, кроме стыковочного, доставлены ракетой-носителем «Протон».

    Базовый блок

    Напоминает орбитальную станцию серии «Салют». Внутри кают-компания, две индивидуальные каюты, герметичный рабочий отсек с центральным постом управления и средствами связи. В стенке корпуса — портативная шлюзовая камера. Снаружи 3 панели солнечных батарей. Имеет шесть стыковочных портов для соединения с грузовыми кораблями и научными модулями. Пристыкован в феврале 1986 г.

    Модуль «Квант»

    Астрофизический модуль нёс комплекс приборов для наблюдения космических рентгеновских источников. «Квант» также позволял проводить биотехнологические эксперименты в области антивирусных препаратов и фракций. Пристыкован в апреле 1987 г.

    Модуль «Квант-2»

    Модуль дооснащения, для дополнительного комфорта космонавтов. Нёс оборудование, необходимое для жизнеобеспечения станции. Снаружи имел две поворотные солнечные батареи. Пристыкован в декабре 1989 г.

    Модуль «Кристалл»

    Стыковочно-технологический модуль с научным оборудованием разного назначения. Пристыкован в июле 1990 г.

    Модуль «Спектр»

    Пристыкован в июне 1995 года. Геофизический модуль. С его помощью осуществлялся мониторинг атмосферы, океана, земной поверхности, проводились медико-биологические исследования.

    Стыковочный модуль

    Пристыкован в ноябре 1995 г. Этот модуль доставил шаттл «Атлантис» для обеспечения возможности стыковки шаттлов со станцией «Мир».

    Модуль «Природа»

    Пристыкован в апреле 1996 года. Нёс оборудование для наблюдений за земной поверхностью в разных длинах волн, а также для изучения поведения человека в условиях длительного космического полёта.

    Международная космическая станция (МКС)


    Это пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс. МКС — совместный международный проект, в котором участвуют 15 стран (в алфавитном порядке): Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.
    Управление МКС осуществляется: российским сегментом — из Центра управления космическими полётами в Королёве, американским сегментом — из Центра управления полётами в Хьюстоне. Между Центрами идёт ежедневный обмен информацией.
    В ходе реализации программы «Мир-Шаттл» родилась идея объединения национальных программ создания орбитальных станций.
    В марте 1993 г. генеральный директор РКА Юрий Коптев и генеральный конструктор НПО «Энергия» Юрий Семёнов предложили руководителю НАСА Дэниелу Голдину создать Международную космическую станцию. Положительное решение далось не сразу, было противодействие американской общественности, но в 1996 г. все-таки была утверждена конфигурация станции. Она состоит из двух сегментов — российского (модернизированный вариант «Мир-2») и американского (с участием Канады, Японии, Италии, стран — членов Европейского космического агентства и Бразилии).
    В ноябре 1998 г. Россия запустила первый элемент МКС — функционально-грузовой блок «Заря». В декабре1998 г. шаттл «Индевор» пристыковал к модулю «Заря» американский модуль «Юнити». В июне 2000 г. к функционально-грузовому блоку «Заря» был пристыкован служебный модуль «Звезда». В ноябре 2000 г. транспортный пилотируемый корабль «Союз ТМ-31» доставил на борт МКС экипаж первой основной экспедиции. В феврале 2001 г. экипажем шаттла «Атлантис» в ходе миссии к модулю «Юнити» присоединён американский научный модуль «Дестини». В ноябре 2007 г. построение основного американского сегмента МКС завершилось. В мае 2010 г. завершилось построение российского сегмента.
    После завершения в 2011 г. полётов многоразовых кораблей типа шаттл (космический челнок) США остались без собственных пилотируемых кораблей и не имеют независимого доступа на МКС.
    Но 22 мая 2012 г. с космодрома на мысе Канаверал запущена ракета-носитель «Falcon 9» с частным космическим грузовым кораблём «Дракон» – первый в истории испытательный полёт к Международной космической станции частного космического корабля.
    25 мая 2012 года КК «Дракон» стал первым аппаратом коммерческого назначения, состыковавшимся с МКС.

    Конструкция

    В основу устройства станции заложен модульный принцип. Сборка МКС происходит путём последовательного добавления к комплексу очередного модуля или блока, который соединяется с уже доставленным на орбиту. Расположение модулей относительно друг друга часто меняется.
    Единственным источником электрической энергии для МКС является Солнце, свет которого солнечные батареи станции преобразуют в электроэнергию.

    Задачи МКС


    Одной из основных целей при создании МКС являлась возможность проведения на станции экспериментов, требующих наличия уникальных условий космического полёта: микрогравитации, вакуума, космических излучений, не ослабленных земной атмосферой. Главные области исследований включают в себя биологию (в том числе биомедицинские исследования и биотехнологию), физику (включая физику жидкостей, материаловедение и квантовую физику), астрономию, космологию и метеорологию. Исследования проводятся с помощью научного оборудования, в основном расположенного в специализированных научных модулях-лабораториях, часть оборудования для экспериментов, требующих вакуума, закреплена снаружи станции, вне её гермообъёма.

    Перспектива МКС

    Запланирована существенная модернизация российских космических кораблей «Союз» и «Прогресс» в 2012-2013 годах.
    На февраль 2013 г. запланирован запуск американского коммерческого корабля «Сигнус» для доставки грузов на МКС.
    В июле 2013 г. к МКС планируется пристыковать российский 25-тонный многофункциональный лабораторный модуль «Наука». Он станет на место модуля «Пирс», который будет отстыкован и затоплен. Помимо прочего, новый российский модуль полностью возьмёт на себя функции «Пирса».
    «НЭМ-1» (научно-энергетический модуль) — первый модуль, доставка планируется в 2014-м году;
    «НЭМ-2» (научно-энергетический модуль) — второй модуль, доставка планируется в 2015-м году.
    УМ (узловой модуль) для российского сегмента — с дополнительными стыковочными узлами. Доставка планируется в 2014-м году.
    Вперёд >

  2. 19 апреля 1971 года на орбиту была выведена первая в истории космическая станция. Она доказала приоритет советской космонавтики, опередив аналогичную американскую разработку на два года. Но за это была заплачена большая цена.
    1. Спор Королева с Челомеем
    Идею орбитальной станции, на которой длительное время могут работать космонавты, высказывал еще Циолковский. Реальная возможность осуществить ее появилась сразу после того, как в октябре 1957 года Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли. Поскольку американцы несколько отставали по части создания ракеты-носителя необходимой мощности, то первой на орбиту вышла наша станция «Салют».
    Дискуссии по концепции станции развернулись в конце 50-х годов. Главными «противоборствующими лагерями» были ОКБ-1 Королева и ОКБ-52 Челомея. Королев предлагал сделать станцию сборной: несколько ракет доставят в космос ее узлы, и на орбите они будут смонтированы. Но победило предложение Челомея — станция цельная, доставляется одной ракетой. И ее габариты определяются возможностями ракеты-носителя.
    Работы над проектом начались осенью 1964 года. А в 1967 году он был принят межведомственной комиссией, главную скрипку в которой играло Министерство обороны.
    2. Хочешь «Мира» — готовься к войне
    И проект, и станция назывались «Алмаз». Главным ее предназначением был сбор разведывательной информации. То есть находящийся на станции экипаж должен был фотографировать интересующие военных наземные объекты и периодически отправлять на Землю в специальной баллистической капсуле отснятые пленки. Столь «варварская» передача информации на Землю объясняется тем, что тогда не существовало ни сканеров, ни цифровых камер. Да и радиоканал связи с Землей имел низкую пропускную способность. С его помощью можно было передавать лишь самые важные снимки.
    Спускаемая капсула имела пороховой заряд, парашютную систему, сбрасываемый теплозащитный экран и спускаемый отсек с радиомаяком.
    Следует сказать, что во время работы над проектом Советский Союз уже имел спутники-шпионы, которые решали именно эту проблему. Однако они фотографировали поверхность земли не выборочно, и процент ценных кадров при этом был невелик.
    Станция должна была выводиться на орбиту тяжелой ракетой «Протон» УР-500 разработки Челомея. Предполагалось, что тот же носитель будут использовать и для отправки на станцию сменяемых экипажей из трёх космонавтов каждый. Однако затем сочли, что это слишком дорогое удовольствие, поскольку «Протон» стоит дороже ракет Королева.
    3. Для работы и для отдыха
    Масса станции составляла 18,6 тонны, длина — 13,6 м, максимальный диаметр — 4,15 м. Общий герметичный объем составлял 82 куб.м. Станция имела три отсека. В первом, условно названным носовым, располагались спальные места, столик для приема пищи, кресло для отдыха и обзорные иллюминаторы.
    За ним — рабочий отсек с пультом управления, рабочим местом, оптическим визиром, позволяющим останавливать «бег» земной поверхности и наблюдать отдельные детали, панорамно-обзорное устройство для широкого обзора Земли, перископическое устройство для осмотра окружающего космического пространства. Далее находился отсек, в котором был расположен большой оптический телескоп для наблюдения и фотографирования Земли.
    Предполагалась установка авиационной скорострельной пушки для защиты от американских спутников-перехватчиков. При запуске станции она была закрыта обтекаемым кожухом. В космосе он отстыковывался. После чего разворачивались антенны и солнечные батареи.
    4. Дорого «яичко» к съезду КПСС
    В начале 1970 года были готовы два летных блока станции и начались их стендовые испытания. И в это время из Политбюро поступили пожелания сделать «космический подарок» к XXIV съезду КПСС, намеченному на март 1971 года. Запуск военной орбитальной станции не мог стать достоянием гласности. И в Министерстве общего машиностроения потребовали, чтобы станция стала гражданской. В результате конструкторы стали экстренно переделывать документацию и модернизировать уже имеющиеся корпуса «Алмаза». Гражданская станция получила название «Салют».
    Главное отличие «Салюта» от «Алмаза» состояло в использовании другого стыковочного узла, в более мощных солнечных батареях. Новым стыковочным узлом предстояло также оснастить корабль «Союз», которому предстояло доставить экипаж на станцию. Что касается исследовательской и фотографической аппаратуры, то на «Салюте» ее стало меньше. Разумеется, не было и пушки.
    5. Жесткая стыковка
    «Салют» благополучно вышел на орбиту 19 апреля 1971 года. Правда, съезд к тому времени уже неделю как закрылся.
    23 апреля на корабле «Союз-10» на станцию отправился первый экипаж (Шаталов, Елисеев и Рукавишников), которому предстояло работать на орбите месяц. В процессе стыковки произошло неверное срабатывание системы управления. После касания и захвата стыковочного штыря система коррекции не была отключена. Касание было воспринято системой управления как возникшее возмущение, которое она попыталась скомпенсировать включением корректирующих двигателей. В результате произошла деформация стыковочного узла. Пять часов ушло на то, чтобы все же отсоединить корабль от станции. И «Союз-10» через двое суток благополучно вернулся на землю.
    6. Во всем виноват клапан
    Следующий экипаж (Добровольский, Волков и Пацаев) отправился на станцию 7 июня 1971 года. Стыковка прошла нормально, и космонавты приступили к расконсервированию «Салюта». Однако их встретило сильное задымление. После ремонта вентиляционной системы космонавты сутки провели в корабле, дожидаясь окончания регенерации воздуха.
    24 дня космонавты работали на станции без каких-либо проблем, выполняя намеченную программу исследований. Но 29 июня произошло возгорание, после чего было решено экстренно возвращаться на землю.
    Неприятности продолжились. После закрытия люка корабля индикатор продолжал показывать, что люк открыт. После консультации с ЦУП было решено заблокировать датчик и стартовать.
    Во время посадки в результате разгерметизации корабля экипаж погиб. Это произошло из-за того, что в момент расстыковки со станцией открылся один из клапанов, которые впускают воздух при вхождении спускаемого аппарата в атмосферу.
    «Салют» был затоплен в Тихом океане 11 октября 1971 года. Драматический полет первой в мире пилотируемой орбитальной станции продолжался 175 суток.
    Фото на открытии: РИА Новости/Стыковка на орбите космического корабля «Союз-10» с орбитальной научной станцией «Салют».

  3. Первая в мире орбитальная научная станция «Салют»
    19 апреля 1971 года в Советском Союзе был произведен запуск первой в мире орбитальной научной станции «Салют».
    19 апреля 1971 года вСоветском Союзе был произведен запуск первой вмире орбитальной научной станции «Салют». Это был новый тип космического аппарата, позволяющий автоматически ис участием человека проводить комплексные научные исследования вусловиях продолжительного полета.
    ” Салют “— серия пилотируемых орбитальных станций СССР. Под общим названием «Салют» наорбиту выводились орбитальные станции погражданской программе «Долговременная орбитальная станция» разработки Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, ныне Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева) ипо военной программе «Алмаз» (ОПС) разработки Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ, ныне Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения»).
    Долговременная орбитальная станция (ДОС), начала разрабатываться вЦКБЭМ подруководством главного конструктора Василия Мишина вконце 1969 года.
    Она создавались набазе орбитальной пилотируемой станции военного назначения «Алмаз», которая была разработана вЦКБМ подруководством главного конструктора Владимира Челомея.
    Постановление ЦК КПСС иСовета Министров СССР оразработке исоздании долговременных орбитальных станций вышло 16 февраля 1970 года, ауже вфеврале 1971 года станция была отправлена накосмодром.
    Она состояла издвух герметичных (переходного ирабочего) иодного негерметичного (агрегатного) отсеков. Переходный отсек— один изжилых отсеков станции (диаметр два метра, длина три метра), был предназначен дляпроведения научных наблюдений иэкспериментов. Стыковочный узел отсека обеспечивал многократную стыковку станции странспортным космическим кораблем наорбите ипереход космонавтов черезлюк-лаз. Внутри отсека были установлены оборудование систем терморегулирования, жизнеобеспечения, научная аппаратура. Снаружи находились панели солнечных батарей, антенны, датчики, агрегаты системы терморегулирования, блоки звездного телескопа идр. В рабочем отсеке, расположенном всредней части станции исостоявшем издвух зон диаметром 2,9 и4,15 метра, общей длиной 9,1 метра, были установлены основные приборы иагрегаты систем управления станцией, жизнеобеспечения, энергопитания, аппаратура радиосвязи, атакже аппаратура дляпроведения научных исследований инаблюдений. Он был предназначен дляпроведения основных операций поуправлению полетом, научных исследований инаблюдений, длявыполнения космонавтами комплекса физических упражнений, приема пищи, отдыха.
    За рабочим отсеком находился негерметичный агрегатный отсек, вкотором были размещены корректирующая двигательная установка сзапасами топлива, исполнительные органы системы ориентации, основные идублирующие двигатели малой тяги, атакже ряд других агрегатов иприборы. Всего наборту станции было размещено свыше 1300 приборов иагрегатов.
    Первоначально долговременную орбитальную станцию планировалось именовать «Зарей», но, узнав, что такое же название уже носит летающий спутник Китая, перед стартом станцию было решено именовать «Салют». Это название изакрепилось завсеми последующими станциями данного типа.
    Орбитальная станция «Салют» была выведена наорбиту скосмодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К» 19 апреля 1971 года. Первая экспедиция настанцию (космонавты Владимир Шаталов, Алексей Елисеев иНиколай Рукавишников) накосмическом корабле «Союз-10» стартовала 23 апреля 1971 года. Полностью состыковаться с «Салютом» неудалось— непроизошла «стяжка» корабля истанции дообразования внутреннего герметичного перехода. Экипаж облетел станцию, сфотографировал стыковочный узел ивозвратился наЗемлю.
    В течение последующих 1,5 месяцев станция совершала полет вавтоматическом режиме; проводились работы поконтролю состояния ифункционирования бортовых систем, поднятию орбиты, приему иобработке научной информации, ана Земле были проведены дополнительные наземные испытания стыковочных узлов исерия интенсивных тренировок космонавтов.
    Второй экипаж всоставе Георгия Добровольского, Владислава Волкова иВиктора Пацаева, стартовавший 6 июня 1971 года накорабле «Союз-11», 7 июня успешно состыковался с «Салютом». На орбите начала работать первая вмире пилотируемая орбитальная станция спервым экипажем наборту.
    В течение 23 суток полета космонавты провели астрофизические наблюдения, испытания вразличных режимах работы бортовых систем, агрегатов инаучной аппаратуры. В полете были отработаны методы иавтономные средства ориентации инавигации, системы управления космическим комплексом приманеврировании наорбите. Космонавты вели визуальные наблюдения ифотографирование геолого-географических объектов земной поверхности, атмосферных образований, метеорологической обстановки. Они также провели разносторонние медико-биологические исследования.
    По завершении программы испытаний 29 июня космонавты перенесли научные материалы изстанции втранспортный корабль, расконсервировали его системы, закрыли люки ипроизвели расстыковку. 30 июня 1971 года космический корабль «Союз-11» совершил посадку взаданном районе. Но научастке спуска корабля за30 минут доприземления произошло быстрое падение давления вспускаемом аппарате вследствие нарушения герметичности, что привело кгибели космонавтов. Из-за этого дальнейший полет станции «Салют» проходил вбеспилотном режиме. В это время наней систематически проводились научно-технические исследования иконтроль работы систем, агрегатов инаучной аппаратуры вусловиях длительного пребывания вкосмическом пространстве.
    11 октября 1971 года были проведены заключительные операции сцелью спуска «Салюта» сорбиты. В результате торможения станция перешла натраекторию спуска, вошла вплотные слои атмосферы надзаданным районом акватории Тихого океана ипрекратила существование. Первая долговременная орбитальная станция находилась наорбите 176 суток.
    Общая масса станции «Салют» после стыковки странспортным кораблем была равна 25,6 тонны, втом числе масса орбитального блока— 18,9 тонны, масса транспортного корабля— 6,7 тонн. Общая масса научных приборов иинструментов весила свыше 1,2 тонн. Длина всостыкованном состоянии составляла 23 метра, длина орбитального блока— 16 метров, максимальный диаметр— 4,15 метра, максимальный поперечный размер станции пораскрытым солнечным батареям— 11 метров, объем герметичных отсеков— около100 кубических метров.
    Эксплуатация первой ДОС «Салют» выявила ряд ее конструктивных итехнических недостатков, которые накладывали существенные ограничения наэффективность использования станции изначительно ограничивали время ее функционирования. Поэтому конструкция следующих станций была доработана иусовершенствована.
    С 1973 года по1986 год были запущены еще шесть орбитальных станций подназванием «Салют»— «Салют-2» (1973; из-за разгерметизации неэксплуатировалась впилотируемом режиме), «Салют-3» (1974-1975), «Салют-4» (1974-1977), «Салют-5» (1976-1977), «Салют-6» (1977-1982) и «Салют-7» (1982-1991), накоторых работали советские изарубежные космонавты. В космосе было проведено множество различных научных экспериментов, отработана система жизнедеятельности космонавтов.
    Конструкция «Салютов» стала основой создания нетолько долговременных орбитальных станций, нои орбитального комплекса «Мир» ироссийского сегмента Международной космической станции.
    Материал подготовлен наоснове информации РИА Новости иоткрытых источников Спасибо! Ваше мнение учтено.
    Источник
    Салют, Станция, МЕТР, Система, Космвт

  4. 19 апреля 1971 года на околоземную орбиту с космодрома Байконур стартовала первая в мире обитаемая космическая станция
    Сегодня новости об очередном эксперименте или завершении цикла работ на орбитальной Международной космической станции волнуют гораздо меньшее число людей, чем, скажем, три десятка лет назад. Да и не факт, что вообще волнуют: человечество, попробовав вырваться в космос и застряв на околоземной орбите, вернулось к традиционным земным заботам. А ведь еще совсем недавно, каких-то 45 лет назад, человек только-только начал осваивать ближний космос, построив в нем первый дом! Ведь первая обитаемая орбитальная станция «Салют-1» была запущена на орбиту 19 апреля 1971 года — и стала первой подобной станцией в мире. Тогда эта новость произвела, ну разве что чуть меньшее впечатление на человечество, чем случившееся десятью годами ранее, когда в космос отправился первый человек (кстати, тоже русский — Юрий Гагарин).
    К тому моменту, как космический корабль «Восток-1» с первым космонавтом Земли на борту готовился к старту, работа над обитаемой орбитальной станцией уже переходила от стадии обсуждения концепции к стадии первых планировочных чертежей. Ведь дискуссия о том, какой быть станции — постепенно собираемой из отдельных частей, доставляемых на орбиту кораблями, или единой, «заброшенной» в рамках одного запуска и сразу готовой к эксплуатации, начались еще в середине 1950-х. Сторонником модульной системы был Сергей Королев и его подчиненные из ОКБ-1, и поначалу всем казалось, что авторитет «главного по космосу» перевесит все аргументы противников. Но вышло иначе. Военные — а именно они были главными заказчиками орбитальной станции, которая должна была взять на себя функции разведывательного поста в космосе, — спешили и не хотели ждать. И потому им больше пришлось по душе предложение ОКБ-52 и его руководителя Владимира Челомея, который отстаивал идею запуска готовой станции. Причем он же сразу предложил и идею использовать для этого разработанные в «пятьдесят втором» тяжелые ракеты-носители «Протон».
    Все бы ничего, но предложение Владимира Челомея, при всех его плюсах, обладало одним минусом. Поскольку станцию запускали с помощью уже имеющейся ракеты, ее габариты не могли быть больше, чем допускали возможности «Протона», он же УР-500, а они были достаточно скромными. Поэтому станция в итоге получилась достаточно тесной: максимальный диаметр ее составлял всего лишь 4,15 м, а основного обитаемого отсека — и того меньше, 2,9 м. И поскольку существенная часть внутреннего пространства «съедалась» конструктивными элементами и оборудованием, обитаемый объем оказался весьма небольшим.
    А вскоре выяснилась еще одна проблема, связанная с тем, что верх одержала идея ОКБ-52. Его специалисты не имели достаточного опыта по работе с оборудованием обитаемых космических кораблей, и это поставило под угрозу сроки выполнения задания. А сдвигать их было некуда: запуск станции хотели приурочить к XXIV съезду КПСС, который должен был открыться в Москве в конце марта 1971 года. Поэтому, а также потому, что совсем «отодвинуть» КБ Сергея Королева от работ над орбитальной станцией означало создать ненужное напряжение в отрасли, решено было использовать для оборудования станции элементы хорошо показавших себя космических кораблей серии «Союз». Тем более, что два корабля этого типа — «Союз-4» и «Союз-5» — 16 января 1969 года впервые в мире осуществили пилотируемую стыковку, образовав своего рода орбитальную станцию краткосрочного действия.
    В итоге этой кооперации на свет появилась первая в мире долговременная орбитальная станция (ДОС), которая получила шифр «изделие 17К», а в историю вошла как орбитальная станция «Салют-1». В конце февраля 1971 года станцию и ракету-носитель «Протон», которая должна была вывести ее на орбиту, доставили на космодром Байконур, и вроде как успевали поставить на стартовый стол до начала очередного партийного съезда. Но в итоге опоздали на 10 дней: съезд завершил работу 9 апреля, а станция отправилась на орбиту только 19-го.
    Конструктивно «Салют-1» представлял собой соединение четырех цилиндров разного диаметра, каждый из которых был самостоятельным отсеком станции. Средний, самый крупный, который состоял из двух частей, назывался рабочим: именно в нем располагались рабочие места космонавтов и практически вся необходимая аппаратура для экспериментов и наблюдений, а также спортивные тренажеры. Под них была отведена бОльшая часть отсека, а в меньшей располагался центральный пост управления станцией, спальные места космонавтов, обеденный стол и место отдыха. Со стороны этой «спальной» части станции располагался переходный отсек, к которому должны были пристыковываться космические корабли «Союз». А со стороны более крупной секции рабочего отсека располагался агрегатный отсек, в котором находилось оборудование, отвечавшее за движение и жизнеобеспечение станции: там находились двигатели с запасом топлива и панели солнечных батарей.
    Подготовка орбитальной станции «Салют 1».

  5. Орбитальная космическая станция “Салют”
    «Союз-10» – пилотируемый космический корабль, запущен 22 апреля 1971 года для отработки усовершенствованной системы стыковки космического корабля с орбитальной станцией «Салют-1». Экипаж корабля: Владимир Шаталов (командир), Алексей Елисеев (бортинженер) и Николай Рукавишников (инженер-исследователь).
    Несмотря на то что космический корабль «Союз-10» успешно состыковался со станцией «Салют-1», экипаж не смог перейти в станцию из-за проблем со стыковочным механизмом. Корабль вернулся на Землю 24 апреля.
    «Союз-11» – пилотируемый космический корабль, доставивший первый экипаж на орбитальную станцию «Салют-1». Экипаж корабля: Георгий Добровольский (командир), Владислав Волков (бортинженер) и Виктор Пацаев (инженер-исследователь). Корабль стартовал 6 июня 1971 года. Выход на орбиту, сближение и стыковка со станцией «Салют-1» прошли в штатном режиме, 7 июня экипаж приступил к расконсервированию станции и работе на орбите. Пребывание на станции было продуктивным и включало ТВ-связь с Землёй. Однако на 11-й день произошло возгорание, и было принято решение прекратить полёт и оставить станцию. 29 июня «Союз-11» отделился от станции. 30 июня аппарат приземлился в заданном районе. Поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни.
    После изучения причин катастрофы последовал 18-месячный перерыв в запусках кораблей «Союз». За это время были пересмотрены многие концепции: изменилась компоновка органов управления корабля, став более эргономичной; операции подъёма-спуска стали проводить только в скафандрах, экипаж стал состоять из двух человек.
    Подробнее о катастрофе и её причинах в Википедии.
    Естественно, никаких карикатур в «Крокодиле», посвященных полету «Союз-11», не было. Да и вообще оптимизма заметно поубавилось, и рисунки на космическую тему стали появляться лишь изредка, в основном к праздничным датам – 1 мая и 7 ноября.
    «Союз-19» – пилотируемый космический аппарат, запущенный по программе «Союз-Аполлон». Первый международный космический полет, стыковка с американским космическим кораблём «Аполлон-18». Полёт продолжался с 15 по 21 июля 1975 года. Экипаж: Алексей Леонов (командир) и Валерий Кубасов (бортинженер)
    «Союз-22» – советский пилотируемый космический корабль. Он был предназначен для многозональной съёмки Земли. На корабле был установлен многозональный космический фотоаппарат МКФ-6, обеспечивавший съёмку одновременно в шести участках видимой и инфракрасной области спектра с разрешением около 15 метров. Космонавты Валерий Быковский и Владимир Аксенов провели неделю на орбите (с 15 по 23 сентября 1976 года), фотографируя поверхность Земли.
    «Союз-27» – советский пилотируемый космический корабль, находившийся в космосе с 10 января по 16 марта 1978 года. Это была первая экспедиция посещения орбитальной научной станции «Салют-6». В это время на станции «Салют-6» работал первый долговременный экипаж: Юрий Романенко и Георгий Гречко. Впервые долговременный экипаж орбитальной станции принимает посетителей в космосе. Впервые два пилотируемых корабля, одновременно, пристыкованы к орбитальной станции.
    Четверо космонавтов проводили успешные научные и технологические эксперименты в течение пяти дней. Космонавты Владимир Джанибеков и Олег Макаров вернулись на Землю на корабле «Союз-26» 16 января 1978 года. Корабль «Союз-27» остался пристыкованным к станции, на нём 16 марта 1978 года на Землю вернулись космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко.
    \
    И ещё парочка шутливых карикатур:

    Продолжение следует…

  6. User:
    ru_cosmos (posted by denis_strebkov)
    Date:
    2011-04-27 10:08
    Subject:
    Покорение космоса глазами советских карикатуристов. Часть 15
    Security:
    Public
    Tags:”Салют”, “Союз”, карикатуры, космический аппарат, космонавты
    Орбитальная космическая станция “Салют”
    «Союз-10» – пилотируемый космический корабль, запущен 22 апреля 1971 года для отработки усовершенствованной системы стыковки космического корабля с орбитальной станцией «Салют-1». Экипаж корабля: Владимир Шаталов (командир), Алексей Елисеев (бортинженер) и Николай Рукавишников (инженер-исследователь).
    Несмотря на то что космический корабль «Союз-10» успешно состыковался со станцией «Салют-1», экипаж не смог перейти в станцию из-за проблем со стыковочным механизмом. Корабль вернулся на Землю 24 апреля.
    «Союз-11» – пилотируемый космический корабль, доставивший первый экипаж на орбитальную станцию «Салют-1». Экипаж корабля: Георгий Добровольский (командир), Владислав Волков (бортинженер) и Виктор Пацаев (инженер-исследователь). Корабль стартовал 6 июня 1971 года. Выход на орбиту, сближение и стыковка со станцией «Салют-1» прошли в штатном режиме, 7 июня экипаж приступил к расконсервированию станции и работе на орбите. Пребывание на станции было продуктивным и включало ТВ-связь с Землёй. Однако на 11-й день произошло возгорание, и было принято решение прекратить полёт и оставить станцию. 29 июня «Союз-11» отделился от станции. 30 июня аппарат приземлился в заданном районе. Поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни.
    После изучения причин катастрофы последовал 18-месячный перерыв в запусках кораблей «Союз». За это время были пересмотрены многие концепции: изменилась компоновка органов управления корабля, став более эргономичной; операции подъёма-спуска стали проводить только в скафандрах, экипаж стал состоять из двух человек.
    Подробнее о катастрофе и её причинах в Википедии.
    Естественно, никаких карикатур в «Крокодиле», посвященных полету «Союз-11», не было. Да и вообще оптимизма заметно поубавилось, и рисунки на космическую тему стали появляться лишь изредка, в основном к праздничным датам – 1 мая и 7 ноября.
    «Союз-19» – пилотируемый космический аппарат, запущенный по программе «Союз-Аполлон». Первый международный космический полет, стыковка с американским космическим кораблём «Аполлон-18». Полёт продолжался с 15 по 21 июля 1975 года. Экипаж: Алексей Леонов (командир) и Валерий Кубасов (бортинженер)
    «Союз-22» – советский пилотируемый космический корабль. Он был предназначен для многозональной съёмки Земли. На корабле был установлен многозональный космический фотоаппарат МКФ-6, обеспечивавший съёмку одновременно в шести участках видимой и инфракрасной области спектра с разрешением около 15 метров. Космонавты Валерий Быковский и Владимир Аксенов провели неделю на орбите (с 15 по 23 сентября 1976 года), фотографируя поверхность Земли.
    «Союз-27» – советский пилотируемый космический корабль, находившийся в космосе с 10 января по 16 марта 1978 года. Это была первая экспедиция посещения орбитальной научной станции «Салют-6». В это время на станции «Салют-6» работал первый долговременный экипаж: Юрий Романенко и Георгий Гречко. Впервые долговременный экипаж орбитальной станции принимает посетителей в космосе. Впервые два пилотируемых корабля, одновременно, пристыкованы к орбитальной станции.
    Четверо космонавтов проводили успешные научные и технологические эксперименты в течение пяти дней. Космонавты Владимир Джанибеков и Олег Макаров вернулись на Землю на корабле «Союз-26» 16 января 1978 года. Корабль «Союз-27» остался пристыкованным к станции, на нём 16 марта 1978 года на Землю вернулись космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко.
    \
    И ещё парочка шутливых карикатур:

    Продолжение следует…

    Post A Comment | 3 Comments | Поделиться | Ссылка

  7. Поскольку американцы несколько отставали по части создания ракеты-носителя необходимой мощности, то первой на орбиту вышла наша станция «Салют».
    Дискуссии по концепции станции развернулись в конце 50-х годов. Главными «противоборствующими лагерями» были ОКБ-1 Королева и ОКБ-52 Челомея. Королев предлагал сделать станцию сборной: несколько ракет доставят в космос ее узлы, и на орбите они будут смонтированы. Но победило предложение Челомея – станция цельная, доставляется одной ракетой. И ее габариты определяются возможностями ракеты-носителя.
    Работы над проектом начались осенью 1964 года. А в 1967 году он был принят межведомственной комиссией, главную скрипку в которой играло Министерство обороны.
    2. Хочешь «Мира» – готовься к войне
    И проект, и станция назывались «Алмаз». Главным ее предназначением был сбор разведывательной информации. То есть находящийся на станции экипаж должен был фотографировать интересующие военных наземные объекты и периодически отправлять на Землю в специальной баллистической капсуле отснятые пленки. Столь «варварская» передача информации на Землю объясняется тем, что тогда не существовало ни сканеров, ни цифровых камер. Да и радиоканал связи с Землей имел низкую пропускную способность. С его помощью можно было передавать лишь самые важные снимки.
    Спускаемая капсула имела пороховой заряд, парашютную систему, сбрасываемый теплозащитный экран и спускаемый отсек с радиомаяком.
    Следует сказать, что во время работы над проектом Советский Союз уже имел спутники-шпионы, которые решали именно эту проблему. Однако они фотографировали поверхность земли не выборочно, и процент ценных кадров при этом был невелик.
    Станция должна была выводиться на орбиту тяжелой ракетой «Протон» УР-500 разработки Челомея. Предполагалось, что тот же носитель будут использовать и для отправки на станцию сменяемых экипажей из трёх космонавтов каждый. Однако затем сочли, что это слишком дорогое удовольствие, поскольку «Протон» стоит дороже ракет Королева.
    3. Для работы и для отдыха
    Масса станции составляла 18,6 тонны, длина – 13,6 м, максимальный диаметр – 4,15 м. Общий герметичный объем составлял 82 куб.м. Станция имела три отсека. В первом, условно названным носовым, располагались спальные места, столик для приема пищи, кресло для отдыха и обзорные иллюминаторы.
    За ним – рабочий отсек с пультом управления, рабочим местом, оптическим визиром, позволяющим останавливать «бег» земной поверхности и наблюдать отдельные детали, панорамно-обзорное устройство для широкого обзора Земли, перископическое устройство для осмотра окружающего космического пространства. Далее находился отсек, в котором был расположен большой оптический телескоп для наблюдения и фотографирования Земли.
    Предполагалась установка авиационной скорострельной пушки для защиты от американских спутников-перехватчиков. При запуске станции она была закрыта обтекаемым кожухом. В космосе он отстыковывался. После чего разворачивались антенны и солнечные батареи.
    4. Дорого «яичко» к съезду КПСС
    В начале 1970 года были готовы два летных блока станции и начались их стендовые испытания. И в это время из Политбюро поступили пожелания сделать «космический подарок» к XXIV съезду КПСС, намеченному на март 1971 года. Запуск военной орбитальной станции не мог стать достоянием гласности. И в Министерстве общего машиностроения потребовали, чтобы станция стала гражданской. В результате конструкторы стали экстренно переделывать документацию и модернизировать уже имеющиеся корпуса «Алмаза». Гражданская станция получила название «Салют».
    Главное отличие «Салюта» от «Алмаза» состояло в использовании другого стыковочного узла, в более мощных солнечных батареях. Новым стыковочным узлом предстояло также оснастить корабль «Союз», которому предстояло доставить экипаж на станцию. Что касается исследовательской и фотографической аппаратуры, то на «Салюте» ее стало меньше. Разумеется, не было и пушки.
    5. Жесткая стыковка
    «Салют» благополучно вышел на орбиту 19 апреля 1971 года. Правда, съезд к тому времени уже неделю как закрылся.
    23 апреля на корабле «Союз-10» на станцию отправился первый экипаж (Шаталов, Елисеев и Рукавишников), которому предстояло работать на орбите месяц. В процессе стыковки произошло неверное срабатывание системы управления. После касания и захвата стыковочного штыря система коррекции не была отключена. Касание было воспринято системой управления как возникшее возмущение, которое она попыталась скомпенсировать включением корректирующих двигателей. В результате произошла деформация стыковочного узла. Пять часов ушло на то, чтобы все же отсоединить корабль от станции. И «Союз-10» через двое суток благополучно вернулся на землю.
    6. Во всем виноват клапан
    Следующий экипаж (Добровольский, Волков и Пацаев) отправился на станцию 7 июня 1971 года. Стыковка прошла нормально, и космонавты приступили к расконсервированию «Салюта». Однако их встретило сильное задымление. После ремонта вентиляционной системы космонавты сутки провели в корабле, дожидаясь окончания регенерации воздуха.
    24 дня космонавты работали на станции без каких-либо проблем, выполняя намеченную программу исследований. Но 29 июня произошло возгорание, после чего было решено экстренно возвращаться на землю.
    Неприятности продолжились. После закрытия люка корабля индикатор продолжал показывать, что люк открыт. После консультации с ЦУП было решено заблокировать датчик и стартовать.
    Во время посадки в результате разгерметизации корабля экипаж погиб. Это произошло из-за того, что в момент расстыковки со станцией открылся один из клапанов, которые впускают воздух при вхождении спускаемого аппарата в атмосферу.
    «Салют» был затоплен в Тихом океане 11 октября 1971 года. Драматический полет первой в мире пилотируемой орбитальной станции продолжался 175 суток.
    Фото на открытии: РИА Новости/Стыковка на орбите космического корабля “Союз-10” с орбитальной научной станцией “Салют”.
    http://svpressa.ru/post/article/85846/

  8. »
    Межпланетные станции
    19 апреля 1971 года стартовала ракета-носитель «Протон» с первой в мире долговременной орбитальной станцией ДОС № 1, которая получила название «Салют», открыв качественно новый этап освоения человеком космического пространства.
    Орбитальная станция «Салют» разрабатывалась в ЦКБЭМ под руководством Главного конструктора В.П. Мишина в конце 1969 года. Станция имела один стыковочный узел. Продолжительность полета станции ограничивалась ресурсом системы жизнеобеспечения и бортовым запасом топлива. Масса станции 18,6 тонн. Высота околоземной орбиты 200-300 км. Продолжительность полета 175 суток.

    ПЕРВЫЙ ЭКИПАЖ

    24 апреля 1971 года космический корабль «Союз-10», пилотируемый командиром Владимиром Адександровичем Шаталовым, бортинженером Алексеем Станиславовичем Елисеевым и инженером-испытателем Николаем Николаевичем Рукавишниковым, произвел стыковку со станцией, однако из-за неисправности стыковочного узла космического корабля перейти экипажу на станцию не представлялось возможным.
    Пробыв в состыкованном состоянии 5 часов 30 минут, космический корабль «Союз-10» с трудом удалось отстыковать от станции. Так и не начав работу, экипаж 25 апреля 1971 года вернулся на Землю. Экипаж космического корабля «Союз-10», летчики–космонавты :
    В.А. Шаталов – командир, А.С. Елисеев – бортинженер, Н.Н. Рукавишников – инженер-испытатель.

    Орбитальная станция Салют

    В развитии космонавтики фундаментальное значение имеют обитаемые долговременные орбитальные станции, обращающиеся вокруг нашей планеты. Создание долговременных орбитальных станций, их непрерывное развитие, сопровождающееся увеличением их массы, объема, численности экипажа, длительности функционирования, расширением круга решаемых задач, является обязательным условием освоения человеком космического пространства.
    Именно путь развития долговременных пилотируемых орбитальных станций ведет к фундаментальному освоению космоса, созданию космической промышленности , использующей солнечную энергию, условия невесомости и глубокого вакуума. Рождение космической промышленности начинается с осуществления на орбитальных станциях тонких технологических процессов, не реализуемых на Земле, позволяющих рентабельно получать уникальные материалы, способствующие дальнейшему развитию промышленности.
    Первая долговременная орбитальная научная станция Салют массой 18,9 т находилась на орбите спутника Земли с 19 апреля по 11 октября 1971 г. Высота орбиты станции в апогее в основном находилась в пределах 250 280 км, наклонение орбиты 51,6 градусов, период обращения 88 90 минут.
    Станция Салют состоит из рабочего отсека, образованного двумя цилиндрами диаметром 4,15 и 2,9 м, соединенных коническим переходником, и третьего цилиндрического переходного отсека диаметром 2 м, к которому пристыковывается транспортный корабль Союз. С противоположной стороны к рабочему отсеку примыкает негерметичный агрегатный отсек. Переходный и рабочий отсеки герметичны и разделены люком.
    Первая орбитальная станция предназначенная для пребывания людей в космическом пространстве, была заслугой советских конструкторов, которые ее разработали и построили. Космический аппарат был оснащен всевозможными уникальными приборами, которые могли производить с помощью человека исследования и астрономические наблюдения.
    Создана первая станция была в СССР и получила название Салют-1, а уже в феврале 1971 года орбитальную станцию транспортировали на Байконур. 19 апреля она отправилась на орбиту и проработала 175 суток, а 11 октября того же года её деятельность была завешена. Всего было создано семь орбитальных станций Салют, причем пять были первого поколения, а шестая и седьмая – второго.
    Источники: salyut.gmik.ru, universal_ru_en.academic.ru, http://www.aviationsweb.ru, doskado.ru, http://www.bolshoyvopros.ru

    Эсминец Элдридж

    Тиауанако

    Дух войны и проклятие Тамерлана

    Послания духов

    Как обставить однокомнатную квартиру

    Если вы не располагаете большой суммой денег, у вас нет возможности купить жилье желаемого размера, и приходится довольствоваться малым, то …

    Гигантские водовороты в океане

    Мировой океан таит в себе столь большое количество тайн, что на разгадку даже малой их части уйдут десятилетия. Некоторые из них …

    Ремонт ванной комнаты

    При проведении капитального ремонта квартиры невозможно обойти стороной ванную комнату. Тем более что ремонт ванной комнаты требует особого подхода. Хотя она …

    Как правильно ухаживать за кожей вокруг глаз

    В молодости многие девушки даже не задумываются о том, какая нежная кожа вокруг глаз и как быстро могут появиться …

    Блестящие наряды – как носить и с чем сочетать

    Заходя почти в любой магазин обязательно можно наткнуться на какую-то блестящую кофту, платье, юбку и прочее. Такая одежда действительно привлекает …

    Мумия – спящая красавица

    В 1920 году девочка по имени Розалия Ломбардо умерла от воспаления легких. Она совсем немного не дожила до своего второго …

    Самые большие деревья

    Деревья если не самые большие живые организмы в мире, то уж точно одни из самых больших и такие, размеры которых …

  9. Две шестеренки скреплены зубьями. Большая шестеренка имеет 57 зубьев, а маленькая 38 зубьев. Сколько оборотов сделает большая шестерная, когда зубья обеих шестерен займут первоночальное положение.
    После повышения цен на 20% альбом стал стоить 96 руб. Сколько стоил альбом до повышения цен?
    На 222грн. купили тканину  ціною 37 грн. за 1 м. Скільки можна пошити з цієї тканини якщо на 1 сукню йде 3 метра?
    Бисектриса угла при основании равнобедренного треугольника равна стороне треугольника определить углы данного теугольника
    используя три раза цифру 2.составьте выражение значение которого равно 6,8,3,1.
    Почему, обращаясь к сущности человека, мы спрашиваем, что такое человек, а не кто такой человек?
    ответ на вопрос по математике сумма вычитаемого и разности равна 9 чему равно уменьшаемое?
    Скорость катера в стоячей воде равна 18км/ч.Скорость течения реки равна 2км/ч.С какой скоростью будет двигаться катер:а)по течению реки;б)против течения реки?
    1) Нужно поставить знаки действий и, усли нужно скобки так, чтобы получились верные равенства. 3  3  3  3  3=198 3  3  3  3  3=72 3  3  3  3  3=366 3  3  3  3  3=22  2) Используя тоже пять троек, знаки действий и скобки, записать выражения с другими значениями.
    2sinxcosx – 2sinx – cosx + 1 = 0` после лета ваще не варит понимаю что с группировкой

  10. 45 лет назад 19 апреля 1971 года ракета-носитель «Протон» успешно вывела на орбиту первую в мире долговременную орбитальную станцию «Салют» (ДОС-1) с массой почти 20 тонн.
    Запуск первой долговременной орбитальной станции открыл принципиально новый этап в исследовании и освоении человеком космического пространства. ДОС-1 представляла собой новый тип космического аппарата, позволяющий автоматически и с участием человека решать самые разные научно-прикладные задачи в условиях длительного полета. Орбитальные станции со сменяемыми экипажами сделали возможным непрерывную работу людей в космическом пространстве, позволили исследовать влияние космоса и невесомости на организм человека, проводить астрофизические исследования, а также исследования поверхности и атмосферы Земли.
    Экипаж первой экспедиции в составе советских космонавтов В. Шаталова, А. Елисеева и Н. Рукавишникова на транспортном корабле «Союз-10» стартовал к станции 23 апреля 1971 года. Стыковка корабля со станцией не удалась из-за проблем со стыковочным механизмом, и космонавты были вынуждены вернуться на Землю.
    Вторая экспедиция стартовала 6 июня 1971 года на корабле «Союз-11». В состав экипажа вошли Г. Добровольский, В. Волков, В. Пацаев. Состыковавшись и перейдя на станцию, космонавты проработали на ней около более 22 суток и поставили рекорд по продолжительности космического полета человека.
    11 октября 1971 г. станция «Салют» прекратила существование над акваторией Тихого океана. Всего было изготовлено и выведено на орбиту пять аппаратов этой серии: «Салют-1», «Салют-3», «Салют-4», «Салют-6», «Салют-7». Станции «Салют-2» и «Салют-5» имели военное назначение и относились к серии орбитальных станций «Алмаз». Программа «Салют» продолжалась с 1971 года по 1986 год, в результате чего был накоплен гигантский опыт долговременного нахождения человека в космическом пространстве.
    http://www.roscosmos.ru

  11. Кроме кратковременных полетов для полного исследования влияния невесомости на человеческий организм, а также для отработки путешествий к другим планетам требовалось создание долговременных орбитальных станций. В СССР работу над созданием «дома на орбите» начало конструкторское бюро В.Н. Челомея.
    Но у военных не было опыта оборудования станции научной аппаратурой. Проект передали инженерам под руководством В.П. Мишина. Станция была десяти метров в длину. Внутри ее разделили на несколько отсеков. Приборы разместили вдоль стен. Космический дом получил имя «Салют».
    Многие разработки ученых были впервые применены в новом космическом аппарате. Медики разработали комбинезоны, в ткань которых вшили множество резиновых жгутов. Чтобы поднять ногу или руку, космонавтам приходилось прикладывать мышечное усилие. Такие комбинезоны должны были компенсировать действие невесомости, при котором мышцы атрофируются.
    По собственному опыту космонавты знали, что после посадки чувствуется тяжесть в ногах, поэтому врачи придумали устройство, которое назвали «бочка». Космонавт залезал в «бочку» по пояс, воздух оттуда откачивался, и вокруг нижней части тела образовывалось меньшее давление. Кровь свободно приливала к ногам, и сердце перекачивало ее обратно, равномерно распределяя по всему организму.
    На борту станции находилось несколько тренажеров, велотренажер и беговая дорожка.
    Первый «Салют» отправился на орбиту в 1971 году. Вслед за ним в космос полетели еще три станции.
    29 сентября 1977 года в космос был запущен «Салют-6» – станция нового поколения. На ней имелось два стыковочных узла, что позволяло подходить к станции одновременно двум кораблям. На «Салют-6» вместе с советскими космонавтами летали космонавты-исследователи из других стран.
    На орбитальную станцию стали прибывать космические «грузовики» – корабли «Прогресс», которые доставляли топливо, новые приборы и материалы. Космонавты стали регулярно получать свежую воду, газеты и журналы, а также письма от родных.
    В 1982 году на орбиту вывели станцию «Салют-7». Один за другим советские космонавты били рекорды продолжительности пребывания в космосе на орбитальных станциях. Владимир Ляхов и Валерий Рюмин работали на «Салюте» с 25 февраля по 19 августа 1979 года – 175 суток. Космонавты установили на орбите радиотелескоп диаметром 10 метров. Рюмин через полгода после приземления вновь отправился в космос, проведя на станции 185 суток. 19 августа 1982 года на орбиту стартовала вторая женщина-космонавт – Светлана Савицкая. В 1984 году она же впервые вышла в открытый космос.

  12. 12
    Текст добавил: КаЛаБок_ПаВеСиЛсЯ


    Начиная с 1970 года одним из главных направлений работ ЦКБЭМ (сегодня РКК «Энергия») стала разработка орбитальных станций. Результаты этой работы признаны мировой общественностью как одно из наиболее приоритетных достижений России в области пилотируемой космонавтики.
    Первой в мире орбитальной станцией стала станция «Салют», работа над которой началась в конце 1969 года. В это время ЦКБЭМ было в СССР признанным лидером в области реализации пилотируемых космических программ. Над созданием пилотируемых средств в интересах Минобороны СССР работал и коллектив Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ, г. Реутов), возглавляемый генеральным конструктором В.Н. Челомеем. ЦКБМ разрабатывал пилотируемый орбитальный комплекс «Алмаз», который должен был стать противовесом американскому проекту MOL (пилотируемая орбитальная станция военного назначения с задачами разведки и управления с орбиты наземными военными средствами).
    США активно работали над созданием орбитальной станции «Скайлэб» с использованием в качестве ее гермокорпуса бака III ступени ракеты-носителя «Сатурн-5». Был уже определен срок запуска этой станции – середина 1972 года. Наша страна явно упускала приоритетное направление работ. Дух соперничества между двумя ведущими космическими державами явился, в известном смысле, прекрасным стимулом для развития в них космической техники, в том числе по направлению создания орбитальных станций.
    Учитывая, что в ЦКБЭМ в этом направлении работы уже велись, и зная о действительном состоянии работ по ОС «Алмаз», группа специалистов ЦКБЭМ (К.Д. Бушуев, С.О. Охапкин, Б.Е. Черток, С.С. Крюков, К.П. Феоктистов, Б.В. Раушенбах) обратилась к секретарю ЦК КПСС Д.Ф. Устинову с предложением в короткие сроки создать орбитальную станцию научного и народнохозяйственного назначения. Суть предложения заключалась в создании конструкции орбитальной станции с использованием задела по орбитальному блоку станции «Алмаз» и установке на нем бортовых систем космического корабля «Союз». Сам корабль «Союз» (модификация 7К-Т) предлагалось использовать для доставки на станцию экипажа.
    Несмотря на уникальный опыт, накопленный ЦКБЭМ в области пилотируемой космонавтики, создание орбитальных станций требовало решения многих новых технических проблем и организационных вопросов. В декабре 1969 года эти работы возглавил Ю.П. Семенов в качестве ведущего конструктора.
    Так была начата тема, которой в течение последующих лет суждено было стать одним из основных направлений работ в ЦКБЭМ.
    В феврале 1970 года был выпущен проект по долговременной орбитальной станции (ДОС), которая в дальнейшем стала называться «Салют». В начале марта 1970 года состоялась первая встреча специалистов ЦКБЭМ и ЦКБМ (Ф), которым в дальнейшем суждено было совместно решать множество технических и организационных проблем, а также отстаивать это направление работ в своих организациях. Тогда же, в марте 1970 года, Ю.П. Семенов впервые встретился с В.Н. Челомеем. Во время этой встречи удалось согласовать передачу четырех корпусов станции «Алмаз» для работ по ДОС. Эти четыре корпуса были доработаны и использованы для создания летного изделия, а также экспериментальных макетов для проверки принятых технических решений. Это позволило значительно сократить сроки создания первой в мире орбитальной станции «Салют».
    Ее орбитальный блок состоял из переходного, рабочего и агрегатного отсеков, а также отсека научной аппаратуры. На наружной поверхности переходного герметичного отсека диаметром 2,1 м с агрегатом стыковки был установлен комплект солнечных батарей, заимствованных с корабля 7К-ОК. Рабочий отсек имел герметичную оболочку, состоящую из двух обечаек диаметром 2,9 и 4,1 м, соединенных между собой коническим переходником. Агрегатный отсек в негерметичном исполнении диаметром 2,1 м был предназначен для размещения корректирующей двигательной установки, заимствованной с корабля 7К-ОК. На его внешней поверхности располагалась система двухкомпонентных двигателей ориентации, разработанная вновь, и установлен второй комплект солнечных батарей, также заимствованных с корабля 7К-ОК. Научное оборудование станции массой 1,5 т включало солнечный телескоп, рентгеновский телескоп (РТ-4), инфракрасный телескоп­спектрометр (ИТС-К), визир с 60-кратным увеличением (ОД-4) и другую аппаратуру.
    Станция была создана в чрезвычайно короткие сроки. Задача разработать и подготовить станцию к запуску в течение года была поставлена на политическом уровне. Следует отметить большой энтузиазм, с которым участники этого уникального проекта разрабатывали, изготавливали и испытывали первую орбитальную станцию. Работы велись круглосуточно, без выходных дней.
    Второй особенностью явилось то, что разработка станции проводилась одновременно в ЦКБЭМ и ЦКБМ (Ф), а изготовление – на Заводе имени М.В. Хруничева (ЗИХ) и Заводе экспериментального машиностроения (ЗЭМ). Проект и практически все основные системы станции разрабатывались в ЦКБЭМ, изготовление основных систем и поставка комплектующих – на ЗЭМ, конструкторская документация на корпус выпускалась в ЦКБМ (Ф), изготовление гермокорпуса, силового интерьера, основных элементов конструкции, общая сборка изделия проводились на ЗИХ. Комплексные испытания станции после сборки выполнялись в ЦКБЭМ.
    Сжатые сроки диктовали особую технологию работ. Были существенно упрощены процедуры подготовки документации. Изготовление деталей часто проводилось по эскизам конструктора. Упрощение процедур принятия решений не привело к снижению качества, поскольку оперативно­техническое руководство действовало постоянно для незамедлительного принятия технических решений.
    При этом сложилась любопытная ситуация: главный конструктор и руководитель ЦКБЭМ В.П. Мишин не участвовал в формировании предложения на начальном этапе и находился в оппозиции к работам по орбитальной станции, а генеральный конструктор и руководитель ЦКБМ В.Н. Челомей был откровенным противником передачи этих работ ЦКБЭМ. Остановить работы по станции, так как они поддерживались ЦК КПСС эти руководители не могли, но тем не менее наличие такой оппозиции создавало дополнительные трудности для участников работ. В 1972 году В.П. Мишин и В.Н. Челомей даже направили министру общего машиностроения С.А. Афанасьеву совместное письмо с предложением прекратить работы по станциям «Салют» в ЦКБЭМ, так как В.П. Мишин считал, что главным направлением работ ЦКБЭМ должно быть освоение Луны. Однако уже созданный задел и энтузиазм участников не позволили прекратить эти работы.
    В декабре 1970 года на ЗИХ был собран орбитальный блок станции и передан на ЗЭМ для проведения испытаний, после окончания которых в марте 1971 года он был отправлен на техническую позицию. Работы на космодроме (на вновь созданном рабочем месте) были проведены за 40 дней. От начала разработки проекта до запуска станции на орбиту прошло меньше 16 месяцев. Еще никогда космические аппараты такой сложности не создавались в крайне сжатые сроки. Разумеется, при разработке конструкции и систем станции использовался громадный опыт участников работ и технический задел по уже разработанным системам. Но существенными факторами, позволившими это сделать, были: энтузиазм и высокая ответственность, царившие в коллективах, умелая организация работ, поддержка вышестоящих организаций (ЦК КПСС, Министерство общего машиностроения), соответствующая технология ведения документации, разработки, изготовления и испытаний материальной части.
    19 апреля 1971 года стартовала ракета-носитель «Протон» с ДОС № 1, которая получила название «Салют». Это название сохранилось для всей последующей серии орбитальных станций. Мало кто знает, что название станции в действительности было «Заря». Именно это слово крупными буквами было написано на ее корпусе, с этим названием первая станция ушла в полет. Но пришлось срочно, буквально перед стартом, ее переименовывать, потому что, как оказалось, это название для космического аппарата уже использовалось в Китае.
    Первая орбитальная станция «Салют» на монтажной тележке на космодроме Байконур
    Появление на орбите первой в мире орбитальной станции открыло новую эпоху в исследовании человеком космического пространства. В ее создании участвовало большое количество организаций, но роль ЦКБЭМ (РКК «Энергия») в этой работе, безусловно, является решающей. Она была головной организацией по теме, обеспечив разработку и проекта, и систем станции, и пилотируемых кораблей для доставки к ней экипажей.
    Первая экспедиция на станцию (космонавты В.А. Шаталов, А.С. Елисеев и Н.Н. Рукавишников) на корабле «Союз-10» стартовала с космодрома Байконур 23 апреля 1971 года. Механический захват станции с помощью стыковочного механизма корабля «Союз-10» был выполнен, но из-за неполадок, возникших при стягивании, штатная стыковка не состоялась, и экипажу пришлось вернуться на Землю.
    Вторая экспедиция стартовала на орбиту 6 июня 1971 года на корабле «Союз-11». Стыковка и переход экипажа на станцию прошли нормально. Космонавты работали на орбите около 23 суток, установив абсолютный рекорд пребывания человека в космосе. Экипаж выполнил программу научных, технических и медицинских экспериментов. Было проведено картографирование звездного неба с помощью ультрафиолетового телескопа «Орион» (такие наблюдения не могут проводиться на Земле из-за поглощения атмосферой излучения в ультрафиолетовой области спектра); исследование акватории Мирового океана в интересах рыбного хозяйства; большая программа медицинских экспериментов.
    «Союз-11» с экипажем был отстыкован от станции и совершил посадку на Землю 30 июня 1971 года. Посадка завершилась трагически: космонавты Г.Т. Добровольский, В.Н. Волков и В.И. Пацаев погибли из-за разгерметизации СА. В связи с аварией полеты экипажей на станцию далее не проводились, и она функционировала на орбите в беспилотном режиме. 11 октября 1971 года по команде с Земли станция вошла в плотные слои атмосферы над акваторией Тихого океана и прекратила свое существование.

  13. 19 апреля 1971 года в Советском Союзе был произведен запуск первой в мире орбитальной научной станции “Салют”.
    Это был новый тип космического аппарата, позволяющий автоматически и с участием человека проводить комплексные научные исследования в условиях продолжительного полета.
    “Салют”серия пилотируемых орбитальных станций СССР. Под общим названием “Салют” на орбиту выводились орбитальные станции по гражданской программе “Долговременная орбитальная станция” разработки Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, ныне Ракетно-космическая корпорация “Энергия” им. С.П. Королева) и по военной программе “Алмаз” (ОПС) разработки Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ, ныне Военно-промышленная корпорация “НПО машиностроения”).
    Долговременная орбитальная станция (ДОС), начала разрабатываться в ЦКБЭМ под руководством главного конструктора Василия Мишина в конце 1969 года. Она создавались на базе орбитальной пилотируемой станции военного назначения “Алмаз”, которая была разработана в ЦКБМ под руководством главного конструктора Владимира Челомея.
    Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке и создании долговременных орбитальных станций вышло 16 февраля 1970 года, а уже в феврале 1971 года станция была отправлена на космодром.
     
    ДОС состояла из двух герметичных (переходного и рабочего) и одного негерметичного (агрегатного) отсеков.
     Переходный отсек — один из жилых отсеков станции (диаметр два метра, длина три метра), был предназначен для проведения научных наблюдений и экспериментов.
    Стыковочный узел отсека обеспечивал многократную стыковку станции с транспортным космическим кораблем на орбите и переход космонавтов через люк-лаз. Внутри отсека были установлены оборудование систем терморегулирования, жизнеобеспечения, научная аппаратура. Снаружи находились панели солнечных батарей, антенны, датчики, агрегаты системы терморегулирования, блоки звездного телескопа и др.
    В рабочем отсеке, расположенном в средней части станции и состоявшем из двух зон диаметром 2,9 и 4,15 метра, общей длиной 9,1 метра, были установлены основные приборы и агрегаты систем управления станцией, жизнеобеспечения, энергопитания, аппаратура радиосвязи, а также аппаратура для проведения научных исследований и наблюдений. Он был предназначен для проведения основных операций по управлению полетом, научных исследований и наблюдений, для выполнения космонавтами комплекса физических упражнений, приема пищи, отдыха.
    За рабочим отсеком находился негерметичный агрегатный отсек, в котором были размещены корректирующая двигательная установка с запасами топлива, исполнительные органы системы ориентации, основные и дублирующие двигатели малой тяги, а также ряд других агрегатов и приборы. Всего на борту станции было размещено свыше 1300 приборов и агрегатов.
    Первоначально долговременную орбитальную станцию планировалось именовать “Зарей”, но, узнав, что такое же название уже носит летающий спутник Китая, перед стартом станцию было решено именовать “Салют”. Это название и закрепилось за всеми последующими станциями данного типа.
    Орбитальная станция “Салют” была выведена на орбиту с космодрома Байконур ракетой-носителем “Протон-К” 19 апреля 1971 года. Первая экспедиция на станцию (космонавты Владимир Шаталов, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников) на космическом корабле “Союз-10” стартовала 23 апреля 1971 года. Полностью состыковаться с “Салютом” не удалось — не произошла “стяжка” корабля и станции до образования внутреннего герметичного перехода. Экипаж облетел станцию, сфотографировал стыковочный узел и возвратился на Землю.
    В течение последующих 1,5 месяцев станция совершала полет в автоматическом режиме; проводились работы по контролю состояния и функционирования бортовых систем, поднятию орбиты, приему и обработке научной информации, а на Земле были проведены дополнительные наземные испытания стыковочных узлов и серия интенсивных тренировок космонавтов.
    Второй экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева, стартовавший 6 июня 1971 года на корабле “Союз-11”, 7 июня успешно состыковался с “Салютом”. На орбите начала работать первая в мире пилотируемая орбитальная станция с первым экипажем на борту.
    В течение 23 суток полета космонавты провели астрофизические наблюдения, испытания в различных режимах работы бортовых систем, агрегатов и научной аппаратуры. В полете были отработаны методы и автономные средства ориентации и навигации, системы управления космическим комплексом при маневрировании на орбите. Космонавты вели визуальные наблюдения и фотографирование геолого-географических объектов земной поверхности, атмосферных образований, метеорологической обстановки. Они также провели разносторонние медико-биологические исследования.
    По завершении программы испытаний 29 июня космонавты перенесли научные материалы из станции в транспортный корабль, расконсервировали его системы, закрыли люки и произвели расстыковку. 30 июня 1971 года космический корабль “Союз-11” совершил посадку в заданном районе. Но на участке спуска корабля за 30 минут до приземления произошло быстрое падение давления в спускаемом аппарате вследствие нарушения герметичности, что привело к гибели космонавтов. Из-за этого дальнейший полет станции “Салют” проходил в беспилотном режиме. В это время на ней систематически проводились научно-технические исследования и контроль работы систем, агрегатов и научной аппаратуры в условиях длительного пребывания в космическом пространстве.
    11 октября 1971 года были проведены заключительные операции с целью спуска “Салюта” с орбиты. В результате торможения станция перешла на траекторию спуска, вошла в плотные слои атмосферы над заданным районом акватории Тихого океана и прекратила существование. Первая долговременная орбитальная станция находилась на орбите 176 суток. Общая масса станции “Салют” после стыковки с транспортным кораблем была равна 25,6 тонны, в том числе масса орбитального блока — 18,9 тонны, масса транспортного корабля — 6,7 тонн.
    Общая масса научных приборов и инструментов весила свыше 1,2 тонн. Длина в состыкованном состоянии составляла 23 метра, длина орбитального блока — 16 метров, максимальный диаметр — 4,15 метра, максимальный поперечный размер станции по раскрытым солнечным батареям — 11 метров, объем герметичных отсеков — около 100 кубических метров.
    Эксплуатация первой ДОС “Салют” выявила ряд ее конструктивных и технических недостатков, которые накладывали существенные ограничения на эффективность использования станции и значительно ограничивали время ее функционирования. Поэтому конструкция следующих станций была доработана и усовершенствована.
    С 1973 года по 1986 год были запущены еще шесть орбитальных станций под названием “Салют”
    – “Салют-2” (1973; из-за разгерметизации не эксплуатировалась в пилотируемом режиме),
    – “Салют-3” (1974-1975),
    – “Салют-4” (1974-1977),
    – “Салют-5” (1976-1977),
    – “Салют-6” (1977-1982),
    – “Салют-7” (1982-1991), на которых работали советские и зарубежные космонавты.
    В космосе было проведено множество различных научных экспериментов, отработана система жизнедеятельности космонавтов.Конструкция “Салютов” стала основой создания не только долговременных орбитальных станций, но и орбитального комплекса “Мир” и российского сегмента Международной космической станции.
    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *