Сочинение на тему 20 век

4 варианта

  1. Время требовало кардинальных изменений. Многочисленные революции, появляющиеся как цепная реакция ещё с конца ХІХ столетия, выявили невозможность дальнейшего движения вперёд, чётко показали, что человечество оказалось в тупике. Первая мировая война (1914–1917) ещё острее подняла вопрос о необходимости пересмотра существующих ценностей, поиска собственного места человека в этой уже изменённой реальности, понимание того, что окружающий мир враждебный и агрессивный. Стремление обновления, поиски всего нового стали приметой этого времени.
    Радикально менялся и мир вещей, окружавших человека. Изобретения радио и телеграфа, появление первых автомобилей и трамваев, развитие кинематографа и многие другие техниче­ские новинки способствовали общему динамизму жизни. Казалось, человечество стоит у самого порога раскрытия всех тайн природы. Однако не все изобретения начала века были мирные. Революционные открытия в физике впечатляли, но и вселяли страх перед будущим. «Мир рвался в опытах Кюри атомной лопнувшей бомбой…»,?— пророчески писал русский поэт Андрей Белый задолго до появления настоящей атомной бомбы.
    Первая, а потом и Вторая мировая войны, перекроив сложившуюся веками карту Европы, привели к созданию сильных государств, разыгрывающих собственную партию на шахматной доске мира. Появление тоталитарных режимов, целью которых было силой и террором решить дальнейшую судьбу человечества, окончательно показало, что время безобидных обновлений закончилось, поскольку, по словам русского философа Петра Струве, человечеством были получены «слишком страшные ответы» на возникающие вопросы. В обществе всё острее возникает ощущение неустойчивости, опасности осуществляемых преобразований. Сам же человек уже не воспринимается эталоном красоты и силы духа, как было в эпоху Античности, и не божественным существом на земле, как во времена Возрождения, и даже не просвещённой личностью, способной к созданию новых идей. Человечество теряет свои моральные и духовные ориентиры.
    В обществе приобретает популярность философия Фридриха Ницше, который утверждает отказ от традиционных ценностей, идею воспитания «сверхчеловека», начинающуюся с разрушения исконных христианских правил. Это и провозглашает Ницше: «Бог умер». Так человек становится отчуждённым, замкнутым в своей фантазии, поскольку это единственный путь познать и объяснить существующий мир. Материал с сайта //iEssay.ru

  2. Начало двадцатого века в русской литературе это яркость “Серебряного века” во всем культурном наследии. Критические настроения порождали литературные шедевры и открывали новые имена. Время реалистов с критическим взглядом. Начал активно развиваться модерн. Писатели и поэты того времени глубоко проникали не только в умы, но и в души человеческие. Время было сложное. Капитализм, революционные взгляды наряду с философскими и религиозными теориями отражались литературой.
    Это время расцвета поэзии. Направления поэтические различны, но модернистские взгляды преобладают. Это временной отрезок, когда пересматриваются устои, идеалы, ценности.
    Хронология в литературной жизни двадцатого века прослеживается следующая: 1892 – 1917 годы окончание безвременья (революционный подъем общества, манифест и сборник “Символы”, творчество Максима Горького). Хотя, возможно конец этого периода приходится на 1921-1922 годы. Время эмигрантов, ссыльных писателей, философов и историков. Русскую литературы XX века принято подразделять на: реализм, модернизм, литературный авангард.
    М. Горький и Л.Н. Андреев не последнюю роль сыграли в литературном движении того времени. После революции у России начался период не простой. Он тяжело переносится ни только людьми, которым выпало жить после революции, но и для литературного бомонда является почти катастрофическим. Многие литераторы были вынуждены покинуть Родину. Кто-то был выдворен, а кто-то эмигрировал по доброй воле. Но жизнь творческая, литературная в России не прекращается. Сложное время открывает новые таланты. Яркие, со свежим взглядом и острым словом молодые писатели, участники Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев. У них не похожий на классиков слог, взгляд. Но они интересны, востребованы, близки народу.
    Тридцатые годы характеризуются в литературе как “года великого перелома”. Прежние устои рушатся. Партия активно контролирует литературную среду. Аресту подвергают П. Флоренского, А. Лосева, А. Воронского, И Д. Хармса. Репрессируемая интеллигенция гибнет.А ведь основой интеллигенции как раз являются деятели культуры. Результатом репрессий тридцатых годов является гибель большого числа писателей, в их числе: Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. Возможностей, для развития литературы практически никаких. Все оспаривается, осуждается, подвергается тотальной проверке.

  3. Человек на войне (по повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»)
    Невероятная явь войны (по повести В. Кондратьева «Привет с фронта»)
    Феномен В. Высоцкого
    «Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы — большой и маленькой» (Д.С. Лихачев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века)
    «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н. М. Карамзин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По повести В. Кондратьева «Сашка»
    «Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с Отечеством» (В. Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По поэме А. А. Ахматовой «Реквием»
    «Поэзия — плуг, взрывающий время…» (О. Э. Мандельштам). (По одному из произведений русской литературы XX века). Поэзия Игоря Северянина
    «Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом» (Д.С. Лихачев). (По произведениям А. Платонова «Котлован» и В. Распутина «Пожар»)
    Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе. По повести Ю. Бондарева «Батальоны просят огня»
    «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А. П. Платонов). (По одному из произведений русской литературы XX века). По повести В. В. Быкова «Сотников»
    «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи…» (В. Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века)
    Каковы особенности современной лирики (на примере одного из современных поэтов)?
    Кто он, «герой нашего времени»? (По двум произведениям русской и родной литературы последней четверти XX века)
    Каковы особенности современной лирики (на примере одного из современных поэтов)? По произведениям Е. Евтушенко и А. Вознесенского
    Темы и образы лирики современных отечественных поэтов
    «Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала…» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). Герои прозы В.М. Шукшина
    «Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться собой…» (В. Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века). По повести «Пожар» В. Г. Распутина
    Проблемы нравственности в современной литературе. (По повести В. Распутина «Живи и помни»)
    «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» (Б. Л. Пастернак). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По «Колымским рассказам» В. Шаламова
    «Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг». (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По поэме Твардовского «Василий Теркин»
    «Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости…» (Н. В. Гоголь). По роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    «Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н. К. Рерих). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века)
    «Жить — значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В. Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По повести И. С. Шмелева «Солнце мертвых»
    Творчество современных поэтов. (По одному или нескольким поэтическим произведениям русской литературы второй половины XX века). Творчество поэта Николая Рубцова
    «Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство» (Б. Окуджава). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). Поэзия Юлии Друниной
    «Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности, иначе мы убьем свободу своими же руками…» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По произведению Наума Коржавина «В соблазнах к
    «Просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни». (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По пьесе М. Горького «На дне»
    «То, что у нас зовется искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все». (В. Набоков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По произведениям Василия Шукшина
    «Поэзия — это форма любви» (М. М. Пришвин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По творчеству Анны Ахматовой
    «Погубить душу» нельзя, а можно погубить себя, потеряв душу» (Абрам Терц). (По одному или нескольким произведениям литературы XX века). По произведению Федора Сологуба «Мелкий бес»
    «Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше всего страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести» (В. Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По творчеству
    Поэзия 1960-х годов. По творчеству Геннадия Шпаликова
    «Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести?» (В. Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). Рассказ Леони
    «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастье для литератора…» (И. С. Тургенев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). Одесский колорит в «Одесских рассказах» И. Э. Бабеля
    «Настоящий писатель — то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). «Своеобразные сплетения русской души» в творчестве И. А. Бунина.
    «Болезнь любви неизлечима…» (А. С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). Рассказ И. Бунина «Чистый понедельник»
    «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По произведению А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
    «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно…» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По повести В. Быкова «Сотников»
    «Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви» (Алексей Сурков). (По одному или нескольким произведениям литературы о периоде Великой Отечественной войны)
    «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А. С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). Повесть К. Д. Воробьева «Убиты под Москвой»
    «Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По произведениям В. В. Маяковского
    «Любить истинно может только вполне созревшая душа…» (В. Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). Лирика Анны Ахматовой
    «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д. С. Лихачев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита
    «Дела определяются их целями: то дело называется великим, у которого велика цель». (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
    «Дети — это мира нежные загадки. Только в них спасенье, только в них ответ» (М. Цветаева) (По одному или нескольким произведениям литературы 20 века). Повесть С. Я. Эфрона «Детство»

  4. Если начало 19-го века ознаменовалось Золотой эпохой в русской литературе, то рубеж веков (19 – 20 века) по праву считается Серебряным веком, давшим искусству много художественных открытий и гениальных имен. Интересно то, что хронологически этот период длится всего двадцать семь лет (1890 – 1917 годы), но по значимости сравним с целой эпохой.
    Этот расцвет литературы и искусства в целом совпал с переломным моментом в российской истории. Рубеж веков – время колоссальных открытий в мировой науке, время рождения новых философских идей. Но это также время неустойчивости, неуверенности, кризиса. Русская литература того времени пыталась по своему разрешить этот кризис, найти пути дальнейшего развития России. В литературе того времени выделяется множество художественных направлений, основными из которых являются символизм (и декадентство), акмеизм и футуризм.
    Говоря о символизме, необходимо отметить, что он обратился к вечным идеям, важным для человека. Краеугольным камнем для символистов стала философия Владимира Соловьева. В основу творчества приверженцы этого направления (Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Сологуб, Блок, Бальмонт и другие) положили образ-символ.
    Из всех поэтов-символистов ближе всего мне творчество Александра Блока. Я считаю его одним из ярчайших представителей символизма. Очень интересен его образ Прекрасной Дамы, своеобразного идеала поэта («Стихи о Прекрасной Даме», 1904 год). Читая стихотворения этого цикла, создается ощущение, будто ты читаешь лирический роман, где главная героиня – возлюбленная поэта, у которой множество имен. В этом цикле можно заметить особо сильное влияние философии Соловьева: здесь присутствует идея Вечной Женственности как спасительного начала.
    Из более позднего творчества Блока я выделяю стихотворение «Незнакомка». При первом прочтении просто поражаешься красоте и магнетизму созданного поэтом образа таинственной незнакомки:
    И медленно, пройдя меж пьяными,
    Всегда без спутников, одна,
    Дыша духами и туманами,
    Она садится у окна.
    И веют древними поверьями
    Ее упругие шелка,
    И шляпа с траурными перьями,
    И в кольцах узкая рука.
    При ближайшем рассмотрении оказывается, что прекрасная незнакомка – это падшая женщина, ставшая у Блока символом другого мира в противовес обыденной действительности.
    На мой взгляд, акмеизм также является очень интересным направлением в литературе Серебряного века. Слово «акмеизм» произошло от греческого acme, что означает высшую степень чего-либо, расцвет, вершину, острие. Несколько самонадеянно, неправда ли? Но все же это название во многом оправдало себя, потому что это направление подарило нам такие имена, как Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Георгий Иванов и другие.
    С одной стороны, акмеисты многое наследовали у символизма, но, с другой стороны, они пересмотрели многие его принципы, выработав свою программу. Акмеисты отказались от мистицизма символистов и признавали реальный обычный мир. Больше всего их интересовала личность человека, так как они относили себя в большей степени к романтикам.
    Одним из основателей акмеизма по праву считается Николай Гумилев. О нем хорошо сказал Ю. Айхенвальд: «Поэт географии, поэт подвига, художник храбрости, певец бесстрашия. У него повышено сознание собственного достоинства и собственной личности». Может быть, поэтому мне так близко его творчество?.. Особенно нравятся мне ранние стихотворения ГУмилева, в которых невероятно сильны фантастические и романтические мотивы: «Баллада», «Песня о певце и короле», «Иногда я бываю печален…», «Сада-Якко», «Ужас», «Жираф».
    Самым ярким, эпатажным и неоднозначным направлением в литературе рубежа веков является, несомненно, футуризм. Его приверженцы считали себя поэтами будущего, отсюда – огромное внимание к языку и форме, где они по праву считаются большими новаторами.
    Считаю, что самым крупным представителем футуризма является Владимир Маяковский. Я очень люблю этого поэта за неоднозначность его творчества. С детства все привыкли ассоциировать Маяковского лишь с певцом революции, но это очень узкое его восприятие. На самом деле в своих ранних стихотворениях поэт предстает перед нами как сильно чувствующий, невероятно ранимый человек с огромным сердцем, воспринимающий всю боль мира:
    И бог заплачет над моею книжкой!
    Не слова – судороги, слипшиеся комом;
    И побежит по небу с моими стихами под мышкой
    И будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.
    Сильные эмоции Маяковский передает с помощью неологизмов и новаторской формы стихотворения – всем теперь известной «лесенки».
    Хочется отметить, что мне очень нравится эпоха Серебряного века в русской литературе. Я ничуть не умоляю величия и грандиозной значимости «золотой» эпохи Пушкина и Лермонтова, но по своим мыслям и мироощущению мне все же ближе Серебряный век с его разнообразием форм, идей, мыслей, новаторским поиском, неоднозначностью. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что в каждом литературном направлении этого периода я нашел своего поэта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *