Работа над сочинением на уроке русского языка в 4 классе.
2 полугодие
Программа 2100
Авторы учебника: Р. Н. Бунеев Е. В. Бунеева О.В. Пронина Тема:”Картинки весны”
Цель:
Продолжать работать над количественным и качественным обогащением словарного запаса детей активного и пассивного, самостоятельно подбирать слова.
Развивать и совершенствовать грамматический строй речи, конструировать словосочетания и предложения.
3. Развивать связную устную и письменную речь.
Написание сочинения вызывает трудность в начальной школе.
-трудно подобрать подходящие слова для описания -использовать синонимы и избегать повторений -построить грамотные красивые предложения -выразить и раскрыть главную мысль -соединить все части сочинения в единое целое.
Работа над текстом сочинений, предложенная авторами учебника начинается с конца, то есть после осмысления темы определяется замысел работы, главная мысль, которую нужно будет вынести в заключение. Когда главная мысль определена, нужно подумать, как она будет развиваться. Для этого нужно зафиксировать на черновике те мысли, которые появляются по мере обдумывания. Если затем эти мысли пронумеровать, получится рабочий план.
Подготовительная работа
1.Осмысление темы.
-Прочитайте тему сочинения(учебник 2часть стр.83 упр.273)
-Внимательно рассмотрите картинки. (Рисунки в упражнении в виде пазлов, из которых собираются “Картинки весны”)
-Расскажите, что происходит весной.
-Как вы думаете, что самое главное можно сказать о весне?
-Весна прекрасна!
-Весна мое любимое время года.
-Природа просыпается после зимнего сна.
-Пробуждается земля. Все празднует весну.
-Эта мысль будет у вас в заключении.
2.Составление плана.
-Подумайте, как будет развиваться ваш замысел. -О чем вы расскажете сначала, о чем потом.
-Вам помогут пазлы.
По ходу обсуждения на доске появляются опорные слова, взятые из обсуждения. Пронумеровав их, получаем план.
План.
I. .Вступление.
II. Основная часть”Картинки весны”
1)Солнце, небо, облака, ветер.
2)Сосульки, крыши домов.
3)Проталины, снег, дорога.
4)Ручьи, кораблики.
5)Деревья, почки, птицы.
III. Заключение. Главная мысль.
3.Подготовка на черновике рабочих материалов к сочинению.
-Давайте подготовимся к написанию сочинения по каждому пункту плана на черновике.
1)Работа в группах
-Возьмите каждое из опорных слов и в группе попробуйте вместе подобрать к каждому из них подходящие по смыслу:
-определения
-действия
-сравнения
На этапе предварительной работы до урока проводится работа по наблюдению за природой в течении недели самостоятельно и коллективно. (рассматривать снег, небо, облака…, слушать щебет птиц, фиксировать свое настроение.)
2)Обсуждение и обобщение работы в группах. Дополнение и составление общей картины. Для дополнения используются фрагменты художественных текстов. Солнце: золотое, ласковое, теплое, робкий луч солнца, блещет, блестит, ласкает, разогревает, греет, сияет.
Небо: ясное, лазурное, чистое, прозрачное, голубое, высокое.
Облака: легкие, пушистые, белые, дымчато-розовые, светящиеся, воздушные, белоснежные, объемные, белеют, бегут, красуются, играют в догонялки.
Ветер: теплый, влажный, легкий, свежий, весенний, прохладный, нежный, озорной, невидимый, веет, дует, нашептывает, набежал, качнул, дыханье ветерка, | набегает теплой в
Сосульки: мокрые, холодные, ослепительные, блестящие, искрящиеся, прозрачные, засверкали, закапали, заплакали, заледенели, вспыхнули, засветились, звенели капели, засветились, плачут, переливаются, сверкают, отражают, похожи на украшения, гирлянды.
Снег: мокрый, заледеневший, серый, осевший, сахарный, побурел, сугробы осели,
тает как сахар.
Проталины: на возвышенных прогретых местах, появляются, чернеют, показались, выделяются, легкий пар клубится от земли.
Дороги: мокрые, скучные, грязные, не привлекательные, слякотные, раскисли, потемнели, растаяли, как полоска, ленточка.
Ручеек: бурливый, коричневый, сверкающий, холодный, неугомонный, прозрачный, пенящийся, быстрый, игривый, беззаботный, чистый, побежали, забулькали, зажурчали, играют, пенятся, переговариваются, переливаются, спешат.
Деревья: голые, сквозной лес, смолистые почки, пушистая верба, шепчутся между собой, слабо шумят, трескаются смолистые почки, почки наливаются и лопаются, просыпаются, шуршат.
Птицы: перелетные, важные грачи, возвращаются, важно разгуливают, чирикают, весело щебечут, вьют гнезда, перекликаются, поют, радуются, плавно скользят по
воздуху.
Весна: живет, дышит, шумит, ранняя, дружная, долгожданная, неожиданная.
Воздух: теплый, влажный, пахнет сырой землей, свежий.
З)Как начать сочинение. Должна быть связь с замыслом, главной мыслью. -Наступила долгожданная весна.
-Выглянуло весеннее солнышко.
-Зимой царствует однообразие: все один и тот же снег. Но весной каждый день появляется что-то новое.
-Мое любимое время года. 4)Запись на черновике.
5) Чтение первого варианта сочинений, самооценка, проверка. Нужно соотнести содержание с планом, проверить выделены ли абзацы, сформулирована ли главная мысль. Внесение дополнений, исправлений.
4. Запись в чистовик.
В результате этой работы сочинения получились у всех более полные, интересные и образные, чем обычно. Дети знали о чем писать, в их воображении появлялись свои образы, кто-то услышал музыку капели, увидел различных животных в бегущих облаках и т. д. Сочинения были более логичны, мысли высказывались последовательно, было меньше смысловых ошибок. Ребята писали увлеченно и многие были довольны результатом.
Тексты для работы над сочинением «Картинки весны».
№1 ***
И березы дождались тепла. Дождичком умылись, росой напились. Еще ярче светлеет береста. Отпиваются ветки нежными листьями и сережками.
Сменила береза свою гладкую зимнюю прическу. Открыла синие ресницы изящная голубая пролеска. Лазурные глазки глядят и никак не наглядятся на веселый березовый хоровод. Горят на солнце ярко – желтые калужницы – жар-цветы.
Д. Зуев
№2 ***
Когда начало темнеть, стали в темноте исчезать почки, но капли на них светились. И, даже когда ничего нельзя было понять в тёмной тесноте кустарников, капли светились, одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в темном лесу.
М. Пришвин
№3 Яркость весенних красок
Самый белый снег все-таки, наверное, весенний снег, когда его подожжет солнце. Так сияет, так полыхает и слепит, что слезу выжимает.
Лес весь в потоках солнца. От сосен, от елей, от берез синие тени на белом снегу. А то и такое странно-удивительное сочетание: синий столб от сосны и рядом золотая полоса солнца. Кажется, еще мгновение и эта горячая полоса прожжет снег до самой земли. Стою, пораженный, и слышу как в глубине души зарождается музыка. Музыка весны.
В. Бочарников
№4 ***
Светлые волокна облачков плывут по чистому небу и тают в прозрачной синеве. Голубые дубравы насквозь просвечивают солнцем. Нежными тонами лиловеют осиновые вершины Зеленеет, цветет, звенит и веселится все в природе. Ласкает солнце безлистые березы, что-то нашептывает им ветер. Но не торопятся березы распускаться. Ждут они, когда наступит надежное тепло, набухнетдерево соком и опрыснет тебя сладкими брызгами. Д-Зуев
№5 ***
|Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике виси большая прозрачная капля.
Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.
Вечер теплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются. Осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку – осинку, помахивая веточкой. Черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.
М. Пришвин
№6 ***
Зима заскользила к весне быстро, незаметно. В окно по утрам било солнце, косые яркие квадраты ложились на доски пола, наползали на одеяла и простыни, заставляя блаженно жмуриться. Засверкали, закапали сосульки, свисавшие зубьями с козырька над балконом. В считанные дни рели, осели сугробы за окном. Вдоль проезжей дороги снег таял. Шла скорая, жадная алтайская весна.
В. Лакшин
№7 ***
Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце.
Засветились красными, синими, желтыми огоньками. Зажурчали ручейками. Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили по-весеннему радостно. Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Все кругом изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями.
Весь мир зажгла и осветила крохотная капля.
Э. Шим
№8 ***
На теневой стороне дома уже совсем захолодало. Легкий весенний морозец к вечеру затягивал звездами лужицы около парадного крыльца. Капели стали застывать и реже падать. И шершавый ноздреватый ледок слышнее захрустел под ногами в тихом вечернем воздухе.
Мы прошлись около дома, продавливая лед на лужицах и прислушиваясь к его хрустенью.
П. Романов.
№9 ***
Бегут, журчат в оврагах ручьи. С крыш, с заледенелых сосулек полилась на землю капель. В ;деревне стало звонко-звонко, точно у каждой калитки повесили колокольчик. Смотрю, на дорогу села желтогрудая птица. Скок-поскок, перепорхнула на вербу, оглянулась и пропела: «Синь-синь-синь».
Я тоже посмотрел вокруг. И правда, все голубое и синее: и небо, и пушистая верба, и ивнячок. Даже опушка вся голубая от цветов пролески. Птица посидела, покачалась на вербе и снова пропела:синь-синь-синь». Дедушка сказал: «Верно, овсянка! У апреля голубые глаза!»
Л.Барков
Солнце
1.На солнце нельзя было взглянуть. Лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. А. Толстой
2.Малиновый солнечный шар коснулся снизу сквозной лазури. Он всплыл из-за леса, уменьшаясь и плавясь в золото. Этот слепящий золотой сгусток быстро отделился от горизонта. В. Белов
3.Изредка солнечный луч, прорвавшись сквозь тучи, падал на отдельные березы, и они вспыхивали одна за другой, как золотые факелы, но тотчас гасли. К. Паустовский
4.По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, местами подернутому, словно белоснежным кружевом, маленькими перистыми облачками, быстро поднимается золотистый шар солнца. Жгучий и ослепительный, он заливает радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. К. Станюкевич
5. Выйдет солнце из-за облака – чувствуешь на лице горячую ласку света. И. Бунин
6.Нити солнечных лучей пронизали тонкую хвою лиственниц, запутались в длинных иглах стланика. Т. Дремова
7.Но вот опять хлынули играющие лучи – и весело, и величаво поднимается могучее светило. И. Тургенев
8.Солнце раскинуло по небу прозрачный веер розовых лучей. М. Горький
9.Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. А. Чехов
Небо
1.Пустых небес прозрачное стекло. А. Ахматова
Над глубокими свежими снегами – синее огромное и удивительно нежное небо. И. Бунин
Над головой раскрывается необычайно синий, бездонный купол небес Б.Тимофеев
4.Надо мною свод воздушный
Словно синее стекло. А. Ахматова
5Небесный свод казался голубой хрустальной чашей, которой как будто нарочно прикрыли землю. В. Арсеньев
Облака
Блистая, облака лепились в лазури пламенного дня. И. Бунин
На бледно-голубом небе повисли мохнатые пушистые облака. Н. Гарин-Михайловский
Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы. Казалось, что там, на краю моря, их бесконечно много, и они всегда будут так равнодушно вползать на небо. М. Горький
В небе плыли и таяли теплые дымчатые облака с золотисто-алыми краями. И. Бунин
Навстречу солнцу поднималось розво-дымчатое облако мягких очертаний. М. Горький
Надо мною расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. В. Короленко
Ветер
Ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. И. Тургенев
В листьях пел ветер, идущий по свету. Ветер умолкал, а потом снова медленно бормотал, шевеля листьями и повторяя прежние слова. А. Платонов
Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами. А. Толстой
Дунул ветер – все дрогнуло, ожило и засмеялось. М. Горький
Лес
В воде опрокинулся лес. А. Фет
Вдали черным полукружьем виднелась весенняя громада леса, над нею небо -стремительное, сквозящее. П. Проскурин
Трава
1. На припеке появились прозрачные, точно кружева, зеленые пятна милой весенней травы. М. горький
Тексты взяты из сборника О. В. Узоровой, Е.А. Нефедовой «Литературное чтение 1-4 классы»
Мой класс мне очень нравится. В нем 30 человек, конечно, бывает так, что кто-то от нас уходит, а кто-то приходит. Мой класс всегда рад новым ученикам, к которым мы стараемся относиться дружелюбно. В нашем классе сплоченный коллектив, особенно это видно, когда нужно участвовать в конкурсах, соревнованиях. Мы с радостью принимаем во всем этом участие. Если нужно выступить в конкурсе или на одном из школьных праздников, то все вмести придумываем сценарий, костюмы. Это мне больше всего нравится, когда мы вместе работаем.
Наш активно принимает участие во всех школьных мероприятиях, любим мы сгребать осенние листья в парке, ходить вместе в музее и на выставке с нашим классным руководителем.
Со своими одноклассниками я общаюсь не только в школе, а также после, некоторые живут недалеко от меня, и мы часто ходим гулять вместе.
Также наш класс охотно собирается летом, чтобы сходить в поход с классным руководителем. Абсолютно все с большой радостью идут на природу, где мы, как правило, очень интересно и весело проводим время .
Атмосфера в моем классе всегда дружелюбная. Если у нас возникают споры, то мы их быстро разрешаем, ну а когда это не получается, то обращаемся к своем классному руководителю, который всегда помогает нам. В нашем классе есть несколько золотых правил: не обижаться на других, уметь прощать и уметь просить прощения, если кого-то обидел. Я думаю, что как раз эти правила помогают нашему классу сохранять дружелюбную атмосферу. Ведь только по-настоящему сильные люди не обижают других и сами не держат ни на кого обид.
Сочинение на тему «Весна»
Весна – это замечательное время года, которое просто невозможно не любить. Я, например, очень люблю весну и радуюсь ей! Мы узнаём приближение весны по множеству изменений в природе. По ночам ещё морозно, но днём так тепло, что так и хочется снять с себя надоевшие за долгую зиму шапки и платки. Длиннее делается день, и утром мы просыпаемся оттого, что в окно заглядывает солнышко. Оживление заметно во всём: всё больше солнечных дней, всё голубее и ярче небо, звонче и громче поют птицы.
Начинает таять снег, и по дорогам бегут, струятся ручейки. И даже промокшие ноги не расстраивают никого всерьёз – ведь все знают, что это ненадолго. Громкие капели кажутся лучшей музыкой. И с улицы не хочется уходить.
А в лесу на первый взгляд ничего не изменилось: кругом снега и безмолвие… Но, присмотревшись, прислушавшись, замечаешь, что весна вступила в свои права и здесь. На деревьях набухают почки, они поменяли цвет и вытянулись навстречу пригревающему солнцу. На оттаявших проталинках видны следы каких-то зверюшек, разрывавших землю в поисках корма.
Суетятся птицы, начинают уже строить гнёзда. Наблюдаешь всё это и понимаешь: весна для всего живого – это конец суровых испытаний. Я люблю весну за лёгкость и радость, за то, что она дарит надежду на лучшее: на тепло, на свет, на солнце.
Зима – это самая холодная пара года, время вьюг и сильных морозов. Но, несмотря на это, для многих людей она является любимой порой года. Зима – время праздников и веселья.
Зимой люди встречают католическое Рождество, Новый год, православное Рождество, Старый Новый год, день Святого Валентина, 23 февраля. И поэтому зима для многих людей приносит радость. А как ждут зиму дети. Можно и покататься на санках, на лыжах, на коньках, поиграть в снежки, слепить снежную бабу. Каждая пора года по-своему интересна.
Зима еще и очень красивая пора года. Она просто завораживает своей красотой. Выходишь утором на улицу, а там все блестит, переливается миллионами бриллиантов. Все деревья сверкают. Ближе к вечеру, когда солнце потихоньку опускается за горизонт, начинается игра красок. Снег становиться оранжевым, потом розовым, а иней на деревьях начинает переливаться всеми цветами радуги.
После того как зашло солнце, начал подыматься месяц, освещая серебреным светом все вокруг. И снова заблестел снег. В небе зажигаются одна за другой холодные звезды. Как красиво кругом! Словно в сказке! И смотришь на все эту красоту затаив дыхание, как будто боишься разрушить эту зимнюю сказку. Да, каждая пора года по-своему удивительна и неповторима.
Работа над сочинением на уроке русского языка в 4 классе.
2 полугодие
Программа 2100
Авторы учебника: Р. Н. Бунеев Е. В. Бунеева О.В. Пронина Тема:”Картинки весны”
Цель:
Продолжать работать над количественным и качественным обогащением словарного запаса детей активного и пассивного, самостоятельно подбирать слова.
Развивать и совершенствовать грамматический строй речи, конструировать словосочетания и предложения.
3. Развивать связную устную и письменную речь.
Написание сочинения вызывает трудность в начальной школе.
-трудно подобрать подходящие слова для описания -использовать синонимы и избегать повторений -построить грамотные красивые предложения -выразить и раскрыть главную мысль -соединить все части сочинения в единое целое.
Работа над текстом сочинений, предложенная авторами учебника начинается с конца, то есть после осмысления темы определяется замысел работы, главная мысль, которую нужно будет вынести в заключение. Когда главная мысль определена, нужно подумать, как она будет развиваться. Для этого нужно зафиксировать на черновике те мысли, которые появляются по мере обдумывания. Если затем эти мысли пронумеровать, получится рабочий план.
Подготовительная работа
1.Осмысление темы.
-Прочитайте тему сочинения(учебник 2часть стр.83 упр.273)
-Внимательно рассмотрите картинки. (Рисунки в упражнении в виде пазлов, из которых собираются “Картинки весны”)
-Расскажите, что происходит весной.
-Как вы думаете, что самое главное можно сказать о весне?
-Весна прекрасна!
-Весна мое любимое время года.
-Природа просыпается после зимнего сна.
-Пробуждается земля. Все празднует весну.
-Эта мысль будет у вас в заключении.
2.Составление плана.
-Подумайте, как будет развиваться ваш замысел. -О чем вы расскажете сначала, о чем потом.
-Вам помогут пазлы.
По ходу обсуждения на доске появляются опорные слова, взятые из обсуждения. Пронумеровав их, получаем план.
План.
I. .Вступление.
II. Основная часть”Картинки весны”
1)Солнце, небо, облака, ветер.
2)Сосульки, крыши домов.
3)Проталины, снег, дорога.
4)Ручьи, кораблики.
5)Деревья, почки, птицы.
III. Заключение. Главная мысль.
3.Подготовка на черновике рабочих материалов к сочинению.
-Давайте подготовимся к написанию сочинения по каждому пункту плана на черновике.
1)Работа в группах
-Возьмите каждое из опорных слов и в группе попробуйте вместе подобрать к каждому из них подходящие по смыслу:
-определения
-действия
-сравнения
На этапе предварительной работы до урока проводится работа по наблюдению за природой в течении недели самостоятельно и коллективно. (рассматривать снег, небо, облака…, слушать щебет птиц, фиксировать свое настроение.)
2)Обсуждение и обобщение работы в группах. Дополнение и составление общей картины. Для дополнения используются фрагменты художественных текстов. Солнце: золотое, ласковое, теплое, робкий луч солнца, блещет, блестит, ласкает, разогревает, греет, сияет.
Небо: ясное, лазурное, чистое, прозрачное, голубое, высокое.
Облака: легкие, пушистые, белые, дымчато-розовые, светящиеся, воздушные, белоснежные, объемные, белеют, бегут, красуются, играют в догонялки.
Ветер: теплый, влажный, легкий, свежий, весенний, прохладный, нежный, озорной, невидимый, веет, дует, нашептывает, набежал, качнул, дыханье ветерка, | набегает теплой в
Сосульки: мокрые, холодные, ослепительные, блестящие, искрящиеся, прозрачные, засверкали, закапали, заплакали, заледенели, вспыхнули, засветились, звенели капели, засветились, плачут, переливаются, сверкают, отражают, похожи на украшения, гирлянды.
Снег: мокрый, заледеневший, серый, осевший, сахарный, побурел, сугробы осели,
тает как сахар.
Проталины: на возвышенных прогретых местах, появляются, чернеют, показались, выделяются, легкий пар клубится от земли.
Дороги: мокрые, скучные, грязные, не привлекательные, слякотные, раскисли, потемнели, растаяли, как полоска, ленточка.
Ручеек: бурливый, коричневый, сверкающий, холодный, неугомонный, прозрачный, пенящийся, быстрый, игривый, беззаботный, чистый, побежали, забулькали, зажурчали, играют, пенятся, переговариваются, переливаются, спешат.
Деревья: голые, сквозной лес, смолистые почки, пушистая верба, шепчутся между собой, слабо шумят, трескаются смолистые почки, почки наливаются и лопаются, просыпаются, шуршат.
Птицы: перелетные, важные грачи, возвращаются, важно разгуливают, чирикают, весело щебечут, вьют гнезда, перекликаются, поют, радуются, плавно скользят по
воздуху.
Весна: живет, дышит, шумит, ранняя, дружная, долгожданная, неожиданная.
Воздух: теплый, влажный, пахнет сырой землей, свежий.
З)Как начать сочинение. Должна быть связь с замыслом, главной мыслью. -Наступила долгожданная весна.
-Выглянуло весеннее солнышко.
-Зимой царствует однообразие: все один и тот же снег. Но весной каждый день появляется что-то новое.
-Мое любимое время года. 4)Запись на черновике.
5) Чтение первого варианта сочинений, самооценка, проверка. Нужно соотнести содержание с планом, проверить выделены ли абзацы, сформулирована ли главная мысль. Внесение дополнений, исправлений.
4. Запись в чистовик.
В результате этой работы сочинения получились у всех более полные, интересные и образные, чем обычно. Дети знали о чем писать, в их воображении появлялись свои образы, кто-то услышал музыку капели, увидел различных животных в бегущих облаках и т. д. Сочинения были более логичны, мысли высказывались последовательно, было меньше смысловых ошибок. Ребята писали увлеченно и многие были довольны результатом.
Тексты для работы над сочинением «Картинки весны».
№1 ***
И березы дождались тепла. Дождичком умылись, росой напились. Еще ярче светлеет береста. Отпиваются ветки нежными листьями и сережками.
Сменила береза свою гладкую зимнюю прическу. Открыла синие ресницы изящная голубая пролеска. Лазурные глазки глядят и никак не наглядятся на веселый березовый хоровод. Горят на солнце ярко – желтые калужницы – жар-цветы.
Д. Зуев
№2 ***
Когда начало темнеть, стали в темноте исчезать почки, но капли на них светились. И, даже когда ничего нельзя было понять в тёмной тесноте кустарников, капли светились, одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в темном лесу.
М. Пришвин
№3 Яркость весенних красок
Самый белый снег все-таки, наверное, весенний снег, когда его подожжет солнце. Так сияет, так полыхает и слепит, что слезу выжимает.
Лес весь в потоках солнца. От сосен, от елей, от берез синие тени на белом снегу. А то и такое странно-удивительное сочетание: синий столб от сосны и рядом золотая полоса солнца. Кажется, еще мгновение и эта горячая полоса прожжет снег до самой земли. Стою, пораженный, и слышу как в глубине души зарождается музыка. Музыка весны.
В. Бочарников
№4 ***
Светлые волокна облачков плывут по чистому небу и тают в прозрачной синеве. Голубые дубравы насквозь просвечивают солнцем. Нежными тонами лиловеют осиновые вершины Зеленеет, цветет, звенит и веселится все в природе. Ласкает солнце безлистые березы, что-то нашептывает им ветер. Но не торопятся березы распускаться. Ждут они, когда наступит надежное тепло, набухнетдерево соком и опрыснет тебя сладкими брызгами. Д-Зуев
№5 ***
|Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике виси большая прозрачная капля.
Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.
Вечер теплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются. Осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку – осинку, помахивая веточкой. Черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.
М. Пришвин
№6 ***
Зима заскользила к весне быстро, незаметно. В окно по утрам било солнце, косые яркие квадраты ложились на доски пола, наползали на одеяла и простыни, заставляя блаженно жмуриться. Засверкали, закапали сосульки, свисавшие зубьями с козырька над балконом. В считанные дни рели, осели сугробы за окном. Вдоль проезжей дороги снег таял. Шла скорая, жадная алтайская весна.
В. Лакшин
№7 ***
Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце.
Засветились красными, синими, желтыми огоньками. Зажурчали ручейками. Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили по-весеннему радостно. Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Все кругом изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями.
Весь мир зажгла и осветила крохотная капля.
Э. Шим
№8 ***
На теневой стороне дома уже совсем захолодало. Легкий весенний морозец к вечеру затягивал звездами лужицы около парадного крыльца. Капели стали застывать и реже падать. И шершавый ноздреватый ледок слышнее захрустел под ногами в тихом вечернем воздухе.
Мы прошлись около дома, продавливая лед на лужицах и прислушиваясь к его хрустенью.
П. Романов.
№9 ***
Бегут, журчат в оврагах ручьи. С крыш, с заледенелых сосулек полилась на землю капель. В ;деревне стало звонко-звонко, точно у каждой калитки повесили колокольчик. Смотрю, на дорогу села желтогрудая птица. Скок-поскок, перепорхнула на вербу, оглянулась и пропела: «Синь-синь-синь».
Я тоже посмотрел вокруг. И правда, все голубое и синее: и небо, и пушистая верба, и ивнячок. Даже опушка вся голубая от цветов пролески. Птица посидела, покачалась на вербе и снова пропела:синь-синь-синь». Дедушка сказал: «Верно, овсянка! У апреля голубые глаза!»
Л.Барков
Солнце
1.На солнце нельзя было взглянуть. Лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. А. Толстой
2.Малиновый солнечный шар коснулся снизу сквозной лазури. Он всплыл из-за леса, уменьшаясь и плавясь в золото. Этот слепящий золотой сгусток быстро отделился от горизонта. В. Белов
3.Изредка солнечный луч, прорвавшись сквозь тучи, падал на отдельные березы, и они вспыхивали одна за другой, как золотые факелы, но тотчас гасли. К. Паустовский
4.По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, местами подернутому, словно белоснежным кружевом, маленькими перистыми облачками, быстро поднимается золотистый шар солнца. Жгучий и ослепительный, он заливает радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. К. Станюкевич
5. Выйдет солнце из-за облака – чувствуешь на лице горячую ласку света. И. Бунин
6.Нити солнечных лучей пронизали тонкую хвою лиственниц, запутались в длинных иглах стланика. Т. Дремова
7.Но вот опять хлынули играющие лучи – и весело, и величаво поднимается могучее светило. И. Тургенев
8.Солнце раскинуло по небу прозрачный веер розовых лучей. М. Горький
9.Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. А. Чехов
Небо
1.Пустых небес прозрачное стекло. А. Ахматова
Над глубокими свежими снегами – синее огромное и удивительно нежное небо. И. Бунин
Над головой раскрывается необычайно синий, бездонный купол небес Б.Тимофеев
4.Надо мною свод воздушный
Словно синее стекло. А. Ахматова
5Небесный свод казался голубой хрустальной чашей, которой как будто нарочно прикрыли землю. В. Арсеньев
Облака
Блистая, облака лепились в лазури пламенного дня. И. Бунин
На бледно-голубом небе повисли мохнатые пушистые облака. Н. Гарин-Михайловский
Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы. Казалось, что там, на краю моря, их бесконечно много, и они всегда будут так равнодушно вползать на небо. М. Горький
В небе плыли и таяли теплые дымчатые облака с золотисто-алыми краями. И. Бунин
Навстречу солнцу поднималось розво-дымчатое облако мягких очертаний. М. Горький
Надо мною расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. В. Короленко
Ветер
Ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. И. Тургенев
В листьях пел ветер, идущий по свету. Ветер умолкал, а потом снова медленно бормотал, шевеля листьями и повторяя прежние слова. А. Платонов
Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами. А. Толстой
Дунул ветер – все дрогнуло, ожило и засмеялось. М. Горький
Лес
В воде опрокинулся лес. А. Фет
Вдали черным полукружьем виднелась весенняя громада леса, над нею небо -стремительное, сквозящее. П. Проскурин
Трава
1. На припеке появились прозрачные, точно кружева, зеленые пятна милой весенней травы. М. горький
Тексты взяты из сборника О. В. Узоровой, Е.А. Нефедовой «Литературное чтение 1-4 классы»
Мой класс мне очень нравится. В нем 30 человек, конечно, бывает так, что кто-то от нас уходит, а кто-то приходит. Мой класс всегда рад новым ученикам, к которым мы стараемся относиться дружелюбно. В нашем классе сплоченный коллектив, особенно это видно, когда нужно участвовать в конкурсах, соревнованиях. Мы с радостью принимаем во всем этом участие. Если нужно выступить в конкурсе или на одном из школьных праздников, то все вмести придумываем сценарий, костюмы. Это мне больше всего нравится, когда мы вместе работаем.
Наш активно принимает участие во всех школьных мероприятиях, любим мы сгребать осенние листья в парке, ходить вместе в музее и на выставке с нашим классным руководителем.
Со своими одноклассниками я общаюсь не только в школе, а также после, некоторые живут недалеко от меня, и мы часто ходим гулять вместе.
Также наш класс охотно собирается летом, чтобы сходить в поход с классным руководителем. Абсолютно все с большой радостью идут на природу, где мы, как правило, очень интересно и весело проводим время .
Атмосфера в моем классе всегда дружелюбная. Если у нас возникают споры, то мы их быстро разрешаем, ну а когда это не получается, то обращаемся к своем классному руководителю, который всегда помогает нам. В нашем классе есть несколько золотых правил: не обижаться на других, уметь прощать и уметь просить прощения, если кого-то обидел. Я думаю, что как раз эти правила помогают нашему классу сохранять дружелюбную атмосферу. Ведь только по-настоящему сильные люди не обижают других и сами не держат ни на кого обид.
Сочинение на тему «Весна»
Весна – это замечательное время года, которое просто невозможно не любить. Я, например, очень люблю весну и радуюсь ей! Мы узнаём приближение весны по множеству изменений в природе. По ночам ещё морозно, но днём так тепло, что так и хочется снять с себя надоевшие за долгую зиму шапки и платки. Длиннее делается день, и утром мы просыпаемся оттого, что в окно заглядывает солнышко. Оживление заметно во всём: всё больше солнечных дней, всё голубее и ярче небо, звонче и громче поют птицы.
Начинает таять снег, и по дорогам бегут, струятся ручейки. И даже промокшие ноги не расстраивают никого всерьёз – ведь все знают, что это ненадолго. Громкие капели кажутся лучшей музыкой. И с улицы не хочется уходить.
А в лесу на первый взгляд ничего не изменилось: кругом снега и безмолвие… Но, присмотревшись, прислушавшись, замечаешь, что весна вступила в свои права и здесь. На деревьях набухают почки, они поменяли цвет и вытянулись навстречу пригревающему солнцу. На оттаявших проталинках видны следы каких-то зверюшек, разрывавших землю в поисках корма.
Суетятся птицы, начинают уже строить гнёзда. Наблюдаешь всё это и понимаешь: весна для всего живого – это конец суровых испытаний. Я люблю весну за лёгкость и радость, за то, что она дарит надежду на лучшее: на тепло, на свет, на солнце.
Зима – это самая холодная пара года, время вьюг и сильных морозов. Но, несмотря на это, для многих людей она является любимой порой года. Зима – время праздников и веселья.
Зимой люди встречают католическое Рождество, Новый год, православное Рождество, Старый Новый год, день Святого Валентина, 23 февраля. И поэтому зима для многих людей приносит радость. А как ждут зиму дети. Можно и покататься на санках, на лыжах, на коньках, поиграть в снежки, слепить снежную бабу. Каждая пора года по-своему интересна.
Зима еще и очень красивая пора года. Она просто завораживает своей красотой. Выходишь утором на улицу, а там все блестит, переливается миллионами бриллиантов. Все деревья сверкают. Ближе к вечеру, когда солнце потихоньку опускается за горизонт, начинается игра красок. Снег становиться оранжевым, потом розовым, а иней на деревьях начинает переливаться всеми цветами радуги.
После того как зашло солнце, начал подыматься месяц, освещая серебреным светом все вокруг. И снова заблестел снег. В небе зажигаются одна за другой холодные звезды. Как красиво кругом! Словно в сказке! И смотришь на все эту красоту затаив дыхание, как будто боишься разрушить эту зимнюю сказку. Да, каждая пора года по-своему удивительна и неповторима.