Сочинение на тему адресаты любовной лирики м ю лермонтова

8 вариантов

  1. Любовь всегда занимала свою весомую нишу в жизни поэтов, писателей, музыкантов, художников. Ни будь этого прекрасного чувства, навряд ли могли бы получиться всеми любимые и востребованные предметы искусства. Этой же участи и постиг знаменитый русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.
    На всём его жизненном и творческом пути попадались женщины, которые могли разжечь пламя искренней и чувственной любви в сердце поэта. Однако Лермонтова не всегда ждали взаимные чувства. Попросту многие молодые избранницы, в которых влюблялся поэт не были готовы к каким-либо отношениям, а другие просто не видели в нём своего избранника. Тогда поэт и выплёскивал все накопившиеся эмоции на бумагу, наделяя каждое своё произведение глубоким смыслом и сильными душевными переживаниями.
    Первый адресат, которому были посвящены многие произведения Лермонтова, была его юношеская любовь Варвара Лопухина. Девушка отличалась довольно изящной и привлекательной внешностью, а также умом, которым могли похвастаться не многие. Она была талантлива, начитанна, скромна. Лермонтов в буквальном смысле слова расцвёл с этой любовью. Но к сожалению, этим отношениям не было суждено продолжаться, Варвара вышла замуж. А молодого поэта охватила хандра и печаль. Он посвящал своей музе стихи. К примеру, «Она не гордой красотою…» было посвящено именно ей.
    Вторым адресатом стала Екатерина Александровна Сушкова. С этой дамой Лермонтов встретился в Москве. Она была достаточна легкомысленна в плане чувств и частенько высмеивала любые действия Лермонтова, которые были направлены в её адрес. Однако он любил её сильной и безответной любовью, стараясь всячески обратить на себя внимания. Но увы и Екатерина также стала женой другого человека. А в её честь были написаны прекрасные произведения такие, как «Нищий» и «Сушковский цикл».
    Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова ещё одна муза мастера. Она была великолепной художницей и заряжала всех своей жизнерадостностью. К сожалению, Александра была женой очень богатого и влиятельного человека. И поэт прекрасно понимал, что быть с этой женщиной ему не судьба. Стихотворение «К портрету» Лермонтов посвятил именно этой женщине.

  2. Вдохновительницы молодого поэта
    В. А. Лопухина
    Е. А. Сушкова
    А.К. Воронцова-Дашкова
    А. М. Верещагина
    А. О. Смирнова
    Н.Ф. Иванова

    Вдохновительницы молодого поэта

    Многие адресаты лирики Лермонтова являлись прототипами женщин, к которым поэт был не равнодушен и испытывал некую влюбленность. На протяжении всей жизни автору встречались разные по характеру и миропониманию молодые особы и многие из них разжигали в поэте огненное пламя. Несмотря на то, что в большинстве случаев Лермонтова ожидало любовное разочарование, вызванное не готовностью его избранницы разделить его чувства, автор посвящал им свои произведения, где выражал всю накопившуюся в его душе искренность и чистоту своих чувств.
    При первой встрече с юным поэтом молодые особы не всегда были очарованы и повержены его чертами. Так, из воспоминаний В. И. Анненковой можно прочесть то, что первое знакомство ее с Михаилом Юрьевичем несколько ее разочаровало. Его внешний вид, хотя в ту пору он был болен, совсем не очаровали красавицу. Но за не совсем идеальными внешними качествами поэта скрывался ум и большой талант, которыми обладал не каждый молодой представитель светского общества.
    Впоследствии, дослужившись до офицерского чина, Лермонтов сам признавал свои внешние несовершенства и смеялся над ними. По признаниям Е.П. Ростопчиной, влюблённой в поэта, за некрасивыми чертами скрывается пылкий ум и порядочность человека. Общаясь с Лермонтовым довольно длительное время, совсем исчезает образ низкорослого человека, одаренного необычайным складом мысли и ума. Близко знакомые с поэтом особы считали его добрым и порядочным человеком. Одна из его муз – А.О. Смирнова однажды сказала, что Лермонтов совсем не злой, а добрый, маскирующейся притворной дерзостью.
    Музы и вдохновительницы таланта Лермонтова в большинстве случаев не разделяли питавших к ним чувств поэта. Все красивые произведения, адресованные им, не разжигали в них того пламени, которое пылало в душе поэта. Посвященные им произведения автор обязательно подписывал и не смотря на горечь испытанных поражений, поэт относится к своим адресатам трепетно и нежно, с некой долей чистоты и заботы. Образы прототипов лирических героинь Лермонтова не только вдохновляли поэта, но и являлись для него священными. На основании этого можно сказать, что женщины любовной лирики автора были для него друзьями, музами и вдохновительницами его таланта. К ним поэт обращается и сейчас через свои бессмертные произведения.

    В. А. Лопухина

    Одной из адресатов лирики Лермонтова является Варенька Лопухина. Михаил Юрьевич познакомился с ней еще, будучи подростком и сильное чувство вспыхнуло в его груди. Варвара Александровна была очаровательна и довольно умна для своих юных лет. Любовь к Лопухиной по-настоящему сильно и ярко воспылала в поэте. Это огромное чувство он пронесет через все свое творчество.
    Впервые молодой Лермонтов напишет о Лопухиной в драме «Два брата», описывая ее образ высказываниями одного из героев.
    Знакомство с В.А. Лопухиной переменило многое в жизни молодого поэта. Он стал более весел, воодушевлен и счастлив. Все вокруг оживало, если она представала перед ним. Но, по воле судьбы, Лопухина выходит замуж за другого человека, чем очень сильно ранит влюбленную душу автора. Ей поэт посвятил целый цикл своих произведений, включающих в себя стихи и поэмы. Стихотворение: «Она не гордой красотою…» написано именно В.А. Лопухиной. В нем автор описывает простоту ее «Улыбки, речи и черты», которые покоили и влюбили в себя поэта. Страдания и горечь этого безответного чувства найдет отражения и в некоторых драмах поэта.

    Е. А. Сушкова

    Образ Екатерины Александровной Сушковой, с которой поэт познакомился в Москве, остался в жизни и творчестве поэта, как неудержимой кокетки, смеявшейся над влюбленностью еще юного поэта. Для нее Лермонтов написал около одиннадцати стихотворений, объединённых общим названием “сушковский цикл”. Юная влюбленность поэта в Подмосковье оборвалась на некоторое время по причине расставания с красавицей Екатериной.
    При повторной встрече с Сушковой в Петербурге, автор был уже офицером, а она готовилась к замужеству с А. Лопухиным, другом поэта. Михаил Юрьевич немного ревновал Сушкову к Лопухину и даже писал его сестре, о том, что выбор ее брата легкомысленен. Своими интригами Лермонтову удалось разорвать намечавшуюся помолвку Алексея и Екатерины. Играя на чувствах других людей, Лермонтову удалось влюбить в себя Е.А. Сушкову. Через некоторое время Е.А. Сушкова выходит замуж, но не за М.Ю. Лермонтова, а за одного из известных дипломатов.
    Именно Е.А. Сушковой М.Ю. Лермонтов посвящает стихотворение «Нищий». В данном произведении автор пишет о своих страданиях и чувствах к Екатерине Александровной, а также описывает ту боль, которую причинила она ему своими насмешками и обманами: «Так я молил твоей любви, С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои, Обмануты навек тобою!»

    А.К. Воронцова-Дашкова

    Одним их любовных адресатов Лермонтова является встретившаяся на его жизненной дороге Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова. Ко времени знакомства поэта с ней, Александра Кирилловна была замужем за богатейшим человеком того времени в России.
    В образе Воронцовой-Дашковой поэт увидел необыкновенный склад ума и мысли. С ней приятно была общаться практически на любые темы. Несмотря на не совсем изящные внешние черты графиня была очень остроумна и утончена, практически во всем. Ее живость заражала, оживляла и наполняла все окружающее не известной силой.
    Для А.К. Воронцовой-Дашковой Лермонтов пишет одно из своих красивейших произведений “К портрету”. Данное стихотворение автор решается написать под чувством невыразимой радости от получения ею портрета автора.
    В данном произведении автор стремится выразить всю красоту души графини и неповторимую живость течения ее будней. В стихотворении он сравнивает Воронцову-Дашкову с: «птичкой» и «змеёй». Автор понимает, что любить такую женщину очень сложно и практически невозможно, поэтому старается забыть ее.

    А. М. Верещагина

    К Александре Михайловне Верещагиной, немного родственнице Лермонтова, поэт испытывал не только родственные чувства, но и был несколько привязан к ней особой нитью. Познакомившись с ней в Москве, Лермонтов начал испытывать к ней некое влечение. Верещагина была умна и с легкостью могла овладеть той или иной ситуацией. Общение с поэтом сразу же дало Верещагиной понять, что перед ней стоит не простой юноша, а талантливый человек. В своих записках к Михаилу Юрьевичу она признавала его необыкновенный дар и говорила: «Надеюсь, что вы не прекратите писать, и я думаю, что вы пишите хорошо». Признание творческой жилки Верещагиной вдохновляло и радовало М.Ю. Лермонтова. Александра Михайловна была знакома со многими произведениями талантливого поэта и бережно хранила их в своих альбомах.
    По воле судьбы А. М. Верещагина выходит замуж и уезжает жить в Германию. Несмотря на свое замужество, она продолжает переписываться с Лермонтовым и хранить многие предметы о нем в своем замке, в то числе и автопортрет Михаила Юрьевича в бурке.
    Верещагиной Лермонтов посвящает стихотворение «Звезда», где пишет о ней как о недосягаемом и волшебном свете, манящем к себе. В тоже время «судьбе в укор», автор понимает, что его любовь к этой женщине безнадежна и не имеет будущего.

    А. О. Смирнова

    Адресатом любовной лирики Лермонтова является и Александра Осиповна Смирнова. Умная, красивая, независимая и привлекательная особа была знакома со многими друзьями Лермонтова, в том числе и им самим. Согласно многим утверждениям свидетелей того времени именно образ А.О. Смирновой был прототипом известной лирической героини Минской, с которой можно встретиться при прочтении повести «Штосс», написанной талантливым Михаилом Юрьевичем. Милые черты Александры Осиповной автор подробно описал в образе героине Минской. Кроме данной поэмы Лермонтов посвятил ей небольшое стихотворное послание, на которое она ничего не ответила.
    Строки послания Лермонтова гласят: «При вас я слушать вас хочу», «И я в смущении молчу». Автор понимает сто возникшее в нем чувство также не разделено его избранницей. Он пишет: «Что ж делать?», пытаясь найти ответ и поразить Смирнову своими речами и познаниями, но все тщетно. И опять его корабль не находит причала в желанной гавани.

    Н.Ф. Иванова

    С образом Натальи Федоровной Ивановой у молодого поэта связано нечто большее, чем обычная дружба. Поэт испытывал к ней мучительное, но огромное любовное чувство. Для нее автор «ивановский цикл» стихотворений, вошедших в его любовную лирику. Всю глубину своих чувств и привязанности к Ивановой Лермонтов выразил строками своего творения: «Я не достоин, может быть, Твоей любви: не мне судить». Образ Н.Ф. Ивановой послужил прототипом героини драмы «Странный человек», где, как и в настоящей жизни, она выбрала не главного героя, а предпочла другого.
    Долгое время образ Н.Ф. Ивановой был загадкой для биографов, так как сам поэт писал только ее инициалы «Н. Ф. И.». Благодаря деятельности многих сотрудников удалось разгадать о ком идет речь и поведать миру о безответном чувстве поэта.
    Адресаты любовной лирики Лермонтова – список адресатов для сочинения по теме | источник

  3. Цели внеклассного мероприятия:

    – познавательная – познакомить учащихся с фактами из личной жизни М.Ю. Лермонтова, с любовной лирикой поэта;
    – развивающая – развивать умение выразительного чтения, развивать речь, художественное восприятие учащихся;
    – воспитательная – воспитывать патриотическое отношение к поэту и его лирике, прививать интерес к биографии поэта.

    Литература:

    1. Селегей П. Е. В краю синих гор. Альбом. М.: Сов. Рос. 1982.
    2. “В честь девы, милой сердцу и прекрасной…”. Альбом. 1983.

    План внеклассного мероприятия

    1. Оргмомент.
    2. Вступительное слово учителя.
    3. Сообщения учеников о женщинах, близких сердцу поэта:
    Е.А. Сушкова
    С.А. Бахметьева
    Э. Муссина-Пушкина
    А.К. Воронцова-Дашкова
    А.О. Смирнова – сообщение учителя
    А.М. Верещагина
    С.М. Карамзина
    М.А. Щербатова
    Е.П. Ростопчина
    В.А. Лопухина – сообщение учителя
    Е.Г. Быховец
    А.Г. Столыпина.
    4. Выразительное чтение наизусть стихотворений, посвященных вышеперечисленным женщинам.
    5. Итог внеклассного мероприятия.

    Вступительное слово учителя

    – Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет не просто внеклассное мероприятие, а литературный вечер, посвященный юбилею – 190-летию со дня рождения известного поэта М. Ю. Лермонтова. Как известно, наша школа носит имя этого поэта, вы не раз посещали школьный музей, посвященный жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова. Действительно, этот поэт нам очень близок. Цель нашей беседы – узнать, как можно больше, о жизни Михаила Юрьевича Лермонтова. Сегодня наше внимание будет обращено к его любовной лирике и к тем женщинам, которые вдохновляли его на написание столь замечательных стихотворений.
    Я не могу любовь определить,
    Но эта страсть сильнейшая! – любить
    Необходимость мне; и я любил
    Всем напряжением душевных сил.
    – так писал о любви Лермонтов в стихотворении “1831-го, июня”. Какое бы стихотворение о любви у поэта мы ни прочли, всюду она является в трагическом облике.

    Адресаты любовной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова

    … Он громкий звук внезапно раздает,
    В честь девы, милой сердцу и прекрасной, –
    И слышится начало песни! – но напрасно! –
    Никто конца ее не допоет!..
    М.Ю. Лермонтов. “Русская мелодия”. 1829.
    Как-то Лермонтов заметил, что “аристократическое чувство развито в женщинах сильнее”, чем в мужчинах, и женщины “чаще” мужчин “покорны первому впечатлению”.
    Первое впечатление, которое Лермонтов производил на женщин, для него не всегда было выгодно. В. И. Анненкова о первом знакомстве с поэтом вспоминала: “Должна признаться, он мне совсем не понравился. Он был мал ростом, коренаст, некрасив, но не так изысканно и очаровательно некрасив, как Пушкин, а некрасив очень грубо и несколько даже неблагородно”. Правда, В. И. Анненкова была представлена Лермонтову не в лучшее время: он был болен, лежал в госпитале, “прикованный к постели”. Может быть, поэтому “у него был злой и угрюмый вид, его небольшие глаза сверкали мрачным огнем, взгляд был таким же недобрым, как и улыбка”.
    В юности Лермонтов, сознавая свое умственное превосходство над многими красивыми молодыми людьми, страдал от своей “невыгодной наружности” в глазах женщин. Позднее, будучи уже офицером, он сам, смеясь, говорил; что “судьба, будто на смех, послала ему” общую армейскую наружность”. Талантливая поэтесса Е.П. Ростопчина, любившая Лермонтова как друга, писала о нем: “… одно обстоятельство уже с ой поры повлияло на его характер. Он был дурен собой, и эта некрасивость решила его образ мыслей, вкусы и направление молодого человека, с пылким умом и неограниченным честолюбием”. Впрочем, Е. П. Ростопчина замечала, что эта некрасивость уступила впоследствии “силе выражения” и почти исчезла, “когда гениальность преобразила простые черты его лица”.
    Женщины, узнавшие Лермонтова ближе, переставали замечать, что он некрасив. Хозяйка знаменитого петербургского литературного салона С.Н. Карамзина, питавшая большую симпатию к Лермонтову, сообщала сестре, что Лермонтов “мил”, и его “присутствие всегда приятно и всех одушевляет”. Глаза Лермонтова действовали на женщин неотразимо. “Нельзя было не смутиться, – писала Е.А. Сушкова, – когда он устремлял их с какой то неподвижностью”.
    Близко знавшие Лермонтова женщины никогда не называли его злым или желчным. Большая умница А.О. Смирнова справедливо говорила, “что Лермонтов вовсе не дерзкий человек, его в этом обвинили, но что он свою природную застенчивость маскирует притворной дерзостью”. А Мария Лопухина, знавшая Лермонтова с его ранней юности, любила его за “добрый характер” и “любящее сердце”.
    Женщины играли большую роль в жизни поэта. Он любил их за “артистическое чувство”, за свое “прошлое страданье” и даже за “мелкие слабости”. “Женщины должны бы желать, – писал Лермонтов в “Герое нашего времени”, – чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости”.
    По натуре своей горделивый, сосредоточенный и сверх того, кроме гения, отличавшийся силой характера (отмечал А.В. Дружинин), зрелый Лермонтов уже не комплексовал по поводу своей наружности. Среди женщин у него были друзья и приятельницы, и было “небольшое число страстных привязанностей, имевших решительное влияние на его жизнь”.
    Многим женщинам, которых Лермонтов знал, уважал и искренне любил он посвящал свои стихи.

    Екатерина Александровна Сушкова

    С Е.А. Сушковой (1812-1868) Лермонтов познакомился в Москве в доме своей родственницы и друга А.М. Верещагиной весной 1830г. Сушкова входила в компанию молодежи, окружавшей в это время Лермонтова в Москве и подмосковном имении Середниково. Летом 1830г пятнадцатилетний поэт посвятил ей 11 стихотворений, составлявших так называемый “сушковский цикл” любовной лирики Лермонтова. Но Сушкова, принимая стихи влюбленного в нее мальчика, лишь смеялась над ним. Осенью 1831г они расстались до конца 1834г, когда вновь встретились в Петербурге. К этому времени в жизни обоих произошли большие изменения. Лермонтов стал офицером лейб-гвардии Гусарского полка, за Сушковой прочно установилась репутация кокетки. Она собиралась выйти замуж за Алексея Лопухина, друга Лермонтова.
    Заметя склонность Алексея к Сушковой, Лермонтов вскоре писал в Москву к его сестре Марии: “Скажите, мне наверное показалось, будто у него что-то вроде нежности к M-lle Caterin Souchkoff… знаете ли вы об этом – дядья mamselle очень хотели бы их обвенчать!.. Боже упаси. Эта женщина – летучая мышь, крылья которой цепляются за все, что они встречают! – было время, когда она мне нравилась, теперь она почти принуждает меня ухаживать за нею … но, я не знаю есть что-то такое в ее манерах, в ее голосе, что-то жестокое, неровное, сломанное, что отталкивает “. Желая доказать другу, насколько легкомысленнен его выбор, Лермонтов затеял интригу против Сушковой и расстроил намечающееся сватовство. Не понимая игры Лермонтова, Сушкова действительно в него влюбилась.
    В 1838 г. Е.А. Сушкова вышла замуж за дипломата А.В. Хвостова, в 1870 г. после смерти Сушковой-Хвостовой были опубликованы ее “Записки”, вызвавшие большой интерес в обществе, как книга воспоминаний о Лермонтове.
    В своих “Записках” Е.А. Сушкова, в частности рассказала историю создания стихотворения “Нищий”.
    В августе 1830 г. большая компания молодежи отправилась в пешую прогулку. Из Середниково в Троице-Сергиеву лавру: “На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звон монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: “Пошли вам Бог счастья, добрые господа, а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!”
    Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтоб пообедать и отдохнуть. все мы суетились около стола в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на камнях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги . Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи “.
    Нищий
    У врат обители святой
    Стоял просящий подаянья
    Бедняк иссохший, чуть живой
    От глада, жажды и страданья.
    Куска лишь хлеба он просил,
    И взор являл живую муку,
    И кто-то камень положил
    В его протянутую руку.
    Так я молил твоей любви
    С слезами горькими, с тоскою;
    Так чувства лучшие мои
    Обмануты навек тобою!
    1830

    А.К. Воронцова-Дашкова

    С Александрой Кирилловной Воронцовой-Дашковой, урожденной Нарышкиной (1818-1856), Лермонтов познакомился в конце 1830-х годов в Петербурге. Она была женой одного из самых богатых людей России того времени – Ивана Илларионовича Воронцова-Дашкова. С этой четой дружил А.С. Пушкин. На балах в их доме бывала царская семья. Посещал их балы и Лермонтов. В.А. Соллогуб писал о Воронцовой-Дашковой “Много случалось встречать мне на своем веку женщин гораздо более красивых, может быть, даже более умных, хотя графиня Воронцова-Дашкова отличалась необыкновенным остроумием, но никогда не встречал я ни в одной из них такого соединения самого тонкого вкуса, изящества, грации с такой неподдельной веселостью, живостью, почти мальчишеской проказливостью. Живым ключом били в ней жизнь и оживляла, скрашивала ее окружающее”.
    Лермонтов посвятил Воронцовой-Дашковой стихотворение “К портрету”, поводом к написанию которого послужило получение ею своего портрета, литографированного в Париже.
    К портрету
    Как мальчик кудрявый, резва,
    Нарядна, как бабочка летом;
    Значенья пустого слова
    В устах её полны приветом.
    Ей нравиться долго нельзя:
    Как цепь, ей несносна привычка,
    Она ускользнёт, как змея,
    Порхнёт и умчится, как птичка.
    Таит молодое чело
    По воле – и радость и горе.
    В глазах – как на небе светило,
    В душе её темно, как в море!
    То истиной дышит в ней всё,
    То всё в ней притворно и ложно!
    Понять невозможно её,
    Зато не любить невозможно.

    Александра Михайловна Верещагина

    А.М. Верещагина (1810-1873) – родственница Лермонтова: её родная тётка по матери Екатерина Аркадьевна, рожденная Анненкова была женой брата Лермонтова Д.А. Столыпина. По отцу А.М. Верещагина была двоюродной сестрой В.А. Лопухиной. Лермонтов познакомился с Верещагиной в 1828 г. в Москве. Об этих отношениях А.П. Шан-Гирей вспоминал «Miss Alexandrint т.е. А.М. Верищагина, кузин его, принимала в нём большое участие, она отлично умела пользоваться немного саркастическим направлением ума своего и иронией, чтобы овладеть этой беспокойную натурой и направлять её, шутя и смеясь, к прекрасному и благородному.»
    Верищагина раньше многих разгадала в Лермонтове настоящего поэта. Она писала ему: «Надеюсь, что вы не прекратите писать, и я думаю, что вы пишите хорошо.»
    Она берегла его стихи, написанные на листах, он часто выписывал свои стихи в её альбомы, рисовал в них.
    В 1837 г. А.М. Верищагина вышла замуж за вюртембергского дипломата барона Карла фон Хюгеля, жила в Германии, в Штутгарде замке Нонберг. С Лермонтовым она продолжала переписываться. В замке Нонберг находились многие реликвии связанные с поэтом: автопортрет Лермонтова в бурке, написанный Лермонтовым портрет В.А. Лопухиной, картина маслом работы поэта, автограф посвященной Верищагиной поэмы «Ангел смерти», многие стихи и рисунки Лермонтова. Часть этих реликвий в начале 1960-х и была возвращена на родину И.Л. Андрониковым.
    Звезда
    Вверху одна
    Горит звезда,
    Мой взор она
    Манит всегда,
    Мои мечты
    Она влечет
    И с высоты
    Меня зовет.
    Таков же был
    Тот нежный взор,
    Что я любил
    Судьбе в укор;
    Мук никогда
    Он зреть не мог,
    Как та звезда,
    Он был далёк;
    Усталых вежд
    Я не смыкал,
    И без надежд
    К нему взирал.
    1830
    [Из альбома А.М. Верищагиной]

    Александра Осиповна Смирнова

    А.О. Смирнова, урожденная Россией (1809-1882), была одной из выдающихся женщин петербургского общества. Она закончила Екатерининский институт и до замужества была фрейлиной императриц. Красивая и блестящего ума и независимого характера, она находилась в дружеских отношениях с Пушкиным, Жуковским, Гоголем и тесно была связана со всем кругом писателей, встречающихся в салоне Карамзиных и в ее салоне. К числу ее хороших знакомых принадлежал и Лермонтов. А.О. Смирнова считается прототипом Минской в незаконченной повести Лермонтова «Штосс»: «На нем было черное платье, кажется по случаю придворного траура она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях, черные, длинные, чудесные волосы оттеняли и еще молодое лицо, и на этом лице сияла печать мысли…»
    Смирнова была воспета многими поэта. Вслед за ними Лермонтов оставил в ее альбоме стихотворное послание. «Софи Карамзина мне раз сказала, – вспоминала Александра Осиповна, – что Лермонтов был обижен тем, что я ничего ему не сказала о его стихах. Альбом всегда лежал на маленьком столике в моем салоне. Он пришел как-то утром, не застал меня, поднялся наверх, открыл альбом и написал эти стихи »
    А.О. Смирновой
    Без вас хочу сказать вам много,
    При вас я слушать вас хочу;
    Но молча вы глядите строго,
    И я в смущении молчу –
    Что ж делать?.. Речью неискусной
    Занять ваш ум мне не дано…
    Все это было бы смешно,
    Когда бы не было так грустно…
    1840

    Итог литературного вечера

    Итак, ребята, в завершение сегодняшнего литературного вечера пусть каждый из вас подумает и ответит, что полезного для себя вынес каждый участник из нашей беседы о Михаиле Юрьевиче Лермонтове? Может быть кто-то поменял свое представление о поэте? Если так, то на каких основаниях? Подумайте, что для Михаила Юрьевича Лермонтова – любовь? Почему она у него зачастую трагична? Как бы вы объяснили это чувство можете кто-то думает иначе, чем поэт? (каждый ученик отвечает на поставленные вопросы).
    В чем-то ваше мнение разошлось, и в одном мы все солидарны: сегодня наше представление о жизни поэта расширилось, он предстал перед нами в новом образе – в образе лирического героя, воспевающего любовь. Любовь для М. Ю. Лермонтова – чувство светлое, необходимое как воздух, чтобы жить и творить бесспорные шедевры в области литературы.

  4. Адресаты любовной лирики Лермонтова
    «Наши грамматики очень ошиблись, когда отнесли слова: доброта, нежность и снисходительность – к женскому роду, а гнев, сумасшествие и капризы – к мужскому и среднему».
    М.Ю.Лермонтов
    Любовь – всепроникающая тема и один из универсальных мотивов в творчестве Лермонтова, выступающий в своём конкретном воплощении к отечеству, к природе, детям(«Ребёнку», «Казачья колыбельная песня»), к родным(«Прости! Увидимся ль мы снова?», «Ужасная судьба отца и сына») и прежде всего – как любовь к женщине в её различных проявлениях: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демонического соперничества.
    К любви во всех её формах Лермонтов предъявляет требование высокой ответственности, верности, полного понимания.
    Стихотворение «Ответ» (1829)
    Раннее стихотворение с характерным для него мотивом разочарования в любви и в жизни. В отличие от более поздних стихов сходного содержания, не обнаруживает реальной биографической основы и несет на себе печать сентиментально-романтической условности.
    Варвара Александровна Лопухина
    (1815-1851)
    Одна из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. Встреча с Варенькой(младшей сестрой своего друга Алексея) произошла в 1831 году.
    «Будучи студентом,- пишет А.П.Шан-Гирей,-он был страстно влюблён…в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная…Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…»
    Стихотворения, посвящённые Лопухиной:
    «К Л.-»(«У ног других не забывал…»;
    «К*»(«Мы случайно сведены судьбою…»;
    «К*»(«Оставь напрасные заботы..»;
    «Она не гордой красотою…»;
    «Слова разлуки повторяя…».
    Прими мой дар, моя мадонна!
    С тех пор как мне явилась ты,
    Моя любовь мне оборона
    От порицаний клеветы.
    Такой любви нельзя не верить,
    А взор не скроет ничего:
    Ты не способна лицемерить,
    Ты слишком ангел для того!
    Она не гордою красою
    Прельщает юношей живых,
    Она не водит за собою
    Толпу вздыхателей немых.
    Однако все ее движенья,
    Улыбки, речи и черты
    Так полны жизни, вдохновенья,
    Так полны чудной красоты.
    Сушкова Екатерина Александровна (1812-1868)
    • Знакомство состоялось весной 1830 в Москве у А.М.Верещагиной.
    • Красивая, умная и ироничная, Сушкова стала предметом юношеского увлечения Лермонтова.
    • С её именем связан цикл стихов1830, посвящённый преимущественно неразделённой любви.
    Сушковский цикл
    (1830-1831)
    Лирический дневник юноши Лермонтова:
    зарождение чувства, которое сам поэт ещё не решается назвать любовью, и дальнейшее его нарастание, вылившееся в горечь неразделённой любви.
    Основные мотивы цикла:
    неразделённая любовь, память, разлука, смерть.
    Стихотворения, посвящённые Е.А.Сушковой:
    • «К Сушковой»;
    • «Благодарю!»;
    • «Зови надежду сновиденьем»;
    • «Нищий»;
    • «Стансы»;
    • «Ночь»;
    • «У ног других не забывал»;
    • «Я не люблю тебя, страстей…»
    Так я молил твоей любви
    С слезами горькими, с тоскою;
    Так чувства лучшие мои
    Обмануты навек тобою!
    («Нищий»)
    Иванова Наталья Фёдоровна
    (1813-1875)
    Знакомая Лермонтова, предмет его юношеского увлечения. Дочь драматурга Ф.Ф.Иванова. Знакомство произошло в Москве в 1830 г.
    Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встре-тил непонимание и холодность.
    Отношения закончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова жажду смерти, чувство оскорблённой гордости, обострённое ощущение своего творчес кого дара и высокой ответственности за него.
    Ивановский цикл
    • Большой цикл юношеской любовной лирики Лермонтова 1830-1832 годов.
    Большинство стихотворений цикла объединяет сквозной мотив напрасной, «обманутой» «жажды любви»; однако внутри цикла можно выделить две группы:
    стихи, написанные поэтом в период духовного подъёма, вызванного первыми встречами с Натальей Фёдоровной, и стихи, темой которых становится «вероломство» возлюбленной.
    Стихотворения, посвящённые Н.Ф.Ивановой:
    «Н.Ф.И…вой»;
    «Романс к И…»;
    «К***»(«Всевышний…»);
    «К Н.И…….»;
    «Я не унижусь…»
    Не знав коварную измену,
    Тебе я душу отдавал;
    Такой души ты знала ль цену? –
    Ты знала: – я тебя не знал!
    Я не унижусь пред тобою;
    Ни твой привет, ни твой укор
    Не властны над моей душою.
    Знай: мы чужие с этих пор.
    Щербатова Мария Алексеевна
    (1820-1879)
    • Княгиня; в первом браке за князем М.А.Щербатовым, во втором – за И.С. Лутковским.
    Лермонтов был увлечён ею в 1839-40.
    Молодая вдова, красивая, образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, познакомилась с Лермонтовым.
    Щербатова высоко ценила поэзию Лермонтова; после чтения у неё «Демона» она сказала поэту: « Мне ваш Демон нравится: я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака.»
    По свидетельству А.И.Тургенева, Щербатова испытывала к Лермонтову серьёзное чувство «Сквозь слёзы смеётся. Любит Лермонтова.».
    Стихотворения, посвящённые М.А.Щербатовой:
    «Молитва» («В минуту жизни трудную»);
    «М.А.Щербатовой»;
    «Отчего»
    Мне грустно, потому что я тебя люблю,
    И знаю: молодость цветущую твою
    Не пощадит молвы коварное гоненье.
    За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
    Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
    Мне грустно… потому что весело тебе.
    (“Отчего”)
    Анна Григорьевна Философова
    (1815-1892)
    • Двоюродная сестра М.М.Лермонтовой (матери М.Ю.Лермонтова), жена генерала А.И.Философова.
    • Анна Григорьевна – предмет «второй» любви поэта. С её именем связывают стихотворения:
    • «К гению»;
    • «К…»(«Не привлекай меня красой…»);
    • «Дереву».
    Но я тебя молю, мой неизменный Гений:
    Дай раз еще любить! дай жаром вдохновений
    Согреться миг один, последний, и тогда
    Пускай остынет пыл сердечный навсегда.
    (“К гению”)
    Евдокия Петровна Ростопчина
    (1811/12-1858)
    • Графиня, русская писательница. Её знакомство с Лермонтовым относится к началу 30-х годов. Ростопчина была сестрой товарища Лермонтова пансионских лет С.П.Сушкова. Юный Лермонтов увлекался Ростопчиной и посвятил ей стихотворения «Крест на скале» (1830) и новогодний мадригал «Додо».Однако взаимное дружеское сближение произошло лишь в начале 1841 года.
    • Графиня была участницей прощального вечера 12 апреля 1841 перед отъездом Лермонтова на Кавказ, когда поэт, по её воспоминаниям, настойчиво говорил об ожидавшей его смерти ; уезжая, Лермонтов подарил Ростопчиной альбом, в который вписал посвящённое ей стихотворение «Я верю: под одной звездою».
    Ростопчина посвятила Лермонтову стихотворение «На дорогу!», а после отъезда поэта на Кавказ передала Е.А.Арсеньевой свой сборник «Стихотворения»(1841) с надписью: «Михаилу Юрьевичу Лермонтову в знак удивления к его таланту и дружбы искренней к нему самому. Петербург, 20-е апреля 1841».
    • На гибель Лермонтова поэтесса откликнулась стихотворением «Нашим будущим поэтам»; позднее она пишет стихотворения «Пустой альбом», «Поэтический день».
    • Евдокия Петровна, вспоминая Михаила Юрьевича, указала на сознательный «демонизм» и «донжуанство» юного Лермонтова и благодатность ссылки (как сурового испытания) для созревания его гения.
    Умеешь ты сердца тревожить,
    Толпу очей остановить,
    Улыбкой гордой уничтожить,
    Улыбкой нежной оживить;
    Умеешь ты польстить случайно
    С холодной важностью лица
    И умника унизить тайно,
    Взяв пылко сторону глупца!
    (“Додо”)
    Последней женщиной в жизни Лермонтова стала Екатерина Григорьевна Быховец
    (1820 – 1880) , дальняя родственница поэта. Бронзовый цвет лица и черные очи… Она имела много поклонников из окружения Михаила Юрьевича. Но сам он искал в Екатерине Григорьевне милые черты Вареньки Лопухиной. И находил, что радовало его безмерно. В своем стихотворении, обращенном к Екатерин е Быховец, он написал:
    Когда порой я на тебя смотрю,
    В твои глаза вникая долгим взором:
    Таинственным я занят разговором,
    Но не с тобой я сердцем говорю.
    Я говорю с подругой юных дней,
    В твоих чертах ищу черты другие…
    Любовь и уважение к женщине – другу, товарищу, который никогда не подведет, на которого в любую минуту можно положиться, довериться, который всегда поможет, посоветует, подскажет верное решение. М.Ю.Лермонтов своим другом и советчиком мог назвать только одну женщину – В.Лопухину. Любовь к ней он пронес через всю свою жизнь. И даже день перед дуэлью с Мартыновым провел в воспоминаниях о ней.

  5. Любовная лирика Лермонтова принимает новый поворот. Современные литературоведы уверены, что Вареньке Лермонтов посвятил немало своих произведений, стихов и поэму «Демон». Она же, Лопухина, стала прототипом Веры в повести «Герой нашего времени», которую любил Печорин, похожий на самого автора. В драме «Два брата» гений тоже высказывается о неравных браках по расчету, намекая на семью Варвары.
    Может быть, и была Варенька верной и покорной женой, но счастливой ей стать не довелось – муж был ревнив и не разрешал даже вспоминать о Лермонтове. Но она так и не смогла забыть поэта.
    Ей Лермонтов посвятил стихотворение «Она не гордой красотою».
    После ссылки на Кавказ, в 1838 году, Лермонтов виделся с Лопухиной-Бахметевой. К тому времени она уже была больна, и вид ее немного удручал.
    Лермонтов посвятил ей стихотворение «Ребенку». В этот период была красива и нежна любовная лирика Лермонтова. Стихотворения трогают до глубины души.
    В 1841 году, когда не стало Лермонтова, нервы Варвары совсем сдали, восстанавливать силы она не хотела ни в Москве, ни за границей, потом она сильно ослабла и в 1851 году, когда ей исполнилось всего 36 лет, скончалась. История этой любви запечатлена в романе Лермонтова «Сказки Золотого века».

    Екатерина Сушкова

    Еще одни любовные отношения связывают Лермонтова уже со взрослой светской дамой Екатериной Александровной Сушковой. В 1830 году ей он посвящает целый цикл своих стихотворений. Любовная лирика Лермонтова оказалась в новой страдальческой фазе. Но Сушкова поначалу не воспринимала влюбленного в нее Лермонтова и, благосклонно слушая стихи-посвящения, не скрывала насмешливого отношения к их автору. А Лермонтов мог часами спорить с ней до слез, дабы доказать свою правоту.

  6. Первой любовью шестнадцатилетнего Лермонтова была восемнадцатилетняя Екатерина Сушкова. Ей посвящен стихотворный сушковский цикл. Выросшая в доме тетки, любительницы шумных балов, Екатерина была надменной светской кокеткой. Красавица с длинными черными волосами и выразительными темными глазами, она насмешливо принимала стихи от неуклюжего мальчишки с вздернутым носом и умными глазами.
    Лето 1830 года Сушкова и Лермонтов провели в подмосковном имении Середниково. Вспоминая это лето, Лермонтов сказал, что кокетка Сушкова «заставила страдать сердце ребенка». Через пять лет судьба дала офицеру Лермонтову шанс в полной мере отомстить за свои слезы. Спасая своего друга Алексея Лопухина от «слишком ранней женитьбы» на Екатерине Сушковой, Лермонтов начинает ухаживать за ней и заставляет испытать серьезные чувства.
    Расстроив помолвку, Лермонтов заключает: «Теперь я не пишу романов – я их делаю». Сушкова стала прообразом Лизаветы Николаевны Негуровой в незавершенном социально-психологическом романе «Княгиня Лиговская». Как и герой его романа, Григорий Печорин, Лермонтов оканчивает интригу с бывшей возлюбленной анонимным письмом.
    Все в том же 1830 году юный поэт встретил семнадцатилетнюю Наталью Иванову, ставшую адресатом целого цикла стихов поэта, написанного в 1830-1832 гг. Как только Михаил встретил Наташеньку, сердце его забилось учащенно. Их отношения начались с взаимной приязни, а закончились холодом и отстраненностью со стороны Натальи и непониманием со стороны Лермонтова.
    Руку и сердце девушки выиграл соперник поэта, красавец Николай Обресков, лишенный дворянского звания за кражу. В ивановском цикле поэта отражены первый восторг, последовавшее за этим чувство оскорбленной гордости и, наконец, скорбь. Этой женщине поэт посвятил самое большое количество стихотворений. Также чувствами к Наталье пронизана драма «Странный человек».
    Самые глубокие чувства Лермонтов испытал к сестре своего друга Алексея Лопухина, Варваре. Непосредственная, милая, всеобщая любимица Варенька стала для поэта причиной многих страданий. Они сблизились весной 1832 года,  когда компания молодых людей отправилась в Симонов монастырь. В ней была простота, свойственная глубоким натурам, а еще мечтательность и нежность. Именно к Вареньке поэт испытал самые глубокие и истинные чувства. По иронии судьбы Варенька вышла замуж за уже немолодого Н.Ф. Бахметьева, узнав об ухаживаниях Лермонтова за Сушковой.

  7. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова
    Цели внеклассного мероприятия:
    – познавательная – познакомить учащихся с фактами из личной жизни М.Ю. Лермонтова, с любовной лирикой поэта;
    – развивающая – развивать умение выразительного чтения, развивать речь, художественное восприятие учащихся;
    – воспитательная – воспитывать патриотическое отношение к поэту и его лирике, прививать интерес к биографии поэта.
    Литература:
    1. Селегей П. Е. В краю синих гор. Альбом. М.: Сов. Рос. 1982.
    2. “В честь девы, милой сердцу и прекрасной…”. Альбом. 1983.
    План внеклассного мероприятия
    1. Оргмомент.
    2. Вступительное слово учителя.
    3. Сообщения учеников о женщинах, близких сердцу поэта:
    Е.А. Сушкова
    С.А. Бахметьева
    Э. Муссина-Пушкина
    А.К. Воронцова-Дашкова
    А.О. Смирнова – сообщение учителя
    А.М. Верещагина
    С.М. Карамзина
    М.А. Щербатова
    Е.П. Ростопчина
    В.А. Лопухина – сообщение учителя
    Е.Г. Быховец
    А.Г. Столыпина.
    4. Выразительное чтение наизусть стихотворений, посвященных вышеперечисленным женщинам.
    5. Итог внеклассного мероприятия.
    Вступительное слово учителя
    – Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет не просто внеклассное мероприятие, а литературный вечер, посвященный юбилею – 190-летию со дня рождения известного поэта М. Ю. Лермонтова. Как известно, наша школа носит имя этого поэта, вы не раз посещали школьный музей, посвященный жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова. Действительно, этот поэт нам очень близок. Цель нашей беседы – узнать, как можно больше, о жизни Михаила Юрьевича Лермонтова. Сегодня наше внимание будет обращено к его любовной лирике и к тем женщинам, которые вдохновляли его на написание столь замечательных стихотворений.
    Я не могу любовь определить,
    Но эта страсть сильнейшая! – любить
    Необходимость мне; и я любил
    Всем напряжением душевных сил.
    – так писал о любви Лермонтов в стихотворении “1831-го, июня”. Какое бы стихотворение о любви у поэта мы ни прочли, всюду она является в трагическом облике.
    Адресаты любовной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова
    … Он громкий звук внезапно раздает,
    В честь девы, милой сердцу и прекрасной, –
    И слышится начало песни! – но напрасно! –
    Никто конца ее не допоет!..
    М.Ю. Лермонтов. “Русская мелодия”. 1829.
    Как-то Лермонтов заметил, что “аристократическое чувство развито в женщинах сильнее”, чем в мужчинах, и женщины “чаще” мужчин “покорны первому впечатлению”.
    Первое впечатление, которое Лермонтов производил на женщин, для него не всегда было выгодно. В. И. Анненкова о первом знакомстве с поэтом вспоминала: “Должна признаться, он мне совсем не понравился. Он был мал ростом, коренаст, некрасив, но не так изысканно и очаровательно некрасив, как Пушкин, а некрасив очень грубо и несколько даже неблагородно”. Правда, В. И. Анненкова была представлена Лермонтову не в лучшее время: он был болен, лежал в госпитале, “прикованный к постели”. Может быть, поэтому “у него был злой и угрюмый вид, его небольшие глаза сверкали мрачным огнем, взгляд был таким же недобрым, как и улыбка”.
    В юности Лермонтов, сознавая свое умственное превосходство над многими красивыми молодыми людьми, страдал от своей “невыгодной наружности” в глазах женщин. Позднее, будучи уже офицером, он сам, смеясь, говорил; что “судьба, будто на смех, послала ему” общую армейскую наружность”. Талантливая поэтесса Е.П. Ростопчина, любившая Лермонтова как друга, писала о нем: “… одно обстоятельство уже с ой поры повлияло на его характер. Он был дурен собой, и эта некрасивость решила его образ мыслей, вкусы и направление молодого человека, с пылким умом и неограниченным честолюбием”. Впрочем, Е. П. Ростопчина замечала, что эта некрасивость уступила впоследствии “силе выражения” и почти исчезла, “когда гениальность преобразила простые черты его лица”.
    Женщины, узнавшие Лермонтова ближе, переставали замечать, что он некрасив. Хозяйка знаменитого петербургского литературного салона С.Н. Карамзина, питавшая большую симпатию к Лермонтову, сообщала сестре, что Лермонтов “мил”, и его “присутствие всегда приятно и всех одушевляет”. Глаза Лермонтова действовали на женщин неотразимо. “Нельзя было не смутиться, – писала Е.А. Сушкова, – когда он устремлял их с какой то неподвижностью”.
    Близко знавшие Лермонтова женщины никогда не называли его злым или желчным. Большая умница А.О. Смирнова справедливо говорила, “что Лермонтов вовсе не дерзкий человек, его в этом обвинили, но что он свою природную застенчивость маскирует притворной дерзостью”. А Мария Лопухина, знавшая Лермонтова с его ранней юности, любила его за “добрый характер” и “любящее сердце”.
    Женщины играли большую роль в жизни поэта. Он любил их за “артистическое чувство”, за свое “прошлое страданье” и даже за “мелкие слабости”. “Женщины должны бы желать, – писал Лермонтов в “Герое нашего времени”, – чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости”.
    По натуре своей горделивый, сосредоточенный и сверх того, кроме гения, отличавшийся силой характера (отмечал А.В. Дружинин), зрелый Лермонтов уже не комплексовал по поводу своей наружности. Среди женщин у него были друзья и приятельницы, и было “небольшое число страстных привязанностей, имевших решительное влияние на его жизнь”.
    Многим женщинам, которых Лермонтов знал, уважал и искренне любил он посвящал свои стихи.
    Екатерина Александровна Сушкова
    С Е.А. Сушковой (1812-1868) Лермонтов познакомился в Москве в доме своей родственницы и друга А.М. Верещагиной весной 1830г. Сушкова входила в компанию молодежи, окружавшей в это время Лермонтова в Москве и подмосковном имении Середниково. Летом 1830г пятнадцатилетний поэт посвятил ей 11 стихотворений, составлявших так называемый “сушковский цикл” любовной лирики Лермонтова. Но Сушкова, принимая стихи влюбленного в нее мальчика, лишь смеялась над ним. Осенью 1831г они расстались до конца 1834г, когда вновь встретились в Петербурге. К этому времени в жизни обоих произошли большие изменения. Лермонтов стал офицером лейб-гвардии Гусарского полка, за Сушковой прочно установилась репутация кокетки. Она собиралась выйти замуж за Алексея Лопухина, друга Лермонтова.
    Заметя склонность Алексея к Сушковой, Лермонтов вскоре писал в Москву к его сестре Марии: “Скажите, мне наверное показалось, будто у него что-то вроде нежности к M-lle Caterin Souchkoff… знаете ли вы об этом – дядья mamselle очень хотели бы их обвенчать!.. Боже упаси. Эта женщина – летучая мышь, крылья которой цепляются за все, что они встречают! – было время, когда она мне нравилась, теперь она почти принуждает меня ухаживать за нею … но, я не знаю есть что-то такое в ее манерах, в ее голосе, что-то жестокое, неровное, сломанное, что отталкивает “. Желая доказать другу, насколько легкомысленнен его выбор, Лермонтов затеял интригу против Сушковой и расстроил намечающееся сватовство. Не понимая игры Лермонтова, Сушкова действительно в него влюбилась.
    В 1838 г. Е.А. Сушкова вышла замуж за дипломата А.В. Хвостова, в 1870 г. после смерти Сушковой-Хвостовой были опубликованы ее “Записки”, вызвавшие большой интерес в обществе, как книга воспоминаний о Лермонтове.
    В своих “Записках” Е.А. Сушкова, в частности рассказала историю создания стихотворения “Нищий”.
    В августе 1830 г. большая компания молодежи отправилась в пешую прогулку. Из Середниково в Троице-Сергиеву лавру: “На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звон монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: “Пошли вам Бог счастья, добрые господа, а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!”
    Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтоб пообедать и отдохнуть. все мы суетились около стола в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на камнях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги . Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи “.
    Нищий
    У врат обители святой
    Стоял просящий подаянья
    Бедняк иссохший, чуть живой
    От глада, жажды и страданья.
    Куска лишь хлеба он просил,
    И взор являл живую муку,
    И кто-то камень положил
    В его протянутую руку.
    Так я молил твоей любви
    С слезами горькими, с тоскою;
    Так чувства лучшие мои
    Обмануты навек тобою!
    1830
    А.К. Воронцова-Дашкова
    С Александрой Кирилловной Воронцовой-Дашковой, урожденной Нарышкиной (1818-1856), Лермонтов познакомился в конце 1830-х годов в Петербурге. Она была женой одного из самых богатых людей России того времени – Ивана Илларионовича Воронцова-Дашкова. С этой четой дружил А.С. Пушкин. На балах в их доме бывала царская семья. Посещал их балы и Лермонтов. В.А. Соллогуб писал о Воронцовой-Дашковой “Много случалось встречать мне на своем веку женщин гораздо более красивых, может быть, даже более умных, хотя графиня Воронцова-Дашкова отличалась необыкновенным остроумием, но никогда не встречал я ни в одной из них такого соединения самого тонкого вкуса, изящества, грации с такой неподдельной веселостью, живостью, почти мальчишеской проказливостью. Живым ключом били в ней жизнь и оживляла, скрашивала ее окружающее”.
    Лермонтов посвятил Воронцовой-Дашковой стихотворение “К портрету”, поводом к написанию которого послужило получение ею своего портрета, литографированного в Париже.
    К портрету
    Как мальчик кудрявый, резва,
    Нарядна, как бабочка летом;
    Значенья пустого слова
    В устах её полны приветом.
    Ей нравиться долго нельзя:
    Как цепь, ей несносна привычка,
    Она ускользнёт, как змея,
    Порхнёт и умчится, как птичка.
    Таит молодое чело
    По воле – и радость и горе.
    В глазах – как на небе светило,
    В душе её темно, как в море!
    То истиной дышит в ней всё,
    То всё в ней притворно и ложно!
    Понять невозможно её,
    Зато не любить невозможно.
    Александра Михайловна Верещагина
    А.М. Верещагина (1810-1873) – родственница Лермонтова: её родная тётка по матери Екатерина Аркадьевна, рожденная Анненкова была женой брата Лермонтова Д.А. Столыпина. По отцу А.М. Верещагина была двоюродной сестрой В.А. Лопухиной. Лермонтов познакомился с Верещагиной в 1828 г. в Москве. Об этих отношениях А.П. Шан-Гирей вспоминал «Miss Alexandrint т.е. А.М. Верищагина, кузин его, принимала в нём большое участие, она отлично умела пользоваться немного саркастическим направлением ума своего и иронией, чтобы овладеть этой беспокойную натурой и направлять её, шутя и смеясь, к прекрасному и благородному.»
    Верищагина раньше многих разгадала в Лермонтове настоящего поэта. Она писала ему: «Надеюсь, что вы не прекратите писать, и я думаю, что вы пишите хорошо.»
    Она берегла его стихи, написанные на листах, он часто выписывал свои стихи в её альбомы, рисовал в них.
    В 1837 г. А.М. Верищагина вышла замуж за вюртембергского дипломата барона Карла фон Хюгеля, жила в Германии, в Штутгарде замке Нонберг. С Лермонтовым она продолжала переписываться. В замке Нонберг находились многие реликвии связанные с поэтом: автопортрет Лермонтова в бурке, написанный Лермонтовым портрет В.А. Лопухиной, картина маслом работы поэта, автограф посвященной Верищагиной поэмы «Ангел смерти», многие стихи и рисунки Лермонтова. Часть этих реликвий в начале 1960-х и была возвращена на родину И.Л. Андрониковым.
    Звезда
    Вверху одна
    Горит звезда,
    Мой взор она
    Манит всегда,
    Мои мечты
    Она влечет
    И с высоты
    Меня зовет.
    Таков же был
    Тот нежный взор,
    Что я любил
    Судьбе в укор;
    Мук никогда
    Он зреть не мог,
    Как та звезда,
    Он был далёк;
    Усталых вежд
    Я не смыкал,
    И без надежд
    К нему взирал.
    1830
    [Из альбома А.М. Верищагиной]
    Александра Осиповна Смирнова
    А.О. Смирнова, урожденная Россией (1809-1882), была одной из выдающихся женщин петербургского общества. Она закончила Екатерининский институт и до замужества была фрейлиной императриц. Красивая и блестящего ума и независимого характера, она находилась в дружеских отношениях с Пушкиным, Жуковским, Гоголем и тесно была связана со всем кругом писателей, встречающихся в салоне Карамзиных и в ее салоне. К числу ее хороших знакомых принадлежал и Лермонтов. А.О. Смирнова считается прототипом Минской в незаконченной повести Лермонтова «Штосс»: «На нем было черное платье, кажется по случаю придворного траура она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях, черные, длинные, чудесные волосы оттеняли и еще молодое лицо, и на этом лице сияла печать мысли…»
    Смирнова была воспета многими поэта. Вслед за ними Лермонтов оставил в ее альбоме стихотворное послание. «Софи Карамзина мне раз сказала, – вспоминала Александра Осиповна, – что Лермонтов был обижен тем, что я ничего ему не сказала о его стихах. Альбом всегда лежал на маленьком столике в моем салоне. Он пришел как-то утром, не застал меня, поднялся наверх, открыл альбом и написал эти стихи »
    А.О. Смирновой
    Без вас хочу сказать вам много,
    При вас я слушать вас хочу;
    Но молча вы глядите строго,
    И я в смущении молчу –
    Что ж делать?.. Речью неискусной
    Занять ваш ум мне не дано…
    Все это было бы смешно,
    Когда бы не было так грустно…
    1840
    Итог литературного вечера
    Итак, ребята, в завершение сегодняшнего литературного вечера пусть каждый из вас подумает и ответит, что полезного для себя вынес каждый участник из нашей беседы о Михаиле Юрьевиче Лермонтове? Может быть кто-то поменял свое представление о поэте? Если так, то на каких основаниях? Подумайте, что для Михаила Юрьевича Лермонтова – любовь? Почему она у него зачастую трагична? Как бы вы объяснили это чувство можете кто-то думает иначе, чем поэт? (каждый ученик отвечает на поставленные вопросы).
    В чем-то ваше мнение разошлось, и в одном мы все солидарны: сегодня наше представление о жизни поэта расширилось, он предстал перед нами в новом образе – в образе лирического героя, воспевающего любовь. Любовь для М. Ю. Лермонтова – чувство светлое, необходимое как воздух, чтобы жить и творить бесспорные шедевры в области литературы.

  8. Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и ее адресаты
    1. Слово учителя:
    Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви.
    Любить… но кого же? На время не стоит труда,
    А вечно любить невозможно…, –
    размышляет лирический герой М.Ю. Лермонтова.
    Любовная лирика Лермонтова позволяет говорить о внутреннем движении, развитии поэтического “я”, но везде ощущается сосредоточенность на чувстве собственной боли, которое испытывал поэт, и безмерное одиночество. У него, больше чем у других русских лириков, любовная лирика пронизана мотивами страдания – неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд.
    Всякий плакал, кто любил
    Любил ли он морские волны
    Иль сердце женщине дарил… (поэма “Моряк”)
    Неразделенная любовь, начиная с ранних стихов
    Три раза я любил
    Любил три раза безнадежно…
    И на протяжении всего творчества, выступает как лейтмотив, наряду с темой страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни (Ивановский цикл, Сушковский цикл).
    В глубокой тайне держит десятилетний Лермонтов свои страсти от самых близких. Вспоминает А. Марченко о первых переживаниях юноши: “Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату; она была тут, и играла с кузиною в куклы: сердце мое затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так. О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! И так рано! Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице. Я плакал потихоньку, без причины, желал ее видеть; а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнату… Я не знаю, кто была она, откуда, и поныне мне неловко, как-то спросить об этом: может быть, спросят и меня, как я помню, когда они позабыли; или тогда эти люди, внимая мой рассказ, подумают, что я брежу; не поверят ее существованию – это было бы мне больно!. Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность – нет; с тех пор я ничего подобного больше не видел или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в этот раз”.
    Осознание собственного одиночества стало причиной того, что чем моложе был Лермонтов, тем больше была в нем надежда встретить родственную душу.
    2. Сообщение ученика:
    1832 год – 14 лет, первая влюбленность. В 1828 году М.Ю. Лермонтов поступает в Московский университетский пансион. Уже тогда он писал стихи. Среди них и стихи, обращенные к сестре его соученика Михаила Сабурова – Софье.
    Софья Ивановна Сабурова (1816-1864) считалась в московском высшем свете одной из первых красавиц. Почти три года длилось это увлечение.
    Как? Вы поэта огорчили,
    И не наказаны потом?
    Три года ровно вы шутили
    Его любовью и умом?
    Нет, вы не поняли поэта,
    Его души печальный сон;
    Вы небом созданы для света,
    Но не для вас был создан он!
    В 1832 году Софья вышла замуж и переехала с мужем в Орел.
    3. Просмотр видеофрагмента о Екатерине Сушковой.
    Сообщение ученика:
    1832 год: Екатерина Сушкова (Хвостова).
    М. Ю. Лермонтов переезжает в Петербург, поступает в школу гвардейских прапорщиков, которую оканчивает в ноябре 1834 года. Он был зачислен в лейб-гвардии Гусарский полк. . Именно здесь, в Петербурге, произошла новая встреча с Екатериной Сушковой, известной в свете кокеткой. В 1830 году А.М. Верещагина, давняя знакомая Лермонтова, познакомила его с 18-летней Екатериной Сушковой (1812-1868). “Черноокой” называли ее в свете. Светская красавица, она посмеивалась над чувствами поэта. Через 5 лет Лермонтов, уже известный поэт, встретил Сушкову в Санкт-Петербурге. Он решил ей отомстить, вскружил ей голову и расстроил ее предстоящее замужество со своим другом Алексеем Лопухиным.
    Благодарю! Вчера мое признанье
    И стих мой ты без смеха приняла;
    Хоть ты страстей моих не поняла,
    Но за твое притворное вниманье
    Благодарю!
    Весной 1835 года Лермонтов писал из Петербурга А.М. Верещагиной: “Вначале это было просто развлечением, а затем, когда мы поладили друг с другом, стало расчетом… Я понял, что m-lle S. , желая изловить меня, легко себя скомпрометирует со мною. Вот я ее и скомпрометировал, насколько было возможно, не скомпрометировав самого себя”:
    И так, прощай! Впервые этот звук
    Тревожит так жестоко грудь мою
    “Прощай!”- шесть букв приносят столько мук!
    Уносят все, что я теперь люблю!
    Я встречу взор ее прекрасных глаз
    И, может быть, как знать…
    В последний раз.
    История их отношений нашла свое отражение в повести “Княжна Лиговская”. Она до конца жизни так и не узнала, что письмо, ее скомпрометировавшее и приведшее к разрыву с женихом, было написано Лермонтовым.
    Анализ стихотворения “Нищий”
    Нищий
    У врат обители святой
    Стоял просящий подаянья
    Бедняк иссохший, чуть живой
    От глада, жажды и страданья.
    Куска лишь хлеба он просил,
    И взор являл живую муку,
    И кто-то камень положил
    В его протянутую руку.
    Так я молил твоей любви
    С слезами горькими, с тоскою;
    Так чувства лучшие мои
    Обмануты навек тобою!
    1830
    4. Просмотр видеофрагмента о Наталье Федоровне Ивановой (Обрескова).
    Сообщение ученика:
    Значительно более глубокий след в сердце поэта оставила поначалу загадочная для исследователей творчества Лермонтова “Н. Ф. И. ”.
    Летом 1829-32 годах, Лермонтов гостил в подмосковном Середнякове, имении Столыпиных – родственников со стороны бабушки. Многие стихи этих лет имеют посвящение: “Н. Ф. И. ”, “Н. Ф. И-вой”, “К. И. ”, “И-вой”. Некоторые из этих стихов вошли в драму “Странный человек”. Наталья Федоровна Иванова (1813-1875), дочь московского литератора Федора Федоровича Иванова, автора известной в те годы пьесы” Семейство Старичковых” и трагедии “Марфа Посадница”.
    В начале знакомства, ободренный вниманием со стороны “Н. Ф. И.”, Лермонтов писал:
    Мои неясные мечты
    Я выразить хотел стихами,
    Меня бы примирила ты
    С людьми и буйными страстями.
    Но взор спокойный, чистый твой
    В меня вперила изумленный:
    Ты покачала головой,
    Сказав, что болен разум мой,
    Желаньем вздорным ослепленный. (1830)
    Но вскоре Лермонтов встретил непонимание и холодность. Разрыв стал неизбежен.
    Что может краткое свиданье
    Мне в утешенье принести,
    Час неизбежный расставанья
    Настал, и я сказал: “Прости!” (1832)
    Уже в 1831 году их отношения изменились и появились такие строки:
    Я не достоин, может быть,
    Твоей любви; не мне судить;
    Но ты обманом наградила
    Мои надежды и мечты,
    И я всегда скажу, что ты
    Несправедливо поступила.
    В лирике поэта появляются трагические ноты, ” мотивы неверия в прочность женского чувства, ревность, укоры в обмане”, – писал В. А. Мануйлов. Чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара подсказали поэту следующие строки:
    Я не унижусь пред тобою;
    Ни твой привет, ни твой укор
    Не властны над моей душою.
    Знай: мы чужие с этих пор.
    Ты позабыла: я свободы
    Для заблужденья не отдам;
    И так пожертвовал я годы
    Твоей улыбке и глазам… (1832)
    В предисловии к драме “Странный человек” Лермонтов говорит: “Лица, изображенные мною, все взяты с природы, и я желал бы, чтобы они были узнаны, – тогда раскаяние, верно, посетит души тех людей”. Но раскаяние, вероятно, не посетило душу Н.Ф. Ивановой, она вышла замуж, и уехала в Курск.
    Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него. Разрыв относится примерно к лету 1831 года. Рисуя ее портрет, он называет ее “мраморный кумир”, “бесчувственное божество”.
    У Лермонтова есть примерно 40 стихотворений, носящих название “Ивановский цикл”.
    Анализ стихотворения “Я не унижусь пред тобой”
    5. Слово учителя:
    Еще одна вдохновительница произведений М. Ю. Лермонтова – Варвара Александровна Лопухина(Бахметева).
    – Просмотр фрагмента видеофильма о Вареньке Лопухиной.
    Сообщение ученика.
    Весной 1830 года Миша Лермонтов с бабушкой поселяются в Москве, в доме № 2 по Малой Молчановке. Здесь же, почти напротив, находилась усадьба дворян Лопухиных, Миша и Алексей подружились. У Алексея было две сестры – Мария и Варвара. В Вареньку Лопухину студент Лермонтов страстно влюбился. “Она была прекрасна, как мечтанье; продолговатый овал лица, тонкие черты, большие задумчивые глаза и высокое, ясное чело навсегда оставались для Лермонтова прототипом женской красоты. Над бровью была небольшая родинка”. (П. А. Висковатов)
    Она не гордой красотою
    Прельщает юношей живых,
    Она не водит за собою
    Толпу вздыхателей немых.
    И стан ее не стан богини,
    И грудь волною не встает,
    И в ней никто своей святыни,
    Припав к земле, не признает.
    Однако все ее движенья,
    Улыбки, речи и черты
    Так полны жизни, вдохновенья.
    Так полны чудной простоты.
    Но голос душу проникает,
    Как вспоминанье лучших дней,
    И сердце любит и страдает,
    Почти стыдясь любви своей. (1832)
    Это была привязанность глубокая, всю жизнь сопровождавшая поэта. Образ этой девушки, а потом замужней женщины, является во множестве произведений нашего поэта – писал П.А. Висковатов. Литературные критики говорили, что черты Вареньки Лопухиной нашли свое отражение в образах княжны Мери и Веры из романа “Герой нашего времени”.
    Варвара Александровна Лопухина (1814-1851) в 1835 году вышла замуж за Н.Ф. Бахметева, чиновника. Который был значительно старше ее.
    Обращаясь к Вареньке в 1832 году, Лермонтов писал:
    Мы случайно сведены судьблю,
    Мы себя нашли один в другом,
    И душа сдружилася с душою;
    Хоть пути не кончить им вдвоем!
    (…)
    Я рожден, чтоб целый мир был зритель
    Торжества иль гибели моей,
    Но с тобой, мой луч – путеводитель,
    Что хвала иль гордый смех людей!
    Родственник поэта Аким Шан-Гирей вспоминал: “В это время (до 1837 года) я имел случай убедиться, что первая страсть Мишеля не исчезла. Мы играли в шахматы, человек подал письмо; Мишель начал его читать, но вдруг переменился в лице и побледнел, я испугался и хотел спросить, что такое, но он, подавая мне письмо, сказал: “Вот новость -прочти!” И вышел из комнаты. Это было известие о предстоящем замужестве В.А. Лопухиной”.
    В феврале 1838 года Лермонтов пишет письмо в Москву, оно адресовано сестре Вареньки – Марии Лопухиной. В нем стихотворение, озаглавленное “Молитва странника”. Странник- это сам поэт, а молит он о “деве невинной”, душе достойной”. Скорее всего, оно обращено к Варваре Лопухиной.
    Окружи счастие душу достойную,
    Дай ей сопутников, полных внимания,
    Молодость светлую, старость покойную,
    Сердцу незлобному мир упования!
    Срок ли приблизится часу прощальному
    В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
    Ты восприять пошли к ложу печальному
    Лучшего ангела душу прекрасную. (1837)
    Слово учителя:
    Имя Вареньки Лопухиной долгие годы не упоминалось ни в комментариях к сочинениям Лермонтова, ни в работах о нем. Лермонтов, касаясь взаимоотношений с Лопухиной, всячески старался увести читателя от разгадки имени любимой женщины (например, “Герой нашего времени”, где он зашифровал портретное сходство при описании Веры – убрал упоминание о родинке под бровью и написал “на щеке”.)
    Сохранились 3 портретных акварели.
    6. Слово учителя:
    1839 год. Лермонтов – поэт знаменит в свете. Его принимают во многих великосветских салонах Петербурга. Он вернулся в северную столицу из первой кавказской ссылки, последовавшей после появления в списках стихотворения “Смерть поэта”, посвященного гибели А.С. Пушкина. Среди светских красавиц тогда блистала Мария Петровна Соломирская, урожденная графиня Апраксина (1811-1859). Зимой 1839-40 годов они часто встречались в свете. Соломирская была увлечена поэзией Лермонтова. Арестованный за дуэль с Барантом, поэт, находясь в тюрьме, получил записку без подписи. Он решил, что ему написала ее М.П. Соломирская:
    Так, разбирая в заточенье
    Досель мне чуждые черты,
    Я был свободен на мгновенье
    Могучей волею мечты.
    Залогом вольности желанной
    Лучом надежды в море бед
    Мне стал тогда ваш безымянный,
    Но вечно памятный привет.
    Этой же зимой Лермонтов несколько раз приезжает из Царского Села, где стоял его полк, в Петербург. Тогда же появилось стихотворение, которое литературоведы считают обращением к Соломирской:
    Есть речи – значенье
    Темно иль ничтожно,
    Но им без волненья
    Внимать невозможно.
    Как полны их звуки
    Безумством желанья!
    В них слезы разлуки,
    В них трепет свиданья.
    Не встретит ответа
    Средь шума мирского
    Из пламя и света
    Рожденное слово;
    Но в храме, средь боя
    И где я ни буду,
    Услышав, его я
    Узнаю повсюду.
    Не кончив молитвы,
    На звук тот отвечу.
    И брошусь из битвы
    Ему я навстречу.
    Поэт прочитал эти строки своему другу, издателю и журналисту А. Краевскому. Тот похвалил стихи и отметил одну грамматическую неточность. Попробуйте найти ее. ( “Из пламя и света”). Лермонтов пытался исправить строки, но, бросив перо, сказал: “Нет, ничего нейдет в голову. Печатай так, как есть”
    7. Еще одна светская красавица волновала тогда поэта – Мария Алексеевна Щербатова.
    Сообщение ученика:
    Урожденная Штерич (1820-1879), украинка. Сам поэт о ней говорил:” Такая, что ни в сказке сказать, ни пером написать”. Этой весной ей было около 20 лет, Лермонтову – 25. Светская молва связывала имя Щербатовой с дуэлью поэта с Барантом. И.С. Тургенев, встретивший М. Щербатову в Москве, где в это время был Лермонтов, заметил в своем дневнике: “Сквозь слезы смеется, любит Лермонтова”. Поэтический портрет М. Щербатовой дан поэтом в посвященном ей стихотворении “М. А. Щербатовой”. (Чтение стихотворения).
    Другие прекрасные строки, посвященные М. Щербатовой, были положены на музыку композитором А.С. Доргомыжским. Романс “Отчего” быстро стал популярен. (Прослушивание романса).
    7. Сообщение ученика
    Весной 1841 года Лермонтову было предписано, в 48 часов, покинуть Петербург. В мае он в последний раз приезжает в Москву, в июне – он опять на Кавказе. До его гибели на дуэли под Пятигорском 15 июля оставалось совсем немного времени. В день дуэли утром она беседовала с Лермонтовым, потом ездила с поэтом и его друзьями на пикник в Каррас (Шотландку). Письмо ее от 5 августа 1841 года – взволнованный рассказ о взаимоотношениях Лермонтова с Н.С. Мартыновым, о дуэли, смерти, похоронах поэта. . Одно из последних стихотворений поэта, помещенное в альбоме В. Ф. Одоевского, посвящено дальней родственнице его – Екатерине Быховец (в замужестве Ивановская). По воспоминаниям самой Екатерины Григорьевны она – Катюша – напоминала ему Вареньку Лопухину. Вероятно, поэтому последняя строфа стихотворения говорит о В. Лопухиной, вышедшей замуж за нелюбимого человека:
    Нет, не тебя так пылко я люблю,
    Не для меня красы твоей блистанье,
    Люблю в тебе я прошлое страданье
    И молодость погибшую мою… (1841)
    Стихотворение положили на музыку более 40 композиторов, особенно известен романс – вальс А.И. Шишкина (1887), который приобрел широкую популярность в исполнении Н.А. Обуховой (1886-1961).
    Анализ стихотворения “Нет, не тебя так пылко я люблю”.
    Нет, не тебя так пылко я люблю,
    Не для меня красы твоей блистанье:
    Люблю в тебе я прошлое страданье
    И молодость погибшую мою.
    Когда порой я на тебя смотрю,
    В твои глаза вникая долгим взором:
    Таинственным я занят разговором,
    Но не с тобой я сердцем говорю.
    Я говорю с подругой юных дней,
    В твоих чертах ищу черты другие,
    В устах живых уста давно немые,
    В глазах огонь угаснувших очей.
    8. Подведение итогов урока.
    – Назвать адресатов любовной лирики Лермонтова.
    – Согласны ли вы с мнением В.Г. Белинского? Аргументируйте свой ответ.
    – Отметьте мотивы любовной лирики Лермонтова.
    “Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче” – записал 16-тилетний Лермонтов в одной из своих тетрадей. Суровая жизнь с малых лет расстраивала ему музыку сердца, .
    Лирика Лермонтова искренна, тонко передает его душевный настрой, подчас трагична, как и судьба самого поэта. Однако рядом с нами навсегда останутся его прекрасные произведения, его стихи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *