Сочинение по литературе должно подкрепляться примерами из литературы, для этого и нужны сочинения, чтобы школьники умели анализировать и делать выводы, пусть даже отличные от общепринятых норм.
Пробуем рассмотреть афоризм с этой точки зрения.
Афоризм несет в себе настолько глубокий смысл, что поневоле задумываешься о многих вещах сразу. В афоризме вмещается так много, что мысль начинает движение по ранее неизвестной орбите. Почему же афоризм так ценен в нашей жизни, попробуем разобраться.
Для начала можно вспомнить афоризм об афоризме великого Жориса де Брюйна, где он сравнил афоризм с пируэтом мысли. Казалось бы ничего особенного, но если мы читаем для того, чтобы познать, то “пируэт мысли” – это гениальное высказывание. Коротко, емко – сравнительная характеристика формулы сложнейшего человеческого развития в двух словах.
На мой взгляд, афоризм могут изречь обладающие даром остроумия и наблюдательные и для этого не требуется долгие вечера для раздумий. В одно мгновение человеку суждено увидеть весь клубок составляющих определенной области человеческой деятельности и это озарение.
Если пословицы и поговорки – это опыт многих и многих поколений, то афоризм – это нечто, данное свыше. Боюсь, что если бы все могли с легкостью придумывать афоризмы, то мир стал бы простым и не интересным.
Но для большинства афоризм является развлечением, слышим или читаем и смеемся на меткостью высказывания, но далее думать лень. И в этом нет ничего плохого. Если бы человек мог понимать все, то это был бы уже не человек, а сверхразумное существо. Как пишут фантасты это будет лет через двести, человек начнет общаться при помощи телепатии афоризмами.
Умение ярко и содержательно излагать свои мысли всегда ценилось в человеческой культуре. Однако мало просто выразить «мудрую» мысль: она требует и достойной поэтической огранки. Мысль должна быть тщательно «отточена любовью». Именно такое положение должен занимать афоризм. В силу его лаконичности и краткости, надо сказать, задача эта не из лёгких. Афоризм – это материя особого калибра, «крепкий орешек», который не всем авторам, имеющим отношение к этой деликатной сфере, может быть по зубам, но всем читателям приходится по вкусу. Он требует «породистой» мысли (и богатого жизненного опыта), поэтому можно согласиться с тем, что афоризм – это «аристократ в мире слов» (А. Гришанков). Заниматься афористикой, по моему глубокому убеждению, желательно лишь тогда, когда есть талант, когда по-настоящему есть, что сказать, т.е. сказать оригинально, красиво и содержательно. Афоризм – вечный разрушитель стереотипов, а также вечный созидатель стереомысли. Пожалуй, эта сторона роднит афоризм с философией как искусством мыслить свободно. Он всегда меняется, но никогда не изменяет самому себе. В целом, афоризм – это стрела, летящая между двумя безднами – поэтического искусства и искусства размышлений. Это – ускользающая тайна, которая бросается каждому в глаза. И в этом он – само совершёнство. Одно из главных его достоинств в том, что наш герой всегда является «живым словом», приглашающим к диалогу. Нередко афоризм может выступать в роли реаниматора известной мудрости и прописных истин, но всё же звучащих в новом камертоне, поэтому никогда не бывает скучным. Он прост и доступен для всех, и одновременно измерения его смыслов доступны немногим. Например, брошенная (в своё время) фраза Жаном-Жаком Руссо «Сама по себе жизнь ничего не значит; цена её зависит от её употребления», – звучит просто и понятно, но всё же приглашает к новому витку размышлений, из которых, возможно, родятся новые горизонты смыслов. Итак, хороший афоризм многогранен, подобно алмазу. Не стоит забывать, что афоризм – это и философское бунтарство (хотя с чувством юмора), призывающее пытливый ум к напряжённой работе. Прежде всего, это призыв мыслить нестандартно, незаурядно. Поэтому афористов можно смело называть мыслителями нетрадиционной философской ориентации. Афоризм – это всегда мысль, выраженная в парадоксальной, образной форме. Изюминка остроумного высказывания – подобна ключику к ларцу, в котором сокрыт путь к чему-то важному и дорогому, но не замечаемому в повседневной жизни. Это придаёт афоризму особый блеск.
Чем короче афоризм, тем длиннее его судьба: в этом выражении его главное достоинство. Так принято говорить. Отчасти это так, но позволю себе не согласиться. Не всегда короткой мысли отдаётся предпочтение, и не всегда длинный афоризм уходит в небытие. В отличие от парадокса, в основе которого наблюдается стремление к необычности, гиперболизации, новизне ради неё самой, афоризм, сохраняя свежесть оригинальности, стремится к прояснению истины. И выражает это самым лаконичным, остроумным способом. Поэтому главное достоинство афоризма всё-таки не в краткости (хотя вербальная бритва Оккама всегда висит над ним), не в оригинальности (хотя без неё афоризм не может состояться как таковой), а в венчающей «житейской мудрости», умеющей сочетать в себе и то, и другое одновременно. Хотя важно признать, парадокс чрезвычайно близок к афоризму.
Итак, афоризм не одинок в своей лакуне. Мир короткого слова удивительно пёстр и богат формами. Мировой литературе известны и максимы, и нравственные сентенции, и апофегмы, и грегерии: а у тех можно найти много общего с японским хокку, там и до арабской касыды рукой подать; известен восточный дзякуго, античная литература подарила нам гномы – образные изречения, выражающие правила мудрости и т.д. Но на фоне такого разнообразия блюд афоризм остаётся чем-то особенным и чарующе привлекательным. Это деликатес не только для искателей мудрости, но и для настоящих ценителей изысканного слова. Надо сказать, что в последние десятилетия интерес к нему значительно вырос. Думается, что это справедливо, т.к. афоризм должен по праву занять своё достойное место в олимпе мировой литературы. И если мы научимся больше ценить это краткое слово, возможно, «мысль, исполняющая пируэт» приоткроет нам некоторые свои тайны, а значит и поможет понять самих себя. Впрочем, как справедливо заметил А. Васильев, «лучший афоризм всех времён и народов ещё впереди». Следовательно, нет пределов творческому совершенствованию.
(Руки не отдам, не выну!)
Последний мост,
Последняя мостовина.
Но если любовь жива, если она умирает даже после надежды, значит ли это, что…
…Что нет и не будет мосту
Кон – ца…
Однако нет такого Времени, в котором не было бы места для Любви, ведь она и шаткий мост, трепетно соединяющий любящих, и постоянное место совместного бытия.
С внутренним волнением и с какой-то невыразимой тоской выходим мы на край пирса. Тайно и печально ждем, не появится ли из-за моря встречный порыв. Джеймс Джойс: «Пирс – несбывшийся мост».
Если попробовать предельно лаконично, но при этом образно выразить фабулу «Белых ночей» Достоевского, то это будет многозначительная череда рукопожатий. «Дайте мне руку» – с этой просьбы начинается знакомство мечтателя с Настенькой. Словно размыкаются и смыкаются разводные Мосты. И непременно в белые ночи, которые мирно и нежно соединяют Свет и Тьму. Отсюда несравнимая поэтика мостов Петербурга: они как живые и вдохновленные натуры. Расходятся пролеты мостов – диковинная птица приподнимает свои могучие крылья. Белая Лебедь, мифологическая родоначальница племени полян, она же владычица живой воды и «молотильных яблок», за которыми однажды и послала своих братьев. Их возвращение было встречено милой улыбкой.
Среди всех наших гримас улыбка самая кроткая, нежная и привечающая. «Ну, а дружба начинается с улыбки». Так же, как и любовь. Целуя уста друг друга, влюбленные объединяют, скрепляют печать симпатии и влечения – свои улыбки. Так даль становится близостью. Д.Джойс отмечал: «Улыбка доходит в любую даль».
Разве нет такого ощущения, что мы как бы живем-бредем по невидимому мосту Времен? 6. Одиночество – пустота:
Сталкиваясь с чем-то неопределенным, плохо организованным, лишенным порядка, предсказуемости, мы называем все это одним словом: хаос. Древние же в это понятие вкладывали изначально иной смысл. Хаос (от греческого – «зеваю», «разеваю») означает, прежде всего, «зев», «зияние» – развернутое пространство, пустую протяжность, пустоту. С.Есенин считал, что «вся жизнь наша есть не что иное, как заполнение большого, чистого полотна рисунками». Казимир Малевич заметил, что «черный квадрат – ничто, зародыш всех возможностей». Леонардо да Винчи обнаружил, что «среди великих вещей, которыенаходятся вне нас, существует Ничто – величайшее».
Ненаполненная пустота – ожидание, предчувствие чего-либо. Здесь господствует надежда, жизнеутверждающее начало, мечта. Покинутость, напротив, – нечто безысходное, невозвратимое и, если говорить наиболее точно, – опустошенное. В щемящем чувстве опустошенности, «ностальгии по настоящему» всегда тлеют искры духовной сопричастности исчезнувшему и, следовательно, сопротивлению Небытию. Филон (философ): «Иногда же я начинал с пустоты и приходил очень скоро к пустоте».
На основе «ненаполненной пустоты», к примеру, в литературе XIX века возникла особая разновидность романа с продолжениями, между которыми – тягостная пустота, будоражащая мысль читателя, заставляющая его перебирать множество возможных вариантов окончания. Так что переливать из «пустого» в «порожнее» – великое, оказывается, искусство художественного символа и намека…
Молчать можно на любом языке, выказывая при этом невысказываемое. Минута скорбного молчания – самое глубокое эхо вечности.
Тишина – то, что предшествует звуку, Слову. Много его, как много и шума из Ничего. Так что тишина не может быть пустой, немой, ничего не выражающей. Поль Валери утверждал, что «тишина говорит». Уильям Шекспир: «Совсем не знак бездумья молчаливость. Гремит лишь то, что пусто изнутри».
В ненаполненной Тишине – источник нашего оптимизма и веры в нескончаемости жизни. Очень точно подметил Альбер Камю(фр.писатель): «В мире никогда не бывает безмолвия; даже когда мир молчит, в нем непрерывно звучат вечные ноты, которые отзываются на вибрации, исходящие от нас самих».
Опустошенная тишина. Она отпугивает мраком полного одиночества, когда кажется, что почва ушла из-под ног, что все изменилось, как будто с исчезновением звуков исчезла и сама жизнь.
Ойген Розеншток-Хюсси пришел к выводу, что «мы умираем тогда, когда от нас уже никто не ждет никакого звука».
· Стена – граница
Дом – граница, заслон от всего внешнего, чуждого, нежелательного. Освальд Шпенглер: «С одной стороны, дом принадлежит человеку, олицетворяя целостный вещный мир человека. С другой стороны, дом связывает человека с внешним миром, являясь в определенном смысле репликой внешнего мира, уменьшенного до размеров человека».
Если вдуматься, любой наш дом – совокупность «вечных» символов (порог, кров, окно, дверь, стены), возникших с осмыслением образа границы.
Святость границ культивировалась тысячелетиями. Поскольку, размежевывая землю, люди как бы упорядочивали их, превращая хаос в космос, где все на своем Месте.
Человеческое бессознательное «требует», «ищет» вокруг себя успокоительную границу, которая обеспечивала бы безопасность, уединение, уют, душевный комфорт.
Зигмунд Фрейд заметил: «Что касается интеллектуальных достижений, то все же продолжает оставаться неоспоримым, что великие решения мыслительной работы, чреватые последствиями открытия, и разрешение проблем возможны лишь отдельному человеку, трудящемуся в уединении».
Поэтому необходимо иметь в виду, что творческая личность ищет уединения вовсе не в силу своего снобизма, психической ущербности, мизантропии, к этому ее подвигает интуиция, своего рода рефлекс на духовные импульсы «Я». В результате одиночного «погружения» в иррациональные глубины внутреннего мира на поверхность всеобщего бытия поднимаются оригинальные идей, уникальные образы, расширяющие горизонт нашего мировосприятия. Обратим внимание на слова Будды: «Когда мы гоняемся за внешними объектами, мы теряем рассудок. Как только человек достигает внутреннего просветления, он идет за пределы окружающего его мира».
Обретение внутреннего мира, «уход в себя» позволяет возвести барьер, ограждающий от губительного для творчества влияния обыденности и стереотипов, царящих в «массах».
Истине никогда не родиться в многолюдных спорах, она в этом случае всегда будет страдать усредненностью, компромиссностью. Ибо невозможно преодолеть все препоны межличностного общения, которые напоминают беспрерывную череду препятствий, называемых сегодня психологическими барьерами. Сугубо внешне его воплощение бесконечно и многолико: и легендарные бочки Диогена, и «футляр» чеховского героя, и банальный забор, характер которого может поведать многое о хозяине.
Текст сочинения:
…Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами.
В. Одоевский
Почти два века прошло со времени создания бессмер?ной комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, но мы попрежнему зачи?ываемся ею. Свежий, сочный, яркий, образный язык не дает устареть бесценному произведению русской литературы.
Показателем истинной народности комедии является то, что, не успев вый?и>из-под пера автора, она сразу же разлетелась по свету, разобранная на стихи и полустишья, фразы, выражения, которые мы употребляем в своей речи и сегодня. Как часто мы произносим “крылатые фразы” в разговоре, не догадываясь, что их автор не народ, а А. С. Грибоедов! Многие цитаты комедии настолько точны, ярки, остроумны, что запоминаю?ся сразу и без длительного заучивания, обогащая и украшая нашу речь.
Не зря Пушкин говорил о комедии “Горе от ума”: “О стихах не говорю, половина должна вой?и в пословицу”. Строение стиха Грибоедова настолько легко и прозрачно, что имеет поговорочный характер, а многие афоризмы комедии и сами основаны на принципе русских пословиц и поговорок:
Подписано так с плеч долой. Или:
Ах! злые языки страшнее пистолета.
Замечательно сочетание стихотворной формы и разкр-ворной речи, которое делает многие фразы и выражения комедии незабываемыми:
А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.
Или:
В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь.
Следя за речью персонажей комедии, с помощью языка мы не только оцениваем их тем или иным образом, но и переносим их слова в реальную жизнь, в сходные си?уации. Автор комедии помогает нам точнее охарактеризовать человека: “герой не моего романа”, “муж-мальчик”, “муж-слуга”, “и золотой мешок, и мети? в генералы”, “не человек, змея”; выразить свои чувства: “свежо предание, а вери?ся с трудом”, “счастливые часов не наблюдаю?”, “блажен, кто верует, тепло ему на свете!”; дать ценный жизненный совет: “кто беден, тот тебе не пара”, “читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой”; дать меткую характеристику нравов: “шумим, братец, шумим”, “вчера был бал, а завтра будет два”, “ну как не порадеть родному человечку”.
Легко, без усилий вошла комедия в нашу жизнь (или наша жизнь послужила основой для ее написания?). Как иначе можно оборвать болтовню репетиловых, не возму?ившись:
Послушай, ври, да знай же меру!
И сегодня чацкие, отчаявшись переделать мир в надежде залечить разбитое сердце, восклицаю?:
Вон из Москвы.’ сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!.. Карету мне, карету!
Делая имя лицемерного и лживого героя комедии нарицательным, мы вздыхаем:
Молчалины блаженствую? на свете!
Мы видим, таким образом, что афоризмы, ставшие пословицами и поговорками, в тексте комедии являю?ся не только элементами движения сюжета, средством речевой характеристики действующих лиц, но и придаю? языку произведения сочность, выразительность, яркость. Меткие грибоедовские афоризмы вышли не только за рамки комедии, но и целой исторической эпохи. Сегодня они живы в нашей речи и в современном литературном языке.
Права на сочинение “Афоризмы и крылатые слова в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф
Когда я читаю книгу, я всегда переписываю в специальную тетрадь выражения, которые мне понравились. Я очень люблю орать страницы сборников афоризмов, так как в этих небольших выражениях иногда кроются мысли, которые оказывают большое влияние на меня и принуждают задуматься. Я люблю в компании или в своем классе метко и остроумно процитировать какого-то известного деятеля. Это всегда повышает всем расположение духа. Кто же эти люди, которые в свое время высказались так мудро? Кстати, для того, чтобы понять позицию того или второго философа, не обязательно читать его трактаты и исследовать биографию. Мне пришлись по душе некоторые афоризмы Григория Сковороды. Они очень мудрые, точные и образные. Некоторые из их я выписал в свою тетрадь. «Ни о чем не беспокоиться – значит не жить, а быть мертвым, ведь забота – движение души, а жизнь – это движение», – пишет Григорий Сковорода. Мнет очень нравится это выражение. И в самом деле, сколько людей в своей жизни хотя бы раз страдали через чье-то равнодушие. Даже в разнообразных государственных кодексах пишут: «преступные действия или бездеятельность». Итак, бездеятельность также бывает преступной! К сожалению, не все это понимают. Часто досадно бывает видеть, как кто-то вместо решительных действий говорит: «Мой дом с края». Кстати, в своей тетради, я нашел похожий афоризм Льва Толстого: «Вечно бороться и остаться, а спокойствие – душевная подлость». Меня сначала поразило то, что два совсем разных за эпохой и стилем творчества художники так похоже высказались. Но потом я пришел к выводу, что существуют некоторые вечные ценности человеческой жизни, которые не зависят от времени или какой-то исторической эпохи. Движение человеческой души, беспрерывное духовное развитие и творческий поиск – это одна из таких вечных ценностей.
«Не все яд, которое неприятное на вкус» – этот афоризм учит нас не искать в жизни только удовлетворений, а понимать, что полезное не всегда приятное. Это, например, как горькое лекарство, которое надо выпить, лишь бы выздороветь. Существует, конечно, и духовное лекарство: работа над собой, над собственными недостатками, так как это оказывает содействие усовершенствованию, духовному укреплению и «выздоровлению» от собственных недостатков и комплексов. Пользуясь своей властью, писарь совершает разные своеволия: требует от крестьян взятки, глумится над женщинами, которые противостоят его наглости. Язык Пестряка такая невыразительная, путаная, так пересыпанная церковнославянскими и канцелярскими словами, которые никто не понимает. Он старается издавать себя за ученого мужчину, но не может даже по порядку сосчитать количество казаков. Пестряк плетет интриги за спиной своего приятеля сотника Забриохи, виднеется сотником, но наконец теряет свое тепленькое место. И Забрьоха, и Пистряк – одного поля ягоды. Таких Забрьох и Пистряков было среди казацкой старшины множество.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Сочинение на тему: Афоризмы Григория Сковороды . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения:
Величие Сковороды как писателя
Что такое человеческое счастье, или как написать сочинение по творчеству Г. Сковороды.
Поучительность мыслей Г. Сковороды об общечеловеческих ценности
Творчество Сковороды как отображение народных идеалов
ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА Доклад о писателе
Перечень цитат, с которых можно начать ваше сочинение. Конкретно по направлениям. Вопросы, заданные человечеству войной
1. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А.С. Пушкин).
2. «Подвиг не рождается сразу. Для этого… нужно щедрую душу иметь» (Г.А. Медынский).
3. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А.П. Платонов).
4. «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…» (М.Ю.Лермонтов).
5. «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А. А. Бестужев-Марлинский).
6. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…» (В. Г. Белинский).
7. «Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н. К. Рерих).
8. «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М. Карамзин). Человек и природа в отечественной и мировой литературе
1. «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует» (Иоганн Вольфганг Гёте).
2. «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» (Вильгельм Швебель)
3. «Природа – творец всех творцов» (Иоганн Вольфганг Гёте)
4. «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, – не только не блага, но несомненное и очевидное зло» (Л.Н.Толстой)
5. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери)
6. «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно» (Иоганн Готфрид Зейме)
7. «И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г.Раневская)
8. «Леса учат человека понимать прекрасное» (А.П.Чехов) Спор поколений: вместе и врозь
1. «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).
2. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
3. «Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А.Сухомлинский).
4. «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).
5. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).
6. «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
7. «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан). Чем люди живы?
1. «…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» (А.П.Чехов).
2. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…» (А.С.Пушкин).
3. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н.Г.Чернышевский).
4. «Поэзия – это форма любви» (М.М.Пришвин).
5. «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г.Белинский).
6. «Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы – большой и маленькой» (Д.С.Лихачев).
7. «Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека…» (Д.С.Лихачёв).
8. «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» (К.Г.Паустовский).
9. «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М.Е.Салтыков-Щедрин).
10. «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» (Б.Л.Пастернак).
11. «Человек – это…живая загадка» (С.Н.Булгаков).
12. «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г.Чернышевский).
13. «Человек – целый мир…» (Ф.М.Достоевский).
14. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С.Лихачев).
15. «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С.Мережковский).
16. «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н.В.Гоголь).
17. «Самое главное в дружбе – умение понять и прощать» (В.П.Некрасов).
18. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (В.Г.Белинский).
19. «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой…» (В.Г.Белинский).
20. «Без страстей и противоречий нет жизни…» (В.Г.Белинский).
21. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М.Достоевский).
22. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф.М.Достоевский.
23. «Нет счастья в бездействии…» (Ф.М.Достоевский).
24. «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К.Д.Ушинский).
25. «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г.Паустовский).
26. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И.С.Тургенев).
27. «Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством» (В.Г.Белинский).
Сочинение по литературе должно подкрепляться примерами из литературы, для этого и нужны сочинения, чтобы школьники умели анализировать и делать выводы, пусть даже отличные от общепринятых норм.
Пробуем рассмотреть афоризм с этой точки зрения.
Афоризм несет в себе настолько глубокий смысл, что поневоле задумываешься о многих вещах сразу. В афоризме вмещается так много, что мысль начинает движение по ранее неизвестной орбите. Почему же афоризм так ценен в нашей жизни, попробуем разобраться.
Для начала можно вспомнить афоризм об афоризме великого Жориса де Брюйна, где он сравнил афоризм с пируэтом мысли. Казалось бы ничего особенного, но если мы читаем для того, чтобы познать, то “пируэт мысли” – это гениальное высказывание. Коротко, емко – сравнительная характеристика формулы сложнейшего человеческого развития в двух словах.
На мой взгляд, афоризм могут изречь обладающие даром остроумия и наблюдательные и для этого не требуется долгие вечера для раздумий. В одно мгновение человеку суждено увидеть весь клубок составляющих определенной области человеческой деятельности и это озарение.
Если пословицы и поговорки – это опыт многих и многих поколений, то афоризм – это нечто, данное свыше. Боюсь, что если бы все могли с легкостью придумывать афоризмы, то мир стал бы простым и не интересным.
Но для большинства афоризм является развлечением, слышим или читаем и смеемся на меткостью высказывания, но далее думать лень. И в этом нет ничего плохого. Если бы человек мог понимать все, то это был бы уже не человек, а сверхразумное существо. Как пишут фантасты это будет лет через двести, человек начнет общаться при помощи телепатии афоризмами.
Умение ярко и содержательно излагать свои мысли всегда ценилось в человеческой культуре. Однако мало просто выразить «мудрую» мысль: она требует и достойной поэтической огранки. Мысль должна быть тщательно «отточена любовью». Именно такое положение должен занимать афоризм. В силу его лаконичности и краткости, надо сказать, задача эта не из лёгких. Афоризм – это материя особого калибра, «крепкий орешек», который не всем авторам, имеющим отношение к этой деликатной сфере, может быть по зубам, но всем читателям приходится по вкусу. Он требует «породистой» мысли (и богатого жизненного опыта), поэтому можно согласиться с тем, что афоризм – это «аристократ в мире слов» (А. Гришанков). Заниматься афористикой, по моему глубокому убеждению, желательно лишь тогда, когда есть талант, когда по-настоящему есть, что сказать, т.е. сказать оригинально, красиво и содержательно. Афоризм – вечный разрушитель стереотипов, а также вечный созидатель стереомысли. Пожалуй, эта сторона роднит афоризм с философией как искусством мыслить свободно. Он всегда меняется, но никогда не изменяет самому себе. В целом, афоризм – это стрела, летящая между двумя безднами – поэтического искусства и искусства размышлений. Это – ускользающая тайна, которая бросается каждому в глаза. И в этом он – само совершёнство. Одно из главных его достоинств в том, что наш герой всегда является «живым словом», приглашающим к диалогу. Нередко афоризм может выступать в роли реаниматора известной мудрости и прописных истин, но всё же звучащих в новом камертоне, поэтому никогда не бывает скучным. Он прост и доступен для всех, и одновременно измерения его смыслов доступны немногим. Например, брошенная (в своё время) фраза Жаном-Жаком Руссо «Сама по себе жизнь ничего не значит; цена её зависит от её употребления», – звучит просто и понятно, но всё же приглашает к новому витку размышлений, из которых, возможно, родятся новые горизонты смыслов. Итак, хороший афоризм многогранен, подобно алмазу. Не стоит забывать, что афоризм – это и философское бунтарство (хотя с чувством юмора), призывающее пытливый ум к напряжённой работе. Прежде всего, это призыв мыслить нестандартно, незаурядно. Поэтому афористов можно смело называть мыслителями нетрадиционной философской ориентации. Афоризм – это всегда мысль, выраженная в парадоксальной, образной форме. Изюминка остроумного высказывания – подобна ключику к ларцу, в котором сокрыт путь к чему-то важному и дорогому, но не замечаемому в повседневной жизни. Это придаёт афоризму особый блеск.
Чем короче афоризм, тем длиннее его судьба: в этом выражении его главное достоинство. Так принято говорить. Отчасти это так, но позволю себе не согласиться. Не всегда короткой мысли отдаётся предпочтение, и не всегда длинный афоризм уходит в небытие. В отличие от парадокса, в основе которого наблюдается стремление к необычности, гиперболизации, новизне ради неё самой, афоризм, сохраняя свежесть оригинальности, стремится к прояснению истины. И выражает это самым лаконичным, остроумным способом. Поэтому главное достоинство афоризма всё-таки не в краткости (хотя вербальная бритва Оккама всегда висит над ним), не в оригинальности (хотя без неё афоризм не может состояться как таковой), а в венчающей «житейской мудрости», умеющей сочетать в себе и то, и другое одновременно. Хотя важно признать, парадокс чрезвычайно близок к афоризму.
Итак, афоризм не одинок в своей лакуне. Мир короткого слова удивительно пёстр и богат формами. Мировой литературе известны и максимы, и нравственные сентенции, и апофегмы, и грегерии: а у тех можно найти много общего с японским хокку, там и до арабской касыды рукой подать; известен восточный дзякуго, античная литература подарила нам гномы – образные изречения, выражающие правила мудрости и т.д. Но на фоне такого разнообразия блюд афоризм остаётся чем-то особенным и чарующе привлекательным. Это деликатес не только для искателей мудрости, но и для настоящих ценителей изысканного слова. Надо сказать, что в последние десятилетия интерес к нему значительно вырос. Думается, что это справедливо, т.к. афоризм должен по праву занять своё достойное место в олимпе мировой литературы. И если мы научимся больше ценить это краткое слово, возможно, «мысль, исполняющая пируэт» приоткроет нам некоторые свои тайны, а значит и поможет понять самих себя. Впрочем, как справедливо заметил А. Васильев, «лучший афоризм всех времён и народов ещё впереди». Следовательно, нет пределов творческому совершенствованию.
(Руки не отдам, не выну!)
Последний мост,
Последняя мостовина.
Но если любовь жива, если она умирает даже после надежды, значит ли это, что…
…Что нет и не будет мосту
Кон – ца…
Однако нет такого Времени, в котором не было бы места для Любви, ведь она и шаткий мост, трепетно соединяющий любящих, и постоянное место совместного бытия.
С внутренним волнением и с какой-то невыразимой тоской выходим мы на край пирса. Тайно и печально ждем, не появится ли из-за моря встречный порыв. Джеймс Джойс: «Пирс – несбывшийся мост».
Если попробовать предельно лаконично, но при этом образно выразить фабулу «Белых ночей» Достоевского, то это будет многозначительная череда рукопожатий. «Дайте мне руку» – с этой просьбы начинается знакомство мечтателя с Настенькой. Словно размыкаются и смыкаются разводные Мосты. И непременно в белые ночи, которые мирно и нежно соединяют Свет и Тьму. Отсюда несравнимая поэтика мостов Петербурга: они как живые и вдохновленные натуры. Расходятся пролеты мостов – диковинная птица приподнимает свои могучие крылья. Белая Лебедь, мифологическая родоначальница племени полян, она же владычица живой воды и «молотильных яблок», за которыми однажды и послала своих братьев. Их возвращение было встречено милой улыбкой.
Среди всех наших гримас улыбка самая кроткая, нежная и привечающая. «Ну, а дружба начинается с улыбки». Так же, как и любовь. Целуя уста друг друга, влюбленные объединяют, скрепляют печать симпатии и влечения – свои улыбки. Так даль становится близостью. Д.Джойс отмечал: «Улыбка доходит в любую даль».
Разве нет такого ощущения, что мы как бы живем-бредем по невидимому мосту Времен?
6. Одиночество – пустота:
Сталкиваясь с чем-то неопределенным, плохо организованным, лишенным порядка, предсказуемости, мы называем все это одним словом: хаос. Древние же в это понятие вкладывали изначально иной смысл. Хаос (от греческого – «зеваю», «разеваю») означает, прежде всего, «зев», «зияние» – развернутое пространство, пустую протяжность, пустоту.
С.Есенин считал, что «вся жизнь наша есть не что иное, как заполнение большого, чистого полотна рисунками».
Казимир Малевич заметил, что «черный квадрат – ничто, зародыш всех возможностей».
Леонардо да Винчи обнаружил, что «среди великих вещей, которыенаходятся вне нас, существует Ничто – величайшее».
Ненаполненная пустота – ожидание, предчувствие чего-либо. Здесь господствует надежда, жизнеутверждающее начало, мечта.
Покинутость, напротив, – нечто безысходное, невозвратимое и, если говорить наиболее точно, – опустошенное. В щемящем чувстве опустошенности, «ностальгии по настоящему» всегда тлеют искры духовной сопричастности исчезнувшему и, следовательно, сопротивлению Небытию.
Филон (философ): «Иногда же я начинал с пустоты и приходил очень скоро к пустоте».
На основе «ненаполненной пустоты», к примеру, в литературе XIX века возникла особая разновидность романа с продолжениями, между которыми – тягостная пустота, будоражащая мысль читателя, заставляющая его перебирать множество возможных вариантов окончания. Так что переливать из «пустого» в «порожнее» – великое, оказывается, искусство художественного символа и намека…
Молчать можно на любом языке, выказывая при этом невысказываемое. Минута скорбного молчания – самое глубокое эхо вечности.
Тишина – то, что предшествует звуку, Слову. Много его, как много и шума из Ничего. Так что тишина не может быть пустой, немой, ничего не выражающей.
Поль Валери утверждал, что «тишина говорит».
Уильям Шекспир:
«Совсем не знак бездумья молчаливость.
Гремит лишь то, что пусто изнутри».
В ненаполненной Тишине – источник нашего оптимизма и веры в нескончаемости жизни. Очень точно подметил Альбер Камю(фр.писатель): «В мире никогда не бывает безмолвия; даже когда мир молчит, в нем непрерывно звучат вечные ноты, которые отзываются на вибрации, исходящие от нас самих».
Опустошенная тишина. Она отпугивает мраком полного одиночества, когда кажется, что почва ушла из-под ног, что все изменилось, как будто с исчезновением звуков исчезла и сама жизнь.
Ойген Розеншток-Хюсси пришел к выводу, что «мы умираем тогда, когда от нас уже никто не ждет никакого звука».
· Стена – граница
Дом – граница, заслон от всего внешнего, чуждого, нежелательного. Освальд Шпенглер: «С одной стороны, дом принадлежит человеку, олицетворяя целостный вещный мир человека. С другой стороны, дом связывает человека с внешним миром, являясь в определенном смысле репликой внешнего мира, уменьшенного до размеров человека».
Если вдуматься, любой наш дом – совокупность «вечных» символов (порог, кров, окно, дверь, стены), возникших с осмыслением образа границы.
Святость границ культивировалась тысячелетиями. Поскольку, размежевывая землю, люди как бы упорядочивали их, превращая хаос в космос, где все на своем Месте.
Человеческое бессознательное «требует», «ищет» вокруг себя успокоительную границу, которая обеспечивала бы безопасность, уединение, уют, душевный комфорт.
Зигмунд Фрейд заметил: «Что касается интеллектуальных достижений, то все же продолжает оставаться неоспоримым, что великие решения мыслительной работы, чреватые последствиями открытия, и разрешение проблем возможны лишь отдельному человеку, трудящемуся в уединении».
Поэтому необходимо иметь в виду, что творческая личность ищет уединения вовсе не в силу своего снобизма, психической ущербности, мизантропии, к этому ее подвигает интуиция, своего рода рефлекс на духовные импульсы «Я». В результате одиночного «погружения» в иррациональные глубины внутреннего мира на поверхность всеобщего бытия поднимаются оригинальные идей, уникальные образы, расширяющие горизонт нашего мировосприятия. Обратим внимание на слова Будды: «Когда мы гоняемся за внешними объектами, мы теряем рассудок. Как только человек достигает внутреннего просветления, он идет за пределы окружающего его мира».
Обретение внутреннего мира, «уход в себя» позволяет возвести барьер, ограждающий от губительного для творчества влияния обыденности и стереотипов, царящих в «массах».
Истине никогда не родиться в многолюдных спорах, она в этом случае всегда будет страдать усредненностью, компромиссностью. Ибо невозможно преодолеть все препоны межличностного общения, которые напоминают беспрерывную череду препятствий, называемых сегодня психологическими барьерами. Сугубо внешне его воплощение бесконечно и многолико: и легендарные бочки Диогена, и «футляр» чеховского героя, и банальный забор, характер которого может поведать многое о хозяине.
Текст сочинения:
…Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами.
В. Одоевский
Почти два века прошло со времени создания бессмер?ной комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, но мы попрежнему зачи?ываемся ею. Свежий, сочный, яркий, образный язык не дает устареть бесценному произведению русской литературы.
Показателем истинной народности комедии является то, что, не успев вый?и>из-под пера автора, она сразу же разлетелась по свету, разобранная на стихи и полустишья, фразы, выражения, которые мы употребляем в своей речи и сегодня. Как часто мы произносим “крылатые фразы” в разговоре, не догадываясь, что их автор не народ, а А. С. Грибоедов! Многие цитаты комедии настолько точны, ярки, остроумны, что запоминаю?ся сразу и без длительного заучивания, обогащая и украшая нашу речь.
Не зря Пушкин говорил о комедии “Горе от ума”: “О стихах не говорю, половина должна вой?и в пословицу”. Строение стиха Грибоедова настолько легко и прозрачно, что имеет поговорочный характер, а многие афоризмы комедии и сами основаны на принципе русских пословиц и поговорок:
Подписано так с плеч долой. Или:
Ах! злые языки страшнее пистолета.
Замечательно сочетание стихотворной формы и разкр-ворной речи, которое делает многие фразы и выражения комедии незабываемыми:
А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.
Или:
В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь.
Следя за речью персонажей комедии, с помощью языка мы не только оцениваем их тем или иным образом, но и переносим их слова в реальную жизнь, в сходные си?уации. Автор комедии помогает нам точнее охарактеризовать человека: “герой не моего романа”, “муж-мальчик”, “муж-слуга”, “и золотой мешок, и мети? в генералы”, “не человек, змея”; выразить свои чувства: “свежо предание, а вери?ся с трудом”, “счастливые часов не наблюдаю?”, “блажен, кто верует, тепло ему на свете!”; дать ценный жизненный совет: “кто беден, тот тебе не пара”, “читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой”; дать меткую характеристику нравов: “шумим, братец, шумим”, “вчера был бал, а завтра будет два”, “ну как не порадеть родному человечку”.
Легко, без усилий вошла комедия в нашу жизнь (или наша жизнь послужила основой для ее написания?). Как иначе можно оборвать болтовню репетиловых, не возму?ившись:
Послушай, ври, да знай же меру!
И сегодня чацкие, отчаявшись переделать мир в надежде залечить разбитое сердце, восклицаю?:
Вон из Москвы.’ сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!.. Карету мне, карету!
Делая имя лицемерного и лживого героя комедии нарицательным, мы вздыхаем:
Молчалины блаженствую? на свете!
Мы видим, таким образом, что афоризмы, ставшие пословицами и поговорками, в тексте комедии являю?ся не только элементами движения сюжета, средством речевой характеристики действующих лиц, но и придаю? языку произведения сочность, выразительность, яркость. Меткие грибоедовские афоризмы вышли не только за рамки комедии, но и целой исторической эпохи. Сегодня они живы в нашей речи и в современном литературном языке.
Права на сочинение “Афоризмы и крылатые слова в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф
Когда я читаю книгу, я всегда переписываю в специальную тетрадь выражения, которые мне понравились. Я очень люблю орать страницы сборников афоризмов, так как в этих небольших выражениях иногда кроются мысли, которые оказывают большое влияние на меня и принуждают задуматься. Я люблю в компании или в своем классе метко и остроумно процитировать какого-то известного деятеля. Это всегда повышает всем расположение духа. Кто же эти люди, которые в свое время высказались так мудро? Кстати, для того, чтобы понять позицию того или второго философа, не обязательно читать его трактаты и исследовать биографию. Мне пришлись по душе некоторые афоризмы Григория Сковороды. Они очень мудрые, точные и образные. Некоторые из их я выписал в свою тетрадь.
«Ни о чем не беспокоиться – значит не жить, а быть мертвым, ведь забота – движение души, а жизнь – это движение», – пишет Григорий Сковорода. Мнет очень нравится это выражение. И в самом деле, сколько людей в своей жизни хотя бы раз страдали через чье-то равнодушие. Даже в разнообразных государственных кодексах пишут: «преступные действия или бездеятельность». Итак, бездеятельность также бывает преступной! К сожалению, не все это понимают. Часто досадно бывает видеть, как кто-то вместо решительных действий говорит: «Мой дом с края». Кстати, в своей тетради, я нашел похожий афоризм Льва Толстого: «Вечно бороться и остаться, а спокойствие – душевная подлость». Меня сначала поразило то, что два совсем разных за эпохой и стилем творчества художники так похоже высказались. Но потом я пришел к выводу, что существуют некоторые вечные ценности человеческой жизни, которые не зависят от времени или какой-то исторической эпохи. Движение человеческой души, беспрерывное духовное развитие и творческий поиск – это одна из таких вечных ценностей.
«Не все яд, которое неприятное на вкус» – этот афоризм учит нас не искать в жизни только удовлетворений, а понимать, что полезное не всегда приятное. Это, например, как горькое лекарство, которое надо выпить, лишь бы выздороветь. Существует, конечно, и духовное лекарство: работа над собой, над собственными недостатками, так как это оказывает содействие усовершенствованию, духовному укреплению и «выздоровлению» от собственных недостатков и комплексов.
Пользуясь своей властью, писарь совершает разные своеволия: требует от крестьян взятки, глумится над женщинами, которые противостоят его наглости. Язык Пестряка такая невыразительная, путаная, так пересыпанная церковнославянскими и канцелярскими словами, которые никто не понимает. Он старается издавать себя за ученого мужчину, но не может даже по порядку сосчитать количество казаков. Пестряк плетет интриги за спиной своего приятеля сотника Забриохи, виднеется сотником, но наконец теряет свое тепленькое место. И Забрьоха, и Пистряк – одного поля ягоды. Таких Забрьох и Пистряков было среди казацкой старшины множество.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Сочинение на тему: Афоризмы Григория Сковороды . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения:
Величие Сковороды как писателя
Что такое человеческое счастье, или как написать сочинение по творчеству Г. Сковороды.
Поучительность мыслей Г. Сковороды об общечеловеческих ценности
Творчество Сковороды как отображение народных идеалов
ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА Доклад о писателе
Перечень цитат, с которых можно начать ваше сочинение.
Конкретно по направлениям.
Вопросы, заданные человечеству войной
1. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А.С. Пушкин).
2. «Подвиг не рождается сразу. Для этого… нужно щедрую душу иметь» (Г.А. Медынский).
3. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А.П. Платонов).
4. «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…» (М.Ю.Лермонтов).
5. «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А. А. Бестужев-Марлинский).
6. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…» (В. Г. Белинский).
7. «Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н. К. Рерих).
8. «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М. Карамзин).
Человек и природа в отечественной и мировой литературе
1. «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует» (Иоганн Вольфганг Гёте).
2. «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» (Вильгельм Швебель)
3. «Природа – творец всех творцов» (Иоганн Вольфганг Гёте)
4. «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, – не только не блага, но несомненное и очевидное зло» (Л.Н.Толстой)
5. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери)
6. «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно» (Иоганн Готфрид Зейме)
7. «И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г.Раневская)
8. «Леса учат человека понимать прекрасное» (А.П.Чехов)
Спор поколений: вместе и врозь
1. «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).
2. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
3. «Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А.Сухомлинский).
4. «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).
5. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).
6. «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
7. «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан).
Чем люди живы?
1. «…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» (А.П.Чехов).
2. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…» (А.С.Пушкин).
3. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н.Г.Чернышевский).
4. «Поэзия – это форма любви» (М.М.Пришвин).
5. «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г.Белинский).
6. «Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы – большой и маленькой» (Д.С.Лихачев).
7. «Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека…» (Д.С.Лихачёв).
8. «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» (К.Г.Паустовский).
9. «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М.Е.Салтыков-Щедрин).
10. «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» (Б.Л.Пастернак).
11. «Человек – это…живая загадка» (С.Н.Булгаков).
12. «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г.Чернышевский).
13. «Человек – целый мир…» (Ф.М.Достоевский).
14. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С.Лихачев).
15. «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С.Мережковский).
16. «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н.В.Гоголь).
17. «Самое главное в дружбе – умение понять и прощать» (В.П.Некрасов).
18. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (В.Г.Белинский).
19. «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой…» (В.Г.Белинский).
20. «Без страстей и противоречий нет жизни…» (В.Г.Белинский).
21. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М.Достоевский).
22. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф.М.Достоевский.
23. «Нет счастья в бездействии…» (Ф.М.Достоевский).
24. «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К.Д.Ушинский).
25. «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г.Паустовский).
26. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И.С.Тургенев).
27. «Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством» (В.Г.Белинский).