Сочинение на тему ахматова мне голос был

12 вариантов

  1. Главная
    Рефераты – Сочинения по литературе
    Анализ стихотворения А.А.Ахматовой ”Мне голос был. Он звал утешно.” – сочинение
    Стихотворение ”Мен голос был. Он звал утешно” было написано в 1917 году. Это произведение вошло в сборник стихов ”Белая гвардия”, в котором личные переживания Анны Ахматовой связаны с событиями войны и приближающейся революции. На смену интонациям живого разговора приходит ”одическая, пророчески-возвышенная” манера письма, преобладают классические стихотворные размеры. В этот период в лирику Ахматовой включается ”пушкинский слой”, стихи насыщаются цитатами и образами пушкинской поэзии , а также других классических поэтов и знаменитых современников. Стиль Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии .События современности всегда находили отклик в ахматовской лирике, в том числе и события политические. В стихах открыто говорится о неприятии революционных событий, одновременно с этим – о невозможности оставить Родину в дни испытаний.
    В трудные годы революции многие поэты эмигрировали за рубеж. Как ни тяжело было Ахматовой, но она не покинула свою страну, потому что не мыслила своей жизни без России:
    Мне голос был.Он звал утешно,
    Он говорил:”Иди сюда,
    Оставь свой край глухой и грешный,
    Оставь Россию навсегда.
    Но равнодушно и спокойно
    Руками я замкнула слух,
    Чтоб этой речью недостойной
    Не осквернился скорбный дух.
    Любовь к Родине у Ахматовой не предмет размышлений. Она считала, что если будет Родина, то будет и цель в жизни, и творчество, и дети. Автор была честным и искренним выразителем бед, несчастий своего века.
    Основная тема произведения: патриотизм, неприятие революции и духовный стоицизм, т.е. твердость и мужество героини. Главная любовь А. Ахматовой была любовь к родной земле:”…ложился в неё и становился ею, оттого и зовём так свободно своею”. Идея произведения в том, чтобы всегда быть со своей страной, не ”бросать её при первой же опасности”, а защищать и оставаться верной до конца. Автор использует такие эпитеты, как ”глухой и грешный”, ”черный стыд”, ”утешно, равнодушно и спокойно”. Благодаря этим средствам выразительности А. Ахматова показывает глубокий психологизм, искренние чувства горечи, печали, неприятия войны, насилия и противопоставления частной жизни.
    Анне Ахматовой был свойственен трагический дар. Он позволил ей с большой поэтической силой передать события революции, террора, войны, вынужденного молчания, как личную трагедию, и , одновременно , как трагедию народа, страны. В трудные годы революции многие поэты эмигрировали из страны, но А. Ахматова , являясь истинной патриоткой и любящей свою Родину женщиной, осталась в России и продолжала в нелёгкое время писать стихи. Судьбу свою Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли, и когда- после революции – пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом.
    “Я была тогда с моим народом…”
    Годы сталинизма отозвались дикой болью и нечеловеческими страданиями в судьбах людей. Многих духовно искалечили, истребили, сломали. Влияние сталинизма — этого чудовищного монстра — перенесла Анна Ахматова. Сына Ахматовой, Льва Гумилева, несколько раз арестовывали. Под впечатленем от этих событий родилось замечательное произведение — поэма “Реквием”. Чтение этой поэмы производит неизгладимое впечатление, дает урок мужества и душевной стойкости. Поэма Ахматовой “Реквием” в моем понимании — это общечеловеческая мысль о недопустимости, негуманности насилия над людскими душами и судьбами. В этом произведении раскрывается трагический эпизод жизни самой поэтессы. Эта поэма автобиографична, в основу ее легли личные переживания. “Реквием” — отражение не только страданий человека, но и душевной твердости. У матери забрали сына, повергли ее в пучину тоски, одиночества и тишины. На протяжении всей поэмы звучит пугающе “одна”. “Эта женщина одна, Эта женщина больна…” Она страдает безмерно: у нее отняли сына. Что может быть ужаснее безмолвного ожидания, неизвестности, невозможности помочь?! Нескончаемых очередей и семнадцати месяцев терзающей боли?! А потом последует приговор! И упало каменное слово На мою еще живую грудь… Человек на миг теряется, ничего не осознавая и не воспринимая. Потом мать смиряется, проявляет большое мужество: У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела. Надо снова научиться жить. Но наряду с этим появляется пессимистическое отношение к жизни и постепенно возникает вопрос: если смерть все равно неизбежна, то почему бы не расстаться с жизнью именно сейчас?! В эпилоге высказывается мысль: память о бедах людских вечно живет в сердце человека. Поэтесса говорит о том, что если задумают увековечить ее, поставив памятник, то он должен быть воздвигнут на том месте, где она провела несносные триста часов перед закрытыми дверями. Нет, никогда ей не забыть ни скрипа тюремных засовов, ни воплей женщин, оторванных от своих детей, ни бессонных ночей, проплаканных ими. Но она все-таки вынесла эту чудовищную пытку, выстояла, выдержала. Мысль о безумии и смерти не раз приходила к ней, но она переборола себя, доказав нам, что как бы ни были велики ее страдания, у нее хватит мужества жить и бороться!

  2. Стихотворение А. А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно» написано в суровом для России 1917 году. В это время, в эпоху коренных политических и социальных событий, перед многими интеллигентами встал жизненно важный вопрос: «Как отнестись к революции? Остаться в России, в неизвестности или уехать за границу и не рисковать?» Некоторая часть учёных, деятелей искусства сделала выбор в пользу последнего решения. Но остальная часть интеллигенции приняла мужественное решение остаться с Россией в годы суровых испытаний. В их числе и была А. А. Ахматова. На эту тему написано её стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно»:
    Мне голос был. Он звал утешно,
    Он говорил: «Иди сюда,
    Оставь свой край глухой и грешный,
    Оставь Россию навсегда…
    Путь, пройденный поэтессой к этому стихотворению, — это путь постепенного и последовательного отказа от замкнутости душевного мира. Глубина и богатство духовной жизни, серьёзность и высота моральных требований неуклонно выводили А. Ахматову на дорогу общественных интересов. В этом стихотворении видно, как заметно расширились тематические рамки лирики Ахматовой. Рамки специфической «женской лирики» стали для неё слишком узкими.
    В этом стихотворении на первый план выходит тема России. Сквозь перипетии сознания лирической героини на нас неожиданно смотрит эпоха — весь XX век с его противоречиями. Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно.» представляет собой яркий манифест, направленный против тех, кто в годы суровых испытаний собрался бросить Россию. Стихотворение знаменательно во многих отношениях. Оно, во-первых, провело границу между А. Ахматоватовой и «внешними» эмигрантами, действительно покинувшими Россию. А также отграничило поэтессу от эмигрантов «внутренних», по каким-либо причинам не уехавшим, но враждебным по отношению к России, вступивших на иной путь развития.
    Главное, на мой взгляд, что отделило А. Ахматову от эмигрантов, — это чувство патриотизма. Поэтесса глубоко осуждала гражданскую войну, как любую другую войну вообще, тем более, что она велась между соотечественниками. Но Ахматова понимала, что в горниле мучений рождался новый мир, что пришел новый век с его переоценкой ценностей и созиданием новых отношений.
    Ахматова отказывалась делить соотечественников на «красных» и «белых». Она плакала и глубоко скорбела о тех и других. В стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно» Ахматова впервые выступила как страстный гражданский поэт глубокого патриотического звучания. Композиционно стихотворение делится на две части, которые соотносятся между собой по принципу антитезы. В первой смысловой части неведомый сладкий голос зовёт лирическую героиню покинуть свой край. Здесь он представлен «глухим» и «грешным», пустым, заброшенным, обречённым. Этот манящий в другую, благополучную жизнь голос успокаивает человеческую совесть, говорит, что стыд со временем уйдёт, ощущения вины не будет, что новая жизнь прогонит обиды, сомнения, душевную боль. Понятия чести, долга для него относительны. Главное — уйти, убежать от невзгод в иную, лучшую жизнь. В первой части отчётливо звучит мотив искушения, прельщения. Его атмосфера создаётся неторопливой, вкрадчивой интонацией, призывными обращениями, повторами: «звал утешно», «иди сюда», «оставь свой край», «оставь Россию». Этот страшный голос опутывает лирическую героиню, убеждает её отказаться от родины:
    Я кровь от рук твоих отмою,
    Из сердца выну черный стыд,
    Я новым именем покрою
    Боль поражений и обид…
    Лексика первой смысловой части богата по внутреннему содержанию. Вкрадчивые, неторопливые интонации соседствуют с понятиями крови, стыда. Оставить родину — значит утопить её в крови. В душе человека не может не поселиться «черный стыд». Но искусительный голос говорит, что его можно легко погасить. Этот голос, навевающий порочные, эгоистические мысли, по моему мнению, символизирует малодушие, душевную пустоту тех, кто бросил свою страну, поддавшись слабости и искушению. Этот голос не сеет никаких сомнений в выборе лирической героини, но она не подвластна его чарам:
    Но равнодушно и спокойно
    Руками я замкнула слух,
    Чтоб этой речью недостойной
    Не осквернился скорбный дух.
    Это кульминация стихотворения. Лирическая героиня имеет твердую духовную позицию, у неё достаточно мужества, чтобы разделить страшные испытания вместе со своей страной. Она не бежит от ответственности за Россию, не отделяет себя от неё. И хотя новая Россия со временем отнимет у неё мужа и сына, принесет много страданий, Ахматова делает верный нравственный выбор. Она совершает мужественный поступок, и этим шагом она не может не вызвать к себе уважения и восхищения.
    Лирическая героиня остаётся равнодушна и спокойна к этому демоническому голосу, она не ищет легких путей. «Скорбный дух», переживания за Россию не позволяют темным силам одержать верх, забрать новую жертву. Печально, что многие лучшие люди того времени, да и наши современники, поверили «недостойным речам», выбрали путь бегства, личного комфорта и благополучия в ущерб своей совести, своей родине. Строгая, приподнятая библейская форма стихотворения заставляет вспомнить пророков-проповедников.
    Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» — одно из самых ярких произведений Ахматовой периода революции. В нем нет ни слова о революции, нет её принятия. Но в нём страстно и достойно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась, искала, отвергала, находила. Посреди всего этого круговорота она сделала свой главный выбор: осталась вместе со своей страной, со своим народом. Такой выбор сделала и Ахматова. Она осталась с Россией, сохранила верность ей. Чувство долга, ответственности за родной край было присуще поэтессе как никому другому. А. Блок очень любил это стихотворение и знал его наизусть. По свидетельству Чуковского, поэт однажды сказал: «Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции — позор».

  3. Ужасающие события революции, которая перевернула Россию в 1917 году, негативно повлияли на судьбу талантливой женщины Анны Ахматовой. Все те стихотворные работы, которые были подготовлены к печати, вмиг стали не пригодными для того общества, для той России, которая продолжала свое существование после красного террора.
    Все денежные сбережения поэтессы просто испарились, стали ничем. Именно в этот период Ахматова поняла, что стоит на пути верной смерти от голода и холода, еще и на руках с ребенком. В такой сложной жизненной ситуации, из-под ее пера возникает стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…».
    В текст данной работы вылиты все душевные чувства, эмоции Анны, которые она переживала в этот сложный период. Как же ей быть? Уехать за границу или остаться преданной родине? В итоге, поэтесса решается продолжить жизнь в смутной России. Она оформляет развод с Гумилевым и выходит замуж за ученого.
    Благодаря такому шагу, Ахматова и ее сын переживают черную полосу в жизни своей родины. Литературные критики проводят размышления о том, на основании чего же был заключен этот брак. Все мысли сводятся к тому, что Ахматова вышла замуж за Владимира Шилейка лишь для того, чтобы прокормиться себя и своего сына. В дальнейшем, этот брак был разорван. В душе, поэтесса ни разу не пожалела о том, что не прислушалась к внутреннему голосу, что не покинула Россию в тяжелые времена.
    Однако, в дальнейшем, поэтесса попадает в более трудные жизненные обстоятельства, когда начинается Великая Отечественная Война. Ахматова заточена в блокадном Ленинграде, хотя, могла бы просто наслаждаться жизнью в тихих городах Европы. Но, настоящая патриотка России была горда за себя и за свои поступки. Она ни капельки не жалела о том, что когда-то сделала именно такой выбор.

  4. Анна Андреевна Ахматова творила в первой половине XX века. Духовно выйдя из серебряного века русской поэзии, Ахматова вместе со страной пережила революционное лихолетье, массовые репрессии 30-х годов, военные годы.
    Все эти этапы жизненного пути нашли свое отображение в творчестве Ахматовой, повлияв не только на тематику и эстетику стихов, но и на философию, способ видеть и чувствовать мир.
    В годы лишений и бед в творчестве Ахматовой начинает во весь голос звучать гражданская тема, тема родины. Автор сумел услышать и передать в стихах чувства простых людей и свою причастность к ним. Гражданские мотивы органично входят в ее творчество, их наличие вытекает из представления Ахматовой о высоком предназначении поэзии (воспринятом от Пушкина). Поэзия не только сладкий дар песнопенья, но и «веление небес», тяжелый крест, который нужно нести достойно. И потому поэт всегда обречен быть в гуще жизни, в центре событий, какими бы трагическими они ни были.
    Характернейшим примером может служить стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…». Произведение было написано в 1917 году, в год, когда рухнула тысячелетняя империя, когда революционное лихолетье обрушилось на страну.
    Изначально стихотворение начиналось не теми строками, которые позже вошли в основные публикации. Первое четверостишие звучало следующим образом:
    Когда в тоске самоубийства
    Народ гостей немецких ждал,
    И дух суровый византийства
    От русской Церкви отлетал,
    Мне голос был. Он звал утешно…
    В этом варианте трагизм ситуации заявлен уже в самом начале. Налицо не только кризис личностный («тоска самоубийства»), но и кризис общенациональный, духовный («дух суровый византийства от русской Церкви отлетал»).
    Кроме того, стихотворение имеет специфическую структуру. Оно строится как монолог, сопровождаемый авторскими ремарками. Такая форма, напоминающая отрывок из пьесы, тесно связана с внутренним драматизмом стиха. Ахматова упоминает об услышанном откуда-то со стороны голосе. Голос прельщает ее соблазнами, обещает спокойную, благостную жизнь в чужом краю. Если обратиться к библейским аналогиям, то «голос» напоминает искушение дьявола, обращенное к испытуемому. Он называет Россию «краем глухим и грешным», говорит о том, что здесь постоянно льется кровь («Я кровь от рук твоих отмою»), обещает заглушить муки совести («Из сердца выну черный стыд»).
    Ответ лирического героя на «искушение» заключен во второй части стихотворения и начинается с решительного «но». Героиня и слышать не хочет ничего из того, что прозвучало из дьявольских уст. Эту речь она называет «недостойной» и не хочет осквернить свой «скорбный дух» соблазном. Героиня не произносит громких фраз, она не собирается никого клеймить. Она упоминает лишь о своем красноречивом жесте: «Руками я замкнула слух». И делает это «равнодушно и спокойно», чем выражается не только сила в противостоянии соблазну, но и то достоинство, с которым это делается.
    Для придания сказанному особого веса Ахматова использует возвышенный стиль, употребляя архаические слова и выражения (церковнославянизмы): «мне голос был», «выну черный стыд», «скорбный дух», «замкнула слух». Одновременно они отсылают и к пушкинскому «Пророку», где эта лексика также употреблена.
    Итак, стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» является ярким примером гражданской лирики Ахматовой. Главный смысл этого произведения состоит в утверждении преданности родине, верности России в ее нелегкий час. Кроме того, Ахматова в нем приходит к синтезу лирического и гражданского начала, к философии, в которой на первом месте стоит чувство единения своей личной судьбы с судьбой народа.
    Творчество Ахматовой, соединив в себе проникновенный лиризм и эпический размах, вобрав в себя лучшие классические традиции поэзии XIX века, стало одним из вершинных достижений русской литературы XX века.

  5. Своего рода итогом пройденного Анной Ахматовой пути считается ее стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно…”, написанное в 1917 году и представляющее собой яркую инвективу, направленную против тех, кто в период тяжелых испытаний намеревался бросить Родину:
    Мне голос был. Он звал утешно,
    Он говорил: “Иди сюда,
    Оставь свой край глухой и грешный,
    Оставь Россию навсегда.
    Я кровь от рук твоих отмою,
    Из сердца выну черный стыд,
    Я новым именем покрою
    Боль поражений и обид”.
    Но равнодушно и спокойно
    Руками я замкнула слух,
    Чтоб этой речью недостойной
    Не осквернился скорбный дух.
    Стихотворение это знаменательно во многих отношениях. Оно, во-первых, сразу же прочертило границу между Ахматовой и эмигрантами, главным образом “внешними”, то есть теми, кто действительно покинул Россию после октябрьского переворота, а также и некоторыми из тех, кого называли внутренними эмигрантами, то есть по каким-либо причинам не уехавшими, но враждебно относящимися к России, вступившей на новый путь. Не понимая смысла революции, — и в этом отличаясь от А. Блока и В. Маяковского, — Ахматова относилась к развертывавшимся перед нею событиям революции и гражданской войны с позиции сложившихся у нее взглядов. Она осуждала гражданскую войну, причем эта война казалась ей тем ужасней, что сочеталась с интервенцией иностранных держав и велась между людьми, принадлежавшими одному отечеству. Но при общем неприятии происходящего было нечто, кардинально отличавшее Ахматову от эмигрантов, — это чувство патриотизма, всегда бывшее у нее очень сильным.
    Отношение к Ахматовой в среде эмигрантов было сложным и противоречивым. В глазах многих она была и оставалась представительницей утонченного дворянского искусства, акмеисткой, звездой изысканных литературных салонов. Но это была лишь одна, хотя важная и неотъемлемая, сторона ушедшего в прошлое жизненного уклада — ее творчество было шире и значительней творчества большинства из ее литературного окружения. В стихотворении “Мне голос бал. Он звал утешно…” Ахматова впервые выступила как яркий поэт-гражданин, поэт-патриот. Строгая форма, приподнятая, библейская интонация стихотворения, заставляющая вспомнить пророков-проповедников, и самый жест изгоняющего из храма — все в данном случае удивительно соразмерно величественной и суровой эпохе, начинавшей новое летоисчисление. Рождался новый мир, шел новый Век, означенный переоценкой ценностей и созиданием новых отношений, и эти события в сложившихся в то время обстоятельствах неизбежно сопровождались страданием и кровью. Но именно этого Ахматова полностью принять не могла. Она отказывалась делить людей на “красных” и “белых” — поэтесса предпочитала плакать и скорбеть о тех и других. А. Блок очень любил стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно…”, знал его наизусть и, по свидетельству К. Чуковского, так выразил свое отношение к заложенной в нем позиции: “Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции — позор”.
    Это стихотворение — одно из ярчайших произведений периода революции. В нем нет ее понимания, нет ее принятия, но в нем страстно и достойно прозвучал голос той части интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась, отвергала, находила, но посреди всего этого круговорота уже сделала свой главный выбор: осталась вместе со своей страной, со своим народом. Тут сыграли роль и национальная привязанность к родной земле, убежать от которой — позор, и внутренняя культурно-демократическая основа, присущая широкому крылу русской интеллигенции.

  6. 1. История создания. Стихотворение “Мне голос был” написано А. Ахматовой в 1917 г. Оно вошло в сборник “Белая гвардия”.
    2. Жанр стихотворения – гражданская лирика.
    3. Основная идея произведения – патриотизм. В один из самых тяжелых периодов в истории России перед русской интеллигенцией стоял непростой вопрос: стоит ли жить в этой несчастной стране, где в любую секунду может настигнуть пуля. Многие люди не выдерживали чудовищного напряжения и покидали Россию. Ахматова резко отрицательно относилась к тем, кто по малодушию бросил страну в беде. Эмигранты вызывали у нее презрение. Поэтесса осталась в России. Она не могла поступить иначе.
    Точка зрения поэтессы четко изложена в стихотворении. Таинственный “голос”, призывающий оставить страну, символизирует собой все то мелкое и трусливое, что есть в душе каждого человека. Этот голос убаюкивает, заставляет избегать риска и опасности в целях самосохранения. Его послушались тысячи русских людей, бежавших за границу. Эмиграция для многих представлялась единственным выходом.
    Следует заметить, что лишь незначительная часть русских эмигрантов смогла найти свое место на чужбине. Подавляющее число беженцев стало нищими, перебивающимися случайными заработками. Для Ахматовой убеждения “голоса” являются “речью недостойной”. Она понимает, что если постоянно прислушиваться к нему, думать о бегстве, то в конце концов эта мысль полностью завладеет сознанием. Поэтому поэтесса решительно “замкнула слух”. Она осталась на Родине и вместе с ней испытала все невероятно тяжелые испытания и лишения.
    4. Композиция. Произведение можно условно разделить на две части. В первой описывается призывающий к эмиграции голос и его, кажущиеся правильными и справедливыми, доводы. Вторая часть (последнее четверостишие) – мужественное решение поэтессы не придавать значения соблазнительной речи.
    5. Размер произведения – четерехстопный ямб с перекрестной рифмой.
    6. Выразительные средства. Мрачную атмосферу в революционной России Ахматова подчеркивает эпитетами: “глухой и грешный”, “черный”, “скорбный”. Очень эффектно выглядит метафора: “Из сердца выну черный стыд”. Стихотворение написано в торжественной форме, напоминающей оду.
    7. Главная мысль произведения – нельзя поддаваться голосу искушения, призывающего совершить предательство по отношению к своей Родине. Конечно, большая часть интеллигенции не принимала участия в боевых действиях и не оказывала реальной помощи белой армии. Эти люди зачастую становились невинными жертвами. Однако остающиеся в России символизировали собой знамя упорного сопротивления новой власти.
    Своим примером они доказывали, что в любой ситуации чувствуют свою кровную связь с Родиной. Никто и ничто не способно заставить настоящего патриота позорно бежать. Многие эмигранты (даже добившиеся успеха за границей) до конца жизни чувствовали свою вину перед Россией и мечтали вернуться обратно. Ахматова предчувствовала это еще в 1917 г., поэтому отвергала любой намек на возможность уехать.

  7. Стихотворение А. А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно» написано в суровом для России 1917году. В это время, в эпоху коренных политических и социальных событий, перед многими интеллигентами встал жизненно важный вопрос: «Как отнестись к революции? Остаться в России, в неизвестности или уехать за границу и не рисковать?» Некоторая часть учёных, деятелей искусства сделала выбор в пользу последнего решения. Но остальная часть интеллигенции приняла мужественное решение остаться с Россией в годы суровых испытаний. В их числе и была А.А. Ахматова. На эту тему написано её стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно»:
    Мне голос был. Он звал утешно,
    Он говорил: « Иди сюда,
    Оставь свой край глухой и грешный,
    Оставь Россию навсегда….
    Путь, пройденный поэтессой к этому стихотворению, – это путь постепенного и последовательного отказа от замкнутости душевного мира. Глубина и богатство духовной жизни, серьёзность и высота моральных требований неуклонно выводили А. Ахматову на дорогу общественных интересов. В этом стихотворении видно, как заметно расширились тематические рамки лирики Ахматовой. Рамки специфической «женской лирики» стали для неё слишком узкими.
    В этом стихотворении на первый план выходит тема России. Сквозь перипетии сознания лирической героини на нас неожиданно смотрит эпоха – весь XX век с его противоречиями. Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно.» представляет собой яркий манифест, направленный против тех, кто в годы суровых испытаний собрался бросить Россию. Стихотворение знаменательно во многих отношениях. Оно, во-первых, провело границу между А. Ахматоватовой и «внешними» эмигрантами, действительно покинувшими Россию. А также отграничило поэтессу от эмигрантов «внутренних», по каким-либо причинам не уехавшим, но враждебным по отношению к России, вступивших на иной путь развития.
    Главное, на мой взгляд, что отделило А. Ахматову от эмигрантов,- это чувство патриотизма. Поэтесса глубоко осуждала гражданскую войну, как любую другую войну вообще, тем более, что она велась между соотечественниками. Но Ахматова понимала, что в горниле мучений рождался новый мир, что пришел новый век с его переоценкой ценностей и созиданием новых отношений.
    Ахматова отказывалась делить соотечественников на «красных» и «белых». Она плакала и глубоко скорбела о тех и других. В стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно» Ахматова впервые выступила как страстный гражданский поэт глубокого патриотического звучания. Композиционно стихотворение делится на две части, которые соотносятся между собой по принципу антитезы. В первой смысловой части неведомый сладкий голос зовёт лирическую героиню покинуть свой край. Здесь он представлен «глухим» и «грешным», пустым, заброшенным, обречённым. Этот манящий в другую, благополучную жизнь голос успокаивает человеческую совесть, говорит, что стыд со временем уйдёт, ощущения вины не будет, что новая жизнь прогонит обиды, сомнения, душевную боль. Понятия чести, долга для него относительны. Главное – уйти, убежать от невзгод в иную, лучшую жизнь. В первой части отчётливо звучит мотив искушения, прельщения. Его атмосфера создаётся неторопливой, вкрадчивой интонацией, призывными обращениями, повторами: « звал утешно», «иди сюда», « оставь свой край», «оставь Россию». Этот страшный голос опутывает лирическую героиню, убеждает её отказаться от родины:
    Я кровь от рук твоих отмою,
    Из сердца выну черный стыд,
    Я новым именем покрою
    Боль поражений и обид…
    Лексика первой смысловой части богата по внутреннему содержанию. Вкрадчивые, неторопливые интонации соседствуют с понятиями крови, стыда. Оставить родину – значит утопить её в крови. В душе человека не может не поселиться «черный стыд». Но искусительный голос говорит, что его можно легко погасить. Этот голос, навевающий порочные, эгоистические мысли, по моему мнению, символизирует малодушие, душевную пустоту тех, кто бросил свою страну, поддавшись слабости и искушению. Этот голос не сеет никаких сомнений в выборе лирической героини, но она не подвластна его чарам:
    Но равнодушно и спокойно
    Руками я замкнула слух,
    Чтоб этой речью недостойной
    Не осквернился скорбный дух.
    Это кульминация стихотворения. Лирическая героиня имеет твердую духовную позицию, у неё достаточно мужества, чтобы разделить страшные испытания вместе со своей страной. Она не бежит от ответственности за Россию, не отделяет себя от неё. И хотя новая Россия со временем отнимет у неё мужа и сына, принесет много страданий, Ахматова делает верный нравственный выбор. Она совершает мужественный поступок, и этим шагом она не может не вызвать к себе уважения и восхищения.
    Лирическая героиня остаётся равнодушна и спокойна к этому демоническому голосу, она не ищет легких путей. «Скорбный дух», переживания за Россию не позволяют темным силам одержать верх, забрать новую жертву. Печально, что многие лучшие люди того времени, да и наши современники, поверили «недостойным речам», выбрали путь бегства, личного комфорта и благополучия в ущерб своей совести, своей родине. Строгая, приподнятая библейская форма стихотворения заставляет вспомнить пророков-проповедников.
    Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» – одно из самых ярких произведений Ахматовой периода революции. В нем нет ни слова о революции, нет её принятия. Но в нём страстно и достойно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась, искала, отвергала, находила. Посреди всего этого круговорота она сделала свой главный выбор: осталась вместе со своей страной, со своим народом. Такой выбор сделала и Ахматова. Она осталась с Россией, сохранила верность ей. Чувство долга, ответственности за родной край было присуще поэтессе как никому другому. А. Блок очень любил это стихотворение и знал его наизусть. По свидетельству Чуковского, поэт однажды сказал: «Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции – позор».
    Беру!

  8. Путь, пройденный поэтессой к этому стихотворению, – это путь постепенного и последовательного отказа от замкнутости душевного мира. Глубина и богатство духовной жизни, серьёзность и высота моральных требований неуклонно выводили А. Ахматову на дорогу общественных интересов. В этом стихотворении видно, как заметно расширились тематические рамки лирики Ахматовой. Рамки специфической «женской лирики» стали для неё слишком узкими.
    В этом стихотворении на первый план выходит тема России. Сквозь перипетии сознания лирической героини на нас неожиданно смотрит эпоха – весь XX век с его противоречиями. Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно.» представляет собой яркий манифест, направленный против тех, кто в годы суровых испытаний собрался бросить Россию. Стихотворение знаменательно во многих отношениях. Оно, во-первых, провело границу между А. Ахматоватовой и «внешними» эмигрантами, действительно покинувшими Россию. А также отграничило поэтессу от эмигрантов «внутренних», по каким-либо причинам не уехавшим, но враждебным по отношению к России, вступивших на иной путь развития.
    Главное, на мой взгляд, что отделило А. Ахматову от эмигрантов,- это чувство патриотизма. Поэтесса глубоко осуждала гражданскую войну, как любую другую войну вообще, тем более, что она велась между соотечественниками. Но Ахматова понимала, что в горниле мучений рождался новый мир, что пришел новый век с его переоценкой ценностей и созиданием новых отношений.
    Ахматова отказывалась делить соотечественников на «красных» и «белых». Она плакала и глубоко скорбела о тех и других. В стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно» Ахматова впервые выступила как страстный гражданский поэт глубокого патриотического звучания. Композиционно стихотворение делится на две части, которые соотносятся между собой по принципу антитезы. В первой смысловой части неведомый сладкий голос зовёт лирическую героиню покинуть свой край. Здесь он представлен «глухим» и «грешным», пустым, заброшенным, обречённым. Этот манящий в другую, благополучную жизнь голос успокаивает человеческую совесть, говорит, что стыд со временем уйдёт, ощущения вины не будет, что новая жизнь прогонит обиды, сомнения, душевную боль. Понятия чести, долга для него относительны. Главное – уйти, убежать от невзгод в иную, лучшую жизнь. В первой части отчётливо звучит мотив искушения, прельщения. Его атмосфера создаётся неторопливой, вкрадчивой интонацией, призывными обращениями, повторами: « звал утешно», «иди сюда», « оставь свой край», «оставь Россию». Этот страшный голос опутывает лирическую героиню, убеждает её отказаться от родины:
    Я кровь от рук твоих отмою,
    Из сердца выну черный стыд,
    Я новым именем покрою
    Боль поражений и обид…
    Лексика первой смысловой части богата по внутреннему содержанию. Вкрадчивые, неторопливые интонации соседствуют с понятиями крови, стыда. Оставить родину – значит утопить её в крови. В душе человека не может не поселиться «черный стыд». Но искусительный голос говорит, что его можно легко погасить. Этот голос, навевающий порочные, эгоистические мысли, по моему мнению, символизирует малодушие, душевную пустоту тех, кто бросил свою страну, поддавшись слабости и искушению. Этот голос не сеет никаких сомнений в выборе лирической героини, но она не подвластна его чарам:
    Но равнодушно и спокойно
    Руками я замкнула слух,
    Чтоб этой речью недостойной
    Не осквернился скорбный дух.
    Это кульминация стихотворения. Лирическая героиня имеет твердую духовную позицию, у неё достаточно мужества, чтобы разделить страшные испытания вместе со своей страной. Она не бежит от ответственности за Россию, не отделяет себя от неё. И хотя новая Россия со временем отнимет у неё мужа и сына, принесет много страданий, Ахматова делает верный нравственный выбор. Она совершает мужественный поступок, и этим шагом она не может не вызвать к себе уважения и восхищения.
    Лирическая героиня остаётся равнодушна и спокойна к этому демоническому голосу, она не ищет легких путей. «Скорбный дух», переживания за Россию не позволяют темным силам одержать верх, забрать новую жертву. Печально, что многие лучшие люди того времени, да и наши современники, поверили «недостойным речам», выбрали путь бегства, личного комфорта и благополучия в ущерб своей совести, своей родине. Строгая, приподнятая библейская форма стихотворения заставляет вспомнить пророков-проповедников.
    Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» – одно из самых ярких произведений Ахматовой периода революции. В нем нет ни слова о революции, нет её принятия. Но в нём страстно и достойно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась, искала, отвергала, находила. Посреди всего этого круговорота она сделала свой главный выбор: осталась вместе со своей страной, со своим народом. Такой выбор сделала и Ахматова. Она осталась с Россией, сохранила верность ей. Чувство долга, ответственности за родной край было присуще поэтессе как никому другому. А. Блок очень любил это стихотворение и знал его наизусть. По свидетельству Чуковского, поэт однажды сказал: «Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции – позор».

  9. Стихотворение ”Мен голос был. Он звал утешно” было написано в 1917 году. Это произведение вошло в сборник стихов ”Белая гвардия”, в котором личные переживания Анны Ахматовой связаны с событиями войны и приближающейся революции. На смену интонациям живого разговора приходит ”одическая, пророчески-возвышенная” манера письма, преобладают классические стихотворные размеры. В этот период в лирику Ахматовой включается ”пушкинский слой”, стихи насыщаются цитатами и образами пушкинской поэзии, а также других классических поэтов и знаменитых современников. Стиль Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии.События современности всегда находили отклик в ахматовской лирике, в том числе и события политические. В стихах открыто говорится о неприятии революционных событий, одновременно с этим – о невозможности оставить Родину в дни испытаний.
    В трудные годы революции многие поэты эмигрировали за рубеж. Как ни тяжело было Ахматовой, но она не покинула свою страну, потому что не мыслила своей жизни без России:
    Мне голос был.Он звал утешно,
    Он говорил:”Иди сюда,
    Оставь свой край глухой и грешный,
    Оставь Россию навсегда.
    Но равнодушно и спокойно
    Руками я замкнула слух,
    Чтоб этой речью недостойной
    Не осквернился скорбный дух.
    Любовь к Родине у Ахматовой не предмет размышлений. Она считала, что если будет Родина, то будет и цель в жизни, и творчество, и дети. Автор была честным и искренним выразителем бед, несчастий своего века.
    Основная тема произведения: патриотизм, неприятие революции и духовный стоицизм, т.е. твердость и мужество героини. Главная любовь А. Ахматовой была любовь к родной земле:”…ложился в неё и становился ею, оттого и зовём так свободно своею”. Идея произведения в том, чтобы всегда быть со своей страной, не ”бросать её при первой же опасности”, а защищать и оставаться верной до конца. Автор использует такие эпитеты, как ”глухой и грешный”, ”черный стыд”, ”утешно, равнодушно и спокойно”. Благодаря этим средствам выразительности А. Ахматова показывает глубокий психологизм, искренние чувства горечи, печали, неприятия войны, насилия и противопоставления частной жизни.
    Анне Ахматовой был свойственен трагический дар. Он позволил ей с большой поэтической силой передать события революции, террора, войны, вынужденного молчания, как личную трагедию, и, одновременно, как трагедию народа, страны. В трудные годы революции многие поэты эмигрировали из страны, но А. Ахматова, являясь истинной патриоткой и любящей свою Родину женщиной, осталась в России и продолжала в нелёгкое время писать стихи. Судьбу свою Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли, и когда- после революции — пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом.

  10. Своего рода итогом пройденного Анной Ахматовой пути считается ее стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…», написанное в 1917 году и представляющее собой яркую инвективу, направленную против тех, кто в период тяжелых испытаний намеревался бросить Родину:
    Мне голос был. Он звал утешно,
    Он говорил: «Иди сюда,
    Оставь свой край глухой и грешный,
    Оставь Россию навсегда.
    Я кровь от рук твоих отмою,
    Из сердца выну черный стыд,
    Я новым именем покрою
    Боль поражений и обид».
    Но равнодушно и спокойно
    Руками я замкнула слух,
    Чтоб этой речью недостойной
    Не осквернился скорбный дух.
    Стихотворение это знаменательно во многих отношениях. Оно, во-первых, сразу же прочертило границу между Ахматовой и эмигрантами, главным образом «внешними», то есть теми, кто действительно покинул Россию после октябрьского переворота, а также и некоторыми из тех, кого называли внутренними эмигрантами, то есть по каким-либо причинам не уехавшими, но враждебно относящимися к России, вступившей на новый путь. Не понимая смысла революции, — и в этом отличаясь от А. Блока и В. Маяковского, — Ахматова относилась к развертывавшимся перед нею событиям революции и гражданской войны с позиции сложившихся у нее взглядов. Она осуждала гражданскую войну, причем эта война казалась ей тем ужасней, что сочеталась с интервенцией иностранных держав и велась между людьми, принадлежавшими одному отечеству. Но при общем неприятии происходящего было нечто, кардинально отличавшее Ахматову от эмигрантов, — это чувство патриотизма, всегда бывшее у нее очень сильным.
    Отношение к Ахматовой в среде эмигрантов было сложным и противоречивым. В глазах многих она была и оставалась представительницей утонченного дворянского искусства, акмеисткой, звездой изысканных литературных салонов. Но это была лишь одна, хотя важная и неотъемлемая, сторона ушедшего в прошлое жизненного уклада — ее творчество было шире и значительней творчества большинства из ее литературного окружения. В стихотворении «Мне голос бал. Он звал утешно…» Ахматова впервые выступила как яркий поэт-гражданин, поэт-патриот. Строгая форма, приподнятая, библейская интонация стихотворения, заставляющая вспомнить пророков-проповедников, и самый жест изгоняющего из храма — все в данном случае удивительно соразмерно величественной и суровой эпохе, начинавшей новое летоисчисление. Рождался новый мир, шел новый Век, означенный переоценкой ценностей и созиданием новых отношений, и эти события в сложившихся в то время обстоятельствах неизбежно сопровождались страданием и кровью. Но именно этого Ахматова полностью принять не могла. Она отказывалась делить людей на «красных» и «белых» — поэтесса предпочитала плакать и скорбеть о тех и других. А. Блок очень любил стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…», знал его наизусть и, по свидетельству К. Чуковского, так выразил свое отношение к заложенной в нем позиции: «Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции — позор».
    Это стихотворение — одно из ярчайших произведений периода революции. В нем нет ее понимания, нет ее принятия, но в нем страстно и достойно прозвучал голос той части интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась, отвергала, находила, но посреди всего этого круговорота уже сделала свой главный выбор: осталась вместе со своей страной, со своим народом. Тут сыграли роль и национальная привязанность к родной земле, убежать от которой — позор, и внутренняя культурно-демократическая основа, присущая широкому крылу русской интеллигенции.

    Похожие сочинения

    Анализ стихотворения А.А.Ахматовой \’\’Мне голос был. Он звал утешно.\’

  11. Стихотворение ”Мен голос был. Он звал утешно” было написано в 1917 году. Это произведение вошло в сборник стихов ”Белая гвардия”, в котором личные переживания Анны Ахматовой связаны с событиями войны и приближающейся революции. На смену интонациям живого разговора приходит ”одическая, пророчески-возвышенная” манера письма, преобладают классические стихотворные размеры. В этот период в лирику Ахматовой включается ”пушкинский слой”, стихи насыщаются цитатами и образами пушкинской поэзии , а также других классических поэтов и знаменитых современников. Стиль Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии .События современности всегда находили отклик в ахматовской лирике, в том числе и события политические. В стихах открыто говорится о неприятии революционных событий, одновременно с этим – о невозможности оставить Родину в дни испытаний.
    В трудные годы революции многие поэты эмигрировали за рубеж. Как ни тяжело было Ахматовой, но она не покинула свою страну, потому что не мыслила своей жизни без России:
    Мне голос был.Он звал утешно,
    Он говорил:”Иди сюда,
    Оставь свой край глухой и грешный,
    Оставь Россию навсегда.
    Но равнодушно и спокойно
    Руками я замкнула слух,
    Чтоб этой речью недостойной
    Не осквернился скорбный дух.
    Любовь к Родине у Ахматовой не предмет размышлений. Она считала, что если будет Родина, то будет и цель в жизни, и творчество, и дети. Автор была честным и искренним выразителем бед, несчастий своего века.
    Основная тема произведения: патриотизм, неприятие революции и духовный стоицизм, т.е. твердость и мужество героини. Главная любовь А. Ахматовой была любовь к родной земле:”…ложился в неё и становился ею, оттого и зовём так свободно своею”. Идея произведения в том, чтобы всегда быть со своей страной, не ”бросать её при первой же опасности”, а защищать и оставаться верной до конца. Автор использует такие эпитеты, как ”глухой и грешный”, ”черный стыд”, ”утешно, равнодушно и спокойно”. Благодаря этим средствам выразительности А. Ахматова показывает глубокий психологизм, искренние чувства горечи, печали, неприятия войны, насилия и противопоставления частной жизни.
    Анне Ахматовой был свойственен трагический дар. Он позволил ей с большой поэтической силой передать события революции, террора, войны, вынужденного молчания, как личную трагедию, и , одновременно , как трагедию народа, страны. В трудные годы революции многие поэты эмигрировали из страны, но А. Ахматова , являясь истинной патриоткой и любящей свою Родину женщиной, осталась в России и продолжала в нелёгкое время писать стихи. Судьбу свою Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли, и когда- после революции – пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом.

  12. Стихотворение
    ”Мен голос был. Он звал утешно” было написано в 1917 году. Это произведение
    вошло в сборник стихов ”Белая гвардия”, в котором личные переживания Анны
    Ахматовой связаны с событиями войны и приближающейся революции. На смену
    интонациям живого разговора приходит ”одическая, пророчески-возвышенная”
    манера письма, преобладают классические стихотворные размеры. В этот период в
    лирику Ахматовой включается ”пушкинский слой”, стихи насыщаются цитатами и
    образами пушкинской поэзии , а также других классических поэтов и знаменитых
    современников. Стиль Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший
    опыт русской поэзии .События современности всегда находили отклик в ахматовской
    лирике, в том числе и события политические. В стихах открыто говорится о
    неприятии революционных событий, одновременно с этим – о невозможности оставить
    Родину в дни испытаний.
    В трудные годы
    революции многие поэты эмигрировали за рубеж. Как ни тяжело было Ахматовой, но
    она не покинула свою страну, потому что не мыслила своей жизни без России:
    Мне голос
    был.Он звал утешно,
    Он
    говорил:”Иди сюда,
    Оставь свой
    край глухой и грешный,
    Оставь Россию
    навсегда.
    Но равнодушно и
    спокойно
    Руками я
    замкнула слух,
    Чтоб этой речью
    недостойной
    Не осквернился
    скорбный дух.
    Любовь к Родине
    у Ахматовой не предмет размышлений. Она считала, что если будет Родина, то
    будет и цель в жизни, и творчество, и дети. Автор была честным и искренним
    выразителем бед, несчастий своего века.
    Основная тема
    произведения: патриотизм, неприятие революции и духовный стоицизм, т.е.
    твердость и мужество героини. Главная любовь А. Ахматовой была любовь к родной
    земле:”…ложился в неё и становился ею, оттого и зовём так свободно своею”.
    Идея произведения в том, чтобы всегда быть со своей страной, не ”бросать её
    при первой же опасности”, а защищать и оставаться верной до конца. Автор
    использует такие эпитеты, как ”глухой и грешный”, ”черный стыд”, ”утешно,
    равнодушно и спокойно”. Благодаря этим средствам выразительности А. Ахматова
    показывает глубокий психологизм, искренние чувства горечи, печали, неприятия
    войны, насилия и противопоставления частной жизни.
    Анне Ахматовой
    был свойственен трагический дар. Он позволил ей с большой поэтической силой
    передать события революции, террора, войны, вынужденного молчания, как личную
    трагедию, и , одновременно , как трагедию народа, страны. В трудные годы
    революции многие поэты эмигрировали из страны, но А. Ахматова , являясь
    истинной патриоткой и любящей свою Родину женщиной, осталась в России и
    продолжала в нелёгкое время писать стихи. Судьбу свою Ахматова навсегда связала
    с судьбой родной земли, и когда- после революции – пришла пора выбирать, она не
    колебалась: осталась с родной страной, с народом.
    “Я была
    тогда с моим народом…”
    Годы сталинизма
    отозвались дикой болью и нечеловеческими страданиями в судьбах людей. Многих
    духовно искалечили, истребили, сломали. Влияние сталинизма — этого чудовищного
    монстра — перенесла Анна Ахматова. Сына Ахматовой, Льва Гумилева, несколько раз
    арестовывали. Под впечатленем от этих событий родилось замечательное
    произведение — поэма “Реквием”. Чтение этой поэмы производит неизгладимое
    впечатление, дает урок мужества и душевной стойкости. Поэма Ахматовой
    “Реквием” в моем понимании — это общечеловеческая мысль о
    недопустимости, негуманности насилия над людскими душами и судьбами. В этом
    произведении раскрывается трагический эпизод жизни самой поэтессы. Эта поэма
    автобиографична, в основу ее легли личные переживания. “Реквием” —
    отражение не только страданий человека, но и душевной твердости. У матери
    забрали сына, повергли ее в пучину тоски, одиночества и тишины. На протяжении
    всей поэмы звучит пугающе “одна”. “Эта женщина одна, Эта женщина
    больна…” Она страдает безмерно: у нее отняли сына. Что может быть
    ужаснее безмолвного ожидания, неизвестности, невозможности помочь?!
    Нескончаемых очередей и семнадцати месяцев терзающей боли?! А потом последует
    приговор! И упало каменное слово На мою еще живую грудь… Человек на миг
    теряется, ничего не осознавая и не воспринимая. Потом мать смиряется, проявляет
    большое мужество: У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо,
    чтоб душа окаменела. Надо снова научиться жить. Но наряду с этим появляется
    пессимистическое отношение к жизни и постепенно возникает вопрос: если смерть
    все равно неизбежна, то почему бы не расстаться с жизнью именно сейчас?! В
    эпилоге высказывается мысль: память о бедах людских вечно живет в сердце
    человека. Поэтесса говорит о том, что если задумают увековечить ее, поставив
    памятник, то он должен быть воздвигнут на том месте, где она провела несносные
    триста часов перед закрытыми дверями. Нет, никогда ей не забыть ни скрипа
    тюремных засовов, ни воплей женщин, оторванных от своих детей, ни бессонных
    ночей, проплаканных ими. Но она все-таки вынесла эту чудовищную пытку,
    выстояла, выдержала. Мысль о безумии и смерти не раз приходила к ней, но она
    переборола себя, доказав нам, что как бы ни были велики ее страдания, у нее
    хватит мужества жить и бороться!

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *