Сочинение на тему аксинья и наталья две судьбы

10 вариантов

  1. Велики силы любви, располагающие любящих
    к трудным подвигам, перенесению чрезвычайных,
    негаданных опасностей.
    Д. Боккаччо
    Суровой, безмерно тяжелой была доля русской казачки в дореволюционные времена. Женщина выполняла тяжелую физическую работу наравне с мужчиной. Она не могла уйти от нелюбимого мужа — это безоговорочно осуждалось обществом. Старый уклад жизни душил и калечил даже самых сильных женщин, заставляя их молча сносить унижения и душевные страдания. Только любовь могла дать силы преодолеть жизненные трудности.
    Две женщины любили Григория Мелехова. Каждая по-своему.
    Горькой была жизнь Аксиньи. Ее выдали замуж за посватавшегося к ней Степана, который в первую же ночь избил ее «обдуманно и страшно». Жена, согласно бытовавшим обычаям, должна быть рабски покорна мужу. Большая часть работы по дому и по хозяйству легла на плечи Аксиньи. Со временем она привязалась к мужу, скорее по привычке да из жалости. Но вот на ее пути, на пути замужней женщины, смирившейся со своим безрадостным житьем, встретился Григорий. Покорившее ее страстное чувство круто поворачивает жизнь Аксиньи, она словно вырывается из власти кошмарного сна. Она предчувствует, какой бедой может кончиться любовь, ведь муж не простит ей измены. Но она смело вступает в борьбу за право на любовь, на подлинно человеческую жизнь. «Они любились почти не таясь, вязало их что-то большое, непохожее на короткую связь».
    Не сломит любовь Аксиньи ни худая молва, ни истязания, которые терпит она от мужа, ни мучительный временный разрыв с Григорием после его женитьбы на Наталье. Воодушевленная любовью, Аксинья предлагает Григорию бросить хутор, уйти в «чужие края». И Григорий уходит от несчастной в замужестве Натальи, на которой женил его отец, на дальний хутор в батраки.
    Долго не увидит Аксинья ушедшего на войну Григория. Почти четыре года пройдет после разрыва с ним, вызванного ее нелепой и постыдной связью с Листницким. Хозяин подло воспользовался одиночеством и отчаянием молодой женщины после смерти маленькой дочери.
    Но все эти годы, как и прежде, она сгорает от тоски по любимому человеку. Первая же, после многолетней разлуки встреча с Григорием вызывает в Аксинье огромный взрыв чувств. «Везде пойду за тобой, хоть на смерть», — признается Аксинья. И без сомнений следует за ним в безрассудный побег в «чужие края», оказавшийся для нее гибельным.
    Высокая духовная красота отличает Наталью Мелехову. Чиста и беззаветна она в своей любви.
    По-девичьи нежно любит она невестой Григория, выходит замуж по любви. Скромная, работящая, она пришлась ко двору родным мужа. Не только свекровь, но и свекор полюбили ее за приветливый нрав и трудолюбие. Только нет в ее любви к мужу той жгучей и исступленной страсти, которая есть в Аксинье. Нет в ней той решимости, которая позволяет Аксинье отнять у нее мужа. Все свое горе от несложившейся семейной жизни только и может она, тайком от всех, выплакать в сарае. А когда уж совсем невмоготу стало, она даже решилась на самоубийство.
    Много горя, унижений, позора перенесла Наталья в своем нескладном замужестве. Но, несмотря ни на что, она остается верной, беззаветно любящей женой. Живет одной надеждой, что вернется к ней Григорий. Чувства Натальи к Григорию так сильны, что, невзирая на все причиненные ей тяжкие обиды, она любит его до самой смерти, и, умирая, прощает ему все. Неразделенная любовь Натальи, ее трагическая судьба не может не вызывать сочувствия.
    Две женщины, две разных любви. Но любить — значит терпеть, любить — значит идти на любые жертвы, любить — значит прощать. И в этом обе женских судьбы схожи.

  2. Михаил Александрович Шолохов, создавая роман-эпопею «Тихий Дон» в переломные годы революции и гражданской войны, большое место уделяет женщине-казачке: ее нелегкому труду в поле и дома, ее горю, ее щедрому сердцу. Незабываем образ матери Григория — Ильиничны. Вся жизнь ее прошла в труде. Немало побоев приняла она от буйного и своенравного мужа, немало тревог познала, немало потерь перенесла она за годы войн: империалистической и гражданской. Ильинична — скромная и трудолюбивая женщина, она обладает мудрым умом, мужественным и твердым характером, большим, любящим сердцем. Она сумела обуздать и Пантелея Прокофьевича: незаметно, но твердо руководит им. Это под ее Влиянием муж не пустил в дом брата Натальи, Митьку Коршунова, узнав, что тот вырезал семью Михаила Кошевого. «Не хочу, чтобы ты поганил мой дом! И больше чтоб нога твоя ко мне не ступала. Нам, Мелеховым, палачи несродни, так-то!» — решительно заявил старик, руководимый суровым взглядом Ильиничны.
    Самую горячую любовь питала Ильинична к своему младшему сыну Грише. Его до последней минуты ждала она с войны, потеряв и мужа, и старшего сына, и обеих невесток. Перед смертью, собрав последние силы, вышла она ночью из хаты. «Светил полный месяц. Со степи набегал ветерок. От прикладка соломы на голый, выбитый каменными катками ток ложилась густая тень… Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом негромко, как будто он стоял тут же возле нее, позвала:
    — Гришенька! Родненький мой! — Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: — Кровинушка моя!»
    Преданно любит Григория и робкая Наталья. Ее любовь самоотверженная, покорная, но непонятны Наталье тяжелые думы, терзавшие Григория. Настоящую родственную душу находит Григорий в Аксинье. Когда Наталья упрекает ее за то, что та отнимает отца у детей, Аксинья отвечает: «У тебя хоть дети есть, а он у меня… один на всем белом свете! Первый и последний. Знаешь что? Давай о нем больше не гутарить. Жив будет он, оборонит его от смерти царица небесная, вернется — сам выберет…»
    Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. Писатель часто передает чувства, волнующие Аксинью, через восприятие ею окружающей природы. Вот после тяжелой болезни Аксинья впервые вышла на крыльцо и долго стояла, опьяненная свежестью весеннего воздуха. «Иным, чудно обновленным и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Повитая туманом даль, затопленные талой водой яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями — все казалось ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем».
    Жизнь без Григория, без любви была для Аксиньи невыносима, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: «Гришенька, миленький, поползу…» Яркая, порывистая, самоотверженная Аксинья остается надолго в памяти читателей.
    Немалое достоинство роману «Тихий Дон» придает сочетание эпического изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших интимных переживаний людей, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится I к описанию женских образов простых русских женщин.
    Ждет тебя много попреков жестоких,
    Дней трудовых, вечеров одиноких:
    Будешь ребенка больного качать,
    Буйного мужа домой поджидать,
    Плакать, работать — да думать уныло,
    Что тебе жизнь молодая сулила,
    Чем подарила, что даст впереди…
    Бедная! лучше вперед не гляди!
    Н. А. Некрасов. «Свадьба»
    Героини М. Шолохова очень различны, но их объединяет полнота восприятия жизни.
    У меня сложилось впечатление, что в те годы женская судьба, как, впрочем, и в наше время, была нелегка. Если муж бил жену, то это считалось в порядке вещей: раньше отец учил уму-разуму, а теперь, стало быть, муж. Вот последствия такого отношения Пантелея Прокофьевича к своей жене:
    «…в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил свою, когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену».
    Но так было всегда и почти в каждой семье. И люди воспринимали это как неизбежное и данное свыше. Был дом, была семья, была работа на земле, были дети, о которых надо было заботиться. И как ни трудна была ее доля, она твердо знала свое назначение. И это помогало ей выстоять.
    И случилось страшное — началась война. И не просто война, а война братоубийственная. Когда вчерашние соседи стали врагами, когда отец не понимал сына, а брат убивал
    брата. Трудно было разобраться в происходящем даже умному Григорию. А что делать женщине? Как ей жить?.. Мужья уходят, а их жены остаются. Судьбы Аксиньи и Натальи переплетены, зависимы одна от другой. Получается так, что если счастлива одна, то несчастна другая. М. Шолохов изобразил как бы любовный треугольник, который существовал во все времена. Наталья любила своего мужа всей душой: «…жила, взращивая бессознательную надежду на возвращение мужа, опираясь на нее надломленным духом. Она ничего не писала Григорию, но не было в семье человека, кто бы с такой тоской и болью ожидал от него письма».
    Эта нежная и хрупкая женщина приняла на себя всю меру страдания, отпущенного жизнью. Она желала сделать все для сохранения семьи. И, лишь ощутив бесполезность этого, решается на самоубийство. Может быть, это эгоизм, вызванный ревностью, побудил ее на этот поступок. Как бы то ни было, но Наталья изменилась. Был ли такой переворот в жизни Аксиньи? Мне кажется, что был. Возможно, он наступил после смерти Тани. Потеряв дочь, она «не ведала ничего», не думала ни о чем… Ужасно. Мать жива, а дети ее находятся в земле. Нет продолжателей жизни твоей, она как бы прервана.,. И в этот тяжелейший момент своей жизни Аксинья оказалась совершенно одна. И некому было помочь ей… Некому? Но ведь нашелся один «сострадалец», близость с которым привела к разрыву Аксиньи с Григорием. Судьба к Наталье в этом плане была более милосердна. Эта героиня, к моему восхищению, обладала поистине материнскими чувствами, которые объединили ее с Ильиничной, но несколько отдалили от Дарьи, единственный ребенок которой умер.
    О случившемся с ребенком Дарьи сказано было мельком: «…а дитё у Дарьи померло…»
    И все. Никаких лишних чувств, эмоций… Этим М. Шолохов лишний раз подчеркивает, что Дарья жила лишь для себя. Даже кончина мужа ненадолго ее опечалила, она быстро оправилась. Очевидно, Дарья не испытывала глубоких чувств к Петру, она просто привыкла к нему.
    Мне жаль ее. Дарья чужда семье Мелеховых. Она дорого заплатила за свое легкомыслие. Бедная! Боясь ожидания неизбежного, теряясь от одиночества, решилась Дарья на самоубийство. И прежде чем слиться с водами Дона, она крикнула не кому-нибудь, а именно женщинам, так как только они могли понять ее: «Прощайте, бабоньки!»
    Незадолго до этого ушла из жизни и Наталья. После их смерти Аксинья сблизилась с матерью Григория. И это естественно. Очень жаль, что чувства, соединившие этих двух женщин, возникли так поздно, буквально за шаг до смерти, которая поджидала каждую из них. Произойди это раньше, быть может, они бы повлияли на Григория, сумели бы сделать вместе то, что не под силу было сделать каждой в отдельности.
    Аксинья и Наталья умерли, наказав тем самым вершину треугольника, оставив Григория на перепутье дорог. Может быть, М. Шолохов с горечью поведал о судьбах женщин. Но попробуйте изобразить лучше — не выйдет! Действительность только тогда реальна, если она правдива, а иначе это не действительность, а лишь пародия на нее.

  3. 4
    Текст добавил: ДоБрО ПоЖаЛоВаТь

    Подробного описания Аксиньи в романе «Тихий дон» нигде не встречается. Но, автор акцентирует внимание читателя на отдельных деталях её внешности, благодаря которым складывается представление об облике героини в целом.
    С первых глав романа перед нами предстаёт женщина замечательной красоты. Полное тело, крутая спина, налитые плечи, чёрные вьющиеся волосы и руки, огрубевшие от работы. Именно так выглядит классическая казачка начала века. Такой видел Шолохов и свою героиню.
    Особое внимание привлекают глубокие чёрные глаза и полные губы Аксиньи. Они сводят с ума Григория, о них чаще всего говорит и автор. Красота Аксиньи дикая, манящая, даже «бесстыдная», по словам писателя, вызывает зависть у соседок.
    С течением времени внешность героини меняется. Когда Аксинья вновь встречается с Григорием, она всё ещё красива, но «осень жизни» уже наложила отпечаток на её облик. В волосах появились серебряные нити, потемнела кожа. Глаза, жгучие и сияющие в молодости, теперь источают усталость. Шолохов проводит параллель между отцветшим ландышем и увядающей женщиной, оплакивающей свою жизнь.
    Надо сказать, что каждая встреча с Григорием отражается на внешности Аксиньи. Счастье от обладания возлюбленным преображает героиню, делает её более статной, оживляет черты её лица, весь мир кажется ей «ликующим и светлым».

    Характеристика Аксиньи

    Аксинья создана для любви и семейного счастья. Она мечтает о счастливом замужестве, о рождении детей. Аксинья живёт традициями, испокон веку сложившимися в хуторе. Подчиняясь воле матери, выходит замуж, терпит побои и унижения от мужа, не смеет противоречить свекрови. Но, покладистый нрав Аксиньи обманчив. В душе её спят страсть и сила, которые просыпаются вместе с чувством к Григорию.
    Характеристика Аксиньи в «Тихом Доне» неоднозначна. С одной стороны, женщина способна на безграничную нежность к возлюбленному и детям. Находит для них самые ласковые слова. Заменяет ребятам мать после смерти Натальи. С другой стороны, она имеет силы отстаивать свою любовь. Так, Аксинья даёт отпор Пантелею Прокофьевичу, пришедшему укорять её за связь с сыном. Открыто признаётся Степану в связи с Григорием, не боясь неизбежной расправы. Готова оставить дом и хозяйство, чтобы находиться рядом с возлюбленным.
    Жизнь без любимого не имеет смысла для эмоциональной, способной на самопожертвование и глубокую преданность Аксиньи. Она, невзирая на опасность, следует за ним повсюду в погоне «за призрачным счастьем».

  4. Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» — грандиоз­ная эпопея. В нем перед читателем встают судьбы лю­дей, захваченных водоворотом исторических событий в трагическом XX веке. Автор рисует колоритные, яр­кие характеры казаков и казачек.
    Большое место в романе занимают женские обра­зы. Многие свои сокровенные мысли связывает писа­тель с образами Натальи Коршуновой, Ильиничны и Аксиньи.
    В «Тихом Доне» перед читателем предстают про­стые малообразованные люди, сила чувств которых ничуть не уступает переживаниям просвещенных ге­роев классических произведений.
    Образы и судьбы Аксиньи Астаховой и Натальи Коршуновой — это противопоставление «любви-стра­сти» и «любви семейной».
    Наталья заранее была обречена на несчастливую семейную жизнь. На нелюбимой женился Григорий, женился тогда, когда его возлюбленная Аксинья «не­истовствовала в поздней горькой своей любви». И ни­какие, даже самые неоспоримые, достоинства Ната­льи не могли разорвать связи Григория с Аксиньей. Портрет Натальи обращает на себя внимание такой деталью, как «раздавленные работой руки». С годами Наталья меняется, но автор все же подчеркивает в ней черты, говорящие о ее работоспособности и трудолю­бии. В дом Мелеховых Наташа вошла сразу во многом потому, что покорила Ильиничну своим трудолюбием (чего не было у другой ее невестки — Дарьи). «Работя­щая Наталья вошла свекрам в душу»,— говорит о ней автор.
    Огромное терпение, стеснительность и целомудрие отличают Наталью. Она не целуется до свадьбы с му­жем, потому что «совестно», а сама, озаренная счасть­ем, высчитывает в уме дни, оставшиеся до свадьбы.
    Наталья — однолюбка. Ее любовь непонятна горя­чему по нраву Григорию, она холодна и медлительна, глубоко скрыты чувства Натальи. «Ты — как этот ме­сяц,— говорит ей Григорий,— не холодишь и не гре­ешь».
    С рождением детей Наталья меняется. Она стано­вится увереннее. «Расцвела и похорошела диковин­но»,— замечает о ней автор. Любовь ее стала согре­вающей. Наталья полна глубочайшего достоинства, хотя ей приходится очень нелегко. Героиня ведет сложный поединок со своей судьбой. Оскорбительно для нее поведение мужа, тайком встречающегося с Аксиньей, унизительны насмешки хуторян. Мучаясь от роковой отрешенности Григория, Наталья идет вымаливать его у Аксиньи в Ягодное. Ее любовь жерт­венная, она любит до самозабвения.
    Отчаявшись в своих попытках вернуть мужа, На­талья бунтует и уходит из дома Мелеховых. От безыс­ходности она испытывает огромное горе: «металась в своей девичьей горенке, как подстреленный чибис по ендовой куге»,— говорит о ней автор.
    Постепенно Наталья понимает, что при жизни в доме Мелеховых у нее еще остается надежда на воз­вращение мужа, на восстановление семьи, рождение детей, а вне его она обречена на одиночество. Важны для Натальи поддержка Ильиничны, Пантелея Прокофьича. Она сроднилась с ними. Любимы ею стены, в которых вырос ее возлюбленный.
    Наталья превосходит Аксинью талантом удиви­тельной верности, нескончаемого терпения. Ее огром­ная страждущая душа — самая крепкая ограда для всего дома.. Это чувствуют и ценят все Мелеховы, а Ильинична находит в невестке надежную Союзницу в борьбе за домашний очаг, потому что это для них обе­их — одна из высших ценностей.
    Наталья пытается и не может понять Григория, его невольные отступления от нравственных норм, пово­рот от дома, семьи, хотя он всегда искренен, открыт перед ней. «Чужая ты какая-то…»,— прямо говорит Григорий.
    Наталье безумно трудно, она противостоит не толь­ко Аксинье, против нее восстает война, забирающая Григория, ей приходится бороться и со всеобщим не­уважением к чистоте и хрупкости. Наталья немного­словна, хотя ее терзают острые внутренние боренья. О глубине и силе ее переживаний говорят не слова, а по­ступки. Не выдержав нелюбви Григория и презри­тельного отношения хуторян, она пытается покон­чить с собой и даже идет на огромный страшный грех — избавляется от ребенка. Она не упрекает Григория, узнав о его поведении в походе, а лишь сурово молчит. Великое чувство любви к Григорию пронесла Наталья через всю жизнь. Этим она вызывала зависть легкомысленной гулящей Дарьи. За это любили и це­нили ее Ильинична, Пантелей Прокофьич, Дуняшка. Умирая, Наталья «простила Григорию все… и вспо­минала о нем до последней минуты».
    Традиционное народное понимание предназначе­ния любви — это, прежде всего, продолжение рода. А значит, по народным меркам, правильный выбор все­гда остается за семьей, долгом, детьми. Любовь к мужу у Шолохова неразрывно связана с материнст­вом, и не случайно говорится о Наталье: «Всю жизнь вбивала в детей».
    Ильиничну и Наталью многое объединяет. Им обе­им присуще мудрое спокойствие хранительниц се­мейного очага. Обе они терпеливые продолжательни­цы мелеховского рода. Обеих отличает глубоко запря­танная способность к духовной жизни.
    Ильинична, как и Наталья — великая труженица. Весь ее день проходит в заботах по дому. Семья и дети — смысл ее жизни. Большая хлопотунья, Ильи­нична, несмотря на возраст, сохраняет дородный стан, «гусыней плавает» по двору и дому. Она тоже не­мало натерпелась от мужа, но молчит об этом, не роп­щет. Глубокая женская мудрость помогает ей сохра­нить верность долгу, сохранить настоящую счастли­вую семью, стать ее центром, родить и воспитать троих детей.
    Великое чувство материнства заложено как в Ната­лье, так и в Ильиничне. Наталья всю себя посвящает детям, Ильинична до последнего издыхания неистово ждет Григория. Как матери, обе эти женщины осуж­дают насилие. Их отличает необыкновенная мягкость и доброта. Ильинична не делит мир на красных и бе­лых. Она способна на проявление любви к самым разным людям. В ее сердце не находится места для мести и ненависти. Теплом она согревает даже тех, кто при­чинил ей боль. Она сближается с Аксиньей, жалеет Кошевого. Поразительная внутренняя сила Ильинич­ны — она ни слезинки не выронила, узнав о смерти мужа, хотя внутренние ее переживания были глубоки.
    Аксинья — полная противоположность и Ильи­ничне, и, прежде всего, Наталье. В Григории борются два чувства — страстная любовь к Аксинье и тоска по семейной жизни. Не случаен такой выбор имен писа­телем: Аксинья означает «чужая», а «Наталья — «родная».
    Аксинья — воплощение непосредственной жизни, бурного протеста. «Не таюсь — грех на мне. Бей, Сте­пан!», говорит она, глядя в глаза мужу, и снова, улу­чив момент, идет на встречу с Григорием.
    Автор подчеркивает в Аксинье силу, цельность, го­рячность чувства, удивительное стремление к сча­стью. У нее пламенное сердце. «За всю жизнь за горь­кую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!» — неистово восклицает она. Любовь Акси­ньи — это глубокий, страстный порыв, утверждаю­щий право на личную свободу человека. Нет оков, ко­торые могли бы сковать его.
    Григория и Аксинью многое объединяет. Это мя­тежные, ищущие души. В них неискоренима тяга к чему-то запредельному, безумному, бушующему. Григорий любит Аксинью, но изломана судьба не только у Натальи, но и у Аксиньи тоже. Любовь гуля­щей солдатки в отсутствие мужа, «жалмерки», како­вой стала во всеобщем представлении Аксинья после близости с Мелеховым,— обычное дело для казачьего хутора, и Григорий не воспринимает вначале всерьез предложение Аксиньи бежать с хутора. Обидными словами отвечает он на ее упреки. Горько Аксинье от ощущения растоптанности чувства. Постепенно Гри­горий понимает, что по-настоящему привязан к Аста­ховой, чувствует он «сосущую тоску». Глядя на нелю­бимую Наталью, он постоянно вспоминает Аксинью, сравнивает их, и сравнение это не в пользу Натальи.
    Большое значение имело в развитии отношений Григория и Аксиньи рождение дочери. Даже неуго­монный Пантелей Прокофьич перестал настаивать на возвращении сына домой. Меняется портрет Акси­ньи, она предстает уже не порочной «жалмеркой», а женщиной-матерью.
    Тоска по умершему ребенку, по ласке, теплу не по­зволила Аксинье противостоять напористым ухажи­ваниям Листницкого. Не смогла она, в отличие от На­тальи, хранить верность любимому. Виной этому и ее горячий нрав, страстная натура, неумение сопротив­ляться наплыву чувств, сдерживать их, прятать глу­боко в себе.
    В финале книги любовь Аксиньи и Григория при­обретает трагически возвышенный, совершенно иной, эпический характер. Горяча и страстна любовь Аксиньи, она готова идти за возлюбленным хоть на край света, не боясь никаких трудностей. Поражает необыкновенная ее внутренняя сила. Аксинья прони­кается к Григорию почти материнской нежностью. Она окружает лаской и заботой Полюшку и Мишатку. Любовь к Григорию помогает ей сблизиться с Ильи­ничной. Это уже совсем другая Аксинья.
    Григорий забирает Аксинью, чтобы бежать с ней на Кубань. Нет над ними больше никакой власти, духов­ная, крепкая, ничем не объяснимая связь осталась их единственным богатством. Теперь им предоставилась никем и ничем не ограничиваемая возможность жить чистой, открытой, свободной жизнью. «А я все бо­юсь — не во сне ли это? » — говорит Аксинья, боясь по­верить своему счастью.
    Несмотря на разность, Аксинья и Наталья — обе одинаково дороги и близки читателю. Они очень жен­ственны и прекрасны, каждая по-своему.
    В романе возникают и другие женские образы. Это и Дарья, это и Лиза Мохова, являющиеся примером того, какой не должна быть женщина.
    Женские образы проходят через литературу разных времен и народов. Наташа Ростова, Элен Безухова, тургеневская Ася и другие — все они стали воплоще­нием писательских представлений о женских доброде­телях и пороках. Женщина — продолжательница рода, это очень высокая миссия, поэтому женские об­разы находят в творчестве художников такое широкое осмысление.

  5. Велики силы любви, располагающие любящих к трудным подвигам, перенесению чрезвычайных, негаданных опасностей.
    Д. Боккаччо
    Суровой, безмерно тяжелой была доля русской казачки в дореволюционные времена. Женщина выполняла тяжелую физическую работу наравне с мужчиной. Она не могла уйти от нелюбимого мужа — это безоговорочно осуждалось обществом. Старый уклад жизни душил и калечил даже самых сильных женщин, заставляя их молча сносить унижения и душевные страдания. Только любовь могла дать силы преодолеть жизненные трудности.
    Две женщины любили Григория Мелехова. Каждая по-своему.
    Горькой была жизнь Аксиньи. Ее выдали замуж за посватавшегося к ней Степана, который в первую же ночь избил ее «обдуманно и страшно». Жена, согласно бытовавшим обычаям, должна быть рабски покорна мужу. Большая часть работы по дому и по хозяйству легла на плечи Аксиньи. Со временем она привязалась к мужу, скорее по привычке да из жалости. Но вот на ее пути, на пути замужней женщины, смирившейся со своим безрадостным житьем, встретился Григорий. Покорившее ее страстное чувство круто поворачивает жизнь Аксиньи, она словно вырывается из власти кошмарного сна. Она предчувствует, какой бедой может кончиться любовь, ведь муж не простит ей измены. Но она смело вступает в борьбу за право на любовь, на подлинно человеческую жизнь. «Они любились почти не таясь, вязало их что-то большое, непохожее на короткую связь».
    Не сломит любовь Аксиньи ни худая молва, ни истязания, которые терпит она от мужа, ни мучительный временный разрыв с Григорием после его женитьбы на Наталье. Воодушевленная любовью, Аксинья предлагает Григорию бросить хутор, уйти в «чужие края». И Григорий уходит от несчастной в замужестве Натальи, на которой женил его отец, на дальний хутор в батраки.
    Долго не увидит Аксинья ушедшего на войну Григория. Почти четыре года пройдет после разрыва с ним, вызванного ее нелепой и постыдной связью с Листниц- ким. Хозяин подло воспользовался одиночеством и отчаянием молодой женщины после смерти маленькой дочери.
    Но все эти годы, как и прежде, она сгорает от тоски по любимому человеку. Первая же, после многолетней разлуки встреча с Григорием вызывает в Аксинье огромный взрыв чувств. «Везде пойду за тобой, хоть на смерть», — признается Аксинья. И без сомнений следует за ним в безрассудный побег в «чужие края», оказавшийся для нее гибельным.
    Высокая духовная красота отличает Наталью Мелехову. Чиста и беззаветна она в своей любви.
    По-девичьи нежно любит она невестой Григория, выходит замуж по любви. Скромная, работящая, она пришлась ко двору родным мужа. Не только свекровь, но и свекор полюбили ее за приветливый нрав и трудолюбие. Только нет в ее любви к мужу той жгучей и исступленной страсти, которая есть в Аксинье. Нет в ней той решимости, которая позволяет Аксинье отнять у нее мужа. Все свое горе от несложившейся семейной жизни только и может она, тайком от всех, выплакать в сарае. А когда уж совсем невмоготу стало, она даже решилась на самоубийство.
    Много горя, унижений, позора перенесла Наталья в своем нескладном замужестве. Но, несмотря ни на что, она остается верной, беззаветно любящей женой. Живет одной надеждой, что вернется к ней Григорий. Чувства Натальи к Григорию так сильны, что, невзирая на все причиненные ей тяжкие обиды, она любит его до самой смерти и, умирая, прощает ему все. Неразделенная любовь Натальи, ее трагическая судьба не может не вызывать сочувствия.
    Две женщины, две разных любви. Но любить — значит терпеть, любить — значит идти на любые жертвы, любить — значит прощать. И в этом обе женских судьбы схожи.

  6. Наталья Мелехова и Аксинья Астахова – такие разные героини романа, любят одного и того же казака – Григория Мелехова. Григорий женат на Наталье, но любит Аксинью, а Аксинья замужем за Степаном Астаховым.
    Наталья — женщина нервная, рефлексирующая. Она трудолюбива, красива, добра, но несчастна. Только узнав о сватовстве Мелеховых, она заявила: “Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!.. Не нужны мне, батенька, другие… Не пойду, пущай и не сватают. А то хучь в Усть-Медведицкий монастырь везите…” Она — человек глубоко верующий, богобоязненный. И чтобы решиться сначала на попытку самоубийства, а потом на убийство не родившегося еще ребенка, она должна была переступить через столь важные для нее христианские заповеди. Только сильнейшее чувство любви и ревность подвигли Наталью на такие поступки. Горе свое она переживает внутри, не выплескивая его наружу. Когда, из-за измен мужа, Наталья временно возвратилась в родительский дом, то “ей все казалось, что Григорий вернется к ней, сердцем ждала, не вслушиваясь в трезвый на шепот разума; исходила ночами в жгучей тоске, крушилась, растоптанная нежданной незаслуженной обидой”.
    Наталья не могла перенести того, что муж продолжал любить Аксинью, а потому и не хотела иметь от него еще одного ребенка и совершила самоубийственный аборт, фактически ища смерти, а не просто стремясь избавиться от нежелательной беременности. Наталья незадолго до смерти склоняется к тому, чтобы вместе с детьми уйти в родительский дом, позволив Григорию уже открыто взять в свой курень Аксинью. Однако мать Григория, Ильинична, по авторскому определению, “мудрая и мужественная старуха”, делать ей это категорически запрещает: “Смолоду и я так думала, — со вздохом сказала Ильинична. — Мойто тоже был кобелем не из последних. Что я горюшка от него приняла, и сказать нельзя. Только уйтить от родного мужа нелегко, да и не к чему. Пораскинь умом — сама увидишь. Да и детишков от отца забирать, как это так? Нет, это ты зря гутаришь. И не думай об этом, не велю!”
    Тут “все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыданий. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез”. В исступлении Наталья посылает самые страшные проклятия на голову неверного мужа: “Господи, накажи его проклятого! Срази его там насмерть! Чтобы больше не жил он, не мучил меня!..” И обрекает себя на мучительную смерть, пытаясь избавиться от его ребенка. Ильинична собиралась с помощью Пантелея Прокофьевича “отговорить от неразумного поступка взбесившуюся с горя сноху”, но не успела. Наталья именно “с горя взбесилась”.
    Аксинья уравновешеннее Натальи. Она тоже хлебнула немало горя, пережила смерть дочки. Однако воздержалась от резких, необдуманных поступков. Она, в отличие от Натальи, любит Григория не только сердцем, но и умом. Она готова бороться за любимого всеми доступными средствами. Аксинья активно стремится к своему счастью, делая при этом несчастной соперницу. Она с самого начала решила отнять Гришку у счастливой, ни горя, ни радости любовной не ведавшей Натальи Коршуновой… Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, “залить любовью, владеть им, как раньше”, до женитьбы. Однако доброта свойственна ей в неменьшей степени, чем сопернице. После смерти Натальи именно Аксинья ухаживает за ее детьми, и они называют ее мамой.
    Аксинье хочется, чтобы они с Григорием могли соединиться навсегда, избавиться от людских пересудов, зажить нормальной жизнью. Ей кажется, что эта мечта может сбыться после смерти Натальи. Аксинья нянчит мелеховских детей, и те почти что признают в ней мать. Но Григорию так и не довелось спокойно пожить с ней. Почти сразу после возвращения из Красной Армии он вынужден бежать из родного хутора, опасаясь ареста за старые грехи — активное участие в Вёшенском восстании. Аксинья тоскует без него, боится за его жизнь: “Видно, и её, такую сильную, сломили страдания. Видно, солоно жилось ей эти месяцы…” Тем не менее Аксинья с готовностью откликается на предложение Григория бросить дом, детей (их Мелехов рассчитывает забрать позднее) и отправиться с ним на Кубань навстречу неизвестности: “Как бы ты думал?.. Сладко мне одной? Поеду, Гришенька, родненький мой! Пешком пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нету мне без тебя жизни. Лучше убей, но не бросай опять!..” Она, разумеется, не подозревает, что в этот раз они с Григорием будут очень недолго, что ждет ее скорая и нелепая гибель.
    Любовь к Григорию гонит Аксинью вместе с ним на Кубань. А поскольку Мелехов скрывается от властей, им приходится бежать от попавшегося навстречу патруля. Пуля патрульного случайно ранит Аксинью, и ранит смертельно.
    Григорий переживает смерть обеих женщин, но переживает по-разному. Узнав, что на роковой шаг Наталью толкнул разговор с Аксиньей, рассказавшей его жене всю правду, Григорий “из горницы вышел постаревший и бледный; беззвучно шевеля синеватыми, дрожащими губами, сел к столу, долго ласкал детей, усадив их к себе на колени…” Он понимает, что виноват в смерти жены: “Григорий представил, как Наталья прощалась с ребятишками, как она их целовала и, быть может, крестила, и снова, как тогда, когда читал телеграмму о её смерти, ощутил острую, колющую боль в сердце, глухой звон в ушах”.
    Как замечает автор: “Григорий страдал не только потому, что по-своему он любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виновным в ее смерти. Если бы при жизни Наталья осуществила свою угрозу – взяла детей и ушла жить к матери, если бы она умерла там, ожесточенная в ненависти к неверному мужу и не примирившаяся, Григорий, пожалуй, не с такой силой испытывал бы тяжесть утраты, и уж, наверное, раскаяние не терзало бы его столь яростно. Но со слов Ильиничны он знал, что Наталья простила ему все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты. Это увеличивало его страдания, отягчало совесть немолкнущим укором, заставляло по-новому осмысливать прошлое и свое поведение в нем…” Григорий, который ранее относился к жене безразлично и даже неприязненно, потеплел к ней из-за детей: в нем проснулись отцовские чувства. Он готов был одно время жить с обеими женщинами, каждую из них любя по-своему, но после смерти жены на время почувствовал неприязнь к Аксинье “за то, что она выдала их отношения и тем самым толкнула Наталью на смерть”.
    Однако гибель Аксиньи вызывает у Григория еще более глубокие страдания. Он видел, как “кровь текла… из полуоткрытого рта Аксиньи, клокотала и булькала в горле. И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, — уже случилось…” Опять Мелехов невольно способствовал гибели близкой ему женщины, и на этот раз она умерла буквально у него на руках. С гибелью Аксиньи жизнь для Григория почти потеряла смысл. Хороня любимую, он понимал, что “расстаются они ненадолго…”.
    В “Тихом Доне” вообще очень много смертей. Умирают почти все члены семейства Мелеховых, и ни один курень на хуторе Татарском не обошла смерть. Так действительно было в гражданскую войну, когда погибло очень много казаков. И гибель двух главных героинь в этом смысле закономерна. Обречены на гибель оказались в романе и сильная волевая Аксинья, и более слабая Наталья. Трагедия гражданской войны усиливает трагизм и любовной линии “Тихого Дона”. Традиционный любовный треугольник, важная составляющая сюжета романа. Конфликт разрешается трагически. В столкновении двух любящих Григория женщин победителей, как мы знаем, нет. Конец каждой из героинь по-своему закономерен. К финалу романа умирают обе, своей гибелью усиливая трагическое одиночество Григория Мелехова, сердце которого Шолохов сравнивает с чёрной выжженной степью.

  7. М.Шолохову удалось ярко, образно рассказать о жизни вольного казачества в период гражданской войны. Писатель сумел проникнуть в суть казачьего характера. Именно поэтому его персонажи столь самобытны и незабываемы.
    Значительное место в романе занимают женские образы: Аксинья, Дуняша, Наталья и т.д. Хотя они не связаны с историческими событиями напрямую, их роль в романе важна. Именно казачка хранит тепло домашнего очага, передаёт традиции из одного поколения в другое, создаёт атмосферу добра и любви в доме. Военные исторические события, судьба казачества тесно переплетается в романе с личной судьбой каждого героя. Неслучайно в конце романа мирное семейное начало одерживает нравственную победу над разрушениями. Эта идея воплощается в образе сына Григория Мелехова.
    Женские образы в романе построены в основном по принципу контраста характеров. Антитеза проявляется особенно ярко в отношениях Григория Мелехова с Аксиньей и Натальей.
    Образ Аксиньи – один из центральных в романе. В ней привлекает независимость, сила воли, чувство собственного достоинства, красота, глубина чувств. В её образе сочетаются проснувшаяся в народе гордость и благородство, красота независимого казачьего характера с безоглядной любовью, готовой на самопожертвование.
    Непросто сложилась её судьба. Будучи женой Степана Астахова, Аксинья сознавала обречённость своего чувства к Григорию. Но, вместе с тем, она не могла запретить себе эту любовь. Для Аксиньи подобный шаг равен смерти. Она готова нести ответственность за свою преступную любовь перед мужем. В самом начале романа, когда весть о связи Аксиньи с Григорием облетела весь хутор и дошла до Степана, на грозный вопрос мужа Аксинья гордо и зло сказала: «Бей! Не таюсь – грех на мне. Бей, Степан!». Она не скрывала свои глубокие отношения с Григорием перед хутором, хотя могла бы лгать и притворяться. Они жили не таясь, потому что связывало их нечто большее, непохожее на короткую связь. Поэтому на хуторе решили, что это преступно и безнравственно.
    Аксинья стремится жить по своей воле, согласно своему сердцу. Именно поэтому она открыто, по-настоящему любит Григория. Неслучайно именно Аксинья предлагает Григорию порвать с патриархальными условностями, уйти с Дона.
    Это сильная, волевая натура. Четыре раза она уходила из дома с Григорием и никогда не спрашивала куда, – настолько исступлённа, бескорыстна, беззаветна её любовь. Но автор не ставит целью идеализировать её как воплощение лучших черт казачьего характера. Аксинье присущи свои слабости и пороки: героиней управляют сильные страсти, подчас приносящие горе не только окружающим людям (Наталья, её дети), но и себе самой (измена Григорию с Листницким). Во многом её измена объясняется жестокой нуждой, разрывом с Григорием. Парадоксально, но неверность Аксиньи лишь оттеняет то настоящее большое чувство, которое она испытывает к Григорию: «Вошёл ты в меня, проклятый, на всю жизнь».
    Несмотря на это, Аксинья привыкла отвечать за свои поступки. За всю свою жизнь она ни разу не пряталась за чужие спины, не искала оправданий. До конца жизни Аксинья сохранила верность своему чувству. Она открыто, не обращая внимания на слухи и недомолвки, шла навстречу своему счастью и муке. Если сначала её связь с Григорием напоминала больше протест против постылой жизни, то постепенно сословные преграды к их счастью исчезают.
    Гражданская война позволила женщине заявить о себе по-новому. Именно это обстоятельство позволяет Аксинье твёрдо сказать Ильиничне: «Не хочу я так». Думая об Аксинье, Григорий думает обо всей своей жизни. Как ни ломала жизнь их отношения, но Аксинья с широким кругозором, прозорливостью, умом и тактом, словно незримо сопутствует Григорию везде.
    Все переживания Григория Аксинья брала на себя. Гибель Аксиньи в романе кажется нелепой, случайной. Но её любовь к Григорию уже изначально была обречена. Страсть сжигает человека, принося с собой не только минуты упоения, но и страдания, муки. Ни один ребёнок Аксиньи от Григория не выжил. Этим Шолохов подчеркивает безысходность этой любви. Страсть – это проявление эго в человеке, а эго всегда нарушает гармонию, цельность, душевную чистоту.
    Аксинье в романе противопоставлена Наталья. Её характер также раскрывает черты казачки. Вместе с тем, она представляет собой иной тип женщины – патриархальной хранительницы домашнего очага, матери, верной жены. С мужем Григорием её связывали не только дети. Наталья как идеальный образ патриархальной казачки манила к себе Григория. С ней было покойно и просто.
    Единственное счастье для Натальи – это дети и муж. Григория она любила нерассуждающе, покорно. Поэтому героиня не понимала причину душевных метаний Григория. Между ними здесь стояла неодолимая стена. Хотя Наталья во многом была ограниченной, замкнутой, но на её стороне был нравственный закон, освящённый церковью.
    Разница в характерах Аксиньи и Натальи ярче всего обнаруживается в двух встречах соперниц. Первая происходит в Ягодном, когда Наталья умоляла Аксинью отступиться. Аксинья проявила презрение к людскому суду. Моральный закон – ничто по сравнению с её любовью. Она гордилась тем, что была матерью для ребёнка Григория. Наталья ушла, раздавленная и побеждённая.
    Через пять лет встреча повторилась. Но героини поменялись местами. Теперь Наталья защищает своих детей. Чувство собственного достоинства обеих женщин значительно выросло за это время. Они уже не прибегают к ругани и драке. Они предоставляют Григорию право выбрать.
    Много горя натерпелась Наталья из-за измен Григория и физически, и морально. Трагическая любовь, роль отверженной жены перевернули тихую жизнь Натальи. Она – хранительница исконных традиций. Трагизм семейной жизни усиливается коренной ломкой социальной системы, гражданской войной. По-старому ни она, ни Дарья жить уже не смогут, по-новому не хотят. Гибель Натальи описывается автором необыкновенно лирично, горестно. Но её сын становится символической фигурой в романе. Именно он даёт надежду на будущее Григорию.
    Особым обаянием обладает Ильинична, мать Григория. Эта женщина целиком посвятила себя семье, детям. Единственное, ради чего она жила, – их счастье и благополучие. Именно поэтому Ильинична простила Аксинью.
    Дарью Мелихову отличает в романе распутность, лукавство, лень. После смерти ненавистного мужа она порвала все связи с прошлым, отчаянно мстила жизни за постылые годы, окунулась в омут греха, который и погубил её.
    Дуняшка, сестра Григория, обладает острым умом, чувством собственного достоинства, самостоятельностью и в некоторой степени самонадеянностью. Она добилась своей цели – вышла замуж за Мишку Кошевого, несмотря на все его кровавые преступления.
    Женские образы в романе помогают автору осмыслить новую эпоху в жизни казачества, раскрыть сущность, опору его характера. Именно поэтому женщина в романе «Тихий Дон» – это сердце всего произведения. С ней неразрывно связаны вечные вопросы смысла жизни, счастья, мира и любви.

  8. 2. ШОЛОХОВ. ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В РОМАНЕ “ТИХИЙ ДОН”
    2.1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА
    1925 Шолохов начал было произведение о казаках во время Корниловского мятежа, под названием «Тихий Дон» (а не «Донщина», согласно легенде). Однако этот замысел был оставлен, но уже через год писатель заново берется за «Тихий Дон», широко разворачивая картины довоенной жизни казачества и событий Первой мировой войны. Две первых книги романа-эпопеи выходят в 1928 в журнале «Красная новь». Почти сразу возникают сомнения в их авторстве, слишком больших знаний и опыта требовало произведение такого масштаба. Шолохов привозит в Москву на экспертизу рукописи (в 1990-е гг. московский журналист Л. Е. Колодный дал их описание, правда, не собственно научное, и комментарии к ним). Молодой писатель был полон энергии, обладал феноменальной памятью, много читал (в 1920-е гг. были доступны даже воспоминания белых генералов), расспрашивал казаков в донских хуторах о «германской» и гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знал, как никто. Выход третьей книги (шестой части) был задержан из-за достаточно сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919. Шолохов обратился к Горькому и с его помощью добился от Сталина разрешения на публикацию этой книги без купюр (1932), а в 1934 в основном завершил четвертую, последнюю, но стал заново ее переписывать, вероятно, не без ужесточившегося идеологического давления. В двух последних книгах «Тихого Дона» (седьмая часть четвертой книги вышла в свет в 1937-1938, восьмая — в 1940) появилось множество публицистических, нередко дидактических, однозначно пробольшевистских деклараций, сплошь и рядом противоречащих сюжету и образному строю романа-эпопеи. Но это не добавляет аргументов теории «двух авторов» или «автора» и «соавтора», выработанную скептиками, бесповоротно не верящими в авторство Шолохова (среди них А.И. Солженицын, И.Б. Томашевская). По всей видимости, Шолохов сам был своим «соавтором», сохраняя в основном художественный мир, созданный им в начале 1930-х гг., и пристегивая чисто внешним способом идеологическую направленность. В 1935 уже упоминавшаяся Левицкая восхищалась Шолоховым, находя, что он превратился «из «сомневающегося», шатающегося — в твердого коммуниста, знающего, куда идет, ясно видящего и цель, и средства достичь ее». Несомненно, писатель убеждал себя в этом и, хотя в 1938 чуть не пал жертвой ложного политического обвинения, нашел в себе мужество закончить «Тихий Дон» полным жизненным крахом своего любимого героя Григория Мелехова, раздавленного колесом жестокой истории.
    2.2 ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В РОМАНЕ
    Аксинья отличалась привлекательностью, ее красоту не испортили даже морщины, появившиеся от нелегкой жизни. Другая героиня, Дарья, восхищает читателей своей женственностью, энергией. Наталью чисто внешне можно сравнить с серенькой уточкой. Сам же автор часто подчеркивает в Аксинье- “жадные губы”, в Наталье- “большие руки”, в Дарье – “тонкие ободья бровей”. Героини М. Шолохова очень различны, но их объединяет полнота восприятия жизни. В те годы женская судьба, как, впрочем, и в наше время, была нелегка. Если муж бил жену, то это считалось в порядке вещей: раньше отец учил уму-разуму, а теперь, стало быть, муж. Вот последствия такого отношения Пантелея Прокопьевича к своей жене: “… в гневе доходил до беспамятства, и, как видно, этим раньше времени состарил свою, когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену”.
    Но так было всегда и почти в каждой семье. И люди воспринимали это как неизбежное и данное свыше. Был дом, была семья, была работа на земле, были дети, о которых надо было заботиться. И как ни трудна была ее доля, она твердо знала свое назначение. И это помогало ей выстоять.
    Но случилось страшное – началась война. И не просто война, а война братоубийственная. Когда вчерашние соседи стали врагами, когда отец не понимал сына, а брат убивал брата…
    Трудно было разобраться в происходящем даже умному Григорию. А что делать женщине? Как ей жить?.. Мужья уходят, а их жены остаются.
    Судьбы Аксиньи и Натальи переплетены, зависимы одна от другой. Получается так, что если счастлива одна, то несчастна другая. М. Шолохов изобразил как бы любовный треугольник, который существовал во все времена.
    Наталья любила своего мужа всей душой: ”…жила, взращивая бессознательную надежду на возвращение мужа, опираясь на нее надломленным духом. Она ничего не писала Григорию, но не было в семье человека, кто бы с такой тоской и болью ожидал от него письма”.
    Эта нежная и хрупкая женщина приняла на себя всю меру страдания, отпущенного жизнью. Она желала сделать все для сохранения семьи. И, лишь ощутив бесполезность этого, решается на самоубийство. Может быть, это эгоизм, вызванный ревностью, побудил ее на этот поступок. Был ли такой переворот в жизни Аксиньи? Возможно он наступил после смерти Тани. Потеряв дочь, она не ведала ничего, не думала ни о чем… Ужасно. Мать жива, а дети ее находятся в земле. Нет продолжателей жизни твоей, она как бы прервана… И в этот тяжелейший момент своей жизни Аксинья оказалась совершенно одна. И некому было помочь ей… Но нашелся один сострадалец, близость с которым привела к разрыву Аксиньи с Григорием. Судьба к Наталье в этом плане была более милосердна. Эта героиня обладала поистине материнскими чувствами, которые объединили ее с Ильиничной, но несколько отдалили от Дарьи, единственный ребенок которой умер.
    О случившемся с ребенком Дарьи сказано было мельком:”… а дитё у Дарьи померло…“ И все. Никаких лишних чувств, эмоций… Этим М.Шолохов лишний раз подчеркивает, что Дарья жила лишь для себя. Даже кончина мужа ненадолго ее опечалила, она быстро оправилась. Очевидно, Дарья не испытывала глубоких чувств к Петру, просто привыкла к нему. Боясь ожидания неизбежного, теряясь от одиночества, она решилась на самоубийство. И прежде чем слиться с водами Дона, она крикнула не кому-нибудь, а именно женщинам, так как только они могли понять ее:”Прощайте, бабоньки!”
    Незадолго до этого ушла из жизни и Наталья. После их смерти Аксинья сблизилась с матерью Григория. Очень жаль, что чувства, соединившие этих двух женщин, возникли так поздно, буквально за шаг до смерти, которая поджидала каждую из них.
    Аксинья и Наталья умерли, наказав тем самым вершину треугольника, оставив Григория на перепутье дорог.
    Может быть, М. Шолохов с горечью поведал о судьбах женщин. Но попробуйте изобразить лучше – не выйдет! Действительность только тогда реальна, если она правдива, а иначе это не действительность, а лишь пародия на нее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *