Сочинение на тему актуальность романа преступление и наказание в наше время

13 вариантов

  1. Роман Ф. М. Достоевского можно назвать одним из самых сложных произведений русской классической литературы. Автор талантливо отразил потрясения и терзания главных героев, которые не могут не взволновать человека. В центре внимания Достоевского — жуткая действительность XIX столетия, наполненная жестокостью и социальной несправедливостью. В таких условиях нищеты и бесправия, угнетения и унижения любая личность задохнется от сознания собственного бессилия, и начнется деградация. Если же человек постарается приостановить процесс растления собственного «Я», то мирным путем ему вряд ли удастся это осуществить. Как известно, против системы не пойдешь, а тех, кто пытается хоть как-то плыть против течения, все равно жизнь изводит не одним, так другим способом. Достоевский выбирает определенный тип героя, наиболее яркий и выразительный, чтобы в трагедии его судьбы последовательно отобразить трагедию всего мира.
    В романе «Преступление и наказание» писатель обратился к изображению пореформенной России, когда все менялось, прежние социальные отношения рушились, а новые находились в стадии становления, разорялось крестьянство и рушились его патриархальные устои. Ситуация во многом сходна с обстоятельствами, характеризующими наше современное государство. Процесс преобразования России затянулся уже не на одно десятилетие. Мы ждем стабильности и порядка, но хаос продолжает царить. Он царит не только вокруг, но и в наших душах. Видимо, перед русским человеком всегда стояла проблема выбора нравственных ценностей, выбора того пути, которого нужно придерживаться, чтобы, как говорится, «остаться на плаву». Судьба главного героя Родиона Раскольникова может помочь читателю разобраться и со своими жизненными ценностями.
    Основная задача Достоевского как художника слова — раскрытие духовного мира героя. Он пытается показать внутренние причины, возникшие в силу внешних обстоятельств и побудившие Раскольникова пойти на убийство, а также душевные переживания героя, который таким зверским способом попытался утвердиться в своей теории и определить,к какому типу людей он относится: «необыкновенный» он человек или «вошь, как все». Автор хотел показать борьбу сознания с подсознанием.
    Герои романа не просто размышляют над своими поступками, они мучительно пытаются найти выход из сложившихся обстоятельств. Жаль только, что этот выход преступный. Главный герой — бывший студент, находящийся в крайней степени бедности, стал автором теории о разделении людей на «сильных личностей» и «тварей дрожащих», то есть людей, не способных переступить через допустимую нравственную границу, и тех, кого можно уничтожить для достижения собственных целей.
    Конечно же это очень страшно, когда у человека возникают подобные идеи. И не стоит думать, что это всего лишь вымысел или события дней минувших. За последние годы в стране колоссально вырос уровень убийств, совершенных на бытовой почве. А если подсчитаем профессиональных преступников или тех. кто впервые совершил преступление? И все это — из-за отсутствия какого-либо морального стержня у людей, жизнью доведенных до крайности.
    Даже если преступные деяния совершаются ради благих целей, все равно ответственности не избежать. Об этом и сообщает нам Достоевский — в названии произведения отражена эта выношенная им мысль. Родион Раскольников совершил преступление ради будущих добрых начинаний, но это преступление причинило ему только страдания. Идея, которую проповедует Достоевский в романе, актуальна и по сей день.
    Автор романа «Преступление и наказание» знакомит нас со многими человеческими судьбами, столкнувшимися с тяжелейшими условиями существования. В результате некоторые из них оказались на самом дне общества, не выдержав того, что выпало на их долю. Главный герой романа — Родион Раскольников — студент, который вынужден жить в каморке, где даже мыши жить не могут. Вынужденный бедствовать и страдать, он идет на убийство, на смертный грех ради того, чтобы справедливость, наконец, восторжествовала.
    Мармеладов, чья семья едва сводит концы с концами, дает молчаливое согласие на то, чтобы его собственная дочь пошла на панель, дабы получить возможность расплатиться за жилье и купить еду. Эти люди, волей судьбы опущенные на самое дно, вынуждены нищенствовать и голодать. Старуха-процентщица, которая, хотя ей и жить-то осталось всего ничего, продолжает свою деятельность, унижающую, оскорбляющую людей, приносящих последнее, что у них есть, чтобы получить гроши, которых едва ли хватит на жизнь.
    Среди жителей «желтого Петербурга» — униженных и оскорбленных, упавших и растоптанных, — на мой взгляд, особого внимания заслуживают женские образы, различные по своему характеру, но со схожими судьбами. Соня Мармеладова — главный женский образ романа — является носителем христианских идей, которые сталкиваются с бесчеловечной теорией Раскольникова. Именно благодаря ей главный герой постепенно понимает, как сильно он заблуждался, какое чудовищное деяние совершил, убив, казалось бы, бессмысленно доживающую свои дни старуху; именно Соня помогает Раскольникову вернуться к людям, к Богу. Любовь девушки воскрешает его измученную сомнениями душу.
    Соня жертвует собой — идет на панель, — чтобы обеспечить больной чахоткой Катерине Ивановне и ее детям сносное существование. Несмотря на то что Соня — «отверженная» в обществе, падшая женщина, она живет ради высоких идеалов, помогающих спасать души человеческие. Раскольников считает Соню родственной душой. Но это только внешнее сходство, на упрек Сони в том, что он убил человека, Раскольников восклицает: «Да я вошь убил!» — на что Соня отвечает: «Это человек-то вошь?» Для нее любой человек достоин жалости и сострадания, любви и снисхождения.
    Другой женский образ романа — Дуня Раскольникова, которая собирается выйти замуж за совершенно чуждого ей человека только потому, что не хочет позволить матери и брату опуститься до нищенского существования, чтобы улучшить материальное состояние своей семьи. Она тоже продает себя, но, в отличие от Сони, она еще имеет возможность выбирать «покупателя». Все женские образы романа вызывают сочувствие у читателя, заставляют сопереживать их судьбам и восхищаться талантом писателя, создавшего их.

  2. Роман Ф. М. Достоевского можно назвать одним из самых сложных произведений русской классической литературы. Автор талантливо отразил потрясения и терзания главных героев, которые не могут не взволновать человека. В центре внимания Достоевского — жуткая действительность XIX столетия, наполненная жестокостью и социальной несправедливостью. В таких условиях нищеты и бесправия, угнетения и унижения любая личность задохнется от сознания собственного бессилия, и начнется деградация. Если же человек постарается приостановить процесс растления собственного «Я», то мирным путем ему вряд ли удастся это осуществить. Как известно, против системы не пойдешь, а тех, кто пытается хоть как-то плыть против течения, все равно жизнь изводит не одним, так другим способом. Достоевский выбирает определенный тип героя, наиболее яркий и выразительный, чтобы в трагедии его судьбы последовательно отобразить трагедию всего мира.
    В романе «Преступление и наказание» писатель обратился к изображению пореформенной России, когда все менялось, прежние социальные отношения рушились, а новые находились в стадии становления, разорялось крестьянство и рушились его патриархальные устои. Ситуация во многом сходна с обстоятельствами, характеризующими наше современное государство. Процесс преобразования России затянулся уже не на одно десятилетие. Мы ждем стабильности и порядка, но хаос продолжает царить. Он царит не только вокруг, но и в наших душах. Видимо, перед русским человеком всегда стояла проблема выбора нравственных ценностей, выбора того пути, которого нужно придерживаться, чтобы, как говорится, «остаться на плаву». Судьба главного героя Родиона Раскольникова может помочь читателю разобраться и со своими жизненными ценностями.
    Основная задача Достоевского как художника слова — раскрытие духовного мира героя. Он пытается показать внутренние причины, возникшие в силу внешних обстоятельств и побудившие Раскольникова пойти на убийство, а также душевные переживания героя, который таким зверским способом попытался утвердиться в своей теории и определить,к какому типу людей он относится: «необыкновенный» он человек или «вошь, как все». Автор хотел показать борьбу сознания с подсознанием.
    Герои романа не просто размышляют над своими поступками, они мучительно пытаются найти выход из сложившихся обстоятельств. Жаль только, что этот выход преступный. Главный герой — бывший студент, находящийся в крайней степени бедности, стал автором теории о разделении людей на «сильных личностей» и «тварей дрожащих», то есть людей, не способных переступить через допустимую нравственную границу, и тех, кого можно уничтожить для достижения собственных целей.
    Конечно же это очень страшно, когда у человека возникают подобные идеи. И не стоит думать, что это всего лишь вымысел или события дней минувших. За последние годы в стране колоссально вырос уровень убийств, совершенных на бытовой почве. А если подсчитаем профессиональных преступников или тех. кто впервые совершил преступление? И все это — из-за отсутствия какого-либо морального стержня у людей, жизнью доведенных до крайности.
    Даже если преступные деяния совершаются ради благих целей, все равно ответственности не избежать. Об этом и сообщает нам Достоевский — в названии произведения отражена эта выношенная им мысль. Родион Раскольников совершил преступление ради будущих добрых начинаний, но это преступление причинило ему только страдания. Идея, которую проповедует Достоевский в романе, актуальна и по сей день.
    Автор романа «Преступление и наказание» знакомит нас со многими человеческими судьбами, столкнувшимися с тяжелейшими условиями существования. В результате некоторые из них оказались на самом дне общества, не выдержав того, что выпало на их долю. Главный герой романа — Родион Раскольников — студент, который вынужден жить в каморке, где даже мыши жить не могут. Вынужденный бедствовать и страдать, он идет на убийство, на смертный грех ради того, чтобы справедливость, наконец, восторжествовала.
    Мармеладов, чья семья едва сводит концы с концами, дает молчаливое согласие на то, чтобы его собственная дочь пошла на панель, дабы получить возможность расплатиться за жилье и купить еду. Эти люди, волей судьбы опущенные на самое дно, вынуждены нищенствовать и голодать. Старуха-процентщица, которая, хотя ей и жить-то осталось всего ничего, продолжает свою деятельность, унижающую, оскорбляющую людей, приносящих последнее, что у них есть, чтобы получить гроши, которых едва ли хватит на жизнь.
    Среди жителей «желтого Петербурга» — униженных и оскорбленных, упавших и растоптанных, — на мой взгляд, особого внимания заслуживают женские образы, различные по своему характеру, но со схожими судьбами. Соня Мармеладова — главный женский образ романа — является носителем христианских идей, которые сталкиваются с бесчеловечной теорией Раскольникова. Именно благодаря ей главный герой постепенно понимает, как сильно он заблуждался, какое чудовищное деяние совершил, убив, казалось бы, бессмысленно доживающую свои дни старуху; именно Соня помогает Раскольникову вернуться к людям, к Богу. Любовь девушки воскрешает его измученную сомнениями душу.
    Соня жертвует собой — идет на панель, — чтобы обеспечить больной чахоткой Катерине Ивановне и ее детям сносное существование. Несмотря на то что Соня — «отверженная» в обществе, падшая женщина, она живет ради высоких идеалов, помогающих спасать души человеческие. Раскольников считает Соню родственной душой. Но это только внешнее сходство, на упрек Сони в том, что он убил человека, Раскольников восклицает: «Да я вошь убил!» — на что Соня отвечает: «Это человек-то вошь?» Для нее любой человек достоин жалости и сострадания, любви и снисхождения.
    Другой женский образ романа — Дуня Раскольникова, которая собирается выйти замуж за совершенно чуждого ей человека только потому, что не хочет позволить матери и брату опуститься до нищенского существования, чтобы улучшить материальное состояние своей семьи. Она тоже продает себя, но, в отличие от Сони, она еще имеет возможность выбирать «покупателя». Все женские образы романа вызывают сочувствие у читателя, заставляют сопереживать их судьбам и восхищаться талантом писателя, создавшего их.

  3. Достоевский смог вместить в свое произведение большое количество значимых проблем. Самой главной из них, на которой собственной и держится главная задумка романа, является сохранение собственного «я» в условиях разрухи и жестокости. Может ли человек оставаться человечным во время войны, голода и несправедливости со стороны государства? Автор изобразил Санкт-Петербург 19 столетия, когда в стране царила мрачная и гнусная обстановка.
    Главный герой обыкновенный студент, который живет за счет родительских денег и не может прокормить себя самостоятельно. Он снимает маленькую комнатушку, где с трудом умещается. Его дом, похож на клетку, маленький шкаф, который душит его и не дает возможности вздохнуть полной грудью. Для парня нет возможности самореализоваться, кажется, что весь мир настроен против него. Стоит заметить, что образ Раскольникова является собирательным, таких, как он было великое множество и каждый из них был способен совершить подобную ошибку.
    Нищета и унижение к самому себе вынуждают Раскольникова создать неправильную теорию о тварях дрожащих и право имеющих. Руководствуясь данной теорией он решается на убийство, которая, по его мнению возвысит его над остальными.
    Думаю Достоевский хотел донести до своих читателей, что любое преступление приведет за собой муки совести и душевных терзаний, что впрочем и случилось с нашим героем. Совершив два убийства и ограбив одну из своих жертв, он не может найти себе успокоение ни в золоте, которое ему удалось украсть, ни в удовлетворении собственных убеждений. Сразу после содеянного он в падает в беспамятство, все его тело отвергает сам факт произошедшего. Но когда физические терзания уходят, и здоровье Родиона приходит в порядок, на их места приходят душевная боль, чувства стыда и громкие голоса совести. Молодой человек самостоятельно загнал себя в клетку, которая находилась внутри его сознания.
    Вместе с героем мы еще раз убеждаемся в том, что преступление не является выходом из сложных ситуаций. Как бы тяжело и больно не было, нужно всегда оставаться человек, ведь совершив ошибку однажды, она будет напоминать о своем существовании изо дня в день. Любая человеческая жизнь ценна, не один человек не вправе ее останавливать.
    Произведение «Преступление и наказание» будет актуально всегда. Оно показывает нам, к каким несчастьям может привести преступление. Нельзя совершить что-то подобное и остаться верным самому себе. Ведь наш герой так же не смог жить с тяжелым грузом. Спустя несколько месяцев, когда о сблизился с Соней, полностью осознал свою ошибку, он чистосердечно признался в содеянном, за что в итоге был сослан в Сибирь.
    Достоевский написал что-то вроде поучительной книги, которая на живых примерах показывает, как делать нельзя. В жизни человека всегда будут трудности, но они не должны толкать его на необдуманные поступки. Вот в ем главная мысль данного произведения!

  4. Время — это странная вещь, не подвластная некому. Что было модно буквально вчера, уже сегодня теряет свою популярность. Лишь единицы остаются актуальны на много лет, а то и десятилетий.
    Роман Достоевского Ф. «Преступление и наказание» известен каждому старшекласснику в нашей стране. Многие иностранные читатели так же интересуются творчеством этого русского гения.
    Я хочу поговорить о его легендарном произведении, которое не взирая исход времени остается популярным и в наши дни.
    Жанр «Преступления и наказания» определяется, как психологический роман. Это очень тяжелая для понимания и осмысления книга, которая требует к себе очень много внимания. Свойственной Достоевской манере, произведение пропитано мраком и большим количеством сложных для понимания слов. Наверное именно поэтому, роман читают старшеклассники, которые способны зрело анализировать произведения художественной литературы. Но не его жанр делает этот роман актуальным на все времена.
    Достоевский смог вместить в свое произведение большое количество значимых проблем. Самой главной из них, на которой собственной и держится главная задумка романа, является сохранение собственного «я» в условиях разрухи и жестокости. Может ли человек оставаться человечным во время войны, голода и несправедливости со стороны государства? Автор изобразил Санкт-Петербург 19 столетия, когда в стране царила мрачная и гнусная обстановка.
    Главный герой обыкновенный студент, который живет за счет родительских денег и не может прокормить себя самостоятельно. Он снимает маленькую комнатушку, где с трудом умещается. Его дом, похож на клетку, маленький шкаф, который душит его и не дает возможности вздохнуть полной грудью. Для парня нет возможности самореализоваться, кажется, что весь мир настроен против него. Стоит заметить, что образ Раскольникова является собирательным, таких, как он было великое множество и каждый из них был способен совершить подобную ошибку.
    Нищета и унижение к самому себе вынуждают Раскольникова создать неправильную теорию о тварях дрожащих и право имеющих. Руководствуясь данной теорией он решается на убийство, которая, по его мнению возвысит его над остальными.
    Думаю Достоевский хотел донести до своих читателей, что любое преступление приведет за собой муки совести и душевных терзаний, что впрочем и случилось с нашим героем. Совершив два убийства и ограбив одну из своих жертв, он не может найти себе успокоение ни в золоте, которое ему удалось украсть, ни в удовлетворении собственных убеждений. Сразу после содеянного он в падает в беспамятство, все его тело отвергает сам факт произошедшего. Но когда физические терзания уходят, и здоровье Родиона приходит в порядок, на их места приходят душевная боль, чувства стыда и громкие голоса совести. Молодой человек самостоятельно загнал себя в клетку, которая находилась внутри его сознания.
    Вместе с героем мы еще раз убеждаемся в том, что преступление не является выходом из сложных ситуаций. Как бы тяжело и больно не было, нужно всегда оставаться человек, ведь совершив ошибку однажды, она будет напоминать о своем существовании изо дня в день. Любая человеческая жизнь ценна, не один человек не вправе ее останавливать.
    Произведение «Преступление и наказание» будет актуально всегда. Оно показывает нам, к каким несчастьям может привести преступление. Нельзя совершить что-то подобное и остаться верным самому себе. Ведь наш герой так же не смог жить с тяжелым грузом. Спустя несколько месяцев, когда о сблизился с Соней, полностью осознал свою ошибку, он чистосердечно признался в содеянном, за что в итоге был сослан в Сибирь.
    Достоевский написал что-то вроде поучительной книги, которая на живых примерах показывает, как делать нельзя. В жизни человека всегда будут трудности, но они не должны толкать его на необдуманные поступки. Вот в ем главная мысль данного произведения!

  5. Время — это странная вещь, не подвластная некому. Что было модно буквально вчера, уже сегодня теряет свою популярность. Лишь единицы остаются актуальны на много лет, а то и десятилетий.
    Роман Достоевского Ф. «Преступление и наказание» известен каждому старшекласснику в нашей стране. Многие иностранные читатели так же интересуются творчеством этого русского гения. Я хочу поговорить о его легендарном произведении, которое не взирая исход времени остается популярным и в наши дни.
    Жанр «Преступления и наказания» определяется, как психологический роман. Это очень тяжелая для понимания и осмысления книга, которая требует к себе очень много внимания. Свойственной Достоевской манере, произведение пропитано мраком и большим количеством сложных для понимания слов. Наверное именно поэтому, роман читают старшеклассники, которые способны зрело анализировать произведения художественной литературы. Но не его жанр делает этот роман актуальным на все времена.
    Достоевский смог вместить в свое произведение большое количество значимых проблем. Самой главной из них, на которой собственной и держится главная задумка романа, является сохранение собственного «я» в условиях разрухи и жестокости. Может ли человек оставаться человечным во время войны, голода и несправедливости со стороны государства? Автор изобразил Санкт-Петербург 19 столетия, когда в стране царила мрачная и гнусная обстановка.
    Главный герой обыкновенный студент, который живет за счет родительских денег и не может прокормить себя самостоятельно. Он снимает маленькую комнатушку, где с трудом умещается. Его дом, похож на клетку, маленький шкаф, который душит его и не дает возможности вздохнуть полной грудью. Для парня нет возможности самореализоваться, кажется, что весь мир настроен против него. Стоит заметить, что образ Раскольникова является собирательным, таких, как он было великое множество и каждый из них был способен совершить подобную ошибку.
    Нищета и унижение к самому себе вынуждают Раскольникова создать неправильную теорию о тварях дрожащих и право имеющих. Руководствуясь данной теорией он решается на убийство, которая, по его мнению возвысит его над остальными.
    Думаю Достоевский хотел донести до своих читателей, что любое преступление приведет за собой муки совести и душевных терзаний, что впрочем и случилось с нашим героем. Совершив два убийства и ограбив одну из своих жертв, он не может найти себе успокоение ни в золоте, которое ему удалось украсть, ни в удовлетворении собственных убеждений. Сразу после содеянного он в падает в беспамятство, все его тело отвергает сам факт произошедшего. Но когда физические терзания уходят, и здоровье Родиона приходит в порядок, на их места приходят душевная боль, чувства стыда и громкие голоса совести. Молодой человек самостоятельно загнал себя в клетку, которая находилась внутри его сознания.
    Вместе с героем мы еще раз убеждаемся в том, что преступление не является выходом из сложных ситуаций. Как бы тяжело и больно не было, нужно всегда оставаться человек, ведь совершив ошибку однажды, она будет напоминать о своем существовании изо дня в день. Любая человеческая жизнь ценна, не один человек не вправе ее останавливать.
    Произведение «Преступление и наказание» будет актуально всегда. Оно показывает нам, к каким несчастьям может привести преступление. Нельзя совершить что-то подобное и остаться верным самому себе. Ведь наш герой так же не смог жить с тяжелым грузом. Спустя несколько месяцев, когда о сблизился с Соней, полностью осознал свою ошибку, он чистосердечно признался в содеянном, за что в итоге был сослан в Сибирь.
    Достоевский написал что-то вроде поучительной книги, которая на живых примерах показывает, как делать нельзя. В жизни человека всегда будут трудности, но они не должны толкать его на необдуманные поступки. Вот в ем главная мысль данного произведения!

  6. Долго читать Достоевского противопоказано. Его проза не «вкусна». Здесь не насладишься языковыми изысками или совершенством формы. Сила этого классика совсем в другом – в беспощадности и глубине анализа того, что называется человеческой природой. Из Достоевского надо вовремя «выныривать» на поверхность, давать себе передышку, чтобы потом погрузиться снова.
    Актуальность – не самый важный и не самый решающий критерий при оценке того или иного художественного произведения. Но и без обращения к ней наше восприятие конкретного произведения будет гораздо беднее. Так в чем же актуальность романа «Преступление и наказание» сегодня?
    Искать эту актуальность на каждой странице романа, конечно, не стоит – пустое занятие. Правильнее говорить о темах и проблемах.
    Первая такая проблема – государственная политика спаивания населения. Она начала проводиться при царе Иване Грозном и продолжается по сей день. Пьяных в первой части романа Достоевского более чем достаточно – и праздношатающихся, и лежачих. Причем, как мужчин, так и женщин. Питейные заведения – почти в каждом доме. А разве сегодня, даже в провинции, не так? «Красное и белое», «Лион», «Крепость», «Норман» — какие там еще есть алкомаркеты? А на словах – культивируем здоровый образ жизни. Ох, уж это лицемерие властей!..
    В каждом городе имеется своя «улица красных фонарей». Та самая, где вынуждена проводить время Соня Мармеладова в поисках богатой клиентуры. У нее просто другого выхода нет. Сегодня вариантов больше – например, заняться «интеллектуальной проституцией», писать за школьников или студентов разные работы. Особенно это занятие подходит для тех, кто не хочет заниматься проституцией настоящей. Но эта самая древняя «свободная» профессия что-то тоже не переводится. Раз востребована – значит, будет и впредь.
    Насколько далеко готов зайти человек, находящийся во власти какой-нибудь теории? Этот вопрос – основной в романе. И чем выше интеллект, тем быстрее он саморазрушается. Разумеется, речь идет о Родионе Раскольникове. Ведь, прослеживая его судьбу, Достоевский фактически поднимает проблему духовного самоубийства человека. Убивая другого, ты убиваешь и себя. Присваивая себе право распоряжаться судьбами других, ты пытаешься встать над временем и людьми. А разве кто-то из смертных имеет на это право?
    Разве мало сегодня тех, кому нет никакого дела до других, кто пытается самоутвердиться за их счет, любыми путями, в том числе и противозаконными? И их количество неуклонно возрастает. А это – путь в никуда. Амбициозность, причем ничем реальным не подкрепленная, — самый настоящий бич нашего времени. Раскольников – натура незаурядная, но тоже не выдающаяся.
    После каторги и ссылки Достоевский стал глубоко верующим человеком. И тема веры и неверия, спасения и покаяния тоже нередко поднимается на страницах романа. И кто скажет, что вопрос веры – не актуальный вопрос в наше, довольно греховное время? Интерес к религии резко упал и находится, наверно, на самой низкой точке за всю многовековую историю России. Как сложно преодолеть гордыню, покаяться в содеянном, да просто взять Священное Писание в руки – об этом Достоевский и пишет, проводя Раскольникова через душевные терзания и муки, через постоянную угрозу разоблачения.
    Таким образом, проблемы остаются, конфликты повторяются, люди если и изменяются от века к веку, то не изменяются по своей человеческой природе. По-прежнему во многих из нас над разумом могут взять верх гнев, гордыня, жадность, зависть и прочие грехи. Достоевский вряд ли когда-нибудь устареет. Он не дает рецептов излечения от болезней и пороков – он обнажает эти болезни и пороки. Он не судит, он сострадает. А выставить человеку честное зеркало – значит, заставить его задуматься.
    Павел Николаевич Малофеев

  7. Произведения Ф.М. Достоевского поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман «Преступление и наказание».
    Основной фигурой в романе является Родион Раскольников. Писателя интересует его психология, душевные качества, внутренние противостояния. Но первое что рассказывается о Родионе, так это в каких условиях он живет. Молодой человек живет в «каморке» на чердаке, похожей больше на шкаф или гроб. Достоевский описывает ее убожество, в очередной раз подчеркивая ужасное материальное положение Раскольникова. Это невероятно тяжело переносится героем, отличающимся больным самолюбием и гордостью.
    Родион – человек мыслящий, критически относящийся как к жизни, так и к морали большинства. Отрицая одну мораль, он нуждается в новой. И тут у Родиона появляется теория, которой он пытается объяснить жизнь, разложить все по полочкам, кто какое место занимает в обществе. Раскольников становится ее фанатиком, ведь она удовлетворяет, в первую очередь, его гордыню. Презрение к обществу толкает его на мысль, что ему [обществу] не хватает «сильной личности», которая может его изменить, которая подарит счастье людям и установит баланс. Как раз убийство злобной, никому не нужной старухи-процентщицы исправит положение близких ему людей, и заодно, ненароком, докажет, что Родион относится ко второму разряду людей, «властелинам судьбы», и тем самым подтвердит свою болезненную теорию. Идейное преступление, так сказать. Однако все дальнейшие события показали, что тиран и благодетель в одном лице несовместимы. Совершая убийство, он убивает и невинную беременную Лизавету, такую же униженную и оскорбленную, как и сам Раскольников. И в ходе этого чудовищного эксперимента, который должен был доказать статус Раскольникова и состоятельность его теории, доказывается лишь ее несостоятельность, и Родиона охватывает одиночество, отчуждение, безысходная тоска. Героя наказывает его собственная совесть.
    В противовес герою в романе выведен другой образ, олицетворение безграничного добра, которому абсолютно чужда гордость и близко смирение. Этот образ – Сонечка Мармеладова. К ней не пристает никакая грязь, несмотря на то, что Сонечка тоже великая грешница, как и Раскольников. Герой переступил через другого человека ради своей теории. Сонечка же переступила через себя ради близких, отдав на поругание свое тело. Соня борется и за Раскольникова, чтобы воскресить его для будущей жизни. Главная ее цель в этой борьбе – убедить Родиона покаяться.
    Она становится по-настоящему близкой Раскольникову, идет с ним до конца, приводит его к вере, а значит, по мнению Достоевского, и к спасению. В этом плане примечателен эпизод чтения ими главы из Евангелия, истории о воскрешении Лазаря. Введя эту легенду в свой роман, Достоевский хотел показать, что возрождение возможно для любого человека, даже для самого падшего грешника.

  8. Роман «Преступление и наказание» написан в 1865-1866 годах. Роман Достоевского можно назвать одним из самых сложных произведений русской классической литературы.
    Как известно, действие романа «Преступление и наказание» происходит в 1865 году. В центре внимания Достоевского — жуткая действительность XIX столетия, наполненная жестокостью и социальной несправедливостью. Это было время реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время работу, было тысячи, им нечем было питаться, многие из них гибли. Водка же в то время стала стоить дешево: на 30 копеек можно было напиться до отупения. В таких условиях нищеты и бесправия, угнетения и унижения любая личность задохнется от сознания собственного бессилия, и начнется деградация. Если же человек постарается приостановить процесс растления собственного «Я», то мирным путем ему вряд ли удастся это осуществить. Как известно, против системы не пойдешь, а тех, кто пытается хоть как-то плыть против течения, все равно жизнь изводит не одним, так другим способом. Достоевский выбирает определенный тип героя, наиболее яркий и выразительный, чтобы в трагедии его судьбы последовательно отобразить трагедию всего мира. Роман «Преступление и наказание» — это суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности.
    В романе «Преступление и наказание» писатель обратился к изображению пореформенной России, когда все менялось, прежние социальные отношения рушились, а новые находились в стадии становления, разорялось крестьянство и рушились его патриархальные устои. Ситуация во многом сходна с обстоятельствами, характеризующими наше современное государство. Процесс преобразования России затянулся уже не на одно десятилетие. Мы ждем стабильности и порядка, но хаос продолжает царить. Он царит не только вокруг, но и в наших душах. Видимо, перед русским человеком всегда стояла проблема выбора нравственных ценностей, выбора того пути, которого нужно придерживаться, чтобы, как говорится, «остаться на плаву». Судьба главного героя Родиона Раскольникова может помочь читателю разобраться и со своими жизненными ценностями. В «Преступлении и…
    наказании» Раскольников восстал против общества несправедливости во имя человеческого достоинства «униженных и оскорбленных». Но, намереваясь в будущем принести людям счастье, устроить их жизнь на справедливых и гуманных началах, он этой цели решил добиваться не созидательным свершением, а преступлением.
    Основная задача Достоевского как художника слова — раскрытие духовного мира героя. Он пытается показать внутренние причины, возникшие в силу внешних обстоятельств и побудившие Раскольникова пойти на убийство, а также душевные переживания героя, который таким зверским способом попытался утвердиться в своей теории и определить, к какому типу людей он относится: «необыкновенный» он человек или «вошь, как все». Автор хотел показать борьбу сознания с подсознанием.
    Герои романа не просто размышляют над своими поступками, они мучительно пытаются найти выход из сложившихся обстоятельств. Жаль только, что этот выход преступный. Главный герой — бывший студент, находящийся в крайней степени бедности, стал автором теории о разделении людей на «сильных личностей» и «тварей дрожащих», то есть людей, не способных переступить через допустимую нравственную границу, и тех, кого можно уничтожить для достижения собственных целей.
    Конечно же это очень страшно, когда у человека возникают подобные идеи. И не стоит думать, что это всего лишь вымысел или события дней минувших. За последние годы в стране колоссально вырос уровень убийств, совершенных на бытовой почве. А если подсчитаем профессиональных преступников или тех, кто впервые совершил преступление? И все это — из-за отсутствия какого-либо морального стержня у людей, жизнью доведенных до крайности.
    Даже если преступные деяния совершаются ради благих целей, все равно ответственности не избежать. Да и может ли преступление совершаться ради благих целей, если оно само по себе не благое дело? Об этом и сообщает нам Достоевский — в названии произведения отражена эта выношенная им мысль. Родион Раскольников совершил преступление ради будущих добрых начинаний, но это преступление причинило ему только страдания. Идея, которую проповедует Достоевский в романе, актуальна и по сей день.

  9. Сочинение по произведению на тему: В чем секрет актуальности романа Достоевского «Преступление и наказание»?
    Роман «Преступление и наказание» написан в 1865-1866 годах. Роман Достоевского можно назвать одним из самых сложных произведений русской классической литературы.
    Как известно, действие романа «Преступление и наказание» происходит в 1865 году. В центре внимания Достоевского – жуткая действительность XIX столетия, наполненная жестокостью и социальной несправедливостью. Это было время реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время работу, было тысячи, им нечем было питаться, многие из них гибли. Водка же в то время стала стоить дешево: на 30 копеек можно было напиться до отупения. В таких условиях нищеты и бесправия, угнетения и унижения любая личность задохнется от сознания собственного бессилия, и начнется деградация. Если же человек постарается приостановить процесс растления собственного «Я», то мирным путем ему вряд ли удастся это осуществить. Как известно, против системы не пойдешь, а тех, кто пытается хоть как-то плыть против течения, все равно жизнь изводит не одним, так другим способом. Достоевский выбирает определенный тип героя, наиболее яркий и выразительный, чтобы в трагедии его судьбы последовательно отобразить трагедию всего мира. Роман «Преступление и наказание» – это суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности.
    В романе «Преступление и наказание» писатель обратился к изображению пореформенной России, когда все менялось, прежние социальные отношения рушились, а новые находились в стадии становления, разорялось крестьянство и рушились его патриархальные устои. Ситуация во многом сходна с обстоятельствами, характеризующими наше современное государство. Процесс преобразования России затянулся уже не на одно десятилетие. Мы ждем стабильности и порядка, но хаос продолжает царить. Он царит не только вокруг, но и в наших душах. Видимо, перед русским человеком всегда стояла проблема выбора нравственных ценностей, выбора того пути, которого нужно придерживаться, чтобы, как говорится, «остаться на плаву». Судьба главного героя Родиона Раскольникова может помочь читателю разобраться и со своими жизненными ценностями. В «Преступлении и наказании» Раскольников восстал против общества несправедливости во имя человеческого достоинства «униженных и оскорбленных». Но, намереваясь в будущем принести людям счастье, устроить их жизнь на справедливых и гуманных началах, он этой цели решил добиваться не созидательным свершением, а преступлением.
    Основная задача Достоевского как художника слова – раскрытие духовного мира героя. Он пытается показать внутренние причины, возникшие в силу внешних обстоятельств и побудившие Раскольникова пойти на убийство, а также душевные переживания героя, который таким зверским способом попытался утвердиться в своей теории и определить, к какому типу людей он относится: «необыкновенный» он человек или «вошь, как все». Автор хотел показать борьбу сознания с подсознанием.
    Герои романа не просто размышляют над своими поступками, они мучительно пытаются найти выход из сложившихся обстоятельств. Жаль только, что этот выход преступный. Главный герой – бывший студент, находящийся в крайней степени бедности, стал автором теории о разделении людей на «сильных личностей» и «тварей дрожащих», то есть людей, не способных переступить через допустимую нравственную границу, и тех, кого можно уничтожить для достижения собственных целей.
    Конечно же это очень страшно, когда у человека возникают подобные идеи. И не стоит думать, что это всего лишь вымысел или события дней минувших. За последние годы в стране колоссально вырос уровень убийств, совершенных на бытовой почве. А если подсчитаем профессиональных преступников или тех, кто впервые совершил преступление? И все это – из-за отсутствия какого-либо морального стержня у людей, жизнью доведенных до крайности.
    Даже если преступные деяния совершаются ради благих целей, все равно ответственности не избежать. Да и может ли преступление совершаться ради благих целей, если оно само по себе не благое дело? Об этом и сообщает нам Достоевский – в названии произведения отражена эта выношенная им мысль. Родион Раскольников совершил преступление ради будущих добрых начинаний, но это преступление причинило ему только страдания. Идея, которую проповедует Достоевский в романе, актуальна и по сей день.
    ?

  10. На мой взгляд, роман Достоевского «Преступление и наказание» – произведение «вечное», актуальное во все времена. В нем писатель затрагивает «больные вопросы», присутствующие в любом обществе, в жизни любого человека. Не исключение – и современная мне эпоха. В ней существует множество параллелей со временем Достоевского.
    Так, важное место в романе занимает описание мира «униженных и оскорбленных» – людей, волею судьбы и общества скинутых на самое «дно жизни». Все действие произведения происходит в бедных районах Петербурга, отличающихся нищетой, грязью, отвратительными запахами. Здесь процветают всевозможные пороки и отсутствует всякое подобие надежды.
    Типичным примером таких людей является семья Мармеладовых. Ее глава – отставной чиновник, когда-то существовавший довольно благополучно. Однако со временем он полностью опустился – в социальном и нравственном смысле, превратился в жалкого и беспомощного человека, отбирающего у своей семьи последнюю копейку, живущего за счет «падения» своей дочери.
    Мармеладов страдает от своего «скотского» положения, однако изменить что-либо не в силах. Этому человеку нужна поддержка – уважение и сострадание: «Чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели». Однако в мире «униженных и оскорбленных», где царит равнодушие и злоба, это невиданная роскошь. Именно поэтому Мармеладов опускается все ниже, отсюда, как мне кажется, и черты безумия в его облике: «Что-то было в нем очень странное; …был и смысл и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие». Его единственный выход – это смерть. И этот герой, следуя логике своего характера, гибнет, пьяный, под копытами лошади.
    Трагична и судьба жены Мармеладова. Катерина Ивановна – женщина благородного происхождения, повторно вышедшая замуж за Семена Захаровича. Прекрасно образованная, гордая, тщеславная, она вынуждена погибать в нищете, видеть, как голодают ее дети, как унижает и унижается ее муж. Все это толкает героиню на бессмысленный бунт, скандалы, которыми она, однако, усугубляет свое и без того бедственное положение. В итоге Катерина Ивановна умирает от развившейся чахотки.
    Погибла бы, по крайней мере, нравственно, и дочь Мармеладова – Соня. Ведь она была вынуждена стать продажной женщиной, чтобы прокормить свою семью. Чистая и глубоко религиозная Соня страдает от своего положения, от той грязи, в которую ей приходится ежедневно погружаться, от того унижения, что она терпит. Однако от безумия и самоубийства ее спасает вера в Бога («Что ж бы я без Бога была?») и сострадательная любовь к близким («С ними-то что будет?»)
    Таким образом, на примере семьи Мармеладовых автор показывает, что в обществе царят равнодушие, всеобщее раздражение, разъединенность в отношениях людей. По Достоевскому, общество бесчеловечно, оно толкает людей на преступления против самих себя, против своей души. Разве современное общество не вызывает такие же мысли у многих тысяч моих современников?
    Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, главный герой романа – Родион Раскольников – решается на преступление: убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.
    Именно поэтому Раскольникова так возмущает теория Петра Петровича Лужина, успешного предпринимателя, жениха его сестры Дунечки. Лужин – сторонник теории «разумного эгоизма». Он считает, что каждый, прежде всего, должен заботиться о себе, о своем благополучии. Чем больше в обществе будет богатых людей, тем богаче будет все само общество.
    А что же бедные, «униженные и оскорбленные»? По теории Лужина, чем больше преуспевающих в обществе людей, тем лучше и беднякам: им больше достается от «щедрот» богатых. Получается, что каждый должен думать только о себе, а не о своем ближнем.
    Раскольников не желает принимать такой философии, ведь он пытается заботиться о счастье всех людей, хочет всемирного блага. В добавление к этому, протест и возмущение Родиона сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о необходимости сильной, властной личности, которой «все дозволено». Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».
    Таким образом, на мой взгляд, если бы Достоевский был моим современником, он создал бы роман, очень похожий на «Преступление и наказание». Конечно, приметы времени и реалии изменились бы, однако основные проблемы и темы, а также главная мысль (о сохранении Бога внутри себя, несмотря ни на что) остались бы неизменными. Именно поэтому «Преступление и наказание» является романом, актуальным во все времена.

  11. Одним из серьезнейших образцов русской литературы, в котором затронуты глобальные жизненные проблемы и вопросы, стал роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Здесь перед читателем раскрывается сложный мир внутренних переживаний, исканий, стремлений героев, их мучительная борьба с самим собой и с окружающей несправедливостью, их духовное падение и возрождение. Роман поражает удивительной глубиной раскрытия человеческих характеров и конфликтов, силой нравственных потрясений, возвышенных стремлений и идей. Все это волновало и будет волновать читателей.
    Описывая историю заблудшей, а затем преображенной души, автор не просто раскрывает сложный жизненный путь героя, путь терзаний, ошибок и раскаяния. Писатель проводит нас трудным и противоречивым путем поиска ответов на близкие всем, но такие сложные нравственные вопросы. Почему достойные люди — добрые, честные, благородные, умные — должны гибнуть в нищете, терпя унижение от ничтожных, подлых, жестоких, глупых, но живущих в роскоши и богатстве? В чем виноваты бедные дети? Почему они должны мучиться и страдать от голода и болезней? Что дает право на существование в мире такого порядка и как этот порядок изменить? Кто такой человек? В чем его предназначение? Почему существует разделение на “тварей дрожащих” и “право имеющих” преступать любые моральные устои?
    Не желающий прозябать среди “тварей дрожащих”, которые ничего не могут изменить в этом мире, герой Достоевского, Родион Раскольников, пытается отнести себя к разряду наполеонов, которые могут все, которые презирают существующие законы и способны устанавливать свои. Но не так уме прост оказывается этот путь. Раскрывая историю совершения преступления и особенно последующего наказания, автор касается общих особенностей общественной и духовной жизни, нравственных и моральных проблем, стоящих перед всем человечеством.
    События романа поражают не только своей трагичностью, но и предельной правдивостью. Поэтому все терзания героя, его нравственные колебания и противоречия вызывают сопереживание и волнение в сердцах читателей. Говоря о нравственных проблемах и исканиях Родиона Раскольникова, Достоевский использует разнообразные литературные приемы, позволяющие как можно глубже проникнуть в душу героя, увидеть то главное, что заложено в этом человеке. И особенную роль играет здесь мотив передачи снов Раскольникова. Вспомним “страшный” сон накануне убийства: перед нами ребенок, на глазах у которого жестоко избивают загнанную лошадь. В тупой злобе хозяин забивает животное насмерть. И в душе героя, как и в сердце каждого из нас, возникает острый протест против убийства, возмущение бессмысленной жестокостью, сочувствие чужой боли.
    Все это говорит о том, что на самом деле Раскольников обладает доброй, чуткой душой. Но как типично поведение хозяина лошади! Ведь точно так несправедлива, жестока и груба жизнь многих людей, вынужденных терпеть издевательства “хозяев” этой жизни, которые угнетают, унижают, а если захотят, могут и убить. И убивают — если не физически, то, во всяком случае, морально. Ведь что есть на самом деле существование таких несчастных людей, как Соня Мармеладова, как семья самого Родиона, если не медленная гибель. Проснувшись, Раскольников ужасается не столько той страшной сцене убийства животного, сколько, в первую очередь, задуманному им самим плану. Его природа бунтует. Но замысел продолжает жить в его сознании. И желание воплотить его лишь усиливается от впечатления, которое оказывает на героя история семьи Мармеладовых.
    Родион видит гибель всей семьи, предельное унижение Сони, вынужденной торговать своим телом, чтобы прокормить сестер и брата. Теперь смутные представления героя о необходимости убить процентщицу превращаются в целую теорию об избранных и тех, кто безропотно подчиняется.
    Себя он относит к первым и хочет доказать это себе самому и всем окружающим. Может быть, внутренняя борьба Раскольникова и могла бы закончиться иначе, возможно, он все-таки не решился бы на осуществление жестокого плана, но именно в этот момент он узнает о бедственном положении собственной матери, о готовности сестры принести себя в жертву — выйти замуж за нелюбимого. Такое будущее Дуни, которое во многом напоминает судьбу Сони, пугает его. Родион не может допустить подобного и потому принимает окончательное решение.
    Однако, совершив задуманное убийство, Раскольников вынужден убить и ни в чем не повинное существо — Лизавету. Одно убийство влечет за собой другое. И в этом одна из важнейших идей самого автора.
    Достоевский хотел показать, что жестокость и бесчеловечность в каком-то одном случае, чем бы она ни была обусловлена, не бывает единичной. Она становится проявлением бесчеловечности и несет пагубные последствия не только для самого героя, но и для его окружения. Меняется весь мир, рушатся главные устои. Вместе с тем писатель все же открывает перед героем путь к спасению. Хотя этот путь лежит только “через страдание”.
    Мучения Раскольникова заставляют его переоценить все свои мысли, чувства, принципы. И это осмысление ведет к пробуждению совести. Здесь Достоевский показывает весь процесс изменений духовной сферы человека. Преступить законы жизни — значит выключить себя из этой жизни. Именно это и происходит с Родионом Раскольниковым. Он оказывается отчужденным от общества, от мира, одиноким в своих страданиях и самобичевании. Преступление сломило его как человека.
    Главную свою идею Достоевский вкладывает в высказывание следователя Порфирия: “Станьте солнцем, вас и увидят”. То есть, только через доброе, высокое, человечное можно возвыситься в этом мире. То же самое чувствует и Соня. К сожалению, ей пришлось убедиться в этом на своем собственном печальном опыте. Таким образом, подводя итог всем нравственным исканиям и вечным вопросам, автор приводит своего героя, а вместе с ним и всех нас, к мысли о необходимости жить настоящей, а не придуманной жизнью, утверждаться как личность только через любовь и доброту, через служение людям и идеалам справедливости и человечности. Эти идеалы истинной гуманности, духовной гармонии никогда не потеряют своей актуальности. Они остаются близкими нам и сегодня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *