Сочинение на тему александрийский маяк

11 вариантов

  1. Строительство Александрийского маяка

    Такое масштабное строительство требовало огромных ресурсов. Притом не только финансовых и трудовых, но также и интеллектуальных. Птоломей I эту проблему решил довольно быстро. Как раз в то время он завоевал Сирию, поработил евреев и увёл их в Египет. Часть из них впоследствии он задействовал для возведения маяка.
    Именно в это время (в 299 г. до н.э.) он заключил перемирие с Деметрием Полиоркетом, правителем Македонии (отцом его был Антигон, злейший враг Птоломея, который умер в 301 г. до н. э).
    Таким образом, перемирие, огромное количество рабочей силы и другие благоприятные обстоятельства, дали ему возможность начать строительство грандиозного чуда света. Хотя точная дата начала строительных работ до сих пор не определена, исследователи убеждены, что это случилось где-то между 285/299 гг. до н. э.
    Наличие дамбы, построенной ранее и соединявшей остров с континентом, значительно облегчало задачу.
    Строительство Александрийского маяка было поручено мастеру Сострату из Книдии. Птолемей пожелал, чтобы на здании было начертано лишь его имя, говорящее о том, что именно он создал это великолепное чудо света.
    Но Сострат был настолько горд своей работой, что вначале выбил на камне своё имя. А затем наложил на него очень толстый слой штукатурки, на которой написал имя египетского правителя. Со временем штукатурка осыпалась, и мир увидел подпись архитектора.

    Как выглядел Фаросский маяк

    Точных сведений о том, как именно выглядело одно из семи чудес света, не сохранилось, но кое-какие данные всё же имеются:
    Фаросский маяк
    со всех сторон был обнесён толстыми крепостными стенами, а на случай осады в его подземельях хранились запасы воды и еды;
    Высота древнего небоскреба составляла от 120 до 180 метров;
    Маяк был построен в форме башни и имел три этажа;
    Стены древнего сооружения были выложены из мраморных глыб и скреплены раствором с небольшим добавлением свинца.
    Фундамент конструкции имел почти квадратную форму – 1,8 х 1,9 м, а в качестве строительного материала был использован гранит или известняк;
    Первый этаж Александрийского маяка имел высоту около 60 м, при этом длина сторон составляла около 30 м. Внешне он напоминал крепость или замок с установленными по углам башнями. Крыша первого яруса была плоской, декорирована статуями Тритона и служила основой для следующего этажа. Здесь были расположены жилые и подсобные помещения, в которых жили солдаты и рабочие, а также хранился разный инвентарь.
    Высота второго этажа составляла 40 метров, он имел восьмиугольную форму и был облицован мраморными плитами;
    Третий ярус имел цилиндрическую конструкцию, декорированную статуями, исполняющими роль флюгеров. Здесь было установлено восемь колонн, которые поддерживали купол;
    На куполе, развернувшись лицом к морю, стояла бронзовая (по другим версиям – золотая) статуя Посейдона, высота которой превышала семь метров;
    Под Посейдоном находилась площадка, на которой горел сигнальный огонь, указывавший путь к гавани ночью, тогда как днём его функции исполнял огромных размеров столб дыма;
    Чтобы огонь можно было увидеть с огромного расстояния, возле него была установлена целая система из отполированных металлических зеркал, отражающих и усиливающих свет костра. Он, по свидетельствам современников, был виден даже на расстоянии 60 км;
    Существует несколько версий, как именно поднимали топливо на вершину маяка. Приверженцы первой теории полагают, что между вторым и третьим ярусами была расположена шахта, где был установлен подъёмный механизм, с помощью которого наверх поднималось топливо для костра.
    Что касается второй, то она подразумевает, что на площадку, на которой горел сигнальный огонь, можно было попасть по винтовой лестнице вдоль стен сооружения, причём лестница эта была настолько пологой, что наверх здания без труда могли подняться навьюченные ослы, везущие топливо на вершину маяка.

    Александрийский маяк: крушение

    Александрийский маяк прослужил с 283 года до н.э. до XV века, когда вместо него возвели крепость. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше. Они восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.
    Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.
    После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго – вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни). После этого пирамиды в Гизе остались единственным древним чудом света, дожившим до наших дней.
    В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.

  2. Семью чудесами света называли в древности семь творений, созданных мастерами Египта, Греции, Вавилона. Одно из семи чудес — Александрийский маяк. Это была трехэтажная башня высотой около двенадцати метров. Стороны нижнего этажа, представляющего собой четырехугольник, были обращены к четырем сторонам света. Второй этаж — восьмигранная башня. Ее стороны были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Третий этаж — фонарь, он имел круглую форму. Его венчал купол с установленной на нем семиметровой статуей Посейдона — бога морей.
    Огонь, зажигавшийся в фонаре, усиливался целой системой металлических зеркал и был издалека виден мореплавателям. Топливо для костра доставлялось по удобной и пологой винтообразной лестнице, а к маяку все горючие материалы для поддержания костра подвозились на навьюченных ослах. Восьмигранную башню украшали бронзовые статуи. Некоторые из них служили флюгерами, указывающими направление ветра. Несомненно, маяк, воздвигнутый на острове Фаросе около Александрии, был первым и единственным во всем греческом мире маяком таких колоссальных размеров, а его сложные системы зеркал и технические усовершенствования казались настоящим чудом. Это удивительное сооружение в четырнадцатом веке было разрушено землетрясением.

  3. Семью чудесами света называли в древности семь творений, созданных мастерами Египта, Греции, Вавилона. Одно из семи чудес — Александрийский маяк. Это была трехэтажная башня высотой около двенадцати метров. Стороны нижнего этажа, представляющего собой четырехугольник, были обращены к четырем сторонам света. Второй этаж — восьмигранная башня. Ее стороны были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Третий этаж — фонарь, он имел круглую форму. Его венчал купол с установленной на нем семиметровой статуей Посейдона — бога морей.
    Огонь, зажигавшийся в фонаре, усиливался целой системой металлических зеркал и был издалека виден мореплавателям. Топливо для костра доставлялось по удобной и пологой винтообразной лестнице, а к маяку все горючие материалы для поддержания костра подвозились на навьюченных ослах. Восьмигранную башню украшали бронзовые статуи. Некоторые из них служили флюгерами, указывающими направление ветра. Несомненно, маяк, воздвигнутый на острове Фаросе около Александрии, был первым и единственным во всем греческом мире маяком таких колоссальных размеров, а его сложные системы зеркал и технические усовершенствования казались настоящим чудом. Это удивительное сооружение в четырнадцатом веке было разрушено землетрясением.

  4. Введение

    Семь чудес света – это распространенное название семи архитектурных построек древнего мира. Пирамида Хеопса в египетском городе Гиза является одним сооружением, сохранившимся и на сегодняшний день. Остальные были разрушены, преимущественно по причине землетрясений. Не избежало этой участи и наиболее позднее из семи чудес – Александрийский маяк.

    Описание

    Маяк представлял сложное многоуровневое сооружение. Основание состояло из объемных каменных блоков. Оно было по форме схоже с прямоугольником. Это была хозяйственная постройка в которой располагался обслуживающий персонал маяка.
    Средняя часть башни была всего лишь переходом на вершину. 8 мощных колонн являлись опорой для верхней части башни. По краям срединной части постройки стояли три статуи Тритона – сына Посейдона. На верхушке маяка было сооружение, в котором постоянно горело пламя. По краям стояли три статуи Тритона – сына Посейдона.
    Верхушка представляла собой гигантскую колоннаду, внутри которой постоянно горело пламя и отражалось от бронзовых пластин в сторону моря. Над пламенем нависал купол на котором стояла восьмиметровая статуя Посейдона – древнегреческого бога, повелителя морей.
    Общая высота маяка составляла более 120 метров. Согласно расчетам архитекторов, его свет был виден на расстояние 50 километров, что позволяло кораблям не разбиться о рифы и не заблудится в туманную погоду.

    История строения

    После основания города Александрия на территории современного Египта, началось его быстрое развитие как экономического и культурного центра. Торговые корабли стали частыми посетителями нового центра международной торговли. Тогда же стал вопрос о строительстве маяка. Построен он был на острове Фарос, близ Александрии, отчего его часто называют Фаросским маяком. Завершено строительство было предположительно в 283 г. до н. э. Планировалось построить его за 20 лет, однако архитекторы и рабочие управились за 12.
    Фаросское чудо света долгое время выполняло свои функции, пока в XII веке город не разорился и маяку перестали уделять должный уход, а многие материалы и инструмент были разворованы. В XIV веке постройка была окончательно разрушена в результате землетрясения. Впоследствии его обломки были использованы для строительства арабской крепости Кайт-Бей.

    Историческое значение маяка

    Долгое время не удавалось находить прямых вещественных доказательств существования одного из чудес света, и о нем было известно лишь из летописей греческих и византийских историков. В 1968 году археолог Хонор Фрост организовывает поисковую экспедицию, в результате которой на дне Средиземного моря удалось отыскать многочисленные обломки маяка. Также есть предположения, что маяк использовался древними учеными для попыток расчета радиуса Земли, и прочих геодезических исследований.
    В 2015 году египетские власти выдвинули идею о реконструкции Александрийского маяка, по причине его исторической и культурной ценности. Правительственная инициатива была тепло встречена в мире и на данный момент ведется теоретическое проектирование возможности воссоздания одного из чудес света.

  5. 5
    Текст добавил: Катеринка Мармарис

    Главная
    Сочинения по литературе
    Форосский маяк – сочинение
    В 332 – 331 гг. до н.э. Александр Македонский основал столицу эллинистического Египта Александрию. Здесь находится знаменитый Александрийский мусейон – один из главных научных и культурных центров античного мира, а при нем не менее известная Александрийская библиотека, в которой начислялось, едва ли ни 700 тысяч томов греческих и восточных книг. Александрия была самым богатым городом в свое время. Много замечательных сооружений было сведено в Александрии. К ним принадлежит и Александрийский маяк на скалистом острове Форос близ дельты Нила.
    Использование маяков началось в глубокой давности и связано с развитием мореплавания. Сначала это были костры, расположенные на высоких берегах, а потом искусственные сооружения. Одно из семы чудес древнего мира – Александрийский, или Форосский, маяк был сооружен в 283году до н.э. Строительство этого гигантского сооружения заняло всего 5 лет, которое само по себе удивительно.
    Основным строительным материалом для него послужил известняк, мрамор, гранит. Маяк состоял из трех поставленных одна на другую башен, которые постепенно уменьшаются. Высота маяка огромная: по одним данным 120 метров, по описаниям Ибн-аль-Сайха (XI в.) – 130 – 140 метров, по некоторым современным публикациям, даже 180 метров.
    Подножие нижней башни квадратное – размер стороны 30,5 метра. Нижняя башня, высотой 60 метров была составлена из каменных плит, украшенных утонченной скульптурной работой. Средняя, восьмигранная башня, высотой в 40 метров, облицованная беломраморными плитами. Верхняя башня – фонарь – круглая, с куполом, установленная на гранитных колонах, была увенчанная огромной бронзовой статуей покровителя морей Посейдона высотой 8 метров.
    На верхушке третьей башни в объемистой бронзовой чаше тлел древесный уголь, отблеск которого с помощью сложной системы зеркал на 100 миль указывал местонахождение гавани. Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались пандус и ступени. По широкому и отлогому пандусу на вершину маяка въезжали тележки, запряженные ослами. По шахте доставляли горючее для огня маяка.
    Высокий маяк служил замечательным наблюдательным пунктом. Система металлических зеркал использовалась и для обзора морского пространства, разрешая обнаруживать вражеские лодки задолго до того, как они появлялись у берега. Здесь были устроены флюгер, часы и астрономические приборы.
    Маяк, сооруженный на острове Форос, по своим огромным размерам и сложной системе отражателей света был единственным в своем роде. Вот как его охарактеризовал Ахилл Татий в своем романе “Левкиппа и Клитофонт”: “…здание причудливое и чрезвычайное, Гора, которая лежала посреди моря, доходила до самых небес, и вода протекала под этим сооружением, а оно высилось, вися над морем”.
    Александрийский маяк, простоял около 1500 лет, неся службу светоча, помогая ориентироваться середиземноморским “кибернетос”, как называли кормчих древние греки. Маяк дважды страдал от землетрясений, но его восстанавливали, пока, в конце концов, он не разрушился из – за выветривание камня. Потом на руинах маяка соорудили средневековую крепость.
    От одного из семы “чудес древнего мира”, казалось, ничего не осталось, кроме руин, встроенных в Кайт-Бей, где они существуют и поныне. Название острова превратилось в символ: “форос” стало означать “маяк”. Отсюда и современное “фара”.
    В 1961 году во время исследования прибрежных вод аквалангисты нашли на морском дне статуи, саркофаги, шкатулки из мрамора. В 1980 году международная группа археологов обнаружила на морском дне остатки Форосского маяка. Тогда же на глубине 8 метров нашли руины легендарного дворца царицы Клеопатры. Это одно из наибольших открытий археологии.

  6. Решите,пожалуйста пошагово уравнение:335/(1+х)+336/(1+х)^2+336/(1+x)^3+337/(1+x)^4=1000
    Почему в слове “ОглядЫваясь” пишется буква Ы, а ни какая-нибудь другая?
    маленькие пословицы на казахском языке про дружбу
    Кто поможет фонэтику по казахскаму футбол помогите пожалуста
    сколько будет 91:7,64:4,48:3,96:8,42:3,38:2,75:5,72:6 помогите
    кроссворд по теме покрыто семянные голосемянные 10 слов
    ПОМОГИТЕ МНЕ НУЖНО УСЛОВИЕ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ
    Как пишется “не то” загорелось что-то,”не то” стали опять пускать ракеты?
    Карточка №2.
    Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют:
    а) аксонами; б) нейронами; в) дендритами; г) медиаторами?
    По функциям вся нервная система подразделяется на:
    а) соматическую и вегетативную (автономную); б) симпатическую и парасимпатическую
    в) центральную и симпатическую; г) периферическую и соматическую?
    Вегетативная нервная система регулирует:
    а) движение скелетной мускулатуры; б) работу внутренних органов
    Серое вещество представляет собой:
    а) скопление тел нейронов; б) нервные волокна;
    в) скопление длинных отростков нейронов.
    Нерв – это:
    а) пучки нервных волокон за пределами Ц.Н.С.; б) скопления тел нейронов;
    в) проводящие пути спинного мозга
    6. Функции рецепторов:
    а) несут возбуждение от Ц.Н.С. к рабочему органу; б) воспринимают раздражение
    в) переключают возбуждение с чувствительных нейронов на двигательные
    7. Свойства нервной ткани:
    а) возбудимость и сократимость; б) возбудимость и проводимость
    в) сократимость
    8. Рефлекс – это:
    а) путь, по которому нервное возбуждение воспринимается и передаётся рабочему органу;
    б) ответная реакция на раздражение, осуществляемая нервной системой;
    в) передача возбуждения к рабочему органу
    9. Безусловный рефлекс:
    а) приобретается в процессе жизни; б) вырабатывается на определённые сигналы
    в) передаётся по наследству
    10. Мозжечок относится к:
    а) переднему мозгу; б) стволу мозга; в) заднему мозгу
    Три класса школьнику сажали деревья. Один класс посадил 7/20 все деревьев, другой 5/8 оставшихся деревьев, а третий остальные 195. Сколько всего деревьев посадили школьники?

  7. 7
    Текст добавил: Ангел в цепях

    Вокруг нее вился пандус, чтобы поднимать по нему топливо для огня. Третий ярус представлял собой величественную цилиндрическую постройку, оборудованную сложной системой зеркал. Именно здесь горел жизненно важный огонь, распространяя свой свет на многие километры вокруг.
    Высота шестого чуда света Фаросского маяка составлял от 120 до 140 метров. На самом верху была установлена статуя бога морей Посейдона.
    Некоторые путешественники, описывая поразившее их чудо, упоминали о необыкновенно устроенных статуях. Первая указывала рукой на солнце, на протяжении всего дня, а когда солнце заходило – рука опускалась.
    Вторая статуя днем и ночью отбивала звуком каждый час. Третья постоянно указывала направление ветра, играя роль флюгера.
    В XII веке нашей эры корабли перестали пользоваться александрийской бухтой по причине того, что она стала чрезвычайно илистой. Именно это послужило тому, что выдающееся сооружение пришло в полный упадок. Еще позднее, в XIV веке, вследствие землетрясения чудо света Александрийский маяк совершенно разрушился.
    На его месте была воздвигнута крепость, не раз менявшая свой вид. Сейчас на этом историческом месте располагается база египетского флота и, несмотря на разные предложения, идею восстановления маяка власти не рассматривают.

  8. Местом для маяка был выбран остров Фарос, находящийся в 1290 метрах от Александрии. Возведением Фаросского маяка, ставшего позже седьмым чудом света, руководил архитектор Сострат, сын Дексифана из Книда.
    Для обеспечения подвоза строительных материалов к острову была сооружена дамба. Само строительство было исполнено по меркам древнего мира молниеносно, заняло всего шесть лет (285-279 годы до н.э.). Новая постройка сразу же «выбила» стены Вавилона из списка классических чудес света, и заняла там почетное место и до наших дней. Высота Александрийского маяка по оценкам современников достигала 120 метров. Свет, проецируемый с башни Александрийского маяка, был виден на расстоянии до 48 километров.
    В маяке выделялось три яруса.
    Первый ярус имел квадратную форму со сторонами 30,5 метров, ориентированными по сторонам света. Общая высота этого яруса составляла 60 метров. Углы яруса занимали статуи тритонов. Само помещение предназначалось для размещения рабочих и охраны, кладовых под топливо и продукты.
    Средний ярус Фаросского маяка имел восьмиугольную форму с гранями, ориентированными по преобладающим здесь ветрам. Верхнюю часть яруса украшали статуи, часть которых функционировала в качестве флюгеров.
    Верхний ярус цилиндрической формы исполнял как раз роль фонаря. Он был обнесен восемью колоннами, накрытыми куполом-конусом. Верх купола Фаросского маяка украшала семиметровая статуя Исиды-Фарии (попечительница мореплавателей). Мощный светильник проецировался с помощью системы вогнутых металлических зеркал. О доставке топлива на вершину Александрийского маяка бытуют давние споры. Одни предполагают, что доставка осуществлялась с помощью подъемных механизмов по внутренней шахте, другие же говорят, что подъем производился с помощью мулов по спиральному пандусу.
    Также в маяке была и подземная часть, где располагались запасы питьевой воды для гарнизона. Стоит упомянуть, что маяк выполнял также и роль крепости, охраняющей морской путь в Александрию. Сам Фаросский маяк был даже обнесен мощной оградой с бастионами и бойницами.
    В XIV веке чудо света Фаросский маяк был разрушен землетрясением. В настоящее время о внешнем виде седьмого чуда света свидетельствуют только изображения на римских монетах и останки развалин. Так, например, исследования 1996 года позволили отыскать на дне моря останки Александрийского маяка.
    Маяк на римских монетах
    Через сотню лет после разрушения на его месте султан Кайт-бей построил форт. И в настоящее время появляются инициаторы, желающие реконструировать Фаросский маяк, на том месте, где он первоначально находился – на острове Фарос. Но власти Египта пока не хотят рассматривать эти проекты, и крепость Кайт-бей продолжает охранять место былого великого сооружения древности.
    Крепость Кайт-Бей

    Видео про Фаросский маяк

  9. Строительство маяка.
    Создал маяк архитектор Сострат из Книдии. Гордый своим творением, он захотел оставить свое имя на фундаменте сооружении, однако Птолемей II, унаследовавший престол после своего отца Птолемея Сотера, запретил ему совершить этот вольный поступок. Фараон желал, чтобы на камнях было выбито только его царственное имя, и чтобы именно его почитали как создателя Александрийского маяка. Сострат, будучи умным человеком, не стал спорить, а просто нашел способ обойти приказ владыки. Сначала он выбил на каменной стене такую надпись: “Сострат, сын Дексифона, книдиец, посвятил богам-спасителям за здравие мореплавателей!”, после чего покрыл ее слоем штукатурки, а сверху написал имя Птолемея. Минули века, и штукатурка покрылась трещинами и осыпалась, открыв миру имя истинного строителя маяка.
    Строительство затянулось на 20 лет, но в итоге Александрийский маяк стал самым первым в мире маяком, и самым высоким строением древнего мира, не считая Великих пирамид в Гизе. Вскоре весть о Чуде разлетелось по всему свету и маяк стали называть по имени острова Фаросским или просто – Фаросом. После, слово “фарос”, как обозначение маяка, закрепилось во многих языках (испанском, румынском, французском)
    Описание Александрийского маяка.
    В X столетии было составлено два подробных описания Александрийского маяка: путешественниками Идриси и Юсуфом эль-Шаих. Согласно им высота здания равнялась 300 локтям. Поскольку такая мера длины, как “локоть”, у разных народов имела разные размеры, то при переводе на современные параметры, высота маяка колеблется от 450 до 600 футов. Хотя думается, первая цифра больше соответствует истине.
    Маяк на Фаросе совершенно не был похож на большинство современных сооружений такого типа – тонких одиночных башен, а скорее, напоминал футуристический небоскреб. Он представлял собой трехэтажную (трехъярусную) башню, чьи стены были сложены из мраморных глыб, скрепленных раствором с примесью свинца.
    Высота первого этажа превышала 200 футов, а длина – 100 футов. Таким образом, самый нижний ярус маяка напоминал массивный параллелепипед. Внутри, вдоль его стен, проходил наклонный въезд, по которому могла взобраться наверх повозка, запряженная лошадью.
    Второй ярус выстроили в форме восьмиугольной башни, а верхний этаж маяка напоминал цилиндр, увенчанный куполом, опиравшимся на колонны. Вершину купола украшала огромная статуя бога Посейдона – повелителя морей. На площадке под ним всегда горел огонь. Говорят, что с кораблей можно было увидеть свет этого маяка на расстоянии 35 миль (56 км).
    В самой нижней части маяка располагалось множество служебных помещений, где хранился инвентарь, а внутри двух верхних этажей проходила шахта с подъемным механизмом, позволяющим доставлять топливо для костра на самый верх.
    Кроме этого механизма, вдоль стен к вершине маяка вела винтовая лестница, по которой посетители и обслуживающий персонал поднимались на площадку, где пылал сигнальный огонь. Согласно источникам, там же было установлено массивное вогнутое зеркало, вероятно, изготовленное из отполированного металла. Его использовали для того, чтобы отражать и усиливать свет костра. Говорят, что в ночное время кораблям путь к гавани указывал яркий отраженный свет, а днем – огромный дымовой столб, видимый издалека.
    Некоторые предания гласят, что зеркало на Фаросском маяке можно было использовать еще и в качестве оружия: якобы оно было способно так сфокусировать солнечные лучи, что сжигало вражеские корабли, едва они появлялись в поле зрения. В других легендах говорится, что в нем можно было увидеть Константинополь на другом берегу моря, используя это зеркало как увеличительное стекло. Обе истории кажутся слишком уж неправдоподобными.
    Самое полное его описание оставил арабский путешественник Абу Хаггаг Юсуф ибн Мохаммед эль-Андалусси, посетивший Фарос в 1166 году. Его записи гласят: “Александрийский маяк расположен на самом краю острова. Его цоколь имеет квадратное основание, длина сторон которого равна примерно 8,5 метрам, при этом северная и западная стороны омываются морем. Высота восточной и южной стены цоколя достигает 6,5 метров. Однако высота стен, обращенных к морю, намного больше, они более отвесны и напоминают крутой горный склон. Каменная кладка маяка здесь особенно крепка. Должен сказать, что та часть постройки, описанная мною выше, самая современная, так как именно здесь кладка обветшала больше всего и нуждалась в восстановлении. На той стороне цоколя, которая обращена к морю, видна древняя надпись, которую я не могу прочитать, ибо ветер и морские волны источили каменную основу, из-за чего буквы частично осыпались. Размеры буквы “А” чуть меньше 54 см. А верхняя часть “М” напоминает большую дыру в днище медного котла. Размеры же остальных буквы схожи.
    Вход на маяк находится на значительной высоте, ибо к нему ведет насыпь протяженностью в 183 метра. Он покоится на ряде арок, ширина которых столь велика, что мой спутник, встав под одной из них и раскинув руки в стороны, не смог коснуться ее стен. Всего там было шестнадцать арок, и каждая из них больше, чем предыдущая. Самая последняя арка особенно поражает своими размерами”.
    По всей видимости, маяк также служил местной достопримечательностью, куда пускали путешественников: например, на обзорной площадке первого этажа маяка, можно было не только полюбоваться открывающимся оттуда видом, но и купить еды. Если гости хотели подняться повыше, то к их услугам был небольшой балкон, устроенный на самом верху среднего яруса – на высоте 300 футов над морем. Несомненно, счастливчиков, сумевших туда попасть, ждало потрясающее зрелище, тем более, что в те давние времена, было крайне мало сооружений подобных этому.
    Разрушение.
    Как же самый первый в мире маяк оказался на дне Средиземного моря? Большинство источников говорят о том, что маяк, подобно другим сооружениям древности, пал жертвой землетрясений. Маяк на Фаросе простоял 1500 лет, но подземные толчки в 365, 956 и 1303 годах н. э. серьезно его повредили. А землетрясение 1326-ого (по другим источникам 1323 года) довершило разрушение.
    Совершенно недостоверной кажется история о том, как большая часть маяка в 850 году была превращена в развалины благодаря интригам императора Константинополя. Так как Александрия весьма успешно соперничала с вышеупомянутым городом, то правитель Константинополя задумал хитроумный план по уничтожению маяка на Фаросе. Он распустил слухи о том, что под фундаментом этого строение спрятан клад баснословной ценности. Когда в Каире калиф, (бывший в то время властителем Александрии) услышал эту молву, то приказал снести маяк, чтобы отыскать спрятанные под ним сокровища. Только после того, как гигантское зеркало было разбито и два яруса уже разрушены, калиф осознал, что его обманули. Он попытался восстановить здание, но его попытки не увенчались успехом. Тогда он перестроил уцелевший первый этаж маяка, превратив в мечеть. Однако как бы ни была красочна эта история, она не может быть правдивой. Ведь путешественники, побывавшие на Фаросском маяке уже в 1115 году н. э. свидетельствуют о том, что и тогда он все еще оставался целым и невредимым, исправно выполняя свою функцию.
    Так, Маяк все еще высился на острове, когда в 1183 году Александрию посетил путешественник ибн Джабар. Увиденное настолько потрясло его, что он воскликнул: “Ни одно описание не сможет передать всю его красоту, не хватит глаз, чтобы окинуть его взором, а чтобы поведать о величии этого зрелища, не хватает слов!”
    Два землетрясения в 1303 и в 1323 годах разрушили маяк на Фаросе так сильно, что арабский путешественник ибн Батута уже не смог попасть внутрь этого сооружения. Но даже эти руины не дошли до наших дней: в 1480 году правивший в то время Египтом султан Кайт Бей возвел на месте маяка цитадель (форт). Для строительства были взяты остатки каменной кладки маяка. Таким образом, маяк стал частью средневекового форта Кайт-Бей. Однако блоки, из которых некогда был сложен Александрийский маяк, до сих пор можно различить в каменных стенах форта – благодаря их исполинским размерам.

  10. АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАЯК

    ©
    И.И. Вегеря, 2007
    Цели
    строительства.
    Историческая
    обстановка.
    Строительные
    и технические решения.
    Слава и
    гибель маяка.

    Цели строительства.

    Александрия
    Египетская, которая со дня своего основанная в 332/1 г. до
    н.э. задумывалась как важнейший укрепленный и торговый центр на
    пересечении морских, речных и наземных путей трех континентов, конечно
    же, должна была иметь собственную хорошо защищенную гавань, одним из
    обязательных элементов которой со временем должен был стать маяк. Но
    поскольку место выбранное для строительства города не имело удобной и
    естественным образом защищенной гавани, для ее оборудования требовалось проведение
    целого ряда серьезных инженерно-строительных работ, из которых
    первоочередными являлись строительство дамбы, соединяющей берег с
    островом Фарос, и сооружение мола, ограждающего гавань от подводных
    скал, а также ила и песка, который в изобилии несут в море
    многочисленные рукава Нильской дельты.
    Фрагмент
    карты
    Нижнего Египта с сайта http://www.mnsu.edu/
    Поэтому одной из главнейших
    задач, которую должно было решить строительство маяка, являлось
    обеспечение безопасности мореплавания в прибрежных водах, следствием
    чего стало бы увеличение объемов
    торговли, осуществляемой через Александрийский порт. Впрочем, для этого
    не требовалось сооружение маяка, которые сделался бы одним из семи
    чудес света. Даже маяк высотою в 35 м, каковым являлся Колосс
    Родосский, для этих целей был несколько черезмерен.
    По-видимому, в число наиболее
    важных функцией Фаросского маяка входило обеспечение безопасности
    столицы государства Птолемеев от нападений с моря, откуда могла
    исходить наибольшая угроза для Египта, который естественных образом был
    защищен от нападений врагов на суше. Именно для этой цели требовался
    наблюдательный пункт значительной высоты, который обеспечивал бы
    обнаружение противника на значительном расстоянии от берега. Особую
    актуальность данному вопросу придавало отсутствие вблизи Александрии
    каких-либо естественных возвышенностей, на которых могли быть
    организованы такие наблюдательные пункты.
    Однако сооружение подобного
    колосса являлось мероприятием чрезвычайно дорогостоящим, и повлиять на
    принятие решения о начале его строительства могли лишь обстоятельства
    исключительного характера.
    Одним из таких событий,
    вероятно, явилось внезапное вторжение флота Деметрия Полиоркета в бухту
    Пирея в 307 г. до н. э., причиной которого было именно несвоевременное
    обнаружение и опознание вражеской эскадры[1]
    – повлекшее за собой изгнание из Афин Деметрия
    Фалерского, который через девять лет после этого события
    оказался при дворе Птолемея I Сотера в качестве одного из
    ближайших советников, являя собой живой пример пренебрежения
    необходимыми мерами безопасности[2].
    Второе – это
    достаточно неожиданное ночное появление флота того же Деметрия
    Полиоркета уже у берегов Египта в 306 г. до н. э. во время неудавшегося
    похода Антигона Одноглазого против Птолемея Сотера[3].
    В данном случае спасительницей Египта оказалась морская стихия, которая
    изрядно потрепала флотилию Деметрия во время похода, потопив или сделав
    небоеспособной большую часть его эскадры.
    Однако, строительство столь
    грандиозного сооружения требовало значительных финансовых,
    интеллектуальных и трудовых ресурсов, которые не могли быть привлечены
    в неспокойное военное время. Благоприятная обстановка для начала
    строительства сложилась к началу III в. до н. э., когда, приняв
    титул царя, Птолемей завоевал Сирию, уведя в Египет в качестве рабов
    огромное количество евреев. Еще более важными событиями оказались
    смерть Антигона, злейшего
    врага Птолемея, раздела его царства между диадохами, а также заключения
    мира между Птолемеем Сотером и Деметрием Полиоркетом в 299
    г. до н.э.
    Именно 299 г. до н.э. некоторые
    источники указывают датой начала строительства маяка на острове Фарос.
    Однако, вернее всего, в этот год были начаты инженерно-строительные
    работы иных портовых объектов (молов, дамбы соединяющей берег с
    островом Фарос и т.п.), без которых сооружение и эксплуатация маяка не
    только была бы затруднена – но при определенных
    обстоятельствах могла, наоборот, облегчить вражескому флоту задачу по
    внезапному появлению в гавани Александрии.
    Пожалуй, непосредственно
    строительство маяка
    было начато в конце 285 или начале 284 г. до н.э. Именно в 285 г. до
    н.э. о.Фарос был соединен дамбой с материком, что, безусловно,
    облегчало проведение строительных работ. В этом же году соправителем
    Птолемея Сотера был поставлен его сын Птолемей Филадельф, воспитанник
    Стратона-физика, и идея строительства маяка получила могущественного и
    энергичного сторонника, интересующегося в том числе и технологией
    процесса. К этому же времени флот Птолемеев приобрел господство на
    море, Египет овладел портовыми городами Тир и Сидон, а 286
    г. до н.э. Птолемей Сотер выступил также и в качестве
    протектора Союза островитян. Таким образом, функционирование маяка
    должно было обслуживать многократно возросший товарооборот через порты
    Александрии.
    Александрия
    из Атласа
    по истории Древнего мира.
    В пользу того, что
    строительство Александрийского маяка началось не ранее конца 285 г. до
    н.э. косвенным образом свидетельствует и «Письмо
    Аристея». Если признать, что александрийский
    перевод священных книг иудеев на греческий, Перевод
    Семидесяти, был осуществлен в октябре – декабре 285
    г. до н.э. (а к тому, я полагаю, есть все основания[4]),
    то указание автора «Письма», что место, в котором
    работали толковники (красивое уединенное здание на дамбе в северных
    кварталах о. Фарос) было «восхитительном из-за его
    спокойствия и веселости» (Письмо
    Аристея, 301
    – 307), достаточно определенно указывает на то, что ко
    времени окончания Перевода Семидесяти, строительство Маяка начато не
    было[5].

    Историческая
    обстановка.

    Одновременное осуществление
    двух таких великих деяний, как Перевод
    Семидесяти и строительство Маяка едва ли было возможно и по
    причине чрезвычайной дороговизны обоих мероприятий.
    От Плиния Старшего[6]
    нам известно, что строительство александрийского Маяка обошлось в сумму
    близкую к 800 талантам. По, видимому, такие же средства Птолемеям
    пришлось потратить и на мероприятия сопряженные с переводом священных
    книг евреев на греческий. Во всяком случае, из «Письма
    Аристея» известно, что сумма выкупных платежей за
    освобождение из рабства египетских иудеев составила более 600 талантов (Письмо
    Аристея, 27). Если к этому прибавить затраты Птолемея
    Филадельфа на подарки Иерусалимскому Храму, снаряжение посольства в
    Иерусалим, семидневный философский пир в Александрии с участием
    толковников, средства для обеспечения работы переводчиков в течение
    семидесяти дней и т.п., то бюджеты обоих проектов окажутся весьма
    близкими, если ни вовсе равновеликими.
    При этом необходимо учитывать,
    что в то же самое время огромные средства выделялись царской казной на
    содержание Музейона
    и Библиотеки.
    Но, возможно, даже более важным
    обстоятельством, имевшем непосредственное отношение к принятию решения
    о начале строительства Маяка, явилась борьба между различными
    придворными группировками за влияние на обоих Птолемеев, отца и сына,
    которые с 285
    г. до н.э. являлись соправителями Египта.
    По всей видимости, эта борьба
    разворачивалась между партиями советников царя-отца и царя-сына,
    представленными, с одной стороны, Деметрием Фалерским, Манефоном и их
    сторонниками из числа философов, жрецов и ученых-филологов Александрийского
    Музейона, с другой – гораздо более молодыми
    единомышленниками Птолемея Филадельфа, которые, будучи взращены на
    учении Стратона-физика, исповедовали гораздо более
    «приземленные» технократические идеи.
    Косвенное подтверждение такому
    положению дел мы находим в том же «Письме
    Аристея», который в числе вопросов, заданных царем
    толковникам из Иерусалима, приводит и такие: «Кого мужу следует избирать себе
    в советники?» (Письма
    Аристея,
    264); «Как приобрести друзей, мыслящих
    одинаково с собою?» (Письма
    Аристея,
    190).
    По-видимому,
    совершенно не случайно молодым царем был задан и вопрос о том, как ему строить так, чтобы
    построенное сохранилось после него (Письма
    Аристея,
    258)[7]. Вероятно,
    этот вопрос царя следует прямо соотносить с ветхозаветной легендой о
    строительстве Вавилонской башни, а также заповедью, данной иудеям,
    которая запрещает делать себе кумира и всякое изображения того, что на
    небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли (Исход,
    20:4) – поскольку до начала работы над Переводом
    Семидесяти Птолемея
    Филадельфа, конечно, должны были информировать хотя бы об основных
    положениях иудейской религии и мировоззрения.
    Учитывая вышеизложенное, можно
    с достаточно высокой степенью вероятности говорить о том, что
    противостояние партий советников старого и молодого царя, в итоге было
    переведено на уровень вечного и высокого философического спора о том,
    что же является истинным сокровищем для человека: обладание мудростью,
    позволяющей человеку находить счастье внутри себя, или владение
    совокупностью неких материальных благ и технических приемов, толкающего
    человека на поиск блаженства в предметах и явлениях материального мира;
    покорность
    божеству или потворство собственной неуемной гордыне. Вопрос
    формулировался именно так: что является истинным ориентиром для
    страждущей (читай – всякой) души человека: мудрость,
    источником которой являются Книга и Библиотека,
    или некий искусственный источник света, позволяющий заблудшему
    мореплавателю ориентироваться в пространстве, конечно, несколько легче
    – но ничуть не надежнее, нежели свет звезд, которые видны, к
    тому же, не только в непосредственной близости от Александрии.
    При этом ценой вопроса было не
    только наличие или отсутствие финансирования Перевода Семидесяти или
    строительства маяка. Борьба между «физиками» и
    «лириками» велась, на самом деле и в
    конечном итоге, за то, что станет символом новой империи, нового мира,
    новой культуры — ибо птолемеевский Египет очевидно выдвигался
    в лидеры эллинистической цивилизации. Но это был также и спор двух
    конкретных неординарных личностей – Деметрия Фалерского и
    Сострата Книдского, каждый из которых, в итоге, оставил свой
    неизгладимый след в истории: первый, скрыв свое авторство под
    достаточно прозрачным псевдонимом Экклезиаст[8];
    второй – оставив свое имя под слоем штукатурки, поверх
    которой огромными буквами было начертано имя ПТОЛЕМЕЙ[9].
    При этом, впрочем, не стоит
    преуменьшать и роли самого Птолемея Филадельфа (а равно – и его отца
    Птолемея Сотера), который не приняв безоговорочно доводов ни одной из
    сторон, отыскал возможности для осуществления обоих проекта,
    предоставив, тем самым, рассудить спор двух мировоззрений самой
    истории.

    Строительные и технические решения.

    Строительство маяка на острове
    Фарос было начато в 285/4 г. до н.э. после того, как остров был
    соединен с материковой частью Александрии дамбой. Возможно,
    дополнительным аргументом в пользу незамедлительного начала
    строительства послужило то, что в 288 г. до н.э. на острове Родос,
    который являлся одним из основных конкурентов птолемеевского Египта в
    средиземноморской морской торговле, также было начало сооружения маяка.
    Однако, материальные и интеллектуальные ресурсы Родоса и Египта были
    несопоставимы. Поэтому строительство Фаросского маяка было закончено к
    279 г. до н.э., тогда как сооружение Колосса Родосского продолжалось в
    течение 12 лет и было завершено лишь в 276
    г. до н.э. При этом размеры маяка в Александрии были гораздо
    более внушительными, нежели маяка на Родосе.
    По свидетельству античных
    авторов маяк располагался на скале на восточном берегу о. Фарос.
    Маяк на
    о.Фарос с сайта bible.archeologie.free.fr
    Точных сведений о конструкции и
    размерах Фаросского Маяка до наших дней не сохранилось. Однако есть
    основания полагать, что высока маяка составляла от 111 до 180 м (высота
    Колосса Родосского около 35 м). Основание маяка имело мощный фундамент
    из гранита или известняка с длиной стороны квадрата около 180
    – 190 м. На этой площадке располагался дворец или крепость с
    четырьмя башнями по углам. Из центра крепости поднималась башня самого
    маяка, размер каждой из сторон основания которой составлял около 30,5 м.
    Фаросский
    Маяк с сайта 7 чудес
    света.
    Конструктив башни маяка состоял
    из трех ярусов. Нижний ярус высотой 60 – 80 м имел
    форму сориентированной по главным сторонам света четырехгранной башни,
    которая, сужаясь кверху, венчалась зубцами. Нижний этаж служил
    основанием следующего яруса – восьмигранной призмы высотой
    около 40 м, каждая из сторон которого была сориентирована по
    направлениям восьми главных ветров. Верхняя часть маяка представляла
    собой колоннаду из 8 цилиндрических колонн, которые поддерживали купол,
    увенчанный позолоченной статуей повелителя морей Посейдона высотой 7
    – 8 м. По некоторым сведениям позолоченная статуя Посейдона
    имела лицо основателя города – Александра Великого. Основными
    материалами при строительстве башни служили известняк и гранит. Внешняя
    облицовка маяка была выполнена из белого мрамора.
    Внешний
    вид и внутреннее устройство маяка с сайта web.rgzm.de
    Внутри башни имелись пологие
    винтообразная лестница и пандус, по которому на площадку верхнего
    этажа, где в темное время суток разводился огонь, при помощи повозок,
    запряженных ослами доставлялось топливо. Пламя гигантского костра, за
    которым специальные служители вели постоянное наблюдение,
    поддерживалось либо просмоленными дровами, либо нефтью[10].
    Свет на башне (да и сама башня в дневное время) призван был облегчить
    мореплавателям ориентацию в морских пространствах, а также
    предупреждать их об близости отмелей и подводных скал. В туман и
    непогоду об этих опасностях мореплавателей предупреждал трубный звук,
    издаваемый золотым рогом одной из женских фигур, установленных на башне
    маяка. Функциями других женских статуй из позолоченной бронзы было
    указание направления и силы ветра, а также морских волн, возвещение
    времени по солнечным или водяным часам. Одна из этих статуй,
    поворачиваясь, постоянно указывала рукою на солнце; с заходом солнца
    рука статуи опускалась. Возможно, эти хитроумные фигуры-автоматы были
    установлены через несколько лет или десятилетий после окончания
    строительства маяка, когда в Александрийском
    Музейоне работали выдающиеся математики и инженеры античности
    Евклид, Архимед, Ктесибий,
    Герон.
    Однако, идея маяка с точки
    зрения обеспечения безопасности мореплавания не была абсолютно
    безупречной. На это указывал еще Плиний Старший, который писал о
    Фаросской башне в своем «Естествознании» :
    «Польза ее в том, чтобы предупреждать своими огнями идущие
    ночью корабли о мелях и входах в порт… Опасность —
    в непрерывности огня, как бы не принимали это за звезду, так как издали
    вид их сияний сходен»[11].
    И действительно, огонь маяка,
    усиленный зеркалами из полированной бронзы или стекла и видимый за 50
    – 60 км, а по некоторым сведениям – за 100 км в
    отдельных случаях мог привести к ошибкам мореплавателей, которые
    определяли свое местоположение по звездам.
    Однако, здесь следует
    учитывать, что обеспечение безопасности судоходства не было
    единственной технической задачей маяка. Возможно, гораздо более важным
    являлось предупреждение внезапного нападения со стороны моря. Во всяком
    случае, Фаросский маяк не был сооружением, которое в полной мере
    соответствует современному представлению о маяке. Идея использования
    береговых костров для облегчения ориентирования мореплавателей, как и
    идея устройства ложных маяков в целях уничтожения вражеских флотов на
    отмелях и прибрежных камнях использовалась задолго до строительства
    Александрийского маяка. Новшеством александрийских инженеров являлось
    именно использование зеркал-отражателей которые усиливали и
    концентрировали световой пучок. Именно поэтому Фаросский Маяк следует
    считать прообразом современного прожектора или фары, что, собственно,
    оказалось запечатлено даже в современном названии этого оптического
    прибора. Именно это техническое решение давало возможность освещать
    морское пространство на значительном расстоянии, позволяя обнаруживать
    вражеские корабли за многие десятки километров от порта Александрии.
    Свет
    Александрийского Маяка с сайта http://library.humboldt.edu/
    Слежение за передвижениями по
    морю, по-видимому, велось круглосуточно и круглогодично. Для этих
    целей, а также для отражения возможного внезапного нападения, на
    территории крепости и маяка находился постоянный гарнизон, обеспеченный
    солидными запасами продовольствия и пресной воды, вооружения,
    боеприпасов и топлива для костра Маяка. Собственно, Маяк являлся лишь
    одним, хотя и очень важным, звеном в системе прибрежной обороны Александрии.
    Главной задачей гарнизона маяка являлось своевременное обнаружение
    вражеских кораблей для обеспечения запирания александрийских гаваней от
    входа незваных гостей. Впрочем, будучи хорошо укрепленной крепостью,
    маяк мог выдерживать и длительную осаду, и обеспечивать защиту города
    от вражеских кораблей в случае их приближения к порту Александрии.
    Еще одной функцией
    Александрийского Маяка являлась демонстрация могущества и богатства
    государства Птолемеев. Это прекрасно понимали не только египетские
    монархи, но и строитель маяка Сострат Книдский, который дабы
    увековечить память о себе, высек собственное имя на каменных блоках
    основания маяка. Вот что сообщает об этом Лукиан: «Итак, построив такое
    сооружение, строитель внутри на камнях написал собственное имя, а
    затем, покрыв его известью, написал поверх имя тогдашнего царя,
    предвидя, как это и случилось, что оно очень скоро упадет вместе со
    штукатуркой и обнаружится надпись: «Сострат, сын Дексифана,
    книдиец, богам-спасителям за здравие мореплавателей». Он
    считался не со своим временем, а с вечностью, пока будет стоять маяк –
    произведение его искусства»[12].

    Слава
    и гибель маяка.

    Сразу
    же по окончании строительства маяк был признан одним из семи
    чудессвета,
    являясь предметом восхищения всего античного мира.
    Еще
    в 3 в. до н. э. Посидипп написал о только что выстроенном
    маяке:
    …Всюду
    за множество верст видная путнику днем;
    Ночью
    же издали видят плывущие морем все время
    Свет
    большого огня в самом верху маяка,
    И
    хоть до Таврова Рога готовы идти они, зная,
    Что
    покровитель им есть, гостеприимный Протей.

  11. [pic]  | |
    |Рисунок 1 |
    Александрийский маяк.
    B III веке до н.э. был построен маяк, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту.Ночью им помогало в этом отражение языков пламени, а днем – столб дыма. Это был первый в мире маяк, и простоял он 1500 лет Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море, около береговАлександрии. Этот оживленный порт основал Александр Великий во время посещения Египта. Сооружение назвали по имени острова. На его строительство, должно быть, ушло 20 лет, а завершен он был около 280г. до н.э., во времена правления Птолемея II, царя Египта ( см рис 1).
    ТРИ БАШНИ
    Фаросский маяк состоял из трех мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Перваябашня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню.НАПРАВЛЯЮЩИЙ СВЕТ
    Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь, помогавший кораблям благополучно достигнуть бухты. На вершине башни стояла статуя Зевса Спасителя. Общая высота маякасоставляла 117 метров.
    ОТПОЛИРОВАННЫЕ БРОНЗОВЫЕ ЗЕРКАЛА
    Чтобы поддерживать пламя, требовалось большое количество топлива. Дерево привозили по спиральному пандусу на телегах, запряженных лошадьми илимулами. За пламенем стояли бронзовые пластины, направлявшие свет в море. С кораблей можно было видеть этот маяк на расстоянии до 50 км. К XII веку н.э. александрийская бухта настолько заполнилась илом, чтокорабли больше не могли ею пользоваться. Маяк пришел в упадок. Бронзовые пластины, служившие зеркалами, вероятно, переплавили на монеты. В XIV веке маяк был уничтожен землетрясением. Несколькими годамипозже мусульмане использовали его обломки, чтобы построить военный форт. Форт впоследствии не раз перестраивался и до сих пор стоит на месте первого в мире…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *