Сочинение на тему аленушка 2 класс

6 вариантов

  1. Сочинение по картине «Алёнушка» Васнецова

    В.М. Васнецов не перестает удивлять своим талантом. Каждая его работа – целая история, в которой есть начало и конец. А нам зрителям, хоть и предстоит увидеть лишь миг этой истории, но на память приходят давно известные сказки, и это дает возможность, словно окунуться в их мир, почувствовать радости и печали героев.
    Изображенная на полотне девушка так несчастна и одинока, что ее хочется пожалеть. И есть за что. Оказывается, она потеряла своего любимого младшего братика. Весь день она пыталась найти его. А судя по зареву на небе, уже вечер. Босая она бродила по лесу, зовя его из последних сил. Но вот, силы ее покинули, и она присела у воды. Ее ноги, не знавшие весь день покоя, избиты и изранены, платье разорвано, а волосы выбились из косы. Но самое примечательное в образе Аленушки, это ее выражения лица. В нем читается безмерная грусть и печаль. Такое невозможно показать, не испытав боли. Даже в отображении в воде видна только черная юбка девушки. Художник не захотел показать ее светлое лицо, руки и шею. Он остановился на красках, в которых читается боль.
    Какие мысли одолевают юную девушку? Возможно, она уже не надеется найти своего брата? Может, увидев водоем, девушка начинает догадываться, какая страшная судьба у ее родимого человека? Но что тогда делать ей самой? Уж не задумала ли она что-то нехорошее? Почему не идет домой сообщать страшные известия родным и соседям? А может и нет никаких родных? Может быть, брат – это все, кто был ей дорог и любим, и теперь ей не к кому идти, да и незачем, вот потому и такая отрешенность в выражении ее лица.
    Каждому, кто взглянет на полотно, становится жаль Аленушку. И в такой правдивости, с которой автор изобразил одинокую девушку на фоне великолепной природы, что, как специально, выступает ярким контрастом, и видится талант автора картины, его умение задействовать воображение зрителя.

  2. Картина «Алёнушка» В. М. Васнецова, является одной из известнейших работ автора. Она написана по сюжету к русской народной сказке «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Как говорит сам автор, этот образ давно был в его воображении, однако глубину печали в выражении образа девушки он случайно увидел в Ахтырке, встретив одну сельскую простоволосою девушку. «Каким-то особым русским духом веяло от нее» – так охарактеризовал ее сам художник. Картина «Елёнушка» написана маслом, в 1881 году.
    В центре картины изображена прекрасная юная девушка, которая сидит на камне у заросшего озера. От изнеможения и глубокой грусти она опустила голову на колени, а в выражении ее глаз можно прочитать, что силы уже на исходе и она вот-вот расплачется. В ее грустных глазах изображена вся глубина неимоверной печали. Ее длинные растрепанные волосы свисают в разные стороны. А ситцевый сарафан изорван. Видимо ей пришлось очень много и не жалея себя бродить по дремучему лесу в поисках своего пропавшего брата. Босые ноги еще больше усиливают понимание того, что она забыла о себе и вообще, обо всем на свете и ей сейчас важно только одно – найти своего братца Иванушку.

  3. Картина В.М. Васнецова «Аленушка» написана по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
    В центре полотна художник изобразил юную девушку. Она, утомленная поисками своего потерявшегося братца, устроилась на большом камне возле озера и печально взирает на воду. Аленушка склонила голову к коленям, светлые длинные волосы рассыпались по плечам, в глазах читается нескрываемая грусть. Того и гляди – по щеке покатится слеза. Аленушку не покидают тревожные мысли о брате, о том, что она не уследила за ним. Её цветастый сарафан порван, ноги босы – неизвестно, сколько она блуждала по лесу в надежде отыскать брата. Она жалуется природе на свою нелегкую судьбу, словно просит её о помощи.
    Природа же будто замерла вместе с Аленушкой, печалится вместе с ней и сопереживает. Девушка изображена на фоне ранней осени, когда листва только-только начинает желтеть и опадать. На темном, даже черном, озере – неподвижная ровная гладь, по которой плывут опавшие желтые листья. По краю озера расположился высокий зеленый камыш. На заднем плане – тонкие березки и осинки, чьи листья начинают покрываться золотистой краской. Кое-где виднеются зеленые шапки елей. Темная лесная чаща вместе с серым неприветливым небосводом, по которому плывут кучные облака, лишь добавляют мрачности общей картине. Природа словно предчувствует грядущее увядание и печалится вместе с Аленушкой.
    На одной из веток изображена стайка птиц. Они сидят на ветке, не шелохнувшись, не поют и не улетают, а вместе со всем окружающим миром сопереживают бедной Аленушке.
    Картина выполнена, преимущественно, в темных зеленых тонах. Однако автор намеренно играет на контрастах, привлекая внимание к нужным деталям. Светлое лицо Аленушки на темном фоне заставляет обратить на главную героиню особое внимание. Живописец сочувствует горю девушки, и ты непроизвольно начинаешь сопереживать ей вместе с ним. Во всей композиции преобладают холодные темные тона, что создаёт атмосферу грусти и печали.
    В.М. Васнецов изобразил сюжет русской сказки очень реалистично и проникновенно. В своей картине он показал трудную судьбу сироты, её тоску по братцу. Полотно пронизано русским духом и, наверняка, нет ни одного человека, которого не тронула бы работа великого автора.

  4. Орг.м.
    – Настал первый день, первый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте : как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю злобу, обиду, беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока.
    Посмотрите на доску, прочитайте слова. Какую сказку они вам напоминают?
    Д! СЕСТРИЦА  АЛЁНУШКА                  КОЗЛЁНОЧЕК
    БРАТЕЦ  ИВАНУШКА                             ВЕДЬМА
    – Как называются слова, по которым можно определить тему текста? Какие опорные слова помогли вам понять, что речь идёт именно об этой сказке? Почему именно эти слова?
    – Вы самостоятельно дома прочитали эту сказку. Какой вам представилась Алёнушка? (добрая, ласковая, заботливая, красивая, скромная, внимательная)
    2. После чтения сказки вы все свои чувства передали в рисунках. Обращаю ваше внимание на выставку.
    Д! ВЫСТАВКА РИСУНКОВ
    -Я предлагаю вам выбрать те, которые соответствуют той словесной характеристике героини, которую вы дали. (1,2 человека. Почему выбрали?)
    – А в какой момент  вы особенно переживали за героиню сказки?
    – Какой вы представляете себе Алёнушку, в тот момент, когда случилась беда? (грустная, печальная)
    3. А вот теперь посмотрите на репродукцию картины «Алёнушка». Кто знает кто её автор? (Художник Виктор Михайлович Васнецов написал свою картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
    СООБЩЕНИЕ О ХУДОЖНИКЕ.
    – Нам подготовили сообщение о художнике, предлагаю послушать.
    – Сегодня  на уроке мы с вами будем писать сочинение по картине. Предлагаю вам подумать, отличается ли ваше представление об Алёнушке от представления художника? ( нет, художник изобразил героиню, наверное, в тот момент, когда братец превратился в козлёночка, Аленушка очень грустна, печальна)
    – На прошлых уроках  мы учились составлять тексты – описания по иллюстрации к сказке.
    – Можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке? (нет, это не иллюстрация, т.к. иллюстрация изображает эпизод из сказки, со всеми описанными в ней деталями. Здесь же изображена просто героиня сказки.)
    Хочется добавить: художник создал обобщенный образ русской девушки и выразил своё отношение к ней. Он не старался в точности передать историю про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Художник словно вспомнил все сказки про бедных,  детей – сирот, несастных, обиженных, но добрых и трудолюбивых.
    4. Обратите внимание  на позу девушки, на природу, которая её окружает.
    – Закройте глазки (усилить музыку) попробуте представить себе эту картину.
    – Что вы видите ярче всего? (Алёнушку, её печальное лицо, позу)
    – Почему художник изобразил Алёнушку в центре, на переднем плане картины? (она главный герой в этой картине. Художник хочет, чтобы мы сразу обратили на неё внимание.)
    – Где находится наша героиня? (она сидит на озере у камня)
    – В какой позе изобразил её художник? Почему? (Алёнушка положила голову на колени, ей грустно, она о чём-то печалится, смотрит в воду, пригорюнившись.)
    – Так и хочется к ней обратиться следующими строчками:
    Алёнушка, Алёнушка,                        Как ивушка плакучая
    Задумчивое солнышко,                       Над озером склонилася,
    О чём ты опечалилась,                        Какое горе горькое
    О чём ты призадумалась?                   С табою приключилося?
    5. Я предлагаю вам сейчас поработать с карточками из лексического словаря настроений и убрать лишние (одинокая, грустная, весёлая…)
    Д! СЛОВА ИЗ СЛОВАРЯ НАСТРОЕНИЙ
    Дети друг за другом выходят и убирают лишние слова.
    – Давайте прочитаем слова, которые остались. Все ли они подходят к образу Алёнушки?
    – С помощью каких средств художник сумел показать нам, что эта девочка – сиротиночка? (увеличить Алёнушку)  ( Алёнушка бедно одета, на ней старенькая выцветшая кофта, старый сарафан)
    – Распущенные волосы отождествлялись в древних поверьях с бедой, с опасностью, с тяжёлыми думами.
    – Как живописец выразил в картине своё отношение к ней? (внимание на лицо) (Лицо у неё хотя и печальное, но красивое и доброе.)
    6. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Вам нужно вставить в текст подходящие слова.
    Неподвижно смотрит         …        в мрачные воды омута.       …       поникла. Свешиваются запутанные пряди      …     . Печально сложены на коленях усталые       …      . Она точно сломанная ветка берёзы, что спускается рядом с     …       .
    Помните, что у нас есть сундучок с подсказками. Если кто будет испытывать затруднения можно тихонько встать и воспользоваться подсказкой.
    Проверка ( заслушать 1, 2 текста)
    Вывод: Алёнушка, несомненно, центральный образ картины, но нам так же интересен пейзаж.
    – Обратимся к словарю. Что такое ПЕЙЗАЖ? (это общий вид какой-то местности)
    – Какова роль пейзажа на картине Васнецова «Алёнушка»? (Пейзаж – это фон, на котором происходит действие. Но также пейзаж здесь способствует раскрытию характера героини, передаёт состояние её души.)
    – Что изображено на заднем плане картины? (Позади Алёнушки густой, тёмный лес. Серое небо.)
    – На переднем? (Вода в озере  тоже тёмная, мутная, в ней отражается лес.)
    7. Работа в группах по микротемам.
    – Ребята, а что может быть тёмным? (ночь, небо, лицо, лес, глаза, коридор…)
    – Как об этом можно сказать по-другому?
    –  Как вы понимаете слово ПЕЧАЛЬ? Подберите синонимы.
    – Каким бывает печальный человек? (Грустный, огорчённый, подавленный)
    – Как художник показал нам, что приближается осень? (жёлтые листочки плавают в воде, на берёзках желтые листочки)
    -Случайно ли художник выбрал именно это время года? (Нет. Осенняя природа грустная. Она словно грустит вместе с Алёнушкой. Она помогает понять нам состояние  души девочки. Лес тёмный и на душе у Алёнушки темно. В лесу нет ни единого лучика, и в душе у девушки нет ничего светлого и радостного.)
    – Обратите внимание   и подумайте, какие приёмы использует художник, чтобы передать настроение героини? (сообщение ученика о художественных приёмах) (Свет падает на лицо девушки, чтобы на тёмном фоне выделить её для зрителя. Краски тоже тёмные, они помогают лучше передать настроение Алёнушки.)
    – Кто ещё грустит вместе с Алёнушкой? (верх картины)
    (Птички (ласточки) они сидят рядом над головой Алёнушки, на изогнутой дугой веточке берёзке)
    По сведениям знаменитого исследователя русской народной сказки Афанасьева , с которой Васнецов был знаком ласточка приносит добрые вести, утешение в несчастье. А берёза, растущая у воды, была знаком исцеления)
    Вывод учителя: Даже если художник не вкладывал в свое полотно столь подробную символику, оно не производит впечатление безысходности, возможно потому, что мы знаем что в сказке… (добро всегда побеждает зло)
    – А что чувствуете вы, когда смотрите на эту картину?
    – Чем она вам нравится?
    – Если бы вы были художниками, как бы вы назвали эту картину?
    8. Знаете ли вы, эта картина помогла художникам других видов искусства создать свои произведения. Например, у поэта Александра Прокофьева есть стихотворение «Алёнушка». Сейчас нам его прочитает ученик нашего класса. А вы будьте внимательными и определите, будет ли поэт пересказывать картину? (читает ученик)
    Пруд заглохший весь в зелёной ряске.
    В ней тростник качается, шумит,
    А на берегу, совсем как в сказке,
    Милая Алёнушка сидит.
    Прост венок, а нет его красивей,
    Красен от гвоздик, от лилий бел,
    Тополинный пух на платье синем,
    С тополинных рощ он прилетел.
    Но кукушка на сосне кукует.
    И тропинка к берегу ведет.
    Солнце щедро на воду такую
    Золотые обручи кладёт.
    – Верно. Стихотворение не пересказывает картину живописца. Образ Алёнушки собирательный.
    Сюжет картины В.М.Васнецова навеян русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. Образ Алёнушки пленяет глубокой искренностью и обаянием.
    Вывод делает учитель:
    Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне в лесной чаще, возле глубокого омута одиноко сидит Алёнушка. В её поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Взгляд тёмных, широко раскрытых глаз неподвижен, шелковистые каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета Алёнушка бедно. На ней старенький, порванный сарафан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, хотя на дворе уже осень.
    Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые осинки. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Общий тон картины неяркий, в нём преобладают тёмно-зелёный и жёлто-коричневый цвета.
    Мы с вами всё ближе к тому моменту, чтобы приступить к написанию сочинения по картине. Но чтобы вы смогли изложить свои мысли правильно предлагаю обсудить план. Он состоит из 3 пунктов. Своё сочинение вы можете начать так…
    В своей работе вы можете использовать орфографический словарик, где есть написание трудных слов или спросить у меня.
    Итог: Наша первая часть работы подошла к концу. Я получила большое удовольствие от ваших ответов. Я почувствовала, что и вас затронула эта картина. А что для вас стало открытием? Что приобрели вы? С кем бы вам хотелось поделиться своими впечатлениями. На втором уроке вам предстоит написать сочинения.

  5. 5
    Текст добавил: БлОнДиНкО в ШоКоЛаДе

    Когда читаешь сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», невольно представляешь себе лесной пруд, девушку, сидящую на его берегу, склонившую в тоске голову на колени. Знаменитая «Аленушка» Виктора Михайловича Васнецова. Как часто художник в своей работе обращался к произведениям устного народного творчества. И тогда уже былинные и сказочные герои в воображении рисовались именно такими, какими изобразил их великий художник.
    Так произошло и с «Аленушкой». Жили в глухой лесной стороне одинокие сироты Аленушка и ее братец Иванушка. И пришла беда: пропал братец, единственный родной человек на этой земле. Долго бродила Аленушка в поисках братца. Изорвала платье, пробираясь сквозь лесную чащу. Набрела в темной лесной глуши на пруд. И в неизбывной тоске опустилась на камень на его берегу.
    Вглядитесь в ее лицо. Сколько тоски в глазах юной девушки. Ее волосы растрепались от долгого блуждания по лесу. Но не замечает она беспорядка ни в своей прическе, ни в своей одежде. Одна мысль одолевает ее: «Где же братец Иванушка?» Маленький козленочек – легкая добыча лесных зверей. Плачет от горя Аленушка. Падают слезы в темную глубь пруда. А он манит своей черной водой, зовет забыться в его водах.
    Темный лес обступил Аленушку стеной. Черна его чаща. Не хочет страшный лес выпустить свою добычу. Кажется, что вот-вот мелькнет в его черноте лицо злой колдуньи, решившей погубить Аленушку. И лишь тонкие деревца рядом с девушкой тоскуют вместе с ней, роняя на черную гладь пруда желтые листья.
    Созданная по мотивам сказки картина Васнецова живет самостоятельной жизнью, повествуя о трудной доле сироты, о безысходной тоске. А вот сказочный образ красавицы Аленушки ассоциируется с тем, как изобразил ее художник на своем полотне.

  6. 6
    Текст добавил: Цветы_для_ванны

    Цели: формировать умение составлять текст – описания по картине,
    умение использовать в сочинении образные средства, сравнения, эпитеты,
    олицетворения; научить читать картину, выделять микротемы в описании; учить
    составлять план и придерживаться его при написании связного текста.
    Материал к уроку: картина В.М. Васнецова “Аленушка”; у каждого
    ученика стихотворение М. Пожаровой “ Девочка в лесу”; толковые словари; портрет
    самого художника В.М. Васнецова.
    Ход урока
    1. Организационный момент.
    2. Подготовительная работа.
    – Ребята, недавно мы с вами побывали в Государственной Третьяковской галерее.
    Давайте вспомним с творчеством какого художника мы познакомились?
    (В.М.Васнецова)

    – Что нового узнали о художнике? (Написал много картин на исторические
    темы и сказочные сюжеты, художник – передвижник.)

    – Кто помнит, какие картины он написал? (Баба-Яга, Богатыри, Иван царевич на
    сером волке, Аленушка)
    – Перед вами на партах лежит стихотворение. Прочитайте его.
    (Один ученик читает вслух.)
    Девочка в лесу.
    “О чем ты плачешь, девочка,
    В задумчивой глуши,
    У озера, где зыблются
    Седые камыши?
    Зачем слезинки вспыхнули
    И льются на траву!” –
    “Я жду к себе русалочку,
    Зову ее, зову!
    Никто не откликается, –
    И скучно мне одной!
    Вокруг так неприветливо
    И лес такой пустой.
    М. Пожарова
    – Какие слова по лексическому значению вызывают трудности? (Глушь,
    зыблются.)

    – К какому словарю обратимся, чтобы найти значение этого слова?
    толковому.)

    (Два человека зачитывают значение этих слов по словарю.)
    – К героине какой русской народной сказки можно отнести эти строки
    стихотворения? (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.)
    – На уроках чтения мы читали эту сказку. И как все сказки – эта сказка с
    благополучным концом. Добро победило зло. Дома вы нарисовали портрет Аленушки.
    (Оформлена выставка детских рисунков.)
    – Какой вы себе представляете Аленушку из сказки? Выберите из всех рисунков
    те, которые соответствуют словесной характеристике героини.
    – Как вы представляете себе облик девочки в тот момент, когда случилась беда?
    3. Рассматривание картины. Беседа о картине.
    – А вот художник В.М.Васнецов по-своему увидел эту героиню.
    И сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине “Аленушка”, наша
    задача описать главную героиню картины и передать ее настроение.
    – Давайте внимательно рассмотрим эту репродукцию. (Дети смотрят.)
    – Кого мы видим в центре картины? Почему художник изобразил героиню на
    переднем плане картины?
    – Где находится наша героиня? (Она сидит у озера на камне.)
    – Опишите ее внешний вид. (Худенькая, босая, волосы сбились в беспорядке и
    т.д.)

    – В какой позе изобразил ее художник? Почему? (Сидит сжавшись в комочек,
    обхватив колени руками, опустив голову.)

    – Как вы думаете, о чем грустит героиня? (О братце, который превратился в
    козленочка.)

    – Аленушка – сиротка. У нее нет родных, никто ее не пожалеет и никто ей не
    поможет. Вот она и пришла сюда в лес к озеру, посидеть и погоревать в
    одиночестве. Художник показывает душевную красоту Аленушки. Люди не жалеют
    сиротку, а вот природа ей словно сочувствует и грустит вместе с ней.
    4. Выявление основных микротем.
    – Опишите, что вы видите на заднем плане картины? (Лес.)
    – Какой лес? (Густой, темный, таинственный, загадочный)
    – Что изобразил художник на переднем плане? (Озеро.)
    – Какое озеро? (Темное, глубокое, печальное, холодное.)
    – А какое время года изобразил художник? (Осень.)
    – Как вы догадались? (По воде плавают желтые листья, c деревьев опадает
    листва.)

    – Виктор Михайлович не случайно выбрал это время года. Ведь осень – грустная
    пора. Природа грустит вместе с Аленушкой. Природа помогает нам понять состояние
    девушки. Лес темный и на душе Аленушки темно. В лесу нет, ни единого лучика и на
    душе Аленушки нет ничего радостного и светлого.
    – Посмотрите, внимательно, кто-то еще грустит вместе с Аленушкой? (Это
    птички.)

    – На березке сидят ласточки, смотрят на Аленушку, сочувствуют ей, но ничем
    помочь не могут, скоро они должны покинуть родные края. Ласточка – это символ
    дружелюбия к добрым людям.
    – Какое настроение вызывает картина? (Грустное, печальное.)
    – Мы с вами уже не раз писали сочинения – описания, какие признаки его вы
    знаете?
    5. Составление плана сочинения.
    – Давайте подумаем о чем будем писать в каждой части. С чего начнем
    сочинение?
    – Что будем описывать в основной части?
    – О чем напишем в концовке?
    (На доске появляется план:
    Вступление.
    Художник В.М.Васнецов и картина “Аленушка”.
    Основная часть.
    Образ Аленушки. Описание леса. Описание озера и т.д.
    Заключение.
    Наше отношение и отношение художника к героине.)
    6. Составление устного рассказа по плану.
    – Какие слова можно использовать при описании леса?
    – А подойдет ли выражение: “Лес, точно терем расписной, зеленый, золотой,
    багряный?” (Нет. Изображена не яркая золотая осень, а серый осенний вечер.)
    – Какие слова будете использовать при описании неба? (Серое, осеннее,
    пасмурное.)

    – При описании озера? (Холодное, темное, печальное.)
    – Вы знаете, что сочинение можно начать с эпиграфа. Им могут быть слова из
    песни, стихотворения, пословицы.
    Посмотрите на стихотворение М. Пожаровой, какие строки подойдут к эпиграфу?
    – Что отражает эпиграф? (Главную мысль.)
    (Дети зачитывают строки, которые подойдут к эпиграфу.)
    – На доске слова, которые помогут вам при написании сочинения.
    Слова для справок: замечательный русский художник, передо мной, неподвижно,
    сжавшись в комочек, обняла колени, печалится,
    спутанные, свешиваются, сирота, порванное, сочувствуют,
    настроение, мрачное, печальное.
    – Найдите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
    – Назовите словарные слова.
    – Найдите и назовите слова с удвоенной согласной.
    7. Письменное сочинение по картине.
    (После окончания работы дети перечитывают сочинение по слогам. Около
    понравившейся части ставят (!). Несколько ребят зачитывают свои работы.)

    8. Итог работы.
    Понравилась ли картина, какие она вызвала чувства?
    Молодцы! Хорошо потрудились! На уроках русского языка мы проходили тему “
    Местоимение”. Дома из сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” выписать 3
    местоимения и разобрать их как часть речи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *