Сочинение на тему аленушка

10 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: ___{ХулИ}ГанкА___

    Картина В.М. Васнецова «Аленушка» написана по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
    В центре полотна художник изобразил юную девушку. Она, утомленная поисками своего потерявшегося братца, устроилась на большом камне возле озера и печально взирает на воду. Аленушка склонила голову к коленям, светлые длинные волосы рассыпались по плечам, в глазах читается нескрываемая грусть. Того и гляди – по щеке покатится слеза. Аленушку не покидают тревожные мысли о брате, о том, что она не уследила за ним. Её цветастый сарафан порван, ноги босы – неизвестно, сколько она блуждала по лесу в надежде отыскать брата. Она жалуется природе на свою нелегкую судьбу, словно просит её о помощи.
    Природа же будто замерла вместе с Аленушкой, печалится вместе с ней и сопереживает. Девушка изображена на фоне ранней осени, когда листва только-только начинает желтеть и опадать. На темном, даже черном, озере – неподвижная ровная гладь, по которой плывут опавшие желтые листья. По краю озера расположился высокий зеленый камыш. На заднем плане – тонкие березки и осинки, чьи листья начинают покрываться золотистой краской. Кое-где виднеются зеленые шапки елей. Темная лесная чаща вместе с серым неприветливым небосводом, по которому плывут кучные облака, лишь добавляют мрачности общей картине. Природа словно предчувствует грядущее увядание и печалится вместе с Аленушкой.
    На одной из веток изображена стайка птиц. Они сидят на ветке, не шелохнувшись, не поют и не улетают, а вместе со всем окружающим миром сопереживают бедной Аленушке.
    Картина выполнена, преимущественно, в темных зеленых тонах. Однако автор намеренно играет на контрастах, привлекая внимание к нужным деталям. Светлое лицо Аленушки на темном фоне заставляет обратить на главную героиню особое внимание. Живописец сочувствует горю девушки, и ты непроизвольно начинаешь сопереживать ей вместе с ним. Во всей композиции преобладают холодные темные тона, что создаёт атмосферу грусти и печали.
    В.М. Васнецов изобразил сюжет русской сказки очень реалистично и проникновенно. В своей картине он показал трудную судьбу сироты, её тоску по братцу. Полотно пронизано русским духом и, наверняка, нет ни одного человека, которого не тронула бы работа великого автора.

  2. Такая популярность не вызывает особого удивления, ведь полотно написано выдающимся мастером, который определенно заслужил такую популярность.
    Виктор Михайлович Васнецов, родился 15 мая 1848 года в семье с говорящей, древне русской фамилией. Обучался в духовном училище и конечно брал уроки рисования, кстати говоря, его младший брат пошел по стопам старшего и тоже стал художником, но не обрел такой популярности, как Виктор. Уже в 1893 году Васнецов стал полноценным членом Академии Художеств. Он внес несравнимый вклад в развитие всего русского искусства, а в особенности живописи, так как являлся непревзойденным живописцем, мастером кисти.
    Картина «Аленушка», была создана в 1881 году, но до начала работы над картиной, художник написал ряд этюдов, на которых были изображены лесные пейзажи, а уже в итоговом варианте, он будто соединил их воедино и добавил девушку. Получилось прекрасное, сказочное полотно. На заднем плане можно заметить раскидистый дремучий лес, который одновременно манит, но и наводит жуть своей чернотой и непроходимыми елями, на переднем плане мы видим водоем, на котором вальяжно плавают уже пожелтевшие листики, что говорит о приближении осени.
    На побережье спокойно лежат великаны-валуны, и на одном из них сидит юная девушка, она склонила голову на колени и смотрит печальным взглядом на воду. О чем она думает? О своем женихе? О братце Иванушке? Или о злой бабе-яге, которая подстерегает ее? Каждый додумывает свою историю, сочиняет свою собственную волшебную сказку. Можно обратить внимание на небольшие березки, растущие на берегу, они говорят о том, что это русская земля и только русская, что Аленушка простая русская девушка со своим богатым духовным миром.
    Любоваться этим произведение искусства можно бесконечно, в любом случае оно вызывает много размышлений и у взрослого и у ребенка, позволяет заглянуть за кулисы известных сказок, разбудить в себе дремлющий русский дух.
    5 класс, 6 класс

    Сочинение рассуждение по картине

    Она такая грустная и несчастная! И даже так, красивая.
    У Алёнушки рыжие волосы. Темный сарафан с цветами, белая юбка под сарафаном и светлая кофта. Не похоже, чтобы это была праздничная одежда… И вообще, картина веселой совсем не выглядит. Цвета тёмные, девушка печальная. Вокруг неё чаща, а сидит она над темной водой – над омутом. Печалится, думает всякое.
    Страшно, что она так и бросится с тоски в омут этот. Жаль было б её, ведь она такая красивая. Ей бы парня найти, а не грустить так уж тут.
    Она как принцесса в мультфильмах. Но это и есть сюжет сказки. Она грустит из-за своего глупого брата. Он попал, конечно, в какую-то переделку очередную, а ей его выручать. По-моему, он выпил из лужи! Ну, выпил глупый грязной воды (с микробами) вот и отравился. Практически в больницу попал! В сказке это называется – «стал козлёнком». А пил он из лужи, которая была по форме похожа на след от копыта козлиного.
    Кстати, а у всяких бесов тоже ведь козьи отпечатки! Не без проделок злых духов тут и темных сил. Вот и сидит Алёнушка, и плачет. Как теперь с таким братом жить? А если его кто зажарит?!
    На картине осень. Рядом с героиней даже небольшие деревья – елочки и березки. Они похожи немного на неё. На поверхности воды осенние желтые листья. Небо серое, дождевое. Вот-вот ливень хлынет!
    Не сидела б тут Алёнушка, а то промокнет, заболеет. Что над таким глупым братом-то плакать?
    Когда она его расколдует, а она точно это сделает, даже если нужно пройти сотню испытаний, то она его ещё и простит. Не станет эта добрая девушка его ругать, а пожалеет. И после ни разу не вспомнит о его таком глупом поступке. А в итоге он опять во что-нибудь попадёт. А ей опять вытаскивать его!
    А ведь, правда, почему не рискнуть? Если за тебя горой старшая сестра встанет, вытащит из любой беды.
    Над Алёнушкой на ветке птички. Вот бы они, как в мультфильме, подсказали ей, как не быть такой доброй!
    Конечно, сейчас надо брата выручить, хорошо. Можно списать на возраст юный такое поведение его. Но после пусть сам за себя отвечает! Чтобы не вырос совсем уж козленком.

  3. 3
    Текст добавил: looking from the inside

    В центре картины, на переднем плане изображена худенькая фигурка Алёнушки, тоскующей над тёмной водой лесного озера. Это девочка-подросток лет тринадцати-четырнадцати. Её ноги босы, они огрубели, поношенное платье выцвело и кое-где порвалось, но художник, сострадая своей героине, открывает в ней красоту, похожую на скромную русскую природу, окружающую девочку. Тёмные ели, бледное небо, тонкие осины и берёзы словно стерегут Алёнушку, чтобы никто не потревожил её.
    Горе, страдание сквозит в сникшей фигурке девочки, в бледности её лица, в запекшихся губах, в больших выразительных глазах, в которых застыли слёзы. Судорожно сплетены пальцы её рук, на которые она склонила голову. Изработанные руки её имеют красивую форму, пальцы длинны. Слегка растрёпанные русые волосы так густы, что шапкой смотрятся на её поникшей головке. Такая внешность пристала бы и царевне, но судьба распорядилась иначе.
    Алёнушка сидит на сером камне, напоминающем горючий камень из сказок. Вокруг неё — родная природа, неброская и простая. Всё замерло в задумчивости и тишине, только пожелтевшие листья осин и берёз чуть трепещут от слабого ветерка. Природа созвучна состоянию души сиротки.
    В горюющем лице героини, её глазах нетрудно увидеть доброту и чуткость. В простой крестьянской девочке будто притаилась внутренняя и внешняя красота. Художник помог её увидеть, он вызвал в зрителе сострадание и желание помочь. И хочется верить, что Алёнушка обязательно встретит хорошего человека, и будет счастлива.


  4. Цели:

    Формировать умение составлять художественное описание;
    Показать отличие картины от иллюстрации;
    Формировать умение выделять микротемы в описании;
    Развивать умение составлять план и придерживаться его в составлении
    связного текста

    Оборудование:
    Картина В. М. Васнецова «Аленушка», С. И. Ожегов Словарь
    русского языка, карточки с лексическим словарем настроений

    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Сообщение темы урока
    Учитель:
    Сегодня у нас особый урок. Мы будем учиться писать сочинение по
    картине. Что такое сочинение?

    Ученик:
    Сочинение – это то, что создает сам человек, это его мысли о
    чем-нибудь.

    Учитель:
    А как толковый словарь С.И. Ожегова дает лексическое значение
    слова?

    Ученик
    (читает по словарю).
    То, что сочинено, художественное, научное произведение.
    Сочинение – это вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей,
    знаний на заданную тему.
    В грамматике: соединение нескольких словоформ или простых предложений по
    способу сочинительной связи.

    Учитель:
    Какое значение слова подходит к теме нашего урока?

    Ученик:
    К теме урока подходит толкование во втором значении.

    Учитель:
    Так чему мы будем учиться на уроке?

    Ученик:
    Мы будем учиться писать сочинение по картине, учиться излагать
    свои мысли, рассматривая картину.

    Учитель:
    Хлопните в ладоши, кто хочет научиться составлять художественное
    описание, выделять микротемы в описании, составлять план и придерживаться его в
    составлении связного текста и узнать, чем отличается картина от иллюстрации к
    художественному произведению.

    III. Подготовка к восприятию картины


    Учитель:
    На прошлом уроке литературного чтения мы с вами работали над
    русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сегодня мы
    рассмотрим картину В.М. Васнецова «Аленушка» и напишем по ней сочинение. Вы
    знаете, что сказка повествует нам об Аленушке, но описания героини в сказке нет.
    Вам было задано задание домой: представить Аленушку, ее внешний облик, подобрать
    слова, характеризующие девушку, нарисовать рисунки.

    IV. Рассматривание рисунков, картины
    Учитель:
    В сказке мы узнаем, что происходит с Аленушкой. А какой она вам
    представляется?

    Ученики:
    Добрая, спокойная, красивая, заботливая, скромная.

    Учитель:
    Из всех рисунков выберете те, которые соответствуют словесной
    характеристике героини.

    (Ученики выбирают рисунки и объясняют свой выбор.)

    Учитель:
    А в какой момент вы особенно переживали за героиню сказки?

    Ученик:
    Когда ее братец превратился в козленочка, когда злая ведьма его
    утащила.

    Учитель:
    А как вы представляете облик Аленушки в тот момент, когда
    случилась беда?

    Ученик:
    Она была грустной и печальной.

    Учитель:
    Художник В.М. Васнецов поможет нам увидеть сегодня Аленушку. Он
    написал картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец
    Иванушка». Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление об
    Аленушке от представлений художника?

    Ученик:
    Нет, художник изобразил героигю, наверное, в тот момент, когда
    братец превратился в козленочка. Аленушка грустная и печальная.

    Учитель:
    Можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке?

    Ученик:
    Это не иллюстрация. Иллюстрация изображает эпизод сказки со всеми
    деталями, взятыми из содержания. В сказке злые люди утопили Аленушку, козленочек
    прибежал к омуту, зовет сестрицу. Здесь нет ни ведьмы, ни козленочка.

    Учитель:
    Да, это не иллюстрация, это картина, на которой Васнецов В. М.
    показывает нам обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней.
    Васнецов не старался передать в точности историю про сестрицу Аленушку и братца
    Иванушку. Он как бы вспомнил все сказки о детях-сиротах – бедных, обиженных, но
    добрых, трудолюбивых, щедрых. Народ всегда говорит о них с любовью. И Васнецов
    передал в картине эту любовь.
    Внимательно рассмотрите картину, обратите внимание на позу девушки,
    рассмотрите природу, которая ее окружает.

    (Дети рассматривают картину.)

    V. Беседа по картине
    Учитель:
    Закройте глаза, попробуйте представить себе картину и скажите,
    что вы видите ярче всего?

    Ученик:
    Мы видим Аленушку, ее печальное лицо, она сидит на камне и
    смотрит в глубину озера.

    Учитель:
    Посмотрите и подумайте, почему художник изобразил Аленушку в
    центре, на переднем плане?

    Ученик:
    Она – главный герой в этой картине, художник хочет, чтобы мы
    сразу обратили на нее внимание.

    Учитель:
    Где находится наша героиня?

    Ученик:
    Она находится у озера на камне.

    Учитель:
    В какой позе изобразил ее художник? Почему?

    Ученик:
    Аленушка положила голову на камень, ей грустно, она о чем-то
    печалится, смотрит на воду, пригорюнившись.

    Учитель:
    Какое настроение у Аленушки?

    (У детей карточки с лексическим словарем настроений: одинокая, грустная,
    задумчивая, печальная, радостная, унылая, безрадостная, пригорюнившаяся,
    подавленная, веселая, счастливая.)

    Учитель:
    Прочтите слова с карточки с лексическим словарем настроений и
    подберите слова, характеризующие настроение героини, а я эти слова запишу на
    доске.

    Ученик:
    Одинокая, грустная, задумчивая, печальная, унылая,
    пригорюнившаяся, безрадостная, подавленная)

    Учитель:
    Как вы думаете, почему грустит Аленушка?

    Ученик:
    Она грустит о своем братце, печалится о том, что она сиротинушка,
    одна-одинешенька.

    Учитель:
    А с помощью, каких средств художник сумел показать нам, что
    девочка-сиротиночка? Как отразил свое отношение к ней?

    Ученик:
    Она бедно одета, на ней старенькая выцветшая кофта, старый
    сарафан, она босиком. Лицо ее печальное, но красивое и доброе. Она очень
    обаятельна.

    Учитель:
    Опишите все, что находится на картине на заднем плане, на
    ближнем плане.

    Ученик:
    Позади Аленушки густой лес, темный, таинственный. Он немного
    страшный и загадочный. Вода в озере тоже темная, глубокая, в ней отражается
    темный лес.

    Учитель:
    Как художник показал нам, что приближается осень?

    Ученик:
    Осенняя природа грустная. Здесь природа грустит вместе с
    Аленушкой. Природа помогает понять состояние девушки. Лес темный, и на душе у
    Аленушки темно. В лесу нет ни единого лучика, и на душе у девушки нет ничего
    светлого и радостного.

    Учитель:
    Для того, чтобы передать нам настроение героини, художник
    использует несколько художественных приемов – освещение и отбор красок. Свет
    падает на лицо девушки, чтобы на темном фоне выделить его для зрителя. Краски,
    которые использует художник, помогают нам лучше понять настроение героини. А
    теперь попробуем сделать вывод: благодаря чему художнику удается создать
    печальное и грустное настроение героини?

    Ученик:
    Поза Аленушки, выражение ее лица, одежда, темный лес, наступление
    осени, отсутствие ярких и радостных тонов – все вместе создает печальное и
    грустное настроение.

    Учитель:
    Не кажется ли вам, что кто-то еще грустит вместе с Аленушкой?

    Ученик:
    Это птички. Им как бы хочется помочь Аленушке, они сидят рядом,
    на березке, смотрят на Аленушку, но ничем не могут ей помочь, скоро они должны
    покинуть родные края.

    VI. Работа по раскрытию замысла картины
    Учитель:
    Попробуйте сформулировать свое отношение к Аленушке.

    Ученик:
    Нам она очень нравится, но нам ее жаль, ее грусть передается и
    нам.

    Учитель:
    А сам художник, как относится к своей героине?

    Ученик:
    Художник с большой любовью показал нам Аленушку, ее чувства.
    Описывая природу, он как бы передал свое грустное, печальное настроение. «Аленушка»
    – его любимая картина, в которой он сострадает своей героине.

    VII. Выставление основных микротем картины
    Учитель:
    На доске записаны микротемы картины. Подобрать опорные слова.
    Лес
    Дремучий
    Темный
    Таинственный
    Тревожный
    Озеро
    Глубокое
    Холодное
    Темное
    Печальное
    Небо
    Серое
    Осеннее
    Пасмурное
    Неласковое

    VIII. Составление плана сочинения
    Учитель:
    Составим план сочинения. О чем расскажем сначала? А после? Как
    озаглавим части?
    Художник и его картина.
    Образ Аленушки.
    Что помогает нам понять настроение героини.
    Наше отношение и отношение художника к героине.

    IX. Составление рассказа по картине.
    Учитель:
    Составим несколько описаний:
    Описание Аленушки.
    Описание леса.
    Описание озера
    Описание приближающей осени.
    Описание осенних звуков.

    Учитель:
    А теперь составим рассказ по картине.

    X. Письменное сочинение по картине.
    XI. Итог урока.
    Учитель:
    Чему научились на уроке? Что интересного узнали? Какое
    настроение у вас по окончанию урока?

    Список литературы:

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007.
    Воробьева В.Н. Сочинения по картинам в начальных классах, – Тула, 2007.
    Журнал «Начальная школа» №12, 2003 год с. 44–47.
    Ожегов С.И. словарь русского языка, – М., 1990.

  5. Известный художник Виктор Васнецов очень часто рисовал на своих полотнах героев русских народных сказок. Так на его картинах можно встретить и Ивана-царевича, и Серого волка, и Змея-Горыныча. Одна из его картин носит очень простое название – «Алёнушка». На ней мы видим героиню сказки о сестрице Алёнушке и братце Иванушке.
    Когда смотришь на эту картину, на душе становится немного грустно. На ней изображена Алёнушка, сидящая на берегу пруда у воды. Она сидит одна на большом камне, печально склонив голову и подперев щёчку руками. Алёнушка смотрит в сторону воды, видно, что её терзают грустные мысли.
    За спиной девушки мрачная лесная чаща, поросшая тёмно-зелёными ёлками и другими деревьями. Если приглядеться, то можно заметить даже какие-то дикие яблони. Вправо уходит дорожка, наверное, она ведёт в деревню. Уже вечереет. Вокруг царит тишина. Поверхность воды перед Алёнушкой гладкая словно зеркало. Лишь осока растёт у берега, и опавшие листики плывут по воде.
    Вероятно, художник изобразил именно тот момент, когда сестрица Алёнушка потеряла своего брата Иванушку. Наверное, ей пришлось долго бродить по лесу в поисках своего братца Иванушки, но она так и не нашла его, потому что он превратился в козлёнка. На картине у девушки растрёпаны волосы и порван рукав. А, может быть, Алёнушка уже догадалась, кем стал её братец. Теперь же Алёнушка сидит на берегу в отчаянии, ей очень грустно, потому что она уже ничего не может сделать.
    Видно, что Алёнушка – бедная девушка. Она босая, в простой цветастой юбочке и серой кофточке. Но она красивая, у неё густые каштановые волосы, а её лицо украшают большие карие глаза. Радует то, что конец у сказки будет счастливым. Алёнушку возьмёт замуж князь, а Иванушка вернёт свой человеческий облик.

  6. Сочинение по картине В.Васнецова «Алёнушка»
    Сочинение Чуриной Айнур, ученицы 4 класса 132 лингвистической гимназии г. Алматы, по картине В.Васнецова “Алёнушка”.
    Передо мной картина В. Васнецова «Алёнушка». Художник написал её по русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Но воодушевила его к написанию этой картины реальная девушка. Её он увидел в усадьбе Ахтырка, где художник рисовал пейзажи.
    На картине я вижу грустную девушку. Она сидит на камне возле пруда и грустит. У Алёнушки порван сарафан и растрёпаны волосы. Наверно она долго бегала по дремучему лесу в поисках братца Иванушки. Колючие ветки цеплялись за её волосы и одежду, мешая ей в поисках. Уставшая, она присела отдохнуть на берегу пруда.
    Я не вижу на картине солнышка. А вода в пруду такая тёмная! По воде плавают жёлтые листочки, значит, наступила осень. Сама природа грустит вместе с Алёнушкой.
    Девушка нарисована как живая! И вся природа как настоящая, не хватает только звуков леса. Но мне не очень понравилась эта картина, потому что она грустная, жалко Алёнушку. А ведь сама сказка заканчивается хорошо!

  7. Русский язык.  3 класс
    Учитель: Филиппова Э.О.
    Тема: Сочинение по картине В.М. Васнецова « Аленушка».
    Цели: учить составлять рассказ по теме, искать логику в передаче содержания текста, научить читать картину, осмысливать её содержание, выбирать точные слова для её описания и реализации идеи; совершенствовать навык редактирования на основе обобщения словарного запаса учащихся; развивать чувство свободы в общении, фантазию, воображение.
    Оборудование: картина В.М. Васнецова  «Алёнушка»,  картинная галерея с изображением картин художника, портрет художника, раздаточный материал, выставка книг.
    Ход урока.
    1. Орг. момент.
    Сегодня мы с вами попробуем написать сочинение по картине, будем учиться правильно и красиво описывать её.
    2. Вступительная беседа.
    Посмотрите на эту картину. Она называется « Аленушка». Эту картину написал Виктор Михайлович Васнецов.
    – По мотивам какой сказки?
    – Кто герои?
    Образ русской девочки – сиротки, трудолюбивой и доброй , простой и скромной, взволновал чуткое сердце художника и вдохновил на создание картины. Однако, эта картина не иллюстрация к сказке. Васнецов создал не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девочки. Картина «Аленушка» написана в 1881 году, находится в Третьяковской галерее.
    3.Рассказ об авторе картины.
     В.М. Васнецов (1848-1926).
    Семья Васнецовых жила в селе Рябове Вятской стороны. Отец, сельский священник, любил рисовать, сам учил сыновей грамоте. В свободное время что-нибудь мастерил. Мать, простая, добрая женщина, управлялась с хозяйством и детьми. Их было шестеро, все мальчики. Семья была дружная, жизнь ладная и спокойная. Зимой старуха-стряпуха часто рассказывала сказки, эти сказки надолго запомнились маленькому Вите. Это все в дальнейшем определило его творческий путь.Он пробовал рисовать, но ничего не получалось. Бабушка рисовала Вите сказочные картинки. Когда Виктор подрос, его определили в Вятку в ду­ховное училище. В 17 лет поехал Виктор в Петербург в Академию художеств. Это было в 1867 г. Он очень волновался на экзамене, за результатом не пошел. Поступил в рисовальный класс. Спустя год он опять пришел в Академию художеств и узнал, что был принят в нее год назад. В это время он знакомится с Репиным, Шишкиным, Крамским, Стасовым. После окончания академии Васнецов уехал в Париж (1876). Через год вернулся в Россию. В 1878 г. поселился с женой в Москве. В это время очень много работает, пишет картины «Иван Царевич и серый волк», «Аленушка», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Снегурочка», «Ковер-самолет», «Царевна-лягушка», «После побоища Игоря Святославича». Картину «Богатыри» он написал с небольшими перерывами почти 20 лет. За свою жизнь В.М. Васнецов написал множество картин на сказочные темы. До самой смерти работал над ними любовно, неустанно. И мастерская его превратилась постепенно в чудесный мир русской сказки.
    Одной из самых любимых тем является для художника сказка. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Виктор Михайлович Васнецов , конечно, никогда не видел богатырей. Они жили намного раньше художника. Но он слушал , что поет и рассказывает про богатырей народ и представлял их себе , вообразил их. И теперь, для нас богатыри именно такие, как на картине Васнецова.( показ картин)
    – А героев волшебных сказок и вовсе никто не видел. И все же, художник изображал их. ( показ)
    Художник Виктор Михайлович Васнецов говорил, что в сказках живет мечта народа о счастье.
    В Москве есть Дом-музей Васнецова, построенный по его собственному рисунку, где собраны картины, рисунки, акварели, книжные и журнальные иллюстрации, образцы старинного оружия, служившего натурой.
    4.Беседа по картине.
    – Поскольку мы работаем с картиной , то есть описываем её, то сочинение наше будет называться сочинение –описанием.
    – Посмотрите на эту картину и скажите, какое впечатление создается у вас при первом взгляде на неё? ( Аленушка привлекает  сразу наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю. Чтобы подчеркнуть её одиночество, художник не поместил на картине других персонажей.)
    -Опишите внешность Аленушки. ( Аленушка- бедная крестьянская девочка. У неё худые руки. Аленушка босиком; одежда бедная, рваный сарафан, старая вылинявшая голубая кофта, каштановые волосы распустились по плечам, голова опущена )
    – Что художник особенно выделил во внешности Аленушки? ( Светлым розовым полотном на темном фоне выделяется лицо и руки Аленушки. Сразу видишь её грустное лицо и большие глаза).
    – Подумайте, какими словами  точнее охарактеризовать взгляд Алунушки? ( Большое горе обрушилось на Аленушку.)
    – Как художник это показал? ( Обратите внимание на позу Аленушки. Аленушка одиноко сидит на камне, низко опустив голову, пригорюнилась, призадумалась. Она судорожно обхватила колени, согнулась. Вся её фигура выражает несчастье, горе).
    – Какими словами можно охарактеризовать горе девочки? ( Горе – безутешное , великое, безысходное, тяжелое и т. д.)
    – Что вы знаете о значении цвета в живописи?
    Вывод: Цвет в картине – это главное. Живопись- искусство говорящих красок. С помощью цвета художник создает образ, добивается нужного впечатления. Желтый, розовый, красный- это теплые цвета. Они создают  радостное настроение у человека. Но, используя холодные тона темно- зеленых, синих, серых красок, художник вызывает у зрителей чувство тоски, печали, грусти.
    – Какие цвета использовал Васнецов и почему? ( В картине есть и теплые тона, и холодные. Выделяются холодные тона зелени. Теплых цветов мало: светло- розовые на лице, руках, розовые цвета на сарафане. Больше темно- коричневых, мрачных красных красок.  Это производит грустное впечатление).
    Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно- зеленые и коричневые цвета. Побуревшая трава, осенняя листва. Помимо неярких тонов мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, неяркую изумрудную зелень осоки, розовые цвета на сарафане Аленушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление.
    – Какое время года изображено на картине? По каким признакам вы определили время года? Какой период осени?
    ( На картине изображена ранняя осень .Природа начинает увядать. Кое- где  пожелтели деревья. В омуте плавают опавшие листья. Осеннее небо хмурое).
    – Почему художник выбрал именно осенний пейзаж? ( Осенью природа умирает, это навевает грусть. Такой пейзаж перекликается с настроением Аленушки.
    – Теперь давайте рассмотрим детали пейзажа : небо, листья, омут, осинки, лес, вода и их характеристику.
    Небо – осеннее, хмурое, унылое, сумрачное, серое, неприветливое, тоскливое, пасмурное.
    Листья – опавшие, желтые, пожелтевшие.
    Омут – глубокий, глухой.
    Вода – темная, холодная, темно – коричневая, почти черная, неподвижная, застывшая.
    Осинки – тоненькие, задумчивые, трепетные.
    Лес – дремучий, хмурый, темный, мрачный, глухой, угрюмый.
    Внимание художника привлекает не пышная природа, а первая пора осеннего увядания, в описании которой он прибегает к неярким тонам темно – зеленых, синих, темно – коричневых красок. Осенние, блеклые тусклые краски пейзажа создают  настроение грусти, печали. Художник показал что природа созвучна настроению Аленушки, она как – бы прислушивается к мысли бедной девочки, грустит и плачет вместе с ней. Печально притихнув, стоят вокруг молодые березки, согнулись и опустились в воду тонкие ветки осинок. Тихо щебечут ласточки, словно стараются успокоить, рассеять грусть Аленушки. Аленушка понимает, любит природу и только ей одной доверяет свое безутешное горе.
    5.Составление плана.
    – Мы попытались с вами описать  и рассказать о картине В.М. Васницова. Сколько же частей можно выделить в ней?
    План.
    1. Краткая справка о художнике.
    2. Описание картины.
    1. Аленушка (внешний вид, одежда, поза, лицо).
    2. Осенняя природа.
    3. Что мне особенно понравилось в картине и почему? Какие мысли и чувства вызывает картина?
    ( Как выделять части?).
    6. Подбор материалов, языковая обработка.
    – Посмотрите на опорные слова на доске. Они помогут вам при написании сочинения.
    Великий русский художник, исторические темы, сказочные сюжеты, на сером камне, одиноко сидит, вылинявшая одежда, босые ноги, каштановые волосы, рассыпались по плечам, призадумалась, пригорюнилась,  темно – зеленый лес, безутешное горе, в коричнево – черной воде, глубокий омут, изумрудная зелень осоки, пожелтевшие листья, бедная крестьянская девочка.
    7. Самостоятельная работа детей.
    8. Чтение работ.
    9. Итог урока. 

  8. Описание по картине В. М. Васнецова “Аленушка”
    “Аленушка” — одна из самых известных картин замечательного русского художника В. М. Васнецова.
    Художник запечатлел конец лета или раннюю осень, потому что листья на деревьях и камыш еще совсем зеленые. Но есть уже и золотистые листья, и багровые. Они упали на зеркальную поверхность озера.
    Прямо в центре картины на сером камне одиноко сидит грустная Аленушка. Одета она очень бедно. На ней старенький ситцевый сарафан, вылинявшая кофта. Ноги босые, хотя уже, наверное, холодно. Аленушка задумчиво смотрит в омут, в темных глазах ее стоят слезы, а все лицо выражает глубокую печаль и горе. Длинные каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам. Тонкие Але-нушкины пальцы крепко сжаты, худенькие руки обхватили колени. Кажется, что вот-вот из полуоткрытого рта девочки вырвется тяжелый стон, что она позовет на помощь. Но вокруг никого нет. Только птицы щебечут над головой Аленушки, стараются рассеять ее печаль. А за спиной ее — молодые березки, осинки, елочки, они как бы охраняют девочку, защищают от злых людей.
    Картина навевает грустное настроение, очень жалко печальную Аленушку. Конечно, сочувствует ей и художник, так ласково назвавший свою картину.

  9. Художник Виктор Васнецов любил пулять по ахтырским полям, и казалось ему, что полям этим конца-краю нет. Налетит ветерок, на мгновение потемнеют светлые краски поля — и вновь заблещут как ни в чем не бывало. Жарко заволнуется нежно-желтое море ржи, и оживут тысячи васильков, откуда-то послышится песня, ее слов не разберешь. Это поет душа человека. Над глухими русскими деревнями, вросшими в землю подслеповатыми избами, размытыми дорогами часто слышались художнику печальные песни.
    Казалось, песни эти напеты осенней непогодой, нашептаны беспросветной нуждой и безысходным горем. Такие же чувства были в душе у Виктора Васнецова после того, как он прочитал в сборнике сказок Афанасьева сказку об Аленушке. Художник не раз слышал эту сказку и в детстве, она тронула его глубже и сильнее других, запал ему в душу и тоскливый напев, доносившийся со дна реки, и вся поэтическая ситуация сказки с ее торжеством правды. Васнецов думал об Аленушке, и замысел его новой композиции все больше прояснялся.
    На картине Виктора Васнецова “Аленушка” мы видим героиню одноименной сказки, несправедливо обиженную людьми. Она совсем одна в дремучем лесу, полном таинственных звуков и шорохов. Пригорюнилась, присела на круглый старый камень у черного пруда и в тяжелом, безысходном горе обхватила тонкими руками колени. Одета она в цветастый деревенский сарафан, босая, немного растрепаны ее волосы в косе. Грустно сидит она, положив голову на руки. Это настоящая деревенская девочка-подросток пришла в темный, но совсем не страшный (Аленушка выросла среди этих деревьев, цветов и полян) лес погрустить о своей жизни и участи. Ее отца и матери уже нет в живых, чужие люди заставляют работать на них с утра до ночи, поднимают на нее руку, морят голодом и обижают. Что же будет дальше?

  10. Грустно одному оказаться в лесу, не зная, что делать дальше. Сразу же нападает какая-то паника, которая быстро сменяется чувством безнадежной тоски и растерянности. Человек неизменно надеется на чудо, но оно не всегда происходит.
    На картине Васнецова «Алёнушка» мы видим девочку, которая с надеждой и тоской смотрит в лесное озерцо. Она пытается там что-то увидеть, старается отыскать там что-то крайне важное, но недоступное пониманию других людей.
    Девочку окружает лесная непроходимая чаща, которая пугает своей мрачностью. Чтобы подчеркнуть тяжелое положение Аленушки, автор нарисовал лес темными красками. Вода в лесном озерце тоже отпугивает своей темнотой, мрачностью и глубиной. Только аир и камни становятся верными друзьями Аленушки, только им она может полностью излить душу. Кажется, что девочка отправляет немой клич о помощи, на который могут отозваться высшие силы природы, ибо человеческому уху он будет недоступен.
    Аленушка – это простая и трогательная девочка, которая оказалась в трудной ситуации. Она из простой семьи, что видно по ее скромному наряду и отсутствию обуви. Девочка сидит возле озера, слегка наклоняясь над водой, словно ищет в его пучине правду.
    Полотно вызывает чувство сожаления и грусти. Просто так хочется помочь Аленушке, но, к сожалению, это невозможно.
    Второй вариант сочинения:
    Когда читаешь сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», невольно представляешь себе лесной пруд, девушку, сидящую на его берегу, склонившую в тоске голову на колени. Знаменитая «Аленушка» Виктора Михайловича Васнецова. Как часто художник в своей работе обращался к произведениям устного народного творчества. И тогда уже былинные и сказочные герои в воображении рисовались именно такими, какими изобразил их великий художник.
    Так произошло и с «Аленушкой». Жили в глухой лесной стороне одинокие сироты Аленушка и ее братец Иванушка. И пришла беда: пропал братец, единственный родной человек на этой земле. Долго бродила Аленушка в поисках братца. Изорвала платье, пробираясь сквозь лесную чащу. Набрела в темной лесной глуши на пруд. И в неизбывной тоске опустилась на камень на его берегу.
    Вглядитесь в ее лицо. Сколько тоски в глазах юной девушки. Ее волосы растрепались от долгого блуждания по лесу. Но не замечает она беспорядка ни в своей прическе, ни в своей одежде. Одна мысль одолевает ее: «Где же братец Иванушка?» Маленький козленочек – легкая добыча лесных зверей. Плачет от горя Аленушка. Падают слезы в темную глубь пруда. А он манит своей черной водой, зовет забыться в его водах.
    Темный лес обступил Аленушку стеной. Черна его чаща. Не хочет страшный лес выпустить свою добычу. Кажется, что вот-вот мелькнет в его черноте лицо злой колдуньи, решившей погубить Аленушку. И лишь тонкие деревца рядом с девушкой тоскуют вместе с ней, роняя на черную гладь пруда желтые листья.
    Созданная по мотивам сказки картина Васнецова живет самостоятельной жизнью, повествуя о трудной доле сироты, о безысходной тоске. А вот сказочный образ красавицы Аленушки ассоциируется с тем, как изобразил ее художник на своем полотне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *