Сочинение на тему алеша попович и тугарин змей

8 вариантов

  1. В древнем русском городе Ростове родился в поповской семье сын.Рос он,не по дням,а по часам…В детстве его пытались обучить грамоте,но не получилось.Алеша был большим проказником,поэтому на него часто жаловалась бабка Любавы,из-за этого он часто стоял в углу,а вместе с ним,рядом сидел его “няня” Тихон.И вот Алёша вырос и стал богатырем русским.Однажды,поступила к Ростову тугарская вражеская орда во главе с Тугарином,и сказали народу собрать дань не малую.Поповский сын вместе с Тихоном предложили план.К их счастью,народ одобрил этот план и собрал все своё золото.И вот настал день,когда Тугарин вернулся за данью.Сначала все шло по плану,а потом,Алёша случайно провалил весь задуманный ими план действий.Вот беда!Мало того,что золото упустил,так ещё и город свой разрушил.Поклялся Алёша Попович поймать Тугарина и забрать золото людское!Сначала Алёше двинулся один на поиски Тугарина Змея,потом к нему присоединился Тихон,вместе с говорящим конём Юлием,купленным у цыган,а потом и первая красавица на Руси-Любава,вместе со своим осликом Моисеем и бабкой,которой была воспитана.Какие только трудности не стояли у них на пути!У Тихона-встреча с цыганами в начале мультфильма,у Юлия-проигранная шкура,а у Алёши-похищение возлюбленной.Все вместе,они преодолели Тугарина Змея и вернули золото.В заключение я хочу сказать,что Алёша Попович был,есть и будет моим самым любимым мультиком.

  2. Алёша Попович известен в русских былинах тем, что он часто побеждал врагов не силой, а хитростью. Об этом богатыре сложено гораздо меньше былин, чем об Илье Муромце и Добрыне Никитиче. Зато ему древнерусские сказители посвятили множество духовных стихов.
    У Алёши Поповича было два прототипа. Первый из них, Александр Попович, служил великому князю Владимиру Мономаху. За ним числилось много славных подвигов. Второй прототип — тоже Александр Попович — был героем известной битвы с монголо-татарами в 1223 году на реке Калке и погиб там с другими воинами за любимую Русь.
    Самый древний русский былинный сюжет сохранился в сказании «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».
    Само имя змея Тугарина означало горе, печаль и обиду. Былинный Тугарин — обидчик и злой угнетатель. Но и у него есть исторический прототип — это половецкий хан Тугоркан.
    Рассказывается в былине, как поехал однажды Алёша Попович в стольный град Киев и взял с собой названого брата своего — доброго молодца Екима Ивановича. Прибыли они на княжеский двор. Владимир Красное Солнышко их встречает, на пир приглашает.
    Сидит Алёша Попович за дубовым столом, а двенадцать могучих богатырей на золотой доске вносят Тугарина Змеевича и сажают его на почётное место — рядом с княгиней Апраксой. Начали разносить кушанья сахарные. Видит Алёша Попович, что Тугарин ведёт себя за столом неучтиво: хлеб по целой ковриге проглатывает, чашу мёда в полтора ведра за раз выпивает, над князем насмехается — целует княгиню Апраксу в сахарные уста.
    Разозлился богатырь. Три раза Алёша Попович бросал вызов нахалу. Каждый раз чернел от обиды и злости Тугарин, а потом метнул в Алёшу булатный кинжал — принял вызов богатыря. Побился Алёша Попович об заклад на свою буйную голову, что одолеет Тугарина.
    В чистом поле, на Сафат-реке, назначили они поединок. Всю ночь не спал Алёша Попович — молился Богу, чтобы пошёл дождь и размокли крылья Тугарина.
    Прилетел утром Тугарин. Хотел на шатёр богатыря сверху броситься, чтобы убить Алёшу Поповича. Но полил дождь с градом, размочил Тугарину крылья. Пришлось ему спуститься на землю. А на земле Алёша Попович победил его не силой, а хитростью — заставил он змея оглянуться. Оглянулся Тугарин назад, а Алёше только того и надобно. Взмахнул острой саблей и отсёк ему голову! Привёз богатырь тугаринскую голову в Киев-град на княжеский двор. Устроил князь Владимир большой пир в честь победы над Тугариным.
    Умение Алёши Поповича обхитрить врага подчёркивается во всех былинах. Сметливость, лукавство, ум — самые главные и яркие черты этого богатыря.

  3. В древнем русском городе Ростове родился в поповской семье сын. Рос он, не по дням, а по часам … В детстве его пытались обучить грамоте, но не получилось. Алеша был большим проказником, поэтому на него часто жаловалась бабка Любавы, из-за этого он часто стоял в углу, а вместе с ним, рядом сидел его “няня” Тихон. И вот Алёша вырос и стал богатырем русским. Однажды, поступила к Ростову тугарская вражеская орда во главе с Тугарином, и сказали народу собрать дань не малую. Поповский сын вместе с Тихоном предложили план. К их счастью, народ одобрил этот план и собрал все своё золото. И вот настал день, когда Тугарин вернулся за данью. Сначала все шло по плану, а потом, Алёша случайно провалил весь задуманный ими план действий. Вот беда! Мало того, что золото упустил, так ещё и город свой разрушил. Поклялся Алёша Попович поймать Тугарина и забрать золото людское! Сначала Алёше двинулся один на поиски Тугарина Змея, потом к нему присоединился Тихон, вместе с говорящим конём Юлием, купленным у цыган, а потом и первая красавица на Руси-Любава, вместе со своим осликом Моисеем и бабкой, которой была воспитана. Какие только трудности не стояли у них на пути! У Тихона-встреча с цыганами в начале мультфильма, у Юлия-проигранная шкура, а у Алёши-похищение возлюбленной. Все вместе, они преодолели Тугарина Змея и вернули золото. В заключение я хочу сказать, что Алёша Попович был, есть и будет моим самым любимым мультиком.

  4. 4
    Текст добавил: -Пельмешка-(Crazy)

    Русская народная былина “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”
    Жанр: былина киевского цикла
    Главные герои былины “Алеша Попович и Тугарин Змеевич” и их характеристика
    Алеша Попович. Сын соборного попа, хитрый и расчетливый, молодой и горячий, на слова остер, на расправу скор.
    Тугарин Змеевич. Басурман, огромный, с хорошим аппетитом, молодой и красивый. Летает на коне с крыльями бумажными.
    Князь Владимир. Несчастный, обманутый, доброжелательный, благодарный.
    Княгиня Апраксеевна. Легкомысленная, ветреная.
    План пересказа былины “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”
    Ростовские богатыри
    Камень на распутье
    Княжеский двор
    Появление Тугарина
    Первое оскорбление Алеши Поповича
    Лебедь и княгиня
    Второе оскорбление Алеши Поповича
    Бросок кинжала
    Вызов
    Пари княжеское
    Молитва о дождике
    Встреча с Тугариным
    Военная хитрость
    Голова Тугарина
    Служба князю.
    Кратчайшее содержание былины “Алеша Попович и Тугарин Змеевич” для читательского дневника в 6 предложений
    Поехал Алеша Попович в Киев-град к князю Владимиру с товарищем своим Якимом Ивановичем.
    Увидел как ведет себя за столом Тугарин, обозвал его дураком и болваном
    Метнул Тугарин в Алешу кинжал, да уклонился богатырь, вызвал Тугарина на поединок
    Ставки ставить начали князья и бояре, а Тугарин на коня сел и на крыльях полетел.
    Помолился Алеша о дожде и намочил дождь крылья бумажные, упал Тугарин на землю
    Срубил Алеша голову басурманскую, да в Киев отвез.
    Главная мысль былины “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”
    Если нельзя победить врага грубой силой, то надо проявить хитрость и смекалку.
    Чему учит былина “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”
    Эта былина учит Родину защищать, учит тому, что гость в доме должен вести себя как гость, учит заступаться за слабых. Учит былина патриотизму, любви к Родине, ненависти к врагам своего народа.
    Отзыв на былину “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”
    Мне понравилась эта былина и даже немного позабавила. Княгиня Апраксеевна в ней оказывается не совсем верной женой, увлеченной молодым басурманом, а Алеша стыдит и ее и всех сидящих за столом бояр и князей. Он понимает, что шансы против Тугарина у него маленькие и хитростью побеждает его. Не зря Алеша Попович считается самым хитрым и умным русским богатырем.
    Пословицы к былине “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”
    На всякого мудреца довольно простоты.
    Русский молодец – всем басурманам конец.
    Смекалка на войне помогает вдвойне.
    На бога надейся, да и сам не плошай.

  5. Аннотация
    Иванов Михаил Евгеньевич, Мещеряков Семён Дмитриевич
    г. Красноярск, МБОУ СОШ Лицей №3,   5класс
    «Образ русского богатыря Алёши Поповича в былине «Алёша   Попович и Тугарин Змеевич и в мультфильме «Алёша Попович и Тугарин Змей»
    руководитель: Марушкина Ольга Аркадьевна,  учитель русского языка и литературы
    Цель научной работы: на основе сравнительно – сопоставительного анализа выявить в былине и мультфильме отличительные и схожие черты русского богатыря Алеши Поповича. Методы проведенных исследований: сравнительно-сопоставительный, структурный. Основные результаты исследования: мультипликационный богатырь разрушает идеальный образ защитника Отечества от «силушки поганой», образ русского богатыря Алеши Поповича: ожидаем богатыря-храбреца, а получаем богатыря-труса, ожидаем от богатыря хитрости и смекалки – получаем глупость и ограниченность. В мультипликационном фильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» осмеян образ богатыря, создана пародия на жанр русского героического эпоса.
    ВВЕДЕНИЕ
    На протяжении целого тысячелетия народ бережно хранил эпическую поэзию о подвигах богатырей, служившую своего рода «устным учебником истории». Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста?рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).  Ценность богатства эпоса заключается в том, что он по своему происхождению связан с народом, с теми смердами-воинами, которые и землю пахали, и воевали под киевскими знаменами с печенегами и половцами.  [1]
    Воспевая русских богатырей, которые в трудную годину по зову души вставали на защиту Отечества, их удивительную силу и мужество, доброту и благородство былины укрепляли в тяжелое для страны время дух народа, воспитывали любовь к родной земле и ненависть к тем, кто пытался покорить ее огнем и мечом.  Эти смелые дружинники бились с врагами «не пиваючи, не едаючи», охраняли Киевскую Русь от “силушки поганой”. Ученый-филолог, исследователь былин Ю.Г. Круглов отмечал: «И разве нет правды в том, что славные русичи, несмотря на временные поражения, всегда оказывались победителями. Не смогли покорить  Русь ни печенеги, ни половцы, ни монголы-татары».[2]
    И сегодня   былины не потеряли своей популярности. Балашов Д.М., Новичкова Т.А. полагают, что современные ученые ищут в ней и отголоски исторических фактов, и остатки древних верований, и следы давно исчезнувших культовых обрядов. В этом нет ничего удивительного, потому что былина прожила долгую, многовековую жизнь. [3]
    Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – любимые герои русского героического эпоса, каждому из которых присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет мудрость и силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями.
    Алеша Попович, в отличие от своих старших товарищей, порой  хвастлив, беззаботен, а иногда даже неблагоразумен, но все же главные его качества – это беззаветная любовь к Отечеству и готовность пожертвовать жизнью во имя него.  В.Я. Пропп утверждает, что Алеша никогда не взвешивает никаких препятствий и опасностей, он легкомыслен и смел до безрассудства, и именно поэтому он всегда побеждает: берет быстротой своего натиска. Этот богатырь не изображается обладающим большой физической силой, но этот недостаток ему нисколько не мешает. Алеша «напуском смел»,
    и это обеспечивает ему успех.  Главный подвиг этого богатыря – поединок с Тугариным, в котором он показал, что хорошо владеет хорошо не только мечом, но и словом не промахнется, не только силой победил врага, но и превосходством ума. [4]
    Русский героический эпос оказывал влияние не только на литературу, музыку, живопись, но и на кинематограф. В середине 20 века вышли фильмы «Садко», «Илья Муромец», в 70-х годах – мультипликационная версия «Садко богатый», повествующие о событиях «старины глубокой.
    В начале 21 века в прокате появились российские мультипликационные фильмы о русских богатырях, среди которых  «Алеша Попович и Тугарин Змей». Единственное, что в этом мультфильме совпадает с былинным сюжетом и характеристикой как богатыря, так и  окружения, – это общего плана сюжетные линии (богатырь отправляется на борьбу со злыми силами) и имя героя. Все остальное к русскому эпосу, повествующему о событиях, связанных со становлением и защитой Древней Руси, и к богатырям, чьи качества, в первую очередь, проявляются в воинских подвигах во имя родной земли, имеет весьма опосредованное отношение. [5]
    Цель исследования: на основе сравнительно – сопоставительного анализа выявить в былине и мультфильме отличительные и схожие черты русского богатыря Алеши Поповича.
    Гипотеза:  мы предполагаем, что если режиссер мультипликационного фильма помещает героя в прежнюю историческую эпоху, но характер героя и развитие сюжета объясняется современным восприятием, то идеальный образ русского богатыря Алеши Поповича разрушается, и на стыке несовместимости возникает комический эффект.
    Задачи:
    На основе прочитанного  текста былины выявить доминирующие черты  Алеши Поповича, которые формируют его как былинного богатыря.
    Сравнить образ былинного и мультипликационного героя.
    Проследить трансформацию образа былинного богатыря Алеши Поповича в мультфильме.
    Предмет исследования:  былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» и мультипликационный фильм «Алеша Попович и Тугарин Змей».
    Объект исследования: образ русского богатыря в былине и  мультфильме
    Основные методы работы:
    сравнительно-сопоставительный
    структурный
    БЫЛИНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФЕ
    Большинство былин, по мнению ученого, филолога-фольклориста В.Я. Проппа, складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв). Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году.   До этого несколько десятилетий в русской науке употреблялся термин «богатырские сказки». Главными персонажами  являются богатыри, достоинства которых проверяются в сражении, в неравном бою против полчищ вражеских сил. Они воплощают идеал воинской доблести, а также мужественного, преданного родине и народу человека.     [10]
    Слово «богатырь» не является для славян исконным. Для обозначения  удалого воина использовалось слово «храбр». Существует, по крайней мере, три объяснения такой замены. Первая отсылает ко времени татаро-монголь ского нашествия и исходит из того, что русские воины не должны были  уступать в храбрости татарам, и потому их назвали багатурами. Вторая связывает это слово с термином в значении «удачливый», третья напрямую выводит его от «Бог» — человек оказывается «богат» (в данном случае силой). Согласно энциклопедии Брокгауза и Эфрона, в русской традиции слово «богатырь» впервые упоминается в 1585 году. [6]
    Исследователи былин выделяют Новгородский цикл былин, которые воспевают Новгород и его богатых гостей (Садко), удалых молодцов, наделенных волшебной силой (Василий Буслаев) и Киевский, среди которых выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших братьях». Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор, Микула Селянинович и Волхв Всеславьевич, который унаследовал способность оборачиваться лютым зверем, волком или щукой во благо, защищая слабых и отстаивая добро. Кроме того, Киевский цикл былин связан с князем Владимиром Красное Солнышко, «младшими» богатырями – Добрыней Никитичем, Ильей Муромцем и Алешей Поповичем и складывается в тот исторический момент, когда Киевское государство резко меняет свою политику: от далеких походов в чужие страны переходит к обороне Руси от печенегов и изгнанию варягов. [1] В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру.
    Кем создавались былины? Е.М. Травина, кандидат философских наук, считает, что
    «некий безликий и безымянный «народ», предложенный на роль создателя былин
    ____________________
    1  Википедия http://ru.wikipedia.org
    народолюбцами XIX века, к этому не причастен. Точность в воссоздании воинского быта, знание всех деталей вооружения и тонкостей ведения боя позволяет искать слагателей былин в дружинной, а не в крестьянской среде. Эта идея была выдвинута в XIX веке Всеволодом Миллером, который считал «былины изящной словесностью дружинников». Профессиональные сказители разносили былины по градам и весям, а народ только искажал их, неточно запоминая услышанное, что ставит в тупик уже несколько поколений исследователей». [7]
    Ученые предполагают, что первым собирателем былин был Кирша Данилов. В своем сборнике «Древние российские стихотворения» он опубликовал 26 былин. В 19 веке политический ссыльный Павел Николаевич Рыбников открыл в Олонецкой губернии кладовую русского фольклорного творчества. Читателям стали известны былины «Илья Муромец и Идолище», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня и Алеша Попович». Вдохновленный открытием Рыбникова, в Олонецкую губернию отправился Александр Федорович Гильфердинг, ученый-славист. Он записал множество новых былин. Собиратели былин открыли и сохранили для нас драгоценное искусство художественного слова, величайший памятник народной духовной культуры.
    Уже с момента публикации сборника Кирши Данилова былинные сюжеты и герои прочно входят в мир современной русской культуры.
    Большое воздействие оказали былины на нашу литературу. Еще писатели и поэты XVIII века обращались к  былинам, например, пьеса Г. Р. Державина “Добрыня”, поэма Н.М.Карамзина “Илья Муромец” созданы на основе  русского былинного эпоса.
    Более широкое обращение русских писателей к эпическому творчеству своего народа начинается с XIX века. Трудно назвать хоть одного крупного поэта, который бы в той или иной мере не испытал на себе воздействие былинного эпоса. Образ Руслана в поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” навеян образами русских богатырей. “Песня про купца Калашникова” М.Ю.Лермонтова – поэтическая обработка народного эпоса, в частности, исторической песни о шурине Ивана Грозного – Мастрюке (Кастрюке). В героических образах повести “Тарас Бульба” Н.В.Гоголь видел представителей “сказочного русского богатырства”.
    Русские былины оказали влияние не только на нашу литературу, но и на литературу мировую. Например, латышский поэт-классик Я.Райнис посвятил самостоятельную поэму главному русскому богатырю Илье Муромцу.
    Современные писатели тоже обращаются к теме героического прошлого русичей. В 2007 году вышел исторический роман для подростков «Илья Муромец — великий богатырь России»  Юрия Лигуна, который   отмечен дипломами конкурсов «Просвещение через книгу» и «Премия Александра Невского». Герой произведения – обыкновенный современный мальчик Илья Ножкин,  на долю которого выпало немало испытаний. Однако именно они дали уникальную возможность пройти по стопам своего тёзки – богатыря Ильи Муромца. Вместе со своими былинными друзьями (Добрыней и Алешей Поповичем) он защищает Русь, являя в этом образец и пример для молодого поколения наших дней.
    В 20 веке герои и сюжеты былин являлись драгоценным материалом для кинематографа. Например, фильм режиссера А.Л. Птушко «Садко» (1952 г.) был одним из самых зрелищных фильмов своего времени. А другой фильм того же режиссера «Илья Муромец» (1956 г.) стал первым фильмом со стереофоническим звуком. По мнению кинокритиков, в этом фильме обилие декораций, качественных массовых и батальных сцен, в которых чувствуется яркая патриотическая направленность. Фильм учит добру, справедливости и дружеской взаимовыручке, а Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович – настоящие защитники Отчизны. За самые массовые сцены фильм попал в книгу рекордов Гинесса. Кроме того, эти экранизации имели успех не только в нашей стране, но и за рубежом, а также были удостоены наград на международных кинофестивалях. В золотой фонд кинематографа вошла и мультипликационная версия русской былины «Садко богатый» (1975 г.) режиссера В.В. Курчевского. И сегодня эти произведения  доносят до зрителей драгоценное слово предков, рассказывая о героическом прошлом Руси.
    Продолжая традиции кинематографа, современные создатели анимации тоже обращаются к былинным сюжетам и героям («Илья Муромец Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей» и др.), только цели у них другие. Основная – развлечь публику, причем угодить при этом зрителям разного возраста; а другая – кассовые сборы.
    БЫЛИННЫЙ БОГАТЫРЬ АЛЕША ПОПОВИЧ
    И ЕГО ПАРОДИЙНЫЙ ОБРАЗ В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
    Что же мы знаем, благодаря  труду собирателей, о богатыре Алеше Поповиче?  Вопрос о реальном историческом прототипе знаменитого былинного богатыря неоднократно привлекал внимание исследователей. Однако он остаётся вполне актуальным и по сей день, хотя бы в силу противоречивости сделанных по нему выводов.
    Алеша родом из Ростова, сын соборного попа Леонтия. Рождение Алеши Поповича было чудесным: едва родившись, просит у матери благословенья погулять «по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою»; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьем и мечом («Алеша Попович едет в Киев»). Первый свой подвиг совершил по дороге в Киев:
    …Под тем под городом под Киевом
    Сослучилося несчастьице великое:
    Обостала его сила великая
    По имени Василий Прекрасный…
    Хочет красен Киев в полон взять,
    А князя Владимира повесить…
    И попускал Алеша с дружиною хоробрую
    На ту силу- рать великую, на Василия Прекрасного
    И прибили тую силу-рать великую…
    («Алеша Попович едет в Киев»)
    Исследователь Б.А. Рыбаков,  предполагавший существование прототипов практически всех героев былин, отожествлял образ богатыря сразу с двумя летописными героями: Ольбегом Ратиборовичем, дружинником Владимира Мономаха, участвовавшем в убийстве половецкого хана Итларя, и ростовским храбром Александром Поповичем, замечая при этом, что слияние двух героев в один былинный образ Алёши Поповича произошло действительно фольклорным путём в позднейшее время..[ 1 ]
    Первую научную попытку понять и определить этот былинный образ сделал Белинский: «Богатырь более хитрый, чем храбрый, более находчивый, чем сильный; совершенно национальный русский герой».            Л.Н. Майков говорит о некоторых положительных чертах Алеши, но в основном для него Алеша все же отрицательный эпический герой, он противопоставляет его Илье и Добрыне (попадает впросак, посватавшись к чужой жене; на заставе, когда Илья выбирает, кого из богатырей послать за нахвальщиком, Алеша оказывается самой неподходящей кандидатурой):
    Алеша Попович гордлив-спесив:
    Не умеет с богатырем как съехаться,
    Не умеет богатырю честь отдать.
    Другой ученый, Н.П. Дашкевич, выдвигает предположение, что он смел, но не удал, даже трус, он пустохваст, невоздержан в словах: «Хотя он богомолен, но не прочь соврать и любит нескромные речи». По мнению Всев. Миллера, «у некоторых слагателей былин появилось стремление унизить Алешу Поповича, вероятно, — в связи с его предполагаемым происхождением».  [4]
    Вслед за известным исследователем фольклора В.Я. Проппом считаем, что Алеша Попович – самый молодой из знаменитой троицы богатырей, наделяется не только всеми достоинствами героя, но и некоторыми недостатками, свойственными молодости.  Если Илья Муромец побеждает врагов своим спокойствием и опытностью, своей мудростью, выдержкой, неустрашимостью и решительностью зрелого человека, если Добрыня превосходит варвара-врага своей культурой, силой,  то Алеша неуклюжего и тяжеловесного врага своей сметливостью и находчивостью. Он не изображается обладающим большой физической силой, но является олицетворением силы духа и воли. В противоположность суровому Илье и выдержанному Добрыне, Алеша склонен к насмешке и шуткам, отличается бесстрашием и решительностью («Отчего перевелись витязи на святой Руси», «Алеша Попович едет в Киев»), силой, остроумием и жизнерадостностью («Алеша Попович и Тугарин Змеевич»). Все это делает богатыря ярким выразителем русского национального характера. Суровый и могучий Илья, выдержанный и культурный Добрыня, веселый и находчивый Алеша олицетворяют героические черты русского народа. При всем их отличии эти храбрые герои объединены одним чувством, одним стремлением: они не знают более высокого служения, чем служение своей Родине. За нее они всегда готовы отдать свою жизнь.
    В роли главного защитника Киева герой выступает лишь однажды: в широко известной былине «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».   Трактовка  образа опасного Тугарина среди исследователей тоже неоднозначна:  например, В.Я. Пропп, Веселовский  признают в нем половецкого хана Тугор-кана;  О. Миллер, М. Халанский считают мифическим существом.   [4]
    Былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» с первых строк погружает в атмосферу доблестного воинства. Двое «удалых молодцев» ищут достойное дело. Развлечения не для них, потому что сулят «славушку недобрую», а вот оборону в Киеве держать  – это дело для богатырей. Алеша Попович и его молодой помощник Еким  оказываются на пиру киевского князя Владимира. Они с почтением относятся к нему, а себя ведут скромно, отказываются от  мест рядом с князем, что говорит об их глубоком уважении и преклонении перед Владимиром.
    Все повествование, как это обычно бывает в былинах, построено на антитезе  добра и зла. Воплощением зла является Тугарин Змеевич – непрошеный гость на пиру киевского князя. Поведение Тугарина нарочито вызывающее: занимает место рядом с князем, ест неаккуратно:
    Поддел, собака, он белу лебедь,
    Он кинул, собака, себе в гортань,
    Со щеки-то на щеку переметывает,
    Лебяжьи кости да вон выплевывает!
    Алеша Попович воспротивился такому отношению и бросил колкое замечание Тугарину:
    У моего у света у батюшки,
    У попа у Леонтия Ростовского,
    Была стара собачища дворовая,
    По подстолью  собака волочилася,
    Лебяжьей костью подавилася –
    Собаке Тугарину не миновать того:
    Лежа ему далече в чистом поле!
    Замечания Алеши  носят вызывающий и остроумный характер, он достаточно громко, чтобы Тугарин мог его хорошо слышать,   шутит также над непомерным питьем Тугарина, напоминает Екиму о корове, которая опилась и лопнула:
    Взял за хвост, под гору махнул
    От меня Тугарину то же будет.
    Так осмеян был Тугарин Змеевич, который тут же решает отомстить обидчику и кидает  нож. Еким вовремя перехватывает  его и спасает Алешу Поповича.
    Кульминацией  былины становится бой между Алешей Поповичем и Тугариным Змеевичем.  Алеша Попович  отправляется туда один, даже не на коне, а пешком. Оказывается, он уже придумал хитроумный план, как одолеть «чудо поганое».
    Образ врага, змея-чудовища с бумажными крыльями,  намеренно преувеличен для того, чтобы на этом фоне подчеркнуть, насколько храбр богатырь, вступающий в смертельную битву с несметной силой вражеской. Вот каким предстает противник Алеши Поповича:
    Вышина у собаки ведь трех сажен,
    Ширина у собаки ведь двух охватов,
    Промеж глаз его да калена стрела!
    Из хайлища пламень пышет,
    Из ушей дым столбом стоит…
    В былине не описывается внешний облик богатыря. Он, несомненно, силен, но на бой предпочитает идет «с голыми руками». Однако Алеша побеждает больше не силой, а хитростью и превосходством ума: он прячется под лошадь Тугарина Змеевича,  прикидывается тугоухим и зовет Тугарина поближе  для того, чтобы лучше расслышать его ругательства, а когда Тугарин приближается, он наносит ему булавой такой удар по голове, что голова отваливается.  Это — военная хитрость, прием борьбы слабого с более сильным, умного с недалеким. Беспредельная смелость этого богатыря, бойкий, задорный характер, ловкость, находчивость помогают уничтожить непобедимого Тугарина.   [4] Если бы не сметливость Алеши Поповича, он бы и сам погиб, и дело загубил.
    Традиционный для былин эпизод – возвращение богатыря с победой к князю киевскому. Голову Тугарина он привозит в город и бросает во дворе. И здесь Алеша не хвастает, а опять шутит: он предлагает Владимиру сделать из головы Тугарина какую-нибудь посудину:
    Ты ой еси, Владимир стольнокиевский!
    Буди нет у тебя пивна котла,
    Так вот тебе Тугаринова буйна голова!»
    Юмор в былине «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» – вздох облегчения после тяжелого боя, символ торжества справедливости.
    В 2004 году на экраны выходит первая в России экранизация об Алеше Поповиче, героический блокбастер «Алеша Попович и Тугарин Змей» режиссера К. Бронзита. Сценарий, в основу которого легла былина про Алешу Поповича, появился благодаря 17-летнему Максиму Свешникову. [11]
    Вероятно, мультфильм должен был обыграть интерес к отечественной культуре и, одновременно, желание создать нечто патриотическое, но получилась пародия, т.к. в анимационном фильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» от образа богатыря осталось
    немногое: имя и физическая сила. Он карикатурен, вызывает смех, потому что перед нами «ходячее недоразумение». [12]
    Алеша Попович, например, едва родившись, демонстрирует свои недюжинные физические способности, например, откусывает крестильный крест.       Если в былинах Алеша Попович отличается силой, умом, смекалкой и сообразительностью, то мультипликационный герой полная противоположность: неграмотный, смешной герой,  совершает  глупые поступки (например, пошел через пещеру на бой с Тугариным, а вернулся обратно в город, т.к. не умеет ориентироваться),  а также неуклюжий, несколько простоватый, часто попадает в нелепые ситуации (в доме Святогора полез за мечом и свалился с лестницы), нелепы и его спутники. В одной из драк в качестве булавы Алеша использует подвернувшуюся под руку старушку. Отправляясь на бой, шагая по лесу, богатырь мечом сбивает грибы, топчет муравьев, отшвыривает ногой мелких зверушек.
    Проникнув в лагерь врагов, Алеша под покровом ночи пытается увезти слиток золота и вдруг на полпути спохватывается: “Что же это я как вор?!” — и, проявляя решительность, расправляется с сонными тугарами, но Тугарина одолеть не смог, хотя в былинах достоинства богатыря проверяются в сражении, в неравном бою.
    Проведенный анализ позволил нам выделить схожие и отличительные черты былинного и мультипликационного героя.
    Результаты представлены в таблице 1.
    Таблица 1
    Характерные черты героя
    Былина
    «Алеша Попович  и Тугарин   Змеевич»
    Анимационный фильм
    «Алеша Попович и Тугарин»
    Сила
    Силен духом: отправляется на борьбу с «силушкой поганой» один
    Вся «сила» уходит на то, что
    изувечил бабку;
    вывернул дерево с корнем;
    « на борьбу» с ветками, цветами, грибами, которые рубит мечом;
    раскидал полчище Тугарина, но главного врага одолеть не смог;
    в эпизоде, когда бабка несет Ослика, не проявляет свою силу и мощь
    Смелость
    отправляется в Киев-град, чтоб оборону держать;
    вступает в смертельную битву с силой вражеской: «Высота у собаки трех сажен…»
    Грамот-ность
    Алеша Попович «грамоте поученный человек»
    не умеет читать: надпись на указательном камне читает Тихон
    Решитель-ность
    на бой отправляется один, даже не на коне, а пешком
    принимает решение защитить город от врагов
    Ум
    на пиру ведет себя скромно, отказывается от места рядом с князем Владимиром;
    придумывает хитроумный план, как одолеть «собаку Тугарина»
    непутевый, т.к. закрывает вход в пещеру большим камнем, который катится вниз и разрушает все постройки
    Находчи-вость
    Остроумие
    спрятавшись под коня Тугарина Змеевича, побеждает врага;
    приносит «Тугарина буйну голову» к князю Владимиру и предлагает использовать ее как пивной котел
    расправляется с сонными врагами
    Трусость
    ———
    испугался, когда увидел войско Тугарина, но потом все же взял «себя в руки»
    Глупость
    попадает в нелепые ситуации (сдвинул камень, который покатился и разрушил постройки)
    не умеет ориентироваться на местности (пошел через пещеру на бой с Тугариным, а вернулся обратно в город)
    Итак, единственное, что в этом фильме совпадает с былинным сюжетом и характеристикой богатыря, – это отдельные сюжетные линии (богатырь отправляется на борьбу со злыми силами) и имя героя.  Алеша Попович в былине – умный воин, «храбр»-дружинник, для которого смелость, сила духа были профессиональными качествами. Он смелый, решительный, так как на бой с врагом Руси отправляется один и вступает с ним в неравный бой. В схватке он верток, хитер, а в мультфильме герой только хочет быть сильным и смелым, а сам при этом набрасывается на спящего Тугарина, бьется с ним, но победить сразу не смог. Одолеть и связать врага герой смог позднее, а помогли ему спутники: Ослик, Тихон и бабка.
    Кроме того, если былинный герой грамотный, наделен умом, расчетливостью, то мультипликационный Алеша Попович, наоборот, глупый, ограниченный, выглядит как недотепа. Например, золото, за которым охотился Тугарин, герой спрятал в пещере, надеясь, что Тугарин со своим войском туда забежит, а он вход в пещеру заложит камнем. Но хитроумный план не сработал, так как не были произведены необходимые расчеты, и громадный камень, скатываясь с горы, разрушает город.
    Таким образом, в мультфильме уничижается традиционный образ богатыря,  и у юных зрителей такой «герой» может ассоциироваться с многочисленными охранниками, “братками”.  Вслед за Л.В. Торопчиной, кандидатом филологических наук, считаем, что этот мультфильм превращает героическое сказание из истории Отечества в фарс, а герой не дает истинного представления о характере защитника Древней Руси.   [9]
    Былины – память народа о своем героическом прошлом. А без памяти нельзя жить в настоящем и строить будущее.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Представленное исследование было проведено с целью описания и анализа отличительных и схожих черт русского богатыря Алеши Поповича в былине и анимационном фильме. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: мультипликационный богатырь разрушает идеальный образ защитника Отечества от «силушки поганой», образ русского богатыря Алеши Поповича: ожидаем богатыря-храбреца, а получаем богатыря-труса, ожидаем от богатыря хитрости и смекалки – получаем глупость и ограниченность, ожидаем увидеть богатырского коня – видим щупленькое созданье, правда, говорящее, как нередко бывает в сказках.
    Кроме того, русский богатырь находит применение своим способностям: ум, сила, остроумие и находчивость проявляются непосредственно в бою с Тугариным, а мультипликационный персонаж попадает в нелепые и смешные ситуации. Былинный Алеша Попович хотя порой хвастлив, беззаботен, но он сильный, смекалистый, по-настоящему храбрый воин, а герой мультипликации  карикатурен, смешон, хотя неоднократно повторяет фразу: «Отведай-ка силушки богатырской!». Но «сила» проявляется в «борьбе» с ветками,     муравьями, грибами, а одолеть страшного обидчика Руси помогли спутники героя.
    Нельзя считать мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей» героическим, патриотическим, что периодически подчеркивают авторы. Осмеян образ богатыря, создана пародия на жанр русского героического эпоса.  Вряд ли нам стоит гордиться фильмами и героями, которые выставляют нацию на посмешище.
    Список литературы
    Рыбаков Б.А. Рождение Руси / Б.А. Рыбаков – Москва.: «АиФ Принт», 2003 –
    http://lib.ru/HISTORY/RYBAKOW_B_A/
    Былины: книга для внеклассного чтения / предисл., сост. и коммент. Ю.Г. Круглова. – Москва: Просвещение, 1985. – С. 3-5
    Балашов Д. М., Новичкова Т. А. Русский былинный эпос / Былины: в 25 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — СПб.: 2001—.Т.1: Былины Печоры: Север Европейской России. — 2001 – http://www.byliny.ru/biblio/balawov-1
    В.Я. Пропп. Русский героический эпос / В.Я. Пропп – М.: 1958. –  http://www.byliny.ru/biblio/propp/alesha-i-tugarin
    Библиотека русского фольклора. Былины. М.: Советская Россия, 1988. – С. 91
    Российские универсальные энциклопедии: Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия – объединенный словник – http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/
    Травина Е.М. Миф о трех богатырях: творение Российской империи / Е.М. Травина // Нева. – 2008. – № 12. – С. 36-39.
    Митин Д. О. Ростовский храбр Александр Попович: к вопросу об историческом прототипе Алеши Поповича / Д. О. Митин // На земле преподобного Сергия Радонежского. – Ростов Великий: [б. и.], 2006.- С.152-163; Сообщения Ростовского музея. – Ростов: [б. и.] – http://www.rostmuseum.ru/publication/srm/017/mitin01.html
    Торопчина Л.В. Возвращение к истокам, или вновь о героях русских былин / Л.В. Торопчина \\ 1 сентября. Литература. – 2010. – № 10. – С. 12-14.
    Википедия http://ru.wikipedia.org
    Елена Петрова. Константин Бронзит – имя в мировой анимации. -(http://www.cartoonia.ru/entsiklopediya-karikatury/b/bronzit-konstantin-bronzit-konstantin).
    Алексей Фанталов. Анимация: Алеша Попович и Тугарин Змей. –(http://politolog.h11.ru/zmey.htm).

  6. Первое знакомство рисует его несимпатичными чертами: он обманывает мать и жену Добрыни для того, чтобы жениться на жене своего названного брата. Он завистливый и жадный, по словам Добрыни Никитича: «У Алеши глаза завидущие, Руки — загребущие». Но, вместе с тем, в былинах Алеше часто дают эпитеты: “смелый, удалой”. В одной былине говорится, что “Алешина молитва до Бога доходна”: он богомольный; недаром он сын Ростовского протопопа.
    Самый главный подвиг Алеши, — это победа над Змием Тугарином, существом страшным, представляющим из себя нечто среднее между Идолищем Поганым и Змеем Горынчищем. Также, как Идолище Поганое, он появляется из степи, как образ всех степных врагов Руси; он едет на коне, разодетый в богатое самоцветное платье. По другим былинам, он, как Змей Горынчище, летает под облаками на крыльях и обладает волшебной силой. Существует несколько вариантов этой былины, но главный факт всюду остается тот же: Алеша Попович побеждает Тугарина хитростью. По одной былине Алеша переодевается каликою, подходит близко к Тугарину и внезапно отрубает ему голову. По другому варианту Алеша притворяется глухим, не слышит того, что кричит ему Тугарин, и заставляет врага подъехать близко. Затем вдруг кричит, указывая вдаль за спиной Тугарина, что идет за ним “сила несметная”, и, когда Тугарин оглядывается назад, Алеша быстро отрубает ему голову, — “и пала голова его на сыру-землю, как пивной котел”. На Змие Тугарине было замечательно красивое платье “самоцветное”. “Позарился” Алеша Попович на платье и нарядился в него. Вот когда сказались его “глаза завидущие, руки загребущие”. Едет Алеша в заморском самоцветном платье, а навстречу ему попадается один из младших богатырей, Яким Иванович, которого, кстати сказать, Алеша часто заставляет на себя работать, служить себе, хоть и зовет его “названным братом”. Яким Иванович, увидав незнакомое самоцветное платье, принял Алешу за самого Змия
    Тугарина, напустился на него и порядочно поколотил своей “шелепугой подорожной”. Насилу Алеша от него отбился.
    Хитрый, ловкий, удалой и смелый, Алеша менее симпатичен, чем первые два богатыря. В одной былине говорится, что он “горделив, спесив”, — да и вспыльчив, т. к. однажды, когда князь Владимир посадил Илью на почетное место, Алеша так рассердился, что бросил в Илью ножом. Алеша хвастлив, на заставе богатырской он хвастает: «Я, братцы, поудалее всех, У меня конь порыскучее». Хвастовство Алеши сгубило не только его самого, но и всех богатырей. Вот, что рассказывается в былине о том, как перевелись витязи на святой Руси.
    На заставе богатырской находились вместе все богатыри. Тут и старый атаман Илья Муромец} и податаманье Добрыня Никитич и удалой эсаул Алеша Попович, и другие младшие богатыри. На землю русскую надвигалась вражеская сила татарская (по одному варианту — один богатырь “нахвалыцик”, по другому — “сила несметная”), богатыри наши отразили и победили эту вражескую силу. И вот Алеша Попович неразумно стал хвастать этой победой, говоря,, что еще:
    «Не намахались наши плечи могутные,
    Не за в острились ‘наши мечи булатные,
    Подавай нам силу нездешнюю, —
    Мы и с тою силою справимся!». Как только произнес он этот страшный вызов, так и был сразу наказан. Русским богатырям была дана именно сила “нездешняя”, сверхъестественная; дана она была свыше, но лишь на добрые дела, на “стояние” за веру православную, за святую Русь; когда же Алеша в безумной гордости вызвал на бой “нездешнюю”, т. е., небесную силу, весь глубокий смысл богатырского служения был нарушен, — и сила была отнята у богатырей,
    Сила небесная явилась на вызов Алеши в образе двух светлых воителей. Алеша бросился на них и со всего плеча разрубил их пополам, — и что же? Их стало четверо, “и живы все”! Он и на этих четверых напустился, но от каждого удара его меча число воителей удваивалось. Тогда Добрыня Никитич и Илья Муромец бросились на помощь Алеше, но от ударов их мечей число воителей все увеличивалось, “сила” все росла.
    «А сила все растет, да растет,
    Все на витязей с боем идет»… Бились наши богатыри “три дня, три ночи, три часа, три минуточки”…
    «И намахались их плечи могутные,
    Затупились мечи их булатные…
    А сила все растет, да растет,
    Все на витязей с боем идет!»
    Испугались могучие богатыри и в первый раз в жизни повернулись и побежали к “каменным горам”, но не добежав до гор, они окаменели:
    «Как подбежит богатырь к горе, так и окаменеет, Как подбежит другой, — так и окаменеет; С тех пор перевелись витязи на святой Руси».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *