Сочинение на тему алгоритм

9 вариантов

  1. Западно-Казахский Аграрно-Технический университет Жангир-хана
    Кафедра: «Информатики»
    Реферат
    На тему

    Основы алгоритмизации

    Подготовил: Иванов П.
    Проверил: Кухта В.С.
    Уральск 2010
    План
    1.Понятие алгоритма и его свойства
    2.Способы описания алгоритмов
    3.Основные структурные алгоритмические конструкции
    4. Список литературы

    Понятие алгоритма и его свойства

    Алгоритм – описанная на некотором языке точная конечная система правил, определяющая содержание и порядок действий над некоторыми объектами, строгое выполнение которых дает решение поставленной задачи. Понятие алгоритма, являющееся фундаментальным в математике и информатике, возникло задолго до появления средств вычислительной техники. Слово «алгоритм» появилось в средние века, когда европейцы познакомились со способами выполнения арифметических действий в десятичной системе счисления; описанными узбекским математиком Муххамедом бен Аль-Хорезми («аль-Хорезми» — человек из города Хорезми; в настоящее время город Хива в Хорезмской области Узбекистана). Слово алгоритм – есть результат европейского произношения слов аль-Хорезми. Первоначально под алгоритмом понимали способ выполнения арифметических действий над десятичными числами. В дальнейшем это понятие стали использовать для обозначения любой последовательности действий, приводящей к решению поставленной задачи.
    Любой алгоритм существует не сам по себе, а предназначен для определенного исполнителя (человека, робота, компьютера, языка программирования и т.д.). Свойством, характеризующим любого исполнителя, является то, что он умеет выполнять некоторые команды. Совокупность команд, которые данный исполнитель умеет выполнять, называется системой команд исполнителя. Алгоритм описывается в командах исполнителя, который будет его реализовывать. Объекты, над которыми исполнитель может совершать действия, образуют так называемую среду исполнителя. Исходные данные и результаты любого алгоритма всегда принадлежат среде того исполнителя, для которого предназначен алгоритм.
    Значение слова «алгоритм» очень схоже со значениями слов «рецепт», «метод», «процесс». Однако, в отличие от рецепта или процесса, алгоритм характеризуется следующими свойствами: дискретностью, массовостью, определенностью, результативностью, формальностью.
    Дискретность(разрывность – противоположно непрерывности) – это свойство алгоритма, характеризующее его структуру: каждый алгоритм состоит из отдельных законченных действий, говорят: «Делится на шаги».
    Массовость – применимость алгоритма ко всем задачам рассматриваемого типа, при любых исходных данных. Например, алгоритм решения квадратного уравнения в области действительных чисел должен содержать все возможные исходы решения, т.е., рассмотрев значения дискриминанта, алгоритм находит либо два различных корня уравнения, либо два равных, либо делает вывод о том, что действительных корней нет.
    Определенность(детерминированность, точность) — свойство алгоритма, указывающее на то, что каждый шаг алгоритма должен быть строго определен и не допускать различных толкований; также строго должен быть определен порядок выполнения отдельных шагов. Помните сказку про Ивана-царевича? «Шел Иван-царевич по дороге, дошел до развилки. Видит большой камень, на нем надпись: «Прямо пойдешь — голову потеряешь, направо пойдешь — жену найдешь, налево пойдешь – разбогатеешь». Стоит Иван и думает, что дальше делать». Таких инструкций алгоритм содержать не может.
    Результативность – свойство, состоящее в том, что любой алгоритм должен завершаться за конечное (может быть очень большое) число шагов. Вопрос о рассмотрении бесконечных алгоритмов остается за рамками теории алгоритмов.
    Формальность – это свойство указывает на то, что любой исполнитель, способный воспринимать и выполнять инструкции алгоритма, действует формально, т.е. отвлекается от содержания поставленной задачи и лишь строго выполняет инструкции. Рассуждать «что, как и почему?» должен разработчик алгоритма, а исполнитель формально (не думая) поочередно исполняет предложенные команды и получает необходимый результат.

    Способы описания алгоритмов

    Рассмотрим следующие способы описания алгоритма: словесное описание, псевдокод, блок-схема, программа.
    Словесноеописание представляет структуру алгоритма на естественном языке. Например, любой прибор бытовой техники (утюг, электропила, дрель и т.п.) имеет инструкцию по эксплуатации, т.е. словесное описания алгоритма, в соответствии которому данный прибор должен использоваться.
    Никаких правил составления словесного описания не существует. Запись алгоритма осуществляется в произвольной форме на естественном, например, русском языке. Этот способ описания не имеет широкого распространения, так как строго не формализуем (под «формальным» понимается то, что описание абсолютно полное и учитывает все возможные ситуации, которые могут возникнуть в ходе решения); допускает неоднозначность толкования при описании некоторых действий; страдает многословностью.
    Псевдокод — описание структуры алгоритма на естественном, частично формализованном языке, позволяющее выявить основные этапы решения задачи, перед точной его записью на языке программирования. В псевдокоде используются некоторые формальные конструкции и общепринятая математическая символика.
    Строгих синтаксических правил для записи псевдокода не существует. Это облегчает запись алгоритма при проектировании и позволяет описать алгоритм, используя любой набор команд. Однако в псевдокоде обычно используются некоторые конструкции, присущие формальным языкам, что облегчает переход от псевдокода к записи алгоритма на языке программирования. Единого или формального определения псевдокода не существует, поэтому возможны различные псевдокоды, отличающиеся набором используемых слов и конструкций.
    Блок-схема – описание структуры алгоритма с помощью геометрических фигур с линиями-связями, показывающими порядок выполнения отдельных инструкций. Этот способ имеет ряд преимуществ. Благодаря наглядности, он обеспечивает «читаемость» алгоритма и явно отображает порядок выполнения отдельных команд. В блок-схеме каждой формальной конструкции соответствует определенная геометрическая фигура пли связанная линиями совокупность фигур.
    Рассмотрим некоторые основные конструкции, использующиеся для построения блок-схем алгоритмов программ, регламентированные ГОСТ 19.701-90.
    Блок, характеризующий начало/конец алгоритма (для подпрограмм — вызов/возврат)
    Блок — процесс, предназначенный для описания отдельных действий
    Блок — Предопределенный процесс, предназначенный для обращения к вспомогательным алгоритмам (подпрограммам)
    Блок — ввода/вывода с неопределенного носителя или описания исходных данных
    Блок — решение (проверка условия или условный блок)
    Блок — границы цикла, описывающий циклические процессы типа: «цикл с предусловием», «цикл с постусловием»
    Соединительные блоки
    Описания алгоритма в словесной форме, на псевдокоде или в виде блок-схемы допускают некоторый произвол при изображении команд. Вместе с тем она настолько достаточна, что позволяет человеку понять суть дела и исполнить алгоритм. На практике исполнителями алгоритмов выступают компьютеры. Поэтому алгоритм, предназначенный для исполнения на компьютере, должен быть записан на «понятном» ему языке, такой формализованный язык называют языком программирования.
    Программа – описание структуры алгоритма на языке алгоритмического программирования.

    Основные структурные алгоритмические конструкции

    Элементарные шаги алгоритма можно объединить в следующие алгоритмические конструкции: линейные (последовательные), разветвляющиеся, циклические с предусловием и циклические с постусловием. Любой алгоритм можно составить, используя эти четыре алгоритмические конструкции.
    Линейнойназывают алгоритмическую конструкцию, реализованную в виде последовательности действий (шагов), в которой каждое действие (шаг) алгоритма выполняется ровно один раз, причем после каждого i-го действия (шага) выполняется (i+1)-е действие (шаг), если i-е действие — не конец алгоритма.
    Разветвляющейся(иливетвящейся) называется алгоритмическая конструкция, обеспечивающая выбор между двумя альтернативами в зависимости от значения входных данных. При каждом конкретном наборе входных данных разветвляющийся алгоритм сводится к линейному. Различают неполное (если – то) и полное (если – то – иначе) ветвления. Полное ветвление позволяет организовать две ветви в алгоритме (то или иначе), каждая из которых ведет к общей точке их слияния, так что выполнение алгоритма продолжается независимо от того, какой путь был выбран (рис. 1). Неполное ветвление предполагает наличие некоторых действий алгоритма только на одной ветви (то), вторая ветвь отсутствует, т.е. для одного из результатов проверки никаких действий выполнять не надо, управление сразу переходит к точке слияния.
    Рис. 1. Полное ветвление
    Циклической (или циклом) называют алгоритмическую конструкцию, в которой некая, идущая подряд группа действий (шагов) алгоритма можем выполняться несколько раз, в зависимости от входных данных или условия задачи. Группа повторяющихся действий на каждом шагу цикла называется телом цикла. Любая циклическая конструкция содержит в себе элементы ветвящейся алгоритмической конструкции.
    Цикл с предусловием
    В данной циклической структуре сначала проверяется значение условного выражения (условие) перед выполнением очередного шага цикла. Если значение условного выражения истинно, исполняется тело цикла. После чего управление вновь передается проверке условия и т.д. Эти действия повторяются до тех пор, пока условное выражение не примет значение ЛОЖЬ. При первом же несоблюдении условия цикл завершается. Количество шагов цикла заранее не определено и зависит от входных данных задачи. Особенностью цикла с предусловием является то, что если изначально условное выражение ложно, то тело цикла не выполнится ни разу.
    а) б) Рис. 2. Блок-схема цикла с предусловием: два варианта изображения с помощью условного блока а) и с помощью блока границы цикла б)
    Цикл с постусловием
    Как и в цикле с предусловием, в циклической конструкции с постусловием заранее не определено число повторений тела цикла, оно зависит от входных данных задачи. В отличие от цикла с предусловием, тело цикла с постусловием всегда будет выполнено хотя бы один раз, после чего проверяется условие. В этой конструкции тело цикла будет выполняться до тех пор, пока значение условного выражения ложно (условие «окончания» цикла). Как только оно становится истинным, выполнение команды прекращается. Возможно построение цикла и с условием «продолжения» цикла, т.е. тело цикла будет выполняться до тех пор, пока значение условия истинно. Блок-схема данной конструкции представлена на рис. 3 двумя способами: с помощью условного блока а и с помощью блока управления б.
    Рис. 3. Блок-схема цикла с постусловием
    Рассмотрим три типа циклических алгоритмов: цикл с параметром (который называют арифметическим циклом), цикл с предусловием и цикл с постусловием (их называют итерационными).
    Существует разновидность цикла с предусловием, называемая арифметический цикл. В арифметическом цикле число его шагов (повторений) однозначно определяется правилом изменения параметра, которое задается с помощью начального (N) и конечного (К) значений параметра и шагом (h) его изменения. Т.е., на первом шаге цикла значение параметра равно N, на втором – N + h, на третьем – N + 2h и т.д. На последнем шаге цикла значение параметра не больше К, но такое, что дальнейшее его изменение приведет к значению, большему; чем К.
    Например, вывести 10 раз слово «Привет!». Его блок-схема использует специальный блок начала арифметического цикла с указанием, что переменная i в нем будет изменяться от 1 до 10 с шагом 1.
    Список литературы
    1) «Основы компьютерной технологии», Шафрин Ю. Москва 2005 г.
    2) «30 уроков по информатике», Балафанов Е.Н. Москва 2007 г.
    3) «Компьютерная математика», Могилев А.В. Санкт-Петербург 2005 г.
    4) «Практикум по информатике», Могилев А.В. Санкт-Петербург 2005 г.
    5) «Информационные системы», Романов А.Н Москва 2001 г.

  2. Norton AntiVirus 4.0 и 5.0 (производитель: «Symantec»).
    Один из наиболее известных и популярных антивирусов. Процент распознавания вирусов очень высокий (близок к 100%). В программе используется механизм, который позволяет распознавать новые неизвестные вирусы.
    В интерфейсе программы Norton AntiVirus имеется функция LiveUpdate, позволяющая щелчком на одной-единственной кнопке обновлять через Web как программу, так и набор сигнатур вирусов. Мастер по борьбе с вирусами выдает подробную информацию об обнаруженном вирусе, а также предоставляет вам возможность выбора: удалять вирус либо в автоматическом режиме, либо более осмотрительно, посредством пошаговой процедуры, которая позволяет увидеть каждое из выполняемых в процессе удаления действий.
    Антивирусные базы обновляются очень часто (иногда обновления появляются несколько раз в неделю). Имеется резидентный монитор.
    Недостатком данной программы является сложность настройки (хотя базовые настройки изменять, практически не требуется).
    Dr Solomons AntiVirus (производитель: «Dr Solomons Software»).
    Считается одним из самых лучших антивирусов (Евгений Касперский как-то сказал, что это единственный конкурент его AVP). Обнаруживает практически 100% известных и новых вирусов. Большое количество функций, сканер, монитор, эвристика и все что необходимо чтобы успешно противостоять вирусам.
    McAfee VirusScan (производитель: «McAfee Associates»).
    Это один из наиболее известных антивирусных пакетов. Очень хорошо удаляет вирусы, но у VirusScan хуже, чем у других пакетов, обстоят дела с обнаружением новых разновидностей файловых вирусов. Он легко и быстро устанавливается с использованием настроек по умолчанию, но его можно настроить и по собственному усмотрению. Вы можете сканировать все файлы или только программные, распространять или не распространять процедуру сканирования на сжатые файлы. Имеет много функций для работы с сетью Интернет.
    Dr.Web (производитель: «Диалог Наука»)
    Популярный отечественный антивирус. Хорошо распознает вирусы, но в его базе их гораздо меньше чем у других антивирусных программ.
    Antiviral Toolkit Pro (производитель: «Лаборатория Касперского»).
    Это антивирус признан во всем мире как один из самых надежных. Несмотря на простоту в использовании он обладает всем необходимым арсеналом для борьбы с вирусами. Эвристический механизм, избыточное сканирование, сканирование архивов и упакованных файлов – это далеко не полный перечень его возможностей.
    Лаборатория Касперского внимательно следит за появлением новых вирусов и своевременно выпускает обновления антивирусных баз. Имеется резидентный монитор для контроля за исполняемыми файлами.

  3. В реальной жизни выполнение всяких действий связано с расходом различных ресурсов: материалов, энергии и времени. Даже производя какие-либо записи, мы расходуем ресурсы (например, бумагу, чернила и время). Еще недавно некоторые задачи нельзя было решить из-за слишком большого числа необходимых для этого операций и слишком малой скорости их выполнения. Появление электронных вычислительных машин сделало такие задачи разрешимыми. Это значит, что «математизируя» понятие алгоритма, нужно абстрагироваться, отвлечься от ограниченности ресурсов, требуя только их конечности, иначе теория алгоритмов устареет, как только развитие науки и техники позволит переступить через существующие границы ресурсов. Алгоритму в интуитивном смысле в книге противопоставляется алгоритм в математическом, или формальном смысле. В последнем случае считается, что понятие определено методами, принятыми в математике, и основывается либо на других понятиях, имеющих математическое определение, либо на первоначальных, описанных настолько четко, что их свойства могут быть приняты за аксиомы новой теории. Теорию алгоритмов, которой посвящена эта книга, мы называем содержательной в том смысле, что именно алгоритмы как таковые во всем их разнообразии являются ее предметом. В этом отношении она является противоположностью традиционных теорий, которые изучали вопросы существования и несуществования алгоритмов путем сведения вопросов к исследованию какого-либо одного узкого класса алгоритмов и потому очень многие важнейшие проблемы оставляли вне своего поля зрения.

  4. решите уравнение х-21+59=60
    Помогите подчеркнуть подлежащее и сказуемое(некоторые сказуемое выражены прилагательными.)
    Поздней осенью в лесу.
    Поздней осенью в лесу, всё тихое и мрачное. Деревья осенью в лесу, все голые, худые. Ненастная погода, накрыла полностью весть лес. Всё серое, всё хмурое, тоскливое и грубое. Но только воздух чист и свеж.
    периметр параллелограмма абсд равен 60 см сторона аб равна 20см
    Придумайте небольшое предложение со словами “Товарищ”,”Молодежь”,”Речь”,”Рожь”,”Луч” и “Глушь”.
    Заранее спасибо с:
    Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите выделяя 2-3 абзаца. Графически обозначьте известные вам орфограммы в корнях слов.
    С утра было светло и тихо, низкое солнце блестело ослепительно. Белый,холодный туман
    затоплял реку. Белый дым таял в солнечных лучах над крышами изб и уходил в бирюзовое небо. На полянах, в солнечном блеске, сверкали паутины и неподвижно рдели светло-золотые клёны. Резкий крик дроздов иногда нарушал тишину. Листья, пригретые солнцем, слабо колеблясь, падали на тёмные, сырые дорожки. Сад пустел и дичал; далеко виден в нём полураскрытый, покинутый шалаш садовника
    История фразеологического оборота -душа в душу
    У какого каждый день растут зубы
    На картине изображено русское войско под покровом густого тумана закончившие переправу через реку. Художник изоразил русских воинов напряженно вглядывающихся в сторону противника, готовых биться до последней капли крови. русские полки стоят стройными рядами. вооруженные пеших и конных ратников ярко блестит в лучах солнца. над полками развеваются знамена, среди них выделяется черный великокняжеский стряг. князь объезжает полки. он воодушевляет их на ратный подвиг .
    помогите сказать по описанию назвать ее название и автоора! пожалуйста
    v6+2v5(все под конем)-v6-2v5(все под конем)
    хищные птицы занесенные в Красную книгу Краснодарского края на 5 букв

  5. Алгоритм написания сочинения-рассуждения
    Щербакова Е.В.
    МАОУ СОШ № 2
    г. Реж
    Структура сочинения
    I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
    II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
    Тeзис 1 (20-30 слов)
    Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
    Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
    Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
    Тeзис 2
    Дoкaзaтeльствa, пpимepы
    Микpoвывoд
    III. Заключение (60-70 слов)
    I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
    I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
    Вступление состоит из 3 элементов:
    объяснение ключевых слов темы или цитаты;
    общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
    ответ-тезис на главный вопрос темы.
    Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
    Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
    Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
    тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли… » и т. д.,
    тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
    тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
    II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
    II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
    Основная часть = Тезис + 1 Аргумент
    Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
    Помни!
    По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
    Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
    Оптимaльнoe кoличeствo – 2.
    Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
    Связка – это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
    Связка – это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
    Аргумент нужно:
    привести из литературных источников.
    выделить в отдельный абзац.
    в конце каждого абзаца написать микровывод.
    к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
    если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
    Аргумент состоит из 3 элементов:
    Аргумент состоит из 3 элементов:
    Обращение к литературному произведению – называем автора и произведение, его жанр.
    Его интерпретацию – здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише: «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает, считает» и т. п. Нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? Это будет уже не анализ, а простой пересказ.
    Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише: «писатель приходит к выводу… » и т. п.
    III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
    III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
    3 способа закончить сочинение: ·
    Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
    Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» , глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
    Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Важно заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям.
    Помни:смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

    Алгоритм работы над сочинением:

    Внимательно прочитай формулировку темы.
    Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл.
    Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.
    Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
    Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.
    Представь себе своего оппонента, начни с ним диалог, доказывая верность своего рассуждения
    Представь себе своего оппонента, начни с ним диалог, доказывая верность своего рассуждения
    Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту.
    Выстрой логическую последовательность своих доказательств.
    Запиши их, составляя план.
    Возвратись к началу своих рассуждений; сравни исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делай выводы, запиши их; это заключительная часть твоего сочинения
    Проверь написанное, переписывай на чистовик; проверь пунктуацию и орфографию.
    Практические советы при написании итогового сочинения:
    Вступление (60-70 слов):
    Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения?
    Отражено ли это во вступлении?
    Намечена ли цель сочинения?
    Сужена ли тема?
    Есть ли переход к основной части?
    Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы….
    Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о….
    Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)?
    Так в произведении…показан….
    Именно…( один из этих вариантов!)
    Основная часть (200-250 слов) (1 аргумент или 2 аргумента)
    Обращение к произведению (указаны автор, название);
    Озвучена проблема, связанная с темой сочинения.
    Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную проблему;
    Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;
    Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!)
    То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: «Еще одно произведение, где поднимается тема…»
    О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…
    Об этом же писал…
    Это же волновало….
    Заключение (60-70 слов).
    «Специальные» слова для начала заключения:
    Подводя итог, хочется сказать:…
    Таким образом, мы понимаем, что….
    Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один их вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)
    Заключительная фраза, подводящая итог размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы)
    Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)
    Интернет-источники
    https://bingoschool.ru/ege/russian/
    http://tilimen.org/ustnij-jurnal-velikan-narodnoj-poezii/15802_html_6ead79f1.png
    https://imr.net.ua/4544990-thickbox_default/bloknot-a5-kentwood.jpg

  6. Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ?
    Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. Я снова стал вести существование дикого охотника                            за марками… Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…
    – Ну что ты волнуешься? У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. Это пройдёт! — убеждала меня жена.
    Пройдёт… Святое материнское заблуждение! Если бы она знала, что вместо марок можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно…
    Марки расшатывали корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. Но в конце концов я смирился: марки заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями.
    — Ну-с, брат, — обратился я как-то к сыну после вечернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. — Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки. Доставай-ка свой альбомчик…
    — Понимаешь, папа… — сын посмотрел на меня распахнутыми до дна глазами. — Я давно хотел тебе сказать… У меня нет альбома…
    — Потерял?! — всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван.
    — Ну что ты, папочка! — снисходительно пожал плечами сын, несколько шокированный, видимо, такой вопиющей глупостью родителя.
    — Просто у меня сейчас его нет.
    — Ага… — радостная догадка осенила меня. — Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? Молодец! А далеко он живёт, этот твой товарищ?!
    — Папа… Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. Он не может ходить, понимаешь, — совсем не может! Никуда не может ездить. Разве в его коляске далеко уедешь? Я подарил ему свой альбом… Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны…
    — А ты не жалеешь о своём альбоме? — безжалостно спросил я. — Только честно?
    —Да, папа, жалею… Сначала — очень жалел, а теперь — чуть-чуть… Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. Неужели от радости тоже можно плакать? А, пап? И мне теперь очень-очень хорошо… Так ты не сердишься?
    Ну что я мог сказать? У него в руках был целый мир — он щедро подарил его другому. Это был мой сын, и он стал взрослым. Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку. И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием…
    (По Л. Куклину)

  7. Алгоритм написания сочинения-рассуждения Часть С
    С чего должны начать работу над текстом?
    Понять исходный текст
    Выяснить, о чем пишет автор, что его тревожит, над чем он размышляет, какими мыслями и чувствами он хочет поделиться с читателем, в чем он хочет его убедить, от чего предостеречь…
    Чтобы понять исходный текст, необходимо:
    Внимательно его прочитать
    Определить стиль и тип этого текста
    Составить план к нему (вопросный, назывной, тезисный, цитатный, комбинированный)
    Замечание
    Определение стиля и типа речи предложенного для анализа текста поможет определить не только степень эмоциональности этого текста, но и авторскую позицию.
    В текстах научного стиля авторская мысль передается ясно, логично, без ярких эмоций, без подчеркивания авторского отношения к содержанию, т.к. для пишущего важна прежде всего фактическая сторона излагаемого.
    Тексты публицистического стиля эмоциональны, что связано с двойной функцией этого стиля речи – передать информацию и эмоционально воздействовать на адресата (очень часто – убедить читателя в своей правоте). Авторская позиция излагается, как правило, прямо, открыто.
    В текстах художественного стиля для понимания авторской позиции очень важен подтекст, глубинный смысл высказывания
    Определение типа речи исходного текста помогает правильно определить «способы формирования и разворачивания» авторской мысли.
    В описательных текстах основная информация раскрывается через описание существенных, наиболее значимых частей предмета, его свойств.
    В повествовательных текстах вам необходимо проанализировать последовательность событий, поступков героев и самим сформулировать авторскую идею.
    В рассуждении пишущий обсуждает ту или иную проблему, выдвигает свои утверждения (тезисы), аргументирует их и делает вывод.
    План сочинения-рассуждения:
    Формулировка проблемы исходного текста (ключевой вопрос действия: «О чем говорится в этом тексте?»)
    Комментируем сформулированную проблему (ключевой вопрос действия: «Что мы знаем об этой проблеме?»)
    Сформулировать авторскую позицию (ключевой вопрос действия: «К какому выводу автор приводит читателя?»)
    Аргументация личностной (собственной) позиции («Я соглашаюсь или не соглашаюсь с позицией автора…», привести 2 аргумента: 1-й читательский опыт (художественный, научный, публицистический); 2-й — жизненный опыт; или 2 читательских, или 2 жизненных
    Вывод (передайте читательский отклик, вызванный глубоким и полноценным постижением авторской мысли)
    1 этап: выявляем и формулируем проблему исходного текста.
    Исходный текст
    Моя «Она»
    Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2) Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3) Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, – связь, стало быть, крепкая, прочная…
    (4) Но не завидуйте, юная читательница! (5) Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6) Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. (7) Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9) Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10) За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11) По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12) Все, все пожирает она, ненасытная!
    (13) Я ненавижу её, презираю… (14) Давно бы пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15) Детей пока у нас нет…
    (16) Хотите знать её имя? (17) Извольте. (18) Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…
    (19) Ее зовут — Лень.
    (По А.П. Чехову)
    Тема — то, о чем говориться в тексте.
    Проблема — это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте (основной вопрос, который автор ставит и решает; та сторона действительности, которая особенно интересует автора).
    Тема и проблема иногда могут совпадать.
    В тексте может быть не одна, а несколько проблем. Основная проблема, безусловно, это та проблема, по которой отчетливо заявлена авторская позиция (именно основная проблема в центре внимания пишущего, именно над ней он в основном размышляет, затрагивая попутно и другие проблемы)
    В предлагаемых для анализа текстах чаще всего рассматриваются следующие проблемы:
    философские (самые общие вопросы развития общества, природы, человека): проблема добра и зла, жизни и смерти; поиска смысла жизни (“сермяжной правды” — А.И. Солженицын); проблема одиночества, отчуждённости, утраты веры в человечество; проблема идеального устройства мира (утопия), проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество или антиутопия); проблема обезличенной личности (Е.Замятин. «Мы»), проблема сверхличности (эгоцентризма); проблема творчества (творческой личности), свободы личности
    социальные (устройство и жизнь общества): взаимоотношение человека и общества (“квартирный вопрос”, право на труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики); проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных; проблема национализма (этнической ксенофобии); проблема интеллигенции, эмиграции, невостребованности учёных в своём Отечестве; проблемы цивилизации (социокультурной эволюции)
    политические (деятельность государственной власти): политика в жизни общества, гражданское общество, демократия, международные конфликты; разоружение; терроризм; национализм; шовинизм
    нравственные (духовная жизнь человека, взаимоотношения людей): проблема нравственной сущности человека, нравственного выбора, внутренней культуры человека, гуманного и антигуманного отношения к человеку, чести и долга, милосердия, сострадания, совести, духовности/бездуховности.
    экологические (взаимодействия человека и окружающей среды): проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного подхода к природе (“природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”); проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы
    эстетические (восприятие человеком прекрасного): восприятие искусства; воспитание эстетического вкуса; духовность в искусстве; чтение, роль книги в жизни общества; массовая культура, телевидение, интернет.
    Обращаемся к тексту
    Основная проблема: проблема лени
    Аспекты (стороны) этой проблемы в центре внимания Чехова:
    неразрывная связь героя текста с ленью (или власть, господство лени над героем рассказа);
    лень — причина всех несчастий героя;
    нежелание героя противостоять лени.
    Формулируем проблему данного текста:
    1-й вариант
    В центре внимания юмористического рассказа А.П. Чехова — до боли всем нам знакомая проблема лени: ее власть, господство над героем, нежелание героя противиться ей, хотя он и понимает, что именно «моя «она» делает его глубоко несчастным.
    2-й вариант (проблемные вопросы)
    В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания А.П. Чехова — актуальная и всем нам знакомая проблема лени. Как влияет лень на чеховского героя, который понимает её губительность? Почему он не желает расстаться с ней? Каковы последствия этого? Именно эти вопросы волновали А.П. Чехова при написании рассказа «Моя «она».
    Типовые модели для формулирования проблемы
    Проблема (какая?)
    Проблема (чего?)
    Автор заставляет читателя (что делать?)
    злободневная
    актуальная
    острая
    важная
    серьезная
    основная
    научная
    назревшая
    наболевшая
    главная
    до боли знакомая
    общественно значимая
    спорная
    неразрешимая
    вечная
    межнациональная
    лени
    совести
    экологии
    нравственного выбора
    наследственности
    воспитания
    интеллигентности
    назначения искусства
    нравственной прочности человека
    добра и зла
    понимания национальных традиций и обычаев
    духовного совершенствования человека
    приобщения людей к чтению и т.д.
    -глубоко задуматься о чем (над чем)
    -серьезнее относиться к чему
    -по-иному посмотреть на что
    -оценить собственную позицию
    -переосмыслить свое отношение (к чему)
    -лучше понять себя и окружающих (красоту и хрупкость мира, природы…)
    поделить мыслями (с кем о чем)
    -с горечью понять (что)
    -оценить истинный масштаб (чего) и т.д.
    Читая исходный текст, вдумайтесь в действия автора: что он делает?
    Автор ставит проблему (чего?)
    рассматривает
    исследует
    анализирует
    формулирует
    излагает
    выдвигает
    поднимает
    затрагивает
    касается (чего?)
    подробно останавливается на проблеме (чего?)
    мучительно размышляет над проблемой (чего?) и т.д.
    Типовые конструкции:
    В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) (какая?) проблема (чего?)
    Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?)
    В анализируемом тексте автор рассматривает проблему (чего?)
    (если проблем несколько) В предложенном для анализа тексте автор рассматривает ряд важных проблем, наиболее значимой из которых является проблема (чего?)
    В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание уделяет проблеме (чего?) (… особо подробно останавливается на проблеме (чего?))
    Текст (кого?) заставил меня задуматься над сложной проблемой (чего?)
    (Имя и фамилия автора в им.п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего?) и т. д.
    2-й этап: комментарий к сформулированной проблеме
    Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы исходного текста.
    Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателя к определенному выводу.
    Различают два типа комментария:
    Текстуальный
    «от текста к действительности»
    Концептуальный
    «от действительности к тексту»
    Текстуальный комментарий предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
    Избирая текстуальный комментарий, вы идете от текста к действительности, связываете мысли автора текста со своими знаниями о жизни.
    Концептуальный комментарий предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даете различного рода интерпретации. В этом случае избирается направление мысли от действительности к тексту.
    На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?
    Что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы (что он подчеркивает, выделяет…)?
    На какие аспекты этой проблемы автор обращает прежде всего свое внимание?
    Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?
    На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему? и т.д.
    К какому типу проблем принадлежит эта проблема?
    Актуальна ли эта проблема в наши дни?
    Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
    Почему эта проблема привлекла внимание автора?
    Какие аспекты этой проблемы рассматривает автор? и т.д.
    Помните, что комментарий представляет собой «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции, поэтому здесь уместны такие «переходные предложения»:
    Типовые конструкции:
    Проблему (чего; какую) автор рассматривает на примере жизни одного из своих героев.
    Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть…)
    Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на…
    В литературе нет (не существует) единого мнения (точки зрения) по вышеизложенной проблеме.
    Проблема (какая? чего?) по-разному решается исследователями. Одни рассматривают ее как… Другие, напротив, …
    Проблема, поднятая автором, несомненно, вызывает интерес, потому что…
    Актуальность этой проблемы (ее актуальность) состоит в том, что… (обусловлена тем, что…)
    «Переходные предложения» могут быть в форме вопросительного или побудительного предложения:
    В чем заключается сущность данной проблемы?
    Разве не странно, что проблема…
    Кто из нас не сталкивался с этой проблемой?
    Остановимся на этой проблеме поподробнее.
    Рассмотрим эту проблему подробнее. Её актуальность очевидна (не вызывает сомнения)… как ни странно (как ни удивительно), но эта проблема касается каждого из нас…
    Типовые конструкции для передачи действий автора (обратите внимание, что многие из них употреблены при формулировке проблемы):
    Автор рассказывает
    сообщает
    концентрирует внимание читателя на
    выделяет
    замечает
    высказывает интересное предположение
    причину (чего) видит (в чем)
    особо останавливается на (если подробно)
    неоднократно возвращается к
    затрагивает (что)
    касается (чего) и т. д.
    Обращаемся к тексту
    Текстуальный комментарий (вслед за автором):
    Рассматривая проблему лени на примере жизни одного из своих героев, Чехов обращает внимание на то, что лень героя — привычка «врожденная» («она… родилась раньше меня», или предложение № 1). Автор отмечает, что его герой, ощущая чрезмерную власть лени над собой, прекрасно понимает её губительное воздействие на него («Все, все пожирает она, ненасытная», или предложение № 12). Но, подчеркивает Чехов, его персонаж, осознавая господство лени над собой, в то же время не прилагает никаких усилий, чтобы противостоять лени, «развестись» с этим пороком.
    Концептуальный комментарий (ваше понимание проблемы с опорой на исходный текст):
    Комментируя эту проблему, хочется сразу же сказать, что проблема лени касается не только чеховского героя, но, к сожалению, и каждого из нас. Вряд ли найдется Человек, который никогда в жизни не сталкивался с ней. И, наверное, каждый из нас, оглядываясь на свою жизнь, может сказать, что смог бы достичь в жизни гораздо большего, если бы в прошлом смог «порвать» эту «крепкую, прочную, трогательную» связь с матушкой-ленью…
    3-й этап: формулирование авторской позиции.
    Авторская позиция — это итог, вывод, к которому приходит автор текста.
    Помните! что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы.
    Авторская позиция в тексте проявляется в различном отношении автора к изображаемому. Автор может:
    положительно относится к изображаемому
    отрицательно (осуждающе)
    неоднозначно
    двойственно
    иронически (с юмором) и т.д.
    Авторская позиция может быть выражена в тексте прямо (в отдельных предложениях текста, содержащих прямые обращения к читателю; в лирических отступлениях, ремарках, вставках…), или косвенно (в эпиграфах, в названии произведения, вставных эпизодах, через художественные приемы и художественные детали…)
    Что значит сформулировать авторскую позицию?
    Это значит самим понять, а потом изложить авторскую идею, авторскую позицию, то есть осознать и сформулировать:
    Что хотел сказать автор?
    Какова была цель его высказывания?
    Ради чего он все это написал?
    Как он сам относится к поставленной проблеме?
    Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?
    Чему учит текст?
    Чтобы определить позицию автора художественного текста, ответьте на следующие вопросы:
    Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героев?
    Как относятся к герою окружающие его персонажи?
    Как сказываются поступки героя на других героях произведения?
    Согласен автор с героем или нет?
    Автор осуждает или одобряет поведение героя?
    Что хотел сказать читателю автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?
    Обращаемся к тексту
    Проблема текста
    Авторская позиция (точка зрения А.П. Чехова по проблеме лени)
    – Что хотел донести до своего читателя Чехов?
    – Ради чего написан этот рассказ?
    Основная проблема: проблема лени
    Аспекты (стороны) этой проблемы в центре внимания Чехова:
    неразрывная связь героя текста с ленью (или власть, господство лени над героем рассказа);
    лень — причина всех несчастий героя;
    нежелание героя противостоять лени.
    Чехов хотел:
    1) осудить своего героя (насмешка над безволием героя)
    2) заставить читателя серьезно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия (чеховская ирония… приводит к живому сотворчеству…)
    Формулируем авторскую позицию исходного текста:
    Авторская позиция скрыта за иронией. Чехов не назидателен. Он , казалось бы, просто рассказывает. Читая текст, в котором лень ассоциируется с женщиной, мы даже ощущаем мягкую, беззлобную улыбку автора. Но мягкость чеховской иронии вовсе не означает оправдание автором поведения своего героя. Напротив, мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя: герой рассказа жалок и смешон. Более того, чеховская ирония активно формирует и наше читательское восприятие, приводит к живому сотворчеству. Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на свою собственную каждодневную жизнь; задумайтесь над ней; нельзя становиться заложником собственной лени. Никто, кроме нас, нам в этом не поможет. И если мы не сделаем усилие над собой, мы будем глубоко несчастны. Мы разрушим себя как личность.
    Типовые конструкции для выражения авторской позиции:
    Автор считает (полагает, утверждает), что
    подводит читателя к выводу о том, что
    заставляет читателя задуматься (на чем)
    отрицает, что
    иронизирует (над кем? чем?)
    осуждает (кого? что?)
    (не) соглашается (с чем)
    разделяет мнение (кого?)
    критикует (кого?)
    обвиняет (кого? в чем?)
    отстаивает (что?)
    доказывает (что?)
    убеждает (кого? в чем?)
    убежден в том, что
    призывает к …, так как убежден в том, что…
    с возмущением пишет о том, что…
    открыто заявляет о своей гражданской позиции…
    неоднозначно относится к поставленной проблеме и т. д.
    4-й этап: собственная позиция и её аргументация
    Ваше мнение (ваше отношение к позиции автора), безусловно, должно соотноситься с проблематикой исходного текста.
    Аргументация — это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования вашей мысли.
    Аргументы — это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.
    Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргументы.
    Рассмотрите пример:
    Тезис
    Речь человека — это показатель его интеллектуального и нравственного развития.
    Аргумент 1
    Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое.
    Иллюстрация к аргументу 1
    Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух?
    Аргумент 2
    Моя позиция подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ его характеристики.
    Иллюстрация к аргументу 2
    Вспомним хотя бы Порфирия Головлёва — героя романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Иудушка вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами («капустка», «лампадка», «маменька»). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности.
    Вывод
    Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь.
    Виды аргументов:
    рациональные (логические)
    реальные факты
    статистика
    законы природы
    положения официальных документов
    иллюстративные
    конкретные примеры из жизни
    примеры из художественной литературы
    предположительные примеры
    ссылки на авторитет
    мнения выдающихся людей
    цитаты из авторитетных источников
    мнения очевидцев
    общественное мнение
    Типовые конструкции для оформления собственной позиции и её аргументации:
    С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.
    Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора. Хочется, прежде всего подчеркнуть…
    Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения (достойна уважения, не может не вызвать сочувствия у читателя…)
    Трудно (не) согласиться с…
    Я (не) разделяю позицию автора (точку зрения автора), потому что, во-первых, … Я (не) согласен с позицией (точкой зрения) автора, так как, во-вторых, … Я полагаю (считаю), что…
    При аргументации можете использовать следующие конструкции:
    Приведем пример…
    Сошлемся, например, на…
    Возьмем в качестве примера…
    Во-первых,… Во-вторых,…
    каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,…
    Ярчайшим примером тому могут служить не только …, но и… и т. д.
    Обращаемся к тексту
    Собственная позиция и её аргументация
    С позицией автора нельзя не согласиться.
    Во-первых, вряд ли кто из нас будет отрицать тот факт, что личность формируется постоянно, а не только на пике каких-то особых обстоятельств. От нас зависит наше будущее. А самая важная работа — это борьба с самим собой, со своими собственными вредными привычками, пороками. И ярчайшими примерами тому могут служить не только чеховские Беликов, Ионыч, Обломов Гончарова, но, к сожалению, и мы с вами. Ведь мы знаем, что не стоит откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Мы знаем, что не стоит… – и продолжаем упорно это делать. «Список» невыполненных дел не делает нас счастливыми и не дает нам в полной мере наслаждаться жизнью.
    Во-вторых, нельзя не согласиться с Чеховым в том, что, если человек не противостоит лени или каким-либо другим порокам, происходит нравственное падение личности. Человек постепенно становиться заложником обстоятельств, он уже не живет, а «плывет по течению».
    5-й этап: заключение
    Заключение в сочинении обязательно! Именно заключение обеспечивает смысловую цельность как вашей аргументации, так и всего сочинения в целом. Как правило, в сочинениях тестируемых заключение — это логическое завершение ваших рассуждений о проблеме текста, авторской позиции, оно органично связано с проблематикой текста, в нем вы выражаете ваше личностно-эмоциональное отношение к авторской позиции.
    Типовые конструкции, используемые в заключении:
    В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, ещё раз обратить внимание на)…
    В заключении сочинения хочется добавить…
    В заключение важно отметить (необходимо подчеркнуть)…
    Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
    Итак, …
    Следовательно, …
    Таким образом, …
    Обращаемся к тексту
    Заключение
    А потому, чтобы не стать современными Ионычами, все мы должны помнить чеховское предостережение, иначе нас ждет куцая, неинтересная, бескрылая жизнь.
    «Соберем» все сочинение-рассуждение по тексту А.П. Чехова «Моя «она»
    Формулировка проблемы исходного текста (достаточно использовать один вариант вступления)
    1-й вариант
    В центре внимания юмористического рассказа А.П. Чехова — до боли всем нам знакомая проблема лени: ее власть, господство над героем, нежелание героя противиться ей, хотя он и понимает, что именно «моя «она» делает его глубоко несчастным.
    2-й вариант (проблемные вопросы)
    В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания А.П. Чехова — актуальная и всем нам знакомая проблема лени. Как влияет лень на чеховского героя, который понимает её губительность? Почему он не желает расстаться с ней? Каковы последствия этого? Именно эти вопросы волновали А.П. Чехова при написании рассказа «Моя «она».
    Комментарий проблемы (выбери один из двух)
    Текстуальный комментарий (вслед за автором):
    Рассматривая проблему лени на примере жизни одного из своих героев, Чехов обращает внимание на то, что лень героя — привычка «врожденная» («она… родилась раньше меня», или предложение № 1). Автор отмечает, что его герой, ощущая чрезмерную власть лени над собой, прекрасно понимает её губительное воздействие на него («Все, все пожирает она, ненасытная», или предложение № 12). Но, подчеркивает Чехов, его персонаж, осознавая господство лени над собой, в то же время не прилагает никаких усилий, чтобы противостоять лени, «развестись» с этим пороком.
    или
    Концептуальный комментарий (ваше понимание проблемы с опорой на исходный текст):
    Комментируя эту проблему, хочется сразу же сказать, что проблема лени касается не только чеховского героя, но, к сожалению, и каждого из нас. Вряд ли найдется Человек, который никогда в жизни не сталкивался с ней. И, наверное, каждый из нас, оглядываясь на свою жизнь, может сказать, что смог бы достичь в жизни гораздо большего, если бы в прошлом смог «порвать» эту «крепкую, прочную, трогательную» связь с матушкой-ленью…
    Авторская позиция
    Авторская позиция скрыта за иронией. Чехов не назидателен. Он , казалось бы, просто рассказывает. Читая текст, в котором лень ассоциируется с женщиной, мы даже ощущаем мягкую, беззлобную улыбку автора. Но мягкость чеховской иронии вовсе не означает оправдание автором поведения своего героя. Напротив, мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя: герой рассказа жалок и смешон. Более того, чеховская ирония активно формирует и наше читательское восприятие, приводит к живому сотворчеству. Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на свою собственную каждодневную жизнь; задумайтесь над ней; нельзя становиться заложником собственной лени. Никто, кроме нас, нам в этом не поможет. И если мы не сделаем усилие над собой, мы будем глубоко несчастны. Мы разрушим себя как личность.
    Собственная позиция
    Аргумент 1
    Аргумент 2
    С позицией автора нельзя не согласиться.
    Во-первых, вряд ли кто из нас будет отрицать тот факт, что личность формируется постоянно, а не только на пике каких-то особых обстоятельств. От нас зависит наше будущее. А самая важная работа — это борьба с самим собой, со своими собственными вредными привычками, пороками. И ярчайшими примерами тому могут служить не только чеховские Беликов, Ионыч, Обломов Гончарова, но, к сожалению, и мы с вами. Ведь мы знаем, что не стоит откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Мы знаем, что не стоит… – и продолжаем упорно это делать. «Список» невыполненных дел не делает нас счастливыми и не дает нам в полной мере наслаждаться жизнью.
    Во-вторых, нельзя не согласиться с Чеховым в том, что, если человек не противостоит лени или каким-либо другим порокам, происходит нравственное падение личности. Человек постепенно становиться заложником обстоятельств, он уже не живет, а «плывет по течению».
    Заключение
    А потому, чтобы не стать современными Ионычами, все мы должны помнить чеховское предостережение, иначе нас ждет куцая, неинтересная, бескрылая жизнь.

  8. Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
    в формате ГИА
    Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
    Как может быть сформулировано задание С2?
    Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, представляет собой высказывание лингвистов, писателей, деятелей культуры о русском языке и его составляющих.
    Например:
    «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Успенский Л.В., русский филолог).
    «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». (Реформатский А. А., российский лингвист).
    «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». (М.А.Рыбникова).
    «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». (Чернышевский Н.Г.).
    «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». (Кожина М.Н.)
    Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
    Подробнее о критериях оценивания задания С2 можно прочитать в другой статье.
    Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения С2.
    Шаг 1. Знакомимся с высказывание.
    Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его.
    Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания.
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    Примерные ответы:
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
    Шаг 3. Оформляем вступление.
    Во вступлении необходимо:
    сформулировать позицию автора высказывания;
    выразить своё отношение к ней.
    Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
    автор анализирует
    характеризует
    рассуждает
    отмечает
    доказывает
    сравнивает
    сопоставляет
    противопоставляет
    называет
    описывает
    разбирает
    подчёркивает
    ссылается на…
    останавливается на …
    раскрывает содержание
    отмечает важность
    формулирует
    касается
    утверждает
    считает, что …
    и т.д.
    Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
    действительно
    на самом деле
    не могу не согласиться с автором высказывания
    я полностью согласен с …
    вынужден согласиться с …
    я разделяю точку зрения автора высказывания
    я поддерживаю мнение автора
    бесспорно мнение автора о том, что …
    и т.д.
    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
    Можно применить цитирование, например:
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
    или:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    или:
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
    ! Высказывание К.В.Паустовского  взято из демоверсии 2013 года.
    Шаг 4. Пишем основную часть.
    Основную часть можно начать следующими словами:
    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
    Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но иобъяснить его значение и указать роль в тексте.
    Например:
    Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).
    Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – этосуффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Онообразовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
    Шаг 5. Пишем заключение.
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, …
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Мы убеждаемся в том, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …
    и т.д.
    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
    или:
    Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.
    Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
    1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
    2. Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
    3. Вывод.
    Каждую часть начинаем с красной строки.
    То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
    А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
    ЖЕЛАЮ УДАЧИ В НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *