Сочинение на тему амир тему

7 вариантов

  1. Амир Темур
    Амир Темур родился 1336 году 8 апреля в кишлаке Ходжа Илгар (Яккабак) близ Кеша (Шахрисабз). Его отец эмир Мухаммад Тарагай, был из знатной семьи тюркского рода барласов. Он был влиятельным человеком и пользовался большим авторитетом в Мавераннахре. Его предки занимали достойное место в рядах дворцовой элиты Чагатайского улуса и выводили свою родословную от легендарной предводительницы тюрков Алан – кувы, а владения их находились вокруг Кеша и Нефеса. Отец Темура эмир Тарагай постоянно участвовал в курултаях чагатайских беков, созываемых ханом улуса на берегу реки Или.
    В 1355 году он женится на дочери эмира Джаку – барласа Турмуш – ага. Верховный эмир Мавераннахра Казаган, убедившись в достоинствах Амир Темура., в том же году отдал ему в жены свою внучку Ульджай Туркан – ага. Благодаря этому браку возник союз Амир Темура с эмиром Хусайном, внуком Казагана. Они вместе выступали против монголов. В 1356 году у А.Т. рождается два сына – Джахангир и Омар Шайх.
    Экономическое положение Мавераннахра в конце 13 – первой половине 14 вв ухудшались с каждым днем. Этим воспользовался хан Моголистана Тоглук Тимур, который без сопротивления в 1360 году дошел до Кашкадарьи. Амир Темур поступил к нему на службу. Но когда Тоглук Тимур назначил правителем Мавераннахра своего сына Ильяс Ходжу, Амир Темур не пожелал служить этому принцу и договорившись с правителем Балха эмиром Хусейном Амир Темур вступил в упорную борьбу с монголами.
    В это время в Самарканде господствовали сарбадоры – “висельники”, также борвшиеся против монголов. Название этого народного движения возникло от лозунгов его участников “Или борьба за свободу, или же голова на виселице”. В 1370 году Амир Темур на курултае в Балхе был провозглашен верховным эмиром Турана.
    А брак с дочерью Чингизида Сарай Мульк Ханум позволил Амир Темуру прибавить к своему имени почетный титул “гураган”, т. е. “зять хана”.
    Основной задачей Амир Темура стало преодоление раздробленности и объединение отдельных владений в единое государство. Столицей этого государства он выбрал Самарканд, где срочно приступил к возведению городских оборонительных стен, цитадели и дворца. Он заложил новый Самарканд, рядом с развалинами древней столицы Согдианы (современный Афрасиаб).
    Объединив и подчинив себе земли между Амударьей и Сырдарьей, а также Фергану и Шашский вилоят, Амир Темур начал завоевательные походы.
    35 лет длилось правление А.Т. (1370 – 1405) в Средней Азии. Он создал громадную империю от Инда и Ганга до Сырдарьи и Зарафшана, от Тянь-Шаня до Босфора, Большую часть жизни он провел в походах.
    Во время походу на Китай, в 1405 г. Амир Темур умер в г. Ортраре.
    При жизни Амир Темура о государственном управлении было написано специальное сочинение, известное под названием “Уложения Темура”. Это ценный исторический источник средневековья, состоит из двух частей. В нем изложена биография Темура и связанные с его жизнью события, взгляды этого выдающегося государственного деятеля и полководца на военное искусство, устройство и управление страной. Это ценный свод законов, из которого видно, на основе чего Амир Темур создал централизованное, управляемое могучее государство.
    Создав огромную державу, Амир Темур подготовил условия для экономического и культурного развития страны. Возрождаются вековые традиции прошлых эпох в новом историческом контексте. По мере того, как Мавераннахр становится центром торговли, экономики и культуры Ближнего и Среднего Востока, стали благоустраиваться такие древние города как Самарканд, Кеш, Бухара, Термез, Ташкент, Мерв и др., до основания разрушенные ордами Чингизхана. Строились величественные здания мечетей, медресе, мавзолеев, караван – сараев и бань. Стало обычным, что каждая победа или событие увековечивались в архитектуре. В строительной деятельности Амир Темур преследовал определенные политические цели – возведенные им сооружения должны были демонстрировать силу, могущество и величие его империи.
    За годы его правления Амир Темур положил конец феодальной раздробленности, установил торгово-дипломатические связи с наиболее крупными королевствами Европы – Францией, Англией, Кастилией. К сожалению, после смерти Амир Темура торгово-дипломатические отношения с Западной Европой, заложенные им не получили развития.
    История ставит Амир Темур в один ряд с такими крупнейшими полководцами, как Александр Македонский, Дарий 1, Юлий Цезарь.
    Амир Темур – одна из самых противоречивых фигур в истории человечества. Наши знания о нем в большинстве своем базирующихся на школьной программе, знает его как завоевателя, полководца, воина.
    В этом небольшом отрывке из книги Дж. Г. Беннетт “Учителя Мудрости” Амир Темур предстает перд нами совсем в другом обличии:
    С 1360 по 1530 год, в Центральной Азии главенствовали выдающиеся завоеватели и правители, начиная с Тамерлана (1336 – 1405 гг.) и заканчивая Бабуром, основателем Индийской империи Моголов (1471 – 1530 гг.), а также Шахом Исмаилом (1499 – 1524 гг.), который воссоздал Персидскую империю и основал династию Сафавидов. Однако, по-настоящему великими правителями этого периода были Шахрух, четвертный сын Тамерлана, правивший в Герате в течение сорока лет, и его сын, Улугбек, творец Золотого Века Самарканда. Кроме того, почти такими же великими правителями были Абу Саид и Хусейн Байкара. Причина, по которой я говорю здесь о них, заключается в том, что все они, от Тамерлана до Бабура1, были глубоко религиозными людьми, и практически все из них обращались за духовным руководством к Ходжагану. Учителя Мудрости стали действовать в открытую, и взяли на себя такую возможность, о которой не могли и помышлять Хваджи времен Абд аль-Халика Гудждувани и Бахауддина Накшбанда.
    В конце четырнадцатого века Христианской Эры, все народы, от Китая до Испании были приведены в смятение опустошительными завоеваниями Амира Тимура, известного на Западе под именем Тамерлан. Ни одному прежнему завоевателю не удалось опустошить столь значительную часть обитаемого мира. И все же, он был глубоко религиозным человеком, и считалось также, что он был руководим божественным провидением. Он питал глубокое уважение к своим духовным наставникам, и был готов менять свои планы по их совету. Кроме того, он покровительствовал искусствам и был bon viveur2, чей блистательный двор поразил посла Короля Испании не в меньшей степени, чем послов Китая и Египта. Тимур умер в 1404 и его колоссальная империя, простиравшаяся от Китая и Индии до Египта, и от Польши и Сибири до Индийского Океана, распалась, оставив после себя состояние полнейшего замешательства. Центральный район, включавший в себя Туркестан и Персию, оставался во власти его семьи, но окраины империи, относившиеся к Китаю, Индии, Турции и России, вскоре восстановили свою независимость и, в определенном смысле, похоже, даже укрепили свои позиции, благодаря произошедшим событиям. Ситуация в Туркестане выглядела удручающе. Сыновья и племянники Тимура оспаривали его наследие, и ужасные внутрисемейные войны, веками бывшие проклятием Центральной Азии, казалось, снова стали угрожать жизням и домам людей, которые все еще помнили два века, потребовавшиеся на восстановление разрушенного Монгольским Нашествием под предводительством Чингисхана.
    Тамерлан основал свою империю в Бухаре и Самарканде, который он всегда считал своим домом. Первыми покоренными им территориями были Персия и Месопотамия. Затем он поверг Россию, разграбил Москву и даже намеревался завоевать всю Европу, которая была бы не в силах защитить себя, если бы Тамерлан не переключил свое внимание на Индию, где он достиг больших успехов, чем Александр Великий и Чингисхан. Его власть простиралась вплоть до Дели и даже дальше. Затем, обратив свое войско снова на запад, Тамерлан взял Дамаск, и разбил силы египетских султанов, Мамелюков. Победоносное шествие Тамерлана увенчалось победой над другим победоносным завоевателем, Султаном Баязидом, по прозванию “Громовержец”, империя которого простиралась до стен Вены. Гиббон писал: “Вся Азия была в руках Тимура – от Иртыша и Волги до Персидского Залива, от Ганга до Дамаска и Архипелага.
    Давайте посмотрим, каким человеком был Тамерлан. Он оставил после себя две книги: Малфузат, или Мемуары, и Тузукат, или Институты. Первая книга представляет собой описание его жизни и дел, хотя и не вполне достоверное. Во второй изложены принципы, на которых Тимур основывал свою стратегию и политику правления. Все историки сходятся во мнении, что Тамерлан был не только храбрейшим из храбрых, но также и очень мудрым, благородным, опытным и проницательным человеком. Сочетание этих качеств сделало его “почитаемым лидером людей и настоящим Богом Войны, которого уважали все сословия”3.
    Сам Амир Тимур с благоговейным трепетом относился к своему духовному наставнику, Хвадже Саиду Барака, который был учеником Бахауддина. Кроме того, Тимур считал, что его направляет и поддерживает Ходжа Ахмад Ясави, великий Турецкий Учитель двенадцатого века. Баязид был наголову разбит Тамерланом под Анкарой, и именно во время этого сражения Тамерлан повторял стих, данный ему Хваджой Ахмадом Ясави.
    Амир Тимур умер в 1405 на семидесятом году жизни. Он тогда пошел в последний поход на Китай. Умирая, Тамерлан погрузился в молитву и попросил Мавлану читать Коран, пока не будет окончательно уверен, что он покинул тело. Его похоронили в той же могиле, где ранее был похоронен его учитель, Ходжа Барака.
    Тамерлан (жил 1336 – 1405 гг.), был человеком сложной, многосторонней индивидуальности. Он сам создал свою судьбу и стал видной исторической фигурой. Это было около Самарканда, в городе Кеш позже названным Шахризабз, или “зеленый город”, где в 1336 г. у вождя небольшого племени родился сын. Мальчика называли Темур. Ранение правой ноги стрелой сделало его хромым. Именно поэтому он известен как “Хромой Темур” или Тамерлан в английской литературе.
    Ещё в юности он появился на политической арене, как активный политический деятель и военная фигура. Став правителем Самарканда, он построил великую армию, и совершил множество аннексионистских походов. Таким образом, он расширил свою империю, которая простиралась от реки Волги и Кавказских горных хребтов на Западе, к Индии на Юго-западе. Но центр империи был в Средней Азии. Тамерлан хотел назначить свой родной город Шахризабз, как столицу, но некоторые политические причины заставили его оставить статус за Самаркандом, который нежно называли, “Сияющая Звезда востока”.
    Амир Темур внёс выдающийся вклад в национальную государственную систему, образование и культуру; в общее развитие своего государства. Он содействовал строительству монументальных исторических зданий, особенно в Самарканде. Некоторые из них можно увидеть сегодня. Надпись на двери дворца Тамерлана “Ак-Сарае” в Шахризабзе гласит: “Если Вы сомневаетесь в нашем могуществе, посмотрите на наши постройки”. Внушительная архитектура была нацелена на демонстрацию величия империи. Все возможные средства и все усилия были направлены, чтобы построить эти великолепные здания. Обширный диапазон строительных материалов из соседних регионов, известных архитекторов, поставщиков, и большого количества рабочих было доставлено для работы. Различные специалисты были взяты из оккупированных стран.
    В течение всего XIV-го столетия в Средней Азии было собранно большое количество опытных архитекторов и художников, большинство из них особенно в Самарканде. Квалифицированные ремесленники из Ирана, Азербайджана, Хорезма, и Индии никогда не пренебрегали, будучи приглашенными. И иностранные и местные мастера поняли великую важность проектов. Они представляли различное прикладное искусство, с которым справлялись другие. Они усваивали стили друг друга, в которых сочетался новый в оригинале.
    Политический статус Тамерлана, требовал иметь дружественные отношения с лидерами различных религий.
    Такие отношения были основаны при построении мечетей, медресе, и особенно мавзолеев. Многие из них, например, Мечеть Джума, Мавзолей Кур-Эмира и Архитектурный Ансамбль Шахи-Зинда, все в Самарканде, Мавзолей Дорус-Сиадат в Шахризабзе, Мавзолей Чашма-Айуб в Бухаре, и Мавзолей Хаджи-Ахмад Джассавия в Туркестане, перенесли испытания времени и их можно увидеть и сегодня.
    http://www.google.ru/

  2. Тимур был военным лидером, который завоевал большую часть мусульманского мира, Центральной Азии и частей Индии. Его Империя Тимуридов соперничала с численностью и властью монгольской области, выкованной Чингисханом столетием ранее.

    Немного о Темуре

    Амир Темур – великий тюркский полководец, сыгравший заметную роль в истории Азиатского континента.
    Будущий завоеватель появился на свет 9 апреля 1336 года в знатной семье, принадлежавшей к известному роду барласов. Семья Темура проживала в кишлаке Ходжа Илгар, расположенном недалеко от города Шахрисабз (современный Кеш). Отец будущего завоевателя – эмир Тарагай, пользовался в Мавераннахре авторитетом, а его предки считались элитой Чагатайского улуса. Придание гласит, что Темур появился на свет с белыми, как у старика волосами, держа в руке сгусток запекшейся крови.
    Шли годы, Темур рос, превращаясь из мальчика в юношу. 19-летний Темур произвел очень сильное впечатление на Казагана, бывшего в то время верховным эмиром Мавераннахра, после чего тот принял решение выдать замуж за юношу свою внучку Ульджай Туркан-ага. В 1355 году Ульджай родила Темуру двоих сыновей – Омара Шайха и Джахангира.
    Тем временем экономика Мавераннахра продолжала неуклонно ухудшаться, чем не преминул воспользоваться монгольский хан Тоглук Тимур, который в 1360 году напал на провинцию и, не встретив какого-либо сопротивления, сумел дойти до Кашкадарьи.
    После того, как в Мавераннахре установилась власть монгольского хана, Темур поступил к нему на службу, однако тот отказался управлять завоеванными землями лично и передал власть своему наследнику Ильяс Ходжу. Темур отказался служить принцу и, объединившись с родственником жены – эмиром Хусейном, являвшимся правителем Балха, начал ожесточенную борьбу с монгольскими завоевателями.
    В 1370 году Амира Темура во время курултая, проходившего в Балхе, провозгласили верховным эмиром государства Туран. Главной задачей, которую поставил перед собой Темур в качестве правителя Турана, стало преодоление разобщенности между отдельными землями и объединение их в единое государство, в котором установлена централизованная власть. В качестве столицы Темуром был выбран Самарканд, где по его приказу началось строительство оборонительных сооружений, дворца и цитадели. Кроме того, Темур взял себе в жены Сарай Мульк Ханум, принадлежащую к роду Чингизидов, что позволило ему добавить к своему титулу приставку «гураган», обозначающую «зять хана».
    После того, как Темуру удалось подчинить и присоединить к своему государству земли между Сырдарьей и Амударьей, а также Шашский вилоят и Фергану, правитель начал подготовку к завоевательным походам.
    За время своего правления, которое продлилось 35 лет, Амир Темур смог создать гигантскую империю, простиравшуюся от Ганга и Инда до Зарафшана и Сырдарьи, от Босфора до Тянь-Шаня. В городах началось активное строительство медресе, мечетей, бань, караван-сараев и мавзолеев.
    Как и подобает отважному полководцу, который большую часть своей жизни провел в военных походах, жизнь Амира Темура оборвалась во время наступления на Китай. Произошло это в 1405 году в городе Ортрар.
    Еще при жизни великого полководца была издана книга «Уложения Темура», которая представляет собой свод законов, регулирующих права и обязанности правителя и его подданных, а также содержит правила, на основании которых осуществлялось руководство государством и армией. Кроме того, в книге содержится биография Темура и описаны наиболее заметные события, отразившиеся на его жизни.
    Следует отметить, что Амир Темур был не только смелым воином, но и хорошо владел искусством дипломатии. За годы правления Темур смог установить дипломатические отношения и наладить торговые связи с крупнейшими государствами Старого Света, такими как Англия, Франция и Кастилья.
    Сегодня по прошествии столетий Амира Темура можно с уверенностью поставить в один ряд с такими легендарными завоевателями, как Юлий Цезарь, Дарий Первый и Александр Македонский.

    В раздел: «История Самарканда»

    В раздел: «История Самарканда»

    Разделы: «Средневековые Деятели»

    В раздел: «Средневековые Деятели»

    По теме:

    Амир Тимур и его эпоха
    Письменные источники об Амир Тимуре
    Хронология жизни Амира Тимура
    Уложение Амир Тимура
    Прекрасные сады Амир Тимура
    Дневник путешествия ко двору Амира Тимура
    Среднеазиатский Тимуридовский Самарканд
    Тамерлановы ворота или пять моментов истории
    Темерлановы ворота
    Рассказ о пещере Великого Амира Тимура

    Статьи из раздела: «Часть 1»

    Известный поэт Алишер Навои
    Известный учёный астроном Мирзо Улугбек
    Выдающийся медик Ибн-Сина
    Замечательный поэт Абдулло Рудаки
    Гениальный учёный Мухаммад Хорезми
    Мудрец Абдаллах аль-Хаким ат-Тирмизи
    Мудрец Бахауддин Накшбанди
    Захириддин Мухаммад Бабур
    Абу Мансур Хасан ибн Нух Кумри
    Правитель Исмаил Самани
    Великий теоретик Махдуми Аъзам
    Хивинский хан Абулгази
    Шейх Эшан Бабахан ибн Абдулмажидхан
    Шейх Зиявуддинхан ибн Эшан Бабахан

  3. Амир Темур
    Амир Темур родился 1336 году 8 апреля в кишлаке Ходжа Илгар (Яккабак) близ Кеша (Шахрисабз). Его отец эмир Мухаммад Тарагай, был из знатной семьи тюркского рода барласов. Он был влиятельным человеком и пользовался большим авторитетом в Мавераннахре. Его предки занимали достойное место в рядах дворцовой элиты Чагатайского улуса и выводили свою родословную от легендарной предводительницы тюрков Алан – кувы, а владения их находились вокруг Кеша и Нефеса. Отец Темура эмир Тарагай постоянно участвовал в курултаях чагатайских беков, созываемых ханом улуса на берегу реки Или.
    В 1355 году он женится на дочери эмира Джаку – барласа Турмуш – ага. Верховный эмир Мавераннахра Казаган, убедившись в достоинствах Амир Темура., в том же году отдал ему в жены свою внучку Ульджай Туркан – ага. Благодаря этому браку возник союз Амир Темура с эмиром Хусайном, внуком Казагана. Они вместе выступали против монголов. В 1356 году у А.Т. рождается два сына – Джахангир и Омар Шайх.
    Экономическое положение Мавераннахра в конце 13 – первой половине 14 вв ухудшались с каждым днем. Этим воспользовался хан Моголистана Тоглук Тимур, который без сопротивления в 1360 году дошел до Кашкадарьи. Амир Темур поступил к нему на службу. Но когда Тоглук Тимур назначил правителем Мавераннахра своего сына Ильяс Ходжу, Амир Темур не пожелал служить этому принцу и договорившись с правителем Балха эмиром Хусейном Амир Темур вступил в упорную борьбу с монголами.
    В это время в Самарканде господствовали сарбадоры – “висельники”, также борвшиеся против монголов. Название этого народного движения возникло от лозунгов его участников “Или борьба за свободу, или же голова на виселице”. В 1370 году Амир Темур на курултае в Балхе был провозглашен верховным эмиром Турана.
    А брак с дочерью Чингизида Сарай Мульк Ханум позволил Амир Темуру прибавить к своему имени почетный титул “гураган”, т. е. “зять хана”.
    Основной задачей Амир Темура стало преодоление раздробленности и объединение отдельных владений в единое государство. Столицей этого государства он выбрал Самарканд, где срочно приступил к возведению городских оборонительных стен, цитадели и дворца. Он заложил новый Самарканд, рядом с развалинами древней столицы Согдианы (современный Афрасиаб).
    Объединив и подчинив себе земли между Амударьей и Сырдарьей, а также Фергану и Шашский вилоят, Амир Темур начал завоевательные походы.
    35 лет длилось правление А.Т. (1370 – 1405) в Средней Азии. Он создал громадную империю от Инда и Ганга до Сырдарьи и Зарафшана, от Тянь-Шаня до Босфора, Большую часть жизни он провел в походах.
    Во время походу на Китай, в 1405 г. Амир Темур умер в г. Ортраре.
    При жизни Амир Темура о государственном управлении было написано специальное сочинение, известное под названием “Уложения Темура”. Это ценный исторический источник средневековья, состоит из двух частей. В нем изложена биография Темура и связанные с его жизнью события, взгляды этого выдающегося государственного деятеля и полководца на военное искусство, устройство и управление страной. Это ценный свод законов, из которого видно, на основе чего Амир Темур создал централизованное, управляемое могучее государство.
    Создав огромную державу, Амир Темур подготовил условия для экономического и культурного развития страны. Возрождаются вековые традиции прошлых эпох в новом историческом контексте. По мере того, как Мавераннахр становится центром торговли, экономики и культуры Ближнего и Среднего Востока, стали благоустраиваться такие древние города как Самарканд, Кеш, Бухара, Термез, Ташкент, Мерв и др., до основания разрушенные ордами Чингизхана. Строились величественные здания мечетей, медресе, мавзолеев, караван – сараев и бань. Стало обычным, что каждая победа или событие увековечивались в архитектуре. В строительной деятельности Амир Темур преследовал определенные политические цели – возведенные им сооружения должны были демонстрировать силу, могущество и величие его империи.
    За годы его правления Амир Темур положил конец феодальной раздробленности, установил торгово-дипломатические связи с наиболее крупными королевствами Европы – Францией, Англией, Кастилией. К сожалению, после смерти Амир Темура торгово-дипломатические отношения с Западной Европой, заложенные им не получили развития.
    История ставит Амир Темур в один ряд с такими крупнейшими полководцами, как Александр Македонский, Дарий 1, Юлий Цезарь.
    Амир Темур – одна из самых противоречивых фигур в истории человечества. Наши знания о нем в большинстве своем базирующихся на школьной программе, знает его как завоевателя, полководца, воина.
    В этом небольшом отрывке из книги Дж. Г. Беннетт “Учителя Мудрости” Амир Темур предстает перд нами совсем в другом обличии:
    С 1360 по 1530 год, в Центральной Азии главенствовали выдающиеся завоеватели и правители, начиная с Тамерлана (1336 – 1405 гг.) и заканчивая Бабуром, основателем Индийской империи Моголов (1471 – 1530 гг.), а также Шахом Исмаилом (1499 – 1524 гг.), который воссоздал Персидскую империю и основал династию Сафавидов. Однако, по-настоящему великими правителями этого периода были Шахрух, четвертный сын Тамерлана, правивший в Герате в течение сорока лет, и его сын, Улугбек, творец Золотого Века Самарканда. Кроме того, почти такими же великими правителями были Абу Саид и Хусейн Байкара. Причина, по которой я говорю здесь о них, заключается в том, что все они, от Тамерлана до Бабура1, были глубоко религиозными людьми, и практически все из них обращались за духовным руководством к Ходжагану. Учителя Мудрости стали действовать в открытую, и взяли на себя такую возможность, о которой не могли и помышлять Хваджи времен Абд аль-Халика Гудждувани и Бахауддина Накшбанда.
    В конце четырнадцатого века Христианской Эры, все народы, от Китая до Испании были приведены в смятение опустошительными завоеваниями Амира Тимура, известного на Западе под именем Тамерлан. Ни одному прежнему завоевателю не удалось опустошить столь значительную часть обитаемого мира. И все же, он был глубоко религиозным человеком, и считалось также, что он был руководим божественным провидением. Он питал глубокое уважение к своим духовным наставникам, и был готов менять свои планы по их совету. Кроме того, он покровительствовал искусствам и был bon viveur2, чей блистательный двор поразил посла Короля Испании не в меньшей степени, чем послов Китая и Египта. Тимур умер в 1404 и его колоссальная империя, простиравшаяся от Китая и Индии до Египта, и от Польши и Сибири до Индийского Океана, распалась, оставив после себя состояние полнейшего замешательства. Центральный район, включавший в себя Туркестан и Персию, оставался во власти его семьи, но окраины империи, относившиеся к Китаю, Индии, Турции и России, вскоре восстановили свою независимость и, в определенном смысле, похоже, даже укрепили свои позиции, благодаря произошедшим событиям. Ситуация в Туркестане выглядела удручающе. Сыновья и племянники Тимура оспаривали его наследие, и ужасные внутрисемейные войны, веками бывшие проклятием Центральной Азии, казалось, снова стали угрожать жизням и домам людей, которые все еще помнили два века, потребовавшиеся на восстановление разрушенного Монгольским Нашествием под предводительством Чингисхана.
    Тамерлан основал свою империю в Бухаре и Самарканде, который он всегда считал своим домом. Первыми покоренными им территориями были Персия и Месопотамия. Затем он поверг Россию, разграбил Москву и даже намеревался завоевать всю Европу, которая была бы не в силах защитить себя, если бы Тамерлан не переключил свое внимание на Индию, где он достиг больших успехов, чем Александр Великий и Чингисхан. Его власть простиралась вплоть до Дели и даже дальше. Затем, обратив свое войско снова на запад, Тамерлан взял Дамаск, и разбил силы египетских султанов, Мамелюков. Победоносное шествие Тамерлана увенчалось победой над другим победоносным завоевателем, Султаном Баязидом, по прозванию “Громовержец”, империя которого простиралась до стен Вены. Гиббон писал: “Вся Азия была в руках Тимура – от Иртыша и Волги до Персидского Залива, от Ганга до Дамаска и Архипелага.
    Давайте посмотрим, каким человеком был Тамерлан. Он оставил после себя две книги: Малфузат, или Мемуары, и Тузукат, или Институты. Первая книга представляет собой описание его жизни и дел, хотя и не вполне достоверное. Во второй изложены принципы, на которых Тимур основывал свою стратегию и политику правления. Все историки сходятся во мнении, что Тамерлан был не только храбрейшим из храбрых, но также и очень мудрым, благородным, опытным и проницательным человеком. Сочетание этих качеств сделало его “почитаемым лидером людей и настоящим Богом Войны, которого уважали все сословия”3.
    Сам Амир Тимур с благоговейным трепетом относился к своему духовному наставнику, Хвадже Саиду Барака, который был учеником Бахауддина. Кроме того, Тимур считал, что его направляет и поддерживает Ходжа Ахмад Ясави, великий Турецкий Учитель двенадцатого века. Баязид был наголову разбит Тамерланом под Анкарой, и именно во время этого сражения Тамерлан повторял стих, данный ему Хваджой Ахмадом Ясави.
    Амир Тимур умер в 1405 на семидесятом году жизни. Он тогда пошел в последний поход на Китай. Умирая, Тамерлан погрузился в молитву и попросил Мавлану читать Коран, пока не будет окончательно уверен, что он покинул тело. Его похоронили в той же могиле, где ранее был похоронен его учитель, Ходжа Барака.
    Тамерлан (жил 1336 – 1405 гг.), был человеком сложной, многосторонней индивидуальности. Он сам создал свою судьбу и стал видной исторической фигурой. Это было около Самарканда, в городе Кеш позже названным Шахризабз, или “зеленый город”, где в 1336 г. у вождя небольшого племени родился сын. Мальчика называли Темур. Ранение правой ноги стрелой сделало его хромым. Именно поэтому он известен как “Хромой Темур” или Тамерлан в английской литературе.
    Ещё в юности он появился на политической арене, как активный политический деятель и военная фигура. Став правителем Самарканда, он построил великую армию, и совершил множество аннексионистских походов. Таким образом, он расширил свою империю, которая простиралась от реки Волги и Кавказских горных хребтов на Западе, к Индии на Юго-западе. Но центр империи был в Средней Азии. Тамерлан хотел назначить свой родной город Шахризабз, как столицу, но некоторые политические причины заставили его оставить статус за Самаркандом, который нежно называли, “Сияющая Звезда востока”.
    Амир Темур внёс выдающийся вклад в национальную государственную систему, образование и культуру; в общее развитие своего государства. Он содействовал строительству монументальных исторических зданий, особенно в Самарканде. Некоторые из них можно увидеть сегодня. Надпись на двери дворца Тамерлана “Ак-Сарае” в Шахризабзе гласит: “Если Вы сомневаетесь в нашем могуществе, посмотрите на наши постройки”. Внушительная архитектура была нацелена на демонстрацию величия империи. Все возможные средства и все усилия были направлены, чтобы построить эти великолепные здания. Обширный диапазон строительных материалов из соседних регионов, известных архитекторов, поставщиков, и большого количества рабочих было доставлено для работы. Различные специалисты были взяты из оккупированных стран.
    В течение всего XIV-го столетия в Средней Азии было собранно большое количество опытных архитекторов и художников, большинство из них особенно в Самарканде. Квалифицированные ремесленники из Ирана, Азербайджана, Хорезма, и Индии никогда не пренебрегали, будучи приглашенными. И иностранные и местные мастера поняли великую важность проектов. Они представляли различное прикладное искусство, с которым справлялись другие. Они усваивали стили друг друга, в которых сочетался новый в оригинале.
    Политический статус Тамерлана, требовал иметь дружественные отношения с лидерами различных религий.
    Такие отношения были основаны при построении мечетей, медресе, и особенно мавзолеев. Многие из них, например, Мечеть Джума, Мавзолей Кур-Эмира и Архитектурный Ансамбль Шахи-Зинда, все в Самарканде, Мавзолей Дорус-Сиадат в Шахризабзе, Мавзолей Чашма-Айуб в Бухаре, и Мавзолей Хаджи-Ахмад Джассавия в Туркестане, перенесли испытания времени и их можно увидеть и сегодня.
    http://www.google.ru/

  4. МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
    ФЕРГАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
    КАФЕДРА «ЭНЕРГЕТИКА»
    ДОКЛАД
    ПО КУРСУ: «ИСТОРИЯ УЗБЕКИСТАНА»
    НА ТЕМУ: «УЛОЖЕНИЕ АМИРА ТЕМУРА»
    ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ ГРУППЫ 39-04
    САЛАХУТДИНОВ ТИМУР
    РУКОВОДИТЕЛЬ ХИМАТКУЛОВА Р.Ю.
    ФЕРГАНА 2009
    ОБ «УЛОЖЕНИИ ТЕМУРА»
    темур узбек эмир землевладение феодальный
    О Темуре (9.04.1336— 18.02.1405) его современниками написано немало ценных сочинений. К их числу «относятся „Рузнаме-йи газават-и Хиндустан“ (»Дневник похода в Индию”) Гийасуддина Али, «Зафар-наме» («Книга побед») Низамуддина Шами, «Зафар-наме» Шарафуддина Али Йезди, «Аджаиб ал-макдур фи ахбар-и Темур» («Чудеса судьбы в повествованиях о Темуре») ибн Арабшаха и другие. Особое значение в изучении жизни и общественно-политической деятельности Амира Темура имеет «Уложение Темура» (другие названия: «Малфузат-и Темури» — «Изречения Темура», «Вакиат-и Темури» — «Воспоминания Темура») — исторический труд, в котором изложена автобиография и взгляды этого выдающегося государственного и военного деятеля на управление государством и войском.
    Первоначально «Уложение» было составлено на староузбекском (чагатайском, иначе на среднеазиатском тюрки) языке, один из списков которого, по свидетельствам ориенталистов Н. Д. Миклухо-Маклая, Ч. Рьё, Г. Эте, Ч. А. Стори и других, в XVII веке хранился в библиотеке йеменского правителя Джафара-паши. В своем предисловии переводчик «Уложения» на персидский язык Мир Абу Талиб ал-Хусайни ат-Турбати пишет, что во время возвращения из паломничества к святым местам Аравии он побывал у Джафара-паши и в его библиотеке обнаружил сочинение, написанное на тюрки, которое оказалось записью автобиографии Темура. Сохранился ли список «Уложения» на тюрки до наших дней и были ли другие его списки, неизвестно. Тем не менее, очевидно, «Уложение Темура» первоначально было действительно написано на среднеазиатском тюрки, как считают, например, почти все составители каталогов восточных рукописей и многие исследователи-ориенталисты.
    Переводчиком же «Уложения Темура» с тюрки на фарси является вышеупомянутый Мир Абу Талиб ал-Хусайни. При возвращении из Аравии он остановился в Агре и поступил на службу к Великому Моголу Шах-Джахану (1628 — 1657), по просьбе которого и сделал перевод «Уложения». По словам автора «Падишах-наме» историка Абд ал-Хамида Лахури (ум. в 1654 г.) Мир Абу Талиб ал-Хусайни в 1047 году хиджры ( соответствует 1637-38 гг.) преподнес Шах-Джахану персидский перевод «Тузук-и Темури». Однако нам неизвестно с какого именно — йеменского или иного — списка «Тузук-и Темури» сделан перевод Мир Абу Талиба ал-Хусайни. Падишах, обнаружив в переводе ряд неточностей, передал рукопись ученому и писателю Мухаммад Ашрафу Бухари (фоудждар, т.е. верховный казий провинции Декан; ум. в 1652 г.) и поручил ему самым тщательным образом сличить перевод Мир Абу Талиба ал-Хусайни с известным трудом Шарафуддина Али Йезди «Зафар-наме» и другими историческими сочинениями эпохи Темура и Темуридов, устранить ошибки и неточности, изъять вставки от переводчика и переписчика. Словом, перевод Мир Абу Талиба ал-Хусайни ат-Турбати был им исправлен и тщательно отредактирован. В результате, как отмечал Н. Д. Миклухо-Маклай, появилась новая, исправленная редакция «Тузук-и Темури». Благодаря труду этих двух образованных людей своей эпохи — Мир Абу Талиба ал-Хусайни и Мухаммад Ашрафа Бухари — «Уложение Темура» дошло до нас на фарси.
    Труд был одобрен не только в кругах восточных владык XVII — XIX веков, но получил широкую известность во всем мире, о чем свидетельствуют факты неоднократного издания переводов на английский, французский, русский, узбекский, урду и другие языки. О широкой популярности «Уложения Темура» свидетельствует и тот факт, что оно постоянно переписывалось. Так, например, хранящиеся в библиотеках Узбекистана, Таджикистана, России, Индии, Ирана, Турции, Англии, Франции, Финляндии и других стран списки его датируются 1661-1868 годами. Текст сочинения (только «Тузукат» — «Уложения») с исследованием и комментариями был издан в 1783 году в Англии майором Деви. В 1785 г. и в 1891 г. издание Деви было перепечатано в Индии затем в 1963 году — в Иране.
    Часть труда (только «Малфузат» — «Изречения»), в которой биография Темура доводится до сорок первого года его жизни, была издана в 1830 году в Англии майором К. Стюартом, а перевод на французский язык ориенталистом Л. Ланглэ издан в Париже в 1787 году. Есть два издания «Уложения Темура» на языке урду, выполненные Субханом Бахши (Дели, 1845) и Мухаммад Фазл ал-Хакком (Бомбей, 1908). Есть переводы на староузбекский, современный узбекский и русский языки.
    Труд полностью был переведен на староузбекский язык (среднеазиатский тюрки) в Хорезме (Хива) Мухаммад Юсуфом ар-Рафии под названием «Тузук-и Темури» в 1856 — 57 гг. и Пахлаван Нияз-диваном в 1857 — 58 гг. и 1874 г. под названием «Малфузат». Оба списка хранятся, в настоящее время в публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Сохранился и неполный перевод сочинения на староузбекский язык (события в нем доводятся до 39 года жизни Темура и примирения его с эмиром Хусайном), сделанный ходжентским казием Набиджан-махдумом по поручению кокандского хана Мухаммад Али (1821-1842).
    В последние годы появились полные переводы «Тузук-и Темури» на современный узбекский язык, основанные на переводе Мир Абу Талиба ал-Хусайни. Эту работу в свое время выполнил знаток арабского и персидского языков покойный Алихан-тура Сагуни. Его перевод был опубликован в восьмом номере журнала «Гулистан» в 1967 году. Перевод этот имеет ряд недостатков: пропуски, отклонения от оригинала, искажение имен собственных, географических названий и терминов, в нем не на должном уровне комментируются события и исторические лица, географические пункты, этнонимы и топонимы. Еще одно издание (в виде отдельной книги) было осуществлено на основе перевода Мир Абу Талиба ал-Хусайни, с использованием перевода Алихан-туры, ташкентским востоковедом Хабибуллой Кароматовым .
    Есть также несколько изданий «Уложения» на русском языке. В известном казанском издании 1894 года под редакцией Н. П. Остроумова, к сожалению, перевод сделан не с оригинала (персидской версии Мир Абу Талиба ал-Хусайни), а с упомянутого выше французского перевода Л. Ланглэ. Более того, как свидетельствует сам редактор (Н. П. Остроумов), перевод был выполнен не специалистом, а педагогами ташкентской гимназии А. Г. Зайончковской и С. А. Пятницкой (первая часть) и учащимися Д. Ройтманом и В. Степановым (вторая часть). Выпущено также факсимильное воспроизведение вышеназванного издания с кратким предисловием И. М. Муминова (Ташкент, 1968). И, наконец, имеется еще два перевода на русский язык: Н. С. Лыкошина и В. А. Панова. Как известно, оба перевода основаны на дефектном и неполном (только «Малфузат») списке староузбекского перевода, вернее редакции Набиджан-махдума, и поэтому полагаться на них вряд ли целесообразно.
    Вопрос, кто же, собственно, является автором «Уложения Темура», учеными обсуждается давно. Так, например, английский востоковед Э. Г. Браун и русский ученый-востоковед В. В. Бартольд в отдельных своих работах подвергают сомнению не только авторство Темура, но даже подлинность самого «Уложения». К сожалению, у них есть и последователи. Но, если изучить труд внимательно, сличив его с широко известными сочинениями, посвященными жизни и общественно-политической деятельности Темура, такими, например, как «Зафар-наме» Низамудди-на Шами и «Зафар-наме» Шарафуддина Али Йезди, становится ясной необоснованность подобных утверждений. Обратимся к фактам.
    1) Так, в каталоге английского ученого Ч. А. Стори, в котором приведены сведения о всех хранящихся в библиотеках мира списках «Уложения Темура», указывается, что автором сочинения является сам Темур.
    2) Английские исследователи Деви и Уайт, осуществившие издание текста и перевода «Уложения» на английском языке, также утверждают, что сочинение создано Темуром или под его «присмотром». «История, написанная самим Темуром,— читаем в их предисловии,— предназначена его потомкам… В ней он объясняет то, как он пришел к власти, секреты своей политической и военной деятельности, искусство управления государством и своих завоевательных войн».
    3) О принадлежности «Уложения Темура» перу самого Амира Темура говорит и видный турецкий ученый Шамсуддин. Сами в своей популярной энциклопедии: «Темур написал сборник законов под названием „Уложение“, в котором повествует свою автобиографию; Это сочинение, написанное на чагатайском языке, было переведено на персидский и некоторые европейские языки».
    Заслуживают внимания и следующие слова известного венгерского ориенталиста Г. Вамбери: «Сам Темур писал плавным и выразительным тюркским слогом, как это всего лучше доказывает частое упоминание слова „Тузукат“. По свидетельству современников Амира Темура — ибн Халду на, Хафиз-и Абру, ибн Арабшаха, Шарафуддина Али Йезди,— он был широко образованным человеком и хорошо знал мусульманскую юриспруденцию (ал-фикх), историю, философию и поэзию. „Темур,— утвержал ибн Арабшах,— заботился об ученых, приблизил к себе сайидов и благородных людей, почитал ученых и поэтов и оказывал им особую милость… Он вступал с ними в научные дискуссии, а в спорах был справедливым и учтивым“. У Хафиз-и Абру читаем: „Темур глубоко знал историю персов и тюрков. Ценил всякое знание, которое могло принести практическую пользу, как-то: медицину, астрономию и математику. Но особое внимание обращал он на архитектуру. Он хорошо понимал тонкости строительства больших зданий и давал полезные советы [строителям]“ .
    Даже если допустить, что труд этот написан не самим Темуром, то он мог поручить сделать это кому-нибудь из своего окружения. А такие примеры в истории имеются. Так, например, широко известный труд Рашидуддина (1247 — 1318) „Джами ат-таварих“ вчерне был составлен его секретарями-учеными Абдаллахом Кашани и Ахмадом Бухари. В работе участвовал и знаток монгольской старины Фулад Чжен-сян. Также известно, что знаменитый труд Улугбека „Зидж-и джадид-и гурагани“ (»Гурагановы астрономические таблицы”) тоже составлен коллективом ученых: Кази-заде Руми, Гийасуддином Кашани, Али Кушчи и др.
    Авторство Темура подкрепляется также исторической достоверностью сообщаемых фактов и событий и правильностью их изложения в сравнении с другими историческими сочинениями. Если мы сопоставим «Уложение Темура» с сочинениями Низамуддина Шами и Шарафуддина Али Йезди или других темуридских историков, то больших расхождений не встретим. Также известно, что Темур и его просвещенные потомки уделяли особое внимание составлению исторических сочинений, особенно истории династий. Выше уже говорилось, как Шах-Джахан внимательно просмотрел персидский перевод «Уложения», выполненный Мир Абу Талибом ал-Хусайни, нашел в нем серьезные ошибки и, потребовав к себе Мухаммад Ашрафа Бухари, поручил ему сличить сей труд с известными сочинениями и устранить недостатки перевода. И Мухаммад Ашраф добросовестно выполнил эту работу. Как рассказывает Шарафуддин Али Йезди, Темур требовал от ученых писать его историю на основе надежных источников, освобождая их при этом от излишних восхвалений.
    Он писал: “[Бахши и секретари] записывали все, что происходило в жизни царства, народа и столпов государства, уточнив их полностью. [Его величество] приказывал писать все как есть, не утаив ничего, не сокращая и не дополняя”.
    Кроме того, каждое сочинение еще в первом варианте читали самому Темуру и «обществу ученых». И только после их одобрения отдавали на переписку секретарям-каллиграфам. Безусловно, «Уложение Темура» проходило такую же проверку.
    Рукописи «Уложения» хранятся во многих библиотеках мира, и существуют его переводы на множество языков, что само по себе свидетельствует о научной ценности и оригинальности данного труда. Словом, «Уложение Темура» — ценный исторический источник, как для изучения жизни самого Амира Темура, так и его эпохи.
    «Уложение Темура» содержит много указаний по истории Чагатайского улуса и является в своем роде наставлением Темура потомкам, которое состоит из двух частей: биографии Амира Темура с 1342 по 1381 годы и «Тузуката», т.е. своеобразного наставления по устройству государства и войска.
    Амир Темур как искушенный политик и крупный государственный деятель дает четкую характеристику своего государства, показывает, каким оно, должно быть, определяет права и обязанности должностных лиц, работающих как в центральном аппарате, так и на местах. По мнению автора «Уложения», венценосец в своей деятельности должен опираться на все общественные прослойки. К ним относятся сайиды — потомки пророка Мухаммада; улемы — ученые-богословы, шейхи, аксакалы, военачальники, ратники; люди, коих можно посвящать в тайны государства; визири, лекари, астрологи, инженеры [мухандисы], хадисоведы и историки, ремесленники и торговцы.
    Большое место в деле управления государством Амир Темур отводил визирям. По его мнению, они должны быть людьми нравственно чистыми и обладать, по крайней мере, четырьмя качествами: благородством и величием; умом и проницательностью; осведомленностью о положении войска и подданных, умением обходиться с ними; воздержанностью, терпимостью и миролюбием. Как видно из материалов «Уложения», государством Темура управляли семь визирей: 1) Визирь царства и подданных, т.е. верховный визирь, ведающий всеми делами в государстве. Он должен был знать все о настроениях, подданных, об урожае, о ходе взимания налогов и повинностей, о доходах и расходах. 2) Визирь по делам войска, который был обязан заботиться о нем, своевременно обеспечивать его провиантом и фуражом, осведомлять верховного правителя об общем его состоянии. 3) Визирь по делам имуществ, доходов и расходов. В его обязанности входил контроль за сбором налогов и повинностей, за таможенным сбором и за расходами. 4) Визирь по делам двора. 5) Кази калон, т.е. верховный судья. 6) Джалал ал-ислам, т.е. особый царский надзиратель. 7) Визирь диван-и инша, т.е. визирь, ведающий отношениями с другими государствами.
    Темур проявлял особую заботу о своих визирях, ибо, как сказано в «Уложении», процветание государства во многом зависело от их деятельности. Он предупреждал своих потомков не поддаваться наветам доносчиков: «Пусть не слушают корыстолюбивых, испорченных и завистливых людей, [сеющих небылицы] о визирях, ибо у таких людей (визирей) бывает множество недругов, так как все люди в мире жаждут власти и богатства». Вместе с тем, Темур сурово наказывал злоупотреблявших служебным положением визирей. Клавихо, видевший открытый суд (9 октября 1404 года) над одним из визирей по имени Мухаммад Джельд, свидетельствует: «Первая расправа, которую сеньор [Темурбек] учинил, постигла одного из его главных алькальдов, которого они называют дина [визирь] и который был главным человеком во всей Самаркандской империи. [Темурбек] оставил его главным алькальдом в этом городе, когда ушел оттуда около шести лет и одиннадцати месяцев тому назад. А в это время этот алькальд, говорят, злоупотреблял своим положением».
    Большой интерес представляют сведения «Уложения» о порядке производства в сан эмира и правителя области. Темур возвел в сан эмира 313 своих бывших мулязимов (ратников), 100 из них были назначены на должность туман-баши, т.е. командующими войска численностью до 10000 человек, 100 других — тысячника, остальные 100 стали сотниками. И еще 13 были назначены на должность бекларбеги и эмир ал-умара (верховного эмира). По свидетельству «Уложения» критерием для назначения на столь важные военные посты служили такие личные качества, как опыт, ум, храбрость и отвага. «Я, — считал Амир Темур,— на опыте постиг, что только тот достоин, быть эмиром и властвовать, кто постиг тайны ведения сражения, знает способы рассеивания вражеских войск, не теряет присутствия духа в разгар сражений и без дрожи и колебаний может ввести в бои отряды воинов, а при расстройстве порядка войска в состоянии без промедления восстановить порядок». Надо сказать, что наиболее авторитетные эмиры избирались из племен барлас, аргын, джалаир, тулкичи, дульдай, могол, сулдус, тугай, кипчак, арлат, татар и из числа привилегированных тарханов. Они были удостоены специального документа, заверенного печатью самого Амира Темура. В сочинении приводятся сведения и о государственных служащих: садр-и азам (верховный садр) ведал делами богоугодных заведений и вакфов, осведомлял верховного правителя о состоянии вакфов, пенсий, которыми удостаивались сайиды; казий (судья), мунщи (секретарь), дафтардар (счетовод), мухассил (сборщик дани); тавачии, в чьи обязанности вменялся сбор войска, размещение воинов в походе и осадных боях, наблюдение за проведением казней и т.д.
    Заслуживают внимания и сведения «Уложения» о действовавшем при дворе Темура церемониале. Справа от падишаха занимали место сайиды, шейхулислам, улемы, ученые, шейхи, казии; слева от трона сидел верховный эмир, затем бекларбеги, потом царевичи, эмиры, нойоны, предводители племен, улусные эмиры, начальники крупных воинских частей, а также тысячники и сотники. Напротив трона располагались начальники диванов и визири. Вслед за визирями сидели чиновники нижних рангов и бахадуры. Места для опытных меченосцев были справа за троном, дворцовая охрана (караулы, ички) располагались слева от трона. Эмиру авангарда (илгар) отводилось место напротив трона; ясаул-баши должен был стоять у входа в аудиенц-зал и т.д. Сыновья, внуки и близкие родственники Амира Темура сидели вокруг трона, «подобно светозарному ореолу сияющей луны».
    Амир Темур управлял своей огромной империей при помощи сыновей и внуков. За исключением Мавераннахра, империя была разделена между ними на уделы (улусы). Так, например, Кабул, Газну и Кандагар, вплоть до земель, простиравшихся по реке Синд, с 15 тысячами воинов, Амир Темур отдал Джахангиру, старшему сыну, а после его смерти (1376), присоединив к ним и Балхскую область, пожаловал Пирмухаммаду, сыну Джахангира. Второму сыну, Омар Шейху, Амир Темур сначала отдал Фергану, вместе с 10 тысячами воинов, затем, в 1393 году он был переведен в область Фарс. В 1380 году с десятитысячным войском Амир Темур послал в Хорасан своего третьего сына — Мираншаха, а через тринадцать лет, в 1393 году, Мираншах получил новый удел — престол Хулагу-хана, т.е. Западный Иран, Азербайджан и Ирак. После перевода Мираншаха на запад, с 1393 года, Хорасан вместе с 8 тысячами воинов стал уделом Шахруха, младшего сына Амира Темура.
    Правда, уделы эти, хотя и подчинялись центральному правительству в Самарканде, в действительности были полунезависимыми. Удельные правители имели собственный государственный аппарат, казну и войско. Вассалитет их выражался в регулярном отправлении в казну центрального правительства части дохода. Вассал обязан был по первому же зову падишаха прибыть к нему с войском и принять участие в его военных походах. Но, тем не менее, в государстве Темура существовал и скрытый сепаратизм, примером чему может служить наказание Мираншаха и правителя Фарса Пирмухаммада, сына Омар Шейха, перед семилетним походом (1399—1404). Это подтверждает и бурная вспышка неповиновения удельных правителей центральному правительству сразу же после смерти Амира Темура (18 февраля 1405 г.).
    В «Уложении Темура» приводятся также сведения о феодальных институтах (икта, суюргал, танхах), формах феодального землевладения, о взимаемых с населения налогах и повинностях: харадж, мал-у джихат, куналга, бадж, пишкеш, савари, шилан пули и др.
    Основным налогом был харадж, размер которого устанавливался в зависимости от качества земли, водообеспечения, близости к городу и т.д., и составлял одну десятую, одну четвертую или одну третью часть урожая.
    Мал-у джихат (от араб. «мал» — земля, имущество и «джихат» — причины) — подать, уплачиваемая деньгами и натурой.
    Куналга (от староузб. «кюнмок») — предоставление населением ночлега послам, царским гонцам и чиновникам, а также их слугам при проезде через определенные населенные пункты.
    Бадж (перс.— подать, пошлина) — пошлина, взимаемая с торговых караванов (купцов) при переезде через границы и остановки в караван-сараях.
    Пишкеш (перс.— подношение, подарок) — обязательный сбор для подарков феодальным владетелям.
    Савари (перс.— добровольное подношение) — обязательный сбор с населения для подношения (подарка) высокопоставленным особам.
    Шилан пули (перс. «царский пир, царское угощение») — денежный сбор для расходов на царское угощение.
    Джан салиги — подушная подать, собираемая с населения раз в год.
    Необходимо подчеркнуть, что Темур всячески поощрял инициативу по оживлению «мертвых земель» — так в то время назывались залежные и заброшенные земли. Например, лицам, взявшимся за такое трудное и благородное дело, в государстве Темура предоставлялись определенные льготы. Об этом в «Уложении» сказано; “… в первый год с них не взимали ничего, на второй год довольствовались тем, что они сдавали по своему усмотрению, и только на третий год взимали с них харадж по установленной норме”. При этом право владения заброшенной землей строго регламентировалось законом. В «Уложении» говорится: «Если земли были заброшены или никому не принадлежали, то возделывать их за счет халиса, если же есть собственник, но он не в состоянии ее обрабатывать [в силу своего положения], то следует представить ему необходимые для возделывания земли вещи и орудия, дабы он смог привести в порядок свою землю». И далее: «Повелел, чтобы строили кяризы в заброшенных землях, чинили разрушенные мосты, строили новые мосты над реками и каналами; на дорогах, на расстоянии однодневного перехода, построить рабат…»
    Налоговая система при Темуре была отлажена. Точно устанавливались размеры налогов и повинностей с земли, со скота и с ремесел, жестко контролировалась деятельность налогосборщиков.
    В «Уложении» читаем: «Велел всячески избегать разорения подданных при сборе хараджа и не ввергать страну в пучину бедности, ибо лишение подданных крова и семьи влечет за собою иссякание государственной казны, а иссякание казны является причиной роспуска рати, что, в конечном итоге, приводит к ослаблению государственной власти».
    Армия Темура была самой крупной и мощной армией средневековья, как в организационном, так и в тактическом отношениях. Строилась армия по десятичной системе: делилась на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч (туманы). Состояла из конницы и пеших воинов с преобладанием конницы. На вооружении были сабли, луки и стрелы, копья, палицы и боевые топоры (табар), камнеметы (манжаник), нафт андазы (установки для метания заженной нефти). Вначале например, во время «грязевой войны» 1365 года, ее боевой строй был такой же, как у древних тюрков и Чингиз-хана, и состоял из центра (кул), правого (барангар) и левого (джавангар) флангов, фланговой охраны (канбул), авангарда (манглай или мангулай) и арьергарда (хиравул). При таком строе центр по сравнению с флангами оказывался слабым, ибо не имел караульных и резервных частей. В дальнейшем, на протяжении 35 лет, которые прошли в беспрерывных походах и войнах, Темур усовершенствовал свою армию и сделал ее мобильной. Так, например, в крупном сражении с Тохтамышем в Кундузча (местность между Чистополем и Самарой) в 1391 году, подробно описанном Шарафуддином Али Йезди и специально изученном М. Шармуа и М. И. Иваниным, военный строй армии Амира Темура претерпел изменения и выглядел несколько иным. Прежде всего, Темур разбил свою армию на семь кулов (корпусов) во главе с царевичами Мухаммад Султаном, Мираншахом, Омар Шейхом и эмирами Сулайман-шахом, Бердибеком, Шахмаликом, Аббас-бахадуром и поставил их в центр, на правый и левый фланги. Некоторые кулы (корпусы) он отвел в резерв. Этим были усилены не только фланги, которые иногда не выдерживали натиска противника, но и центр армии. Притом центр получил теперь авангард, фланговое охранение и резерв, которые, в конечном итоге, решали судьбу сражения.
    Сбором и размещением войск занимались специальные чиновники-таваджи (тавачии), облеченные большими полномочиями. Следует отметить, что каждый призываемый в поход воин был обязан взять с собой лук с 30 стрелами, колчан с налучьем, щит (чапар, тура), саблю и запас продовольствия на один месяц. У каждых двух воинов должна быть в запасе лошадь, на каждых десять воинов выделялась палатка, два заступа, мотыга, серп, пила, шило, сто иголок, полвеса веревки, бурдюк для воды и котел.
    Эти и другие вопросы военного устройства армии Амира Темура подробно изложены в последних главах «Уложения» и важны для изучения истории народов Центральной Азии.
    Амир Темур, обладая природным умом и умудренный жизненным опытом, хорошо разбирался в людях. Он имел как бы магическую силу, благодаря которой, особенно в трудное для себя время, привлекал на свою сторону способных, нужных и решительных людей и создавал их них костяк преданных и самоотверженных единомышленников. Такими, например, были Джаку барлас, эмир Джалалуд-дин, эмир Хиндуку (Хинду ака), Ику Темур, Сулайман-шах, Худайдад, Бердибек, Шахмалик, Шейх Нуруддин и др. Приведем несколько примеров из «Уложения». Так, во время борьбы Темура с моголистанским ханом Ильяс-ходжой (в 60-е годы XIV в.), когда многие эмиры помышляли покинуть его, Темур проявил присущее ему искусство, чтобы удержать их при себе. И добился своего. В «Уложении» читаем: «Пригласив в укромное место эмира Джаку, Ику Темура, эмира Сулаймана и эмира Джалалуддина, решил сделать их своими сторонниками. Беседуя с ними в [16] уединении, я сказал, что они будут моими сотоварищами в управлении государством. Этим пробудил в них веру в собственные силы и решимость служить мне.
    Подобным же образом я вызвал в укромное место и других эмиров, [до того] не согласных со мной, и поговорил с каждым по отдельности. Падким до богатства, алчным и корыстолюбивым из их числа пообещал всякого рода богатство; жаждущим чинов и должностей посулил какую-нибудь область из числа завоеванных стран и вилайетов. Держал их между надеждой и страхом, к каждому приставил по одному кутвалу.
    И остальных воинов обнадежил жалованием и амуницией. Благодаря ласковому и приветливому обхождению они стали моими единомышленниками. Оказанную ими одну услугу я вознаграждал в десятикратном размере и радовал их сердца. В результате все они: и те, кто всемерно поддерживал меня, и те, кто лицемерно отворачивался от меня,— объединились вокруг меня и поклялись в любом деле не терять единства, подчиняться моим приказам, не жалея ни имущества, ни жизни, и не щадя себя, сражаться на поле брани».
    Так же поступал Амир Темур в трудные для себя времена и по отношению к рядовым воинам: «Но воины не проявили единодушия в этом предприятии. Для сплочения ратников решил к одним проявить милость и заботу, с другими просто сговориться, а третьих склонить к себе богатством, остальных же — клятвами, ласковым словом и обещаниями».
    Амир Темур, вместе с тем, умел прощать прегрешения подчиненных и искавших у него защиту. «В пору восхода моего могущества и государства,— вспоминает Темур,— пришедших ко мне с мольбою как добрых, так и негодных поведением людей, невзирая на то, хорошо они относились ко мне [прежде] или причиняли зло, воссев на царский престол, смущал своими благодеяниями. Предав забвению причиненное мне зло, свиток их прегрешений перечеркивал пером прощения».
    Однако, прощал он только до трех раз. Так правитель Махана Алибек, потомок Аргун-шаха из племени джани курбани, жестоко обходился с Амиром Темуром и его женой Ульджай Туркан-ага в пору скитаний (начало б0-х гг. XIV в.). После достижения Темуром верховной власти Алибек джани курбани дважды попадал ему в руки и оба раза был прощен, более того — одарен породистой лошадью, шитым золотом поясом, дорогим оружием и халатом и был принят на службу. Но, нарушив клятвенное обязательство, оба раза он покинул его и бежал к себе в Махан. И только в третий раз, когда он снова попал в руки Амира Темура, его отправили в Андижан, где он был убит. Темур презирал скупых, алчных, злых и низких помыслами людей, особенно не жаловал изменников, предающих своих благодетелей. В «Уложении» сказано: “… если кто из воинов забывал долг чести и преданность и во время битвы переходил ко мне, предав своего покровителя, я считал его своим заклятым врагом”. И в качестве примера приводится такой случай: «В войне с Тохтамышем его эмиры отправляли мне донесения и жалобы, позабыв благодеяния своего господина и моего недруга Тохтамыша, за что я проклял их, ибо они, отбросив преданность и долг, предали забвению свою обязанность перед своим господином и перешли ко мне. И я подумал: „Если уж они предали своего властелина, так чего же мне ждать от них?“ Можно привести много подобных примеров. Все это позволяет глубже понять характер Амира Темура и в известной степени постичь внутренний мир этого великого человека.
    В заключении остановимся на двух существенных вопросах, затронутых в данном сочинении.
    Первое. В „Уложении Темура“ по отношению к территории среднеазиатского междуречья, Киргизии и южного Казахстана, наряду с термином „Мавераннахр“ — букв. „то, что за рекой“ (Джейхун) — употребляются термины „Туран“, „Туркестан“ и „Туркестан замин“, а население этой территории названо тюрками и таджиками, причем оба этнонима приводятся всегда рядом. Известно, что тюркоязычные узбеки, киргизы, туркмены, казахи и каракалпаки и ираноязычные таджики издревле совместно жили и трудились на этой территории, вступали в родственные связи и создавали материальные и духовные ценности. Эти народы активно участвовали в общественно-политической жизни Центральной Азии. Поэтому попытки противопоставить эти братские народы и, тем более, принизить роль одного и возвеличить значение другого антинаучны и не служат подлинным интересам этих народов.
    Второе. В первой части „Уложения Темура“, где повествуется о начальном периоде жизни и деятельности Амира Темура, говорится о неких „узбеках“ и „обществе узбеков“, якобы притеснявших и угнетавших местное население. Под этими „узбеками“ или „обществом узбеков“ следует понимать не этнических, а даштикипчакских узбеков (тюрко-монгольские племена Дашт-и кипчака), в свое время подчинивших большую часть Хорезма (1227 г.) и установивших политическое господство над Мавераннахром и Туркестаном с 1251 года, когда улус Чагатая, вследствие феодальных междоусобиц и династических распрей был разделен между золотоордынским Бату-ханом (1227 — 1255) и великим ханом Мунке-кааном (1251 — 1260). Эти племена (кунграт, найман, мангыт, дурман, буркут, тубаи, минг и другие) в арабоязычных и персоязычных исторических сочинениях XIII — XIV вв., например, у Хамдаллаха Казвини (1281—1350), Низамуддина Шами (XIV—начало XV вв.), ал-Калкашанди (ум. в 1418 г.), Шарафуддина Али Йезди (ум. в 1454 г.), Муинуддина Натанзи (перв. полов. XV в.), Абд ар-Раззака Самарканди (1413 — 1482), Мирхонда (1433 — 1498), Хондемира (1475 — 1535) и других, именуются общим названием „узбек“, а их страна „Мамлакат-и узбек“ (»страна узбеков”), «Улус-и узбек» («Улус узбеков»).
    История появления даштикипчакских узбеков в Маве-раннахре и Туркестане восходит к Чингиз-хану, который еще при жизни разделил свою обширную империю между сыновьями. Джучи, старшему из них, достались земли от устья реки Иртыш на Востоке до тех мест на Западе, «куда доходили бы копыта монгольских лошадей». В состав его улуса, в частности, входили Прииртышье, а также области, расположенные на средней и нижней Сырдарье с городами Сыгнак, Сауран, Бирчинлигкент, Джаникент, Ашанас и др., и северо-западная часть Хорезма с главным городом Гурганджем. Удел Чагатая, второго сына завоевателя, включал Семиречье, Илийскую долину, собственно Кашгар, часть Хорезма с городом Кят. Позднее ханы Чагатайского улуса установили господство и над областями, расположенными на левом берегу Амударьи, вплоть до гор Гиндукуша. Как видим, границы обоих улусов — улуса Джучи и улуса Чагатая с юго-запада соприкасались.
    Улус Джучи особенно усилился при Бату-хане. Последний играл большую роль не только в политической жизни самого улуса Джучи, но и всей монгольской империи при Угедее (1227— 1241) и Мунке-каане (1251 — 1260). Дело в том, что Бату-хан, а после него Берке-хан принимали активное участие во всех главных военных походах и войнах монголов, отправляя многочисленные отряды на поддержку основного войска. При этом они рассчитывали получать большую добычу. Бату-хан, например, получил за свою поддержку не только богатую добычу, но и удел из состава подчиненной страны. Такие улусы по свидетельству автора «Чингиз-наме», малоизвестного историка начала XVI века Утамеш-хаджи, были у него и в Мавераннах-ре, и в Иране. Это давало ему возможность контролировать внутриполитическое положение этих стран, в том числе и Чагатайского улуса.
    Влияние Золотой орды на Чагатайский улус продолжалось и после Берке-хана (1257— 1267), а с первой половины XIV века оно даже усилилось.
    Таким образом, в «Уложении Темура» речь идет об «узбеках» и «обществе узбеков» Дашт-и кипчака, подвластного тогда Золотой орде. И Темур вел борьбу именно против даштикипчакских узбеков, войска и феодалы которых со времен Бату-хана сидели в городах и селах Маве-раннахра и Туркестана и властвовали над его населением. Эти узбеки именуются в науке кочевыми или даштикип-чакскими узбеками.
    Мы остановились лишь на основных положениях «Уложения» и надеемся, что глубокое и всестороннее изучение этого исторического памятника еще впереди, ибо до сих пор нет полного, надежного списка сочинения, не говоря о прижизненном.
    Правда, есть печатные, в большей части выполненные литографским способом издания «Уложения Темура». Но и они вряд ли могут удовлетворить требования взыскательного читателя, не говоря уже об исследователях-текстологах и переводчиках. Сто лет тому назад Н. П. Остроумов, издатель «Уложения Темура» на русском языке, писал: «Конечно, было бы гораздо важнее сделать перевод с персидского текста, но предоставим это будущему времени». Мечте ученого, как видим, суждено было осуществиться лишь спустя сто лет. В основу настоящего издания «Уложения», являющегося первым опытом обнародования полного текста памятника на русском языке, положено литографированное издание Мухаммад Ахсана Илахи, вышедшее в Бомбее в 1890 году, которое без каких-либо изменений воспроизводит персидский текст майора Деви 1783 года. А это издание, как известно, считается наиболее полным и надежным. Необходимость перевода «Уложения Темура» непосредственно с персидского оригинала назревала постепенно на протяжении почти ста лет по мере выявления недостатков не только казанского издания, но и иных списков сочинения. Эти недостатки, которые можно объяснить господствовавшими в конце прошлого века взглядами на личность Темура и созданного им государства, недостаточным знанием быта, нравов и обычаев народов Центральной Азии, желанием передать военную, юридическую и географическую терминологию через европейские аналоги, серьезно влияют на достоверность исторической информации сочинения, искажают дух эпохи, а также мировоззрение самого автора. В настоящем переводе эти недостатки по мере возможности устранены.

  5. Амир Темур
    Амир Темур родился 1336 году 8 апреля в кишлаке Ходжа Илгар (Яккабак) близ Кеша (Шахрисабз). Его отец эмир Мухаммад Тарагай, был из знатной семьи тюркского рода барласов. Он был влиятельным человеком и пользовался большим авторитетом в Мавераннахре. Его предки занимали достойное место в рядах дворцовой элиты Чагатайского улуса и выводили свою родословную от легендарной предводительницы тюрков Алан – кувы, а владения их находились вокруг Кеша и Нефеса. Отец Темура эмир Тарагай постоянно участвовал в курултаях чагатайских беков, созываемых ханом улуса на берегу реки Или.
    В 1355 году он женится на дочери эмира Джаку – барласа Турмуш – ага. Верховный эмир Мавераннахра Казаган, убедившись в достоинствах Амир Темура., в том же году отдал ему в жены свою внучку Ульджай Туркан – ага. Благодаря этому браку возник союз Амир Темура с эмиром Хусайном, внуком Казагана. Они вместе выступали против монголов. В 1356 году у А.Т. рождается два сына – Джахангир и Омар Шайх.
    Экономическое положение Мавераннахра в конце 13 – первой половине 14 вв ухудшались с каждым днем. Этим воспользовался хан Моголистана Тоглук Тимур, который без сопротивления в 1360 году дошел до Кашкадарьи. Амир Темур поступил к нему на службу. Но когда Тоглук Тимур назначил правителем Мавераннахра своего сына Ильяс Ходжу, Амир Темур не пожелал служить этому принцу и договорившись с правителем Балха эмиром Хусейном Амир Темур вступил в упорную борьбу с монголами.
    В это время в Самарканде господствовали сарбадоры – “висельники”, также борвшиеся против монголов. Название этого народного движения возникло от лозунгов его участников “Или борьба за свободу, или же голова на виселице”. В 1370 году Амир Темур на курултае в Балхе был провозглашен верховным эмиром Турана.
    А брак с дочерью Чингизида Сарай Мульк Ханум позволил Амир Темуру прибавить к своему имени почетный титул “гураган”, т. е. “зять хана”.
    Основной задачей Амир Темура стало преодоление раздробленности и объединение отдельных владений в единое государство. Столицей этого государства он выбрал Самарканд, где срочно приступил к возведению городских оборонительных стен, цитадели и дворца. Он заложил новый Самарканд, рядом с развалинами древней столицы Согдианы (современный Афрасиаб).
    Объединив и подчинив себе земли между Амударьей и Сырдарьей, а также Фергану и Шашский вилоят, Амир Темур начал завоевательные походы.
    35 лет длилось правление А.Т. (1370 – 1405) в Средней Азии. Он создал громадную империю от Инда и Ганга до Сырдарьи и Зарафшана, от Тянь-Шаня до Босфора, Большую часть жизни он провел в походах.
    Во время походу на Китай, в 1405 г. Амир Темур умер в г. Ортраре.
    При жизни Амир Темура о государственном управлении было написано специальное

  6. Слово «мир» имеет много значений. И оно вызывает, в основном, хорошие мысли у всех.
    Всем известна эта история про название романа Толстого «Война и мир». Последнее слово там писалось через латинскую букву (с точкой). То есть не только в названии романа, а раньше всё время так писалось. И «мир с точкой» не равнялся просто миру. Это слово означало состояние без войны, а обычное (в современном виде) уже означает Землю, Вселенную. В общем, из-за реформы буква с точкой пропала из русского языка и теперь два слова, которые одинаково стали писаться, путаются. Всё для людей. Я думаю, что слова должны по-разному писаться, чтобы понятно было. Всегда, всё-таки, можно провести ещё одну реформу в языке!
    Но сейчас два слова в одном. «Мир», как я уже написал, обозначать может Вселенную, всё вокруг. Целый мир! Он огромный и интересный. Ещё есть внутренний мир, то есть мысли человека, мечты, знания. Говорят, мол, у него прекрасный внутренний мир. Это немного поэтично. Выражение «по миру пойти» означает обеднеть, идти искать еды и денег, а вот «объехать мир» – много путешествовать.
    Также я написал, что это противоположное войне состояние. Наступил мир в королевстве. Короли помирились или кто-то один победил. Или пришёл третий и всех побил. Кстати, слово может быть в широком значении или в узком. Например: у нас в семье царит мир. То есть мы между собой не ругаемся, гадостей друг другу не делаем. Такой мир может воцариться, восстановиться… Можно разрушить мир, подписать мирный договор. А ещё индейцы выкуривали трубку мира в знак того, что война закончена. Не трубку же Вселенной они курили!
    Можно ударить по рукам, произнеся «мир». От этого слова и глагол сделали «мириться».  Есть ещё «идти на мировую» – смысл тот же, но это более официальный стиль.
    Иногда говорят ещё «всем миром», это значение «все». Встречал в сказках что-то вроде «навалиться всем миром».
    Ещё слово это любят использовать названием чего-то глобального. К примеру, космическая станция «Мир». Часто так называют кинотеатры, издательства и каналы. Сейчас появились банковские карты «Мир». Думаю, создатели тоже хотели такое глобальное и приятное название.

  7. Сочинение-эссе на тему: « Герой нашего времени».
    В нашем современном мире, насыщенном суетой, спешкой, информацией, кризисами, есть свои герои. О них не рассказывают по телевизору, им не вешают медали на грудь. Это – простые люди, которые живут по совести.
    Таких героев довольно много среди нас: оглянись и ты обязательно увидишь чьи-то умные глаза, услышишь доброе слово. Каждый день нас ждут какие-то дела, все мы куда-то торопимся, спешим, ничего не замечая вокруг, а ведь иногда стоит смотреть по сторонам. Порой упадёшь на гололёде, кто-то поможет подняться, так сказать, «протянет руку помощи»- вот он, герой, спасибо! А кто-то пройдёт мимо – ведь у него и своих забот полно…
    Как ты относишься к окружающим, так и они будут относиться к тебе.
    Но настоящий герой не будет ждать похвалу, он пойдет дальше, освещая все вокруг своей улыбкой, навстречу трудностям и победам. Победам, скорее, над самим собой: над своей ленью, что порой накатывает, как волна, и уносит на диван, к телевизору; над своим эгоизмом, который время от времени заставляет думать только о себе, не обращая внимания на потребности других. Да, все это свойственно и герою нашего времени, вся разница в том, что он умеет преодолевать свои слабости и идти дальше к своей цели.
    Я считаю, что герой нашего времени – это тот человек, который трудится на благо общества, то есть любит свою работу и отдаётся ей полностью, он всё время к чему-то стремится: живет, видя перед собой цель. Пусть наш герой не директор, не начальник, а просто рабочий, воспитательница детского сада, учитель, врач, и т.д.Но он делает свое дело искренне, профессионально, азартно, заинтересованно. Это и есть настоящее геройство в наше время – быть преданным своему делу, увлеченным им.
    Думаю, что герой нашего времени верит в будущее своей страны и, конечно же, принимает близко к сердцу беды других, незнакомых ему людей. Эти качества простого человека позволяют пока ещё существовать нашему российскому обществу. А это ли не признак мужества и героизма – оставаться человеком, несмотря ни на какие трудности?
    Можно ли мне и таким, как я, стать героями нашего времени? Думаю, да. Если мы поймем, что жизнь у нас только одна и прожить ее надо так, чтобы нами гордились наши родители, дети, внуки и правнуки, тогда вся страна станет героической, какой она была во время Великой Отечественной войны.
    Сергиенко Альбина, ученица 8 А класса МБОУ СОШ № 3 имени Героя России Сергея Ромашина г. Южно-Сахалинска.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *