Сочинение на тему анализ финальной сцены драмы островского гроза

16 вариантов

  1. Анализируя пьесу А.Н. Островского «Гроза», меня переполняют неоднозначные чувства и эмоции. С одной стороны я понимаю, что сюжет драмы достаточно прост. Чистая и милая девушка Катерина, испытывает любовные эмоции к молодому человеку и изменяет своему мужу. Она не может жить с таким грехом и во всем при все людно признается. После чего ее жизнь превращается в кошмар, и девушка заканчивает ее самоубийством. Но, если внимательно вникать в суть каждого действия, перед моим воображением возникает множество других образов и персонажей, которые наделены сложными чертами характера и внутренними качествами.
    Пьеса содержит в себе два мира – это мир «темного царства», то есть богатые и лицемерные господа, которым все позволено и мир жертв этого «темного царства».
    В чем кульминационная развязка драмы? Именно в том, что эти самые жертвы решаются противостоять властителям того мира и того общества.
    Известие про измену Катерины приводит к бегству девушки из дома. Муж был готов ее простить, но не осмелился перечить Кабановой. Девушка бросается в реку и тонет. У нее не было иного выбора. Ее душа полюбила страстно и искренне, но таких чувствам нет места в темном царстве. Девушке ничего не оставалось больше делать. Такая жизнь была не выносима для нее.
    Над ее телом происходит кульминационная сцена борьбы «темного царства» и ее жертв. Тихон решается перечить Кабанихе и винит ее в смерти девушки. Кулигин подмечает тот факт, что теперь тело Катерины не принадлежит земному миру. И душа ее теперь свободно от всех правителей «темного царства». Происходит настоящий бунт жертв того общества.
    Смерть Катерины не внесла изменений в жизни главных героев. Это было самопожертвование. В том жестоком мире у нее не было поддержки и помощи. Чистая натура Катерины не смогла смириться с серостью быта, с бесчувствием и черствостью окружающих людей. Но, все-таки ее поступок растапливает лед и дает толчок остальным жертвам «темного царства» осмелиться и противостоять угнетающему окружению.

  2. Драма «Гроза» появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, она признается в своем поступке в церкви, всенародно. После этого жизнь ее становиться настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
    Такова событийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую галерею человеческих типов. Здесь и купцы – самодуры, И почетные матери семейств – блюстительницы местных нравов, и странницы – богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа, и доморощенные ученые – прожектеры. Однако при всем разнообразии типов оказывается нетрудным заметить, что все они как бы распадаются на два лагеря, которые условно можно было бы назвать: «темное царство» и «жертвы темного царства».
    «Темное царство» составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто может оказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцом добродетели и хранительницей традиций. «Ханжа, – говорит о Кабановой Кулигин, – нищих оделяет, а домашних заела совсем…» И действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее поведения дома, в быту. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно подавленный властью матери, живет одним только нехитрым желанием – вырваться, пусть и ненадолго, из дома, ощутить себя вольным человеком. Сестра Тихона, Варвара, также испытывает на себе все тяготы семейной обстановки. Однако, в отличии от Тихона, она обладает более твердым характером и у нее хватает дерзости, пусть тайно, не подчиняться матери.
    Последняя сцена драмы является кульминацией произведения, в которой противостояние между представителями «темного царства» и его жертвами максимально обострено. Не имеющие ни богатства, ни высокого социального статуса «жертвы» осмеливаются бросить вызов царящим в городе бесчеловечным порядкам.
    Действие начинается тем, что домой возвращается Тихон и узнает об измене жены. Он, как сам признается Кулигину, готов простить Катерину, но одновременно понимает, что мать не позволит ему этого сделать. Воли противостоять Кабановой у Тихона нет. И хотя он побил Катерину, ему ее жалко.
    Далее становится известно, что Катерина пропала из дому. Она появляется на берегу Волги, говорит, что не в силах так жить дальше, и бросается в воду с обрыва. Ее пытаются спасти, но безуспешно.
    Смерть Катерины, полюбившей так, как могут любить только очень сильные натуры, в конце драмы закономерна – для нее нет иного выхода. Жизнь по законам «темного царства» для нее хуже смерти, смерти души страшнее гибели телесной. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться. Противостояние между представителями «темного царства» и его жертвами достигает наивысшей точки именно в последней сцене, над телом мертвой Катерины. Кулигин, который раньше предпочитал не связываться ни с Диким, ни с Кабанихой, бросает в лицо последней: «Тело ее здесь, …а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас»! Тихон, совершенно забитый и задавленный властной матерью, также поднимает голос протеста: «Маменька, вы ее погубили». Однако Кабанова быстро подавляет «бунт», обещая сыну «поговорить» с ним дома.
    Протест Катерины не мог быть действенным, так как голос ее был одинок и никто из окружения героини, из тех, кого также можно отнести к «жертвам» «темного царства», был не в силах не только ее поддержать, но даже понять до конца. Протест оказался саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности, не желающего мириться с законами, навязываемыми ей обществом, с ханжеской моралью и серостью повседневного быта.
    Итак, в последней сцене драмы с особой силой отразилось противостояние между представителями «темного царства» и его жертвами. Обвинения, которые бросают Кулигин и Тихон в лицо тем, кто «правит бал» в городе Калинове, показывают наметившийся в обществе сдвиг, нарождающееся желание молодых людей жить в соответствии со своей совестью, а не с ханжеской, лицемерной моралью «отцов».

  3. Драма «Гроза» появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, она признается в своем поступке в церкви, всенародно. После этого жизнь ее становиться настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
    Такова событийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую галерею человеческих типов. Здесь и купцы – самодуры, И почетные матери семейств – блюстительницы местных нравов, и странницы – богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа, и доморощенные ученые – прожектеры. Однако при всем разнообразии типов оказывается нетрудным заметить, что все они как бы распадаются на два лагеря, которые условно можно было бы назвать: «темное царство» и «жертвы темного царства».
    «Темное царство» составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто может оказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцом добродетели и хранительницей традиций. «Ханжа, – говорит о Кабановой Кулигин, – нищих оделяет, а домашних заела совсем…» И действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее поведения дома, в быту. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно подавленный властью матери, живет одним только нехитрым желанием – вырваться, пусть и ненадолго, из дома, ощутить себя вольным человеком. Сестра Тихона, Варвара, также испытывает на себе все тяготы семейной обстановки. Однако, в отличии от Тихона, она обладает более твердым характером и у нее хватает дерзости, пусть тайно, не подчиняться матери.
    Последняя сцена драмы является кульминацией произведения, в которой противостояние между представителями «темного царства» и его жертвами максимально обострено.
    Действие начинается тем, что домой возвращается Тихон и узнает об измене жены. Он, как сам признается Кулигину, готов простить Катерину, но одновременно понимает, что мать не позволит ему этого сделать. Воли противостоять Кабановой у Тихона нет. И хотя он побил Катерину, ему ее жалко.
    Далее становится известно, что Катерина пропала из дому. Она появляется на берегу Волги, говорит, что не в силах так жить дальше, и бросается в воду с обрыва. Ее пытаются спасти, но безуспешно.
    Смерть Катерины, полюбившей так, как могут любить только очень сильные натуры, в конце драмы закономерна – для нее нет иного выхода. Жизнь по законам «темного царства» для нее хуже смерти, смерти души страшнее гибели телесной. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться. Противостояние между представителями «темного царства» и его жертвами достигает наивысшей точки именно в последней сцене, над телом мертвой Катерины. Кулигин, который раньше предпочитал не связываться ни с Диким, ни с Кабанихой, бросает в лицо последней: «Тело ее здесь, …а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас»! Тихон, совершенно забитый и задавленный властной матерью, также поднимает голос протеста: «Маменька, вы ее погубили». Однако Кабанова быстро подавляет «бунт», обещая сыну «поговорить» с ним дома.
    Протест Катерины не мог быть действенным, так как голос ее был одинок и никто из окружения героини, из тех, кого также можно отнести к «жертвам» «темного царства», был не в силах не только ее поддержать, но даже понять до конца. Протест оказался саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности, не желающего мириться с законами, навязываемыми ей обществом, с ханжеской моралью и серостью повседневного быта.
    Итак, в последней сцене драмы с особой силой отразилось противостояние между представителями «темного царства» и его жертвами.

  4. Финальная сцена этой пьесы – самоубийство. Катерина, несчастная женщина, доведённая до самоубийства ханжами, в лице свекрови, раздираемая муками собственной совести и любовью. Так кто же такая Екатерина? С одной стороны, это тонкая душевная личность, (одни ее слова: ” Почему люди не летают как птицы” ) ,- говорят о том, что это чувственный, душевный, живой человек. С другой – замороченная религиозным фанатизмом своей свекрови, и подчинённая ей.
    Катерина под порывом чувств, не в силах сопротивляться любви, совершает измену. Совершив один раз падение, она переживает страшные муки совести. Напуганная “барыней”,- ждёт, что её убьёт гроза, как ей казалось за её грех. Совершает поступок, который по ее мнению должен был облегчить ей совесть, – признаётся принародно в церкви в измене. ” Кабаниха”, – так прозвали мать мужа Екатерины, и без того не выражающая симпатии к жене сына, показывает все своё звериное лицо, она запрещает сыну всякое общение с женой. Тихон, муж Екатерины, любит жену, и готов ее простить, но мать его не даёт ему этого сделать, а сам он настолько безволен, что не в силах противиться воле матери.
    В конце-концов и Борис, человек ради которого она пожертвовала всем, отказывается от неё, и доведённая до отчаяния Катя, находит покой только в смерти. Был ли выход у Екатерины? Наверное был. Можно было уйти в монастырь например. Но беда заключалась в том, что Екатерина стала считать смерть освобождением, она мечтала о ней, как о желанном моменте. И бросившись с обрыва уходит навсегда из этого жестокого мира.
    Для чего была эта жертва? Слабость или тот последний полёт души, про который мечтала Екатерина? Стала ли она безвольной жертвой, или птицей раскинула руки? Я считаю, что это слабость, самоубийство это не выход из положения, какой бы не была тяжелой жизнь, всегда можно найти выход. А жестокая свекровь, и слабовольный её сын, получили свой приговор в последних словах Кулигина, человека который принес тело Кати, обличившего их в жестокосердии и немилости.

  5. Не зря в скупой авторской ремарке последнего действия написано: «Декорация первого действия. Сумерки». Сумеречный мир предъявлен нам талантливым драматургом, мир, в котором «гроза» не способна развеять мрак иначе, чем на бытовом уровне. И смерть Катерины, несмотря на все старания автора придать ей объемность символа, трагедийна, но не драматична.
    Катерину погубили ее собственные понятия о добре и зле, ее мечты о полете остались мечтами, она не смогла вырваться из сумеречной реальности того времени. А жаль… Катерина Кабанова романтична неукротимым стремлением к красоте, к свободе человеческих проявлений, органической ненавистью к произволу и насилию. Это она говорит: «Отчего люди не летают!.. мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? »
    Ей, рвущейся к необыкновенному, и сны снятся чудесные: «Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху».
    Резко расходясь с нравственно-бытовыми представлениями мещанско-купеческой среды, не желая жить с нелюбимым и не уважаемым ею мужем, не смиряясь перед самодурной свекровью, она размышляет: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!»
    Перед Катериной было только два пути — неволя и могила. Ее ненависть к деспотизму и любовь к свободе так сильны, ее стихийный протест против всего, что гнетет человеческую личность, так действен, что она предпочитает неволе смерть.
    В то время в своей среде Катерина могла найти освобождение лишь в смерти. Н. А. Добролюбов пишет: «Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет…»
    Пораженный смертью Катерины, против Кабанихи поднимает свой голос даже слабохарактерный, тишайший Тихон. Преодолевая свою покорность, он исступленно кричит: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…»
    Протест Катерины, ее гибель оказались напрасными. Жалкий бунт Тихона будет вскоре подавлен, это ясно, не зря Кабаниха обещает разобраться с ним дома. Борис, собственно, и сам просил у Бога быстрой смерти для Катерины — жалкое существо, недостойное такой высокой любви, раб дяди, обыденности, сумеречного мира. Кулигин при всех своих ученых знаниях тоже не борец, все, на что он способен, сарказм: «Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!»

  6. Похожие сочинения

    Характеристика образов: Катерина и Варвара в драме «Гроза»
    В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все,…смотреть целиком
    Нравы дома Кабановых в драме А.Н. Островского «Гроза».
    Вражда между близкими
    бывает особенно
    непримирима
    П. Тацит
    Нет страшнее возмездия
    за безумства и заблуждения,
    чем видеть, как собственные
    дети страдают из-за них
    У. Самнер
    Пьеса А.Н. Островского «Гроза» рассказывает о жизни провинциальной…смотреть целиком
    Главные персонажи в драме А.Н. Островского «Гроза»
    Пьеса А.Н. Островского «Гроза» вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В это непростое время наблюдается кульминация революционной ситуации 60-х годов в России. Уже тогда рушились основы самодержавно-крепостнического строя, но еще…смотреть целиком
    Какие события побудили к самоубийству Катерину в пьесе «Гроза»
    А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как «Бесприданница», «Поздняя любовь», «Лес», «На всякого мудреца довольно…смотреть целиком
    Роль природы в переживаниях действующих лиц
    В пьесе А. Н. Островского “Гроза” значительное место отводится природе. Само название драмы обозначает яркое и сильное природное явление. Названием своего произведения Островский словно подчеркивает, что природа имеет сильнейшее влияние на человеческую…смотреть целиком
    Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского (по пьесе «Гроза») Новое!
    В 1859 г. Александр Николаевич Островский создает одно из самых сильных своих произведений — драму «Гроза», в которой показывает как типично русский купеческий дом Кабановых, являющийся олицетворени­ем «жестокого мира».
    В доме, широко известном в…смотреть целиком
    Изображение купеческого быта и нравов вдрамеА.Н. Островского “Гроза”
    Пьеса “Гроза”, написанная Александром Николаевичем Островским в 1859 году, является единственной из задуманного писателем цикла “Ночи на Волге”. Основная тема драмы – конфликт в купеческой семье, прежде всего, деспотичное отношение представителей старшего…смотреть целиком

  7. 7
    Текст добавил: ТвойРодственник

    Драма «Гроза» появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее
    довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим
    чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести, а
    также не желая лгать, она признается в своем поступке в церкви, всенародно.
    После этого жизнь ее становиться настолько невыносимой, что она кончает жизнь
    самоубийством.
    Такова событийная канва произведения, при помощи
    которой автор раскрывает перед нами целую галерею человеческих типов. Здесь и
    купцы – самодуры, И почетные матери семейств – блюстительницы местных нравов, и
    странницы – богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью
    народа, и доморощенные ученые – прожектеры. Однако при всем разнообразии типов
    оказывается нетрудным заметить, что все они как бы распадаются на два лагеря,
    которые условно можно было бы назвать: «темное царство» и «жертвы темного
    царства».
    «Темное царство» составляют люди, в чьих руках
    сосредоточена власть, те, кто может оказывать влияние на общественное мнение в
    городе Калинове. В первую очередь это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в
    городе уважают, считают образцом добродетели и хранительницей традиций. «Ханжа,
    – говорит о Кабановой Кулигин, – нищих оделяет, а домашних заела совсем…» И
    действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее
    поведения дома, в быту. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно подавленный
    властью матери, живет одним только нехитрым желанием – вырваться, пусть и
    ненадолго, из дома, ощутить себя вольным человеком. Сестра Тихона, Варвара,
    также испытывает на себе все тяготы семейной обстановки. Однако, в отличии от
    Тихона, она обладает более твердым характером и у нее хватает дерзости, пусть
    тайно, не подчиняться матери.
    Последняя сцена драмы является кульминацией
    произведения, в которой противостояние между представителями «темного царства»
    и его жертвами максимально обострено. Не имеющие ни богатства, ни высокого
    социального статуса «жертвы» осмеливаются бросить вызов царящим в городе
    бесчеловечным порядкам.
    Действие начинается тем, что домой возвращается Тихон
    и узнает об измене жены. Он, как сам признается Кулигину, готов простить Катерину,
    но одновременно понимает, что мать не позволит ему этого сделать. Воли
    противостоять Кабановой у Тихона нет. И хотя он побил Катерину, ему ее жалко.
    Далее становится известно, что Катерина пропала из
    дому. Она появляется на берегу Волги, говорит, что не в силах так жить дальше,
    и бросается в воду с обрыва. Ее пытаются спасти, но безуспешно.
    Смерть Катерины, полюбившей так, как могут любить
    только очень сильные натуры, в конце драмы закономерна – для нее нет иного
    выхода. Жизнь по законам «темного царства» для нее хуже смерти, смерти души
    страшнее гибели телесной. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней
    расстаться. Противостояние между представителями «темного царства» и его
    жертвами достигает наивысшей точки именно в последней сцене, над телом мертвой
    Катерины. Кулигин, который раньше предпочитал не связываться ни с Диким, ни с
    Кабанихой, бросает в лицо последней: «Тело ее здесь, …а душа теперь не ваша:
    она теперь перед судией, который милосерднее вас»! Тихон, совершенно забитый и
    задавленный властной матерью, также поднимает голос протеста: «Маменька, вы ее
    погубили». Однако Кабанова быстро подавляет «бунт», обещая сыну «поговорить» с
    ним дома.
    Протест Катерины не мог быть действенным, так как
    голос ее был одинок и никто из окружения героини, из тех, кого также можно
    отнести к «жертвам» «темного царства», был не в силах не только ее поддержать,
    но даже понять до конца. Протест оказался саморазрушительным, но он был и есть
    свидетельство свободного выбора личности, не желающего мириться с законами,
    навязываемыми ей обществом, с ханжеской моралью и серостью повседневного быта.
    Итак, в последней сцене драмы с особой силой
    отразилось противостояние между представителями «темного царства» и его
    жертвами. Обвинения, которые бросают Кулигин и Тихон в лицо тем, кто «правит
    бал» в городе Калинове, показывают наметившийся в обществе сдвиг, нарождающееся
    желание молодых людей жить в соответствии со своей совестью, а не с ханжеской,
    лицемерной моралью «отцов».

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы
    материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/

  8. Драма «Гроза» появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, она признается в своем поступке в церкви, всенародно. После этого жизнь ее становиться настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
    Такова событийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую галерею человеческих типов. Здесь и купцы – самодуры, И почетные матери семейств – блюстительницы местных нравов, и странницы – богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа, и доморощенные ученые – прожектеры. Однако при всем разнообразии типов оказывается нетрудным заметить, что все они как бы распадаются на два лагеря, которые условно можно было бы назвать: «темное царство» и «жертвы темного царства».
    «Темное царство» составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто может оказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцом добродетели и хранительницей традиций. «Ханжа, – говорит о Кабановой Кулигин, – нищих оделяет, а домашних заела совсем…» И действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее поведения дома, в быту. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно подавленный властью матери, живет одним только нехитрым желанием – вырваться, пусть и ненадолго, из дома, ощутить себя вольным человеком. Сестра Тихона, Варвара, также испытывает на себе все тяготы семейной обстановки. Однако, в отличии от Тихона, она обладает более твердым характером и у нее хватает дерзости, пусть тайно, не подчиняться матери.
    Последняя сцена драмы является кульминацией произведения, в которой противостояние между представителями «темного царства» и его жертвами максимально обострено. Не имеющие ни богатства, ни высокого социального статуса «жертвы» осмеливаются бросить вызов царящим в городе бесчеловечным порядкам.
    Действие начинается тем, что домой возвращается Тихон и узнает об измене жены. Он, как сам признается Кулигину, готов простить Катерину, но одновременно понимает, что мать не позволит ему этого сделать. Воли противостоять Кабановой у Тихона нет. И хотя он побил Катерину, ему ее жалко.
    Далее становится известно, что Катерина пропала из дому. Она появляется на берегу Волги, говорит, что не в силах так жить дальше, и бросается в воду с обрыва. Ее пытаются спасти, но безуспешно.
    Смерть Катерины, полюбившей так, как могут любить только очень сильные натуры, в конце драмы закономерна – для нее нет иного выхода. Жизнь по законам «темного царства» для нее хуже смерти, смерти души страшнее гибели телесной. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться. Противостояние между представителями «темного царства» и его жертвами достигает наивысшей точки именно в последней сцене, над телом мертвой Катерины. Кулигин, который раньше предпочитал не связываться ни с Диким, ни с Кабанихой, бросает в лицо последней: «Тело ее здесь, …а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас»! Тихон, совершенно забитый и задавленный властной матерью, также поднимает голос протеста: «Маменька, вы ее погубили». Однако Кабанова быстро подавляет «бунт», обещая сыну «поговорить» с ним дома.
    Протест Катерины не мог быть действенным, так как голос ее был одинок и никто из окружения героини, из тех, кого также можно отнести к «жертвам» «темного царства», был не в силах не только ее поддержать, но даже понять до конца. Протест оказался саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности, не желающего мириться с законами, навязываемыми ей обществом, с ханжеской моралью и серостью повседневного быта.
    Итак, в последней сцене драмы с особой силой отразилось противостояние между представителями «темного царства» и его жертвами. Обвинения, которые бросают Кулигин и Тихон в лицо тем, кто «правит бал» в городе Калинове, показывают наметившийся в обществе сдвиг, нарождающееся желание молодых людей жить в соответствии со своей совестью, а не с ханжеской, лицемерной моралью «отц

  9. Драма «Гроза» появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, она признается в своем поступке в церкви, всенародно. После этого жизнь ее становиться настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
    Такова событийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую галерею человеческих типов. Здесь и купцы – самодуры, И почетные матери семейств – блюстительницы местных нравов, и странницы – богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа, и доморощенные ученые – прожектеры. Однако при всем разнообразии типов оказывается нетрудным заметить, что все они как бы распадаются на два лагеря, которые условно можно было бы назвать: «темное царство» и «жертвы темного царства».
    «Темное царство» составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто может оказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцом добродетели и хранительницей традиций. «Ханжа, – говорит о Кабановой Кулигин, – нищих оделяет, а домашних заела совсем…» И действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее поведения дома, в быту. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно подавленный властью матери, живет одним только нехитрым желанием – вырваться, пусть и ненадолго, из дома, ощутить себя вольным человеком. Сестра Тихона, Варвара, также испытывает на себе все тяготы семейной обстановки. Однако, в отличии от Тихона, она обладает более твердым характером и у нее хватает дерзости, пусть тайно, не подчиняться матери.
    Последняя сцена драмы является кульминацией произведения, в которой противостояние между представителями «темного царства» и его жертвами максимально обострено. Не имеющие ни богатства, ни высокого социального статуса «жертвы» осмеливаются бросить вызов царящим в городе бесчеловечным порядкам.
    Действие начинается тем, что домой возвращается Тихон и узнает об измене жены. Он, как сам признается Кулигину, готов простить Катерину, но одновременно понимает, что мать не позволит ему этого сделать. Воли противостоять Кабановой у Тихона нет. И хотя он побил Катерину, ему ее жалко.
    Далее становится известно, что Катерина пропала из дому. Она появляется на берегу Волги, говорит, что не в силах так жить дальше, и бросается в воду с обрыва. Ее пытаются спасти, но безуспешно.
    Смерть Катерины, полюбившей так, как могут любить только очень сильные натуры, в конце драмы закономерна – для нее нет иного выхода. Жизнь по законам «темного царства» для нее хуже смерти, смерти души страшнее гибели телесной. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться. Противостояние между представителями «темного царства» и его жертвами достигает наивысшей точки именно в последней сцене, над телом мертвой Катерины. Кулигин, который раньше предпочитал не связываться ни с Диким, ни с Кабанихой, бросает в лицо последней: «Тело ее здесь, …а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас»! Тихон, совершенно забитый и задавленный властной матерью, также поднимает голос протеста: «Маменька, вы ее погубили». Однако Кабанова быстро подавляет «бунт», обещая сыну «поговорить» с ним дома.
    Протест Катерины не мог быть действенным, так как голос ее был одинок и никто из окружения героини, из тех, кого также можно отнести к «жертвам» «темного царства», был не в силах не только ее поддержать, но даже понять до конца. Протест оказался саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности, не желающего мириться с законами, навязываемыми ей обществом, с ханжеской моралью и серостью повседневного быта.
    Итак, в последней сцене драмы с особой силой отразилось противостояние между представителями «темного царства» и его жертвами. Обвинения, которые бросают Кулигин и Тихон в лицо тем, кто «правит бал» в городе Калинове, показывают наметившийся в обществе сдвиг, нарождающееся желание молодых людей жить в соответствии со своей совестью, а не с ханжеской, лицемерной моралью «отцов».

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/

  10. Анализ финальной сцены драмы А.Н. Островского Гроза
    Драма Гроза появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, она признается в своем поступке в церкви, всенародно. После этого жизнь ее становиться настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
    Такова событийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую галерею человеческих типов. Здесь и купцы самодуры, И почетные матери семейств блюстительницы местных нравов, и странницы богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа, и доморощенные ученые прожектеры. Однако при всем разнообразии типов оказывается нетрудным заметить, что все они как бы распадаются на два лагеря, которые условно можно было бы назвать: темное царство и жертвы темного царства.
    Темное царство составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто может оказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцом добродетели и хранительницей традиций. Ханжа, – говорит о Кабановой Кулигин, – нищих оделяет, а домашних заела совсем… И действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее поведения дома, в быту. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно подавленный властью матери, живет одним только нехитрым желанием вырваться, пусть и ненадолго, из дома, ощутить себя вольным человеком. Сестра Тихона, Варвара, также испытывает на себе все тяготы семейной обстановки. Однако, в отличии от Тихона, она обладает более твердым характером и у нее хватает дерзости, пусть тайно, не подчиняться матери.
    Последняя сцена драмы является кульминацией произведения, в которой противостояние между представителями темного царства и его жертвами максимально обострено. Не имеющие ни богатства, ни высокого социального статуса жертвы осмеливаются бросить вызов царящим в городе бесчеловечным порядкам.
    Действие начинается тем, что домой возвращается Тихон и узнает об измене жены. Он, как сам признается Кулигину, готов простить Катерину, но одновременно понимает, что мать не позволит ему этого сделать. Воли противостоять Кабановой у Тихона нет. И хотя он побил Катерину, ему ее жалко.
    Далее становится известно, что Катерина пропала из дому. Она появляется на берегу Волги, говорит, что не в силах так жить дальше, и бросается в воду с обрыва. Ее пытаются спасти, но безуспешно.
    Смерть Катерины, полюбившей так, как могут любить только очень сильные натуры, в конце драмы закономерна для нее нет иного выхода. Жизнь по законам темного царства для нее хуже смерти, смерти души страшнее гибели телесной. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться. Противостояние между представителями темного царства и его жертвами достигает наивысшей точки именно в последней сцене, над телом мертвой Катерины. Кулигин, который раньше предпочитал не связываться ни с Диким, ни с Кабанихой, бросает в лицо последней: Тело ее здесь, …а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас! Тихон, совершенно забитый и задавленный властной матерью, также поднимает голос протеста: Маменька, вы ее погубили. Однако Кабанова быстро подавляет бунт, обещая сыну поговорить с ним дома.
    Протест Катерины не мог быть действенным, так как голос ее был одинок и никто из окружения героини, из тех, кого также можно отнести к жертвам темного царства, был не в силах не только ее поддержать, но даже понять до конца. Протест оказался саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности, не желающего мириться с законами, навязываемыми ей обществом, с ханжеской моралью и серостью повседневного быта.
    Итак, в последней сцене драмы с особой силой отразилось противостояние между представителями темного царства и его жертвами. Обвинения, которые бросают Кулигин и Тихон в лицо тем, кто правит бал в городе Калинове, показывают наметившийся в обществе сдвиг, нарождающееся желание молодых людей жить в соответствии со своей совестью, а не с ханжеской, лицемерной моралью отцов.
    Список литературы
    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

  11. Не зря в скупой авторской ремарке последнего действия пьесы «Гроза» написано: «Декорация первого действия. Сумерки». Сумеречный мир предъявлен нам талантливым драматургом, мир, в котором «гроза» не способна развеять мрак иначе, чем на бытовом уровне. И смерть Катерины, несмотря на все старания автора придать ей объемность символа, трагедийна, но не драматична. Катерину погубили ее собственные понятия о добре и зле, ее мечты о полете остались мечтами, она не смогла вырваться из сумеречной реальности того времени. А жаль…
    Катерина Кабанова романтична неукротимым стремлением к красоте, к свободе человеческих проявлений, органической ненавистью к произволу и насилию. Это она говорит: «Отчего люди не летают?. Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»
    Ей, рвущейся к необыкновенному, и сны снятся чудесные: «Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху»…
    Резко расходясь с нравственно-бытовыми представлениями мещанско-купеческой среды, не желая жить с нелюбимым и не уважаемым ею мужем, не смиряясь перед самодурной свекровью, она размышляет: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!., что в могилу! В могиле лучше… А об жизни и думать; не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!»
    Перед Катериной было только два пути — неволя и могила. Ее ненависть к деспотизму и любовь к свободе чрезвычайно сильны, ее стихийный протест против всего, что гнетет человеческую личность, настолько действен, что она предпочитает неволе смерть. В то время в своей среде Катерина могла найти освобождение лишь в смерти. Н. А. Добролюбов пишет: «Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет?»
    Пораженный смертью Катерины, против Кабанихи поднимает свой голос даже слабохарактерный, тишайший Тихон. Преодолевая свою покорность, он исступленно кричит: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…»
    К сожалению, протест Катерины, ее гибель оказались напрасными. Жалкий бунт Тихона будет вскоре подавлен, это ясно, не зря Кабаниха обещает разобраться с ним дома. Борис, собственно, и сам просил у Бога быстрой смерти для Катерины — жалкое существо, недостойное такой высокой любви, раб дяди, обыденности, сумеречного мира. Кулигин, при всех своих ученых знаниях, тоже не борец, все, на что он способен, сарказм: «Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!»
    …Декорация первого действия. Сумерки.

  12. Тема: – Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза»

    Любовь выше солнца и звезд,
    Она движет солнцем и звездами,
    Но если это настоящая любовь.
    Драма «Гроза» была написана Островским накануне революционной ситуации в России, в предгрозовую эпоху. В основе пьесы заключен конфликт непримиримых противоречий между отдельной личностью и окружающим обществом. Причина конфликта и всех
    несчастий – деньги, Деление общества на богатых и бедных. В пьесах Островского звучит протест против деспотизма, лжи, угнетения человека человеком. Наибольшей силы этот протест достиг в драме «Гроза». Борьба за человека за его право на свободу, счастье, осмысленную жизнь – вот та проблема, которую Островский решает в пьесе «Гроза».
    Как развивается основной конфликт драмы? Человек сильный, свободолюбивый попадает в чуждую ему среду, в семью, где душат личность. Трагедия Катерины заключается в том, что она чужда семье Кабановых: она воспитывалась в свободной атмосфере. Любимая дочь в семье. В семье Кабановых все строится на обмане, лжи. Нет искреннего уважения между членами семьи, все живут под страхом мамаши, под тупым подчинением.
    Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы и любит ее, она очень искренне хочет любить, но кого?! Она хочет любить мужа, свекровь.
    Может ли женщина проникнутая свободой, любовью к природе, с сердцем птицей смирится с насилием, ложью, которая царила в семье Кабановых.
    Взаимные отношения самодурства и безгласности довели ее до трагических последствий.
    Религия приносила поэзию Катерине, ведь книг она не читала, грамоты не знала, а черты народной мудрости, обличенной в религиозную форму, приносила ей церковь – это прекрасный мир народного искусства, фольклор, в который была погружена Катерина.
    Задыхаясь в доме Кабановых, тоскуя по воле, по любви, по истинно добрым человеческим отношениям, Катерина не мирится с неволей, в уме ее смутно, неясно рождается мысль о том, как бы уйти из опостылевшего дома. Но эти чувства надо подавить (она жена Тихона). Страшная борьба происходит в сердце молодой женщины. Мы ее видим в разгаре напряженной внутренней борьбы. Она полюбила глубоко и честно Бориса, но всячески пытается подавить в себе живое побуждающее чувство.
    Она не хочет видеть любимого она страдает.
    А гроза? Зачем говорится в первом действии о надвигающейся грозе? Это явление природы. Гроза душевная кажется ей греховной и страшной. Мир религиозных представлений противоречит тем живым чувствам, которые в ней просыпаются. Грех
    пугает Катерину.
    Как же развивается конфликт в ее собственной душе?
    На слова Катерины, что она не умеет обманывать! Варвара возражает: «У нас весь дом на этом держится». Но Катерина не принимает морали «темного царства». «…Не хочу я так!…Уж я буду лучше терпеть, пока терпится!». «А уж не стерпится,…так уж не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь.»
    «Эх, Варя, ты не знаешь моего характера. Конечно, не дай Бог этому случится!» «И хочу я себя переломить, да не могу никак»…. «Нынче ночью меня опять враг смущал. Ведь я, было, из дому ушла». Происходит внутренняя борьба. Что сказывается в этой мучительной борьбе? Сила? Слабость? Себя переломить – это значит остаться верной женой человека, которого она не любит. (Да и не за что его любить.) Но рабой в доме Кабанихи быть не может женщина с сердцем вольной птицы. И ей кажется, что ее призыв к воле – искушение дьявола.
    Наступает перелом: Катерина окончательно убеждается в том, что муж не стоит не только любви, но и уважения. И вот последняя вспышка напряженной внутренней борьбы. Сначала выбросить ключ: ведь в нем таится погибель (погибель духовная, она боится не домашних, а погубить свою душу.)
    «Бросить его?! Нет, ни за что на свете!» Сцена свидания открывается народной протяжной песней, которая подчеркивает трагизм любви Катерины к Борису.
    Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. «Зачем ты пришел, погубитель мой?» «Ты меня загубил!» Каким же сильным должно быть ее чувство, если она во имя его сознательно идет на верную гибель. Сильный характер! Глубокое чувство! Завидное чувство! Так любить может далеко не всякий. Я убеждаюсь в необычайной духовной силе Катерины. «Нет, мне не жить!» В этом она уверена, но страх перед смертью ее не останавливает. Любовь сильнее этого страха! Любовь победила и те религиозные представления, которыми скована, была ее душа. «Ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда». «Ведь он камнем ляжет на душу» – говорит Катерина при встрече Борису, и признается ему, что ради любви «греха не побоялась». Любовь ее оказалась сильнее религиозных предрассудков.
    Гроза, которая собирается в первом действии, здесь разразилась над бедной жертвой «темного царства». А борьба в душе Катерины еще не завершена. Но я уверен в том, что Катерина не безответная жертва, а человек с сильным, решительным характером, с живым вольнолюбивым сердцем птицы.
    Не побоясь кары, она убежала из дому, чтобы простится с Борисом. Она не только не прячется, она во весь голос зовет любимого: «Радость моя, жизнь моя, душа моя, любовь моя!»… «Откликнись!»
    Нет! Она не раба, она свободна. Хоть бы потому, что все потеряла, нечем ей больше дорожить, даже жизнью, во имя любви. «Для чего мне теперь жить?!»
    В сцене с Борисом Катерина завидует ему: «Ты вольный казак». Но Катерина не знает, что Борис слабее Тихона, он скован страхом перед дядей. Он не достоин Катерины.
    В финале совершается победа и над внутренним врагом: над темными религиозными представлениями. Катерина убеждена в своем праве на свободу выбора между жизнью и смертью. «Все равно, что смерть придет, что сама…», а так жить нельзя!» – размышляет она о самоубийстве. «Грех!» «Молится не будут? Кто любит, тот будет молится.»
    Мысль о любви сильнее, чем страх перед Богом. Последние слова – обращенье к любимому: «Друг мой! Радость моя!
    Прощай!»
    Островский показал сложный трагический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь мрак бьется со светом, взлеты сменяются падением. Раскрепощение перерастает в протест. А «самый сильный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых». (Добролюбов.)

  13. Островский А. Н.

    Сочинение по произведению на тему: Анализ финальной сцены драмы А. Н.Островского «Гроза»

    Любовь выше солнца и звезд,
    Она движет солнцем и звездами,
    Но если это настоящая любовь.
    Драма «Гроза» была написана Островским накануне революционной ситуации в России, в предгрозовую эпоху. В основе пьесы заключен конфликт непримиримых противоречий между отдельной личностью и окружающим обществом. Причина конфликта и всех
    несчастий – деньги, Деление общества на богатых и бедных. В пьесах Островского звучит протест против деспотизма, лжи, угнетения человека человеком. Наибольшей силы этот протест достиг в драме «Гроза». Борьба за человека за его право на свободу, счастье, осмысленную жизнь – вот та проблема, которую Островский решает в пьесе «Гроза».
    Как развивается основной конфликт драмы? Человек сильный, свободолюбивый попадает в чуждую ему среду, в семью, где душат личность. Трагедия Катерины заключается в том, что она чужда семье Кабановых: она воспитывалась в свободной атмосфере. Любимая дочь в семье. В семье Кабановых все строится на обмане, лжи. Нет искреннего уважения между членами семьи, все живут под страхом мамаши, под тупым подчинением.
    Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы и любит ее, она очень искренне хочет любить, но кого?! Она хочет любить мужа, свекровь.
    Может ли женщина проникнутая свободой, любовью к природе, с сердцем птицей смирится с насилием, ложью, которая царила в семье Кабановых.
    Взаимные отношения самодурства и безгласности довели ее до трагических последствий.
    Религия приносила поэзию Катерине, ведь книг она не читала, грамоты не знала, а черты народной мудрости, обличенной в религиозную форму, приносила ей церковь – это прекрасный мир народного искусства, фольклор, в который была погружена Катерина.
    Задыхаясь в доме Кабановых, тоскуя по воле, по любви, по истинно добрым человеческим отношениям, Катерина не мирится с неволей, в уме ее смутно, неясно рождается мысль о том, как бы уйти из опостылевшего дома. Но эти чувства надо подавить (она жена Тихона). Страшная борьба происходит в сердце молодой женщины. Мы ее видим в разгаре напряженной внутренней борьбы. Она полюбила глубоко и честно Бориса, но всячески пытается подавить в себе живое побуждающее чувство.
    Она не хочет видеть любимого она страдает.
    А гроза? Зачем говорится в первом действии о надвигающейся грозе? Это явление природы. Гроза душевная кажется ей греховной и страшной. Мир религиозных представлений противоречит тем живым чувствам, которые в ней просыпаются. Грех
    пугает Катерину.
    Как же развивается конфликт в ее собственной душе?
    На слова Катерины, что она не умеет обманывать! Варвара возражает: «У нас весь дом на этом держится». Но Катерина не принимает морали «темного царства». «…Не хочу я так!…Уж я буду лучше терпеть, пока терпится!». «А уж не стерпится,…так уж не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь.»
    «Эх, Варя, ты не знаешь моего характера. Конечно, не дай Бог этому случится!» «И хочу я себя переломить, да не могу никак»…. «Нынче ночью меня опять враг смущал. Ведь я, было, из дому ушла». Происходит внутренняя борьба. Что сказывается в этой мучительной борьбе? Сила? Слабость? Себя переломить – это значит остаться верной женой человека, которого она не любит. (Да и не за что его любить.) Но рабой в доме Кабанихи быть не может женщина с сердцем вольной птицы. И ей кажется, что ее призыв к воле – искушение дьявола.
    Наступает перелом: Катерина окончательно убеждается в том, что муж не стоит не только любви, но и уважения. И вот последняя вспышка напряженной внутренней борьбы. Сначала выбросить ключ: ведь в нем таится погибель (погибель духовная, она боится не домашних, а погубить свою душу.)
    «Бросить его?! Нет, ни за что на свете!» Сцена свидания открывается народной протяжной песней, которая подчеркивает трагизм любви Катерины к Борису.
    Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. «Зачем ты пришел, погубитель мой?» «Ты меня загубил!» Каким же сильным должно быть ее чувство, если она во имя его сознательно идет на верную гибель. Сильный характер! Глубокое чувство! Завидное чувство! Так любить может далеко не всякий. Я убеждаюсь в необычайной духовной силе Катерины. «Нет, мне не жить!» В этом она уверена, но страх перед смертью ее не останавливает. Любовь сильнее этого страха! Любовь победила и те религиозные представления, которыми скована, была ее душа. «Ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда». «Ведь он камнем ляжет на душу» – говорит Катерина при встрече Борису, и признается ему, что ради любви «греха не побоялась». Любовь ее оказалась сильнее религиозных предрассудков.
    Гроза, которая собирается в первом действии, здесь разразилась над бедной жертвой «темного царства». А борьба в душе Катерины еще не завершена. Но я уверен в том, что Катерина не безответная жертва, а человек с сильным, решительным характером, с живым вольнолюбивым сердцем птицы.
    Не побоясь кары, она убежала из дому, чтобы простится с Борисом. Она не только не прячется, она во весь голос зовет любимого: «Радость моя, жизнь моя, душа моя, любовь моя!»… «Откликнись!»
    Нет! Она не раба, она свободна. Хоть бы потому, что все потеряла, нечем ей больше дорожить, даже жизнью, во имя любви. «Для чего мне теперь жить?!»
    В сцене с Борисом Катерина завидует ему: «Ты вольный казак». Но Катерина не знает, что Борис слабее Тихона, он скован страхом перед дядей. Он не достоин Катерины.
    В финале совершается победа и над внутренним врагом: над темными религиозными представлениями. Катерина убеждена в своем праве на свободу выбора между жизнью и смертью. «Все равно, что смерть придет, что сама…», а так жить нельзя!» – размышляет она о самоубийстве. «Грех!» «Молится не будут? Кто любит, тот будет молится.»
    Мысль о любви сильнее, чем страх перед Богом. Последние слова – обращенье к любимому: «Друг мой! Радость моя!
    Прощай!»
    Островский показал сложный трагический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь мрак бьется со светом, взлеты сменяются падением. Раскрепощение перерастает в протест. А «самый сильный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых». (Добролюбов.)
    http://vsekratko.ru/ostrovskiy/groza92

  14. Не зря в скупой авторской ремарке последнего действия пьесы “Гроза” написано: “Декорация первого действия. Сумерки”. Сумеречный мир предъявлен нам талантливым драматургом, мир, в котором “гроза” не способна развеять мрак иначе, чем на бытовом уровне. И смерть Катерины, несмотря на все старания автора придать ей объемность символа, трагедийна, но не драматична. Катерину погубили ее собственные понятия о добре и зле, ее мечты о полете остались мечтами, она не смогла вырваться из сумеречной реальности того времени. А жаль…
    Катерина Кабанова романтична неукротимым стремлением к красоте, к свободе человеческих проявлений, органической ненавистью к произволу и насилию. Это она говорит: “Отчего люди не летают? . Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?”
    Ей, рвущейся к необыкновенному, и сны снятся чудесные: “Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху”…
    Резко расходясь с нравственно-бытовыми представлениями мещанско-купеческой среды, не желая жить с нелюбимым и не уважаемым ею мужем, не смиряясь перед самодурной свекровью, она размышляет: “Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!., что в могилу! В могиле лучше… А об жизни и думать; не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!”
    Перед Катериной было только два пути — неволя и могила. Ее ненависть к деспотизму и любовь к свободе чрезвычайно сильны, ее стихийный протест против всего, что гнетет человеческую личность, настолько действен, что она предпочитает неволе смерть. В то время в своей среде Катерина могла найти освобождение лишь в смерти. Н. А. Добролюбов пишет: “Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет?”
    Пораженный смертью Катерины, против Кабанихи поднимает свой голос даже слабохарактерный, тишайший Тихон. Преодолевая свою покорность, он исступленно кричит: “Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…”
    К сожалению, протест Катерины, ее гибель оказались напрасными. Жалкий бунт Тихона будет вскоре подавлен, это ясно, не зря Кабаниха обещает разобраться с ним дома. Борис, собственно, и сам просил у Бога быстрой смерти для Катерины — жалкое существо, недостойное такой высокой любви, раб дяди, обыденности, сумеречного мира. Кулигин, при всех своих ученых знаниях, тоже не борец, все, на что он способен, сарказм: “Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!”
    …Декорация первого действия. Сумерки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *