Сочинение на тему анализ рассказа бунина темные аллеи

14 вариантов

  1. У Бунина был свой, отличающийся от других писателей, взгляд на такое светлое чувство, как любовь. Персонажи его произведений, как бы сильно не были друг к другу привязаны, как бы сильно друг друга не любили, в финале оказываются по разные стороны.  Они или расстаются, или один из них влюбленных умирает.
    По мнению Бунина любовь похожа на вспышку, вот мы видим ярчайший свет, и спустя секунду, от него не остается и следа. Этим любовь и замечательна. По прошествии времени любовь сменяется простой привязанностью, далее привязанность превращается в обычный семейный быт. Но герои Бунина лишены такой судьбы, их ждет лишь сиюминутная вспышка, после чего они расстаются.
    В произведении «Темные аллеи» мы наблюдаем любовные отношения барина Николая Алексеевича и простой крестьянки Надежды. Они оба понимают, что будущего у них нет. Но одно дело понимать разумом, а другое дело заставить в это поверить сердце. Но мы видим, что, возможно любовь Николая была не так сильна, ведь в скором времени они покидает Надежду, оставляя ее одну. Спустя много лет они встречаются снова. Женщина ни на секунду не забывала Николая, хранила его в своей памяти все эти годы. А Николай же, будто бы смеясь над ее чувствами, говорит ей, что их отношения были лишь простенькой пошлой историей, и возвращаться к этому у него нет никакого желания. И вновь он бросает Надежду. Но, уезжая, он начинает задумываться над тем, а что бы было в его жизни, не оставь он Надежду? Он пускается в фантазии о счастливом семейном быте, доме, полном детей, но тут же отбрасывает от себя эти мысли. Так или иначе, но выбор сделан, и Николай уезжает от той, кто подарила ему лучшие минуты в его жизни.
    Писатель придерживался того мнения, что любовь можно сохранить лишь тогда, когда пара находится в разлуке. Ведь тогда, в их сердцах на многие годы остается частичка близкого человека.
    Множество великих умов, на протяжении всей истории, пытались дать ответ на вопрос любви. И у каждого было множество ответов. Для кого-то любовь это всеобъемлющее счастье, чуть ли не главнейший смысл жизни. Но кто-то смотрит на это несколько в иной плоскости, и говорит, что любовь это не только радость, но и величайшая боль. Каждый, рано или поздно, испытывает душевные терзания от этой любви. Но, как мы понимаем, нельзя осознать счастье, когда-то не осознав и страданий. Без страданий невозможно представить себе человека, личность. Без страданий мы лишь бездушные роботы.

  2. Главный герой рассказа «Темные аллеи», Николай Алексеевич, генерал русской армии, по сюжету приезжает в родной город, где встречает со своей давней любовью Надеждой. Женщина всегда помнила Николая, в ее сердце еще хранится любовь, однажды она даже хотела покончить с собой из-за неразделенной любви. Николай Алексеевич чувствует себя виноватым в том, что оставил героиню одну, поэтому решает попросить у нее прощения. Любые чувства, по его мнению, проходят.
    Жизнь Николая трудна, у него была любимая супруга, которая ему изменяла, также у него есть сын, который, к сожалению, вырос плохим человеком. Покидая город, генерал понимает, что Надежда это единственный светлый лучик в его жизни. И он сильно жалеет, что связь между ними прервалась.
    Надежда многие годы хранила чувства, но, увы, это не помогло ей в создании семьи, она осталась одинока. Она не желает прощать Николая, боль от расставания сильна даже спустя много лет. А Николай оказывается слабым человеком, который побоялся уйти из семьи. Он боится презрения со стороны общества.
    Мы видим грустную историю двух людей, чья судьба так и не смогла сложиться в нужном русле. Герои побоялись противостоять устоям и морали общества, поэтому их жизнь незавидна. Но не стоит думать, что любовь оставила персонажам только плохое, нет, это великое чувство оставила в их жизни глубокий след, который никогда не сотрется.
    Многие произведения Бунина, так или иначе, рассказывают о любви. «Темные аллеи» также не стали исключением. Автор, через рассказ, показывает читателю всю важность любви. И все же Бунин не дает своим персонажам шанс на счастье. Возможно, Николаю Алексеевичу, стоило перестать бояться мнения окружающих, плюнуть на общество и начать бороться за свою любовь. Воспоминания о счастливых днях с Надеждой греют его душу, но он, почему-то, не желает и подумать о том, что можно было все устроить иначе. Но он не был готов к изменениям. Если бы генерал отважился бросить свою нерадивую супругу, то на карьере военного можно было бы поставить крест. Очень много вещей бы поменялось, от многого пришлось бы отказаться.
    У каждого из нас есть свои тайны, и, часто бывает, что они всплывают самым необычным образом. Любовь – это не результат случайных стечений обстоятельств. Она требует неустанного труда, решимости и уверенности в своих силах. Ради любви, своего счастья, нужно сражаться, вгрызаться зубами, не обращать внимания на подводные камни, и тогда, возможно, судьба нам улыбнется.

    Анализ 2

    «Темные аллеи» Бунина – это небольшой сборник рассказов о настоящей и искренней любви. Примечательным в этих небольших любовных новеллах является трагичность любовных отношений. У каждого рассказа из этого цикла печальный конец. Блок всегда считал, что любовь и разочарование неразрывно связаны друг с другом. Для него любовь – это яркая огненная искра, которая как быстро зажглась, так и быстро гаснет. Именно об этом он и писал во многих своих произведениях.
    Основной сюжет рассказа «Темные аллеи» разворачивается вокруг встречи некогда влюбленных друг в друга людей преклонного возраста. Много лет назад еще, будучи молодыми, они страстно любили друг друга. Рассказ поделен на три основные части – приезд генерала Николая Алексеевича, его встреча с прошлой любовью и грустные воспоминания и размышления пожилого мужчины после того, как он покинул постоялый двор.
    Первая часть любовной истории раскрывает перед читателем красоту природы, окружающую обстановку, внешние характеристики героев, их нравственный и социальный образ. Во второй части, которая является главной – автор описывает встречу мужчины и женщины, предает, насколько сильными были эмоции и чувства при встрече двух бывших влюбленных. В этот момент, в момент встречи их взглядов и общения уже не важно, кто из них выше по социальному статусу. Надежда, хотя так и не смогла простить своему любимому предательства, осталась до конца своих дней верной и преданной ему. Николай Алексеевич, хотя и стал взрослым и состоявшимся мужчиной, при встрече с Надеждой теряется, начинает оправдываться как мальчишка и в то же время подавить в себе муки совести. Стоило ему только взглянуть на некогда им любимую женщину, он сразу же понял, как пуста и однообразна его настоящая жизнь.
    Третья, заключительная часть описывает события, произошедшие уже после отъезда генерала с постоялого двора. Он полностью погружен в свои мысли и постоянно рассуждает, как бы повернулась его жизнь, если бы он женился на Надежде? Какой бы она была хозяйкой в его доме? Но в то же время разница в социальном положении влияет на него больше, чем любовь, ему становится стыдно за влюбленность и пылкие чувства к женщине, которая не подходит ему по статусу.
    В любовном цикле «Темные аллеи» Бунин раскрывает перед читателем нравственную и социальную сторону человека. Он показывает и то, что мужчина и женщина любят по-разному. Надежда была и, останется верна ему, несмотря ни на что, она искреннее любила и любит этого человека.  А он же в свою очередь поступает как предатель, ему важнее мнение общества и социальные устои, чем счастливая жизнь рядом с любимым человеком. Каждый по-своему понимает и испытывает это чувство, но не каждому дано его сохранить.

  3. Темные аллеи – это и цикл рассказов Ивана Бунина, написанный в эмиграции, и отдельный рассказ, вошедший в этот цикл, и метафора, позаимствованная у поэта Николая Огарёва и переосмысленная автором. Под тёмными аллеями Бунин имел в виду таинственную душу человека, бережно хранящую все чувства, воспоминания, эмоции, встречи когда-то пережитые. Автор утверждал, что у каждого есть такие воспоминания, к которым он обращается снова и снова, а есть самые дорогие, которые тревожатся редко, они надёжна хранятся в отдалённых уголках души – тёмных аллеях.
    Именно о таких воспоминаниях рассказ Ивана Бунина, который был написан в 1938 году в эмиграции. В страшное военное время в городе Грасс во Франции русский классик писал о любви. Стараясь заглушить тоску по Родине и уйти от ужасов войны, Иван Алексеевич возвращается к светлым воспоминаниям о молодости, первых чувствах и творческих начинаниях. В этот период автор написал лучшие свои произведения, среди которых и рассказ «Тёмные аллеи».
    Герой Бунина Иван Алексеевич, шестидесятилетний старик, военный в высоком чине, оказывается в местах своей молодости. В хозяйке постоялого двора узнаёт бывшую крепостную девушку Надежду, которую он, молодой помещик, когда-то соблазнил, а в последствии оставил. Их случайная встреча заставляет обратиться к воспоминаниям, которые всё это время хранились в тех самых «тёмных аллеях». Из беседы главных героев становится известно, что Надежда так и не простила своего вероломного барина, но и разлюбить не смогла. А Иван Алексеевич только благодаря этой встрече понял, что тогда, много лет назад, он оставил не просто крепостную девушку, а лучшее, что ему подарила судьба. А ведь больше он ничего и не нажил: сын – мот и транжира, жена изменила и ушла.
    Может сложиться впечатление, что рассказ «Тёмные аллеи» о возмездии, но на самом деле он о любви. Это чувство Иван Бунин ставил превыше всего. Надежда, постаревшая одинокая женщина, счастлива, потому что все эти годы у неё была любовь. А жизнь Ивана Алексеевича не сложилась именно потому, что когда-то недооценил это чувство и пошёл по пути разума.
    В небольшом рассказе, кроме предательства, поднимаются темы и социального неравенства, и выбора, и ответственности за чужую судьбу, и тема долга. Но вывод один: если жить сердцем и превыше всего ставить любовь как дар, то все эти проблемы решаемы.

    Анализ произведения Темные аллеи

    В одном из стихотворений Огарева Бунина «зацепила» фраза «…стояла тёмных лип аллея…» Далее воображение нарисовало осень, дождь, дорогу, и старого служаку в тарантасе. Это и легло в основу рассказа.
    Замысел был такой. Герой рассказа в молодости соблазнил крестьянскую девушку. Он уже и забыл о ней. Но жизнь имеет обыкновение приносить сюрпризы. Случайно, через много лет проезжая через знакомые места он остановился в проезжей избе. И в красивой женщине, хозяйке избы, узнал ту самую девушку.
    Старому военному стало стыдно, он краснеет, бледнеет, что-то лопочет, как провинившийся школьник. Жизнь наказала его за совершённый поступок. Он  женился по любви, но так и не познал тепла семейного очага. Жена не любила его, изменяла. И, в конце концов, бросила его. Сын вырос негодяем и бездельником. Всё в жизни возвращается бумерангом.
    А что Надежда? Она до сих пор любит бывшего барина. У неё не сложилась личная жизнь. Нет семьи, нет любимого мужа. Но при этом не смогла простить барина. Вот такие женщины – одновременно и любят, и ненавидят.
    Военный погружается в воспоминания. Мысленно проживает их отношения заново. Они греют душу, как солнце за минуту до заката. Но он ни на секунду не допускает мысли, что всё могло сложиться по-другому. Тогдашнее общество осудило бы их отношения. Он к этому был не готов. Не нужны они ему были, эти отношения. Тогда можно было поставить крест на карьере военного.
    Он живёт так, как диктуют общественные правила и устои. Трусоват он по натуре. За любовь надо бороться.
    Бунин не даёт любви течь по семейному руслу, оформиться в счастливый брак. Почему же он лишает своих героев человеческого счастья? Наверное, он считает, что мимолётная страсть лучше? Лучше эта вечная незаконченная любовь? Она не принесла счастья Надежде, но она по-прежнему любит. На что она надеется? Лично мне это не понятно, я не разделяю взглядов автора.
    Старый служака, наконец, прозревает и осознаёт, что потерял. Об этом он и говорит с такой горечью Надежде. Он понял, что она была для него самым дорогим, самым светлым человеком. Но он так и не понял, какие у него в рукаве были козыри. Жизнь дала ему второй шанс на счастье, а он им не воспользовался.
    Какой смысл вкладывает Бунин в название рассказа «Тёмные аллеи»? Что он имеет в виду? Темные закоулки человеческой души и человеческой памяти. У каждого человека есть свои тайны. И они иногда всплывают для него самым неожиданным образом. В жизни нет ничего случайного. Случайность – это хорошо спланированная Богом, судьбой или космосом, закономерность.
    9 класс

  4. Небольшой рассказ «Темные аллеи» иллюстрирует невозвратимость прошлого, потерянные возможности и разбитые судьбы. В его основе лежит история о встрече двух пожилых людей, некогда любивших друг друга. Композиция рассказа состоит из трех частей: приезд Николая Алексеевича на постоялый двор, встреча с бывшей возлюбленной, размышления генерала после отъезда.
    В первой части преобладают портретные характеристики, описания погоды, окружающей обстановки и социального неравенства героев. Вторая часть – это ключевой момент повествования. В ней мы наблюдаем встречу героев. Автор щедро описывает чувства и эмоции. Разница в социальном положении уже не так важна. Заметно, что Надежда осталась верна своему чувству, хоть и не может простить предательства. Генерал же пытается одновременно и оправдаться, и заключить сделку со своей совестью. Он осознает пустоту своей жизни.
    В третьей части писатель показывает нам мысли и чувства Николая Алексеевича после отъезда. Он не может перебороть себя, даже высокое, прошедшее через всю жизнь чувство не стирает в нем социальных границ. Генерал стыдится своих чувств и откровений, но также и рассуждает о том, что было бы, если бы Надежда вошла в его дом в столице как хозяйка.
    Бунин строит свой рассказ на воспоминаниях героя, чтобы ярче изобразить обыденные вещи, позволить читателю лучше понять и прочувствовать трагедию персонажа. Сама структура произведения заставляет нас воспринимать воспоминания о былой любви как яркую мгновенную вспышку, озаряющую обыденность и придающую ей контраста.
    Автор демонстрирует нам власть прошлого, значение единственного момента, который меняет всю последующую жизнь. Основная идея «Темных аллей» состоит в различии понимания высокого чувства каждым из героев. Женская душа хранит и помнит его, в отличие от скованной условностями мужской. Первый рассказ закладывает мотивы на весь цикл.

  5. Иван Алексеевич Бунин писал свои рассказы из сборника «Темные аллеи» с 1937 по 1953 годы. Некоторые части сборника он написал в эмиграции. Бунин называл именно этот сборник лучшей своей работой. Свое названием сборник получил благодаря строкам Огарёва: «Стояла тёмных лип аллея…». Сборник имел и альтернативное название «Шиповник», которое больше нравилось автору. Позже Бунин написал статью «Происхождение моих рассказов», в этой заметке автор повествовал, что вдохновляло его для написания каждого конкретного рассказа из сборника.
    Автор из своего сборника больше всего выделял рассказ под названием «Баллада», хотя написать его и побудила нужда. В «Кавказе» он описал свою поездку в поезде с женой офицера, который мог бы застрелиться, как описано в рассказе.
    «Темные аллеи» – это основной рассказ в одноименном сборнике, в нем Бунин пытается осмыслить тысячелетние отношения между мужчиной и женщиной. В рассказе несостоявшаяся история двух героев – Надежды и Николая Алексеевича. Бунин показывает свое отношение к любви: «Любовь, молодость – все, все… С годами все проходит». Тут же возражает словами Надежды: «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело». Автор прекрасно описывает глубину переживаний мужчины «стыдился своего стыда».
    Своеобразие описаний любви и переживаний в «Темных аллеях» позволяет лучше понять бунинскую философию. Запретная любовь молодых людей и является тайной аллей. Любовь и муки находятся рядом. Бунин начинает рассказ с зарисовкой короткого пейзажа, который становится символом быстротечности жизни. Светлое молодое чувство разрушено неравным социальным положением главных героев. Хотя историю прошлой любви и интимные подробности автор не раскрывает, он лишь показывает душевное состояние героев. Вначале автор показывает усталого и рассеянного человека, который оживает, воспоминая о молодости и любви. Ностальгия пробуждает в нем решимость.
    С помощью диалогов Бунин показывает различные взгляды и людей разных полов на одно и то же событие. Николай Алексеевич считает свою любовь простой историей, а Надежда – смыслом своего существования. «Темные аллеи» – это вечный спор между страстными и бессердечными, романтичными и практичными, твердыми и слабохарактерными натурами. Несмотря на предательство любимого человека, женщина хранит ему верность. Главный герой потерял любовь на пути вечного поиска счастья. Все в его жизни прошло, а рассказывать нечего. Он так и не понял, что любить – это значит отдавать себя.

  6. Так Бунин в самом первом рассказе цикла дает представление о той недостижимой высоте, на которую способен подняться самый обыкновенный человек в случае, если его жизнь озарена пусть и трагической, но любовью. И короткие мгновения этой любви способны “перевесить” все материальные выгоды будущего благосостояния, все утехи любовных увлечений, не поднимающихся над уровнем обычных интрижек, вообще всю последующую жизнь с ее взлетами и падениями.
    Бунин рисует тончайшие переливы состояний героев, опираясь на звуковое “эхо”, созвучие фраз, которые рождаются, часто помимо смысла, в ответ на произнесенные слова. Так, слова кучера Клима о том, что если не отдашь Надежде деньги вовремя, то “пеняй на себя”, отзываются, словно эхолалия, произнесением их вслух Николаем Алексеевичем: “Да, да, пеняй на себя”. А потом в его душе они продолжат звучать как “распинающие” его слова. “Да, пеняй на себя”, — думает он, понимая, что за вина лежит на нем. И созданная автором, вложенная им в уста героини гениальная формула: “Все проходит, да не все забывается”, — рождена в ответ на фразу Николая Алексеевича: “Все проходит. Все забывается”, — ранее будто бы находящую подтверждение в цитате из книги Иова — “как о воде протекшей будешь вспоминать”. И еще не раз на протяжении рассказа будут возникать слова, отсылающие нас к прошлому, к памяти: “С годами все проходит”; “молодость у всякого проходит”; “я вас Николенькой звала, а вы меня — помните как”; “помнишь, как на тебя все заглядывались”, “как же можно такое забыть”, “ну да что вспоминать”. Эти перекликающиеся фразы словно бы ткут ковер, на котором будет навечно запечатлена бунинская формула о всемогуществе памяти.
    Невозможно не уловить явного сходства этого рассказа с тургеневской “Асей”. Как мы помним, и там герой в конце пытается убедить себя, что “судьба хорошо распорядилась, не соединив его с Асей”. Он утешает себя мыслью, что “вероятно, не был бы счастлив с такою женой”. Казалось бы, ситуации схожи: и там и здесь мысль о мезальянсе, т.е. возможность женитьбы на женщине более низкого сословия, изначально отвергается. Ho каков результат этого, казалось бы, с точки зрения принятых в обществе установок правильного решения? Герой “Аси” оказался осужденным навсегда оставаться “бессемейным бобылем”, влачащим “скучные” годы полнейшего одиночества. У него все в прошлом.
    У Николая Алексеевича из “Темных аллей” жизнь сложилась иначе: он достиг положения в обществе, окружен семейством, у него жена и дети. Правда, как он признается Надежде, никогда не был счастлив: жена, которую он любил “без памяти”, изменила и бросила его, сын, на которого возлагались большие надежды, оказался “негодяем, мотом, наглецом без сердца, без чести, без совести…”. Конечно, можно предположить, что Николай Алексеевич несколько преувеличивает свое ощущение горечи, свои переживания, чтобы как-то загладить свою вину перед Надеждой, чтобы ей не было так больно осознавать разницу их состояний, различную оценку прошлого. Тем более что в конце рассказа, когда он пытается “извлечь урок” из неожиданной встречи, подвести итог прожитому, он, размышляя, приходит к выводу, что все равно невозможно было бы представить Надежду хозяйкой его петербургского дома, матерью его детей. Следовательно, мы понимаем, что и жена к нему, видимо, вернулась, и кроме подлеца сына есть другие дети. Ho почему же в таком случае он так изначально раздражен, желчен, сумрачен, почему у него строгий и одновременно усталый взгляд? Почему этот взгляд “вопрошающий”? Может быть, это подсознательное стремление все же дать себе отчет в том, как он живет? И почему он недоуменно покачивает головой, как бы отгоняя от себя сомнения… Да все потому, что встреча с Надеждой ярко осветила его прошлую жизнь. И ему стало ясно, что никогда не было в его жизни ничего лучше тех, “истинно волшебных”, минут, когда “шиповник алый цвел, стояла темных лип аллея”, когда он горячо любил страстную Надежду, а она безоглядно отдавалась ему со всей безоглядностью молодости.
    И герой тургеневской “Аси” не может вспомнить ничего ярче того “жгучего, нежного, глубокого чувства”, которым одарила его ребячливая и не по годам серьезная девушка…
    У них обоих от прошлого остались только “цветы воспоминаний” — высохший цветок герани, брошенный из окна Асей, алый шиповник из огаревского стихотворения, сопровождавший любовную историю Николая Алексеевича и Надежды. Только для последней — это цветок, нанесший своими шипами незаживающие раны.

  7. В трогательных рассказах И. Бунина читатель очень часто встречается с темой любовных отношений между мужчиной и женщиной. Пожалуй, это самая актуальная тема, которая встречается не только в его творчестве, а и в работах других писателей. Почему так? Да потому что любовь объединяет сердца. Каждый из нас хотя бы раз в жизни был любим и любил что есть силы. Поэтому, вчитываясь в рассказы на любовную тематику, читателю всегда интересно и увлекательно наблюдать за развитием сюжета.
    В рассказах И. Бунины мы встречаемся с различными проявлениями любви. Она может быть преданной до конца жизни, она может быть страстной, платонической, грустной и безответной.
    В одном из рассказов автора «Темные аллеи» мы знакомимся с историей одного мужчины, который когда-то давно, в молодые годы предал свою любовь. Теперь он уже старик, но, это не мешает ему выглядеть привлекательно. Он останавливается отдохнуть и пообедать на постоялом дворе и встречает ту самую женщину, которую когда–то давно любил и предал. Спустя тридцать лет она осталась такой же красивой, нажила свое хозяйство и умело ним руководила. Все в ее жизни шло ладно и хорошо, кроме личных отношений.

  8. 1. Введение. Цикл И. А. Бунина “Темные аллеи” часто называют “энциклопедией любви”. Тридцать восемь рассказов, входящих в цикл, объединяет это великое чувство. “Темные аллеи” стали самым значительным событием в позднем творчестве знаменитого русского писателя.
    2. История создания. Рассказы, входящие в цикл “Темные аллеи”, Бунин писал с 1937 по 1949 гг. Работать было непросто. 70-летний писатель жил во Франции, когда ее оккупировали немецкие войска. Создавая свой “храм любви”, Бунин старался огородить себя от злобы и ненависти, которые постепенно окутывали весь мир.
    3. Смысл названия. Сборник открывается одноименным рассказом, название которого сразу же задает настроение всего цикла. “Темные аллеи” символизируют собой самые глубокие тайники человеческой души, в которых зарождается и никогда не умирает любовь.
    Ночные прогулки влюбленных по аллеям упоминаются и других рассказах цикла (“Натали”, “Качели”). Бунин вспоминал, что идея первого рассказа возникла у него при чтении стихотворения Огарева. Строки из него всплывают в памяти главного героя: “стояли темных лип аллеи…”
    4. Род и жанр. Цикл коротких рассказов о любви.
    5. Основная тема сборника – любовь, проявляющаяся в виде внезапной вспышки всепоглощающей страсти. Между главными героями рассказов не устанавливается долгих отношений. Чаще всего любовь приходит к ним всего лишь на одну ночь. В этом заключается огромный трагизм всех историй. Влюбленные разлучаются по-разному: по требованию родителей (“Руся”), из-за неизбежного возвращения к семейной жизни (“Визитные карточки”), из-за различного социального положения (“Степа”).
    Иногда гибельная страсть приводит к смерти. В рассказе “Кавказ” кончает жизнь самоубийством обманутый муж. Очень трагична смерть главного героя в рассказе “Зойка и Валерия”. Целый ряд рассказов посвящен любви между дворянином и простой крестьянской девушкой. С одной стороны, представителю высшего класса было очень просто добиться благосклонности от благоговеющей перед ним крестьянки. Но на какое-то время социальные преграды действительно рушились перед великим чувством. Неизбежная разлука отзывалась огромной болью в сердцах влюбленных.
    6. Проблематика. Основная проблема цикла – мимолетность настоящей любви. Она напоминает яркую вспышку, которая буквально ослепляет влюбленного человека и навсегда остается для него самым памятным событием в жизни. Отсюда вытекает другая проблема – за краткий миг блаженства неизбежно последует расплата. Она может принять любую форму. Но влюбленные никогда не жалеют о том, что поддались зову сердца.
    Повзрослев и набравшись жизненного опыта, они все равно в мечтах возвращаются в прошлое. Эта проблема поставлена в первом рассказе. Главный герой спустя тридцать лет встречается с женщиной-крестьянкой, которую когда-то жестоко обманул. Его поражает, что она долгие годы хранила верность, но до сих пор не простила ему обиды. Воспоминания о былой любви чрезвычайно взволновали человека, который уже приближается к старости. Попрощавшись с женщиной, он долго не может прийти в себя, размышляя о другом направлении своего жизненного пути.
    Бунин затрагивает и проблему насильственной любви, как крайнего проявления необузданного желания. Один из самых трагичных рассказов – “Дурочка”. Семинарист, совративший кухарку и наживший от нее уродливого ребенка, стыдится своего поступка. Но расплачиваться за него приходится беззащитной женщине. Любовь справедливо называют самым сильным человеческим чувством.
    Большое количество самоубийств происходит под влиянием неразделенной любви. Причем толкнуть человека на роковой шаг может не только явная измена, а какой-нибудь незначительный для окружающих повод. В рассказе “Галя Ганская” главный герой всего лишь сказал женщине, что ненадолго уедет в Италию. Это был достаточный повод для Гали, чтобы принять яд.
    7. Герои. Главными героями цикла являются просто влюбленные люди. Иногда повествование ведется от первого лица. Из наиболее ярких психологических образов можно выделить Марусю (“Руся”), Натали и Соню (“Натали”), Полю (“Мадрид”). Бунин вообще больше внимания уделяет именно женским персонажам.
    8. Сюжет и композиция. В цикле рассказов “Темные аллеи” нет общего сюжета. Сборник делятся на три части. Рассказы расположены в хронологическом порядке их написания: I часть – 1937-1938 гг., II часть – 1940-1941 гг., III часть – 1943-1949 гг.
    9. Чему учит автор? Бунина часто обвиняют в излишнем эротизме цикла “Темные аллеи”. Нескромные описания – стремление показать любовь такой, какая она есть в действительности. В этом заключается огромная жизненная правда Бунина. Он прямо говорит о том, что за всеми возвышенными словами прячется удовлетворение плотского желания, что является главной целью любовных отношений. Кому-то это действительно может показаться слишком грубым и прямолинейным взглядом. Но от этого никуда не деться. Бунин доказывает, что только любовь является главным двигателем человеческой жизни. Любить и быть любимым – естественное желание любого человека.

  9. Сборник рассказов И. Бунина «Темные аллеи» был настоящим достижением и литературным шедевром автора. Впервые, он вышел в свет в Нью-Йорке. В его состав вошли одиннадцать рассказов, и все они были посвящены теме любви. Ведь эта тема является самой популярной и востребованной в нашем обществе. Ее так не хватает многим из нас.
    Все герои Бунинских рассказов сталкиваются с различными проявлениями любви. Одни ждут ее, другие теряют, третьи предают, а четвертые хранят до конца жизни. Ведь любовь, во всех ее проявлениях можно назвать счастьем. Она вызывает в душах людей яркие, настоящие эмоции, которые заставляют нас совершать поступки, идти на компромиссы и просто радоваться окружающей жизни.
    1946 год знаменуется выходом в свет полного сборника рассказов «Темные аллеи». Это происходит в романтическом и загадочном Париже. Сборник собрал в себе целых тридцать восемь новелл. И в каждой из них мы знакомимся с различными, индивидуальными женскими типами характера, которые любили, а также, искали свою любовь. Это и Поля из новеллы «Мадрид», и Ганская Галя из одноименного рассказа, и Антигона, и Руся.
    Рядом с такими яркими образами, мужские персонажи кажутся статичными и мало выразительными. Достаточно часто, автор делает мужские образы косвенными и второстепенными. Они вступают в идею рассказов лишь для того, чтобы как можно ярче раскрыть женские персоны.
    Вот, к примеру, в тексте «Пароход Саратов» мы знакомимся с историей о том, как влюбленный офицер застрелил красивую женщину. И что получается! Все равно, в памяти читателей остается и запоминается ее образ, а не его.

  10. О любви можно говорить бесконечно. В центре вни­мания И. А. Бунина во всех рассказах цикла «Темные аллеи» — любовь мужчины и женщины. Но в каждом рассказе автор показывает разные оттенки этого чув­ства: это и платоническая любовь, и неуемная страсть, и измена, предательство, и любовь-самопо­жертвование, и любовь-вспышка и многое-многое другое.
    Один из самых лиричных рассказов цикла — рас­сказ «Темные аллеи», которым и открывается сбор­ник. Сюжет его незатейлив и прост. Николай Алек­сеевич, герой рассказа, называет произошедшее с ним пошлой, обыкновенной историей. Так ли это?
    Теперь уже старик — военный, мужчина лет шес­тидесяти, он останавливается на постоялом дворе «от­дохнуть или переночевать, пообедать или спросить са­мовар». Николай Алексеевич еще не утратил своего обаяния и красоты, но автор подмечает его усталый взгляд. Хозяйкой постоялого двора неожиданно для него оказывается его бывшая возлюбленная. Она ис­правно держит хозяйство, в горнице у нее «тепло, сухо и опрятно». Надежда «деньги дает в рост», бога­теет. Нравом крута, но справедлива. Она тоже еще красива и привлекательна.
    Герои не виделись тридцать лет, многое измени­лось в их жизни за эти годы. Надежда стала крепкой хозяйственницей, в быту у нее все ладится. А вот в личной жизни… Надежда одинока.
    При встрече между героями состоялся не очень приятный для Николая Алексеевича разговор. Не­приятный, потому что тогда, тридцать лет назад, он бросил Надежду. Сама встреча со старой любовью ста­ла для героя потрясением. Тридцать лет назад герои­ня жила при господах, была крепостною. Она полюби­ла «Николеньку» и доверила ему свою «горячку». Что же имела героиня в ответ? Предательство.
    Любила она всей душой, глубоко и страстно, как любят только раз в жизни, потому и теперь Надежда все еще одна. Ни забыть, ни простить Николая Алек­сеевича героиня не смогла. Он же о содеянном, види­мо, долго не вспоминал. Женился, жену «без памяти любил. А та изменила, бросила». Сын, которого герой «обожал» и на которого возлагал надежды, вырос «не­годяем, мотом, подлецом, без сердца, без чести, без со­вести».
    Все в жизни возвращается человеку, и хорошее, и плохое. Вернулось и Николаю Алексеевичу. Никогда в жизни он не был счастлив и признает, что именно Надежда дала ему «лучшие минуты жизни», « и не лучшие, а истинно волшебные». В Надежде герой по­терял «самое дорогое, что имел в жизни».
    А ведь счастье было так возможно! Но кажется ли оно возможным герою? Уезжая с постоялого двора, он пытается представить Надежду хозяйкой своего петер­бургского дома, матерью своих детей. Судя по тепе­решнему образу жизни героини, эта роль ей удалась бы. Но Николай Алексеевич, «закрывая глаза, качал головой». Нет, он и теперь, осознавая, что жизнь про­шла впустую, не может побороть в себе те социальные предрассудки, которые тридцать лет назад помешали ему сделать правильный выбор. Он сломал чужую судьбу, сломал и собственную. «Да, пеняй на себя»,— говорит герой себе, понимая, что винить в сложившей­ся ситуации ему некого, и тем не менее, он и сегодня, повторись прежняя история, поступил бы так же.
    Характера Надежды, ее духовной сущности, Нико­лай Алексеевич так и не понял, ей, через всю жизнь пронесшей свое страдание, он говорит, что «с годами все проходит», «все забывается», что между ними произошла всего-навсего «история пошлая, обыкно­венная».

  11. Цикл «Темные аллеи» – это книга, связанная единством художественного замысла и стиля. Собранные в ней рассказы только о любви, к сожалению, печальной. Писатель находил смысл жизни именно в любви, даже несмотря на неустойчивость и хрупкость этого чувства. Но ведь и сама жизнь подчас бывает неустойчива, она несет не только радость, но и разочарования.
    Персонажи из этого цикла внешне разнообразны, но в их судьбах есть нечто общее. Все они писатели, студенты, художники, одиноки. Они опустошены внутри и не находят смысла в жизни. Герои пытаются отыскать этот смысл в любви, тешат себя воспоминаниями прошлого. Хоть они и благополучны внешне, у них нет будущего. Во всех произведениях особое внимание уделено внутреннему состоянию героев. Иногда они в итоге приходят к выводу, что любовь подвержена злому року и обречена на печальный финал.
    Отличительной чертой цикла «Темные аллеи» является лиризм и субъективное видение мира. Часто развитие действия перемежается с воспоминаниями героев о прошлом. Они важны для понимания картины в целом. Как правило, воспоминания эти полны безысходности. Особый трагизм усматривается в том, что герои неразрывно живут воспоминаниями о безвозвратно ушедшем прошлом.
    Стоит отметить, что любовь здесь никогда не приводит к браку. Это вспышка, всплеск чувств, который оставляет след в душе героя на всю оставшуюся жизнь. Чаще всего у одного из влюбленных разум побеждает чувства и вся история заканчивается печально.
    Бунин, как никто другой, сумел тонко, возвышенно и печально передать внутреннее состояние человека в момент любовного переживания, описать опасности, которым подвергается это чувство, в том числе и противостояние сердца и разума.

  12. Любовь- это самое светлое чувство, но, к сожалению, оно часто приносит нам страдания. Безответная любовь, разлука влюбленных людей или преграды, мешающие быть вместе. Например, различие в социальном статусе. Именно эта проблема затрагивается в произведении Бунина И.А. «Темные аллеи».
    Автор раскрывает эту проблему на примере главных героев. В обществе того времени существовало жесткое правило, согласно которому брак между людьми различных сословий невозможен. Любовь между барином Николаем Алексеевичем и крестьянкой Надеждой возникла несмотря ни на что, но ей не суждено было стать счастливой. Николай Алексеевич оставил Надежду и остался несчастлив в личной жизни. Крестьянка Надежда пронесла свою любовь через всю жизнь и тоже осталась одна. Она не смогла простить его за причиненные страдания, так как он так и остался самым дорогим человеком в ее жизни. Николай Алексеевич обязан был следовать правилам, установленным в обществе, и не рискнул пойти против них. Ведь если бы он решился жениться на Надежде, то встретил бы непонимание и презрение окружающих. А бедной Надежде более ничего и не оставалось, как смириться со своей судьбой. Светлые аллеи любви между барином и крестьянкой невозможны были в те времена, но эта проблема уже не личная, а общественная. В наше время союз между людьми из разных слоев уже вполне возможен, так как границы между социальными классами стали менее четкими. При определенных обстоятельствах барин может стать крестьянином, а крестьянка барыней, от происхождения так много уже не зависит.
    В своем произведении Бунин И.А. хотел передать драматичность судеб героев , которые расстались, будучи влюбленными . Любовь в этом мире оказалась особенно хрупкой и обреченной. Однако, любовь героев осветила всю их жизнь и осталась в памяти обоих лучшими мгновениями. История драматичная и, в то же время, романтично-прекрасная.
    Добавил: Ilyxa212

  13. Цикл рассказов выдающегося русского писателя Ивана БунинА «Темные аллеи» состоит из 38 произведений. Они отражают различные пласты времени, различаются методами создания образов и жанрами. Последний в своей жизни цикл рассказов писатель создавал в годы Второй мировой войны, в последние годы своей жизни. В то время, как от кровопролитной войны рушился устоявшийся мир, Бунин писал о силе чувств и вечной любви. Свою книгу «Темные аллеи» он причислял к самым выдающимся своим произведениям и считал самой совершенной по художественному мастерству. Цикл рассказов «Темные аллеи» — это книга-воспоминание, в которой автор через признание людей в любви друг к другу признается в собственной любви к России и восхищается ее глубокой таинственной душой.
    Сквозной темой всех рассказов цикла является любовь, великое чувство во всех его проявлениях. Автор считает любовь величайшим бесценным даром, который никто не в силах отнять у человека. Поэтому люди по-настоящему свободны только в любви.
    «Темные аллеи» — это один из рассказов цикла, который и дал название всему сборнику. Этот рассказ был написан в 1938 году. В нем, как и в других рассказах, главной темой является любовь. Автор раскрывает перед читателем катастрофичность и трагичность природы любви. Любовь — это дар свыше, который неподвластен человеку. Рассказ «Темные аллеи» — на первый взгляд банальная история о встрече пожилых людей, которые во времена своей молодости очень сильно друг друга любили. Молодой, богатый и красивый помещик соблазняет, а через некоторое время бросает свою горничную. Но БунинУ с помощью незамысловатого сюжета удалось впечатляюще и волнующе поведать о, казалось бы, простых вещах. Это произведение — всего-навсего короткая вспышка воспоминаний об…
    ушедшей любви и молодости. Рассказ имеет всего три композиционные части:
    Стоянка на постоялом дворе пожилого военного. Внезапная встреча этого военного с бывшей возлюбленной. Размышления героя рассказа о состоявшейся встрече.В начале рассказа перед нами предстают картины обыденности и повседневной унылости. Но вдруг в хозяйке постоялого двора уставший Николай Алексеевич узнает свою молодую любовь — красавицу Надежду, служившую у него горничной. Эту девушку он предал тридцать лет назад. Николай Алексеевич «быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел». С тех пор, как они расстались, прошла целая жизнь. Оказалось, что оба героя так и остались одинокими. Хотя Николай Алексеевич имеет вес в обществе и вполне устроен в жизни, но при этом он несчастен. Жена ему «изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя», а сын вырос очень плохим человеком «без сердца, без чести, без совести».
    А Надежда, которая распрощалась с господами и превратилась из бывшей крепостной в хозяйку частной гостиницы, открытую при почтовой станции. Надежда — «ума палата. И все, говорят, богатеет, крута». Но… Она так и не вышла замуж. Если герой рассказа уже устал от жизни, то его бывшая возлюбленная все так же красива, легка и полна жизненных сил. Николай Алексеевич когда-то по собственной воле отказался от любви, и наказанием за это стало ему полное одиночество на всю оставшуюся жизнь, без любимого человека и без счастья. Надежда точно так же всю жизнь любила только одного человека, которому отдала «свою красоту, свою горячку», которого когда-то «Николенькой звала». В ее сердце по-прежнему живет любовь к этому человеку, но она так и не прощает Николая Алексеевича…

  14. Цикл И. А. Бунина « Темные аллеи» я прочитал уже достаточно давно, полгода назад, и у меня, с одной стороны, возникает все больше вопросов, а с другой стороны, я сделал для себя много выводов, о которых мне хотелось бы рассказать в этом сочинении.
    Произведение «Темные аллеи» целиком и полностью посвящено теме любви, которую Бунин считал основой человеческого существования.
    Любовь в этом цикле — контрастный разноцветный многогранник с бесчисленным множеством граней. И. А.Бунин рассмотрел огромное число разных проявлений любви, но совершенно очевидно, что это лишь малая толика того, что есть на самом деле. Но, несмотря на такое разнообразие, можно сделать несколько определенных глобальных выводов: во-первых, любовь не может быть вечной, а главное: чем больше счастье и радость влюбленных людей, тем сильнее потом боль и разочарование. Во-вторых, любовь выявляет все качества человека и может изменить его самым коренным образом; как только не ведут себя люди после расставания: кто спивается, кто стреляется, кто опускается до самой последней стадии, а кому-то, наоборот, любовь придает новые силы, вытягивает его из нравственного болота.
    Особенно интересно в цикле «Темные аллеи», что Бунин не стесняется описывать в рассказах самые личные моменты любви, за что его очень сильно порицали критики.
    Но самым важным в этом произведении для меня показалось то, что Бунин не просто описывает любовь во всех ее проявлениях, но и пытается, проникнув в самые отдаленные и потайные уголки человеческой души, понять и объяснить читателю мотивы, чувства и переживания героя в той или иной ситуации. Бунин достиг такой необычайной степени психологизма, что, когда я читал этот цикл, на меня со страниц книги опустилась особая атмосфера напряженности, которую мне трудно передать.
    До сих пор мне непонятно, как смог один человек охватить такой огромный спектр проявлений любви.
    Я забыл отметить еще одну характерную особенность этого цикла, которая, как мне кажется, отличает его от других произведений о любви: Бунин описывает любовь во всей её неприкрытой наготе, без всяких прикрас. Порой это
    выглядит очень жестоко, как, например, в коротком рассказе «Гость». Правда, с другой стороны, после некоторых размышлений я пришел к выводу, что на самом деле все чаще всего так и бывает, как тут написано. Но самое страшное в этом рассказе не то, что гость изнасиловал девушку, а то, что она в глубине души надеялась, что он снова придет. Это означает, что бедная служанка не осмыслила случившегося до конца и никто ее никогда не утешит и не успокоит.
    Однако у Бунина манера того, как преподать рассказ читателю, менялась: мне показалось, что он экспериментировал. Например, в рассказе «Чистый понедельник» нет, на первый взгляд, никаких страшных катастроф: двум любящим людям ничто не препятствует, они живут шикарно и со вкусом, но все же она уходит в монастырь без видимых причин. Тут Бунин решил предоставить читателю возможность призадуматься над рассказом и попытаться самому понять причины такого исхода.
    Цикл «Темные аллеи» — оригинальное произведение, которое нельзя сравнить ни с одним другим произведением о любви. Единственный писатель, с которым можно провести четкие параллели, — это, пожалуй, Куприн. У этих двух писателей много общего и во взглядах на любовь, и в художественном стиле ее описания. Особенно близок по духу Бунину рассказ Куприна «Погибшая сила», который также жесток и правдив, как и большинство рассказов цикла « Темные аллеи».Здесь любовь исковеркала всю жизнь человека, загубила его талант и низвергла в пороки и пьянство.
    Однако между Буниным и Куприным есть одно принципиальное различие, которое заключается в их философии жизни: Бунин четко для себя определил, что любовь — это основа основ человека, а Куприн касается любви постольку, поскольку рассматривает любовь как выход из сложившейся нравственной ситуации в обществе, а придя к выводу, что любовь тоже заводит в тупик, оставляет эту тему, возвращаясь к ней только как к одной из неотъемлемых частей человеческого бытия.
    Выше я привел свои общие выводы о цикле «Темные аллеи», а сейчас хотел бы привести некоторые свои мысли по поводу рассказа «Париж», который наиболее сильно меня заинтересовал.
    Рассказ «Париж» является очень ярким примером безысходности настоящей любви. Казалось бы, все было хорошо у этих людей: они нашли друг друга в Париже, каждый из них мог опереться на другого среди чужих людей, которым никто из них не нужен. Опять же, как и в рассказе «Чистый понедельник», нет никаких видимых причин разрушать эту любовь, как вдруг он умирает в метро от апоплексического удара. Я сначала был ошарашен таким итогом и никак не мог понять, почему все так трагично окончилось. Через некоторое время после прочтения у меня возникли мысли по этому поводу.
    Рассказ совершенно не зря называется «Париж», этим Бунин хотел показать, что действие происходит не на родине героев, а в эмиграции. То есть это означает, что люди оторваны от своих корней, а без корней и почвы жить очень сложно: человек либо опускается, либо страшно страдает и умирает — третьего не дано.
    В этом рассказе Бунин затронул очень важную и сложную проблему русской эмиграции во Франции, к которой он сам принадлежал и пережил там множество унижений и оскорблений, да к тому же и нищету. А для Бунина оторванность от России была еще более тяжела, чем для других представителей интеллигенции, потому что он был «природным» человеком, что очень хорошо видно в его описаниях русской природы и в том, какое место в своих произведениях он им уделял. Отсюда становится очевидной мысль Бунина, что в эмиграции все искусственно, даже любовь.
    Он и она вращались в России в высшем свете, среди интеллигенции, а в Париже она стала официанткой, а он вообще не работал. Кроме отрыва от родины, они оказались оторванными и от своего общества, стали людьми второго сорта. За любовь они зацепились, как утопающий за соломинку, но это их не спасло. Он умер, а она осталась у разбитого корыта: без надежд на будущее и без любви.
    Таким образом, совершенно неожиданный, на первый взгляд, конец стал полностью понятен и очевиден.
    Этот рассказ подтверждает мысль о том, что за все в жизни нужно расплачиваться: за непродолжительным счастьем следует долгая и мучительная расплата. Но в цикле «Темные аллеи» улавливается та мысль, что, несмотря на все последствия, любовь стоит того, чтобы потом мучиться. Например, в рассказе «Холодная осень» у героини война перекорежила всю жизнь, она не видела ничего хорошего, все ей платили неблагодарностью, но она, вспоминая свою жизнь, говорит сама, что единственное важное в ее жизни — «… только тот холодный осенний вечер». Может быть, если бы не было этого вечера, ей вообще нечего было бы вспомнить.
    Основной вывод: любовь противоречива и многогранна — ее нельзя оценить однозначно.
    Цикл «Темные аллеи» ценен тем, что в нем затронуты вечные проблемы, которые будут всегда волновать людей, и они заставляют снова и снова перечитывать эту книгу, находя в ней ответы на многие вопросы и задавая себе столько же новых.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *