Сочинение на тему анализ стихотворения лермонтова дума

15 вариантов

  1. ХIХ век, а точнее его первая половина славится появлением огромного количество литературных творений, которые были созданы великими мастерами и поэтами.
    Именно в это время на арену славы выходят стихотворения и произведения таких известных авторов, как Лермонтов, Пушкин, Гоголь. Сколько же интересного мы узнаем из их произведений, сколько в них жизни и реальности.
    Одной из таких работ является «Дума», написанная М.Ю. Лермонтовым. Его кумиром и учителем был всеми любимый Пушкин. Но, как не странно, Лермонтов не стал подражать ему. Он не использовал тех радостных, красочных приемов, которыми апеллировал Пушкин.
    В стихотворениях Лермонтова мы можем проследить некую отчаянность, разочарование во всем окружающем, ненужность чувств, а точнее их невостребованность.
    Все это связано не только с тонким, особенным, своеобразным внутренним миром поэта. Тогдашняя обстановка в обществе, в стране, после разгрома декабристов, привела ко всему этому. В то время запрещенным стало практически все. Поэтому, Лермонтов и впал в такие унылые раздумья. На их основе и была создана великая «Дума».
    Главная идея стихотворения пытается раскрыть жизнь того общества, которое утратило всякую духовность и внутренние человеческие качества. Мир поглотило безразличие. Об этом нам говорят вот такие сроки:
    «Печально я гляжу на наше поколение!
    Его грядущее – иль пусто, иль темно».
    Мы видим, что обращение автора идет именно к молодым поколениям, которые совершенно не задумываются над своим будущим. Что же их тогда может ожидать впереди? Поэта просто задевает чувство равнодушия. Оно заполонило все пространство. Люди, соседи, сверстники поэта не различают ни плохое, ни хорошее:
    «К добру и злу постыдно равнодушны
    В начале поприща мы вянем без борьбы
    Перед опасностью позорно малодушны
    И перед властию – презренные рабы».

  2. Стихотворение “Дума” было опубликовано в январском номере “Отечественных записок” за 1839 год. Основная его мысль – размышление о судьбах поколения. Мысли о судьбе Родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения выражены наиболее точно и горько в этом стихотворении.
    Время написания стихотворения – одно из наиболее мрачных в истории России. После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум.
    Стихотворение не зря названо “Дума”. Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума – постоянная мысль, не дающая покоя человеку.
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее – иль пусто, иль темно…
    Как это страшно осознавать, что не только твоя жизнь, но и жизнь всего поколения пройдет
    …без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит “мы”, испытывая горечь от того, что его поколение:
    “К добру и злу постыдно равнодушны…” и “Перед опасностью позорно малодушны…”
    Автор обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим людям. Он убежден в том, что потомки должны строго осудить людей его поколения, так как они не только ошибались, но и при этом бездействовали. Поэтому так суров его приговор:
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
    Потомок оскорбит презрительным стихом,
    Насмешкой горькою обманутого сына
    Над промотавшимся отцом.
    Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение “отцов”, прославивших свое время великими подвигами. Он высказывает острую критику поколения “детей”, в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей Родины.
    Лингвистический анализ стихотворения.
    Автор стихотворения “Дума” – русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Разочарования в действительности, тоска по идеалу свободной личности питали его ранние романтические стихи и зрелую лирику (“Дума”, “Пророк”, “И скучно и грустно”; поэма “Мцыри”). Многие произведения Лермонтова пронизаны патриотическими чувствами. Он ввел в русскую поэзию стих, отмеченный небывалой энергией мысли и мелодичностью. Многие произведения Лермонтова нашли отражение в русской музыке, изобразительном искусстве, кино.
    Заглавие стихотворения – “Дума”. В заглавии отражена основная мысль стихотворения, которая тесно связана с его темой – это размышление о судьбах поколения. Стихотворение не зря названо “Дума”. Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума – тяжелая, постоянная мысль, не дающая покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь.
    Связь между четверостишиями и частями стихотворения поддерживается общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие – законченное предложение.
    В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут слова ораторского стиля: “печально”, “томит”, “вянем”, “познанья”, “сомненья”, “добру”, “злу” и прочие. Выразительны резкие оценочные эпитеты: “постыдно”, “позорно”. Они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть:
    Так тощий плод, до времени созрелый,
    Ни вкуса нашего не радуя. ни глаз,
    Висит между цветов, пришелец осиротелый,
    И час их красоты – его паденья час!
    Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: “ненавидим” – “любим”, “холод” – “огонь”.
    В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: “ни мысли плодовитой”, “судьи”, “гражданина” и т. д. Чем более развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.
    Все это позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода. Содержание стихотворения не вмещается в границы какого-либо определенного жанра.
    Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов “я” и “вы”, но есть слово “мы”. Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии и времени, поколения и страны.
    Добавил: Sitonia

  3. Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»
    Дума-поэтическая форма, которую широко использовали поэты-декабристы (наприм. «Думы» Кондратия Рылеева). Следуя декабристам, Лермонтов по возвращении из ссылки печатает «Думу», в которой обращается к своим современникам с упреком в малодушии, в отказе от гражданской борьбы: они не желают служить самодержавию, но в то же время отказались от борьбы с ним и от всякого участия в общественной жизни.
    Стихотворение по жанру является элегией-сатирой, как и «Смерть поэта». Только сатира здесь направлена не на придворное общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 30-х годов.
    Главная тема стихотворения — это общественное поведение человека. Тема раскрывается в характеристике поколения 30-х годов. Это поколение, выросшее в условиях мрачной реакции, совсем не то, какое было в 10—20-х годах, не поколение «отцов», т. е. декабристов. Общественно-политическая борьба декабристов рассматривается ими как «ошибка» («Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов…»). Новое поколение отошло от участия в общественной жизни и углубилось в занятия «бесплодной наукой», его не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет «позорное малодушие перед опасностью», является «презренными рабами перед властью». Этим людям ничего не говорят ни поэзия, ни искусство. Участь их безотрадна:
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдём без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    Такая суровая оценка Лермонтовым своих современников продиктована его общественными взглядами передового поэта. Он ещё юношей заявлял: «Так жизнь скучна, когда боренья нет», особенно порицая безучастное отношение к царящему в жизни злу. Равнодушие к общественной жизни — это духовная смерть человека. Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит «мы»,
    Автор обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим людям. Он убежден в том, что потомки должны строго осудить людей его поколения, так как они не только ошибались, но и при этом бездействовали. Поэтому так суров его приговор:
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
    Потомок оскорбит презрительным стихом,
    Насмешкой горькою обманутого сына
    Над промотавшимся отцом.
    Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение «отцов», прославивших свое время великими подвигами. Он высказывает острую критику поколения «детей», в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей Родины.
    Сурово порицая за это равнодушие, за отход от общественно-политической борьбы своё поколение, Лермонтов как бы зовет его к нравственному обновлению, к пробуждению от духовной спячки.
    «Дума» — это гражданский суд над своим поколением. Автор показывает его пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда борьба необходима. Это не взгляд со стороны, а откровение человека, принадлежащего к тому же поколению.
    Композиция произведения подчинена авторскому замыслу. В первом четверостишии высказано общее суждение о молодежи 30-х годов. В восьми последующих четверостишиях развивается и доказывается эта мысль. Поэта огорчает, что многие его современники живут «ошибками отцов и поздним их умом». Речь идет об отношении к идейному наследию декабристов, многие из которых к тому времени примирились с порядком вещей и признали борьбу бесполезной. Эти настроения Лермонтов и называет «поздним их умом». Поэт убежден, что за свободу нужно бороться, а не склонять покорно голову перед силами реакции. Лермонтова глубоко тревожит то, что у его современников — образованных людей — нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Каждое четверостишие — законченное предложение. Слово часто используется в переносном значении: «состариться» означает не только физическую, но и духовную старость, «ровный путь без цели» — знак равнодушия, апатии, отсутствия жизненных тревог и падений. Часто встречаются метафоры («старость души», «жизнь — путь»). Яркие эпитеты обнажают эмоцию («тощий плод», «пришелец осиротелый», «холод тайный»).
    Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: «ненавидим» — «любим», «холод» — «огонь». В произведении гражданская тема становится глубоко личной, выстраданной. Лермонтов не отделяет себя от поколения и душа поэта несет печать вины и сожаления, упрека своему бессилию.
    Анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»
    «Выхожу один я на дорогу…» написано За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти
    Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий.
    От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обращается к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к своим грустным мыслям. Поэту «больно и… трудно» оттого, что нет «свободы и покоя». Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о смерти.
    «Выхожу один я на дорогу» написано, как завещание.
    В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лермонтова, приемы его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Жанр произведения – лирический монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания.
    Композиция стихотворения делится на две части. В первойвеликолепный пейзаж. Изумительные метафоры, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит»; «пустыня внемлет богу»). Начиная с третьей строфы, автор обращается к своим мыслям и тревожным раздумьям. Смятение его души очень образно передают восклицательные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту. Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое», «жизнь», «покой», «свобода», «сон», «силы».
    Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы. Рифмовка перекрестная. Строфы представляют собой четкие четверостишия. Все это придает особую мелодичность и плавность стиху. Использование приема звукозаписи (частое повторение шипящих звуков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи.
    В финале стихотворения появляется образ великана-дуба – символа вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт:
    Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
    Про любовь мне сладкий голос пел,
    Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел.
    Анализ стихотворения Лермонтова «Парус»
    Стихотворение написано на берегу финского залива в августе1832 г (первая строка совпадает со стихом из анонимно изданной в 1828г поэмы декабриста Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский»).
    Центральная тема – тема одиночества. Парус привлекает внимание лирического героя своим одиночеством. Стихотворение начинается инверсией «Белеет парус одинокий», она помогает передать настроение. Слово «парус» употребляется лишь раз, затем автор заменяет его на местоимение «он». С этого момента смысловой параллелизм наблюдается в каждой строфе: две строки о парусе и о том, что его окружает, следующие две – о состоянии души героя. В стихотворении много слов, противопоставленных друг другу по значению, т.е. антитезы: ищет — кинул, край далёкий — страна родная, ищет — бежит, буря — покой. Противоположность значений предлогов над

    под
    так же усиливает противопоставление. Лермонтов воспевает человека- борца, который отвергает покой, поэтому идейное содержание можно выразить строкой «А он, мятежный просит бури, Как будто в бурях есть покой!»
    Стихотворение было воспринято в русском обществе как выражение передовых гражданских идей того времени.
    Анализ стихотворения Лермонтова «Мой демон» Стихотворение посвящено демону, тема к которой поэт обращался в разное время Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел» Стихотворение «Ангел» было навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую
    поэт
    в раннем детстве слышал от матери, рано ушедшей из жизни.
    Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. Земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути!

    Тема земли впервые возникает в сознании читателя в конце второго четверо­стишия: «… и хвала его непритворна была». Слово непритворна появляется так неожиданно, мы как бы спотыкаемся об него, оно звучит диссонансом по отношению к той мелодии, которая возникла в нашей душе. Противопоставление контрастных образов земли и неба усиливается и тем, что слова-антонимы небо — земля занимают в стихотворении особое место: со слова небо («По небу…») начинается стихотворение, а словом земля закан­чивается («… скучные песни земли»).
    Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно и грустно…»
    Стихотворение «И скучно и грустно» было написано за год до смерти Лермонтова. В этом произведении автор как бы подводит итог своей жизни. В нем поднимается центральная для творчества Лермонтова тема одиночества. Лермонтов говорит о настроении, охватившем передовых людей его поколения, которое вступило в жизнь после разгрома декабрьского восстания 1825г, в пору глубокого общественного застоя и жестокого полицейского режима Николая 1,- поколения, обреченного на бесплотную растрату лучших сил.
    Лирический герой предстает перед нами в образе одинокого человека, который болезненно реагирует на свое положение. Он сожалеет о том, что рядом с ним нет человека, который бы посочувствовал ему, разделил его горечь:
    И скучно и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды…
    Им овладевает уныние: он скучает в настоящем, ни к чему не стремится в будущем. Он ощущает как быстро течет время, что «проходят – все лучшие годы» и он не в силах противиться судьбе.
    Любовь ему кажется тоже немыслимой вещью,
    Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,
    А вечно любить невозможно!
    Лирический герой ни в чём не видит счастья жизни. Она для него просто «такая пустая и глупая шутка», а все радости, муки, страсти и желания ничтожны.
    Переживания героя помогают передать эпитеты: сладкий недуг, холодное вниманье, пустая и глупая шутка; риторические вопросы: Любить… но кого же?, Что пользы напрасно и вечно желать?; сравнение: жизнь – пустая и глупая шутка.
    Это стихотворение – исповедь одинокого человека, который никак не может смириться с тем, что человеку трудно достигнуть гармонии с окружающим миром.
    Анализ стихотворения Лермонтова «Мой дом» Стихотворение «Мой дом» было написано 17-летним Лермонтовым. Тема стихотворения — дом для души поэта: Мой дом везде, где есть небесный свод,
    Где только слышны звуки песен,
    Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
    Но для поэта он не тесен. Размеры дома огромны: «До самых звезд он кровлей досягает» Эти размеры жилец «измеряет… не взором, но душой». Основная мысль – идея служения правде, именно в этом видит свое предназначение поэт. «Всемогущий мой прекрасный дом» построен по словам поэта для «святого вечности зерна» — «правды в сердце человека» Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
    Когда волнуется желтеющая нива, когда приветливо кивает головой ландыш – во всех случаях, когда поэт соприкасается с природой, он испытывает ощущение высшей гармонии. В стихотворении поднимается тема единения человека с природой. Большая часть посвящена пейзажной зарисовке. Мир природы, изображенной поэтом добр и гармоничен: желтеют хлеба, сливы налились, «свежий лес шумит», серебристый ландыш «приветливо качает головой». Созерцание природы, в которой все полно гармонии, «смиряет души моей тревогу»

  4. С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. С его именем связаны многие хорошие стихи
    Стихотворение “Дума”- это чистосердечная и печальная исповедь поэта о своем времени. Композиция этого стихотворения подчинена авторскому замыслу. В первом четверостишии автор высказал общее суждение о поколении 30-х годов.
    Печально я гляжу на наше поколение!
    И его грядущее – иль пусто, иль темно,
    Меж тем, под бременем познания и сомнения,
    В бездействии состарится оно.
    Это мысль развивается дальше в стихотворение. Что же огорчает Лермонтова? То, что многие его современники живут “ошибками отцов и поздним их умом”. Измученные
    Каторгой, ссылкой, некоторые участники восстания на Сенатской площади примирились с самодержавием, признали борьбу декабристов бесполезной. Эти настроения декабристов Лермонтов называет “поздним их умом”. Поэт убежден , что свобода не приходит сама собой. За нее надо бороться, страдать, идти на каторгу и гордо умирать. Лермонтов не может примириться с тем, что люди его поколения, усвоив “поздний ум отцов”, старятся в бездействии , живут без всякой цели, покорно склоняют голову перед темными силами реакции. Они к добру и злу постыдно равнодушно, еще не сделав ничего, вянут без борьбы.
    Перед опасностью позорно малодушны
    И перед властью презренные рабы.
    Бессмысленны занятия наукой, если знания не приносят пользы на благо общества. Тупое равнодушие к окружающим не вдохновляет и искусство. Лермонтов с болью говорит о том, что у его современников нет ни твердых убеждений, ни сильных чувств.
    Нравственное опустошение поэт видит в своем поколении. Оно не способно ни на труд, ни на подвиг.
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдем без шума и следа.
    Люди 30-х годов – это для автора “угрюмая толпа”. Лермонтов одновременно негодует и грустит о времени своем. Но была и прогрессивная интеллигенция, от лица которой говорит автор. Она не хотела мириться с николаевским режимом, но ничего не могла предпринять в эти мрачные годы. Стихотворение “Дума” – это не только осуждение, это призыв к активной деятельности, пробуждение гражданской совести поколения, старящегося в бездействии. Мне кажется, что стихотворение “Дума” очень актуально в наше время

  5. 5
    Текст добавил: Двойник Дьявола

    Первую половину XIX века принято называть Золотым веком отечественной литературы. Ведь в эти годы блистали такие выдающиеся умы, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Хотелось бы остановиться на творчестве М.Ю. Лермонтова и конкретно его стихотворении «Дума».
    Лермонтов, бесспорно, величайшее имя в истории русской литературы. Очень интересен тот факт, что его учителем и, можно сказать, кумиром был А.С. Пушкин. Тем не менее, поэт нисколько не перенял оптимизм и мудрое приятие жизни «солнца русской поэзии». По словам В.Г. Белинского, в стихах Лермонтова «уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни, но есть вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце…» Причины лермонтовского пессимизма заключаются не только в личных особенностях характера, строения психики и мировосприятия. Суть заключается еще и в эпохе, в которую жил поэт. Это 30-е годы XIX века, одно из наиболее мрачных времен в истории России. После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появлялось стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум. Благодаря всем этим переживаниям и родилось стихотворение «Дума».
    Это произведение примечательно тем, что перед нами не взгляд на данное поколение со стороны, а откровение человека, принадлежащего к этому поколению, не отделяющего себя от него.
    Центральная идея стихотворения – осуждение общественной инертности, духовной апатии современной поэту молодежи:
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее – иль пусто, иль темно,
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно.
    Поколение 30-х годов отличалось своей пассивностью, неспособностью к действию. Им все безразлично, ни «добро», ни «зло» не способны задеть их душу. Даже наука, которой «иссушен» мозг этих людей, оказывается «бесплодной», бесполезной, не приносящей никаких результатов. Их силы глупо растрачены, подлинные чувства уже загублены. Поэт отмечает малодушие и безынициативность своих современников:
    К добру и злу постыдно равнодушны,
    В начале поприща мы вянем без борьбы,
    Перед опасностью позорно малодушны
    И перед властию – презренные рабы.
    Это поколение проживает свою жизнь бесполезно, они не оставят после себя никакого достойного следа:
    Так тощий плод, до времени созрелый,
    Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
    Висит между цветов, пришлец осиротелый,
    И час их красоты – его паденья час!
    Лермонтов отмечает, что его поколение не имеет ни в чем самостоятельности, они даже не способны на свои суждения, осознанные оценки вещей, а скорее встают в зависимость от внешних обстоятельств. Душевная заледенелость этих людей сочетается, как это не странно, с неимоверной жаждой жизни, действий:
    И ненавидим мы, и любим мы случайно,
    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
    И царствует в душе какой-то холод тайный,
    Когда огонь кипит в крови.
    Основную тему и идею стихотворения «Дума» можно сравнить с романом «Герой нашего времени». Печорин – собирательный образ поколения 30-х годов, точнее, по словам самого Лермонтова, его главных пороков. Герой обладает незаурядными способностями. У него острый, живой ум, сила воли, наблюдательность, хорошо развитая интуиция. Тем не менее, он не может реализовать себя в жизни, найти себе достойное дело. Душа Печорина испорчена высшим светом, поэтому он не способен на длительные, серьезные отношения, искренние эмоции. Поэтому совершенно логичной выглядит ранняя смерть героя.
    Все это отражается и в «Думе». Положение молодежи 30-х годов усугубляется тем, что они нарушают преемственность поколений. То есть, эти люди ничего не наследуют у своих предшественников и не способны ничего оставить, завещать своим потомкам:
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    Жанрово стихотворение сочетает в себе черты сатиры и элегии. Композиционно в стихотворении присутствует развитие лишь одной темы – темы поколения 30-х годов. Сначала поэт характеризует поколение, дает ему общую оценку. В конце же, как бы подытоживая, он отмечает, что его современники не оставят после себя никакого следа.
    В «Думе» есть оценочные эпитеты, придающие стихотворению эмоциональность: «презренные рабы», «пришлец осиротелый», «наукою бесплодной», «надежды лучшие», «голос благородный», «холод тайный», «толпой угрюмою и скоро позабытой», «насмешкой горькою». Этой же цели способствует и двойное сравнение: «И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом». Образность стихотворения усилена метафорами («В начале поприща мы вянем без борьбы», «Мы иссушили ум наукою бесплодной»), гиперболой («Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов»). Лермонтов использует слова «высокого» стиля: «грядущее», «под бременем», «презренные», «поприща», «прах».
    Не смотря на все мрачные предсказания поэта, поколение 30-х годов XIX века не прошло бесследно для истории России. Ведь к нему принадлежал сам Лермонтов, одно из главных имен русской литературы.

  6. 6
    Текст добавил: Однокласницы

    Если пушкинские стихотворения полны светлых надежд, то в стихах Лермонтова, по замечанию Белинского, «уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни, но есть вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце…».
    Причины лермонтовского пессимизма многосторонни. Здесь сказалась и сама эпоха 30-х годов, время «печального холопства», и особенности мировосприятия поэта-романтика, и особенности душевного склада Лермонтова, его внутренняя противоречивость, чувствительность, одиночество, «болезненная живость „аффективной памяти”».
    Все это породило в поэте особый интерес к теме героического прошлого России («Бородино», «Песня… про купца Калашникова»), которому он противопоставляет бесславное настоящее.
    Необычайно остро мотив этот мы ощущаем в стихотворении «Дума», где поэт критически оценивает, судит свое поколение, живущее в «бездействии», в безыдейности.


    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее — иль пусто, иль темно,
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно.

    Поколение 30-х годов оказалось пассивным, не способным к действию, к борьбе. Оно «постыдно равнодушно» к добру и злу, к созданиям искусства, к мечтам поэзии. Ум этих людей иссушен «наукою бесплодной», юные силы — растрачены, живые, подлинные чувства — загублены. Поэт возмущен малодушием и безынициативностью своих современников:
    К добру и злу постыдно равнодушны,
    В начале поприща мы вянем без борьбы,
    Перед опасностью позорно малодушны
    И перед властию — презренные рабы.
    Жизнь этого поколения бесполезна:
    Так тощий плод, до времени созрелый,
    Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
    Висит между цветов, пришлец осиротелый,
    И час их красоты — его паденья час!

    Чувства людей 30-х годов, их суждения лишены самостоятельности, зависят от внешних обстоятельств. Душевная холодность сочетается в них с избытком энергии, с неуемной жаждой жизни:
    И ненавидим мы, и любим мы случайно,
    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
    И царствует в душе какой-то холод тайный,
    Когда огонь кипит в крови.

    Образ поколения, созданный Лермонтовым, перекликается с образом Печорина («Герой нашего времени»). Печорин — это также портрет, «составленный из пороков целого поколения». Имея незаурядные способности, ум, волю, он не может реализовать себя в жизни, не имеет в ней цели, не видит смысла. Душа Печорина испорчена светом, он «томится жизнью, презирает ее и самого себя … носит в себе какую-то бездонную пропасть желаний и страстей, ничем ненасытимых», и, вместе с тем, он «гонится за жизнью, жадно ловит ее впечатления, безумно упивается ее обаяниями…». Печорин не способен к любви, дружбе, он ни во что не верит, надеясь лишь на самого себя. Окружающим он приносит лишь несчастья, да и сам так и не находит спасения ни в чем и ни в ком. Печорин умирает в Персии, не оставив никакого следа в жизни, кроме нескольких страниц своего дневника. Здесь у Лермонтова возникает мотив нарушения преемственности поколений, мотив чудовищного разрыва «отцов» и «детей».
    Этот же мотив звучит и в «Думе». Поколение 30-х годов ничего не наследует у своих предшественников, и вместе с тем, ему нечего завещать потомкам.

    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
    Потомок оскорбит презрительным стихом,
    Насмешкой горькою обманутого сына
    Над промотавшимся отцом.

    Здесь поэт предъявляет требования не только бездействующему, пассивному поколению, но и самой эпохе, которая не дает людям раскрыть свои таланты, способности, устремления.
    С точки зрения жанра стихотворение сочетает в себе черты сатиры и элегии. Стихи здесь становятся декламационными, приобретают ораторский пафос. Композиционно мы имеем здесь развитие одной темы — темы поколения 30 х годов. Начиная с конкретной характеристики поколения, Лермонтов в финале выходит на более широкий тематический уровень — след, оставленный этими людьми, в мире, в жизни, роль поколения в истории. В стихотворении выделяются три части. Первая часть — это задание темы, общая обрисовка поколения. Здесь поэт пока еще отделяет себя от этих людей — здесь выделяются «я и они». Во второй части это противопоставление снимается — «я» и «оно» (поколение) здесь объединяются в «мы». Как замечает Ю. М. Лотман, центральная часть стихотворения построена на контрастах и оксюморонах: «В начале поприща мы вянем без борьбы», «И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови». Третья часть — заключительная. Это обобщение, вывод из рассуждений центральной части. И в начале стихотворения, и в финале его возникает тема будущего — в этом смысле, думается, мы можем отметить подобие кольцевой композиции.
    В «Думе» мы находим оценочные эпитеты, придающие стихотворению эмоциональность: «презренные рабы», «пришлец осиротелый», «наукою бесплодной», «надежды лучшие», «голос благородный», «холод тайный», «толпой угрюмою и скоро позабытой», «насмешкой горькою». Этой же цели способствует и двойное сравнение: «И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом». Образность стихотворения усилена метафорами («В начале поприща мы вянем без борьбы», «Мы иссушили ум наукою бесплодной»), гиперболой («Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов»).
    Обличительные интонации, ораторский пафос стихотворения, публицистичность — все это требовало «высокой» лексики. Лермонтов использует слова «высокого» стиля: «грядущее», «под бременем», «презренные», «поприща», «прах», «гражданина».
    Стихотворение было высоко оценено современниками поэта. «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснее физической смерти!.. И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном?.. Если под сатирою разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а громы негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества, — то «Дума» Лермонтова есть сатира…», — писал Белинский.

  7. Русский писатель Михаил Лермонтов оставил для нас огромное наследие. Самое главное, его работы были социально значимыми. Ведь писатель не просто писал, он создавал произведения, где пытался дать оценку своему поколению, проанализировать их образ жизни и понять, какое будущее ждет людей. Свои попытки в поисках ответов Лермонтов отражал не только в прозе, но и в своих стихотворениях. Такой работой, например, является анализируемый нами стих Дума, написанный в жанре элегии с элементами сатиры.

    Краткий анализ стихотворения Дума

    Создавая свою Думу, М.Ю. Лермонтов позволил себе перенестись в мир прошлого. Благодаря непрерывным размышлениям лирического героя о судьбе своего поколения, мы можем понять, насколько сложно жилось людям после поражения декабристов. В то время начали пресекать любую общественную деятельность, была значительно усилена цензура, а высказать свое мнение стало просто невозможно. Как раз эту картину и отражает писатель в своем стихотворении Дума. Его беспокоит действительность, и он выливает свои думы и мысли, что его тревожат.
    Лермонтов с печалью смотрит на поколение, которому пришлось расти в мрачном бездуховном мире и атмосфере разочарования. У него не было цели, поэтому писатель и говорит, что грядущее этого поколения и пустое, и темное, и состарятся они в бездействии. Мы видим перед собой уставших людей, которые хоть и получили хорошее образование, но для них наука оказалась бесплодной. Писателю горько от того, что признаками его поколения стала лень и равнодушие. Эти люди не проявляют эмоций, они равнодушны как к добру, так и ко злу, малодушны перед опасностью, и являются презренными рабами перед властью. Для поколения Лермонтова незнакомо проявление пылких чувств. Оно ненавидит случайно, так же случайно и любит, не желая идти на жертвы даже ради прекрасного чувства любви.

  8. Стихотворение “Дума” было опубликовано в январском номере “Отечественных записок” за 1839 год. Основная его мысль – размышление о судьбах поколения. Мысли о судьбе Родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения выражены наиболее точно и горько в этом стихотворении.
    Время написания стихотворения – одно из наиболее мрачных в истории России. После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум.
    Стихотворение не зря названо “Дума”. Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума – постоянная мысль, не дающая покоя человеку.
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее – иль пусто, иль темно…
    Как это страшно осознавать, что не только твоя жизнь, но и жизнь всего поколения пройдет
    …без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит “мы”, испытывая горечь от того, что его поколение:
    “К добру и злу постыдно равнодушны…” и “Перед опасностью позорно малодушны…”
    Автор обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим людям. Он убежден в том, что потомки должны строго осудить людей его поколения, так как они не только ошибались, но и при этом бездействовали. Поэтому так суров его приговор:
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
    Потомок оскорбит презрительным стихом,
    Насмешкой горькою обманутого сына
    Над промотавшимся отцом.
    Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение “отцов”, прославивших свое время великими подвигами. Он высказывает острую критику поколения “детей”, в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей Родины.

  9. «Дума» — одно из сильнейших стихотворений Лермонтова, можно сказать определяющее для всего его творчества. Стихотворение написано в 1838 году, когда только формировалась новая русская интеллигенция и начиналась борьба между западниками и славянофилами, между революционными демократами и либералами. Восстание на Сенатской площади было позади, а жестокие репрессии и гонения, которые предприняло царское правительство по отношению ко всем, кто хоть сколько-нибудь принимал в нем участие, повергли страну в оцепенение. «Вольнолюбивые мечты», кружившие головы и побуждавшие к действию дворянскую молодежь пушкинской поры, теперь, спустя всего лишь полтора десятка лет, не будоражили души, не заставляли сильнее биться сердца современников Лермонтова — эти мысли их вообще не посещали. Общество не готово было открыто излагать свои мысли, оно находилось в депрессии, в дремоте, в тяжелой духовной апатии. Равнодушие, бездействие — вот отличительные черты того времени. Именно против них выступает Лермонтов в стихотворении «Дума». Мертвое общество и печалит, и пугает поэта:
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее — иль пусто, иль темно,
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно.
    Равнодушие и бездействие очень опасны как для человека, так и для общества в целом: равнодушный не способен по-настоящему ни смеяться, ни плакать, он не способен отличить добро от зла. Бездей-
    ствие делает людей смиренными, уязвимыми и малодушными, оно порождает страх и зависимость от более сильных:
    К добру и злу постыдно равнодушны,
    В начале поприща мы вянем без борьбы;
    Перед опасностью позорно-малодушны,
    И перед властию — презренные рабы.
    По мнению Лермонтова, общество, превратившее человека в раба, отнявшее у него исконное чувство свободы, связанное с чувством родины, лишается в конце концов силы («Но юных сил мы тем не сберегли…»).
    «Дума» — это философское стихотворение и вместе с тем обвинительный акт, предъявленный современникам. Элегия в стихотворении все время переходит в сатиру, каждая строка — не только горькая констатация факта, но и обличение. Через все произведение проходит мысль о трусости и малодушии поколения, обреченного на гибель. Много храбрых людей среди молодежи, но отвага их растрачивается впустую. Никто из них не способен на подвиг, равный декабристам. Власть превратила их в рабов. И не сочувствия, а презрения заслуживают эти духовные рабы, не сознающие своего рабства и довольные своим унизительным существованием.
    Вражда к абстрактному уму у Лермонтова столь же велика, как и к «бездействию»:
    Мы иссушили ум наукою бесплодной…
    С ужасом, печалью, негодованием и сожалением говорит автор о пустоте, которую оставит потомкам его поколение. Своих современников поэт не зря называет «толпой»: выдающихся личностей, гениев среди них нет — равнодушие охватило всех:
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    Заглядывая в будущее, поэт предчувствует строгий суд потомков, которые будут презирать слабых и нерешительных.
    В сознании поколения 30-х годов все оказалось перевернутым и переосмысленным: «вольнолюбивые мечты» стали призраками, на смену им пришли идеи отрицательные: ирония, безверие, отрицание, сомнение. Весь тон лермонтовской «Думы» воспроизводит эмоцию «социального отчаяния», охватившую и современников поэта, и его самого.
    Стихотворение «Дума» — это, по сути, реквием, похоронная песня потерянному поколению, погрязшему в равнодушии и бездействии, смирившемуся с грустной действительностью.

  10. Анализ стихотворения Дума
    План
    1.История создания
    2.Жанр
    3.Основная тема
    4.Композиция
    5.Размер
    6.Выразительные средства
    7.Оновная мысль
    1. История создания. Стихотворение «Дума» было создано Лермонтовым в 1838 г., когда он находился на пике своей известности. Многие современники расценили произведение, как своеобразный программный манифест поэта. Его суровый приговор высшему обществу разделяли ведущие творческие деятели. При жизни Лермонтова в публикациях цензурой были изъяты две строки: от «Перед опасностью…» до «…презренные рабы».
    2. Жанр произведения – элегия с элементами сатиры. По уровню воздействия на современников стихотворение вполне может считаться гражданской лирикой.
    3. Основная тема стихотворения – пессимизм автора при взгляде на современное ему поколение. Эпоха правления Николая I приобрела печальную славу. Последствием восстания декабристов стало значительное усиление цензуры. Малейшие отклонения от официального государственного курса, попытки высказать собственное мнение яростно пресекались. Все это, по мнению поэта, оказало разрушительное воздействие на последекабристское поколение, которое выросло в мрачной атмосфере бездуховности и всеобщего разочарования. Отсутствие высших целей и идеалов привело к тому, что люди рождались уже уставшими от жизни. Поколение Лермонтова в большинстве своем получило прекрасное образование, которое, по сути, стало «бесплодной наукой». Свои знания люди не могли применить на практике, т. к. в авторитарном государстве всякая инициатива под запретом. Официальные ограничения дополнялись светскими предрассудками. Внешний блеск и благополучие ставились выше искренних чувств и побуждений. Равнодушие и лень – главные отличительные признаки поколения Лермонтова. Холодный рассудок и действия по расчету стерли границы между добром и злом. Люди утратили способность к проявлению своих эмоций, они уже не могут адекватно оценить величие или ничтожество. Любовь и ненависть только мешают человеку жить, руководствуясь собственной выгодой. Поэт считает, что его поколение не даст будущему абсолютно ничего. Оно промелькнет «толпой угрюмою» и навеки исчезнет. Единственное чувство, которое возникнет у потомков по отношению к этому времени, – бесконечное презрение.
    4. Композиция стихотворения. Произведение не делится на отдельные части. Все его содержание – непрерывное печальное размышление лирического героя. Оно начинается с первого взгляда на «наше поколенье» и закономерно заканчивается неутешительным приговором потомков.
    5. Размер произведения. Стихотворение представляет собой сложную конструкцию. В его основании лежит шестистопный ямб, перемежающийся с четырех- и пятистопным.
    6. Выразительные средства. Произведение насыщено эпитетами, выражающими печаль и мрачное настроение автора («чужом», «позорно-малодушны», «презренные», «бесполезный» и т. д.). Лермонтов удачно использует метафоры («тощий плод», «чаши наслажденья», «лучший сок») и сравнения («пир на празднике чужом», «бесполезный клад»). Употребление слов высокого стиля («грядущее», «поприща», «прах») придает стихотворению торжественность гражданского призыва.
    7. Основная мысль стихотворения – бесполезность современников Лермонтова. Поэт считает, что его поколение недостойно своего прошлого, ничего не добьется в настоящем и не заслужит упоминания в будущем. Крайний пессимизм поэта был вызван понятными причинами. Будущее показало, что Лермонтов все-таки ошибался. Яркий пример – он сам и его бессмертное творчество.

  11. История создания
    Структура стихотворения
    Анализ содержания
    Средства художественной выразительности
    Значение стихотворения «Дума» в творчестве поэта
    Появление Лермонтова некоторые исследователи ознаменовывают как старт новой страницы в истории русской литературы. Его перу принадлежат многие выдающиеся произведения. Творение уже зрелого Лермонтова «Дума» представляет собой некий итог имеющемуся душевному опыту автора. Само произведение при глубоком рассмотрении позволяет продемонстрировать размышления известного лирика о настоящем и будущем своей страны. Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» помогает обнаружить общественно-духовный кризис так называемого «последекабрьского поколения» и поставить точку в социальных и нравственных исканиях поэта.

    История создания

    Время появления интересующего нас произведения принято относить к одному из самых мрачных в истории России. Стихотворение «Дума» увидело свет в 1838 году, во время прохождения Лермонтовым службы на Кавказе. Поэту выпала возможность долгого общения с одним из декабристов. Поражаясь железной воле, крепкому стержню и уверенным стремлениям, которыми обладают люди, принявшие решение совершить государственный переворот, Лермонтов сопоставил их с представителями, входившими в круг его общения до сих пор.
    Контраст получился необычайно ярким. Разница, складывающаяся непосредственно между современниками Лермонтова и молодым поколением декабристов, а также анализ возникших противоречий, натолкнули поэта на создание «Думы».
    Это стихотворение можно отнести к гражданской и философской лирике Лермонтова.

    Структура стихотворения

    Если обратиться к логической структуре произведения, необходимо отметить, что связь между строфами несколько ослаблена. Сохраняется взаимозависимость компонентов за счет единства настроения и темы. Каждое четверостишие содержит в себе законченное предложение. В основе образования строф лежит довольно сложная конструкция, в которой помимо шестистопного ямба имеются четырехстопные или пятистопные, начинающие или замыкающие строфу. Благодаря шестистопному ямбу стих обладает некой неторопливостью, замедленностью, что характерно скорее для лирического раздумья.

    Анализ содержания

    Главная тема «Думы» Лермонтова представляет собой своего рода направленность сатиры лирика на всю дворянскую интеллигенцию того времени. Автор пытается охарактеризовать поколение, представителем которого невольно является он сам. Посвященное общественному поведению человека, стихотворение представляет собой своего рода крик измученной души человека. Выполняя анализ «Думы» Лермонтова, нужно отметить, что композиционное построение произведения выполнено в соответствии с замыслом автора. В первом четверостишии содержится простое высказывание – суждение о молодежи 30-х годов. Эта часть является чем-то вроде пролога ко всему произведению. Следующие восемь четверостиший эту мысль развивают и доказывают. Поэту досадно при мысли о том, что многие из его современников живут «ошибками отцов».
    Он убежден, что свободу надо отстаивать, бороться за нее, а не опускать руки.
    «К добру и злу постыдно равнодушны,
    В начале поприща мы вянем без борьбы,
    Перед опасностью позорно – малодушны
    И перед властию – презренные рабы.»
    Автора беспокоит тот факт, что у его современников фактически отсутствуют сильные чувства, твердые убеждения, привязанности.
    Что касается жанра, то необходимо отметить, что в произведении присутствуют элементы сатиры и элегии. Но выделить из этого что-то одно не получается. В начале стихотворения можно проследить ораторские приемы, которыми пользуется автор. Но постепенно этот тон сменяется на более спокойный, романтичный, полный грусти.
    В центре всего повествования поэтом ставится проблема безысходности, возникшая в результате бездействия его современников. Лирический герой – изрядно уставший и безмерно одинокий человек. И это несмотря на то, что он окружен людьми со всех сторон. Создавая стихотворение «Дума», он не стремится к цели бороться с тем непониманием, которое скопилось вокруг. Лучшим вариантом он считает пережить все внутри, в себе. Героя не заботит физическая смерть. Гораздо большее беспокойство вызывает смерть духовная, смерть чувств, эмоций.
    «В конце стихотворения романтика сменяется реквиемом:
    Толпой угрюмою и скоро позабытой,
    Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.»

    Средства художественной выразительности

    Придать лирическому творению необходимую эмоциональность помогают содержательные эпитеты: «презренные рабы», «наукою бесплодной», «пришлец осиротелый». Аналогичной цели придерживается и двойное сравнение: «И пусть уж нас томит, как ровный путь, без цели, Как пир на празднике чужом». Романтические метафоры усиливают образность стихотворения: «В начале поприща мы вянем без борьбы», «Тощий плод», «Чаша наслаждения». Нашлось применение и гиперболе «Богаты мы, едва из колыбели». Кроме того, Лермонтов широко использует лексику «высокого» стиля «Презренные», «Грядущее», «Под бременем» и т.п.
    На протяжении всего стихотворения Лермонтов использует глаголы разных времен.

    Значение стихотворения «Дума» в творчестве поэта

    Непростое положение, сложившееся в николаевской России, Лермонтов воспринял как личное горе и очень переживал по этому поводу. Потрясенные мрачным тоном стихотворения «Дума» современники смогли увидеть в нем «черную сторону нашего века». Они просто не могли не признать заключенной в нем правды и не ощутить всю безысходность и отчаяние, навалившиеся на поколение 30-х годов.
    Глубоко эмоциональное с сильным содержанием творение Лермонтова, можно считать определяющим для всего его творчества.
    Описание истории создания, анализ структуры и содержания стихотворения пригодится учащимся 9 классов при написании сочинения на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»».
    Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» – план для сочинения по теме | источник

  12. В «Думе» (1840) содержится продолжение и развитие упрека, прозвучавшего в «Бородино» в адрес «нынешнего поколения». Но обвиняя свое поколение за бездействие и апатию, Лермонтов вместе с тем говорит и о трагедии передовых людей своего времени, личной трагедии:
    * И ненавидим мы, и любим мы случайно,
    * Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
    * И царствует в душе какой-то холод тайный,
    * Когда огонь кипит в крови.
    Есть черты сходства «Думы» со стихотворением Рылеева «Гражданин» ( «Я ль буду в роковое время…»). Но поэт-декабрист противопоставлял свое лирическое «я» «изнеженному племени». Лермонтов же не исключает и трагической вины личности, включаемой в обобщенное «мы», что придает стихотворению характер не только обличения, но и исповеди — поразительной по искренности и мучительной откровенности. Лирическое «я» уже не противопоставлено всему миру, здесь выражается не позиция судьи, обвинителя, а горькие страдания человека, бьющегося в поисках выхода не только из противоречий действительности, но и из своих собственных Эта позиция поэта была близка передовым его современникам Белинский писал: «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа; это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!..».
    Мотив одиночества, пронизывающий почти все творчество Лермонтова, в его зрелой лирике приобретает новые черты. Ощущение отъединенное от людей поэт воспринимает теперь не столько как объективно трагическое состояние человека, стремящегося разрушить противостояние с миром и сознающего невозможность этого. В стихах последних лет мотив одиночества лишается личностной или любовной окраски. В переводе стихотворения Г. Гейне «На севере диком стоит одиноко…» (1841) Лермонтов отступает от подлинника. В немецком языке слово «сосна» мужского рода, а «пальма» — женского. Таким образом, у Гейне речь идет о разлуке двух влюбленных, а у Лермонтова — об одиночестве в более широком, общечеловеческом плане.

  13. 13
    Текст добавил: O_o МЫльн@я ПузЫрРрРрРк@ o_О

    Общая характеристика, данная в первом четверостишьи, затем развивается и убедительно доказывается. В стихотворении «Дума» Лермонтова выносится суровый приговор: у поколения 30-х годов нет будущего. Это подчеркивается глаголами «вянет», «томит», характеризующими духовное состояние его современников. Складывается противоречивая картина: «огонь кипит» в их крови, но ничего не сделано для того, чтобы понять душевные порывы отцов. Все в их поведении случайно. Результат такого бездействия – смерть «без счастья и без славы» и забвение. А еще строгий суд потомков и справедливое оскорбление «презренным стихом». Кольцевая композиция подчеркивает безысходность, к которой привело бездействие целого поколения молодых людей.

    Жанр стихотворения

    «Дума» Лермонтова эмоционально насыщена, в ней преобладает лексика высокого стиля. Начало стихотворения напоминает ораторскую речь: «томит», «познанья», «рабы», «печально» и др. По мере развития мысли используемая лексика и стиль все больше напоминают элегию. Философские заключения в финале («мысль плодовитая», «презренный стих» и т.п.) вновь возвращают к особенностям ораторского выступления. Таким образом, стихотворение «Дума» Лермонтова заключает в себе черты элегии и сатиры. Лирический герой выстрадал то, что становится темой его постоянных размышлений о смысле жизни.

    Средства выразительности

    Катрены из одного предложения (они объединены по 4 и по два в четыре строфы) имеют между собой довольно слабую связь. В большей мере их объединяют общая тема и настроение. Последнее обеспечивается за счет использования различных средств выразительности, которых в стихотворении «Дума» Лермонтова достаточно много. Это эпитеты («рабы презренные», «насмешкой горькою»), метафоры («старость души»), сравнения («как ровный путь без цели»), гиперболы («богаты мы, едва из колыбели»), оксюморон (царствует в душе «холод тайный, когда огонь кипит в крови») и др. Они помогают поэту донести мысль о том, что поколение, нищее духовно, бездеятельное, апатичное, ничего не оставит после себя, кроме проклятия потомков.

  14. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Дума”
    Время создания
    Стихотворение было опубликовано в январском номере “Отечественных записок” за 1839 год.
    Тема
    Главная тема стихотворения – человек и общество, судьба поколения. После поражения декабристов преследуется свободомыслие. Наступает эпоха “Николаевского безвременья”. Общественное поведение людей меняется, появляется стремление замкнуться в себе, скрыть свои мысли и чувства, уйти в тень. Стихотворение Лермонтова – взгляд на поколение, которое “…под бременем познанья и сомненья в бездействии состарится…”.
    Главная мысль (идея)
    Новое поколение не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет “позорное малодушие перед опасностью”, является “презренными рабами перед властью”. Участь разочарованных людей безотрадна:
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдём без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    Равнодушие к жизни – это духовная смерть человека. Такова горькая оценка Лермонтовым своего поколения.
    Поэтика
    Стихотворение “Дума” можно назвать элегией, в которой гражданская тема становится глубоко личной.
    Стихотворный метр – семи- и шестистопный ямб, система рифмовки – перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм.
    Тон стихотворения сдержанный, но в нём слышна горечь. Поэт безжалостно перечисляет всё то, мимо чего прошло в своей жизни его поколение, все потери. В стихотворении проявлен контраст между высотой чувства и отрицающей мыслью.
    Каждое четверостишие – законченное предложение. С одной стороны – констатация состояния поколения, с другой – приговор (“его грядущее иль пусто, иль темно…”, “…в бездействии состарится оно…”).
    В стихотворении много метафор (“старость души”, “жизнь-путь”). В первой части стихотворения используется традиционная форма элегического романтизма (“печально”, “томит”, “вянем”) и слова философского и общественно-политического значения (“познанья”, “сомненья”, “добру”, “злу”, “рабы”). Выразительны резкие оценочные эпитеты (“постыдно”, “позорно”). Многие строки стихотворения афористичны (“И ненавидим мы, и любим мы случайно…”).
    Характерно такое построение строфы: сначала следует утверждение-приговор:
    Перед опасностью позорно-малодушны,
    И перед властию – презренные рабы…
    Затем следует яркое образное сравнение, продолжающее эмоциональное развитие этой же мысли:
    Так тощий плод, до времени созрелый,
    Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
    Висит между цветов, пришлец осиротелый,
    И час их красоты – его паденья час!
    Во второй части стихотворения появляется элегическая лексика. Эффект выразительности достигается с помощью игры “прозаизмов” и “поэтизмов” (“остаток” – “чувства”). Контраст усиливается употреблением слов: “ненавидим” – “любим”, “холод” – “огонь”.
    В последней части вновь меняется лексика. Теперь она носит философский оттенок: “ни мысли плодовитой”, “судья”, “гражданин”.
    Источник: http://Нестерова О.И. ГИА. Литература: универсальный справочник. – М.:Яуза-пресс, 2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *