Сочинение на тему анализ стихотворения лермонтова смерть поэта

14 вариантов

  1. Стихотворение Михаила Лермонтова «Смерть поэта» увидело свет в январе 1837 году. Своим произведением Лермонтов хотел дать ответ на вопрос о причинах преждевременной кончины Пушкина, о его значении в русской литературе, о роли поэта в обществе. Стоит отметить, что только молодой поэт решился открыто кинуть вызов высшему обществу, прямо обвинив его в убийстве Пушкина. Быть может, молодость, юношеский максимализм позволили Лермонтову не боясь написать эти строки.
    Преждевременный уход А.С. Пушкина, заставил М. Лермонтова осознать ту великую потерю не только для литературы, но и для всей России. В своем произведении он гневно осудил виновных в смерти Пушкина. За это был сослан на Кавказ, а стихотворение было запрещено и распространялось только в рукописях.
    Основной темой «Смерти поэта» является конфликт Пушкина и общества.
    В убийстве Пушкина молодой поэт обвиняет не только Дантеса, сделавшего выстрел, а и все тогдашнее общество. Пушкин был обречен на непонимание. То общество, которое окружало поэта, попросту затравило его своим презрительным отношением, что и это стало основной причиной кончины Пушкина:
    «Не вынесла душа поэта
    Позора мелочных обид»
    В этих строках Лермонтов также поднимает вопрос о собирающей роли Поэта в целом. Если общество не воспринимает Поэта, возникает логичный вопрос: нужны ли такому обществу Поэты вообще? Лермонтов выражает мысль о том, что Пушкину нужно было простить все, даже если он был не прав.
    Позже приходит осознание трагедии и в самом обществе. Теперь все поняли, что потеряли великого человека. Пушкин для России стал национальным достоянием, кладом, который так долго искали, но, к сожалению, его уже не вернуть. Пушкина сравнивают со светочем:
    «Угас, как светоч, дивный гений,
    Увял торжественный венок.»
    А.С. Пушкин стал той лучиной, которая освещала путь русского общества, но оно поздно поняло свою роковую ошибку.
    Также, М.Ю. Лермонтов в своем произведении говорит о том, что смерть Пушкина не останется безнаказанной, поэт будет отомщен. Скорее всего, он был готов взять на себя эту роль. Поэт верит, что если не земной, то божий суд обязательно покарает виновных.
    Михаил Юрьевич Лермонтов, предвидя неизбежность наказания, не испугался его и открыто заявил всю правду в глаза тогдашнему высшему обществу.

  2. 2
    Текст добавил: приняли в Рай

    Стихотворение «Смерть Поэта» явило России имя Лермонтова, и оно же подняло молодого поэта на огромную высоту. Стихотворение не осталось неоцененным современниками. Позднее А. В. Дружинин скажет: «Когда погиб Пушкин, перенесший столько неотразимых обид от общества, еще не дозревшего до его понимания, – мальчик Лермонтов в жгучем поэтическом ямбе первый оплакал поэта, первый кинул железный стих в лицо тем, которые надругались над памятью великого человека. Немилость и изгнание, последовавшие за первым подвигом поэта, Лермонтов, едва вышедший из детства, вынес так, как переносятся житейские невзгоды людьми железного характера, предназначенными на борьбу и владычество».
    Вызвавшие горячий отклик стихи Лермонтова повторялись из уст в уста, переписывались и расходились в десятках списков. Такой общественный резонанс не мог не встревожить царя и не вызвать его ответной реакции: автор крамольных стихов был сослан на Кавказ, подвергались наказанию и люди, популяризировавшие лермонтовские стихи. Одним из них был близкий друг молодого поэта С. А. Раевский.
    Стихотворение начинается простой констатацией смерти Пушкина. Дальше говорится о причине смерти и отдается дань благородству, чести и гордости поэта:
    Погиб Поэт! – невольник чести
    Пал, оклеветанный молвой,
    С свинцом в груди и жаждой мести,
    Поникнув гордой головой!..
    Не вынесла душа Поэта
    Позора мелочных обид,
    Восстал он против мнений света
    Один, как прежде… и убит!
    В следующих строках Лермонтов с обидой и гневом обращается ко всем, кто участвовал в травле поэта, кто распускал грязные слухи о его жене, а теперь присутствует на похоронах и высказывает «пустых похвал ненужный хор и жалкий лепет оправданья». Презрение автора обращено к Дантесу, который недостоин великого поэта, «дивного гения», – он всего лишь жалкий иностранец, «подобный сотням беглецов, наловлю счастья и чинов заброшен к нам по воле рока». Удивление вызывает у поэта то, как могли соотечественники принять сторону человека, презирающего их быт, нравы и культуру:
    Смеясь, он дерзко презирал
    Земли чужой язык и нравы;
    Не мог щадить он нашей славы;
    Не мог понять в сей миг кровавый,
    На что он руку поднимал!..
    Все строки лермонтовского стихотворения проникнуты неподдельной любовью к «дивному гению», любовью младшего брата. Не зря в третьей части он, как часто случается, начинает предполагать, как можно было бы изменить ход событий и избежать смерти родного человека:
    Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
    Вступил он в этот свет, завистливый и душный
    Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным… И снова – обличение обществу, где царят зависть, лицемерие, предательство, подлость и обман, где друзья оказываются врагами, где не хватает воздуха певцам воли и свободы:
    Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!
    В последних строках стихотворения автор, обращаясь к виновникам смерти великого Пушкина, к «наперсникам разврата», выносит им строгий и страшный приговор – предстать перед Божиим судом, который «не доступен звону злата, и мысли и дела он знает наперед». Если от общественного суда можно откупиться богатством, если людей можно обмануть новой ложью, говорит автор, то от суда Божиего не откупишься ничем, а он настанет непременно:
    Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
    Оно вам не поможет,
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    Поэта праведную кровь!
    А что любил?

    Похожие сочинения

    Сочинение по стихотворению Лермонтова «Смерть Поэта»

  3. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения – конфликт поэта и толпы.
    В стихотворении Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина не только его убийцу – Дантеса, но и всю окружающую толпу. По мнению автора, причина гибели Пушкина в том, что светское общество не понимает «его свободный, смелый дар», вследствие чего поэт обречен на одиночество, которое не может вынести. Он бросается в чуждый для него мир и погибает.
    Стихотворение написано 4-стопным ямбом, но во второй части он сменяется вольным (4-5-6-стопным) ямбом, к которому Лермонтов часто прибегал в своей лирике.
    Структура стихотворения отличается одновременно сложностью и простотой композиции: несколько законченных фрагментов, имеющих каждый свою стилистику, подчинены общему развитию идеи. В стихотворении легко выделяются три относительно самостоятельные части.
    Первая – не просто гибель поэта, а его убийство — неизбежное следствие его давнего одинокого противостояния «свету»:
    … И он убит – и взят могилой,
    Как тот певец, неведомый, но милый,
    Добыча ревности глухой…
    Вторая часть заметно отличается от первой. В ней главной выступает надгробная элегия, скорбь о преждевременной смерти поэта:
    Убит!.. к чему теперь рыданья,
    Пустых похвал ненужный хор
    И жалкий лепет оправданья?
    Судьбы свершился приговор!
    В этой части Лермонтов дает волю глубоко личному чувству любви и боли. И именно в этой части отчетливо изображается поэтический облик Пушкина.
    Третья часть, последние шестнадцать строк Лермонтова к стихотворению, – это обвинение, перерастающее в проклятье. Лермонтов пытается отомстить за смерть Пушкина, показать его убийцу:
    «Вы, жаждою толпой стоящие у трона…
    Свободы, Гения и Славы палачи».
    Мне очень понравилось стихотворение «Смерть поэта» и понравилось в первую очередь тем, что в нем Лермонтов не побоялся рассказать об истинном убийце Пушкина, хотя знал, что может быть за это наказан.

  4. Встречается и другая цитата из Пушкина: «Поникнув гордой головой». Это сказано о поэте, который «не клонит гордой головы» (стихотворение Пушкина «Поэт»). Повторе­на и пушкинская рифма: молва — голова.
    Обратим внимание на пушкинскую фразу в стихотворе­нии «Андрей Шенье»: «Ты не поник главой послушной». Об­ращение к пушкинским строкам проходит через все стихо­творение «Смерть Поэта», но их повторение включено в иной контекст, приобретает самостоятельное значение. Ряд строк восходит к политической лирике Пушкина, прежде всего к стихотворению, посвященному гибели поэта, — «Андрею Шенье». Эта связь не только в отдельных интонациях и стро­ках («Зачем от мирных нег и дружбы простодушной /Всту­пил он в этот свет завистливый и душный»), но и в отборе слов, в лексике: «светоч», «свобода», «гений», «слава», «па­лачи» — все эти слова читатель находит в пушкинском «Анд­рее Шенье».
    Характерно, что стихотворение написано в ораторской тональности, с перебивкой ритма (то четырехстопный, то пя­ти-, шести- и трехстопный ямб с пропусками ударений), то с усеченными, то с расширяющимися строками, с вопросами и восклицаниями, передающими накал любви и ненависти поэта:
    Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
    Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
    Он, с юных лет постигнувший людей?..
    А вы, надменные потомки,
    Известной подлостью прославленных отцов…
    Стихотворение словно рассчитано на произнесение вслух в широкой аудитории, а не на спокойное домашнее чтение.
    Образ Дантеса создается по принципу антитезы. Это чело­век с «пустым», холодным сердцем, чуждый всему русскому, приехавший в Россию «на ловлю счастья и чинов», дерзко презирающий «земли чужой язык и нравы» и поэтому осме­лившийся поднять руку на самое святое для русского челове­ка. В то же время он прекрасно понимает, что за Дантесом стояли придворные круги, выступившие гонителями Пуш­кина. Придворное общество, отравившее «его последние мгновенья коварным шепотом насмешливых невежд», — подлинный виновник гибели поэта.
    В заключительной части стихотворения снова звучит строка, возвращающая читателя к политической лирике Пушкина: «Таитесь вы под сению закона» — это переосмыс­ление строк из оды «Вольность»: «Склонитесь первые главой под сень надежную закона». Если в «Вольности» «сень зако­на» — часть общественного договора, гарант свободы и покоя народа, то в «Смерти Поэта» под «сенью закона» лицемерно таятся злые силы — «свободы, гения и славы палачи».
    Вначале стихотворение заканчивалось трагической но­той, своего рода реквиемом:
    Замолкли звуки чудных песен,
    Не раздаваться им опять:
    Приют певца угрюм и тесен,
    И на устах его печать.
    Но вскоре Лермонтов прибавил еще 16 строк — и благода­ря им в стихотворении происходит как бы взрыв: с огромной силой негодования, с язвительным сарказмом Лермонтов об­рушивается на «сильных мира сего». Не отменяя предшест­вующий текст, Лермонтов перенес внимание на преследова­ние поэта высшей знатью, на правительство. Они несут главную ответственность за участие в травле, за гибель по­эта. Они названы «наперсниками разврата» — то есть порока в самом широком, в том числе политическом отношении. Та­кое изменение пафоса, более глубокое понимание конфлик­та, переход на гневный поэтический регистр объясняется и тем, что Лермонтов сумел взглянуть на происшедшее как бы с большой временной дистанции, верно оценить националь­ное значение утраты.
    В пламенном монологе, вырвавшемся из глубины сердца, клеймил он истинных убийц Пушкина, всех этих «клеветни­ков ничтожных», лжецов и карьеристов, «жадною толпой» окруживших царский трон. Пока они всесильны — «пред ними суд и правда — все молчи!..». Но стихи заканчиваются грозным предсказанием: Лермонтов предрекает будущее воз­мездие, говорит о беспристрастном и «грозном» суде исто­рии, народнбм суде, который прольет «черную кровь» санов­ных злодеев.
    Обращаясь не к царю, а к Божьему суду, он грозил убий­цам Пушкина:
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    Поэта праведную кровь.
    Те, в кого метил Лермонтов, не случайно увидели в стихо­творении «воззвание к революции», сочли его крайне опас­ным для «общественного спокойствия»: за «Смерть Поэта» Лермонтов был сослан на Кавказ.[/sms]

  5. Автор: Лермонтов М.Ю.
    Стихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А.С.Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был болен. Лермонтов первый, кто написал правду о гибели А.С. Пушкина. Даже пушкинские друзья боялись это сделать.
    Стихотворение «Смерть поэта» состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина не только Дантеса, но и всё общество. По мнению Лермонтова, причина гибели Пушкина в том, что поэт обречён на одиночество и не мог этого вынести. Он бросается в чуждый ему мир и погибает.
    Пушкин погиб, потому что «Восстал он против мнений света…». Светское общество не понимает «его свободный, смелый дар». Лермонтов сравнивает Пушкина с Ленским из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:
    … И он убит – и взят могилой,
    Как тот певец, неведомый, но милый,
    Добыча ревности глухой…
    Лермонтов этим стихотворением хочет показать, что в смерти Пушкина виновато светское общество, которое не понимало Пушкина, когда он был ещё жив. Но потом Лермонтов пишет:
    Убит!.. к чему теперь рыданья,
    Пустых похвал ненужный хор
    И жалкий лепет оправданья?
    Судьбы свершился приговор!
    В первой части стихотворения Лермонтов несколько строк берёт у других писателей и немного их изменяет.
    Вторая часть стихотворения – это ответ на суждения тех, кто оправдывал убийц поэта:
    А вы, надменные потомки
    Известной подлостью прославленных отцов,..
    Лермонтов верит, что если не земной суд, то «божий суд»» накажет тех, кто оправдывал убийц поэта:
    Есть грозный суд: он ждёт; ..
    В своём стихотворении Лермонтов использует сравнения:
    Угас, как светоч, дивный гений,
    Увял торжественный венок.
    Пушкин как свеча, которая освещает путь, и как «торжественный венок», который украшает.
    Мне очень понравилось стихотворение «Смерть поэта». Лермонтов смело и открыто показывает убийц Пушкина. Лермонтов уважал Пушкина и брал с него пример, и не испугался написать это стихотворение, хотя знал, что может быть наказан.

  6. Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»
    Михаил Юрьевич Лермонтов очень любил и ценил творчество Александра Сергеевича Пушкина. Многому поэт научился именно у него. Поэтому смерть Пушкина была воспринята Лермонтовым очень болезненно. Он искренне сожалел о его гибели, страдал и печалился. Примечательным является тот факт, что в 1837-ом году, практически сразу же после гибели поэта, Лермонтов написал суровую правду об этом трагичном событии. И он был первым, у кого нашлась смелость сказать эту правду. И даже многие друзья Пушкина побоялись это сделать. Но тем и велик Лермонтов – он был настоящим поэтом, смелым и честным.
    Стихотворение Лермонтова «Смерть поэта» разделяется на две части. Они отличаются по содержанию и жанру. Первую часть можно отнести к элегии, вторую иначе как сатиру не назовёшь. И поэт обвинил в гибели Пушкина не только Дантеса, он видел в этому также вину общества. Он был одиноким в этом чужом для поэта мире, именно поэтому и погиб Пушкин – так считал Лермонтов.
    Александр Сергеевич Пушкин бы тоже смелым и честным поэтом. И в этом тоже причина его гибели, по мнению Лермонтова. «Восстал он против мнений света…» — писал поэт. И светское общество не принимало его прогрессивных взглядов. В этом и похож Пушкин с одним из героев своего гениального произведения «Евгений Онегин» — Ленским.
    Главной задачей, которую ставил перед собой Лермонтов, когда писал стихотворение «Смерть поэта», показать вину общества, которое при жизни Пушкина отвергало его.
    Я очень люблю стихотворение Лермонтова «Смерть поэта» за его смелость и искренность. Именно Михаил Юрьевич указал на убийц поэта, и это действительно было смелым поступком.

  7. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения – конфликт поэта и толпы.
    В стихотворении Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина не только его убийцу – Дантеса, но и всю окружающую толпу. По мнению автора, причина гибели Пушкина в том, что светское общество не понимает «его свободный, смелый дар», вследствие чего поэт обречен на одиночество, которое не может вынести. Он бросается в чуждый для него мир и погибает.
    Стихотворение написано 4-стопным ямбом, но во второй части он сменяется вольным (4-5-6-стопным) ямбом, к которому Лермонтов часто прибегал в своей лирике.
    Структура стихотворения отличается одновременно сложностью и простотой композиции: несколько законченных фрагментов, имеющих каждый свою стилистику, подчинены общему развитию идеи. В стихотворении легко выделяются три относительно самостоятельные части.
    Первая – не просто гибель поэта, а его убийство — неизбежное следствие его давнего одинокого противостояния «свету»:
    … И он убит – и взят могилой,
    Как тот певец, неведомый, но милый,
    Добыча ревности глухой…
    Вторая часть заметно отличается от первой. В ней главной выступает надгробная элегия, скорбь о преждевременной смерти поэта:
    Убит!.. к чему теперь рыданья,
    Пустых похвал ненужный хор
    И жалкий лепет оправданья?
    Судьбы свершился приговор!
    В этой части Лермонтов дает волю глубоко личному чувству любви и боли. И именно в этой части отчетливо изображается поэтический облик Пушкина.
    Третья часть, последние шестнадцать строк Лермонтова к стихотворению, – это обвинение, перерастающее в проклятье. Лермонтов пытается отомстить за смерть Пушкина, показать его убийцу:
    «Вы, жаждою толпой стоящие у трона…
    Свободы, Гения и Славы палачи».
    Мне очень понравилось стихотворение «Смерть поэта» и понравилось в первую очередь тем, что в нем Лермонтов не побоялся рассказать об истинном убийце Пушкина, хотя знал, что может быть за это наказан.
    Добавил: KatyaCat5

  8. 29
    января 1837 года скончался Пушкин. Известие о его гибели потрясло Лермонтова, и
    на сле­дующий же день он написал стихотворение «На смерть поэта», а через
    неделю — заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его
    известным, переписывалось и заучива­лось наизусть. Жанр —
    лирическое стихотворение, соединяющее черты элегии (первая часть) и сатиры
    (последние 16 строк).
    Стихотворение
    «Смерть поэта» написано под непосредственным впечатлением от смерти Пуш­кина.
    Но хотя речь идет о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует
    про­исшедшее как проявление вечной борьбы добра, света со злом и жестокостью.
    Таким образом, судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще. Основные темы стихотворения — кон­фликт поэта и толпы, божественный дар
    и обреченность на гибель. Стоит обратить внимание на неоднозначность
    словосочетания «невольник чести». Обычно в связи с ним говорят о биографи­ческих
    подробностях смерти Пушкина, но в лермонтовском понимании, видимо, речь идет не
    столько о светской чести, сколько о чести поэта, не способного изменить своей
    правде, своему данному свыше дару.
    Композиция. В первой строфе изображен романтический образ Поэта.
    Ключевое слово второй строфы — «убийца». Его образ совершенно лишен
    романтической приподнятости. Он не против­ник, не неприятель, не дуэлянт, он —
    именно убийца. В связи с этим смерть Поэта мыслится как провидение, как «перст
    Судьбы»: у убийцы «пустое сердце», он заброшен к нам «по воле рока», это не
    столько конкретное лицо, сколько исполнитель «приговора судьбы».
    Следующая
    часть стихотворения (23 строки) — элегия, наполненная отсылками к пушкинским
    произведениям. «Сраженный, как и он, безжалостной рукой» — аналогия с Ленским;
    «Зачем от мирных нег…» — перекличка с пушкинским «Андреем Шенье». Вторая
    часть наполнена ан­титезами, иллюстрирующими невозможность понимания между
    поэтом и «светом», толпой. В первой части автор взывал к толпе, теперь
    обращается к поэту. Конец пятой строфы переклика­ется с первой: «жажда мести» —
    «жажда мщенья», «оклеветанный молвой» — «коварный шепот насмешливых невежд»,
    «угас светоч» — «приют певца угрюм…».
    В заключительной
    части стихотворения (последние 16 строк) Лермонтов открыто называет истинных виновников гибели Пушкина. Его погубили «надменные потомки известной подлостью
    прославленных отцов».

  9. Стихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А.С.Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был болен. Лермонтов первый, кто написал правду о гибели А.С. Пушкина. Даже пушкинские друзья боялись это сделать.
    Стихотворение «Смерть поэта» состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина не только Дантеса, но и всё общество. По мнению Лермонтова, причина гибели Пушкина в том, что поэт обречён на одиночество и не мог этого вынести. Он бросается в чуждый ему мир и погибает.
    Пушкин погиб, потому что «Восстал он против мнений света…». Светское общество не понимает «его свободный, смелый дар». Лермонтов сравнивает Пушкина с Ленским из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:
    … И он убит – и взят могилой,
    Как тот певец, неведомый, но милый,
    Добыча ревности глухой…
    Лермонтов этим стихотворением хочет показать, что в смерти Пушкина виновато светское общество, которое не понимало Пушкина, когда он был ещё жив. Но потом Лермонтов пишет:
    Убит!.. к чему теперь рыданья,
    Пустых похвал ненужный хор
    И жалкий лепет оправданья?
    Судьбы свершился приговор!
    В первой части стихотворения Лермонтов несколько строк берёт у других писателей и немного их изменяет.
    Вторая часть стихотворения – это ответ на суждения тех, кто оправдывал убийц поэта:
    А вы, надменные потомки
    Известной подлостью прославленных отцов,..
    Лермонтов верит, что если не земной суд, то «божий суд»» накажет тех, кто оправдывал убийц поэта:
    Есть грозный суд: он ждёт; ..
    В своём стихотворении Лермонтов использует сравнения:
    Угас, как светоч, дивный гений,
    Увял торжественный венок.
    Пушкин как свеча, которая освещает путь, и как «торжественный венок», который украшает.
    Мне очень понравилось стихотворение «Смерть поэта». Лермонтов смело и открыто показывает убийц Пушкина. Лермонтов уважал Пушкина и брал с него пример, и не испугался написать это стихотворение, хотя знал, что может быть наказан.

  10. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть по­эта» — произведение, принесшее его автору всеобщую известность. Поэт живо откликнулся на событие, по­трясшее всех, — смерть А. С. Пушкина. Это стихотво­рение стало настоящей жемчужиной в творчестве Лермонтова.
    Стихотворение состоит из трех частей. Первая из них по жанру — сатира, в ней Лермонтов с горечью го­ворит о столь значимой для него и для всех утрате и рисует образ убийцы гения. «Погиб поэт!» – воскли­цает автор. Для него Пушкин — это «невольник чес­ти, оклеветанный молвой». Гордая его душа не выне­сла «позора мелочных обид». Свершилось страшное, и нет смысла ни в слезах, ни в оправданьях, ни в хва­лах ушедшему гению, потому что его уже не вернуть. И это тяжелая и невосполнимая утрата.
    Лермонтов создает образ хладнокровного убийцы, не осознающего весь ужас произошедшего, явившего­ся на «ловлю счастья и чинов» и не только дерзко по­правшего «чужой язык и нравы», но и поднявшего руку на святыню.
    Образы погибшего поэта и его палача резко проти­воположны. Использованная автором антитеза дела­ет этот контраст особенно ярким.
    Вторая часть стихотворения — элегия, где Лермон­тов, строго следуя законам жанра, представляет вни­манию читателя грустное размышление о том, кто «руку дал клеветникам ничтожным» и кто не сможет больше дарить миру свои «чудные песни».
    Завершающая, третья часть стихотворения — сно­ва сатира, и в ней Лермонтов гневно обрушивается на истинных виновников гибели великого поэта. Рисуя их образ, автор использует самые суровые эпитеты. Строки именно этой части стихотворения так возмутили цензоров и стали причиной ареста Лермонтова. Палачам «Свободы, Гения и Славы», укрывающимся от справедливого возмездия, автор стихотворения предрекает божий суд, который не пощадит их за ве­ликое и непоправимое зло.
    За стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов был жестоко наказан: его приговорили к ссылке на Кавказ. Тем не менее противникам поэта не удалось вы­черкнуть из литературы его творение. Оно распро­странялось в списках и вскоре было опубликовано в зарубежном издании Герцена и Огарева.
    Стихотворение «Смерть поэта» и сегодня имеет большое значение. Оно ценно для нас не только как плач о «солнце нашей поэзии», но и как образец бли­стательного и действенного художественного слова, удивительного по своей красоте и силе.

  11. Стихотворение «Смерть Поэта» написано в том же 1837 г. Оно занимает особое место в истории русской литературы. Это самый ранний и самый сильный отклик на смерть Пушкина, выразивший беспредельное горе и гражданское негодование всех передовых людей эпохи. Стихотворение, проникнутое искренним и глубоким чувством любви к Пушкину, возвестило о приходе в литературу нового великого поэта.
    Стихотворение важно не просто как отклик на конкретное событие, взволновавшее современников. Не случайно имя Пушкина не упомянуто в тексте. Речь идет о Поэте, его судьбе, его творчестве, его одиночестве, послужившем основной причиной гибели:
    * «Восстал он против мнений света
    * Один, как прежде…»
    В исследовательской литературе уже отмечено, что в стихотворении три смысловых и стилистических центра. Строки, в которых выражено живое и трогательное сочувствие погибшему Поэту, выдержаны в элегических тонах с использованием устойчивых формул пушкинской лирики: «Зачем от мирных нег и дружбы простодушной…» и т. д. По контрасту построен образ хладнокровного и бездушного убийцы, презирающего Россию, ее язык, ее нравственные законы. Грамматическая неправильность: «На что он руку подымал» приобретает содержательный характер, ибо убийца целился не только в Поэта, но и в Свободу, Гения и Славу. Смелая и возвышенная ораторская речь используется при обличении тех, кто мучил и преследовал Поэта, предопределив его трагедию. Еще больше усиливается сила страсти и возмущения в последних 16 строках, написанных позже основного текста. Здесь обвинение перерастает в проклятие.
    Мыслью о Пушкине проникнуты и другие произведения Лермонтова, написанные в 1837 г., например стихотворения «Узник» и «Сосед» (они были созданы тогда, когда Лермонтов находился под арестом за «Смерть Поэта»). Образы темницы, заточения, мотив стремления к свобрде вполне сопоставимы с пушкинским «Узником» («Сижу за решеткой…»). В этих лермонтовских стихах проявляются новые тенденции. Переживания лириче ского героя лишаются прежней субъективности. И содержание, и стиль этих произведений более демократичны, ориентированы на фольклорную традицию. Показательно, что отдельные фрагменты лермонтовского «Узника» бытовали в народно-песенном обиходе.
    Лирический герой Лермонтова стремится понять переживания «простого человека», найти в народном сознании новые ценности («Завещание», 1840; «Я к вам пишу…», 1841). Однако путь к желанному возрождению оказывается трудным и сложным. Тяготение к народной жизни не устраняет одиночества «лермонтовского человека». Постоянный конфликт героя и мира остается непреодоленным. Все это не могло не наложить свой отпечаток и на лирику поэта последних лет.

  12. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения — конфликт поэта и толпы.
    В стихотворении Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина не только его убийцу — Дантеса, но и всю окружающую толпу. По мнению автора, причина гибели Пушкина в том, что светское общество не понимает «его свободный, смелый дар», вследствие чего поэт обречен на одиночество, которое не может вынести. Он бросается в чуждый для него мир и погибает.
    Стихотворение написано 4-стопным ямбом, но во второй части он сменяется вольным (4−5-6-стопным) ямбом, к которому Лермонтов часто прибегал в своей лирике.
    Структура стихотворения отличается одновременно сложностью и простотой композиции: несколько законченных фрагментов, имеющих каждый свою стилистику, подчинены общему развитию идеи. В стихотворении легко выделяются три относительно самостоятельные части.
    Первая — не просто гибель поэта, а его убийство — неизбежное следствие его давнего одинокого противостояния «свету»:
    … И он убит — и взят могилой,
    Как тот певец, неведомый, но милый,
    Добыча ревности глухой…
    Вторая часть заметно отличается от первой. В ней главной выступает надгробная элегия, скорбь о преждевременной смерти поэта:
    Убит!.. к чему теперь рыданья,
    Пустых похвал ненужный хор
    И жалкий лепет оправданья?
    Судьбы свершился приговор!
    В этой части Лермонтов дает волю глубоко личному чувству любви и боли. И именно в этой части отчетливо изображается поэтический облик Пушкина.
    Третья часть, последние шестнадцать строк Лермонтова к стихотворению, — это обвинение, перерастающее в проклятье. Лермонтов пытается отомстить за смерть Пушкина, показать его убийцу:
    «Вы, жаждою толпой стоящие у трона…
    Свободы, Гения и Славы палачи».
    Мне очень понравилось стихотворение «Смерть поэта» и понравилось в первую очередь тем, что в нем Лермонтов не побоялся рассказать об истинном убийце Пушкина, хотя знал, что может быть за это наказан.

  13. История создания
    О чем данное стихотворение?
    Жанр
    Главная идея стихотворения
    Способ стихосложения

    История создания

    Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» следует начинать с произошедших исторических событий, которые привели Лермонтова к написанию данного произведения. В январе 1837 года умирает Александр Сергеевич Пушкин. Весть о смерти такого талантливого человека, как Пушкин в его расцвете сил очень сильно потрясла Михаила Юрьевича. Трагическая кончина при довольно нелепых обстоятельствах не давала Лермонтову покоя. В порыве отчаяния и жажды справедливости автор пишет стихотворение «Смерть поэта». Бытует мнение, что в данном произведении Лермонтов выражает свое несогласие с политикой государства и многих высокопоставленных чиновников, оправдывающих поведение убийцы А.С. Пушкина.
    Данное произведение было написано в таком приемлемом для русского человека жанре, что сразу стало любимым и известным среди широкого круга читателей. Произведение переписывали, цитировали и заучивали наизусть. Несмотря на то, стихотворение посвящается гибели конкретного человека, судьба которого оборвалась трагическим образом, поэт вкладывает в свое творение и вечный вопрос противостояния добра и зла, темных и светлых сил.
    В произведении «Смерть поэта» жизненный путь Пушкина представляется как многочисленные судьбы миллионов талантливых людей, ушедших из жизни очень рано.

    О чем данное стихотворение?

    Стихотворение «Смерть поэта» описывает не справедливую и раннюю гибель молодого и талантливого автора. Условно все стихотворение можно разделить на две половины. В первой половине идет полное описание трагической кончины А.С. Пушкина в 1837 году. Если внимательно вчитаться в написанные строки становится явным несогласие Лермонтова с позицией высшего общества, не раз критиковавшего и насмехавшегося над Пушкиным. В данном произведении Лермонтов осуждает надменное отношение высшего общества к талантливому поэту.
    Вторая половина произведения написана как насмешка над виновниками в смерти поэта. Недаром высмеивающих творчество Пушкина Лермонтов называет «надменными потомками» прославленных отцов. Поэт выражается против стоящего в обществе мнения и говорит о Суде Божьим, который нельзя купить. К тому же в своем творении поэт говорит об обязательном наказании, ожидающем виновника в смерти Пушкина.

    Жанр

    Анализируя стиха «Смерть поэта» Лермонтова можно без сомнения разглядеть в его строках не только трагичность, но и моменты сатиры. И действительно лирическое произведение выдержано в жанре совмещающим элегию и сатиру. Драматичность происходящих событий, связанных с гибелью Пушкина, в полной мере раскрывается в первой части стихотворения. Элементы сатиры и даже сарказма присутствуют в последних 16 строках произведения. Такое редкое совмещение двух противоположных по значению элементов жизненного уклада, как элегия и сатира, наилучшим образом отражают состояние внутреннего мира Лермонтова.
    Трагичность, связанная с гибелью Пушкина, как великого таланта России, сменяется призрачным отношением к мнению общественности, не стоящей частицы погибшего человека.

    Главная идея стихотворения

    Идейный смысл бессмертного произведения Лермонтова «Смерть поэта» заключается в протесте автора сложившейся общественной позиции, покрывающей преступника и безразличной к утрате литературного гения. Гибель Пушкина, как противника застоялым взглядам богатого общества, Лермонтов соединяет с восстанием против устаревших взглядов на миропонимание и происхождение человека.
    В своем творении «Смерть поэта» Лермонтов темой и движущей силой общества считает богатые устои приближенных к государю лиц. Восставшего против такого неправильного понимания мира Пушкина общество игнорировало и избегало. Постигшее одиночество и нелепая смерть талантливого человека поджигает внутренний огонь противостояния и защиты в душе молодого Лермонтова. Михаил Юрьевич понимает, что противостоять одному против целого общественного уклада довольно сложно, но Пушкин осмелился и не убоялся гнева высокопоставленных чинов. Этим стихотворением Лермонтов показывает виновность общества в смерти поэта.

    Способ стихосложения

    Несмотря на трагичность и сарказм, преобладающие в произведении, Лермонтов использует многочисленные приемы стихосложения. В произведении четко видны сравнения: «Угас, как светоч», «Увял торжественный венок». Жизнь Пушкина автор стихотворения связывает со свечой, освещающей путь, но угасшей слишком рано. Вторая половина стихотворения насыщена антитезами между светом поэта и тьмой общества. Применение эпитетов: «пустое сердце», «миг кровавый» и метафор: «жалкий лепет оправданья», «на ловлю счастья и чинов заброшен» добавляет произведению дополнительную художественную выразительность.
    После прочтения данного произведения в душе остается отзыв смерти поэта и противостояние неправильной гибели таланта.
    Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» | источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *