Сочинение на тему анализ стихотворения пророк

10 вариантов

  1. Многие из нас задаются вопросом о смысле жизни, о своем предназначении. Эта тема нередко появляется на страницах литературных произведений. Одни находят смысл жизни в богатстве и славе, другие – в служении искусству, третьи – в возможности самореализации. Александр Сергеевич не стал исключением. Он поднимает вопрос своего предназначения не только в прозаических, но и в поэтических произведениях. Подтверждением этих слов является стихотворение «Пророк».
    Данная литературная работа была написана в 1826 году. Стоит отметить, что стихотворение «Пророк» стало для многих литераторов определенным жизненным наставлением. Хотя данная стихотворная работа относительно не большого размера, читателя поражает ее глубокая метафоричность и величие. В стихотворении «Пророк» Пушкин четко дает понять, каким должен быть настоящий поэт, и какими должны быть его произведения.
    Значимость и величие стихотворения «Пророк» подчеркивает его форма. Оно было написано в жанре оды. Во времена Александра Сергеевича оды писались для восхваления самодержавия. Но Пушкин, используя «высокий штиль», бросил вызов тому обществу. В своей работе он не прославлял батюшку-царя, он попытался отстоять свое право быть свободным поэтом.

  2. В творчестве Пушкина принято традиционно выделять тему “поэта и поэзии”. К этой группе лирических произведений относят стихотворения, в которых излагаются взгляды автора на природу поэтического дара, на предназначение поэта в этом мире, его высокую миссию. Одним из таких произведений является стихотворение “Пророк”.
    Здесь Пушкин обращается к образам библейской мифологии. В начале стихотворения отражается душевная опустошенность, которая мучила поэта в годы “кризиса”, и чудесное преображение чувств и способностей, осознание своей миссии пророка. Чувства поэта предельно обостряются: открывается “мудрое зрение”, а также расширяется восприятие внешнего мира. Поэт задается вопросом: быть может ли столь изощренно тонкое восприятие и мудрое наблюдение передать обыкновенным человеческим словом (“И он к устам моим приник/ И вырвал грешный мой язык,/ И празднословный, и лукавый, / И жало мудрыя змеи/ В уста замершие мои/ Вложил десницею кровавой”.) Поэту необходим “жар сердца”: только очень рослый накал чувств может переплавить обыденную прозаическую жизнь в чистое поэтическое золото (“И он мне грудь рассек мечом, / И сердце трепетное вынул,/ И угль, пылающий огнем, / Во грудь отверстую водвинул”.) Одной острой наблюдательности и умения поэтически рассказать о том, что видишь, недостаточно для настоящего искусства – это мертвое фотографирование, натурализм. Необходимо активное отношение к наблюдаемому, умение критически, точно, правдиво оценивать его, нужна глубокая и верная мысль, наполняющая душу поэта. Так завершается преображение пророка: поэт приходит к мысли, что он должен не просто утешать, радовать людей или привозить им наслаждение своим творчеством, а учить читателя, вести его за собой.
    Это стихотворение состоит из трех частей. В первой части раскрывается состояние “пророка” до того, как “бога глас к нему воззвал”. Он, “томимый духовной жаждой”, в “пустыне мрачной влачился”. Во второй же части описывается его саммит с посланником Бога – “шестикрылым серафимом”, который производит с ним определенные действия – вырывает “грешный язык, и празднословный, и лукавый” и вставляет на его место “жало мудрыя змеи”.
    Посланец Бога наделяет поэта способностью слышать и чувствовать то, что раньше было для него недоступно: “моих ушей коснулся он, и их наполнил шум и звон”. Восприятие мира лирического героя меняется; он становиться открыт миру, чувствует с ним неразрывную, ограниченную связь. Вместо сердца ему в грудь помещают горящий уголь, так как только человек с горячим, неравнодушным сердцем должен и может говорит людям слово истины.
    В третьей части поэт слышит “Бога глас”, который “взывает” к нему, побуждая “видеть” и “внимать” и, “обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей”. Здесь облик поэта и его внутренняя суть совершенно меняются. Его суть человеческая пробуждается, он “исполняется волей” Божьей. Поэт, таким образом, не принадлежит себе, он лишь проводник, через который Бог дарит людям красоту и гармонию.
    Взгляды Пушкина на предназначение поэта и поэзии коренным образом отличаются от взглядов романтиков. Основное отличие состоит в том, что Пушкин не рассматривает поэтический талант как заслугу личности, проявление исключительности отдельного человека. Индивидуализм чужд пушкинской философии. Талант для него – это не печать “богоизбранности”. Божественный дар, способность более тонко слышать и более сильно чувствовать мир. Поэт – просто человек, обладающий более чутким слухом, чем остальные. Но самое главное свойство, которым должен обладать поэт, – это горячее сердце, согретое нравственным законом, гуманным отношением к миру. Без этого “угля” человек мертв. Нравственный закон – тот “глас Божий”, который к поэту “воззвал”. И его свобода состоит в том, чтобы осознанно следовать этому гласу, напоминая людям о заключенной в них Божественной душе, о красоте мира и добре, которое они призваны творить.
    Для придания большей выразительности языку Пушкин в стихотворении “Пророк” использует метафоры (духовная охота, пустыня мрачная); сравнения (отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы); эпитеты (сердце трепетное, горний ангелов полет, дольней лозы прозябанье, грешный язык). Архаическая церковная лексика придает языку торжественность, подчеркивается непреходящий, вечный характер изложенного.
    Итак, в стихотворении “Пророк” отразилась одна из центральных идей творчества Пушкина, его представление об истинном предназначении поэта и поэзии, о Божественной “природе” его дара и обязанности истинного поэта следовать своему великому призванию, неся тем самым свет Красоты и Мудрости остальным людям. Стихотворение “Пророк” – это своего рода поэтическая программа Пушкина, его взгляд на мир сквозь призму поэтического дара.

  3. Существование в обществе для него невозможно – он отвергнут, гоним, не понят. Его попытки проповедовать (писать, творить) закончились осуждением и презрением со стороны толпы “в меня все ближние мои бросали бешено каменья”.
    Главная мысль – творческий человек – всегда изгой, он обречён на одиночество и непонимание. Это очень личное переживание, которое автор передаёт своему лирическому герою, он счастлив только наедине с Богом, вдали от людей – значит это участь избранных, их судьба. Идея стихотворения – показать как несправедливо общество к тем, кто наделён “божьим даром”, показать творческую натуру обособленно от обывателей.
    Лирический герой повествует свою историю жизни, путь, который должен пройти каждый избранный человек. Причём “божий дар”, то есть талант становится тяжким крестом для него, о возможности выбрать другой путь он умалчивает и принимает всё мудро и терпеливо. Самому поэту очень не хватало такой стоической позиции в отношении окружающих. Жить, как птица, питаясь тем, что бог послал – для него наивысшее благо.

    Композиция

    Композиция – 7 четверостиший, основанных на библейском сюжете о пророке Иеремии. Автор проводит параллель между ним и лирическим героем, он тоже пророк, но никому не нужный, презираемый Можно обозначить смысловое деление на три части: в первой (две первые строфы) лирический герой рассказывает о своём пророческом даре и злоключениях, связанных с ним; во второй (3-4 строфы) описывается уединённая жизнь пророка в пустыне, её прелесть и спокойствие: в трёх последних четверостишиях – восприятие окружающих лирического героя, его отчуждённость, непринятие толпой.

  4. Стихотворение «Пророк» было написано А.С.Пушкиным в 1826 году и является одним из наиболее известных философских стихов, где отразились характерные особенности художественного мира поэта, его взгляды и философская концепция.
    Тема пророческого служения поэта людям тесно связана в стихотворении с размышлениями о том, каким должен быть человек, несущий в себе Бога, и как человек может достичь постижения божественной истины.
    Стихотворение «Пророк» сюжетно, сюжет раскрывает процесс перерождения поэта, неудовлетворенного своей деятельностью, и обретения им пророческого дара. Преображение это начинается с осознания необходимости духовного обновления, обретения веры и постепенно захватывает все чувства человека: его зрение («моих зениц коснулся он…»), слух («моих ушей коснулся он…»), восприятие. Изменяется состав знания, центр души человеческой – сердце, которое превращается в «угль, пылающий огнем». Человеку открывается новое зрение, возможность видеть ранее недоступное его восприятию, становится доступен глас абсолютной истины. И перерождение такое подобно смерти, ибо преображается душа, разум и мировоззрение человека («как труп в пустыне я лежал…»). Поэт, по мысли Пушкина, – свободный творец, мыслитель, философ, «пророк» высших истин, одушевленный божественным словом. Содержание поэзии есть сама жизнь во всем ее многообразии, и поэзия существует не только для Избранных, а имеет также высокое общечеловеческое назначение. Отсюда, по мнению автора, вытекает право поэта (и равно его крест) «глаголом жечь сердца людей», нести им свет добра и справедливости. В первоначальной редакции последнее четверостишие было направлено против Николая I:
    Восстань, восстань, пророк России,
    Позорной ризой облекись,
    Иди и с вервием вокруг
    К убийце гнусному явись.
    Впоследствии Пушкин заменяет его более нейтральным, что позволяет поэту возвести свою мысль о поэте-пророке на уровень всечеловеческого, глобального обобщения, сделать ее актуальной в любой исторический период и при любой власти.
    Но внешний сюжет стихотворения еще не исключает философского содержания, стихотворение двупланово: наряду с размышлениями о назначении поэта Пушкин рассуждает о более обобщенной категории – человеке вообще, его внутренней опоре. Человек, по его мнению, должен нести Бога в своей душе, но чтобы стать истинным носителем веры человеку необходимо пройти через отречение от себя прежнего, своих прежних принципов, «празднословия»; лукавства, пройти через горнило страданий. Прежний человек умирает, а новый воскресает только тогда, когда внемлет гласу божьему – такова основная мысль «Пророка». Неслучайно это стихотворение было очень любимо Ф.М. Достоевским, воплотившим эту идею в своих произведениях.
    Пейзаж души лирического героя стихотворения необычайно широк и многопланов, различные чувства и переживания этого героя, прежде всего это ощущение тревоги, вызванной неудовлетворенностью поэта своим творчеством («духовной жаждою томим…»). Чувство ответственности перед людьми, обусловленное пониманием пророческой роли поэта, его божественным предназначением также пронизывает все повествование. Переживание духовного и нравственного перерождения, обретение нового зрения человеком, отказавшимся от своих прежних принципов, сопровождается осознанием Бога в себе, обретением веры.
    Образ «Пророка» близки к христианско-мифологичекимы, речь в стихотворении организована как речь действующих лиц (поэт, серафим, Бог), передаваемая в монологе лирического героя. Характерно также наличие скрытых смысловых рядов, связанных анафорой («… внял я неба содроганье, / и горних ангелов полет, и гад морских подземный ход…»), которые раскрывают суть перевоплощения героя, показывают, что он вобрал в себя все мироздание, ощутив себя причастным к высшей божественной истине.
    Композиция стихотворения также близка к библейской. Изложение притчевого сюжета и венчание его «гласом божьим», что делается с целью философского обобщения тех идей, которые выдвигает поэт на протяжении повествования. Композиция кольцевая, что подчеркивает четкий ритмический рисунок стихотворения: ритм образован своего рода симметрией начала и конца стихотворения: первые четыре строки организованы в самостоятельную, логически завершенную часть с перекрестной рифмой, последние четыре строки повторяют композиционный рисунок первой части. Между этими частями, как в кольце, располагается средняя, которая представляет собой чередование различных способов рифмовки (смежная, опаясывающая, перекрестная). Внутри каждой строки чередуются четырехстопный ямб и перрихии.
    Глобальному обобщению идеи стихотворения способствует также прием аллегории (описания перерождения человека), символы («пустыня» как пустыня духовно опустошенной личности, «перепутье» как проблема выбора пути человеком, осознавшим необходимость преображения и т.д.), поэтические усиления («… зеницы, как у испуганной орлицы» – усиление устойчивого штампа, сравнивающего острое зрение с орлиным), а также многочисленные инверсии («духовной жаждою томим», «… в пустыне мрачной…»). Глаголы, выражающие либо действие, либо веление к действию, придают повествованию особую выразительность: «водвинул», «восстань», «воззвал», «виждь», «внемли» и т.д. Стихотворение насыщено архаизмами и старославянизмами: «зеницы», «десницей», «отверзлись», «глас», «мудрыя» (змея). Усилению впечатления, приданию особого значения духовному перерождению личности способствуют эпитеты («в пустыне мрачной и скупой», «испуганной орлицы», «грешный язык, и празднословный и лукавый», «уста замерзшие…»), а также сравнения и метафоры («И внял я неба содроганье», «И дальней лозы прозябанье…» и т.п.).
    Анафоры придают эмоциональную напряженность речи пророка, торжественный колорит его монологу.
    В стихотворении «Пророк» раскрываются особенности поэтического мира Пушкина: диалектичность мышления, лаконичность изложения, способность к глобальному философскому обобщению. Здесь точно и кратко изложена основная концепция Пушкина – поэта и человека, его идея о назначении истинного поэта – «глаголом жечь сердца людей», которая пронизывает все пушкинское творчество.

  5. Здесь Пушкин обращается к образам библейской мифологии. В начале стихотворения отражается душевная опустошенность, которая мучила поэта в годы «кризиса», и чудесное преображение чувств и способностей, осознание своей миссии пророка. Чувства поэта предельно обостряются: открывается «мудрое зрение», а также расширяется восприятие внешнего мира. Поэт задается вопросом: возможно ли столь изощренно тонкое восприятие и мудрое наблюдение передать обыкновенным человеческим словом («И он к устам моим приник/ И вырвал грешный мой язык,/ И празднословный, и лукавый, / И жало мудрыя змеи/ В уста замершие мои/ Вложил десницею кровавой».) Поэту необходим «жар сердца»: только очень высокий накал чувств может переплавить обыденную прозаическую жизнь в чистое поэтическое золото («И он мне грудь рассек мечом, / И сердце трепетное вынул,/ И угль, пылающий огнем, / Во грудь отверстую водвинул».) Одной острой наблюдательности и умения поэтически рассказать о том, что видишь, недостаточно для настоящего искусства – это мертвое фотографирование, натурализм. Необходимо активное отношение к наблюдаемому, умение критически, точно, правдиво оценивать его, нужна глубокая и верная идея, наполняющая душу поэта. Так завершается преображение пророка: поэт приходит к мысли, что он должен не просто утешать, радовать людей или доставлять им наслаждение своим творчеством, а учить читателя, вести его за собой.
    Это стихотворение состоит из трех частей. В первой части раскрывается состояние «пророка» до того, как «бога глас к нему воззвал». Он, «томимый духовной жаждой», в «пустыне мрачной влачился». Во второй же части описывается его встреча с посланником Бога – «шестикрылым серафимом», который производит с ним определенные действия – вырывает «грешный язык, и празднословный, и лукавый» и вставляет на его место «жало мудрыя змеи».
    Посланец Бога наделяет поэта способностью слышать и чувствовать то, что раньше было для него недоступно: «моих ушей коснулся он, и их наполнил шум и звон». Восприятие мира лирического героя меняется; он становиться открыт миру, чувствует с ним неразрывную, ограниченную связь. Вместо сердца ему в грудь помещают горящий уголь, так как только человек с горячим, неравнодушным сердцем должен и может говорит людям слово истины.
    В третьей части поэт слышит «Бога глас», который «взывает» к нему, побуждая «видеть» и «внимать» и, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей». Здесь облик поэта и его внутренняя суть совершенно меняются. Его душа пробуждается, он «исполняется волей» Божьей. Поэт, таким образом, не принадлежит себе, он лишь проводник, через который Бог дарит людям красоту и гармонию.
    Взгляды Пушкина на предназначение поэта и поэзии коренным образом отличаются от взглядов романтиков. Основное отличие состоит в том, что Пушкин не рассматривает поэтический талант как заслугу личности, проявление исключительности отдельного человека. Индивидуализм чужд пушкинской философии. Талант для него – это не печать «богоизбранности». Божественный дар, способность более тонко слышать и более сильно чувствовать мир. Поэт – просто человек, обладающий более чутким слухом, чем остальные. Но самое главное качество, которым должен обладать поэт, – это горячее сердце, согретое нравственным законом, гуманным отношением к миру. Без этого «угля» человек мертв. Нравственный закон – тот «глас Божий», который к поэту «воззвал». И его свобода состоит в том, чтобы осознанно следовать этому гласу, напоминая людям о заключенной в них Божественной душе, о красоте мира и добре, которое они призваны творить.
    Для придания большей выразительности языку Пушкин в стихотворении «Пророк» использует метафоры (духовная жажда, пустыня мрачная); сравнения (отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы); эпитеты (сердце трепетное, горний ангелов полет, дольней лозы прозябанье, грешный язык). Архаическая церковная лексика придает языку торжественность, подчеркивается непреходящий, вечный характер изложенного.
    Итак, в стихотворении «Пророк» отразилась одна из центральных идей творчества Пушкина, его представление об истинном предназначении поэта и поэзии, о Божественной «природе» его дара и обязанности истинного поэта следовать своему великому призванию, неся тем самым свет Красоты и Мудрости остальным людям. Стихотворение «Пророк» – это своего рода поэтическая программа Пушкина, его взгляд на мир сквозь призму поэтического дара.

  6. «Пророк» как программное стихотворение Пушкина —  поэт и назначение поэзии
    В августе 1824 года А.Пушкин прибывает в отцовское имение Михайловское, находясь под сильными впечатлениями юга. В то же время именно в этот период в Михайловском поэт будто впервые «сталкивается» с  реальной жизнью народа – видит её сам, соприкасается с бытом и нравами местных крестьян.
    В его творчестве за время этой деревенской ссылки получают более широкое и глубокое развитие мотивы предыдущих лет, воплощенные в новой форме искреннего и выразительного реализма. Именно Михайловскому того времени мы обязаны и новой формулой творчества поэта:
    «Служенье муз не терпит суеты!»
    И именно здесь перо Пушкина выводит и новую формулу назначения поэта – она выражена в стихотворении «Пророк», появившемся здесь в 1826 году.
    А русский славянофил А.Хомяков называет это произведение
    «бесспорно великолепнейшим произведением  русской поэзии».
    Создание этого программного стихотворения пришлось на сложнейшее историческое время нашей страны, характеризующееся:
    Событиями восстаниями и поражением декабристов
    Упадническими настроениями общества
    «Кризисом» августейшей власти
    В такой период для Пушкина как поэта становится актуальным прояснить роль творца в истории, культуре, его назначение и назначение самой поэзии как для высшего блага страны, так и для самого поэта.
    Тема стихотворения «Пророк»
    В основу произведения поэт выбрал сюжет 6 главы книги пророка Исайи. 13 июля были казнены участники восстания, а уже 24 числа того же месяца появился пушкинский «Пророк»
    Поэта в нем Пушкин видит как:
    Избранника
    Провидца,
    Учителя
    Задачей творца он определяет:
    Служение свободе, правде, отчизне
    Просвещение, открытие истины, мудрости
    Средствами достижения таких целей Пушкин называет божественную природу поэзии, божье избранничество самого поэта, поэтому ответственность у творца только перед Богом.

  7. Стихотворение
    «Пророк» было написано в 1826 году. Здесь Пушкин поднимает тему
    боже­ственного призвания поэта-пророка, рисуя идеальный образ поэта. Название и
    содержание сти­хотворения позволяют предположить обращение Пушкина к библейской
    книге пророка Исайи, который находился в отчаянии, видя, что окружающий его мир
    погряз в беззаконии и пороках. «И тогда прилетел… один из серафимов, и в руке
    у него горящий уголь». Ангел «удалил беззако­ние» и «очистил грех» Исайи,
    поручив ему миссию по исправлению людей.
    Пушкин
    дает в «Пророке» свою интерпретацию библейского сюжета. Его лирический герой не
    чувствует себя оскверненным беззаконием общества, но он не равнодушен к
    происходящему вокруг, он «духовной жаждою томим». Именно к такому человеку
    является посланник Бога.
    Все
    образы здесь истинно пушкинские, несмотря на библейский сюжет. Они знакомы нам
    по другим его произведениям (например, в «Подражаниях Корану» мы встречаем тот
    же образ оди­нокого путника). Явление «шестикрылого серафима» в «Пророке»
    помогает поэту обрести дар прозрения, научиться видеть и слышать то, что недоступно
    зрению и слуху обыкновенных людей, постичь великие тайны бытия. Отныне для него
    нет тайн ни на земле, ни под водой. Это возвы­шает его над людьми, но вместе с
    тем и накладывает огромную ответственность. В минуты твор­ческого вдохновения
    поэт обретает нечеловеческую обостренность видения мира, он отрешается от
    своего обычного состояния и может постичь то, что недоступно обыкновенным
    людям. Действия серафима становятся все более жестокими, но дар, полученный
    героем, приобретает все большую ценность. Наконец настает момент наивысшего
    духовного подъема: через ряд мучительных пре­вращений происходит обретение
    мудрости, истины. Взамен «грешного» языка серафим вклады­вает в уста пророка
    «жало мудрыя змеи», а вместо сердца вдвигает «угль, пылающий огнем». Стихотворение
    оканчивается воззванием Бога к новому пророку:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей —
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.

  8. В первой части путник, «духовной жаждою» томимый, влачится в «пустыне мрачной». Он находится в творческом поиске, но встречается с шестикрылым серафимом «на перепутье», в пустыне, где нет дорог. Понятно, что «перепутье» – это символ, выбор, у которого оказался герой. Встреча с серафимом говорит о многом – он является Божьим посланником, и Пушкин подчеркивает этим значимость поэта, его избрание для важной миссии.
    Вторая часть произведения рассказывает о перерождении героя. Оно происходит поэтапно, первая ступень – в результате простого прикосновения путник открывает глаза и приобретает чуткий слух. Но следующие превращения не так безболезненны. Для настоящего поэта мало видеть глубже и слышать тоньше обычного человека. Для поэта не годится «празднословный» и «грешный» язык, чтобы выражать мудрость, его следует поменять на «жало» мудрого змея.
    Но просто «жалящим» словом не создать высокого искусства. Без горячего сердца холодны и талант, и наблюдательность. Поэтому серафим вонзает в грудь путника «угль, пылающий огнем». Преобразившийся поэт достоин нести свет истины. В стихотворении Пушкина арсенал художественных средств необычайно широк:
    метафоры – «глаголом жги», «неба содроганье»;
    эпитеты – «духовная жажда», «язык празднословный»;
    сравнения – «как труп», «как сон».
    Завершая анализ «Пророка» Пушкина, хотелось бы отметить, что кульминацией превращения стала драматическая замена сердца горящим углем и языка жалом змеи. Затем, из третьей части, видно, что такие преображения не прошли бесследно – поэт лежит «как труп». Но Божий глас к нему взывает «восстань» и сообщает свою волю – иди и «жги сердца людей» словом. Так, используя библейскую историю, Пушкин четко доносит главную идею произведения: подлинное призвание поэта в том, чтобы, подобно пророку, словом «жечь сердца людей».

  9. На уроке мы знакомились со стихотворением Пушкина Пророк. Оно было написано в Михайловском, когда поэт пребывал в ссылке. Написал Пушкин стих в период, когда многие его друзья поплатились за участие в декабристском восстании. Некоторые из них были казнены, другие попали в ссылку. Участь самого Пушкина была еще неизвестна. Произошло это в 1826 году. Сейчас же нам предстоит сделать анализ стихотворения Пророк Пушкина по плану кратко, излагая мысли своими словами.

    Анализ стихотворения Пророк кратко своими словами

    Стихотворение появилось вопреки всему. Несмотря на опасность, которая витала над головой поэта, Пушкин осмеливается написать своего Пророка, где возносит миссию поэта на высокий уровень, точнее, на пророческий. Писатель за основу берет библейский сюжет и с помощью метафор, эпитетов и сравнений раскрывает такую тематику, как поет и поэзия. Пушкин в стихотворении поднимает вопросы о назначении поэта и его роли.
    Если обратиться к сюжету работы Пушкина и сделать полный ее анализ, то мы поймем, что автор пытается рассказать нам и показать какими качествами, свойствами должен обладать настоящий поэт, чтобы оправдать это гордое звание.
    Сначала мы видим, что герой утомлен духовной жаждой, он влачит свое существование, пребывая в пустыне мрачной. Но вот с небес спустился серафим и помогает пройти путь изменений. Благодаря изменениям герой перерождается из обычного человека в человека, который будет духовно служить и нести пророческую миссию, то есть, будет исполнять роль поэта.

  10. Автор: Пушкин А.С.
    В творчестве Пушкина принято традиционно выделять тему «поэта и поэзии». К этой группе лирических произведений относят стихотворения, в которых излагаются взгляды автора на природу поэтического дара, на предназначение поэта в этом мире, его высокую миссию. Одним из таких произведений является стихотворение «Пророк».
    Здесь Пушкин обращается к образам библейской мифологии. В начале стихотворения отражается душевная опустошенность, которая мучила поэта в годы «кризиса», и чудесное преображение чувств и способностей, осознание своей миссии пророка. Чувства поэта предельно обостряются: открывается «мудрое зрение», а также расширяется восприятие внешнего мира. Поэт задается вопросом: возможно ли столь изощренно тонкое восприятие и мудрое наблюдение передать обыкновенным человеческим словом («И он к устам моим приник/ И вырвал грешный мой язык,/ И празднословный, и лукавый, / И жало мудрыя змеи/ В уста замершие мои/ Вложил десницею кровавой».) Поэту необходим «жар сердца»: только очень высокий накал чувств может переплавить обыденную прозаическую жизнь в чистое поэтическое золото («И он мне грудь рассек мечом, / И сердце трепетное вынул,/ И угль, пылающий огнем, / Во грудь отверстую водвинул».) Одной острой наблюдательности и умения поэтически рассказать о том, что видишь, недостаточно для настоящего искусства – это мертвое фотографирование, натурализм. Необходимо активное отношение к наблюдаемому, умение критически, точно, правдиво оценивать его, нужна глубокая и верная идея, наполняющая душу поэта. Так завершается преображение пророка: поэт приходит к мысли, что он должен не просто утешать, радовать людей или доставлять им наслаждение своим творчеством, а учить читателя, вести его за собой.
    Это стихотворение состоит из трех частей. В первой части раскрывается состояние «пророка» до того, как «бога глас к нему воззвал». Он, «томимый духовной жаждой», в «пустыне мрачной влачился». Во второй же части описывается его встреча с посланником Бога – «шестикрылым серафимом», который производит с ним определенные действия – вырывает «грешный язык, и празднословный, и лукавый» и вставляет на его место «жало мудрыя змеи».
    Посланец Бога наделяет поэта способностью слышать и чувствовать то, что раньше было для него недоступно: «моих ушей коснулся он, и их наполнил шум и звон». Восприятие мира лирического героя меняется; он становиться открыт миру, чувствует с ним неразрывную, ограниченную связь. Вместо сердца ему в грудь помещают горящий уголь, так как только человек с горячим, неравнодушным сердцем должен и может говорит людям слово истины.
    В третьей части поэт слышит «Бога глас», который «взывает» к нему, побуждая «видеть» и «внимать» и, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей». Здесь облик поэта и его внутренняя суть совершенно меняются. Его душа пробуждается, он «исполняется волей» Божьей. Поэт, таким образом, не принадлежит себе, он лишь проводник, через который Бог дарит людям красоту и гармонию.
    Взгляды Пушкина на предназначение поэта и поэзии коренным образом отличаются от взглядов романтиков. Основное отличие состоит в том, что Пушкин не рассматривает поэтический талант как заслугу личности, проявление исключительности отдельного человека. Индивидуализм чужд пушкинской философии. Талант для него – это не печать «богоизбранности». Божественный дар, способность более тонко слышать и более сильно чувствовать мир. Поэт – просто человек, обладающий более чутким слухом, чем остальные. Но самое главное качество, которым должен обладать поэт, – это горячее сердце, согретое нравственным законом, гуманным отношением к миру. Без этого «угля» человек мертв. Нравственный закон – тот «глас Божий», который к поэту «воззвал». И его свобода состоит в том, чтобы осознанно следовать этому гласу, напоминая людям о заключенной в них Божественной душе, о красоте мира и добре, которое они призваны творить.
    Для придания большей выразительности языку Пушкин в стихотворении «Пророк» использует метафоры (духовная жажда, пустыня мрачная); сравнения (отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы); эпитеты (сердце трепетное, горний ангелов полет, дольней лозы прозябанье, грешный язык). Архаическая церковная лексика придает языку торжественность, подчеркивается непреходящий, вечный характер изложенного.
    Итак, в стихотворении «Пророк» отразилась одна из центральных идей творчества Пушкина, его представление об истинном предназначении поэта и поэзии, о Божественной «природе» его дара и обязанности истинного поэта следовать своему великому призванию, неся тем самым свет Красоты и Мудрости остальным людям. Стихотворение «Пророк» – это своего рода поэтическая программа Пушкина, его взгляд на мир сквозь призму поэтического дара.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *