Сочинение на тему андрей штольц как человек действия

14 вариантов

  1. Вершиной творчества И.А.Гончарова является роман “Обломов”, работа над которым была завершена в 1859 году. В центре произведения – трагическая судьба Ильи Ильича Обломова, безвременно угасшего дворянина, человека умного, доброго, но безвольного, апатичного, не приспособленного к труду и жизни. В системе художественных образов романа одно из важных мест занимает образ друга детства Обломова – Андрея Ивановича Штольца. Это “герой дела”, “человек действия”.
    Штольц и Обломов – антиподы. Они различны во всем, но их связывает долгая и верная дружба. Андрей Штольц – сын управляющего имением в селе, когда-то принадлежащем Обломовым. Он учился вместе с Ильей, оказывал ему “медвежью услугу”, то подсказывая уроки, то делая за него переводы. Да и впоследствии Андрей Штольц будет бескорыстно помогать своему другу во всех жизненных затруднениях.
    Главная черта в характере Штольца – трудолюбие. Его отец – немец, и он дал сыну “трудовое, практическое воспитание”. Иван Богданович объяснял сыну, какая глина на что годится, как добывают деготь, топят сало и т.д. С 14 лет Штлоьц уже один отправлялся в город и точно, правильно выполнял поручения отца. Мать Андрея – русская. От нее он унаследовал язык и веру. Мать бы “держала его возле себя”, как это делала мать Обломова, но Иван Богданович запретил мешать сыну познавать жизнь.
    После окончания университета Штольц-старший отправил сына в Петербург. Он считал, что выполнил свой долг, дав сыну образование. Уехав из родительского дома, Штольц добивается всего, о чем мечтал. Он узнал Европу, “как свое имение”, “видел Россию вдоль и поперек”. Он сделал карьеру, “служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги”. Он поддерживал связи с золотопромышленниками, бывал в Киеве – торговом центре свеклосахарной промышленности, Нижнем Новгороде, знаменитом ежегодными ярмарками, Одессе – крупнейшем центре хлебного экспорта из России, складочном месте иностранных товаров, посещал Лондон, Париж, Лион – торговые и промышленные центры Европы. Таковы масштабы деятельности Штольца. Труд становится целью и смыслом жизни Штольца. Об этом он так говорит Обломову: “Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей”. Штольц никогда не перестает трудиться. Он всегда в действии.
    Портрет Штольца подчеркивает его динамичность: “Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости”. У него нет лишних движений: “Если он сидел, то сидел спокойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно”. Стремление к равновесию является главным во внешности героя, его характере и судьбе. Он “жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль”.
    В нравственной жизни Штольц также управлял своими печалями и радостями, как и контролировал дела. Герой привык быть лидером. В дружбе с Обломовым он выполняет роль сильного наставника. Именно Штольц пытается спасти друга из плена обломовщины. Ему удается совершить невероятное: он заставляет Обломова подняться с дивана и после многолетнего отсутствия появиться в свете. Штольц пишет другу письма из-за границы, приглашает приехать его в Швейцарию и Италию.
    Встретившись с Обломовым через два года, когда он уже и не будет помышлять о переменах в собственной судьбе, Штольц вынужден признаться в своем бессилии: “Уж с надеждами на будущность кончено: если Ольга, этот ангел, не унес тебя на своих крыльях из твоего болота, так я ничего не сделаю”. И все же он предлагает Илье Ильичу “избрать маленький круг деятельности, устроить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить”. Штольц старается внушить Обломову уверенность в своих силах: “…все ты должен и можешь делать”.
    Верность Штольца идеалам юности проявляется в том, что он спасает друга от нищеты, оформляет доверенность на свое имя и берет Обломовку в аренду. Энергичный и деятельный Штольц привел в порядок имение друга, много изменил в Обломовке: построил мост, возвел дом под крышу, назначил нового управляющего.
    Даже в любви и женитьбе Штольц прошел “школу наблюдения, терпения, труда”. Встретив Ольгу Ильинскую в Париже, Штольц стремится разгадать ее ум и характер. Он действует, завоевывает ее любовь. Ольга и Штольц счастливы в семейной жизни. Они жили “как все, как мечтал и Обломов”, но это не было растительным существованием. Они “думали, чувствовали, говорили вдвоем”.
    “Человек действия” для Гончарова – это личность, в которой нашли свое отражение определенные тенденции русской жизни того времени. Штольц стремится к личной независимости, это буржуазный делец, но не хищник. Гончаров любуется кипучей энергией, предприимчивостью Штольца, но показывает и его слабости. В Андрее Ивановиче нет поэзии, мечты, он не имеет программы общественного служения. Его деятельность направлена только на личное благополучие, он отказывается идти на “дерзкую борьбу с мятежными вопросами”. Деятельность Штольца – замаскированная форма “обломовщины”. Герой желает достичь покоя, избавиться от “тумана сомнений, тоски вопросов” о смысле жизни.

  2. Андрей Иванович Штольц- один из главных героев ромна “Обломов”, друг Ильи Ильича Обломова и сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, в пяти верстах от Обломовки. Автор так говорит про этого героя: “Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг… Немецкий язык он наследовал от отца”.
    Образование Штольц получил специфическое: “С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские книги и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова…” С детства Андрей привык к труду, к движению.
    Воспитание его, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос “добрый бурш”, отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын. Если же Андрей появлялся без подготовленного “назубок” урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришел, – и всякий раз юный Штольц возвращался с выученным уроком. Мать Штольца, наоборот, стремилась воспитать истинного джентльмена» – порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями: “в сыне ей мерещился идеал барина, хотя выскочки, из черного тела, от отца-бюргера, но все-таки сына русской дворянки”. Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Штольца.
    Штольц расценивается как фигура почти безусловно положительная, призванная разбудить сонное царство Обломовых и вызвать его обитателей к полезной деятельности. Смущает то, что героем был избран не русский человек, а немец. Этот факт вызывает неприятие Штольца и некоторыми персонажами романа, в частности, Тарантьевым, который говорит о Штольце враждебно, так как тот развенчивает его махинации: “Хорош мальчик! …Русский человек выберет что-нибудь одно, да и то не спеша, потихоньку да полегоньку…”
    Добролюбов увидел в образе Штольца тип буржуазного дельца-предпринимателя, сосредоточенного лишь на устройстве личного счастья и благополучия: “как мог Штольц в своей деятельности успокоиться от всех стремлений и потребностей, которые одолевали даже Обломова, как мог он удовлетвориться своим положением, успокоиться на своем одиноком, отдельном, исключительном счастье…”
    Иначе воспринимает своего друга Обломов; с ранних лет “юношеский жар Штольца заражал Обломова, и он сгорал от жажды труда, далекой, но обаятельной цели”. Обломов привык жить по указке Штольца, в самых мелких делах ему необходим совет друга. Без Штольца Илья Ильич не может ни на что решиться. Впрочем, и следовать советам друга Обломов не торопится: слишком разное у них понятие о жизни, о труде. Не умеющий обходиться без посторонней помощи, Обломов именно в этой черте своего характера составляет полную противоположность Штольцу, который с раннего возраста был приучен отцом ни на кого ни в чем не рассчитывать, кроме себя. Он хочет заниматься одновременно всем, все в равной степени интересует Штольца – коммерция, путешествия, сочинительство, государственная служба. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлева в Петербург, Штольц говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдет к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду. Но это будет только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольца, четырехэтажный дом. Это – основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостает Обломову.
    Стихия Штольца – постоянное движение. В свои тридцать с небольшим он чувствует себя хорошо и привольно только тогда, когда ощущает собственную нужность сразу во всех концах света: “Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь”. Самое же главное в характере Штольца – “как в организме нет ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути”.
    Одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путём, невзирая на преграды: “Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей”. Именно эта черта скорее всего и заставила Гончарова сделать своего героя немцем, правда, с надеждой на то, что не сегодня-завтра под русскими именами появятся новые Штольцы.
    Испытывая самые добрые чувства к Ольге Ильинской, Штольц предпочитает не разбираться в них, а “привить”, как оспу, любовь ей и Обломову, чтобы исполнить свое назначение – пробудить Обломова к разумной деятельности и высокой любви. И когда этот эксперимент не увенчивается успехом, Штольц позволяет проявиться собственному чувству: он женится на Ольге, воспринимая ее не только как любимую женщину, жену, но и как ученицу. На ней Штольц словно проверяет свои собственные теории и философию отношения к жизни.
    Но полностью характер Штольца раскрывается в тот момент, когда, спустя годы, он объяснит Ольге в ответ на ее беспричинные тоску и грусть: “Мы не Титаны с тобой… мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами”.
    Таким образом, проявившись в романном действии как пружина, как попытка вечного преодоления привычного уклада жизни, Штольц представляет для читателей интерес как герой.
    Беру!

  3. В конце 50-х годов XIX века на свет появился роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов”. В своем произведении писатель показал такое явление, как обломовщина, явление, увы, не слишком редкое для России. И.А. Гончаров изобразил не только жертву этого явления – Илью Ильича Обломова, но также и его антипод – энергичного Андрея Ивановича Штольца. Представляя своих героев читателю, Гончаров подробно нарисовал их портреты. Описанием внешности Обломова и Штольца он подчеркивает противоположности их натур. Обломов – “человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный… тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. Штольц же был “весь составлен из костей, мускулов и нервов…”. Цвет лица у него ровный, смугловатый, никакого румянца, глаза – немного зеленоватые. Штольц худощав, щек у него почти вовсе нет. Илья Обломов и Андрей Штольц росли в разных условиях. Образованием Штольца занимался его отец-немец, который очень серьезно относился к получению Андреем глубоких знаний и воспитывал в нем трудолюбие. Еще в раннем детстве он сидел с отцом за географической картой, разбирал библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова. А в 14-15 лет он самостоятельно ездил с поручениями от отца в город и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах. Илья Обломов воспитывался своей матерью, считавшей, что знания никакой особой пользы не принесут, и все в доме были проникнуты убеждением в том, что учение и родительская любовь никак не должны совпадать или что праздник в четверг – непреодолимая преграда к учению на всю неделю. На мягкий характер Илюши Обломова оказала влияние и среднерусская природа с неторопливым течением рек, с великим спокойствием полей и огромных лесов. Ни страшных бурь, ни разрушений не было в Обломовке. Безграничной любовью и лаской был окружен Илюша Обломов в детстве. А какое щедрое богатое хлебосольство было в Обломовке! Как любили поесть и знали толк во многих русских блюдах! Спокойно, неторопливо, обыденно текла жизнь в Обломовке. Взрослые Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц еще больше отличаются друг от друга. Штольц боится воображения, этого двуличного спутника жизни. Обломов же живет только мечтами, развивая воображение, и строит неосуществимые планы. Штольц энергичен, он постоянно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – снова выбирают его. Обломов же постоянно и незаметно для себя порывает связь с обществом. 7-10 тысяч дохода позволяют ему с ленивым спокойствием проводить жизнь на диване. Лежание делается его нормальным состоянием, даже чтение начинает утомлять Илью Ильича. Он признается Андрею, что ему и жить-то лень. Без Штольца Илья Ильич не может ни на что решиться, впрочем, и следовать советам Штольца Обломов не торопится: слишком разное у них понятие о жизни, о труде, о приложении сил. Не умеющий обходиться без посторонней помощи Обломов именно этой чертой своего характера представляет полную противоположность Андрею Штольцу, который с раннего возраста приучен отцом ни на кого ни в чем не рассчитывать. Таким образом, прочитав роман И.А. Гончарова “Обломов”, мы видим основную композиционную особенность – контрастность образов. Противопоставляя Обломову Штольца, Гончаров ясно показывает умирание феодально-крепостнического строя и растущую активность нового – буржуазного. Роман был завершен и напечатан именно в ту пору, когда наступил кризис самодержавно-крепостнического уклада жизни. Недаром известный критик писал: “Обломов” имел громадный успех у русских читателей. Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил этот роман в публике и какое потрясающее впечатление произвел он на общество. Он, как бомба, упал э интеллигентную среду как раз во время самого сильного общественного возбуждения, за три года до освобождения крестьян, когда во всей литературе проповедовали крестовый поход против сна, инерции и застоя”.

  4. В конце 50-х годов XIX века на свет появился роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов”.
    В своем произведении писатель показал такое явление, как обломовщина, явление, увы, не слишком редкое для Российской Федерации. И.А. Гончаров изобразил не только жертву этого явления — Илью Ильича Обломова, но также и его антипод — энергичного Андрея Ивановича Штольца. Представляя своих героев читателю, Гончаров подробно нарисовал их портреты. Описанием внешности Обломова и Штольца он подчеркивает
    противоположности их натур. Обломов — “человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… Цвет лица у Ильи Ильича не
    был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный… тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. Штольц же был “весь составлен из костей, мускулов и нервов…”. Цвет лица у него ровный, смугловатый, никакого румянца, глаза — немного зеленоватые. Штольц худощав, щек у него почти вовсе нет.
    Илья Обломов и Андрей Штольц росли в разных условиях. Образованием Штольца занимался его отец-немец, который очень серьезно относился к получению Андреем глубоких знаний и воспитывал в нем трудолюбие. Еще в раннем детстве он сидел с отцом за географической картой, разбирал библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова. А в 14—15 лет он самостоятельно ездил с поручениями от отца в город и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах. Илья Обломов воспитывался своей матерью, сч1итавшей, что знания никакой особой пользы не принесут, и все в доме были проникнуты убеждением в том, что учение и родительская любовь никак не должны совпадать или что праздник в четверг —непреодолимая преграда к учению на всю неделю. На мягкий характер Илюши Обломова оказала влияние и среднерусская природа с неторопливым течением рек, с великим спокойствием полей и огромных лесов. Ни страшных бурь, ни разрушений не было в Обломовке. Безграничной любовью и лаской был окружен Илюша Обломов в детстве. А какое щедрое богатое хлебосольство было в Обломовке! Как любили поесть и знали толк во многих русских блюдах! Спокойно, неторопливо, обыденно текла жизнь в Обломовке.
    Взрослые Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц еще больше отличаются друг от друга. Штольц боится воображения, этого двуличного спутника жизни. Обломов же живет только мечтами, развивая воображение, и строит неосуществимые планы. Штольц энергичен, он постоянно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; надобно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — снова выбирают его. Обломов же постоянно и незаметно для себя порывает связь с обществом. 7-10 тысяч дохода позволяют ему с ленивым спокойствием проводить жизнь на диване. Лежание делается его нормальным состоянием, даже чтение начинает утомлять
    Илью Ильича. Он признается Андрею, что ему и жить-то лень. Без Штольца Илья Ильич не может ни на что решиться, впрочем, и следовать советам Штольца Обломов не торопится: слишком разное у них понятие о жизни, о труде, о приложении сил. Не умеющий обходиться без посторонней помощи Обломов именно этой чертой своего характера представляет полную противоположность Андрею Штольцу, который с раннего возраста приучен отцом ни на кого ни в чем не рассчитывать.
    Таким образом, прочитав роман И.А. Гончарова “Обломов”, мы видим основную композиционную особенность — контрастность образов. Противопоставляя Обломову Штольца, Гончаров ясно показывает умирание феодально-крепостнического строя и растущую активность нового — буржуазного. Роман был завершен и напечатан именно в ту пору, когда наступил кризис самодержавно-крепостнического уклада жизни. Недаром известный критик писал: “Обломов” имел громадный успех у русских читателей. Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил тот самый роман в публике и какое потрясающее впечатление произвел он на общество. Он, как бомба, упал э интеллигентную среду как раз во время самого сильного общественного возбуждения, за три года до освобождения крестьян, когда во всей литературе проповедовали крестовый поход против сна, инерции и застоя”.

  5. Андрей Иванович Штольц- один из главных героев ромна “Обломов”, друг Ильи Ильича Обломова и сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, в пяти верстах от Обломовки. Автор так говорит про этого героя: “Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг… Немецкий язык он наследовал от отца”.
    Образование Штольц получил специфическое: “С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские книги и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова…” С детства Андрей привык к труду, к движению.
    Воспитание его, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос “добрый бурш”, отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын. Если же Андрей появлялся без подготовленного “назубок” урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришел, – и всякий раз юный Штольц возвращался с выученным уроком. Мать Штольца, наоборот, стремилась воспитать истинного джентльмена» – порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями: “в сыне ей мерещился идеал барина, хотя выскочки, из черного тела, от отца-бюргера, но все-таки сына русской дворянки”. Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Штольца.
    Штольц расценивается как фигура почти безусловно положительная, призванная разбудить сонное царство Обломовых и вызвать его обитателей к полезной деятельности. Смущает то, что героем был избран не русский человек, а немец. Этот факт вызывает неприятие Штольца и некоторыми персонажами романа, в частности, Тарантьевым, который говорит о Штольце враждебно, так как тот развенчивает его махинации: “Хорош мальчик! …Русский человек выберет что-нибудь одно, да и то не спеша, потихоньку да полегоньку…”
    Добролюбов увидел в образе Штольца тип буржуазного дельца-предпринимателя, сосредоточенного лишь на устройстве личного счастья и благополучия: “как мог Штольц в своей деятельности успокоиться от всех стремлений и потребностей, которые одолевали даже Обломова, как мог он удовлетвориться своим положением, успокоиться на своем одиноком, отдельном, исключительном счастье…”
    Иначе воспринимает своего друга Обломов; с ранних лет “юношеский жар Штольца заражал Обломова, и он сгорал от жажды труда, далекой, но обаятельной цели”. Обломов привык жить по указке Штольца, в самых мелких делах ему необходим совет друга. Без Штольца Илья Ильич не может ни на что решиться. Впрочем, и следовать советам друга Обломов не торопится: слишком разное у них понятие о жизни, о труде. Не умеющий обходиться без посторонней помощи, Обломов именно в этой черте своего характера составляет полную противоположность Штольцу, который с раннего возраста был приучен отцом ни на кого ни в чем не рассчитывать, кроме себя. Он хочет заниматься одновременно всем, все в равной степени интересует Штольца – коммерция, путешествия, сочинительство, государственная служба. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлева в Петербург, Штольц говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдет к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду. Но это будет только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольца, четырехэтажный дом. Это – основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостает Обломову.
    Стихия Штольца – постоянное движение. В свои тридцать с небольшим он чувствует себя хорошо и привольно только тогда, когда ощущает собственную нужность сразу во всех концах света: “Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь”. Самое же главное в характере Штольца – “как в организме нет ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути”.
    Одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путём, невзирая на преграды: “Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей”. Именно эта черта скорее всего и заставила Гончарова сделать своего героя немцем, правда, с надеждой на то, что не сегодня-завтра под русскими именами появятся новые Штольцы.
    Испытывая самые добрые чувства к Ольге Ильинской, Штольц предпочитает не разбираться в них, а “привить”, как оспу, любовь ей и Обломову, чтобы исполнить свое назначение – пробудить Обломова к разумной деятельности и высокой любви. И когда этот эксперимент не увенчивается успехом, Штольц позволяет проявиться собственному чувству: он женится на Ольге, воспринимая ее не только как любимую женщину, жену, но и как ученицу. На ней Штольц словно проверяет свои собственные теории и философию отношения к жизни.
    Но полностью характер Штольца раскрывается в тот момент, когда, спустя годы, он объяснит Ольге в ответ на ее беспричинные тоску и грусть: “Мы не Титаны с тобой… мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами”.
    Таким образом, проявившись в романном действии как пружина, как попытка вечного преодоления привычного уклада жизни, Штольц представляет для читателей интерес как герой.

  6. Андрей
    Штольц как “человек действия”. (По роману И.А. Гончарова
    “Обломов”

    В конце
    50-х  годов XIX века  на свет появился роман Ивана  Александровича Гончарова “Обломов”.
    В своем  произведении писатель показал такое  явление, как обломовщина, явление, увы,
    не  слишком редкое для России. И.А.
    Гончаров  изобразил не только жертву
    этого явления —  Илью Ильича Обломова,
    но также и его антипод  — энергичного
    Андрея Ивановича Штольца.
    Представляя  своих героев читателю, Гончаров
    подробно  нарисовал их портреты.
    Описанием внешности  Обломова и Штольца
    он подчеркивает  противоположности их
    натур. Обломов — “человек  среднего
    роста, приятной наружности, с
    темно-серыми глазами, но с отсутствием
    всякой определенной идеи, всякой
    сосредоточенности в чертах лица… Цвет лица  у Ильи Ильича не  был ни
    румяный, ни смуглый, ни положительно
    бледный, а безразличный… тело его, судя по  матовому, чересчур белому цвету шеи,  маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось  слишком изнеженным для мужчины”. Штольц
    же  был “весь составлен из костей,
    мускулов и  нервов…”. Цвет лица у него
    ровный,  смугловатый, никакого румянца,
    глаза —  немного зеленоватые. Штольц
    худощав, щек у  него почти вовсе нет.
    Илья  Обломов и Андрей Штольц росли в разных  условиях. Образованием Штольца
    занимался  его отец-немец, который очень
    серьезно  относился к получению Андреем
    глубоких  знаний и воспитывал в нем
    трудолюбие. Еще в  раннем детстве он
    сидел с отцом за  географической картой,
    разбирал библейские  стихи и  подводил
    итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и  фабричных, а с матерью читал священную  историю, учил басни Крылова. А в 14—15 лет он  самостоятельно ездил с поручениями от
    отца  в город и никогда не случалось,
    чтобы он  забыл что-нибудь, переиначил,
    недоглядел,  дал промах. Илья Обломов
    воспитывался своей  матерью, считавшей,
    что знания никакой  особой пользы не
    принесут, и все в доме были  проникнуты
    убеждением в том, что учение и
    родительская любовь никак не должны
    совпадать или что праздник в четверг —
    непреодолимая преграда к учению на всю
    неделю. На мягкий характер Илюши Обломова  оказала влияние и среднерусская природа с  неторопливым течением рек, с великим  спокойствием полей и огромных лесов. Ни  страшных бурь, ни разрушений не было в  Обломовке. Безграничной любовью и
    лаской  был окружен Илюша Обломов в
    детстве.
    А какое  щедрое богатое хлебосольство было в  Обломовке! Как любили поесть и знали толк
    во  многих русских блюдах! Спокойно,  неторопливо, обыденно текла жизнь в  Обломовке.
    Взрослые  Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц еще  больше отличаются друг от друга. Штольц  боится воображения, этого двуличного  спутника жизни. Обломов же живет только  мечтами, развивая воображение, и строит  неосуществимые планы. Штольц энергичен,
    он  постоянно в движении: понадобится
    обществу  послать в Бельгию или Англию
    агента —  посылают его; нужно написать
    какой-нибудь  проект или приспособить
    новую идею к делу —  снова выбирают его.
    Обломов же постоянно и  незаметно для
    себя порывает связь с  обществом. 7-10
    тысяч дохода позволяют ему с  ленивым
    спокойствием проводить жизнь на  диване.
    Лежание делается его нормальным
    состоянием, даже чтение начинает утомлять  Илью Ильича. Он признается Андрею, что ему и  жить-то лень. Без Штольца Илья Ильич не  может ни на что решиться, впрочем, и  следовать советам Штольца Обломов не  торопится: слишком разное у них понятие
    о  жизни, о труде, о приложении сил. Не
    умеющий  обходиться без посторонней
    помощи Обломов  именно этой чертой
    своего характера  представляет полную
    противоположность  Андрею Штольцу,
    который с раннего возраста  приучен
    отцом ни на кого ни в чем не
    рассчитывать.
    Таким  образом, прочитав роман И.А. Гончарова
    “Обломов”,  мы видим основную
    композиционную  особенность —
    контрастность образов.  Противопоставляя
    Обломову Штольца,  Гончаров ясно
    показывает умирание
    феодально-крепостнического строя и
    растущую активность нового — буржуазного.
    Роман был  завершен и напечатан именно в ту пору,
    когда  наступил кризис
    самодержавно-крепостнического  уклада
    жизни. Недаром известный критик  писал:
    “Обломов” имел громадный успех у
    русских читателей. Нужно было жить в то
    время, чтобы понять, какую сенсацию
    возбудил этот роман в публике и какое
    потрясающее впечатление произвел он на
    общество. Он, как бомба, упал э
    интеллигентную среду как раз во время
    самого сильного общественного возбуждения,  за три года до освобождения крестьян,  когда во всей литературе проповедовали  крестовый поход против сна, инерции и  застоя”.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

  7. Штольц как противоположность Обломова.
    Особенности воспитания Штольца.
    Мечты Штольца, как продолжение его реальной жизни.
    Активность Штольца направлена на карьеру и мещанский уют.
    Нужны ли Штольцы России.
    Вершиной творчества И. А. Гончарова является роман «Обломов». Герой этого романа Илья Ильич Обломов стал третьим знаменитым «лишним человеком» в русской литературе после Онегина и Печорина. Но в отличие от них лишним человеком его делает не столько невозможность найти применение своим силам, сколько особый склад характера, ставший поистине национальным. В романе Обломову противопоставлен Андрей Штольц, который вначале изображается его полной противоположностью.
    Первоначально он задумывался Гончаровым как положительный герой, достойный антипод Обломова. Пассивности главного героя, неумению вести дела проти-вопоставлены неуемная энергия, деловая хватка и предприимчивость Штольца. Автор изобразил его деятельным и активным человеком и мечтал, что в скором времени много «Штольцев явится под русскими именами».
    Штольц рос и воспитывался в той же обстановке и среди тех же людей, что и Обломов. Но воспитание Штольца, тем не менее, резко отличается от тепличного воспитания Обломова. Его отец, немец-эмигрант, является воплощением немецкой аккуратности, деловитости, добротности. Он с детства приучал Андрея к трудолюбию. «Добрый бурш будет!» – говорил о сыне с суровой любовью. Но его мать, русская дворянка, не дает Андрею превратиться в простого обывателя. Она прививает сыну любовь к искусству, мечтательность. Поэтому Штольц, являясь реалистом и деятелем, сохранил в себе душевную тонкость. Так Гончаров хотел соединить в своем герое немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность с русской мечтательностью и мягкостью, с раздумьями о высоком предназначении человека.
    Но сочетания немецкой деловитости и русской душевности у Гончарова не по-лучилось. Несомненно, Штольц обладает положительными качествами, но они в нем только декларированы. В нем ум преобладает над сердцем. Он, конечно, не глух к прекрасному. Так же, как и Обломов, любит помечтать. Но его мечты не выходят за рамки того, что можно заслужить, чего можно добиться своим трудом. В мечтах Штольца нет того полета фантазии и воображения, которые присущи мечтам Обломова. Он не может мечтать о том, чего не в состоянии затем осуществить. В этом и состоит главное различие между Обломовым и Штольцем.
    Часто слова Обломова вызывают у Штольца усмешку. В романе можно встретить несколько сцен их споров. Можно заметить, что Штольц держится несколько снисходительно, как человек, полностью уверенный в своей правоте. Он знает, что только одним своим словом он может обезоружить противника, потому что он обладает практическим опытом, каждое его слово подкреплено делами. А за словами Обломова как будто ничего и нет. Илья Ильич вообще не любит спорить, поэтому старается избежать конфликтных ситуаций. Но если речь заходит о вещах, которые по-настоящему важны для Обломова, то перед читателями предстает тонко чувствующий, страстный мечтатель. В такие минуты он ставит Штольца в тупик, и Андрей кажется несколько ограниченным в своем развитии и даже жалким. Становится ясно, что внутренний мир Обломова намного сложнее, чем мир Штольца, который не способен понять всю противоречивость и поэтичность натуры
    Обломова. Штольц – это рациональная натура, он привык подчинять контролю даже самые интимные чувства, поэтому с недоверием относится к свободным чувствам и страстям.
    Штольц порядочный и честный человек, он предан другу и любит его за душевные качества. Он является единственным человеком, которого Обломов по-настоящему любит и уважает. Штольц переживает из-за того, что Обломов бездеятелен, пытается искренне помочь ему стать более активным, научиться трудиться. Но общее отношение Штольца к Обломову – это смесь жалости и презрения. Он пытается насадить ему активную, деятельную жизнь, противную Обломову, которая вряд ли сможет сделать того счастливым. Но этого Штольц понять не может. Ведь для него хорошо все то, что принято и одобряется обществом. Конечно, Штольц энергичный и деятельный человек. Но какие идеалы вдохновляют его на упорный труд? Читатель все больше убеждается в том, что никаких высоких идеалов нет у Штольца, а его деятельность и активность направлены на личное преуспевание и мещанский комфорт.
    Становится ясно, что Гончаров не приемлет обе крайности. Но он убежден, что Штольцы необходимы России, так как такие люди представляют собой тип порядочного предпринимателя. Без таких деятелей Россия не сможет обеспечить себя всем необходимым и идти вперед. Но писатель подчеркивает, что Штольцы нужны России только при наличие Обломовых, иначе мир будет выглядеть ограниченным и неуютным.
    В финале романа Штольц так отвечает на тревоги и размышления Ольги Ильинской: «Мы не титаны с тобой… мы не пойдем с Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту…» Гончаров изобразил худший вариант «обломовщины», потому-то у Штольца она тупая и самодовольная.
    Поэтому Гончаров стремился создать идеальный союз Обломовых и Штольцев, который сочетал бы в себе все хорошее, присущее обоим. Таким человеком в романе стала Ольга Ильинская. Именно в ее образе воплотились надежды Гончарова.

  8. В конце 50-х годов XIX века на свет появился роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов”. В своем произведении писатель показал такое явление, как обломовщина, явление, увы, не слишком редкое для России. И.А. Гончаров изобразил не только жертву этого явления – Илью Ильича Обломова, но также и его антипод – энергичного Андрея Ивановича Штольца. Представляя своих героев читателю, Гончаров подробно нарисовал их портреты. Описанием внешности Обломова и Штольца он подчеркивает противоположности их натур. Обломов – “человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный… тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. Штольц же был “весь составлен из костей, мускулов и нервов…”. Цвет лица у него ровный, смугловатый, никакого румянца, глаза – немного зеленоватые. Штольц худощав, щек у него почти вовсе нет. Илья Обломов и Андрей Штольц росли в разных условиях. Образованием Штольца занимался его отец-немец, который очень серьезно относился к получению Андреем глубоких знаний и воспитывал в нем трудолюбие. Еще в раннем детстве он сидел с отцом за географической картой, разбирал библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова. А в 14-15 лет он самостоятельно ездил с поручениями от отца в город и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах. Илья Обломов воспитывался своей матерью, считавшей, что знания никакой особой пользы не принесут, и все в доме были проникнуты убеждением в том, что учение и родительская любовь никак не должны совпадать или что праздник в четверг – непреодолимая преграда к учению на всю неделю. На мягкий характер Илюши Обломова оказала влияние и среднерусская природа с неторопливым течением рек, с великим спокойствием полей и огромных лесов. Ни страшных бурь, ни разрушений не было в Обломовке. Безграничной любовью и лаской был окружен Илюша Обломов в детстве. А какое щедрое богатое хлебосольство было в Обломовке! Как любили поесть и знали толк во многих русских блюдах! Спокойно, неторопливо, обыденно текла жизнь в Обломовке. Взрослые Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц еще больше отличаются друг от друга. Штольц боится воображения, этого двуличного спутника жизни. Обломов же живет только мечтами, развивая воображение, и строит неосуществимые планы. Штольц энергичен, он постоянно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – снова выбирают его. Обломов же постоянно и незаметно для себя порывает связь с обществом. 7-10 тысяч дохода позволяют ему с ленивым спокойствием проводить жизнь на диване. Лежание делается его нормальным состоянием, даже чтение начинает утомлять Илью Ильича. Он признается Андрею, что ему и жить-то лень. Без Штольца Илья Ильич не может ни на что решиться, впрочем, и следовать советам Штольца Обломов не торопится: слишком разное у них понятие о жизни, о труде, о приложении сил. Не умеющий обходиться без посторонней помощи Обломов именно этой чертой своего характера представляет полную противоположность Андрею Штольцу, который с раннего возраста приучен отцом ни на кого ни в чем не рассчитывать. Таким образом, прочитав роман И.А. Гончарова “Обломов”, мы видим основную композиционную особенность – контрастность образов. Противопоставляя Обломову Штольца, Гончаров ясно показывает умирание феодально-крепостнического строя и растущую активность нового – буржуазного. Роман был завершен и напечатан именно в ту пору, когда наступил кризис самодержавно-крепостнического уклада жизни. Недаром известный критик писал: “Обломов” имел громадный успех у русских читателей. Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил этот роман в публике и какое потрясающее впечатление произвел он на общество. Он, как бомба, упал э интеллигентную среду как раз во время самого сильного общественного возбуждения, за три года до освобождения крестьян, когда во всей литературе проповедовали крестовый поход против сна, инерции и застоя”.

    Похожие сочинения

    Понимание смысла жизни Обломовым и Штольцем

  9. Вершиной творчества И. А.Гончарова является роман «Обломов, работа над которым была завершена в 1859 году. В центре произведения – трагическая судьба Ильи Ильича Обломова, безвременно угасшего дворянина, человека умного, доброго, но безвольного, апатичного, не приспособленного к труду и жизни. В системе художественных образов романа одно из важных мест занимает образ друга детства Обломова – Андрея Ивановича Штольца. Это «герой дела, «человек действия.
    Штольц и Обломов – антиподы. Они различны во всем, но их связывает долгая и верная дружба. Андрей Штольц – сын управляющего имением в селе, когда-то принадлежащем Обломовым. Он учился вместе с Ильей, оказывал ему «медвежью услугу, то подсказывая уроки, то делая за него переводы. Да и впоследствии Андрей Штольц будет бескорыстно помогать своему другу во всех жизненных затруднениях.
    Главная черта в характере Штольца – трудолюбие. Его отец – немец, и он дал сыну «трудовое, практическое воспитание. Иван Богданович объяснял сыну, какая глина на что годится, как добывают деготь, топят сало и т. д. С 14 лет Штлоьц уже один отправлялся в город и точно, правильно выполнял поручения отца. Мать Андрея – русская. От нее он унаследовал язык и веру. Мать бы «держала его возле себя, как это делала мать Обломова, но Иван Богданович запретил мешать сыну познавать жизнь.
    После окончания университета Штольц-старший отправил сына в Петербург. Он считал, что выполнил свой долг, дав сыну образование. Уехав из родительского дома, Штольц добивается всего, о чем мечтал. Он узнал Европу, «как свое имение, «видел Россию вдоль и поперек. Он сделал карьеру, «служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он поддерживал связи с золотопромышленниками, бывал в Киеве – торговом центре свеклосахарной промышленности, Нижнем Новгороде, знаменитом ежегодными ярмарками, Одессе – крупнейшем центре хлебного экспорта из России, складочном месте иностранных товаров, посещал Лондон, Париж, Лион – торговые и промышленные центры Европы. Таковы масштабы деятельности Штольца. Труд становится целью и смыслом жизни Штольца. Об этом он так говорит Обломову: «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей. Штольц никогда не перестает трудиться. Он всегда в действии.
    Портрет Штольца подчеркивает его динамичность: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости. У него нет лишних движений: «Если он сидел, то сидел спокойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно. Стремление к равновесию является главным во внешности героя, его характере и судьбе. Он «жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль.
    В нравственной жизни Штольц также управлял своими печалями и радостями, как и контролировал дела. Герой привык быть лидером. В дружбе с Обломовым он выполняет роль сильного наставника. Именно Штольц пытается спасти друга из плена обломовщины. Ему удается совершить невероятное: он заставляет Обломова подняться с дивана и после многолетнего отсутствия появиться в свете. Штольц пишет другу письма из-за границы, приглашает приехать его в Швейцарию и Италию.
    Встретившись с Обломовым через два года, когда он уже и не будет помышлять о переменах в собственной судьбе, Штольц вынужден признаться в своем бессилии: «Уж с надеждами на будущность кончено: если Ольга, этот ангел, не унес тебя на своих крыльях из твоего болота, так я ничего не сделаю. И все же он предлагает Илье Ильичу «избрать маленький круг деятельности, устроить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить. Штольц старается внушить Обломову уверенность в своих силах: «…все ты должен и можешь делать.
    Верность Штольца идеалам юности проявляется в том, что он спасает друга от нищеты, оформляет доверенность на свое имя и берет Обломовку в аренду. Энергичный и деятельный Штольц привел в порядок имение друга, много изменил в Обломовке: построил мост, возвел дом под крышу, назначил нового управляющего.
    Даже в любви и женитьбе Штольц прошел «школу наблюдения, терпения, труда. Встретив Ольгу Ильинскую в Париже, Штольц стремится разгадать ее ум и характер. Он действует, завоевывает ее любовь. Ольга и Штольц счастливы в семейной жизни. Они жили «как все, как мечтал и Обломов, но это не было растительным существованием. Они «думали, чувствовали, говорили вдвоем.
    «Человек действия для Гончарова – это личность, в которой нашли свое отражение определенные тенденции русской жизни того времени. Штольц стремится к личной независимости, это буржуазный делец, но не хищник. Гончаров любуется кипучей энергией, предприимчивостью Штольца, но показывает и его слабости. В Андрее Ивановиче нет поэзии, мечты, он не имеет программы общественного служения. Его деятельность направлена только на личное благополучие, он отказывается идти на «дерзкую борьбу с мятежными вопросами. Деятельность Штольца – замаскированная форма «обломовщины. Герой желает достичь покоя, избавиться от «тумана сомнений, тоски вопросов о смысле жизни.

  10. Окт
    27 2016

    Андрей Штольц как «человек действия».

    В 1859 г. вышел в свет роман И. А. Гончарова «Обломов», справедливо считающийся вершиной творчества писателя, и впервые на всю Россию прозвучало слово «обломовщина». Глубокий смысл этого нового понятия открыл читателям Н. Добролюбов в статье «Что такое обломощина?». Говоря в своей статье о новизне романа Гончарова, Добролюбов сопоставил образ Обломов со многими предшествующими героями русской литературы: Онегиным, Печориным, Рудиным, Бельтовым. Все они носили в себе, в своей копирование запрещено © 2005 психологии, в образе мысли, а, главное, в образе жизни черты «обломовщины».
    Новым был не сам Обломов, а то, что такой герой оказался в центре внимания. Черты, ранее отраженные в характере Онегина, Печорина и др. как второстепенные, теперь выдвинулись на первый план. И хотя все эти герои – натуры сильные, люди с высокими и благородными стремлениями, «над всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина». Эта черта, не являясь главной, определяющей, глубоко спрятана в психологии упомянутых героев, хотя именно обломовщина причина их неустройства, их неприспособленности к жизни и всех прочих бед. «Весьма вероятно, писал Добролюбов, что при других условиях жизни, в другом обществе они нашли бы себе какое-нибудь занятие… Дело в том, что у них всех одна общая черта – бесплодное стремление к деятельности, сознание, что из них многое могло бы выйти, но не выйдет ничего».
    И это самое верное определение «обломовщины». У Гончарова она оказалась в центре изображения, и сам автор неоднократно вводит это понятие в кульминационных местах повествования. Впервые это слово исходит из уст Андрея Штольца, как ответ на идиллическую картину жизни, нарисованную Обломовым: «Это…(Штольц задумался и искал, как назвать эту жизнь).
    Какая-то … обломовщина, сказал он наконец». Андрей Иванович Штольц противопоставлен в романе Обломову. первоначально он мыслился Гончаровым как положительный герой, достойный антипод Обломову. Автор мечтал, что со временем много «Штольцев явится под русскими именами».
    Он пытался соединить в Штольце немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность с русской мечтательностью и мягкостью, с философическими раздумьями о высоком предназначении человека. Отец у Штольца – деловитый бюргер, а мать – русская дворянка. Но синтеза немецкой практической и русской душевной широты у Гончарова не получилось.
    В Штольце ум преобладает над сердцем. Это натура рациональная, подчиняющая логическому контролю даже самые интимные чувства, и с недоверием относящаяся к поэзии свободных чувств и страстей. Конечно, у Штольца есть много хороших качеств, выгодно отличающих его от Обломова.
    Он деятелен и энергичен, это «человек действия». Умеет идти к своей цели, «отважно шагая через все преграды». Правда, не было в нем той отваги, которая позволила бы ему, закрыв глаза, очертя голову, скакнуть через бездну.
    Нет, он сначала хорошенько измерит бездну «и если нет верного средства одолеть, он отойдет, что бы там про него ни говорили». Очень точно подмечено здесь Гончаровым отсутствие у Штольца воображения и вдохновения, его бескрылость. Как и Обломов, он добр и честен, но вместе с тем тверд и расчетлив.
    Штольц весь поглощен своими делами, в которых видит единственный смысл жизни. Но для чего и во имя чего он трудиться? Вот этого-то он и не знает. Впрочем, Обломову Штольц отвечает так: «Для самого труда, больше ни для чего. Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей.
    Вот ты выгнал труд из жизни, на что она похожа?» Гончаров проницательно запечатлел в образе Штольца буржуазного дельца, предпринимателя и приобретателя, чуждого высоким духовным порывам и лишенного общественных идеалов, для которого труд не имеет нравственного смысла и служит только средством непрерывного обогащения. Итак, Штольц как своего рода «положительный герой», как противовес Обломову, явно не состоялся.
    И это ощущал сам автор, заметивший, что образ этот «слаб, бледен» и что «из него слишком голо выглядывает идея». Порицая и отвергая Обломова, Штольц и сам в себе носит элементы обломовщины. Ибо отсутствие высокой цели в жизни обескрыливает ее, превращая человеческое существование все в ту же беспросветную обломовщину.
    Предыдущие Сочинения: Тема войны в русской литературе
    Следующие Сочинения: Рецензия на повесть Ф. А. Абрамова «Алька»
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Андрей Штольц как «человек действия». . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Андрей Штольц как антипод Обломова
    Обломов и Штольц.
    Два лика любви в романе И. А. Гончарова “Обломов”
    Обломов и Штольц
    Обломов и Штольц
    ШТОЛЬЦ КАК АНТИПОД ОБЛОМОВА
    Обломов – типичный представитель поместного дворянства в дореформенной России.
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  11. Текст сочинения:
    В 1859 г. вышел в свет роман И.А. Гончарова Обломов, справедливо считающийся вершиной ?ворчества писателя, и впервые на всю Россию прозвучало слово обломовщина. Глубокий смысл этого нового понятия открыл читателям Н. Добролюбов в статье Что такое обломощина?. Говоря в своей статье о новизне романа Гончарова, Добролюбов сопоставил образ Обломов со многими предшествующими героями русской литературы: Онегиным, Печориным, Рудиным, Бельтовым. Все они носили в себе, в своей копирование запрещено психологии, в образе мысли, а, главное, в образе жизни чер?ы обломовщины. Новым был не сам Обломов, а то, что такой герой оказался в центре внимания. Чер?ы, ранее отраженные в характере Онегина, Печорина и др. как второстепенные, теперь выдвинулись на первый план. И хотя все э?и герои натуры сильные, люди с высокими и благородными стремлениями, над всеми э?ими лицами ?яготеет одна и та же обломовщина. Эта черта, не являясь главной, определяющей, глубоко спрятана в психологии упомяну?ых героев, хотя именно обломовщина – причина их неустройства, их неприспособленности к жизни и всех прочих бед. Весьма вероятно, – писал Добролюбов, – что при других условиях жизни, в другом обществе они нашли бы себе какое-нибудь занятие Дело в том, что у них всех одна общая черта бесплодное стремление к деятельности, сознание, что из них многое могло бы вый?и, но не выйдет ничего. И это самое верное определение обломовщины.
    У Гончарова она оказалась в центре изображения, и сам автор неоднократно вводи? это понятие в кульминационных местах повествования. Впервые это слово исходи? из уст Андрея Штольца, как ответ на идиллическую кар?ину жизни, нарисованную Обломовым:
    – Это(Штольц задумался и искал, как назвать э?у жизнь). Какая-то обломовщина, – сказал он наконец.
    Андрей Иванович Штольц противопоставлен в романе Обломову. первоначально он мыслился Гончаровым как положительный герой, достойный ан?ипод Обломову. Автор мечтал, что со временем много Штольцев яви?ся под русскими именами. Он пытался соединить в Штольце немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность с русской мечтательностью и мягкостью, с философическими раздумьями о высоком предназначении человека. Отец у Штольца делови?ый бюргер, а мать русская дворянка. Но синтеза немецкой практической и русской душевной широты у Гончарова не получилось. В Штольце ум преобладает над сердцем. Это натура рациональная, подчиняющая логическому контролю даже самые ин?имные чувства, и с недоверием относящаяся к поэзии свободных чувств и страстей.
    Конечно, у Штольца есть много хороших качеств, выгодно отличающих его от Обломова. Он деятелен и энергичен, это человек действия. Умеет ид?и к своей цели, отважно шагая через все преграды. Правда, не было в нем той отваги, которая позволила бы ему, закрыв глаза, очер?я голову, скакнуть через бездну. Нет, он сначала хорошенько измери? бездну и если нет верного средства одолеть, он отойдет, что бы там про него ни говорили. Очень точно подмечено здесь Гончаровым отсу?ствие у Штольца воображения и вдохновения, его бескрылость. Как и Обломов, он добр и честен, но вместе с тем ?верд и расчетлив. Штольц весь поглощен своими делами, в которых види? единственный смысл жизни. Но для чего и во имя чего он трудиться? Вот этого-то он и не знает. Впрочем, Обломову Штольц отвечает так: Для самого труда, больше ни для чего. Труд образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей. Вот ?ы выгнал труд из жизни, на что она похожа? Гончаров проницательно запечатлел в образе Штольца буржуазного дельца, предпринимателя и приобретателя, чуждого высоким духовным порывам и лишенного общественных идеалов, для которого труд не имеет нравственного смысла и служи? только средством непрерывного обогащения.
    Итак, Штольц как своего рода положительный герой, как противовес Обломову, явно не состоялся. И это ощущал сам автор, заметивший, что образ этот слаб, бледен и что из него слишком голо выглядывает идея. Порицая и отвергая Обломова, Штольц и сам в себе носи? элемен?ы обломовщины. Ибо отсу?ствие высокой цели в жизни обескрыливает ее, превращая человеческое существование все в ?у же беспросветную обломовщину.
    Права на сочинение “Андрей Штольц как человек действия.” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *