Сочинение на тему ангел и демон

6 вариантов

  1. Областной конкурс творческих работ учащихся,
    посвященный 200-летию со дня рождения
    великого русского писателя М.Ю. Лермонтова,
    «На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова…»
    ЭССЕ
    Образы ангела и демона в поэзии М.Ю.Лермонтова
    Авагимян Светлана Сергеевна
    17 лет, 10 класс
    Озерский район, пос. Пограничное, ул. Багратиона, 5
    +79052404196
    Новостроевская средняя школа
    Озерского района
    +74014273217
    Потапенко Наталья Алексеевна,
    учитель русского языка и литературы
    Новостроево 2014
    Творчество М. Ю. Лермонтова – удивительное сочетание гражданских, философских и личных мотивов. По мнению критиков, его произведения обладают особенной притягательностью. До Лермонтова никто так точно и подробно не описывал воплощение «духов зла и добра».
    «Ангел» – одно из самых ранних стихотворений поэта, написанное в память о рано ушедшей матери и ее песнях, слышанных поэтом в детстве. Это единственное произведение, в котором «святых» и «райских» звуков не коснулись сомнения и отрицание. Память о навсегда утраченном времени «безгрешного блаженства» передает идеал, чуждый земных соблазнов и впечатлений.
    Душа, принесенная Ангелом на землю, «долго на свете томилась …, желанием чуждым полна». В стихотворении мир земли противопоставлен образу неба как мир печали и слез. Песня ангела – это воплощение мечты, стремлений, идеалов поэта, душа которого «чудесного искала». На удивление, стихотворение звучит как песня.
    Он душу младую в объятиях нес
    Для мира печали и слез;
    И звук его песни в душе молодой
    Остался – без слов, но живой.
    И долго на свете томилась она,
    Желанием чудным полна;
    И звуков небес заменить не могли
    Ей скучные песни земли.
    В поэме «Демон» Лермонтов показал главного героя не злым и уродливым посланцем ада, а существом «крылатым и прекрасным». Демон – падший ангел, которого изгнали с небес за грех мятежа и неповиновения. Он лишен не только смерти, но и дара забвения – таково наказание за его преступления.
    Скучающий, уставший от свершения зла Демон меняется, когда видит молодую грузинку Тамару. Сила земной жизни и мимолетной красоты, воплотившаяся в летящем счастливом танце, вдруг трогает эту блуждающую душу и поражает в ней «неизъяснимое волнение».
    Цель Демона не очередное сотворение зла, погибель любящей души. Это мятеж против установленного Богом мирового порядка, попытка изменить судьбу и свой приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая. Ангельская тень монахини Тамары пробуждает земную любовь гения зла. Демон хочет возродиться, избавиться от вечного проклятия и осуждения и спастись пусть даже ценой гибели безгрешной души монахини.
    Демон и зло торжествуют. Но за страдания и искреннюю любовь, чистоту души и попытку спасти великого грешника грехи Тамары прощаются и открываются ворота рая. «И проклял Демон побежденный мечты безумные свои…» Ангел смерти остается вновь один, без любви и веры, в своей скучной, холодной вечности, в мрачном мировом зле.
    Причину поражения Демона Лермонтов видел в ограниченности его чувств, поэтому сочувствовал своему герою, но и осуждал за надменное ожесточение против мира. В образе Демона поэт запечатлел «вечный ропот человека» как гордое желание встать вровень с природой. Божественный мир могущественнее мира личности — такова позиция поэта.
    Поэзия Лермонтова дает нам силу духа, учит понимать доброту и красоту мира. Заставляет задуматься о времени и о себе.

  2. 2
    Текст добавил: CIIATb_HUKOGDA_HE_PO3HO

    Демон в поэме изображен не как обычно: злым, отвратительным и уродливым посланцем ада, а существом «крылатым и прекрасным». Демон -не сатана, а падший ангел, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение. Он лишен не только смерти, но и дара забвения – такое наказание за его преступление. Тоска по потерянному раю, одиночество изгоя, жажда мести, презрение к ничтожным суетным людям- вот, что движет им в непрерывной борьбе божественной идеей добра и всем божьим миром и в каком-то усталом равнодушном свершении зла. В поэме перед нами предстает Демон в 3-х образах. Первый – это скучающий, уставший от свершения зла демон. Но все меняется, когда он видит молодую невесту-грузинку Тамару. Второй образ. Сила земной жизни и мимолетной красоты, воплотившаяся в летящем счастливом танце, вдруг трогает эту заблудшую душу и порождает в ней «неизъяснимое волнение».
    Я позавидовал невольно
    Неполной радости земной
    Демон влюбляется в Тамару
    …Он был похож на вечер ясный…
    …С глазами полными печали и
    Чуждой нежностью речей…
    Цель Демона – не очередное сотворении зла, погибель соблазненной души. Это мятеж против установленного Богом мирового порядка, попытка изменить судьбу и свой приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом и заслуженного наказания. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая, ангельская песнь монахини Тамары пробуждает в духе земную любовь и исторгает слезы, но сама слеза его неземная, она прожигает дикий камень у монастырских стен. Третий образ. Лермонтов показывает этой красноречивой деталью, что и любовь вечного гения зла, опасна, греховна, гибельна для слабой смертной женщины. Дух хочет возродится, избавится от вечного проклятия и осуждения и спастись любой ценой, пусть ценой гибели юной, безгрешной души монахини.
    Тамара погибает и между Демоном и Ангелом начинается борьба за ее душу. Демон и зло торжествуют, но за страдания и искреннюю любовь, чистоту души и за попытку спасти великого грешника все грехи ей отпускаются, открываются врата рая , светлый ангел отвергает все грозные требования и притязания Демона на трепещущую душу юной монахини.
    И Демон вновь остается один, без любви и веры, в своей скучной, холодной вечности и мрачном мире мирового зла.
    Добавил: Lilelechka
    Беру!

  3. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» по праву считается вершиной русской романтической поэзии. Замысел ее воз­ник еще в 1829 году. Поэт работал над ним почти всю свою творческую жизнь, создав восемь вариантов поэмы. Лер­монтов нарисовал яркий образ — портрет Кавказа — из совокупности экзотических пейзажей, зарисовок патриар­хального быта и оригинальных персонажей, на фоне кото­рых предстал главный герой. Но более всего оригинальный авторский подход виден в понимании конфликта и в рас­крытии образа Демона: здесь сказались отзвуки новейших для того времени воззрений на проблему личности.
    Демон Лермонтова — образ человечный и возвышен­ный, вызывает не ужас и отвращение, а сочувствие и сожаление. Он воплощение абсолютного одиночества. Демон одинок поневоле, он страдает от своего тяжкого одиночества и преисполнен тоски по духовной близости. Демон существует как бы на грани разных миров, и пото­му-то Тамара представила его следующим образом:
    То не был ангел-небожитель,
    Ее божественный хранитель:
    Венок из радужных лучей
    Не украшал его кудрей.
    То не был ада дух ужасный,
    Порочный мученик — о нет!
    Он был похож на вечер ясный:
    Ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет!..
    В поэме Лермонтова предстает не дерзкий претендент на власть небесного владыки, не возмутитель спокойствия и порядка во вселенной, не враг человечества. Лермонтов создал образ жертвы несправедливого мироустройства.
    Демон тоскует по гармонии. Он страдает от противо­речий, раздирающих все вокруг него. Демон тоскует по справедливости, но и она недоступна для него, потому что не может быть справедливым мир, основанный на борьбе противоположностей. Демон не только сам страдает, но и обязан мучить людей.
    Ничтожной властвуя землей,
    Он сеял зло без наслажденья,
    Нигде искусству своему
    Он не встречал сопротивленья —
    И зло наскучило ему.
    И он искал примирения с извечным противником, жаждал возрождения к новой участи, искал общения с чистой душой, пытался полюбить с «неземной страстью» — бескорыстно и самозабвенно. В этом смысле его встреча с Тамарой не случайна, а подготовлена всеми предыдущими нравственными исканиями. Демон не намеревался иску­шать ее: он искренне полюбил, а такая любовь предпола­гает готовность приносить добро. И столь же искренним он был, когда явился на необычное свидание:
    И входит он, любить готовый,
    С душой, открытой для добра,
    И мыслит он, что жизни новой
    Пришла желанная пора.
    Демон готов отказаться от свободы в одиночестве, чтобы обрести расцвет души в общении. Однако его наме­рениям не дано сбыться. Примирение с небесами не состо­ялось: Демона оттолкнули. Чистая любовь не осуществи­лась- его опять заставили сыграть роль искусителя. В келье Тамары его уже поджидает Ангел: «И вместо сладкого привета Раздался тягостный укор». Посланец небесного владыки назвал его духом беспокойным и порочным, а в посещении Тамары увидел злой умысел. Не стерпев уни­жения, Демон вступает в борьбу за душу Тамары, но теперь не ради ее любви, а чтобы доказать свое могущество и превосходство над Ангелом. Так на пути нравственных исканий Демон совершил поворот вспять. «И вновь в душе его проснулся Старинной ненависти яд» — эта психологи­ческая мотивировка объясняет срыв намечавшегося пере­рождения Демона.
    У современников Лермонтова постоянно возникали вопросы о том, почему в основе мироустройства лежит трагичная дисгармония. У реалистов и романтиков ответы были разными по выражению, но почти одинаковыми по существу.
    Так, например, и у Пушкина в поэме «Медный всад­ник» возникал вопрос: кто виноват в трагедии «бедного Евгения», чье счастье разбито наводнением? И Пушкин помогал читателю понять: не император-преобразователь, не «разъяренная Нева», не случай и слепые стихии вино­ваты, а историческая необходимость всему причиной.
    Лермонтов же обратился к древнему мифу, чтобы в духе романтических воззрений представить извечно траге­дийную основу мира.
    В поэме Лермонтова «Демон» особенным образом преломились настроения и духовные искания 1830-х годов. Однако ее значение шире тех исторических рамок: поэма увлекла своим содержанием и эстетическими достоинства­ми многие поколения русских читателей.

  4. Демон снова невиновен, но обвинен. И не имеет возможности для объяснения. На фоне этого
    Вновь в душе его проснулся
    Старинной ненависти яд,
    и он вступает в борьбу за душу Тамары уже не ради любви, а чтобы доказать свое превосходство над Ангелом. Так терпит крушение начинающееся перерождение героя.
    По своему философско-этическому содержанию образ Тама­ры равновелик образу Демона. Автор наделил ее той полнотой пе­реживаний, которая исчезла в современном мире; любовь ее са­моотверженна и соединена с искупительным страданием. Поэто­му, Погубив Тамару, Демон не только наказан безысходным одино­чеством, но и побежден в самый момент своей мнимой победы — так как его жертва возвысилась над ним.
    Этот последний этап эволюции замысла был связан с общей переоценкой индивидуалистической идеи, затронувшей все твор­чество Лермонтова конца 30-х гг. Справедливость невозможна в мире, основанном на борьбе противоположностей. Примирить добро со злом, любовь с ненавистью, ложь с правдой не в силах даже Демон, при всем своем могуществе.
    Ангел побеждает, но при этом он признает мысль своего со­перника о торжестве зла на земле, доказывая тем самым правоту сомнений Демона. Неизбежность начала отрицания заключена и в последних словах поэмы:
    .. .Вечный ропот человека
    Их вечный мир не возмутит.
    Таким образом, победа Ангела — это и победа Демона. Но Де­мон остался существом бунтующим и страдающим; в его моноло­гах звучит отрицание существующего миропорядка, и его-голос сливается с голосом автора. Жизнь человека бессмысленна, опус­тошена, обесценена — такой приговор вынесен Лермонтовым сво­ему времени, своему народу.
    Поэт на основе древнего мифа представил извечную трагедию мира, поэтому своим содержанием и эстетической глубиной по­эма «Демон» увлекала и продолжает увлекать многие поколения.[/sms]

  5. Демон в поэме изображен не как обычно: злым, отвратительным и уродливым посланцем ада, а существом «крылатым и прекрасным». Демон -не сатана, а падший ангел, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение. Он лишен не только смерти, но и дара забвения – такое наказание за его преступление. Тоска по потерянному раю, одиночество изгоя, жажда мести, презрение к ничтожным суетным людям- вот, что движет им в непрерывной борьбе божественной идеей добра и всем божьим миром и в каком-то усталом равнодушном свершении зла. В поэме перед нами предстает Демон в 3-х образах. Первый – это скучающий, уставший от свершения зла демон. Но все меняется, когда он видит молодую невесту-грузинку Тамару. Второй образ. Сила земной жизни и мимолетной красоты, воплотившаяся в летящем счастливом танце, вдруг трогает эту заблудшую душу и порождает в ней «неизъяснимое волнение».
    Я позавидовал невольно
    Неполной радости земной
    Демон влюбляется в Тамару
    …Он был похож на вечер ясный…
    …С глазами полными печали и
    Чуждой нежностью речей…
    Цель Демона – не очередное сотворении зла, погибель соблазненной души. Это мятеж против установленного Богом мирового порядка, попытка изменить судьбу и свой приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом и заслуженного наказания. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая, ангельская песнь монахини Тамары пробуждает в духе земную любовь и исторгает слезы, но сама слеза его неземная, она прожигает дикий камень у монастырских стен. Третий образ. Лермонтов показывает этой красноречивой деталью, что и любовь вечного гения зла, опасна, греховна, гибельна для слабой смертной женщины. Дух хочет возродится, избавится от вечного проклятия и осуждения и спастись любой ценой, пусть ценой гибели юной, безгрешной души монахини.
    Тамара погибает и между Демоном и Ангелом начинается борьба за ее душу. Демон и зло торжествуют, но за страдания и искреннюю любовь, чистоту души и за попытку спасти великого грешника все грехи ей отпускаются, открываются врата рая , светлый ангел отвергает все грозные требования и притязания Демона на трепещущую душу юной монахини.
    И Демон вновь остается один, без любви и веры, в своей скучной, холодной вечности и мрачном мире мирового зла.

  6. С момента гибели жениха начинается путь страдания Тамары. Земная любовь сменяется могучей страстью к Познанью, а цельный внутренний мир являет борьбу добрых и злых начал. Добрые начала опять-таки связаны с земной жизнью, с естественностью и простотой когда-то беззаботного сердца, злые – с моментами сомнения и скепсиса.
    Поверь мне, ангел мой земной,
    И стон, и слезы бедной девы
    Он слышит райские напевы…
    Она лишь взор туманит ясный,
    Демон обесценивает искренний порыв, веками сложившийся святой обычай, обесчеловечивает обряд. В душу Тамары он бросает семя сомнения. Прежняя естественность, замкнутая в себе цельность и гармония души раздираются противоречиями. Тамара как бы вкусила от древа познания. Мысль, прежде слившаяся с чувством в одухотворенно-бездумном, стихийно-естественном состоянии, в синкретизме чувственного и разумного, теперь «возмущена» («Но мысль ее он возмутил Мечтой пророческой и странной»). С этих пор Тамара постоянно погружена в думу, одолеваемая «неотразимою мечтой». Прежняя цельность потеряна – «душа рвала свои оковы». Теперь ее «сердце недоступно восторгам чистым», теперь для нее «весь мир одет угрюмой тенью». Любопытно, что в ее мечты проникли «греховные» мысли, сходные с теми, какими Демон «искушал» ее жениха и которые привели «властителя Синодала» к гибели:
    Небесный свет теперь ласкает
    Объятья жадно ищут встречи,
    Не оценит тоски твоей;
    Твоя слеза на труп безгласный
    Демон, недавно беспощадно осудивший свою жизнь, вновь думает о возрождении. Мотив возрождения падшего ангела через любовь к грешной земной женщине приобретает особый смысл. В лермонтовской поэме, как и в лермонтовском творчестве вообще, любовь – самое естественное, самое одухотворенное и самое гармоническое чувство. Приобщение к нему символизирует безусловность и абсолютность счастья. Демон не прельстился ни величием природы, ни красотой ее, ни одухотворенностью, но он испытал «неизъяснимое волненье» потерянной гармонии чувства и мысли, связи со всем миром, едва в нем проснулась любовь к земной женщине. В любви для Демона открылась гармония страстной мысли и не менее страстного чувства, где сами эти начала выступают слитно, не отрешенно друг от друга, а в некоем изначальном единстве.
    Что жизни мелочные сны,
    Там уже нет «ни истинного счастья, ни долговечной красоты», там угас «пламень чистой веры». С этими людьми Демон не ищет союза. Тамара тоже имеет мало общего с цивилизованным миром, который она просто не знает. В душу Тамары входит сомнение – инструмент познания, цивилизации, чему Демон столь усердно и столь недолго учил людей. Демон со своей злой, эгоистической волей, со своим сомнением и отрицанием, направленным на все благородное и прекрасное («Все благородное бесславил И все прекрасное хулил…»), олицетворяет скептическое сознание человека. Тамара – сама непосредственность. Демон и Тамара сближены потому, что они так или иначе, в отличие от людей, причастны к идеальному: в Тамаре оно воплотилось непосредственно, как в естественном человеке, а Демон знает об идеальном, хотя и подвергает его сомнению и отрицанию. Трагедия Демона вовсе не в том, что Тамара не оправдала его надежд, а в том, что Демон не может переродиться, не может преодолеть свою злую природу. Как раз нарушение обычаев, выступающих подчас как естественная, объективная этическая норма, означает для Лермонтова преступление. Гибель жениха, естественно, вызывает горе Тамары, Демон же подвергает сомнению высокую духовную значимость рыданий «бедной Тамары»:
    Ланиты девственные жжет!
    Лобзанья тают на устах…
    В научной литературе была высказана точка зрения, согласно которой Демон ищет союза с людьми, отвергая созданный богом мир рабской покорности. Во имя лучшего мира Демон сближается с Тамарой, не оправдавшей, однако, этих его надежд, поскольку героиня скована цепями традиций и не может вырваться из-под власти существующего порядка. Однако вряд ли можно согласиться с таким взглядом. Естественный, патриархальный мир вовсе не символизирует для Лермонтова цивилизованный порядок, отрицаемый Демоном. Демон обращается как раз к лучшим, положительным сторонам жизни. Люди цивилизованного мира находятся на периферии авторского замысла. Они уже отъединились от естественного мира.
    Не плачь, дитя! не плачь напрасно!
    Нет, жребий смертного творенья,
    Нет сил дышать, туман в очах,
    Бесплотный взор его очей;
    Живой росой не упадет:
    Он далеко, он не узнает,
    Для гостя райской стороны?
    Однако, вторгаясь в естественную жизнь и переживая любовь к Тамаре, Демон тут же и разрушает мир патриархальной цельности, а самая любовь, бескорыстная по природе, используется в эгоистических целях – для собственного возрождения и ощущения гармонии с миром. Тамаре же она несет гибель, отвержение от чистых начал ее души. Демон увлекает княжну на путь высокомерного презренья к земному миру, на холодное равнодушие к стихийной жизни природы и «неполному счастью людей». Преддверие разрушительных актов могучего духа – гибель жениха, совершившего по искушению Демона сразу два проступка: против нравственности («Он в мыслях, под ночною тьмою, Уста невесты целовал») и против обычая дедов (не помолился у часовни).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *