Сочинение на тему античная литература

8 вариантов

  1. Реферат
    Студент(ка) ОЮИ: Якубович В.И.
    Открытый юридический институт
    Москва 2007
    Введение
    Античной литературой принято называть литературу Древней Греции и Древнего Рима. Античной (от латинского слова antiquus – древний) называли итальянские гуманисты эпохи Возрождения греко-римскую культуру, как самую раннюю из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне, хотя с тех пор открыты и более древние культуры. Оно сохранилось как синоним классической древности, т.е. того мира, который лег в основу при формировании всей европейской цивилизации.
    Хронологические рамки античной литературы отхватывают период от IX-VIII вв до н.э. до V в н.э. включительно. Древние греки населяли Балканский полуостров, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии, Сицилию и южную часть Аппенинского полуострова. Римляне первоначально жили в Лации – области находившейся на территории Аппенинского полуострова, однако в результате войн римская держава постепенно разрослась, и к концу I в до н. э. она занимала не только Аппенинский полуостров, но и значительную часть территории Европы, включая Грецию, часть передней Азии, Северную Африку, Египет.
    Греческая литература старше римской, которая начала развиваться в то время, когда греческая уже вступила в период относительного упадка.
    Античная литература неразрывно вязана и мифологией. Авторы произведений литературы и изобразительного искусства черпали свои сюжеты в основном из мифов – произведений устного народного творчества, в которых отражаются наивные, фантастические представления людей об окружающем мире – о его происхождении, о природе. Греческие мифы содержат рассказы о богах, созданных по образу и подобию людей; на богов и героев греки перенесли все черты их собственной земной жизни. Поэтому для изучения античной литературы особое значение приобретает знакомство с греческой мифологией.
    Историческое значение античной литературы состоит в первую очередь в огромной влиянии, которое она оказала на развитие культур других европейских народов: настоящее познание этих литератур невозможно без знакомства с античной литературой.
    В V в. н. э. общий упадок культуры, деспотизм, породивший полное равнодушие населения к судьбе страны подорвали изнутри Римскую империю, она не смогла противостоять варварам (германским племенам). Римская империя пала. В эту пору погибла огромная часть текстов античной литературы: одни авторы вызывали неудовольствие, другие просто не вызывали интереса и не переписывались, а между тем папирус, на котором были записаны литературные тексты, – недолговечен, и те тексты, которые не были переписаны в средние века на пергамен обречены были на исчезновение. Тщательно переписывались и сохранялись произведения, в которых были заложены мысли, импонирующие христианству (например, сочинения Платона, Сенеки и др.).
    Античная книга представляла собой папирусный свиток, который при чтении разворачивался. Объем такой книги мог составлять до сорока страниц в привычном для нас типографском исполнении. Каждая из гомеровских поэм была записана на 24 свитках (книгах); отдельный свиток составляла каждая книга «Анналов» Тацита или «Записок о Галльской войне» Цезаря.
    Лишь с III в н. э. папирусный свиток начинает вытесняться кодексом – книгой привычного для нас вида, изготовленной из пергамена.
    Античная литература оказалась близка эпохе Ренессанса, потому что она воплощала свободу человеческой мысли и человеческих чувств. Культурные деятели этой эпохи стали отыскивать и издавать произведения античных авторов, бережно переписанные и сохраненные просвещенными монахами в эпоху средних веков.
    В эпоху Возрождения писатели использовали для своих произведений латинский язык, античные темы; художественным произведениям старались придать максимальное сходство с античными, в которых видели эталоны прекрасного.
    Непосредственно за эпохой Возрождения наступила эпоха классицизма. Само название говорит о том, что оно было направлено на античность, на классическую древность. Классицизм в основном ориентировался на римскую литературу.
    Влияние античной литературы было сильно и в XIX в. сохранилось оно и до сегодняшнего дня.
    Литература Древней Греции
    История древнегреческой литературы органично связана с жизнью Эллады, ее культурой, религией, традициями, в ней по-своему отражаются перемены в социально-экономической, политических областях. Современной наукой выделяются четыре периода истории древнегреческой литературы:
    Архаический, который охватывает время до начала V в. до н. э. Это эпоха «ранней Греции», когда происходит медленный распад патриархально-родового строя и переход к рабовладельческому государству. Предмет нашего внимания – сохранившиеся памятники фольклора, мифология, прославленные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», дидактический эпос Гесиода, а так же лирика.
    Аттический (или классический) охватывает V-IV вв. до н. э., когда греческие полисы и, в первую очередь Афины, переживают расцвет, а затем кризис, теряют независимость, оказавшись под властью Македонии. Это время замечательного взлета во всех художественных сферах. Это греческий театр, драматургия Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана; аттическая проза: историография (Геродот, Фукидид), ораторское искусство (Лисий, Демосфен), философия (Платон, Аристотель).
    Эллинистический охватывает время с конца IV в. до н. э. до конца I в. н. э. Предмет внимания – александрийская поэзия и новоаттическая комедия (Менандр).
    Римский, т.е. время, когда Греция становится провинцией Римской империи. Главные темы: греческий роман, творчество Плутарха и Лукиана.
    I глава. Архаический период
    1.1. Мифология
    Миф в переводе с греческого означает «повествование, предание». Понятие «миф» могло включать в себя всю поэтическую деятельность, художественные творения, рожденные в архаический период, именно мифология послужила фундаментом для последующего развития науки и культуры. Образы и сюжеты мифологии вдохновляли творчество гениев поэзии от Данте до Гете, Шиллера, Байрона, Пушкина, Лермонтова и других.
    Мифы создавались в дописьменную эпоху, а поэтому эти сказания, легенды в течение долгого времени бытовали в устном исполнении, нередко трансформируясь и меняясь. Они никогда не были записаны как единая книга, а воспроизводились, пересказывались уже позднее разными поэтами, драматургами, историками: это греки Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Еврипид, римляне Вергилий, Овидий, представивший поистине сокровищницу мифов в своей книге «Метаморфозы».
    Мифы бытовали в самых разных частях европейской континентальной Греции, в Аттике, Биотии, Фессалии, Македонии и других областях, на островах Эгейского моря, на Крите, на побережье Малой Азии. В этих регионах складывались отдельные циклы мифов, которые позднее стали сливаться в единую общегреческую систему.
    Главными персонажами греческой мифологии были боги и герои. Созданные по человеческому подобию, боги были красивы, могли принимать любой облик, но главное – отличались бессмертием. Подобно людям, они могли быть великодушны, щедры, но так же коварны, беспощадны. Боги могли соперничать, завидовать, ревновать, хитрить. Боги совершали подвиги, но им были знакомы неудачи и горе. Гибнет возлюбленный Афродиты Адонис. У Деметры бог смерти Аид похищает дочь Персефону.
    Греческие боги составляли как бы несколько категорий с точки зрения значимости. Двенадцать главных верховных богов «олимпийцев» обитали на заснеженной горе Олимп, самой высокой в Греции. Там же находился дворец верховного бога Зевса, жилища других богов.
    Зевс, отец богов и людей. Его считали сыном Крона, богом времени и земледелия. Его матерью была Рея. Зевс разделил со своими братьями власть над миром: он получил в удел небо, Посейдон – море, а Аид – подземное царство.
    От первой супруги Метиды Зевс родил Афину. Были у него и другие многочисленные дети от богинь и смертных. Супруга Зевса Гера была верховной греческой богиней, царицей богов. Она покровительствовала браку, супружеской любви и родам.
    Брат Зевса Посейдон был богом моря, всех источников и вод, а также владельцем земных недр и их богатств. В морской пучине находился его дворец, сам Посейдон повелевал волнами и морями. Если Посейдон взмахивал трезубцем, начиналась буря. Он мог также вызвать землетрясение.
    Богом подземного мира и царства смерти являлся Аид, брат Зевса, глубоко под землей он владел царством, он сидел на золотом троне вместе со своей женой Персефоной, дочерью богини плодородия Деметры. Персефона была похищена Аидом, стала его женой и владычицей подземного царства.
    Один из древних богов – Аполлон, сын Зевса и богини Латоны, брат Артемиды, был богом света и искусств, метким стрелком из лука. Аполлон получил от Гермеса изобретенную им лиру и сделался богом муз. Музами были девять сестер – дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Они были богинями искусства, поэзии и наук: Каллиопа – муза эпической поэзии; Евтерпа – муза лирической поэзии; Эрато – муза любовной поэзии; Талия – муза комедии; Мельпомена – муза трагедии; Терпсихора – муза танца; Клио – муза истории; Урания – муза астрономии; Полигимния – муза гимнической (от гимна) поэзии и музыки. Аполлон был почитаем как покровитель, вдохновитель поэзии и музыки; таким его запечатлело мировое искусство.
    Сестрой златокудрого Аполлона была дочь Зевса Артемида, охотница, покровительница животных, богиня плодородия. Она обычно изображалась с луком, которым искусно владела, охотясь в лесах и полях. В различных областях Греции существовал ее культ, а в городе Эфесе был возведен прекрасный храм Артемиды.
    Богиня Афина наиболее из почитаемых в Греции, была рождена самим Зевсом, появилась у него из головы в полном военном облачении. Богиня мудрости и справедливости, она покровительствовала городам и государствам как в период войны, так и в мирное время, определяла развитие наук, ремесел, земледелия. В ее честь был назван главный город в Греции – Афины.

  2. Сочинение: Античная литература

    Античная литература

    CОДЕРЖАНИЕ

    1.Введение
    2.Рим
    3.Первые драматурги
    4.Античная литература Рима
    5.Поэзия
    6.Заключение
    7.Используемая литература

    ВВЕДЕНИЕ

    Любопытно взглянуть на нашу Землю за тысячелетия до нас По масштабам передвижения она огромна. Ее не обойти, не облететь, не окинуть взглядом.
    Человечество еще немногочисленно. Бескрайние просторы – цветущие, благодатные – лишины постоянных человеческих жилищ.
    “Природы вольные сыны” редкими группами кочуют по ним, собирая для пропитания коренья, травы, охотясь за редким зверьем.
    Воссоздать картину жизни человечества древнейшего периода, конечно, довольно трудно. “Письменности не существовало, и мы не знаем не только того, как народы называли себя, но даже языков, на которых они говорили”,-пишет специалист по археологии Дж.Мелларт. Огромную роль в прогрессе человечества на том этапе сыграл переход от простого пользования дарами природы к искусственно созданным уже человеком продуктам. Это был эпохальный переворот. Люди начали освобождаться от рабской зависимости от природы и это сразу сказалось на всем строе их жизни. Американский биолог Эдуард Дивей подсчитал, что население Земли за одно тысячелетие увеличилось в 16 раз и достигла примерно 80 млн.человек. Люди стали заниматься земледелием, приручением животных. “Эти достижения в свете современных научных данных должны рассматриваться как фундамент человеческой цивилизации”,- заключает Джеймс Мелларт.Таково было положение человечества до возникновения первых письменных цивилизаций (около 3500 г. до н.э.).
    Великими вехами в духовной истории людей стали эпохи возникновения первой формы общения между ними – речи, а потом и письменности. Это был, конечно, длительный процесс. Многие из языков древности умерли. Претерпела изменение и письменность народов. Некоторые ее виды давно уже забыты и требуют расшифровки.
    Общий процесс развития человечества значительно замедлялся из-за отсутствия прочных и регулярных связей между Востоком и Западом. Европа, к примеру, только в XI-XIIвв. стала производить бумагу, а между тем Китай делал бумагу уже в начале нашей эры.
    Наука Востока и Запада развивалась самостоятельно, в отрыве друг от друга, часто, естественно, повторяя друг друга. Иногда ученые Востока опережали своих коллег на Западе или открывали в явлениях, уже известных Западу, новые стороны. Параллельно, часто повторяя друг друга , не ведая о том, развивались и философские воззрения народов Востока и Запада.
    О душе древнего человека, его страхах, мечтах, о его философии,мы можем судить по поздним источникам, сохранившим переходившие из уст в уста, из поколения в поколение стародавние предания.
    В дошедших до нас письменах запечатлелись дела и мысли наших предков. Что они любили? О чем мечтали? К чему стремились? Ответ на эти и другие вопросы дают поэтические сказания древних народов. Литература – страна живых картин и чувств. Она переносит нас в самые отдаленные времена и в самые отдаленные земли. В сущности, через литературу мы общаемся со всеми поколениями, жившими до нас. История литературы превращается как бы в огромную панораму жизни человечества. Историк расскажет нам, как люди жили, поэт покажет нам их жизнь, пользуясь выразительными средствами поэзии, заставит нас ее пережить, перечувствовать, перестрадать.
    Объектом литературы как в древности, так и в наши дни была и остается, говоря словами Пушкина, “судьба человеческая, судьба народная”. О человеке и народе писатель рассказывает языком поэтических образов, поэтических картин, т.е. обогащая реальную жизнь дарами своего сердца, своего воображения, своих чувств.
    Читая древние поэтические сказания, мы познаем мир нравственных и эстетических ценностей далеких эпох.
    Огромное духовное богатство сохранили нам книги. Читая их, мы приобщаемся к тысячелетнему интеллектуальному опыту человечества.

    РИМ

    Весь мир находился в руках победителей-
    римлян. Они владели и морями, и сушей, и
    небом, усеянным звездами, но им всего
    было мало! Их тяжело нагруженные
    корабли бороздили моря. Если им
    встречался укромный залив и неизвестная
    ранее область, где по слухам, были
    золотые рудники, местные жители
    объявлялись врагами Рима, и судьба
    готовила им опустошительную войну,
    чтобы римляне могли завладеть новыми
    сокровищами.
    Гай Петроний
    Это писал римлянин, приятель Нерона , одного из самых жестоких и ничтожных личностей на римском императорском престоле (54-68 гг.н.э.), придворный писатель, автор знаменитого романа “Сатирикон”, богатый и знатный человек, достаточно равнодушный, чтобы не возмущаться этим, не тщеславиться.
    История Древнего Рима богата грандиозными событиями, восходящими подчас до уровня всемирно-исторической трагедии. Его нельзя оценить однозначно: он и велик , монументален, грандиозен, и страшен некоторыми чертами своего исторического бытия. Он дал беспримерные образцы силы человеческого гения и вместе с тем – жестокости, слабодушия, коварства.
    Из года в год, из десятилетия в десятилетие, из века в век Рим расширял свою территорию путем завоевания чужих земель, покорения племен и народов, пока из маленького городка-полиса не превратился в огромную мировую державу от западных берегов Средиземного моря до Кавказа.
    Вся его писанная и неписанная история, признанная и утвержденная государством, все легенды, религия должны были подкреплять примерами из прошлого идею военного могущества римлян, якобы изначально предопределенного, вечного, незыблемого.
    Родоночальником государства официально был признан Эней, выходец из воспетого Гомером Илиона, сын троянца Анхиза и богини Венеры (Афродиты). Легенда о божественном происхождении Энея призвана была утверждать в сознании народа идею божественного предустановления самого Римского государства.
    От бога Марса и Сильвии, ведущей свое происхождение от Энея, рождаются братья Ромул и Рем.
    У колыбели Римского государства был, следовательно сам бог, и не просто бог, а бог войны.
    Коварный и злобный Амулий, убивший своего брата, отца Сивильи, завладевший ее престолом, узнав о рождении близнецов, которые могут угрожать ему в будущем, приказывает выбрасить их в Тибр. На помощь приходит сама река – ее волны нежно подхватывают детей и выносят на берег, где их находит и воспитывает… волчица.
    Зверь, бесстрашная кровожадная хищница, питает своим молоком основателей Рима. Символом Рима, его Государственным гербом стало изображение волчицы с двумя младенцами.
    Молоко волчицы! Идеологическое жало легенды направлено прямо в сердце римского воина – смелого, сильного и жестокого.
    Братья выросли, наказали Амулия и основали город Рим. По преданию, это произошло в 753 году до н.э. и до 509 года он управлялся царями.
    Однажды в ссоре Ромул убил Рема и стал первым царем города-полиса (государства). В честь него и был назван город (по латыни Рома). Последним царем стал Тарквиний Гордый. Он был изгнан из города за оскорбление нравственных и религиозных чувств народа. Возглавил эту акцию Юний брут-старший, оставивший свое имя векам как один из первых борцов против тирании. Римляне отказались от монархического правления и установили республику. Она просуществовала около 500 лет, до 31 года до н.э.

    ПЕРВЫЕ ДРАМАТУРГИ

    Побежденная Греция победила
    сурового победителя и внесла искусство
    в грубый лациум.
    Гораций
    Эти строки Римского поэта стали крылатыми. Римляне восторгались культурой Греции, и этому восторгу не было предела. Когда поэт Лукреций задумал изложить стихами философию Эпикура, он прежде всего выразил свое безграничное восхищение греческим мыслителем. Он назвал его славой и честью Греции, своим отцом, наставником, обращаясь к нему с поистине сыновней любовью. Римляне нисколько не стыдились признаваться в своей зависимости от культуры Греции, и это при их надменности и кичливой гордости званием римлянина. Однако были и в Древнем Риме противники иностранных влияний. Суровый консерватор Катон (234-149 гг. до н.э.) резко осуждал своих соотечественников за преклонение перед греческой культурой, но сам уже в старости взялся за изучение греческого языка и не мог без одобрения не отзываться о греческих историках Фукидиде и Ксенофонте.
    Даже богов римляне стали “переманивать” к себе с греческого пантеона.
    У Лукиана есть по этому поводу насмешливая сценка “Собрание богов”. На Олимпе греческие боги решили произвести чистку. Для этого избрали комиссию для отбора истинных богов, отделив их от пришельцев, “ввиду того, что многие чужеземцы, не только эллины, но и варвары, отнюдь недостойные делить с нами права гражданства, неизвестно каким способом попали в наши списки, приняли вид богов и так заполнили небо, что пир наш стал теперь похожим на сборище беспорядочной толпы, разноязычной и сбродной…”
    Двенадцать богов Олимпа перекочевали в Римский пантеон и заняли в нем все почтенные места,правда под другими именами, кроме Апллона, который сохранил свое греческое имя.
    Из своих они оставили Януса, двуликого бога дверей (привратника), хранителей дома семьи Пенатов (они жили в доме, а вне дома – Лары). Сохранили они также культ предков, которых представляли божки Маны. Богиня Веста тоже охраняла и защищала домашний очаг римлян и очень почиталась ими. Почиталась и легендарная греческая пророчица Сивилла Кумская. Сивиллины книги, содержащие греческие оракулы, хранились в храмах, их читали специальные толкователи.
    Знакомство рядовых римлян с греческой литературой началось с 240 г. до н.э., когда появилась “Латинская Одиссея”, вольный перевод поэмы Гомера, сделанный пленным греком Ливием Андроником. В течение 2-х столетий книга была своеобразным учебником в школьных занятиях юных римлян.
    Переняли римляне у греков и театральные представления, правда внеся в их устройства некоторые изменения, у них имелись и некоторые собственные традиции, заимствованные у этрусков.
    В 55 г. до н.э. Помпей построил первый каменный театр на 40 тысяч мест. Впервые появился занавес, сцена раздвинулась вглубь, а орхестра стала служить партером для самых именитых гостей. Актеры набирались из рабов, вольноотпущенников (мужчин и женщин). Профессия актера у римлян, в отличие от греков, считалась позорной.
    От древних римских авторов остались лишь имена да краткие фрагменты, кроме двух главнейших. Это драматурги – Плавт (254-184) и Теренций (195-159).

    АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА РИМА

    ТИТ МАКЦИЙ ПЛАВТ

    (ок254-184 гг. до н.э.)

    О жизни величайшего римского комедиографа известно очень немногое. Он родился в г. Сарсине, в Умбрии, умер в Риме. Есть скудные и не очень достоверные сведения о его занятиях торговлей, о работе на мельнице и о театральной деятельности. По счастливой случайности из 21 одной комедии Плавта сохранилось 20 комедий полностью и одна в отрывках. Особенно известны “Хвастливый воин”, “Менехмы”, Горшечная комедия”, Псевдол”, “Привидение”, Выкхиды”, “Пленники”, Амфитрион”.
    Вот содержание комедии “Привидение”:
    Подружку выкупил на волю юноша,
    Растратив все в отсутствие отца добро.
    И вот старик вернулся. Транион сумел
    Вкруг пальца обвести его: мол, выехал
    Из дома сын, испуган привидением.
    Да тут явился ростовщик, потребовал
    Ему проценты заплатить. Раб дальше врет:
    На те, мол, деньги дом соседний сын купил.
    Изобличен был раб. Но собутыльник их
    Ему и юноше прощенье вымолил.

    ПУБЛИЙ ТЕРЕНЦИЙ АФР

    (ок.195-159 гг.до н.э.)

    Публий Теренций Афр родился в Карфагене, был рабом римского сенатора, который отпустил его на волю. За свою короткую жизнь поэт написал 6 комедий, все они сохранились до нашего времени.
    Комедии Теренция во многом отличаются от комедий его предшественника. Они значительно серьезнее, точнее передают проблематику греческой комедии, ее мягкое, гуманистическое звучание; в них нет плавтовского озорства, динамики действия, безудержной буффонады.
    Я – человек!
    Не чуждо человеческое мне ничто.
    Дозволь вопрос, дозволь и увещание.
    Коли ты прав, так буду поступать и я,
    Не прав – я отклонить тебя попробую.
    (отрывок из комедии “Самоистезатель”)

    ЛУКРЕЦИЙ

    Рода Энеева мать, людей и бессмертных
    услада. О благая Венера! Под небом
    скользящих созвездий жизнью ты
    наполняешь и все судоносное море, и
    плодородные земли; тобою все сущие
    твари жить начинают и свет,
    родившиеся, солнечный видят.
    Лукреций
    “О природе вещей”
    Благая Венера! Богиня любви. Самая прекрасная из всех прекрасных греческих богинь Олимпа. Греки ее называли Афродитой. Римляне переименовали в Венеру, отождествив свою богиню садов с греческой богиней любви. Услужливая фантазия породилу легенду о сыне Венеры Энее, основателе Римского государства. Венера стала национальной святыней Рима. Военначальники называли ее Felix (“приносящей счастье”). Юлий Цезарь считал ее своей прародительницей , якобы род его шел от Энея. Ей воздвигали храмы, скульпторы изображали ее в мраморе.
    Лукреций ставил ее больше как философ, ибо поэма его при всем эстетическом богатстве ее красок есть поэма философская по преимуществу.
    “О благая Венера!” В этом возгласе вылился весь восторг Лукреция перед жизнью. Венера для него олицетворение самой жизни, ибо все начинается с прекрасной любви.
    Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближением
    Тучи уходят с небес, Земля-искусница пышный
    Стелет цветочный ковер, улыбаются волны морские,
    И умиренная гладь сияет разлившимся светом…
    Ибо одна ты в руках своих держишь кормило природы
    И ничего без тебя на божественный свет не родится,
    Радости нет без тебя никакой и прелести в мире.
    Венера в поэме Лукреция – поэтический образ. Ни в каких богов он не верил и задачей своей поставил избавить людей от этой веры. Правда , он не полностью отверг существование богов и вслед за Эпикуром удалил их на жительство куда-то в “интермундии” (между мирами), где они, нисколько не думая о людях и не вмешиваясь в их дела, блаженствуют в вечных безмятежных радостях, не зная ни бед, ни грозных возмущений природы.
    Может быть, это была уступка современникам, что бы не отпугивать их своим безбожием?
    С первых же страниц его поэмы “О природе вещей” мы попадаем в атмосферу полнейшей иррелигиозности. Более того, подчас мы видим в поэте не просто скептика, но ярого, воинственного атеиста. Оказывается, как он разъясняет читателю, жизнь людей “долго безобразно влачилась под религией тягостным гнетом”. Вера в богов приносила людям величайший вред, вселяя в них страх перед неким существом, которое с неба взирало на них “ликом ужасным”. и жалкие смертные опускали глаза долу, робея и трепеща. Но вот один эллин (Эпикур) осмелился не опустить глаз, и сколько бы его ни пугала молва о богах, он отважно обратился к природе, в ней одной ища разъяснения загадкам мира.
    Лукреций изложил в своей поэме философию материолизма, точнее ту высшую ступень его, на какую поднялся античный мир. Он заявил, что вселенная бесконечна /”Дна никакого нет у вселенной нигде”, “нет ни конца ни предела пространству”/, что состояние материи – вечное движение /”Мир обновляется вечно.
    Все это вошло как несомненная истина в современное учение о материализме.
    Лукреций затронул проблему познания и пришел к выводу, что первыми посредниками между нами и окружающим миром являются органы чувств, которыми снабжено наше тело /”Осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может”/. Далее Лукреций размышляет и о вопросах бытия человека и общества. Все люди и отдельный человек должны жить для радостей земных. Счастье – вот цель их существования. Этого требует сама жизнь, сама природа.
    Поэт обращает свой взор и на жизнь общественную, его интересует проблема прогресса. Что движет им? Что заставляет людей постоянно совершенствовать свой быт? Оказывается – потребности, нужда:
    Судостроение, полей обработка, дороги и стены,
    Платье, оружье, права, а также и все остальные
    Жизни удобства и все, что способно доставить усладу:
    Живопись, песни, стихи, ваянье искусное статуй –
    Все это людям нужда указала, и разум пытливый
    Этому их научил в движенье вперед постепенном.
    Лукреций жил недолго, умер, вероятно, в возрасте 44 лет, если верить очень скупым и достаточно сомнительным сведениям, дошедшим до нас об этой замечательной личности (99 – 55 гг.до н.э.). Сохранился единственный отзыв о поэме, принадлежавший современнику автора. В 53 году до н.э. Цицерон в письме к брату писал: ” …в ней много проблесков природного дарования, а также искусства”.

    ПОЭЗИЯ

    Лирика! Для суровых римлян с их гражданскими чувствами, преданностью интересам государства, мужественным воинам, не привыкшим к каким либо личным излияниям,- это было в диковинку. Цицерон так и назвал лириков – “поэтами новыми”.
    Само появление их свидетельствовало об упадке республиканских традиций. В их подчеркнутой устремленности к интимному миру человека, в сущности, выражалась их политическая позиция. Они смеялись над важностью и серьезностью эпических повествований, издевались над литературными консерваторами, демонстративно занимаясь поэтическими пустячками, явно отдавая предпочтение формальной стороне стиха. Надо сказать, что в данной области они достаточно преуспели и внесли в римское стихосложение ряд новшеств:
    Друг Лициний! Вчера, в часы досуга,
    Мы табличками долго забавлялись.
    Превосходно и весело играли,
    Мы писали стихи поочередно,
    Подбирали размеры и меняли.
    Рассказывает Катулл о своих литературных забавах. Поэзия , как игра, как легкое развлечение. И они занимались ею, молодые, “новые поэты”.

    ГАЙ ВАЛЕРИЙ КАТУЛЛ

    Лирический поэт Катулл Родился на севере Италии, в городе Вероне. К концу 60-х годов до н.э. поэт переселяется в Рим, где знакомится со многими представителями знати и ведет беспорядочный образ жизни “литературной богемы”.
    Гай Валерий Катулл принадлежит к числу римских поэтов-лириков, получивших с легкой руки Цицерона название “неотериков” – новых поэтов, и был наиболее талантливым из них. Стихи Катулла обладают удивительной лирической силой, глубокой искренностью и выразительной простотой. Значительная часть его лирика рождена под воздействием большой любви к Клодии (сестре известного политического деятеля той эпохи). Эти стихи поставили Катулла в ряд величайших лириков мировой поэзии.
    Милый птенчик, любовь моей подружки!
    На колени приняв, с тобой играет
    И балует она и милый пальчик
    Подставляет для яростных укусов.
    Когда так моя прелесть, жизнь, отрада
    Забавляется, бог весть как смеется,
    Чтоб найти утешеньце в заботах,
    Чтобы страсть (знаю – страсть!) не так пылала,
    Тут и я поиграть с тобой хотел бы,
    Чтоб печаль отлегла и стихло сердце.
    (перевод Пиотровского)

    ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН

    ( 70 – 19 гг. до н.э.)

    Вергилий, выдающийся поэт Древнего Рима, родился в Андах. Он изучал риторику и философию, учился у известного философа эпикурейской школы Сирона.
    Его литературная деятельность начинается в 40 годы до н.э. В это Время он подражает неотерикам, в частности, Катуллу. В конце 40-х годов Вергилий выпускает сборник, состоящий из 10 эклог -“Буколики”, опираясь на традицию буколической (пастушеской) поэзии, сформировавшейся в литературе эллинизма.
    В течение 30-х годов он создает большую дидактическую поэму, посвященную сельскому труду – “Георгики”. Он прославляет в ней сельский тру, деревню как опору государства, стремится возбудить интерес к сельскому труду, что отвечало насущным потребностям политики Августа, стремившегося возродить сельское хозяйство, разоренное гражданской войной. В “Георгиках” Вергилий выступает как убежденный и активный глашатай идей принципата.
    Сразу же после окончания “Георгик” Вергилий принимается за работу над “Энеидой”, героической поэмой, ставшей главным трудом его жизни.
    Битвы и мужа пою, кто в Италию первым из Трои –
    Роком ведомый беглец – к берегам приплыл Лавинийским.
    Долго его по морям и далеким землям бросала
    Воля богов, злопамятный гнев жестокой Юноны.
    Долго и войны он вел, – до того, как, город построив,
    В Лаций богов перенес, где возникло племя латинян,
    Города Альбы отцы и стены высокого Рима.
    Муза, поведай о том, по какой оскорбилась причине
    Так Царица богов, что муж, благочестием славный,
    Столько по воле ее претерпел превратностей горьких,
    Столько трудов. Неужель небожителей гнев так упорен?
    (Начало поэмы “Энеида”)

    КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК

    (65 – 8 гг.до н.э.)

    Квинт Гораций Флакк родился в маленьком городке на югк Италии в семье вольноотпущенника. Отец отвез его в Рим, где Гораций учился вместе с сыновьями знатных римлян. В двадцатилетнем возрасте он отправляется в Афины, где и продолжил свое образование.
    Произведения Горацио дошли до нас полностью. Первые его стихи
    относящиеся к 30-м годам I века до н.э., были собраны в две книги “Сатир” и названы самим поэтом “Беседами”. Они посвящены различным темам философско-этического, литературно-критического, бытового и автобиографического характера.
    Центральное место в творчестве Горация занимают четыре книги “Од” (или “Песен”). В них с наибольшей полнотой раскрылась идейная направленность поэзии Горация – утверждение политических и религиозно-этических идей принципата, прославление Августа, морально-философские воззрения поэта. Богато и разнообразно представлена в них и любовно-лирическая тема. В “Одах” достигло совершенства художественное мастерство поэта – яркая образность и свежесть языка, филигранная отделка стиха, разнообразие ритма, блестящая, виртуозная композиция стиха.
    Славный внук, Меценат, праотцов царственных,
    О отрада моя, честь и прибежище!
    Есть такие, кому высшее счастие –
    Пыль арены взметать в беге увертливом.
    Раскаленных колес: пальма победная
    Их возносит к богам, мира властителям.
    Есть другие, кому любо избранником
    Быть квиритов толпы, пылкой и ветренной.
    (отрывок из “Оды”.Книга первая)

    ОВИДИЙ

    (43г. до н.э. – 18г. н.э.)

    Овидий родился в г.Сульмоне в старинной всаднической семье. Отец отправил его
    в Рим, где будущий поэт получил великолепное риторическое образование, которое
    наложило отпечаток на все его творчество. Государственная карьера не увлекла
    Овидия. Он вскоре бросает служебную деятельность и посвящает себя полностью
    поэзии.
    Первыми произведениями Овидия были сборники любовных элегий (“Аmores”) и стихотворных посланий мифических героинь своим возлюбленным и мужьям (“Героиды”). Овидий продолжает жанр любовных элегий, развитый и представленный Тибуллом и Проперцием.Оставаясь в рамках жанра, Овидий вносит в элегию новую, неведомую до сих пор тональность – иронию, придает ей риторическую окраску и блеск остроумия. Элегии Овидия не свойственны глубина и искренность чувств, тревога и неудовлетворенность действительностью, столь характерные для старших элегиков.
    Важным стихом я хотел войну и горячие битвы
    Изобразить, применив с темой согласный размер:
    С первым стихом был равен второй. Купидон рассмеялся
    И, говорят, у стиха тайно похитил стопу.
    “Кто же такие права тебе дал над стихами, злой мальчик?”

    ФЕДР

    (конец I в.до н.э. – ок.70 г.н.э.)

    Жанр басни, народный по содержанию и по форме, в римской литературе находит свое выражение в творчестве Федра, бывшего греческого раба из Македонии, отпущенного на волю Августом. Федр умер в глубокой старости. Из его произведений мы узнаем, что он жил в бедности и подвергался преследованиям за свои басни, в частности со стороны Сеяна, временщика Нерона. Материалом для Федра служили басни легендарного греческого баснописца Эзопа и окружающая поэта римская действительность. Басни Федра выражали протест демократических кругов римского общества против насилия и гнета знати и богачей, осуждали пороки и несправедливость власть имущих.
    Лиса и аист
    Не делай зла: иначе, учит басенка,
    Тебе твои же плутни будут карою.
    Лиса к обеду пригласила аиста
    (Гласит молва) и на тарелку плоскую
    Похлебки жидкой налила, которую
    Не склюнуть было аисту голодному.
    Ответный пир готовя, аист кашею
    Кувшин наполнил и , клюв туда просунувши,
    Наелся сам, замучив гостью голодом.
    И так сказала птица перелетная
    Лисе, края кувшина тщетно лижущей:
    “Кто дал пример – терпи от тех, кто брал пример.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Итак, мы охватили взглядом целую эпоху духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций. Это было царство мифа, созданное воображением человека. Воображение – великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало “Илиаду” и “Рамаяну”, “Эпос о Гильгамеше” и “Энеиду”. Воображение создает свой “идеальный мир”, исходя из жизни, наблюдая закономерность, компонуя, видоизменяя реальные лики мира и запечатлевая их в искусстве.
    Мир переменился. Давно уже замолкли боги и герои, оживлявшие воображение древних народов, но, воплощенные в литературных образах, они волнуют нас как вечная и неугосимая мечта о прекрассном. Литература древнего мира – наше общее богатство – сокровищница созданий человеческого гения.

    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1.С.Д.Артамонов “Литература древнего мира”, Москва,”Просвещение”,1988
    2.Н.А.Федоров, В.И.Мирошенкова “Античная литература. Рим.” Москва,”Высшая школа”,1981

  3. Латинское слово antiquus значит «древний»(древнюю литература Европы, которая включает в себя литературу древнегреческую и древнеримскую. )
    Периодизация античной литературы:
    Первый период, который можно назвать доклассическим или архаическим, охватывает собой длинный ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети I тысячелетия до н. э. , но, несомненно, складывавшиеся в течение многих столетий – это героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера.
    Второй период античной литературы совпадает со становлением и расцветом греческого классического рабовладения, занимающего собой VII-IV вв. до н. э. Этот период обычно называется классическим. В связи с развитием внутреннего мира личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов, историков и ораторов.
    Третий период античной литературы, обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо небольших городов-государств классического периода, так называемых полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода.
    Вследствие этого эллинистический период часто трактовался как деградация классической литературы. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени – с III в. до н. э. до V в. н. э. , в связи с чем его можно разделить на ступени раннего эллинизма (III в. до н. э. – I в. н. э. ) и позднего эллинизма (I в. н. э. – V в. н. э. ).
    К этому третьему периоду античной литературы относится и римская литература, почему его часть и называют эллинистически-римским периодом. Возникшая в III в. до н. э. (устное народное творчество, как и в Греции, существовало уже задолго до этого) римская литература переживает свой архаический период в первые два века своего существования. I век до н. э. обычно считается периодом расцвета римской литературы, то есть периодом классическим. Последние же века римской литературы, а именно I-V вв. н. э. , называются послеклассическим периодом.
    В связи с гибелью рабовладельческой формации и наступлением средневекового феодализма VI век н. э. можно считать гранью между античной и средневековой литературой.
    Корни античной литературы уходят в глубину мифологического развития. Прекрасное в мифе и литературе оказывается чрезвычайно активным началом. Если в архаической мифологии красота наделена притягательной и губительной силой, то классические олимпийские боги, борясь с чудовищами, сами являются носителями созидающей красоты, которая становится принципом космической, а значит, и человеческой жизни.
    Античная мифология и литература полны драматичесих сюжетов о борьбе богов и героев со злом, уродством, несправедливостью за установление упорядоченной, прекрасной, основанной на гармонии и благородном труде жизни.
    «
    1
    2
    3
    »

  4. 4
    Текст добавил: *ПоШлЫй ПрЕзИдЕнТ*

    РЕФЕРАТ
    на тему:
    Античная литература
    ПЛАН
    1. Античная литература – эталон прекрасного.
    2. Мифологическое мировоззрение – самая главная особенность античной литературы.
    3. Появление эпохи Возрождения.
    4. Классицизм как художественные направления.
    5. Обращение Уильяма Шекспира к античности.
    6. Никола Буало “поэтическое Искусство”.
    7. Гете и Шиллер – представители ваймарського классицизма.
    8. Гимн “Прометей” – символ любви к людям.
    9. Античность в творчестве многих европейских романтиков.
    10. Историческое и моральное значение литературы.
    Античная литература влекла и влечет к себе высокими гуманистическими идеалами, героизмом, красотой слова, изысканностью формы. Она – вечное целебный, животворный источник, в определенной степени норма и пример – эталон прекрасного, животворная сила, которая, будучи творчески усвоена на национальной почве, всегда помогала и будет помогать нам строить современную культуру и грядущей.
    Литература является отражением человеческой жизни. Появившись, она в свою очередь действует в том или ином направлении на жизнь народа. Итак, чтобы понять античную литературу, необходимо знать и понимать жизнь тех народов, которые ее создали. Эти народы – древние греки и древние римлян.
    Греческая литература написана на древнегреческом языке, которая состояла из диалектов – еолійського, ионийского, дорийского, Начиная с III в. до н.э. в лоне греческой литературы начала развиваться римская литература, которая впоследствии слилась с ней в единую греко-римскую литературу – античную.
    Родовое общество обходившегося своеобразной идеологией – мифологией, которая была одновременно и фантастическими религиозными представлениями и попытками с помощью богатых фантастикой мифов познать и объяснить окружающий мир, природу, ее явления, наконец, самого человека в его связях с природой и другими людьми. Поэтому литература, возникшая в условиях мифологической идеологии, становится неотъемлемой от мифологии: Она использует мифологические сюжеты, образы, ее тематика тоже мифологической. Это является главной особенностью античной литературы.
    Античная литература – великое богатство жанровых форм и стилистических средств, которое впоследствии успешно усвоили молодые европейские литераторы. Из античной литературы берут свое начало почти все известные сегодня жанры сохраняя в основном и свои античные названия: эпос, драма, мим, трагедия и многие другие.
    Благодаря античной культуре и литературе в XIV в. началась новая культурная эпоха в Западной Европе – эпоха Возрождения. Это было возрождение интереса к античности и первоначального христианства. Само название означает “возрождение античности”. Исходя из античного восхищение человеком, ее красотой, ее способностями, из христианского человеколюбия и веры и способность к безграничного духовного обогащения и совершенствования, гуманисты эпохи Возрождения создали новое мировоззрение, которое пролегает и утверждает человека как самый совершенный, творение Господа и природы, утверждает право человека на земное счастье и радости, право исследовать мир, раскрывать его тайны, право на свободную мысль и поиск.
    Под влиянием античной литературы в Европе возникают новые национальные литературы, что пользуются уже не только на латыни, но и живыми национальными языками. Эти литературы заимствуют из античной литературы и истории сюжеты для своих произведений, поэтические образы, богатство поэтических фигур и тропов. Например, Уильям Шекспир написал на сюжеты античной истории мифологии и литературы поэме “Лукреция” и “Венера и Адонис”, драмы “Антоний и Клеопатра”, “Коріолон”. В других произведениях Шекспира часто встречаем античные имена персонажей, образы из мифологии и истории. Античная литература вызвала к жизни такие художественные направления, как классицизм и просветительский классицизм, для представителей, которых античная литература была образцовой классикой, по состоянию прекрасного. Французские драматурги Корнель Мольер переделывали произведения Эврипида и Пловта, использовали мифологические сюжеты, античные образы. Ориентируясь на поэтику Аристотеля и Горация, Никола Буало изложил основные эстетические принципы и законы классицизма в стихотворном трактат “поэтическое Искусство”, который имел большое значение для развития европейских литератур.
    В лоне просветительского классицизма развился так называемый ваймарський классицизм, ярчайшими представителями которого были Гете и Шиллер. Войнаровські классы цисты рассматривали античность как царство идеальной красоты и гармонии, как прекрасное человечество, что олицетворяет “Чистую, человечность”, мечтами о гармоничное единство человека и общества, верили в воспитательную силу искусства, способного сформировать гармонично развитую личность, которая стремиться среди прочего и к идеалу свободы. Ярким примером обращения Гете к античности есть гимн “Прометей”, который написан в форме монолога самого титана. Гете первым в европейской поэзии возродил образ знаменитого титана древнегреческих мифов. Он сделал его символом протеста против омертвелых традиций и авторитетов, символом истинной любви к людям. А как он смело бросает в лицо Зевсу обвинения в самовлюбленности:
    … Не знаю я мізерніших,
    Чем вы, боги, в мире!
    Нищий есть пища
    Величество ваша:
    Имеет жертвенный дым
    И молитвы дух.
    Царит античный дух и в поэме “Фауст” – высшем достижении Гете. Самый сюжет этого произведения своими корнями уходит средневековой античности.
    Даже романтики, что выступали против чрезмерного увлечения античностью и за зве6рнення к национальному фольклору, не смогли обойтись без нее.
    Стоит вспомнить хотя бы “Прометея” Байрона и “Освобожденного Прометея” Шелли. А как насчет Фраческа Петрарки, который завоевывал себе славу именно латино языковыми стихами, а не итальянскими стихами.
    Вспомним сколько авторов, среди которых и украинец Котляревский, обращались и, даже, переделывали на свой лад “Энеиду” Вергилия.
    За время своего существования античная греко-римская и христианская литературы произвели неоценимые сокровища, бессмертные духовные ценности, которые легли в основу всей европейской культуры и литературы. Стремясь к широкого охвата реального жизни. отражая разнообразие социально-исторической действительности, изображая человека во всей сложности ее связей с природой и обществом, греческая, римская и христианская литературы античности поставили проблемы, которые остаются и сегодня значимыми и актуальными, не теряют своего общечеловеческого значения. Эти литературы открыли для человечества бессмертные этические ценности: добрая, человечность и милосердие, любовь к родине, готовность к подвигу и самопожертвованию, мужество и несокрушимость в борьбе, большую веру в человека, в ее безграничные способности, ее влечение к добру и способность к совершенствованию, веру в силу поэтического слова, песни, искусства. В античной литературе находим много примеров величия человеческого духа, поэтизации высоких человеческих добродетелей. Именно в этих вечных моральных, этических ценностях и в борьбе за высокодуховную, нравственно совершенного человека заключается историческое и моральное значение античных греко римской и христианской литературы, это и есть их ценнейшими сокровищами.
    Лучше всех сказал о значении античности как неисчерпаемой сокровищнице. И бессмертного источника европейской культуры Иван Франко: “..С безмерно богатой греко-римской литературы остались лишь нуждающиеся отломки и кусочки”, однако “даже те мизерные останки имели силу в XV и XVI ст. Обновить европейское население, двинуть ее с варварства, попхнути до нового развития и что они и до сих пор не перестала оплодотворять нашего духа и творят непоколебимую основу нашей цивилизации”.
    Список литературы
    1. Античная литератра (Издательство “Просведение” – 1980-1986 гг.)
    2. Античная литература – справочник (под редакцией С.В. Семчинського).
    3. Античный мир (І.А.Лісовий).
    4. Античность в терминах, именах и названиях.
    5. Античная литература (издательство “Мир”, составитель – Мирон Борецкий).

  5. Латинское слово antiquus значит «древний»(древнюю литература Европы, которая включает в себя литературу древнегреческую и древнеримскую.)
    Периодизация античной литературы:
    Первый период, который можно назвать доклассическим или архаическим, охватывает собой длинный ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети I тысячелетия до н. э., но, несомненно, складывавшиеся в течение многих столетий – это героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера.
    Второй период античной литературы совпадает со становлением и расцветом греческого классического рабовладения, занимающего собой VII-IV вв. до н. э. Этот период обычно называется классическим. В связи с развитием внутреннего мира личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов, историков и ораторов.
    Третий период античной литературы, обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо небольших городов-государств классического периода, так называемых полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода.
    Вследствие этого эллинистический период часто трактовался как деградация классической литературы. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени – с III в. до н. э. до V в. н. э., в связи с чем его можно разделить на ступени раннего эллинизма (III в. до н. э. – I в. н. э.) и позднего эллинизма (I в. н. э. – V в. н. э.).
    К этому третьему периоду античной литературы относится и римская литература, почему его часть и называют эллинистически-римским периодом. Возникшая в III в. до н. э. (устное народное творчество, как и в Греции, существовало уже задолго до этого) римская литература переживает свой архаический период в первые два века своего существования. I век до н. э. обычно считается периодом расцвета римской литературы, то есть периодом классическим. Последние же века римской литературы, а именно I-V вв. н. э., называются послеклассическим периодом.
    В связи с гибелью рабовладельческой формации и наступлением средневекового феодализма VI век н. э. можно считать гранью между античной и средневековой литературой.
    Корни античной литературы уходят в глубину мифологического развития. Прекрасное в мифе и литературе оказывается чрезвычайно активным началом. Если в архаической мифологии красота наделена притягательной и губительной силой, то классические олимпийские боги, борясь с чудовищами, сами являются носителями созидающей красоты, которая становится принципом космической, а значит, и человеческой жизни.
    Античная мифология и литература полны драматичесих сюжетов о борьбе богов и героев со злом, уродством, несправедливостью за установление упорядоченной, прекрасной, основанной на гармонии и благородном труде жизни.
    Вергилий, Публий Вергилий Марон (Publius Vergilius Maro) (70-19 до н. э.) · величайший поэт Древнего Рима, автор Энеиды, эпоса, воспевающего легендарное происхождение римского народа.
    Гомер – легендарный поэт-певец, которого в античном мире, а также и в более поздние времена считали автором первых и древнейших из дошедших до нас памятников греческой художественной литературы – больших эпических поэм «Илиада» и «Одиссея». Источником гомеровского эпоса было народное творчество: мифы и предания, народные песни, художественно переработанные в поэмы, написанные античным стихотворным размером – гекзаметром.
    Сапфо – замечательная поэтесса античной Греции. Родилась на острове Лесбосе. С детских лет она узнала трудности жизни: рано осиротев, сама вырастила своих младших братьев. В родном городе Сапфо содержала школу для девочек, которым преподавала поэзию, танцы, музыку. Уже при жизни поэтесса пользовалась широкой известностью, несколько раз она была увенчана лавровым венком на всегреческих олимпиадах.
    Главная тема ее поэзии – любовь и все ее проявления: страсть и утраты, боль разлуки и терзания ревности. Традиционные фольклорные мотивы девичьих и свадебных песен окрашены у Сапфо сильным чувством, отличаются яркой образностью и ритмическим разнообразием. Из девяти книг стихов, написанных Сапфо, до нас дошло только два стихотворения и около ста лирических отрывков.
    Эсхил (525-456 ГГ. ДО Н. Э.)- первый великий драматург Древней Греции. Язык трагедий Эсхила отличается необычайной яркостью и образностью. Характеры его героев полны монументального величия, даны с огромной художественной силой. Эсхил был плодовитым писателем – им написаны около 80 пьес, из которых до нас дошло только семь.
    Аристофан (446-385 ГГ. ДО Н. Э.)- величайший сатирик древнего мира. «Отцом комедии» назвал Энгельс Аристофана 2, в творчестве которого античная политическая комедия достигает расцвета. О жизни Аристофана нам почти ничего не известно. Из написанных им сорока четырех пьес сохранилось полностью лишь одиннадцать.
    Комедии Аристофана, кроме своего художественного значения, замечательны еще и тем, что в них широко отражена общественно-политическая и культурная жизнь Афин V в. до н. э. «Всадники»- одна из наиболее острых политических комедий Аристофана. Она направлена против лидера радикальной партии Клеона, ярого сторонника Пелопоннесской войны, тяжелым бременем легшей на плечи афинян. В комедии действуют аллегорические персонажи. В образе капризного, дряхлого и глухого
    Плавт (ок. 254-184 ГГ. ДО Н. Э.)- чрезвычайно популярный среди своих современников поэт-драматург. Уроженец Умбрии, Тит Макций Плавт, как полагают, вышел из зажиточного плебейства. Он подвизался в области комедий на греческие сюжеты (так называемая паллиата), переделывая их для римской сцены. Им было создано множество самых разнообразных пьес. До нас дошло целиком только двадцать. Используя греческий сюжет и наделяя своих героев греческими именами, Плавт искусно изображал явления чисто римской жизни, сочетая подражание высокохудожественным греческим образцам с элементами народного театра.
    «Скупой, или Клад» – самая серьезная из комедий Плавта, где автор создал психологически обоснованный и тонко разработанный характер героя. Им является в пьесе старый Эвклион, честный бедняк, который неожиданно разбогател благодаря найденному кладу. С этой минуты старик лишился покоя и сна. В каждом человеке ему мерещится грабитель, и он никак не может придумать, где бы ему лучше и надежнее спрятать свое золото.
    Его сокровище действительно похищают. После многих перипетий злополучный клад все же возвращается к своему владельцу, который тут же отдает его в приданое дочери и сразу обретает утраченный покой. Многие черты плавтовского изображения легли в основу знаменитой комедии Мольера «Скупой».
    Вергилий (70-19 ГГ. ДО Н. Э.)- поэт так называемого «века Августа», один из классиков римской литературы.
    «Энеида»- большая эпическая поэма Вергилия, в которой, по мнению современников, он вступил в соревнование с Гомером. Написанная по желанию Августа, «Энеида», хотя и была создана на мифологический сюжет и отражала религиозные представления самого поэта, служила также актуальным идеологическим задачам нового строя.

  6. –>
    Латинское слово antiquus значит «древний»(древнюю литература Европы, которая включает в себя литературу древнегреческую и древнеримскую.)
    Периодизация античной литературы:
    Первый период, который можно назвать доклассическим или архаическим, охватывает собой длинный ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети I тысячелетия до н. э., но, несомненно, складывавшиеся в течение многих столетий – это героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера.
    Второй период античной литературы совпадает со становлением и расцветом греческого классического рабовладения, занимающего собой VII-IV вв. до н. э. Этот период обычно называется классическим. В связи с развитием внутреннего мира личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов, историков и ораторов.
    Третий период античной литературы, обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо небольших городов-государств классического периода, так называемых полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода.
    Вследствие этого эллинистический период часто трактовался как деградация классической литературы. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени – с III в. до н. э. до V в. н. э., в связи с чем его можно разделить на ступени раннего эллинизма (III в. до н. э. – I в. н. э.) и позднего эллинизма (I в. н. э. – V в. н. э.).
    К этому третьему периоду античной литературы относится и римская литература, почему его часть и называют эллинистически-римским периодом. Возникшая в III в. до н. э. (устное народное творчество, как и в Греции, существовало уже задолго до этого) римская литература переживает свой архаический период в первые два века своего существования. I век до н. э. обычно считается периодом расцвета римской литературы, то есть периодом классическим. Последние же века римской литературы, а именно I-V вв. н. э., называются послеклассическим периодом.
    В связи с гибелью рабовладельческой формации и наступлением средневекового феодализма VI век н. э. можно считать гранью между античной и средневековой литературой.
    Корни античной литературы уходят в глубину мифологического развития. Прекрасное в мифе и литературе оказывается чрезвычайно активным началом. Если в архаической мифологии красота наделена притягательной и губительной силой, то классические олимпийские боги, борясь с чудовищами, сами являются носителями созидающей красоты, которая становится принципом космической, а значит, и человеческой жизни.
    Античная мифология и литература полны драматичесих сюжетов о борьбе богов и героев со злом, уродством, несправедливостью за установление упорядоченной, прекрасной, основанной на гармонии и благородном труде жизни.
    Вергилий, Публий Вергилий Марон (Publius Vergilius Maro) (70-19 до н. э.) · величайший поэт Древнего Рима, автор Энеиды, эпоса, воспевающего легендарное происхождение римского народа.
    Гомер – легендарный поэт-певец, которого в античном мире, а также и в более поздние времена считали автором первых и древнейших из дошедших до нас памятников греческой художественной литературы – больших эпических поэм «Илиада» и «Одиссея». Источником гомеровского эпоса было народное творчество: мифы и предания, народные песни, художественно переработанные в поэмы, написанные античным стихотворным размером – гекзаметром.
    Сапфо – замечательная поэтесса античной Греции. Родилась на острове Лесбосе. С детских лет она узнала трудности жизни: рано осиротев, сама вырастила своих младших братьев. В родном городе Сапфо содержала школу для девочек, которым преподавала поэзию, танцы, музыку. Уже при жизни поэтесса пользовалась широкой известностью, несколько раз она была увенчана лавровым венком на всегреческих олимпиадах.
    Главная тема ее поэзии – любовь и все ее проявления: страсть и утраты, боль разлуки и терзания ревности. Традиционные фольклорные мотивы девичьих и свадебных песен окрашены у Сапфо сильным чувством, отличаются яркой образностью и ритмическим разнообразием. Из девяти книг стихов, написанных Сапфо, до нас дошло только два стихотворения и около ста лирических отрывков.
    Эсхил (525-456 ГГ. ДО Н. Э.)- первый великий драматург Древней Греции. Язык трагедий Эсхила отличается необычайной яркостью и образностью. Характеры его героев полны монументального величия, даны с огромной художественной силой. Эсхил был плодовитым писателем – им написаны около 80 пьес, из которых до нас дошло только семь.
    Аристофан (446-385 ГГ. ДО Н. Э.)- величайший сатирик древнего мира. «Отцом комедии» назвал Энгельс Аристофана 2, в творчестве которого античная политическая комедия достигает расцвета. О жизни Аристофана нам почти ничего не известно. Из написанных им сорока четырех пьес сохранилось полностью лишь одиннадцать.
    Комедии Аристофана, кроме своего художественного значения, замечательны еще и тем, что в них широко отражена общественно-политическая и культурная жизнь Афин V в. до н. э. «Всадники»- одна из наиболее острых политических комедий Аристофана. Она направлена против лидера радикальной партии Клеона, ярого сторонника Пелопоннесской войны, тяжелым бременем легшей на плечи афинян. В комедии действуют аллегорические персонажи. В образе капризного, дряхлого и глухого
    Плавт (ок. 254-184 ГГ. ДО Н. Э.)- чрезвычайно популярный среди своих современников поэт-драматург. Уроженец Умбрии, Тит Макций Плавт, как полагают, вышел из зажиточного плебейства. Он подвизался в области комедий на греческие сюжеты (так называемая паллиата), переделывая их для римской сцены. Им было создано множество самых разнообразных пьес. До нас дошло целиком только двадцать. Используя греческий сюжет и наделяя своих героев греческими именами, Плавт искусно изображал явления чисто римской жизни, сочетая подражание высокохудожественным греческим образцам с элементами народного театра.
    «Скупой, или Клад» – самая серьезная из комедий Плавта, где автор создал психологически обоснованный и тонко разработанный характер героя. Им является в пьесе старый Эвклион, честный бедняк, который неожиданно разбогател благодаря найденному кладу. С этой минуты старик лишился покоя и сна. В каждом человеке ему мерещится грабитель, и он никак не может придумать, где бы ему лучше и надежнее спрятать свое золото.
    Его сокровище действительно похищают. После многих перипетий злополучный клад все же возвращается к своему владельцу, который тут же отдает его в приданое дочери и сразу обретает утраченный покой. Многие черты плавтовского изображения легли в основу знаменитой комедии Мольера «Скупой».
    Вергилий (70-19 ГГ. ДО Н. Э.)- поэт так называемого «века Августа», один из классиков римской литературы.
    «Энеида»- большая эпическая поэма Вергилия, в которой, по мнению современников, он вступил в соревнование с Гомером. Написанная по желанию Августа, «Энеида», хотя и была создана на мифологический сюжет и отражала религиозные представления самого поэта, служила также актуальным идеологическим задачам нового строя.
    Понравилось сочинение » Античная литература и ее особенности, тогда жми кнопку

  7. Античная литература привлекала и привлекает к себе высокими гуманистическими идеалами, героизмом, красотой слова, изысканностью формы. Она – вечный целебный, животворный источник, в определенной мере норма и пример – эталон прекрасного, животворная сила, которая, будучи творчески усвоенная на национальном почве, всегда помогала и будет помогать нам строить культуру современную и грядущую. Литература является отображением человеческой жизни. Появившись, она в свою очередь действует в том или ином направлении на жизнь народа. Итак, чтобы понять античную литературу, необходимо знать и понимать жизнь тех народов, которые ее создали. Эти народы – древние греки и древние римляне.
    Греческая литература написана древнегреческим языком, который состоял из диалектов – эолийского, ионийского, дорийского. Начиная с III ст. до н. э. в лоне греческой литературы начала развиваться римская литература, которая со временем слилась с ней в единую греко-римскую литературу – античную. Общество пользовалось своеобразной идеологией – мифологией, которая была вместе с тем и фантастическими религиозными представлениями, и попытками с помощью богатых фантастикой мифов познать и объяснить окружающий мир, природу, ее явления, в конце концов самого человека в его связях с природой и другими людьми.
    Поэтому литература, которая возникла в условиях мифологической идеологии, становится неотъемлемой от мифологии: она использует мифологические сюжеты, образы. Ее тематика является тоже мифологической. Это является главнейшей особенностью античной литературы. Античная литература – большое богатство жанровых форм и стилистических средств, которые со временем успешно приняли молодые европейские литераторы. Из античной литературы ведут свое начало почти все известные сегодня жанры, сохраняя большей частью и свои античные названия: эпос, драма, мим, трагедия и много других. Благодаря достояниям культуры и литературы античности в XIV ст. началась новая культурная эпоха в Западной Европе – эпоха Возрождения. Это было возрождение интереса к античности и первоначальному христианству. Само название означает «возрождение античности».
    Исходя из античного увлечения человеком, его красотой, его способностями, из христианского человеколюбия и веры в способность к безграничному духовному обогащению и усовершенствованию, гуманисты эпохи Возрождения создали новое мировоззрение, которое утверждает человека как самое совершенное творение Господа и природы, утверждает право человека на земное счастье и радость, право исследовать мир, раскрывать его тайны, право на свободную мысль и поиск. Под влиянием античной литературы в Европе возникают новые национальные литературы, которые пользуются уже не только латинским, а и живыми национальными языками. Эти литературы заимствуют из античной литературы и истории сюжеты для своих произведений, поэтические образы, богатство поэтических фигур и тропов.
    Например, Вильям Шекспир написал на сюжеты античной истории мифологии и литературы поэмы « Лукреция» и «Венера и Адонис», драмы «Антоний и Клеопатра», «Кориолон». В других произведениях Шекспира часто встречаем античные имена персонажей, образы из мифологии и истории. Античная литература призвала к жизни такие художественные направления, как классицизм, и просветительский классицизм, для представителей которых античная литература была образцовой классикой, залогом прекрасного.
    Французские драматурги Корнель, Мольер перерабатывали произведения Еврипида и Пловта, использовали мифологические сюжеты, античные образы. Ориентируясь на поэтику Аристотеля и Горация, Школа Буало изложил основные эстетичные принципы и законы классицизма в стихотворном трактате «Искусство поэтическое», который имел большое значение для развития европейских литератур. В лоне просветительского классицизма развился так называемый веймарский классицизм, ярчайшими представителями которого были Гете и Шиллер. Веймаровские классицисты рассматривали античность как царство идеальной красоты и гармонии, как прекрасное человечество, которое олицетворяет «чистую человечность», мечтами о гармоничном единстве человека и общества, верили в воспитательную силу искусства, способного сформировать гармонично развитую личность, которая будет стремиться среди других и к идеалу свободы. Ярким примером обращения Гете к античности является гимн «Прометей», который написан в форме монолога самого титана.
    Гете первым в европейской поэзии возродил образ славного титана древнегреческих мифов. Он сделал его символом протеста против помертвелых традиций и авторитетов, символом настоящей любви к людям. Властвует античный дух и в поэме «Фауст» – высочайшем достижении Гете. Сам сюжет этого произведения своими корнями достигает средневековой античности.
    Даже романтики, которые выступали против чрезмерного увлечения античностью и за обращение к национальному фольклору, не смогли обойтись без нее. Следует вспомнить хотя бы «Прометея» Байрона, а Фраческо Петрарка, который завоевывал себе славу именно латынеязычными поэзиями, а не итальянскими стихами. Вспомним, сколько авторов, среди которых и украинец И. Котляревский, обращались и даже перерабатывали по своему «Энеиду» Вергилия! За время своего существования античная греко-римская и христианская литературы выработали неоценимые сокровища, бессмертные духовные ценности, которые легли в основу всей европейской культуры и литературы.
    Стремясь к широкому охвату реальной жизни, отображая разнообразие социально-исторической действительности, изображая человека во всей сложности его связей с природой и обществом, греческая, римская и христианская литературы античности поставили проблемы, которые остаются и сегодня весомыми и актуальными, не теряют своего общечеловеческого значения.
    Эти литературы открыли для человечества бессмертные этические ценности: добро, человечность и милосердие, любовь к родине, готовность к подвигу и самопожертвованию, мужество и несокрушимость в борьбе, большую веру в человека, в его безграничные способности, его влечение к добру и способность к усовершенствованию, веру в силу поэтического слова, песни, искусства. В античной литературе находим много примеров величия человеческого духа, поэтизации высоких человеческих добродетелей. Именно в этих вечных моральных, этических ценностях и в борьбе за высокодуховного, морально совершенного человека заключается историческое и моральное значение античных греко-римской и христианской литератур, это и является их ценнейшими сокровищами.
    .

  8. Начинается наше заочное путешествие в пространстве и времени с древнейших времен. Сегодня перед нами открывает свои тайны античная культура. Дома вы ознакомились с информацией учебника о античности. Вспомните, какую культуру мы называем античной. (Культуру Древней Греции и Древнего Рима). Какими были хронологические границы ее существования? (Приблизительно 1300 лет, с VIII ст. до н. э. до V ст. н. э. ) Как вы думаете, почему мы, говоря о мировом культурном и литературном развитии, обращаемся, прежде всего, именно к античности, а не к культуре Китая, Индии или Египта, которые хронологически являются более древними? (Именно Древняя Греция и Рим имели значительное влияние на формирование европейской культуры, мировоззрение и ее историю в целом, поэтому европейцы и обращаются к античности как к колыбели своего цивилизованного развития).
    Мы, имея тему “Человек и его мир в древних литературах”, должны выяснить для себя, что же именно дала античность всему человечеству и народам Европы, какими источниками питалась сама, почему больше всего уделяла внимание человеку, каким были представления древних греков и римлян о мире и человеке и как они отобразились в культуре античности и литературе в частности. Для этого мы попробуем обобщить наш первичный опыт общения с античной культурой и историей, “который приобрели в предыдущих классах, и расширим и систематизируем его на следующих пятнадцати уроках, где более детально будем изучать лучшие образцы литературы Древней Греции и Древнего Рима, которые стали основанием казны мировой литературы. Мировоззрение антропоцентричное – человек в центре бытия как неотъемлемая частица природы. Повышение самоценности человека от прославления его силы и красоты тела к гармонии ума и внутреннего мира. То, что человек и воспевание его самого и его мира стало одной из ведущих тем в мифологии и в античной литературе, имело огромное влияние на формирование и развитие европейских литератур и культуры Европы в целом.
    Для следующих эпох античность стала и основой мировоззренческих платформ, материалистической и идеалистической, и непочатым источником тем, сюжетов, проблем, образов, архетипов, которые, переосмысливаясь, от эпохи до эпохи вдохновляют на создание шедевров художников мировой культуры. Как мы уже указали, истоки античности достигают неисчерпаемую казну мифопоэтичного представления древнего человека о мире и самом себе. Особенность мифологии древних греков заключается, прежде всего, в ее чрезвычайной образности и гуманизме. Итак, прежде чем мы начнем говорить о образцовых (классических) произведениях древнегреческой и древнеримской литературы, обратимся к известнейшим циклам мифов периода микенской культуры, которая стала подпочвой формирования древнегреческой литературы. Таким образом, человеческие качества поднимались к уровню божественного.
    Человек все больше ощущал право быть хозяином в окружающем мире. Божественное начало делало его могущественным и совершенным. Появляется целая плеяда таких героев, чью родословную мы прослеживаем от самого отца богов-олимпийцев Зевса, лучшими из них были Персей, Геракл, Ясон, Тесей, Одиссей, Ахилл. Придерживаясь очередности создания циклов мифов, на следующем уроке мы рассмотрим цикл мифов о аргонавтах и выясним, как в них отобразилось представление древних греков о человеке и окружающем его мире, какие художественные особенности мифологии стали со временем достоянием античной литературы. Знакомство с циклами мифов древних греков еще больше расширит круг наших знаний об этой уникальной культуре и даст нам возможность снова притронуться к сокровищам культуры, которая остается вечно юной, несмотря на течение столетий.
    Около четырех тысяч лет отдаляют нас от первоначала человеческой цивилизации – Древней Греции, или Эллады. Маленький для современности народ Эллады создал художественную культуру, которая стала золотым фондом мировой культуры, из которой человечество и до сих пор черпает вдохновенные образы и моральные основы. Именно этот народ создал богатство литературных форм и жанров, которые под греческими названиями стали образцом всей европейской литературы (трагедия, комедия, эпос, лирика), а также заложил основу для большинства научных дисциплин (философии, филологии, математики, природоведения, музыки, медицины). Не потому ли с древности считали высокообразованным такого человека, который владел знаниями о античном мире и его культуре? Именно в вопросах формирования древнегреческого общества формировались законы человеческой морали и правила взаимоотношений между людьми, выкристаллизовывались мысли о общечеловеческих ценностях. Древние греки первыми затронули социально-политические и морально-психологические вопросы, которые и до сих пор стоят на повестке дня человеческих сообществ. Претерпев многочисленные потери от войн, они осуждали войну и прославляли мир, искали пути умного решения военных конфликтов.
    Пройдя в своем историческом развитии все этапы общественных формаций, древние греки первыми определили ценность человека как личности и осудили рабство и эксплуатацию человека человеком. Человек для древних греков – венец творения, эталон прекрасного, объединение физического и духовного начал. Человеческие чувства – любовь, верность, измена, дружба, ненависть, душевные страдания – все это нашло место и в мифологии, и в литературе древних греков. А превыше всего – человеческий ум! (Вспомните, ценнейшим даром Прометея людям была именно искра ума, “огонь Прометея” является контекстуальным синонимом понятия “ум”. ) Именно ум стал движителем земной цивилизации!
    Что побуждало древних греков определять место человека в окружающем мире и что оказывало содействие этим поискам? Думается, прежде всего – условия жизни. Территория Древней Греции была гористой, с малоплодородными почвами, что не оказывало содействие развитию хлебопашества. Греки большей частью занимались выращиванием винограда и разведением коз и овец. Зато в недрах крылось множество полезных ископаемых – золота, серебра, мрамора, в которых нуждались соседние страны. Сложились просто блестящие условия для развития торговли – высвобожденные от земледельческой работы руки, а самое главное – выход к морским путям, его имела каждая историческая область и соответственно каждое племя. И не только торговля и колонизация двигали действиями древних греков. Менталитету этого древнего народа был присущ дух познания нового, любознательность, любопытство ко всему, что их окружало, к незнакомым мирам – странам, народам, географическим территориям. Греки умели заметить интересное, неведомое и сохранить свои впечатления в сказах и песнях. Особенностью исторического развития Древней Греции было ее заселение родственными племенами. Единение этих племен произошло на основе создания и исповедания единой для всех племен олимпийской религии, а, в конце концов, общей эллинской культуры, одной из звеньев которой было мифологическое литературное творчество. Взаимосвязь между литературой и общественным развитием Древней Греции был чрезвычайно тесным, и именно это определило главные вехи развития древней греческой литературы:
    * Первый период: литература архаической Греции.
    * Второй период: классическая литература Греции.
    На первичных этапах развития древние греки воспринимали окружающую природу как жестокое, непонятное явление – все вызвало и страх, и удивление, и любопытство.
    «
    1
    2
    »

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *