Сочинение на тему архитектура моего города

8 вариантов

  1. Инженерный, или Михайловский, замок — ценнейший памятник русской архитектуры XVIII–XIX столетий. Он связан с именем великого русского зодчего В. ?И. Баженова, разработавшего проект здания в 1792 году. Осуществление проекта замка, заложенного 26 февраля 1797 года, происходило без непосредственного участия Баженова. Работами руководил архитектор В. Бренна, внесший долю своего творческого участия, главным образом, в оформление интерьеров. ??Квадратный в плане, с внутренним восьмиугольным двором, Инженерный замок расположен у истока реки Мойки из Фонтанки.
    К его главному фасаду ведет Кленовая аллея, украшенная монументом Петра I работы скульптора К. Растрелли. Каждый из четырех фасадов замка решен своеобразно и не повторяет другой. Наибольшей сложностью и богатством обработки отличается главный, прорезанный парадным въездом во внутренний двор юго-восточный фасад, В центральной своей части он облицован мрамором и декорирован мраморными колоннами, обелисками и скульптурой. Фриз над колоннадой исполнен из шокшинского порфира. Барельеф в тимпане фронтона на тему «История заносит на свои скрижали славу России» изваян скульптором П. Стаджи. ??
    Фасад, обращенный на реку Мойку, в сторону Летнего сада, в художественном отношении не уступает главному. Два сильно выступающих ризалита по сторонам центральной части, увенчанной высоким аттиком, богато обработанным скульптурой, связаны здесь колоннадой из парных дорических колонн розоватого олонецкого мрамора. Колонны поддерживают открытую террасу на уровне второго этажа. Великолепная лестница, ведущая в сад, украшена статуями Геркулеса и Флоры на высоких гранитных пьедесталах. Отделка здания была закончена в ноябре 1800 года. ??
    В 1823 году в замке было размещено Главное инженерное училище. С этого времени он стал называться Инженерным замком. При перестройке здания для нужд училища были изменены и уничтожены некоторые дворцовые интерьеры. Однако часть помещений сохранила первоначальную обработку до наших дней. Общий характер планировки, где преобладают сложные по конфигурации помещения — круглые, овальные, многоугольные и прямоугольные с нишами и завершениями в виде экседр, остается неизменным. ??Из числа дворцовых помещений лучше других сохранились главная лестница, Тронный зал, Рафаэлевская галерея, овальный и церковный залы. В ряде залов имеются фрагменты

  2. Архитектура — это строительное искусство, умение проектировать и создавать города, жилые дома, общественные и производственные здания, площади и улицы, сады и парки. Во многих городах нашей страны вы встретите древние кремли и церкви, дворцы и особняки, современные здания театров, библиотек, дворцов молодежи, перед которыми вам захочется остановиться и повнимательнее их рассмотреть.
    Так же вы стояли бы в музее перед интересной картиной или скульптурой. Это потому, что здания и улицы, площади и парки, комнаты и залы своей красотой тоже могут волновать воображение и чувства человека, как и другие произведения искусства. Шедевры архитектуры запоминаются как символы народов и стран. Всему миру известны Кремль и Красная площадь в Москве, Эйфелева башня в Париже, древний Акрополь в Афинах. Однако в отличие от других искусств произведения архитектуры люди не только созерцают, но и постоянно используют. Архитектура окружает нас и образует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Вот дома, где вы живете; школы, техникумы, институты, где учитесь; в театрах, цирках и кино — развлекаетесь; в садах, парках и дворах — отдыхаете. На заводах и в учреждениях работают ваши родители; магазины, столовые, вокзалы, метро постоянно заполнены посетителями. Трудно даже представить, как можно обойтись без этих и многих других сооружений.
    Разнообразие архитектуры зависит не только от творческой фантазии зодчего (так называли архитектора на Руси), но и от условий строительства: теплого или холодного климата, равнинной или гористой местности, возможностей строительной техники, деревянных, каменных или металлических конструкций, эстетических вкусов жителей и многого другого. В строительстве используется труд людей многих профессий — каменщиков, конструкторов, ученых и художников. Все они трудятся под руководством архитектора. (Архитектор по-гречески означает «старший строитель».) Человек этой профессии должен обладать большими техническими и художественными познаниями. Любуясь готическим собором, Московским Кремлем или велотреком в Крылатском, мы восхищаемся не только своеобразной красотой этих сооружений, но и трудом и умением строителей.
    Еще в древности задачи архитектуры определяли тремя качествами — пользой, прочностью, красотой. Каждое здание должно быть полезным, отвечать своему прямому назначению. Это проявляется и в его внешнем облике, и в характере его внутренних помещений. Жилой дом, театр и учебное заведение — три разных типа сооружений. У каждого из них свое назначение, и каждое здание должно быть удобным: в одном случае — для жилья, в другом — для показа спектаклей, в третьем — для учебы. Также важно, чтобы каждое из них было долговечным, прочным. Ведь здания создаются не на один год, а надолго. Но архитектура не стала бы искусством, если бы игнорировалось третье важное требование — красота.
    Известное стремление человека к красоте вдохновляет творческую фантазию архитектора на поиск все новых необычных архитектурных форм, неповторимости облика и яркости художественного образа сооружения. Вот мы и видим самые разные здания и среди древних, и среди современных. Взять хотя бы многоэтажные жилые дома: один высокий, как башня, другой — в виде длинной прямой пластины, третий изгибается по кругу. У них одинаковое назначение и похожие конструкции, они рассчитаны на один и тот же климат, стоят в одном городе, однако фантазия архитектора для каждого из них нашла свою форму, свое цветовое решение. Так возникают сооружения со своими индивидуальными чертами, по которым мы узнаем их. И каждое здание производит свое впечатление: одно имеет торжественный, праздничный облик, другое — строгий, третье — лирический. Памятники архитектуры, относящиеся к разным эпохам и странам, отличаются друг от друга по внешнему виду или по стилю, как отличались условия проживания и художественные вкусы людей тех времен. Посмотрите на рисунки, и вы убедитесь в этом сами.
    Яркий период в истории русского зодчества —середина XVIII в. Это время бурного строительства дворцов, больших храмов, время расцвета стиля барокко. Крупнейшим архитектором, во многом определившим стиль сооружений той поры, был В. В. Растрелли (1700—1771). Фасады его построек, расцвеченные белым, синим и позолотой, необычайно нарядны. Великолепны богато украшенные лепкой анфилады залов, редкой красоты деревянные мозаичные полы. Лучшие постройки В. В. Растрелли — Екатерининский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе. На острове Кижи в Онежском озере сохранились деревянные Преображенская (1714) церковь, колокольня (1874) и Покровская церковь (1764), построенные без единого гвоздя. Эйфелева башня в Париже. Ее спроектировал в середине 19-го в. инженер Гюстав Эйфель. Оригинальность, смелость конструкции и архитектурной формы сделали башню знаменитой.

  3. Описание  памятника  архитектуры.
    Наше время характеризуется пристальным вниманием к памятникам архитектуры. Церковь Покрова на Нерли, о которой далее я поведу свой рассказ, находится за городом. Это прекрасное здание выделяется своей ослепительной белизной, лишь купол и крыша храма выделяются чёрным цветом. Этот контраст придаёт храму более привлекательный вид. В целом интерьер церкви необыкновенно лёгок и светел.
    Храм находится на заливных лугах неподалёку от слияния рек Нерли и Клязьмы. Его называют шедевром мирового зодчества, лучшим творением владимирских мастеров эпохи Владимиро-Суздальского княжества. И это совершенно неоспоримо. Ведь эта церковь не только очень красива, но и удивляет своей красотой с очень выгодного места. Дело в том, что во время весеннего разлива Нерль могла затопить весь луг, но церковь стоит на холме и вода её не затапливает. Это выглядит чрезвычайно необычно, когда среди огромных масс воды плавает небольшой островок, коронованный этим белоснежным чудом.
    Стены церкви украшены резным рельефом. Центральное место занимает фигура царя Давида с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой всех посетителей этого несомненно святого места. Так же на стенах здания есть фигуры львов, птиц и женские маски. Эти маски символизируют Богородицу.
    Храм посвящается Покрову Богородицы, которая по поверьям держала в руках плат, защитив город от врагов. Храмы с таким же названием имеются и в других городах.
    Ученица 8 класса
    Басалаева Полина

  4. О чём написать в сочинении на тему «Памятники архитектуры»? В каждом городе, даже самом небольшом, найдётся хотя бы одно здание, имеющее важную историческую ценность. Это может быть любое сооружение: дом, какой-то театр или здание университета. Необязательно оно будет выглядеть слишком старым, но часто именно так и бывает.
    Очень редко древние здания доживают до наших дней в том виде, в котором они были построены или задумывались. Они часто лишаются каких-то деталей оформления, перестраиваются и реставрируются, теряя прежний облик.

    Чем важно сочинение по литературе об архитектурных памятниках?

    В сочинение на тему «Памятники архитектуры» можно включить множество исторических справок, если подойти к этому заданию ответственно. Главное, выбрать в своём городе объект, который будет описываться в работе, и найти о нём как можно больше информации. Это очень серьёзное занятие, которое приносит много пользы.
    Нередко бывает так, что, написав сочинение на тему «Архитектурный памятник», школьники начинают больше интересоваться историей своего родного края и города. Они учатся собирать информацию, систематизировать её и выделять главные и второстепенные события в цепочке исторических фактов.

    Как работать над сочинением?

    Изучая какое-то сооружение, его особенности, стиль, в котором оно построено, ученикам важно понять, какое место здание занимало в истории, какие события связаны с ним. Можно поспрашивать своих родителей о том, что они знают и помнят об этом месте, поискать информацию в интернете или посетить библиотеку.
    Конечно, проще всего воспользоваться Всемирной сетью, но даже там не всегда есть нужные сведения. В сочинении на тему «Памятник архитектуры» важно выразить своё личное отношение к зданию, описание которого школьник выбрал для своей работы.

    План сочинения

    Начать работу над сочинением на тему «Памятник культуры» можно с описания внешнего вида сооружения. Сперва школьник может ответить на следующие вопросы:
    Где расположено сооружение, о котором будет вестись рассказ в сочинении? Что его окружает? Может быть, это парк, аллея или площадь?
    В каком году построено здание? В честь какого события?
    Кто участвовал в его строительстве? Кто был подрядчиком и собирал средства на проект?
    Какие исторические события с ним связаны? Почему оно стало памятником культуры?
    Менялось ли здание со временем, достраивались ли какие-то части? Или, может быть, оно сохранилось не полностью?
    Какие важные исторические фигуры посещали сооружение?
    Какой архитектурный стиль выбран для его оформления? Также можно найти имена архитекторов и скульпторов, если сооружение украшено какими-то скульптурами.
    Что находится внутри, как украшены помещения и декорированы ли они? Имеют ли какое-то особое значение эти элементы декора?
    При наличии росписи внутри здания желательно узнать, кем был художник, сделавший рисунки. Возможно, удастся и интерпретировать некоторые картины и фрески, если они есть.
    Какой фасад у строения? Опишите его подробно, не упуская деталей. Они могут быть важны для понимания того, как менялось здание со временем.
    Опишите общую планировку дома.

    Что можно добавить в сочинение?

    В сочинение на тему «Памятник архитектуры» можно добавить информацию о том, какие учреждения размещались в здании в разное время. Если это храм, возможно, с него снимали кресты и сносили купола, превращая их во что-то другое. Это мог быть спортивный зал, склад, мастерская. Важно упомянуть о том, было ли затем восстановлено первоначальное предназначение этого места.
    А также нужно описать исторические события, сопутствующие кардинальным изменениям в предназначении внутренних помещений. Возможно, в здании проводилась реконструкция, сильно изменившая его внешний или внутренний облик. В сочинение на тему «Памятник архитектуры» можно включить своё отношение к этим изменениям.
    Например, в тех же храмах во время реставрации не всегда бережно относятся к древним росписям, размещённым внутри и снаружи сооружения. Иногда полностью теряется исторический облик здания. Возможно, строение переживало какие-то катаклизмы, после которых его восстанавливали. Можно добавить информацию об этом в свою работу. В сочинение на тему «Памятник архитектуры» не нужно включать фотографии, так как здесь достаточно словесного описания внешнего вида сооружения.

  5. Среди сохранившихся до нашего времени строений особый интерес вызывают мавзолеи и мазары. Широкую известность приобрели мавзолеи Бабаджи–хатун и Айша – биби, построенные соответственно в X-XI и XI-XII веках; мавзолеи Жоши-хана и Алаша-хана, относящиеся к XIII веку; Жубан- ана, Каип-ата, Маулим-берды в долинах рек Сарыаз и Кенгир; мавзолей Кара-хана в Тарезе и др.
    Многие из них и сегодня восхищают оригинальностью архитектурной композиции, декоративным убранством и высоким строительным искусством. С большим совершенством применялись в этих зданиях фигурная кладка кирпича и новые виды строительного материала: ганч, алебастр, терракотовые и изразцовые плиты.
    В 18 км от города Тараза высятся на холме два уникальных памятника. Один из них, мавзолей Бабаджи-хатун выделяется простотой и монументальностью архитектурной композиции. Его почти кубическое здание увенчано граненым барабаном и ныне разрушенным шестнадцатиреберсрным коническим куполом; плоскости стен фасадов оформлены нишами и резетками, выполненными фигурной кладкой, а парапет главного фасада мавзолея сохранил остатки надписи на арабском языке : «Эта гробница, называется Абаджим-хатун.
    Жемчужиной архитектурно-строительного и декоративного искусства можно назвать расположенный рядом мавзолей Айша-биби, и прежде всего потому, что в нем проявлялась удивительная гармония и единство архитектурных мотивов, конструкции здания и орнаментального декора. Мавзолею Айша-биби просвещенно большое количество научных и научно популярных работ.
    Мавзолей имеет кубическое основание, когда-то покрытое куполом. По четырем углам здания возвышаются массивные колонны. Система небольших ниш, малых колонок, сводов стрельчатых арок создает впечатление ажурности мавзолея, а оформление стен и колоны терракотовой облицовочной плиткой радует глаз разнообразием орнамента. В терракотовых узорах этого здания, в различных сочетаниях воплотились традиционные виды орнаментального искусства древних племен Казахстана, из которых геометрический, зооморфный и солярный мотивы уходят своими корнями в искусство андроновских и сакских племен II-I тысячелетий до н.э.
    Среди памятников Центрального Казахстана по своим архитектурно-художественным качествам выделяется мавзолей Алаша-хана ( XIIIв.). Благодаря строгим пропорциям элементов композиции, удачному их сочетанию и сдержанному архитектурному декору здание выглядит ценным и монументально-величавым, что усиливается выгодным его расположением на возвышенном месте.

  6. Архитектура современного города уже не та, что была несколько десятилетий назад. Всевозможные рекламные щиты и вывески закрывают красивые исторические здания, превращая города в рекламу и лишая жителей и туристов изучать историю и архитектуру древних времен.
    Но рекламные плакаты, которые всего лишь вешаются на исторические здания – это еще полбеды. Хуже когда магазины, кафе и салоны красоты, которые арендуют помещение в таком здании, разрушают его фасад и делают свои собственные пандусы, расширяют окна и перекашивают стены.  Все здания в разных городах становиться похожими, они теряют свою уникальность, не радуют взгляд населения, но их историческая ценность никуда не девается.
    Многие строительные фирмы выкупают старые здания и сносят их, чтобы на их месте построить какой-нибудь очередной бизнес-центр или жилой дом, а власти города позволяют им это сделать. Но есть и другие случаи, когда облагораживаются и реставрируются старые здания, в них открываются музеи и галереи. Город преображается и привлекает к себе все больше туристов.
    Каждый из нас ведь живет в городе, который имеет свою историю, свою уникальную архитектуру, что начинаешь не только им гордиться, а получать удовольствие, когда идешь по тихим улочкам с подругой и болтаешь о всякой всячине, а вокруг тебя громоздятся красивые здания с высокими башенками или мощными колоннами, но так же возникает и ощущение ненависти к властям, которые позволяют людям разрушать такие здания.
    Мы отправляемся путешествовать в разные страны, чтобы увидеть их архитектуру, окунуться в их культуру. Мы бережем ценность других нардов, но разрушаем свою, а ведь и в России так много красивых городов и зданий, которые мы не видим из-за рекламы, которая заполонила все.
    Почему происходит так, что человек не бережет то, что строили предки, а, может быть, и именно ваш прадед для вас.  Почему мы не ценим свой город, но уважаем другие страны и постоянно ими восхищаемся, а свою страну оскорбляем. Мне кажется, что в этой проблеме виноваты не только власти и крупные фирмы, которые стремятся переделать города в более современные и мобильные, а каждый из нас, кто позволяет им это делать и не бережет ни чистоту города, ни архитектуру, ни памятники, ни  природу.
    Но, к счастью, есть такие организации, пусть их даже  не много, но именно они спасают наш город и делают его красивым и исторически значимым местом. Наша организация, к примеру, занимается всеми видами архитектуры и дизайна. Она возьмется за любую работу, связанную с облагораживанием города, будь то реставрация старого здания или проект нового современного исторического центра или современное здание, не зависимо от этапа проекта. Высококвалифицированные и инициативные работки компании предложат вам свои дизайнерские решения, или помогут воплотить в жизнь ваши идеи по строительству и дизайну, а вам останется только наслаждаться и любоваться проделанной работой.

  7. В одном из недавних интервью Григорий Ревзин сравнил архитектурного критика с шаманом, имея в виду, что изначально понимание качества проекта приходит интуитивно, и только после этого рационализируется на бумаге. Развитие интуиции и художественного вкуса происходит не просто. А вот овладеть инструментами превращения своих ощущений в текст можно достаточно быстро, если использовать грамотное руководство. Например, книгу «Writing about architecture. Mastering the language of buildings and cities» («Тексты об архитектуре: как овладеть языком зданий и городов») Александры Ланж.
    Русскоязычным любителям архитектуры Ланж известна книгой «Города-доткомы: урбанизм Кремниевой долины», в которой она рассказывает, как компании Кремниевой долины понимают урбанизм. Но кроме исследований архитектуры Ланж пишет о том, как создавать правильные тексты про города. Книга основана на ее курсе по архитектурной критике Нью-Йоркского университета и Школы визуальных искусств и имеет схожую структуру – есть классические эссе из корпуса критической литературы XX века, ее собственные тексты, анализирующие различные писательские стратегии и задания для самостоятельной работы. Таким образом автор соединяет читающего и пишущего, горожанина и критика.
    Книга состоит из шести глав, посвященных небоскребам, музеям, объектам культурного наследия, публичным местам, паркам и городам. Эссе, на которые предлагает ориентироваться Ланж, принадлежат классикам западной архитектурной критики – Льюису Мамфорду, Джейн Джейкобс, Майклу Соркину, Фредерику Олмстеду. Многие из этих текстов доступны на русском, они публиковались как отдельными изданиями, так и в журналах, поэтому говорить о них мы не будем. А вот те алгоритмы, которые предлагает Ланж для анализа различных типов зданий и пространств, могут быть полезны всем, кто исследует архитектуру и урбанистику и пишет тексты.
    Александра Ланж предлагает разные инструменты для создания собственного текста в зависимости от того, какой тип объектов оказывается в центре внимания критика.
    Небоскребы:
    1. Узнайте историю здания. Оценивать небоскреб без знания прошлого будет чрезвычайно сложно.
    2. Включите в первые абзацы пространственные параметры. С какого образа вы хотите начать текст? Куда вы помещаете читателя по отношению к зданию?
    3. Выберете ваш собственный путь. Проведете ли вы читателя через пространство изнутри наружу? Или наоборот? Сфокусируетесь ли вы на фигуре архитектора или на его работах? Умейте выбирать.
    Музеи:
    1. Напишите десять вещей, не обязательно связанных с архитектурой, которые вам приходят на ум, когда вы думаете о музее? Каким бы супергероем он мог быть? Есть ли у него музыкальная тема? Какую роль это здание могло бы сыграть в сюжете романтической комедии? Есть ли у него контекст – поэтический, научный, коммерческий, экологический?
    2. Теперь вернемся в реальность. Рассмотрите музей в его окружении с разных позиций. Является ли здание частью плана развития территории? Какое место оно занимает в этом плане? Есть ли здания с похожими функциями рядом или оно обособлено? Какую роль может играть здание в городском нарративе?
    3. Переместимся вовнутрь. Как выстраиваются отношения между внутренним и внешним? Между оболочкой и содержимым? Для кого это здание? Что выделяет архитектура: здание, коллекцию, магазин, кафе?
    4. В чем сила и стиль этого конкретного музея? Используйте свободные ассоциации, чтобы передать этот образ читателю, позвольте ему совершить путешествие.
    Культурное наследие:
    1. Критика работает лучше, когда критик четко представляет результат. Определите недавно проходившие или идущие сейчас споры о сохранении. Определите заинтересованных в решении о сохранении, реконструкции или сносе. Кто говорит в пользу сохранения здания, а кто против? Какие ценности важны для обеих сторон? Какие из них важны для вас и почему?
    2. Найдите свой ракурс рассмотрения проблемы, задавая себе вопросы: это здание ценно само по себе или как часть сложившегося ансамбля? Что принесет большую общественную пользу – сохранение или разрушение? Выдвиньте свою точку зрения в начале текста и затем подтвердите ее с помощью истории, визуального описания и политического контекста.
    3. Вот еще несколько вопросов, которые можно рассмотреть в тексте: Какова история памятника и как она соотносится с его нынешним состоянием? Какие у него достоинства и недостатки? Можете ли вы показать, почему его необходимо сохранить? Кто выиграет от разрушения или сохранения? Какие возможны реально действующие механизмы, способные изменить судьбу здания?
    Публичные места:
    1. Определите, как каждое пространство встраивается в городскую ткань? Открыто оно или замкнуто? Кому принадлежит и видна ли эта принадлежность? Кто занимает пространство? Является ли это пространство памятным местом?
    2. Описывая публичные пространства, сделайте акцент на наблюдении и описании. Опишите, какие события происходят в этом пространстве и как они способствуют (или не способствуют) общественной жизни.
    Парки (или любые искусственные ландшафты):
    1. Создает ли ландшафт новые возможности для социальных взаимодействий?
    2. Необходимы ли искусственные ландшафты для города? Необходима ли в них трава? Скамейки? Открытые пространства?
    3. Быть источником развития: где в городе может быть размещен парк? Как он изменяет его очертание и акценты?
    4. Может ли дизайн быть лишним в парке? Сравните старые парки и современные, обратите внимание на элементы дизайна, такие как скамейки, освещение, растения, дорожки. Какие из них более популярны? Какие более комфортны?
    Города:
    1. Исследуйте генеральный план развития вашего города. Затем исследуйте существующую городскую структуру – имеет ли она зоны смешанной застройки? Зоны со зданиями разных эпох? Камеры на улице? Кто использует улицы и парки? В какое время суток?
    2. С тех же самых позиций исследуйте существующие проекты развития, работая с планами и рендерингами.
    3. Читайте новости о проекте и начните следить за его реализацией. Приступайте к тексту только тогда, когда вы сможете найти такую перспективу в проекте городского развития, которую не озвучивали другие критики и журналисты. Введите элемент времени в свое исследование, пишите небольшие заметки (не более пятисот слов), комментируйте то, что вы видите, читаете и слышите. Старайтесь писать, как минимум раз в неделю, следя за проектом в течение нескольких месяцев. Делайте выводы и прогнозы. Возвращайтесь к записям, анализируйте, насколько реальность совпала или не совпала с вашими предположениями.
    Так на основе сенсорно-ориентированного подхода и размышлений создается простая, доступная структура оценки здания и его контекстов.

  8. Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, не нужно доказывать. Достаточно заметить — и, скорее всего, это будет верно (хотя и не ново) — что без прошлого нет будущего, нет развития, как отдельного человека, так и всего общества.
    Несколько слов о самом понятии “культура” . В переводе с латыни “cultura” — то, что выращивается или собирается, накапливается кем-либо. В нашем случае это означает совокупность духовных ценностей, накопленных человечеством в процессе своего развития.
    Никто не станет отрицать, что культура — это прекрасно. А откуда в человеке берется чувство прекрасного? Что побуждает человека творить именно так, а не иначе? Что… Стоп. Слишком много вопросов, на которые никто не сможет дать ответ.
    На момент принятия христианства Русь уже знала литье, деревянную скульптуру, чеканку; русские “златокузнецы” уже тогда были известны всему миру. Архитектура также существовала, но на какой стадии развития она находилась, теперь говорить сложно, ибо до нас не дошло ни одного памятника дохристианской эпохи: что-то было уничтожено временем, а основная часть —людьми. Христианами ревностно разрушалось все, что напоминало о многобожии.
    Архитектурные сооружения раннехристианской Руси были по преимуществу деревянными. Объяснялось это, во-первых, дохристианскими строительными традициями, а во-вторых, тем, что этот материал был наиболее дешев и по многочисленным водным артериям удобно доставлялся в нужное место. Из камня строились в основном большие городские соборы, такие, как два храма святой Софии Премудрости — киевский и новгородский. Но о них речь впереди, а пока заметим, что с начала XII века камень начинает применяться все чаще, появляются свои традиции кладки, отличающие каждый город. Стоит также отметить, что светская архитектура в XI-XVI веках отодвигается куда-то на второй план, на первый же план выходит архитектура храмовая, о которой мы сейчас и поговорим.
    Но прежде – краткий экскурс в историю…
    X век — век становления Русского государства, век объединения восточнославянских племен вокруг Киева, век принятия христианства. Век уничтожения культуры языческой Руси и первых шагов культуры христианской. Век многочисленных войн с кочевниками, равно как и предыдущие, равно как и два последующих. Этим обусловлено, что любой архитектурный памятник данного периода имеет все признаки фортификационного сооружения. Даже храмы строились с расчетом на использование в качестве крепости. Кстати, это характерно не только для Руси, но и для Европы, и для Азии эпохи средневековья. Для Руси также было естественно использование в качестве основного строительного материала дерева (только в десятом веке, поскольку уже с начала одиннадцатого века все чаще начинает применяться камень и кирпич) , в то время как в Европе изначально основным материалом был именно камень. Причем, коль скоро христианство пришло на Русь из Византии, неудивительно, что базой для развития русской храмовой архитектуры становится византийский тип храма — четырехстолпный, крестовокупольный. X век — век единства, поэтому региональные различия, причем, весьма несущественные, проявляются пока лишь в технике кладки.
    Следующий век, век XI, был богат на события. Строительство обеих Софий — киевской и новгородской, отказ в 1014 году новгородского князя платить Киеву дань, выделение Новгорода в “государство в государстве” , упадок Киева, Любечский съезд князей в 1097 году, результатом которого стало знаменитое “Кождо да держит отчину свою!” , т.е. фактическое начало феодальной раздробленности. Следствием стал серьезный кризис, как во внутренней, так и во внешней торговле, и, соответственно, в сфере духовной, поскольку все прежние связи были разрушены. Как всегда, политический кризис повлек за собой изменения не в лучшую сторону и в области культуры. Наблюдается некоторый упадок княжеского строительства. И, как уже было упомянуто, храмовая архитектура в этот период занимает главенствующие позиции.
    Двенадцатый век — век перемен. Перенос столицы и престола митрополита из Киева во Владимир. Век полного перехода на строительство из камня. Век постройки многих архитектурных памятников. Век главенства владимиро-суздальского стиля. Век междоусобиц, как, впрочем, и последующий. Век появления типа так называемого “малого храма” .
    Тринадцатый век ознаменован началом владычества монголов и, следственно, полным упадком русской архитектуры. В это время не строилось почти ничего, ибо грызня князей между собой отнимала все силы и средства.
    Век четырнадцатый — век возвышения Москвы и начала объединения Руси вокруг нее. Век подъема национального духа. Он характеризуется некоторыми типовыми изменениями в храмовой архитектуре. Век начала становления великой России.
    Знаменитая София Киевская… Где-то за порогом шумит двадцатый век, а здесь…Здесь все дышит святостью так же, как девятьсот лет назад. Построена она, равно как и Золотые ворота, в княжение Ярослава Мудрого. В первой половине одиннадцатого века он расширяет границы древнего Киева и возводит величественный ансамбль каменных зданий. В “Повести временных лет” под 1037 годом об этом сказано так: “Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златыя врата; заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица благовещенье; посемь святого Георгия манастырь и святыя Орины” .
    Созданная в далеком одиннадцатом веке София Киевская во все времена восхищала и продолжает восхищать людей как выдающееся произведение искусства. Еще древнерусский писатель Илларион сказал о ней: “Церкви дивна и славна всем округниим странам…” Вокруг Софийского собора возвышались патрональные Ирининская и Георгиевская церкви, каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные жилища киевлян. С Софией Киевской связаны многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси. Здесь проходили торжественные церемонии “посажения” на великокняжеский престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями. Здесь находилась первая на Руси библиотека, собранная князем Ярославом Мудрым, существовала мастерская художников-миниатюристов и переписчиков книг.
    Последние перестройки XVII-XVIII веков в корне изменили здание и придали этому памятнику архитектуры вид, в котором он предстает перед нами сейчас. Но под поздними барочными наслоениями сохранились конструкции одиннадцатого века. Основные размеры внутри здания (37 х 55 метров и высота 29 метров) остались прежними. Однако композиционный замысел и архитектурные формы сооружения были иными. На восточном фасаде выступали пять апсид (что отражало внутреннюю пятинефную структуру) , с севера, запада и юга собор окружали два ряда открытых галерей — двухэтажные внутренние и одноэтажные наружные. Здание венчали тринадцать куполов полусферической формы, покрытые свинцом. На западном фасаде возвышались две асимметрично поставленные лестничные башни для подъема на хоры. Восточная оконечность северной галереи представляла собою замкнутое помещение с небольшой апсидой, где находилась великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других великих киевских князей)
    Своеобразную живописность внешнему облику собора придавала кладка стен — ряды темно-красного бутового камня, прослойки тонкого плоского кирпича (плинфы) на розовом цемяночном растворе.Внутри собора в основном сохранились архитектурные формы одиннадцатого века. Это стены основного ядра здания, двенадцать крещатых столбов, делящих внутреннее пространство на пять нефов, столбы и арки галерей, а также тринадцать куполов со световыми барабанами. Главный купол, поставленный на пересечении продольного и поперечного нефов, освещает центральное подкупольное пространство.
    В восемнадцатом веке над одноэтажными галереями были надстроены вторые этажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри были растесаны окна в стенах собора, на месте древнего входа сделана большая арка. Не сохранились западная двухъярусная тройная аркада в центральной подкупольной части (аналогичная южной и северной) и древние хоры над нею. Поэтому центральное подкупольное пространство, имевшее в древности форму равноконечного креста, в западной части изменило первоначальный вид.
    Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевской одиннадцатого века — 260 квадратных метров мозаик, набранных из кубиков разноцветной смальты, и около 3000 квадратных метров фресок, выполненных водяными красками по сырой штукатурке. Сохранившиеся мозаики и фрески — это третья часть всей живописи, украшавшей в старину здание. Сочетание мозаик и фресок в едином декоративном ансамбле — характерная черта Софии Киевской.
    Золотые ворота в Киеве — один из немногих дошедших до нас памятников древнерусского оборонного зодчества. Этот архитектурный шедевр когда-то представлял собой мощную боевую башню с возвышавшейся над ней надвратной церковью Благовещенья.
    Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной метров. Ширина проезда — 6,4 метра. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые в древности опирались арки свода высотой 8,43,11,12 и 13,36 метра. На лицевой поверхности стен хорошо читаются декоративные особенности “смешанной” , или “полосатой” кладки (ряды камня и плинфы на цемяночном растворе) .
    Ныне восстановленные Золотые ворота имеют следующий облик: основная часть представляет собою башню с зубцами высотою 14 метров, с внешнего фасада башня имеет дополнительный выступ — “малую башню” , проезд ворот перекрывается с одной стороны герсой — подъемной деревянной решеткой, окованной металлом, с другой — створками ворот, выполненными по образцу древних врат, сохранившихся в Новгороде и Суздале.
    Надвратная церковь восстановлена в виде трехнефного четырехстолпного храма одноглавого храма, апсиды которого устроены в толще стены и не выступают из фасада. В архитектурном декоре фасадов использованы орнаменты из кирпича, характерные для древнерусских построек этого периода — меандровый фриз, поребрик и другие. Над хорами находятся кувшины-голосники для улучшения акустики. Полы храма украшены мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивам древних полов Софии Киевской. На стенах храма, как и в Софийском соборе, имеются надписи-граффити.
    Кирилловская церковь была построена в середине двенадцатого века на далекой окраине древнего Киева — Дорогожичах. Отсюда основатель церкви, черниговский князь Всеволод Ольгович, взял штурмом Киев в 1139 году. Для представителей династии Ольговичей храм служил загородной резиденцией и фамильной усыпальницей. В 1194 году здесь был похоронен герой древнерусской поэмы “Слово о полку Игореве” киевский князь Святослав.
    Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с двенадцатого века. Перестройки XVII-XVIII веков выразились в основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками.
    Это было трехнефное трехапсидное шестистолпное однокупольное здание, вытянутое по оси запад – восток. Его размеры 31 х 18,4 метра, высота 28 метров. Древнее закомарное покрытие не уцелело. Декор фасадов состоял из аркатурного пояска в верхней части стен, барабана и легких полуколонок на барабане и апсидах. Стены снаружи, по-видимому, были оштукатурены, откосы окон и порталов украшали фресковые росписи. Сложено здание в технике порядовой, т.е. “полосатой” кладки на известняково-цемяночном растворе.
    Центральное подкупольное пространство храма — высокое, свободное, хорошо освещенное, с хорами в западной части — контрастировало с остальными помещениями: полутемным нартексом с нишами-аркосолиями для гробниц, крещальней, узкой лестницей на хоры в толще северной стены, небольшой молельней на хорах. Особенностью храма были маленькие придельные хоры перед южной апсидой, куда вела лестница в толще стены алтаря. От древних фресок двенадцатого века, украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, представляющих собою ценные художественные произведения периода Древней Руси. Для фресок Кирилловской церкви характерна выраженная графичность лиц. Также интересно сочетание крупных белых, розовых, голубых и оливковых цветовых пятен в цветовой гамме росписей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *