Сочинение на тему архитектура

5 вариантов

  1. В одном из недавних интервью Григорий Ревзин сравнил архитектурного критика с шаманом, имея в виду, что изначально понимание качества проекта приходит интуитивно, и только после этого рационализируется на бумаге. Развитие интуиции и художественного вкуса происходит не просто. А вот овладеть инструментами превращения своих ощущений в текст можно достаточно быстро, если использовать грамотное руководство. Например, книгу «Writing about architecture. Mastering the language of buildings and cities» («Тексты об архитектуре: как овладеть языком зданий и городов») Александры Ланж.
    Русскоязычным любителям архитектуры Ланж известна книгой «Города-доткомы: урбанизм Кремниевой долины», в которой она рассказывает, как компании Кремниевой долины понимают урбанизм. Но кроме исследований архитектуры Ланж пишет о том, как создавать правильные тексты про города. Книга основана на ее курсе по архитектурной критике Нью-Йоркского университета и Школы визуальных искусств и имеет схожую структуру – есть классические эссе из корпуса критической литературы XX века, ее собственные тексты, анализирующие различные писательские стратегии и задания для самостоятельной работы. Таким образом автор соединяет читающего и пишущего, горожанина и критика.
    Книга состоит из шести глав, посвященных небоскребам, музеям, объектам культурного наследия, публичным местам, паркам и городам. Эссе, на которые предлагает ориентироваться Ланж, принадлежат классикам западной архитектурной критики – Льюису Мамфорду, Джейн Джейкобс, Майклу Соркину, Фредерику Олмстеду. Многие из этих текстов доступны на русском, они публиковались как отдельными изданиями, так и в журналах, поэтому говорить о них мы не будем. А вот те алгоритмы, которые предлагает Ланж для анализа различных типов зданий и пространств, могут быть полезны всем, кто исследует архитектуру и урбанистику и пишет тексты.
    Александра Ланж предлагает разные инструменты для создания собственного текста в зависимости от того, какой тип объектов оказывается в центре внимания критика.
    Небоскребы:
    1. Узнайте историю здания. Оценивать небоскреб без знания прошлого будет чрезвычайно сложно.
    2. Включите в первые абзацы пространственные параметры. С какого образа вы хотите начать текст? Куда вы помещаете читателя по отношению к зданию?
    3. Выберете ваш собственный путь. Проведете ли вы читателя через пространство изнутри наружу? Или наоборот? Сфокусируетесь ли вы на фигуре архитектора или на его работах? Умейте выбирать.
    Музеи:
    1. Напишите десять вещей, не обязательно связанных с архитектурой, которые вам приходят на ум, когда вы думаете о музее? Каким бы супергероем он мог быть? Есть ли у него музыкальная тема? Какую роль это здание могло бы сыграть в сюжете романтической комедии? Есть ли у него контекст – поэтический, научный, коммерческий, экологический?
    2. Теперь вернемся в реальность. Рассмотрите музей в его окружении с разных позиций. Является ли здание частью плана развития территории? Какое место оно занимает в этом плане? Есть ли здания с похожими функциями рядом или оно обособлено? Какую роль может играть здание в городском нарративе?
    3. Переместимся вовнутрь. Как выстраиваются отношения между внутренним и внешним? Между оболочкой и содержимым? Для кого это здание? Что выделяет архитектура: здание, коллекцию, магазин, кафе?
    4. В чем сила и стиль этого конкретного музея? Используйте свободные ассоциации, чтобы передать этот образ читателю, позвольте ему совершить путешествие.
    Культурное наследие:
    1. Критика работает лучше, когда критик четко представляет результат. Определите недавно проходившие или идущие сейчас споры о сохранении. Определите заинтересованных в решении о сохранении, реконструкции или сносе. Кто говорит в пользу сохранения здания, а кто против? Какие ценности важны для обеих сторон? Какие из них важны для вас и почему?
    2. Найдите свой ракурс рассмотрения проблемы, задавая себе вопросы: это здание ценно само по себе или как часть сложившегося ансамбля? Что принесет большую общественную пользу – сохранение или разрушение? Выдвиньте свою точку зрения в начале текста и затем подтвердите ее с помощью истории, визуального описания и политического контекста.
    3. Вот еще несколько вопросов, которые можно рассмотреть в тексте: Какова история памятника и как она соотносится с его нынешним состоянием? Какие у него достоинства и недостатки? Можете ли вы показать, почему его необходимо сохранить? Кто выиграет от разрушения или сохранения? Какие возможны реально действующие механизмы, способные изменить судьбу здания?
    Публичные места:
    1. Определите, как каждое пространство встраивается в городскую ткань? Открыто оно или замкнуто? Кому принадлежит и видна ли эта принадлежность? Кто занимает пространство? Является ли это пространство памятным местом?
    2. Описывая публичные пространства, сделайте акцент на наблюдении и описании. Опишите, какие события происходят в этом пространстве и как они способствуют (или не способствуют) общественной жизни.
    Парки (или любые искусственные ландшафты):
    1. Создает ли ландшафт новые возможности для социальных взаимодействий?
    2. Необходимы ли искусственные ландшафты для города? Необходима ли в них трава? Скамейки? Открытые пространства?
    3. Быть источником развития: где в городе может быть размещен парк? Как он изменяет его очертание и акценты?
    4. Может ли дизайн быть лишним в парке? Сравните старые парки и современные, обратите внимание на элементы дизайна, такие как скамейки, освещение, растения, дорожки. Какие из них более популярны? Какие более комфортны?
    Города:
    1. Исследуйте генеральный план развития вашего города. Затем исследуйте существующую городскую структуру – имеет ли она зоны смешанной застройки? Зоны со зданиями разных эпох? Камеры на улице? Кто использует улицы и парки? В какое время суток?
    2. С тех же самых позиций исследуйте существующие проекты развития, работая с планами и рендерингами.
    3. Читайте новости о проекте и начните следить за его реализацией. Приступайте к тексту только тогда, когда вы сможете найти такую перспективу в проекте городского развития, которую не озвучивали другие критики и журналисты. Введите элемент времени в свое исследование, пишите небольшие заметки (не более пятисот слов), комментируйте то, что вы видите, читаете и слышите. Старайтесь писать, как минимум раз в неделю, следя за проектом в течение нескольких месяцев. Делайте выводы и прогнозы. Возвращайтесь к записям, анализируйте, насколько реальность совпала или не совпала с вашими предположениями.
    Так на основе сенсорно-ориентированного подхода и размышлений создается простая, доступная структура оценки здания и его контекстов.

  2. Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, не нужно доказывать. Достаточно заметить — и, скорее всего, это будет верно (хотя и не ново) — что без прошлого нет будущего, нет развития, как отдельного человека, так и всего общества.
    Несколько слов о самом понятии “культура” . В переводе с латыни “cultura” — то, что выращивается или собирается, накапливается кем-либо. В нашем случае это означает совокупность духовных ценностей, накопленных человечеством в процессе своего развития.
    Никто не станет отрицать, что культура — это прекрасно. А откуда в человеке берется чувство прекрасного? Что побуждает человека творить именно так, а не иначе? Что… Стоп. Слишком много вопросов, на которые никто не сможет дать ответ.
    На момент принятия христианства Русь уже знала литье, деревянную скульптуру, чеканку; русские “златокузнецы” уже тогда были известны всему миру. Архитектура также существовала, но на какой стадии развития она находилась, теперь говорить сложно, ибо до нас не дошло ни одного памятника дохристианской эпохи: что-то было уничтожено временем, а основная часть —людьми. Христианами ревностно разрушалось все, что напоминало о многобожии.
    Архитектурные сооружения раннехристианской Руси были по преимуществу деревянными. Объяснялось это, во-первых, дохристианскими строительными традициями, а во-вторых, тем, что этот материал был наиболее дешев и по многочисленным водным артериям удобно доставлялся в нужное место. Из камня строились в основном большие городские соборы, такие, как два храма святой Софии Премудрости — киевский и новгородский. Но о них речь впереди, а пока заметим, что с начала XII века камень начинает применяться все чаще, появляются свои традиции кладки, отличающие каждый город. Стоит также отметить, что светская архитектура в XI-XVI веках отодвигается куда-то на второй план, на первый же план выходит архитектура храмовая, о которой мы сейчас и поговорим.
    Но прежде – краткий экскурс в историю…
    X век — век становления Русского государства, век объединения восточнославянских племен вокруг Киева, век принятия христианства. Век уничтожения культуры языческой Руси и первых шагов культуры христианской. Век многочисленных войн с кочевниками, равно как и предыдущие, равно как и два последующих. Этим обусловлено, что любой архитектурный памятник данного периода имеет все признаки фортификационного сооружения. Даже храмы строились с расчетом на использование в качестве крепости. Кстати, это характерно не только для Руси, но и для Европы, и для Азии эпохи средневековья. Для Руси также было естественно использование в качестве основного строительного материала дерева (только в десятом веке, поскольку уже с начала одиннадцатого века все чаще начинает применяться камень и кирпич) , в то время как в Европе изначально основным материалом был именно камень. Причем, коль скоро христианство пришло на Русь из Византии, неудивительно, что базой для развития русской храмовой архитектуры становится византийский тип храма — четырехстолпный, крестовокупольный. X век — век единства, поэтому региональные различия, причем, весьма несущественные, проявляются пока лишь в технике кладки.
    Следующий век, век XI, был богат на события. Строительство обеих Софий — киевской и новгородской, отказ в 1014 году новгородского князя платить Киеву дань, выделение Новгорода в “государство в государстве” , упадок Киева, Любечский съезд князей в 1097 году, результатом которого стало знаменитое “Кождо да держит отчину свою!” , т.е. фактическое начало феодальной раздробленности. Следствием стал серьезный кризис, как во внутренней, так и во внешней торговле, и, соответственно, в сфере духовной, поскольку все прежние связи были разрушены. Как всегда, политический кризис повлек за собой изменения не в лучшую сторону и в области культуры. Наблюдается некоторый упадок княжеского строительства. И, как уже было упомянуто, храмовая архитектура в этот период занимает главенствующие позиции.
    Двенадцатый век — век перемен. Перенос столицы и престола митрополита из Киева во Владимир. Век полного перехода на строительство из камня. Век постройки многих архитектурных памятников. Век главенства владимиро-суздальского стиля. Век междоусобиц, как, впрочем, и последующий. Век появления типа так называемого “малого храма” .
    Тринадцатый век ознаменован началом владычества монголов и, следственно, полным упадком русской архитектуры. В это время не строилось почти ничего, ибо грызня князей между собой отнимала все силы и средства.
    Век четырнадцатый — век возвышения Москвы и начала объединения Руси вокруг нее. Век подъема национального духа. Он характеризуется некоторыми типовыми изменениями в храмовой архитектуре. Век начала становления великой России.
    Знаменитая София Киевская… Где-то за порогом шумит двадцатый век, а здесь…Здесь все дышит святостью так же, как девятьсот лет назад. Построена она, равно как и Золотые ворота, в княжение Ярослава Мудрого. В первой половине одиннадцатого века он расширяет границы древнего Киева и возводит величественный ансамбль каменных зданий. В “Повести временных лет” под 1037 годом об этом сказано так: “Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златыя врата; заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица благовещенье; посемь святого Георгия манастырь и святыя Орины” .
    Созданная в далеком одиннадцатом веке София Киевская во все времена восхищала и продолжает восхищать людей как выдающееся произведение искусства. Еще древнерусский писатель Илларион сказал о ней: “Церкви дивна и славна всем округниим странам…” Вокруг Софийского собора возвышались патрональные Ирининская и Георгиевская церкви, каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные жилища киевлян. С Софией Киевской связаны многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси. Здесь проходили торжественные церемонии “посажения” на великокняжеский престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями. Здесь находилась первая на Руси библиотека, собранная князем Ярославом Мудрым, существовала мастерская художников-миниатюристов и переписчиков книг.
    Последние перестройки XVII-XVIII веков в корне изменили здание и придали этому памятнику архитектуры вид, в котором он предстает перед нами сейчас. Но под поздними барочными наслоениями сохранились конструкции одиннадцатого века. Основные размеры внутри здания (37 х 55 метров и высота 29 метров) остались прежними. Однако композиционный замысел и архитектурные формы сооружения были иными. На восточном фасаде выступали пять апсид (что отражало внутреннюю пятинефную структуру) , с севера, запада и юга собор окружали два ряда открытых галерей — двухэтажные внутренние и одноэтажные наружные. Здание венчали тринадцать куполов полусферической формы, покрытые свинцом. На западном фасаде возвышались две асимметрично поставленные лестничные башни для подъема на хоры. Восточная оконечность северной галереи представляла собою замкнутое помещение с небольшой апсидой, где находилась великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других великих киевских князей)
    Своеобразную живописность внешнему облику собора придавала кладка стен — ряды темно-красного бутового камня, прослойки тонкого плоского кирпича (плинфы) на розовом цемяночном растворе.Внутри собора в основном сохранились архитектурные формы одиннадцатого века. Это стены основного ядра здания, двенадцать крещатых столбов, делящих внутреннее пространство на пять нефов, столбы и арки галерей, а также тринадцать куполов со световыми барабанами. Главный купол, поставленный на пересечении продольного и поперечного нефов, освещает центральное подкупольное пространство.
    В восемнадцатом веке над одноэтажными галереями были надстроены вторые этажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри были растесаны окна в стенах собора, на месте древнего входа сделана большая арка. Не сохранились западная двухъярусная тройная аркада в центральной подкупольной части (аналогичная южной и северной) и древние хоры над нею. Поэтому центральное подкупольное пространство, имевшее в древности форму равноконечного креста, в западной части изменило первоначальный вид.
    Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевской одиннадцатого века — 260 квадратных метров мозаик, набранных из кубиков разноцветной смальты, и около 3000 квадратных метров фресок, выполненных водяными красками по сырой штукатурке. Сохранившиеся мозаики и фрески — это третья часть всей живописи, украшавшей в старину здание. Сочетание мозаик и фресок в едином декоративном ансамбле — характерная черта Софии Киевской.
    Золотые ворота в Киеве — один из немногих дошедших до нас памятников древнерусского оборонного зодчества. Этот архитектурный шедевр когда-то представлял собой мощную боевую башню с возвышавшейся над ней надвратной церковью Благовещенья.
    Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной метров. Ширина проезда — 6,4 метра. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые в древности опирались арки свода высотой 8,43,11,12 и 13,36 метра. На лицевой поверхности стен хорошо читаются декоративные особенности “смешанной” , или “полосатой” кладки (ряды камня и плинфы на цемяночном растворе) .
    Ныне восстановленные Золотые ворота имеют следующий облик: основная часть представляет собою башню с зубцами высотою 14 метров, с внешнего фасада башня имеет дополнительный выступ — “малую башню” , проезд ворот перекрывается с одной стороны герсой — подъемной деревянной решеткой, окованной металлом, с другой — створками ворот, выполненными по образцу древних врат, сохранившихся в Новгороде и Суздале.
    Надвратная церковь восстановлена в виде трехнефного четырехстолпного храма одноглавого храма, апсиды которого устроены в толще стены и не выступают из фасада. В архитектурном декоре фасадов использованы орнаменты из кирпича, характерные для древнерусских построек этого периода — меандровый фриз, поребрик и другие. Над хорами находятся кувшины-голосники для улучшения акустики. Полы храма украшены мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивам древних полов Софии Киевской. На стенах храма, как и в Софийском соборе, имеются надписи-граффити.
    Кирилловская церковь была построена в середине двенадцатого века на далекой окраине древнего Киева — Дорогожичах. Отсюда основатель церкви, черниговский князь Всеволод Ольгович, взял штурмом Киев в 1139 году. Для представителей династии Ольговичей храм служил загородной резиденцией и фамильной усыпальницей. В 1194 году здесь был похоронен герой древнерусской поэмы “Слово о полку Игореве” киевский князь Святослав.
    Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с двенадцатого века. Перестройки XVII-XVIII веков выразились в основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками.
    Это было трехнефное трехапсидное шестистолпное однокупольное здание, вытянутое по оси запад – восток. Его размеры 31 х 18,4 метра, высота 28 метров. Древнее закомарное покрытие не уцелело. Декор фасадов состоял из аркатурного пояска в верхней части стен, барабана и легких полуколонок на барабане и апсидах. Стены снаружи, по-видимому, были оштукатурены, откосы окон и порталов украшали фресковые росписи. Сложено здание в технике порядовой, т.е. “полосатой” кладки на известняково-цемяночном растворе.
    Центральное подкупольное пространство храма — высокое, свободное, хорошо освещенное, с хорами в западной части — контрастировало с остальными помещениями: полутемным нартексом с нишами-аркосолиями для гробниц, крещальней, узкой лестницей на хоры в толще северной стены, небольшой молельней на хорах. Особенностью храма были маленькие придельные хоры перед южной апсидой, куда вела лестница в толще стены алтаря. От древних фресок двенадцатого века, украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, представляющих собою ценные художественные произведения периода Древней Руси. Для фресок Кирилловской церкви характерна выраженная графичность лиц. Также интересно сочетание крупных белых, розовых, голубых и оливковых цветовых пятен в цветовой гамме росписей.

  3. Описание  памятника  архитектуры.
    Наше время характеризуется пристальным вниманием к памятникам архитектуры. Церковь Покрова на Нерли, о которой далее я поведу свой рассказ, находится за городом. Это прекрасное здание выделяется своей ослепительной белизной, лишь купол и крыша храма выделяются чёрным цветом. Этот контраст придаёт храму более привлекательный вид. В целом интерьер церкви необыкновенно лёгок и светел.
    Храм находится на заливных лугах неподалёку от слияния рек Нерли и Клязьмы. Его называют шедевром мирового зодчества, лучшим творением владимирских мастеров эпохи Владимиро-Суздальского княжества. И это совершенно неоспоримо. Ведь эта церковь не только очень красива, но и удивляет своей красотой с очень выгодного места. Дело в том, что во время весеннего разлива Нерль могла затопить весь луг, но церковь стоит на холме и вода её не затапливает. Это выглядит чрезвычайно необычно, когда среди огромных масс воды плавает небольшой островок, коронованный этим белоснежным чудом.
    Стены церкви украшены резным рельефом. Центральное место занимает фигура царя Давида с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой всех посетителей этого несомненно святого места. Так же на стенах здания есть фигуры львов, птиц и женские маски. Эти маски символизируют Богородицу.
    Храм посвящается Покрову Богородицы, которая по поверьям держала в руках плат, защитив город от врагов. Храмы с таким же названием имеются и в других городах.
    Ученица 8 класса
    Басалаева Полина

  4. 1.
    Архитектура Древней Греции (V в.до н. э.)
    Сочинение, эссе Архитектура

    Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры.
    В наиболее четко выраженном виде ордерная система выступает в храмах. Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом богов. В плане храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм. Композиция греческих храмов различна. Ордерные стилистические элементы используются в каждом из типов сооружений особо.
    Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль, или «храм в антах». Состоит он из святилища целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т. е. «двуколонный»).
    Второй, также относительно простой тип храма простиль. Он сходен с актовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны.
    Третий тип амфипростиль. Это как бы двойной простиль портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания.
    Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой 2? + 1, где ? количество колонн на переднем фасаде. Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер. Существовал в Гредии еще один вид храма круглый периптер, где святилище целла имело цилиндрическую форму и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн.
    Греки применяли в своих сооружениях, в том числе и в храмах, балочные перекрытия. Расстояния между опорами были невелики и не превышали 10 м. Ордерная система греков представляет собой стоечно-балочную конструкцию. Ордера применялись не только при проектировании наружных портиков, но и во внутренних объемах зданий, в интерьерах.
    Исключительное значение для последующего развития мировой архитектуры имеют принципы архитектурно-планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в ансамблях.
    Так, в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается с гармоническим равновесием масс, продумано взаимодействие отдельных сооружений между собой и учтена последовательность в восприятии зданий снаружи и внутри комплекса, зодчими продумана тесная связь этого архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом. Афинский акрополь («верхний город») природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Ее размеры около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки.
    Греческие зодчие уделяли исключительное внимание природным условиям и стремились всегда обдуманно и с наибольшим художественным результатом вводить свои сооружения в окружающий пейзаж. “Жемчужиной” акрополя является храм Парфенон, центральное сооружение ансамбля. Это большой периптер (8х17 колонн с высотой 10,5м). Созданию впечатления гармонии и величавой красоты способствует активное применение скульптуры и снаружи, и внутри храма. Именно поэтому Парфенон является одним из ярчайших образцов в мировой архитектуре подлинного и глубокого синтеза искусств.
    Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Театры в Греция располагались на склонах холмов. Поперек склона делались подмостки для зрителей, внизу перед ними возводили сценическую площадку для выступлений хора «орхестру», а актеры находились на эстраде, «скене». Самый большой театр вмещал до 25 тыс. зрителей.
    Жилые дома часто имели в центре прямоугольный дворик, куда выходили двери и окна помещений. При наличии двух этажей в верхнем располагался гинекей женская часть дома. Основное помещение андрон предназначалось для пиров и трапез.
    В период эллинизма главной темой архитектуры становится градостроительство. Строятся новые города и многочисленные торговые центры, строительство проводится в больших масштабах и быстрыми темпами. Появляется необходимость выработать технические приемы и теоретические основы для возведения бесчисленных зданий различного назначения. Они обобщаются в архитектурных трактатах, авторы которых на основе изначальных принципов древнегреческого искусства стремятся разработать пути рационального строительства и в архитектурно-планировочном, и в техническом отношениях. В это время разрабатывается принципиальная схема планировки города, расчленяемого прямолинейной сеткой улиц на равновеликие кварталы. В центре города располагались общественные сооружения народное собрание, городской совет, базилика (судебно-административное здание), гимназии, школы, храмы. Центральная городская площадь приобретает характер рыночной (агора). И площадь и улицы окаймлялись портиками, создающими тень. По контуру города опоясывались оборонительными стенами.
    Композиция общественных сооружений, многообразных по функциям, также очень различна. Но существует общий пространственный прием, которому отдавалось предпочтение, использование темы перистильного двора, который в различных комбинациях сохраняет значение композиционного центра здания.

  5. Страница: [ 1 ] 2
    Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, не нужно доказывать. Достаточно заметить — и, скорее всего, это будет верно (хотя и не ново) — что без прошлого нет будущего, нет развития, как отдельного человека, так и всего общества.
    Несколько слов о самом понятии “культура” . В переводе с латыни “cultura” — то, что выращивается или собирается, накапливается кем-либо. В нашем случае это означает совокупность духовных ценностей, накопленных человечеством в процессе своего развития.
    Никто не станет отрицать, что культура — это прекрасно. А откуда в человеке берется чувство прекрасного? Что побуждает человека творить именно так, а не иначе? Что… Стоп. Слишком много вопросов, на которые никто не сможет дать ответ.
    На момент принятия христианства Русь уже знала литье, деревянную скульптуру, чеканку; русские “златокузнецы” уже тогда были известны всему миру. Архитектура также существовала, но на какой стадии развития она находилась, теперь говорить сложно, ибо до нас не дошло ни одного памятника дохристианской эпохи: что-то было уничтожено временем, а основная часть —людьми. Христианами ревностно разрушалось все, что напоминало о многобожии.
    Архитектурные сооружения раннехристианской Руси были по преимуществу деревянными. Объяснялось это, во-первых, дохристианскими строительными традициями, а во-вторых, тем, что этот материал был наиболее дешев и по многочисленным водным артериям удобно доставлялся в нужное место. Из камня строились в основном большие городские соборы, такие, как два храма святой Софии Премудрости — киевский и новгородский. Но о них речь впереди, а пока заметим, что с начала XII века камень начинает применяться все чаще, появляются свои традиции кладки, отличающие каждый город. Стоит также отметить, что светская архитектура в XI-XVI веках отодвигается куда-то на второй план, на первый же план выходит архитектура храмовая, о которой мы сейчас и поговорим.
    Но прежде – краткий экскурс в историю…
    X век — век становления Русского государства, век объединения восточнославянских племен вокруг Киева, век принятия христианства. Век уничтожения культуры языческой Руси и первых шагов культуры христианской. Век многочисленных войн с кочевниками, равно как и предыдущие, равно как и два последующих. Этим обусловлено, что любой архитектурный памятник данного периода имеет все признаки фортификационного сооружения. Даже храмы строились с расчетом на использование в качестве крепости. Кстати, это характерно не только для Руси, но и для Европы, и для Азии эпохи средневековья. Для Руси также было естественно использование в качестве основного строительного материала дерева (только в десятом веке, поскольку уже с начала одиннадцатого века все чаще начинает применяться камень и кирпич) , в то время как в Европе изначально основным материалом был именно камень. Причем, коль скоро христианство пришло на Русь из Византии, неудивительно, что базой для развития русской храмовой архитектуры становится византийский тип храма — четырехстолпный, крестовокупольный. X век — век единства, поэтому региональные различия, причем, весьма несущественные, проявляются пока лишь в технике кладки.
    Следующий век, век XI, был богат на события. Строительство обеих Софий — киевской и новгородской, отказ в 1014 году новгородского князя платить Киеву дань, выделение Новгорода в “государство в государстве” , упадок Киева, Любечский съезд князей в 1097 году, результатом которого стало знаменитое “Кождо да держит отчину свою!” , т.е. фактическое начало феодальной раздробленности. Следствием стал серьезный кризис, как во внутренней, так и во внешней торговле, и, соответственно, в сфере духовной, поскольку все прежние связи были разрушены. Как всегда, политический кризис повлек за собой изменения не в лучшую сторону и в области культуры. Наблюдается некоторый упадок княжеского строительства. И, как уже было упомянуто, храмовая архитектура в этот период занимает главенствующие позиции.
    Двенадцатый век — век перемен. Перенос столицы и престола митрополита из Киева во Владимир. Век полного перехода на строительство из камня. Век постройки многих архитектурных памятников. Век главенства владимиро-суздальского стиля. Век междоусобиц, как, впрочем, и последующий. Век появления типа так называемого “малого храма” .
    Тринадцатый век ознаменован началом владычества монголов и, следственно, полным упадком русской архитектуры. В это время не строилось почти ничего, ибо грызня князей между собой отнимала все силы и средства.
    Век четырнадцатый — век возвышения Москвы и начала объединения Руси вокруг нее. Век подъема национального духа. Он характеризуется некоторыми типовыми изменениями в храмовой архитектуре. Век начала становления великой России.
    Знаменитая София Киевская… Где-то за порогом шумит двадцатый век, а здесь…Здесь все дышит святостью так же, как девятьсот лет назад. Построена она, равно как и Золотые ворота, в княжение Ярослава Мудрого. В первой половине одиннадцатого века он расширяет границы древнего Киева и возводит величественный ансамбль каменных зданий. В “Повести временных лет” под 1037 годом об этом сказано так: “Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златыя врата; заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица благовещенье; посемь святого Георгия манастырь и святыя Орины” .
    Созданная в далеком одиннадцатом веке София Киевская во все времена восхищала и продолжает восхищать людей как выдающееся произведение искусства. Еще древнерусский писатель Илларион сказал о ней: “Церкви дивна и славна всем округниим странам…” Вокруг Софийского собора возвышались патрональные Ирининская и Георгиевская церкви, каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные жилища киевлян. С Софией Киевской связаны многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси. Здесь проходили торжественные церемонии “посажения” на великокняжеский престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями. Здесь находилась первая на Руси библиотека, собранная князем Ярославом Мудрым, существовала мастерская художников-миниатюристов и переписчиков книг.
    Последние перестройки XVII-XVIII веков в корне изменили здание и придали этому памятнику архитектуры вид, в котором он предстает перед нами сейчас. Но под поздними барочными наслоениями сохранились конструкции одиннадцатого века. Основные размеры внутри здания (37 х 55 метров и высота 29 метров) остались прежними. Однако композиционный замысел и архитектурные формы сооружения были иными. На восточном фасаде выступали пять апсид (что отражало внутреннюю пятинефную структуру) , с севера, запада и юга собор окружали два ряда открытых галерей — двухэтажные внутренние и одноэтажные наружные. Здание венчали тринадцать куполов полусферической формы, покрытые свинцом. На западном фасаде возвышались две асимметрично поставленные лестничные башни для подъема на хоры. Восточная оконечность северной галереи представляла собою замкнутое помещение с небольшой апсидой, где находилась великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других великих киевских князей)
    Своеобразную живописность внешнему облику собора придавала кладка стен — ряды темно-красного бутового камня, прослойки тонкого плоского кирпича (плинфы) на розовом цемяночном растворе.Внутри собора в основном сохранились архитектурные формы одиннадцатого века. Это стены основного ядра здания, двенадцать крещатых столбов, делящих внутреннее пространство на пять нефов, столбы и арки галерей, а также тринадцать куполов со световыми барабанами. Главный купол, поставленный на пересечении продольного и поперечного нефов, освещает центральное подкупольное пространство.
    В восемнадцатом веке над одноэтажными галереями были надстроены вторые этажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри были растесаны окна в стенах собора, на месте древнего входа сделана большая арка. Не сохранились западная двухъярусная тройная аркада в центральной подкупольной части (аналогичная южной и северной) и древние хоры над нею.
    Страница: [ 1 ] 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *