Сочинение на тему аркадий и базаров в романе отцы и дети

16 вариантов

  1. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов учились вместе в университете и сдружились, они участвовали в одном молодежном движении нигилистов. Кирсанов на самом деле не был нигилистом до мозга костей как Базаров, поэтому очень скоро ему это наскучило. Аркадий Кирсанов вырос в интеллигентной семье дворянина, в которой ценили поэзию и искусство. Базаров наоборот относился к такому направлению скептически и считал что Аркадий мягкотелый человек и размазня.
    Евгений Базаров не хотел признавать того что в семье у Аркадия пытались сохранить все традиции семьи и воспитывали духовные качества, которые так отрицал Базаров. Аркадию нравится неординарность Базарова, они вместе пытаются найти истину жизни методом проб и ошибок. Кирсанов молодой человек, которому еще не хватает мудрости как у его отца и дяди, чтобы понять, что в этой жизни для него важно.
    Евгений Васильевич Базаров выходец из обычной, простой семьи, он отрицает абсолютно все чувства и семейные традиции. Евгений Базаров очень резкий и грубый человек, он даже стесняется своих родителей и не стыдится этого показать. Базаров своеобразная личность, он пытается поломать все старые устои и творить свои новые.
    Базаров не согласен с Кирсановым старшим и всегда пытается с ним спорить, но это не какой-то определенный спор, а просто, потому что Базаров не понимает старшего поколения и пытается творить новую историю. Каждый из оппонентов спора по-своему прав, но никто из них не может уступить другому. Кирсанов старший прав в том, что нельзя вычеркнуть из жизни наследие предков, а Евгений Базаров прав в том, что все-таки стоит что-то поменять. Оба они хотят лучшего для своей страны просто идут к этому разными методами.
    Дружба между Аркадием и Базаровым дает трещину в тот момент, когда молодые люди влюбляются в девушек Екатерину и Анну. Базарову очень тяжело дается чувство, которое он так упорно отрицает и не хочет принимать. Аркадий напротив осознает, что для него в этой жизни главное и по какой дороге он теперь пойдет по жизни. Базаров так и не совладав со своими чувствами, все же остается один и умирает одиноким несчастным человеком.

  2. В романе «Отцы и дети», опубликованном в 1862 году, И.С.Тургенев раскрыл образ нового героя русской жизни. Базаров – нигилист, революционер-демократ. Это сильная личность, способная оказывать влияние на других людей. Базаров уверен в себе, наделен природным умом, образован. В романе он показан в сопровождении более молодого, наивного и простодушного друга – Аркадия Кирсанова.
    Молодые люди вместе учились: прослушали курс лекций в университете. После учебы они вдвоем по очереди навещают своих родных, переезжают из одного места в другое. Анализ взаимоотношений двух героев позволяет понять их характеры, силу убеждений и силу дружеской привязанности.
    Базаров в этой паре – лидер. К Аркадию он относится снисходительно, покровительственно. Кирсанов же называл своего друга наставником; он «благоговел перед своим учителем», считал Базарова «одним из самых замечательных людей». Несформировавшаяся еще натура Аркадия всецело находится под влиянием Базарова, который хотя и бывает с ним откровенен, однако же держит его всегда на вторых ролях. Аркадий этого не замечает и не понимает. О своем друге он рассказывает Одинцовой «так подробно и с таким восторгом, что Одинцова обернулась к нему и внимательно посмотрела».
    В спорах с Базаровым Аркадий «обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища». Впрочем, это его нимало не смущает, поскольку он видит в Базарове человека, которого «ждет великая будущность».
    Аркадий любит много и красиво говорить. Базаров же сдержан, хотя именно своему ученику он многое в самом себе пытается объяснить. Поэтому молодой Кирсанов умело формулирует кредо Базарова, подразумевая, что и сам он придерживается тех же принципов. «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». При этом Аркадий не замечает, что сам он – лишь эхо Базарова. Последний же это ясно видит и при случае недвусмысленно дает понять Аркадию, что тот в своих суждениях не поднимается выше «противоположных общих мест», и считает, что «красивые» речи Аркадия просто «неприличны».
    Отношение друзей к Павлу Петровичу Кирсанову и к Одинцовой сначала дало в их дружбе трещину, а затем и вовсе привело к разрыву. Беспощадные схватки демократа Базарова и консерватора либерального толка Кирсанова огорчали Аркадия, были ему неприятны, он пытался смягчить конфликт между дядей и другом. Так, он характеризует дядю, которого сразу же начал презирать Базаров: «… У него сердце предоброе. И он далеко не глуп».
    Постепенно молодой человек понимает, что не может, как Базаров ненавидеть людей, а тем более своих близких. В нем сильно родственное начало. Убеждения у Аркадия по сути те же, что и у Павла Петровича. Нигилизм для него – модное увлечение. К тому же Базаров трудолюбив, а Аркадий, как и дядя, – сибарит. В имении отца он ведет праздный образ жизни. Базаров почти перестает с ним общаться, а в редкие минуты откровения Базаров не церемонится с другом, не щадит его самолюбия. Он прямо говорит приятелю: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты робеешь, мало на себя надеешься…»
    Во время дуэли Павла Петровича с Базаровым Аркадий находился в имении у Одинцовой. Но когда он узнал об этом, то «даже опечалился… принужденно улыбнулся, а на сердце ему и жутко сделалось, и как-то стыдно». Аркадий сильно переживал, что из-за его приятеля, к которому он уже начинает испытывать почти враждебное чувство и досаду, чуть не погиб его дядя.
    У Базарова к другу тоже усиливается неприязнь. Он не скрывает иронического отношения к Аркадию, когда тот влюбился в Одинцову. Оба молодых человека проходят испытание на прочность дружеских связей через любовь к Анне Сергеевне. Сначала Евгений отрицал любовь, считал это чувство «романтизмом, чепухой, гнилью, художеством». Впоследствии им овладело сильное чувство. Базаров полюбил Одинцову Анну Сергеевну по-настоящему, глубоко, страстно. А Аркадий убедил себя в том, что влюблен в Анну Сергеевну. Его чувства к ней поверхностные, не такие, как у друга. Тем не менее Аркадий желает освободиться от деспотизма Базарова, сбегает от него в Никольское. Он хотел испытать свои силы в одиночку, принять хоть одно самостоятельное решение, без покровительства Евгения. Однако одна зависимость у Аркадия тотчас сменяется другой. Он быстро осознал, что ему хорошо и легко с сестрой Одинцовой. Теперь в жизни им руководить стала Катя.
    При расставании с Базаровым Аркадий забывает все его желчные, а порой и враждебные выходки. Он бросился к нему на шею «и слезы так и брызнули у него из глаз». Но уже вечером того же дня Аркадий совершенно забыл о своем наставнике. Никакого следа и даже воспоминания о себе в жизни Аркадия Базаров не оставил. После женитьбы на Кате и рождения сына Аркадий «сделался рьяным хозяином».
    Базаров перед смертью даже не желает видеть Аркадия. Он дает ему уничижительную характеристику: «… птенец этот! Он теперь в галки попал». Галка для Базарова – символ уюта, покоя, семейного счастья. Этот удел не для него.
    В жизни главного героя не было истинной дружбы. Отношения с Аркадием очень быстро исчерпали себя. Судьба Базарова трагична. Это «лишний человек». Поэтому у него нет настоящих друзей-единомышленников. Тургенев считал, что время Базарова еще не пришло. Главный герой, наделенный более сильным характером, оказывается в России без дела в соответствии со своей ролью «лишнего человека», а Аркадий находит свое место в жизни

  3. Сочинение. Тема дружбы в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”: Базаров и Аркадий
    1. Отношение критики к роману.
    2. Аркадий как друг и соратник Базарова.
    3. Закономерность разрыва двух героев.
    После выхода в свет роман Тургенева “Отцы и дети” вызвал шквал критических статей. Тургенева ругали все: либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии изображены в ироническом ключе и что “плебей” Базаров оказывается морально выше и сильнее их, а демократы восприняли главного героя романа как злую пародию. Неудивительна такая реакция критиков и читателей на образ, созданный Тургеневым, — он, как настоящий художник, сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену передовому дворянству. А появление “нового человека” всегда вызывало общественный резонанс.
    Ключевая проблема, поставленная писателем в романе, обозначена уже в его названии “Отцы и дети”, которое имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений — вечная проблема жизни человека и предмет пристального внимания в классической литературе, с другой — это конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 1860-х годах: либералов и демократов. Действующие лица романа систематизируются в зависимости от того, к какому из социально-политических лагерей принадлежат. Однако в романе главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря “детей”, лагеря демократов-разночинцев, и он противостоит враждебному лагерю, представители которого не разделяют революционно-демократических убеждений Базарова.
    Однако в самом начале романа Базарова не так уж и одинок, у него есть союзник — его друг Аркадий Кирсанов. В первых главах романа Аркадий предстает как верный последователь Базарова, ученик, с восторгом и упоением внимающий своему учителю и разделяющий его взгляды на жизнь. Кирсанов-младший убежден в особом предназначении Базарова. Аркадий, несомненно, очень дорожит дружбой с Базаровым, гордится им. Об этом свидетельствуют его восторженные интонации, с которыми он рассказывает своему отцу Николаю Петровичу Кирсанову о товарище. Аркадий горячо поддерживает Евгения в его споре с Павлом Петровичем. Но это только вначале. По мере развития действия Аркадий постепенно охладевает к “разночинским взглядам”, которых придерживается первоначально. Почему это происходит? Ответ на этот вопрос прост, и дал его сам автор: Тургенев писал, что Аркадий в основном “сибаритствовал” под влиянием натуры гораздо более сильной, чем он сам, — под влиянием Базарова. Но разница между друзьями не замедлила себя обнаружить: Базаров постоянно занят делом, Аркадий же не делает ничего, только иногда, чтобы развеяться, помогает отцу. Базаров — человек дела, что видно сразу по его красной обнаженной руке. Он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься своей работой. Его стезя — естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Базаров здесь идет в ногу со временем, поскольку увлечение наукой является типичной чертой культурной жизни России 1860-х годов. Аркадий же — абсолютная противоположность. Молодого человека по-настоящему ничего не увлекает. Все, к чему он стремится, — уют и покой, что идет вразрез с жизненной установкой Базарова — не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться.
    Да и характеры тех, кто до поры до времени называют себя друзьями, полностью противоположны: Аркадий — мягкий и добрый, Евгений горд и самолюбив.
    Не случайно говорят, что в спорах рождается истина. Действительно, в романе, который изобилует сценами идейных споров, позиции героев рано или поздно обнаруживаются целиком и полностью. И тогда, когда становится ясным отношение персонажей к различным вопросам жизни общества, жизни человеческой души, тогда и обнаруживается полярность характеров героев. Тогда же и встает вопрос о подлинности дружбы молодых людей. Ведь дружба подразумевает в первую очередь взаимопонимание, а в случае с Базаровым и Аркадием оказывается, что взаимопонимания как раз им и недостает. По ходу действия романа выясняется, что Базаров подвергает осмеянию то, что так дорого Аркадию: открытое проявление теплых чувств к родным и любимым, восхищение красотой природы, возможность грустить и радоваться под звуки музыки, наслаждаться поэтическими строками…
    Аркадий, обнаружив для себя то, что его жизненные убеждения не сходны с убеждениями Базарова, постепенно начинает учиться высказывать свое мнение, противоположное суждениям нигилиста. Однажды спор приятелей дошел чуть ли не до драки. И в сцене, когда Базаров, как бы шутя, растопыривает “свои длинные и жесткие пальцы”, чтобы сомкнуть их на шее Аркадия, и при этом “зловеще” усмехается, есть доля истинного отношения нигилиста к “птенцу”. Ведь именно “птенцом” Базаров и считал Аркадия, при этом относился к нему всегда покровительственно. Базаров понимает, что Кирсанов-младший не может стать его сподвижником: “Ты нежная душа, размазня”, — говорит он Аркадию. И он прав — время очень быстро все расставляет на свои места, и Аркадий оказывается принадлежащим старому поколению, поколению “отцов”. Писарев очень точно оценивает причины разногласий между Аркадием и Базаровым: “Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов”. Аркадий никогда бы не смог срастись с идеями нового века, поэтому его разрыв с Базаровым очевиден.
    Добавил: k011537

  4. После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева “Отцы и дети” вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое произведение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что “плебей” Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их.
    Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию. Критик Антонович, сотрудничавший с журналом “Современник”, назвал Базарова “асмодеем нашего времени”. Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу И. С. Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену передовому дворянству.
    Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: “Отцы и дети”. Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений — вечная проблема классической литературы, с другой — конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов.
    Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к какому из социально-политических лагерей мы можем их отнести. Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря “детей”, лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся во враждебном лагере.
    Центральное место в романе занимает фигура нового человека — Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей, которые “драться хотят”. Другие — люди старшего поколения, которые не разделяют революционно-демократических убеждений Базарова. Они изображены мелкими, слабо- вольными людьми с узкими, ограниченными интересами.
    В романе представлены дворяне и разночинцы двух поколений — “отцов” и “детей”. Тургенев показывает, как действует демократ-разночинец в чуждой ему среде. В Марьине Базаров — гость, который отличается своим демократическим обликом от хозяев-помещиков. И с Аркадием он расходится в главном — в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия — Базарову. Но все-таки Аркадий постепенно приобретал свое мнение и уже переставал слепо повторять за Базаровым суждения и мнения нигилиста. В спорах он не выдерживает и выражает свои мысли. Однажды их спор дошел чуть ли не до драки.
    Разница между героями видна в их поведении в “империи” Кирсанова. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий сибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно сразу по его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело — естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, значит, Базаров идет в ногу со временем. Аркадий — совершенная противоположность. Он ничем не занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает. Для него главное — уют и покой, а для Базарова — не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться.
    Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратный, опрятный, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде.
    Крупное разногласие возникло между “друзьями” в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. “Ты, нежная душа, размазня”, — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену “отцам”, не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.
    Писарев очень точно оценивает причины разногласий между “учеником” и “учителем”, между Аркадием и Базаровым: “Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов”.
    Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих опеки. Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.

  5. Великий русский писатель И. С. Тургенев тонко чувствовал все происходящее в общественной жизни России. В романе “Отцы и дети” он затрагивает животрепещущую для шестидесятых годов прошлого столетия проблему “отцов” и “детей”. Два поколения, сопоставленные Тургеневым в этом произведении, расходятся не столько потому, что одни были “отцами”, а другие “детьми”, сколько потому, что “отцы” и “дети” стали выразителями идей различных эпох, представляли интересы разных социальных слоев общества: старого дворянства и аристократии, с одной стороны, и молодой революционно-демократической интеллигенции — с другой. Но не каждому человеку, относящемуся к молодому поколению по возрасту и сочувствующему новым идеям, был по плечу тернистый путь нигилиста, то есть революционера. Автор наглядно показывает это на примере сравнения двух молодых людей, представителей нового поколения: Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова.
    Аркадий — внук генерала 1812 года, сын поместного дворянина, человека, обладающего рядом несомненных достоинств, одного из лучших представителей своего сословия. Евгений Базаров родился в семье уездного лекаря и небогатой “дворяночки”, людей простых, но бесконечно добрых и щедрых, неутомимых тружеников, не чуждых прогрессивным для того времени начинаниям. Так, отец Базарова “посадил крестьян на оброк и отдал им свою землю исполу”. Аналогичным образом поступил и отец Аркадия. Как видим, влияние семьи на обоих молодых людей было благотворным.
    Любопытна первая встреча с героями романа, когда они во время каникул приезжают в Марьино, деревню Кирсановых. Тургенев лишь мельком замечал, что губы отца “прильнули к безбородой, запыленной и загорелой щеке молодого кандидата”, и не дав более никакого, даже самого скромного описания Аркадия, ярко, до мельчайших подробностей, представляет нам внешний вид Базарова, используя психологический портрет, чтобы подчеркнуть личностные черты своего героя: спокойствие, самоуверенность, мужественность и ум. Одежда, манеры, “обнаженная красная рука”, все поведение Базарова говорило о его принадлежности к простому народу и о том, что он гордится этим и не намерен соблюдать правил этикета аристократического дворянства.
    На страницах романа Тургенев неоднократно подчеркивает незаурядный ум и широкий научный кругозор Базарова в области естественных наук: медицины, химии, физики, ботаники, зоологии. О глубине научных познаний Аркадия писатель умалчивает. Очевидно лишь, что тот не испытывает потребности в постоянных научных поисках, как его друг Базаров, даже в гостях не упускающий возможности заниматься опытами.
    Аркадий познакомился и сблизился с Базаровым в университете. Молодому, еще не определившемуся в своих убеждениях человеку понравились свободолюбивые мысли нигилиста, его смелые речи и то спокойствие и невозмутимое хладнокровие, с которым предлагал Базаров разрушить все созданное веками и поколениями. Аркадий поддался обаянию этой сильной и независимой личности и, как и его кумир, решил посвятить себя революции.
    Но готов ли Аркадий к той жизни, которую уготовил для себя База-роз, насколько полно разделяет он мысли и взгляды своего друга и кумира? С первых же страниц романа, с первых же реплик Тургенев дает нам почувствовать, что Аркадий “поет с чужого голоса”. Мы видим его духовную несамостоятельность, искреннюю, но лишь внешнюю приверженность базаровским взглядам. Аркадий заводит с отцом разговор о родных местах, дорогих и близких его сердцу, но, вспомнив о том, что он нигилист и ему не пристало отдаваться чувствам, прерывается на полуслове и бросает “косвенный взгляд” назад, желая убедиться, что восторженные слова не донеслись до слуха его критичного и насмешливого наставника. Аркадий, по мнению Писарева, “хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись”.
    В присутствии Базарова Аркадий ведет себя неловко и неестественно постоянно ощущая внутреннее напряжение и самоконтроль: как бы не сказать того, что не понравится другу. Базаров же совершенно свободен и независим в поведении. Он, по словам Писарева, “так полон собою и так непоколебимо высоко стоит в своих собственных глазах, что делается совершенно равнодушным к мнению других людей”.
    В спорах с Павлом Петровичем Базаров признается, что главная задача нигилистов — сломать все старое, чтобы “место расчистить”, а уж строить — это не их дело. Не признавая принципов, он возводит в принцип всеобщее отрицание, пытаясь отрицать все: дружбу, любовь, литературу, искусство. Тонкая, романтическая натура Аркадия не могла смириться с беспощадным, огульным отрицанием, пусть даже, по словам Добролюбова, “для отыскания чистой истины”, всех духовных богатств, непреходящих общечеловеческих ценностей. Аркадий не мог, подобно Базарову, отречься от Пушкина и Рафаэля, от любви к музыке, к природе, к женщине. Чистая и нежная любовь к Кате все более отдаляет его от Базарова. Он начинает понимать, что Базаров не уважает не только авторитеты, но и окружающих, что его кумир никого не любит. Это приводит к тому, что Аркадий расстается с лагерем “детей” и переходит на сторону “отцов”.
    Базаров не удивлен этим. “Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..” — с горечью упрекает он друга. Прощаясь с Аркадием, Базаров говорит: “Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится”.
    Но и для самого Базарова любовь к Одинцовой явилась суровым испытанием на его верность нигилистическим идеалам. Он глубочайшим образом переживает то, что сам же отвергал: “В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе”. Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису. Убеждения нигилиста вступают в противоречия с его человеческой сущностью. Разрешить это противоречие могла только смерть.
    Базаров умирает, не оставляя после себя последователей. Лучший из его учеников — Аркадий — оказался лишь временным попутчиком, не способным принести себя на плаху во имя служения революционным идеалам. Из всех представителей молодого поколения, изображенных Тургеневым в романе, лишь Базаров сумел бы отдать жизнь во имя своего дела.
    Не разделяя нигилистической доктрины своего героя, Тургенев признает его огромную нравственную силу, великое общественное значение. Отмечая, что Аркадий, его отец и дядя— лучшие из дворян, “сливки”, Тургенев тем не менее оценивает их так: “Слабость и вялость или ограниченность”. О Базарове же он пишет: “”.Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели”.

  6. Базаров и Аркадий

    Роман Ивана Сергеевича Тургенева уже в своем названии отразил основной конфликт произведения. В среду «хороших представителей дворянства» подобно резкому порыву свежего ветра врывается «новый человек» – сын лекаря, демократ, нигилист Базаров. Он – воплощение отрицания привычной жизни дворянского поместья, ее пустоты. Противоречия между консерваторами и демократами – на первом плане романа. Однако особо интересным представляется анализ конфликта между персонажами, которые формально принадлежат к одному лагерю, являются, на первый взгляд, союзниками. Практически в самом начале произведения читатель встречается с Аркадием Кирсановым и Евгением Базаровым. Передовой студент, демократ приезжает погостить в усадьбе своего товарища. Аркадий искренне благодарен за это, он говорит отцу: «Он так любезен, что согласился погостить у нас!»
    Можно сказать, что Базаров снисходит до дружбы с молодым Кирсановым. Аркадий увлечен идеями Базарова, он один из лучших его «учеников». Человек умный, проницательный. Евгений Васильевич Базаров достаточно быстро понял, что сделать Аркадия «своим», окончательно изменить его взгляды невозможно. Образ Аркадия Кирсанова, таким образом, занимает в романе совершенно особое место. С одной стороны, он примыкает к лагерю «детей», иначе говоря – революционеров, а с другой -неотъемлемая часть лагеря «отцов». Это подчеркивает и сам автор: «Вглядитесь в лица Николая Петровича. Павла Петровича. Аркадия. Слабость, вялость или ограниченность».
    Одним из основных приемов создания образов ( в этом произведении Тургенева является контраст. Так, Аркадий отличается и по некоторым чертам характера. и по некоторым взглядам от своего отца и деда. Он стремится к новому, его увлечение естественными науками, вероятно, не только лань моде. Аркадий стремится подражать Базарову во всем, прислушивается к его советам. Молодой Кирсанов отнюдь не лишен положительных качеств. Он неглуп, любознателен. Однако на основное различие между этими персонажами, тоже созданными на основе контраста, указывал автор романа: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».
    Базаров не желает быть рабом принципов, которые придумали другие, слепо следовать традициям, он отрицает принципы, «принятые на веру». Он человек прямой, часто даже резкий. Говоря о своих убеждениях, Евгений ничуть не склонен их смягчать, приглаживать. Казалось бы. многие взгляды Базарова разделяет и Аркадий. Но увлечение этого «барина» нигилизмом носит весьма поверхностный характер. Кроме того, некоторые высказывания Евгения неприятно задевают Кирсанова. Таковы, например, слова Базарова о женщинах, об искусстве.
    Для тою чтобы показать общие черты Аркадия и Базарова и то, что отличает этих героев друг от друга, И. С. Тургенев, можно сказать, проводит их через одни и те же испытания. Черты характеров персонажей особенно ярко проявляются в тех ситуациях, когда им необходимо сделать выбор. Когда приятели приехали в имение Кирсанова. Аркадий понял, что Евгений Базаров сразу не понравился его дяде. Но в этот раз он принял сторону того, кто считал не только своим другом, но и учителем. Базаров же ничуть не смутился, он даже намеренно подчеркивал резкость собственных манер и суждений.
    По ходу романа обоих героев автор подвергает искушению, он предлагает им выбрать «дворянское счастье». Оно воплощено в образах Катерины и Анны
    Одинцовых. Аркадий, который сначала был увлечен  незаурядной натурой Анны Сергеевны, в этот раз прислушивается к совету Евгения обратить внимание на  младшую сестру. В милой Катерине Одинцовой Аркадий находит непосредственность, искренность, открытость. которые близки его натуре. Он даже музицирует, хотя и смущается, когда за этим занятием  застает ого Базаров. Пожалуй, именно в имении Одинцовой Аркадий осознает, что суровая жизнь, к которой призывает Базаров, вовсе не является для него, Кирсанова, идеалом. В Катеньке он находит свою судьбу и вполне счастлив. Кстати, его «нигилистические» познания пригодились в жизни. Аркадий сумел гораздо лучше своего отца повести хозяйство. Базаров же окончательно понял, что Аркадий – союзник лишь временный, а значит необходимо с ним расстаться. Прощаясь с ним, Евгений говорит: «…мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь… В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой
    задор: для нашего дола это не годится». Именно в этой беседе Базаров произносит слова, которые можно назвать историческими, дает необычайно точную характеристику и Аркадию, и людям, подобным ему: «Ты славный малый, но ты все-таки мяконький,
    либеральный барич…» Евгений понимает, что суровая. полная лишений жизнь, к которой он готовит себя, совершенно не подходит Кирсанову. В душе Базарова борются различные чувства: «сожаление, боязнь рассиропиться». Автор сумел психологически верно передать это состояние в речи героя. Евгений по-дружески произносит: «Прощай, брат!», а после, словно спохватившись, иронически добавляет:
    «Прощайте, синьор!».
    В романе «Отцы и дети» именно Евгений Васильевич Базаров – наиболее сложный и противоречивый персонаж. Он одинок его попытки обрести  дружбу, любовь практически бесплодны. Тургенев   считал, что Базаров – «лицо трагическое». И это утверждение справедливо. Трагизм Евгения Базарова   не только в том, что его время еще не пришло, не   только а том, что он не может обрести счастье, но и   в том. что он сознательно отказывается от этого счастья. Кажется что Евгений боится свободно проявить свои чувства, старается показаться более резким. даже грубым, более рациональным, чем он есть   в действительности. Возможно, в этом проявляется   тот же страх «рассиропиться». Лишь перед смертью   в нем раскрываются качества, о которых ранее читатель мог только догадываться: скрытая под внешней суровостью, равнодушием нежность к родителям,   поэтичность любви к Анне Сергеевне Одинцовой.  Героя переполняет жажда жизни и труда на благо страны, но он понимает, что ничего уже не успеть;   остается лишь достойно и мужественно встретить  смерть. И Базаров позволяет, наконец, прорваться  истинным чувствам, впервые говорит о себе до конца откровенно; «тоже думал: обломаю дел много, не   умру куда! задача есть, ведь я гигант». Лишь теперь  он не стесняется открыто проявить заботу о родителях. Поручая их судьбу Одинцовой, Евгений произносит: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» Евгений Базаров умирает «накануне», он не совершает, казалось бы, ничего значительного, однако сила и обаянию этого персонажа настолько сильны, что буквально приковывают внимание читателя. И. С. Тургеневу  удалось о романе показать не только основной социально-политический конфликт эпохи, но и создать яркие образы героев, которые и обеспечили столь  долгую жизнь этого произведения.

  7. Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет признать, что либеральность Кирсановых – это следствие глубокого образования, художественной одаренности и высокой духовности натур. Базаров отрицает подобные качества как совершенно ненужные. Однако в данном случае речь идет не только об интеллигентности, но и о глубинной преемственности опыта предыдущих поколений, о хранении традиций и всего культурного наследия.
    Семейная тема играла большую роль в русской литературе, поэтому демонстрация внутрисемейного конфликта оказалась революционной. Целостность и гармоничность общества мерились единством семьи. Следовательно, такие проблемы оказались не просто проблемами семьи, но и проблемами всего общества.
    Базаров привлекал Аркадия своей резкостью, неординарностью и смелостью. Для молодого «барича» такие личности были в диковинку. Аркадий стал своеобразным воплощением юности, которая тянется ко всему новому и необычному, легко увлекается новыми идеями, испытывает живой интерес к жизни в любых ее проявлениях. Аркадий ищет свой собственный жизненный путь методом проб и ошибок. Его отношение к традициям, авторитетам и прочим важным для его отца вещам достаточно легкомысленное. Ему не хватает мудрости лет, терпимости и внимания к другим людям, которые есть у его отца. Конфликт Аркадия и Николая Петровича не несет в себе никакого политического начала, он очищен от социальных мотивов. Его суть – извечное непонимание между молодостью и старостью. Однако такое положение совсем не противоречит природе вещей. Напротив, старость – это гарант сохранности моральных ценностей, культурного наследия и традиций в обществе. Молодость в свою очередь обеспечивает движение прогресса своей тягой ко всему новому и неизведанному.
    Евгений Васильевич Базаров – совсем иное дело. Он вышел из простой семьи, он даже несколько стыдится своих родителей. Он резок, временами груб, решителен, категоричен в своих суждениях и безапелляционен в своих выводах. Он вполне искренне считает, что хороший химик стоит двадцати поэтов. Он не понимает роли культуры в обществе. Он предлагает все разрушить, чтобы с чистого листа начать писать историю заново. Этим он порой вгоняет в отчаяние Павла Петровича, с которым он спорит. Мы видим максимализм обеих сторон, доведенный до крайности. Ни тот ни другой не желают уступить друг другу и признать правоту оппонента. В этом и заключается их главная ошибка. Все стороны правы до определенного момента. Прав и Павел Петрович, говорящий о необходимости сохранения наследия предков, прав и Базаров, говорящий о необходимости перемен. Обе эти стороны – стороны одной медали. И тот и другой искренне озабочены судьбой родной страны, но методы у них разные.
    Дружба Базарова и Аркадия Кирсанова начинает давать трещину, когда Базаров влюбляется в Одинцову, а Аркадий – в Катю. Тут в полной мере проявляется их различие. Если чувство для Базарова дается тяжело, он не может отдаться любви, то Аркадий и Катя учатся быть самими собой. Базаров отдаляется от друга, словно чувствуя его правоту, а не свою.
    Образ Аркадия выведен для того, чтобы оттенить образ Базарова и показать многогранность человеческой натуры и одной и той же социальной проблемы. Это делает образ Базарова еще более одиноким и трагичным. Базаров считается, подобно Рудину, Печорину, Онегину и Обломову, «лишним человеком». Ему нет места в этой жизни, хотя такие бунтари всегда возникают в смутные времена.

  8. После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева «Отцы и дети» вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое произведение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что «плебей» Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их.
    Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию. Критик Антонович, сотрудничавший с журналом «Современник», назвал Базарова «асмодеем нашего времени». Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу И. С. Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену передовому дворянству.
    Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: «Отцы и дети». Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений — вечная проблема классической литературы, с другой — конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов.
    Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к какому из социально-политических лагерей мы можем их отнести. Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря «детей», лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся во враждебном лагере.
    Центральное место в романе занимает фигура нового человека — Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей, которые «драться хотят». Другие — люди старшего поколения, которые не разделяют революционно-демократических убеждений Базарова. Они изображены мелкими, слабо- вольными людьми с узкими, ограниченными интересами.
    В романе представлены дворяне и разночинцы двух поколений — «отцов» и «детей». Тургенев показывает, как действует демократ-разночинец в чуждой ему среде. В Марьине Базаров — гость, который отличается своим демократическим обликом от хозяев-помещиков. И с Аркадием он расходится в главном — в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия — Базарову. Но все-таки Аркадий постепенно приобретал свое мнение и уже переставал слепо повторять за Базаровым суждения и мнения нигилиста. В спорах он не выдерживает и выражает свои мысли. Однажды их спор дошел чуть ли не до драки.
    Разница между героями видна в их поведении в «империи» Кирсанова. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий сибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно сразу по его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело — естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, значит, Базаров идет в ногу со временем. Аркадий — совершенная противоположность. Он ничем не занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает. Для него главное — уют и покой, а для Базарова — не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться.
    Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратный, опрятный, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде.
    Крупное разногласие возникло между «друзьями» в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно «ученик» выходит из-под власти «учителя». Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. «Ты, нежная душа, размазня», — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. «Ученик» не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену «отцам», не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению «отцов».
    Писарев очень точно оценивает причины разногласий между «учеником» и «учителем», между Аркадием и Базаровым: «Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов».
    Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих опеки. Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.

  9. Тема дружбы – одна из ведущих в русской литературе XIX века. «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен», — так характеризовал А.С. Пушкин настоящую дружбу.
    Тема дружбы представлена и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
    Главный герой романа Евгений Базаров появляется перед читателем вместе со своим другом Аркадием. Кажется, что это единомышленники. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Аркадий боготворит своего товарища, восхищается его прогрессивными взглядами, незаурядным характером и независимым поведением. А Базаров из тех людей, кто нуждается в учениках и почитателях. Однако эта дружба оказалась недолговечной. В чем же причина?
    Базаров и Аркадий – совершенно различные люди. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него.
    Базаров в любой обстановке, в любом доме занимается делом — естественными науками, изучением природы и проверкой теоретических открытий на практике. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное — уют и покой.
    Совершенно разные суждения складываются у них в отношении к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, особенностях речи.
    Развитие отношений между Базаровым и Аркадием перерастает в конфликт. Взгляды Базарова не становятся органической частью мировоззрения Аркадия, поэтому он так легко от них отказывается.
    «Ваш брат дворянин, — говорит Базаров Аркадию, — дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим”. С Аркадием Базаров расходится в главном — в представлении о жизни, о назначении человека.
    Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их — для Базарова романтизм.
    Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому.
    «Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов» (Д. Писарев) — вот главное в разногласиях героев.

  10. Роман Ивана Сергеевича Тургенева уже в своем названии отразил основной конфликт произведения. В среду «хороших представителей дворянства» подобно резкому порыву свежего ветра врывается «новый человек» – сын лекаря, демократ, нигилист Базаров. Он – воплощение отрицания привычной жизни дворянского поместья, ее пустоты. Противоречия между консерваторами и демократами – на первом плане романа. Однако особо интересным представляется анализ конфликта между персонажами, которые формально принадлежат к одному лагерю, являются, на первый взгляд, союзниками. Практически в самом начале произведения читатель встречается с Аркадием Кирсановым и Евгением Базаровым. Передовой студент, демократ приезжает погостить в усадьбе своего товарища. Аркадий искренне благодарен за это, он говорит отцу: «Он так любезен, что согласился погостить у нас!»
    Можно сказать, что Базаров снисходит до дружбы с молодым Кирсановым. Аркадий увлечен идеями Базарова, он один из лучших его «учеников». Человек умный, проницательный. Евгений Васильевич Базаров достаточно быстро понял, что сделать Аркадия «своим», окончательно изменить его взгляды невозможно. Образ Аркадия Кирсанова, таким образом, занимает в романе совершенно особое место. С одной стороны, он примыкает к лагерю «детей», иначе говоря – революционеров, а с другой -неотъемлемая часть лагеря «отцов». Это подчеркивает и сам автор: «Вглядитесь в лица Николая Петровича. Павла Петровича. Аркадия. Слабость, вялость или ограниченность».
    Одним из основных приемов создания образов ( в этом произведении Тургенева является контраст. Так, Аркадий отличается и по некоторым чертам характера. и по некоторым взглядам от своего отца и деда. Он стремится к новому, его увлечение естественными науками, вероятно, не только лань моде. Аркадий стремится подражать Базарову во всем, прислушивается к его советам. Молодой Кирсанов отнюдь не лишен положительных качеств. Он неглуп, любознателен. Однако на основное различие между этими персонажами, тоже созданными на основе контраста, указывал автор романа: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».
    Базаров не желает быть рабом принципов, которые придумали другие, слепо следовать традициям, он отрицает принципы, «принятые на веру». Он человек прямой, часто даже резкий. Говоря о своих убеждениях, Евгений ничуть не склонен их смягчать, приглаживать. Казалось бы. многие взгляды Базарова разделяет и Аркадий. Но увлечение этого «барина» нигилизмом носит весьма поверхностный характер. Кроме того, некоторые высказывания Евгения неприятно задевают Кирсанова. Таковы, например, слова Базарова о женщинах, об искусстве.
    Для тою чтобы показать общие черты Аркадия и Базарова и то, что отличает этих героев друг от друга, И. С. Тургенев, можно сказать, проводит их через одни и те же испытания. Черты характеров персонажей особенно ярко проявляются в тех ситуациях, когда им необходимо сделать выбор. Когда приятели приехали в имение Кирсанова. Аркадий понял, что Евгений Базаров сразу не понравился его дяде. Но в этот раз он принял сторону того, кто считал не только своим другом, но и учителем. Базаров же ничуть не смутился, он даже намеренно подчеркивал резкость собственных манер и суждений.
    По ходу романа обоих героев автор подвергает искушению, он предлагает им выбрать «дворянское счастье». Оно воплощено в образах Катерины и Анны
    Одинцовых. Аркадий, который сначала был увлечен незаурядной натурой Анны Сергеевны, в этот раз прислушивается к совету Евгения обратить внимание на младшую сестру. В милой Катерине Одинцовой Аркадий находит непосредственность, искренность, открытость. которые близки его натуре. Он даже музицирует, хотя и смущается, когда за этим занятием застает ого Базаров. Пожалуй, именно в имении Одинцовой Аркадий осознает, что суровая жизнь, к которой призывает Базаров, вовсе не является для него, Кирсанова, идеалом. В Катеньке он находит свою судьбу и вполне счастлив. Кстати, его «нигилистические» познания пригодились в жизни. Аркадий сумел гораздо лучше своего отца повести хозяйство. Базаров же окончательно понял, что Аркадий – союзник лишь временный, а значит необходимо с ним расстаться. Прощаясь с ним, Евгений говорит: «…мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь… В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой
    задор: для нашего дола это не годится». Именно в этой беседе Базаров произносит слова, которые можно назвать историческими, дает необычайно точную характеристику и Аркадию, и людям, подобным ему: «Ты славный малый, но ты все-таки мяконький,
    либеральный барич…» Евгений понимает, что суровая. полная лишений жизнь, к которой он готовит себя, совершенно не подходит Кирсанову. В душе Базарова борются различные чувства: «сожаление, боязнь рассиропиться». Автор сумел психологически верно передать это состояние в речи героя. Евгений по-дружески произносит: «Прощай, брат!», а после, словно спохватившись, иронически добавляет:
    «Прощайте, синьор!».
    В романе «Отцы и дети» именно Евгений Васильевич Базаров – наиболее сложный и противоречивый персонаж. Он одинок его попытки обрести дружбу, любовь практически бесплодны. Тургенев считал, что Базаров – «лицо трагическое». И это утверждение справедливо. Трагизм Евгения Базарова не только в том, что его время еще не пришло, не только а том, что он не может обрести счастье, но и в том. что он сознательно отказывается от этого счастья. Кажется что Евгений боится свободно проявить свои чувства, старается показаться более резким. даже грубым, более рациональным, чем он есть в действительности. Возможно, в этом проявляется тот же страх «рассиропиться». Лишь перед смертью в нем раскрываются качества, о которых ранее читатель мог только догадываться: скрытая под внешней суровостью, равнодушием нежность к родителям, поэтичность любви к Анне Сергеевне Одинцовой. Героя переполняет жажда жизни и труда на благо страны, но он понимает, что ничего уже не успеть; остается лишь достойно и мужественно встретить смерть. И Базаров позволяет, наконец, прорваться истинным чувствам, впервые говорит о себе до конца откровенно; «тоже думал: обломаю дел много, не умру куда! задача есть, ведь я гигант». Лишь теперь он не стесняется открыто проявить заботу о родителях. Поручая их судьбу Одинцовой, Евгений произносит: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» Евгений Базаров умирает «накануне», он не совершает, казалось бы, ничего значительного, однако сила и обаянию этого персонажа настолько сильны, что буквально приковывают внимание читателя. И. С. Тургеневу удалось о романе показать не только основной социально-политический конфликт эпохи, но и создать яркие образы героев, которые и обеспечили столь долгую жизнь этого произведения.

  11. С самого начала видно, что эта дружба — неравная. Да и можно ли назвать дружбой отношения, которые ценны лишь для одного? Очарованный внутренней силой, энерги­ей, необычным мировоззрением Базарова, Аркадий готов простить другу его невежливость и бестактность, но сам нередко попадает в ситуации, когда становится объектом насмешек по совершенно неожиданному поводу. Впечат­лительный, мечтательный Кирсанов умеет чувствовать пре­красное, он часто восхищается произведениями искусства,
    не оставляет его равнодушным непередаваемая красота природы. Но его восторг, искренние глубокие чувства так часто натыкаются на ядовитую усмешку друга, считающе­го что искусство — это чепуха, “романтизм”, “художество”, а “природа — не храм, а мастерская, и человек в ней — работник”. И здесь проявляется слабость Аркадия — не в том, что не умеет переубедить Базарова, а в том, что ощу­щает чувство вины, смущение за свою искренность, откро­венность, мысли.
    Не всегда понимая и принимая поступки Базарова, Аркадий готов соглашаться с ним практически во всем, но он ясно оЩущает, что его приятель не слишком дорожит их дружбой, не видит в нем самоценной, инте­ресной личности. Поэтому, когда Аркадий вступает в спор с отцом и дядей по поводу несогласия в убеждени­ях, он говорит не только от имени себя лично, но и от имени друга: “мы не признаем авторитетов”, “мы долж­ны исполнять эти требования, мы не имеет права преда­ваться удовлетворению личного эгоизма”. Это “мы” гово­рит о неуверенности Аркадия, он постоянно обращается за поддержкой. Да и речь его становится слишком напыщенной, “красивой”.
    Слишком разные эти два молодых человека, и мы по­нимаем, что на самом деле у каждого из них — своя доро­га. И все-таки Базарову нужен был зачем-то Аркадий, за­чем-то он держал его около себя! Откровением прозвучал для Аркадия отзыв Базарова о Ситникове — его бывшем “ученике”, пародии на убежденного человека, крикливой и бестолковой: “Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом Деле, горшки обжигать!” В это мгновение Аркадию ясно открылась не только “вся бездонная пропасть базаровско-го самолюбия”, но и бездна, разделяющая его и Евгения: Эге, ге!… Мы, стало быть, с тобой боги? то есть — ты бог, а олух уж не я ли?”
    В конце романа дороги друзей расходятся, поскольку Для Базарова были ценными в жизни лишь его убеждения, и он всегда шел на решительный разрыв с теми, кто сочув­ствовал его взглядам, дорожил его дружбой, но не обладал ни его силой духа и воли, ни готовностью к предстоящей борьбе и в лучшем случае мог стать лишь ненадежным попутчиком. Находя в Аркадии не только бесхарактер­ность и слабость, но и черты враждебного ему дворянского мира, Базаров при прощании сказал ему: “…мы прощаем­ся навсегда, и ты сам это чувствуешь… В тебе нет ни дерзости, ни злости… Ты славный малый; но ты все-таки мяконький, либеральный барич…”
    Роман Тургенева “Отцы и дети”, заставил меня заду­маться о многом: какой должна быть человеческая друж­ба, как вести себя, если не согласен с товарищами, до какой степени стоит принимать убеждения и авторитеты друга? Тургенев не давал ответов, он ставил нужные вопросы, и дело читателей — понять их, решить, задуматься о своей жизни.[/sms]

  12. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» — это произве­дение о современниках автора, поскольку время действия в романе и время его издания практически совпадают. Ничего не приукрашивая, Тургенев сумел показать основ­ные проблемы общественной жизни второй половины XIX века, в том числе и извечный конфликт поколений — «от­цов» и «детей».
    Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров — представите­ли нового, молодого поколения. С самых первых страниц мы понимаем, насколько Аркадий дорожит дружбой со своим «добрым приятелем», который действительно является не­заурядной личностью, обладающей четко выраженными принципами и убеждениями.
    Добрый, чувствительный, достаточно мягкий и «пус­той» Аркадий Кирсанов сразу же понимает необыкновен­ность своего нового знакомого и, практически не разду­мывая, принимает чужие мысли, мнения, установки. Поэтому мы и видим в дальнейшем конфликт, который развивается в душе молодого Кирсанова между его реаль­ными взглядами, опытом — и всем тем, что он так быстро решил «принять». Именно поэтому Аркадия за­девают и даже иногда оскорбляют выпады Базарова против Кирсановых-старших, их образа жизни, воспитания, прин­ципов, но молодой человек не только не противоречит своему авторитетному другу, но и пытается найти в его словах зерно истины.
    С самого начала видно, что эта дружба — неравная. Да и можно ли назвать дружбой отношения, которые ценны лишь для одного? Очарованный внутренней силой, энерги­ей, необычным мировоззрением Базарова, Аркадий готов простить другу его невежливость и бестактность, но сам нередко попадает в ситуации, когда становится объектом насмешек по совершенно неожиданному поводу. Впечат­лительный, мечтательный Кирсанов умеет чувствовать пре­красное, он часто восхищается произведениями искусства, не оставляет его равнодушным непередаваемая красота природы. Но его восторг, искренние глубокие чувства так часто натыкаются на ядовитую усмешку друга, считающе­го, что искусство — это чепуха, «романтизм», «художество», а «природа — не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». И здесь проявляется слабость Аркадия — не в том, что не умеет переубедить Базарова, а в том, что ощу­щает чувство вины, смущение за свою искренность, откро­венность, мысли.
    Не всегда понимая и принимая поступки Базарова, Аркадий готов соглашаться с ним практически во всем, но он ясно ощущает, что его приятель не слишком дорожит их дружбой, не видит в нем самоценной, инте­ресной личности. Поэтому, когда Аркадий вступает в спор с отцом и дядей по поводу несогласия в убеждени­ях, он говорит не только от имени себя лично, но и от имени друга: «мы не признаем авторитетов», «мы долж­ны исполнять эти требования, мы не имеет права преда­ваться удовлетворению личного эгоизма». Это «мы» гово­рит о неуверенности Аркадия, он постоянно обращается за поддержкой. Да и речь его становится слишком напыщенной, «красивой».
    Слишком разные эти два молодых человека, и мы по­нимаем, что на самом деле у каждого из них — своя доро­га. И все-таки Базарову нужен был зачем-то Аркадий, за­чем-то он держал его около себя! Откровением прозвучал для Аркадия отзыв Базарова о Ситникове — его бывшем «ученике», пародии на убежденного человека, крикливой и бестолковой: «Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!» В это мгновение Аркадию ясно открылась не только «вся бездонная пропасть базаровского самолюбия», но и бездна, разделяющая его и Евгения: «Эге, ге!… Мы, стало быть, с тобой боги? то есть — ты бог, а олух уж не я ли?»
    В конце романа дороги друзей расходятся, поскольку для Базарова были ценными в жизни лишь его убеждения, и он всегда шел на решительный разрыв с теми, кто сочув­ствовал его взглядам, дорожил его дружбой, но не обладал ни его силой духа и воли, ни готовностью к предстоящей борьбе и в лучшем случае мог стать лишь ненадежным попутчиком. Находя в Аркадии не только бесхарактер­ность и слабость, но и черты враждебного ему дворянского мира, Базаров при прощании сказал ему: «…мы прощаем­ся навсегда, и ты сам это чувствуешь… В тебе нет ни дерзости, ни злости… Ты славный малый; но ты все-таки мяконький, либеральный барич…»
    Роман Тургенева «Отцы и дети», заставил меня заду­маться о многом: какой должна быть человеческая друж­ба, как вести себя, если не согласен с товарищами, до какой степени стоит принимать убеждения и авторитеты друга? Тургенев не давал ответов, он ставил нужные вопросы, и дело читателей — понять их, решить, задуматься о своей жизни.

  13. В 1862 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети». В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров. Его сопровождает друг Аркадий. По происхождению, да и по общественному положению, они принадлежат к разным общественным классам. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Друзья вместе учатся в университете, и их связывает несколько лет дружбы.
    Поначалу Аркадий попадает под влияние Базарова, он хочет быть похожим на Евгения и при этом искренне разделяет взгляды старшего и более авторитетного товарища. Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляет «молодая смелость да молодой задор». Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому он так легко впоследствии от них откажется. В дальнейшем Базаров говорит Аркадию: «Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает». То есть Аркадий не готов к «терпкой, горькой бо- быльной жизни» революционера.
    Базаров, давая оценку жизни революционера, и прав, и не прав. Ломка сложившихся устоев, традиций, взглядов всегда вызывает яростное сопротивление старого мира, и передовым борцам приходится тяжело. Революционно-демократический идеал счастья — революционная деятельность на благо народа, пренебрежение личными невзгодами.
    Аркадий, разумеется, не готов к этому, так как он, по выражению Евгения, «мяконький либеральный барич». В «молодом задоре» либералы не идут дальше благородного кипения, а для Базарова это — «пустяки». Либералы не «дерутся», а «воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят». Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий «невольно любуется собою», ему приятно «самого себя бранить». Базарову это скучно, ему «других ломать надо». Аркадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского позерства, а в душе он всегда оставался «либеральным баричем».
    Но Аркадий пока что этого не понимает. Самого себя он до поры до времени считает «борцом» и ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова поначалу принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о друге. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен фразой автора: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Базаров проводит опыты, читает специальные книги, собирает коллекции, лечит деревенских мужиков. По убеждениям Базарова, труд — необходимое условие жизни. Аркадий же ни разу не показан за работой.
    Здесь, в имении, также раскрывается отношение Базарова и к природе, и к народу. Природу Базаров считает не храмом, а мастерской, а человека в ней — работником. Для Аркадия, как и для остальных Кирсановых, природа — объект любования, созерцания. Для Базарова такое отношение означает барство. Он возражает против молитвенного созерцания природы, бессмысленного с его точки зрения наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к природе, к окружающему миру. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства в нее. И тут тоже точки зрения Аркадия и Базарова расходятся, хотя Аркадий об этом пока еще не говорит.
    Различно отношение Базарова и Аркадия и к любви, и к женщине. Базаров относится к любви скептически. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Но знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Она производит на Базарова впечатление своей красотой, обаянием, умением держать себя с достоинством и тактом. Чувство к ней у него возникает, когда между ними начинается духовное общение.
    Одинцова умна, способна понять неординарность Базарова. Евгений же, несмотря на внешний цинизм, обнаруживает в любви и эстетическое чувство, и высокие духовные запросы, и уважение к любимой женщине. Но Одинцова по сути своей — барыня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего. Поэтому она гасит в себе появляющееся чувство к Базарову. И в этой ситуации он держит себя с достоинством, не раскисает и продолжает работать. Упоминание о любви к Одинцовой вызывает у Базарова признание в «сломанности», и говорить он об этом не хочет.
    Аркадию знакомство с Катей, младшей сестрой Одинцовой, открывает, что его идеал «ближе», то есть он в семье, в имении. Аркадий понял, что он «уже не тот заносчивый мальчик», что он до сих пор «задавал себе задачи, которые ему не по силам», то есть Аркадий признается, что жизнь революционера не для него. Да и сама Катя говорит, что Базаров «хищный», а Аркадий — «ручной».
    Базаров близок крепостным людям. Он для них «свой брат, не барин». Это подтверждает и речь Базарова, в которой много народных пословиц и поговорок, и его простота в общении с простым народом. Хотя в имении его отца крестьяне относятся к Базарову, как к барину, во всех остальных эпизодах романа для народа он более «свой», чем любой из Кирсановых. Аркадий в большей степени остается для людей барином, хозяином. Правда, бывает и так, что какой-нибудь незнакомый мужик принимал Базарова за чудака, когда тот хотел «поговорить с народом». Но это случалось нечасто.
    К тому же Базаров требователен, можно даже сказать, слишком требователен, к себе. Он говорит Аркадию, что «каждый человек сам себя воспитать должен». Его приверженность нигилизму приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда некоторая сухость Базарова, даже по отношению к самым близким людям. Но на вопрос Аркадия, любит ли Евгений своих родителей, он отвечает просто и искренне: «Люблю, Аркадий!»
    Однако следует отметить, что родители Базарова безнадежно «отстали» от своего сына. Они не могут идти не только вровень, но и вслед за ним. Правда, эта «отсталость» стариков Базаровых не заслуживает не совсем почтительного, а иногда и попросту наплевательского отношения к ним Енюшки. Разве можно требовать от стариков, чтобы они думали и действовали, как молодые люди? Разве не благодаря стараниям родителей Базаров получает образование? В этом случае максимализм Базарова выглядит весьма неприглядно.
    Аркадий любит своих близких, но, похоже, стесняется этой любви. Базаров дает меткую, исчерпывающую, но при этом достаточно злую характеристику отцу и дяде Аркадия, на что Аркадий возражает, но как-то вяло. Этим он как бы поддерживает точку зрения Базарова, который считает, что нигилист не должен выражать свои чувства. Аркадий вспылил лишь тогда, когда Базаров за глаза обозвал его дядю «идиотом». Возможно, именно в этот момент в отношениях друзей обозначилась первая серьезная трещина.
    Следует отметить, что базаровский нигилизм, к сожалению, приводит к отрицанию искусства. Для него «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они (то есть новые художники) не лучше его». Он заявляет, что «в сорок четыре года играть на виолончели глупо», а Пушкина читать и вообще «никуда не годится». Искусство Базаров считает формой наживы. Для него «порядочный химик полезней всякого поэта», а искусство не способно что-то изменить в жизни. Это крайность базаровского нигилизма. Базаров подчеркивает значение ученых для России, так как в науке Россия в то время отставала от Запада. Но Аркадий-то на самом деле любит стихи, и он читал бы Пушкина, если бы Базарова не было рядом.
    Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу; сначала это противостояние совсем незаметно, но постепенно, по ходу развития действия, оно усиливается и доходит до открытого конфликта и разрыва дружеских отношений. В этом проявляется один из аспектов конфликтности романа, выраженной приемом контраста. Заметим, что в данном случае конфликтуют уже не «отцы» и «дети», а, если можно так выразиться, «дети» с «детьми». Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен.
    Аркадий не готов к «терпкой, горькой бобыльной жизни» революционера. И друзья прощаются навсегда. Евгений расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова, а высказывать их для Базарова — «романтизм».
    Аркадий находит идеал жизни в семье. Базаров умирает, оставшись верным своим воззрениям. Именно перед смертью проверяется сила его убеждений. Аркадию же нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается «либеральным баричем». И в конце романа Аркадий отказывается помянуть своего бывшего друга за общим столом.

  14. После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева “Отцы и дети” вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что “плебей” Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их. Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию. Критик Антонович, сотрудничавший в журнале “Современник”, назвал Базарова “асмодеем нашего времени”.
    Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу И. С. Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену передовому дворянству.
    Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: “Отцы и дети”. Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений — вечная проблема классической литературы, с другой — конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов.
    Персонажи романа группируются в зависимости от того, к какой из социально-политических группировок мы можем их отнести.
    Но дело в том, что главный герой романа Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря “детей”, лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся во враждебном лагере.
    Центральное место в романе занимает фигура нового человека — Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей, которые “драться хотят”. Другие — люди старшего поколения, не разделяющие революционно-демократических убеждений Базарова. Они изображены мелкими, слабовольными людьми, с узкими, ограниченными интересами. В романе представлены дворяне и разночинцы двух поколений — “отцов” и “детей”. Тургенев показывает, как действует демократ-разночинец в чуждой ему среде.
    В Марьине Базаров — гость, который отличается своим демократическим обликом от хозяев-помещиков. И с Аркадием он расходится в главном — в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия — Базарову. Но все-таки Аркадий постепенно приобретал собственное мнение и переставал слепо повторять за Базаровым суждения и мнения нигилиста. В спорах он не выдерживает и выражает собственные мысли. Однажды их спор дошел чуть ли не до драки. Разница между героями видна в их поведении в имении Кирсанова. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий сибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно сразу по его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело — естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, значит, Базаров идет в ногу со временем. Аркадий — совершенная противоположность. Он ничем не занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает. Для него главное — уют и покой, а для Базарова — не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться.
    Совершенно по-разному относятся они и к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, в привычках, манерах, речах, во внешнем виде.
    Серьезное разногласие возникло между приятелями в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”.
    Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. “Ты, нежная душа, размазня”, — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену “отцам”, не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.
    Писарев очень точно оценивает причины разногласий между “учеником” и “учителем” — между Аркадием и Базаровым: “Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов”.
    Аркадий хочет быть сыном своего века и “напяливает на себя” идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих над собой опеки. Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.

  15. Дружба, которая прекратилась, никогда, собственно и не начиналась
    Пубилий Сир
    Тот, кто лишен искренних друзей, поистине одинок
    Бэкон
    Что такое настоящая дружба? Я считаю, что это духовная близость людей, взаимопонимание, готовность понять другого человека, помочь ему в трудной ситуации. Если между друзьями нет взаимопонимания, то не может быть и настоящей дружбы. Об этом пишет И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети».
    Его главный герой – Евгений Базаров. Он человек нового времени, «нигилист». Базаров увлекается изучением естественных наук, так как готовится стать врачом, мечтает о преобразованиях в России, об улучшении жизни крестьянства. Аркадий Кирсанов тянется к Базарову именно потому, что он не похож на других, увлечен новыми идеями, поэтому Кирсанов старается быть походим на своего друга. Но для Базарова Аркадий – молоденький мальчик, романтик. Он живет лишь мечтами, но не может действовать.
    В начале повести есть эпизод, когда друзья проезжают по имению Кирсановых: «Места, по которым они проезжали, не могли показаться живописными… Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами». Аркадий понимает, что преобразования, перемены необходимы. Но с чего же их начать? Однако, разомлев на весеннем солнышке, Кирсанов просто рад встрече с отцом. Он уже не думает о переменах. И это говорит о том, что не настолько глубоки были его убеждения.
    Аркадий и Евгений были воспитаны в разных условий. Кирсанов вырос в богатом помещичьем доме своего отца, с детства был окружен родительской заботой и лаской. Жизнь в деревне текла сонно и неторопливо. Николай Петрович, его отец, жил как другие помещики, «изредка ездил на охоту и занимался хозяйством». Для него семья – высший идеал. Николай Петрович любит жену, музыку, поэзию. Однако его имение запущено, бездеятельность и леность – национальная черта русского народа. После смерти жены сын остался для него единственным утешением. Отец гордится тем, что Аркадий учится в Петербурге, и очень тепло принимает его и Базарова у себя в имении.
    Родители Евгения живут более скромно, в небольшом деревенском домике, покрытом соломенной крышей. Его семья ближе к простому народу: отец – бывший военный, мать – «настоящая русская дворяночка прежнего времени». Они живут по старинке, привыкли к труду. И Евгений в споре с Павлом Петровичем гордо заявляет: «Мой дед землю пахал». Евгений с детства привык работать, и даже на отдыхе в имении Кирсановых «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Он проводит опыты на лягушках, лечит простых людей. Аркадий стремится помочь другу, но я думаю, что естественные науки – не его страсть. Ему ближе природа, музыка, поэзия. И все же Кирсанов тянется к Базарову как к человеку, недаром он с таким пафосом произносит слово «нигилист». В доме Кирсановых Базаров чужой, старики не разделяют его убеждений, у них есть свои «принципы».
    Им странно, что Базаров отрицает искусство, поэзию, религию, любовь. И Аркадию тяжело понять убеждения друга, хотя он и поддерживает его.
    Кирсанов младший находит свое счастье в любви к Кате Одинцовой, потому что у этих героев много общего. Аркадий восхищается Катиной игрой на фортепиано, он читает вместе с ней стихи, любуется природой. Для Аркадия важно семейное счастье: жить в родном доме вместе с отцом, иметь добрую и любящую жену, воспитывать детей. Он не создан для борьбы, для него ближе жизнь провинциального помещика.
    Базаров, несмотря на свой нигилизм, тоже влюбляется в сестру Кати – Анну Одинцову. У них тоже много общего, однако Анна отвергает его чувства. Базаров был ей интересен лишь как друг, она привыкла к роскоши и достатку, а он сын бедных дворян, поэтому вряд ли может обеспечить ей достойную жизнь.
    И мы видим, как постепенно Базаров и Аркадий все больше отдаляются друг от друга, потому что у них нет общих интересов. Причем Евгений сам отталкивает друга: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!…Ты робеешь, мало на себя надеешься… для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор… Ты славный малый, но та все-таки мягенький, либеральный барич…» Но разве плоха тихая спокойная жизнь провинциального помещика? Мы же видим, к чему привели бесконечные революции в России. А Базаров в своем одиночестве виноват сам. Никто из окружающих его людей не понимает и не принимает «нигилизма». Он сам отталкивает и милых, добрых родителей, и Аркадия. Кирсанову жаль прощаться с другом, потому что его душа не может кого-то ненавидеть, оттолкнуть. Если ты хочешь иметь настоящих друзей, то должен принимать их, возможно, примириться с какими-то недостатками, а не навязывать свое мнение. Сильный, конечно, может подчинить себе слабого, но это не дружба, а лишь преклонение. Настоящая дружба строится на взаимопонимании, общности интересов и умении уступать.
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *