Сочинение на тему армения

7 вариантов

  1. Мы продолжаем цикл познавательных передач, и сегодня расскажем, зачем ехать в Армению. Это будет история, полная драм, хороших людей и плохих дорог.
    4 утра, аэропорт Еревана «Звартноц»: таксисты звали в далекие дали, но путь до Святого Эчмиадзина решено было пройти пешком. До Святости смешные десять кэмэ. Облаянные собаками, обласканные воздухом, шли.
    Считали белые «Нивы»: «раз-два-три-смотри еще одна», вчитывались в армянские буквы, извилистые, как дороги этой страны, и плавные, как руки танцовщиц. Сумерки плавились, и нам здесь определенно нравилось. Вдали показался первый храм нашего путешествия — церковь Святой Рипсиме. Рипсиме-Рипсиме, откройся, но нет, в 6 утра она спит, позволяя лишь пройтись по роскошным – андалусским словно – садам, любуясь камнями.
    Камни. Камни. Камни. Камень на камне лежит и камень поминает. Бледно-желтые, рыжие, пегие, позолоченные, цвета коры, кофе и изголодавшейся по воде земли. Древнее древнего камни.
    Армения: камни и память.
    Гегард, Нораванк, Татев, Кобайр, Одзун, Ахтала – монастырь за монастырем, мы всматривались в морщинистое лицо Армении, в ее светлый лик. И она смотрела в ответ, во все свои камни. Камень. Вода его точит, время лечит, огонь согреть хочет. Он лежит здесь уже четырнадцатый век, а ты… ты — всего лишь человек.
    Армения: храмы.
    Армения: шарм и шрамы.
    Я верчу два этих слова на языке, слюнявлю, и запускаю шарманку снова: Армении шарм, шрамы Армении…
    Сделай доброе дело, и тебе непременно скажут «мерси» — не шарм разве, не ушей ли очарованье? Мэрси! Мэрси! Мэрси! Как будто когда-то здесь потрудился на славу Шарль Азнавур. Жаль, если не так.
    Армения: драмы. Большие и малые. Мы привезли с собой обратно тысячу драм – на зеленой бумажке писатель Егише Чаренц и гора Арарат. Её мы увидим во второй день, а его обязательно прочтем позже.
    На тысячу драм нельзя покутить, но можно купить билет в Дилижан, чтобы там вдоволь напиться почти самой вкусной воды в мире. Много чего можно.
    За рубли даже в аэропорту щедро осыпают удивительно-красивыми и разноцветными драмами. Моя любимая – бледно-оранжевая бумажка со свирепым старцем, двадцать тысяч.
    Наши кошельки мгновенно насупились и раздулись от важности, а головы одурманились, и в первое кафе, без меню, вывески, роду и имени, мы кинулись, как в омут.
    Пройдя через гараж, сени, коридоры и прочие препоны, мы оказались в темной комнате.
    — Покушать можно?
    — Конечно, покушать!
    А дальше были кебабы, хлеб, лимонад, кофе и гадание на его гуще: сколько попросят? Не оставят ли в дураках?
    Все было вкусно и всего было много, но позвольте вам рассказать о лимонаде. О, это не лимонад, нет-нет, это тысяча и одна карамелек дюшес прямиком из вашего детства, обессиливших, истаявших в родниковой воде. Дюшес из ДЮСШ.
    — С вас две тысячи драм.
    Слышали? Это одновременно упали камень с души и с плеч гора. В Армении мы всё смело делили на семь, потому что семь – счастливое число, семеро одного не ждут, у семи нянек дитя без глазу, и еще, потому что такой курс. Отобедав на 285 рублей, мы решили двигаться в сторону Еревана. День еле-еле перевалил за половину, с такой же скоростью шли и мы.
    Грянул условный гром, разверзлись бутафорские небеса, и на горизонте появился третий участник пьесы – Карен.
    (Карен кланяется)
    С первого взгляда может показаться, что Карен таксист, но это не так. Таксист будет говорить вам:
    — Брат, как скажешь, брат. Брат ты мне или не брат?!
    — Сестра, для тебя, как для себя, мамой клянусь!
    В общем, сыпать семейными ценностями направо и налево.
    Карен – не таксист, Карен – друг. В следующие три дня мы проедем с ним 700 километров по убитым, еле живым и на ладан дышащим дорогам Армении, ни разу не услышав анекдотичного «брат» и «сестра», лишь – имена.
    Карен ловко ведет свой «Опель» по горным перевалам, ненавязчиво рассказывая и показывая самое важное. Вечером, после бутылочки местного пива «Киликия», он нахваливает грузинскую кухню, разносит вездесущую армянскую коррупцию, жалуется на низкую зарплату, и костерит «понаехавших» иранцев, которые хотят получить в Ереване все и сразу. Об азербайджанцах он говорит спокойно – «они ведь тоже не хотят войны, это все он, Алиев».
    Карен с удовольствием вспоминает Москву и мечтает съездить в Милан. У него есть только один недостаток: плейлист. Ирина Салтыкова, группа «Пропаганда» и песни такого толка: «Тебе сегодня 50, ай-ай, юбилей у тебя, мой друг, да-да, сегодня будем песни петь, ай-ай, и до утра мы танцевать, да-да…»
    В первый день Карен подвез нас от Храма Звартноц до хостела в Ереване, затем доставил в Гарни и Гегард, и, уже вечером, снова перенес в центр города.
    Во второй день мы проделали длинный путь к Татевскому монастырю, заезжая по пути в Хор Вирап, Арени и Нораванк. Погода в Армении меняется то и дело. Но постоянными нашими спутниками были товарищи Пасмурян и Туманян.
    Большинство экскурсий или таксистов предлагают туры в Татев с возвратом в тот же день, что, может быть, и правильно, ведь уже на завтра можно быстро добраться из столицы к озеру Севан, в Гюмри или Цахкадзор. Нам же принципиально было остаться в Татеве на ночь – и непременно в отеле Harsnadzor. Карен, забыв обо всем на свете, тоже решил бросить якорь здесь, поклявшись в следующие выходные привезти сюда всех ереванских друзей.
    Место удивительное: ухоженная территория с павлинами-фазанами и мини-фазендами – домиками в виде бочек на краю обрыва.
    Из окна вид на горы, облака, туманы, рассветы и закаты. Можно прогуляться пешком до «Чертова Моста» и окунуться в теплые источники, но лучше просто сидеть на лавочке, созерцая, всё понимая, но не в силах найти нужные слова, совсем как псы, снующие по территории парка.
    Скоро здесь будет не протолкнуться, Kinfolk устроит череду ужинов с ужимками и томными взглядами в меню, кто-то затеет кинопоказы под открытым небом или закатит фестиваль с приставкой «эко». Но пока здесь чудесно, и эхо, оставленное нами, до сих пор гуляет по горам в гордом одиночестве.
    В третий день мы посетили «Чертов Мост», упомянутый выше, для этого нам пришлось спуститься ниже по старой Татевской дороге. После был путь к озеру Севан, но не через Ереван, а через Ехегнадзор и Мартуни.
    В Мартуни у нас был запланирован футбол –  «Алашкерт» против «Бананца», однако, незадолго до вылета выяснилось, что «Алашкерт» свои домашние матчи проводит в Ереване. Так футбол отпал, а план остался. Через Селимский перевал с остановкой в Караван-Сарае 14 века, мы добрались до деревни Норатус, в которой находится потрясающее воображение кладбище хачкаров.
    «Хач» – крест. «Кар» – камень.
    Армения – страна хачкаров. На кладбище в Норатусе самый древний датирован 5 веком. Мы едем дальше: монастыри Айраванк и Севанаванк остались позади, и вот мы в Цахкадзоре – городке, который оживает только во время горнолыжного сезона. Здесь мы душевно прощаемся с Кареном и заселяемся в Дом Отдыха «Наири». И заселяемся так удачно, что оказываемся единственными жильцами на все 7 этажей огромной советской здравницы.
    Собственно, гостиница была выбрана в ностальгическом порыве только из-за этого советского душка, красных ковров, плакатов и прочего винтажного флера и вздора. Но ощущения непередаваемые: как будто оказался в вырезанной (точнее — вырубленной) сцене из «Сияния» Кубрика. Или у Соррентино в «Молодости», или у Андерсона в «Гранд Отеле». Или в «Волшебной горе» Томаса Манна. Кому как чудится.
    Четвертый день мы посвятили области Лори и ее монастырям: Кобайр, Одзун, Ахпат, Санаин, оставив Ахталу на последние часы перед отъездом в Грузию. Где-то здесь в 1829 году бродил Пушкин и наткнулся на повозку. В повозке лежал Грибоедов, убитый в Тегеране.
    Чтобы успеть объять необъятное, мы обращались к лихим гонщикам – Серджику, Симону, и еще нескольким безымянным, меняли железных коней и мчались дальше, в сторону Тбилиси. На границе с Грузией нам попалась машина с номером «777777» — круг замкнулся, счастливее не бывает.
    В этой стране все было ладно и складно – Ереван рифмовался с Севаном, храмы с драмами, мы жадно впитывали цвета Параджанова, настырно вглядывались в монастырские камни, фрески 13 века, руины, пересекли страну серпантином, зигзагом, непослушной лентой или диковинной буквой армянского алфавита. Похожей на эту ?. Мы выскочили из Армении на севере, там, где, кажется, больше всего веры, в изумлении напоследок выдохнув: Ах-пат и Ах-тала…
    Найти билет и улететь в Армению
    Тот самый отель около Татева. Тот самый пансионат «Наири».
    Читать: Андрей Битов «Уроки Армении»
    Живите дружно. Если не получается, и из дома выгнали, то забронировать номер любого уровня всегда можно на HotelsCombined.com. Ну или на Букинге, чего уж там.
    Застраховаться, кстати, тоже поможем: Cherehapa.
    Традиционный подвал/подпол/чулан, в который никто никогда не спускается. 
    Хотите получать информацию об акциях первым? Подпишитесь на нашу группу Вконтакте, на наш Facebook, оповещения в Telegram или twitter. Информация об акциях появляется в них одновременно с публикацией на сайте 🙂
    Еще больше акций можно найти на сайте vandrouki.by, если Вы из Украины — Вам наверняка будет интересен сайт vandrouki.com.ua.
    Приятных путешествий!

  2. Если  спросят  меня  горжусь  ли  я  тем  ,  что армянка?
    Я  даже не задумываясь отвечу: « Конечно  горжусь!»
    Как  можно  этим  не  гордиться?
    Я родилась  и выросла в  России ,  но  каждой  клеточкой своего тела  ощущаю  себя  армянкой.
    К  сожалению, я знаю случаи  ,   когда наши  соотечественники  изменяют свои  армянские  фамилии  на другие , чтобы  на их  жизненном  и  карьерном   пути не  было  никаких  преград.
    Честно  говоря, я не понимаю этих людей, скажу  больше  — не  уважаю. Как  можно  только  по этой  причине  изменить свою  фамилию?
    Фамилию мы получаем  от  родителей  ,  а они  в свою  очередь от своих  родителей. Это цепь  родственных связей, которая тянется  из глубины веков  и оборвав эту  цепь, ты  просто теряешь  свою сущность, своё  «Я», перестаёшь быть  самим собой.
    Это  волшебное  слово «Айастан»- Армения, как много  в этом слове.
    Когда  , я говорю  Армения, перед моим взором сразу  встают  заснеженные  вершины  библейского Арарата, усыпанное  тысячами  ярких звёзд небо, отливающее нежной голубизной  изумрудное озеро Севан,  виноградную  лозу ,увешанную  спелыми ягодами, которые  вобрали  в себя всю теплоту горячего  солнца, тысячи церквей  и древних  памятников и застенчивые улыбки красивых армянских девушек.
    Как можно не любить эту прекрасную  страну?   Это невозможно.
    Так  получилось,  что  я  до  четырнадцати лет  ни разу  не была  в  Армении  .Я  любила  её  наверное  крепче ,чем  тот, кто находится  в её объятиях  каждую  минуту,  всегда…
    В  прошлом году  , когда  я впервые  побывала на  моей  исторической  Родине, душа  моя ликовала, на тот  момент я была самым  счастливым  человеком  на земле.
    Неземная  красота  и величие  непокорных  вершин самой  значимой  горы  для человечества  ,сопровождали  меня повсюду.  Я не  могла  насмотреться  на них.
    Повсюду я слышала  красивую ,словно нежная мелодия ,звучащая  из уст  мамы,  армянскую  речь.
    Я  каждую  минуту  ощущала  чувство  гордости  за то, что я частичка этого древнего и мудрого  народа. Я шла  по улице и мне   хотелось говорить  всем  прохожим  , что я наконец-то здесь, наконец-то  с вами, мои родные .Как же  я люблю  Вас!!!
    Это  просто  чудо, что  я  родилась  армянкой . Кажется,  что я хотела  этого даже  до  дня своего  рождения, ещё в  утробе  матери.   Наверное  потому, что моя  мама на  каком-то энергетическом уровне  передала  мне  свою  любовь  к  родине, к  моим дорогим  армянам.
    Как  можно не  гордиться  таким маленьким и гордым  народом, который  дал  миру  так  много великих  людей.
    Яркие и манящие  картины Сарьяна , неземная  музыка  Хачатурьяна ,звуки плачущего и тоскующего  дудука   Гаспаряна , грустные и завораживающие  песни  Азнавура  и , как  протест  всему  плохому  на земле  «девятый вал» Айвазовского.   Как можно не гордиться этим ???
    Армения-мать  щедра на таланты. Эту великую землю терзали  и  оскверняли , грабили и сжигали ,но она собиралась с силами и рождала миру всё новых и новых гениев, в очередной раз  доказывая миру, что «добро побеждает  зло».
    Об Армении и об  армянах я могу рассказывать до бесконечности, потому что это моя кровь, моя судьба, моя Родина, моя мечта и  наконец —  моя мать. Что может быть роднее и  дороже  матери, только  Родина – мать.
    Я хочу  обратиться ко всем юношам и девушкам, живущим  вдали от родины, не бросайте её ради  денег и славы, оставайтесь  верны ей, навещайте её хотя бы изредка, ведь она очень любит всех  нас и ждёт своих дочерей и сыновей  каждую  минуту, как  нежная  и любящая  мать .
    Кто после этого осмелиться задать  мне  этот  странный  вопрос: «Ты гордишься тем, что армянка?»   Другого  ответа  не  должно  и  не  может  быть .
    Я  отвечу  во  всеуслышанье:
    «КОНЕЧНО   ГОРЖУСЬ»!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    Манасян  Рузанна (15 лет)      г.Белореченск , [email protected]
    МСЦ г.Белореченска, клуб  национаьных культур Кубани
    «Народы  Кубани» (изучение армянского  языка)
    Преподаватель :  Манасян  С. Л.

  3. Родина – самое дорогое в жизни каждого человека. Армения – родина миллионов. Тоска по ней особенно глубока, когда ты проживаешь на чужбине. Мы опросили наших соотечественников, живущих за пределами Армении и узнали, что для них значит Родина и с чем она ассоциируется.
    Армения – это ты…
    Айк Хачатрян, Бостон

    Армения начинается с тебя, а ты ее будущее. Я считаю, каждый армянин должен знать хотя бы малую часть об истоках своей родины, не забывать родной язык, интересоваться культурой и традицией, заложенной в нас родителями, а в них, нашими дедушками и бабушками. Как бы ты себя не повел в обществе, ты являешься представителем своей нации, лицом своей семьи и тебя запомнят так, как ты себя поведешь в данном обществе. Поэтому очень часто, когда окружающие пытаются чем-то задеть, нужно всегда оставаться достойным человеком. Никогда не стоит опускаться до оскорблений и унижений, ведь дух, который в нас до сих пор живет, принадлежит Айку – великому прародителю армянского народа , в честь которого, кстати, меня назвали.
    А где-то горы горы, а за ними ними Армения моя…
    Арминэ Саакян, Москва

    В Армению я часто приезжаю к родным и близким. Они проживают в Горисе, а там так красиво: каждый храм, хачкар, родник обладают уникальным строением и резьбой. Цветы на полях и лугах пахнут жизнью… Особенно меня поражают наши горы, такие могучие и бесконечные. Мы часто взбираемся с друзьями по горам и каждый раз я заново открываю в себе любовь к родине. Приезжая в Армению не могу вдоволь насладиться столь живописной природой, простым и душевным общением, чего так не хватает в Москве. Уезжая обратно, я начинаю скучать по каждому камню, цветку, горной воде, пению птиц и даже по зеленым ящеркам. Надеюсь, когда-нибудь все изменится к лучшему и я вернусь туда, где родилась.
    Армения – это любовь к семье
    Вардуи Эльчян, Лос-Анджелес

    Армения у меня ассоциируется с семьей, сидящей за большим праздничным столом. Там и свежевыпеченный лаваш, толма, хашлама, «огород» из свежих овощей и зелени, тан, гата и еще много разных вкусностей , приготовленных сестрой и мамой. Я считаю, что семья прежде всего начинается с женщины, с матери – хранительницы семейного очага. Она всегда относится к семье с особой преданностью, любовью и заботой. Комок любви и заботы, заложенный в ней природы, она передает это чувство своим детям, внукам, родным и близким. Это и послужило поводом вырастить нацию с добрым сердцем. Армянские семьи всегда славились своими прочными узами брака , и сегодня, редко встретишь случаи разводов. Армянская семья – это вся Армения, пример достоинства, чести, добродушия и гостеприимства.
    Если верим, значит существуем…
    Левон Ерицян, Харьков

    В Армении вопрос веры всегда стоял на первом месте. В далекие времена, армяне сначала яростно защищали языческие храмы, а приняв христианство – церкви от разрушений. В нынешнее время, каждый армянин, где бы он не находился, является христианином и обязательно крещен в Армянской Апостольской церкви, (лично я был крещен в Эчмиадзине). Во имя веры, армяне всегда отдавали жизни, чтобы нынешнее поколение жило спокойно, под чистым и голубым небом. Я думаю, если мы верим, значит существуем. А все остальное в нас не сломить.
    Абрикосы, дудук и армянская душа…
    Виген Арутюнов, Самара

    Я всегда считал Армению родиной абрикосов. Это самые вкусные, сочные и сладкие фрукты, которые ни с чем не сравнить. Еще несколько тысяч лет назад армянские купцы массово вывозили и распространяли их на Западе и в странах Ближнего Востока. Так фрукт получил латинское название Prunus armeniaca, с арамейского Hazzura armenaja, с арабского Тuffah al-armani, что дословно означает «армянское яблоко». Однако такого вкуса, цвета и размера, который обрел сладкий фрукт на родине, жители тех стран так и не получили. Я думаю, все дело в земле, на которой он растет . Она пропитана болью и горькими воспоминаниями. Возможно поэтому , именно из абрикосового дерева изготавливают музыкальный инструмент – дудук, так красиво передающий душу армянского народа.
    Автор: Лилит Мкртчян
    Источник: http://barev.today/news/armenia5

  4. Это мой первый и мне, как кажется, последний пост. Уж очень мне хотелось
    написать про свою родину – Армению.
    Живу сейчас я в Москве , но безмерно скучаю по родному городу – Еревану
    ( столица Армении).
    Получилось так , что 3 года назад приехала на месяц погостить к брату ,
    но, повстречав здесь своего мужа, осталась надолго ( может и навсегда).
    Скажу честно, после Еревана , Москва кажется ужасно серым, слишком
    многолюдным ( понаехали:)) и очень суетливым город. Тот, кто рос в
    маленьких городах , меня поймёт. Погода , пробки и метро меня просто
    бесили. Рвалась назад. Но через 4-5 месяцев привыкла ко всему, ну кроме
    зимы, которая длится шесть месяцев. Сейчас и метро радует после пробок,
    и пробки иногда радуют после метро. И сейчас , по истечении трёх лет, могу
    сказать честно – вряд ли смогу жить на родине. Привыкла к суете.
    Ну это предисловие , а сейчас про Армению.
    Итак начну свой рассказ
    Про религию
    Храм Григора Лусаворича
    Все религии я уважаю, считаю что в любой религии есть своя истина и
    философия жизни. Но иногда удивляет меня тот факт, что многие считают
    армян мусульманами. Хочу сказать что Армения первая страна в мире ,
    которая приняла христианство как государственную религию. Произошло это
    301 году. Очень много у нас храмов , сохранился и языческий храм –
    Гарни.
    Кстати, в Храме Христа Спасителя стоит армянский Хачкар (
    камень-крест) из Эчмиадзина.
    Хачкар
    Наши церковные праздники почти ,что все
    совпадают, С разницей в день-два.
    Про природу и погоду
    Природа очень красивая. Горная и вся зелёная. Погода вообще считаю
    лучшей в мире. Все четыре время года присутствуют. Лето шикарное –
    всегда солнце, к вечеру лёгкий ветерок. Осень начинается с октября и
    длится до декабря. Сказочно красивое осень в Армении. Утопает в золоте.
    Зима бывает и холодной и теплой. В среднем примерно -8 -10. Но зима
    солнечная , а не серая и кончается уже в конце февраля. В начале марта
    все уже одеты в пальто лёгкие и куртки весенние. Едят мороженое и
    радуются весне. С мая начинается лето. И так каждый год. Погода не
    дождливая. Сухая.
    Про Образование и про студентов
    Ереванский Государственный Университет
    Как и везде так и в Армении есть платное образование и бесплатное.
    Примерно 1 из 20 студентов учится бесплатно. Зависит от того, сколько
    будущий студент набрал баллов при поступлении. Самыми престижными
    альманахами считаются факультеты романо-германский, юридический,
    востоковедческий при ереванском государственном университете, ну и
    конечно, мединститут и институт международных отношений.
    В моё время (училась на востоковедческом с 1995 по 1999) , если честно,
    то девушки поступали в университет в основном для того,чтобы завести
    новые знакомства, себя показать. Мало кто потом работал. Ещё до
    окончании вуза выходили замуж , рожали детей и про специальность
    забывали навсегда. Сейчас всё по-другому. Во-первых плата очень высока
    – от 2000 до 3000 долларов в год, при средней зарплате 200 долларов в
    месяц. Ну и жизнь изменилась – хорошие специалисты более менее могут
    пристроится на работу. Но если хочешь зарабатывать побольше, то одного
    диплома мало – надо поступать ещё и в американский университет – где
    все предметы преподают на английском.
    Никогда не встретишь студентов сидящих на газоне,как во многих странах.
    В основном студенты одеваются как работники офиса – в джинсах и в
    кедах мало кого встретишь.
    Про питание и кухню
    Отсюда я всегда везу туда шоколад – особенно Красный октябрь. Там все
    продукты питания намного дороже, чем здесь в Москве – кофе, чай,
    масло, крупы, десерт.Но фрукты , овощи , мясо и молочные продукты
    высочайшего качество- но не дешевле , чем здесь. Особенно фрукты очень
    сладкие – абрикосы, черешня, персики . Зелень пахнет так , как никогда
    здесь не пахнет.
    Армянская кухня очень жирная и сочная – известные блюда долма из
    листьев винограда – кишмиша, хашлама, кюфта и хаш зимой. Хаш это не просто
    блюдо , а целое церемония – зимой , в мороз, рано утром, с лавашом и с
    водкой.
    кюфта
    Готовят хозяйки дома очень много и очень вкусно. Принято есть дома.
    Гости могут зайти просто так. И будет некрасиво, если не накроешь стол
    на ужин. Ещё люблю бастурму. Кто не знаком с армянской кухней ,тот меня
    вряд ли поймет. Очень сильно отличается от русской кухни. Мало
    морепродуктов – в основном форель из Севана, раки и сиг. Радует то, что
    всё свежее , а раки вообще объедение.
    А из напиток – коньяк и вино,Недорого всё , но очень вкусное.
    летнее кафе
    летнее кафе
    Рестораны и кафе вообще очень красивые и достаточно доступные. А начиная с
    апреля месяца по октябрь открываются летние кафе.
    Про шопинг.
    торговый центр Ташир
    Очень много маленьких магазинов с брендовыми товарами, но
    цены намного выше , чем даже в Москве. Мало больших торговых центров.
    Они есть , но не сравнить с Мегой. туристу здесь покупать одежду
    неумно. Покупают в основном сувениры.
    Про язык
    алфавит
    У нас свой алфавит – не на основе латинского. Трудно обучаемый. есть
    буквы , которые русские не могут произносить. Ударение ставится в
    основном на последнем слоге слова.
    Про медицину
    Я и в Москве лежала в больнице, и в Ереване – разница огромная. Во
    первых, нет часов посещений – когда хотят , тогда и приходят
    посетители. Во – вторых ,за малые деньги в Ереване можешь получить
    шикарный сервис. В основном никто не питается больничной едой-
    приносят родные. Про врачей могу сказать , что как и в любом городе,
    есть и хорошие, и плохие. Как таковой, понятие как медицинское
    страхование нету. Стало плохо – вызываешь скорую – тебя отвозят в
    больницу. Из документов нужен только паспорт. Там уже выбираешь – в
    платную палату или в обычную. Все операции платные для всех, кроме
    инвалидов, пенсионеров и малоимущих ( должны предоставить специальный
    документ).
    Про армянских мужчин
    В основном все армянские мужчины очень галантны по отношению к женщине.
    Всегда и везде вас пропустят , при этом сделав комплимент. Даже
    переходя улицу часто и не смотришь на светофор- остановят машину, чтоб
    пропустить женщину. Редко пьют, по праздникам, работящие и, в то же
    время, не терпят дома матриархат. Последнее слово всегда за ними.
    Считают , что лучше женщине не работать. Более менее обеспечат,
    пускают на работу скрипя сердцем. Сыновей любят по- особенному, а
    девочек держат в строгости, хотя балуют очень. Уверяю ,мужья отличные.
    Для них семья и родители святое. Хотя и любят погулять на стороне, но
    жена никогда даже и не догадается.
    Про женщин
    Очень ухоженные. Такие услуги как парикмахерская или маникюр стоят
    очень дёшево. Потому, почти все, раз или два раза в неделю ходят в
    салоны. Всегда при параде. Никуда не спешат. Не суетятся. Очень мало
    карьеристок. В основном верные жёны и отличные домохозяйки. А как мамы
    вообще отдельная история – просто фанатичные. Иногда слишком. Очень
    сложно отпускают от себя сыновей и дочерей.
    Про особенности армянской жизни
    Мы , армяне, очень щепетильны. Хочется всем,и мне в том числе, сказать
    – живите попроще.
    Сыновья после женитьбы живут в основном со своими родителями.Такое
    понятие как гражданский брак вообще отсутствует. Ни одна девушка не
    будет жить со своим молодым человеком , пока не поженятся. И хочу
    сказать , для нас важнее не загс , а венчание. Без регистрации брака
    могут жить вместе , но без венчании – никогда. Всегда шикарно празднуют
    свадьбы. Первого ребёнка называют по имени свёкра. Или свекрови , если
    девочка. Никогда не назовут так, как зовут тёщу.
    Все ходят друг друга в гости как предупредив, так и просто так.
    Обувь никогда не снимают. В квартирах курят. Собак или кошек в
    квартирах не держат. Только если свой собственный дом есть. Очень много
    собственных особняков в самом городе, скажем прямо в центре. Цены на
    жилплощадь по сравнению с московскими на порядок ниже, но очень дорогие
    по сравнению с доходами населения.
    По всему городу есть такси – сервисы.
    Ровно через 5 минут после телефонного заказа, машина стоит у дома.Прокатиться по всему городу будет стоить примерно 150 рублей. Маршрутка стоит примерно 9 рублей. Каждый район имеет свой сервис, а то и несколько. Все машины со счётчиками. Никто не останавливает на улице
    машину.
    Воду пьем прямо из-под крана. Вода очень вкусная – никак не
    сравнить с бутылочной. А ещё на каждой улице и в каждом дворе есть
    родники. Вот такие. Вода из них вообще особенная.
    Про знаменитых армян
    Арам Хачатурян, Шарль Азнавур, Армен Джигарханян, Мартирос Сарьян, Ованес
    Айвазовский, Владимир Енгибаров ( Енгибарян), Шер, Керк Кркоян, Андре
    Агасси, Стас Намин, Ирина Аллегрова, Вячеслав Добрынини и т. д. Если не
    ошибаюсь Лавров и Примаков тоже наполовину армяне.
    P.S.Надеюсь , хотя бы на тройку написала. За ошибки заранее извиняюсь.

  5. 5
    Текст добавил: Добавляйтесь

    В дни летних каникул школьников, по привычке, каждый раз перелистываю тетради моих учеников. Строки сочинения, написанного в тот день семиклассниками, близки мне по духу. Одна из учениц чуть неуверенно вручила мне тетрадь. Увлекшись чтением, не заметила, как а лице моем появилась улыбка восхищения, потом передалась и ей. И поскольку остальные школьники все еще молча писали, мы обе без слов поняли друг друга.
    «Я люблю тебя, дорогая моя страна Армения, люблю всем сердцем и душой… Удивились, что я, будучи дочерью Арцаха, Родиной назвала Армению? Возможно, десятилетия назад это казалось невозможным,  запрещено было даже говорить об этом, но теперь это реальность, за которую благодарны нашим дедам и отцам. И я хочу крикнуть так, чтобы услышал весь мир: Я люблю тебя, дорогая моя страна Армения. Люблю твой голубой Севан, потемневших под солнцем сельчан, все-все. Чувствую тебя матерью, за руку которой я крепко держусь и горжусь, что являюсь дочери страны-победителя» (Карине Петросян).
    Близкие мне по духу строки были и у некоторых других учеников: «Каменная и сказочная страна  моя Армения. Я рад, что ты есть, что я армянин и живу в Арцахе. Только его нужно защищать курепкими руками, чтобы армянин жил мирно. (Арутюн Арутюнян).
    «Ни в каком другом месте я не могу жить, мое сердце – продолжение этой страны. Рад, что родился на этой Библейской земле и горжусь, что являюсь наследником моей Матери-Армении» (Арег Степанян).
     
    «Я люблю тебя, моя Армения. Каждый армянин, живущий на чужбине, должен знать, что ты армянский дом армян, их прошлое и будущее, Мать-Армения» (Анна Карапетян).
    «Жди, Армения, в твои объятия еще придут многие странники-армяне, должны сплотиться с нами, помочь строить твой завтрашний день. Жди Армения, я твоя гражданка завтрашнего дня, продолжательница правого дела наших предков и каждый мой сверстник уверенно и гордо может сказать: «Я твой сын, Мать-Армения» (Анна Автандилян)
    Не отрицаю, что были и откровенно слабые работы, но читая приведенные выше, испытала чувство гордости, что в сочинениях была вся Армения, горсточка Родины.
     
    Наташа ПОГОСЯН
    Заслуженный педагог Арцаха, преподаватель армянского языка Мартакертской средней школы им. Владимира Балаяна

  6. Мой родной город. Я родилась в России, говорю на русском языке, но очень люблю свою историческую родину Армению и город моих предков – Ереван.С огромным удовольствием читаю книги об истории Армении и Еревана. Горжусь тем, что эти места с древних времен заселяли сильные и мужественные люди.Армения, как известно, была первым государством, принявшим христианство в 301 году. Люди во всех армянских городах чтят свои традиции и религию. Как много крови пролили жители любимого мною города в борьбе за свою свободу и независимость! Известны легенды о том, что во времена геноцида женщины, чтобы не попасть в руки к представителям иной религии, сбрасывались из окон каменной крепости. Они умирали с достоинством, сохранив любовь к своей вере и Родине. Я преклоняюсь перед мужеством этих женщин.Этим летом, путешествуя по Армении, мне удалось посетить множество храмов и церквей Еревана. Это непередаваемые ощущения! Не раз, отдыхая в европейских странах, я посещала их достопримечательности. Но с гордостью могу сказать, что вы нигде и никогда не встретите таких великолепных памятников древнего и современного искусства, как в столице Армении. Несомненно, армянская земля- земля великих архитекторов. Самое большое впечатление произвел на меня монастырь Хор Вирап, находящийся практически у подножия Арарата- горы, к которой в ветхозаветные времена причалил Ноев ковчег. Мне удалось спуститься в темницу монастыря, в которой страдал сам Святой Григорий Просвятитель – просветитель Армении и первый Католикос всех армян, святой Армянской Апостольской Церкви, а также Русской Православной. Несомненно, это место силы!Я горжусь тем, что многие люди, родившиеся в этом небольшом уголке мира, сумели прославить свою Родину. Агасси Андре – американский теннисист, бывшая первая ракетка мира, победитель 8 турниров Большого Шлема; Арам Хачатурян– советский композитор, дирижёр, один из крупнейших деятель музыки ХХ века; Акопян Арутюн Амаякович — советский артист эстрады, фокусник-манипулятор, народный артист СССР; Арутюнов Армаис— американский ученный-изобретатель, в начале XX века усовершенствовал насос для добычи нефти; Багян Джеймс — астронавт, удостоен многих почетных званий и наград за выдающийся вклад в развитие аэрокосмической медицины; Айвазовский Иван Константинович— всемирно известный художник-маринист – эти и многие другие люди сумели стать гордостью всего мира! ” Трижды будь прославлена, земля армянская, колыбель талантов, колыбель великих свершений!” – делится с нами Рокуэлл Кент.Ереван- город приветливых и добрых людей. Великолепно построенные дома, красиво украшенные клумбы, работы современных скульпторов всего мира, украшающие центральную площадь – всё это создаёт особую, мирную атмосферу. Архитектура Еревана искусно совмещает в себе современный и древний стили. Здесь каждый найдет то, что ищет.Несмотря на то что я родилась в России, не забываю о том, что я армянка. Я уважаю и люблю город моих предков Ереван.

  7. Содержание
    История Армении
    Историческая справка
    Тяжёлые лёгкие камни
    Культура Армении
    Культура Армении
    Система образования в Армении
    Литература

    История АрменииАрмения тысячелетиями былазажата между крупными воюющими государствами, а порой Армения страдала и отвнутренних врагов, и не обходилось без жертв. Люди Армении спасались бегством,уходя со своей земли — вместе с изменением границ страны или по прихотизаморских завоевателей. Национальные границы, исторические и современные,являются спорными в понимании представителей многих народов. Очевидно одно: перешеекмежду Черным и Каспийским морями всегда был точкой схода конкурирующих религий,этнического давления, лакомым кусочком для завоевателей, где армии разныхдержав побеждали и терпели сокрушительные поражения.
    Армения — это древнейшеегосударство. Впервые название страны Армения встречается в клинописяхперсидского царя Дария I, правившего в 522-486гг. до н.э. Армины, называемые уГеродота арменами, были, как полагает одна из гипотез современной науки,индоевропейским народом, переселившемся на свою родину из Европы через МалуюАзию. Примерно в XII веке до н.э. индоевропейские предки современных армян,вместе с родственными им франко-фригийскими племенами, переселились из Фракии вМалую Азию и около шестисот лет жили здесь рядом с хеттскими народами. Затемони двинулись на восток и утвердились в западных и юго-западных областяхАрмянского нагорья.
    Про Армению Великую вЭнциклопедии Кирилла и Мефодия сказано: АРМЕНИЯ ВЕЛИКАЯ, древнее государствоармян (6 в. до н.э. — 387). Столицы — Армавир, Арташат. Сатрапия Ахеменидов; вконце 4-3 вв. до н.э. самостоятельное царство; на рубеже 3-2 вв. под властьюСелевкидов; с 189 до н.э. независимое государство. Расцвет — 1 в. до н.э. (царьТигран II). Вела борьбу с Римом, Ираном, позднее с Византией. В 387 разделенамежду Персией и Византией. АРМЕНИЯ МАЛАЯ — историческая область в верховьяхреки Ефрат. Входила в Хеттское государство, затем в Древнюю Персию, в 322-конец2 века до н.э. — самостоятельное царство (столица Ани-Камах). Население — предкиармян. В конце 2 века до н.э. владение понтийского государства, позднее — Римскаяимперия. В конце 1 века до н.э. присоединилась к Армении Великой.
    Первыми государствами, в составкоторых входили территории нынешней Армении, были Урарту (во времени правлениякороля Аргишти был построен защищенный поселок Ереван), Персия эпохиАхеменидов, империи Александра Македонского и Селевкидов, Древний Рим иВизантия. Персы вторглись на эти земли примерно в 428 году н.э., а когда онипредприняли попытку насадить зороастризм (451 год), то вызвали столь бурноевозмущение в армянском обществе, что это привело к восстанию, принесшемуармянам значительную политическую и религиозную свободу.
    В VII веке в Армению вторглисьарабы-мусульмане, а местный князь Ашот Багратуни, прозванный Еркат (Железный),завоевал верховную власть в стране и изгнал непрошенных гостей. В XI в. Византиявновь распространила свое военное влияние на этот регион, но едва пыльулеглась, как произошло вторжение турок. До конца XII в. в эти места такжевторгались египетские Мамлюки и европейские крестоносцы (которым не довелосьзахватить страну, но они привнесли некоторые западные новшества и оставили вязыке французские слова). Персы и турки из Оттоманской империи стали следующимизахватчиками Кавказского региона, а туркам даже удалось удерживать большуючасть Армении на протяжении 400 лет.
    С XVIII в. армяне, проживавшие вразных странах мира, агитировали за проведение реформ в стране, а также заполитическое и культурное самоопределение народа. Армянская литература,искусство, религия и образование пережили взлет, когда страна находилась поддавлением турецкого ига, а затем была под защитой Российской империи. Этопривело к формированию армянских политических движений. В начале XIX в. Россияполучила контроль над Ереваном и территорией, находящейся в границахсовременной Турции, что вылилось в Русско-турецкую войну в 70-х гг. XIX в. Значительнаячасть проживавших в Турции армян была истреблена. На волне зарождавшегосянационального движения в 90-х гг. XIX в. были «вырезаны» сотни тысячармян. По иронии судьбы революция 1905 г. в России, а особенно младотюркскаяреволюция 1908 г., подарила армянам надежду на построение государства в рамкахграниц своей родины. Однако все надежды перечеркнуло вступление Османской иРоссийской империй в первую Мировую войну.
    Притеснения и истребление,которым подвергались армяне в Турции, в 1915 году вылилось в геноцид. Руководителидвижения младотюрков полагали, что армяне, будучи христианами, во время войнывстанут на сторону России, поэтому сочли необходимым уничтожить и депортировать(в лучшем случае) армян, убив в общей сложности от 1 до 2 млн. человек. Армянеговорят, что такое поведение турок вызвано расизмом и религиозной ненавистью.
    В 1916 году Россия захватилаТурецкую Армению, но революция 1917 года сделала Закавказье отдельнымнезависимым государством, период независимости продлился один месяц и четыредня. Далее Закавказская Федеративная республика разделилась на три части: Армению,Азербайджан и Грузию. Турция немедленно вступила в игру, отхватив добрый кусокАрмении, но Советская Россия вернула себе часть Армении в 1921 году. Советскиеруководители, намудрив с армяно-азербайджанскими границами, посеяли зернабудущего недовольства. На протяжении 70 лет удавалось держать обстановку подконтролем, но с началом реформ в 1985 году джин был выпущен из бутылки.
    В декабре 1988 года насеверо-западе Армении произошло чудовищное землетрясение, унесшее жизни почти25 тыс. человек, оставив более полумиллиона человек без крова. Кроме того,стихия уничтожила около 10% промышленных мощностей страны и столько же жилья. Темвременем население Нагорного Карабаха — христианского армянского анклава натерритории мусульманского Азербайджана — в ходе проведенного референдумапроголосовало за присоединение к Армении, протестуя против того, чтовосьмидесятипроцентное «меньшинство» армян из числа граждан Карабахаподвергаются репрессиям со стороны властей Азербайджана. Кроме того, в регионеимеются огромные запасы нефти, оцениваемые в миллиарды долларов США, и именноэти нефтеносные провинции советские власти решили отдать под юрисдикциюАзербайджана с его и так сомнительной картографией.
    Напряженность вскоре вылиласькровавые беспорядки в городе Сумгаит, развязанные азербайджанскиминационалистами. Ими было уничтожено очень много армян. Сотни тысяч армян иазербайджанцев кинулись к «своим», внезапно оказавшись на вражескойстороне границы между республиками. Между внутренними войсками соседнихреспублик развернулись настоящие боевые действия, пламя резни перекинулось наБаку, столицу Азербайджана, а процесс развала Советского Союза только осложнялобстановку. Наконец советские войска, вернув утраченные позиции в Баку,восстановили видимость порядка. В 1990 году на выборах в Азербайджане у властивновь оказались коммунисты, в Армении же у руля впервые стал армянскийнационалист Левон Тер-Петросян, которому удалось навести порядок в республике.
    В 1991 году, когда сталоочевидно, что у СССР нет будущего, народ Армении проголосовал за полнуюнезависимость своей страны. До 1993 года армянские войска контролировали около1/5 территории Азербайджана, включая большую часть Нагорного Карабаха. В 1994году воюющие стороны подписали соглашение о прекращении огня и с тех порпридерживаются оговоренных условий. Военная кампания потребовала большихресурсных затрат от молодой республики, а Иран и Турция, граничащие с Армениейстраны, ввели экономическую блокаду. Большая часть исторически армянскихземель, колыбель армянского народа, включая гору Арарат, теперь находится натерритории Турции, но Армения не устает заявлять о своих претензиях. Армянскийпоэт написал: «Стремление к Арарату восхищает больше, чем его достижение».Нагорно-Карабахская Автономная Республика номинально все еще является частьюАзербайджана, но все ее азербайджанские границы блокированы армянскими войсками.Это еще больше обострило экономическую ситуацию, а конфликт в Грузии и вовселишил Армению наземных транспортных путей. В марте 1998 года президентскиевыборы в Армении выиграл, набрав 59% голосов, Роберт Кочарян.
    Историческая справкаВ IX в. до н.э. на территориисовременной Армении образовалось рабовладельческое государство Урарту. Здесьимелась своя письменность, в основу которой была положена ассирийская клинопись.Натиск скифов привел в VI в. до н.э. к падению Урарту.
    В III в. до н.э. складываетсягосударство Великая Армения, наибольшего могущества оно достигает при Тигране I(95-56 до н. э) окончательно объединившем все армянские земли и присоединившемк своему государству территории Сирии и Месопотамии.
    Во второй половине III в. н.э. Арменияпопала под влияние Ирана.
    В 301 г. Армения становитсяхристианским государством. В 387 г. Армения была разделена между Византией иИраном.
    В середине XI в. на территориюАрмении вторглись турки-сельджуки. К 1065 г. они завоевывают всю страну,жестоко истребляя население.
    Многочисленные княжеские роды неоставляли попыток объединения, и в XII в. под властью Рубенидов сложилосьКиликийское армянское царство. Наивысшего расцвета оно достигло при Левоне II (1187-1219).
    В 1375 г. страну захватилимамлюки. В конце XIV в. Армения была сильно разорена войсками Тохтамыша, азатем Тимура. В это время поднялось значение области Арарат и города Ереванакак центра страны, чему способствовало также перенесение в 1441 г. престолакатоликоса всех армян в Эчмиадзин (около Еревана).
    В 1801 — 1828 гг. всеразрозненные части Армении вошли в состав Российской империи. Однако поАндрианопольскому мирному договору (1829) большая часть этих территорий отошлаТурции.
    В период Первой мировой войнытурецкое правительство, проводившее политику геноцида по отношению к армянам,специальным распоряжением приказало местным властям осуществить массовоеистребление армянского населения. Более полутора миллионов армян былоуничтожено, около 600 тысяч угнано в степи Месопотамии, 300 тысяч нашлиприбежище в России. 29 ноября 1920 г. Армения была провозглашена АрмянскойСоветской Социалистической Республикой. В 1922 г. она вошла в состав ЗСФСР, а в1936 г. — в состав СССР. Независимость была объявлена 23 сентября 1991 г.
    Первые политические образованиявозникли на территории Армянского нагорья уже во второй половине II тысячелетиядо н.э. Одно из них — государство Урарту (по-древнееврейски «страна Арарат»)- в IX в. до н.э. объединило вокруг себя разноплемённые княжества. Люди в этихкняжествах говорили на разных языках, но находились в составе единогогосударства, которое несколько веков было одним из самых сильных в ПереднейАзии, они обрели культурную и экономическую общность. Урарту пересталосуществовать в VI в. до н.э. — его завоевало другое государство Передней Азии — Мидия. Но на бывшей территории Урарту к тому времени уже сложилась единаядревнеармянская народность.
    Название «Армения» известнос VI в. до н.э., но его происхождение неясно. В армянских преданиях говорится ородоначальнике всех армян по имени Хайк, поэтому армяне сами себя называют«хай» (или «хайк»), а свою страну — «Хайястан». Название«Армения» связывают с именем потомка Хайка — Арама, который совершилмножество воинских подвигов и расширил границы Армении.
    Более 2 тыс. лет армянский народсохранял свою государственность, хотя Армения попадала в зависимость от Римскойимперии, затем Парфии, Ирана, Византии, Арабского халифата. Армянское государствобыло уничтожено лишь в 1375 г. Начиная с этого времени, более 450 лет армянежили под властью турок и персов, пока в 1828 г. Восточная Армения не сталачастью Российской империи (тогда как Западная Армения осталась в составе Турции).Своё государство армяне по-настоящему возродили только в 1991 г., после распадаСССР. Однако современная Армения занимает лишь небольшую северо-восточную частьАрмянского нагорья. Исторический центр бывшего армянского государства — окрестностизнаменитой горы Арарат (5165 м) и озера Ван находятся на территории Турции.
    «Скорбные песнопения»
    В поэме «Книга скорбныхпеснопений» средневековый армянский поэт и монах Григор Нарекаци (951 — 1003)описал страдания и горести, выпавшие на долю армянского народа, который векамиугнетали чужеземные завоеватели. Спасаясь от гибели, многие армяне покинулиродную страну и рассеялись по всему миру.
    Но самая чёрная страница вистории армянского народа — массовый террор по отношению к армянам в ВосточнойТурции в 1915-1916 гг. Тогда 1,5 млн армян были убиты, а около 600 тыс. высланыв пустынные районы Сирии и Месопотамии, где большинство из них погибло. Сотнитысяч армян были вынуждены бежать из страны. В их числе и 300 тыс. беженцев,нашедших приют и защиту в Российской империи.
    Однако и позднее, уже всоветское время, часть армянского народа оказалась в центре межнациональногоконфликта. При проведении границ между республиками СССР в 20-х гг. XX в. армяне,жившие в области Нагорный Карабах, стали гражданами соседней советскойреспублики — Азербайджана. На территории самой Армении также оказался район, вкотором жили в основном азербайджанцы; его выделили в Нахичеванскую автономнуюреспублику. Начиная с 1988 г. в этих местах стали разгоратьсяармяно-азербайджанские конфликты. В 1992 — 1994 гг., уже после распада СССР,здесь шла настоящая война между Арменией и Азербайджаном. После этих событийграницы государств не изменились, однако почти все армяне, жившие вАзербайджане (кроме Нагорного Карабаха), были вынуждены бежать в Армению. Всвою очередь почти все азербайджанцы покинули Армению. В итоге Армения сталаещё более мононациональной страной: армяне составляют свыше 93% её населения. Встране живут также русские, курды, грузины и ассирийцы.
    Тяжёлые лёгкие камни Эривань — старое (до 1936 г) названиестолицы Армении города Еревана (около 1,3 млн жителей). Ереван расположен вобширной межгорной котловине, недалеко от границы с Турцией. Это один издревнейших городов мира: он был основан в 782 г. до н.э. как крепость Эребуни.
    Ереван сохранил черты восточногогорода — маленькие духаны (кавказские подобия русских трактиров или европейскихкафе) в подвалах невысоких домов, смешение языков и культур на шумных улочках — чем так восхищался Осип Мандельштам:
    Ах, Эриванъ, Эриванъ! Иль птицатебя рисовала, Или раскрашивал лев, как дитя, из цветного пенала? Ах, Эриванъ,Эриванъ! Не город — орешек калёный, Улиц твоих большеротых кривые люблювавилоны.
    Но центр современного Еревана — этоширокие площади и проспекты, величественный памятник Давиду Сасунскому — легендарномугерою армянского эпоса. Многие здания в Ереване и в других городах Армениипостроены из туфа — красивого и лёгкого камня разных цветов: бледно-розового,кирпично-красного, чёрного.

    Культура АрменииКультура Армении во многомуникальна. Прежде всего, она гораздо больше чем сама нация, культура доминируетнадо всеми другими особенностями армянской этнической самобытности.
    Во-вторых, она оченьразнообразна. В течение больше чем 2 000-летней истории Армения подвергаласьстоль многочисленным изменениям в своем размере и политическом статусе, чтооказала влияние многие другие культуры, попав, в тоже время, под влияниемдругих. Множество войн и другие бедствия в древности и в наше время раздробилистрану на части, оставив глубокий отпечаток в её культуре. Но трагическоеразделение имело и некоторые положительные последствия, например,постсредневековая армянская литература имеет две различных традиции, Западный иВосточный армянский языки, которые будучи частью первоначального литературногонаследия, имеют собственные отличные друг от друга лингвистические истилистические свойства.
    Другие важные особенностиармянской культуры — ее постоянство и долговечность. Всю свою историю, Армениясопротивлялась вторжению и ассимиляции, что проявлялось через ее искусство, какодно из самых ярких проявлений его идентичности.
    И, наконец, когда мы говорим,например, армянское искусство, мы обычно не подразумеваем искусство из Армении,чаще обращаем Ваше внимание на искусство армян, которые несмотря на то, чторассеянны во всему миру упрямо держатся друг друга, своих традиций, культурногонаследия, родного языка.
    Армяне любят свою культуру,понимая ее важность для выживания маленькой нации. Не раз в длинной и трагическойистории, во время очередного вражеского вторжения, армяне оставлялисобственность и жертвовали своими жизнями, спасая библиотеки и церкви. Армяне,возможно, проиграли несколько войн в прошлом, но все еще говорят на том жесамом языке, на котором наши предки говорили тысячи лет назад, и мы можемпроследить четкий путь нашего наследия задолго до рождения многих цивилизаций.
    Культура АрменииС 7 в. н.э. Армения былафорпостом христианства в окружавшем ее мусульманском мире. В армянской (монофизитской)церкви сохранялись традиции восточного христианства, противостоявшего как егозападной, так и восточной ветвям, от которых она была изолирована. После утратыАрменией независимости (1375) именно церковь содействовала выживанию армянскогонарода. Начиная с 17 в. устанавливаются контакты с Италией, затем с Францией инесколько позднее с Россией, через которую также проникали западные идеи. Например,известный армянский писатель и общественный деятель Микаэл Налбандян былсоратником таких российских «западников», как Герцен и Огарев. Позднеезавязались культурные связи Армении с США.
    Образование. Проводникаминародного просвещения до середины 19 в. оставались христианские монастыри. Крометого, развитию культуры в значительной степени способствовало созданиеармянских школ в Османской империи армянскими католическими монахами из орденамхитаристов (учрежденного в начале 18 в. в Константинополе Мхитаром Себастацидля сохранения памятников древней армянской письменности), а также деятельностьамериканских миссионеров-конгрегационалистов в 1830-е годы. Организацииармянских школ в местах компактного проживания армян помогали армянская церковьи просвещенные армяне, получившие образование в университетах Западной Европы иСША. Большую роль в культурной жизни армян Российской империи сыграли армянскиешколы, основанные в 1820- 1830-е годы в Ереване, Эчмиадзине, Тифлисе иАлександрополе (совр. Гюмри).
    Многие представители армянскогонарода в 19-20 вв. получали образование в России, особенно после создания в1815 Иоакимом Лазаряном в Москве армянского училища, преобразованного в 1827 вЛазаревский институт восточных языков. Из его стен вышли многие армянскиепоэты, писатели, государственные деятели, в том числе граф М. Лорис-Меликов,проявивший себя на театре военных действий на Кавказе (1877-1878) и как министрвнутренних дел России (1880-1881). Знаменитый художник-маринист И.К. Айвазовскийполучил образование в Петербургской академии художеств.
    Система образования в АрменииСистема образования в Армениибыла создана в годы советской власти по образцу российской. С 1998 происходитее реформирование в соответствии с программой Всемирного банка, на реализациюкоторой выделено 15 млн. долл. Пересматриваются программы школьного обучения,печатаются сотни новых учебников. В Армении функционируют неполные средниешколы, полные средние школы, гимназии, лицеи и высшие учебные заведения (колледжи,университеты и институты), в том числе 18 государственных вузов и 7 колледжей,в которых обучаются 26 тыс. студентов, и 40 негосударственных вузов с 14 тыс. студентов.До 70% учащихся средних специальных учебных заведений получают образование накоммерческой основе. Большинство вузов находится в Ереване. Наиболеепрестижными вузами являются Ереванский государственный университет (основан в1920), Государственный инженерный университет Армении, Ереванскийгосударственный народно-хозяйственный институт, Армянская сельскохозяйственнаяакадемия, Ереванский государственный лингвистический институт им. В.Я. Брюсова,Ереванский государственный медицинский университет, Армянский государственныйпедагогический университет, Ереванский государственный архитектурныйуниверситет, Ереванский государственный университет архитектуры и строительства,Ереванский государственный институт театрального искусства и кинематографии,Ереванская государственная художественная академия, Ереванская государственнаяконсерватория. Высшие учебные заведения, в том числе филиалы некоторыхереванских университетов и институтов, имеются в таких городах, как Гюмри,Ванадзор, Дилижан, Иджеван, Горис, Капан, Гавар. В 1991 при поддержкеКалифорнийского университета в Ереване был основан Американский университетАрмении. В 1999 в Ереване был открыт Российско-Армянский (Славянский) университет,в котором обучаются ок.800 студентов, преимущественно армяне (90%).
    Ведущий научный центр — основанная в 1943 Академия наук Армении с несколькими десяткаминаучно-исследовательских институтов. Мировой известностью пользуется Бюраканскаяастрофизическая обсерватория (основана в 1946). В 1990 на территории Армениифункционировало более 100 научно-исследовательских институтов (включаяакадемические и другой ведомственной принадлежности). За период с 1990 по 1995число научных работников сократилось почти в 4 раза (с 20 тыс. до 5,5 тыс). Внастоящее время государство финансирует только приоритетные научные направления.
    Литература и искусство. Наиболееранние дошедшие до нас литературные памятники на армянском языке относятся к 5-6вв. Прежде всего, это исторические произведения Мовсеса Хоренаци (ИсторияАрмении), Корюна (Жития Маштоца), а также переводы на армянский языкбогословских книг. В раннем Средневековье (11 в) творил Григор Магистр (Пахлавуни),автор трактата Письма, в котором поднимаются философские, политические,богословские и научные вопросы. Кроме того, известны его переводы на армянскийязык диалогов Платона Тимей и Федон и Геометрии Евклида.
    До нас дошли имена авторовисторических сочинений — Ованеса (Иоаннеса) Драсханакертци (История Армении иХронологии армянских католикосов, конец 9 — начало 10 в), Товма Арцруни (960-1030),Стефаноса Орбельяна (13 в.) и др. Национальный эпос Сасунци Давид (ДавидСасунский), в котором отображена борьба армянского народа за освобождение,складывался на протяжении 7-10 вв. Образцы наиболее ранней лирической,нравоучительной и философской армянской поэзии мы находим в творчестве ГригораНарекаци (951-1003), Нерсеса Шнорали (Нерсес IV Благодатный, 1112-1173),Ованеса Тлкуранци (14-15 вв.), Фрика (13-14 вв.) и др. В 12-13 вв. творилитакие армянские баснописцы, как Мхитар Гош и Вартан Айгекци.
    Театральное искусство Арменииимеет очень древние корни. Известно, что армянский царь Тигран II Великий (1 в.до н.э.) построил в столице Тигранакерте амфитеатр (сохранились развалины), гдеприглашенные им греческие артисты ставили греческие трагедии и комедии. Посвидетельству Плутарха, армянский царь Артавазд II сочинял трагедии, которыеставились в Арташате — второй столице Армении (1 в. н. э). Там показывали такжеВакханок Эврипида.
    В средневековой Арменииразвивалась архитектура, существовала церковная музыка. Книги частоиллюстрировались миниатюрами, имеющими самостоятельную художественную ценность.
    В 19 в. культура Арменииразвивались под влиянием русской и западноевропейской литературы и искусства. Кэтому времени относятся исторические повествования Гевонда Алишана, романыХачатура Абовяна, Раффи, Мурацана (Григор Тер-Ованесян), Александра Ширванзаде,поэмы и стихотворения Петроса Дуряна, Сиаманто (Атом Ярджанян), ДаниелаВаружана, Ваана Терьяна, Ованеса Туманяна, драмы (Габриэла Сундукяна,Александра Ширванзаде, Акопа Пароняна). Армянские композиторы и фольклористы (Комитаси Григор Суни) собирали народные песни и использовали их для концертныхвыступлений. Наиболее известны такие армянские композиторы, как Тигран Чухаджян(1837-1898, автор первых армянских опер, оперетт, симфонических и камерныхпроизведений), Александр Спендиаров (Спендиарян, 1871-1928) и Армен Тигранян (1879-1950).
    В Армении творили такиепоэты, как Ваан Миракян, Аветик Исаакян, Егише Чаренц и Наири Зарьян. Популярнамузыка армянских композиторов Арама Хачатуряна, Микаэла Таривердиева и АрноБабаджаняна. Среди армянских живописцев выделяются Вардгес Суреньянц, МартиросСарьян и Акоп Коджоян.
    В Ереване в 1921 был открытТеатр им.Г. Сундукяна — крупнейший в Армении драматический театр. На его сценеставятся произведения как западных классиков, так и известных армянскихдраматургов — Сундукяна, Ширванзаде и Пароняна. В 1933 был открыт Ереванскийтеатр оперы и балета, на сцене которого выступали прославленные армянские певцыПавел Лисициан, Зара Долуханова, Гоар Гаспарян.

    Литература1.        http://www.krugosvet.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *