В произведении «Горе от ума» огромную роль играет эпизод, в котором описан бал у Фамусова в доме. На протяжении всей комедии идет противостояние между одним Чацким и всем фамусовским обществом. Апогея данный спор достигает во время бала. На балу присутствовали представители высшего общества. Все они приверженцы старого устоя жизни и консерваторы. Они не стремятся к новому. Единственное, что интересно этому обществу это получение чина и деньги.
На бал одними из первых пришли Платон и Наталья Горичи. Это семейная пара, в которой жена проявляет чрезмерную заботу к своему мужу и относится к нему будто к маленькому ребенку. Затем приехала семья Тугоуховских со своими дочерями. В этом семействе супруга мечтает быстрее выдать свих дочерей удачно замуж. Но, молодые княжны Тугоуховские не сильно сообразительные и не имеют своего мнения.
Мать этой семьи сразу же заприметила Чацкого. Она рассматривала его как перспективного жениха для своей дочери. Женщина сразу же отправила своего мужа, знакомится с Чацким. Но, когда она узнала, что парень не богат и не имеет звания, у нее сразу же пропал к нему интерес.
На балу присутствовал Антон Антоныч Загорецкий, его в обществе не сильно любили и за его спиной плохо о нем отзывались. С ним общаются потому, что он может достать все, что угодно. Загорецкий старался обратить на себя внимание Софьи.
Огромным авторитетом в обществе пользуется Хлестова. С ней Фамусов всегда советуется и ценит ее мнение.
На балу Чацкий чувствует себя не в своей тарелке. Ему одиноко. Ему не интересно это общество. Чацкому с ними не о чем разговаривать, он язвит и шутит над всеми пороками фамусовского общества. Парень обладает особенным складом ума, у него особое мышление. Все гости высмеивают его за его ум.
На балу София распространила слух о том, что Чацкий сошел с ума. Все гости с удовольствием стали обсуждать эту новость. Представители фамусовского общества решили, что причина сумасшествия Чацкого скрывается в его алкоголизме и плохой генетике. Так же весь коллектив решил, что образование не приносит пользы, а только вредит человеку. В их понимании Чацкий был наглядным примером.
Центральной фигурой комедии выступает Чацкий – молодой дворянин, вернувшийся из-за границы с твёрдым намерением жениться на Софье Фамусовой. К своему удивлению, он узнает, что за время его отсутствия Софья влюбилась в другого. Молчалин – новый жених девушки – поражает Чацкого своей никчемностью, а Софья – своим выбором. Возмущение Чацкого достигает своей кульминации на балу в доме Фамусова.
На бал съезжаются друзья Фамусовых. Все они, как и хозяева дома, являются полной противоположностью Чацкого. Складывается впечатление, что единственное, чего они бояться – это молва («грех не беда, молва нехороша»). Всех здесь судят по размеру их состояния, а вовсе не по уму и благородству. Чацкий осуждает «фамусовский» уклад жизни. На балу он успевает насолить всем. Наталья Дмитриевна Горич, намеренная похвастать на балу новым туалетом и новым супругом, опасается, что Чацкий своей болтовнёй разрушит любовно созданный ею образ мужа. Хрюмину Чацкий задел тем, что назвал её «подражательницей модисткам». Хлестову оскорбил смех молодого человека. Всё недовольство гостей на балу удивительным образом вылилось в слух о сумасшествии Чацкого. Случайно обронённая фраза Софьи об этом моментально расходится среди так называемых аристократов и Чацкий, подавленный и возмущённый всем происходящим, принимает решение покинуть Москву. В то время, как гости «старательно кружатся в вальсе», Чацкий бесконечно одинок и раздавлен. Он ощущает себя ненужным и лишним на этом «празднике жизни». Хотя по сумме положительных человеческих качеств заслуживает наиболее счастливой жизни.
К большому сожалению, «Горе от ума» по сей день не утратила своей актуальности. За счёт своего афористического слога комедия уже давно разошлась на цитаты, которые мы часто слышим и сегодня.
Первыми на бал заходят супруги Горочи, Наталья и Платон. Главной в этой семье является жена, а муж для нее как маленький ребенок. Но до свадьбы Платон был совершенно другим, Чацкий знал его и сейчас находится в сильном удивление.
Затем появляется семья подобная первой, где правит матриархат, жена стоит во главе семейства. Она мечтает выдать своих дочерей замуж, они же в свою очередь глупы по детски, без собственного мнения. В Чайком княгиня видит потенциального жениха для своих дочерей и отправляет мужа познакомиться с ним. Но как только она узнает, что Чацкий не имеет высокого чина и вовсе не богат, то ее мнение про него сразу же меняется и она отзывает мужа обратно. Следом мы наблюдаем ещё одного персонажа Антона Антоновича Загорецкого. Мнения о нем ходят не очень лестные. Говорят, что она мастер услужить. Этот герой пытается завоевать внимание Софьи. Он сообщает Софьи, что достал билеты и говорит, что это было сложно. Тетка Софьи пользуется большим успехом. Она заслужила уважение Фамусова. Фамусов представляет Скалозуба, как будущего мужа для Софьи.
Чацкий не разделяет интересов людей, присутствующих на этом балу, он чувствует себя одиноким. Все что он делает это посмеивается над недостатками этих людей.
Общество, в котором сейчас находится Чацкий, сразу же узнает слух о том, что он не в себе и сошёл с ума. С помощью собственной фантазии и мышления они приходят к выводу о том, что Чацкий стал такими от пьянства и унаследовал это у предков. И конечно виной всему образование, которое они так яростно отрицают, именно оно нанесло вред психическому здоровью Чацкого.
Так же автор добавляет некоторых персонажей в свое произведение, для взаимодействия с Чацким, он изображает их с разных сторон. Софья, под влиянием фамусовского общества, говорит Чацкому, что считает его сумасшедшим.
Чем важен этот эпизод? Именно из-за всего происходящего на балу Чацкий вскоре уезжает из Москвы.
Бал в доме Фамусова является важной частью всего произведения, кульминацией общественного и развитием любовного. В сцене бала выражена основная идея произведения: противостояний представителей устаревших и передовых взглядов.
Чацкого не было в Москве три года, он не сообщал о себе никаких известий, и неожиданно появился в доме Фамусов, но его там ни кто не ждет.
Гостями Фамусова являются типичные представители дворянской Москвы, которых волнуют только чины, поиски выгодных женихов.
На балу Чацкий встречает своего друга Платона Михайловича и удивляется переменам, произошедшим с ним. В семье Горичей главенство принадлежит Наталье Дмитриевне.
Затем появляется чета Тугоуховских с шестью дочерьми, на балах они ищут себе женихов, а узнав, что Чацкий не богат и не знатен теряют к нему интерес. В беседе с графиней – внучкой Хрюминой Чацкий высмеивает «подражательницам модисткам», его возмущает, что в Росси манеры, наряды, культура заимствовали из-за границы. Загорецкого в обществе не любят, называют его мошенником, плутом, лжецом.
У Чацкого и гостей Фамусова совершенно разные интересы, нет ничего общего, что предвещает конфликт между ними. Чацкий высмеивает образ жизни чиновничий Москвы, шутит, язвит. Он думает, что на его честность ему ответят откровенно.
Слух о сумасшествии Чацкого рождается случайно из уст Софьи и быстро разноситься по цепочке и к концу вечера никто не сомневается, что это правда.
В распространении этой сплетни показан механизм формирования общественного мнения.
В причинах сумасшествия названа наследственность, пьянство, просвещение: « И в правду с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев».
Гости Фамусова, еще не зная Чацкого, невзлюбили его. Они считают себя умными, образованными, высшим светом, а Чацкий посмеялся над ними.
Обществу проще показать, что Чацкий сумасшедший, чем признать его правоту.
Чацкий остался один, общество отвернулось от него, даже друг Репетилов поддался уговорам: «Да как Вы можно ль против всех! Да почему Вы? Стыд и смех!».
В сцене бала происходит окончательный разрыв Чацкого с Фамусовским общества. После бала Чацкий решает выяснить истинное отношение Софии к нему, так происходит и развязка любого конфликта.
Сочинение Бал в доме Фамусова 9 класс
План
1. Общая характеристика
2.Галерея бездушных образов
3.Сумасшествие главного героя
4.Вывод
Бал в доме Фамусова – кульминация всей комедии «Горе от ума». Это не случайно. В то время балы являлись наиболее важными общественными мероприятиями, на которых решались многие серьезные вопросы и судьбы людей. На бал собирались все сливки общества, имевшие самый большой авторитет. От их суждений зависело очень много. Но главное значение бала заключалось в том, что утвержденное на нем мнение становилось своеобразным неписаным законом для всего общества. Объявление Чацкого сумасшедшим становится неоспоримым фактом, который уже никто не посмеет подвергнуть сомнению. Фактически на бале в доме Фамусова была окончательно подорвана репутация Чацкого в высшем свете.
На бал собираются лучшие представители московского общества. По крайней мере, такая о них идет слава. Но в описании поведения и разговоров каждого нового гостя видна огромная духовная пустота и глупость. Чацкий с сожалением видит, что его давний приятель Горич совершенно опустился и пресмыкается перед своей молодой женой.
Физический недуг супругов Тугоуховских символизирует собой общественную глухоту к справедливым и честным мыслям. Их многочисленные дочери – абсолютно пустые и недалекие девушки, главное призвание которых – составить себе удачную партию.
Графини Хрюмины – пример крайнего проявления дворянского высокомерия. Они даже не замечают людей, которых считают ниже себя по происхождению. Все эти персонажи даже друг к другу не испытывают никаких положительных чувств. Все их похвалы являются грубой лестью и косвенным образом направлены только на самих себя. Показаться в свете в лучшем виде, посплетничать – вот их главная забота.
Слух о сумасшествии Чацкого осознанно пущен Софьей. Она прекрасно знает, что это ложь. Но, вырвавшись на свободу, эта нелепая сплетня начинает жить своей жизнью и становится главной темой вечера. Никаких сомнений нет в том, что уже на следующий день об этом будет трезвонить вся Москва. Каждый будет утверждать, что это – абсолютно достоверное сведение. Небольшой круг самодовольных и ограниченных лиц в непродолжительное время сумел навсегда опорочить репутацию Чацкого.
Таким образом, бал в доме Фамусова стал знаковым событием всей комедии, что было характерно для эпохи Грибоедова. Не реальные заслуги человека определяли его положение в обществе, а то мнение, которое составляли о нем на внешне безобидном развлекательном вечере. Причем вынесенное суждение было уже практически невозможно изменить в лучшую сторону. В то же время именно этот бал показал, насколько позиция и убеждения образованного и честного человека расходятся с мнением невежественного общества. В целом на вечере у Фамусова в полной мере проявился главный конфликт комедии.
Как писать сочинение
Вам предложена тема «Бал в доме Фамусова». С чего начать работу над ней?
Пожалуй, прежде всего предстоит определить, какой вопрос вы будете решать на материале третьего действия комедии «Горе от ума». Выбор этого основного вопроса очень важен. Вопрос должен быть емкий, проблемный. Подчинение всего материала решению этого вопроса придаст вашей работе цельность и сосредоточенность.
Что представляет собой барская Москва, каковы ее нравы? Почему Фамусов, несмотря на не прошедший еще траур, устраивает бал? Чем объяснить предательство .Софьи по отношению к Чацкому? Над чем мы смеемся в сцене бала и почему он все же грозен, как катастрофа? Эти и множество других вопросов возникают у нас,’ когда мы размышляем над третьим действием комедии. Но постараемся определить: на чем строит автор развитие действия? что самое существенное для комедии в происходящем на наших глазах собрании московских бар?
В сцене бала конфликт Чацкого с фамусовской Москвой становится очевидным и неизбежным. И острее всего этот конфликт выражен в слухе о «сумасшествии» Чацкого. Как рождается этот слух, почему он распространяется так быстро, кто в этом заинтересован? Именно эти вопросы оказываются центральными при разборе третьего действия.
И еще одно обстоятельство, которое мы должны обдумать, прежде чем приступать к детальной разработке темы. Каково самое общее решение основного вопроса сочинения для нас, каким светом мы озарим все происходящее? В сущности, это вопрос об эпиграфе — о концентрированном и образном решении темы сочинения в первых строчках, открывающих его. Что для нас здесь важнее: комический или трагедийный план темы? Если главное внимание автор сочинения сосредоточит на сатирической характеристике гостей Фамусова, то эпиграф должен сразу заявить об этом. И тогда можно взять, например, строки из пятой главы «Евгения Онегина» (мы еще не изучали творчество Пушкина, но его роман в стихах «Евгений Онегин» вы, конечно, прочитали):
Соседи съехались в возках,
В кибитках, бричках и в санях.
В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шарканье гостей…
Еще острее, непримиримее строки из седьмой главы «Евгения Онегина»; эти строки способны передать общий портрет гостей Фамусова и отношение к ним Чацкого:
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор,
Всё в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки…
Но если мы пишем сочинение о драматическом поединке Чацкого с фамусовской Москвой, лучше взять строки из восьмой главы «Евгения Онегина», где Пушкин защищает своего «странного спутника», героя романа:
Зачем же так неблагосклонно
Вы отзываетесь о нем?
За то ль, что мы неугомонно
Хлопочем, судим обо всем,
Что пылких душ неосторожность
Самолюбивую ничтожность
Иль оскорбляет, иль смешит.
Что ум, любя простор, теснит,
Что слишком часто разговоры
Принять мы рады за дела,
Что глупость ветрена и зла,
Что важным людям важны вздоры
И что посредственность одна
Нам по плечу и не странна?
Итак, в эпиграфе найден ключ к теме сочинения: конфликт Чацкого с фамусовской Москвой, его резкое обнаружение, его неизбежность и его причины.
В сцене бала конфликт достигает наибольшей остроты, но рождается он раньше, заметен уже в первых двух действиях комедии. И потому сочинение мы можем начать с выяснения непримиримости Чацкого к устоям фамусовского дома. Таким образом, мы начинаем думать о плане нашего сочинения. Первый пункт этого плана, если следовать мысли, которая сейчас возникла у нас, может быть такой: «Почему Чацкий — нежеланный гость в доме Фамусовых?»
Третье действие комедии открывается двумя диалогами, по остроте и напряженности похожими на поединки. Разговор Чацкого с Софьей и встреча с Молчалиным предваряют картину званого вечера в доме Фамусовых не случайно. В этих двух диалогах — предчувствие полного разрыва с фамусовской Москвой. Оба собеседника Чацкого (и Софья и Молчалин) уходят от разговора с ним, прячутся в холодном отчуждении. И только «раз в жизни притворившись», спрятав свое истинное лицо, Чацкий добивается от них «истины два слова».
Озаглавив основную часть сочинения словами Чацкого «Мильон терзаний» (их-то и взял для названия своей статьи Гончаров), первыми пунктами плана этой части мы делаем следующие:
1. «Кто разгадает вас?»
2. «С такими мыслями, с такой душою — любим!»
Далее нам предстоит заняться самой сценой званого вечера. Наверное, мы попытаемся представить себе, как выглядит каждый из гостей, зачем каждый из них приехал на вечер к Фамусовым, чем занят и озабочен. Но не менее важно обдумать, что объединяет их всех, почему уже при первой, мимолетной встрече с каждым Чацкий успевает их раздражить, чем он восстанавливает всех против себя. Уяснив это, посмотрим, как разрастается снежный ‘ ком сплетен, как и почему гости поверили слуху, как они боятся призрака, созданного их собственной клеветой, как объясняют себе причины «сумасшествия» Чацкого.
И, наконец, нам надо услышать тоскующий и возмущенный голос героя в его монологе, завершающем действие.
Чем же закончить сочинение? Как ввести конкретный разбор сцены из грибоедовской комедии в план общих размышлений о жизни? Может быть, стоит подумать над тем, кто же оказывается победителем в этом поединке искреннего и возвышенного героя с ничтожной толпой хорошо обеспеченных бездельников? Может быть, стоит подумать о предшественниках и наследниках Чацкого в литературе?
Итак, вот наш план к сочинению «Бал в доме Фамусова»:
Почему Чацкий — нежеланный гость в доме Фамусова?
II. «Мильон терзаний…»
1. «Кто разгадает вас?»
2. «С такими чувствами, с такой душою — любим!»
3. «Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать!»
4. «И хо-ло-стой?» («Танцовщики ужасно редки стали!»)
5. «Завистлив, горд и зол!» («Сказала что-то я — он начал хохотать».)
6. «С ума сошел!»
7. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина…»
8. «Душа здесь у меня каким-то горем сжата…»
III. Поединок благородства и низости.
В нашем плане подпункты основной части озаглавлены репликами персонажей комедии. Это сообщает им выразительность, образность, многозначность. Но в то же время не всем с первого взгляда откроется в этих репликах логика, по которой строится сочинение. В целях большей четкости, прояснённости плана можно определить подпункты своими словами (однако при этом не будем надеяться на их полную однозначность с цитатами):
1. Попытка притвориться.
2. Молчалин, поучающий Чацкого.
3. Гости.
4. Выставка нарядов и поиски женихов, б. Дерзкий смех Чацкого.
6. Слух о сумасшествии.
7. Раздражение и страх гостей.
8. Одиночество.
Такой план выиграл в ясности, но потерял в яркости и многозначности. Однако и в том и в другом варианте план поможет вам «выстроить» сочинение, не потерять связующую нить размышлений над третьим действием комедии. Теперь можно писать…
После того как сочинения написаны, обменяйтесь ими с товарищами по классу и затем обсудите их. Чтобы прояснить круг требований к сочинению, сформулируем вопросы, которые помогут вам оценить работу товарища:
Соответствует ли эпиграф теме и содержанию сочинения? Соразмерны ли и как связаны вступление, основная часть и заключение? Доказательно ли развитие мысли? Как используется в сочинении текст произведения? Является ли сочинение размышлением над литературными фактами или лишь изложением их? Какова степень самостоятельности мыслей автора работы? Нет ли прямых заимствований из учебника, незакавыченных цитат из критических статей? Как проявился в сочинении автор работы (открываются ли в сочинении его вкусы, характер, симпатии и антипатии)? Что можно сказать об образности стиля сочинения? Есть ли в сочинении собственные элементы художественной речи? Как оформлено сочинение? (Красная строка при введении новой мысли, место эпиграфа, аккуратность, четкость почерка.)
При встрече с Платоном Михайловичем Чацкий не узнает старого друга, после помолвки с Натальей Дмитриевной он стал совсем не таким, каким был. За него на все вопросы Александра Андреевича отвечает жена, будто Платон Михайлович сам не может ответить, а она хочет казаться заботливой, но получается так, что муж у нее под каблуком:
Мой милый, застегнись скорей.
А совет Чацкого вовсе для нее бессмыслен, и она опять отвечает за мужа:
Платон Михайлыч город любит,
Москву; за что в глуши он дни свои погубит!
Чацкий интересен всем молодым дамам, даже княжна проявила любопытство и спросила о том, кто он и богат ли, но, услышав, что денег у него мало, «вычеркнула» его из списка кандидатов в мужья своим дочерям. Графиня-внучка, о которой княгиня сказала, что она целый век в девках, тоже проявила интерес к Чацкому, но он сам оттолкнул ее от себя тем, что назвал подражательницей модисткам.
Когда появилась Софья, ее окружили гости: Загорецкий подарил ей билет, который, по его словам, он доставал с большим трудом; графиня-внучка по-французски ее приветствовала; старуха Хлестова похвасталась арапкой. Софья невзначай признала Чацкого сумасшедшим, этот слух разлетелся со скоростью света каждому гостю, и все поверили. Каждый находил причину этой «болезни», одна версия невероятнее другой. Фамусов говорил, что это Чацкому передалось по наследству:
По матери пошел он, по Анне Алексеевне;
Покойница с ума сходила восемь раз.
Другие считали, что всему виной шампанское, которое он «тянул бочками сороковыми». Фамусов говорил:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Бездумных развелось людей, и дел, и мнений.
По его словам, всему виной ум и знания Чацкого, все соглашаются, говорят, что в России давно пора сжечь все книги, а учить, как сказал Скалозуб, «по-нашему: раз, два».
Вокруг Чацкого словно снежный ком нарастают конфликты. Гости уверены, что он сошел с ума. В сцене с Лизой и Молчалиным Софья узнает всю правду об Алексее Степановиче, но своим шумом они будят весь дом, прибегает Фамусов и упрекает свою дочь в том, что она ночью с человеком, которого недавно называла сумасшедшим, находится у комнаты Молчалина, а Чацкого обвиняет в легкомысленности и посылает его подальше от Москвы.
Чацкий является и победителем, и побежденным, потому что ему достается мильон терзаний, он теряет свою любовь, но зато он узнает все правду о жителях Москвы. Ему скучны местные балы, а где-то его ждут новые приключения, люди и новая любовь.
Чацкого не было в Москве три года, он не сообщал о себе никаких известий, и неожиданно появился в доме Фамусов, но его там ни кто не ждет. Гостями Фамусова являются типичные представители дворянской Москвы, которых волнуют только чины, поиски выгодных женихов.
На балу Чацкий встречает своего друга Платона Михайловича и удивляется переменам, произошедшим с ним. В семье Горичей главенство принадлежит Наталье Дмитриевне. Затем появляется чета Тугоуховских с шестью дочерьми, на балах они ищут себе женихов, а узнав, что Чацкий не богат и не знатен теряют к нему интерес. В беседе с графиней – внучкой Хрюминой Чацкий высмеивает «подражательницам модисткам», его возмущает, что в Росси манеры, наряды, культура заимствовали из-за границы. Загорецкого в обществе не любят, называют его мошенником, плутом, лжецом.
У Чацкого и гостей Фамусова совершенно разные интересы, нет ничего общего, что предвещает конфликт между ними. Чацкий высмеивает образ жизни чиновничий Москвы, шутит, язвит. Он думает, что на его честность ему ответят откровенно. Слух о сумасшествии Чацкого рождается случайно из уст Софьи и быстро разноситься по цепочке и к концу вечера никто не сомневается, что это правда. В распространении этой сплетни показан механизм формирования общественного мнения.
В причинах сумасшествия названа наследственность, пьянство, просвещение: « И в правду с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев». Гости Фамусова, еще не зная Чацкого, невзлюбили его. Они считают себя умными, образованными, высшим светом, а Чацкий посмеялся над ними. Обществу проще показать, что Чацкий сумасшедший, чем признать его правоту. Чацкий остался один, общество отвернулось от него, даже друг Репетилов поддался уговорам: «Да как Вы можноль против всех! Да почему Вы? Стыд и смех!». В сцене бала происходит окончательный разрыв Чацкого с Фамусовским общества. После бала Чацкий решает выяснить истинное отношение Софии к нему, так происходит и развязка любого конфликта.
Автор: Анна Кошечкина
Сочинение по комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
Комедия была написана в 1823 году, перед восстанием декабристов, когда идеи свободы будоражили умы передового дворянства. «Горе от ума» – острая сатира на быт и нравы помещичье-крепостнического общества. В ней автор показал столкновение двух общественных взглядов, где главный герой конфликтует с обществом.
Один из ярких эпизодов комедии – бал в доме московского туза, именитого дворянина Фамусова. Сюда съезжаются московские дворяне, которые ведут привольную барскую жизнь, проводят время на балах, вечерах, «обедах, ужинах и танцах». Здесь они сытно наедаются («ешь три часа, а в три дни не сварится»), сплетничают, демонстрируют наряды, ищут богатых женихов для дочерей, играют в карты.
Горич – бывший офицер, энергичный человек («лишь утро: ногу в стремя»), женился, стал жить в городе. Основным занятием его стала лень, езда по балам, скука, игра на флейте одного и того же «а-мольного» дуэта. Он говорит Чацкому: «От скуки будешь ты свистеть одно и то же». Здесь же на балу Антон Антоныч Загорецкий – «отъявленный мошенник, плут», всем может угодить: кому билет достанет, кому арапку подарит, и все его принимают у себя в доме. О нем старуха Хлёстова говорит: «Лгунишка он, картежник, вор». Сама Хлёстова обращается к Софье:
«От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку, –
Вели их накормить, ужо, дружочек мой,
От ужина сошли подачку».
Хлёстова приехала посплетничать.
Здесь же и Скалозуб – «золотой мешок и метит в генералы». Он, как и хозяин дома и все присутствующие, считает «вольность» и «ученость» главным бичом для общества:
«Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений».
Хозяин дома заявляет в беседе со Скалозубом:
«Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы, да сжечь».
Молчалин взят Фамусовым в услуженье из провинции. Это его родственник. Молчалин – хитрый, подлый, изворотливый человек:
«Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья, –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была».
Молчалин пришелся ко двору Фамусова.
Софья – истинная дочь своего отца. Низкопоклонство подчинило и ее. Она не любит Чацкого, он неприятен ей. Милее лесть подлого человека. А честные, яростные монологи Чацкого раздражают ее, и она объявляет бывшего товарища своего детства сумасшедшим.
Фамусовщина – устойчивый, определенный уклад жизни. Здесь боятся молвы («грех не беда, молва нехороша»):
«Ах, боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!»
В этом обществе человека ценят не по уму, а по богатству и происхождению. Репетилов откровенно признается, что он глуп, но общается с людьми, которые кажутся ему «умнейшими». Ум Фамусова изворотлив, лжив и хорошо служит ему для обогащения и обмана. Репетилов считает, что «умный человек не может быть не плутом».
Иногда устами ярких представителей крепостничества дается характеристика себе.
Например, графиня внучка:
«Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!
Какие-то уроды с того света,
И не с кем говорить, и не с кем танцевать!»
И среди этих людей Чацкий, который переживает:
«…Мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков».
Передовой человек того времени, Чацкий осуждает это общество, обличает его в своих монологах. Фамусовское общество яростно сопротивляется Чацкому, объявляет его сумасшедшим.
Рабской морали общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Чацкий одинок в этом обществе: «И в многолюдстве я потерян», – говорит он. То, на что он надеялся, когда вернулся в Москву, рухнуло. Ему встретились здесь:
«Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором:
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет».
Чацкий заявляет:
«…Пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!»
Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».
Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Фамусова. Он открыто выражает свои мысли, «служит делу, а не лицам». Фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. Таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. Молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. Загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора. Когда появляется старуха Хлёстова, Чацкий дерзко осмеивает Загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна.
Софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства Молчалину, а о Скалозубе говорит как о «герое не ее романа». Но Чацкий не верит девушке. Он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской Молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. Окружающим на балу начинает казаться, что, действительно, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу».
Главный герой все больше раздражает Софью своими резкими выпадами в сторону Молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии. Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: Чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. Слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к Чацкому и представить трудно. Кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник!
Когда гости объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал столь знаменательное открытие. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. Фамусов говорит об этот так:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем тогда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Старуха Хлестова тоже вставила свое веское слово не в пользу образования:
И впрямь с ума сойдешь от этих,
От одних, от пансионов, школ, лицеев…
На сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. Во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага.
В последнем монологе третьего действия Чацкий осуждает Москву и Петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду:
Москва и Петербург – во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье,
Во всех княжён вселять участье…
Но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. Они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. И снова гости Фамусова делятся своими мыслями. Они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин.
Этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. Мы узнали, что Чацкий не одинок в обществе Фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, «прошедший век», еще силен.
«Горе от ума» – одно из самых знаменитых произведений русского писателя А.С.Грибоедова. Персонажей комедии мы часто видим в окружающих нас людях, а знаменитые крылатые фразы нередко используем в повседневной жизни. В произведении просматривается два конфликта: любовный, между Софьей и Чацким, и общественный, между Чацким и Фамусовым, которые актуальны и в наше время. Центральной частью произведения является эпизод с балом в доме Фамусова, где происходит кульминация обоих конфликтов.
Первой Чацкий встречает Наталью Дмитриевну, супругу его давнего друга Платона Михайловича Горича. Александр дивится изменениям, которые произошли с Горичем после женитьбы: некогда военный человек безропотно слушает свою жену, а та чрезмерной заботой не дает ему вставить и слова, выставляя подкаблучником. Далее Чацкий попадает в поле зрение князя Тугоуховского с женою и шестью дочерьми, которые поначалу интересуются не женат ли Александр, но узнав о том, что он не богат, их интерес сразу же пропадает. Не прошли стороной и графиня Хрюмина с внучкой, которая отпускает в сторону Чацкого несколько ехидных замечаний и которую в конце ссоры он называет «подражательницей модисткам».
Казалось бы, появление Софьи должно было отвлечь внимание от Александра. Действительно, как только «Софья от себя выходит: все к ней на встречу». Но Чацкий в разговоре с Платоном продолжает с иронией удивляться фамусовскому обществу, саркастически усмехаясь и шутя над Антоном Антоновичем: «Не поздоровится от эдаких похвал, И Загорецкий сам не выдержал, пропал». Рассорившись со всеми гостями бала, Чацкий встречает родственного в своих стремлениях и идеях Репетилова, на деле оказавшегося пустым подражателем.
Московскому обществу, которому была присуща застойная и размеренная жизнь, отвергавшему стремление Чацкого к переменам, новизну его идей и взглядов, не трудно было поверить во внезапно возникнувший слух о безумии Александра. Это становится завершением общественного конфликта фамусовского общества и Чацкого, и тот, в пылу бросает:
Дряхлеющих над выдумками, вздором, –
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Любовный же конфликт Чацкого с Софьей приходит к кульминации после того, как Александр узнает правду о любви Софьи к Молчалину. Его сердце разбито, чувства растоптаны, а сам он унижен. В гневе покидая дом Фамусовых, Чацкий насмешливо и запальчиво выкрикивает:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
В произведении Грибоедова «Горе от ума» сталкиваются такие понятия как благородство и низость, честь и неверность, мнение общества и мнение «врага исканий». Автор раскрывает двуличность Молчалина, лицемерие Тугоуховских, вранье Загорецкого, обличая тем самым «прошедшего житья подлейшие черты» Московского общества.
Чацкого не было в Москве три года, он не сообщал о себе никаких известий, и неожиданно появился в доме Фамусов, но его там ни кто не ждет.
Гостями Фамусова являются типичные представители дворянской Москвы, которых волнуют только чины, поиски выгодных женихов.
На балу Чацкий встречает своего друга Платона Михайловича и удивляется переменам, произошедшим с ним. В семье Горичей главенство принадлежит Наталье Дмитриевне.
Затем появляется чета Тугоуховских с шестью дочерьми, на балах они ищут себе женихов, а узнав, что Чацкий не богат и не знатен теряют к нему интерес. В беседе с графиней – внучкой Хрюминой Чацкий высмеивает «подражательницам модисткам», его возмущает, что в Росси манеры, наряды, культура заимствовали из-за границы. Загорецкого в обществе не любят, называют его мошенником, плутом, лжецом.
У Чацкого и гостей Фамусова совершенно разные интересы, нет ничего общего, что предвещает конфликт между ними. Чацкий высмеивает образ жизни чиновничий Москвы, шутит, язвит. Он думает, что на его честность ему ответят откровенно.
Слух о сумасшествии Чацкого рождается случайно из уст Софьи и быстро разноситься по цепочке и к концу вечера никто не сомневается, что это правда.
В распространении этой сплетни показан механизм формирования общественного мнения.
В причинах сумасшествия названа наследственность, пьянство, просвещение: « И в правду с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев».
Гости Фамусова, еще не зная Чацкого, невзлюбили его. Они считают себя умными, образованными, высшим светом, а Чацкий посмеялся над ними.
Обществу проще показать, что Чацкий сумасшедший, чем признать его правоту.
Чацкий остался один, общество отвернулось от него, даже друг Репетилов поддался уговорам: «Да как Вы можноль против всех! Да почему Вы? Стыд и смех!».
В сцене бала происходит окончательный разрыв Чацкого с Фамусовским общества. После бала Чацкий решает выяснить истинное отношение Софии к нему, так происходит и развязка любого конфликта.
В произведении «Горе от ума» огромную роль играет эпизод, в котором описан бал у Фамусова в доме. На протяжении всей комедии идет противостояние между одним Чацким и всем фамусовским обществом. Апогея данный спор достигает во время бала. На балу присутствовали представители высшего общества. Все они приверженцы старого устоя жизни и консерваторы. Они не стремятся к новому. Единственное, что интересно этому обществу это получение чина и деньги.
На бал одними из первых пришли Платон и Наталья Горичи. Это семейная пара, в которой жена проявляет чрезмерную заботу к своему мужу и относится к нему будто к маленькому ребенку. Затем приехала семья Тугоуховских со своими дочерями. В этом семействе супруга мечтает быстрее выдать свих дочерей удачно замуж. Но, молодые княжны Тугоуховские не сильно сообразительные и не имеют своего мнения.
Мать этой семьи сразу же заприметила Чацкого. Она рассматривала его как перспективного жениха для своей дочери. Женщина сразу же отправила своего мужа, знакомится с Чацким. Но, когда она узнала, что парень не богат и не имеет звания, у нее сразу же пропал к нему интерес.
На балу присутствовал Антон Антоныч Загорецкий, его в обществе не сильно любили и за его спиной плохо о нем отзывались. С ним общаются потому, что он может достать все, что угодно. Загорецкий старался обратить на себя внимание Софьи.
Огромным авторитетом в обществе пользуется Хлестова. С ней Фамусов всегда советуется и ценит ее мнение.
На балу Чацкий чувствует себя не в своей тарелке. Ему одиноко. Ему не интересно это общество. Чацкому с ними не о чем разговаривать, он язвит и шутит над всеми пороками фамусовского общества. Парень обладает особенным складом ума, у него особое мышление. Все гости высмеивают его за его ум.
На балу София распространила слух о том, что Чацкий сошел с ума. Все гости с удовольствием стали обсуждать эту новость. Представители фамусовского общества решили, что причина сумасшествия Чацкого скрывается в его алкоголизме и плохой генетике. Так же весь коллектив решил, что образование не приносит пользы, а только вредит человеку. В их понимании Чацкий был наглядным примером.
Центральной фигурой комедии выступает Чацкий – молодой дворянин, вернувшийся из-за границы с твёрдым намерением жениться на Софье Фамусовой. К своему удивлению, он узнает, что за время его отсутствия Софья влюбилась в другого. Молчалин – новый жених девушки – поражает Чацкого своей никчемностью, а Софья – своим выбором. Возмущение Чацкого достигает своей кульминации на балу в доме Фамусова.
На бал съезжаются друзья Фамусовых. Все они, как и хозяева дома, являются полной противоположностью Чацкого. Складывается впечатление, что единственное, чего они бояться – это молва («грех не беда, молва нехороша»). Всех здесь судят по размеру их состояния, а вовсе не по уму и благородству. Чацкий осуждает «фамусовский» уклад жизни. На балу он успевает насолить всем. Наталья Дмитриевна Горич, намеренная похвастать на балу новым туалетом и новым супругом, опасается, что Чацкий своей болтовнёй разрушит любовно созданный ею образ мужа. Хрюмину Чацкий задел тем, что назвал её «подражательницей модисткам». Хлестову оскорбил смех молодого человека. Всё недовольство гостей на балу удивительным образом вылилось в слух о сумасшествии Чацкого. Случайно обронённая фраза Софьи об этом моментально расходится среди так называемых аристократов и Чацкий, подавленный и возмущённый всем происходящим, принимает решение покинуть Москву. В то время, как гости «старательно кружатся в вальсе», Чацкий бесконечно одинок и раздавлен. Он ощущает себя ненужным и лишним на этом «празднике жизни». Хотя по сумме положительных человеческих качеств заслуживает наиболее счастливой жизни.
К большому сожалению, «Горе от ума» по сей день не утратила своей актуальности. За счёт своего афористического слога комедия уже давно разошлась на цитаты, которые мы часто слышим и сегодня.
Первыми на бал заходят супруги Горочи, Наталья и Платон. Главной в этой семье является жена, а муж для нее как маленький ребенок. Но до свадьбы Платон был совершенно другим, Чацкий знал его и сейчас находится в сильном удивление.
Затем появляется семья подобная первой, где правит матриархат, жена стоит во главе семейства. Она мечтает выдать своих дочерей замуж, они же в свою очередь глупы по детски, без собственного мнения. В Чайком княгиня видит потенциального жениха для своих дочерей и отправляет мужа познакомиться с ним. Но как только она узнает, что Чацкий не имеет высокого чина и вовсе не богат, то ее мнение про него сразу же меняется и она отзывает мужа обратно. Следом мы наблюдаем ещё одного персонажа Антона Антоновича Загорецкого. Мнения о нем ходят не очень лестные. Говорят, что она мастер услужить. Этот герой пытается завоевать внимание Софьи. Он сообщает Софьи, что достал билеты и говорит, что это было сложно. Тетка Софьи пользуется большим успехом. Она заслужила уважение Фамусова. Фамусов представляет Скалозуба, как будущего мужа для Софьи.
Чацкий не разделяет интересов людей, присутствующих на этом балу, он чувствует себя одиноким. Все что он делает это посмеивается над недостатками этих людей.
Общество, в котором сейчас находится Чацкий, сразу же узнает слух о том, что он не в себе и сошёл с ума. С помощью собственной фантазии и мышления они приходят к выводу о том, что Чацкий стал такими от пьянства и унаследовал это у предков. И конечно виной всему образование, которое они так яростно отрицают, именно оно нанесло вред психическому здоровью Чацкого.
Так же автор добавляет некоторых персонажей в свое произведение, для взаимодействия с Чацким, он изображает их с разных сторон. Софья, под влиянием фамусовского общества, говорит Чацкому, что считает его сумасшедшим.
Чем важен этот эпизод? Именно из-за всего происходящего на балу Чацкий вскоре уезжает из Москвы.
Бал в доме Фамусова является важной частью всего произведения, кульминацией общественного и развитием любовного. В сцене бала выражена основная идея произведения: противостояний представителей устаревших и передовых взглядов.
Чацкого не было в Москве три года, он не сообщал о себе никаких известий, и неожиданно появился в доме Фамусов, но его там ни кто не ждет.
Гостями Фамусова являются типичные представители дворянской Москвы, которых волнуют только чины, поиски выгодных женихов.
На балу Чацкий встречает своего друга Платона Михайловича и удивляется переменам, произошедшим с ним. В семье Горичей главенство принадлежит Наталье Дмитриевне.
Затем появляется чета Тугоуховских с шестью дочерьми, на балах они ищут себе женихов, а узнав, что Чацкий не богат и не знатен теряют к нему интерес. В беседе с графиней – внучкой Хрюминой Чацкий высмеивает «подражательницам модисткам», его возмущает, что в Росси манеры, наряды, культура заимствовали из-за границы. Загорецкого в обществе не любят, называют его мошенником, плутом, лжецом.
У Чацкого и гостей Фамусова совершенно разные интересы, нет ничего общего, что предвещает конфликт между ними. Чацкий высмеивает образ жизни чиновничий Москвы, шутит, язвит. Он думает, что на его честность ему ответят откровенно.
Слух о сумасшествии Чацкого рождается случайно из уст Софьи и быстро разноситься по цепочке и к концу вечера никто не сомневается, что это правда.
В распространении этой сплетни показан механизм формирования общественного мнения.
В причинах сумасшествия названа наследственность, пьянство, просвещение: « И в правду с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев».
Гости Фамусова, еще не зная Чацкого, невзлюбили его. Они считают себя умными, образованными, высшим светом, а Чацкий посмеялся над ними.
Обществу проще показать, что Чацкий сумасшедший, чем признать его правоту.
Чацкий остался один, общество отвернулось от него, даже друг Репетилов поддался уговорам: «Да как Вы можно ль против всех! Да почему Вы? Стыд и смех!».
В сцене бала происходит окончательный разрыв Чацкого с Фамусовским общества. После бала Чацкий решает выяснить истинное отношение Софии к нему, так происходит и развязка любого конфликта.
Сочинение Бал в доме Фамусова 9 класс
План
1. Общая характеристика
2.Галерея бездушных образов
3.Сумасшествие главного героя
4.Вывод
Бал в доме Фамусова – кульминация всей комедии «Горе от ума». Это не случайно. В то время балы являлись наиболее важными общественными мероприятиями, на которых решались многие серьезные вопросы и судьбы людей. На бал собирались все сливки общества, имевшие самый большой авторитет. От их суждений зависело очень много. Но главное значение бала заключалось в том, что утвержденное на нем мнение становилось своеобразным неписаным законом для всего общества. Объявление Чацкого сумасшедшим становится неоспоримым фактом, который уже никто не посмеет подвергнуть сомнению. Фактически на бале в доме Фамусова была окончательно подорвана репутация Чацкого в высшем свете.
На бал собираются лучшие представители московского общества. По крайней мере, такая о них идет слава. Но в описании поведения и разговоров каждого нового гостя видна огромная духовная пустота и глупость. Чацкий с сожалением видит, что его давний приятель Горич совершенно опустился и пресмыкается перед своей молодой женой.
Физический недуг супругов Тугоуховских символизирует собой общественную глухоту к справедливым и честным мыслям. Их многочисленные дочери – абсолютно пустые и недалекие девушки, главное призвание которых – составить себе удачную партию.
Графини Хрюмины – пример крайнего проявления дворянского высокомерия. Они даже не замечают людей, которых считают ниже себя по происхождению. Все эти персонажи даже друг к другу не испытывают никаких положительных чувств. Все их похвалы являются грубой лестью и косвенным образом направлены только на самих себя. Показаться в свете в лучшем виде, посплетничать – вот их главная забота.
Слух о сумасшествии Чацкого осознанно пущен Софьей. Она прекрасно знает, что это ложь. Но, вырвавшись на свободу, эта нелепая сплетня начинает жить своей жизнью и становится главной темой вечера. Никаких сомнений нет в том, что уже на следующий день об этом будет трезвонить вся Москва. Каждый будет утверждать, что это – абсолютно достоверное сведение. Небольшой круг самодовольных и ограниченных лиц в непродолжительное время сумел навсегда опорочить репутацию Чацкого.
Таким образом, бал в доме Фамусова стал знаковым событием всей комедии, что было характерно для эпохи Грибоедова. Не реальные заслуги человека определяли его положение в обществе, а то мнение, которое составляли о нем на внешне безобидном развлекательном вечере. Причем вынесенное суждение было уже практически невозможно изменить в лучшую сторону. В то же время именно этот бал показал, насколько позиция и убеждения образованного и честного человека расходятся с мнением невежественного общества. В целом на вечере у Фамусова в полной мере проявился главный конфликт комедии.
Как писать сочинение
Вам предложена тема «Бал в доме Фамусова». С чего начать работу над ней?
Пожалуй, прежде всего предстоит определить, какой вопрос вы будете решать на материале третьего действия комедии «Горе от ума». Выбор этого основного вопроса очень важен. Вопрос должен быть емкий, проблемный. Подчинение всего материала решению этого вопроса придаст вашей работе цельность и сосредоточенность.
Что представляет собой барская Москва, каковы ее нравы? Почему Фамусов, несмотря на не прошедший еще траур, устраивает бал? Чем объяснить предательство .Софьи по отношению к Чацкому? Над чем мы смеемся в сцене бала и почему он все же грозен, как катастрофа? Эти и множество других вопросов возникают у нас,’ когда мы размышляем над третьим действием комедии. Но постараемся определить: на чем строит автор развитие действия? что самое существенное для комедии в происходящем на наших глазах собрании московских бар?
В сцене бала конфликт Чацкого с фамусовской Москвой становится очевидным и неизбежным. И острее всего этот конфликт выражен в слухе о «сумасшествии» Чацкого. Как рождается этот слух, почему он распространяется так быстро, кто в этом заинтересован? Именно эти вопросы оказываются центральными при разборе третьего действия.
И еще одно обстоятельство, которое мы должны обдумать, прежде чем приступать к детальной разработке темы. Каково самое общее решение основного вопроса сочинения для нас, каким светом мы озарим все происходящее? В сущности, это вопрос об эпиграфе — о концентрированном и образном решении темы сочинения в первых строчках, открывающих его. Что для нас здесь важнее: комический или трагедийный план темы? Если главное внимание автор сочинения сосредоточит на сатирической характеристике гостей Фамусова, то эпиграф должен сразу заявить об этом. И тогда можно взять, например, строки из пятой главы «Евгения Онегина» (мы еще не изучали творчество Пушкина, но его роман в стихах «Евгений Онегин» вы, конечно, прочитали):
Соседи съехались в возках,
В кибитках, бричках и в санях.
В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шарканье гостей…
Еще острее, непримиримее строки из седьмой главы «Евгения Онегина»; эти строки способны передать общий портрет гостей Фамусова и отношение к ним Чацкого:
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор,
Всё в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки…
Но если мы пишем сочинение о драматическом поединке Чацкого с фамусовской Москвой, лучше взять строки из восьмой главы «Евгения Онегина», где Пушкин защищает своего «странного спутника», героя романа:
Зачем же так неблагосклонно
Вы отзываетесь о нем?
За то ль, что мы неугомонно
Хлопочем, судим обо всем,
Что пылких душ неосторожность
Самолюбивую ничтожность
Иль оскорбляет, иль смешит.
Что ум, любя простор, теснит,
Что слишком часто разговоры
Принять мы рады за дела,
Что глупость ветрена и зла,
Что важным людям важны вздоры
И что посредственность одна
Нам по плечу и не странна?
Итак, в эпиграфе найден ключ к теме сочинения: конфликт Чацкого с фамусовской Москвой, его резкое обнаружение, его неизбежность и его причины.
В сцене бала конфликт достигает наибольшей остроты, но рождается он раньше, заметен уже в первых двух действиях комедии. И потому сочинение мы можем начать с выяснения непримиримости Чацкого к устоям фамусовского дома. Таким образом, мы начинаем думать о плане нашего сочинения. Первый пункт этого плана, если следовать мысли, которая сейчас возникла у нас, может быть такой: «Почему Чацкий — нежеланный гость в доме Фамусовых?»
Третье действие комедии открывается двумя диалогами, по остроте и напряженности похожими на поединки. Разговор Чацкого с Софьей и встреча с Молчалиным предваряют картину званого вечера в доме Фамусовых не случайно. В этих двух диалогах — предчувствие полного разрыва с фамусовской Москвой. Оба собеседника Чацкого (и Софья и Молчалин) уходят от разговора с ним, прячутся в холодном отчуждении. И только «раз в жизни притворившись», спрятав свое истинное лицо, Чацкий добивается от них «истины два слова».
Озаглавив основную часть сочинения словами Чацкого «Мильон терзаний» (их-то и взял для названия своей статьи Гончаров), первыми пунктами плана этой части мы делаем следующие:
1. «Кто разгадает вас?»
2. «С такими мыслями, с такой душою — любим!»
Далее нам предстоит заняться самой сценой званого вечера. Наверное, мы попытаемся представить себе, как выглядит каждый из гостей, зачем каждый из них приехал на вечер к Фамусовым, чем занят и озабочен. Но не менее важно обдумать, что объединяет их всех, почему уже при первой, мимолетной встрече с каждым Чацкий успевает их раздражить, чем он восстанавливает всех против себя. Уяснив это, посмотрим, как разрастается снежный ‘ ком сплетен, как и почему гости поверили слуху, как они боятся призрака, созданного их собственной клеветой, как объясняют себе причины «сумасшествия» Чацкого.
И, наконец, нам надо услышать тоскующий и возмущенный голос героя в его монологе, завершающем действие.
Чем же закончить сочинение? Как ввести конкретный разбор сцены из грибоедовской комедии в план общих размышлений о жизни? Может быть, стоит подумать над тем, кто же оказывается победителем в этом поединке искреннего и возвышенного героя с ничтожной толпой хорошо обеспеченных бездельников? Может быть, стоит подумать о предшественниках и наследниках Чацкого в литературе?
Итак, вот наш план к сочинению «Бал в доме Фамусова»:
Почему Чацкий — нежеланный гость в доме Фамусова?
II. «Мильон терзаний…»
1. «Кто разгадает вас?»
2. «С такими чувствами, с такой душою — любим!»
3. «Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать!»
4. «И хо-ло-стой?» («Танцовщики ужасно редки стали!»)
5. «Завистлив, горд и зол!» («Сказала что-то я — он начал хохотать».)
6. «С ума сошел!»
7. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина…»
8. «Душа здесь у меня каким-то горем сжата…»
III. Поединок благородства и низости.
В нашем плане подпункты основной части озаглавлены репликами персонажей комедии. Это сообщает им выразительность, образность, многозначность. Но в то же время не всем с первого взгляда откроется в этих репликах логика, по которой строится сочинение. В целях большей четкости, прояснённости плана можно определить подпункты своими словами (однако при этом не будем надеяться на их полную однозначность с цитатами):
1. Попытка притвориться.
2. Молчалин, поучающий Чацкого.
3. Гости.
4. Выставка нарядов и поиски женихов, б. Дерзкий смех Чацкого.
6. Слух о сумасшествии.
7. Раздражение и страх гостей.
8. Одиночество.
Такой план выиграл в ясности, но потерял в яркости и многозначности. Однако и в том и в другом варианте план поможет вам «выстроить» сочинение, не потерять связующую нить размышлений над третьим действием комедии. Теперь можно писать…
После того как сочинения написаны, обменяйтесь ими с товарищами по классу и затем обсудите их. Чтобы прояснить круг требований к сочинению, сформулируем вопросы, которые помогут вам оценить работу товарища:
Соответствует ли эпиграф теме и содержанию сочинения? Соразмерны ли и как связаны вступление, основная часть и заключение? Доказательно ли развитие мысли? Как используется в сочинении текст произведения? Является ли сочинение размышлением над литературными фактами или лишь изложением их? Какова степень самостоятельности мыслей автора работы? Нет ли прямых заимствований из учебника, незакавыченных цитат из критических статей? Как проявился в сочинении автор работы (открываются ли в сочинении его вкусы, характер, симпатии и антипатии)? Что можно сказать об образности стиля сочинения? Есть ли в сочинении собственные элементы художественной речи? Как оформлено сочинение? (Красная строка при введении новой мысли, место эпиграфа, аккуратность, четкость почерка.)
При встрече с Платоном Михайловичем Чацкий не узнает старого друга, после помолвки с Натальей Дмитриевной он стал совсем не таким, каким был. За него на все вопросы Александра Андреевича отвечает жена, будто Платон Михайлович сам не может ответить, а она хочет казаться заботливой, но получается так, что муж у нее под каблуком:
Мой милый, застегнись скорей.
А совет Чацкого вовсе для нее бессмыслен, и она опять отвечает за мужа:
Платон Михайлыч город любит,
Москву; за что в глуши он дни свои погубит!
Чацкий интересен всем молодым дамам, даже княжна проявила любопытство и спросила о том, кто он и богат ли, но, услышав, что денег у него мало, «вычеркнула» его из списка кандидатов в мужья своим дочерям. Графиня-внучка, о которой княгиня сказала, что она целый век в девках, тоже проявила интерес к Чацкому, но он сам оттолкнул ее от себя тем, что назвал подражательницей модисткам.
Когда появилась Софья, ее окружили гости: Загорецкий подарил ей билет, который, по его словам, он доставал с большим трудом; графиня-внучка по-французски ее приветствовала; старуха Хлестова похвасталась арапкой. Софья невзначай признала Чацкого сумасшедшим, этот слух разлетелся со скоростью света каждому гостю, и все поверили. Каждый находил причину этой «болезни», одна версия невероятнее другой. Фамусов говорил, что это Чацкому передалось по наследству:
По матери пошел он, по Анне Алексеевне;
Покойница с ума сходила восемь раз.
Другие считали, что всему виной шампанское, которое он «тянул бочками сороковыми». Фамусов говорил:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Бездумных развелось людей, и дел, и мнений.
По его словам, всему виной ум и знания Чацкого, все соглашаются, говорят, что в России давно пора сжечь все книги, а учить, как сказал Скалозуб, «по-нашему: раз, два».
Вокруг Чацкого словно снежный ком нарастают конфликты. Гости уверены, что он сошел с ума. В сцене с Лизой и Молчалиным Софья узнает всю правду об Алексее Степановиче, но своим шумом они будят весь дом, прибегает Фамусов и упрекает свою дочь в том, что она ночью с человеком, которого недавно называла сумасшедшим, находится у комнаты Молчалина, а Чацкого обвиняет в легкомысленности и посылает его подальше от Москвы.
Чацкий является и победителем, и побежденным, потому что ему достается мильон терзаний, он теряет свою любовь, но зато он узнает все правду о жителях Москвы. Ему скучны местные балы, а где-то его ждут новые приключения, люди и новая любовь.
Чацкого не было в Москве три года, он не сообщал о себе никаких известий, и неожиданно появился в доме Фамусов, но его там ни кто не ждет. Гостями Фамусова являются типичные представители дворянской Москвы, которых волнуют только чины, поиски выгодных женихов.
На балу Чацкий встречает своего друга Платона Михайловича и удивляется переменам, произошедшим с ним. В семье Горичей главенство принадлежит Наталье Дмитриевне. Затем появляется чета Тугоуховских с шестью дочерьми, на балах они ищут себе женихов, а узнав, что Чацкий не богат и не знатен теряют к нему интерес. В беседе с графиней – внучкой Хрюминой Чацкий высмеивает «подражательницам модисткам», его возмущает, что в Росси манеры, наряды, культура заимствовали из-за границы. Загорецкого в обществе не любят, называют его мошенником, плутом, лжецом.
У Чацкого и гостей Фамусова совершенно разные интересы, нет ничего общего, что предвещает конфликт между ними. Чацкий высмеивает образ жизни чиновничий Москвы, шутит, язвит. Он думает, что на его честность ему ответят откровенно. Слух о сумасшествии Чацкого рождается случайно из уст Софьи и быстро разноситься по цепочке и к концу вечера никто не сомневается, что это правда. В распространении этой сплетни показан механизм формирования общественного мнения.
В причинах сумасшествия названа наследственность, пьянство, просвещение: « И в правду с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев». Гости Фамусова, еще не зная Чацкого, невзлюбили его. Они считают себя умными, образованными, высшим светом, а Чацкий посмеялся над ними. Обществу проще показать, что Чацкий сумасшедший, чем признать его правоту. Чацкий остался один, общество отвернулось от него, даже друг Репетилов поддался уговорам: «Да как Вы можноль против всех! Да почему Вы? Стыд и смех!». В сцене бала происходит окончательный разрыв Чацкого с Фамусовским общества. После бала Чацкий решает выяснить истинное отношение Софии к нему, так происходит и развязка любого конфликта.
Автор: Анна Кошечкина
Сочинение по комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
Комедия была написана в 1823 году, перед восстанием декабристов, когда идеи свободы будоражили умы передового дворянства. «Горе от ума» – острая сатира на быт и нравы помещичье-крепостнического общества. В ней автор показал столкновение двух общественных взглядов, где главный герой конфликтует с обществом.
Один из ярких эпизодов комедии – бал в доме московского туза, именитого дворянина Фамусова. Сюда съезжаются московские дворяне, которые ведут привольную барскую жизнь, проводят время на балах, вечерах, «обедах, ужинах и танцах». Здесь они сытно наедаются («ешь три часа, а в три дни не сварится»), сплетничают, демонстрируют наряды, ищут богатых женихов для дочерей, играют в карты.
Горич – бывший офицер, энергичный человек («лишь утро: ногу в стремя»), женился, стал жить в городе. Основным занятием его стала лень, езда по балам, скука, игра на флейте одного и того же «а-мольного» дуэта. Он говорит Чацкому: «От скуки будешь ты свистеть одно и то же». Здесь же на балу Антон Антоныч Загорецкий – «отъявленный мошенник, плут», всем может угодить: кому билет достанет, кому арапку подарит, и все его принимают у себя в доме. О нем старуха Хлёстова говорит: «Лгунишка он, картежник, вор». Сама Хлёстова обращается к Софье:
«От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку, –
Вели их накормить, ужо, дружочек мой,
От ужина сошли подачку».
Хлёстова приехала посплетничать.
Здесь же и Скалозуб – «золотой мешок и метит в генералы». Он, как и хозяин дома и все присутствующие, считает «вольность» и «ученость» главным бичом для общества:
«Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений».
Хозяин дома заявляет в беседе со Скалозубом:
«Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы, да сжечь».
Молчалин взят Фамусовым в услуженье из провинции. Это его родственник. Молчалин – хитрый, подлый, изворотливый человек:
«Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья, –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была».
Молчалин пришелся ко двору Фамусова.
Софья – истинная дочь своего отца. Низкопоклонство подчинило и ее. Она не любит Чацкого, он неприятен ей. Милее лесть подлого человека. А честные, яростные монологи Чацкого раздражают ее, и она объявляет бывшего товарища своего детства сумасшедшим.
Фамусовщина – устойчивый, определенный уклад жизни. Здесь боятся молвы («грех не беда, молва нехороша»):
«Ах, боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!»
В этом обществе человека ценят не по уму, а по богатству и происхождению. Репетилов откровенно признается, что он глуп, но общается с людьми, которые кажутся ему «умнейшими». Ум Фамусова изворотлив, лжив и хорошо служит ему для обогащения и обмана. Репетилов считает, что «умный человек не может быть не плутом».
Иногда устами ярких представителей крепостничества дается характеристика себе.
Например, графиня внучка:
«Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!
Какие-то уроды с того света,
И не с кем говорить, и не с кем танцевать!»
И среди этих людей Чацкий, который переживает:
«…Мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков».
Передовой человек того времени, Чацкий осуждает это общество, обличает его в своих монологах. Фамусовское общество яростно сопротивляется Чацкому, объявляет его сумасшедшим.
Рабской морали общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Чацкий одинок в этом обществе: «И в многолюдстве я потерян», – говорит он. То, на что он надеялся, когда вернулся в Москву, рухнуло. Ему встретились здесь:
«Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором:
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет».
Чацкий заявляет:
«…Пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!»
Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».
Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Фамусова. Он открыто выражает свои мысли, «служит делу, а не лицам». Фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. Таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. Молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. Загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора. Когда появляется старуха Хлёстова, Чацкий дерзко осмеивает Загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна.
Софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства Молчалину, а о Скалозубе говорит как о «герое не ее романа». Но Чацкий не верит девушке. Он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской Молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. Окружающим на балу начинает казаться, что, действительно, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу».
Главный герой все больше раздражает Софью своими резкими выпадами в сторону Молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии. Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: Чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. Слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к Чацкому и представить трудно. Кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник!
Когда гости объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал столь знаменательное открытие. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. Фамусов говорит об этот так:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем тогда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Старуха Хлестова тоже вставила свое веское слово не в пользу образования:
И впрямь с ума сойдешь от этих,
От одних, от пансионов, школ, лицеев…
На сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. Во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага.
В последнем монологе третьего действия Чацкий осуждает Москву и Петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду:
Москва и Петербург – во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье,
Во всех княжён вселять участье…
Но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. Они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. И снова гости Фамусова делятся своими мыслями. Они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин.
Этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. Мы узнали, что Чацкий не одинок в обществе Фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, «прошедший век», еще силен.
«Горе от ума» – одно из самых знаменитых произведений русского писателя А.С.Грибоедова. Персонажей комедии мы часто видим в окружающих нас людях, а знаменитые крылатые фразы нередко используем в повседневной жизни. В произведении просматривается два конфликта: любовный, между Софьей и Чацким, и общественный, между Чацким и Фамусовым, которые актуальны и в наше время. Центральной частью произведения является эпизод с балом в доме Фамусова, где происходит кульминация обоих конфликтов.
Первой Чацкий встречает Наталью Дмитриевну, супругу его давнего друга Платона Михайловича Горича. Александр дивится изменениям, которые произошли с Горичем после женитьбы: некогда военный человек безропотно слушает свою жену, а та чрезмерной заботой не дает ему вставить и слова, выставляя подкаблучником. Далее Чацкий попадает в поле зрение князя Тугоуховского с женою и шестью дочерьми, которые поначалу интересуются не женат ли Александр, но узнав о том, что он не богат, их интерес сразу же пропадает. Не прошли стороной и графиня Хрюмина с внучкой, которая отпускает в сторону Чацкого несколько ехидных замечаний и которую в конце ссоры он называет «подражательницей модисткам».
Казалось бы, появление Софьи должно было отвлечь внимание от Александра. Действительно, как только «Софья от себя выходит: все к ней на встречу». Но Чацкий в разговоре с Платоном продолжает с иронией удивляться фамусовскому обществу, саркастически усмехаясь и шутя над Антоном Антоновичем: «Не поздоровится от эдаких похвал, И Загорецкий сам не выдержал, пропал». Рассорившись со всеми гостями бала, Чацкий встречает родственного в своих стремлениях и идеях Репетилова, на деле оказавшегося пустым подражателем.
Московскому обществу, которому была присуща застойная и размеренная жизнь, отвергавшему стремление Чацкого к переменам, новизну его идей и взглядов, не трудно было поверить во внезапно возникнувший слух о безумии Александра. Это становится завершением общественного конфликта фамусовского общества и Чацкого, и тот, в пылу бросает:
Дряхлеющих над выдумками, вздором, –
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Любовный же конфликт Чацкого с Софьей приходит к кульминации после того, как Александр узнает правду о любви Софьи к Молчалину. Его сердце разбито, чувства растоптаны, а сам он унижен. В гневе покидая дом Фамусовых, Чацкий насмешливо и запальчиво выкрикивает:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
В произведении Грибоедова «Горе от ума» сталкиваются такие понятия как благородство и низость, честь и неверность, мнение общества и мнение «врага исканий». Автор раскрывает двуличность Молчалина, лицемерие Тугоуховских, вранье Загорецкого, обличая тем самым «прошедшего житья подлейшие черты» Московского общества.
Чацкого не было в Москве три года, он не сообщал о себе никаких известий, и неожиданно появился в доме Фамусов, но его там ни кто не ждет.
Гостями Фамусова являются типичные представители дворянской Москвы, которых волнуют только чины, поиски выгодных женихов.
На балу Чацкий встречает своего друга Платона Михайловича и удивляется переменам, произошедшим с ним. В семье Горичей главенство принадлежит Наталье Дмитриевне.
Затем появляется чета Тугоуховских с шестью дочерьми, на балах они ищут себе женихов, а узнав, что Чацкий не богат и не знатен теряют к нему интерес. В беседе с графиней – внучкой Хрюминой Чацкий высмеивает «подражательницам модисткам», его возмущает, что в Росси манеры, наряды, культура заимствовали из-за границы. Загорецкого в обществе не любят, называют его мошенником, плутом, лжецом.
У Чацкого и гостей Фамусова совершенно разные интересы, нет ничего общего, что предвещает конфликт между ними. Чацкий высмеивает образ жизни чиновничий Москвы, шутит, язвит. Он думает, что на его честность ему ответят откровенно.
Слух о сумасшествии Чацкого рождается случайно из уст Софьи и быстро разноситься по цепочке и к концу вечера никто не сомневается, что это правда.
В распространении этой сплетни показан механизм формирования общественного мнения.
В причинах сумасшествия названа наследственность, пьянство, просвещение: « И в правду с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев».
Гости Фамусова, еще не зная Чацкого, невзлюбили его. Они считают себя умными, образованными, высшим светом, а Чацкий посмеялся над ними.
Обществу проще показать, что Чацкий сумасшедший, чем признать его правоту.
Чацкий остался один, общество отвернулось от него, даже друг Репетилов поддался уговорам: «Да как Вы можноль против всех! Да почему Вы? Стыд и смех!».
В сцене бала происходит окончательный разрыв Чацкого с Фамусовским общества. После бала Чацкий решает выяснить истинное отношение Софии к нему, так происходит и развязка любого конфликта.