Сочинение на тему баллады жуковского сюжеты проблематика и стиль

8 вариантов

  1. Образ Светланы Жуковского не однажды отзовется в поэзии и прозе русских писателей XIX века. Но главная заслуга поэта заключается в том, что к его Светлане восходит образ Татьяны, девушки «русской душою» из романа Пушкина «Евгений Онегин».
    Фабула ее повторяет фабулу “Людмилы”: Светлана раздумывает о женихе, от которого “вести нет”, и томится в разлуке с ним.
    Мотив ожидания суженого вставлен Жуковским в более широкую раму: Светлана предстает перед читателем в чрезвычайно ответственный момент девичьей судьбы, на пороге важной перемены в жизни. Она должна проститься с беспечным девическим житьем (“веселость… дней ее подруга”). Будущее замужество одновременно пленяет ее и страшит загадочной неизвестностью. Может случиться и так, что в грядущем героиню ожидает не любовь, а “бедствия рука”. Жуковский выбрал для баллады особую жизненно-психологическую ситуацию: перемену в судьбе, которую героиня переживает остро и напряженно. Поэт намеренно вырывает Светлану из привычных и устойчивых связей и отношений, из обычного повседневного быта, который ее окружал, и впрямую ставит лицом к лицу с неизведанным и полным тайны предстоящим жребием. Этот сюжетный ход, известный и по балладе Бюргера, и по балладе “Людмила”, обрастает в “Светлане” чисто русскими приметами, традициями, обычаями и поверьями. Главное в том, что в “Светлане” героиня наделена русскими чертами национального характера – верностью, сердечностью, кротостью, добротой, нежностью, простотой. От духовных и душевных сил героини зависит, будет ли она счастлива или ее ждет беда. Так Светлана поставлена перед судьбой
    Жизнь человека издавна связывалась с представлениями о пути, о дороге. В балладе венчание и замужество осмыслены как решающие этапы жизненной стези. В этом динамическом мотиве особенно существенны два пункта – начальный и конечный. Начало – это отправка в неизвестную даль. Светлану влечет любовь, она жаждет встречи с женихом (“им лишь красен свет, им лишь сердце дышит…”), но одновременно ее тяготят мрачные предчувствия, и она испытывает невольный страх (“Занялся от страха дух…”). Так появляются картины пейзажа, передающие не только очертания зимней дороги (“Тускло светится луна В сумраке тумана…”), но смутные, тревожные настроения героини, ее “туманное” грядущее. Поэт создает атмосферу тайны, неизвестности, а неизвестность рождает “робость” и “страх”, хранит “мертвое молчанье”. В этой атмосфере и Светлана окутана загадочностью. Она “молчалива и грустна”, ей свойственна “тайная робость”. Обычный конец динамического мотива – гибель. Гибель или несчастье традиционно завершают в балладе эпизоды появления жениха и скачки с ним сначала в Божий Храм, а затем в “мирный уголок”, “хижину под снегом”. Тут самые жуткие предчувствия Светланы сбываются: жених оказывается мертвецом, а героиня обречена на одиночество. В довершение картины Светлана предвидит свою смерть.
    Жуковский развертывает типичную ситуацию “страшной” баллады, где фантастическая дорога намекает на жизненный путь героини – от счастливого соединенья с женихом до ее гибели. Эти события окрашиваются переживаниями Светланы, которая сначала обрадована встречей с женихом после долгой разлуки, а потом все более и более тревожится за свою судьбу.
    Действие происходит в определенном пространстве и в определенном времени. Главный пространственный образ – образ дороги. Движение совершается от первой “станции” (Божьего храма) до последней (избушки), где Светлане открывается горькая и печальная истина. Все видимое глазами героини пространство вечно, устойчиво и однообразно: степь, бугры, снег. Бег коней сопровождается метелью, вьюгой. Кругом одиночество и безлюдье. Смысловое значение пространства заключается в передаче таинственности и в том, что человек оставлен наедине со всем миром и со своей судьбой. В атмосфере таинственности угадываются предзнаменования будущего несчастья, оживленные мифологическими представлениями, старинными преданиями. Степь, покрытая снегом, с древних времен напоминала человеку белое покрывало, белое полотно, под которым лежит мертвец, саван; вьюга и метель – игру демонических сил, злых мертвецов, бесов и ведьм. К тем же мифологическим представлениям относятся и образы луны, неверный свет которой помогал дьявольским начинаниям и козням, сверчка (“вестник полуночи”), ворона, предвещающего несчастье и беду (“Черный вран, свистя крылом, Вьется под санями; Ворон каркает: печаль!”). Все это были образы, которые содержали стойкие отрицательные смысловые представления и чувства. Дважды упоминается и о гробе – явном знаке смерти.
    Столь же художественно определенным в своих намеках и символах было в балладе и время. Сюжет развивался на границе дня и ночи, в сумерки или ночью, при свете луны. Тем самым ночь, когда нечистая сила получала простор для своих черных деяний, в балладе предстает подлинно событийным временем. Жуковский постоянно упоминает о луне, о сумраке, о тумане. Устойчивые признаки пространства и устойчивые знаки времени образуют балладный хронотоп .
    Баллада, созданная Жуковским, – это лироэпическое произведение с острым, напряженным, драматическим, большей частью фантастическим сюжетом, в котором рассказывается о поражении или победе человека при столкновении с судьбой.

    Античные баллады

    В античных балладах Жуковский заметно романтизировал мифологию. Поскольку земные законы бывают враждебны людям, их власть часто гибельна. Однако души не умирают, а становятся для нас незримыми.
    В античных балладах Жуковский не оставляет своих поисков национальной характерности. Поэт осмыслил античность как переход от дикости и варварства к цивилизованному гражданскому обществу. Античный человек верил, что боги научили его засевать землю и собирать урожай, пользоваться огнем и орудиями труда. Они соединили людей в общества, внушили им гражданские понятия и чувства, одарили сердечностью и законами. Жуковский стремился проникнуть в особенности иного исторического бытия. Его интересует самый дух Древнего Мира, своеобычность интимных чувствований и их словесного или мимического выражения. При этом Жуковский отвлекается от экзотических картин, от декоративного фона, внешних примет эпохи и национальной жизни.
    В поле зрения поэта в таких балладах, как “Ахилл”, “Ивиковы журавли”, и особенно в позднейших – “Торжество победителей”, “Жалобы Цереры”, “Элевзинский праздник” – лежит глубоко и оригинально понятое миросозерцание античного человека.
    Вот празднуют победу греки, овладевшие Троей. Их первые слова – в память погибших. Но от скорби они легко переходят к делам и помыслам сегодняшним, к пирам и веселью, к взаимным обидам, к утешению пострадавших и побежденных, отдавая дань их мужеству и стойкости. И общий вывод, заключающий балладу, принадлежит не только романтику Жуковскому, учившему смиряться перед роком, но выступает характерной стороной античного сознания:
    Смертный, силе, нас гнетущей,
    Покоряйся и терпи;
    Спящий в гробе, мирно спи;
    Жизнью пользуйся, живущий.
    Воссоздавая дух античности, Жуковский, конечно, поэтизирует историю, превращая античных богов и героев в романтических персонажей. Так, например, в романтическом духе он, вслед за Шиллером, истолковал миф о богине плодородия Церере. На первый план в балладе выдвинулась тема разлученной любви, в свете которой объясняется смена времен года, круговорот в природе. Тоскующая Церера оплакивает дочь, насильно отторгнутую от нее Плутоном. Чувства скорбящей матери, ее стенанья и печаль сливаются с горячей радостью при виде плодоносящей силы земли, вместе с которой воскресает и образ дочери. Как бы ни был суров закон Зевеса, повелевший Прозерпине удалиться в царство мужа, он одновременно и справедлив.
    Всевидящая судьба всегда защищает невинных. Древнегреческий певец Ивик убежден, что жизнь разумна, что законы Зевеса святы и нарушивший их будет наказан. И хотя убийство Ивика свершилось без свидетелей, но ими невольно стали журавли, пролетавшие над местом преступления. Эта непреложность гуманных заветов, на которых покоится мир и расцветают гражданские, патриотические чувства, образуется мораль человечества и неотделимое от прекрасного добро, становится коренным убеждением Жуковского и отличительным знаком античного понимания жизни. Принимая свой жребий, античный человек в балладах поэта вовсе не слепо покоряется року: хотя трагическая судьба Ахилла известна герою, он, однако, выбирает свою долю сознательно.

    Рыцарские баллады

    Во всех балладах Жуковский так или иначе утверждал идеалы добра, правды, гуманности. Благородные герои поэта всегда возвышенно чисты, одухотворены лучшими человеческими чувствами и никогда не изменяют им. Пустынник, удалившийся от людей, не перестал тосковать о своей возлюбленной Мальвине, хотя счастье, казалось, было уже далеко. Певец Алонзо по-прежнему, как и до похода в Палестину, влюблен в Изолину. Он дарует ей жизнь ценой собственной гибели.
    Добродетель и гуманность торжествуют и тогда, когда персонажи баллад решаются на преступления. Завистливый слуга убил паладина, но мертвый мстит живому: тяжелый рыцарский панцирь утопил коварного убийцу. Король властно послал пажа в бездну за кубком, но сама смерть юноши стала тяжелым укором жестокому феодалу. Епископ Гаттон спрятался в неприступную башню на острове, но и там его настигло возмездие.
    Воскрешая средневековые сюжеты с их религиозной и порой мистической окраской, Жуковский освещает их светом гуманности. Вместе с тем бездонная глубина переживаний балладных героев подчиняется каким-то непознанным и непознаваемым законам.
    Особенно это заметно в балладах о греховной любви. С одной стороны, любовь у Жуковского часто невозможна на земле, но всегда возможна на небе. Такова воля Провидения. С другой стороны, и самая грешная любовь не теряет своей мощи и способна возвысить человека. Герои, охваченные страстью, не могут освободиться от нее. Рыцарь Тогенбург долгие годы ждет, “чтоб у милой Стукнуло окно”. И так – до конца дней:
    Раз – туманно утро было —
    Мертв он там сидел,
    Бледен ликом, и уныло
    На окно глядел.
    Любовь у Жуковского сильнее моральных норм, в ней заключено свое собственное оправдание. Как бы ни была грешна героиня баллады “Смальгольмский барон, или Иванов вечер”, но и она при встрече с мертвым влюбленным испытывает не страх, а тревогу за него, за его душу. Влюбленный человек в балладах Жуковского способен подняться выше себя.
    Иногда поэт сам придумывал сюжеты, хотя и подвергал их литературной обработке под какой-нибудь образец. Например, он написал оригинальную балладу “Эолова арфа”, но придал ей, значительно смягчив, оссиановский колорит с его суровой, туманной и таинственной атмосферой. Баллада Жуковского воздушна, пленительна и печальна.
    Ее действие развертывается в окрестностях замка, где властвовал могучий Ордал. Дочь Ордала, юную и прекрасную Минвану, полюбил бедный певец Арминий. Их любовь оказалась невозможна. Поверх истории влюбленных вырастает лирический образ не утихающей и страдательной любви, вечной и неизменной, на которой держится и которой освещается жизнь. Памятником неугасимой любви и предстоящего соединения влюбленных в нездешнем мире остается Эолова арфа, струны которой исторгают печальные, но не умирающие звуки. Они извещают Минвану, что стало с ее возлюбленным, изгнанником Арминием. Жуковский наполнил балладу сладкими звуками, печальной интонацией, созданной умело подобранными словами одного смыслового и стилистического ряда. Чередование разных – сравнительно длинных и сравнительно коротких парных и одиночных амфибрахических – строк в строфе воспроизводило игру арфы, известившей Минвану, что “Земля опустела, и милого нет”. Несостоявшаяся любовь здесь состоится там, где есть “жизнь без разлуки”, “Где все не на час”. И когда прервалась земная жизнь Минваны, то началась ее вечная жизнь в любви и в счастье с любимым: “Две видятся тени: Слиявшись, летят К знакомой им сени…”.
    В средневековых балладах “Эолова арфа”, “Алина и Альсим” Жуковский избегал развернутого сюжета. В этих балладах эпическое начало до предела сжато, а на первый план вышла чистая лирика, обнажившая психологию чувств и придавшая содержанию обобщенно-символическое значение.
    Форма баллады, введенная Жуковским, открыла литературе характер человека как сложившуюся данность.
    Персонажи баллад жили богатой внутренней жизнью, однако не были объяснены или, как говорят литературоведы, детерминированы социально-историческими условиями и обстоятельствами. Их поведение мотивировалось лишь общими человеческими свойствами и принадлежностью к национальной культуре. Большей частью они “вынимались” из конкретного исторического времени и пространства.
    Баллада Жуковского представляла собой замкнутую жанровую структуру с подвижной фабулой и тяготела к философскому осмыслению сюжетов. Человек в балладе чувствовал над собой власть высших таинственных сил – святых и дьявольских, демонических, которые вели за него непримиримую борьбу. Первые увлекали его душу к добру, вторые всегда были готовы сбить его с правильной дороги и привести к гибели. Однако выбор, по какому пути идти, всегда оставался за персонажами баллад. Русская поэзия усвоила заветы Жуковского, который сообщил ей психологизм и философичность. Он же открыл национальный тип русской девушки – “В ней душа как ясный день”, – который затем будет воспроизведен нашими писателями от Пушкина до Чехова.
    ***************************************************************
    Глубокая дружба связывала Жуковского с его учеником, быстро переросшим своего учителя. Нежную заботу проявлял он о Пушкине на протяжении всей короткой жизни поэта: уберегал его от Соловков, помогал освободиться из Михайловской ссылки, стремился предотвратить роковую дуэль, но безуспешно… Жуковский закрыл глаза усопшему Пушкину и оставил драгоценное описание его кончины и в стихах, и в прозе.

  2. Сочинение на тему ” баллады в.а Жуковского:сюжеты,проблематика и стиль”

    Ответы:

    Сюжет, герои и проблематика одной из баллад В.А.Жуковского . Баллада – это стихотворный рассказ преимущественно фантасти?еского или героико-истори?еского характера. Наиболее известной балладой Жуковского является баллада , над которой поэт работал в 1808-1812 г. В ка?естве свадебного подарка баллада посвящена племяннице Жуковского А. Протасовой. Стремление автора восполнить национальную русскую тем в поэзии увен?алось наибольшим успехом. Он дал совокупность примет русского национального стиля: зима, колоколь?ик икона. Избушка. Использовал стиль народного сказо?ного повествования, за?ин: Здесь фольклорное на?ало отражено в традиционных для сказок словосо?етаниях: , , . Отображена и этнографи?еская сторона народного быта: праздник Крещения с его обрядами. В образе Светланы Жуковский впервые наме?ает характерные ?ерты русского женского типа, как он его понимает: верность, покорность, поэти?ность. Далее в балладу входит и лири?еская тема, связанная с тоской по милому другу. Потом идет описание приготовления к будущей свадьбе. Приведены подлинные тексты гадальной песни в обработанном виде, с обращением к мифологи?ескому кузнецу. Приготовление к свадьбе со , которым предстоит обру?ится невесте у . Здесь намеренно в одной фразе повторяется , относящихся к самому обряду. Это эпи?еское на?ало разрушается своим ответом и погружает нас в лири?ескую грусть .Дальнейшее развитие сюжета ведет к тому, ?то Светлана с помощью гаданий на зеркале вызывает жениха. Он опять призывает ехать девушку к вен?анию. Но уже во время путешествия внушает Светлане тревогу. Она удивлена и настроена долгим мол?анием жениха. И в храме встре?ает их гроб, и происходит не вен?ание, а обряд отпевания. Однако по?ему-то кони поносят молодых мимо храма, а потом из-за поднявшейся метели они свернули к одинокой хижине, где жених внезапно ис?езает вместе с лошадьми. Светлана входит в хижину и видит. Покойник оживает но он не в состоянии при?инить ей вреда. Ее? спасает молитва перед иконой Спаса. Картина свадьбы сменилась романти?еским пейзажем: гроб с оживающим покойником, белым голубем, символизирующий бога. Мертвец, как ожидалось с самого на?ала баллады, оказался возлюбленным Светланы, а происходящие оказалось в финале сном. Мораль баллады в том, ?то вера спасла девушку от жениха-оборотня, который пытался увле?ь Светлану с собой в потусторонний мир. И вот лири?еский эпилог поэмы, возвышающий героиню.В эпилоге лири?еский пейзаж 6 ру?ек, луг. Заклю?ительные стихи раскрывают смысл ее имении. Сюжет баллады драмати?ен, это поддерживается ?ередованием эпи?еских и лири?еских мест. Главная мысль баллады о роли Провидения в нашей жизни.

  3. Баллада «Людмила» – это перевод бюргеровой «Леноры». Однако перед читателем предстало произведение отнюдь не чуждое: в повествовании Жуковского угадывались национальные русские мотивы. Например, роптания Людмилы, ее страстное отчаяние, ее бунт против своей участи отдаленно напоминают народные причитания и плачи по умершим.
    Обратимся к балладе. В первых восьми строфах Жуковский изобразил жизнь и сетования Людмилы как привычное для читателя, хотя и овеянное трагизмом бытие. Ho далее, в девятой строфе, предстает непривычное и даже невозможное. Перед нами возникает по воле поэта ирреальный мир. Мертвый жених, давно истлевший в гробу, восстал из могилы и явился за Людмилой, но не по ее зову, а для наказания возроптавшей несчастной невесты. Это вообще характерно для балладного мира: призраки входят в земное бытие и на короткий миг приобретают материальное воплощение. Во всяком случае Людмила сначала не догадывается, что мертвец мчится с нею на призрачном коне: она обнимает жениха, она ощущает бешеную скачку, чувствует сопротивление воздуха.
    Мчатся всадник и Людмила.
    Робко дева обхватила
    Друга нежною рукой,
    Прислонясь к нему главой.
    Скоком, летом по долинам,
    Пo буграм и по равнинам…
    Два мира совместились – и это видоизменило их: призрачный материализовался, а земной приобрел какую-то недостоверность, хрупкость и зыбкость.
    Людмила и ее умерший жених оказались игрушкой неких непознаваемых и беспощадных сил. Мертвец лишен могильного покоя и превращен в орудие мести женщине, возмутившейся несправедливостью. Конь примчал героиню баллады к разрытой могиле, пропал из глаз, всадник оказался тем, кем он и был, – истлевшим скелетом, ожидавшим навеки обещанную ему невесту. Все человеческие нравственные нормы отошли, и вместо них основой справедливости оказывается нечто непостигаемое и, следовательно, бесчеловечное.
    Так в «Людмиле» обозначилась проблема, отличающая художественный мир подавляющего большинства баллад Жуковского: в этом мире нет успокоенности и нет надежд на торжество справедливости. Жестокий и дисгармоничный мир! Беспощадные силы ломают сопротивление даже самых могучих героев. И даже самые кроткие или предусмотрительные не могут добиться снисхождения судьбы.
    Так отразилась в балладном мире разочарованность романтика в результатах исторического развития. По законам жанра общее понимание человека и общества преломилось в этом фантастическом видении. Фантастика же нужна здесь для того, чтобы создать особую ситуацию, в которой наиболее полно раскрываются характеры героев. Фантастическая ситуация – это условность, хорошо понятная читателю Жуковского.
    Герои баллады «Людмила», как и герои других его баллад, весьма необычны. Участники конфликтов, где ставкой была жизнь, они действуют с крайним напряжением духовных и физических сил. Поэт обычно изображает однократное действие: в одном решающем событии исчерпывающе раскрывается натура героев. Каждый совершает один поступок, наиболее показательный для него.
    Говоря о героях баллады «Людмила», следует учесть еще одно обстоятельство. В системе образов почти каждой из баллад Жуковского помимо действующих лиц присутствует еще одно — это сам повествователь. Его нельзя слишком отождествлять с автором, но частица Жуковского, одна из сторон его души, несомненно, присутствует в нем.
    Образ повествователя складывается не из специальных характеристик. У него нет имени, портрета, биографических примет. Однако у него есть характер, есть своя жизненная позиция. Его личность проявляется в том – что он видит и как воспринимает увиденное. Представление о характере складывается по мере повествования, например, в описании переживаний Людмилы. О его вкусах, пристрастиях, нравственных понятиях свидетельствуют сравнения, метафоры, эпитеты. Характеризуя героев и указывая на то, что заслуживает удивления «или осуждения, повествователь тем самым характеризует себя.
    С образом повествователя в баллады входит лирическая струя. Потому баллады Жуковского следует рассматривать как шаг на пути к поэме нового типа, как предвестие романтических поэм Пушкина, Баратынского, Лермонтова. Без его баллад и последующих поэм намного замедлился бы путь овладения жанром поздней романтической и реалистической поэмы. Жуковский не только угадал важнейшую проблему современного ему искусства – общий поворот европейского искусства к углубленному психологическому анализу. Он все свои творческие силы сосредоточил па ее решении. Результаты его вдохновенного творческого труда были поистине феноменальными. И это было закономерным. Художник с громадным талантом и колоссальной силой лирических переживаний, он также обладал удивительным слухом, необычайным чутьем к звучащему, поэтическому русскому слову.
    Когда-то Пушкин сказал о своем учителе и друге:
    Его стихов пленительная сладость
    Пройдет веков завистливую даль.
    Слова оказались пророческими.


  4. Помогите ПОЖАЛУЙСТА!!!
    Сопоставте трагедию А.С Пушкина “Борис Годунов с музыкой одноименной оперы Мусорского

    сколько имеется трехзначных чисел кратных 184

    Дети вежливые и развитые говорят, встречаюсь вставь пропущенные слово и до кончится стихотворение

    соч на тему как стать личностью

    напишите формулы нахождения площади и периметра прямоугольника

    Всем привет. Помогите с домашним заданием, пожалуйста.
    1)Найдите периметр ромба, если сторона ромба равна 5,5см.
    2)Найдите стороны квадрата, если периметр =24см.
    3)Найдите угол паралеллограмма, если 1 из углов 32°.Найдите периметр паралеллограмма.
    4)Периметр паралеллограмма = 40 дц. Найдите стороны паралеллограмма, если их отношение 2:3.
    5) Найдите углы параллелограмма если сумма двух острых углов равна 84 °.
    6) Найдите все углы параллелограмма если один угол в 3 раза больше другого.

    Потухший вулкан Кения с высотой 5199 метров считается горой…
    1)высочайшей
    2)высокой
    3)средней
    4)низкой

    составить предложения на английском языке со словами,: to trust ,to bully ,to call smb names ,each other

    Какая часть речи паутиной яблоками малиной

    Помогите пожалуйста, срочно нужно! Найдите слова с парными согласными подчеркни т е из них которые нужно проверить подбери проверочное слово! красив лес в Осенние дни. подают с берез легкие листья на деревьях листья тонкие нити липкой паутиной. подберезовик дней шляпка позднего грибка раздаётся свист рябчика солнце золотит верхушки деревьев.

  5. Сюжет, герои и проблематика одной из баллад В. А. Жуковского. Баллада — это стихотворный рассказ преимущественно фантасти?еского или героико-истори?еского характера. Наиболее известной балладой Жуковского является баллада, над которой поэт работал в 1808-1812 г. В ка?естве свадебного подарка баллада посвящена племяннице Жуковского А. Протасовой. Стремление автора восполнить национальную русскую тем в поэзии увен?алось наибольшим успехом. Он дал совокупность примет русского национального стиля: зима, колоколь?ик икона. Избушка. Использовал стиль народного сказо?ного повествования, за?ин: Здесь фольклорное на?ало отражено в традиционных для сказок словосо?етаниях: , ,. Отображена и этнографи?еская сторона народного быта: праздник Крещения с его обрядами. В образе Светланы Жуковский впервые наме?ает характерные ?ерты русского женского типа, как он его понимает: верность, покорность, поэти?ность. Далее в балладу входит и лири?еская тема, связанная с тоской по милому другу. Потом идет описание приготовления к будущей свадьбе. Приведены подлинные тексты гадальной песни в обработанном виде, с обращением к мифологи?ескому кузнецу. Приготовление к свадьбе со, которым предстоит обру?ится невесте у. Здесь намеренно в одной фразе повторяется, относящихся к самому обряду. Это эпи?еское на?ало разрушается своим ответом и погружает нас в лири?ескую грусть. Дальнейшее развитие сюжета ведет к тому, ?то Светлана с помощью гаданий на зеркале вызывает жениха. Он опять призывает ехать девушку к вен?анию. Но уже во время путешествия внушает Светлане тревогу. Она удивлена и настроена долгим мол?анием жениха. И в храме встре?ает их гроб, и происходит не вен?ание, а обряд отпевания. Однако по?ему-то кони поносят молодых мимо храма, а потом из-за поднявшейся метели они свернули к одинокой хижине, где жених внезапно ис?езает вместе с лошадьми. Светлана входит в хижину и видит. Покойник оживает но он не в состоянии при?инить ей вреда. Ее спасает молитва перед иконой Спаса. Картина свадьбы сменилась романти?еским пейзажем: гроб с оживающим покойником, белым голубем, символизирующий бога. Мертвец, как ожидалось с самого на?ала баллады, оказался возлюбленным Светланы, а происходящие оказалось в финале сном. Мораль баллады в том, ?то вера спасла девушку от жениха-оборотня, который пытался увле?ь Светлану с собой в потусторонний мир. И вот лири?еский эпилог поэмы, возвышающий героиню. В эпилоге лири?еский пейзаж 6 ру?ек, луг. Заклю?ительные стихи раскрывают смысл ее имении. Сюжет баллады драмати?ен, это поддерживается ?ередованием эпи?еских и лири?еских мест. Главная мысль баллады о роли Провидения в нашей жизни.

  6. Герои и сюжеты баллады В.А. Жуковского “Светлана
    Сюжет, герои и проблематика одной из баллад В.А.Жуковского .
    Баллада – это стихотворный рассказ преимущественно фантастического или героико-исторического характера.
    Наиболее известной балладой Жуковского является баллада , над которой поэт работал в 1808-1812 г. В качестве свадебного подарка баллада посвящена племяннице Жуковского А. Протасовой.
    Стремление автора восполнить национальную русскую тем в поэзии увенчалось наибольшим успехом. Он дал совокупность примет русского национального стиля: зима, колокольчик икона. Избушка. Использовал стиль народного сказочного повествования, зачин: .
    Отображена и этнографическая сторона народного быта: праздник Крещения с его обрядами. В образе Светланы Жуковский впервые намечает характерные черты русского женского типа, как он его понимает: верность, покорность, поэтичность.
    Далее в балладу входит и лирическая тема, связанная с тоской по милому другу. Потом идет описание приготовления к будущей свадьбе. Приведены подлинные тексты гадальной песни в обработанном виде, с обращением к мифологическому кузнецу. Приготовление к свадьбе со , относящихся к самому обряду.
    Это эпическое начало разрушается своим ответом и погружает нас в лирическую грусть .Дальнейшее развитие сюжета ведет к тому, что Светлана с помощью гаданий на зеркале вызывает жениха. Он опять призывает ехать девушку к венчанию. Но уже во время путешествия внушает Светлане тревогу. Она удивлена и настроена долгим молчанием жениха.
    И в храме встречает их гроб, и происходит не венчание, а обряд отпевания. Однако почему-то кони поносят молодых мимо храма, а потом из-за поднявшейся метели они свернули к одинокой хижине, где жених внезапно исчезает вместе с лошадьми. Светлана входит в хижину и видит. Покойник оживает но он не в состоянии причинить ей вреда. Её спасает молитва перед иконой Спаса.
    Картина свадьбы сменилась романтическим пейзажем: гроб с оживающим покойником, белым голубем, символизирующий бога. Мертвец, как ожидалось с самого начала баллады, оказался возлюбленным Светланы, а происходящие оказалось в финале сном.
    Мораль баллады в том, что вера спасла девушку от жениха-оборотня, который пытался увлечь Светлану с собой в потусторонний мир. И вот лирический эпилог поэмы, возвышающий героиню. В эпилоге лирический пейзаж – ручеёк, луг.
    Заключительные стихи раскрывают смысл её имении. Сюжет баллады драматичен, это поддерживается чередованием эпических и лирических мест. Главная мысль баллады о роли Провидения в нашей жизни.
    Список литературы
    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

  7. Зарождение романтизма в России пришлось на начало 19 века. Ранний этап его развития принято связывать с именем Жуковского. В его лице русский романтизм делал первые, робкие ещё шаги. Именно благодаря поэзии Жуковского можно сказать, что это течение выросло из сентиментализма, настолько созерцательны и статичны многие, особенно ранние его произведения. И действительно, первые замеченные критикой переводы поэта выдержаны в этом стиле, однако даже там уже начинают появляться черты, характерные для раннего романтизма: в его элегиях происходит столкновение мечты и действительности, его героем становится человек “с обманутой душою”, “разлюбивший” жизнь. Белинский очень точно выразил суть романтизма Жуковского, сказав, что он “первый на Руси выговорил жалобы человека на жизнь”. Вскоре после нескольких удачных опытов поэта, написанных в качестве “певца сердечных утрат”, оказалось, что с помощью жанра элегии невозможно выразить всю “бездну слез и страданий”.
    Не сумев преобразовать свои жалобы в открытый протест, не желая грубой борьбы, Жуковский переходит к лирическому идеалу, выраженному в поэтизированном изображении средневековья. Его влечет таинственное, скрытое от человеческих глаз, потустороннее, ставящее человека один на один с неведомыми силами и тем проявляющее его душу. Так в творчестве Жуковского появляются баллады.
    Одно из ярких произведений этого жанра, написанных поэтом, —”Кассандра”, перевод одноименной баллады Шиллера. Известно, что наиболее талантливые произведения Жуковского были именно переводами. Беря за основу, в качестве каркаса чужое произведение, поэт как бы облекал его живой плотью собственного таланта, получая жемчужину мирового искусства в самобытной оправе собственного понимания. Так “Кассандра” Шиллера, основанная на древнегреческих сказаниях “троянского цикла”, — это, несомненно, талантливое произведение, ограниченное, однако, сухим описанием событий. Жуковский создал оригинальное произведение, щедро украсив перевод атрибутами романтизма: бурей эмоций, метаниями измученной души, её горькими стенаниями и жалобами на судьбу.
    Сюжет баллады несложен и ничем не отличается от оригинала: Кассандру, дочь Приама, боги щедро одарили талантом предвидения будущего, приносящего ей лишь страдания. Начинается повествование с описания подготовки к свадьбе Поликсены, младшей сестры Кассандры, и Пелида, то есть Ахилла, названного здесь Пелидом по отцу Пелею. Вся атмосфера дворца Приама пронизана ожиданием предстоящего счастливого события. Все светится радостью, весельем и оживлением:
    Девы, юноши четами
    По узорчатым коврам,
    Украшенные венками
    Идут веселы во храм.
    Не рада одна лишь Кассандра, предугадывающая будущие несчастия и поэтому неспособная веселиться вместе со всеми. Это как бы отделяет ее от остальных. Мало того, что она несчастна из-за самого знания будущего, она к тому же и очень одинока, потому что никто не способен разделить ее тревоги. Это одиночество подчеркивается контрастом изображения духовного спокойствия каждого обитателя дворца и душевных метаний Кассандры:
    Стогны дышат фимиамом;
    В злато царский дом одет:
    Снова счастье над Пергамом…
    Для Кассандры счастья нет.
    Одной единственной строчкой, являющейся как бы приговором, девушка выделяется из общей массы и обрекается на страдания. Не выдержав тяжелого дара предвидения будущего, Кассандра начинает роптать на богов и жаловаться на свою несчастную долю. И именно здесь смог развернуть свой талант во всем своем великолепии Жуковский— романтик. Он поразительно точно передает все муки Кассандры: ужас лишения мечты, невозможность беззаботного веселья в отблесках будущих погребальных огней, пустоту и дикость мира, отчаяние бессилия что-либо изменить. Жуковский находит новое звучание слов, придавая им в гениальных сочетаниях неведомую доселе силу и мощь, фокусируя в нескольких словах всю первозданную остроту, казалось бы, непередаваемых чувств:
    И вотще мое стенанье,
    И печаль моя мне стыд:
    Лишь с пустынями страданье
    Сердце сирое делит.
    Кассандра умоляет богов забрать у нее небывалый талант, так как не в силах вынести его:
    Феб, возьми твой дар опасный,
    Очи мне спеши затмить;
    Тяжко истины ужасной
    Смертною скуделью быть…
    Девушка с тоской вспоминает прежнее счастье незнания, которое она называет “слепоты погибшей сладостью”, понимая, что отныне и навсегда обречена на постоянное ожидание будущих несчастий и смертей. И свою гибель и смерть любимого Кассандра тоже предсказывает:
    Вижу: грозно между нами
    Тень стигийская стоит.
    Хотя и понимает, что это для неё теперь не страшно, ведь она умерла уже тогда, когда получила свой дар. Для нее “весна напрасна”, ведь девушка эта давно “мертва душой”.
    Трагедия Кассандры — в знании будущего. Здесь автор ярко иллюстрирует насколько невыносима утрата способности непосредственно воспринимать события. Тяжело пришедшее в дом горе, но втройне тяжелее его предрешенность, долгое ожидание, невозможность остановить, не пустить беду на порог. Кассандра, не выдерживая этих мук, смиряется, погибает душой. И этой финальной смертью души Жуковский достигает поставленной им цели: на основе античного сюжета показать нравственную проблему глубокого проникновения разума человека в самую сущность течения жизни и страданий, приходящих вместе с пониманием жизни. В своей балладе он связывает холодную жизнь рассудка с жаром души, чем придает ей больший лиризм.
    В “Кассандре” Жуковский показал себя тонким знатоком человеческой души, сумев средствами поэтического выражения предложить свой взгляд на новую для того времени проблему взаимодействия миров духовного и разумного.

  8. Белинский писал, что муза Жуковского «дала русской поэзии душу и сердце». Действительно, в творчестве поэта впервые раскрылась глубина и сложность тайной, сокровенной жизни личности, одухотворенная красота чистого человеческого чувства. Поэт настойчиво противопоставлял внешнему миру с его злом и несправедливостью светлый внутренний мир как единственный источник счастья. Чувствительность души, любовь к мирной и тихой сельской природе, к уединению, тяга к жизни у скромного «домашнего очага», восторженная религиозность — все эти черты сентиментализма сочетаются в творчестве Жуковского с настроением тревоги, с обращением к таинственному и фантастическому, с культом мистического, с порывами к «невыразимому», характерными для русского романтизма. Недаром его считают одним из родоначальников этого литературного стиля.
    Несмотря на то, что поэт в течение всего творческого пути писал лирические стихотворения, популярность ему принесли прежде всего баллады. Он познакомил читателей с самыми выдающимися образцами этого жанра в европейской литературе: «Кассандрой» Шиллера, «Лесным царем» Гете, «Замком Смальгольм» В. Скотта и многими другими.
    В «Светлане» Жуковский предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся на национальные традиции народа. Сюжет в балладе трактован в рамках бытовой сцены гаданья девушек «в крещенский вечеров, что дало автору возможность воспроизвести черты русского национального быта, народных обычаев. Поэт стремится передать и некоторые особенности бытовой речи:
    Что, подруженька, с тобой?
    Вымолви словечко;
    Слушай песни круговой;
    Вынь себе колечко, –
    обращаются девушки к Светлане.
    В начале XIX века гадания утратили свою первоначальную магическую основу, став излюбленной девичьей игрой. Единственным путем к перемене жизни девушки в прошлом было замужество, поэтому вопрос, кто будет ее «суженым», имел большое значение. Таким образом, уже начальная картина дает возможность автору поставить нужную ему проблему отношения человека к своему будущему, к своей судьбе. Ее решение осуществляется поэтом на примере судьбы главной героини — русской крестьянки, образ которой выдержан в пастельных тонах:
    Молчалива и грустна
    Милая Светлана.
    Героиня грустит из-за длительной разлуки с женихом, для нее лишь милым «красен свет, им лишь сердце дышит». Томясь в ожидании, она произносит молитву:
    Я молюсь и слезы лью!
    Утоли печаль мою, Ангел-утешитель.
    А в полночь девушка гадает о судьбе своего возлюбленного, хочет узнать, как скоро он вернется. В состоянии полудремы невесте кажется, что жених наконец приезжает и увозит ее с собой. Затем они едут по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то Светлана замечает, что там идет отпевание. После долгого тревожного пути суженый привозит ее в уединенную хижину. Войдя туда, героиня видит гроб, из которого поднимается ее жених-покойник. Неожиданно появившийся «белый голубочек» защищает девушку от мертвеца.
    В основе идеи баллады лежит представление об ужасном событии в судьбе человека, оно реализуется у романтиков в образах привидений, покойников, которые оживают в гробах; мертвых женихов, скачущих ночью на коне за невестой; сатаны, являющегося за душой грешника; злодеев, продавших душу ребенка дьяволу. Действие обычно происходит в особой, полуфантастической обстановке: кладбище, разверстые могилы, каркающие вороны, багровая луна, освещающая пляшущих духов или скелеты, ночной лес, горящие деревья.
    В «Светлане» поэтика ужасного присутствует: здесь есть характерный романтический пейзаж — вечерний, ночной, кладбищенский — и сюжет, основанный на таинственном и страшном, но все это заметно смягчается интонацией стиха.
    Настроение тревоги, беспокойства и страха запечатлено в эпизодах баллады, рисующих гадание Светланы и ее сон:
    С тайной робостью она
    В зеркало глядится;
    Робость ей волнует грудь,
    Страшно ей назад взглянуть,
    Страх туманит очи…
    Даже образы, связанные с религиозными представлениями, иногда преображаются во что-то пугающее, отвечающее настроениям ожидания и страха от неизвестности:
    Яркий свет паникадил
    Тускнет в фимиаме;
    На средине черный гроб;
    И гласит протяжно поп: «Буди взят могилой!».
    В кульминационный момент повествования меняется изначально заданный национальный колорит на типично сентименталистскую ситуацию: «белоснежный голубок», преисполненный исключительной чувствительности по отношению к девушке, смело спасает Светлану от страшного, скрежещущего зубами мертвеца. Стоит голубку обнять ее крылами, как она просыпается и возвращается к исходной реальности. Подобная концовка идеализирует ситуацию, так как получается, что наяву всем сопутствует счастье, а несчастья возможны лишь во сне. Эта идеализация подкрепляется моралью:
    Лучший друг нам в жизни сей
    Вера в провиденье. Благ зиждителя закон:
    Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье.
    Все ужасы исчезают и как бы отменяются в своем осуществлении неожиданным пробуждением героини: она заснула во время гадания, все страхи оказались сном, а в реальности жених является к ней живым и невредимым, и счастье встречи любящих становится развязкой сюжета баллады.
    Жизнь как постоянное противостояние судьбе, как поединок человека и обстоятельств — такова этико-философская проблематика баллады, а романтическая идея произведения заключена в том, что любовь торжествует над смертью. Поэтому идея сюжета заключена в преодолении героиней преграды между этим и потусторонним миром.
    Баллады Жуковского открыли романтическое течение в русской литературе, создали оригинальную жанровую традицию: фантастически напряженный ход событий, драматизированный сюжет, моралистический итог, откровенную условность авторской позиции.
    Чтобы понять значение творчества поэта, достаточно сказать, что балладу «Светлана» и имя героини вспоминал Пушкин, описывая сон Татьяны. Велико было влияние Василия Андреевича на Баратынского и Лермонтова, Фета и Блока. И сегодня сердца читателей покоряет искренность, задушевность и глубокая человечность его лирических произведений. Сбылось предсказание А.С. Пушкина, сделавшего к портрету учителя и друга пророческую надпись:
    Его стихов пленительная сладость
    Пройдет веков завистливую даль,
    И, внемля им, вздохнет о славе младость,
    Утешится безмолвная печаль,
    И резвая задумается радость.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *