Сочинение на тему барская москва в комедии горе от ума

12 вариантов

  1. А.С. Грибоедов написал комедию “Горе от ума” в 1824 году. В это время в России было крепостное право. Грибоедову была тяжела мысль, что народ находится в рабстве. Среди лучших дворян зрела мысль о необходимости освобождения народа от тяжкого бремени. В двадцатых годах образовались тайные общества, люди, входящие в эти общества, впоследствии стали называться декабристами по случаю совершенного ими восстания в декабре 1825 года. В комедии “Горе от ума” Грибоедов запечатлел образ человека, взгляды и чувства которого близки декабристам – это Чацкий.
    Барская Москва в изображении Грибоедова представлена гостями и самим Фамусовым. Их образы очерчены насмешливо, сатирически, как толпа людей эгоистичных, неспособных критически мыслить, далеких от интересов народа и страны, живущих мелким расчетом. Идеалы их примитивны, они все стремятся к обогащению и к высокой карьере. Наиболее колоритно эти черты проявляются в Фамусове. Фамусов – защитник крепостнической системы, обеспечивающей ему спокойную жизнь, поэтому он яростный враг свободолюбивых идей. Стоило Чацкому высказаться о крепостничестве, как о рабстве, позоре страны, так Фамусов в ужасе восклицает: “Ах, боже мой. Он карбонарий, он вольность хочет проповедать! Да он властей не признает!” На первом месте у Фамусова личная выгода, стремление к обогащению, карьеризм. Его идеал – дядя Максим Петрович, который шутовским поведением сыскал себе расположение императрицы. Фамусова, как и всех его гостей, отличает крайнее невежество. Опасность для себя они видят в ученых людях, книгах. Он говорит: “Ученость – вот чума; ученье – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, идей и мнений”. Как чиновник он не заинтересован в служебных делах, он не думает об улучшении положения народа и признается в этом открыто: “Обычай мой такой: подписано – и с плеч долой”. На службу берет людей исходя из личных соображений. Как отец любит свою дочь, но не задумывается об её воспитании и, не задумываясь, может выдать её замуж за Скалозуба потому, что тот “…и золотой мешок, и метит в генералы”.
    Так же представителями “барской Москвы” являются Скалозуб и Молчалин. На первый взгляд они кажутся различными. Скалозуб достиг чинов, Молчалин – лакейского происхождения, его философия – угождать всем. Главные его черты – услужливость, фальшь его натуры и подлость. Он прикидывается, что влюблен в Софью, хотя любит Лизу – служанку в доме Фамусовых. Скалозуб – завидный зять. Отличается крайней необразованностью, не может связать двух слов. Но все же их объединяет то, что они приверженцы старой системы, далекие от гражданских интересов, эгоистичны, мечтают об обогащении и чинах.
    В этот мир фамусовых попадает Чацкий. Раньше Чацкий был близким другом дома Фамусова. Его, как и многих представителей того же фамусовского общества, тянуло в Европу, чтобы собственными глазами увидеть жизнь людей в других странах и сравнить российское общество с западноевропейским. Чацкий отправился за границу и провел там три года. Вернувшись, Чацкий уже не тот, что был прежде, он повзрослел и не может взглянуть теперь на всех и всё глазами того юноши, что покинул однажды этот дом. Ему невыносимо слышать и созерцать таких людей. Возникает острый конфликт между обществом и Чацким. Он пытается открыть им глаза на то, что на свете есть и другие идеалы, более чистые, более возвышенные, ради которых стоит жить, но это оказывается невозможно. В глазах фамусовского общества он опасный чудак или просто сумасшедший, по словам Софьи.
    Грибоедов первым в русской литературе создал образ человека готового отдать все душевные силы для процветания Родины, благополучия народа. Комедия “Горе от ума” звучит современно и актуально. Сейчас общество разделилось на два лагеря: народ, который унижен и обкраден, и правителей, образы которых предстают в свете их эгоизма, оторванности от народа. России нужны люди с чистыми помыслами и гражданской активностью, как Чацкий.

  2. А. С. Грибоедов в своей комедии показал противоборство двух лагерей русского дворянства в начале 20-х годов XIX века. Это были годы, когда передовые дворяне отчетливо поняли необходимость назревших в стране перемен и повели борьбу с силами реакции. Началась схватка, апогеем которой явилось восстание декабристов. Лучшая часть русского дворянства выступила против порядков, царящих в обществе, мастерски показанном Грибоедовым на примере московского барства.
    Образы московских дворян в комедии имеют много общих черт. Это реакционно настроенные люди, гонители всего передового. Первую характеристику представителям фамусовско-го общества дают фамилии героев комедии. Продолжая традиции Фонвизина, Грибоедов использует прием «говорящих фамилий», вводя в произведение Хлестову, Скалозуба, Тугоуховскую, Репетилова.
    Люди, собравшиеся в доме Фамусова, являются убежденными сторонниками самодержавно-крепостного строя. Им дорого прошлое, «золотой век» русского дворянства:
    Тогда не то, что ныне,
    При государыне служил Екатерине.

    Это общество боится всего нового. Фамусов и его гости не либеральничают, они прямо и гордо говорят о своей приверженности «веку минувшему»:
    Не то, чтоб новизны вводили, — никогда,
    Спаси нас Боже! Нет…

    Барская Москва охраняет свои дворянские интересы. Личные качества человека, его душа не интересуют этих людей. Здесь каждого оценивают по богатству и происхождению. Все определяют деньги, чины, количество крепостных:
    Будь плохенький, да если наберётся
    Душ тысячки две родовых, — Тот и жених.

    Так мыслит не только Фамусов, произносящий эти слова. Княгиня Тугоуховская, узнав, что Чацкий не богат и не камер-юнкер, перестает им интересоваться. В этом обществе все очень хорошо знают, кто богат, а кто нет, у кого сколько душ. Споря с Фамусовым о количестве крепостных у Чацкого, Хлес-това с обидой заявляет:
    Уж чужих имений мне не знать!
    Понимая, что число крепостных определяет место дворянина в обществе, гости Фамусова не видят в крестьянах людей. Рабов продают, обменивают на собак. Хлестова, например, приезжает к Фамусовым с собачкой и «арапкой-девкой» и просит дочь хозяина, Софью:
    Вели их накормить, ужо, дружочек мой.
    От ужина сошли подачку.

    Для этой московской барыни равноценны собачка и живой человек. Фамусов, рассердившись на слуг, грозит:
    В работу вас! на поселенье вас!
    Цель жизни этих господ — карьера, почести, богатство. Максим Петрович, «вельможа в случае» при Екатерине, камергер Кузьма Петрович — вот образцы для подражания. Лицемерные, глупые, но зато богатые и знатные люди. Фамусов мечтает выдать дочь замуж за Скалозуба только потому, что тот «и золотой мешок, и метит в генералы». Службу московские дворяне рассматривают как источник дохода, средство достижения чинов. Протекция, кумовство — обычное явление в мире этих людей. Не об интересах страны, а о личной выгоде заботятся дворяне. Они проявляют единодушие в борьбе против идей и взглядов Чацкого, которого считают опасным вольнодумцем. Источник этой «чумы» барство видит в просвещении. Фамусов предлагает:
    Уж коли зло пресечь:
    Забрать все книги бы, да сжечь.

    Невежественное барство является ярым гонителем науки и образования и не стыдится этого. Такие люди были оплотом реакции в борьбе с разумом.
    Воспитание, полученное московскими барчуками, делает их чуждыми своему народу. Они не знают родного языка, преклоняются перед всем иностранным. Барство оторвано от народной почвы. Образцом невежества и грубости нравов может служить речь Скалозуба, которого Чацкий назвал «созвездием маневров и мазурки».
    Удушливая атмосфера барской Москвы губительно влияет на человека. В этой среде погибают все хорошие задатки человеческой натуры. Примером служит судьба Софьи Фамусовой. Из нежной, романтичной девушки выросла властная барыня. Больно было Чацкому увидеть в ней такие перемены.
    Такова картина барской Москвы. Пороки, характерные для фамусовского общества, были присущи всей крепостнической России. Против этих реакционеров выступали лучшие сыны Отечества, будущие декабристы, идеалы которых разделял А. С. Грибоедов, показавший уродливое лицо «века минувшего».

  3. 3
    Текст добавил: d{рожденная в СССР}b

    Защитник самодержавно-кре­постнического строя, верный дворянским традициям, он объявляет Чацкого, защищающего право человека свободно выби­рать себе занятия, опасным, не признающим властей, и угрожает ему судом. Олицетворяя собой высшее чиновничество, его без­деятельность на службе, чванство и взяточничество, Фамусов, тем не менее, не карикатура, — он имеет яркий характер, обладает здравым смыслом; его суждения — результат жизненного опыта; некоторые характеристики, данные им другим персонажам пье­сы, остры и метки. Но Фамусов, каким его создал Грибоедов, все же действительное, ощутимое, живое зло, так как он обладает реальной властью над людьми.
    Весьма близок Фамусову Скалозуб — человек, которого мож­но назвать слепым исполнителем воли вышестоящего начальства, противник любой свободной мысли и просвещения, тупой, без­думный солдафон и карьерист, но карьеризм его преступен — он основан на потерях армии. Этот «хрипун, удавленник, фагот, со­звездие маневров и мазурки», гоняющийся за чинами, орденами и богатой невестой, отражает в пьесе измельчание и опошление военного человека.
    Резкими, типическими чертами обладают и все остальные пер­сонажи барской Москвы, выведенные в «Горе от ума».
    Перед нами предстают Платон Михайлович Горич — в прошлом приятель Чацкого, а ныне — опустившийся, инертный, попавший «под каблук» жены, внутренне примирившийся с фамусовским миром, человек; княжеское семейство Тугоуховских, где дочери озабочены лишь удачным замужество^, и вместе с матерью помы­кают старым отцом; важная московская барыня Хлестова, грубо­ватая, не привыкшая сдерживаться в словах, стремящаяся повеле­вать и властвовать, преданная, как и Фамусов, старым устоям и порядкам.
    Фамусовское общество не может существовать также без таких людей, как Загорецкий, — светский шулер, мошенник и донос­чик, необходимый спутник Фамусовых и Хлестовых. «Лгунишка он, картежник, вор… да мастер услужить»,,.— характеризует его Хлестова, разоблачая тем самым нравственный уровень и свой соб­ственный, и всего своего круга.
    Значительное место занимает и Репетилов — «душа» дворянс­кого общества, шут, сплетник, пустозвон, прикрывающийся увле­чением либеральными идеями, чтобы иметь возможность «пошу­меть» в клубе».
    Как свой принят в этом мире Молчалин — «безродный» секре­тарь Фамусрва – совершенное ничтожество, человек, который боится произнести лишнее слово, который не смеет «свое сужде­ние иметь», но знает, какдойти «степеней известных» и готов угож­дать всем, «ведь нынче любят бессловесных». Он обладает, по сво­ему собственному убеждению, двумя талантами — умеренностью и аккуратностью, которые и обеспечивают ему успех.
    Одним из главных персонажей является Софья — типичная московская барышня, неглупая, но воспитанная не на реальной жизни, а, по тогдашней моде, на французских романах. Наделенная от природы незаурядным умом и другими положительными каче­ствами, она все же полностью принадлежит фамусовскому миру.
    Галерея типических образов барской Москвы включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не действует, они упомина­ются только в характеристиках, которые дают основные персона­жи пьесы, но все эти лица имеют очень важное значение для пол­ноты картины московского общества, его обычаев и нравов. В их числе и «черномазенький» завсегдатаи всех балов и обедов, и кре­постник-театрал, чей «дом зеленью раскрашен в виде рощи», но сам он «толст, его артисты тбщи», и влиятельная старуха Татья­на Юрьевна, и нахальный «французик из Бордо»; «адамы?—сунь­ся кто, попробуй овладей; судьи всему, везде, над ними нет су­дей», — вплоть до княгини Марьи Алексеевны, блюстительницы общественного мнения в фамусовском мире.
    Эта галерея колоритных образов типичных представителей бар­ской Москвы, где отсутствует представление о национальной куль­туре, процветает низкопоклонство перед чинами, перед всем ино­странным, где родители воспитывают детей, набирая «полки учи­телей» «числом поболее, ценою подешевле». Тут процветают сплет­ни, боятся не дурных поступков, а пересудов: «Грех — не беда», «Как можно против всех!». Фамусовское общество — это реакция, косность, рутина, ци­низм, устойчивый, раз и навсегда определенный уклад жизни.

  4. А.С. Грибоедов написал комедию «Горе от ума» в 1824 году. В это время в России было крепостное право. Грибоедову была тяжела мысль, что народ находится в рабстве. Среди лучших дворян зрела мысль о необходимости освобождения народа от тяжкого бремени. В двадцатых годах образовались тайные общества, люди, входящие в эти общества, впоследствии стали называться декабристами по случаю совершенного ими восстания в декабре 1825 года. В комедии «Горе от ума» Грибоедов запечатлел образ человека, взгляды и чувства которого близки декабристам — это Чацкий.
    Барская Москва в изображении Грибоедова представлена гостями и самим Фамусовым. Их образы очерчены насмешливо, сатирически, как толпа людей эгоистичных, неспособных критически мыслить, далеких от интересов народа и страны, живущих мелким расчетом. Идеалы их примитивны, они все стремятся к обогащению и к высокой карьере. Наиболее колоритно эти черты проявляются в Фамусове. Фамусов — защитник крепостнической системы, обеспечивающей ему спокойную жизнь, поэтому он яростный враг свободолюбивых идей. Стоило Чацкому высказаться о крепостничестве, как о рабстве, позоре страны, так Фамусов в ужасе восклицает: «Ах, боже мой. Он карбонарий, он вольность хочет проповедать! Да он властей не признает!» На первом месте у Фамусова личная выгода, стремление к обогащению, карьеризм. Его идеал — дядя Максим Петрович, который шутовским поведением сыскал себе расположение императрицы.
    Фамусова, как и всех его гостей, отличает крайнее невежество. Опасность для себя они видят в ученых людях, книгах. Он говорит: «Ученость — вот чума; ученье — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, идей и мнений». Как чиновник он не заинтересован в служебных делах, он не думает об улучшении положения народа и признается в этом открыто: «Обычай мой такой: подписано — и с плеч долой». На службу берет людей исходя из личных соображений. Как отец любит свою дочь, но не задумывается об её воспитании и, не задумываясь, может выдать её замуж за Скалозуба потому, что тот “…и золотой мешок, и метит в генералы”.
    Так же представителями «барской Москвы» являются Скалозуб и Молчалин. На первый взгляд они кажутся различными. Скалозуб достиг чинов, Молчалин — лакейского происхождения, его философия — угождать всем. Главные его черты — услужливость, фальшь его натуры и подлость. Он прикидывается, что влюблен в Софью, хотя любит Лизу — служанку в доме Фамусовых. Скалозуб — завидный зять. Отличается крайней необразованностью, не может связать двух слов. Но все же их объединяет то, что они приверженцы старой системы, далекие от гражданских интересов, эгоистичны, мечтают об обогащении и чинах.
    В этот мир фамусовых попадает Чацкий. Раньше Чацкий был близким другом дома Фамусова. Его, как и многих представителей того же фамусовского общества, тянуло в Европу, чтобы собственными глазами увидеть жизнь людей в других странах и сравнить российское общество с западноевропейским. Чацкий отправился за границу и провел там три года. Вернувшись, Чацкий уже не тот, что был прежде, он повзрослел и не может взглянуть теперь на всех и всё глазами того юноши, что покинул однажды этот дом. Ему невыносимо слышать и созерцать таких людей. Возникает острый конфликт между обществом и Чацким. Он пытается открыть им глаза на то, что на свете есть и другие идеалы, более чистые, более возвышенные, ради которых стоит жить, но это оказывается невозможно. В глазах фамусовского общества он опасный чудак или просто сумасшедший, по словам Софьи.
    Грибоедов первым в русской литературе создал образ человека готового отдать все душевные силы для процветания Родины, благополучия народа. Комедия «Горе от ума» звучит современно и актуально. Сейчас общество разделилось на два лагеря: народ, который унижен и обкраден, и правителей, образы которых предстают в свете их эгоизма, оторванности от народа. России нужны люди с чистыми помыслами и гражданской активностью, как Чацкий.

  5. Грибоедов А. С.

    Сочинение по произведению на тему: Барская Москва в изображении А. С. Грибоедова.

    А. С. Грибоедов написал комедию “Горе от ума” в 1824 году. В это время в России было крепостное право. Грибоедову была тяжела мысль, что народ находится в рабстве. Среди лучших дворян зрела мысль о необходимости освобождения народа от тяжкого бремени. В двадцатых годах образовались тайные общества, люди, входящие в эти общества, впоследствии стали называться декабристами по случаю совершенного ими восстания в декабре 1825 года. В комедии “Горе от ума” Грибоедов запечатлел образ человека, взгляды и чувства которого близки декабристам – это Чацкий.
    Барская Москва в изображении Грибоедова представлена гостями и самим Фамусовым. Их образы очерчены насмешливо, сатирически, как толпа людей эгоистичных, неспособных критически мыслить, далеких от интересов народа и страны, живущих мелким расчетом. Идеалы их примитивны, они все стремятся к обогащению и к высокой карьере. Наиболее колоритно эти черты проявляются в Фамусове. Фамусов – защитник крепостнической системы, обеспечивающей ему спокойную жизнь, поэтому он яростный враг свободолюбивых идей. Стоило Чацкому высказаться о крепостничестве, как о рабстве, позоре страны, так Фамусов в ужасе восклицает: “Ах, боже мой. Он карбонарий, он вольность хочет проповедать! Да он властей не признает!” На первом месте у Фамусова личная выгода, стремление к обогащению, карьеризм. Его идеал – дядя Максим Петрович, который шутовским поведением сыскал себе расположение императрицы. Фамусова, как и всех его гостей, отличает крайнее невежество. Опасность для себя они видят в ученых людях, книгах. Он говорит: “Ученость – вот чума; ученье – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, идей и мнений”. Как чиновник он не заинтересован в служебных делах, он не думает об улучшении положения народа и признается в этом открыто: “Обычай мой такой: подписано – и с плеч долой”. На службу берет людей исходя из личных соображений. Как отец любит свою дочь, но не задумывается об её воспитании и, не задумываясь, может выдать её замуж за Скалозуба потому, что тот “…и золотой мешок, и метит в генералы”.
    Так же представителями “барской Москвы” являются Скалозуб и Молчалин. На первый взгляд они кажутся различными. Скалозуб достиг чинов, Молчалин – лакейского происхождения, его философия – угождать всем. Главные его черты – услужливость, фальшь его натуры и подлость. Он прикидывается, что влюблен в Софью, хотя любит Лизу – служанку в доме Фамусовых. Скалозуб – завидный зять. Отличается крайней необразованностью, не может связать двух слов. Но все же их объединяет то, что они приверженцы старой системы, далекие от гражданских интересов, эгоистичны, мечтают об обогащении и чинах.
    В этот мир фамусовых попадает Чацкий. Раньше Чацкий был близким другом дома Фамусова. Его, как и многих представителей того же фамусовского общества, тянуло в Европу, чтобы собственными глазами увидеть жизнь людей в других странах и сравнить российское общество с западноевропейским. Чацкий отправился за границу и провел там три года. Вернувшись, Чацкий уже не тот, что был прежде, он повзрослел и не может взглянуть теперь на всех и всё глазами того юноши, что покинул однажды этот дом. Ему невыносимо слышать и созерцать таких людей. Возникает острый конфликт между обществом и Чацким. Он пытается открыть им глаза на то, что на свете есть и другие идеалы, более чистые, более возвышенные, ради которых стоит жить, но это оказывается невозможно. В глазах фамусовского общества он опасный чудак или просто сумасшедший, по словам Софьи.
    Грибоедов первым в русской литературе создал образ человека готового отдать все душевные силы для процветания Родины, благополучия народа. Комедия “Горе от ума” звучит современно и актуально. Сейчас общество разделилось на два лагеря: народ, который унижен и обкраден, и правителей, образы которых предстают в свете их эгоизма, оторванности от народа. России нужны люди с чистыми помыслами и гражданской активностью, как Чацкий.
    griboedov/raznoe
    История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия – сборник сочинений и эссе по литературе

  6. Образ Москвы в произведениях писателей русской литературы девятнадцатого века занимает весьма значительное место. С одной стороны, ее изображали как хранительницу “старины глубокой”, с ее патриархальностью и приверженностью русским традициям. С другой стороны, она вдруг делалась добровольной провинцией Франции, рабски подражая ее нравам и обычаям. Но наиболее часто прослеживается антитеза Москвы и Петербурга как противопоставление старой барской Москвы с ее патриархальностью и новой, блестящей, светски европейской столицы государства Российского.
    В комедии Грибоедова “Горе от ума” перед нами предстала не только старая Москва, но и весь уклад жизни русского дворянства 10-20-х годов XIX столетия. Так как основным конфликтом пьесы является столкновение двух эпох русской жизни: “века нынешнего” и “века минувшего”, – то уже сам приезд Чацкого, главного героя комедии, представителя передовой части русского дворянства, предполагает его противопоставление московскому дворянству или, как принято называть, фамусовскому обществу.
    Под образом Москвы в комедии следует понимать описание быта и нравов московского дворянского общества. Конечно, “купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки” мелькают перед въезжающим в Москву Чацким, как перед Лариной Татьяной в “Евгении Онегине”, но они его не занимают, так как драматург в своей комедии не ставит перед собой цель дать широкую панораму жизни всего города.
    Грибоедовская Москва – это город, где отслужившие свое “тузы живут и умирают”. Эти тузы вместе со своими женами и детьми и представляют единый образ. Вся женская половина общества занята поисками выгодных женихов, а мужчины горят желанием сделать карьеру. Графиня-внучка, увидев Чацкого, первым делом осведомляется о его семейном положении и уезжает с бала озлобленная из-за отсутствия танцовщиков, упрекая Фамусова в том, что “умел же он гостей созвать — уродов с того света”. Князья Тугоуховские также заняты поисками выгодных партий для своих шести дочерей; княгиня, узнав, что Чацкий небогат и нигде не служит, тут же кричит мужу: “Князь, князь! Назад!”, и муж-слуга послушно поворачивает назад. Материальное положение является чуть ли не единственным критерием оценки человека в обществе. “А Чацкого мне жаль. По-христиански так; он жалости достоин… имел душ сотни три”. Человек в фамусовском обществе ценится по количеству крепостных душ. Так, Фамусов говорит Софье: “У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених”. Именно такие требования предъявляются к человеку в обществе, где все существование сводится “к обедам, ужинам и танцам”. Старшее поколение живет воспоминаниями о прошлом. “Все фрейлиной Екатерины Первой?” – спрашивает Чацкий у Софьи о ее тетушке. А новое ничуть не лучше старого. В нем мы видим тот же карьеризм, ту же беспринципность в лице Молчалива и Скалозуба.
    Большую роль в обществе играет женская половина. Именно им принадлежит право составлять общественное мнение. Они “судьи всему, над ними нет судей”. С их помощью можно было получить чин или продвижение по службе, они были способны одним словом уничтожить человека, пустив о нем нелепую сплетню, как сделали с Чацким. Молчалин чрезвычайно удивлен пренебрежительным отношением Чацкого к Татьяне Юрьевне, (ведь “чиновные и должностные – все ей друзья и все родные”), а тот не может понять удивления Молчалина. Не может Чацкий понять и причин, побудивших Платона Михайловича Горича из достойного мужчины превратиться в игрушку в руках своей жены. Боится мнения женщин и сам Фамусов, восклицающий в конце комедии: “Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” Теперь ясно, почему Софья выбирает Молчалина. Она видит пример окружающих и чувствует за собой обязанность управлять супругом. Ей нужен “муж-мальчик, муж-слуга”, а Чацкий для этой роли не подходит, поэтому и выбирается Молчалин. Княгиня Тугоуховская очень огорчена, видя, что Чацкий в чем-то не соответствует “идеалу московских мужей”, ведь ей надо выдать замуж шестерых дочерей.
    Для всех членов фамусовского общества главное – это репутация. Важно только то, чтобы соблюдались внешние правила приличия, а “грех не беда, молва не хороша”. Все члены фамусовского общества боятся каких-либо перемен, которые способны будут изменить их устоявшуюся спокойную жизнь. Они боятся умных и образованных людей как потенциальных носителей вольнодумных мыслей, видя причины распространения вольнодумства в образовании:
    Ученье – вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    Чацкому необходимо было побывать на танцевальном вечере у Фамусова, чтобы убедиться в том, что “дома новы, а предрассудки стары” в Москве. От него там ждали не вестей о французской революции, а новых сплетен и разговоров. Все присутствующие в доме Фамусова прекрасно знают цену Загорецкому: “доносчик, мошенник, вор”, однако “всюду принимают”. И Софья, и Хлестова выражают ему свою благодарность за мелкие услуги, сделанные бесчестным путем. Его даже Репетилов, не отличающийся большой проницательностью, боится. При появлении Заго-рецкого просвещенный “вандал” тотчас же переводит разговор на водевиль. Репетилов — один из ярких персонажей комедии. На его примере .Грибоедов изобразил пародию на представителей толпы, всегда ожидающей выдающегося человека или идею. Из сбивчивых речей Репетилова невозможно понять, действительно ли в его секретнейшем союзе все такие глупцы и плуты или же это особенность репетиловской манеры изложения. Подобные образы встретятся и позже в русской литературе, например, Ситников в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”.
    Блестящего изображения московских нравов и быта Грибоедов добился во многом благодаря переосмыслению принципа трех единств, лежащих в основе классицистической комедии, а также введению эпизодических и внесценических персонажей, которые дополняют сценические.
    Внесценические персонажи так же, как и сценические, можно разделить на представителей фамусовского общества и единомышленников Чацкого. К последним относятся двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”, князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, “химик и ботаник”, профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”. Наличие этой группы – одно из немногих доказательств жизненности идей и идеалов Чацкого, ведь никто из сценических героев не симпатизирует Чацкому и не разделяет его идей и взглядов. Чацкий и его единомышленники умны, образованны, их умы “алчут познаний”, но их ничтожно мало по сравнению со всей массой Фамусовых, молчаливых, скалозубов.
    Итак, в комедии “Горе от ума” перед нами предстали живые типы русских людей первой четверти XIX века, с их устоявшимися нравами и укладом жизни. Эти типы заключают в себе глубокое обобщение. Благодаря мастерству автора картина русской жизни, нашедшая воплощение в комедии “Горе от ума”, получила название грибоедовская Москва.

  7. Александр Сергеевич Грибоедов создал знаменитую, новаторскую для первой половины 19 столетия комедию «Горе от ума». На страницах пьесы автор выступил с осуждением дворянского общества того времени. Действие разворачивается в доме управляющего казенного дома Петра Афанасьевича Фамусова. Это человек, имеющий значительный вес в Москве. Именно им и его окружением и представлена Москва в комедии.
    Произведение рисует яркую панораму города в такое непростое время. Закончилась Отечественная война 1812 года, русский народ осознал всю значимость своей национальности, в обществе распространяются прогрессивные идеи, носителями которых являются в основном молодые дворяне.
    Такими чертами Грибоедов наделяет главного героя Александра Андреевича Чацкого. Он в одиночку выступает против всего фамусовского общество, боящегося потерять свое положение, не намеренного отказываться от устоявшегося быта и привычек.
    Какой же предстает Москва на страницах пьесы? Мы видим город глазами главного героя. Чацкий возвращается после трех лет скитания по свету. Он воспитывался в доме Павла Афанасьевича и именно туда стремится всей душой попасть. Не только родина его манит, молодого человека связывали теплые чувства с Софьей, и он надеется на их возобновление.
    Герою представляется, что город, восстановленный после войны, должен был измениться. Люди должны изменить свои взгляды. Но не тут-то было. Оказывается, что поменялась только обстановка. В новых особняках господствуют все те же нравы и предрассудки. Общество, собирающееся в доме дворянина Фамусова, все так же кутит и в пирах и развлечениях проживает свою жизнь.

  8. А. С. Грибоедов (1794—1829) родился в дворянской семье. Его жизнь и деятельность проходили под влиянием героической борь­бы русского народа против Наполеона и в период революционного движения дека­бристов.
    Высокообразованный и воспитанный чело­век, он владел многими иностранными язы­ками, писал музыку, был талантливым госу­дарственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. Грибоедов тон­ко понимал русский характер, душевную кра­соту и живой ум русского человека.
    Грибоедов очень любил Россию. Эта лю­бовь к Родине сочеталась в его душе с нена­вистью к рабству и угнетению. Он презирал пошлый и варварский мир крепостников-по­мещиков, чиновников, взяточников.
    Эти черты характера и мировоззрения Гри­боедова отразились в комедии «Горе от ума». В ней автор выступил с резкой крити­кой самодержавно-крепостнического строя. В образе Александра Андреевича Чацкого Грибоедов показал человека передовых взглядов, презирающего реакционное обще­ство, защищающего свободу, гуманность, культуру, имеющего свой взгляд на мир и че­ловеческие отношения.
    Чацкий — молодой, культурный, высокооб­разованный человек, недавно вернувшийся из заграничного путешествия. Он принадлежит к небогатой семье дворян. Детство Чацкого прошло в Москве, затем он служил в Петер­бурге, был «с министром знаком», но бросил службу, не желая «прислуживаться». Он гнев­но критикует существующие порядки. Но та­ких людей, как Чацкий, в то время было еще немного. В комедии «Горе от ума» герой пока­зан во враждебном окружении. Вокруг него процветает мир Фамусовых, скалозубов, молчалиных и загорецких, с его мелкими целями и низкими стремлениями.
    Грибоедов обнажает и подвергает крити­ке все основные недостатки тогдашней Рос­сии: безнравственный облик крепостников, паразитизм дворянства, его отсталость и консерватизм. В комедии много действу­ющих лиц, представляющих московское дворянское общество. Дополняют их также вне сценические персонажи: Максим Петро­вич, Татьяна Юрьевна, Марья Алексевна и другие. Это позволило включить в пьесу и придворные круги. Таким образом «Горе от ума» дает широчайшую картину жизни России начала XIX века.
    Основной противник Чацкого Фамусов — бо­гатый крепостник, защитник самодержавно-крепостнического строя, типичный представи­тель барской Москвы. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Иначе говоря, презирает их.
    Чацкого возмущает барская Москва, кото­рая ценит в людях лишь чины и богатство. «Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара», — говорит Фамусов. А да­лее он добавляет:
    Вот, например, у нас уж исстари ведется,
    Что по отцу и сыну честь:
    Будь плохонький, да если наберется
    Душ тысячи две родовых,
    Тот и жених.
    Чацкий выступает против тех, кто к службе относится формально, бюрократически. Ес­ли Фамусов считает: «подписано, так с плеч долой», то Чацкий говорит: «Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа».
    К себе на службу Фамусов берет только род­ных и близких. Он хочет убедить Чацкого слу­жить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — он считает, что нужно служить «делу, а не лицам». Чацкий уважает таких молодых людей, которые не торопятся записаться «в полки шутов».
    Ярким примером такого «шута» является подхалим Молчалин, который в комедии по­казан низким и пошлым, привыкшим угож­дать «всем людям без изъятья». Еще отец учил его этому:
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платье,
    Швейцару, дворнику, для избежания зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была!
    Все в Молчалине: поведение, слова, — подчеркивают малодушие человека, стремя­щегося сделать себе карьеру, «не разбира­ясь в средствах». Он бессовестно обманыва­ет Софью, которую любит «по должности». Чацкий с горечью замечает: «Молчалины блаженствуют на свете!»
    Грибоедов смело выступает против па­лочной муштры, аракчеевщины в армии. Так, полковника Скалозуба интересуют только чины и награды. Он мечтает о чине генерала, радуется, читая о том, что его то­варищи погибли:
    Довольно счастлив и в товарищах моих —
    Вакансии как раз открыты!
    То старших выключат иных,
    Другие, смотришь, перебиты.
    Скалозуб заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени: «Хри­пун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки» — так характеризует его Грибое­дов. Скалозуб — враг просвещения и науки. «Ученостью меня не обморочишь», — гово­рит он, приветствуя проект, по которому в школе будут учить только шагистике, «а кни­ги сохранят так: для больших оказий». Но не только один Скалозуб выступает против про­свещения, знаний, науки. Все фамусовское общество не любит просвещенных людей. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных разве­лось людей, и дел, и мнений», — говорит Фа­мусов. А богатая старуха Хлестова, говоря об образовании, заявляет:
    И впрямь, с ума сойдешь от этих, от одних
    От пансионов, школ, лицеев…
    Образы комедии глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова плут Загорецкий и все прочие — типичные представители барской Москвы. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли которых устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое.
    Мы видим, как это общество преклоняется перед всем иностранным. Чацкий осуждает это «пустое, рабское, слепое подражанье». Его возмущает, когда какой-то «французик из Бордо», приехав в Россию, чувствует себя как дома. Чацкий призывает:
    Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
    Чтоб умный, бодрый наш народ
    Хотя по языку нас не считал за немцев!
    В этих словах и любовь к русскому наро­ду, и призыв к борьбе за национальное до­стоинство.
    Грибоедов показывает, как искалечило фамусовское общество Софью, умную, кра­сивую и мечтательную девушку. Воспитание француженок-гувернанток привило Софье много отрицательных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в бар­ской Москве взглядов, приучило ее ко лжи и лицемерию. Ее природный ум и доброта не могли получить в фамусовском обществе должного развития. Поэтому она и предпо­чла Чацкому Молчалина, не сумев распоз­нать настоящую любовь. Чацкий же любит Софью. «Чуть свет — уж на ногах! И я у ва­ших ног», — говорит он. Но Софья отталки­вает его, и тогда Чацкий с болью в сердце произносит:
    Другой найдется, благонравный,
    Низкопоклонник и делец,
    Достоинствами, наконец,
    Он будущему тестю равный.
    В том, что Софья стала типичной барыш­ней фамусовского общества, она не винова­та. Виновато общество, в котором она роди­лась и жила, «она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха» (Гончаров. «Мильон терза­ний»). Софье, по заключению Гончарова, «тя­желее даже Чацкого».
    Резкая, обличительная сатира Грибоедова попала в цель и вызвала бурю протеста в дворянской среде. Передовые люди того времени, наоборот, горячо приветствовали появление комедии «Горе от ума». В. Г. Бе­линский писал: «Какая убийственная сила сарказма, какая едкость иронии, какой па­фос в лирических излияниях раздраженного чувства… Какие Типические характеры; ка­кой язык, какой стих — энергический, сжа­тый, молниеносный, чисто русский! Удиви­тельно ли, что стихи Грибоедова обратились в поговорки и пословицы и разносились между образованными людьми по всем кон­цам земли русской!»
    Комедия «Горе от ума» и сейчас не утрати­ла своего значения. Вместе с автором мы по-прежнему смеемся и негодуем. Грибоедов подверг критике не только недостатки своего времени, он выступил против всего косного и ничтожного, за передовое и благородное. И нам ценна горячая вера писателя в Рос­сию, в свою Родину.

  9. Фев
    27 2016

    Барская Москва в изображении А. С. Грибоедова.

    А. С. Грибоедов написал комедию “Горе от ума” в 1824 году. В это время в России было крепостное право. Грибоедову была тяжела мысль, что народ находится в рабстве. Среди лучших дворян &copy A L L S o c h. r u зрела мысль о необходимости освобождения народа от тяжкого бремени. В двадцатых годах образовались тайные общества, люди, входящие в эти общества, впоследствии стали называться декабристами по случаю совершенного ими восстания в декабре 1825 года.
    В комедии “Горе от ума” Грибоедов запечатлел образ человека, взгляды и чувства которого близки декабристам это Чацкий. Барская Москва в изображении Грибоедова представлена гостями и самим Фамусовым. Их образы очерчены насмешливо, сатирически, как толпа людей эгоистичных, неспособных критически мыслить, далеких от интересов народа и страны, живущих мелким расчетом. Идеалы их примитивны, они все стремятся к обогащению и к высокой карьере.
    Наиболее колоритно эти черты проявляются в Фамусове. Фамусов защитник крепостнической системы, обеспечивающей ему спокойную жизнь, поэтому он яростный враг свободолюбивых идей. Стоило Чацкому высказаться о крепостничестве, как о рабстве, позоре страны, так Фамусов в ужасе восклицает: “Ах, боже мой. Он карбонарий, он вольность хочет проповедать!
    Да он властей не признает!” На первом месте у Фамусова личная выгода, стремление к обогащению, карьеризм. Его идеал дядя Максим Петрович, который шутовским поведением сыскал себе расположение императрицы. Фамусова, как и всех его гостей, отличает крайнее невежество. Опасность для себя они видят в ученых людях, книгах.
    Он говорит: “Ученость вот чума; ученье вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, идей и мнений”. Как чиновник он не заинтересован в служебных делах, он не думает об улучшении положения народа и признается в этом открыто: “Обычай мой такой: подписано и с плеч долой”. На службу берет людей исходя из личных соображений. Как отец любит свою дочь, но не задумывается об её воспитании и, не задумываясь, может выдать её замуж за Скалозуба потому, что тот “…и золотой мешок, и метит в генералы”. Так же представителями “барской Москвы” являются Скалозуб и Молчалин.
    На первый взгляд они кажутся различными. Скалозуб достиг чинов, Молчалин лакейского происхождения, его философия угождать всем. Главные его черты услужливость, фальшь его натуры и подлость.
    Он прикидывается, что влюблен в Софью, хотя любит Лизу служанку в доме Фамусовых. Скалозуб завидный зять. Отличается крайней необразованностью, не может связать двух слов.
    Но все же их объединяет то, что они приверженцы старой системы, далекие от гражданских интересов, эгоистичны, мечтают об обогащении и чинах. В этот мир фамусовых попадает Чацкий. Раньше Чацкий был близким другом дома Фамусова. Его, как и многих представителей того же фамусовского общества, тянуло в Европу, чтобы собственными глазами увидеть жизнь людей в других странах и сравнить российское общество с западноевропейским. Чацкий отправился за границу и провел там три года.
    Вернувшись, Чацкий уже не тот, что был прежде, он повзрослел и не может взглянуть теперь на всех и всё глазами того юноши, что покинул однажды этот дом. Ему невыносимо слышать и созерцать таких людей. Возникает острый конфликт между обществом и Чацким. Он пытается открыть им глаза на то, что на свете есть и другие идеалы, более чистые, более возвышенные, ради которых стоит жить, но это оказывается невозможно.
    В глазах фамусовского общества он опасный чудак или просто сумасшедший, по словам Софьи. Грибоедов первым в русской литературе создал образ человека готового отдать все душевные силы для процветания Родины, благополучия народа. Комедия “Горе от ума” звучит современно и актуально.
    Сейчас общество разделилось на два лагеря: народ, который унижен и обкраден, и правителей, образы которых предстают в свете их эгоизма, оторванности от народа. России нужны люди с чистыми помыслами и гражданской активностью, как Чацкий.
    Предыдущие Сочинения: «Гений и злодейство — две вещи несовместные»?
    Следующие Сочинения: Достоевский “Униженные и оскорбленные”
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Барская Москва в изображении А. С. Грибоедова. . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Чацкий и фамусовское общество. (3)
    Чацкий и фамусовское общество. (8)
    ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА”
    Чацкий и Молчалпн как герои-антиподы. (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» )
    Образ Чацкого
    “ПОЧЕМУ НЕ СОСТАРИЛСЯ ДО СИХ ПОР ГРИБОЕДОВСКИЙ ЧАЦКИЙ, А С НИМ И ВСЯ КОМЕДИЯ?” (И. А. ГОНЧАРОВ)
    ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА”
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  10. Александр Грибоедов
    Александр Сергеевич Грибоедов — русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор. Грибоедов известен как писатель одной книги, пьесы «Горе от ума».
    Родился: 15.01.1795, Москва
    Умер: 11.02.1829 (34 года)
    Популярные произведения А.С. Грибоедова
    Горе от ума
    Другие сочинения по произведению Грибоедова
    Грибоедов и декабристы
    Александр Сергеевич Грибоедов
    Время : его герой и антигерой
    Персонажи в комедии «Горе от ума»
    Грибоедов: начало литературной деятельности
    Барская Москва в изображении А.С. Грибоедова
    БЫТ И НРАВЫ БАРСКОЙ МОСКВЫ
    Творчество Грибоедова в развитие русской комедии
    Значение женских образов в комедии Грибоедова
    Судьба умного человека в России (по творчеству А С Грибоедова)
    Современное прочтение Грибоедова
    Молодое поколение на рубеже двух веков в комедии Грибоедова
    «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»
    Новая драматургия Грибоедова в драме о 1812 года
    Мировоззрение и настроения Грибоедова
    Переводческое и музыкальное творчество Грибоедова
    Жанровое своеобразие пьесы А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Антитеза
    Ранняя драматургия Грибоедова
    Герои – дворяне в произведениях А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
    Сочинение «Барская Москва в изображении А.С. Грибоедова»
    Грибоедов – все сочинения
    А.С. Грибоедов написал комедию “Горе от ума” в 1824 году. В это время в России было крепостное право. Грибоедову была тяжела мысль, что народ находится в рабстве. Среди лучших дворян зрела мысль о необходимости освобождения народа от тяжкого бремени. В двадцатых годах образовались тайные общества, люди, входящие в эти общества, впоследствии стали называться декабристами по случаю совершенного ими восстания в декабре 1825 года. В комедии “Горе от ума” Грибоедов запечатлел образ человека, взгляды и чувства которого близки декабристам – это Чацкий.
    Барская Москва в изображении Грибоедова представлена гостями и самим Фамусовым. Их образы очерчены насмешливо, сатирически, как толпа людей эгоистичных, неспособных критически мыслить, далеких от интересов народа и страны, живущих мелким расчетом. Идеалы их примитивны, они все стремятся к обогащению и к высокой карьере. Наиболее колоритно эти черты проявляются в Фамусове. Фамусов – защитник крепостнической системы, обеспечивающей ему спокойную жизнь, поэтому он яростный враг свободолюбивых идей. Стоило Чацкому высказаться о крепостничестве, как о рабстве, позоре страны, так Фамусов в ужасе восклицает: “Ах, боже мой. Он карбонарий, он вольность хочет проповедать! Да он властей не признает!” На первом месте у Фамусова личная выгода, стремление к обогащению, карьеризм. Его идеал – дядя Максим Петрович, который шутовским поведением сыскал себе расположение императрицы. Фамусова, как и всех его гостей, отличает крайнее невежество. Опасность для себя они видят в ученых людях, книгах. Он говорит: “Ученость – вот чума; ученье – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, идей и мнений”. Как чиновник он не заинтересован в служебных делах, он не думает об улучшении положения народа и признается в этом открыто: “Обычай мой такой: подписано – и с плеч долой”. На службу берет людей исходя из личных соображений. Как отец любит свою дочь, но не задумывается об её воспитании и, не задумываясь, может выдать её замуж за Скалозуба потому, что тот “…и золотой мешок, и метит в генералы”.
    Так же представителями “барской Москвы” являются Скалозуб и Молчалин. На первый взгляд они кажутся различными. Скалозуб достиг чинов, Молчалин – лакейского происхождения, его философия – угождать всем. Главные его черты – услужливость, фальшь его натуры и подлость. Он прикидывается, что влюблен в Софью, хотя любит Лизу – служанку в доме Фамусовых. Скалозуб – завидный зять. Отличается крайней необразованностью, не может связать двух слов. Но все же их объединяет то, что они приверженцы старой системы, далекие от гражданских интересов, эгоистичны, мечтают об обогащении и чинах.
    В этот мир фамусовых попадает Чацкий. Раньше Чацкий был близким другом дома Фамусова. Его, как и многих представителей того же фамусовского общества, тянуло в Европу, чтобы собственными глазами увидеть жизнь людей в других странах и сравнить российское общество с западноевропейским. Чацкий отправился за границу и провел там три года. Вернувшись, Чацкий уже не тот, что был прежде, он повзрослел и не может взглянуть теперь на всех и всё глазами того юноши, что покинул однажды этот дом. Ему невыносимо слышать и созерцать таких людей. Возникает острый конфликт между обществом и Чацким. Он пытается открыть им глаза на то, что на свете есть и другие идеалы, более чистые, более возвышенные, ради которых стоит жить, но это оказывается невозможно. В глазах фамусовского общества он опасный чудак или просто сумасшедший, по словам Софьи.
    Грибоедов первым в русской литературе создал образ человека готового отдать все душевные силы для процветания Родины, благополучия народа. Комедия “Горе от ума” звучит современно и актуально. Сейчас общество разделилось на два лагеря: народ, который унижен и обкраден, и правителей, образы которых предстают в свете их эгоизма, оторванности от народа. России нужны люди с чистыми помыслами и гражданской активностью, как Чацкий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *