Сочинение на тему басня крылова листы и корни

8 вариантов

  1. В прекрасный летний день,
    Бросая по долине тень,
    Листы на дереве с зефирами шептали,
    Хвалились густотой, зеленостью своей
    И вот как о себе зефирам толковали:
    «Не правда ли, что мы краса долины всей?
    Что нами дерево так пышно и кудряво,
    Раскидисто и величаво?
    Что б было в нем без нас? Ну, право,
    Хвалить себя мы можем без греха!
    Не мы ль от зноя пастуха
    И странника в тени прохладной укрываем?
    Не мы ль красивостью своей
    Плясать сюда пастушек привлекаем?
    У нас же раннею и позднею зарей
    Насвистывает соловей.
    Да вы, зефиры, сами
    Почти не расстаетесь с нами».
    «Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,-
    Им голос отвечал из-под земли смиренно.
    «Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
    Вы кто такие там,
    Что дерзко так считаться с нами стали?» —
    Листы, по дереву шумя, залепетали.
    «Мы те,-
    Им снизу отвечали,-
    Которые, здесь роясь в темноте,
    Питаем вас. Ужель не узнаете?
    Мы корни дерева, на коем вы цветете.
    Красуйтесь в добрый час!
    Да только помните ту разницу меж нас:
    Что с новою весной лист новый народится,
    А если корень иссушится,-
    Не станет дерева, ни вас».

    Герои

    Корни и листы

    Краткое содержание

    Прекрасным летним днем роскошные листья некоторого дерева хвастались собственной густотой и красотой. Хвалились тем, что предоставляли тень для отдыхающих пастухов и привлекали под свой покров певцов и танцоров. Из земли послышалось, что спасибо необходимо бы было сказать и нам. Листья поинтересовались, кто посмел возражать им. В ответ они услышали, что это заявили корни дерева, на котором росли листья. Корни сказали, что питают их, что листья появляются каждую весну новые. А если корней не будет, то не станет ни дерева, ни самих листьев.

    Мораль

    Самое важное может быть совсем не то, что на виду.

    Анализ басни

    История создания

    Басня «Листы и корни» была написана И. А. Крыловым в 1811 г. и в этом же году опубликована в «Чтении в Беседе любителей русского слова». Скрытый смысл басни, скорее всего, имеет отношение к обсуждению крестьянского вопроса «негласным кабинетом» Александра I.

    Смысл названия

    В основе названия басни лежит противопоставление двух совершенно различных миров: внешней показной красоты и глубоких внутренних сил, на которые возложен тяжелый неблагодарный труд.

    Основная тема

    Основная тема произведения — обличение необоснованного хвастовства и выявление истинного источника жизни.
    Аллегорический смысл басни достаточно прозрачен. Листы символизируют собой высшее российское общество, испытывающее гордость за свой блеск и великолепие. Они считают, что являются настоящим украшением дерева, за образом которого скрывается вся Российская империя. Хвастовство листьев опирается на мнимые добродетели: укрытие от зноя, место для пляски и пения соловья. Все это не требует от них никаких усилий.
    Смиренные корни олицетворяют собой крепостное крестьянство, никогда не видящее солнечного света из-за постоянной тяжелой работы. Находясь все время в темноте (т. е. в условиях рабской зависимости), крестьяне полностью обеспечивают привилегированные слои населения. В более широком смысле именно они обеспечивают могущество России.
    Финальное предостережение корней («если корень иссушится, — не станет дерева, ни вас») имеет очень глубокий смысл. Смена правителей, министров и чиновников — обычное явление, не затрагивающее основ государства. Гораздо более страшными могут быть последствия полного разорения подавляющей массы населения. Об этом никогда не стоит забывать тем, в чьих силах облегчить положение крепостного крестьянства.

    Проблематика

    В басне поднимается проблема, занимающая умы многих русских людей в начале XIX века. Крепостная система не только вытесняла Россию из ряда цивилизованных государств, но и становилась серьезным тормозом в ее развитии.
    Пренебрежение листьев к корням указывает на отношение помещиков к своим подневольным крестьянам, которых отличали от рабочего скота только умением разговаривать.
    Такое бесчеловечный порядок должен был быть немедленно изменен. Автор практически открыто намекает на то, что российское дворянство само рубит сук, на котором сидит.

    Композиция

    Басня четко делится на две части. Первая посвящена описанию хвастливой речи листьев, вторая — резонному возражению и предостережению корней.

    Чему учит автор

    Помимо намека на положение крестьян в басне содержится и общий морально-этический смысл. Очень часто богатые и знатные люди «забывают» о том, каким образом и благодаря чему они достигли своего положения. В то же время настоящие труженики боятся или стесняются заявить о своих правах. Крылов предлагает читателям самим разобраться над вопросом: кто из них достоин большего уважения?

  2. В некоторых произведениях Иван Андреевич высказал личные взгляды на такое устройство мира, в котором каждый занимает определенное место и выполняет свои прямые обязанности («Листы и Корни»). В басне «Листы и корни» говорится о том, что часто участники одного дела неверно оценивают свое участие и роль в общей работе, из-за чего зачастую возникают конфликты. Произведение показывает это в переносном значении. Листья и корни – части одного и того же дерева. Гордость листьев за свою красоту не дает им заметить, что они здесь не главные. Их значение в жизни дерева нисколько не превышает заслугу корней, наоборот, листья, зарождаясь весной, радуют глаз своей красотой только до осени, а корни питают его всегда. В басне сокрыт глубокий смысл. Часто тот, кто все время на виду, производит деловое впечатление. Кажется, что именно его роль является ведущей и главной. На самом деле главное действующее лицо в некоторых случаях не спешит хвастаться своей незаменимостью, иногда по причине скромности. Мораль басни в том, что без участия скромных тружеников не делается ни одно дело, и в том, что все споры на тему «кто главнее» лишены смысла.
    Сочинение » Басня » Сочинение по басне Крылова И. А. » Листы и Корни»
    Сочинение на тему: Басня Крылова «Листы и корни»И. А. Крылов не раз размышлял о том, как устроено наше общество, в котором мы живём, и результатом этих мыслей стала басня «Листья и Корни». Мы видим, что листья показывают нам образ дворян, а корни это воплощение простого народа. Крылов не забывает, что эти сословия одинаково значимы для общества, но даёт нам понять, что вклад народа в общественную жизнь иногда остаётся незамеченным. Крылов акцентирует внимание на том, что именно народ выступает в роли дерева, как основа общества, а дворяне как листья похожи на украшение. Да и дерево выступает не только как общество, но как и государство.
    Красота Листьев и Сила Корней
    В один из летних дней листья шептались с зефирами. Они были прекрасны и отбрасывали тень на долину. Они расхваливали свой цвет и густоту, считая себя красотой всей долины.
    Ведь дерево не было бы столь величаво и кудряво, не будь у него листьев. И именно поэтому листья без всякого стеснения хвалят себя. Они легко могут укрыть пастуха от зноя, а странник сможет насладиться прохладой в их тени. Красота листьев привлекает пастушек к дереву, чтобы они могли плясать и веселиться, а соловей насвистывает свою песню ранней и поздней зарёй под листьями.
    Но ведь дерево растёт не только благодаря листьям. Немалую роль в этом играют корни. Ведь это они смиренно напоминают о себе, сидя под землёй. Но листья сочли такое обращение к ним дерзостью, и стали шуметь, и волноваться по этому поводу.
    Но корни ответили им, что это они питают их здесь, сидя в темноте под землёй. И корни не против того, чтобы листья хвалились своей красотой и дальше, однако они хотят, чтобы листья не забывали о том, что они появятся на дереве, только если у дерева будут корни. Но если корень вдруг высохнет, то и исчезнет пышная листва, и больше не будет дерева.
    «Да только помните ту разницу меж нас:
    Что с новою весной лист новый народится,
    А если корень иссушится, —
    Не станет дерева, ни вас».
    Сочинение » Басня » Сочинение на тему: Басня Крылова «Листы и корни»
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  3. В прекрасный летний день,
    Бросая по долине тень,
    Листы на дереве с зефирами шептали,
    Хвалились густотой, зеленостью своей
    И вот как о себе зефирам толковали:
    “Не правда ли, что мы краса долины всей?
    Что нами дерево так пышно и кудряво,
    Раскидисто и величаво?
    Что б было в нем без нас? Ну, право,
    Хвалить себя мы можем без греха!
    Не мы ль от зноя пастуха
    И странника в тени прохладной укрываем?
    Не мы ль красивостью своей
    Плясать сюда пастушек привлекаем?
    У нас же раннею и позднею зарей
    Насвистывает соловей.
    Да вы, зефиры, сами
    Почти не расстаетесь с нами”.
    “Примолвить можно бы спасибо тут и нам”,-
    Им голос отвечал из-под земли смиренно.
    “Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
    Вы кто такие там,
    Что дерзко так считаться с нами стали?” –
    Листы, по дереву шумя, залепетали.
    “Мы те,-
    Им снизу отвечали,-
    Которые, здесь роясь в темноте,
    Питаем вас. Ужель не узнаете?
    Мы корни дерева, на коем вы цветете.
    Красуйтесь в добрый час!
    Да только помните ту разницу меж нас:
    Что с новою весной лист новый народится,
    А если корень иссушится,-
    Не станет дерева, ни вас”.

    Мораль басни Листы и корни

    А если корень иссушится,-
    Не станет дерева, ни вас

    Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Листы и корни

    Власть зависит от народа. Без него не было бы и власти.

    Анализ басни Листы и корни, аллегорический смысл.

    Баснописец написал Листы и Корни для того чтобы донести к людям проблемы государства и общества, значение общего дела, несоответствие интересов, действий и много другого. По принципу Крылова, мораль всего написанного заложено в последних строках, где давно забытые «корни» заводят разговор. Своими словами они напоминают молодым «листьям», что из них дерево берет необходимое питание и дает жизнь новым листикам. То есть верхушка (власть) меняется, а корни (простой народ) остаются прежними. И до тех пор, пока простолюдины живы – будет жить власть и государство, и, конечно же, будет развиваться.

  4. Листы и корни
    В прекрасный летний день листья на дереве шептались с зефирами. Отбрасывая тень на зем­лю, они всячески красовались и спрашивали, со­гласны ли ветра с тем, что они, листья, очень красивы и значительны.
    Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво?
    Что б было в нем без нас? Ну, право,
    Хвалить себя мы можем без греха!
    Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем?
    У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей.
    Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами.
    В этот момент из-под земли раздался смирен­ный голос, что за все перечисленное листья мог­ли бы сказать кое-кому спасибо. Листья возму­тились, зашумели:
    Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там,
    Что дерзко так считаться с нами стали?
    Оказалось, им ответили корни, которые, ро­ясь в темноте, питают листву.
    Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час!
    Да только помните ту разницу меж нас:
    Что с новою весной лист новый народится,
    А если корень иссушится, —
    Не станет дерева, ни вас.
    Зачастую участники одного и того же дела не­верно воспринимают степень своей причастности к работе. Из-за этого неизменно возникают кон­фликты. Басня показывает это в образной форме.
    Листья и корни — составляющие одного и то­го же дерева. Гордость листьев за то, что они кра­сивы и всеми любимы, не дает им увидеть оче­видного. Их заслуга в жизни дерева ничуть не превышает заслугу корней, напротив, листья нарождаются только лишь весной и радуют глаз только до осени, тогда как корни питают его все­гда.
    В басне скрыт глубокий смысл. Часто тот, кто на виду, производит важное впечатление. Ка­жется, что именно его роль является ключевой. На самом деле главное действующее лицо не спе­шит демонстрировать себя, иногда из-за скром­ности.
    Мораль басни в том, что без участия скром­ных людей не спорится ни одно дело, а также в том, что все разногласия на тему «кто главнее» лишены смысла.

  5. Главная мысль басни «Листы и Корни» вынесена в последние строки поучительного стихотворения. В ней автор говорит о том, что какими бы ни были звездные регалии, какое бы количество светил не было схвачено с вершин Олимпа, сколько бы победоносных речей не было сказано с пьедестала почета, не стоит ни на минуту забывать о начале своего пути и о тех людях, благодаря которым и были достигнуты все звания и почести, ведь по закону природы каждый ее сезонный цикл уносит всю листву и однолетние растения, а «фундаментальные» корни остаются, как и рабочий класс, составляющий крепкую почву под ногами сменяющих друг друга «верхов».

    Анализ басни «Листы и Корни».

    Басня «Листы и Корни» Крылова начинается с представления героев произведения: прекрасных листьев деревьев и зефиров – теплых весенних ветров. Разговор листьев сводится к расхваливанию зелеными красавцами самих же себя, ищущими в этом единомышленника среди зефиров. После определенного ряда самовозвеличивающих доводов этих персонажей в диалог вступают корни, которые и пытаются напомнить окрыленным порхающим листкам об их месте на этой земле. Резюмирует все это действо мораль.
    Стоит заметить, что данная ситуация характерна не только для «крыловского» времени, олицетворенного в несправедливости отношения к рабочему классу со стороны дворянства и купечества, она актуальна и по сей день, причем перенести выводы из этой басни можно в любую сферу деятельности, от политической до научно-педагогической и театральной: поднимаясь на любую ступень своего развития, пусть даже это будет наивысшая его точка, не стоит забывать о тех «корнях» которые помогли взрастить волю к победе и вскормить несомненный талант вашей персоны.

    Крылатые выражения из басни «Листы и Корни».

    В настоящее время ни одна из фраз басни «Листы и Корни» не используется вне авторского текста Ивана Андреевича.
    Читать все басни Крылова

  6. Крылов И., басня “Листы и корни”
    Жанр: “Листы и корни”
    Главные герои басни “Листы и корни” и их характеристика
    Листья. Гордые, важные, самовлюбленные, уверенные в своей исключительности.
    Корни. Незаметные, работящие, дающие всем соки.
    План пересказа басни “Листы и корни”
    Прекрасный день
    Разговор листвы с зефирами
    Похвальба листьев
    Примеры исключительности листвы
    Голос снизу
    Возмущение листьев
    Резонное замечание корней.
    Мораль басни “Листы и корни”
    Нельзя забывать тех, чьими трудами оплачен ваш успех и красота.
    А если корень иссушится – не станет дерева, ни вас.
    Отзыв на басню “Листы и корни”
    Мне очень понравилась эта басня. Хвастливые листья так гордились своей красотой, забывая, что они могут расти только благодаря сокам, которые добывают в земле корни. Нельзя проявлять неблагодарность к тем, что просто молча делает свое дело.
    Здесь скрыта аллегория: богатство высшего света оплачено трудами простого народа, о котором богачи стараются не вспоминать.
    Пословицы к басне “Листы и корни”
    Коль хорош, так не хвались, тебя и так заметят.
    Скромность каждому к лицу.
    Если ты велик, будь скромен.
    Черствое сердце не знает благодарности.
    Нужно ценить себя, но не переоценивать.
    Читать краткое содержание, краткий пересказ басни “Листы и корни”
    В прекрасный летний день листья разговаривали с ветрами, зефирами, и хвалились перед ними своей красотой, зеленью и густотой.
    Листья были уверены, что именно они делают дерево красивым, что они дают прохладу усталому путнику и привлекают к дереву пастушек. Листья говорили, что в них поют соловьи, да и с ветрами разговаривают тоже они.
    Но тут чей-то голос снизу сказал, что и им можно было бы сказать спасибо.
    Листья возмутились и гордо спросили, кто смеет так нагло говорить, не считаясь с листвой?
    И снизу ответили, что это корни, которые питают и все дерево, и листву. Корни сказали, что если бы не они, то не было бы ни дерева, ни листьев.
    Рисунки и иллюстрации к басне “Листы и корни”

  7. В прекрасный летний день,
    Бросая по долине тень,
    Листы на дереве с зефирами шептали,
    Хвалились густотой, зеленостью своей
    И вот как о себе зефирам толковали:
    “Не правда ли, что мы краса долины всей?
    Что нами дерево так пышно и кудряво,
    Раскидисто и величаво?
    Что б было в нем без нас? Ну, право,
    Хвалить себя мы можем без греха!
    Не мы ль от зноя пастуха
    И странника в тени прохладной укрываем?
    Не мы ль красивостью своей
    Плясать сюда пастушек привлекаем?
    У нас же раннею и позднею зарей
    Насвистывает соловей.
    Да вы, зефиры, сами
    Почти не расстаетесь с нами”.
    “Примолвить можно бы спасибо тут и нам”,-
    Им голос отвечал из-под земли смиренно.
    “Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
    Вы кто такие там,
    Что дерзко так считаться с нами стали?” –
    Листы, по дереву шумя, залепетали.
    “Мы те,-
    Им снизу отвечали,-
    Которые, здесь роясь в темноте,
    Питаем вас. Ужель не узнаете?
    Мы корни дерева, на коем вы цветете.
    Красуйтесь в добрый час!
    Да только помните ту разницу меж нас:
    Что с новою весной лист новый народится,
    А если корень иссушится,-
    Не станет дерева, ни вас”.

    Мораль басни Листы и корни:

    Мораль басни заключается в том, что наживаясь на чужом труде, все равно рано или поздно придется за это поплатиться – точно так же, как это произошло с листьями. Они были полны гордости и хвалились своей красотой, в то время как их питание происходило от корней, находящихся во тьме. Так часто случается и в реальности. Например, богатые дети наслаждаются всеми благами жизни за счет тружеников-родителей; или же власть позволяет себе роскошную жизнь, накладывая непосильное бремя на тот народ, которым оно правит. Но Крылов в своей басне дает назидание: если не будет корней, то все дерево вместе с листьями исчезнет.

  8. В прекрасный летний день,
    Бросая по долине тень,
    Листы на дереве с зефирами1 шептали,
    Хвалились густотой, зелёностью своей
    И вот как о себе зефирам толковали:
    «Не правда ли, что мы краса долины всей?
    1 Зефи?ры — тёплые летние ветры.
    Что нами дерево так пышно и кудряво,
    Раскидисто и величаво?
    Что б было в нём без нас? Ну, право,
    Хвалить себя мы можем без греха!
    Не мы ль от зноя пастуха
    И странника в тени прохладной укрываем?
    Не мы ль красивостью своей
    Плясать сюда пастушек привлекаем?
    У нас же раннею и позднею зарёй
    Насвистывает соловей.
    Да вы, зефиры, сами
    «Примолвить можно бы спасибо тут и нам», —
    Им голос отвечал из-под земли смиренно.
    «Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
    Вы кто такие там,
    Что дерзко так считаться с нами стали?» —
    Листы, по дереву шумя, залепетали,
    «Мы те, —
    Им снизу отвечали, —
    Которые, здесь роясь в темноте,
    Питаем вас. Ужель не узнаёте?
    Мы корни дерева, на коем вы цветёте.
    Красуйтесь в добрый час!
    Да только помните ту разницу меж нас:
    Что с новою весной лист новый народится,
    А если корень иссушится, —
    Не станет дерева, ни вас».

    О басне «Листы и Корни»

    Один из предшественников И. А. Крылова, известный в своё время писатель М. Н. Муравьёв, написал басню «Верхушка и Корень». Под Верхушкой он подразумевал правительство, а под Корнем — простой народ. Однажды Корень, недовольный своей жалкой участью, взбунтовался и перестал «кормить, поить и на себе носить» Верхушку. Результат оказался плачевным:
    Приблекло деревцо, свернулись ветки вдруг,
    И наконец Верхушка — бух;
    И Корень мой с тех пор стал превращён в колоду.
    Процветание общества и государства зависит, по мнению М. Н. Муравьёва, от Верхушки, а бунт Корней только подрывает прочность государства.
    Крылов тоже задумывался над теми же проблемами русской жизни и всякого общества и государства. Он нисколько не спорит с М. И. Муравьёвым по поводу того, что каждое сословие должно выполнять свойственную ему работу. Он не возражает и против того, какое место занимают дворяне и простой народ. Он согласен, что дворянам принадлежит важная роль в государстве и обществе, роль управителей, должных вести государство к благополучию и процветанию. Поэтому он не осуждает Листы за то, что они красивы, пышны и величавы. Корни у Крылова не бунтуют против Листов. Напротив, они говорят им: «Красуйтесь в добрый час!» Но Корни осуждают Листы за хвастовство и надменность, за то, что они не ценят их тяжёлый труд.
    Процветание государства и общества зависит в басне Крылова не только от Листов, как у М. И. Муравьёва, а и от Корней, которые, «роясь в темноте», питают вознёсшихся над ними.
    Мысль Крылова ясна: если дерево обозначает целое государство, то важны все его части. Забвение невидимых Корней пагубно для государства и общества.
    Крылов выступает против всяких крайностей: ему одинаково дороги и Листы, и Корни, но он решительно осуждает спесь и бахвальство Листов, которые только себе приписывают деятельность, полезную для государства и общества.

    Мораль басни Листы и корни

    Мораль басни Крылова «Листы и корни» — в последних строках. В разговор вступают Корни, о которых несправедливо забыли. Они напоминают заносчивым листьям, что именно из корней всему дереву поступает питание, а каждой «новою весной лист новый народится» — то есть, власть меняется, а народ – всегда остается на своем месте. Пока живы корни – будет живо и общество, государство.

    Басня Листы и корни — анализ

    Анализ басни Крылова «Листы и корни» начинается с разбора персонажей. Листы, которые перешептываются с Зефирами («зефир» — это теплый весенний ветер) олицетворяют верхушку общества. Во времена Крылова это, прежде всего – дворянство, купечество, духовенство. А Корни – это простой народ, крестьяне и рабочие, производящие пищу и всевозможные блага.
    «Высший класс», оторванный от народа, поверхностный, высокомерный, занимается самолюбованием, похвальбой. Листья считают, что именно они – основа жизни Дерева. Но на самом деле они – лишь часть системы, которая бы не смогла существовать без других ее элементов.

    Басня И.А. Крылова «Листы и Корни» как выражение своеобразия художественной манеры великого баснописца

    Иван Андреевич Крылов начал писать басни достаточно поздно, когда был уже зрелым человеком, — почти в сорок лет (первые басни писателя появились в 1806 году). Вероятно, этим объясняет глубина осмысления проблем, мудрость писателя, заключенные в его баснях: всем своим предшествующим опытом жизни Крылов был подготовлен к тому, чтобы правильно и объективно оценить окружающую его жизнь и людей, сделать правильные и мудрые выводы относительно того или иного явления или проблемы.
    Язык басен И.А. Крылова, как отмечают исследователи (В. Архипов, В. Коровин), отличается афористичностью, интонационным богатством, близостью к народной речи.
    Особенностями языка крыловских басен, и в частности басни «Листы и Корни», являются индивидуализированность языковых характеристик, живая интонация, свободная разговорная речь, яркие, быстрые диалоги, монологи, драматизация поэтической речи, насыщенность пословицами, поговорками, фразеологизмами. Многие выражения Крылова стали пословицами, например: «Сильнее кошки зверя нет», «А жаль, что не знаком ты с нашим петухом» и др.
    Крылов — мастер афоризмов. Вот некоторые из его афоризмов, не потерявшие своего актуального значения и сейчас:
    «Услуга в дружбе — вещь святая», «Хлеб слаще, нажитый трудом», «Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет», «Мстят сильно иногда бессильные враги», «Скупой теряет все, желая все достать», «На деньги люди чутки», «Сила без ума — сокровище плохое».
    К числу особенностей стиха И.А. Крылова исследователи относят то, что басенный стих писателя ознаменовал переход от монотонно-ораторского стиха поэтов XVIII в. к живому, насыщенному разговорной интонацией, ритмически разнообразному стиху XIX в. — стиху A.C. Грибоедова, A.C. Пушкина,
    А.Н. Некрасова. И.А. Крылов первым в истории русской литературы сблизил литературный язык с живой народной речью, вводя в него просторечные слова, пословицы и поговорки, придавая языку «народный склад» и живую разговорную интонацию. Как верно отмечают исследователи творчества Крылова (В. Виноградов, Н. Степанов, В. Архипов и др.), основным стилистическим принципом басенного языка Крылова является отсутствие всяких разграничений между книжным и разговорным языком.
    И.А. Крылов справедливо считается создателем жанра басни в России. Как говорил великий русский критик В.Г. Белинский, «…истинным своим торжеством на святой Руси басня обязана Крылову. Он один у нас истинный и великий баснописец».
    Басни разных времен и народов являются выражением национального характера. «… отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться», — говорил великий русский поэт
    A.  C. Пушкин. Он считал И.А. Крылова ярким представителем духа своего народа.
    «Листы и Корни», эта маленькая по объему басня, заключает в себе широкий и глубокий смысл. Истина и ложь, незаметный повседневный труд и самодовольная праздность, этика поведения — эти глубинные философские и этические вопросы поднимает непритязательное на первый взгляд произведение.
    В басне И.А. Крылова утверждается мысль о роли труда в жизни человеческой цивилизации: (человечество живет трудом, без труда не может существовать человеческое общество), об уважении к людям труда. В этой басне Крылов вновь обращается к проблеме «истина и ложь», правда, в несколько ином, нежели в басне «Лжец», плане: не в бытовом, а общефилософском. Праздные Листы, хвастаясь своей «густотой», «зеленью», красотой, убеждают в своей необходимости:
    .. .Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем?
    Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем?
    У нас же раннею и позднею зарей
    Насвистывает соловей…
    Однако это утверждение — ложь: понятно, что без Корней не было бы и Листьев. И они сами это понимают и втайне признают. Потому-то так резко меняется их речь (интонация, лексика, синтаксис) — от самодовольного любования собой до крайнего 64 раздражения, негодования, когда Корни, истинные труженики, без которых невозможны жизнь и существование всего дерева, и Листьев в том числе, «смиренно» заметили, что без них «не станет дерева, ни вас»:
    Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
    Кто вы такие там,
    Что дерзко так считаться с нами стали?
    Баснописец подчеркивает и еще один момент, связанный с этической стороной проблемы «истина и ложь»: истина — немногословна, некриклива, не требует никаких доказательств, тогда как ложь — всегда громогласна, криклива, всегда нуждается в многочисленных подтверждениях и свидетельствах.
    И.А. Крылов соблюдал форму эзоповой басни: его басня «Листы и Корни» состоит из двух частей — рассказа (повествования) и поясняющей его морали. Именно в морали выражена позиция автора, авторская точка зрения на проблему.
    К особенностями языка басни «Листы и Корни» справедливо отнести живость диалогов, кропотливо отобранную лексику, мастерское синтаксическое построение произведения: тщательно отобранная писателем лексика отличается лаконизмом, точностью, образностью; синтаксис фразы необыкновенно продуман и выразителен. Басне присущи многословность, преобладание вопросительных и восклицательных предложений, интонационное богатство: мы слышим хвастливые интонации Листьев и выдержанность, спокойную уверенность, лаконизм, четкость, сдержанность речи Корней. Важно отметить и удачно использованные Крыловым приемы экспрессивно-звукового выражения явлений природы и языка животных, звукопись: шепот и шелест Листьев передан искусным подбором слов с шумно — зубными, свистящими фонемами:
    «Кто вы такие там,
    Что дерзко так считаться с нами стали?» — Листы, но дереву шумя, залепетали.
    Крылов был убежден в том, что русская литература должна быть правдивой, демократической, должна изображать истинную жизнь народа, преследовать и карать зло. В его произведениях с удивительным мастерством художника-баснописца нашли воплощение современная ему жизнь, а также личность самого писателя: народная мудрость, сила духа и мужество, умение выделить самое главное в сути человеческих характеров и проблем, ненависть к угнетателям — паразитирующим классам помещиков и чиновников, убежденность и непоколебимость его взглядов и убеждений. Особенность творчества И.А. Крылова состоит в том, что, какие бы пороки он ни высмеивал, предметом его сатиры всегда было современное ему общество. Все «общечеловеческое» было для поэта современным, злободневным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *