Особое место в русской литературе занимают басни. Басни – это в основном короткие произведение, в которых с помощью аллегорий баснописец раскрывает и высмеивает пороки общества, людей, человека. В основном в баснях используются образы животных, например, лисы, зайцы, волка, медведя. Но иногда героями становятся и неодушевленные предметы. Такое прием называют «эзопов язык», потому что именно Эзоп был первым баснописцем.
В русской же литературе самым знаменитым писателем басен является Иван Крылов. В своих смешных и обличительных произведениях он высмеивал людей и их плохие качества. Он чаще всего использовал образы животных. К примеру, лиса у него – это хитрое животное. Волк является символ силы и, в то же время, глупости. Ягненок – символ бессилия, символ слабости. Свинья в баснях И.Крылова представляется как животное-невежда.
С детства мы знаем и читаем много басен И.Крылова. Одна из самых известных, мне кажется, это басня, которая называется «Лебедь, Щука и Рак». В этой басне персонажи-животные отражают различных по характеру людей, которые стремятся к разным целям. Поэтому, когда этим разным людям понадобится сделать какое-нибудь дело, то им это не удастся, потому что все будут все по-разному делать. Так, в басне Лебедь стремится поднять воз ввысь, Щука хочет попасть в море, а Рак пятится назад. А мораль сей басни такова:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Иван Крылов практически всегда ясно выводит мораль своих басен, чтобы люди понимали, какой именно смысл он вкладывает в свои произведения.
В своих баснях И.Крылов также осуждает такие пороки, как лесть, невежество, глупость, бессилие, страх и так далее.
К примеру, в басне про Лисицу и Ворону баснописец описывает хитрую плутовку, которая с помощью обмана получила сыр, принадлежавший вороне. А все произошло потому, что Ворона поддалась на лесть Лисицы, каркнула во все горло, чтобы продемонстрировать свой «ангельский голосок», а сыр сразу же и упал у Вороны из клюва. Таким образом Лисица получила свой сыр. А мораль такова:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Также, я считаю, что пороки, осмеиваемые баснописцами, присущи людям всех эпох и поколений. Ведь даже и сейчас лесть, невежество, страх порицается обществом, но все равно есть очень много людей, которые обладают подобными пороками. В русских баснях очень красиво продемонстрировано, как вредны подобные пороки общества.
Творческие работы учащихся 5-го класса
Басня
«Ёжик – сладкоежка»
Маленький Ёжик конфеты любил,
Он сладкоежкой и жадиной был.
Нашел конфетку как-то он
И побежал скорее в дом.
Чтоб не делиться ей с подружкой,
Конфету спрятал под подушку.
И спать он лег в свою кровать,
Чтоб утром всех быстрее встать.
Проснулся Ёжик раньше всех,
Свою подушку поднял вверх.
Смеялись все над ним друзья,
Ведь стал Ежонок как свинья!
***
Всё тайное всегда становится явным! (Салимова Н., 5 «Б»)
«Медведь и рыба»
Задумал раз Медведь
Запасы на зиму готовить.
Пошел на озеро и рыбы наловил.
Да много так,
Что еле тащит.
Навстречу Волк,
Медведю говорит:
– Делись, дружок – сосед, мой бурый Мишка!
Дней пять уж я не ел,
Оголодал совсем!
– Ты что, сосед, мне самому –то мало!
Пришел в берлогу и уснул…
А рыба вся пропала.
***
Вот всем и каждому урок,
Что жадность до добра не доведет! (Логинова Е., 5 «Б»)
«Жеребенок»
Жил на свете белый жеребенок
И был доволен хвостиком своим,
А ног своих совсем не примечая,
Не уделял вниманья им.
Однажды шел по лесу он
И зацепил за куст свой хвостик.
Услышал волчьи он шаги,
Пытался выбежать на мостик.
Но тщетно…
Он застрял…
Шаги все ближе слышит он
И рвется все сильней.
«Родные ноженьки мои, пожалуйста, быстрей»
И вот он вырвался из плена,
Бежит теперь на мост.
Волк от него отстал…
Стыдит Конек свой хвост.
Он понял, наконец,
Что красота – пустяк,
А главное – помощники, –
Без них нельзя никак! (Михайлова М., 5 «Б»)
«Лесоруб и Ёжик»
Однажды Лесоруб, топор свой наточив,
В лесу устроил заготовку дров.
И тут тихоня Ёж, минутку улучив,
К нему подкрался, страх переборов.
«Не дашь ли дров немного мне и моему семейству;
Дожить едва ли сможем до весны!
Не дай свершиться подлому злодейству!
А уж тебе потом добром ответим мы!»
Был Лесоруб и горд, и своенравен.
«Какая польза мне от этой мелкоты?»-
Подумал он. И прочь Ежа отправил.
Не проявив тепла, сердечной доброты.
…Прошла зима. И вновь весна настала.
Как выжил Ёж, не ведаем о том.
У Лесоруба лошадь резвая пропала.
Вдруг видит, Ежик жмется под кустом.
И Лесоруб к нему воззвал уныло:
«Ты знаешь лес, овраги, помоги,
Ведь пропаду я без своей кобылы:
Заглохнет дело, влезу я в долги…»
«Когда бы зиму я провел в тепле и холе,
То были б силы у меня теперь бежать,
Чтобы помочь тебе по доброй воле.
А я едва-едва могу стоять!»
***
Так на Руси недаром говориться
(Теперь понятно будет, отчего):
«Не плюй в колодец, может из него
Тебе когда-нибудь придется и напиться». (Воробьёв В., 5 «Б»)
«Медведь и Заяц»
Заяц в лесу, увидев Медведя,
Затеял вдруг в дородстве с ним сравняться;
Он был завистлив.
И ну завидовать, кряхтеть и надрываться.
– Гляди, зайчиха, буду ль я с него?» –
Жене он говорит.
-Нет, зайчик мой, тебе далёко.
– Смотри, сейчас я вырасту высоко!
Ну, каково? Уж вырос я с него?
– Почти что ничего!
– Ну, что теперь?
Все то – ж.
Кряхтел он да кряхтел
И кончил мой Зайчоночек на том,
Что, не сровнявшись, он с Медведем,
С натуги треснул он и околел. (Земцова Д., 5 «В»)
Иван Крылов был замечательным русским баснописцем, новатором жанра, который написал огромное число басен. Его басни отличает образность языка и узнаваемость персонажей, а многие фразы стали крылатыми, вошли в обыденную нашу речь. Да так, что многие даже не подозревают, что пользуются словами басен.
В басне “Ворона и Лисица” автор описывает ситуацию, когда у вороны оказывается кусочек сыра, столь притягательный в глазах лисицы, что та решает хитростью выманить сыр. Лисица начинает свою льстивую речь словами восхищения:
Ворона внимательно слушает, а лисица напирает уже на родственные отношения, называя ворону своей сестрицей. Наконец лиса уговаривает ворону спеть и хватает сыр.
Лисица использовала для своей цели лесть, самый простой и действенный способ добиться желаемого, ведь перед лестью оказываются бессильными не только вороны, но и самые умные люди.
Все мы уверены в своей исключительности и потому легко поддаемся на обман хитрецов, уловивших эту нашу слабость и поддакивающих ей.
Мораль этой басни в том, что лесть есть зло, и мы не только должны уметь ее распознавать, но и должны держать уши закрытыми для льстивых речей. да и сами мы не должны пользоваться столь негодным способом для достижения даже благих целей.
Сперва разберемся, что представляет собой басня? Это небольшой рассказ-аллегория, в котором говорится о каком-то случае, произошедшем когда-то давно и чаще всего между животными. Но животные в баснях не простые: они не только говорят, они поступают как люди, совершают те же проступки и являются носителями тех же пороков.
В русских, как и баснях других народов, каждое животное обычно является олицетворением какого-нибудь порока. Так лиса обычно символизирует хитрость, осел – глупость, ягненок – беспомощность, волк – беспощадность и т.д.
Басня – это поучительная история, в которой автор, через юмор и сатиру, завуалированно обнажает пороки современного общества и отдельно взятых людей, колоритно и ярко демонстрируя аморальность действий и поступков некоторых своих героев, он пытается привлечь к ним внимание общественности.
Так, например, когда впервые вышла в свет басня Крылова “Волк на псарне”, практически каждый читающий житель Российской империи понимал, что речь в ней шла о переговорах Кутузова с Наполеоном. Басня обычно всегда заканчивается ярко выраженной моралью. Собственно ради этой морали басня и задумывалась. В упомянутой басне мораль заключалась в словах:
Многие известные словосочетания, подобно бабочкам, выпорхнули из басен и стали крылатыми. Среди самых известных:
и т.д.
Крылов – все сочинения
И. А. Крылов — известный русский поэт-баснописец. В его коротких сатирических произведениях отразились не только многие события общественной жизни XIX века, но и стремление поэта сделать людей чище, добрее, честнее. Мне кажется, именно этого добивался И. А. Крылов, в баснях которого, как в прозрачном зеркале, мы можем увидеть не только свои недостатки, но и пути их исправления.
Мораль басни «Волк и Ягненок» заключена уже в самой первой строчке: «У сильного всегда бессильный виноват». Что может доказать огромному голодному Волку маленький беззащитный Ягненок? Волк живет по принципу «кто сильнее — тот и прав», но ведь давно известно, что на любую силу может найтись сила еще большая, и тогда уже не сдобровать злому Волку.
В басне «Квартет» автор высмеивает людей, которые готовы взяться за дело, не имея ни знаний, ни умений, ни способностей к нему. И мы прекрасно понимаем, что в каком бы порядке ни рассаживались проказница Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка, никакого толка от их «игры» на музыкальных инструментах не будет.
Читая басню «Щука», нельзя не удивиться, как много человеческих пороков И. А. Крылов сумел изобличить в такой маленькой стихотворной истории. Здесь и глупые безответственные судьи, которые никогда не смогут защитных слабых, наказать виновных, хотя на главную преступницу Щуку и был представлен «целый воз» улик. Здесь и хитрость, продажность прокурора Лисы, которой подсудимая Щука давно «снабжала рыбный стол».
Я уверен, что многие люди, прочитав произведения замечательного баснописца И. А. Крылова, смогут увидеть свои недостатки со стороны, а это уже первый щаг к их исправлению.
Особое место в русской литературе занимают басни. Басни – это в основном короткие произведение, в которых с помощью аллегорий баснописец раскрывает и высмеивает пороки общества, людей, человека. В основном в баснях используются образы животных, например, лисы, зайцы, волка, медведя. Но иногда героями становятся и неодушевленные предметы. Такое прием называют «эзопов язык», потому что именно Эзоп был первым баснописцем.
В русской же литературе самым знаменитым писателем басен является Иван Крылов. В своих смешных и обличительных произведениях он высмеивал людей и их плохие качества. Он чаще всего использовал образы животных. К примеру, лиса у него – это хитрое животное. Волк является символ силы и, в то же время, глупости. Ягненок – символ бессилия, символ слабости. Свинья в баснях И.Крылова представляется как животное-невежда.
С детства мы знаем и читаем много басен И.Крылова. Одна из самых известных, мне кажется, это басня, которая называется «Лебедь, Щука и Рак». В этой басне персонажи-животные отражают различных по характеру людей, которые стремятся к разным целям. Поэтому, когда этим разным людям понадобится сделать какое-нибудь дело, то им это не удастся, потому что все будут все по-разному делать. Так, в басне Лебедь стремится поднять воз ввысь, Щука хочет попасть в море, а Рак пятится назад. А мораль сей басни такова:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Иван Крылов практически всегда ясно выводит мораль своих басен, чтобы люди понимали, какой именно смысл он вкладывает в свои произведения.
В своих баснях И.Крылов также осуждает такие пороки, как лесть, невежество, глупость, бессилие, страх и так далее.
К примеру, в басне про Лисицу и Ворону баснописец описывает хитрую плутовку, которая с помощью обмана получила сыр, принадлежавший вороне. А все произошло потому, что Ворона поддалась на лесть Лисицы, каркнула во все горло, чтобы продемонстрировать свой «ангельский голосок», а сыр сразу же и упал у Вороны из клюва. Таким образом Лисица получила свой сыр. А мораль такова:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Также, я считаю, что пороки, осмеиваемые баснописцами, присущи людям всех эпох и поколений. Ведь даже и сейчас лесть, невежество, страх порицается обществом, но все равно есть очень много людей, которые обладают подобными пороками. В русских баснях очень красиво продемонстрировано, как вредны подобные пороки общества.
Творческие работы учащихся 5-го класса
Басня
«Ёжик – сладкоежка»
Маленький Ёжик конфеты любил,
Он сладкоежкой и жадиной был.
Нашел конфетку как-то он
И побежал скорее в дом.
Чтоб не делиться ей с подружкой,
Конфету спрятал под подушку.
И спать он лег в свою кровать,
Чтоб утром всех быстрее встать.
Проснулся Ёжик раньше всех,
Свою подушку поднял вверх.
Смеялись все над ним друзья,
Ведь стал Ежонок как свинья!
***
Всё тайное всегда становится явным! (Салимова Н., 5 «Б»)
«Медведь и рыба»
Задумал раз Медведь
Запасы на зиму готовить.
Пошел на озеро и рыбы наловил.
Да много так,
Что еле тащит.
Навстречу Волк,
Медведю говорит:
– Делись, дружок – сосед, мой бурый Мишка!
Дней пять уж я не ел,
Оголодал совсем!
– Ты что, сосед, мне самому –то мало!
Пришел в берлогу и уснул…
А рыба вся пропала.
***
Вот всем и каждому урок,
Что жадность до добра не доведет! (Логинова Е., 5 «Б»)
«Жеребенок»
Жил на свете белый жеребенок
И был доволен хвостиком своим,
А ног своих совсем не примечая,
Не уделял вниманья им.
Однажды шел по лесу он
И зацепил за куст свой хвостик.
Услышал волчьи он шаги,
Пытался выбежать на мостик.
Но тщетно…
Он застрял…
Шаги все ближе слышит он
И рвется все сильней.
«Родные ноженьки мои, пожалуйста, быстрей»
И вот он вырвался из плена,
Бежит теперь на мост.
Волк от него отстал…
Стыдит Конек свой хвост.
Он понял, наконец,
Что красота – пустяк,
А главное – помощники, –
Без них нельзя никак! (Михайлова М., 5 «Б»)
«Лесоруб и Ёжик»
Однажды Лесоруб, топор свой наточив,
В лесу устроил заготовку дров.
И тут тихоня Ёж, минутку улучив,
К нему подкрался, страх переборов.
«Не дашь ли дров немного мне и моему семейству;
Дожить едва ли сможем до весны!
Не дай свершиться подлому злодейству!
А уж тебе потом добром ответим мы!»
Был Лесоруб и горд, и своенравен.
«Какая польза мне от этой мелкоты?»-
Подумал он. И прочь Ежа отправил.
Не проявив тепла, сердечной доброты.
…Прошла зима. И вновь весна настала.
Как выжил Ёж, не ведаем о том.
У Лесоруба лошадь резвая пропала.
Вдруг видит, Ежик жмется под кустом.
И Лесоруб к нему воззвал уныло:
«Ты знаешь лес, овраги, помоги,
Ведь пропаду я без своей кобылы:
Заглохнет дело, влезу я в долги…»
«Когда бы зиму я провел в тепле и холе,
То были б силы у меня теперь бежать,
Чтобы помочь тебе по доброй воле.
А я едва-едва могу стоять!»
***
Так на Руси недаром говориться
(Теперь понятно будет, отчего):
«Не плюй в колодец, может из него
Тебе когда-нибудь придется и напиться». (Воробьёв В., 5 «Б»)
«Медведь и Заяц»
Заяц в лесу, увидев Медведя,
Затеял вдруг в дородстве с ним сравняться;
Он был завистлив.
И ну завидовать, кряхтеть и надрываться.
– Гляди, зайчиха, буду ль я с него?» –
Жене он говорит.
-Нет, зайчик мой, тебе далёко.
– Смотри, сейчас я вырасту высоко!
Ну, каково? Уж вырос я с него?
– Почти что ничего!
– Ну, что теперь?
Все то – ж.
Кряхтел он да кряхтел
И кончил мой Зайчоночек на том,
Что, не сровнявшись, он с Медведем,
С натуги треснул он и околел. (Земцова Д., 5 «В»)
Иван Крылов был замечательным русским баснописцем, новатором жанра, который написал огромное число басен. Его басни отличает образность языка и узнаваемость персонажей, а многие фразы стали крылатыми, вошли в обыденную нашу речь. Да так, что многие даже не подозревают, что пользуются словами басен.
В басне “Ворона и Лисица” автор описывает ситуацию, когда у вороны оказывается кусочек сыра, столь притягательный в глазах лисицы, что та решает хитростью выманить сыр. Лисица начинает свою льстивую речь словами восхищения:
Ворона внимательно слушает, а лисица напирает уже на родственные отношения, называя ворону своей сестрицей. Наконец лиса уговаривает ворону спеть и хватает сыр.
Лисица использовала для своей цели лесть, самый простой и действенный способ добиться желаемого, ведь перед лестью оказываются бессильными не только вороны, но и самые умные люди.
Все мы уверены в своей исключительности и потому легко поддаемся на обман хитрецов, уловивших эту нашу слабость и поддакивающих ей.
Мораль этой басни в том, что лесть есть зло, и мы не только должны уметь ее распознавать, но и должны держать уши закрытыми для льстивых речей. да и сами мы не должны пользоваться столь негодным способом для достижения даже благих целей.
Сперва разберемся, что представляет собой басня? Это небольшой рассказ-аллегория, в котором говорится о каком-то случае, произошедшем когда-то давно и чаще всего между животными. Но животные в баснях не простые: они не только говорят, они поступают как люди, совершают те же проступки и являются носителями тех же пороков.
В русских, как и баснях других народов, каждое животное обычно является олицетворением какого-нибудь порока. Так лиса обычно символизирует хитрость, осел – глупость, ягненок – беспомощность, волк – беспощадность и т.д.
Басня – это поучительная история, в которой автор, через юмор и сатиру, завуалированно обнажает пороки современного общества и отдельно взятых людей, колоритно и ярко демонстрируя аморальность действий и поступков некоторых своих героев, он пытается привлечь к ним внимание общественности.
Так, например, когда впервые вышла в свет басня Крылова “Волк на псарне”, практически каждый читающий житель Российской империи понимал, что речь в ней шла о переговорах Кутузова с Наполеоном. Басня обычно всегда заканчивается ярко выраженной моралью. Собственно ради этой морали басня и задумывалась. В упомянутой басне мораль заключалась в словах:
Многие известные словосочетания, подобно бабочкам, выпорхнули из басен и стали крылатыми. Среди самых известных:
и т.д.
Крылов – все сочинения
И. А. Крылов — известный русский поэт-баснописец. В его коротких сатирических произведениях отразились не только многие события общественной жизни XIX века, но и стремление поэта сделать людей чище, добрее, честнее. Мне кажется, именно этого добивался И. А. Крылов, в баснях которого, как в прозрачном зеркале, мы можем увидеть не только свои недостатки, но и пути их исправления.
Мораль басни «Волк и Ягненок» заключена уже в самой первой строчке: «У сильного всегда бессильный виноват». Что может доказать огромному голодному Волку маленький беззащитный Ягненок? Волк живет по принципу «кто сильнее — тот и прав», но ведь давно известно, что на любую силу может найтись сила еще большая, и тогда уже не сдобровать злому Волку.
В басне «Квартет» автор высмеивает людей, которые готовы взяться за дело, не имея ни знаний, ни умений, ни способностей к нему. И мы прекрасно понимаем, что в каком бы порядке ни рассаживались проказница Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка, никакого толка от их «игры» на музыкальных инструментах не будет.
Читая басню «Щука», нельзя не удивиться, как много человеческих пороков И. А. Крылов сумел изобличить в такой маленькой стихотворной истории. Здесь и глупые безответственные судьи, которые никогда не смогут защитных слабых, наказать виновных, хотя на главную преступницу Щуку и был представлен «целый воз» улик. Здесь и хитрость, продажность прокурора Лисы, которой подсудимая Щука давно «снабжала рыбный стол».
Я уверен, что многие люди, прочитав произведения замечательного баснописца И. А. Крылова, смогут увидеть свои недостатки со стороны, а это уже первый щаг к их исправлению.