Сочинение на тему базаров и родители в романе отцы и дети

11 вариантов

  1. Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах. Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но читатель понимает, что он, скорее больше консерватор, чем либерал. Даже в своей профессии лекаря, он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине. Он верит в Бога, но старается не показывать свою веру, особенно перед женой.
    Арина Власьевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованна, сильно верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад. Она вызывает только приятное впечатление, которое не портит ни ее набожность и суеверие, ни ее добродушие и покладистость.

    Взаимоотношение между родителями и Базаровым

    Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.
    На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.
    Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.
    Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.
    Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

  2. Роман «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева, написанный в уже далёком девятнадцатом веке, остаётся актуальным и понятным даже современному читателю, ведь в данном произведении раскрывается множество важных и основополагающих тем. Любовь и дружба, конфликты и недопонимания на почве разнящихся мировоззрений, поиск собственного места в этом мире – всё это находит своё отражение в романе. Однако одной из самых интересных с психологической точки зрения сюжетных линий являются взаимоотношения отцов и детей, которые наглядно раскрываются на примере одного из главных героев произведения – Евгения Базарова.
    Евгений Васильевич Базаров с первых глав романа предстаёт перед читателями как человек рациональный, несколько циничный и ироничный, отрицающий всевозможные ценности и идеалы, попросту – нигилист. Он умён, эрудирован и с ранних лет увлечён медициной, что, безусловно, является важным аспектом в характеристике героя, не придающего значения ни культурным ценностям, ни непосредственно искусству.
    Родители Базарова являются практически полной противоположностью сына. Его мать, Арина Власьевна, типичная русская женщина того времени – добрая, несколько суеверная, не желающая задумываться о глобальных проблемах. Она сосредоточена на домоводстве и быте, вопросы науки её не занимают. Отца же Евгения, Василия Базарова, можно назвать добрым и бескорыстным человеком, всегда готовым прийти на помощь окружающим людям. Бывший врач, а ныне скромный помещик, он продолжает лечить людей, интересуется новшествами мира медицины и даже старается продемонстрировать Евгению свою компетентность в данных вопросах, правда, несколько безуспешно. И, безусловно, Василий никогда и ничего не жалел для образования сына, решившего пойти по его стопам при выборе профессии.
    Невозможно и бессмысленно подвергать сомнению факт того, что Базаров-младший любит своих родителей, он сам говорит это Аркадию, своему товарищу. Однако Евгений выражает чувства не так, как его эмоциональные родители, поэтому воспринимается несколько отстранённым и сухим персонажем, не склонным к сентиментальности и чувствительности.

  3. Сам конфликт произведения проявляется в отношениях Базарова с родителями.Родители консерваторы,в то время как Базаров, представитель нового класса-разночинцев. Это могло послужить причиной недопонимания Базарова с родителями. Отношение Базарова к родителям слишком небрежно,но по крайней мере внешне. Он не привык как-либо выражать свои чувства,проявлять по отношению к кому нибудь ласку. Поэтому его раздражает, когда с ним, начинают возиться ,вокруг него хлопочут. Родители ,зная это,пытаются не так бурно проявлять радость от его присутствия в их доме.Зато эту радость в полной мере может ощутить на себе читатель. Арина Власьевна боится своего сына,старается на докучать ему,но позаботиться о мягкой перине и вкусном борще. Василий Иванович ведет себя с сыном смелее,но все же пытается показаться суровее и выдержаннее, чем есть на самом деле.Но любовь-еще не значит понимание. Родители не понимают Базарова и его взглядов. Все же,удивительно что в такой патриархальной семье родился и вырос ребенок,подобный Базарову.Наверно,на самобытную личность влияет не родительское воспитание,а самовоспитание. Возможно,беда Базарова заключалась в том, что не был понят в первую очередь родителями, а потом и окружающими. Может родители хотели понять Базарова, но он в своем развитии ушел слишком далеко. Поэтому родители не могли поддержать Базарова, именно в его начинаниях и дать ему то, к чему он стремился. Базаров умер в родном доме и для него это было огромным облегчением,пусть он и этого и не сознавал. Базаров мог бы дать гораздо больше, будь он другим человеком. Он мог бы сказать родителям о своей любви, он вовсе не так черств и холоден, каким он кажется. Он скрывает свою привязанность к своей семье.
    Таким образом, Базаров при жизни не сумел оценить всего, что для него сделали его родители. Он так и не понял,что семья самое главное в жизни, что любовь родителей бесценна и ее нужно беречь…….

  4. Ответ оставил Гость
    Базаров и его родители – разные люди. Когда Базаров приехал домой, он попросил отца и мать не мешать ему, когда он был за работой, но Евгений сделал это вовсе не из-за презрения к своим родителям, ему просто не нравилось, что за ним следят и ухаживают. Это был такой молодой человек, который не признавал родительской ласки. Но он любил отца и мать, он уважал их и заботился о них. Даже когда он болел, и к нему приехала Анна Сергеевна Одинцова, он попросил ее поухаживать за его родителями, потому что «таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать» .
    Базаров умер, этот человек практически никому не нужен, лишь только «часто приходят два уже дряхлые старика» , которые любят своего сына, Их сердца наполнены воспоминаниями, но, потеряв своего единственного ребенка, они обрели пустоту в душе, которую надо очистить и омыть, и они заполняют пустоту слезами и молитвами…
    Под сомнение ставятся нравственные идеалы дворян, культура, искусство, религия — словом, все, на чем держалось идеалистическое мировоззрение русской аристократии. Естественно, что такое различие во взглядах не могло не породить конфликт между этими общественными группами. Случалось, что противоречия между ними проявлялись не только в полемике между органами печати, представлявшими два этих лагеря (например, «Современник» , с одной стороны, и «Русский вестник» — с другой) , но проникали и в быт, в семью, и различие взглядов на жизнь вызывало споры и противостояние между близкими людьми, которые являлись представителями двух поколений — поколения отцов и поколения детей. Именно социальное противоречие и легло в основу конфликта романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» .
    Однако нужно отметить, что конфликт в произведении многоплановый: он заключает в себе не только столкновения и споры главного героя — нигилиста Базарова — с аристократом Павлом Петровичем Кирсановым или скрытое противоречие между Базаровым и Аркадием — факторы, которые обычно называют определяющими конфликта между «отцами» и «детьми» . Это и любовный конфликт, изображенный автором в отношениях между Базаровым и Одинцовой; это и внутренний конфликт Базарова (конфликт с самим собой) , в конце романа понимающего, что, возможно, его убеждения не так уж правильны, как он предполагал ранее; это и тщательно завуалированный конфликт автора со своими героями, выразившийся в различных художественных деталях и приемах, используемых им.

  5. Родители Базарова
    Взаимоотношение между родителями и Базаровым
    В романе «Отцы и дети» родители Базарова – яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что автор уделяет им не так много внимания, как, скажем, братьям Кирсановым, образы Василия Ивановича и Арины Васильевны даны не случайно. С их помощью автор наиболее полно показывает взаимоотношения поколений.

    Родители Базарова

    Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах. Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но читатель понимает, что он, скорее больше консерватор, чем либерал. Даже в своей профессии лекаря, он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине. Он верит в Бога, но старается не показывать свою веру, особенно перед женой.
    Арина Васильевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованна, сильно верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад.
    Она вызывает только приятное впечатление, которое не портит ни ее набожность и суеверие, ни ее добродушие и покладистость.

    Взаимоотношение между родителями и Базаровым

    Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.
    На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.
    Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.
    Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.
    Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение.
    Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.
    Материалы, представленные на этой странице, пригодятся учащимся 10 класса при подготовке краткого доклада или сочинений на тему «Базаров и его родители» и «Отношение Базарова к родителям».
    Характеристика родителей Базарова, отношение Базарова к родителям – факты для сочинения по теме | источник

  6. Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его произведении, расходятся не столько потому, что одни были «отцами», а другие — «детьми», сколько потому, что «отцы» и «дети», в силу обстоятельств, стали выразителями идей различных, противоположных эпох, они представляли разные социальные положения: старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Таким образом, этот чисто психологический конфликт перерастает в глубокий социальный антагонизм.
    Для более подробного рассмотрения этой проблемы мне кажется целесообразным условно выделить три части: во-первых, конфликт дворянства в лице Павла Петровича Кирсанова и разночинной интеллигенции (Базаров); во-вторых, это конфликт Аркадия с отцом, не имеющий такой серьезной идейной почвы, но от этого не менее болезненный; и в-третьих, конфликт Базарова с родителями, который придает роману особую остроту, пронзительность.
    Итак, проблема противоречия между дворянством и революционными демократами заявлена буквально с первых же страниц романа. Уже в самом описании героев читатель обнаруживает противопоставление. Когда автор представляет Базарова, нам видится фигура мрачная, отгороженная от мира, в ней чувствуется сила, энергия. Особо Тургенев акцентирует наше внимание на уме главного героя. Описание Павла Петровича, напротив, состоит почти только из прилагательных, это человек-кукла, жизнь и дела которого бессмысленны: он носит английский костюм и лаковые полусапожки в деревне, заботится о красе ногтей. Все прошлое Павла Петровича — погоня за миражами, в то время как Базаров приносит реальную пользу, занимается конкретными проблемами, ему некогда мечтать. Контрастность этих образов бросается в глаза. Автор хочет изобразить могучего разночинца и слабых дворян. Этот конфликт развивается на протяжении всего романа, но так и не имеет развязки. Писатель как бы предоставляет его разрешение будущему, рассматривая его со стороны.
    Отношения Аркадия с отцом представляются мне наиболее трогательными. Эти образы созданы Тургеневым с большой любовью, которую он передает читателю. Несмотря на конфликт, завязка которого происходит в самом начале романа, мы видим, что отец и сын невероятно похожи и противоречия между ними по большей степени наносные. Аркадий представляется нам «молоденьким мальчиком», романтиком, увлекшимся идеями равенства и братства, он хочет, чтобы мир вокруг был так же счастлив и радостен, как и он сам. Тургенев с легкой иронией подчеркивает желание Аркадия казаться взрослым, зрелым человеком с собственными взглядами на окружающий его мир, общество; молодой человек изо всех сил старается быть похожим на своего кумира Базарова, заслужить его уважение независимостью мышления: «Он (Аркадий) в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностью скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!». А на самом деле для счастья ему надо немного: жить в родном доме вместе с отцом, иметь добрую и любящую жену, воспитывать детей. И это «обывательское», простое и незамысловатое счастье пересилило идеи о всеобщем благе и всемирной гармонии. Таков и его отец, он ценит уклад, семью; благополучие близких людей для него превыше всего.
    Он сохранил в своей душе идеалы романтизма, недаром Николай Петрович читает Шиллера, Гете, Пушкина. Не случайно его так коробят напускной цинизм и развязность Аркадия и, в то же самое время, отчуждение сына, который ему так дорог. Он сам старается не отставать от времени, искренне пытается понять молодежь. Это неуклюжее подражание новому вызывает у автора улыбку, но, скорее всего, добрую. Этот искренний, бесхитростный, пусть даже не очень глубокий человек очень близок Тургеневу. Таким образом, этот конфликт между отцом и сыном снимается в конце романа как бы автоматически. Базаров уходит из жизни Аркадия, идеи которого и были «яблоком раздора». Автор подводит нас к тому, что молодой человек, вероятно, повторит путь своего отца.
    На конфликте Базарова с его родителями хотелось бы остановиться особенно. Именно в нем-то и заложен весь смысл, вся мудрость. Я думаю, что при встрече Базарова с родителями конфликт поколений достигает своего апогея. Это проявляется, прежде всего, в том, что ни сам Базаров, ни даже, пожалуй, автор не знают, как же на самом деле главный герой относится к своим родителям. Его чувства противоречивы: с одной стороны, в порыве откровенности он признается, что любит своих родителей, а с другой — в его словах сквозит презрение к «глупой жизни отцов». И это презрение не наносное, как у Аркадия, оно продиктовано его жизненной позицией, твердыми убеждениями. Этот разлад имеет очень глубокие корни, и, по-видимому, он неразрешим. Отношения с Одинцовой, с родителями доказывают, что даже Базаров не может полностью подавить свои чувства и подчиняться только уму.
    Трудно объяснить, какое же чувство не позволяет ему окончательно отрешиться от родителей: любви, жалости, а может быть, чувство благодарности за то, что именно они дали первые импульсы, заложили основу для развития его личности. В разговоре с Аркадием Базаров утверждает, что «всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я». Здесь, я думаю, Базаров неправ. Именно родительское воспитание, их пример или, напротив, их ошибка создали почву для интеллектуального роста Базарова. Он, как и все дети, пошел дальше своих родителей и отдалился настолько, что утратил возможность понимать их, принимать их такими, как есть, прощать.
    Эта пропасть велика и непреодолима, да и сам Базаров не хочет сблизиться со стариками, считая это шагом назад. И очень жаль. Сколько ценного он мог бы почерпнуть от них, и не было бы этого трагического одиночества, метаний. Узнав поближе своих родителей, он бы понял, что Россия держится именно на таких людях, на силах их душ, на их вере и любви. То, как описывает автор Василия Ивановича и Арину Власьевну, то, сколько души он в это вкладывает, не оставляет сомнений, что эти герои ему особенно дороги. Трудно определить, на чьей стороне находится автор в этом конфликте «отцов» и «детей». Но все-таки, по каким-то трудно уловимым интонациям чувствуется, что ближе для него сторона «отцов».
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  7. Николай Петрович Кирсанов является тем человеком, в жизни которого самую важную роль играют традиции и духовные ценности. Этот человек искренен, от него всегда веет душевной теплотой, он читает Пушкина, играет на виолончели. Он замечательный отец, который старался помочь сыну, передать ему свой опыт, и, главное, его любит Аркадий. Несмотря на то, что он придерживался позиции нигилиста – но истинным представителем этой социальной группы ему никогда не стать – он ценит своего отца, слушает его и дорожит этим человеком. Сама Николай Петрович во всем помогает сыну, поддерживает его в любых ситуациях. Между Николаем Петровичем и Аркадием практически никогда не бывает конфликтов, они уважают друг друга. Отец считал, что сын не одобрит его, если он женится на Фенечке, но Аркадий понял Николая Петровича и, конечно, одобрил поступок отца.
    Базаров и его родители – разные люди. Когда Базаров приехал домой, он попросил отца и мать не мешать ему, когда он был за работой, но Евгений сделал это вовсе не из-за презрения к своим родителям, ему просто не нравилось, что за ним следят и ухаживают. Это был такой молодой человек, который не признавал родительской ласки. Но он любил отца и мать, он уважал их и заботился о них. Даже когда он болел, и к нему приехала Анна Сергеевна Одинцова, он попросил ее поухаживать за его родителями, потому что «таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».
    Базаров умер, этот человек практически никому не нужен, лишь только «часто приходят два уже дряхлые старика», которые любят своего сына, Их сердца наполнены воспоминаниями, но, потеряв своего единственного ребенка, они обрели пустоту в душе, которую надо очистить и омыть, и они заполняют пустоту слезами и молитвами…
    Под сомнение ставятся нравственные идеалы дворян, культура, искусство, религия — словом, все, на чем держалось идеалистическое мировоззрение русской аристократии. Естественно, что такое различие во взглядах не могло не породить конфликт между этими общественными группами. Случалось, что противоречия между ними проявлялись не только в полемике между органами печати, представлявшими два этих лагеря (например, «Современник», с одной стороны, и «Русский вестник» — с другой), но проникали и в быт, в семью, и различие взглядов на жизнь вызывало споры и противостояние между близкими людьми, которые являлись представителями двух поколений — поколения отцов и поколения детей. Именно социальное противоречие и легло в основу конфликта романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
    Однако нужно отметить, что конфликт в произведении многоплановый: он заключает в себе не только столкновения и споры главного героя — нигилиста Базарова — с аристократом Павлом Петровичем Кирсановым или скрытое противоречие между Базаровым и Аркадием — факторы, которые обычно называют определяющими конфликта между «отцами» и «детьми». Это и любовный конфликт, изображенный автором в отношениях между Базаровым и Одинцовой; это и внутренний конфликт Базарова (конфликт с самим собой), в конце романа понимающего, что, возможно, его убеждения не так уж правильны, как он предполагал ранее; это и тщательно завуалированный конфликт автора со своими героями, выразившийся в различных художественных деталях и приемах, используемых им. (Примеры дальше.)Основной конфликт произведения — это конфликт общественно-политический, конфликт отцов и детей — представителей дворянства с разночинцами. Таких людей, которые, по мнению автора, живут мыслями уходящего времени и уходящими представлениями о жизни, и новыми идеями, направлениями, мыслями, рожденными новым временем. Подтверждением тому, что социальный конфликт является основным в произведении, служит и характер избранных автором художественных средств: портреты героев, их одежда, описание пейзажа, речь — все говорит о различии представителей этих двух лагерей, между которыми происходит главный конфликт. В основном он раскрывается в трех спорах Базарова с Павлом Петровичем, в спорах, предметом которых являются вопросы, волнующие передовых людей того времени: отношение к роли дворянства в обществе, к науке, к русскому народу, к искусству и к природе. Естественно, что точки зрения героев определяются их противоположными друг другу мировоззрениями. Павел Петрович считает, что аристократия — движущая сила общественного развития; его идеал общественного устройства — «английская свобода», то есть конституционная монархия. Кирсанов делает упор на либерализм, то есть на (его основной принцип) сохранение строя при реформах в общественном укладе жизни. Базарова такая позиция не устраивает. Ему нужно изменить социальный строй, он за революцию, и поэтому он отвергает либерализм и отрицает ведущую роль дворянства (в русском обществе) как неспособного к решительным действиям.
    Вопрос о социальных изменениях и революции ставится и в споре о народе, и в споре о нигилизме. Кирсанов не может смириться со все отрицающей позицией нигилистов; для него кажется диким, если человек лишен принципов в жизни. «Вас всего четыре с половиной человека», — заявляет он Базарову. И в ответе Евгения автор снова намекает на социальный взрыв: «От копеечной свечи Москва сгорела», — говорит главный герой. Базаров отрицает все: религию, искусство, самодержавно-крепостнический строй, — во многом из-за того, что видит косность, лживость проявления этих понятий в настоящей жизни, ханжество морали, ветхость и загнивание вообще всей государственной системы. Недаром в 1859 году, когда происходит действие романа, царское правительство стояло на пороге социальных потрясений и переживало кризис.
    Нужно отметить, что в образе Павла Петровича Тургенев сумел соединить два противоположных направления: западничество и славянофильство. При всей своей любви к английскому стилю жизни Кирсанов в то же время прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность и патриархальность русского мужика. Базаров же заявляет, что народ не понимает собственных интересов, он темен и невежествен, и считает, что только при длительной «работе» с народом можно превратить его из реакционной в революционную силу.
    Павел Петрович восхищается искусством, считая его стимулом для нравственного развития человека. Базаров все рассматривает с точки зрения практической пользы, поэтому «природа не храм, а мастерская», поэтому и «Рафаэль гроша ломаного не стоит».
    После первого знакомства с романом кажется, что и композиция произведения, и сюжет, и художественные детали — все направлено на раскрытие основного — общественно-политического — конфликта «Отцов и детей». Но это не так.
    И. С. Тургеневу, безусловно, нужно было показать противоречивость взглядов отцов и детей, их столкновения по различным вопросам, однако и в этих столкновениях и спорах для него было важнее раскрыть внутренний конфликт как «отцов», так и «детей». Автор сомневается в ведущей роли дворянства в обществе; образы «дворянского гнезда» Кирсановых, его жителей, достаточно часто изображаются писателем с легкой иронией — вспомним хотя бы дуэль Павла Петровича с Базаровым. Читатель может заметить целый ряд противоречий, свидетельствующих о каком-то внутреннем разладе в дворянской среде: Николай Петрович хочет устроить фабрику с наемными рабочими — вроде бы прогресс, вклад в развитие капиталистических отношений, — но у него ничего не получается; вся жизнь Павла Петровича, умного, образованного и талантливого человека, была посвящена «погоне» за женщиной; Аркадий, который, казалось бы, принимает сторону Базарова, в конце концов не может расстаться с «отцовским» взглядом на жизнь. Все эти факторы говорят о начавшемся процессе оскудения и расслоения дворянства, отмеченного Тургеневым еще в романах «Дворянское гнездо» и «Рудин».В описании этого оскудения русской аристократии, процесса снижения общественной роли дворянства Тургенев предвосхитил А. П. Чехова и И. А. Бунина, которые в своих рассказах и пьесах изобразили уже полное оскудение дворянских гнезд и потерю того достоинства и чести дворянина, которые были присущи русской аристократии первой половины XIX века.
    Переживает глубокий внутренний конфликт и главный герой романа. Как уже было сказано, автор испытывает на прочность убеждения Базарова, проверяет их жизнеспособность. И оказывается, что представления Евгения не так уж правильны и верны в реальной жизни, как в его спорах с Павлом Петровичем. Базаров говорит о своей близости к народу («Мой дед землю пахал…»), а простой мужик не принимает его, называя «шутом гороховым»; он выглядит холодным и равнодушным по отношению к своим родителям, которые души в нем не чают, а сам пытается всеми силами подавить в себе ответные чувства; он заявляет, что природа не храм, а мастерская, и объясняет все движения человеческого сердца лишь физиологией, а сам влюбляется в Одинцову и в задумчивости бродит по лесам в ее имении.
    Без сомнения, натура Базарова очень противоречива, и, хотя автор показывает читателю, что убеждения главного героя рушатся при столкновении с реальной жизнью, Тургеневу важно понять, что сделают такие, как Базаров, в России, чем обернется и конфликт отцов и детей, и внутренний конфликт «новых людей» в масштабе государства. В этом смысле важен еще один конфликт произведения — философский: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» — спрашивает Базаров перед смертью. Мотив назначения, смысла жизни постоянно присутствует в произведении, а в образе Базарова он выливается в целый конфликт между жизнью и смертью. В разговоре с Аркадием под стогом сена Евгений высказывается о смысле своей жизни и замечает, что он умрет и из него «лопух расти будет», то есть Базаров снова утверждает свой материалистический взгляд на мир: после смерти от него ничего не останется. Однако в конце романа автор показывает, что главный герой во многом переосмысливает свои убеждения, понимая, что в тот трагический момент, перед лицом смерти, они оказываются бессмысленными, — недаром Базаров, отрицавший религию, соглашается причаститься перед своей кончиной. Внутренний конфликт главного героя разрешается автором не в пользу его убеждений (хотя Базаров не отвергает их), но в пользу его сущности, его сильного характера. Смерть Базарова не разрешает всех конфликтов в произведении: Тургенев не показывает читателю ясного решения социального конфликта, конфликта между двумя общественными силами.
    Автору сложно было определить свое отношение к главному герою, к его исторической роли, и поэтому, изобразив этот неоднозначный образ в романе и показав противоречия, перед которыми встают его герои, он завершает произведение мягкими, лиричными красками: «…полуденный зной проходит, и настает вечер и ночь, а там и возвращение в тихое убежище, где сладко спится измученным и усталым». Базаров появляется в романе из туманной дали, куда смотрит Петрушка, слуга Кирсанова, в этой неясной дали он исчезает после своей смерти — Тургенев не знал, что делать со своим героем, и лишь указывал, что Базаровы — это люди, стоящие в преддверии будущего; в настоящем же автору сложно было определить их место и их роль.
    Название романа «Отцы и дети» наталкивает читателя на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос — противоречия между поколениями. Он действительно ставится автором, но на самом деле Тургенев поднимает куда более Глубокие социально-психологические, нравственные и философские вопросы. Писатель не знал, когда, как эти вопросы будут решаться в реальной жизни, и дал ответ лишь на некоторые из них, но то, что они были подняты, — огромная заслуга И. С. Тургенева.

  8. Страница: [ 1 ] 2
    Николай Петрович Кирсанов является тем человеком, в жизни которого самую важную роль играют традиции и духовные ценности. Этот человек искренен, от него всегда веет душевной теплотой, он читает Пушкина, играет на виолончели. Он замечательный отец, который старался помочь сыну, передать ему свой опыт, и, главное, его любит Аркадий. Несмотря на то, что он придерживался позиции нигилиста – но истинным представителем этой социальной группы ему никогда не стать – он ценит своего отца, слушает его и дорожит этим человеком. Сама Николай Петрович во всем помогает сыну, поддерживает его в любых ситуациях. Между Николаем Петровичем и Аркадием практически никогда не бывает конфликтов, они уважают друг друга. Отец считал, что сын не одобрит его, если он женится на Фенечке, но Аркадий понял Николая Петровича и, конечно, одобрил поступок отца.
    Базаров и его родители – разные люди. Когда Базаров приехал домой, он попросил отца и мать не мешать ему, когда он был за работой, но Евгений сделал это вовсе не из-за презрения к своим родителям, ему просто не нравилось, что за ним следят и ухаживают. Это был такой молодой человек, который не признавал родительской ласки. Но он любил отца и мать, он уважал их и заботился о них. Даже когда он болел, и к нему приехала Анна Сергеевна Одинцова, он попросил ее поухаживать за его родителями, потому что «таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».
    Базаров умер, этот человек практически никому не нужен, лишь только «часто приходят два уже дряхлые старика», которые любят своего сына, Их сердца наполнены воспоминаниями, но, потеряв своего единственного ребенка, они обрели пустоту в душе, которую надо очистить и омыть, и они заполняют пустоту слезами и молитвами…
    Под сомнение ставятся нравственные идеалы дворян, культура, искусство, религия — словом, все, на чем держалось идеалистическое мировоззрение русской аристократии. Естественно, что такое различие во взглядах не могло не породить конфликт между этими общественными группами. Случалось, что противоречия между ними проявлялись не только в полемике между органами печати, представлявшими два этих лагеря (например, «Современник», с одной стороны, и «Русский вестник» — с другой), но проникали и в быт, в семью, и различие взглядов на жизнь вызывало споры и противостояние между близкими людьми, которые являлись представителями двух поколений — поколения отцов и поколения детей. Именно социальное противоречие и легло в основу конфликта романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
    Однако нужно отметить, что конфликт в произведении многоплановый: он заключает в себе не только столкновения и споры главного героя — нигилиста Базарова — с аристократом Павлом Петровичем Кирсановым или скрытое противоречие между Базаровым и Аркадием — факторы, которые обычно называют определяющими конфликта между «отцами» и «детьми». Это и любовный конфликт, изображенный автором в отношениях между Базаровым и Одинцовой; это и внутренний конфликт Базарова (конфликт с самим собой), в конце романа понимающего, что, возможно, его убеждения не так уж правильны, как он предполагал ранее; это и тщательно завуалированный конфликт автора со своими героями, выразившийся в различных художественных деталях и приемах, используемых им. (Примеры дальше.)Основной конфликт произведения — это конфликт общественно-политический, конфликт отцов и детей — представителей дворянства с разночинцами. Таких людей, которые, по мнению автора, живут мыслями уходящего времени и уходящими представлениями о жизни, и новыми идеями, направлениями, мыслями, рожденными новым временем. Подтверждением тому, что социальный конфликт является основным в произведении, служит и характер избранных автором художественных средств: портреты героев, их одежда, описание пейзажа, речь — все говорит о различии представителей этих двух лагерей, между которыми происходит главный конфликт. В основном он раскрывается в трех спорах Базарова с Павлом Петровичем, в спорах, предметом которых являются вопросы, волнующие передовых людей того времени: отношение к роли дворянства в обществе, к науке, к русскому народу, к искусству и к природе. Естественно, что точки зрения героев определяются их противоположными друг другу мировоззрениями. Павел Петрович считает, что аристократия — движущая сила общественного развития; его идеал общественного устройства — «английская свобода», то есть конституционная монархия. Кирсанов делает упор на либерализм, то есть на (его основной принцип) сохранение строя при реформах в общественном укладе жизни. Базарова такая позиция не устраивает. Ему нужно изменить социальный строй, он за революцию, и поэтому он отвергает либерализм и отрицает ведущую роль дворянства (в русском обществе) как неспособного к решительным действиям.
    Вопрос о социальных изменениях и революции ставится и в споре о народе, и в споре о нигилизме. Кирсанов не может смириться со все отрицающей позицией нигилистов; для него кажется диким, если человек лишен принципов в жизни. «Вас всего четыре с половиной человека», — заявляет он Базарову. И в ответе Евгения автор снова намекает на социальный взрыв: «От копеечной свечи Москва сгорела», — говорит главный герой. Базаров отрицает все: религию, искусство, самодержавно-крепостнический строй, — во многом из-за того, что видит косность, лживость проявления этих понятий в настоящей жизни, ханжество морали, ветхость и загнивание вообще всей государственной системы. Недаром в 1859 году, когда происходит действие романа, царское правительство стояло на пороге социальных потрясений и переживало кризис.
    Нужно отметить, что в образе Павла Петровича Тургенев сумел соединить два противоположных направления: западничество и славянофильство. При всей своей любви к английскому стилю жизни Кирсанов в то же время прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность и патриархальность русского мужика. Базаров же заявляет, что народ не понимает собственных интересов, он темен и невежествен, и считает, что только при длительной «работе» с народом можно превратить его из реакционной в революционную силу.
    Павел Петрович восхищается искусством, считая его стимулом для нравственного развития человека. Базаров все рассматривает с точки зрения практической пользы, поэтому «природа не храм, а мастерская», поэтому и «Рафаэль гроша ломаного не стоит».
    После первого знакомства с романом кажется, что и композиция произведения, и сюжет, и художественные детали — все направлено на раскрытие основного — общественно-политического — конфликта «Отцов и детей». Но это не так.
    И. С. Тургеневу, безусловно, нужно было показать противоречивость взглядов отцов и детей, их столкновения по различным вопросам, однако и в этих столкновениях и спорах для него было важнее раскрыть внутренний конфликт как «отцов», так и «детей». Автор сомневается в ведущей роли дворянства в обществе; образы «дворянского гнезда» Кирсановых, его жителей, достаточно часто изображаются писателем с легкой иронией — вспомним хотя бы дуэль Павла Петровича с Базаровым. Читатель может заметить целый ряд противоречий, свидетельствующих о каком-то внутреннем разладе в дворянской среде: Николай Петрович хочет устроить фабрику с наемными рабочими — вроде бы прогресс, вклад в развитие капиталистических отношений, — но у него ничего не получается; вся жизнь Павла Петровича, умного, образованного и талантливого человека, была посвящена «погоне» за женщиной; Аркадий, который, казалось бы, принимает сторону Базарова, в конце концов не может расстаться с «отцовским» взглядом на жизнь. Все эти факторы говорят о начавшемся процессе оскудения и расслоения дворянства, отмеченного Тургеневым еще в романах «Дворянское гнездо» и «Рудин».В описании этого оскудения русской аристократии, процесса снижения общественной роли дворянства Тургенев предвосхитил А. П. Чехова и И. А. Бунина, которые в своих рассказах и пьесах изобразили уже полное оскудение дворянских гнезд и потерю того достоинства и чести дворянина, которые были присущи русской аристократии первой половины XIX века.
    Страница: [ 1 ] 2

    Похожие сочинения

    Как раскрывается характер Базарова в отношениях с родителями

  9. Почему-то в литературной критике очень мало уделяется внимания отношениям Базарова с родителями. Это, разумеется, не такая “благодатная” тема, как, скажем, конфликт Базарова с Павлом Петровичем или его любовная интрига с Одинцовой. Но тем интереснее пристально взглянуть на взаимоотношения главного героя “Отцов и детей” с его родителями.
    Арина Власьевна и Василий Иванович представляют в романе поколение “отцов” наряду с более значимыми действующими лицами, такими, как Павел Петрович и Николай Петрович.
    Описанию Арины Власьевны автор уделяет немало внимания. Перед читателем предстает миловидная старушка в чепце, суетливая, добрая, кроткая, набожная и, в то же время, суеверная. Тургенев, кстати, не преминул заметить, что ей надо было бы родиться двести лет назад. Для нас, современных читателей, это уже не имеет никакого значения, поскольку то время, когда происходит действие романа, уже само отделено от нас почти двумя столетиями. Но, тем не менее, к Арине Власьевне при чтении невольно применяешь определение “старомодная старушка” и это ей подходит как нельзя больше.
    Василий Иванович — уездный лекарь, добряк, каких поискать, немного суетливый, такой лее набожный, как жена, но пытающийся это скрыть. Он даже пытается быть “современным”, но хорошо видно, что это человек старого поколения, консервативный, в хорошем смысле этого слова.
    Душа двух стариков, как в зеркале, отражается в их отношении к сыну. Как водится, в единственном ребенке родители души не чают, всячески холят и лелеют его, поскольку именно в нем заключается единственный смысл их жизни. Даже когда Евгения рядом с ними нет (а он приезжает крайне редко), жизнь их сосредоточена на мыслях и воспоминаниях о нем.
    Совсем иное дело — сам Базаров. Его отношение к родителям слишком небрежно, по крайней мере, внешне. Он знает, как они любят его, да и сам их любит, в чем признается один раз Аркадию. Однако он не привык как-либо выражать свои чувства, проявлять по отношению к кому-нибудь ласку. Поэтому его раздражает, когда с ним начинают возиться, вокруг него хлопочут. Родители, зная это, пытаются не так бурно проявлять радость от его присутствия в их доме.
    Зато радость эту в полной мере может почувствовать читатель. Она видна в мелочах. Арина Власьевна боится своего сына и старается не докучать ему, но всегда позаботится о мягкой перине и вкусном борще. Василий Иванович ведет себя с сыном смелее, но все лее пытается показаться суровее и выдержаннее, чем есть на самом деле, чтобы не раздражать Евгения. Только в разговорах с Аркадием отец может потешить свое родительское тщеславие, услышав похвалы в честь своего обожаемого сына.
    Но любовь — еще не значит понимание. Родители не умеют понять Базарова, его взгляды, да и он не особенно пытается делиться с ними своими мыслями. Он никогда так резко и открыто не высказывает в родительском доме свои взгляды, как в имении хех же Кирсановых. Оберегая чувства отца и матери, он все-таки ведет себя с ними мягче, чем с другими, хотя и с тем же равнодушным и небрежным видом. Все же удивительно, что в такой патриархальной семье родился и вырос ребенок, подобный Евгению Базарову. Наверное, на действительно самобытную личность в большей мере влияет не родительское, а самовоспитание.
    Возможно, беда Базарова заключалась в том, что он не был понят в первую очередь своими родителями, а потом уж всеми окружающими. Может, родители и хотели бы понять Базарова, только он в своем развитии уже ушел слишком далеко от них, поэтому любовь и нежность были единственным, что он мог получить от Арины Власьевны и Василия Ивановича. Человек, у которого есть дом, может иногда забыть про него, но всегда подсознательно будет чувствовать поддержку и любовь родных. К сожалению, родители не могли поддержать Базарова именно в его начинаниях и дать ему то, к чему он стремился.
    Умереть Базарову довелось в родном доме, и это для него было огромным облегчением, пусть он этого и не сознавал. Во много раз тяжелее умереть на чужбине, в незнакомом доме или гостинице.
    Самое страшное для родителей — это смерть ребенка. А если этот ребенок — единственная радость, свет в окошке? Невозмолшо представить себе, что родители иерелшвут такое горе. Родители Базарова перелсили. Они не умерли, но внутри них что-то надломилось. Это страшно — жить только тем, что приходишь на родную могилу. Они так жили. Это были два надломленных усталых старика, у них оставалась только память.
    Базаров мог бы дать им гораздо больше, будь он другим человеком. Он мог бы сказать отцу и матери о своей любви к ним. Хотя, кто знает, может быть, они не нуледались в словах? Родительское сердце чувствует ребенка без всяких слов. Они так никогда и не узнали (и это для них огромное счастье), насколько он был чужд им и насколько он страдал.
    Главы, где показана жизнь Базарова в доме родителей, раскрывают героя с новой стороны. Он вовсе не так черств и холоден, как хочет казаться. Он полон нежности к родителям, хотя внутренний барьер никогда не позволит ему показать это. Словом, он такой же человек, как и Аркадий, их отличие только в том, что последний не скрывает свою привязанность к семье. Не может человек отрицать абсолютно все. Как сказал Базаров, смерть сама все и всех отрицает. Но и любовь тоже отрицает доводы рассудка, поэтому родители любят своих детей и всегда ждут их, несмотря ни на что. Никто так не умеет ждать, как родители. Жаль, что Базаров при жизни не сумел оценить, сколько тепла, уюта и ласки могли дать ему отец и мать. Ни у одного человека нет на земле места дороже, спокойнее и теплее, чем родной дом.
    Похожие сочинения:
    Базаров – человек и мыслитель
    Евгений Базаров – человек нового времени
    Мое отношение к Базарову
    Три испытания Базарова (любовь, дуэль, смерть)
    Базаров – представитель разночинной интеллигенции
    Конфликт Базарова и Кирсанова – конфликт двух эпох
    Образ Базарова в романе Тургенева “Отцы и дети”
    Могла им сложиться счастливо жизнь Базарова и Одинцовой?
    Школьное сочинение на тему Мой подзащитный Евгений Базаров. По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Страстное, грозное, бунтарское сердце. По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

  10. Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены:
    “— Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий.
    — Ты их любишь, Евгений?
    — Люблю, Аркадий!”
    Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с отцом, и просьбу к Одинцовой, и финал романа — пейзаж сельского кладбища.
    Получается, что отношение отцов к детям и детей к отцам похожи: отцы стремятся понять детей, дети уважают чувства отцов. Однако по мере развития сюжета взаимоотношения отцов и детей рассматриваются в несколько ином плане. Перед нами не только взаимоотношения поколений, взаимоотношения людей разных политических убеждений. Отсюда конфликт — не возрастной, а социальный. И решается он в пользу детей. Приговор отцам произносит Базаров, затем они сами признают своё поражение, а в заключение звучит голос автора: “Да он и был мертвец”. Базарову можно торжествовать? Конфликт разрешён, но роман — продолжается. И заканчивается — смертью героя, которая отнюдь не “случайность” в художественной логике романа. Дело в том, что в названии три слова. Союз “и” выступает здесь в своём прямом значении — соединительном. Потому что в жизни всегда есть чёрное и белое, правда и ложь, рождение и смерть, отцы и дети. И, наверное, правда на стороне жизни, а не на стороне отцов или детей: “Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной”. Трудно удержаться и ещё от одной цитаты. В своей статье, посвящённой роману, критик Н.Н. Страхов заметил, что Тургенев подошёл и к “отцам”, и к “детям” с одинаковой мерой. “Это одинаковая мера, эта общая точка зрения у Тургенева есть Жизнь человеческая, в самом широком её значении”.

  11. Страница: [ 1 ] 2
    Молодость — время для усвоения мудрости, старость — время для её применения.
    Ж.-Ж. Руссо
    Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий» (XXI). Базаров говорит правду. Он жалеет своих родителей уже потому, что «отроду лишней копейки не взял» (XXI). В страшные минуты жизни он думает о них. Так, перед дуэлью с Павлом Петровичем во сне-бреду он видит мать, а перед смертью, понимая состояние родителей, уже не скрывает свою любовь к ним. Он постоянно помнит о своих «стариках», ибо, разъезжая по *** губернии с Аркадием, всё время имеет в виду, что конечная цель его летнего путешествия — имение родителей, где — он точно знает — его нетерпеливо ждут: «Нет, надо к отцу проехать. (…)он от *** в тридцати верстах. Я его давно не видал, и мать тоже; надо стариков потешить. Они у меня хороше, особенно отец: презабавный. Я же у них один» (XI). Однако Аркадий задал свой вопрос не случайно. Отношения Базарова к родителям, если глядеть со стороны, кажутся холодными, даже неприязненными: слишком мало нежности в этих отношениях.
    В литературоведческих разборах «Отцов и детей» главного героя принято упрекать в пренебрежении, а иногда даже в презрении к родителям. Но насколько справедливы эти упрёки?
    Первый упрёк: Базаров не спешит домой, где, кстати, не был три года, а едет сначала в имение к Кирсановым, потом в губернский город, затем в имение Одинцовой. Добравшись наконец до имения родителей, он выдерживает в родном доме только три дня и снова уезжает. Так Базаров проявляет, мягко говоря, невнимание к старикам родителям. Но те же поступки героя можно объяснить и по-другому. Бедность — вот причина, по которой герой три года не приезжал к родителям. Можно предположить, что у него просто не было денег на неблизкую дорогу домой или в летние каникулы он зарабатывал (в клинике, например) средства на следующий учебный год — ведь выпрашивать деньги у родителей он считает недостойным.
    Базаров по натуре человек общительный, любознательный и самостоятельный. Он, несмотря на бедность, добился уважения среди студентов университета, о чём свидетельствуют его отношения с Аркадием и отзывы Ситникова (XII). Поэтому жизнь в уединённом родительском домике кажется молодому нигилисту скучной: здесь, кроме как с отцом Алексеем, и поговорить не с кем. Да и трепетные родительские заботы о «перинках» и «говядинке» для ненаглядного Енюшеньки тяжелы ему. Вот он и жалуется Аркадию: «Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. (…) …отец мне твердит: «Мой кабинет к твоим услугам — никто тебе мешать не будет»; а сам от меня ни на шаг. Да и совестно как-то от него запираться. Ну и мать то же. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней — и сказать ей нечего» (XXI). Между тем Базарову через год предстоит серьёзный выпускной экзамен в университете, и он, в отличие от других героев романа, намерен не отдыхать, а упорно работать всё лето. Из-за этого, очевидно, он ещё в Петербурге принимает приглашение Аркадия, своего почитателя и товарища по университету, погостить в Марьине — так Базаров обеспечит себе спокойное, сытое лето и не будет в тягость родителям.
    Второй упрёк: главный герой проявляет откровенный эгоизм в отношении родителей, не уделяя им достаточно внимания. Однако не следует забывать, что молодой нигилист приезжает к родителям сразу после тяжёлого объяснения с Одинцовой. Переживая неудачу в любви, он ищет уединения и какого-нибудь занятия-отвлечения, поэтому терпеть сейчас родительские ласки ему невмоготу. Он уезжает в Марьино, где, будучи гостем, имеет право не вмешиваться ни в какие «житейские дрязги» (XXII), и совершенно отдаётся своей работе. Несмотря на эти соображения, упрёк в эгоизме, адресованный Базарову, справедлив.
    А кто из «детей» в романе ведёт себя иначе? В доме Одинцовой живёт старая тётка княжна Х…я, на которую «не обращали внимания, хотя обходились с ней почтительно» (XVI). Аркадий, вернувшись вместе с Базаровым к отцу в Марьино, не может забыть красавицу Одинцову: «…прежде он бы только плечами пожал, если бы кто-нибудь сказал ему, что он может соскучиться под одним кровом с Базаровым, и ещё под каким! — под родительским кровом, а ему точно было скучно, и тянуло вон» (XXII). «Грубый сын» Базаров пробыл у родителей три дня и заскучал, «нежный сын» Аркадий, тоже томясь от любви, пробыл немногим дольше: «Десяти дней не прошло со времени его возвращения в Марьино, как он опять, под предлогом изучения механизма воскресных школ, скакал в город, а оттуда в Никольское» (там же). Да и теперешние достойные «отцы», решая собственные житейские проблемы, относились к родителям весьма небрежно. Николай Петрович Кирсанов вспоминает: «Однажды я с покойницей матушкой поссорился: она кричала, не хотела меня слушать… Я, наконец, сказал ей, что вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям. Она ужасно обиделась…» (XI). Разумеется, похожее поведение других героев романа не оправдывает Базарова, но показывает, что в отношении к «предкам» добропорядочные «дети» мало чем отличаются от решительного нигилиста. А их в современных литературоведческих разборах принято хвалить и ставить в пример главному герою.
    Третий упрёк: Базаров проявляет неуважение к своим родителям, так как не видит в них личностей. Лёжа под стогом сена в имении своего отца, Базаров рассуждает: «…они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит…» (XXI). Образ «маленького человека», столь разнообразно представленный в русской литературе, вполне опровергает подобные взгляды Базарова. Пушкин в рассказе «Станционный смотритель», Гоголь в повести «Шинель», сам Тургенев в рассказе «Уездный лекарь» и т.д. доказывают, что «маленький человек» только кажется примитивным, а если приглядеться к нему, это человек со своим сложным внутренним миром, с глубокими чувствами, высокими жизненными принципами.
    Доказывая, что мнение сына о стариках Базаровых совершенно неверно, Тургенев приводит факты, которые нигилист знает, но почему-то не считает существенными. Своего отца Василия Ивановича младший Базаров ласково-иронически называет «презабавный старикашка» (XX), а между тем старший Базаров, будучи сыном дьячка, выбился в люди, благодаря своей настойчивости и способностям, — выучился на лекаря. Сам сын признаёт, что Василий Иванович «в своё время сильный был латинист, серебряной медали за сочинение удостоился» (XXI). Старший Базаров имеет вполне героическую биографию: участвовал в Отечественной войне 1812 года, «щупал пульс» у фельдмаршала Витгенштейна, и у поэта Жуковского, и у будущих декабристов; за свои заслуги перед государством (активно боролся с эпидемией чумы в Бессарабии) получил орден Святого Владимира (там же) и, следовательно, дворянское звание для себя и будущего потомства. Это достижение отца младший Базаров легкомысленно считает пустяком, как будто не понимает, что дворянский чин весьма облегчает ему самому жизнь в России.
    В Арине Власьевне — своей матери — Базаров видит только хорошую домохозяйку. За свою жизнь она прочитала одну книгу — французский сентиментальный роман «Алексис, или Хижина в лесу», поэтому сын-студент не знает, о чём говорить с этой простоватой старушкой. Но прав Аркадий, который на личном опыте понял

    Похожие сочинения

    Роль и место любовных историй в романе И. Тургенева “Отцы и дети” Новое!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *