Сочинение на тему базаров и русский народ

10 вариантов

  1. Роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева был написан в сложную для России эпоху, в 1861 году. Время его действия 1855-1861 годы — период, когда закончи­лась проигранная Россией война с Турцией, на смену умершему Николаю I пришел Александр II.
    Базаров — разночинец. Роман открывается карти­нами предреформенной деревни: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными… Попадались и речки с обрытыми берегами, крошеч­ные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низ­кими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся моло­тильные сарайчики с плетенными из хвороста стена­ми и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где шту­катуркой, то деревянные с наклонившимися креста­ми и разоренными кладбищами… Как нарочно, му­жички попадались все обтерханные, на плохих кля­чонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободраной корой и обломан­ными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обгло­данные, коровы жадно щипали траву по канавам. Ка­залось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами…». И это об­ращение автора к картинам природы не случайно. Читатель видит повсюду разруху и запустение; нище­ту и бесхозяйственность. И даже Аркадий признает, что в деревне «преобразования необходимы». Речь идет о реформе 1861 года, которая по сути своей ниче­го в положении крестьян не изменила.
    Из всех героев Базаров ближе всего к народу. Он не раз на протяжении романа подчеркивает свое «разно­чинское» происхождение, называет себя лекарем, ле­карским сыном. Разговаривая с Павлом Петровичем Кирсановым он «с надменною гордостию отвечает»: «Мой дед землю пахал… Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он ско­рее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ними не умеете».
    Базаров прав. Павел Петрович не только разгова­ривать не умеет с ними, но и управлять своими мужи­ками не умеет…
    М. Горький писал: «В отношениях Базарова к про­стому народу надо заметить, прежде всего, отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нра­вится, и потому Базарова любит прислуга, любят ре­бятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе не мин­дальничает и не задаривает их ни деньгами, ни пряни­ками… У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков». Нельзя не согласиться с мнением М. Горького. База­рова на самом деле любят в доме Кирсановых: «Все в доме привыкли к нему… Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствова­ли, что но все-таки свой брат, не барин. Дуняша охот­но с ним хихикала и искоса, значительно посматрива­ла на него, пробегая мимо «перепелочкой»; Петр, че­ловек крайне самолюбивый и глупый… — и тот ухмылялся и светлел, как только Базаров обращал на него внимание; дворовые мальчишки бегали за «дох-туром», как собачонки».
    Положение крестьян вызывает в Базарове не уми­ление, а гнев; герой трезво оценивает народ: видит не­образованность, суеверие, забитость и недовольство. В отличие от взглядов Павла Петровича Кирсанова, который с умилением называет народ патриархаль­ным, набожным, но который, разговаривая с мужи­ками, нюхает одеколон. Оба брата Кирсановы, явля­ясь помещиками, не умеют вести хозяйство, не могут наладить дела в своем имении: «Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное ко­лесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого де­рева» . И если Николай Петрович хоть как-то пытался навести порядок, то Павел Петрович всячески укло­няется от какого-либо участия в хозяйственных де­лах, ограничиваясь лишь денежной помощью. При этом он относит себя к тому слою населения, который представляет основную общественную силу — к ари­стократии. Он не понимает, что ведет паразитический образ жизни: не делая абсолютно ничего полезного и видя сохранение чувства собственного достоинства в том, что носит английский костюм и содержит ногти в безукоризненном состоянии. Как заметил Базаров, «не шутя воображает себя дельным человеком, пото­му что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит му­жика от экзекуции».
    Ярким свидетельством связи с народом служит речь героев. Павел Петрович использует много ино­странных слов, намеренно их искажает, произносит на свой манер («принсипы», «эфтим»). Для речи База­рова характерны простота, меткость и точность выра­жений, множество пословиц, поговорок («песенка спета», «от копеечной свечи Москва сгорела», «слы­хали мы эту песню много раз», «туда и дорога»).
    Базаров честно хочет помочь народу: «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». Но доказательством тому, что Евгений все же не совсем понимает потребности крестьян, может служить сцена разговора Базарова с мужиком в имении отца, после которого мужик отзывается о нем: «…так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает». А автор добавляет: «Увы! Пре­зрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров… и не подозревал, что в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового…»
    Мы видим, что Базаров одинок. Его не понимают в семье Кирсановых, отвергает Одинцова, с родителями ему самому неинтересно; последним становится отсе­чение от народа. В чем же причина его одиночества? Базаров — представитель раннего революционе­ра-разночинца, один из первых в своем деле, а людям нового поколения всегда трудно, потому что они пер­вые.
    Сознание народа еще не доросло до понимания идеи разночинцев-нигилистов, и Базаров сам в фина­ле это понимает. Умирая, он говорит: «…Я нужен Рос­сии… Нет, видно, не нужен…»
    Однако И. С. Тургенев видит обреченность своего героя не в неумении найти общий язык с мужиком У него нет положительной программы, он только отри­цает; внутренний конфликт героя – еще одна причи­на. Но даже перед смертью герой остается таким, ка­ким был всегда: сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить, и в этом заключается его неповторимость.

  2. Роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева был написан в сложную для России эпоху, в 1861 году. Время его действия 1855-1861 годы — период, когда закончи­лась проигранная Россией война с Турцией, на смену умершему Николаю I пришел Александр II.
    Базаров — разночинец. Роман открывается карти­нами предреформенной деревни: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными… Попадались и речки с обрытыми берегами, крошеч­ные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низ­кими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся моло­тильные сарайчики с плетенными из хвороста стена­ми и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где шту­катуркой, то деревянные с наклонившимися креста­ми и разоренными кладбищами… Как нарочно, му­жички попадались все обтерханные, на плохих кля­чонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободраной корой и обломан­ными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обгло­данные, коровы жадно щипали траву по канавам. Ка­залось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами…». И это об­ращение автора к картинам природы не случайно. Читатель видит повсюду разруху и запустение; нище­ту и бесхозяйственность. И даже Аркадий признает, что в деревне «преобразования необходимы». Речь идет о реформе 1861 года, которая по сути своей ниче­го в положении крестьян не изменила.
    Из всех героев Базаров ближе всего к народу. Он не раз на протяжении романа подчеркивает свое «разно­чинское» происхождение, называет себя лекарем, ле­карским сыном. Разговаривая с Павлом Петровичем Кирсановым он «с надменною гордостию отвечает»: «Мой дед землю пахал… Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он ско­рее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ними не умеете».
    Базаров прав. Павел Петрович не только разгова­ривать не умеет с ними, но и управлять своими мужи­ками не умеет…
    М. Горький писал: «В отношениях Базарова к про­стому народу надо заметить, прежде всего, отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нра­вится, и потому Базарова любит прислуга, любят ре­бятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе не мин­дальничает и не задаривает их ни деньгами, ни пряни­ками… У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков». Нельзя не согласиться с мнением М. Горького. База­рова на самом деле любят в доме Кирсановых: «Все в доме привыкли к нему… Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствова­ли, что но все-таки свой брат, не барин. Дуняша охот­но с ним хихикала и искоса, значительно посматрива­ла на него, пробегая мимо «перепелочкой»; Петр, че­ловек крайне самолюбивый и глупый… — и тот ухмылялся и светлел, как только Базаров обращал на него внимание; дворовые мальчишки бегали за «дох-туром», как собачонки».
    Положение крестьян вызывает в Базарове не уми­ление, а гнев; герой трезво оценивает народ: видит не­образованность, суеверие, забитость и недовольство. В отличие от взглядов Павла Петровича Кирсанова, который с умилением называет народ патриархаль­ным, набожным, но который, разговаривая с мужи­ками, нюхает одеколон. Оба брата Кирсановы, явля­ясь помещиками, не умеют вести хозяйство, не могут наладить дела в своем имении: «Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное ко­лесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого де­рева» . И если Николай Петрович хоть как-то пытался навести порядок, то Павел Петрович всячески укло­няется от какого-либо участия в хозяйственных де­лах, ограничиваясь лишь денежной помощью. При этом он относит себя к тому слою населения, который представляет основную общественную силу — к ари­стократии. Он не понимает, что ведет паразитический образ жизни: не делая абсолютно ничего полезного и видя сохранение чувства собственного достоинства в том, что носит английский костюм и содержит ногти в безукоризненном состоянии. Как заметил Базаров, «не шутя воображает себя дельным человеком, пото­му что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит му­жика от экзекуции».
    Ярким свидетельством связи с народом служит речь героев. Павел Петрович использует много ино­странных слов, намеренно их искажает, произносит на свой манер («принсипы», «эфтим»). Для речи База­рова характерны простота, меткость и точность выра­жений, множество пословиц, поговорок («песенка спета», «от копеечной свечи Москва сгорела», «слы­хали мы эту песню много раз», «туда и дорога»).
    Базаров честно хочет помочь народу: «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». Но доказательством тому, что Евгений все же не совсем понимает потребности крестьян, может служить сцена разговора Базарова с мужиком в имении отца, после которого мужик отзывается о нем: «…так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает». А автор добавляет: «Увы! Пре­зрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров… и не подозревал, что в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового…»
    Мы видим, что Базаров одинок. Его не понимают в семье Кирсановых, отвергает Одинцова, с родителями ему самому неинтересно; последним становится отсе­чение от народа. В чем же причина его одиночества? Базаров — представитель раннего революционе­ра-разночинца, один из первых в своем деле, а людям нового поколения всегда трудно, потому что они пер­вые.
    Сознание народа еще не доросло до понимания идеи разночинцев-нигилистов, и Базаров сам в фина­ле это понимает. Умирая, он говорит: «…Я нужен Рос­сии… Нет, видно, не нужен…»
    Однако И. С. Тургенев видит обреченность своего героя не в неумении найти общий язык с мужиком У него нет положительной программы, он только отри­цает; внутренний конфликт героя – еще одна причи­на. Но даже перед смертью герой остается таким, ка­ким был всегда: сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить, и в этом заключается его неповторимость.

  3. И. С. Тургенев отразил в своем романе “Отцы и дети” конфликт, возникший между двумя социально-политическими лагерями в России 60-х годов XIX века. Выразителем идей разночинцев-демократов стал у писателя Евгений Базаров. Ему в романе противопоставлено либеральное дворянство, наиболее ярким представителем которого является Павел Петрович Кирсанов. Для того чтобы отразить конфликт переломного в жизни России времени во всей его полноте, Тургенев сталкивает этих двух героев.
    “Кто есть Базаров?” — спрашивают Кирсановы у Аркадия и слышат ответ: “Нигилист”. Взгляды “нигилиста” и Павла Петровича Кирсанова были совершенно противоположными. С первой же встречи они почувствовали друг к другу неприязнь. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: “Этот волосатый?” А Базаров вечером заметил Аркадию: “А чудаковат у тебя дядя”. Между ними всегда возникали противоречия. “У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую”, — говорит Кирсанов.
    Давайте ближе познакомимся с главными героями романа. Павел Петрович Кирсанов — сын боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский корпус. Внешне это человек с красивым лицом, юношески стройный. Аристократ, англоман, он был самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, Павел Петрович сохранил аристократические привычки (носил английский костюм и лаковые полусапожки). Базаров — внук дьячка, сын уездного лекаря. В этом человеке чувствуется сила, энергия. Говорит он “мужественным голосом”, ясно и просто. Походка Базарова “твердая и стремительно смелая”. В целом во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало.
    Каково же мировоззрение этих героев романа? Павел Петрович Кирсанов глубоко убежден, что право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами (“Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее”), т. е. нравственные нормы, выработанные аристократами, — опора человеческой личности.
    Кирсанов считает, что без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Вместе с тем мы видим, что принципы Павла Петровича никак не соотносятся с его делами — жизнь типичного представителя аристократического общества проходит в праздности.
    В отличие от него Базаров принимает только то, что полезно (“Мне скажут дело — я соглашусь”. “В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем”). Непрерывный труд на благо общества является содержанием жизни Базарова. Тургенев раскрывает характер его работы: “Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился”, он проводит “физические и химические опыты”, то есть продолжает в Марьине свои естественнонаучные занятия. Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм.
    В спорах с Павлом Петровичем Базаров доказывал необходимость отрицания образа жизни. На вопрос, что же он отрицает, последовал краткий ответ: “Все”. Кирсанов не признавал такой жизненной позиции, что и явилось основой неприязни героев. Молодежь пришла разрушать и обличать, а построением займется кто-то другой. “Вы все отрицаете, или, выражаясь вернее, вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить”, — говорит Евгению Кирсанов. “Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить”, — отвечает Базаров.
    При некоторой внешней схожести во взглядах Павла Петровича и Базарова на народ, в главном они расходятся. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: “Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?” Одни и те же черты, присущие народной жизни, и называются героями романа по-разному, и по-разному оцениваются. Павел Петрович говорит: “Он (народ) не может жить без веры”. Базаров же считает, что “грубейшее суеверие его душит”.
    Они спорят также о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. С точки зрения Базарова, “читать Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою — нелепо”. Как истинный материалист, он воспринимает природу как “мастерскую”, а “человек в ней работник”. “Я умру, и из меня лопух расти будет”, — прагматично говорит Базаров. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.
    Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем полагаться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Нигилист считает, что искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это “романтизм”, “чепуха”. Базарову казалось кощунственным “толковать” об искусстве, “бессознательном творчестве”, когда “дело идет о хлебе насущном”.
    В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова хочется занять сторону то одного, то другого. Мне кажется, что оба этих героя Тургенева в чем-то были правы, а в чем-то заблуждались. Но в целом Базаров, олицетворяющий молодое поколение, имеет преимущества: ему присущи новизна мыслей, высокая работоспособность, самоотдача. Простым людям он ближе, ведь тянутся же к нему дворовые люди. (Базаров “владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно”, пишет Тургенев). Принципы и идеалы отцов отходят в прошлое. Особенно наглядно это показано в сцене дуэли Кирсанова и Базарова. “Дуэль, — писал Тургенев, — введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комическим”.
    И Павел Петрович Кирсанов, и Базаров показаны Тургеневым как незаурядные личности. В силу обстоятельств они стали выразителями идей двух разных эпох, а также разных социальных лагерей — аристократического и революционно-демократического. Именно поэтому возникший между ними конфликт столь глубок. На его примере Тургенев наглядно показывает нам животрепещущие проблемы 60-х годов XIX века. Мастерство автора романа “Отцы и дети” позволяет нам почувствовать атмосферу этого переломного в жизни России времени.
    143525 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

  4. Смотрите также по произведению “Отцы и дети”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    О чем спорят Евгений Базаров и П.П. Кирсанов в романе Тургенева «Отцы и дети» К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861 года. Появились «Отцы и дети» в февральской книге журнала «Русский вестник» за 1862 год.
    В основу романа Тургенев положил конфликт между дворянским либерализмом и революционной демократией во времена отмены крепостного права.
    Между старшими и молодыми поколениями всегда существовали различные разногласия. Это можно объяснить тем, что с течением времени меняется обстановка, влияющая на дальнейшее отношение человека к жизни, формирование его характера. Часто люди старшего поколения оказываются неспособными или не желающими понять новые взгляды и образ жизни. Иногда это непонимание перерастает во вражду. Именно эту вражду мы можем увидеть на страницах этого романа.
    Павел Петрович – типичный представитель дворянского либерализма. Он умен, честен, по-своему благороден. Павел Петрович во всем следует старым принципам. Люди считали его немного самоуверенным, насмешливым, он отличался замечательной красотой.
    В молодости Павел Петрович был светским чиновником, его носили на руках, сам себя он тоже немного баловал. Я думаю, Павла Петровича вполне можно назвать сибаритом, то есть человеком, избалованным роскошью.
    Базарова Тургенев относит к числу революционно-демократических деятелей. Он умен, имеет хорошее образование, увлекается естественными науками. Базаров молод, полон сил, ему скучно там, где он ничем не занят. В отличие от Ситникова, Базаров не стесняется своего происхождения.
    О чем бы не зашел разговор между Павлом Петровичем и Базаровым, они практически никогда не находят общего языка.
    Павел Петрович уважает людей с определенными принципами в жизни, считая, что без них живут лишь пустые и безнравственные люди. Базаров же называет слово «принцип» пустым, иностранным, ненужным словом.
    Различны и их отношения к русскому народу. Павел Петрович упрекает Базарова в презрении к народу, Евгений же утверждает: «… что ж, коли он заслуживает презрения!», хотя часто подчеркивает свою связь с народом: «Мой дед землю пахал», доказывает, что знает и понимает народ гораздо лучше, чем Кирсанов.
    Противоположны взгляды героев на искусство и литературу. Павел Петрович одобряет работы художников, литераторов, а Базаров своими фразами: «Рафаэль гроша медного не стоит!» и «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого литератора» валит Кирсанова наповал.
    Множество разногласий в разговоре Базарова и Павла Петровича можно найти. Именно эти разногласия полностью противопоставляют героев друг другу. На их основании Базаров представлен человеком черствым, грубым к искусству и литературе, самоуверенным.
    Полностью характер героя раскрывается лишь тогда, когда он подходит испытание любовью.
    Павел Петрович всю жизнь любил одну женщину – княгиню Р. Но удача отвернулась от него, и жизнь его не сложилась в любви, хотя любовь имела большое значение в его жизни.
    Базаров вначале романа пренебрегает любовью, считая ее глупостью, по его мнению «лучше камнем быть на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком глаза». И все же он полюбил… Любовь к Одинцовой пробудила другую сторону Базарова – человека страстного, доброго, нежного, одухотворенного любовью. Истинный характер Базарова раскрывается в сцене его смерти. В смерти он реализует то, что не мог реализовать при жизни.
    Я не согласен с Базаровым в его отношении к литературе, искусству, любви. Хотя в остальном я больше разделяю его взгляды, чем взгляды Павла Петровича.
    Базаров – человек дел, а Кирсанов – человек слова. Россия, состоящая из одних Кирсановых, развивалась бы очень долго и односторонне. Именно такие, как Базаров, нужны России для ее развития и процветания. Тургенев сказал: «Когда переведутся такие люди, пускай навсегда закроется книга истории, в ней нечего будет читать».
    63711 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
    Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:
    Сила и слабость позиции Базарова в споре с Павлом Петровичем (по роману И.С. ТУргенева “Отцы и дети”).

    / Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / О чем спорят Евгений Базаров и П.П. Кирсанов в романе Тургенева «Отцы и дети»

    Смотрите также по произведению “Отцы и дети”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  5. 5
    Текст добавил: Тону в твоих слезах*

    И. С. Тургенев отразил в своем романе “Отцы и дети” конфликт, возникший между двумя социально-политическими лагерями в России 60-х годов XIX века. Выразителем идей разночинцев-демократов стал у писателя Евгений Базаров. Ему в романе противопоставлено либеральное дворянство, наиболее ярким представителем которого является Павел Петрович Кирсанов. Для того чтобы отразить конфликт переломного в жизни России времени во всей его полноте, Тургенев сталкивает этих двух героев.
    “Кто есть Базаров?” — спрашивают Кирсановы у Аркадия и слышат ответ: “Нигилист”. Взгляды “нигилиста” и Павла Петровича Кирсанова были совершенно противоположными. С первой же встречи они почувствовали друг к другу неприязнь. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: “Этот волосатый?” А Базаров вечером заметил Аркадию: “А чудаковат у тебя дядя”. Между ними всегда возникали противоречия. “У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую”, — говорит Кирсанов.
    Давайте ближе познакомимся с главными героями романа. Павел Петрович Кирсанов — сын боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский корпус. Внешне это человек с красивым лицом, юношески стройный. Аристократ, англоман, он был самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, Павел Петрович сохранил аристократические привычки (носил английский костюм и лаковые полусапожки). Базаров — внук дьячка, сын уездного лекаря. В этом человеке чувствуется сила, энергия. Говорит он “мужественным голосом”, ясно и просто. Походка Базарова “твердая и стремительно смелая”. В целом во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало.
    Каково же мировоззрение этих героев романа? Павел Петрович Кирсанов глубоко убежден, что право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами (“Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее”), т. е. нравственные нормы, выработанные аристократами, — опора человеческой личности.
    Кирсанов считает, что без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Вместе с тем мы видим, что принципы Павла Петровича никак не соотносятся с его делами — жизнь типичного представителя аристократического общества проходит в праздности.
    В отличие от него Базаров принимает только то, что полезно (“Мне скажут дело — я соглашусь”. “В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем”). Непрерывный труд на благо общества является содержанием жизни Базарова. Тургенев раскрывает характер его работы: “Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился”, он проводит “физические и химические опыты”, то есть продолжает в Марьине свои естественнонаучные занятия. Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм.
    В спорах с Павлом Петровичем Базаров доказывал необходимость отрицания образа жизни. На вопрос, что же он отрицает, последовал краткий ответ: “Все”. Кирсанов не признавал такой жизненной позиции, что и явилось основой неприязни героев. Молодежь пришла разрушать и обличать, а построением займется кто-то другой. “Вы все отрицаете, или, выражаясь вернее, вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить”, — говорит Евгению Кирсанов. “Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить”, — отвечает Базаров.
    При некоторой внешней схожести во взглядах Павла Петровича и Базарова на народ, в главном они расходятся. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: “Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?” Одни и те же черты, присущие народной жизни, и называются героями романа по-разному, и по-разному оцениваются. Павел Петрович говорит: “Он (народ) не может жить без веры”. Базаров же считает, что “грубейшее суеверие его душит”.
    Они спорят также о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. С точки зрения Базарова, “читать Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою — нелепо”. Как истинный материалист, он воспринимает природу как “мастерскую”, а “человек в ней работник”. “Я умру, и из меня лопух расти будет”, — прагматично говорит Базаров. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.
    Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем полагаться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Нигилист считает, что искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это “романтизм”, “чепуха”. Базарову казалось кощунственным “толковать” об искусстве, “бессознательном творчестве”, когда “дело идет о хлебе насущном”.
    В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова хочется занять сторону то одного, то другого. Мне кажется, что оба этих героя Тургенева в чем-то были правы, а в чем-то заблуждались. Но в целом Базаров, олицетворяющий молодое поколение, имеет преимущества: ему присущи новизна мыслей, высокая работоспособность, самоотдача. Простым людям он ближе, ведь тянутся же к нему дворовые люди. (Базаров “владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно”, пишет Тургенев). Принципы и идеалы отцов отходят в прошлое. Особенно наглядно это показано в сцене дуэли Кирсанова и Базарова. “Дуэль, — писал Тургенев, — введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комическим”.
    И Павел Петрович Кирсанов, и Базаров показаны Тургеневым как незаурядные личности. В силу обстоятельств они стали выразителями идей двух разных эпох, а также разных социальных лагерей — аристократического и революционно-демократического. Именно поэтому возникший между ними конфликт столь глубок. На его примере Тургенев наглядно показывает нам животрепещущие проблемы 60-х годов XIX века. Мастерство автора романа “Отцы и дети” позволяет нам почувствовать атмосферу этого переломного в жизни России времени.
    142948 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Конфликт Базарова и Кирсанова-конфликт двух эпох

    Смотрите также по произведению “Отцы и дети”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!


  6. Базаров и русский народ (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
    Роман “Отцы и детиИ. С. Тургенева был написан в сложную для России эпоху, в 1861 году. Время его действия 185561 годы – период, когда закончилась проигранная Россией война с Турцией, на смену умершему Николаю I пришел Александр II.
    Базаров – разночинец. Роман открывается картинами предреформенной деревни: “Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными… Попадались и речки с обрытыми берегами, крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половиныразметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами… Как нарочно, мужички попадались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободраной корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей – и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами…. И это обращение автора к картинам природы не случайно. Читатель видит повсюду разруху и запустение; нищету и бесхозяйственность. И даже Аркадий признает, что в деревне “преобразования необходимы. Речь идет о реформе 1861 года, которая по сути своей ничего в положении крестьян не изменила.
    Из всех героев Базаров ближе всего к народу. Он не раз на протяжении романа подчеркивает свое “разночинскоепроисхождение, называет себя лекарем, лекарским сыном. Разговаривая с Павлом Петровичем Кирсановым он “с надменною гордостию отвечает: “Мой дед землю пахал… Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ними не умеете.
    Базаров прав. Павел Петрович не только разговаривать не умеет с ними, но и управлять своими мужиками не умеет…
    М. Горький писал: “В отношениях Базарова к простому народу надо заметить, прежде всего, отсутствиевсякой вычурности, всякой сладости. Народу это нравится, и потому Базарова любит прислуга, любят ребятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе не миндальничает и не задаривает их ни деньгами, ни пряниками… У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков. Нельзя не согласиться с мнением М. Горького. Базарова на самом деле любят в доме Кирсановых: “Все в доме привыкли к нему… Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что но все-таки свой брат, не барин. Дуняша охотно с ним хихикала и искоса, значительно посматривала на него, пробегая мимо “перепелочкой; Петр, человек крайне самолюбивый и глупый… – и тот ухмылялся и светлел, как только Базаров обращал на него внимание; дворовые мальчишки бегали за “дох-туром, как собачонки.
    Положение крестьян вызывает в Базарове не умиление, а гнев; герой трезво оценивает народ: видит необразованность, суеверие, забитость и недовольство. В отличие от взглядов Павла Петровича Кирсанова, который с умилением называет народ патриархальным, набожным, но который, разговаривая с мужиками, нюхает одеколон. Оба брата Кирсановы, являясь помещиками, не умеют вести хозяйство, не могут наладить дела в своем имении: “Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева. И если Николай Петрович хоть как-то пытался навести порядок, то Павел Петрович всячески уклоняется от какого-либо участия в хозяйственных делах, ограничиваясь лишь денежной помощью. При этом он относит себя к тому слою населения, которыйпредставляет основную общественную силу – к аристократии. Он не понимает, что ведет паразитический образ жизни: не делая абсолютно ничего полезного и видя сохранение чувства собственного достоинства в том, что носит английский костюм и содержит ногти в безукоризненном состоянии. Как заметил Базаров, “не шутя воображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции.
    Ярким свидетельством связи с народом служит речь героев. Павел Петров
    ич использует много иностранных слов, намеренно их искажает, произносит на свой манер (“принсипы, “эфтим). Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, множество пословиц, поговорок (“песенка спета, “от копеечной свечи Москва сгорела, “слыхали мы эту песню много раз, “туда и дорога).
    Базаров честно хочет помочь народу: “Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними. Но доказательством тому, что Евгений все же не совсем понимает потребности крестьян, может служить сцена разговора Базарова с мужиком в имении отца, после которого мужик отзывается о нем: “…так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает. А автор добавляет: “Увы! Презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров… и не подозревал, что в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового…
    Мы видим, что Базаров одинок. Его не понимают в семье Кирсановых, отвергает Одинцова, с родителями ему самому неинтересно; последним становится отсечение от народа. В чем же причина его одиночества? Базаров – представитель раннего революционера-разночинца, один из первых в своем деле, а людям нового поколения всегда трудно, потому что они первые.
    Сознание народа еще не доросло до понимания идеи разночинцев-нигилистов, и Базаров сам в финале это понимает. Умирая, он говорит: “…Я нужен России… Нет, видно, не нужен…
    Однако И. С. Тургенев видит обреченность своего героя не в неумении найти общий язык с мужиком У него нет положительной программы, он только отрицает; внутренний конфликт героя – еще одна причина. Но даже перед смертью герой остается таким, каким был всегда: сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить, и в этом заключается его неповторимость.
    Тургенев, Сочинение, Отцы и дети

  7. Важной отличительной чертой Тургенева-романиста была его способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия. В полной мере это относится и к роману “Отцы и дети”. Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Тургенев с помощью художественных деталей и картин (точная дата, “усовершенствованный слуга” Петр, приказчик-мещанин, продажа леса из-за денег, отказ мужиков платить оброк, нищета “скудного края”) создает убедительный образ эпохи, предшествовавшей реформе 1861 года.
    Бедность и нищета предстают перед глазами Аркадия, проезжающего по родным местам. “Как нарочно, мужики встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями… „Нет,— подумал Аркадий,— небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так оставаться; преобразования необходимы…”” Картина “скудного края” дополняется описанием тех перемен, которые происходят в отношениях помещиков и мужиков. Среди героев романа мы находим образ “усовершенствованного слуги” — вольноотпущенного Петра. Впрочем, доверие к бывшим дворовым подорвано. “Я решился не держать больше у себя вольноотпущенных, бывших дворовых, или, по крайней мере, не поручать им никаких должностей, где есть ответственность,— говорит Николай Петрович. —Теперь у меня приказчик из мещан: кажется, дельный малый. Я ему назначил двести пятьдесят рублей в год”. Таким образом, традиционное окружение деревенского помещика (развернутый штат дворовых людей, крепостные на различных “должностях” и т. п.) в значительной степени нарушено. Николай Петрович прибегает к вольнонаемным работникам, отказываясь от непроизводительного труда крепостных. Он до конца романа сохраняет высокомерное отношение к мужикам. В финале “Отцов и детей” читаем: “Николай Петрович попал в мировые посредники и трудится изо всех сил; он беспрестанно разъезжает по своему участку, произносит длинные речи (он придерживается того мнения, что мужиков надо “вразумлять”, то есть частым повторением одних и тех же слов доводить их до истомы)…”
    Роман Тургенева “Отцы и дети” ставит проблему пути русской интеллигенции к народу. Спор о народе играет чрезвычайно важную роль на страницах тургеневской книги. Открытое столкновение Базарова и Павла Петровича предопределено тем, что герои отличаются не только по возрасту, но и по социальному положению (сын генерала-аристократа и разночинец). Кирсанов гордится собственным аристократизмом, с презрением относится к “плебейским” манерам Базарова.
    В принципиальном споре Базарова и Павла Петровича о русском народе сталкиваются, говоря словами Д. И. Писарева, “сковывающая, леденящая сила прошедшего” и “разрушительная, освобождающая сила настоящего”. Кирсанов уверен, что Базаров “оскорбляет русский народ”, хотя в одном важнейшем пункте взгляды героев полностью совпадают.
    “— Нет, нет! — воскликнул с внезапным порывом Павел Петрович,— я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры…
    Я не стану против этого спорить,— перебил Базаров,— я даже готов согласиться, что в этом вы правы”.
    Так в чем же заключается принципиальное отличие взглядов на русский народ Базарова и Павла Петровича? Кирсанов восхищается патриархальной отсталостью русского мужика, выступает лишь за мелкие преобразования в общественной жизни (искоренение взяточничества и т. п.). Напротив, Базаров осуждает темноту, невежество, излишнюю покорность народа, отрицает сами устои крепостнического строя. Слабая же сторона политических взглядов Базарова заключается в незнании того, что будет построено на развалинах старого мира.
    В своем споре с Павлом Петровичем Базаров утверждает: “Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете”. Герой считает, что близок к народу. Так ли это? В Марьине “слуги… привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал, они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин”.
    В деревне у родителей Базаров именно “барин” в глазах крепостных. Крестьяне не способны понять занятий Базарова, хотя хорошо принимают его как врача, ценят человечность героя. Тургенев реалистично показывает громадность интеллектуальной дистанции, которая отделяет молодого нигилиста от мужиков. Трагедия взаимного непонимания изображена Тургеневым со всей силой художественного (порой сатирического) таланта. “Увы! презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров… этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах все-таки был чем-то вроде шута горохового”.
    Следует согласиться с проницательным суждением Д. И. Писарева о Базарове и крестьянах: “Этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков”. В сущности, Базаров почти так же далек от народа, как и Павел Петрович, который поселился в конце концов в Дрездене, ничего русского не читает, но держит на письменном столе серебряную пепельницу в виде мужицкого лаптя.
    Отношение Базарова к народу и к будущему России достаточно сложное, во многом отличающееся от позиций революционеров-демократов. Базаров признается Аркадию: “А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?” Базаров понимает свое трагическое одиночество, свою “несвоевременность”: “Я нужен России… Нет, видно, не нужен”. “Умереть так, как умер Базаров,— все равно что сделать великий подвиг…” (Писарев).
    Роман Тургенева “Отцы и дети” в наше время звучит достаточно злободневно. Он пробуждает в читателях стремление избегать всякой лжи (часто прикрытой разговорами о “высоких” принципах), бороться за подлинное обновление общества.

  8. 8
    Текст добавил: Полина Кулыгина

    Сочинение по литературе: Народ в романе “Отцы и дети”

    Народ в романе “Отцы и дети”.
    Важной отличительной чертой Тургенева-романиста была его способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия. В полной мере это относится и к роману “Отцы и дети”. Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Тургенев с помощью художественных деталей и картин (точная дата, “усовершенствованный слуга” Петр, приказчик-мещанин, продажа леса из-за денег, отказ мужиков платить оброк, нищета “скудного края”) создает убедительный образ эпохи, предшествовавшей реформе 1861 года.
    Бедность и нищета предстают перед глазами Аркадия, проезжающего по родным местам. “Как нарочно, мужики встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями… „Нет,- подумал Аркадий,- небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так оставаться; преобразования необходимы…”” Картина “скудного края” дополняется описанием тех перемен, которые происходят в отношениях помещиков и мужиков. Среди героев романа мы находим образ “усовершенствованного слуги” – вольноотпущенного Петра. Впрочем, доверие к бывшим дворовым подорвано. “Я решился не держать больше у себя вольноотпущенных, бывших дворовых, или, по крайней мере, не поручать им никаких должностей, где есть ответственность,- говорит Николай Петрович. -Теперь у меня приказчик из мещан: кажется, дельный малый. Я ему назначил двести пятьдесят рублей в год”. Таким образом, традиционное окружение деревенского помещика (развернутый штат дворовых людей, крепостные на различных “должностях” и т. п.) в значительной степени нарушено. Николай Петрович прибегает к вольнонаемным работникам, отказываясь от непроизводительного труда крепостных. Он до конца романа сохраняет высокомерное отношение к мужикам. В финале “Отцов и детей” читаем: “Николай Петрович попал в мировые посредники и трудится изо всех сил; он беспрестанно разъезжает по своему участку, произносит длинные речи (он придерживается того мнения, что мужиков надо “вразумлять”, то есть частым повторением одних и тех же слов доводить их до истомы)…”
    Роман Тургенева “Отцы и дети” ставит проблему пути русской интеллигенции к народу. Спор о народе играет чрезвычайно важную роль на страницах тургеневской книги. Открытое столкновение Базарова и Павла Петровича предопределено тем, что герои отличаются не только по возрасту, но и по социальному положению (сын генерала-аристократа и разночинец). Кирсанов гордится собственным аристократизмом, с презрением относится к “плебейским” манерам Базарова.
    В принципиальном споре Базарова и Павла Петровича о русском народе сталкиваются, говоря словами Д. И. Писарева, “сковывающая, леденящая сила прошедшего” и “разрушительная, освобождающая сила настоящего”. Кирсанов уверен, что Базаров “оскорбляет русский народ”, хотя в одном важнейшем пункте взгляды героев полностью совпадают.
    “- Нет, нет! – воскликнул с внезапным порывом Павел Петрович,- я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры…
    Я не стану против этого спорить,- перебил Базаров,- я даже готов согласиться, что в этом вы правы”.
    Так в чем же заключается принципиальное отличие взглядов на русский народ Базарова и Павла Петровича? Кирсанов восхищается патриархальной отсталостью русского мужика, выступает лишь за мелкие преобразования в общественной жизни (искоренение взяточничества и т. п.). Напротив, Базаров осуждает темноту, невежество, излишнюю покорность народа, отрицает сами устои крепостнического строя. Слабая же сторона политических взглядов Базарова заключается в незнании того, что будет построено на развалинах старого мира.
    В своем споре с Павлом Петровичем Базаров утверждает: “Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете”. Герой считает, что близок к народу. Так ли это? В Марьине “слуги… привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал, они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин”.
    В деревне у родителей Базаров именно “барин” в глазах крепостных. Крестьяне не способны понять занятий Базарова, хотя хорошо принимают его как врача, ценят человечность героя. Тургенев реалистично показывает громадность интеллектуальной дистанции, которая отделяет молодого нигилиста от мужиков. Трагедия взаимного непонимания изображена Тургеневым со всей силой художественного (порой сатирического) таланта. “Увы! презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров… этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах все-таки был чем-то вроде шута горохового”.
    Следует согласиться с проницательным суждением Д. И. Писарева о Базарове и крестьянах: “Этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков”. В сущности, Базаров почти так же далек от народа, как и Павел Петрович, который поселился в конце концов в Дрездене, ничего русского не читает, но держит на письменном столе серебряную пепельницу в виде мужицкого лаптя.
    Отношение Базарова к народу и к будущему России достаточно сложное, во многом отличающееся от позиций революционеров-демократов. Базаров признается Аркадию: “А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?” Базаров понимает свое трагическое одиночество, свою “несвоевременность”: “Я нужен России… Нет, видно, не нужен”. “Умереть так, как умер Базаров,- все равно что сделать великий подвиг…” (Писарев).
    Роман Тургенева “Отцы и дети” в наше время звучит достаточно злободневно. Он пробуждает в читателях стремление избегать всякой лжи (часто прикрытой разговорами о “высоких” принципах), бороться за подлинное обновление общества.
    Сочинения по литературе

  9. Роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева был написан в сложную для России эпоху, в 1861 году. Время его действия 1855-1861 годы — период, когда закончи­лась проигранная Россией война с Турцией, на смену умершему Николаю I пришел Александр II. Базаров — разночинец. Роман открывается карти­нами предреформенной деревни: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными… Попадались и речки с обрытыми берегами, крошеч­ные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низ­кими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся моло­тильные сарайчики с плетенными из хвороста стена­ми и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где шту­катуркой, то деревянные с наклонившимися креста­ми и разоренными кладбищами… Как нарочно, му­жички попадались все обтерханные, на плохих кля­чонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободраной корой и обломан­ными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обгло­данные, коровы жадно щипали траву по канавам. Ка­залось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами…». И это об­ращение автора к картинам природы не случайно. Читатель видит повсюду разруху и запустение; нище­ту и бесхозяйственность. И даже Аркадий признает, что в деревне «преобразования необходимы». Речь идет о реформе 1861 года, которая по сути своей ниче­го в положении крестьян не изменила. Из всех героев Базаров ближе всего к народу. Он не раз на протяжении романа подчеркивает свое «разно­чинское» происхождение, называет себя лекарем, ле­карским сыном. Разговаривая с Павлом Петровичем Кирсановым он «с надменною гордостию отвечает»: «Мой дед землю пахал… Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он ско­рее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ними не умеете». Базаров прав. Павел Петрович не только разгова­ривать не умеет с ними, но и управлять своими мужи­ками не умеет… М. Горький писал: «В отношениях Базарова к про­стому народу надо заметить, прежде всего, отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нра­вится, и потому Базарова любит прислуга, любят ре­бятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе не мин­дальничает и не задаривает их ни деньгами, ни пряни­ками… У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков». Нельзя не согласиться с мнением М. Горького. База­рова на самом деле любят в доме Кирсановых: «Все в доме привыкли к нему… Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствова­ли, что но все-таки свой брат, не барин. Дуняша охот­но с ним хихикала и искоса, значительно посматрива­ла на него, пробегая мимо «перепелочкой»; Петр, че­ловек крайне самолюбивый и глупый… — и тот ухмылялся и светлел, как только Базаров обращал на него внимание; дворовые мальчишки бегали за «дох-туром», как собачонки». Положение крестьян вызывает в Базарове не уми­ление, а гнев; герой трезво оценивает народ: видит не­образованность, суеверие, забитость и недовольство. В отличие от взглядов Павла Петровича Кирсанова, который с умилением называет народ патриархаль­ным, набожным, но который, разговаривая с мужи­ками, нюхает одеколон. Оба брата Кирсановы, явля­ясь помещиками, не умеют вести хозяйство, не могут наладить дела в своем имении: «Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное ко­лесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого де­рева» . И если Николай Петрович хоть как-то пытался навести порядок, то Павел Петрович всячески укло­няется от какого-либо участия в хозяйственных де­лах, ограничиваясь лишь денежной помощью. При этом он относит себя к тому слою населения, который представляет основную общественную силу — к ари­стократии. Он не понимает, что ведет паразитический образ жизни: не делая абсолютно ничего полезного и видя сохранение чувства собственного достоинства в том, что носит английский костюм и содержит ногти в безукоризненном состоянии. Как заметил Базаров, «не шутя воображает себя дельным человеком, пото­му что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит му­жика от экзекуции». Ярким свидетельством связи с народом служит речь героев. Павел Петрович испо
    льзует много ино­странных слов, намеренно их искажает, произносит на свой манер («принсипы», «эфтим»). Для речи База­рова характерны простота, меткость и точность выра­жений, множество пословиц, поговорок («песенка спета», «от копеечной свечи Москва сгорела», «слы­хали мы эту песню много раз», «туда и дорога»). Базаров честно хочет помочь народу: «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». Но доказательством тому, что Евгений все же не совсем понимает потребности крестьян, может служить сцена разговора Базарова с мужиком в имении отца, после которого мужик отзывается о нем: «…так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает». А автор добавляет: «Увы! Пре­зрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров… и не подозревал, что в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового…» Мы видим, что Базаров одинок. Его не понимают в семье Кирсановых, отвергает Одинцова, с родителями ему самому неинтересно; последним становится отсе­чение от народа. В чем же причина его одиночества? Базаров — представитель раннего революционе­ра-разночинца, один из первых в своем деле, а людям нового поколения всегда трудно, потому что они пер­вые. Сознание народа еще не доросло до понимания идеи разночинцев-ниги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *