Сочинение на тему бедный принц

6 вариантов

  1. Разделы:
    Иностранные языки
    Одной из актуальных проблем российского
    образования является необходимость воспитания
    личности. Это формирование у ребят
    общечеловеческих ценностей, среди которых
    вечные нравственные нормы: доброта, забота и
    любовь к близким и окружающим тебя людям.
    Уникальным средством воспитания духовности
    является детское творчество.
    Девизом в моей работе стали слова Л.Н.Толстого:
    “Если ученик в школе не научился ничего творить,
    то в жизни он всегда будет только подражать…”
    Поэтому, в работе с учениками своего класса,
    придерживаюсь следующих принципов:
    создание условий для развития воображения;
    уважительное отношение к любой мысли ребёнка;
    развитие чувства уверенности в своих
    способностях.
    Начинаю её с первых лет обучения в школе. Но
    наиболее ярко ребята раскрываются к 4 классу. Они
    с удовольствием выполняют такой вид работы, как
    сочинение на заданную тему, где передают своё
    эмоциональное состояние, учатся видеть
    окружающий мир в красках.

    Сочинение
    Прекрасная зима

    В одно прекрасное утро я выглянул в окно и
    увидел прекрасную зиму. Снег серебрился и лежал
    на деревьях, на кустарниках и на крышах домов. Всё
    вокруг белым-бело.
    Я пригляделся и увидел красивую картину. На
    берёзовых ветках сидели яркие птички. Это были
    снегири. Они прилетают только зимой. Я вышел на
    улицу и накормил их хлебными крошками. Потом я
    любовался ими весь день.

    Прохоров Егор
    Зимние зарисовки

    Весной всё оживает, просыпается. Летом всё
    цветёт. Осенью всё это веселье утихает. А зимой уж
    и совсем тихо.
    Но всё же лес живой! В лесу множество зверей,
    птиц. Можно встретить следы зайца, лисы, волка.
    Приятно наблюдать за небом. Утром, в хорошую
    погоду, лёгкие розовые облака освещаются
    рассветом и плывут по нежно-голубому небу. Днём
    же может выпасть лёгкий снежок. Вечером закат
    напоминает спелое наливное яблочко. Ночью видна
    каждая звезда. А луна кажется такой большой.
    Зима. Какое это хорошее время года!
    Абрамова Марина
    После знакомства с построением стихов,
    пытаются передать своё настроение через рифму,
    ритм.

    Озорники

    Снег искрится и кружится
    В солнечных лучах.
    С горки детвора катится
    На лихих санях.
    Снеговик стоит, дивится
    В уголке двора
    До чего же веселится
    Эта детвора!
    И морозец радуется
    Вместе с детворой.
    Он щипает нос и лица,
    Он ведь озорной! (Шиповская Яна)
    После чтения рассказа А.И. Куприна “Бедный
    принц”, у ребят появилось желание сочинить свою
    сказку с таким же названием.

    Сказка
    Бедный принц

    Жил-был маленький принц. Он жил в большом и
    красивом замке. Ему всё разрешали: гулять, играть
    и веселиться. Однажды, когда мальчик гулял,
    пришла старая ведьма. Она стёрла мальчику память
    и забрала с собой в лес. Там уже жили и другие
    мальчики. Они подружились и прожили два года
    вместе.
    Однажды в лес забрела девочка. Она узнала в
    мальчике принца из соседнего королевства.
    Девочка рассказала ему, что его ждут родители. К
    принцу пришла память. Они убежали из леса домой.
    Все были рады его возвращению. Теперь принц гулял
    под строгим присмотром.
    Но вот пришла зима. Зимним вечером мальчик
    смотрел в окно и любовался природой. Вдруг он
    услышал скрип дверей и увидел тех мальчиков, что
    были с ним в плену. Все были рады встрече. Они
    предложили принцу снова убежать в лес. Принц
    собрал вещи, копилку, пару игрушек и убежал снова.
    Когда родители не нашли его в комнате, то чуть
    не умерли от горя. Но бдительная няня установила
    на брюках принца “жучок”, и они быстро выследили
    его.
    Больше принца не оставляли одного дома. Он
    вырос, стал взрослым и женился на той девочке, что
    нашла его в первый раз.

    Башев Евгений

    Или по названию сказки придумать её содержание.

    Сказка
    Забава – русалка

    Жила на свете добрая девочка. Звали её Забава.
    Она очень любила море. Каждый день ходила гулять
    по берегу и мечтала стать русалкой. Однажды
    Забава встретила бабушку, которая попросила
    помочь ей собрать морские водоросли.
    Девочка с удовольствием помогла старушке.
    Бабушка оказалась волшебницей и исполнила
    желание девочки.
    С тех пор девочка-русалка живёт в море, и
    увидеть её могут только счастливые люди.

    Дандерфер Кристина

    Таким образом, ребята выражают своё
    неравнодушие к поступкам героев и своё отношение
    к ним.
    Желание поделиться своими мечтами, даёт
    возможность написать рассказ.

    Собака моей мечты

    Моей сестре отдали собаку. Её зовут Раф. Ей один
    год, Это мальчик. Он очень добрый и ласковый пёс.
    Раф любит играть с детьми.
    Когда я прихожу к ним в гости, Раф начинает
    прыгать на меня от радости. Он зовёт меня играть с
    ним. У него есть любимая резиновая игрушка – лев.
    Мы с ним весело играем.
    Когда я вырасту, у меня будет такая же собака!
    Смирнов Максим

    Следует сказать, что детское творчество
    безгранично. Оно всегда восхищает, удивляет,
    заставляет радоваться или даже печалиться. Но
    самое главное, я считаю, даёт возможность
    самовыражения, самоутверждения для ребёнка, не
    зависимо от его умственных способностей, а тем
    самым формирует здоровую личность.
    5.02.2007

  2. Марк Твен в своем произведении «Принц и нищий» описывает события, происходящие в Англии в середине шестнадцатого века. Это было жестокое время социального неравенства, когда имеющие титулы и власть купались в роскоши, а простой народ был нищ и бесправен.
    Главные герои – маленький оборванец Том Кенти и английский принц Эдуард. Они родились в один день в Лондоне и были очень похожи друг на друга.
    Эдуард Тюдор – наследник английского престола, долгожданный ребенок. Его ждет счастливая судьба. Том Кенти – сын вора и нищенки. Его жизнь – это постоянный голод, побои отца, выпрашивание милостыни. Он никому не нужен в отличие от Эдуарда. Его будущее, как и будущее всех детей из Двора Отбросов, безрадостно. Вокруг Тома было сплошное невежество, попойки, ссоры, драки и воровство. «Пробитые головы были здесь таким же заурядным явлением, как голод».
    И Том Кенти, и принц Эдуард были мечтателями, но мечты у них были разные. Принц жил в строгих рамках английского этикета, ему не хватало свободы, поэтому он мечтал о безобидных проказах. Маленький Том мечтал о том, чего он никогда не имел: вкусной еде, чистой и красивой одежде, изысканных манерах и речах. Ему хотелось хоть одним глазком увидеть настоящего принца. Эта мечта привела его ко дворцу.
    Мальчики встретились. Они поменялись одеждой, чтобы хоть на какое-то время их мечты сбылись. Из-за внешнего сходства Том остался во дворце и занял место наследника престола, а принц в нищенских лохмотьях оказался на улице.
    За время скитаний принцу многое пришлось пережить: насмешки, издевательства и побои, пребывание в тюрьме. Избалованный и не знающий людского горя принц узнает правду о горькой судьбе своего народа. Эдуард Тюдор усваивает уроки, которые преподносит ему жизнь. Он решает, что, став королем, будет править своими подданными милостиво и великодушно.
    Для Тома время, проведенное во дворце, тоже не прошло даром. Ему нравилась роскошная жизнь, но он боялся быть разоблаченным. Стыд за то, что он чуть не предал мать «испепелил его гордость и отравил всю радость краденого величия». Угрызения совести заставили Тома отдать трон истинному королю.
    Марк Твен хотел сказать своим читателям, что неважно богатый ты или бедный, ты должен оставаться Человеком, то есть быть добрым, честным, порядочным и справедливым.

  3. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
    МАРК ТВЕН
    ПРИНЦ и НИЩИЙ
    Эта история произошла в конце второй четверти XVI столетия.
    В один осенний день в древнем городе Лондоне в бедной семье Кенти родился мальчик Том, который был ей совсем не нужен. В тот же день в богатой семье Тюдоров родился другой английский ребенок, который был нужен не только ей, но и всей Англии. Это был Эдуард Тюдор, принц Уэльский, наследник английского престола.
    Время шло, мальчики подрастали.
    Дом, где жил отец Тома, стоял в вонючем тупике, который назывался Двор Отбросов.
    Отец Тома был вор, а его бабушка – нищенка. Оба они были страшные пьяницы, драчуны и скандалисты. Они научили детей (у Тома было еще две сестры) просить милостыню, но сделать их ворами не смогли. Добрый старик-священник учил Тома читать и писать, приучал его к добру.
    Чтение сказок и легенд изменило Тома: он стал разыгрывать из себя принца. Товарищи приняли эту игру, потому что мальчик и в самом деле был умен – даже взрослые приходили к нему за советом.
    Голодный и оборванный, Том мечтал увидеть настоящего принца. Однажды он подобрался к Вестминстерскому дворцу – и желанная встреча произошла.
    Солдаты
    хотели оттащить маленького попрошайку, но принц Уэльский вступился за него, пригласил во дворец и угостил невиданными яствами.
    Мальчики рассказали друг другу о своей жизни.
    Принц Эдуард был поражен тем, что у сестер Тома только по одному платью. В этих платьях они ходят днем и спят ночью.
    Однако, по мнению Тома, житье во Дворе Отбросов веселое. Не зря фамилия Тома – Кенти, что означает заводной, живой, веселый.
    Рассказы о забавах мальчишек, которым никто не запрещает драться на палках и валяться в грязи, вызывают у принца зависть.
    Мальчикам приходит в голову ненадолго поменяться платьями. При взгляде в зеркало обнаруживается, что они похожи друг на друга как две капли воды.
    Заметив синяк, оставленный на руке Тома охранником, принц бежит к воротам, чтобы проучить грубияна. Он забыл, что на нем – нищенские лохмотья!
    Солдат отколотил его. Все решили, что оборвыш сошел с ума.
    Толпа с хохотом сомкнулась вокруг бедного маленького принца и погнала его по дороге с издевательскими криками:
    – Дорогу его королевскому высочеству! Дорогу принцу Уэльскому!
    Принц решает добраться до Двора Отбросов. Уж там-то родные Тома опознают в нем принца!
    Однако отец Тома решает, что это его сын и он совсем спятил.
    А во дворце решили, что с ума сошел принц, который утверждает, что он всего только бедный Том Кенти из Лондона, со Двора Отбросов.
    Король удручен болезнью мнимого сына. Он приказывает Тому не отрицать, что он принц Уэльский, и тот подчиняется.
    Принцесса Елизавета и лорд Сент-Джон подсказывают ему, как себя вести.
    Сложные придворные обряды угнетают Тома, особенно то, что ему не позволяется ничего делать самому: “Так они скоро и дышать за меня начнут!”
    За столом Том совершает множество ошибок, которых придворные стараются не замечать. Они искренне любят доброго и благородного принца и огорчены его болезнью.
    После обеда Том набивает себе карманы орехами, удаляется в кабинет принца и, с наслаждением поедая орехи, углубляется в чтение книг по английскому этикету.
    Придворные спрашивают его, где находится Большая королевская печать, врученная на хранение принцу Уэльскому, но он, естественно, этого не помнит.
    Печать эта нужна для того, чтобы скрепить королевский приказ о казни мятежника, находящегося в Тауэре. Король настаивает, чтобы приказ скрепили малой печатью. Герцог должен быть казнен!
    В честь Тома-принца устраивают пышный праздник. Он разодет роскошно и изысканно.
    А настоящего принца жестоко избивает отец Тома. Колотить мальчишку он начал еще во дворе, а когда священник бросился на защиту своего любимца, уложил его ударом дубины.
    В каморке к избиению мнимого Тома присоединяется и его злобная бабка. Мать и сестры бросаются на его защиту, тогда достается и им.
    Мать ночью утешает подмененного сына. В ее душу закрадываются сомнения, что чем-то ей этот мальчик чужой.
    Том обладал характерной привычкой особенным жестом закрывать глаза в ответ на яркий свет. Мать проверила: поднесла свечу к глазам мальчика. Но спящий на полу безумец не сделал никакого особенного жеста.
    Значит, это действительно не ее сын?
    Однако горестные размышления матери прерываются новой неожиданностью: за убийство священника старшего Кенти должны арестовать. Вся семья пускается в бегство. На улицах Лондона пышный праздник – и мнимому Тому удается улизнуть от жестокого отца. Он пробирается к Лондонской городской ратуше, где идет банкет в честь принца Уэльского. И пока Том принимает почести, настоящий принц беснуется у дверей:
    Вы, свора невоспитанных псов! Говорят вам, я – принц Уэльский! И хоть я одинок и покинут друзьями, и нет никого, кто сказал бы мне доброе слово или захотел помочь мне в беде, – все же я не уступлю своих прав и буду отстаивать их!
    За унижаемого принца вступается благородный незнакомец – отважный обнищавший дворянин. Завязалась уличная драка. Плохо бы пришлось заступнику, если бы всех не разогнал гонец из дворца. Он прибыл с вестью, что король умер.
    И все закричали, протянув руки к Тому:
    Да здравствует король!
    Тогда Том проговорил твердым голосом, горячо, с большим одушевлением:
    Так пусть же отныне воля короля будет законом милости, а не законом крови. Скорее в Тауэр! Объяви королевскую волю: герцог Норфолкский, приговоренный к смерти, останется жив!
    Народ возликовал:
    Кончилось царство крови! Да здравствует Эдуард, король Англии!
    В это время Майлс Гендон (так звали защитника принца-оборванца)
    и мальчик-принц пробирались к реке.
    Услышав весть о смерти короля, принц заплакал: для всех – жестокий тиран, для него король Генрих был любящим и ласковым отцом.
    Гендон со своим питомцем поднялся в бедную каморку. Спящего мальчика Майлс укрывает своим камзолом, а за умыванием и обедом прислуживает принцу стоя. Это забавляет дворянина. Кроме того, ему хочется до конца быть милосердным к бедному безумцу.
    Гендон рассказывает принцу (а теперь уже и королю) о том, как коварный младший брат Гью оклеветал среднего (Майлса) перед отцом, чтобы завладеть богатой невестой Эдит. Девушка была просватана за старшего брата (Артура), но любила Майлса. Артур был на стороне влюбленных, так как у него была своя избранница.
    Гью оболгал Майлса, и отец отправил его в изгнание на три года. После странствий Гендон собирается вернуться в отчий дом и приютить у себя оборванного мальчишку, который воображает себя королем.
    Эдуард рассказал ему о том, как он поменялся одеждой с мальчишкой со Двора Отбросов, и пообещал Гендону за доброту любую награду.
    Майлс сообразил, что было бы весьма затруднительно всю жизнь стоять в присутствии короля. Поэтому он попросил, чтобы ему и его потомкам на все времена разрешено было сидеть в присутствии английского короля.
    Встань, сэр Майлс Гендон, я посвящаю тебя в рыцари, – с важностью произнес король, ударяя его по плечу его же шпагой, – встань и садись. Твоя просьба уважена. Пока существует Англия, пока существует королевская власть, это почетное право останется за тобой.
    Майлс отправился купить принцу костюм и башмаки, – все хоть и подержанное, но прочное. Однако, пока он ходил за одеждой, мальчика выманил старший Кенти, отец Тома.
    А Том… Том стал королем и очень страдал от этого.
    Вот как его одевали: “прежде всего лорд обер-шталмейстер взял рубашку и передал ее первому лорду егермейстеру, тот передал ее второму лорду опочивальни, этот в свою очередь – главному лесничему Виндзорского леса, тот – третьему обер-камергеру, этот – королевскому канцлеру герцогства Ланкастерского, тот – хранителю королевской одежды, этот – герольдмейстеру Норройскому, тот – коменданту Тауэра, этот – лорду, заведующему дворцовым хозяйством, тот – главному наследственному подвязывателю королевской салфетки, этот – первому лорду адмиралтейства, тот – архиепископу Кентерберийскому… Бедный мальчик не знал, что и подумать; это напомнило ему передачу из рук в руки ведер во время пожара”.
    Разумный Том на совете с удивлением узнает, сколько долгов у покойного короля, и предлагает “снять домишко поскромнее и распустить половицу слуг” .
    Однако все это считается проявлением безумия.
    Вспомнил он и о своей матери – не сделать ли ее герцогиней? Однако Том был достаточно умен, чтобы понять: юный король – всего лишь игрушка в руках придворных.
    Интересный эпизод: знакомство Тома с Гэмфри – мальчиком для порки. Если принц (а тем более король!) плохо выучил уроки, то вместо высочайшей особы подвергают наказанию специального мальчишку.
    Гэмфри Марло умоляет нового короля оставить за ним эту должность. Пусть его бьют – ведь за это он получает деньги, на которые живет сам и помогает своим сестрам-сиротам.
    Беседы с Гэмфри во многом помогают Тому освоить придворные обычаи.
    Новоиспеченный король Эдуард проявляет чудеса мудрости и милосердия. Он освобождает от несправедливой и жестокой казни (быть сваренными живыми в кипятке!) невиновных, которых обвиняют в колдовстве и Отравлении больного.
    Суд Тома настолько остроумен, что все придворные в восторге.
    А настоящий король в это время оказывается вместе с отцом Тома в логове разбойников. Из разговоров их он понимает, что многие оказались на пути порока не по своей воле, – их вынудили к этому жестокие английские законы того времени.
    “Моя добрая, честная старуха-мать, – рассказывает один разбойник, – ходила за больными, чтобы заработать на хлеб; один больной умер, доктора не знали, с чего, – и мою мать сожгли на костре, как ведьму, а мои ребятишки смотрели, как ее жгут, и плакали. Английский закон! Поднимите чаши! Все разом! Веселей! Выпьем за милосердный английский закон, освободивший мою мать из английского ада!”
    Мальчик-король обещает, что отменит эти жестокие законы. За это разбойники удостаивают его титула “Фу-фу Первый, король дураков”.
    Принц Эдуард отказался помогать разбойникам и убежал от них. Ночь он провел в крестьянском хлеву, согреваясь теплом теленка.
    Добрая вдова-крестьянка накормила короля, думая, что это несчастный сумасшедший.
    И, представьте себе, король в благодарность за еду пытался мыть посуду и чистить зимние яблоки. Примером ему служили судьбы других великих правителей, которые в трудных обстоятельствах не отказывались от черного труда.
    Вот только котят он топить отказался: оставил корзинку в сенях – и убежал. Тем более что увидел приближавшихся к дому разбойников.
    В лесу мальчик попал в плен к сумасшедшему отшельнику, который считал себя архангелом и решил убить наследника жестокого Генриха Восьмого. Однако в последний момент его похитили разбойники. В их шайке принц Эдуард даже заслужил уважение: никто не мог победить его в бою на палках. Еще бы! Его учили фехтованию лучшие мастера Европы!
    Посрамленный принцем разбойник Гуго обманом отдает мальчика в руки закона – за кражу поросенка. Но на помощь приходит Майлс, он помогает королю-оборвышу убежать.
    Майлс везет найденыша в Гендон-холл, но его коварный младший брат Гью отказывается его признавать. Отец и старший брат Артур умерли. Эдит вышла замуж за негодяя – и отказывается признать своего бывшего возлюбленного. О смерти Майлса было получено подложное письмо. Из всех слуг в живых остались только пятеро негодяев.
    Майлса называют сумасшедшим. Вновь и вновь в книге возникает мотив безумия, в котором подозревают нормального человека.
    Майлса и молодого короля бросают в тюрьму. Эдуард видит несправедливые казни, издевательства над невинными бедными людьми. Людей сжигают на кострах, отрезают им уши, выжигают клейма на щеках… Мальчик клянется, что, вернув себе королевские права, сделает законы более милосердными и справедливыми.
    Майлса за “самозванство” приговаривают к наказанию у позорного столба. Мальчик-король бросается защищать его, за что Эдуарда приговаривают к плетям. Его старший товарищ “берет плети на себя”. Юный король преисполняется благодарности: его спасли не только от боли, но и от позора.
    Гендона выдворяют из его поместья, даже возвращают ему его ослика и мула. Он вместе со своим юным другом отправляется в Лондон. Говорят, юный король так справедлив… Не попросить ли у него заступничества?
    А Эдуард пишет письмо на греческом языке. Разве кто-то, кроме юного короля, знает этот язык? Уж никак не оборванец! Его родственник граф разберется. Должен разобраться…
    Парочка прибывает в Лондон как раз накануне коронации.
    А Том Кенти перестает стесняться своего королевского положения. “Он полюбил свои роскошные наряды и заказывал себе новые. Он нашел, что четырехсот слуг недостаточно для его величия, и утроил их число. Лесть придворных звучала для его слуха сладкой музыкой”. Правда, он остался добрым и кротким, стойким защитником угнетенных и вел непрестанную войну с несправедливыми законами.
    Все реже вспоминал он о судьбе настоящего короля, почти забыл свою родную мать и сестер.
    Однако во время марша накануне коронации мальчик узнает в толпе свою мать-нищенку. Она тоже узнает его – по характерному жесту. Несчастную женщину уводят солдаты, но юный король омрачен, улыбка его искусственна.
    И вот – последний обряд: возложение короны в Кентерберийском аббатстве.
    В этот решающий момент в аббатство ворвался нищий мальчик и закричал:
    – Запрещаю вам возлагать корону Англии на эту преступную голову! Я – король!
    Мальчишку схватили. Но Том рванулся вперед и звонким голосом крикнул:
    Отпустите его и не троньте! Он действительно король!
    Мнимый король с радостным лицом бросился оборванцу навстречу,
    упал перед ним на колени и воскликнул:
    О государь! Позволь бедному Тому Кенти первому присягнуть тебе на верность и сказать: возложи на себя свою корону и вступи в свои права!
    Нищему, объявившему себя королем, устраивают допрос. Он достойно отвечает на все вопросы. Тогда последнее испытание: где находится большая государственная печать?
    Эдуард отвечает подробно, где находится тайник с печатью. Лорд Сент-Джон отправляется во дворец… Печати в тайнике нет!
    Узнав, как выглядит печать, Том начинает подсказывать:
    Подумай, государь! Потрудись припомнить! Это было последнее, самое последнее, что ты сделал в тот день, прежде чем выбежал из дворца, переодетый в мои лохмотья, чтобы наказать обидевшего меня солдата.
    Благодаря подсказкам Тома, юный король вспоминает:
    Иди, мой добрый Сент-Джон: в рукавице миланского панциря, что висит на стене, ты найдешь государственную печать!
    Так и случилось. Печать была возвращена. А Том под общий смех признался, что колол ею орехи.
    Восстановленный в своих правах король велел не обижать Тома, ведь тот был честен.
    А Майлс Гендон в поисках своего несчастного питомца обошел весь город. Наконец он решил обратиться к своему старому другу, служившему во дворце. Это был отец “мальчика для битья”. Этот человек умер. А маленький Марло прислал к заступнику юного короля офицера, который при обыске обнаружил письмо, когда-то написанное Эдуардом, тогда еще оборванцем, на английском и греческом языках.
    Это письмо было прочитано юным королем. Он пригласил Гендона в приемный зал.
    Майлс, увидев на троне мальчика, которому он покровительствовал, считая его несчастным безумцем, решил, что и сам сошел с ума.
    Чтобы проверить, так ли это, отважный дворянин уселся в присутствии короля.
    На него тотчас набросились с упреками. Но король вспомнил о привилегии, дарованной им Гендону тогда, когда добросердечный человек и не подозревал, кому он покровительствовал.
    Он пообещал сэру Гендону высокие звания, деньги и поместья.
    Том Кенти был пожалован званием королевского воспитанника.
    Гью, коварный брат Майлса, бросил жену и уехал на континент, где вскоре умер, а Майлс, граф Кентский, женился на его вдове. Когда они впервые посетили Гендон-холл, вся округа ликовала и праздновала.
    Об отце Тома Кенти так больше и не слыхали.
    Майлс Гендон и Том Кенти во все краткое царствование Эдуарда оставались его любимцами и искренне оплакивали короля, когда он умер.
    Том Кенти дожил до глубокой старости.
    А король Эдуард VI жил недолго, но он достойно прожил свои годы. Не раз, когда какой-нибудь важный сановник упрекал его в излишней
    снисходительности, юный король устремлял на него свои большие, красноречивые, полные грустного сострадания глаза и говорил:
    – Что ты знаешь об угнетениях и муках? Об этом знаю я, знает мой народ, но не ты.
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    Анализ “Маленький принц” Антуан де Сент-Экзюпери 1935 г. во время перелета Париж-Сайгон Антуан де Сент-Экзюпери попал в авиакатастрофу над территорией Ливийской пустыни, которая расположена в северо-восточной части Сахары (Африка). Воспоминания о той аварии, а также фашистском…
    Стойкий принц ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Педро Кальдерой де ла Барка Энао де ла Баррера-и-Рианьо (Pedro Calderon de la Barca) Стойкий принц (El principe constante) Драма (1628-1629) В основе пьесы лежат подлинные исторические события…
    Принц Фридрих Гомбургский НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА Генрих фон Клейст (Heinrich von Kleist) Принц Фридрих Гомбургский (Prinz Friedrich von Homburg) Арама (1810, опубл. 1821) В центре драмы – битва при Фербеллине (1675), во многом определившая…
    Гамлет, принц Датский АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Уильям Шекспир (williame shakespeare) 1564-1616 Гамлет, принц Датский (Hamlet ) – Трагедия (1603) Площадь перед замком в Эльсиноре, На страже Марцелл и Бернард, датские офицеры. К ним позднее…
    Сочинение по произведению Маленький принц Сегодня я хочу вспомнить моего любимого литературного героя. Мальчика, который прилетел на нашу планету с далекого астероида В-612, и вот уже почти столетие волнует и тревожит “тех, кто полюбил Маленького…
    КНИГА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ (по сказке А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”) КНИГА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ (по сказке А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”) Центральная тема сказки Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц” – противопоставление миру взрослых волшебной страны детства, где “прекрасно все”,…
    Сочинение на тему “Мой любимый литературный образ” Немало книг прочитано, немало было раздумий по поводу той или иной прочитанной книги, опознаны множество исторических обстоятельств и различных литературных образов. Многое забывается очень быстро, а что-то врезается в сознании…
    Ценность детства в сказке Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц Наверное, если бы не уроки литературы, я бы никогда не прочитала Сказку Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Честно говоря, я никогда не интересовалась чтением сказок, но именно это произведение в…
    “САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДИШЬ” (по сказке А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”) “САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДИШЬ” (по сказке А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”) Благодаря нравственному содержанию произведений А. де Сент-Экзюпери интерес к ним никогда не ослабевает. Его герои – летчики –…
    “Нищий” Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) Лирика “Нищий” История создания. Стихотворение “Нищий”, написанное в 1830 году, относится к ранней лирике Лермонтова, когда в его творчестве преобладали романтические тенденции и связанные с ними…
    Анализ стихотворения Бунина “Деревенский нищий Детство Ивана Бунина прошло в родовом имении отца. Будущий литератор получил прекрасное домашнее образование и долгое время увлекался точными науками. Однако любовь к литературе все же взяла вверх, поэтому в…
    Дон Карлос инфант испанский НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (Johann Christoph Friedrich Schiller) Дон Карлос инфант испанский (Don Karlos Infant von Spanien) Драматическая поэма (1783-1787) Действие происходит в Испании в 1568 г., на…
    Врач своей чести ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Педро Кальдерой де ла Барка Энао де ла Баррера-и-Рианьо (Pedro Calderon de la Barca) Врач своей чести (El medico de su honra) Драма (1633-1635) Действие происходит в Испании…
    Анализ баллады “Король Лир и его дочери” Кто такой Король Лир (Lyr)? Это имя окутано дымкой легенд. Его образ встречается в кельтских мифах, где Лир изображен как правитель моря. Он также упоминается в старинной летописи “История Британии”…
    Любовь к трем Апельсинам ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Карло Гоцци (Carlo Gozzi) Любовь к трем Апельсинам (L’amore delle tre Melarance) Драматическое представление (1760) Сильвио, король Треф, необычайно взволнован и чрезвычайно удручен болезнью своего единственного сына, принца…
    ТВЕН Марк ТВЕН Марк (Сэмюэль Ленгхорн Клеменс) (1835-1910) – американский прозаик, публицист. Сэмюэль родился во Флориде, штат Миссури, и был пятым ребенком в небогатой семье; когда ему исполнилось 4 года, семья переехала…
    ЖИТЬ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ ЛЮБИМОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЖИТЬ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (По повести-сказке Антуана дс Сент-Экзюпери “Маленький принц”) Многие люди пытались научить своих собратьев, как надо жить на нашей планете. Но мало кто из них…
    Мальчик-звезда ЗАРУБЕЖНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ Мальчик-звезда Это произведение О. Уайльда начинается с рассказа о том, как в лютый мороз два бедных лесоруба заблудились в лесу. Вдруг с неба упала необычайно яркая звезда….
    Анализ стихотворения Ахматовой “Сероглазый король Стихотворение “Сероглазый король” , написанное Анной Ахматовой в 1910 году, является, пожалуй, одним из наиболее загадочных лирических произведений поэтессы. До сих пор критики спорят о том, кому именно оно было…
    ОСЛИНАЯ ШКУРА ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Шарль Перро (Charles Perrault) Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями (Contes de ma mere l’Oye, ou Histoires et contes du temps passe avec…
    РАССКАЗ ЭДГАРА АЛЛАНА ПО “ЛЯГУШОНОК” (сочинение-отзыв, вариант 2) – ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА В рассказе Эдгара Аллана По “Лягушонок” говорится о судьбе несчастного карлика по имени Лягушонок и его подруги Трипетты, которая тоже была лилипуткой. Их обоих захватил в плен один из генералов…
    Эмилия Галотти НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА Готхольд Эфраим Лессинг (Gotthold Ephraim Lessing) Эмилия Галотти (Emilia Galotti) Трагедия (1772) Принц Гонзага, правитель итальянской провинции Гвастеллы, рассматривает портрет графини Орсина, женщины, которую он любил еще совсем…
    Сочинение по балладе Гете “Лесной царь” Первое Веймарское десятилетие отметилось также произведением великого автора “Фауста” Гете, который написал балладу под названием “Лесной царь” . Несмотря на то, что баллады для автора были любимейшей из видов литературного…
    Морально-философские, религиозные драмы Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.4. Морально-философские, религиозные драмы К морально-философским, религиозным драмам относятся произведения Кальдерона, в которых решается наиболее актуальные вопросы о смысле существования человека, его целенаправленности. Наиболее…
    Принцесса Клевская ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Мари Мадлен Лафайет (Marie-Madeleine de La Fayette) Принцесса Клевская (La Princesse de Cleves) Роман(1678) Действие романа происходит в середине XVI в. Мадам де Шартр, долгие годы после смерти…
    Эгмонт НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА Иоганн Вольфганг Гете (Johann Wolfgang von Goethe) Эгмонт (Egmont) Трагедия (1775-1787) Действие трагедии происходит в Нидерландах, в Брюсселе, в 1567-1568 гг., хотя в пьесе события этих лет разворачиваются…
    СМЕЛОСТЬ И НАХОДЧИВОСТЬ ДЕТЕЙ (по роману Марка Твена “Приключения Тома Сойера”) СМЕЛОСТЬ И НАХОДЧИВОСТЬ ДЕТЕЙ (по роману Марка Твена “Приключения Тома Сойера”) Самый отчаянный и бесшабашный, веселый и неунывающий, смелый и находчивый народ в мире – дети. Любой взрослый знает это…
    Макбет АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Уильям Шекспир (williame shakespeare) 1564-1616 Макбет (Macbeth ) – Трагедия (1606, опубл. 1623) Место действия – Англия и Шотландия. Время действия – XI в. В военном лагере близ…
    Эрнани ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Виктор Гюго (Victor Hugo) Эрнани (Hernani) Драма (1830) Испания, 1519 г. Дворец герцога Руй Гомеса де Сильва в Сарагосе. Поздний вечер. Старца нет дома. Донья Соль, его племянница…
    Черная курица, или Подземные жители РУССКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ Черная курица, или Подземные жители В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное – жизнь десятилетнего мальчика Алеши в пансионе в Петербурге,…
    ПРИНЦ и НИЩИЙ

  4. Рождественскую сказку «Бедный принц» Александр Куприн закончил в селе Даниловском в декабре 1909 года, а уже через две недели она появилась на страницах «Петербургской газеты». Главный герой детской книги — юный дворянин Даня, который представлял себя заколдованным принцем в скучном царстве, где не с кем играть. Подружившись с «уличными мальчишками» вопреки запрету отца, Даня пел колядки, убегал от городового и ел на морозе малороссийскую колбасу.

    I

    «Замечательно умно! – думает сердито девятилетний Даня Иевлев, лежа животом на шкуре белого медведя и постукивая каблуком о каблук поднятых кверху ног. – Замечательно! Только большие и могут быть такими притворщиками. Сами заперли меня в темную гостиную, а сами развлекаются тем, что увешивают елку. А от меня требуют, чтобы я делал вид, будто ни о чем не догадываюсь. Вот они какие – взрослые!»
    На улице горит газовый фонарь, и золотит морозные разводы на стеклах, и, скользя сквозь листья латаний и фикусов, стелет легкий золотистый узор на полу. Слабо блестит в полутьме изогнутый бок рояля.
    «Да и что веселого, по правде сказать, в этой елке? – продолжает размышлять Даня. – Ну, придут знакомые мальчики и девочки и будут притворяться, в угоду большим, умными и воспитанными детьми… За каждым гувернантка или какая-нибудь старенькая тетя… Заставят говорить все время по-английски… Затеют какую-нибудь прескучную игру, в которой непременно нужно называть имена зверей, растений или городов, а взрослые будут вмешиваться и поправлять маленьких. Велят ходить цепью вокруг елки и что-нибудь петь и для чего-то хлопать в ладоши; потом все усядутся под елкой, и дядя Ника прочитает вслух ненатуральным, актерским, «давлючим», как говорит Сонина няня, голосом рассказ о бедном мальчике, который замерзает на улице, глядя на роскошную елку богача. А потом подарят готовальню, глобус и детскую книжку с картинками… А коньков или лыж уж наверно не подарят… И пошлют спать.
    Нет, ничего не понимают эти взрослые… Вот и папа… он самый главный человек в городе и, конечно, самый ученый… недаром его называют городской головой… Но и он мало чего понимает. Он до сих пор думает, что Даня маленький ребенок, а как бы он удивился, узнав, что Даня давным-давно уже решился стать знаменитым авиатором и открыть оба полюса. У него уже и план летающего корабля готов, нужно только достать где-нибудь гибкую стальную полосу, резиновый шнур и большой, больше дома, шелковый зонтик. Именно на таком аэроплане Даня чудесно летает по ночам во сне».
    Мальчик лениво встал с медведя, подошел, волоча ноги, к окну, подышал на фантастические морозные леса из пальм, потер рукавом стекло. Он худощавый, но стройный и крепкий ребенок. На нем коричневая из рубчатого бархата курточка, такие же штанишки по колено, черные гетры и толстые штиблеты на шнурках, отложной крахмальный воротник и белый галстук. Светлые, короткие и мягкие волосы расчесаны, как у взрослого, английским прямым пробором.
    Но его милое лицо мучительно бледно, и это происходит от недостатка воздуха: чуть ветер немного посильнее или мороз больше шести градусов, Даню не выпускают гулять. А если и поведут на улицу, то полчаса перед этим укутывают: гамаши, меховые ботики, теплый оренбургский платок на грудь, шапка с наушниками, башлычок, пальто на гагачьем пуху, беличьи перчатки, муфта… опротивеет и гулянье!
    И непременно ведет его за руку, точно маленького, длинная мисс Дженерс со своим красным висячим носом, поджатым прыщавым ртом и рыбьими глазами.
    А в это время летят вдоль тротуара на одном деревянном коньке веселые, краснощекие, с потными счастливыми лицами, уличные мальчишки, или катают друг друга на салазках, или, отломив от водосточной трубы сосульку, сочно, с хрустением жуют ее. Боже мой! Хотя бы раз в жизни попробовать сосульку. Должно быть, изумительный вкус. Но разве это возможно! «Ах, простуда! Ах, дифтерит! Ах, микроб! Ах, гадость!»
    «Ох, уж эти мне женщины! – вздыхает Даня, серьезно повторяя любимое отцовское восклицание. – Весь дом полон женщинами – тетя Катя, тетя Лиза, тетя Нина, мама, англичанка… женщины, ведь это те же девчонки, только старые… Ахают, суетятся, любят целоваться, всего пугаются – мышей, простуды, собак, микробов… И Даню тоже считают точно за девочку… Это его-то! Предводителя команчей, капитана пиратского судна, а теперь знаменитого авиатора и великого путешественника! Нет! Вот назло возьму, насушу сухарей, отолью в пузырек папиного вина, скоплю три рубля и убегу тайком юнгой на парусное судно. Денег легко собрать. У Дани всегда есть карманные деньги, предназначенные на дела уличной благотворительности».
    Нет, нет, все это мечты, одни мечты… С большими ничего не поделаешь, а с женщинами тем более. Сейчас же схватятся и отнимут. Вот нянька говорит часто: «Ты наш принц». И правда, Даня, когда был маленький, думал, что он – волшебный принц, а теперь вырос и знает, что он бедный, несчастный принц, заколдованный жить в скучном и богатом царстве.

    II

    Окно выходит в соседний двор. Странный, необычный огонь, который колеблется в воздухе из стороны в сторону, поднимается и опускается, исчезает на секунду и опять показывается, вдруг остро привлекает внимание Дани. Продышав ртом на стекле дыру побольше, он приникает к ней глазами, закрывшись ладонью, как щитом, от света фонаря. Теперь на белом фоне свежего, только что выпавшего снега он ясно различает небольшую, тесно сгрудившуюся кучку ребятишек. Над ними на высокой палке, которой не видно в темноте, раскачивается, точно плавает в воздухе, огромная разноцветная бумажная звезда, освещенная изнутри каким-то скрытым огнем.
    Даня хорошо знает, что все это – детвора из соседнего бедного и старого дома, «уличные мальчишки» и «дурные дети», как их называют взрослые: сыновья сапожников, дворников и прачек. Но Данино сердце холодеет от зависти, восторга и любопытства. От няньки он слыхал о местном древнем южном обычае: под рождество дети в складчину устраивают звезду и вертеп, ходят с ними по домам – знакомым и незнакомым, – поют колядки и рождественские кантики и получают за это в виде вознаграждения ветчину, колбасу, пироги и всякую медную монету.
    Безумно смелая мысль мелькает в голове Дани, – настолько смелая, что он на минуту даже прикусывает нижнюю губу, делает большие, испуганные глаза и съеживается. Но разве в самом деле он не авиатор и не полярный путешественник? Ведь рано или поздно придется же откровенно сказать отцу: «Ты, папа, не волнуйся, пожалуйста, а я сегодня отправляюсь на своем аэроплане через океан». Сравнительно с такими страшными словами, одеться потихоньку и выбежать на улицу – сущие пустяки. Лишь бы только, на его счастье, старый толстый швейцар не торчал в передней, а сидел бы у себя в каморке под лестницей.
    Пальто и шапку он находит в передней ощупью, возясь бесшумно в темноте. Нет ни гамаш, ни перчаток, но ведь он только на одну минутку! Довольно трудно справиться с американским механизмом замка. Нога стукнулась о дверь, гул пошел по всей лестнице. Слава богу, ярко освещенная передняя пуста. Задержав дыхание, с бьющимся сердцем, Даня, как мышь, проскальзывает в тяжелые двери, едва приотворив их, и вот он на улице! Черное небо, белый, скользкий нежный, скрипящий под ногами снег, беготня света и теней под фонарем на тротуаре, вкусный запах зимнего воздуха, чувство свободы, одиночества и дикой смелости – все это, как сон!..

    III

    «Дурные дети» как раз выходили из калитки соседнего дома, когда Даня выскочил на улицу. Над мальчиками плыла звезда, вся светившаяся красными, розовыми и желтыми лучами, а самый маленький из колядников нес на руках освещенный изнутри, сделанный из картона и разноцветной папиросной бумаги домик – «вертеп господень». Этот малыш был не кто иной, как сын иевлевского кучера. Даня не знал его имени, но помнил, что этот мальчуган нередко вслед за отцом с большой серьезностью снимал шапку, когда Дане случалось проходить мимо каретного сарая или конюшни.
    Звезда поравнялась с Даней. Он нерешительно посопел и сказал баском:
    – Господа, примите и меня-а-а…
    Дети остановились. Помолчали немного. Кто-то сказал сиплым голосом:
    – А на кой ты нам ляд?!
    И тогда все заговорили разом:
    – Иди, иди… Нам с тобой не велено водиться…
    – И не треба…
    – Тоже ловкий… мы по восьми копеек сложились…
    – Хлопцы, да это же иевлевский паныч, Гаранька, это – ваш?..
    – Наш!.. – с суровой стыдливостью подтвердил мальчишка кучера.
    – Проваливай! – решительно сказал первый, осипший мальчик. – Нема тут тебе компании…
    – Сам проваливай, – рассердился Даня, – здесь улица моя, а не ваша!
    – И не твоя вовсе, а казенная.
    – Нет, моя. Моя и папина.
    – А вот я тебе дам по шее, – тогда узнаешь, чья улица…
    – А не смеешь!.. Я папе пожалуюсь… А он тебя высекет…
    – А я твоего папу ни на столечко вот не боюсь… Иди, иди, откудова пришел. У нас дело товариское. Ты небось денег на звезду не давал, а лезешь…
    – Я и хотел вам денег дать… целых пятьдесят копеек, чтобы вы меня приняли… А теперь вот не дам!..
    – И все ты врешь!.. Нет у тебя никаких пятьдесят копеек.
    – А вот нет – есть!..
    – Покажи!.. Все ты врешь…
    Даня побренчал деньгами в кармане.
    – Слышишь?..
    Мальчики замолчали в раздумье. Наконец сиплый высморкался двумя пальцами и сказал:
    – Ну-к что ж… Давай деньги – иди в компанию. Мы думали, что ты так, нашармака хочешь!.. Петь можешь?..
    – Чего?..
    – А вот «Рождество твое, Христе боже наш»… колядки еще тоже…
    – Могу, – сказал решительно Даня.

    IV

    Чудесный был этот вечер. Звезда останавливалась перед освещенными окнами, заходила во все дворы, спускалась в подвалы, лазила на чердаки. Остановившись перед дверью, предводитель труппы – тот самый рослый мальчишка, который недавно побранился с Даней, – начинал сиплым и гнусавым голосом:
    Рождество твое, Христе боже наш…
    И остальные десять человек подхватывали вразброд, не в тон, но с большим воодушевлением:
    Воссия мирови свет разума…
    Иногда дверь отворялась, и их пускали в переднюю. Тогда они начинали длинную, почти бесконечную колядку о том, как шла царевна на крутую гору, как упала с неба звезда-красна, как Христос народился, а Ирод сомутился. Им выносили отрезанное щедрой рукой кольцо колбасы, яиц, хлеба, свиного студня, кусок телятины. В другие дома их не пускали, но высылали несколько медных монет. Деньги прятались предводителем в карман, а съестные припасы складывались в один общий мешок. В иных же домах на звуки пения быстро распахивались двери, выскакивала какая-нибудь рыхлая толстая баба с веником и кричала грозно:
    – Вот я вас, лайдаки, голодранцы паршивые… Гэть!.. Кыш до дому!
    Один раз на них накинулся огромный городовой, закутанный в остроконечный башлык, из отверстия которого торчали белые, ледяные усы:
    – Що вы тут, стрекулисты, шляетесь?.. Вот я вас в участок!.. По какому такому праву?.. А?..
    И он затопал на них ногами и зарычал зверским голосом.
    Как стая воробьев после выстрела, разлетелись по всей улице маленькие христославщики. Высоко прыгала в воздухе, чертя огненный след, красная звезда. Дане было жутко и весело скакать галопом от погони, слыша, как его штиблеты стучат, точно копыта дикого мустанга, по скользкому и неверному тротуару. Какой-то мальчишка, в шапке по самые уши, перегоняя, толкнул его неловко боком, и оба с разбега ухнули лицом в высокий сугроб. Снег сразу набился Дане в рот и в нос. Он был нежен и мягок, как холодный невесомый пух, и прикосновение его к пылавшим щекам было свежо, щекотно и сладостно.
    Только на углу мальчики остановились. Городовой и не думал за ними гнаться.
    Так они обошли весь квартал. Заходили к лавочникам, к подвальным жителям, в дворницкие. Благодаря тому, что выхоленное лицо и изящный костюм Дани обращали общее внимание, он старался держаться позади. Но пел он, кажется, усерднее всех, с разгоревшимися щеками и блестящими глазами, опьяненный воздухом, движением и необыкновенностью этого ночного бродяжничества. В эти блаженные, веселые, живые минуты он совершенно искренно забыл и о позднем времени, и о доме, и о мисс Дженерс, и обо всем на свете, кроме волшебной колядки и красной звезды. И с каким наслаждением ел он на ходу кусок толстой холодной малороссийской колбасы с чесноком, от которой мерзли зубы. Никогда в жизни не приходилось ему есть ничего более вкусного!
    И потому при выходе из булочной, где звезду угостили теплыми витушками и сладкими крендельками, он только слабо и удивленно ахнул, увидя перед собою нос к носу тетю Нину и мисс Дженерс в сопровождении лакея, швейцара, няньки и горничной.
    – Слава тебе господи, нашелся наконец!.. Боже мой, в каком виде! Без калош и без башлыка! Весь дом с ног сбился из-за тебя, противный мальчишка!
    Славильщиков давно уже не было вокруг. Как недавно от городового, так и теперь они прыснули в разные стороны, едва только почуяли опасность, и вдали слышался лишь дробный звук их торопливых ног.
    Тетя Нина – за одну руку, мисс Дженерс – за другую повели беглеца домой. Мама была в слезах – бог знает какие мысли приходили ей за эти два часа, когда все домашние потеряв головы бегали по всем закоулкам дома, по соседям и по ближним улицам. Отец напрасно притворялся разгневанным и суровым и совсем неудачно скрывал свою радость, увидев сына живым и невредимым. Он не меньше жены был взволнован исчезновением Дани и уже успел за это время поставить на ноги всю городскую полицию.
    С обычной прямотой Даня подробно рассказал свои приключения. Ему пригрозили назавтра тяжелым наказанием и послали переодеться. Он вышел к своим маленьким гостям вымытый, свежий, в новом красивом костюме. Щеки его горели от недавнего возбуждения, и глаза весело блестели после мороза. Очень скучно было притворяться благовоспитанным мальчиком, с хорошими манерами и английским языком, но, добросовестно заглаживая свою недавнюю вину, он ловко шаркал ножкой, целовал ручку у пожилых дам и снисходительно развлекал самых маленьких малышей.
    – А ведь Дане полезен воздух, – сказал отец, наблюдавший за ним издали, из кабинета. – Вы дома его слишком много держите взаперти. Посмотрите, мальчик пробегался, и какой у него здоровый вид! Нельзя держать мальчика все время в вате.
    Но дамы так дружно накинулись на него и наговорили такую кучу ужасов о микробах, дифтеритах, ангинах и о дурных манерах, что отец только замахал руками и вокликнул, весь сморщившись:
    – Довольно, довольно! Будет… будет… Делайте, как хотите… Ох, уж эти мне женщины!..

  5. Исследовательская работа по рассказу А.И. Куприна «Бедный принц».
    Духовно-нравственная воспитанность – основа счастья любого человека. Россия всегда была источником и мерилом нравственности людей. Для учителя воспитание своего ученика в нравственности и чистоте – главная задача, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
    На уроках литературного чтения по программе Занкова мы изучали рассказ А.И. Куприна «Бедный принц».
    В рассказе «Бедный принц» главный герой – мальчик из дворянской семьи. Для того чтобы современные дети поняли героя и его проблемы, их надо познакомить с жизнью дворян, их бытом, взглядами на воспитание детей, ввести в дворянскую культуру. Мы только в последнее время стали говорить об этом, понимая, как сегодня нам недостает дворянского представления о долге, чести, достоинстве, умения вести себя в обществе, воспитанности и деликатности. Кто это сможет и должен сегодня объяснить детям, продемонстрировать на убедительных примерах, которые можно найти в произведениях классиков? Конечно, тот, кто занимается воспитанием детей в школе – учитель. Но учитель и сам зачастую не знает о принципах дворянского воспитания, ведь он воспитывался в другие времена. Детям очень трудно понять героя рассказа, мальчика из дворянской семьи, его обиды на взрослых, стремление убежать из дома, сложные отношения к «дурным детям» и к отцу. Само по себе это произведение затрагивает множество нравственных аспектов воспитания в дореволюционной России и заставляет задуматься каждого ученика.
    Читая данный рассказ (Литературное чтение 4 класс// В.А. Лазарева, стр. 13), ученики моего класса заинтересовались рождественскими традициями устраивать звезду и вертеп, петь колядки. На внеурочных занятиях «Я – исследователь» мы вместе с учениками решили заняться исследовательской работой по данному вопросу.
    Немного о рождественских традициях. Именно зимой весь крещеный мир отмечает радостный и светлый праздник Рождества Христова. Сопровождается он торжественной и церковной службой, обильным застольем, шумными и веселыми играми и конкурсами, в которых участвует и стар и млад. Но самое главное без чего не обходится этот светлый праздник – это рождественские колядки.
    Колядка (от латинского «календы» — название первого дня месяца у древних римлян) — это обрядовая песня с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Исполнялись колядки на святках, преимущественно в ночь под Рождество. Хозяева выносили колядоующим людям угощения, а те им желали всяческого благополучия.
    Обычай колядования имеет свою давнюю историю, корни которой достигают еще арийских времен. Колядки связаны с днем зимнего солнцестояния, которое наши предки называли праздником Коляды. Его праздновали 25 декабря. Считалось, что в этот день Солнце съедает змей Коротун. Всесильная богиня Коляда в Днепровских водах рождала новое солнце – маленького Божича. Язычники старались защитить новорожденного. Они прогоняли Коротуна, который старался съесть новое Солнце, а потом ходили от дома до дома, чтобы известить людей о рождении нового Солнца, и изображение этого солнца носили с собой. Как только на небе сходила звезда, люди которые колядовали заходили во двор, кликали хозяина и пели его семье величальные песни о солнце, месяце, зрении. Эти песни и стали называть колядами или колядками.
    Со временем, с появлением христианской религии обряд колядования был приурочен к Рождеству Христову и в колядках появились библейские и светские мотивы. Традиция колядования сохранилась и сегодня. Как только на небе является первая звезда – начинается Святой Ужин, а дети собираются и идут поздравлять всех колядками с рождением Христоса. Колядуют вечером с 6 на 7 января.
    Во время занятий «Я – исследователь» ученики работали со словарем, искали подходящий материал о Рождестве и рождественских обычаях в библиотеке. Обращались к учителям музыки, основ православной культуры и к родителям.
    Подводя итоги нашего исследования, можно сказать, что нам удалось приблизить рождественские традиции к себе через проживание каждым ребенком волшебство рождества.
    А сейчас мы бы хотели представить вам результаты нашей исследовательской работы.
    Как тиха эта ночь… Как прозрачна она!
    Вдохновенно глядят небеса.
    И в объятьях глубокого зимнего сна
    Ожиданием дышат леса.
    В эту тихую ночь, беззакатной звездой,
    В мрачной бездне утраченных лет,
    Загорелся впервые над грешной землёй
    Христианства божественный свет.
    По гласу Божьего веленья
    Ведёт нас яркая звезда.
    Через пустыни и селенья,
    Через леса и города.
    Прозреньем движимы во всём,
    Дары Младенцу мы несём.
    Земля, возрадуйся отныне,
    Ты о Христе, о Бога Сыне,
    Услышь хвалебные слова.
    Пришли Младенцу поклониться
    Простые люди и провидцы
    И все, кому сей праздник ведом,
    Пускай пойдут за ними следом.
    Все вместе:
    Пусть славят сердце и уста
    Новорождённого Христа!
    А мы с той поры каждый год вспоминаем
    И набожно чтим Рождество.
    Ребёнок ли, взрослый – все празднику рады,
    И в каждой семье торжество.
    Где дети – там ёлка! Богаче,беднее –
    Но вся в золотых огоньках.
    И сколько восторга, и сколько веселья
    В радостных детских сердцах.
    К нам пришла коляда,
    Накануне Рождества,
    Ты добра нам в руку дай,
    А взамен же получай,
    Богатство, счастье и тепло,
    Господь пошлёт тебе его,
    Так что щедростью задайся,
    На нас ни в чём не обижайся!
    Коляда,коляда,
    Открываем все дома,
    Все окошки, сундучки,
    Даём конфет и пирожки,
    Чтобы было благо вам,
    Скажи спасибо небесам,
    Бог здоровья всем нам даст,
    Ведь на это он горазд!
    Поздравляем с Рождеством,
    Мы пришли сюда с добром,
    Вы подайте нам немножко,
    Пирожочка на дорожку,
    Чтобы счастье к вам пришло,
    Чтоб во всём вам повезло,
    Чтоб Господь здоровья дал,
    Колядуем, от печаль!
    Колядую, колядую
    Я зайду в избу любую,
    Попрошу хозяйку
    Сладостей давай-ка.
    И печенья, и конфет,
    И с орехами щербет,
    И халву, и шоколад,
    Пастилу и мармелад,
    Вкусное пирожное,
    Сладкое мороженое
    Мы и сами будем есть
    И друг друга угощать
    А хозяйку, а хозяйку
    Добрым словом поминать!
    Ангел нынче к нам спустился
    И пропел: «Христос родился».
    Мы пришли Христа прославить,
    А вас с праздником поздравить.
    Знают взрослые и дети:
    Для добра живём на свете!
    Днесь святое Рождество,
    На планете торжество!
    Песня:
    Коляда, коляда!
    А бывает коляда
    На кануне Рождества
    Коляда пришла
    Рождество принесла.
    Мы к тебе, хозяин, с добрыми вестями-
    Радуйся, ой, радуйся земле!
    Развесёлый Божий Сын,
    Божий… народился.
    Присвятая Дева сына породила –
    Радуйся, ой ,радуйся, земле!
    Развесёлый Божий сын,
    Божий… нвродился.
    А к тебе хозяин, три праздничка в гости-
    Радуйся, ой радуйся, земле!
    Развесёлый Божий Сын,
    Божий … народился.
    А что первый праздник- Святое рождество,
    Радуйся, ой радуйся, земле!
    Развесёлый Божий Сын,
    Божий… народился.
    А что другой праздник- Святое Крещенье,
    Радуйся, ой радуйся, земле!
    Развесёлый Божий…Сын,
    Божий… народился.
    А что третий праздник- Василий Великий,
    Радуйся, ой радуйся, земле!
    Развесёлый Божий Сын,
    Божий… народился.

  6. Автор: Твен Марк .
    Лондон, середина XVI столетия. В один и тот же день рождаются два мальчика — Том, сын вора Джона Кенти, ютящегося в вонючем тупике Двор Отбросов, и Эдуард, наследник короля Генриха Восьмого. Эдуарда ждет вся Англия, Том не очень-то нужен даже собственной семье, где только отец-вор и мать-нищенка имеют что-то вроде кровати; к услугам остальных — злобной бабки и сестер-двойняшек — лишь несколько охапок соломы и обрывки двух-трех одеял.
    В той же трущобе среди всяческого отребья живет старый священник, который обучает Тома Кенти чтению и письму и даже начаткам латыни, но упоительнее всего стариковские легенды о волшебниках и королях. Том нищенствует не очень усердно, да и законы против попрошаек чрезвычайно суровы. Избитый за нерадение отцом и бабкой, голодный (разве что запуганная мать тайком сунет черствую корку), лежа на соломе, рисует он себе сладостные картины из жизни изнеженных принцев. В его игру втягиваются и другие мальчишки со Двора Отбросов: Том — принц, они — двор; все— по строгому церемониалу.
    Однажды, голодный, избитый, Том забредает к королевскому дворцу и с таким самозабвением взирает сквозь решетчатые ворота на ослепительного принца Уэльского, что часовой отбрасывает его обратно в толпу. Маленький принц гневно вступается за него и приводит его в свои покои. Он расспрашивает Тома о его жизни во Дворе Отбросов, и безнадзорные плебейские забавы представляются ему такими лакомыми, что он предлагает Тому поменяться с ним одеждой. Переодетый принц совершенно неотличим от нищего! Заметив у Тома синяк на руке, он бежит сделать выволочку часовому — и получает затрещину. Толпа, улюлюкая, гонит «полоумного оборванца» по дороге. После долгих мытарств его хватает за плечо огромный пьянчуга — это Джон Кенти.
    Тем временем во дворце тревога: принц сошел с ума, английскую грамоту он ещё помнит, но не узнает даже короля, страшного тирана, но нежного отца. Генрих грозным приказом запрещает любые упоминания о недуге наследника и спешит утвердить его в этом сане. Для этого нужно поскорее казнить подозреваемого в измене гофмаршала Норфолька и назначить нового. Том исполнен ужаса и жалости.
    Его учат скрывать свой недуг, но недоразумения сыплются градом, за обедом он пытается пить воду для омовения рук и не знает, имеет ли он право без помощи слуг почесать свой нос. Между тем казнь Норфолька откладывается из-за исчезновения большой государственной печати, переданной принцу Уэльскому. Но Том, разумеется, не может вспомнить, даже как она выглядит, что, однако, не мешает ему сделаться центральной фигурой роскошного празднества на реке.
    На несчастного принца разъяренный Джон Кенти замахивается дубиной; вступившийся старик-священник под его ударом падает замертво. Мать Тома рыдает при виде обезумевшего сына, но затем устраивает испытание: внезапно будит его, держа перед его глазами свечу, но принц не прикрывает глаза ладонью наружу, как это всегда делал Том. Мать не знает, что и думать. Джон Кенти узнает о смерти священника и бежит со всем семейством.
    В суматохе упомянутого выше празднества принц скрывается. И понимает, что Лондон чествует самозванца. Его негодующие протесты вызывают новые глумления. Но его со шпагой в руке отбивает у черни Майлс Гендон — статный воин в щегольской, но потрепанной одежде.
    К Тому на пир врывается гонец: «Король умер!» — и вся зала разражается кликами: «Да здравствует король!» И новый владыка Англии велит помиловать Норфолька — кончилось царство крови! А Эдуард, оплакивая отца, с гордостью начинает именовать себя уже не принцем, а королем. В бедной харчевне Майлс Гендон прислуживает королю, хотя ему не дозволяется даже сесть. Из рассказа Майлса юный король узнает, что тот после многолетних приключений возвращается к себе домой, где у него остался богатый старик отец, находящийся под влиянием своего вероломного любимчика младшего сына Гью, ещё один брат Артур, а также любимая (и любящая) кузина Эдит. В Гендон-холле найдет приют и король. Майлс просит одного — права ему и его потомкам сидеть в присутствии короля.
    Джон Кенти хитростью уводит короля из-под крылышка Майлса, и король попадает в воровскую шайку. Ему удается бежать, и он попадает в хижину безумного отшельника, который едва не убивает его за то, что его отец разорил монастыри, введя в Англии протестантизм. На этот раз Эдуарда спасает Джон Кенти. Покуда мнимый король творит суд, удивляя вельмож своей простонародной сметкой, истинный король среди воров и прохвостов встречает и честных людей, ставших жертвами английских законов. Смелость короля в конце концов помогает ему завоевать уважение даже среди бродяг.
    Молодой мошенник Гуго, которого король поколотил палкой по всем правилам фехтовального искусства, подбрасывает ему краденого поросенка, так что король едва не попадает на виселицу, но спасается благодаря находчивости появившегося, как всегда, вовремя Майлса Гендона. Зато в Гендон-холле их ждет удар: отец и брат Артур умерли, а Гью на основании подделанного им письма о смерти Майлса завладел наследством и женился на Эдит. Гью объявляет Майлса самозванцем, Эдит тоже отрекается от него, испуганная угрозой Гью в противном случае убить Майлса. Гью так влиятелен, что никто в округе не решается опознать законного наследника.
    Майлс и король попадают в тюрьму, где король вновь видит в действии свирепые английские законы. В конце концов Майлс, сидя в колодках у позорного столба, принимает на себя ещё и плети, которые навлекает своей дерзостью король. Затем Майлс с королем отправляются за правдой в Лондон. А в Лондоне во время коронационного шествия мать Тома Кенти узнает его по характерному жесту, но он делает вид, что не знает её. От стыда торжество меркнет для него, В тот миг, когда архиепископ Кентерберийский готов возложить на его голову корону, является истинный король.
    С великодушной помощью Тома он доказывает свое королевское происхождение, припомнив, куда он спрятал исчезнувшую государственную печать. Ошеломленный Майлс Гендон, с трудом попавший на прием к королю, демонстративно садится в его присутствии, чтобы удостовериться, что ему не изменяет зрение. Майлс получает в награду крупное состояние и звание пэра Англии вместе с титулом графа Кентского. Опозоренный Гью умирает на чужбине, а Майлс женится на Эдит. Том Кенти доживает до глубокой старости, пользуясь особым почетом за то, что «сидел на престоле».
    А король Эдуард Шестой оставляет о себе память царствованием на редкость милосердным по тогдашним жестоким временам. Когда какой-нибудь раззолоченный сановник упрекал его в излишней мягкости, король отвечал голосом, полным сострадания: «Что ты знаешь об угнетениях и муках? Об этом знаю я, знает мой народ, но не ты».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *