Классный час в 5 классе.
Тема: “Праздник белых журавлей”
Цель: Познакомить учащихся школы с бессмертным образом белых журавлей Расула Гамзатова перелетели границы стран и континентов и навеки запечатлены в десятках памятников по всему миру – в России, Японии, США, Украине, Узбекистане.
Задачи:
Образовательные:
Формирование информационной компетентности учащихся: развитие умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, находить и использовать нужную информацию из разнообразных источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, сети Интернет.
Формирование у учащихся представлений о связи краеведения с историей, литературой.
Воспитательные:
Формирование гражданской ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа, исторических фактах, документах.
Формирование навыков доброжелательного общения, взаимопомощи при работе в группе.
Развивающие:
Формирование элементов творческого поиска, познавательного интереса.
Развитие эмоционально-ценностного мышления учащихся на примере взаимодействия краеведения, литературы, истории.
Предварительная работа: заранее ученики готовят стихотворения
Р. Гамзатова, рисуют белых журавлей, из бумаги складывают журавликов, надуты гелем белые воздушные шары, в вазе цветы, на доске иллюстрации с военными сюжетами;
Воспитатель: Велика и огромна наша страна Россия. И есть в нашей стране горная Республика Дагестан (показать на карте). Столица Дагестана – город Махачкала. В этой республике живут свободолюбивый народ: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские. 22 июня 1941 года без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила границы нашей страны. Фашистская Германия хотела превратить все народы нашей страны в рабов. 3 июля 1941 годы глава советского правительства И. В. Сталин сказал:
“Наше дело правое. Враг будет разбит, Победа будет за нами!”
Звучит музыка “Священная война”.
Воспитатель: На большой территории страны была объявлена мобилизация военных. Но у ворот военкоматов выросли большие очереди добровольцев. Каждый житель нашей страны стал воином и жизнь свою понимал как воинский долг. Они строили линии обороны, ремонтировали дороги, помогали в госпиталях. Помогали чем могли.
Ученики (читают на фоне спокойной музыки стихотворения)
1й ученик: Ракет зеленые огни
По бледным лицам полоснули
Пониже голову пригни
И, как шальной, не лезь под пули.
2й ученик: Приказ: “Вперед!”
Команда: “Встать!”
Опять товарища бужу я,
А кто-то звал родную мать,
А кто-то вспоминал чужую.
3й ученик: Когда нарушив забытье,
Орудия заголосили
Никто не крикнул: “За Россию!”
А шли и гибли за нее.
Эти строки написал поэт Николай Старшинов, с первых дней встав на защиту Родины.
Воспитатель: (тихо звучит мелодия песни «Журавли»)
22 октября в России отмечают литературный праздник «День Белых журавлей»,
учрежденный народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым как праздник духовности, поэзии и как светлая память о павших на полях сражений во всех войнах.
Расул Гамзатов – особая страница многонациональной советской поэзии, да и всей отечественной культуры XX века. За выдающиеся достижения в области литературы он отмечен многими званиями и премиями Дагестана, России, Советского Союза и мира: народный поэт Дагестана, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии. (фото поэта).
Его поэзия и сегодня объединяет людей разных национальностей, учит добру, мудрости и любви. Она давно перешагнула границы родного государства и стала мировым достоянием. А литературно-патриотический праздник «Белых Журавлей» обрел международное значение.
Сегодня мы вспоминаем тех, кто положил свои жизни на алтарь победы на всех полях сражений. И в этот праздник мы вспоминаем образ «Белых журавлей». Созданный Расулом Гамзатовым, он до сих пор тревожит сердца, подтверждая значимость поэтического слова в нашей жизни. Во всем мире этот образ является символом трагизма войны, а песня «Журавли» стала гимном памяти погибших во всех войнах.
Воспитатель: А знаете ли вы, что стихотворение, на основе которого была создана известная во всем мире песня, имеет свою предысторию? В 1965 году Р. Гамзатов гостил в Японии, где принял участие в траурных мероприятиях, посвященных 20-й годовщине ядерной бомбардировки Хиросимы.
Тысячи женщин в белой одежде (в Японии это цвет траура) собрались в центре города у памятника девочке с белым журавлем – Садако Сасаки. (Слайд) Когда на город сбросили атомную бомбу, Садако было всего два года. Семья ее проживала в нескольких километрах от места трагедии и потому не пострадала.
Но через десять лет эхо ядерного взрыва достигло стен их дома.
Воспитатель: Отравленные радиацией воздух, вода, земля отняли жизненные силы Садако, и она заболела тяжелой лучевой болезнью – лейкемией или раком крови. Девочка не оставляла надежды на исцеление. В Японии существует обычай: если сделаешь тысячу белых журавликов из бумаги – исполнится твоя заветная мечта.
В госпитале она вырезала из бумаги журавликов, веря в легенду, что, когда их будет тысяча штук, наступит выздоровление. Вырезать птичьи фигурки ей помогали одноклассники и многие другие люди. Мечта Садако стала мечтой тысяч людей. Но болезнь оказалась сильнее. Чуда не произошло. Садако умерла 25 октября 1955 года…
До сих пор дети из разных стан мира присылают тысячи журавликов на мемориал Мира в Хиросиме с надеждой на мир. И этих журавликов складывают в большие стеклянные ящики, стоящие вокруг памятника Садако.
1ученик:
Я хочу, чтоб в целом мире, затрубили журавли
И напомнить всем могли о погибших в Хиросиме.
И о девочке умершей, не хотевшей умирать,
И журавликов умевшей из бумаги вырезать.
2 ученик:
А журавликов-то малость сделать девочке осталось…
Для больной нелёгок труд, всё ей, бедненькой, казалось–
Журавли её спасут.
3 ученик:
Журавли спасти не могут –
Это ясно даже мне.
Людям люди пусть помогут
Преградить пути войне!
Воспитатель: Поэт был потрясен этой историей.
Когда он стоял на площади среди человеческого горя, в небе над Хиросимой, невесть откуда появились настоящие журавли. Это было неким знаком, скорбным напоминанием о погибших в жестокой войне, ведь многие в Стране восходящего солнца верят в мистическое переселение душ.
У Гамзатова сразу же зародились стихи, оставалось лишь записать их в блокнот. Но тут ему прямо на площади передали из посольства телеграмму, где сообщалось о смерти матери. Поэт срочно вылетел на родину.
Но хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти, поэт думал о чудесном явлении журавлей в небе над Хиросимой, о женщинах в белом одеянии, о матери, о своих погибших на фронте братьях…. О девяносто тысячах дагестанцев, погибших в войне с фашизмом. Он написал стихотворение, которое начиналось строчками:
Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей…
Воспитатель: Журавли – символ чистоты и красоты, к которым стремится человек… Марк Бернес увидел стихотворение в журнале «Новый мир». Переработав его с помощью переводчика Наума Гребнева, Бернес попросил композитора Яна Френкеля написать к нему музыку “.
С согласия Гамзатова решено было заменить слово “джигиты” в первой строфе на “солдаты”, что превратило песню из узконациональной в общечеловеческую.
Зазвучавшая песня «Журавли» стала песней-реквиемом, гимном памяти погибшим во время ВОВ солдатам, которых авторы сравнивали с клином летящих журавлей, а в последствии – и жертвам терроризма, Чернобыльской катастрофы, военных конфликтов. И в сегодняшние драматические времена песня, как никогда, значима для всего мира.
Ее мелодия обладает особым секретом воздействия на слушателей: сколько бы она ни звучала в эфире, ее невозможно воспринимать без волнения.
Не случайно во многих концертных залах при исполнении “Журавлей” люди встают.
(Песни «Журавли» Музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова)
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
(Ведущие зажигают свечи… )
Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый –
Быть может, это место для меня.
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Воспитатель: Упоминания о прекрасной птице — журавле — встречаются в культурах многих народов мира. Практически везде журавль олицетворяет положительное и светлое начало. Сегодня уже ясно, что «Белые журавли» Гамзатова переросли границы республики Дагестан и летают по всему миру… Дни Белых журавлей были основаны по инициативе Гамзатова еще в 1986 г., и стали не только всероссийским национальным Днем памяти, но и международным праздником поэзии.
В разных уголках бывшего Советского Союза воздвигнуто 24 памятника журавлям, – целая галерея памятников, где метафора журавлей используется для передачи скорби по воинам, не вернувшимся с войны(слайд).
Мы преклоняемся перед ратным подвигом солдат Отчизны. Низкий поклон всем, вынесшим на своих плечах тяготы и лишения военного лихолетья, превозмогавшим боль, кровь и смерть.
Неумолимо движется время, не остановить, не задержать его. Но в этом неустойчивом мире должны быть вечные ценности. Ценности, которые дают нам право называть себя Человеком.
4 ученик:
Я голосую за мир голосом миллионов.
Я голосую за мир – воля моя закона!
5 ученик:
Я голосую за мир сердцем всего народа
Я голосую за мир равенства и свободы.
6 ученик:
Я голосую за мир памятью всех Хатыней
Я голосую за мир, чтобы земля в пустыню
Не превратилась вдруг,
чтобы на целом свете
Лишь с добротою рук
были знакомы дети.
7 ученик:
Разве нужны земле шрамы войны на теле?
Дайте ей журавлей – тех, что взлететь не успели.
Дайте ей синеву моря и чистого неба.
И не во сне – наяву чтоб люди наелись хлеба.
Чтобы цвела заря добрым и ясным светом.
Все вместе:
Мир тебе, мать-земля! Мы голосуем за это!
(звучит фонограмма «Журавли»)
Воспитатель: 22 октября ежегодно отмечается – праздник белых журавлей. В этот день в небо запускают тысячи журавликов в память о погибших. И, одновременно, отмечается день поэзии. Давайте и мы с Вами будем соблюдать эту традицию и выпустим в голубое небо наших журавликов.
(Всем предлагается выйти на улицу, запустить в небо белые шары с журавликами).
Эссэ
Берегите серого журавля!
Как красиво летят в небесах журавли
Рассекая воздушную мякоть Земли.
Над опавшей листвой, сделав медленный круг
Попрощавшись со мной, уплывают на юг.
За седой океан путь высок и далёк,
Но у каждого тлеет в груди уголёк
Той прекрасной и тёплой, но чуждой земли,
Что от сердца они оторвать не смогли.
Алексей Чибисов
Журавль — птица знаменитая. В сказках и баснях, в песнях и пословицах часто упоминается журавль. Да и вообще нет, пожалуй, человека, который не знал бы эту птицу.
В нашей стране обитает семь видов журавлей, из которых наиболее распространен серый журавль.
Я живу в небольшом живописном городке среднего Урала – Верхний Тагил, а совсем недалеко находится знаменитый Висимский заповедник, где мы и можем встретить серого журавля. Это как раз тот самый журавль, чьи звонкие крики слышатся высоко в небе весной и осенью.
Меня поразила необычная красота этой птицы. Общая окраска журавля серая, более темная, почти черная на концах крыльев. От глаз по бокам шеи спускается заметная белая полоса; остальная часть головы и шеи черная, а на затылке и темени участок голой красной кожи, слабо покрытый тонкими и жесткими волосовидными перьями. Он мне напомнил щёголя во фраке.
Журавли — птицы «разговорчивые» и криками часто выдают свое присутствие. И в то же время птицы эти очень осторожны. Например, во время кормежки одна или две птицы обязательно стоят «на часах», наблюдают за тем, что творится вокруг, и в случае малейшей опасности предупреждают криками остальных. Гнездятся главным образом в болотистой местности: кочковатых болотах, окружённых лесом, в заросших осокой или камышом лугах, в заболоченных поймах рек.
Меня удивило то, что серые журавли моногамны, держатся вместе и сохраняют пару в течение жизни. Вот бы людям бы поучиться такой верности!
А какое удивительное явление в жизни птиц — журавлиные танцы!
Танцуют все журавли — и серые, и красавки, и черные. Они становятся в круг, и несколько птиц «пляшут» в середине этого круга. Потом танцоры становятся в ряды зрителей, а в круг выходят новые.
А как красиво летят журавли!!! Журавли летят стаями, выстроившись клином, в дневное время и обычно на большой высоте. О журавлином клине написано много песен. Мне больше всех нравится песня «Журавли», в которой есть такие прекрасные слова:
Летит, летит по небу клин усталый
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый,
Быть может это место для меня.
Настанет день и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес, по-птичьи окликая,
Всех вас кого оставил на земле.
Как и другие виды журавлей, серый журавль начинает свой полёт с разбега, как правило, по ветру, быстро ускоряясь и раскрывая крылья перед взлётом. Летит плавно, делая движения крыльями в определённом ритме, неторопливо опуская их вниз и резко поднимая вверх.
Несмотря на то, что в нашей стране серый журавль ещё достаточно сохранился, охота на этого журавля запрещена, а сам он нуждается в особой охране. Численность его сокращается. Эти замечательные птицы очень нуждаются в помощи и защите человека. И если люди не предпримут решительных шагов по спасению журавля, эта птица исчезнет с лица земли, а с нею вместе её красивые танцы, завораживающее курлыканье и улетающий вдаль журавлиный крик.
Фадеева Валерия 7Б класс
МБОУ СОШ №8
г. В. Тагил
Журавли
Тема минувшей войны всегда находила и продолжает находить свое отражение в современной поэзии, и каждый поэт по-своему осмысливает и переживает ее, рождая образы, в которых воплотились его собственные представления о войне.
Расул Гамзатов также посвятил немало строк военной теме. Одним из самых известных его стихотворений, принесшим поэту всенародную славу и любовь, стало стихотворение «Журавли». Оно посвящено павшим солдатам, оставшихся на «кровавых полях» сражений Великой Отечественной войны. С первых строк стихотворения читатель ощущает подлинную печаль и боль, которые чувствовал поэт, задумываясь о судьбах погибших солдат. Боль, похожую на далекий и пронзительный журавлиный крик…
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Обратившиеся в белых журавлей солдаты сегодня взывают к нашим сердцам из «времен тех дальних», из давно минувших времен войны, забыть которые люди не смогут никогда.
…Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса.
Видя, как «подвечернею порою» летит по небу клин журавлей, поэт представляет, как идут по белым полям усталые солдаты. Те, кому после долгой дороги войны не суждено будет вернуться домой. А журавли в своем крике словно выкликают их имена — имена известных и безвестных героев, место которых теперь не в земном, а в небесном строю среди гордых, величественно плывущих по небу птиц.
Поэт чувствует свое единение со стаей журавлей и размышляет о том, что, быть может, и он
сам за порогом своей жизни займет свое место среди этих белых птиц. Он размышляет о том, что наступит день, когда и он будет окликать с небес всех дорогих ему людей, оставшихся на земле, обращаясь к их памяти и сердцу:
История создания стихотворения Журавли
История создания Журавлей связана была с поездкой в Японию в 1965 году. Тогда писатель в составе советской делегации посещал разные мероприятия, в том числе побывал он у мемориального комплекса, что посвящен жертвам Хиросимы и Нагасаки. Среди памятников, поэт увидел памятник девочке, которая была поражена лучевой болезнью, вызванной взрывом атомной бомбы. В руках она держала журавля. Услышав историю ребенка, Гамзатов уже не мог спать спокойно. Он все время в голове держал услышанный рассказ о том, насколько сильно девочка верила легенде. Согласно ей, она должна была сделать из бумаги тысячу белых журавлей и тогда бы болезнь отступила. Но ребенок умер до того, как сделал этих журавлей. Эти птицы стали для писателя символом смерти, а тут еще, когда он летел обратно в Дагестан, он узнает о смерти матери и слова стихотворения, пронзенные болью, сами появлялись на бумаге, где и появился образ журавлей. При этом писатель также вспоминал о погибшем брате, который воевал под Севастополем, вспоминал близких, что не вернулись с войны.
Стихотворение писалось на аварском, позже оно было переведено Гребневым. Дальше это стихотворение заметил Бернес, который немного изменяет слова и вместо джигитов появляются солдаты. По просьбе Бернеса, Френкель пишет музыку и в 1969 Марк Бернес исполняет песню на сцене, которая до сих пор поражает до глубины души.
Продолжая анализ стихотворения, мы видим, что писатель в журавлином клине видит пустое место, некий промежуток. Поэт предполагает, что возможно это место как раз для него. Он понимает, никто не вечен и придет время, когда и его душа займет место среди стаи журавлей. Он также полетит по мгле и будет звать по-птичьи всех тех, кого он оставит на земле.
Журавли: песня Расула Гамзатова
Творчество Расула Гамзатова завидно самобытное, подлинно национальное по своему облику и складу. Его корни уходят вглубь духовного бытия горцев — прежнего и современного. Поэт с жадностью и азартом открывает свой народ для себя, познавая его самозабвенно, любуется им.
В общеобразовательных учреждениях города Кизилюрт, с целью воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, осознания своей этнической принадлежности и формирования интереса к истории России и родного края, своей семьи 8 сентября, в день рождения великого поэта Расула Гамзатова были проведены праздничные мероприятия.
В школе №8 организовали литературную гостиную совместно с учителями родных языков и учащимися девятых классов. В литературно – музыкальной композиции «Поэт аула» приняли участие учащиеся 6- 8 классов.
В СОШ №9 открыли мероприятие легендарной песней «Журавли» в исполнении учащихся 4 класса. Затем почтили память погибших минутой молчания. Дети узнали, что трагическая история японской девочки Садако Сасаки, ставшей одной из жертв атомной бомбы в Хиросиме, и натолкнула поэта на мысль о стихотворении «Журавли», которое впоследствии стало песней. В память о девочке учащиеся 2 класса сделали белых журавликов из бумаги и исполнили танец. К мероприятию была оформлена в школьной библиотеке и действовала книжная выставка «Праздник белых журавлей».
На фоне стихотворения Расула Гамзатова «Нас двадцать миллионов» изображались памятники белым журавлям, посвященным погибшим в Великой Отечественной войне, ликвидаторам Чернобыля, борцам с терроризмом и героям России.
На празднике также звучали стихи Расула Гамзатова, исполнялись учащимися песни на слова великого поэта. Призывом прислушаться к журавлиному крику, который зовет нас к миру, братству и единению завершили праздник Белых журавлей в СОШ №9.
В СОШ №3 был разработан и реализован план по празднованию Дня белых журавлей. Провели конкурс стихов «Летит по небу клин усталый», конкурс на лучшее сочинение по теме : «Философская лирика Р. Гамзатова» На классных часах учащиеся просмотрели видеофильмы о Расуле Гамзатове. Заключительным этапом являлись соревнования по футболу и волейболу среди учащихся школы организованные учителями физической культуры.
Во всех образовательных учреждениях были организованы линейки , посвященные Р. Гамзатову, проведены конкурсы рисунков на асфальте, конкурсы плакатов на тему «Белые журавли». Подведение итогов двух конкурсов был приукрашен концертом с песнями на слова великого поэта и национальными танцами.
Классный час в 5 классе.
Тема: “Праздник белых журавлей”
Цель: Познакомить учащихся школы с бессмертным образом белых журавлей Расула Гамзатова перелетели границы стран и континентов и навеки запечатлены в десятках памятников по всему миру – в России, Японии, США, Украине, Узбекистане.
Задачи:
Образовательные:
Формирование информационной компетентности учащихся: развитие умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, находить и использовать нужную информацию из разнообразных источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, сети Интернет.
Формирование у учащихся представлений о связи краеведения с историей, литературой.
Воспитательные:
Формирование гражданской ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа, исторических фактах, документах.
Формирование навыков доброжелательного общения, взаимопомощи при работе в группе.
Развивающие:
Формирование элементов творческого поиска, познавательного интереса.
Развитие эмоционально-ценностного мышления учащихся на примере взаимодействия краеведения, литературы, истории.
Предварительная работа: заранее ученики готовят стихотворения
Р. Гамзатова, рисуют белых журавлей, из бумаги складывают журавликов, надуты гелем белые воздушные шары, в вазе цветы, на доске иллюстрации с военными сюжетами;
Воспитатель: Велика и огромна наша страна Россия. И есть в нашей стране горная Республика Дагестан (показать на карте). Столица Дагестана – город Махачкала. В этой республике живут свободолюбивый народ: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские. 22 июня 1941 года без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила границы нашей страны. Фашистская Германия хотела превратить все народы нашей страны в рабов. 3 июля 1941 годы глава советского правительства И. В. Сталин сказал:
“Наше дело правое. Враг будет разбит, Победа будет за нами!”
Звучит музыка “Священная война”.
Воспитатель: На большой территории страны была объявлена мобилизация военных. Но у ворот военкоматов выросли большие очереди добровольцев. Каждый житель нашей страны стал воином и жизнь свою понимал как воинский долг. Они строили линии обороны, ремонтировали дороги, помогали в госпиталях. Помогали чем могли.
Ученики (читают на фоне спокойной музыки стихотворения)
1й ученик: Ракет зеленые огни
По бледным лицам полоснули
Пониже голову пригни
И, как шальной, не лезь под пули.
2й ученик: Приказ: “Вперед!”
Команда: “Встать!”
Опять товарища бужу я,
А кто-то звал родную мать,
А кто-то вспоминал чужую.
3й ученик: Когда нарушив забытье,
Орудия заголосили
Никто не крикнул: “За Россию!”
А шли и гибли за нее.
Эти строки написал поэт Николай Старшинов, с первых дней встав на защиту Родины.
Воспитатель: (тихо звучит мелодия песни «Журавли»)
22 октября в России отмечают литературный праздник «День Белых журавлей»,
учрежденный народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым как праздник духовности, поэзии и как светлая память о павших на полях сражений во всех войнах.
Расул Гамзатов – особая страница многонациональной советской поэзии, да и всей отечественной культуры XX века. За выдающиеся достижения в области литературы он отмечен многими званиями и премиями Дагестана, России, Советского Союза и мира: народный поэт Дагестана, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии. (фото поэта).
Его поэзия и сегодня объединяет людей разных национальностей, учит добру, мудрости и любви. Она давно перешагнула границы родного государства и стала мировым достоянием. А литературно-патриотический праздник «Белых Журавлей» обрел международное значение.
Сегодня мы вспоминаем тех, кто положил свои жизни на алтарь победы на всех полях сражений. И в этот праздник мы вспоминаем образ «Белых журавлей». Созданный Расулом Гамзатовым, он до сих пор тревожит сердца, подтверждая значимость поэтического слова в нашей жизни. Во всем мире этот образ является символом трагизма войны, а песня «Журавли» стала гимном памяти погибших во всех войнах.
Воспитатель: А знаете ли вы, что стихотворение, на основе которого была создана известная во всем мире песня, имеет свою предысторию? В 1965 году Р. Гамзатов гостил в Японии, где принял участие в траурных мероприятиях, посвященных 20-й годовщине ядерной бомбардировки Хиросимы.
Тысячи женщин в белой одежде (в Японии это цвет траура) собрались в центре города у памятника девочке с белым журавлем – Садако Сасаки. (Слайд) Когда на город сбросили атомную бомбу, Садако было всего два года. Семья ее проживала в нескольких километрах от места трагедии и потому не пострадала.
Но через десять лет эхо ядерного взрыва достигло стен их дома.
Воспитатель: Отравленные радиацией воздух, вода, земля отняли жизненные силы Садако, и она заболела тяжелой лучевой болезнью – лейкемией или раком крови. Девочка не оставляла надежды на исцеление. В Японии существует обычай: если сделаешь тысячу белых журавликов из бумаги – исполнится твоя заветная мечта.
В госпитале она вырезала из бумаги журавликов, веря в легенду, что, когда их будет тысяча штук, наступит выздоровление. Вырезать птичьи фигурки ей помогали одноклассники и многие другие люди. Мечта Садако стала мечтой тысяч людей. Но болезнь оказалась сильнее. Чуда не произошло. Садако умерла 25 октября 1955 года…
До сих пор дети из разных стан мира присылают тысячи журавликов на мемориал Мира в Хиросиме с надеждой на мир. И этих журавликов складывают в большие стеклянные ящики, стоящие вокруг памятника Садако.
1ученик:
Я хочу, чтоб в целом мире, затрубили журавли
И напомнить всем могли о погибших в Хиросиме.
И о девочке умершей, не хотевшей умирать,
И журавликов умевшей из бумаги вырезать.
2 ученик:
А журавликов-то малость сделать девочке осталось…
Для больной нелёгок труд, всё ей, бедненькой, казалось–
Журавли её спасут.
3 ученик:
Журавли спасти не могут –
Это ясно даже мне.
Людям люди пусть помогут
Преградить пути войне!
Воспитатель: Поэт был потрясен этой историей.
Когда он стоял на площади среди человеческого горя, в небе над Хиросимой, невесть откуда появились настоящие журавли. Это было неким знаком, скорбным напоминанием о погибших в жестокой войне, ведь многие в Стране восходящего солнца верят в мистическое переселение душ.
У Гамзатова сразу же зародились стихи, оставалось лишь записать их в блокнот. Но тут ему прямо на площади передали из посольства телеграмму, где сообщалось о смерти матери. Поэт срочно вылетел на родину.
Но хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти, поэт думал о чудесном явлении журавлей в небе над Хиросимой, о женщинах в белом одеянии, о матери, о своих погибших на фронте братьях…. О девяносто тысячах дагестанцев, погибших в войне с фашизмом. Он написал стихотворение, которое начиналось строчками:
Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей…
Воспитатель: Журавли – символ чистоты и красоты, к которым стремится человек… Марк Бернес увидел стихотворение в журнале «Новый мир». Переработав его с помощью переводчика Наума Гребнева, Бернес попросил композитора Яна Френкеля написать к нему музыку “.
С согласия Гамзатова решено было заменить слово “джигиты” в первой строфе на “солдаты”, что превратило песню из узконациональной в общечеловеческую.
Зазвучавшая песня «Журавли» стала песней-реквиемом, гимном памяти погибшим во время ВОВ солдатам, которых авторы сравнивали с клином летящих журавлей, а в последствии – и жертвам терроризма, Чернобыльской катастрофы, военных конфликтов. И в сегодняшние драматические времена песня, как никогда, значима для всего мира.
Ее мелодия обладает особым секретом воздействия на слушателей: сколько бы она ни звучала в эфире, ее невозможно воспринимать без волнения.
Не случайно во многих концертных залах при исполнении “Журавлей” люди встают.
(Песни «Журавли» Музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова)
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
(Ведущие зажигают свечи… )
Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый –
Быть может, это место для меня.
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Воспитатель: Упоминания о прекрасной птице — журавле — встречаются в культурах многих народов мира. Практически везде журавль олицетворяет положительное и светлое начало. Сегодня уже ясно, что «Белые журавли» Гамзатова переросли границы республики Дагестан и летают по всему миру… Дни Белых журавлей были основаны по инициативе Гамзатова еще в 1986 г., и стали не только всероссийским национальным Днем памяти, но и международным праздником поэзии.
В разных уголках бывшего Советского Союза воздвигнуто 24 памятника журавлям, – целая галерея памятников, где метафора журавлей используется для передачи скорби по воинам, не вернувшимся с войны(слайд).
Мы преклоняемся перед ратным подвигом солдат Отчизны. Низкий поклон всем, вынесшим на своих плечах тяготы и лишения военного лихолетья, превозмогавшим боль, кровь и смерть.
Неумолимо движется время, не остановить, не задержать его. Но в этом неустойчивом мире должны быть вечные ценности. Ценности, которые дают нам право называть себя Человеком.
4 ученик:
Я голосую за мир голосом миллионов.
Я голосую за мир – воля моя закона!
5 ученик:
Я голосую за мир сердцем всего народа
Я голосую за мир равенства и свободы.
6 ученик:
Я голосую за мир памятью всех Хатыней
Я голосую за мир, чтобы земля в пустыню
Не превратилась вдруг,
чтобы на целом свете
Лишь с добротою рук
были знакомы дети.
7 ученик:
Разве нужны земле шрамы войны на теле?
Дайте ей журавлей – тех, что взлететь не успели.
Дайте ей синеву моря и чистого неба.
И не во сне – наяву чтоб люди наелись хлеба.
Чтобы цвела заря добрым и ясным светом.
Все вместе:
Мир тебе, мать-земля! Мы голосуем за это!
(звучит фонограмма «Журавли»)
Воспитатель: 22 октября ежегодно отмечается – праздник белых журавлей. В этот день в небо запускают тысячи журавликов в память о погибших. И, одновременно, отмечается день поэзии. Давайте и мы с Вами будем соблюдать эту традицию и выпустим в голубое небо наших журавликов.
(Всем предлагается выйти на улицу, запустить в небо белые шары с журавликами).
Эссэ
Берегите серого журавля!
Как красиво летят в небесах журавли
Рассекая воздушную мякоть Земли.
Над опавшей листвой, сделав медленный круг
Попрощавшись со мной, уплывают на юг.
За седой океан путь высок и далёк,
Но у каждого тлеет в груди уголёк
Той прекрасной и тёплой, но чуждой земли,
Что от сердца они оторвать не смогли.
Алексей Чибисов
Журавль — птица знаменитая. В сказках и баснях, в песнях и пословицах часто упоминается журавль. Да и вообще нет, пожалуй, человека, который не знал бы эту птицу.
В нашей стране обитает семь видов журавлей, из которых наиболее распространен серый журавль.
Я живу в небольшом живописном городке среднего Урала – Верхний Тагил, а совсем недалеко находится знаменитый Висимский заповедник, где мы и можем встретить серого журавля. Это как раз тот самый журавль, чьи звонкие крики слышатся высоко в небе весной и осенью.
Меня поразила необычная красота этой птицы. Общая окраска журавля серая, более темная, почти черная на концах крыльев. От глаз по бокам шеи спускается заметная белая полоса; остальная часть головы и шеи черная, а на затылке и темени участок голой красной кожи, слабо покрытый тонкими и жесткими волосовидными перьями. Он мне напомнил щёголя во фраке.
Журавли — птицы «разговорчивые» и криками часто выдают свое присутствие. И в то же время птицы эти очень осторожны. Например, во время кормежки одна или две птицы обязательно стоят «на часах», наблюдают за тем, что творится вокруг, и в случае малейшей опасности предупреждают криками остальных. Гнездятся главным образом в болотистой местности: кочковатых болотах, окружённых лесом, в заросших осокой или камышом лугах, в заболоченных поймах рек.
Меня удивило то, что серые журавли моногамны, держатся вместе и сохраняют пару в течение жизни. Вот бы людям бы поучиться такой верности!
А какое удивительное явление в жизни птиц — журавлиные танцы!
Танцуют все журавли — и серые, и красавки, и черные. Они становятся в круг, и несколько птиц «пляшут» в середине этого круга. Потом танцоры становятся в ряды зрителей, а в круг выходят новые.
А как красиво летят журавли!!! Журавли летят стаями, выстроившись клином, в дневное время и обычно на большой высоте. О журавлином клине написано много песен. Мне больше всех нравится песня «Журавли», в которой есть такие прекрасные слова:
Летит, летит по небу клин усталый
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый,
Быть может это место для меня.
Настанет день и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес, по-птичьи окликая,
Всех вас кого оставил на земле.
Как и другие виды журавлей, серый журавль начинает свой полёт с разбега, как правило, по ветру, быстро ускоряясь и раскрывая крылья перед взлётом. Летит плавно, делая движения крыльями в определённом ритме, неторопливо опуская их вниз и резко поднимая вверх.
Несмотря на то, что в нашей стране серый журавль ещё достаточно сохранился, охота на этого журавля запрещена, а сам он нуждается в особой охране. Численность его сокращается. Эти замечательные птицы очень нуждаются в помощи и защите человека. И если люди не предпримут решительных шагов по спасению журавля, эта птица исчезнет с лица земли, а с нею вместе её красивые танцы, завораживающее курлыканье и улетающий вдаль журавлиный крик.
Фадеева Валерия 7Б класс
МБОУ СОШ №8
г. В. Тагил
Журавли
Тема минувшей войны всегда находила и продолжает находить свое отражение в современной поэзии, и каждый поэт по-своему осмысливает и переживает ее, рождая образы, в которых воплотились его собственные представления о войне.
Расул Гамзатов также посвятил немало строк военной теме. Одним из самых известных его стихотворений, принесшим поэту всенародную славу и любовь, стало стихотворение «Журавли». Оно посвящено павшим солдатам, оставшихся на «кровавых полях» сражений Великой Отечественной войны. С первых строк стихотворения читатель ощущает подлинную печаль и боль, которые чувствовал поэт, задумываясь о судьбах погибших солдат. Боль, похожую на далекий и пронзительный журавлиный крик…
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Обратившиеся в белых журавлей солдаты сегодня взывают к нашим сердцам из «времен тех дальних», из давно минувших времен войны, забыть которые люди не смогут никогда.
…Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса.
Видя, как «подвечернею порою» летит по небу клин журавлей, поэт представляет, как идут по белым полям усталые солдаты. Те, кому после долгой дороги войны не суждено будет вернуться домой. А журавли в своем крике словно выкликают их имена — имена известных и безвестных героев, место которых теперь не в земном, а в небесном строю среди гордых, величественно плывущих по небу птиц.
Поэт чувствует свое единение со стаей журавлей и размышляет о том, что, быть может, и он
сам за порогом своей жизни займет свое место среди этих белых птиц. Он размышляет о том, что наступит день, когда и он будет окликать с небес всех дорогих ему людей, оставшихся на земле, обращаясь к их памяти и сердцу:
История создания стихотворения Журавли
История создания Журавлей связана была с поездкой в Японию в 1965 году. Тогда писатель в составе советской делегации посещал разные мероприятия, в том числе побывал он у мемориального комплекса, что посвящен жертвам Хиросимы и Нагасаки. Среди памятников, поэт увидел памятник девочке, которая была поражена лучевой болезнью, вызванной взрывом атомной бомбы. В руках она держала журавля. Услышав историю ребенка, Гамзатов уже не мог спать спокойно. Он все время в голове держал услышанный рассказ о том, насколько сильно девочка верила легенде. Согласно ей, она должна была сделать из бумаги тысячу белых журавлей и тогда бы болезнь отступила. Но ребенок умер до того, как сделал этих журавлей. Эти птицы стали для писателя символом смерти, а тут еще, когда он летел обратно в Дагестан, он узнает о смерти матери и слова стихотворения, пронзенные болью, сами появлялись на бумаге, где и появился образ журавлей. При этом писатель также вспоминал о погибшем брате, который воевал под Севастополем, вспоминал близких, что не вернулись с войны.
Стихотворение писалось на аварском, позже оно было переведено Гребневым. Дальше это стихотворение заметил Бернес, который немного изменяет слова и вместо джигитов появляются солдаты. По просьбе Бернеса, Френкель пишет музыку и в 1969 Марк Бернес исполняет песню на сцене, которая до сих пор поражает до глубины души.
Продолжая анализ стихотворения, мы видим, что писатель в журавлином клине видит пустое место, некий промежуток. Поэт предполагает, что возможно это место как раз для него. Он понимает, никто не вечен и придет время, когда и его душа займет место среди стаи журавлей. Он также полетит по мгле и будет звать по-птичьи всех тех, кого он оставит на земле.
Журавли: песня Расула Гамзатова
Творчество Расула Гамзатова завидно самобытное, подлинно национальное по своему облику и складу. Его корни уходят вглубь духовного бытия горцев — прежнего и современного. Поэт с жадностью и азартом открывает свой народ для себя, познавая его самозабвенно, любуется им.
В общеобразовательных учреждениях города Кизилюрт, с целью воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, осознания своей этнической принадлежности и формирования интереса к истории России и родного края, своей семьи 8 сентября, в день рождения великого поэта Расула Гамзатова были проведены праздничные мероприятия.
В школе №8 организовали литературную гостиную совместно с учителями родных языков и учащимися девятых классов. В литературно – музыкальной композиции «Поэт аула» приняли участие учащиеся 6- 8 классов.
В СОШ №9 открыли мероприятие легендарной песней «Журавли» в исполнении учащихся 4 класса. Затем почтили память погибших минутой молчания. Дети узнали, что трагическая история японской девочки Садако Сасаки, ставшей одной из жертв атомной бомбы в Хиросиме, и натолкнула поэта на мысль о стихотворении «Журавли», которое впоследствии стало песней. В память о девочке учащиеся 2 класса сделали белых журавликов из бумаги и исполнили танец. К мероприятию была оформлена в школьной библиотеке и действовала книжная выставка «Праздник белых журавлей».
На фоне стихотворения Расула Гамзатова «Нас двадцать миллионов» изображались памятники белым журавлям, посвященным погибшим в Великой Отечественной войне, ликвидаторам Чернобыля, борцам с терроризмом и героям России.
На празднике также звучали стихи Расула Гамзатова, исполнялись учащимися песни на слова великого поэта. Призывом прислушаться к журавлиному крику, который зовет нас к миру, братству и единению завершили праздник Белых журавлей в СОШ №9.
В СОШ №3 был разработан и реализован план по празднованию Дня белых журавлей. Провели конкурс стихов «Летит по небу клин усталый», конкурс на лучшее сочинение по теме : «Философская лирика Р. Гамзатова» На классных часах учащиеся просмотрели видеофильмы о Расуле Гамзатове. Заключительным этапом являлись соревнования по футболу и волейболу среди учащихся школы организованные учителями физической культуры.
Во всех образовательных учреждениях были организованы линейки , посвященные Р. Гамзатову, проведены конкурсы рисунков на асфальте, конкурсы плакатов на тему «Белые журавли». Подведение итогов двух конкурсов был приукрашен концертом с песнями на слова великого поэта и национальными танцами.