Сочинение на тему береги честь смолоду рассуждение

13 вариантов

  1. Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.
    Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.
    Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.
    Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.
    Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.
    Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.
    Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.
    Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Офицер Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин — полная противоположность Гринева. Он человек корыстный и неблагородный. Это проявляется во всем. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как предавшего присягу офицера. На примере Швабрина автор хочет показать, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринева. Читал французские романы, стихи. Был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывался человек.
    Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели, поэтому не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.
    Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.
    Нравственность Гринева оказала влияние даже на самого Пугачева. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем-триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон спорили в данный момент, решая чисто человеческую проблему. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: «Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачев имел благородные корни.
    Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.
    Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.
    Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.
    Источник:  http://www.school-city.by

  2. Честь напрямую связана с чувством достоинства, поэтому людям, у которых эти два качества объединены, легче заработать авторитет и прекрасную репутацию. Очень важно честь беречь смолоду, когда неопытному человеку свойственно ошибаться и учиться, а чувство достоинства как предохранитель – не позволит переступить через себя.
    Честь включает в себя такие качества как справедливость, преданность, правдивость, порядочность и благородство. Если у человека хоть одно из этих качеств присутствует, то можно уверенно сказать, что и остальные тоже. Если человеку характерна преданность к своей Родине, то он и уважительно относится к правам своих земляков. Наличие чести – гарантия целостности и высокой нравственности. Человек будет уважать честь других людей, если он наделен этим моральным качеством.
    В литературе часто встречаются ситуации, когда герои произведений проходят тернистый путь со сложными и неприятными моментами. Таким образом читатели ждут результата – выйдет ли персонаж из них, не запятнав честь и достоинство. Одним из ярких примеров является герой Петр Гринев из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочь», который отстоял свою честь и достоинство в самых сложных ситуациях, остался верным себе, своим принципам и настановлениям отца.
    На сегодняшний день значение чести немного другое. Много кто считает, что быть человеком чести это нерентабельно. Чаще всего за честь выдается поддельное благородство, а отсутствие морали скрывается под внешними атрибутами.
    Если с раннего детства заручится авторитетом у сверстников и старших людей, то по мере взросления круг окружающих людей будет только увеличиваться. Все будут прислушиваться к советам такого человека. Очень важно не забывать, что честь очень тяжело заслужить и очень легко потерять, стоит только один раз оступится. Ведь не зря говорят «семь раз отмерь, один раз отрежь». Если с раннего возраста не иметь чести, то и к преклонному возрасту добиться ее будет очень сложно, именно поэтому честь нужно беречь смолоду.

    Сочинение 2

    И так, смысл данной пословицы очень значительный для таких людей как мы. Так как эта пословица содержит огромный жизненный смысл, который возможно пригодиться кому-то в жизни, да и в общем он пригодиться всем. Эту пословицу должен знать каждый человек. Но самое главное не только знать её, но и её стоить понимать. Данная пословица является пословицей поколений человечества. Ведь она  передавалась из поколения в поколение. Именно эту пословицу очень часто использовали в качестве донесения и рассуждения во многих произведениях. Данная пословица являлась поводом для размышления русских поэтов. Стоить помнить, что “честь” – это некий повод для таково физического и умственного составляющего как гордость. Это эмоция, которая отражает самооценку, точнее самоуважение человека. Но стоит помнить ещё и о “гордыни”. Гордыня отличается от гордости тем, что когда гордыня взяла на тобой вверх, ты становишься эгоистичным человеком, тем самым ты становишься не приятной личность для окружающих тебя людей.
    Я могу привести качественный пример из произведения Пушкина под названием “капитанская дочь”. В произведении был такой герой, которого звали Пётр Гринев. Он был слегка азартным человеком, так как играл в карты и у него были вредные привычки. Например, он часто выпивал. Из-за этого может сложиться такое мнение, что Пётр не порядочный человек. Но это был человек чести. Так как он один раз выиграл в карты, и он не потратил эти большие деньги на себя, свои увлечения. Он их отдал своему товарищу, который нуждался в них. Он защищал честь девушки на таком страшном мероприятий как дуэль. Он остался жив, он истребил своего ненавистника в честном бою. А это как раз ещё одно качество, которое говорит о преданности в любви к человеку, к своей девушке мечты.
    Гринев человек слова. Именно этот человек является примером гордости и даже возможно некого подражания, конечно же, в хорошем смысле. Он прошёл через все свои трудные испытания и все жизненные трудности, он преодолел все это. Он очень честный человек. Так же он является человеком чести. Он ни разу, не когда в своей жизни не пошёл против своей воли. Всегда как он хотел, так и было. Он всегда добивался всего сам, и помогал тем, кто нуждался в помощи.
    Честью является некая культура человека. Это те принципы человека, которым он придерживается. Ведь именно честь ведёт человека к формированию личности, тем более в юные годы. Честь – это не плохое качество, не стоит его путать с эгоизмом и другими принципами.

  3. 3
    Текст добавил: С подругой На пару

    Береги платье снову, а честь смолоду. Всем на слуху старинная славянская пословица. Многие ее понимают, но не многие способны следовать столь суровому наказу. Всегда по жизни проще тем людям, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками. Но никто не позавидует тому, кто, единожды поступившись честью, сожалеет и мучается из-за совершённого всю жизнь. Однако это все не про героя великого русского поэта Пушкина А.С.: поступая согласно нравственного учения отца — беречь честь смолоду, Гринев не испытывает угрызений совести, вспоминая два года из своей юности.
    Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: “Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего… ” Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно. Мы видим из сказанного, что честь занимает первое место в ряду нравственных приоритетов. Вы способны без труда пережить распад страны, можно смириться, хотя очень трудно, с потерей имущества, перетерпеть даже расставание с близкими людьми, но с разложением нравственности никогда. «У нас таких не любят», – говорит мой учитель истории.
    Утрата чести и достоинства — есть падение нравственных и моральных установок, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли страны, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности. О чести Петр помнил даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться жизнью. Это подтверждает случай с дуэлью. Причем здесь Гринев сражается не за свою честь, а за честь любимой девушки. Простить Швабрина, бесстыдно порочащего Машу Миронову только потому, что она отказала ему, Гринев не мог. Честь дворянина и благородного человека не позволяла молодому человеку сделать этo. Можно возразить, что Швабрин тоже был дворянином. Но в этом •и ответ: быть благородным, поступать по велению совести — удел не только дворян, сословие здесь не имеет значения, здесь важно воспитание, атмосфера, в которой растет человек. Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье. Честь отличает и супругов Мироновых, участников повести. Всю жизнь служившие императрице, не один раз встававшие на защиту крепости, эти люди предпочли честно умереть, чем сдаться противнику.
    Повесть имеет концовку классической мелодрамы: “Огорченная ссылкой возлюбленного, в которой видит только свою вину, Маша едет в Петербург рассказать правду императрице. Счастливый случай сводит ее с дамой, приближенной ко двору, которая впоследствии и оказывается самой императрицей. Справедливость восторжествовала: приказ о ссылке Петра Гринева был отменен”.
    Конечно, финал не без оттенков иронии, но это не случайно: Александр Сергеевич хотел показать, что благородный человек сохраняет достоинство в любой ситуации, а честь, благородство не останутся незамеченными, неоцененными. Доброе в человеке делает человеку добро — так должно быть и так бывает.
    Другое Итоговое сочинение

  4. БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ. Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной,
    но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.
    Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.
    Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.
    Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.
    Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.
    Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.
    Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.
    Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Офицер Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин — полная противоположность Гринева. Он человек корыстный и неблагородный. Это проявляется во всем. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как предавшего присягу офицера. На примере Швабрина автор хочет показать, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринева. Читал французские романы, стихи. Был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывался человек.
    Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели, поэтому не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.
    Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.
    Нравственность Гринева оказала влияние даже на самого Пугачева. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон спорили в данный момент, решая чисто человеческую проблему. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: «Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачев имел благородные корни.
    Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.
    Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.
    Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

    читать похожие:

    Береги честь смолоду (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
    БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
    Береги честь смолоду А.С. Пушкина «Капитанская дочка» сочинение
    БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ (По творчеству А. С. Пушкина)

  5. Этот молодой человек происходит из дворянской семьи. Ему повезло с родителями. И это проявляется не только в том, что они дали сыну хорошее образование и материальные блага, но и в том, что они искренне любили Петю и привили ему правильные ценности. Родители не избаловали сына, а сделали все, чтобы он вырос честным и порядочным человеком. Отец всегда говорил ему: «береги честь смолоду».
    Также в повести есть персонаж, который своим поведением еще лучше подчеркивает положительные качества Гринева, – это Швабрин. Он тоже дворянин и офицер, как и Петр, однако понятия чести и совести ему не знакомы. Этот человек привык действовать только в собственных интересах и не останавливается ни перед чем для получения желаемого. Тем страннее выглядит дружба между двумя этими молодыми людьми. Но время расставляет все на свои места.
    Гринев проявляет свою благородную и добрую натуру во всем: в любви к Маше, в отношении воинского долга. Влюбившись в одну и ту же девушку, они ведут себя по-разному. Петр любит нежно и преданно, а Швабрин, не добившись взаимности, пытается заполучить расположение Маши силой.
    Особенно остро тема чести встает, когда крепость, где служили герои, захватывают повстанцы Пугачева. Швабрин, не раздумывая, переходит на сторону врага и получает хорошее место, а Гринев отказывается замарать свою честь предательством, даже понимая, что это грозит ему смертью. Только история с подаренным когда-то Пугачеву тулупом спасает жизнь Петра, но это случайность.
    Пушкин создал образ идеального героя в лице Петра Гринева. В него он вложил много положительных качеств и среди них установку «беречь честь смолоду». Этому отцовскому наставлению герой остался верным до конца жизни.

  6. В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» главное место отведено вопросу чести. На примере двух героев: Петра Гринёва и Алексея Швабрина, Пушкин показал, как по разному могут вести себя люди в одинаковых ситуациях.
    Петру Гринёву с детства внушали, что вне зависимости от обстоятельств он должен быть честным и благородным. Гринёв получил хорошее воспитание и жил среди нравственных людей с сильными моральными устоями. Отправляя его на службу, отец дал наказ: «служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отворачивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Гринёву тогда было всего 17 лет, но ему хорошо запомнились наставления отца.
    Однажды Пётр проиграл Зурину сто рублей, несмотря на протесты со стороны Савельича, он заставил его вернуть долг, так как это было делом чести. Так мы впервые заметили благородство Гринёва.
    В Белгородской крепости произошло знакомство Гринёва с Алексеем Швабриным, который был дворянином с хорошим образованием, однако по природе своей был очень корыстным, злопамятным и неблагородным человеком. Швабрин с презрением говорил о жителях крепости, оговорил Машу только по той причине, что она не ответила ему взаимностью. Он распускал сплетни и его абсолютно не беспокоили последствия. Гринёв же сразу заступился за девушку и вызвал Швабрина на дуэль, хотя и знал, что дуэли запрещены. Просто для Гринёва честь человека была не менее важна, чем офицерская честь.
    Когда началась осада крепости, Швабрин не задумываясь перешёл на сторону Пугачёва. Гринёв же решил, что лучше умереть, чем допустить измену Родине и нарушить присягу. От повешения Петра спасла своя же доброта: в Пугачёве он узнал своего проводника, которому когда-то подарил заячий тулуп; в свою очередь Емельян тоже помнил добро и помиловал Гринёва. Пугачёв также предложил Гринёву служить ему, но Пётр отказался, мотивируя это тем, что уже присягнул служить императрице и не нарушит клятву верности. Он честно признался Пугачёву, что если прикажут, он вступит в бой против него, но Пугачёв всё равно решил отпустить Петра, так как в его душе было хоть какое-то великодушие.
    В конце повести Швабрина казнят за измену Родине, но он успевает донести на Гринёва, что тот был в хороших отношениях с Пугачёвым. Благодаря Маше Петра освобождают от пожизненной ссылки. Маша рассказала императрице всю правду, хотя Гринёв не стал говорить на суде о причастности Маши к этому делу, чтобы ей не пришлось заново пережить те ужасы, которые она перенесла в крепости. Гринёв приходит на казнь Пугачёва, чтобы таким образом выразить свою благодарность за спасение Маши и их счастье.
    В своей повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин хотел показать важность чести, какое в него вложено значение и что человек чести всегда счастливее и удачливее человека бесчестного.

  7. Сочинение “Береги честь смолоду”, как мне представляется, очень удобно писать по повести Пушкина “Капитанская дочка” на сопоставлении образов Петруши Гринева и Швабрина. Не зря ведь и сам автор взял для свое повести эпиграфом именно эту пословицу.
    В повести “Капитанская дочка” главные герои молоды и они очень трепетно относятся к понятию честь. Для Петра Гринева сохранить честь оказывается важнее, чем сохранить жизнь. Он не способен на предательство, он готов рискнуть жизнью ради чести своей любимой девушки и ради чести своего мундира.
    Он не соглашается на предложение Пугачева служить ему, ведь он присягал на верность государыне и намеревается сдержать свою клятву чего бы это ему не стоило.
    Гринев настоящий мужчина, который не ищет легких путей, который все свои поступки соразмеряет со словом честь. Он именно бережет честь смолоду.
    Иное дело Швабрин, для которого слово честь – пустой звук. Такое отношение к долгу и своему слову не может импонировать и мы сразу презираем Швабрина, когда понимаем, что он готов ради личной выгоды предать своих друзей, когда видим как беззастенчиво он лжет. И это понимают все, даже Пугачев, для которого Швабрин оказывается человеком, не заслуживающим уважения. Ведь тот, кто предал один раз, легко предаст и во второй.
    И еще один герой этой повести, о чести которого хотелось бы сказать пару слов – Маша Миронова. необыкновенно мужественная и честная девушка, которая так же трепетно отнеслась к понятиям честность и искренность, как и ее любимый.

  8. На уроках литературы мы познакомились с повестью А. С. Пушкина «Капитанская дочка», где больше всего внимания уделяется вопросу чести. На примере двух героев произведения: Петра Гринёва и Алексея Швабрина автор показал нам как по-разному могут вести себя люди в одинаковых ситуациях.
    Петру Гринёву с самого детства внушали, что он всегда и в любой ситуации должен быть честным и благородным человеком. Гринёв был воспитанным человеком и жил среди нравственных людей с сильными моральными устоями. Отправляя его служить, отец дал приказ: «служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отворачивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Гринёву тогда было всего 17 лет, но ему очень хорошо запомнились слова отца.
    Когда Пётр проиграл Зурину сто рублей, несмотря на протесты Савельича, он заставил его вернуть проигранные деньги, так как это было делом чести. Так в произведении мы впервые заметили благородство этого человека.
    В Белгородской крепости Гринёву довелось познакомиться с Алексеем Швабриным. У этого человека было хорошее образование, но при этом он был корыстным, злопамятным и неблагородным. Швабрин с презрением говорил о жителях крепости, оговорил Машу только из-за того, что та не ответила ему взаимностью; он постоянно распускал сплетни и никогда не карал себя за это – для него это было обыденным делом. Гринёв же, проявляя свою благородность, сразу же заступился за даму и вызвал Швабрина на дуэль, хотя знал, что дуэли были запрещены. Просто Гринёв ценит честь человека так же, как офицерскую честь.
    Когда началась осада крепости, Швабрин понял, что победа будет на стороне Пугачёва, и поэтому незамедлительно перешёл на его сторону. Для Гринёва же было лучше умереть, нежели изменить Родине и нарушить присягу. От повешения Пётр спасся благодаря своей же доброте: в Пугачёве он узнал своего проводника, которому когда-то подарил заячий тулуп; Емельян в свою очередь тоже помнил это проявление добра и помиловал Гринёва. Пугачёв предложил служить ему, но Пётр отказался, объяснив, что уже присягнул служить императрице и нарушить клятву верности не сможет. Гринёв честно признался Пугачёву, что если прикажут, то он будет сражаться и против него. Но, несмотря на это, Пугачёв отпустил Петра.
    В конце повести Швабрина казнят за измену Родине, но он успевает донести на Гринёва, что тот был в хороших отношениях с Пугачёвым. Маше удалось добиться справедливости и Петра освободили от пожизненной ссылки. Маша рассказывает императрице всю правду, хотя Пётр из соображений чести решил не говорить на суде о причастности Маши к этому делу, чтобы ей не пришлось снова переживать те ужасы, которые она перенесла в крепости. Гринёв приходит на казнь Пугачёва, выражая тем самым свою благодарность за спасение Маши и их счастье.
    В своей повести А. С. Пушкин хотел показать, что честь в обществе не является пустым словом, в него вложено большое значение, и что человек чести намного счастливее и удачливее бесчестного человека.

  9. 9
    Текст добавил: Евгений Тихий

    Что такое честь? Как понять все значение этого об­ширного понятия? Что значит «беречь честь»? Мне ка­жется, честь в первую очередь подразумевает честность, и не только в денежных расчетах, но в отношениях ме­жду людьми. Честь — это прямота, отсутствие хитро­сти, это верность слову. Это порядочность и благородст­во. Беречь честь — значит соответствовать высоким нравственным принципам, которые должны быть у ка­ждого человека. Сложно ли это? Да, сложно, но в то же время просто. Надо поступать так, чтобы потом не му­чила совесть, а если на душе тяжело от совершенного поступка, если человек понимает, что неправильно по­ступил, он должен исправить содеянное, и ему станет гораздо легче.
    В русской литературе очень часто встречаются си­туации, когда герой проходит длинный путь, на кото­ром его подстерегают разнообразные испытания. Вый­дет ли он из них с честью, не запятнает ли он себя неблаговидным поступком — вот главное, что беспокоит читателей. Мы учимся у героев, которые могут преодо­леть все невзгоды и выйти победителями в сложных жизненных обстоятельствах. Одним из таких героев яв­ляется Петр Гринев из повести А.С. Пушкина «Капи­танская дочка».
    Юный Петруша, отправляясь в армию, получает на­каз отца: «Береги платье снову, а честь смолоду». На протяжении всего произведения он следует этому нака­зу, оставаясь верным своему долгу и присяге. Когда Пу­гачев помогает выбраться Петруше из бурана, Гринев дарит ему заячий тулупчик в знак благодарности. Этот поступок говорит о его добром сердце. Дальнейшие тра­гические события повести показывают, что Гринев, ко­торый с симпатией относится к Пугачеву, вовсе не скло­нен к измене своему долгу. Когда восставшие заняли
    Белогорскую крепость, все дворяне, отказавшиеся при­сягать на верность Пугачеву, были повешены. Петруша избежал этой участи, потому что Савельич, замечатель­ный, верный Савельич, не побоялся напомнить Пугаче­ву о тулупчике. Гринев был спасен, но он отказывается перейти на сторону Пугачева. Он остается верен присяге и дворянской чести. Более того, он советует Пугачеву прекратить кровопролитие, покаяться. Я уже не говорю о дуэли, на которой Гринев защищал честь Маши Миро- ной, оклеветанной Швабриным. Вот настоящий человек чести! Он сберег ее в самых сложных ситуациях, он вы­полнил наказ отца.
    Еще одним героем, человеком чести и достоинства, является князь Андрей Болконский из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Князь Андрей был воспи­тан строгим и требовательным отцом, человеком пря­мым, умным и резким. Многие его качества унаследовал сам князь Андрей. Одно из них — верность долгу, чести. Во время войны 1805 года князь Андрей героически проявляет себя в Шенграбенском и Аустерлицком сра­жениях. В сражении при Аустерлице он останавливает отступавших солдат, ведет их в атаку. В бою он был тя­жело ранен. Недаром Кутузов сказал ему: «Твоя доро­га — это дорога чести». На поле Бородина князь Андрей становится единым целым со своими солдатами, он ве­рит в победу русского народа. Во время Бородинского сражения он получает смертельную рану. Его сын, Ни- коленька, жадно слушает рассказы о своем отце и наде­ется стать таким, как он.
    Эти герои — люди чести, которые верны своему дол­гу, данному слову, в них есть порядочность и благород­ство. Это так важно в наше циничное время, когда мно­гие думают только о своей выгоде. Но все же, я думаю, есть и нашем обществе благородные люди, люди чести, любящие свою страну, готовые отдать жизнь за свои убеждения.
    Береги честь смолоду — эти слова должен помнить каждый представитель молодого поколения, чтобы быть достойным гражданином и человеком.

  10. А.С.Пушкин  писал повесть «Капитанская дочка» с 1833 по 1836 год. Центральной проблемой произведения является проблема чести и долга, о чем свидетельствует эпиграф: “Береги честь смолоду”, который, как мы увидим дальше, повсюду будет определять жизнь главного героя.
    Авторская позиция в данном тексте выражена косвенно, через поступки и мысли главного героя (повествование ведется от лица главного героя). В начале повести мы видим Петра Гринева недорослем, “гоняющим голубей и играющим в чехарду с дворовыми мальчишками”, но с самого детства он жил в обстановке чрезвычайной нравственности. Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя Савельич и отговаривал его от такого шага. Но врожденное благородство дворянина и тут взяло верх. Человек чести, Петр Андреевич, всегда добр и бескорыстен. Он запросто может пожаловать заячий тулуп со своего плеча какому-то бродяге воровской внешности. Как окажется позднее, этот поступок спас ему и его слуге жизнь. Приезд в Белогорскую крепость также ознаменовался многими изменениями в миропонимании Петра Андреевича. Здесь он встречается с Машей Мироновой, здесь между ними вспыхивает нежное чувство. Гринев поступил как истинный офицер и дворянин, вступившись за честь любимой девушки и вызвав на поединок Швабрина. Затем автор повествует нам о пугачевском бунте, в котором особенно ярко проявились нравственные качества всех его участников. Чего стоит истинный героизм капитана Миронова и его жены, которые предпочли смерть служению самозванцу. Они до конца выполнили свой долг. Так же поступил и Петр Андреевич, чем вызвал уважение со стороны Пугачева. Постепенно раскрывая образ предводителя крестьянского восстания, Пушкин дает нам понять, что и Пугачеву не чужды понятия чести и долга. Он сумел оценить эти качества в Гриневе и во всем ему благодетельствовал. Исключительно стараниям Пугачева Петр Андреевич и Маша обрели друг друга. Впоследствии даже сам Гринев сумел увидеть и оценить в бунтаре и самозванце человека чести, которому присуще и чувство долга. Дружба с предводителем крестьянского восстания должна была бы самым отрицательным образом повлиять на судьбу героя. И действительно, мы видим, как по доносу его арестовывают и уже готовятся отправить на эшафот вслед за Пугачевым. Однако дело решает Маша Миронова, которая считает своим долгом поехать в Петербург и рассказать императрице, как было дело на самом деле, надеясь на “милость” монаршую, а не на “правосудие”. Чудесная встреча девушки с дамой, впоследствии оказавшейся самой императрицей, и помилование Гринева еще раз показывают, что в обществе, живущем по законам чести и долга, гораздо легче добиться правды.
    Автор, безусловно, прав, утверждая, что честь и долг – важные качества каждого человека. По моему мнению, проблема чести и долга в настоящее время заключается в том, чтобы не потерять эти благородные понятия. Самое главное — осознание каждым человеком наличия высших ценностей, заключенных в понятиях чести и долга. Людям свойственно равняться друг на друга, бессознательно брать пример с окружающих. Что получается в результате? Понятия о чести меняются далеко не в лучшую сторону вследствие стремления людей равняться на недостойных личностей и оправдывать свои неблагородные поступки тем, что они ведут себя не хуже и не лучше других.
    Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе. Так, например, в романе А.С. Пушкина «Дубровский» таким человеком является Владимир Дубровский, который не мог поступиться своей честью и убить судебных приставов и помещика Троекурова, погубивших его отца.
    Также такого героя мы видим в известном литературном произведении Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Сам Тарас убивает своего сына, который предал своих братьев по оружию и Родину.
    Таким образом, все мы должны понять, что честь и достоинство в наши дни – очень редкие качества, которые нужно беречь и развивать в себе, поскольку потеря чести — это падение моральных устоев, разложение общества.
    Разумеется, ничего значительного в молодых дворянских героях романа нет. Они случайно оказываются в потоке грозных исторических событий. Но буря восстания не сломила их (как сломила она Швабрина, оказавшегося негодяем и подлецом), а очистила, помогла проявить вовсе не классовые предрассудки, а лучшие человеческие качества, высокое благородство души.
    В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.
    Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.
    Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.
    Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.
    Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: “Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…” Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.
    Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.
    Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.
    Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Офицер Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин — полная противоположность Гринева. Он человек корыстный и неблагородный. Это проявляется во всем. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как предавшего присягу офицера. На примере Швабрина автор хочет показать, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринева. Читал французские романы, стихи. Был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывался человек.
    Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели, поэтому не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.
    Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.
    Нравственность Гринева оказала влияние даже на самого Пугачева. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем-триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон спорили в данный момент, решая чисто человеческую проблему. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: “Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину”. Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачев имел благородные корни.
    Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.
    Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.
    Итак, пословица “береги честь смолоду” имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.
    Честь и долг офицера не были пустыми звуками для дворян XVIII века, особенно для патриархального дворянства, показанного в лице Гринева-старшего и коменданта Белогорской крепости капитана Миронова. Капитан предпочитает лучше умереть, чем присягнуть самозванцу, а Гринев-старший считает долгом офицера “понюхать пороху”, поэтому он и отправляет сына служить не в Петербург, а в отдаленную губернию. Образ Петруши Гринева показан автором в развитии. Сначала это “недоросль”, “гоняющий голубей и играющий в чехарду с дворовыми мальчишками”, а затем он волею судеб оказывается ввергнутым в пучину исторических событий.
    Приехав в Белогорскую крепость, Гринев попадает под начальство капитана Миронова. Он сразу же замечает, что комендант был человек “необразованный”, “простой, но самый честный и добрый”. В семье Мироновых он был принят как родной, потому что коренных отличий от собственного семейства с его патриархальным укладом, медовым вареньем и Придворным календарем он не замечал. Первоначальное свое предубеждение против Марьи Ивановны он объясняет злословием приятеля. Швабрин оклеветал семейство Мироновых, не сделавшее ему ничего плохого. Он мстил за оскорбленное честолюбие. Швабрин — человек совершенно другой среды, нежели Гринев и семья капитана Миронова. Приехавший из Петербурга, где он видел роскошь и иную жизнь с другими принципами и ценностями, он никак не может вписаться в гарнизонное общество, встречает молчаливое, но упорное неприятие. Марья Ивановна, простая бедная девушка, не имеющая в этой Богом забытой крепости никаких видов на замужество, вдруг отказывает ему. Самолюбие Швабрина уязвлено.
    Он пытается отомстить. Солгать, предать, оклеветать человека для него не составляет ровно никакого труда. Мстительность Швабрина проявляется и на суде так же, как при захвате крепости Пугачевым.
    Будучи от природы человеком неглупым, Пугачев сразу видит разницу между Швабриным и Гриневым. Он не может не уважать последнего, который даже перед лицом смерти продолжает вести себя с достоинством, говорит правду и сохраняет верность однажды данной присяге. Он не может не понимать, что Гринев лично против него зла не таит, и если будет воевать, то только подчиняясь приказу, что этот молодой дворянин представляет ничуть не больше опасности, чем, скажем, Швабрин, Хлопу-ша или Белобородое, которые, по выражению самого Пугачева, “при первой неудаче… свою шею выкупят моею головою”.
    Гринев верно полагает правду “самым простым, а вместе и самым надежным” способом оправдания. Он не так уж много видел в своей жизни. Чуть ли не единственные примеры, которые он мог наблюдать, были его отец и капитан Миронов. И хотя Гринев в жизни и, в частности, в Петербурге “чудеса подозревал” и даже пробовал напиться, проиграться и жениться, он все-таки не посрамил имени предков и чести своего рода, а, в принципе, повторил их пример. Но нельзя сказать, что Гринев ничем не отличался от представителей предыдущего поколения. Хотя перед ним не было явного врага — турка или шведа, — перед ним был его русский народ, расколовшийся на две половины, это был запутанный клубок взаимоотношений, участником которых был сам Гринев. Долг Гринева был не просто долгом перед Отечеством, обязанностью действовать и поступать в интересах власти, а долгом перед человеком, необходимостью принять единственно справедливое решение. Для этого нужно было обладать многими нравственными качествами.
    Для женских образов повести также присуще понятие долга, которое перерастает в понятие верности. Маша Миронова осталась верна сердечной привязанности вопреки страху. Она — истинная дочь своего отца. Миронов в жизни был человеком мягким и добродушным, но в экстремальной ситуации проявил решительность, достойную русского офицера. Его дочь падала в обморок от выстрела пушки, но когда речь зашла о ее чести, она готова была, как и отец, скорее умереть, чем сделать что-либо противное ее совести. Пушкин подводит нас к выводу, что честь и достоинство — это необходимые качества цельной и органичной личности. Каждый из героев повести по-разному понимает эти понятия и поступает так, как велит ему совесть.
    Центральной проблемой произведения является проблема чести и долга, о чем свидетельствует эпиграф: “Береги честь смолоду”, который, как мы увидим дальше, повсюду будет определять жизнь главного героя.
    Петр Андреевич с самого детства жил в обстановке чрезвычайной нравственности. Автор устами старого слуги Савельича раскрывает моральные устои семьи Гриневых: “Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…” Такими словами поучает преданный слуга своего молодого барина, впервые напившегося и показавшего себя не с лучшей стороны.
    Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя Савельич и отговаривал его от такого шага. Но врожденное благородство дворянина и тут взяло верх. Человек чести, Петр Андреевич всегда добр и бескорыстен. Он запросто может пожаловать заячий тулуп со своего плеча какому-то бродяге воровской внешности. Как окажется позднее, этот поступок спас ему и его слуге жизнь. Здесь Пушкин проводит мысль о том, что истинное добро никогда не останется неоцененным; добрым и честным людям гораздо легче существовать, нежели злым и корыстным.
    Приезд в Белогорскую крепость также ознаменовался многими изменениями в миропонимании Петра Андреевича. Здесь он встречается с Машей Мироновой, здесь между ними вспыхивает нежное чувство. Гринев поступил как истинный офицер и дворянин, вступившись за честь любимой девушки и вызвав на поединок Швабрина.
    Образ Щвабрина прямо противоположный образу Гринева. По своему положению он относится к гвардейскому офицерству. Блестяще образованный светский человек, тем не менее, по своему характеру очень беспринципный. Мы мало знаем о его прошлом: карьера его сломлена в результате “смертоубийства”, надежд на возвращение в Петербург нет. Швабрин примкнул к восстанию исключительно ради собственной выгоды, потому что иначе его бы ждала виселица. Поступившись таким образом дворянской честью, Швабрин влился в ряды бунтовщиков, хотя цели восстания ему были абсолютно чужды.
    Во время самого бунта особенно ярко проявились нравственные качества всех его участников. Чего стоит истинный героизм капитана Миронова и его жены, которые предпочли смерть служению самозванцу. Они до конца выполнили свой долг. Так же поступил и Петр Андреевич, чем вызвал уважение со стороны Пугачева. Постепенно раскрывая образ предводителя крестьянского восстания, Пушкин дает нам понять, что и Пугачеву не чужды понятия чести и долга. Он сумел оценить эти качества в Гриневе и во всем ему благодетельствовал. Исключительно стараниям Пугачева Петр Андреевич и Маша обрели друг друга. Впоследствии даже сам Гринев сумел увидеть и оценить в бунтаре и самозванце человека чести, которому присуще и чувство долга. В этом состоит главное отличие Гринева-сына от старика Гринева, для которого важнее всего были честь и долг офицера-дворянина. Гринев-младший сумел расширить эти понятия до их общечеловеческого значения и не отказал в человечности такому, казалось бы, чуждому ему человеку, как Пугачев.
    Дружба с предводителем крестьянского восстания должна была бы самым отрицательным образом повлиять на судьбу героя. И действительно, мы видим, как по доносу его арестовывают и уже готовятся отправить на эшафот вслед за Пугачевым. Однако дело решает Маша Миронова, которая считает своим долгом поехать в Петербург и рассказать императрице, как было дело на самом деле, надеясь на “милость” монаршую, а не на “правосудие”. Чудесная встреча девушки с дамой, впоследствии оказавшейся самой императрицей, и помилование Гринева еще раз показывают, что в обществе, живущем по законам чести и долга, гораздо легче добиться правды.
    © Allsoch.ru 2000 – 2012
    Подтвердить эту мысль можно на примере крестьянского правдолюбца, героя произведения В. Распутина «Пожар». Его сознание и следование моральному долгу не делает общество гуманнее. Однако существование таких, как он, людей доказывает, что понятия о чести, долге и достоинстве все же продолжают действовать.
    Есть и еще одна составляющая проблемы чести и долга. Это сознание морального долга, сопряженного с любовью к своим соплеменникам и придающее человеку смелость, решительность, силу. И хотя люди часто даже не замечают жертвы, принесенной ради их спасения, долг по отношению к окружающим остается в нашем понимании самым благородным и возвышенным. Актуальность последнего наблюдения подтверждает аллегорический образ Данко из известного литературного произведения М. Горького «Старуха Изергиль». Данко смел, решителен и силен, но, спасая людей от физической гибели, он не может спасти их от нравственного падения. Ценой гибели он вывел своих соплеменников из глухой темноты леса, но они не улучшат мир своей гуманностью и чистотой.

  11. Данный роман написан автором под воздействием, которое на него оказало восстание крестьян, под началом знаменитого Пугачева. Автор очень увлекся этим событием и на основе него написал два произведения.
    Капитанская дочка начинается со знаменитой пословицы о том, что честь беречь нужно с молодости, а одежду с момента ее покупки. Именно на основе этой поговорки и живет главный герой Петр. Его отец отправил служить и сказал, что какие бы события не случились в жизни всегда оставайся честным и настоящим человеком.
    Герой романа воспитан в честной и богатой семье, имеет дворянское происхождение, его главными жизненными позициями являются верность родине, своим родителям и императрице. Эти основные характеристики ни в коем случае не должны быть нарушены, так он воспитан.
    Самый ответственный момент в жизни Гринёва наступил, когда он попал в плен к предводителю всех крестьян к Пугачеву. Тот предложил ему служить у него, но Гринёв отказался, сказав, что он уже отдавал присягу и поклялся до конца своих дней служить императрице.
    На что удивленный Пугачев ответил тоже высоко честным поступком, он отпустил его и не стал казнить. Еще интересный момент произведения, когда Петр вместе со своим дядей нашли на охоте заблудившегося человека. Они показали ему дорогу, и Петр подарил ему свою тёплую шубу, так как мужик был совсем легко одет для зимней погоды.
    Позже оказалось, что этот мужичок и есть знаменитый и грозный бунтарь, и отступник, Пугачёв. Петр полюбил Машу, но в ходе сложившихся обстоятельств его оппонент взял ее в плен. Но тут на помощь бедной девушек пришел все тот же бунтарь.
    Пугачев в романе характеризуется как справедливый и честный человек, который в силу сложившихся обстоятельств. В стране и в самом городе, решил спасти всех угнетенных крестьян. Поэтому стал отступником и злодеем, а по натуре он очень справедливый и честный человек.
    На примере Швабрина, автор показывает, какими могут быть да и есть большинство людей на земле. Этот человек с самого начала своей жизни ведет себя бесчестно. После того как Маша сказала что он ей не нравиться и у нее есть жених, Швабрин стал сначала говорить о ней всякие низкие вещи.
    А потом и вообще запер ее в помещении, подальше от посторонних глаз не давал ей ни воды, ни еды, чтобы выманить у нее согласие на свадьбу с ним.
    Когда крепость была захвачена восставшими крестьянами, он сначала защищал свою крепость и своих сослуживцев. Но увидев, что сила на стороне врага, переметнулся на сторону победителя.
    Вскоре Маша оказывается на свободе, а Пётр в темнице. Не в силах помочь любимому она отправляется во дворец и просит аудиенцию у самой императрицы. При встрече с повелительницей она веет себя скромно и достойно, в результате чего императрица удовлетворяет ее просьбу и Гринев оказывается на свободе.
    Благодаря высоко духовным качествам главных героев, их чести и достоинству, они снова оказываются вместе. При этом, не изменив себе и не покорившись чужим требованиям. Несмотря на давление со всех сторон, они не пошли на сделку с совестью и не перешли на сторону врага. А остались достойными гражданами своей страны.
    8 класс

  12. 1. Со­чи­не­ние со­от­вет­ству­ет те­ме, все рас­суж­де­ния вы­стра­и­ва­ют­ся на ос­но­ве свя­зан­ных с те­мой те­зи­сов.
    2. Для ар­гу­мен­та­ции при­вле­ка­ет­ся ли­те­ра­тур­ный ма­те­ри­ал. Пра­виль­но по­до­бра­ны при­ме­ры из по­ве­сти А.С.Пуш­ки­на, про­из­ве­де­ние ин­тер­пре­ти­ру­ет­ся в ас­пек­те вы­бран­ной те­мы.
    3. Со­чи­не­ние струк­ту­ри­ро­ва­но, но в нем при­сут­ству­ют ло­ги­че­ские несо­от­вет­ствия. Так, на­чи­ная ана­лиз ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния, Вы пи­ше­те: “Вна­ча­ле рас­смот­рим про­цесс … на при­ме­ре ге­ро­ев по­ве­сти “Ка­пи­тан­ская доч­ка” А.С.Пуш­ки­на”. Та­кая кон­струк­ция пред­по­ла­га­ет, что по­сле ана­ли­за по­ве­сти Пуш­ки­на Вы бу­де­те рас­смат­ри­вать еще ка­кое-то про­из­ве­де­ние, но это­го не про­ис­хо­дит. Ни­чем не обос­но­ван вы­вод, к ко­то­ро­му Вы при­хо­ди­те в фина­ле со­чи­не­ния. Но в це­лом со­от­но­ше­ние меж­ду те­зи­сом и до­ка­за­тель­ства­ми вы­дер­жа­ны, ло­ги­че­ские ошиб­ки незна­чи­тель­ны.
    4. Ка­че­ство ре­чи низ­кое, при­сут­ству­ют неточ­но­сти в вы­ра­же­нии мыс­ли, ре­че­вые штам­пы. Но в це­лом низ­кое ка­че­ство ре­чи не за­труд­ня­ет по­ни­ма­ние смыс­ла ска­зан­но­го.
    5. В со­чи­не­нии мно­го оши­бок: 2 ор­фо­гра­фи­че­ских, 7 пунк­ту­а­ци­он­ных, 5 грам­ма­ти­че­ских, 8 ре­че­вых. Все это за­труд­ня­ет чте­ние тек­ста, по­это­му по кри­те­рию № 5 по­став­лен “неза­чет”.

  13. Понятие чести всегда считалось одним из важней­ших положительных качеств человека. Ф.М. Достоев­ский, например, писал, что «не сильные лучшие, а че­стные; честь и собственное достоинство сильнее всего». Каждый из нас хотел бы иметь дело с честными и благо­родными людьми, потому что таким людям можно дове­рить абсолютно все, даже собственную жизнь. Те, у кого есть сознание и чувство собственного достоинства, не боятся, что другие люди их умнее, образованнее или красивее. Равным образом они не считают себя значи­тельно выше тех, кого они в свою очередь превосходят, потому что все это кажется им имеющим очень мало значения в сравнении с теми качествами, за которые они себя уважают и которые предполагают у каждого человека.
    Одним из основных определений принципа чести яв­ляется то, что никто не должен своими поступками да­вать кому бы то ни было преимущества над собой. Эти слова напрямую относятся к главному герою повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Воспитанный с детства в условиях благородства, Петр Гринев перед от­правкой на службу получает от отца единственный на­каз — беречь честь и следует ему на протяжении всего повествования. Сначала он проиграл Зурину 100 руб­лей. Савельич со слезами на глазах уговаривает Гринева отказаться от уплаты долга, но молодой дворянин уже тогда заявляет: «Дело чести. Долг— оплатить!» И как не сопротивляется Савельич, Гринев непоколебимо сто­ит на своем: уже тогда главный герой понимает — тор­гуя честью, не разбогатеешь.
    Прибыв в Белогорскую крепость, Петр Гринев и здесь не уронил своего человеческого достоинства. Сна­чала он защищает честь семьи Мироновых, о которой его сослуживец Алексей Швабрин отзывается нелестно, потом, чтобы защитить честь возлюбленной Маши, и вовсе вызывает Швабрина на дуэль. Гринев влюблен в Машу беззаветно, мечтает, чтобы она стала его женой и пишет письмо к родителям с просьбой о благословении, но когда те отказывают сыну, он честно признается Маше в этом. Странно, что Гринев-старший — сам чело­век чести, пишет своему сыну о том, что Петр еще не стал взрослым, раз готов потерять жизнь из-за пустяка, «из-за стихотворения», не поняв, что воспитал благо­родного дворянина, готового не за стишки, а за честь женщины сложить свою голову.
    Еще несколько раз приходилось Гриневу доказы­вать, что честь — это награда, присуждаемая за благо­родство души, большое сердце и смелые поступки. Ко­гда Пугачев захватил крепость, Гринев отказался присягать самозванцу («Я природный дворянин; я при­сягал государыне императрице: тебе служить не могу»), и это решение чуть не стоило ему жизни. Пугачев пони­мает, что нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти, и отпускает Гринева.
    Но в крепости остается Маша, и Гринев предприни­мает всякие попытки, чтобы спасти возлюбленную. Сначала он рассчитывал на помощь оренбургских войск, но на военном совете принято решение никаких военных вылазок не совершать и держать оборону горо­да. Потрясенный их малодушием, Петр решает обра­титься к злодею Пугачеву, и тот помогает ему вызво­лить Машу из рук бесчестного Швабрина, заявившего, будто она его жена.
    Швабрин в повести является олицетворением бесче­стья. Арестованный после разгрома Пугачевщины, Швабрин доносит на Гринева, будто тот вступал в отно­шения с бунтовщиком, приезжал к нему на аудиенцию и, возможно, шпионил в пользу самозванца. Гринев не может оправдываться, потому что тень обесчещенной женщины ляжет на бедную Машу Миронову. И он мол­чит. Следствие признает Гринева виновным, и приговор суров: сначала это было повешение, которое в послед­ний момент заменено на пожизненное поселение в Си­бири.
    Разбит страшным известием о предательстве сына отец, слегла с горя мать. Неужели дворянин Гринев на­рушил слово, предал императрицу, стал перебежчиком? Вся семья страдает, но Маша не позволяет благородному человеку погибнуть, добивается аудиенции у Екатерины II и спасает честь Гринева. «В ком честь, в том и прав­да», — гласит русская пословица. Это действительно так, и на примере повести А.С. Пушкина мы смогли в этом убедиться.
    Завет Гринева-старшего — беречь платье снову, а честь смолоду — касается и всех нас. Нужно всегда по­ступать по чести и помнить, что честного человека мож­но подвергнуть преследованию, но нельзя обесчестить. Потому что честь — это путь к самосовершенствованию, это дорога, следуя по которой мы совершаем лучшее и улучшаем худшее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *