Сочинение на тему берегите в себе человека ионыч

11 вариантов

  1. Берегите в себе человека
    чехов мировоззрение человеческий натура
    В современном мире у людей существуют много проблем, зачастую они очевидны, такие, какие бывают у всех: плохая оценка, простуда, работа, бессонница, нехватка денег. Но есть и такие проблемы, которые таятся внутри самого человека – мораль, принятие решений, справедливость, религия, отношение к себе и другим людям.
    Антон Павлович Чехов часто рассматривает поведение людей, он показывает в своих произведениях плохие стороны человеческой натуры, то, до чего человек способен опуститься.
    Этим он пытается повлиять на мировоззрение читающего человека и впоследствии всего общества в целом.
    В произведении “Ионыч” прекрасно показана деградация главного героя Старцева. Мы видим, как шаг за шагом добросовестный земский врач, интеллигентный, думающий человек Дмитрий Ионыч Старцев превращается в обычного стяжателя, который видит уже не больных, а «разноцветные бумажки», и пересчитывает их по вечерам, приобретая уже не новых знакомых и книги, а недвижимость. Собственно говоря, его романтическая любовь к Котику закончилась еще до отказа девушки выйти за него замуж. Она закончилась в тот момент, когда в голове Старцева промелькнула мысль: «А приданого дадут, должно быть, немало!» Он меняется не только внутренне, но и внешне уже не напоминает нормального человека: он растолстел до такой степени, что уже не в состоянии ходить, и его это вполне устраивает. В соответствием с набором веса также менялся его голос. Страшная факт: герой утратил не только здоровье, нормальный облик, голос, мораль, но и само имя. То, что от него осталось — «Ионыч», скорее напоминает кличку.
    Человек всегда должен оставаться человеком, а не превращаться в животное своим поведением, видом, мыслями. Если человеку дается шанс добавить в мир добро, то он должен следовать этой цели, должен соответствовать своим возможностям, а не существовать, мешая делать свое предназначение другим людям.
    Размещено на Allbest.ur

  2. 2
    Текст добавил: мерлин монро

    В человеке все должно
    быть прекрасно…
    А. П. Чехов
    Есть писатели — художники, под пером которых оживают яркие, пронизанные солнцем пейзажи, возникают выпуклые, живые фигуры. Есть творцы музыки сло­ва, когда хочется читать вслух, наслаждаясь музыкальностью фразы, ее необыч­ной звукописью. Есть конструкторы, цель которых — выстроить необыкновенно сложный сюжет, с запутанной интригой. Есть великие моралисты и учителя.
    А вот Антона Павловича Чехова я представляю врачом. Доктором не только по медицинскому образованию, но и по таланту. По призванию вскрывать человечес­кие пороки и недостатки, лечить болезни общества, искоренять их причины.
    Кредо писателя: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Этим и объясняется ненависть Чехова к любому убожеству, душевной вялости, пошлости, ограниченности — умственной и нравственной.
    Скрупулезно, точно, как в истории болезни, описывает Чехов деградацию док­тора Старцева в рассказе «Ионыч».
    Мы видим, как шаг за шагом добросовестный земский врач, интеллигентный, думающий человек Дмитрий Ионыч Старцев превращается в обычного стяжателя, который видит уже не больных, а «разноцветные бумажки», и пересчитывает их по вечерам, приобретая уже не новых знакомых и книги, а недвижимость. Соб­ственно говоря, его романтическая любовь к Котику закончилась еще до отказа девушки выйти за него замуж. Она закончилась в тот момент, когда в голове Стар­цева промелькнула мысль: «А приданого дадут, должно быть, немало!»
    И вот результат — вместо самоотверженной работы земского врача появляется обширная практика, он разучился ходить пешком, обрюзг. Страшная чеховская деталь: герой утратил не только здоровье, нормальный облик, голос, но и само имя. То, что от него осталось — «Ионыч», скорее напоминает кличку.
    Учитель греческого языка Беликов —- человек в футляре, ходячий циркуляр «как бы чего не вышло» — замкнул себя добровольно от бушующей вокруг жизни. Вро­де вспыхнула, разгорелась в нем искорка — влюбился, даже поговаривал о семей­ной жизни. Не сумел перешагнуть воздвигнутый им же самим мертвый, ненуж­ный барьер условностей — и искорка эта навсегда угасла. Гроб стал его последним, окончательным футляром. Но посмотрите, как нас — нас тоже! — предостерегает мудрый Чехов: «А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»
    У каждого человека должна быть цель в жизни. Путеводная звезда, что придает силы, само желание жить. Цель Николая Ивановича Чимши-Гималайского — уча­сток земли, обязательно с крыжовником, который надо купить во что бы то ни стало, даже доведя до смерти своей экономией жену. Этот клочок земли заслонил ему весь мир, подобно новой шинели гоголевского Акакия Акакиевича.
    Когда достигнет цели, жизнь остановится: идти дальше некуда. Первое, что бросается в глаза брату: кухарка, «похожая на свинью», собака, «тоже похожая на свинью», сам хозяин, который «того и гляди хрюкнет в одеяло». При виде этого счастливого человека, довольного своей судьбой, самим собой, овладевает «тяже­лое чувство, близкое к отчаянию». Это как болезнь, еще не ощущаемая пациентом, но уже видимая близкими.
    Прав Чехов, человеку, личности нужно «не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и осо­бенности своего свободного духа».
    Любовь, самое личное, самое сокровенное чувство, окрыляющее человека, опре­деляющее во многом его путь.
    Умный, порядочный человек Алехин полюбил жену своего знакомого, знает об ее ответном чувстве к нему, но… «Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим». И вовсе не потому, что существовал долг перед семьей Анны Алексеевны, боязнь причинить кому-то горе, зло. В первую очередь, боялись пере­мен, ответственности за эти перемены в своей жизни, в жизни любимого человека. И только расставаясь навсегда, вдруг поняли, что когда любишь, то «нужно исхо­дить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или доброде­тель в их ходячем смысле».
    Лечение затруднено, когда больной сам опускает руки. Болезнь отступает, если человек активно борется с ней. Герои «Дамы с собачкой», казалось бы, уже навсег­да погрязшие в пошлости, в условиях этого мира, живущие условной чуждой им жизнью вдруг просыпаются для новой жизни. «Они простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих». И пускай много сложностей еще на пути этих двух любящих, мы верим, что они смогут их преодолеть, потому что сумели сберечь свое чувство, то человеческое, что должно быть в каждом из нас.
    Чтобы называться человеком, по Чехову, нужно обладать смелостью и силой, решительностью выбора своего жизненного пути, желанием отдавать себя людям. Так, уйдет из родительского дома, уготовленного ей уютного мирка несостоявшаяся невеста очень «положительного жениха» Надя Шумина, шагнет в неизвестное — создавать свой «вишневый сад», свою красоту и свежесть, Аня Раневская, будут жить и работать для людей три сестры Прозоровы, так и не приняв мир пошлости и злобы, сумев сохранить в себе эту атмосферу добра и внимания к людям.
    «Берегите в себе человека!» — восклицает мудрый, насмешливый и очень доб­рый Антон Павлович Чехов, прививая своими книгами вакцину от ограниченнос­ти, пошлости и злобы. И пусть слова, пережившие столетие, живут в каждом из нас, делая читателя чуточку лучше, сильнее, гуманнее.

  3. В человеке все должно быть прекрасно…
    А. П. Чехов
    Есть в мире ценности, над которыми не властно время: мир, окружающий нас, с его солнцем и небом, с шелестом листьев в лесу, с шумом морского прибоя, и мир, который в каждом из нас. Мир с его нравственными ценностями, пониманием добра и зла, любви и ненависти, бескорыстия и эгоизма. Нравственные законы эти выработаны веками, передаются из поколения в поколение, их сохраняют в семьях и завещают детям, они перерастают в строчки кодексов государств. Несколько меняясь во внешних проявлениях, нравственные законы постоянны в самой своей сути, помогая сохранить самое лучшее, самое светлое в венце творения — в человеке. И хранилищем этих законов, тем зеркалом, которое отражает жизнь, сфокусировав, подчеркнув главное, были, есть и будут книги. Ее Величество Художественная Литература.
    Столетие отделяет нас от времени создания этих небольших по объему, но таких глубоких по содержанию рассказов Антона Павловича Чехова.
    Антон Павлович Чехов — насмешливый и гневный, иронически улыбающийся и грустный. Доктор не только по медицинскому образованию своему, но и по таланту, по призванию — вскрывать человеческие пороки и недостатки, лечить болезни общества, искоренять их причины.
    Жизненная позиция писателя: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”, объясняет ненависть Чехова к любому нравственному и умственному убожеству, душевной вялости, пошлости, ограниченности. Скрупулезно и точно, как в истории болезни, шаг за шагом показывает Чехов, как добросовестный земский врач, интеллигентный человек Дмитрий Ионыч Старцев превращается в обычного стяжателя, видящего уже не больных, а “разноцветные бумажки”, которые он считает по вечерам, а за ними — очередную недвижимость, которую он купит в городе.
    Неправда, что его романтическая любовь к Екатерине Туркиной — с поездкой на кладбище, с хлопотами по доставанию фрака — заканчивается, когда девушка отказывает ему, не приняв предложение руки и сердца. Любовь его заканчивается коротенькой, едва мелькнувшей мыслью: “А приданого дадут, должно быть, немало!”
    Захотелось наживы — и променял счастье самоотверженной работы на жизнь врача с “обширной практикой”, разучился ходить пешком, обрюзг, ожирел. И — страшная чеховская деталь! — утратил не только здоровье, нормальный облик, голос, но и само имя. Так что “Ионыч” — это предупреждение о возможности потерять свое лицо. В каждом человеке горит искорка доброго, хотя иногда она ох как глубоко прячется. Сложатся обстоятельства — и она разгорится в яркое пламя. Сумеешь сберечь этот огонек — будет тепло и светло от него тебе и людям.
    Учитель греческого языка Беликов — человек в футляре, ходячий циркуляр “как бы чего не вышло”, добровольно замкнувшийся от бушующей вокруг жизни. Как-то даже странно говорить, что он “влюбился”. Но ведь была же фотография Вареньки у него на столике? Сказал же он пусть и первый в своей жизни комплимент, что “малороссийский язык своею нежностью и приятной звучностью напоминает древнегреческий”…
    Сохрани он в себе этот свет, не подумай: “Женишься, а потом чего доброго попадешь в какую-нибудь историю” — кто знает, чем бы кончился этот рассказ? Но не сумел перешагнуть воздвигнутый им же самим мертвый, ненужный барьер условностей — и оказался в гробу, как в последнем своем футляре. Казалось бы, вся история. Какой-то мелкий конкретный случай, даже, наверное, утрированное автором изображение. Но посмотрите, как нас — нас тоже! — предостерегает мудрый Чехов: “А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!”… Цель в жизни должна быть у каждого человека. Это его путеводная звезда, то, что придает силы, а иногда вселяет само желание жить. А еще — это тот индикатор, по которому мы определяем путь самого человека.
    Цель Николая Ивановича Чимша-Гималайского (“Крыжовник “) — участок земли, обязательно с крыжовником, который надо купить, во что бы то ни стало, даже отправив на тот свет жену, доведя ее до смерти своей экономией. Клочок земли, который заслонил собой весь мир, почти как новая шинель гоголевскому Акакию Акакиевичу.
    И вот — достиг! И ничего больше не надо. Жизнь остановилась. И первое, что бросается в глаза брату: кухарка, “похожая на свинью”, собака, тоже “похожая на свинью”, сам хозяин, который “того и гляди хрюкнет в одеяло”. Вся его кротость и скромность исчезли, вся его доброта превратилась в барские благодеяния. При виде этого счастливого человека, который доволен своей судьбой, самим собой, овладевает “тяжелое чувство, близкое к отчаянию”.
    Действительно, — человеку, личности нужно “не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”. Любовь, самое личное, самое сокровенное чувство, определяющее во многом путь человека, окрыляющее его великой силой. Умный, порядочный Алехин полюбил жену своего знакомого, знает о ее ответном чувстве к нему, но… “Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим: и вовсе не потому, что существовал долг перед семьей Анны Алексеевны, боязнь причинить кому-то горе, зло. В первую очередь, боялись перемен, ответственности за эти перемены в своей жизни, в жизни любимого человека. И только расставаясь навсегда, вдруг поняли, что когда любишь, то “нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле”. А вот герои “Дамы с собачкой”, казалось бы, уже навсегда погрязшие в пошлости, в условиях этого мира, живущие — даже не живущие, а прозябающие — условной, чуждой им жизнью (“филолог, но служит в банке”, “его женили”, “не любит бывать дома”, “никак не могла объяснить, где служит ее муж”, знала только, что он по натуре “лакей”), совершающий такие же нелепые поступки и промахи (ест арбуз в номере, когда у женщины нехорошо на душе), вдруг просыпаются для настоящей, новой жизни, обретая силы. Загорается огонь души, зарождается новая жизнь — “все, что было для него (Гурова) важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни”. Они рядом, как очень близкие, родные люди, “оно простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих”. И пускай много сложностей еще на пути этих людей, мы верим, что оно смогут их преодолеть, потому что сумели сберечь свое чувство, то человеческое, что должно быть в каждом из нас. Чтобы называться человеком, по Чехову, нужно обладать смелостью и силой, решительностью выбора своего жизненного пути, желанием отдавать себя людям.
    Так уйдет из родительского дома, уготовленного ей уютного мирка несостоявшаяся невеста очень “положительного жениха” Надя Шумина, шагнет в неизвестное создавать свой “вишневый сад”, свою красоту и свежесть Аня Раневская, будут жить и работать для людей три сестры Прозоровы, так и не приняв мир пошлости и злобы, сумев сохранить в себе эту атмосферу добра и внимания к людям. Именно они, личности, хранящие в себе что-то свое, а не слепо подражающие “душеньки”, не “хамелеоны”, меняющие свои мнения и взгляды, не “попрыгуньи”, не видящие под носом настоящего человека, заставляют нас задуматься над важными вопросами. “Берегите в себе человека!” — восклицает мудрый, насмешливый и очень добрый Антон Павлович Чехов. И эти слова, переживающие столетие, живут в каждом из нас, делая читателя чуточку лучше, сильнее, гуманнее.
    В этом и суть литературы — не только отражение действительности, пропущенное через сердце писателя, не только иллюстрация к тем или иным временным отрезкам жизни нашего общества, изучаемым по школьной программе. В этом суть ее нравственной, воспитательной роли, ее уроков в жизни каждого из нас. Это борьба литературы за формирование человеческой личности, за сохранение лучших человеческих качеств в любых испытаниях. Недаром же у В. Высоцкого:
    Если путь прорубая отцовским мечом,
    Ты соленые слезы на ус намотал,
    Если в жарком бою испытал, что почем, —
    Значит, нужные книги ты в детстве читал.
    К таким книгам я отношу и произведения А. П. Чехова.

  4. Беречь в себе человека – доминирующая идея чеховского «Ионыча»
    Антона Павловича Чехова, известного писателя, создающего уникальные образы, нередко называют «доктором». Не только как медика по образованию, но и по художественному таланту, умению раскрывать человеческие слабость и безнравственность, выявлять с помощью литературы общественные недуги, излечивать их истинные причины.
    Обстоятельно, точно, как бы историю заболевания пациента, выписывает Чехов этапы деградации земского врача Старцева в своем рассказе «Ионыч». Высокоинтеллигентная особа, добропорядочный лекарь, Дмитрий Ионыч Старцев преобразовывается в рядового стяжателя, пациентов уже не замечает, а увлечен исключительно «бумажками разноцветными». Он в вечерний час тщательно эти бумажки складывает и пересчитывает, приобретает теперь не книги, а недвижимость. И его искренние романтические чувства к Котику заканчивается еще раньше, чем девушка ответила на его предложение отказом. Они испарились тогда, когда Старцева начали донимать мысли: «Сколько же приданого я получу? Должно быть, немало!». Своим отказом девушка разбивает его сердце, он теряет смысл жизни и начинает – существовать. Он не видит красок жизни, вливается в скучную атмосферу городка.
    Чехов особо подчеркивает ужасающую деталь: герой теряет голос, здоровье, человеческий облик, но самое страшное – и собственное имя. Все, с чем он остался – «Ионыч», наименование, скорее даже кличка.
    «Ионыч» – это авторское предупреждение человеку об угрозе потерять свое лицо. Мудрый писатель своим произведением как бы делает прививки от обыденности, злобы и ограниченности. «Берегите в себе человека» – следуя этому правилу, возможно обезопасить душу от разложения и опустошенности, которому подвергся Ионыч.

  5. Антон Павлович Чехов жил и творил более века назад. Но, несмотря на это, вопросы, затрагиваемые Чеховым в его творчестве, до сих пор актуальны, так как они главные во все времена – в чем смысл жизни, каким должен быть человек? Рассмотрим этот вопрос на примере произведения «Ионыч».
    В рассказе «Ионыч» Чехов рисует картину жизни молодого земского врача, который живет и работает неподалеку от города С. Чехов характеризует вначале жителей этого города на примере самой образованной семьи, семьи Туркиных. Жена пишет никому не нужные романы, в которых полно того, чего не бывает в жизни, и которые она потом прячет в шкаф. Муж упражняется в каком-то своем языке, выработанном им в течении лет: «недурственно», «большинский», «здравствуйте, пожалуйста…» Дочь Катя, Котик играет на фортепиано. Характеризуя ее игру, Чехов постоянно употребляет глагол «ударить», то есть стремится подчеркнуть ее неспособность к игре на пианино. Вот это самая образованная семья в городе С. Легко представить себе, что же представляют собой остальные жители города. И вот в С приезжает Дмитрий Ионыч Старцев. Вначале это – энергичный молодой человек, который полон жажды труда, стремления познать непознанное, живого интереса к литературе, искусству. Для него смыслом жизни является труд, лечение больных, которому он отдает все свое время; у него даже бывают заняты праздники. Старцев первое время пытался заговорить с жителями города на интересующие его темы, но очень скоро понял, что «пока с обывателем сидишь за одним столом или играешь в карты, это неглупый и добродушный, в общем, человек, но стоит заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, то он заведет такую философию, что ничего не остается делать, как отойти от него». Доктору претит пошлое, бездуховное существование жителей городка С, но он тем не менее соглашается жить по их законам: он регулярно наведывается в клуб, хотя ему там совсем не интересно, посещает семью Туркиных, хотя видит, что эти люди ограничены и заурядны. Старцев не нашел в этом обществе живого отклика и сам постепенно начинает опускаться. Его уже ничего не интересует, кроме денег. Ему нравится, после работы придя домой, пересчитывать, перебирать денежные купюры. Старцева окончательно засасывает болото обывательщины, мещанства, потому что он лишен внутреннего протеста против той жизни, которая вначале была так противна ему. И даже труд, даже его работа не могут спасти его от падения, потому что работа стала для него средством накопительства. И если в начале рассказа Старцев ходил пешком, то через несколько лет у него появляется пара лошадей, а к концу рассказа у него уже великолепная тройка. Приобретая богатство, положение в обществе, он теряет душу. Образом Старцева Чехов протестует против обывательщины, мещанства, пошлости, призывает к труду, который должен, призван приносить человеку нравственное удовлетворение. Труд ради денег не приносит радости.
    Таким образом, всей своей жизнью, всем своим творчеством Чехов боролся за красивого человека в широком смысле этого слова, за душу человека, за все то лучшее, что есть в нем. «Берегите в себе человека!» – призывал Чехов. И с этой точки зрения он близок мне. Трагедия же «маленького человека» в том, что все его устремления направлены вовне: слабый, нерешительный и беспомощный, он первым делом придумывает себе удобную и неуязвимую форму, в которой он – как ему кажется – будет чувствовать себя уютно и безопасно.

  6. Главная
    Учебники – Литература
    Лекции по литературе, сочинения – часть 5
    поиск по сайту правообладателям
    Берегите в себе человека (сочинение)
    Берегите в себе человека (сочинение)
    (по произведениям А. П. Чехова)
    Есть в мире ценности, над которыми не властно время: мир, окружающий нас, с его солнцем и небом, с шелестом листьев в лесу, с шумом морского прибоя, и мир, который в каждом из нас. Мир с его нравственными ценностями, пониманием добра и зла, любви и ненависти, бескорыстия и эгоизма. Нравственные законы эти выработаны веками, передаются из поколения в поколение, их сохраняют в семьях и завещают детям, они перерастают в строчки кодексов государств. Несколько меняясь во внешних проявлениях, нравственные законы постоянны в самой своей сути, помогая сохранить самое лучшее, самое светлое в венце творения — в человеке. И хранилищем этих законов, тем зеркалом, которое отражает жизнь, сфокусировав, подчеркнув главное, были, есть и будут книги. Ее Величество Художественная Литература.
    Столетие отделяет нас от времени создания этих небольших по объему, но таких глубоких по содержанию рассказов Антона Павловича Чехова.
    Антон Павлович Чехов — насмешливый и гневный, иронически улыбающийся и грустный. Доктор не только по медицинскому образованию своему, но и по таланту, по призванию — вскрывать человеческие пороки и недостатки, лечить болезни общества, искоренять их причины.
    Жизненная позиция писателя: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», объясняет ненависть Чехова к любому нравственному и умственному убожеству, душевной вялости, пошлости, ограниченности. Скрупулезно и точно, как в истории болезни, шаг за шагом показывает Чехов, как добросовестный земский врач, интеллигентный человек Дмитрий Ионыч Старцев превращается в обычного стяжателя, видящего уже не больных, а «разноцветные бумажки», которые он считает по вечерам, а за ними — очередную недвижимость, которую он купит в городе.
    Неправда, что его романтическая любовь к Екатерине Туркиной — с поездкой на кладбище, с хлопотами по доставанию фрака — заканчивается, когда девушка отказывает ему, не приняв предложение руки и сердца. Любовь его заканчивается коротенькой, едва мелькнувшей мыслью: «А приданого дадут, должно быть, немало!»
    Захотелось наживы — и променял счастье самоотверженной работы на жизнь врача с «обширной практикой», разучился ходить пешком, обрюзг, ожирел. И — страшная чеховская деталь! — утратил не только здоровье, нормальный облик, голос, но и само имя. Так что «Ионыч» — это предупреждение о возможности потерять свое лицо. В каждом человеке горит искорка доброго, хотя иногда она ох как глубоко прячется. Сложатся обстоятельства — и она разгорится в яркое пламя. Сумеешь сберечь этот огонек — будет тепло и светло от него тебе и людям.
    Учитель греческого языка Беликов — человек в футляре, ходя – чий циркуляр «как бы чего не вышло», добровольно замкнувшийся от бушующей вокруг жизни. Как-то даже странно говорить, что он «влюбился». Но ведь была же фотография Вареньки у него на столике? Сказал же он пусть и первый в своей жизни комплимент, что «малороссийский язык своею нежностью и приятной звучностью напоминает древнегреческий»…
    Сохрани он в себе этот свет, не подумай: «Женишься, а потом чего доброго попадешь в какую-нибудь историю» — кто знает, чем бы кончился этот рассказ? Но не сумел перешагнуть воздвигнутый им же самим мертвый, ненужный барьер условностей — и оказался в гробу, как в последнем своем футляре. Казалось бы, вся история. Какой-то мелкий конкретный случай, даже, наверное, утрированное автором изображение. Но посмотрите, как нас — нас тоже! — предостерегает мудрый Чехов: «А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»… Цель в жизни должна быть у каждого человека. Это его путеводная звезда, то, что придает силы, а иногда вселяет само желание жить. А еще — это тот индикатор, по которому мы определяем путь самого человека.
    Цель Николая Ивановича Чимша-Гималайского («Крыжовник ») — участок земли, обязательно с крыжовником, который надо купить во что бы то ни стало, даже отправив на тот свет жену, доведя ее до смерти своей экономией. Клочок земли, который заслонил собой весь мир, почти как новая шинель гоголевскому Акакию Акакиевичу.
    И вот — достиг! И ничего больше не надо. Жизнь остановилась. И первое, что бросается в глаза брату: кухарка, «похожая на свинью», собака, тоже «похожая на свинью», сам хозяин, который «того и гляди хрюкнет в одеяло». Вся его кротость и скромность исчезли, вся его доброта превратилась в барские благодеяния. При виде этого счастливого человека, который доволен своей судьбой, самим собой, овладевает «тяжелое чувство, близкое к от – чаянию».
    Действительно, — человеку, личности нужно «не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Любовь, самое личное, самое сокровенное чувство, определяющее во многом путь человека, окрыляющее его великой силой. Умный, порядочный Алехин полюбил жену своего знакомого, знает о ее ответном чувстве к нему, но… «Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим: и вовсе не потому, что существовал долг перед семьей Анны Алексеевны, боязнь причинить кому-то горе, зло. В первую очередь, боялись перемен, ответственности за эти перемены в своей жизни, в жизни любимого человека. И только расставаясь навсегда, вдруг поняли, что когда любишь, то «нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле». А вот герои «Дамы с собачкой», казалось бы, уже навсегда погрязшие в пошлости, в условиях этого мира, живущие — даже не живущие, а прозябающие — условной, чуждой им жизнью («филолог, но служит в банке», «его женили», «не любит бывать дома», «никак не могла объяснить, где служит ее муж», знала только, что он по натуре «лакей»), совершающий такие же нелепые поступки и промахи (ест арбуз в номере, когда у женщины нехорошо на душе), вдруг просыпаются для настоящей, новой жизни, обретая силы. Загорается огонь души, зарождается новая жизнь — «все, что было для него (Гурова) важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни». Они рядом, как очень близкие, родные люди, «оно простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих». И пускай много сложностей еще на пути этих людей, мы верим, что оно смогут их преодолеть, потому что сумели сберечь свое чувство, то человеческое, что должно быть в каждом из нас. Чтобы называться человеком, по Чехову, нужно обладать смелостью и силой, решительностью выбора своего жизненного пути, желанием отдавать себя людям.
    Так уйдет из родительского дома, уготовленного ей уютного мирка несостоявшаяся невеста очень «положительного жениха» Надя Шумина, шагнет в неизвестное создавать свой «вишневый сад», свою красоту и свежесть Аня Раневская, будут жить и работать для людей три сестры Прозоровы, так и не приняв мир пошлости и злобы, сумев сохранить в себе эту атмосферу добра и внимания к людям. Именно они, личности, хранящие в себе что-то свое, а не слепо подражающие «душеньки», не «хамелеоны», меняющие свои мнения и взгляды, не «попрыгуньи», не видящие под носом настоящего человека, заставляют нас задуматься над важными вопросами. «Берегите в себе человека!» — восклицает мудрый, насмешливый и очень добрый Антон Павлович Чехов. И эти слова, переживающие столетие, живут в каждом из нас, делая читателя чуточку лучше, сильнее, гуманнее.
    В этом и суть литературы — не только отражение действительности, пропущенное через сердце писателя, не только иллюстрация к тем или иным временным отрезкам жизни нашего общества, изучаемым по школьной программе. В этом суть ее нравственной, воспитательной роли, ее уроков в жизни каждого из нас. Это борьба литературы за формирование человеческой личности, за сохранение лучших человеческих качеств в любых испытаниях. Недаром же у В. Высоцкого:
    Если путь прорубая отцовским мечом,
    Ты соленые слезы на ус намотал,
    Если в жарком бою испытал, что почем, —
    Значит, нужные книги ты в детстве читал.
    К таким книгам я отношу и произведения А. П. Чехова.

  7. И вот результат — вместо самоотверженной работы земского врача появляется обширная практика, он разучился ходить пешком, обрюзг. Страшная чеховская деталь: герой утратил не только здоровье, нормальный облик, голос, но и само имя. То, что от него осталось — «Ионыч», скорее напоминает кличку.
    Учитель греческого языка Беликов —- человек в футляре, ходячий циркуляр «как бы чего не вышло» — замкнул себя добровольно от бушующей вокруг жизни. Вро­де вспыхнула, разгорелась в нем искорка — влюбился, даже поговаривал о семей­ной жизни. Не сумел перешагнуть воздвигнутый им же самим мертвый, ненуж­ный барьер условностей — и искорка эта навсегда угасла. Гроб стал его последним, окончательным футляром. Но посмотрите, как нас — нас тоже! — предостерегает мудрый Чехов: «А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»
    У каждого человека должна быть цель в жизни. Путеводная звезда, что придает силы, само желание жить. Цель Николая Ивановича Чимши-Гималайского — уча­сток земли, обязательно с крыжовником, который надо купить во что бы то ни стало, даже доведя до смерти своей экономией жену. Этот клочок земли заслонил ему весь мир, подобно новой шинели гоголевского Акакия Акакиевича.
    Когда достигнет цели, жизнь остановится: идти дальше некуда. Первое, что бросается в глаза брату: кухарка, «похожая на свинью», собака, «тоже похожая на свинью», сам хозяин, который «того и гляди хрюкнет в одеяло». При виде этого счастливого человека, довольного своей судьбой, самим собой, овладевает «тяже­лое чувство, близкое к отчаянию». Это как болезнь, еще не ощущаемая пациентом, но уже видимая близкими.
    Прав Чехов, человеку, личности нужно «не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и осо­бенности своего свободного духа».
    Любовь, самое личное, самое сокровенное чувство, окрыляющее человека, опре­деляющее во многом его путь.
    Умный, порядочный человек Алехин полюбил жену своего знакомого, знает об ее ответном чувстве к нему, но… «Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим». И вовсе не потому, что существовал долг перед семьей Анны Алексеевны, боязнь причинить кому-то горе, зло. В первую очередь, боялись пере­мен, ответственности за эти перемены в своей жизни, в жизни любимого человека. И только расставаясь навсегда, вдруг поняли, что когда любишь, то «нужно исхо­дить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или доброде­тель в их ходячем смысле». Материал с сайта //iEssay.ru

  8. (по произведениям А. П. Чехова)
    Есть в мире ценности, над которыми не властно время: мир, окружающий нас, с его солнцем и небом, с шелестом листьев в лесу, с шумом морского прибоя, и мир, который в каждом из нас. Мир с его нравственными ценностями, пониманием добра и зла, любви и ненависти, бескорыстия и эгоизма. Нравственные законы эти выработаны веками, передаются из поколения в поколение, их сохраняют в семьях и завещают детям, они перерастают в строчки кодексов государств. Несколько меняясь во внешних проявлениях, нравственные законы постоянны в самой своей сути, помогая сохранить самое лучшее, самое светлое в венце творения — в человеке. И хранилищем этих законов, тем зеркалом, которое отражает жизнь, сфокусировав, подчеркнув главное, были, есть и будут книги. Ее Величество Художественная Литература.
    Столетие отделяет нас от времени создания этих небольших по объему, но таких глубоких по содержанию рассказов Антона Павловича Чехова.
    Антон Павлович Чехов — насмешливый и гневный, иронически улыбающийся и грустный. Доктор не только по медицинскому образованию своему, но и по таланту, по призванию — вскрывать человеческие пороки и недостатки, лечить болезни общества, искоренять их причины.
    Жизненная позиция писателя: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», объясняет ненависть Чехова к любому нравственному и умственному убожеству, душевной вялости, пошлости, ограниченности. Скрупулезно и точно, как в истории болезни, шаг за шагом показывает Чехов, как добросовестный земский врач, интеллигентный человек Дмитрий Ионыч Старцев превращается в обычного стяжателя, видящего уже не больных, а «разноцветные бумажки», которые он считает по вечерам, а за ними — очередную недвижимость, которую он купит в городе.
    Неправда, что его романтическая любовь к Екатерине Туркиной — с поездкой на кладбище, с хлопотами по доставанию фрака — заканчивается, когда девушка отказывает ему, не приняв предложение руки и сердца. Любовь его заканчивается коротенькой, едва мелькнувшей мыслью: «А приданого дадут, должно быть, немало!»
    Захотелось наживы — и променял счастье самоотверженной работы на жизнь врача с «обширной практикой», разучился ходить пешком, обрюзг, ожирел. И — страшная чеховская деталь! — утратил не только здоровье, нормальный облик, голос, но и само имя. Так что «Ионыч» — это предупреждение о возможности потерять свое лицо. В каждом человеке горит искорка доброго, хотя иногда она ох как глубоко прячется. Сложатся обстоятельства — и она разгорится в яркое пламя. Сумеешь сберечь этот огонек — будет тепло и светло от него тебе и людям.
    Учитель греческого языка Беликов — человек в футляре, ходя — чий циркуляр «как бы чего не вышло», добровольно замкнувшийся от бушующей вокруг жизни. Как-то даже странно говорить, что он «влюбился». Но ведь была же фотография Вареньки у него на столике? Сказал же он пусть и первый в своей жизни комплимент, что «малороссийский язык своею нежностью и приятной звучностью напоминает древнегреческий»…
    Сохрани он в себе этот свет, не подумай: «Женишься, а потом чего доброго попадешь в какую-нибудь историю» — кто знает, чем бы кончился этот рассказ? Но не сумел перешагнуть воздвигнутый им же самим мертвый, ненужный барьер условностей — и оказался в гробу, как в последнем своем футляре. Казалось бы, вся история. Какой-то мелкий конкретный случай, даже, наверное, утрированное автором изображение. Но посмотрите, как нас — нас тоже! — предостерегает мудрый Чехов: «А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»… Цель в жизни должна быть у каждого человека. Это его путеводная звезда, то, что придает силы, а иногда вселяет само желание жить. А еще — это тот индикатор, по которому мы определяем путь самого человека.
    Цель Николая Ивановича Чимша-Гималайского («Крыжовник ») — участок земли, обязательно с крыжовником, который надо купить во что бы то ни стало, даже отправив на тот свет жену, доведя ее до смерти своей экономией. Клочок земли, который заслонил собой весь мир, почти как новая шинель гоголевскому Акакию Акакиевичу.
    И вот — достиг! И ничего больше не надо. Жизнь остановилась. И первое, что бросается в глаза брату: кухарка, «похожая на свинью», собака, тоже «похожая на свинью», сам хозяин, который «того и гляди хрюкнет в одеяло». Вся его кротость и скромность исчезли, вся его доброта превратилась в барские благодеяния. При виде этого счастливого человека, который доволен своей судьбой, самим собой, овладевает «тяжелое чувство, близкое к от — чаянию».
    Действительно, — человеку, личности нужно «не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Любовь, самое личное, самое сокровенное чувство, определяющее во многом путь человека, окрыляющее его великой силой. Умный, порядочный Алехин полюбил жену своего знакомого, знает о ее ответном чувстве к нему, но… «Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим: и вовсе не потому, что существовал долг перед семьей Анны Алексеевны, боязнь причинить кому-то горе, зло. В первую очередь, боялись перемен, ответственности за эти перемены в своей жизни, в жизни любимого человека. И только расставаясь навсегда, вдруг поняли, что когда любишь, то «нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле». А вот герои «Дамы с собачкой», казалось бы, уже навсегда погрязшие в пошлости, в условиях этого мира, живущие — даже не живущие, а прозябающие — условной, чуждой им жизнью («филолог, но служит в банке», «его женили», «не любит бывать дома», «никак не могла объяснить, где служит ее муж», знала только, что он по натуре «лакей»), совершающий такие же нелепые поступки и промахи (ест арбуз в номере, когда у женщины нехорошо на душе), вдруг просыпаются для настоящей, новой жизни, обретая силы. Загорается огонь души, зарождается новая жизнь — «все, что было для него (Гурова) важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни». Они рядом, как очень близкие, родные люди, «оно простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих». И пускай много сложностей еще на пути этих людей, мы верим, что оно смогут их преодолеть, потому что сумели сберечь свое чувство, то человеческое, что должно быть в каждом из нас. Чтобы называться человеком, по Чехову, нужно обладать смелостью и силой, решительностью выбора своего жизненного пути, желанием отдавать себя людям.
    Так уйдет из родительского дома, уготовленного ей уютного мирка несостоявшаяся невеста очень «положительного жениха» Надя Шумина, шагнет в неизвестное создавать свой «вишневый сад», свою красоту и свежесть Аня Раневская, будут жить и работать для людей три сестры Прозоровы, так и не приняв мир пошлости и злобы, сумев сохранить в себе эту атмосферу добра и внимания к людям. Именно они, личности, хранящие в себе что-то свое, а не слепо подражающие «душеньки», не «хамелеоны», меняющие свои мнения и взгляды, не «попрыгуньи», не видящие под носом настоящего человека, заставляют нас задуматься над важными вопросами. «Берегите в себе человека!» — восклицает мудрый, насмешливый и очень добрый Антон Павлович Чехов. И эти слова, переживающие столетие, живут в каждом из нас, делая читателя чуточку лучше, сильнее, гуманнее.
    В этом и суть литературы — не только отражение действительности, пропущенное через сердце писателя, не только иллюстрация к тем или иным временным отрезкам жизни нашего общества, изучаемым по школьной программе. В этом суть ее нравственной, воспитательной роли, ее уроков в жизни каждого из нас. Это борьба литературы за формирование человеческой личности, за сохранение лучших человеческих качеств в любых испытаниях. Недаром же у В. Высоцкого:
    Если путь прорубая отцовским мечом,
    Ты соленые слезы на ус намотал,
    Если в жарком бою испытал, что почем, —
    Значит, нужные книги ты в детстве читал.
    К таким книгам я отношу и произведения А. П. Чехова.

  9. В 90-е годы XIX века основной темой произведений А.П. Чехова стала тема интеллигенции, причем его интересовало общественное поведение этого слоя, его умственное и психологическое состояние. В целом ряде произведений писатель подвергает критике общественную пассивность, пошлость, равнодушие, отсутствие общественных. запросов среди интеллигенции. Чехов вскрыл и показал такое явление среди интеллигенции, как футлярность, которая является особым состоянием души, свойством человеческого характера, заключающимся в желании не вмешиваться в жизнь, в энергичной защите от внешнего мира. Таким футляром может быть наука, семейное гнездо, собственность, материальное благополучие.
    Обратившись к одной из острых проблем современности, Чехов предметом изображения делает внешне незаметные внутренние изменения в мыслях, настроениях человека, в оценках себя и окружающего мира. Своеобразие творческой манеры Чехова в том, что социальные противоречия он осознает как кризисное состояние человека, из которого он или стремится выйти, или, наоборот, подчиняется и дает поглотить себя мелкой, пошлой жизни.
    В 90-е годы Чехов главной творческой задачей делает испытание героя на прочность, на право быть личностью, умение остаться самим собой, уметь противостоять среде. Чехов не принимает формулу “среда заела”. Он считает, что человек должен уметь противостоять среде, пошлости, иначе он сам становится олицетворением мещанства, косности и гибнет как личность. В рассказе “Ионыч” как раз и представлен процесс изменения героя, духовная деградация личности, превращение из доброго человека, не лишенного даже поэтической жилки, в холодного дельца, в котором материальное полностью вытеснило духовное.
    Перед читателем проходит путь главного героя Дмитрия Ионыча Старцева, показана постепенная неизбежная утрата живого восприятия жизни, потребности в человеческом общении, а вместо всего этого — “обретение”: жажда накопительства — когда материальное благополучие становится футляром, в котором герой замыкается, опошление, физическое и духовное ожирение.
    В этом рассказе воплощается одна из главных черт художественной манеры Чехова — умение коротко говорить о значительных проблемах. Предметом небольшого по объему произведения стал большой отрезок жизни героя. Коротко рассказать об эволюции героя Чехову позволили художественные средства, которыми он пользовался: ступенчатость раскрытия жизненного пути героев. В жизни Старцева автор выделил четыре этапа: первый — приезд в город и знакомство с семьей Туркиных, второй — через год — роман с Котиком, третий — через четыре года — новая встреча с Котиком, и последний, четвертый — через несколько лет — окончательная деградация. В раскрытии этих этапов Чехов предельно лаконичен, но, тем не менее, перед читателем предстает процесс обнищания духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления.
    На первом этапе Дмитрий Старцев — молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Он энергичен, полон сил, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодость и энергия подчеркнуты одной красноречивой деталью: “…Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости”. В это время герой знакомится с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой” в городе. Но одни и те же шутки изо дня в день, пошлые анекдоты хозяина, однообразные развлечения, приевшиеся и всем надоевшие, говорят о том, что на самом деле жизнь этой семьи заурядна и типична. Старцев видит всю эту серость, даже пытается бороться с ней, но… влюбляется в Котика, и на глаза его словно падают розовые очки.
    На втором этапе Старцев, хоть и работает, но уже меньше занят, появляется большая заинтересованность в личном благополучии. Герой еще способен по-молодому, свежо и непосредственно любить, но, получив отказ, довольно быстро успокаивается. Он прячется в “футляр”, отгораживается от всего мира, — обыватели еще раздражают его своими взглядами на жизнь, и у него пока нет близких друзей. Старцев прекрасно понимает, в какую трясину погружается, но даже не пытается сопротивляться обстоятельствам. Здесь Чехов делает акцент на одной, но очень важной детали: у Старцева появилась пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Доктор перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить, а главным развлечением, в которое “он втянулся незаметно, мало-помалу”, становится любование добытыми практикой зелеными и белыми бумажками.
    На третьем этапе — через четыре года — Дмитрий Старцев уже забывает о деятельности в земской больнице, у него большая частная практика. Главный его интерес — деньги, которые он с наслаждением пересчитывает по вечерам. Старцев еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой, а “выезжает” уже “не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами”.
    Чехов не рассуждает о душевных качествах Ионыча в этот период, но обращает внимание на одну деталь, которая по своей значимости в раскрытии внутреннего мира героя равна целым авторским рассуждениям: это огонек, который на мгновение затеплился в душе Старцева под влиянием встречи с Котиком. Но и этот огонек при воспоминании об ассигнациях тут же погас. На последнем этапе — через несколько лет — мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Доктор Старцев окончательно превращается в Ионыча. Его одолела жадность; увлечение любимым делом, желание приносить общественную пользу вырождается в эгоистические хлопоты, интерес к людям превращается в высокомерие. Жизнь героя опустошена и обеднена окончательно.
    Таким образом, расставляя временные вехи, указывая на этапы материального обогащения героя, которые воплощены в таких художественных деталях, как средства передвижения, используя художественные детали, помогающие раскрыть внутренний мир героя, Чехов лаконично представляет историю падения человека.
    Показывая постепенное превращение Старцева в обывателя, Чехов разоблачает не только его, но и окружающую среду. В этом отношении интересна семья Туркиных. Описывая эту семью, Чехов сосредоточивает внимание на главной общей черте всех Туркиных — самолюбовании, претенциозности. Раскрывая эту черту в различных ее проявлениях, Чехов словами Старцева окончательно развенчивает всех Туркиных: “Если самые талантливые так бездарны, то каков же должен быть город!”
    Какая же сила губит Старцева? Сила воистину страшная своей обыденностью — это всего-навсего стремление к сытости и покою, подавляющее другие, более высокие стремления. Чехов не осуждает само по себе желание “дьячковского сына” обрести благополучие, но раскрывает катастрофические последствия подмены гуманных идеалов стяжательскими. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, а предпочитает жить по законам этого болота.
    Рассказ “Ионыч” — это повествование о человеке, в чьей душе внутренний диалог превратился в обывательский монолог, из которого загорелся было “светлый огонек” и погас, вместе с любовью возникла и какая-то другая жизнь, но она исчезла, как мираж. Это не только история о том, как “среда заела человека”, но и беспощадный рассказ о человеке, который, перестав сопротивляться влиянию духовно обнищавшего общества, утратил все человеческое…
    В рассказе “Ионыч” звучит голос самого Чехова, обращенный к читателям: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости. Берегите в себе человека!

  10. (по произведениям А. П. Чехова)
    Есть в мире ценности, над которыми не властно время: мир, окружающий нас, с его солнцем и небом, с шелестом листьев в лесу, с шумом морского прибоя, и мир, который в каждом из нас. Мир с его нравственными ценностями, пониманием добра и зла, любви и ненависти, бескорыстия и эгоизма. Нравственные законы эти выработаны веками, передаются из поколения в поколение, их сохраняют в семьях и завещают детям, они перерастают в строчки кодексов государств. Несколько меняясь во внешних проявлениях, нравственные законы постоянны в самой своей сути, помогая сохранить самое лучшее, самое светлое в венце творения — в человеке. И хранилищем этих законов, тем зеркалом, которое отражает жизнь, сфокусировав, подчеркнув главное, были, есть и будут книги. Ее Величество Художественная Литература.
    Столетие отделяет нас от времени создания этих небольших по объему, но таких глубоких по содержанию рассказов Антона Павловича Чехова.
    Антон Павлович Чехов — насмешливый и гневный, иронически улыбающийся и грустный. Доктор не только по медицинскому образованию своему, но и по таланту, по призванию — вскрывать человеческие пороки и недостатки, лечить болезни общества, искоренять их причины.
    Жизненная позиция писателя: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», объясняет ненависть Чехова к любому нравственному и умственному убожеству, душевной вялости, пошлости, ограниченности. Скрупулезно и точно, как в истории болезни, шаг за шагом показывает Чехов, как добросовестный земский врач, интеллигентный человек Дмитрий Ионыч Старцев превращается в обычного стяжателя, видящего уже не больных, а «разноцветные бумажки», которые он считает по вечерам, а за ними — очередную недвижимость, которую он купит в городе.
    Неправда, что его романтическая любовь к Екатерине Туркиной — с поездкой на кладбище, с хлопотами по доставанию фрака — заканчивается, когда девушка отказывает ему, не приняв предложение руки и сердца. Любовь его заканчивается коротенькой, едва мелькнувшей мыслью: «А приданого дадут, должно быть, немало!»
    Захотелось наживы — и променял счастье самоотверженной работы на жизнь врача с «обширной практикой», разучился ходить пешком, обрюзг, ожирел. И — страшная чеховская деталь! — утратил не только здоровье, нормальный облик, голос, но и само имя. Так что «Ионыч» — это предупреждение о возможности потерять свое лицо. В каждом человеке горит искорка доброго, хотя иногда она ох как глубоко прячется. Сложатся обстоятельства — и она разгорится в яркое пламя. Сумеешь сберечь этот огонек — будет тепло и светло от него тебе и людям.
    Учитель греческого языка Беликов — человек в футляре, ходя – чий циркуляр «как бы чего не вышло», добровольно замкнувшийся от бушующей вокруг жизни. Как-то даже странно говорить, что он «влюбился». Но ведь была же фотография Вареньки у него на столике? Сказал же он пусть и первый в своей жизни комплимент, что «малороссийский язык своею нежностью и приятной звучностью напоминает древнегреческий»…
    Сохрани он в себе этот свет, не подумай: «Женишься, а потом чего доброго попадешь в какую-нибудь историю» — кто знает, чем бы кончился этот рассказ? Но не сумел перешагнуть воздвигнутый им же самим мертвый, ненужный барьер условностей — и оказался в гробу, как в последнем своем футляре. Казалось бы, вся история. Какой-то мелкий конкретный случай, даже, наверное, утрированное автором изображение. Но посмотрите, как нас — нас тоже! — предостерегает мудрый Чехов: «А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»… Цель в жизни должна быть у каждого человека. Это его путеводная звезда, то, что придает силы, а иногда вселяет само желание жить. А еще — это тот индикатор, по которому мы определяем путь самого человека.
    Цель Николая Ивановича Чимша-Гималайского («Крыжовник ») — участок земли, обязательно с крыжовником, который надо купить во что бы то ни стало, даже отправив на тот свет жену, доведя ее до смерти своей экономией. Клочок земли, который заслонил собой весь мир, почти как новая шинель гоголевскому Акакию Акакиевичу.
    И вот — достиг! И ничего больше не надо. Жизнь остановилась. И первое, что бросается в глаза брату: кухарка, «похожая на свинью», собака, тоже «похожая на свинью», сам хозяин, который «того и гляди хрюкнет в одеяло». Вся его кротость и скромность исчезли, вся его доброта превратилась в барские благодеяния. При виде этого счастливого человека, который доволен своей судьбой, самим собой, овладевает «тяжелое чувство, близкое к от – чаянию».
    Действительно, — человеку, личности нужно «не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Любовь, самое личное, самое сокровенное чувство, определяющее во многом путь человека, окрыляющее его великой силой. Умный, порядочный Алехин полюбил жену своего знакомого, знает о ее ответном чувстве к нему, но… «Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим: и вовсе не потому, что существовал долг перед семьей Анны Алексеевны, боязнь причинить кому-то горе, зло. В первую очередь, боялись перемен, ответственности за эти перемены в своей жизни, в жизни любимого человека. И только расставаясь навсегда, вдруг поняли, что когда любишь, то «нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле». А вот герои «Дамы с собачкой», казалось бы, уже навсегда погрязшие в пошлости, в условиях этого мира, живущие — даже не живущие, а прозябающие — условной, чуждой им жизнью («филолог, но служит в банке», «его женили», «не любит бывать дома», «никак не могла объяснить, где служит ее муж», знала только, что он по натуре «лакей»), совершающий такие же нелепые поступки и промахи (ест арбуз в номере, когда у женщины нехорошо на душе), вдруг просыпаются для настоящей, новой жизни, обретая силы. Загорается огонь души, зарождается новая жизнь — «все, что было для него (Гурова) важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни». Они рядом, как очень близкие, родные люди, «оно простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих». И пускай много сложностей еще на пути этих людей, мы верим, что оно смогут их преодолеть, потому что сумели сберечь свое чувство, то человеческое, что должно быть в каждом из нас. Чтобы называться человеком, по Чехову, нужно обладать смелостью и силой, решительностью выбора своего жизненного пути, желанием отдавать себя людям.
    Так уйдет из родительского дома, уготовленного ей уютного мирка несостоявшаяся невеста очень «положительного жениха» Надя Шумина, шагнет в неизвестное создавать свой «вишневый сад», свою красоту и свежесть Аня Раневская, будут жить и работать для людей три сестры Прозоровы, так и не приняв мир пошлости и злобы, сумев сохранить в себе эту атмосферу добра и внимания к людям. Именно они, личности, хранящие в себе что-то свое, а не слепо подражающие «душеньки», не «хамелеоны», меняющие свои мнения и взгляды, не «попрыгуньи», не видящие под носом настоящего человека, заставляют нас задуматься над важными вопросами. «Берегите в себе человека!» — восклицает мудрый, насмешливый и очень добрый Антон Павлович Чехов. И эти слова, переживающие столетие, живут в каждом из нас, делая читателя чуточку лучше, сильнее, гуманнее.
    В этом и суть литературы — не только отражение действительности, пропущенное через сердце писателя, не только иллюстрация к тем или иным временным отрезкам жизни нашего общества, изучаемым по школьной программе. В этом суть ее нравственной, воспитательной роли, ее уроков в жизни каждого из нас. Это борьба литературы за формирование человеческой личности, за сохранение лучших человеческих качеств в любых испытаниях. Недаром же у В. Высоцкого:
    Если путь прорубая отцовским мечом,
    Ты соленые слезы на ус намотал,
    Если в жарком бою испытал, что почем, —
    Значит, нужные книги ты в детстве читал.
    К таким книгам я отношу и произведения А. П. Чехова.

  11. Сюжет рассказа “Ионыч” прост. Это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет строится вокруг двух признаний в любви (так же, как и в “Евгении Онегине” А. С. Пушкина). Вначале доктор Старцев признается в любви Котику, делает ей предложение и получает решительный отказ, а затем, через четыре года, она говорит Ионычу о своей любви. Но теперь уже он выслушивает ее признание равнодушно. Но на самом деле рассказ – это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно.
    Что же стало причиной того, что герой расстается со своими нравственными идеалами, погружается в пошлую обывательскую жизнь? В чем причина болезни, имя которой – деградация человеческой личности? В рассказе “Ионыч” А. П. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет, он первым вскрыл социальные причины этой болезни.
    В первую очередь писатель обращает наше внимание на общество губернского города С. Он косвенно характеризует, избегая прямых оценок, на примере семьи Туркиных – “самой образованной и талантливой”, по мнению местных жителей. Постепенно знакомясь с Туркиными, мы понимаем, как они бездарны и скучны в действительности. Весь талант Ивана Петровича заключается в том, что он говорит на своем необыкновенном языке: “большинский”, “недурственно”, “покорчило вас благодарю”. Его жена, Вера Иосифовна, пишет романы о том, чего нет и не может быть в действительности. Дочь, Екатерина Ивановна, которую домашние зовут Котик, собирается быть пианисткой и уверена, что ее ожидает великое будущее. Мы понимаем, что это не настоящая жизнь, а ее имитация: искренний, живущий полноценной духовной жизнью человек не будет манерно кокетничать, как Вера Иосифовна, и улыбаться одними глазами, как Иван Петрович. Пустоту ее дополняет и собирательный портрет остальных жителей города: с ними можно говорить только о чем нибудь съедобном. А. П. Чехов, показывая “лучшую” семью города, вынуждает нас вслед за Старцевым сделать вывод: “Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город?” Еще примитивнее, чем Туркины, потому что в этом семействе еще остались признаки образованности и интеллигентности.
    И в эту жизнь губернского города С. судьба заносит молодого врача Дмитрия Ионыча Старцева. Он полон сил, увлечен своей работой, в его душе звучит музыка. Он живет, ожидая счастья, любви, всего того, что свойственно молодости. Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он все свое время отдает работе земского врача, которая и составляет смысл его жизни.
    Он редко бывает в городе, почти ни с кем не общается. Обыватели раздражают его своей нескрываемой глупостью и ограниченностью. О чем бы он ни говорил, все воспринимается ими как личная обида: каждый чувствовал в его словах упрек себе, а все, о чем ведут разговоры они, “неинтересно, несправедливо, глупо”.
    Но проходит четыре года его жизни, и перед нами предстает уже совершенно иной доктор Старцев. Он охладевает к работе, деятельности земского врача предпочитает хорошо оплачиваемую частную практику. Увлечения молодости – как любовь, так и желание приносить общественную пользу – вырождаются в эгоистические хлопоты и полную нечувствительность к людям
    Испытание бытом и временем оказывается для героя самым тяжелым. Противостояние Старцева окружающему миру пошлости было временным, внешним, поверхностным. Чехов не показывает нам смены чувств своего героя, почти не использует внутренний монолог. Изменения характера Старцева показаны с помощью одной повторяющейся детали – это средство передвижения доктора. Первое время он ходил в город пешком, напевая романс, “своих лошадей у него еще не было”. Через год у него уже появилась своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке, а через четыре года – тройка с бубенчиками, признак роскоши в губернском городе С. Меняется вместе со своим хозяином и кучер Пантелеймон, что усиливает отрицательное впечатление от эволюции образа Старцева. Прежде обывателям чувствовалось в Старцеве что то “чужое”, теперь же его по свойски называют “Ионыч”. Такими же “свойскими” стали его интересы: он играет в карты, придя домой, с удовольствием считает полученные деньги, у него появилось два дома в городе, и он присматривает третий… Вот итог его жизни: “Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует”.
    Ответственность за то, что так сложилась судьба Старцева, лежит как на нем самом, так и на той среде, которая оказала на него тлетворное воздействие. Добрые задатки человека не смогут прорасти на почве пошлости и обывательщины, если человек не будет противостоять влиянию среды при помощи своих твердых убеждений и внутренней прочности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *