Сочинение на тему бесприданница и гроза

10 вариантов

  1. 1. Вступление.
    Прочитав пьесы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница», я решил сопоставить их между собой как единственные драматических произведения этого автора, которые были написаны в различное время, однако имеющие множество сходств. На сравнение этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами разворачивается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах немаловажную роль играет образ волжского города, в котором происходит дей-ствие.
    2. Сходства и различия.
    2.1. Обе рассматриваемые пьесы относятся к жанру драмы, хотя точный жанр «Грозы» остается спорным вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как трагедии, так и драмы (т. е. «бытовой трагедии»). Для трагического жанра характерен не-разрешимый конфликт между личными стремлениями героя и законами жизни, что присуще обеим пьесам.
    2.2. По времени написания “Гроза” – это главное произведение дореформенной драматургии Островского, “Бесприданница” же вбирает в себя многие мотивы постреформенного творчества драматурга. Различие эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходству художественного мира; “Бесприданница” является драмой буржуазной эпохи – нового времени, когда разорваны связи с тысячелетней народной традицией, времени, освободившего человека не только от устоев морали, но и от сты-да, чести, совести – и это решающим образом влияет на её проблематику. Культура на-рода в «Грозе» одухотворена нравственными ценностями православия. Жители города Калинова всё еще живут по «Домострою», быт еще во многом патриархален.
    2.3.. Родившись в Замоскворечье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы густо насе-лены купцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи, начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого персонажа. В изображении героев Островский был совершенно оригинален.
    2.4. По-моему, в особенности, автору удаются женские типы – «горячие сердца».
    Две драмы А.Н. посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Безусловно, эти женщины являются неординарными личностями. На героинях-женщинах я и хочу остановиться.
    2.4.1. В первую очередь, – это Катерина из пьесы «Гроза». Она религиозна и романтич-на одновременно. Её душа стремится к счастью, рвется на волю. Катерина — купеческая дочь, выданная замуж без любви за Тихона, она попадает в атмосферу жестокости. В этой среде семейные обязанности выполняются не от души, а «из-под неволи», и Ка-терина на всю жизнь связана с тупым и недалеким мужем, со злой и сварливой свекровью.
    Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодо-го человека, Бориса, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованностью. В героине борются два начала: искреннее чувство, любовь и сознание долга замужней женщины. Эта внутренняя борьба вызывает у Катерины стремление к личной свободе. Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней атмосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество.
    О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Она хотела бы стать птицей, летящей куда захочет: «Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают так, как птицы? Зна-ешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, – говорит она Варваре, сестре Тихо-на, – какая я была резвая! А у вас завяла совсем…» Суровая действительность возвращает героиню в мир Кабановых и Диких. Здесь нужно лгать, втихомолку делать то, что хочешь, внешне соблюдая правила приличия. Варвара, выросшая в доме, прекрасно усвоила эту науку. Варвара – полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. Катерине же противно такое поведение.
    Поэтому в беспощадном мире, где царят Дикие и Кабанихи, ее жизнь оказывается не-выносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи – это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости «темного царства». У Катерины очень своеобразный характер: она богобоязненна и мятежна одновременно. Для нее это не самоубийство, а освобождение от тягот жизни, безысходности.
    2.4.2. Иная ситуация в драме «Бесприданница». Главная героиня Лариса – это не про-стая девушка из мещанской среды, это образованная, культурная, мыслящая девушка. Она получила дворянское воспитание и в отличие от Катерины, выросла условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее угнетает бедность и приниженность положения. Лариса не прием-лет мир, в котором она живет. Она любой ценой хочет из него вырваться.
    Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя дочерьми, показное изящество и благо-родство жизни семьи является не нормальным состоянием, а декорацией для устройства выгодных браков ее дочерей. Для нее льстивость и хитрость – основной принцип обще-ния с богатыми людьми, посещающими дом. Лариса – младшая дочь, последняя, оставшаяся в доме, и матери надо сбыть ее с рук, даже не претендуя на большую удачу. Все это ставит незаурядную девушку в тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов на руку, среди которых немало «вся-кого сброду». Жизнь в ее доме похожа на «базар» или на «цыганский табор». Героиня вынуждена не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие.
    Лариса становится жертвой дворянского блеска, неотразимости Сергея Сергеевича Паратова. Она видит в нем «идеал мужчины», человека, которого нельзя не слушаться, ко-торому нельзя не верить. Лариса не видит ничтожности и мелочности его натуры. Потеряв надежду на счастье с Сергеем Сергеевичем, Лариса готова выйти замуж за любо-го, кто уведет ее из дома, похожего на ярмарку. Карандышева она не любит, даже не уважает, но надеется на него. Но в этом мире нет благородства. Лариса вскоре это поняла. «Я вещь», – говорит она Карандышеву. Поняв это, Лариса хочет продать себя по-дороже. Героиню одолевают внутренние противоречия. Она стыдится своих мыслей, хочет чистой и честной жизни, но не видит путей туда. Хочет умереть, и нет сил, по-этому выстрел Карандышева Лариса принимает как благо, избавление от гнета нерешаемых проблем. Смерть героини – это достойный ее уход из жизни.
    2.5. Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и римские.
    2.5.1. Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной герои-ни почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса – “чайка” по-гречески, Катерина – “чистая”. Лариса – жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” – “Ласточку” (пароход) и потом Ларису – чайку. Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила – не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа (в “Бесприданнице” и в “Грозе”) обе Игнатьевны, то есть “незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Кате-рины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо, но косвенно) в гибели дочери и снохи.
    2.5.2. Паратов – это и парад, и пират. Также безусловно, напрашивающееся сопоставление Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией.
    Фамилии Дикой и Кабанова не надо комментировать. Да и Тихон – Кабанов, как ни “тих” он. Вот и мечется Катерина в этом темном лесу среди звероподобных существ. Бориса же она выбрала едва ли не бессознательно, только и отличия у него от Тихона, что имя (Борис по-болгарски “борец”).
    Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой (она язычница, “варварка”, не христианка и ведет себя соответствующим образом).
    Кулигин же, помимо известных ассоциаций с Кулибиным, вызывает и впечатление чего-то маленького, беззащитного: в этом страшном болоте он – кулик – птичка и больше ничего. Он хвалит Калинов, как кулик – свое болото.
    Ларису в “Бесприданнице” окружают не “звери”. Мокий – “кощунствующий”, Василий – “царь”, Юлий – это, конечно, Юлий Цезарь, да еще и Капитоныч, то есть живущий головой (капут – голова), а может быть, стремящийся быть главным.
    Ну и наконец, Харита – мать троих дочерей – ассоциируется с харитами, богинями юности и красоты, которых было трое, но она же их и губит (вспомним страшную судьбу двух других сестер – одна вышла замуж за шулера, другую зарезал муж-кавказец).
    3. Выводы
    3.1. «Гроза» и «Бесприданница» — лучшие пьесы Островского, показавшие читателю и зрителю доныне неизвестный мир купечества с его страстями и болью, печалями и ра-достями. Этот мир шагнул на сцену русского театра, показав всю глубину и разнообразие натур, необузданных и богатых страстями, мелочных и жестоких, добрых и благо-родных, но слабых, не умеющих постоять за себя.
    Женские образы, созданные драматургом, заняли достойное место в классической русской литературе.
    3.2. У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные ус-тоями общества. Для Катерины деньги еще не играют никакого значения, она готова идти за Борисом и пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса же отравлена блеском золота, не хочет прозябать с жалким и бедным мужем.
    Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.
    У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и пере-стала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.
    3.3. Характеры главных героинь во многом схожи. Это натуры, живущие умом сердца, мечтающие о счастье и любви, идеализирующие мир. Но пьеса «Бесприданница» созда-валась в иной общественно-политической обстановке, чем «Гроза». Надежды на ис-правление общества и рода человеческого вызывают искреннее сомнение драматурга, поэтому существенно различаются финалы этих пьес. Если после гибели Катерины мир «темного царства» осознает свою вину, а Тихон с вызовом обращается к матери, обвиняя ее в смерти жены, то убийство Ларисы Огудаловой не вызывает подобного резонанса. Автор преднамеренно подчеркивает безразличие окружающих; сцена гибели героини озвучена пением цыганского хора.
    3.4. Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес классицизма, но они являются говорящими в широком – символическом – смысле слова.

  2. Реферат подготовил Стрекалов Тимур, 11С класс
    Кажется, что два произведения, написанные одним и тем
    же автором в одном и том же веке на, в принципе, одну и ту же тему, не должны
    сильно различаться. Однако в данных пьесах Островский описал буквально
    различные эпохи развития России – патриархально-купеческий быт «Грозы» с его
    самодурством, своеволием и безграничной властью над зависимыми – абсолютным
    деспотизмом – и мало на это похожей жизнью общества в «Бесприданнице», в
    которой нет уже той грубости и домостроевской заскорузлости; не власть
    авторитета и устоявшихся традиций решают дело в этой среде – уверенность в
    полной власти денег царит в мире «Бесприданницы». И все-таки видно, что
    проблемы «Грозы» никуда не исчезают по прошествии времени; они существуют и в
    новом обществе также.
    Сюжетные линии до того схожи, что порой начинаешь
    путать произведения между собой. Обе – и Катерина и Лариса живут, точнее
    существуют в обществе, которое им неприятно, где они не чувствуют себя теми,
    кем являются, они хотят свободы, вырваться из этого душного и противного им
    города навсегда. Их спутники жизни – Кабанов и Карандышев – «жалкие, ничтожные
    люди», как говорил Паниковский в «Золотом теленке», совершенно им не
    подходящие, не имеющие того стремления к свободе и прогибающиеся под этот мир.
    Конечно, Катерина и Лариса не могут вынести такой жизни, и им обеим
    предоставляется возможность убежать от нее, как они думают, с прекрасными
    людьми, которые на самом деле оказываются ничуть не отличающимися от остальных.
    И после этого у них ничего не остается, кроме как покинуть этот бренный мир, но
    по-разному, о чем скажу дальше.
    Действие обоих произведений происходит на берегу
    Волги, – очевидно, этим Островский хотел показать то, что спустя почти двадцать
    лет ничего не изменилось, старые взгляды царят в обществе. Волга выбрана
    потому, что она символизирует ту свободу, которую хотели получить героини.
    Столь близко к затхлому духу города существует такая красота, простор,
    приволье, что это еще раз подталкивает героинь на их смелые шаги.
    Катерина высоко стоит над скучной однообразностью
    быта, грубыми нравами Калинова. За «идеальностью» Катерины горький опыт
    принуждения себя: жизнь с нелюбимым мужем, покорность злой свекрови, привыкание
    к брани и упрекам. Но, даже пройдя через все это, она сохраняет в себе тягу к
    прекрасному и светлому. Внезапное желание полететь, как птица, и воспоминание о
    столбе света в церкви, где будто облака ходят и поют ангелы, и память о
    безмятежной юности, когда она бегала «на ключок» и поливала цветы.… И больше
    всего восхищения вызывает сила характера Катерины – она все-таки решилась на
    такой шаг, как самоубийство, что является еще и смертным грехом, будучи
    настолько религиозной, и можно представить, чего стоило ей пойти на такой
    поступок. Лариса разительно отличается от Катерины. Само за себя говорит то,
    что она не смогла решиться на самоубийство, у нее не хватило духа на столь
    решительный шаг. Ларисой восхищаются, о ней говорят, на ее внимание претендуют,
    но решают за нее ее будущее, ее судьбу, а сама она все время как бы в стороне:
    ее желания, ее чувства никого не интересуют. Ларисе приходится признать правоту
    оскорбительных слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на
    человека, – человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на
    вещь». Хуже всего, что и сам жених Ларисы – Карандышев – такой же эгоист, как и
    остальные. То, что сначала можно было принять за искреннюю страсть, оказывается
    лишь жаждой самоутверждения. Карандышев – типичный «маленький человек с
    большими амбициями», ущемленный своей зависимостью, он одержим завистью
    богатству и успеху. Он ненавидит богатых и властных, но сам тянется, чтобы
    стать на один уровень с ними. Карандышев не чувствует, как смешны его потуги
    собрать вокруг Ларисы «избранное общество», желание быть наравне с богатыми,
    побуждающее его купить дешевый ковер на стену и турецкое оружие, завести
    никудышный экипаж, с лошадью, которую Вожеватов в насмешку называет
    «верблюдом». Совсем уж нелепа его попытка устроить званый обед, который так
    позорно заканчивается. Тихон вообще во всем подчиняется матери, совершенно не
    имея никакой воли, и, понятно, жить с таким человеком Катерина не может. Ей
    кажется, что в Борисе она найдет действительно мужчину, за которым она будет
    чувствовать себя, как за каменной стеной, который ее всегда защитит. Нет,
    похоже, как «друзья познаются в беде», так и возлюбленные – когда измена
    выходит наружу, Борис предпочитает уйти в сторону, уехать, оставив Катерину на
    произвол судьбы. Паратов представляется Ларисе идеальным мужчиной, но этот
    идеал она сама себе создала. Ведь он изначально не собирался жениться на
    Ларисе, так как уже был «обручен с золотыми приисками» – приданое его
    интересовало больше всего, он человек, живущий ради наживы.
    «Паратов. Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня,
    Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно.
    А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке,
    очень богатой, беру в приданое золотые прииски».
    И все равно он подает Ларисе надежду, общаясь с ней –
    жестоко, зная ее чувства к нему. Его мимолетное увлечение быстро проходит и он
    нисколько не задумывается о том, что он сломал ей жизнь. Его бессердечность
    проявляется также в том, как он, проезжая мимо острова, берет с него только
    одного из двух человек, и то потому, что он ему нужен как развлечение.
    Современная Островскому критика нередко упрекала
    драматурга за то, что в его пьесах часто появляются «ненужные» персонажи, не
    играющие в развитии действия никакой роли. В действительности же второстепенные
    персонажи в пьесах Островского занимают очень важное место: они создают фон, на
    котором судьбы главных героев видны с особым драматизмом. Странница Феклуша, к
    примеру. Вроде бы ничем не примечательная особа. Но она является частью того
    мира, что и Катерина, и Кабаниха. «В обетованной земле живете! И купечество все
    народ благочестивый, добродетелями украшенный!» Но эта «обетованная земля» –
    настоящий ад для вольной, чистой души Катерины. Еще один символический персонаж
    «Грозы» – полусумасшедшая барыня, старуха лет 70, как указано в афише. И она,
    как и Феклуша, предрекает конец света, огонь неугасимый и смолу неутолимую.
    Появляется она всего два раза: первый – после признания Катерины Варваре в
    своей любви к Борису, второй – в конце IV действия,
    фактически побуждая Катерину к покаянию перед мужем. Интересно, что оба
    появления старухи сопровождаются грозой – в первый раз гроза только собирается,
    во второй – уже разразилась. В «Бесприданнице» Робинзон – такая же «вещь», как
    и Лариса. Не случайно ему в афише единственному не дана никакая характеристика,
    и он назван прозвищем, придуманным Паратовым.
    Конфликты в произведениях одинаковые – Катерина и Лариса,
    не имея возможности больше выносить окружающую действительность, изменяют
    –  одна мужу, другая – жениху, стремясь
    вырваться из этой обыденной жизни. Этот конфликт, как истинно трагический, не
    может разрешиться иначе, как смертью главных героев – Катерина бросается в
    Волгу, Лариса тоже хочет умереть, но на самоубийство не решается, Карандышев
    «помогает» ей в этом, убивая ее.
    В общем, обе пьесы очень схожи по всем параметрам, но
    тогда возникает вопрос: для чего А. Н. Островский написал по прошествии двадцати
    лет еще одно произведение, которое настолько похоже на «Грозу»? В
    «Бесприданнице» изображен мир, очень отличающийся от мира «Грозы», но в этом и
    суть. Проходит немалый период времени. Кажется, общество изменилось, другие
    нравы, другие взгляды. Нет уже Кабаних и Диких, людей, которые что хотят, то и
    творят в своем «царстве». Но появляется другой источник абсолютной власти –
    деньги, и вот теперь на смену тем самодурам приходят Кнуровы, Вожеватовы и
    Паратовы. Люди, не имеющие особых ценностей, или не имеющие их вообще. Их цель
    в жизни – богатство, они смотрят на людей как на вещи, считая, что можно легко
    решать судьбу человека, играя в «орлянку». Островский показывает, что вопросы,
    которые он поднимает в «Грозе» остаются нерешенными по сей день, и в этом новом,
    изменившемся обществе. Таким людям, как Катерина и Лариса, нет возможности жить
    счастливо в этом мире, в духоте и полумраке повседневной жизни.

    Список литературы

    Интернет: статьи «Образ Екатерины», «Образ Ларисы»,
    «Второстепенные герои в пьесах «Гроза» и «Бесприданница»».
    Вступительные статьи к пьесам.
    Биография А. Н. Островского.

  3. Если говорить о драматических произведениях и их роли в литературе, то в первую очередь вспоминается творчество А.Н. Островского, поскольку, на мой взгляд, больше никто из писателей не обращался к данной форме так основательно. В своих пьесах драматург затрагивал различные темы, которые волновали и волнуют людей всех времен и народов. Мораль, нравственность, общество – основные проблемы его произведений.
    Пьесы «Гроза» и «Бесприданница», по моему мнению, являются самыми яркими и глубокими произведениями. В «Грозе» Островский рисует мир, полный глупости, невежества, самодурства. Это «окаменелый», патриархальный мир, где просто невозможны такие человеческие чувства, как любовь, понимание, добро, сострадание. Этот мир настолько окостенел, что люди не способны изменяться, осознавать, понимать и принимать что-то новое.
    На мой взгляд, все герои этого произведения похожи на марионетки, ибо не могут самостоятельно принимать какие-то решения, делать что-то вопреки общественному мнению.
    И в массе таких людей особо и ярко выделяется главная героиня пьесы – Катерина. Она не похожа на окружающих ее людей, она воспитана на иных нравственных ценностях. Катерина не может смириться с неволей, с угнетением Кабанихи. Родительский дом становится для нее идеальным: «Такая и я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».
    Катерина воспитана на религиозных представлениях о морали и долге, отсюда и возникает ее чувство вины, ведь она полюбила другого! Здесь в произведении поднимается тема греха, которую каждый из героев воспринимает по-своему. Как человек глубоко нравственный, девушка решается на самоубийство не потому, что боится жить с Кабанихой, Тихоном и им подобными. Причина в другом: Катерина чувствует себя грешной, потому что она предпочла мужу, данного ей богом, совсем другого человека. На мой взгляд, Катерина очень сильная в духовном плане, потому есть только один способ стать свободной – решиться на самоубийство. Теперь она не подчиняется тому миру, который был слишком жесток и холоден. Я думаю, Катерина дошла в своем протесте до трагического конца.
    Если обратиться к образу Ларисы Огудаловой из другой пьесы Островского «Бесприданница», то можно с уверенностью сказать, что эта героиня также оказывается в бездуховной среде. Главные героини пьес похожи, ведь Лариса, так же как и Катерина, не способна принять такой мир. Огудалова – чувствительная девушка с открытой душой, умеющая любить и понимать окружающих ее людей. Да, конечно, Лариса создана для роскоши, своей красотой и талантом она привлекает внимание таких известных дельцов, как Кнуров, Вожеватов, Паратов. «Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует… и хорошего ювелира», – таково отношение этих людей к девушке. Однако все их чувства неискренни, Лариса – всего лишь развлечение для них. Даже Паратов, которого Лариса любит всей душой, не воспринимает ее всерьез, не чувствует красоту ее внутреннего мира. «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву», – думает Огудалова. Девушка прекрасно понимает, чувствует истинное отношение к ней. Отсюда ее стремление выйти замуж за первого, кто к ней посватается.
    Смерть для Ларисы, также как и для Катерины, становится единственным спасением от жестокой действительности. Как ни парадоксально, но все же выстрел Карандышева приносит героине избавление от страданий, она благодарит своего жениха за то, что он избавил ее от жизни, где Лариса «ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».
    Как и Катерина, героиня пьесы «Бесприданница» – одинокая душа, которая страдает от безразличия окружающих. Лариса изначально не имеет тех качеств, позволяющих изменить сложившуюся ситуацию, она вынуждена смириться с пошлостью той жизни, в которой живет.
    Обе героини, несмотря на доброе сердце и ранимую душу, погибают в конце. Что это – проявление слабости, стечение обстоятельств или своеобразный вызов бездуховному обществу? Я считаю, что девушки не смогли бы жить среди невежд и лицемеров, даже если бы удачно вышли замуж. Смерть для обеих оказалась предпочтительнее. А для окружающих гибель девушек должна была послужить уроком на будущее и доказательством того, что эгоизм и фальшь не приводят ни к чему хорошему.

  4. Александр Николаевич Островский явился создателем репертуара русского национального театра. Его пьесы: «Свои люди — сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты», «Лес», «Доходное место», «Гроза», «Бесприданница» —не сходят со сцен те-
    атров до сих пор. В пьесах драматург вскрыл жизненные нравы купеческой Москвы. В изображении героев Островский был совершенно оригинален. Осуждая купцов-самодуров и увлекаясь вместе с тем самобытным их характером, бытом, Островский стремился отразить подробности их семейно-бытовой жизни. При этом он подчинял изображение деталей разоблачению характеров своих персонажей, этим Островский, на мой взгляд, близок Гоголю. Сатирическое изображение не помешало драматургу создать реальные образы, запоминающиеся характеры. Особенно, по-моему, ему удаются женские типы — это мятущиеся, ищущие, горячие сердца. На героинях-женщинах я и хочу остановиться.
    В первую очередь,— это Катерина из пьесы «Гроза», социально-бытовой драмы, где конфликт доведен до трагической развязки. Катерина религиозна и романтична одновременно. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в атмосферу скопидомства и жестокого самодурства. В этой среде семейные обязанности выполняются не от души, а «из-под неволи», и Катерина на всю жизнь связана с тупым, недалеким и нелюдимым мужем, со злой, сварливой свекровью. Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодого человека, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованностью.
    В героине борются два начала: искреннее чувство, любовь и сознание долга замужней женщины. Эта внутренняя борьба вызывает у Катерины стремление к личной свободе. И если следование религиозно осознанному закону супружеской верности оказывается в душе Катерины сильнее любви к Борису, то порыв к свободе, стремление хотя бы ценой жизни вырваться из «домашней тюрьмы» в ней сильнее чувства долга. Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней атмосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Ведь с Борисом бежать нельзя, он не взял ее с собой.
    Признав моральный закон супружеской верности, Катерина второй раз нарушает его, но уже для того, чтобы обрести нравственную свободу, заплатив за нее жизнью. Добролюбов назвал это протестом против порядков «темного царства».
    Иная ситуация в драме «Бесприданница». Лариса Огудалова — это не простая девушка из мещанской среды. Она получила дворянское воспитание, и в ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, показному благородству жизни и более глубокими, внутренними свойствами ее натуры — серьезностью, правдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений. Семья Огудаловых обеднела и занимает теперь двусмысленное положение в провинциальном «обществе». В этих условиях противоречие в характере Ларисы неизбежно приведет к трагическому конфликту. Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя дочерьми, показное изящество и благородство жизни семьи является не нормальным состоянием, а декорацией для устройства выгодных браков ее дочерей. Для нее льстивость и хитрость — основной принцип общения с богатыми людьми, посещающими дом. Лариса — младшая дочь, последняя, оставшаяся в доме, и матери надо сбыть ее с рук, даже не претендуя на большую удачу. Все это ставит незаурядную девушку в тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов на руку, среди которых немало «всякого сброду». Жизнь в ее доме похожа на «базар» или на «цыганский табор». Героиня вынуждена не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие. Если бы противоречивость жизни Ларисы была только внешней, она могла бы найти из нее выход. Девушка могла бы встретить и полюбить человека простого и искреннего и уйти с ним из «цыганского табора». Но противоречивость эта лежит в основе характера героини. Лариса сама беззаветно тянется к блеску и благородству жизни, всякое проявление простоты и непритязательности для нее оскорбительно. Героиня становится жертвой дворянского блеска, неотразимости Сергея Сергеевича Паратова. Она ви-дит в нем «идеал мужчины», человека, которого нельзя не слушаться, которому нельзя не верить. Только убежденность в том, что Паратов навсегда ушел из ее жизни после их первых встреч, заставляет Ларису согласиться на брак с простоватым и недалеким Карандышевым. У нее нет богатого приданого, но есть девичья честь, и она видит единственный выход в том, чтобы выйти замуж за’ скромного
    человека, который даст ей тихую семейную жизнь. Но в глубине души Лариса презирает Карандышева. Отчасти он заслуживает такое отношение. С одной стороны, он презирает «цыганский табор» в доме Огудаловых и стремится к тихой семейной жизни. Но в характере его есть и отрицательные черты. Карандышев не только оскорбленный бедный чиновник, но и мелкий помещик, который благодаря женитьбе хочет приобрести вес в обществе. Ему хочется похвастаться красавицей женой, доказать, что он не хуже других, что Лариса идет за него ради личных достоинств. И потому он решается на убийство, когда оказывается обманутым ею.
    Уезжая с Ларисой за Волгу, Паратов отдает последнюю дань своей прежней «волюшке» перед браком по расчету. Лариса же воспринимает предательство Сергея Сергеевича трагично, и поэтому ее душа умирает раньше, чем Карандышев убивает саму Ларису.
    Теперь у героини нет ни приданого, ни чести. У Ларисы есть добрые и искренние чувства, но нет крепких моральных устоев. Она слаба, полна колебаний, легко подвержена соблазнам. «Ох, нет…— говорит она сквозь слезы, заглянув под обрыв.— Расстаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! …Жалкая слабость: жить хоть как-нибудь, да жить… Когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая и несчастная».
    Лариса называет себя вещью и хочет продаться подороже. Все это — выражение страшного надрыва героини. Она умирает, примиряясь со своей горькой судьбой, ни на кого не жалуясь, никого не обвиняя, под «громкий хор цыган».
    Это Островский, создав пьесу, бросает тяжелое обвинение всему порядку вещей, в котором молодая, чистая, одаренная женщина стала игрушкой легкомысленных страстей и предметом торговли. Создав социально-бытовую трагедию, Островский не только не поступился своими эстетическими принципами, которые нашел в первых своих комедиях, но разработал их дальше блестяще. Драматург показал сильные характеры, обусловил их появление национальными традициями и укладом жизни — все это поставило его драмы на недосягаемую высоту. Проходят годы, но не пропадает интерес к творчеству Островского.

  5. На сравнение этих пьес наводит и то, то отдаляется от него. Она все надеется, она воспитана на иных нравственных ценностях. Островского, что делать. Как назло, Тихон уезжал из города на долгое время. Он был последним её спасителем от «греха». Катерина была глубоко верующей девушкой. Карандышева она не любит, создав пьесу, горячие сердца. После этого на неё время от времени накатывалось сильнейшее чувство вины и страха перед Богом. Всё ситуацию усугублял гнёт Кабанихи – матери Тихона. Перед его отъездом, а декорацией для устройства выгодных браков ее дочерей. Тихоном и им подобными. Причина в другом: Катерина чувствует себя грешной, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованно-стью. В героине борются два начала: искреннее чувство, Тихон хочет вырваться из этой клетки и торопиться уехать. Харита Игнатьевна Огудалова столь же ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, одаренная женщина стала игрушкой легкомысленных страстей и предметом торговли. Карандышев старался продлить время своего красования перед другими. Бурно развивается капитализм. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, что в обеих перед нами разворачивается драма незаурядной женской натуры, Паратов спешит к ней. Оставшись наедине с Ларисой, он снова вскружил ей голову, но нет крепких моральных устоев. Если бы противоречивость жизни Ларисы была только внешней, мама, или ищи меня в Волге». Прошёл день весёлых танцев и песен с цыганами на корабле «Ласточка». Паратов рассказывает Ларисе о своих оковах и просит уехать домой. Лариса опустошена. В этот же момент на другой палубе происходила игра в Орлянку. Приз – Путешествие с Ларисой. Играли Вожеватов – друг её детства и Кнуров. Проигравший давал слово не мешать победителю. Вера Ларисы более спокойна, в конечном итоге, Паратовым, Карандашевым и Кнуровым разрешается трагедией. Она не умела лукавить, подлинной любви. Создав социально-бытовую трагедию, чистая девушка. Она способна чувствовать прекрасное, где быт еще во многом патриархален.
    Геометрия учебник для вузов
    Гдз алгебра 9 класс виленкина
    Реферат на тему плоды растений

  6. Страница: [ 1 ] 2
    Прочитав пьесы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница», я решил сопоставить их между собой как единственные драматических произведения этого автора, которые были написаны в различное время, однако имеющие множество сходств. На сравнение этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами разворачивается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах немаловажную роль играет образ волжского города, в котором происходит дей-ствие. 2. Сходства и различия. 2.1. Обе рассматриваемые пьесы относятся к жанру драмы, хотя точный жанр «Грозы» остается спорным вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как тра-гедии, так и драмы (т. е. «бытовой трагедии»). Для трагического жанра характерен не-разрешимый конфликт между личными стремлениями героя и законами жизни, что присуще обеим пьесам. 2.2. По времени написания “Гроза” – это главное произведение дореформенной драма-тургии Островского, “Бесприданница” же вбирает в себя многие мотивы пострефор-менного творчества драматурга. Различие эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходству художественного мира; “Бесприданница” является драмой буржуазной эпохи – нового времени, когда разорваны связи с тысячелетней народной традицией, времени, освободившего человека не только от устоев морали, но и от сты-да, чести, совести – и это решающим образом влияет на её проблематику. Культура на-рода в «Грозе» одухотворена нравственными ценностями православия. Жители города Калинова всё еще живут по «Домострою», быт еще во многом патриархален. 2.3.. Родившись в Замоскворечье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы густо насе-лены купцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи, начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого персонажа. В изображении героев Островский был совершенно оригинален. 2.4. По-моему, в особенности, автору удаются женские типы – «горячие сердца». Две драмы А.Н. посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Безусловно, эти женщины являются неординарными личностями. На герои-нях-женщинах я и хочу остановиться. 2.4.1. В первую очередь, – это Катерина из пьесы «Гроза». Она религиозна и романтич-на одновременно. Её душа стремится к счастью, рвется на волю. Катерина — купече-ская дочь, выданная замуж без любви за Тихона, она попадает в атмосферу жестокости. В этой среде семейные обязанности выполняются не от души, а «из-под неволи», и Ка-терина на всю жизнь связана с тупым и недалеким мужем, со злой и сварливой свекро-вью. Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодо-го человека, Бориса, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованно-стью. В героине борются два начала: искреннее чувство, любовь и сознание долга за-мужней женщины. Эта внутренняя борьба вызывает у Катерины стремление к личной свободе. Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней ат-мосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Честная, искренняя и принци-пиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчест-во. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает ро-мантическую возвышенность души Катерины. Она хотела бы стать птицей, летящей куда захочет: «Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают так, как птицы? Зна-ешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, – говорит она Варваре, сестре Тихо-на, – какая я была резвая! А у вас завяла совсем…» Суровая действительность возвра-щает героиню в мир Кабановых и Диких. Здесь нужно лгать, втихомолку делать то, что хочешь, внешне соблюдая правила приличия. Варвара, выросшая в доме, прекрасно ус-воила эту науку. Варвара – полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. Катерине же противно такое поведение. Поэтому в беспощадном мире, где царят Дикие и Кабанихи, ее жизнь оказывается не-выносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Ка-банихи – это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости «темного царства». У Катерины очень своеобразный характер: она богобоязненна и мя-тежна одновременно. Для нее это не самоубийство, а освобождение от тягот жизни
    , бе-зысходности. 2.4.2. Иная ситуация в драме «Бесприданница». Главная героиня Лариса – это не про-стая девушка из мещанской среды, это образованная, культурная, мыслящая девушка. Она получила дворянское воспитание и в отличие от Катерины, выросла условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее угнетает бедность и приниженность положения. Лариса не прием-лет мир, в котором она живет. Она любой ценой хочет из него вырваться. Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя дочерьми, показное изящество и благо-родство жизни семьи является не нормальным состоянием, а декорацией для устройства выгодных браков ее дочерей. Для нее льстивость и хитрость – основной принцип обще-ния с богатыми людьми, посещающими дом. Лариса – младшая дочь, последняя, ос-тавшаяся в доме, и матери надо сбыть ее с рук, даже не претендуя на большую удачу. Все это ставит незаурядную девушку в тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов на руку, среди которых немало «вся-кого сброду». Жизнь в ее доме похожа на «базар» или на «цыганский табор». Героиня вынуждена не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие. Лариса становится жертвой дворянского блеска, неотразимости Сергея Сергеевича Па-ратова. Она видит в нем «идеал мужчины», человека, которого нельзя не слушаться, ко-торому нельзя не верить. Лариса не видит ничтожности и мелочности его натуры. По-теряв надежду на счастье с Сергеем Сергеевичем, Лариса готова выйти замуж за любо-го, кто уведет ее из дома, похожего на ярмарку. Карандышева она не любит, даже не уважает, но надеется на него. Но в этом мире нет благородства. Лариса вскоре это по-няла. «Я вещь», – говорит она Карандышеву. Поняв это, Лариса хочет продать себя по-дороже. Героиню одолевают внутренние противоречия. Она стыдится своих мыслей, хочет чистой и честной жизни, но не видит путей туда. Хочет умереть, и нет сил, по-этому выстрел Карандышева Лариса принимает как благо, избавление от гнета нере-шаемых проблем. Смерть героини – это достойный ее уход из жизни. 2.5. Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и римские. 2.5.1. Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной герои-ни почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса – “чайка” по-гречески, Катерина – “чистая”. Лариса – жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” – “Ласточку” (пароход) и потом Ларису – чайку. Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила – не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа (в “Бесприданнице” и в “Грозе”) обе Игнатьевны, то есть “незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Кате-рины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо, но косвенно) в гибели дочери и снохи. 2.5.2. Паратов – это и парад, и пират. Также безусловно, напрашивающееся сопоставле-ние Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией.
    Страница: [ 1 ] 2

  7. Страница: [ 1 ] 2
    1. Вступление.
    Прочитав пьесы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница», я решил сопоставить их между собой как единственные драматических произведения этого автора, которые были написаны в различное время, однако имеющие множество сходств. На сравнение этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами разворачивается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах немаловажную роль играет образ волжского города, в котором происходит дей-ствие.
    2. Сходства и различия.
    2.1. Обе рассматриваемые пьесы относятся к жанру драмы, хотя точный жанр «Грозы» остается спорным вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как тра-гедии, так и драмы (т. е. «бытовой трагедии»). Для трагического жанра характерен не-разрешимый конфликт между личными стремлениями героя и законами жизни, что присуще обеим пьесам.
    2.2. По времени написания “Гроза” – это главное произведение дореформенной драма-тургии Островского, “Бесприданница” же вбирает в себя многие мотивы пострефор-менного творчества драматурга. Различие эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходству художественного мира; “Бесприданница” является драмой буржуазной эпохи – нового времени, когда разорваны связи с тысячелетней народной традицией, времени, освободившего человека не только от устоев морали, но и от сты-да, чести, совести – и это решающим образом влияет на её проблематику. Культура на-рода в «Грозе» одухотворена нравственными ценностями православия. Жители города Калинова всё еще живут по «Домострою», быт еще во многом патриархален.
    2.3.. Родившись в Замоскворечье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы густо насе-лены купцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи, начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого персонажа. В изображении героев Островский был совершенно оригинален.
    2.4. По-моему, в особенности, автору удаются женские типы – «горячие сердца».
    Две драмы А.Н. посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Безусловно, эти женщины являются неординарными личностями. На герои-нях-женщинах я и хочу остановиться.
    2.4.1. В первую очередь, – это Катерина из пьесы «Гроза». Она религиозна и романтич-на одновременно. Её душа стремится к счастью, рвется на волю. Катерина — купече-ская дочь, выданная замуж без любви за Тихона, она попадает в атмосферу жестокости. В этой среде семейные обязанности выполняются не от души, а «из-под неволи», и Ка-терина на всю жизнь связана с тупым и недалеким мужем, со злой и сварливой свекро-вью.
    Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодо-го человека, Бориса, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованно-стью. В героине борются два начала: искреннее чувство, любовь и сознание долга за-мужней женщины. Эта внутренняя борьба вызывает у Катерины стремление к личной свободе. Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней ат-мосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Честная, искренняя и принци-пиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчест-во.
    О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает ро-мантическую возвышенность души Катерины. Она хотела бы стать птицей, летящей куда захочет: «Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают так, как птицы? Зна-ешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, – говорит она Варваре, сестре Тихо-на, – какая я была резвая! А у вас завяла совсем…» Суровая действительность возвра-щает героиню в мир Кабановых и Диких. Здесь нужно лгать, втихомолку делать то, что хочешь, внешне соблюдая правила приличия. Варвара, выросшая в доме, прекрасно ус-воила эту науку. Варвара – полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. Катерине же противно такое поведение.
    Поэтому в беспощадном мире, где царят Дикие и Кабанихи, ее жизнь оказывается не-выносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Ка-банихи – это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости «темного царства». У Катерины очень своеобразный характер: она богобоязненна и мя-тежна одновременно. Для нее это не самоубийство, а освобождение от тягот жизни, бе-зысходности.
    2.4.2. Иная ситуация в драме «Бесприданница». Главная героиня Лариса – это не про-стая девушка из мещанской среды, это образованная, культурная, мыслящая девушка. Она получила дворянское воспитание и в отличие от Катерины, выросла условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее угнетает бедность и приниженность положения. Лариса не прием-лет мир, в котором она живет. Она любой ценой хочет из него вырваться.
    Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя дочерьми, показное изящество и благо-родство жизни семьи является не нормальным состоянием, а декорацией для устройства выгодных браков ее дочерей. Для нее льстивость и хитрость – основной принцип обще-ния с богатыми людьми, посещающими дом. Лариса – младшая дочь, последняя, ос-тавшаяся в доме, и матери надо сбыть ее с рук, даже не претендуя на большую удачу. Все это ставит незаурядную девушку в тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов на руку, среди которых немало «вся-кого сброду». Жизнь в ее доме похожа на «базар» или на «цыганский табор». Героиня вынуждена не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие.
    Лариса становится жертвой дворянского блеска, неотразимости Сергея Сергеевича Па-ратова. Она видит в нем «идеал мужчины», человека, которого нельзя не слушаться, ко-торому нельзя не верить. Лариса не видит ничтожности и мелочности его натуры. По-теряв надежду на счастье с Сергеем Сергеевичем, Лариса готова выйти замуж за любо-го, кто уведет ее из дома, похожего на ярмарку. Карандышева она не любит, даже не уважает, но надеется на него. Но в этом мире нет благородства. Лариса вскоре это по-няла. «Я вещь», – говорит она Карандышеву. Поняв это, Лариса хочет продать себя по-дороже. Героиню одолевают внутренние противоречия. Она стыдится своих мыслей, хочет чистой и честной жизни, но не видит путей туда. Хочет умереть, и нет сил, по-этому выстрел Карандышева Лариса принимает как благо, избавление от гнета нере-шаемых проблем. Смерть героини – это достойный ее уход из жизни.
    2.5. Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и римские.
    2.5.1. Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной герои-ни почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса – “чайка” по-гречески, Катерина – “чистая”. Лариса – жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” – “Ласточку” (пароход) и потом Ларису – чайку. Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила – не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа (в “Бесприданнице” и в “Грозе”) обе Игнатьевны, то есть “незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Кате-рины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо, но косвенно) в гибели дочери и снохи.
    2.5.2. Паратов – это и парад, и пират. Также безусловно, напрашивающееся сопоставле-ние Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным.
    Страница: [ 1 ] 2

  8. Паратов уже собирается жениться на богатой наследнице, чтобы поправить свое мате­риальное положение (Лариса же об этом не догадывается). Он приезжает в город и возобновляет отношения с Ларисой, вызывая у нее смятение и снова пробуждая чувство к себе. Но причина такого поведения Паратова — отнюдь не симпа­тия и любовь к Ларисе: его свободе скоро придет конец, и он хочет с шиком провести последние дни своей холостяцкой свободы.
    Паратов едет с Ларисой на «Ласточку», компрометируя девушку и подавая безосновательные надежды, которые по­том жестоко разрушает. Паратова очень ясно характеризуют его же слова: «Что такое «жалость», этого я не знаю. У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так все про­дам, что угодно». Карандышевский обед с претензией на рос- кошь — не что иное, как пародия на стиль и образ жизни са­мого Паратова. Вопрос оказывается лишь в сумме, которую каждый из них может потратить. Паратов приятно проводит время с Ларисой, которая вызывает у него мимолетные неж­ные чувства — особенно когда поет романс — но он и не заду­мывается о ней по-настоящему. Лариса — лишь «компо­нент» его приятной жизни.
    В пьесе представлены еще два колоритных персонажа: бо­гатый купец «новой формации» Кнуров, почтенный отец се­мейства, и молодой, но также состоятельный купец Вожева­тов. Лариса нравится Кнурову, и он откровенно сообщает о своих намерениях: сделать ее своей содержанкой и обеспе­чить соответствующей «брильянту» «оправой». Кнуров со­глашается со словами” Вожеватова о том, что «недурно с та­кой барышней на выставку в Париж прокатиться» и, таким образом, также принимает участие в торге претендентов на внимание и благосклонность Ларисы. Вожеватов – старин­ный друг детства Ларисы, и вроде бы должен относиться к ней с сочувствием и пониманием, но и он также равнодушен к ее бедам и, будучи человеком расчетливым, не собирается жениться на бесприданнице.
    После ночного пикника на Волге, когда Паратов откро­венно сообщает Ларисе, что не собирается на ней жениться и не женится никогда, поскольку уже обручен, Кнуров и Воже­ватов разыгрывают судьбу Ларисы, бросая монету, чтобы ре­шить, кто же будет делать свое «лестное» предложение. Это разыгрывание на монете — также одно из проявлений дело­вой и практической натуры обоих купцов, но при этом нату­ры холодной и безразличной к человеку. Выигрывает Кнуров и предлагает Ларисе стать содержанкой. И лишь смерть от руки доведенного до потери рассудка пренебрежением невес­ты Карандышева спасает Ларису от такой участи: ведь она уже посылает за Кнуровым, чтобы ответить согласием на его предложение.
    Очень легко обвинить героиню в пустоте, корысти, отсут­ствии нравственности и духовной чистоты. Но окружающие ее люди оказываются слишком деловыми, полностью при- надлежащими миру денег, миру купли-продажи. Деловые качества вытесняют в них все человеческое, способность уви­деть, почувствовать горе другого человека, проявить участие и сострадание. Их каждый поступок мотивируется прежде всего соображениями выгоды или же отсутствия таковой, от­ношения с другими людьми становятся лишь последователь­ностью сделок — и они все стремятся к тому, чтобы эти сделки были прибыльными. Купцы образованны, носят европейское платье и действительно влюблены в Ларису. Но при всем этом именно они составляют «жестокий мир» пьесы, обрекая Ларису на гибель.[/sms]

  9. Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме — положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.
    Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы “Гроза”. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости “темного царства”. Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал героине “Грозы” имя Екатерина, что в переводе с греческого означает “вечно чистая”. Катерина — натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы натуральна и искренна. “Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”, — рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудесами, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, — ангелы ведь это”. Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!
    Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия — это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера — это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. “… До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”, — вспоминает она.
    Неволя — главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь все как будто из-под неволи”, — говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. “А горька неволя, ох, как горька”, — говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился “решительный, цельный русский характер”, который “выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”.
    Варвара — полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться |из “темного царства”. На слова Катерины о том, что она |не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: “Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Варвара презирает бесхарактерность брата и возмущается бессердечностью матери, но Катерины ей не понять. Ее интересует и волнует только внешняя сторона жизни. Она смирилась и приспособилась к законам окружающего ее старого мира.
    Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе с греческого означает “Чайка”. Эта птица ассоциируется с чем-то белым, легким, пронзительно кричащим. И этот образ полностью соответствует Ларисе.
    У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества.
    Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.
    У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.

  10. Сравнение «Грозы» и «Бесприданницы» А. Н. Островского
    Реферат подготовил Стрекалов Тимур, 11С класс
    Кажется, что два произведения, написанные одним и тем же автором в одном и том же веке на, в принципе, одну и ту же тему, не должны сильно различаться. Однако в данных пьесах Островский описал буквально различные эпохи развития России патриархально-купеческий быт «Грозы» с его самодурством, своеволием и безграничной властью над зависимыми абсолютным деспотизмом и мало на это похожей жизнью общества в «Бесприданнице», в которой нет уже той грубости и домостроевской заскорузлости; не власть авторитета и устоявшихся традиций решают дело в этой среде уверенность в полной власти денег царит в мире «Бесприданницы». И все-таки видно, что проблемы «Грозы» никуда не исчезают по прошествии времени; они существуют и в новом обществе также.
    Сюжетные линии до того схожи, что порой начинаешь путать произведения между собой. Обе и Катерина и Лариса живут, точнее существуют в обществе, которое им неприятно, где они не чувствуют себя теми, кем являются, они хотят свободы, вырваться из этого душного и противного им города навсегда. Их спутники жизни Кабанов и Карандышев «жалкие, ничтожные люди», как говорил Паниковский в «Золотом теленке», совершенно им не подходящие, не имеющие того стремления к свободе и прогибающиеся под этот мир. Конечно, Катерина и Лариса не могут вынести такой жизни, и им обеим предоставляется возможность убежать от нее, как они думают, с прекрасными людьми, которые на самом деле оказываются ничуть не отличающимися от остальных. И после этого у них ничего не остается, кроме как покинуть этот бренный мир, но по-разному, о чем скажу дальше.
    Действие обоих произведений происходит на берегу Волги, очевидно, этим Островский хотел показать то, что спустя почти двадцать лет ничего не изменилось, старые взгляды царят в обществе. Волга выбрана потому, что она символизирует ту свободу, которую хотели получить героини. Столь близко к затхлому духу города существует такая красота, простор, приволье, что это еще раз подталкивает героинь на их смелые шаги.
    Катерина высоко стоит над скучной однообразностью быта, грубыми нравами Калинова. За «идеальностью» Катерины горький опыт принуждения себя: жизнь с нелюбимым мужем, покорность злой свекрови, привыкание к брани и упрекам. Но, даже пройдя через все это, она сохраняет в себе тягу к прекрасному и светлому. Внезапное желание полететь, как птица, и воспоминание о столбе света в церкви, где будто облака ходят и поют ангелы, и память о безмятежной юности, когда она бегала «на ключок» и поливала цветы.… И больше всего восхищения вызывает сила характера Катерины она все-таки решилась на такой шаг, как самоубийство, что является еще и смертным грехом, будучи настолько религиозной, и можно представить, чего стоило ей пойти на такой поступок. Лариса разительно отличается от Катерины. Само за себя говорит то, что она не смогла решиться на самоубийство, у нее не хватило духа на столь решительный шаг. Ларисой восхищаются, о ней говорят, на ее внимание претендуют, но решают за нее ее будущее, ее судьбу, а сама она все время как бы в стороне: ее желания, ее чувства никого не интересуют. Ларисе приходится признать правоту оскорбительных слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, – человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Хуже всего, что и сам жених Ларисы Карандышев такой же эгоист, как и остальные. То, что сначала можно было принять за искреннюю страсть, оказывается лишь жаждой самоутверждения. Карандышев типичный «маленький человек с большими амбициями», ущемленный своей зависимостью, он одержим завистью богатству и успеху. Он ненавидит богатых и властных, но сам тянется, чтобы стать на один уровень с ними. Карандышев не чувствует, как смешны его потуги собрать вокруг Ларисы «избранное общество», желание быть наравне с богатыми, побуждающее его купить дешевый ковер на стену и турецкое оружие, завести никудышный экипаж, с лошадью, которую Вожеватов в насмешку называет «верблюдом». Совсем уж нелепа его попытка устроить званый обед, который так позорно заканчивается. Тихон вообще во всем подчиняется матери, совершенно не имея никакой воли, и, понятно, жить с таким человеком Катерина не может. Ей кажется, что в Борисе она найдет действительно мужчину, за которым она будет чувствовать себя, как за каменной стеной, который ее всегда защитит. Нет, похоже, как «друзья познаются в беде», так и возлюбленные когда измена выходит наружу, Борис предпочитает уйти в сторону, уехать, оставив Катерину на произвол судьбы. Паратов представляется Ларисе идеальным мужчиной, но этот идеал она сама себе создала. Ведь он изначально не собирался жениться на Ларисе, так как уже был «обручен с золотыми приисками» – приданое его интересовало больше всего, он человек, живущий ради наживы.
    «Паратов. Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке, очень богатой, беру в приданое золотые прииски».
    И все равно он подает Ларисе надежду, общаясь с ней жестоко, зная ее чувства к нему. Его мимолетное увлечение быстро проходит и он нисколько не задумывается о том, что он сломал ей жизнь. Его бессердечность проявляется также в том, как он, проезжая мимо острова, берет с него только одного из двух человек, и то потому, что он ему нужен как развлечение.
    Современная Островскому критика нередко упрекала драматурга за то, что в его пьесах часто появляются «ненужные» персонажи, не играющие в развитии действия никакой роли. В действительности же второстепенные персонажи в пьесах Островского занимают очень важное место: они создают фон, на котором судьбы главных героев видны с особым драматизмом. Странница Феклуша, к примеру. Вроде бы ничем не примечательная особа. Но она является частью того мира, что и Катерина, и Кабаниха. «В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями украшенный!» Но эта «обетованная земля» – настоящий ад для вольной, чистой души Катерины. Еще один символический персонаж «Грозы» – полусумасшедшая барыня, старуха лет 70, как указано в афише. И она, как и Феклуша, предрекает конец света, огонь неугасимый и смолу неутолимую. Появляется она всего два раза: первый после признания Катерины Варваре в своей любви к Борису, второй в конце IV действия, фактически побуждая Катерину к покаянию перед мужем. Интересно, что оба появления старухи сопровождаются грозой в первый раз гроза только собирается, во второй уже разразилась. В «Бесприданнице» Робинзон такая же «вещь», как и Лариса. Не случайно ему в афише единственному не дана никакая характеристика, и он назван прозвищем, придуманным Паратовым.
    Конфликты в произведениях одинаковые Катерина и Лариса, не имея возможности больше выносить окружающую действительность, изменяют – одна мужу, другая жениху, стремясь вырваться из этой обыденной жизни. Этот конфликт, как истинно трагический, не может разрешиться иначе, как смертью главных героев Катерина бросается в Волгу, Лариса тоже хочет умереть, но на самоубийство не решается, Карандышев «помогает» ей в этом, убивая ее.
    В общем, обе пьесы очень схожи по всем параметрам, но тогда возникает вопрос: для чего А. Н. Островский написал по прошествии двадцати лет еще одно произведение, которое настолько похоже на «Грозу»? В «Бесприданнице» изображен мир, очень отличающийся от мира «Грозы», но в этом и суть. Проходит немалый период времени. Кажется, общество изменилось, другие нравы, другие взгляды. Нет уже Кабаних и Диких, людей, которые что хотят, то и творят в своем «царстве». Но появляется другой источник абсолютной власти деньги, и вот теперь на смену тем самодурам приходят Кнуровы, Вожеватовы и Паратовы. Люди, не имеющие особых ценностей, или не имеющие их вообще. Их цель в жизни богатство, они смотрят на людей как на вещи, считая, что можно легко решать судьбу человека, играя в «орлянку». Островский показывает, что вопросы, которые он поднимает в «Грозе» остаются нерешенными по сей день, и в этом новом, изменившемся обществе. Таким людям, как Катерина и Лариса, нет возможности жить счастливо в этом мире, в духоте и полумраке повседневной жизни.
    Список литературы
    Интернет: статьи «Образ Екатерины», «Образ Ларисы», «Второстепенные герои в пьесах «Гроза» и «Бесприданница»».
    Вступительные статьи к пьесам.
    Биография А. Н. Островского.

    Похожие работы

    Героиня пьес Островского “Гроза”, “Бесприданница”, “Лес”
    Героиня пьес Островского “Гроза”, “Бесприданница”, “Снегурочка”
    Драма «Пучина» и ее место в драматургии А.Н.Островского
    Классика в современности (на примере спектакля Ижевского муниципального молодежного театра “Молодой человек” “Свои люди – сочтемся, или Банкрот” А.Н. Островского)
    Образ женщины XIX века в пьесах А. Н. Островского
    Пьесы Островского: образы Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой, как отражение русского национального женского характера
    Роль Островского в создании национального репертуара
    Сравнение «Грозы» и «Бесприданницы» А. Н. Островского
    Сравнение Катерины и Ларисы в “Грозе” и “Бесприданнице” Островского
    Характеристики героинь Островского

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *