Сочинение на тему бессмертные страницы литературы 18 века 9 класс
10 вариантов
Ярчайшим русским писателем конца XVIII в. был крупный представитель сентиментализма Н. М. Карамзин. Серьезный исторический мыслитель и смелый новатор, он задал тон многих литературных жанров, реформировал литературный русский язык, создал новый слог, ориентированный не на книжный стиль, а на разговорную речь культурного общества. Активный представитель европейской культуры и поклонник российской древности, он своим творчеством оставил четкий след в русской литературе конца XVIII–начала XIX в. и обозначил собой целую литературную эпоху – «карамзинский период» (по мнению литературного критика В. Г. Белинского) . В конце XVIII века Николай Михайлович издает повесть «Бедная Лиза». Сюжет произведения простой и внешне незамысловатый. Дворянин Эраст встретил крестьянскую девушку Лизу, они любили друг друга, но вскоре Эраст бросил возлюбленную, чтобы жениться на богатой аристократке. Несчастная влюбленная девушка утопилась, Эраст же всю жизнь испытывал угрызения совести. Карамзин сопереживает Лизе и жалеет ее загубленную жизнь, но не осуждает Эраста. Он возвышает любовь, но вместе с тем демонстрирует всю губительность страсти.
В XVIII веке в мире русской литературы произошло множество изменений: появились новые авторы, стили и жанры, создается новое смелое видение мира. Подводя итоги, можно сказать, что литература за это столетие совершила огромный скачок.
Сочинение » Бедная Лиза – Карамзин » Сочинение на тему «Бессмертные страницы литературы XVIII века»
Каким я увидел XVIII 18 век на страницах стихотворений Г. Р. Державина 9-10 класс (Школьные сочинения)
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям. Спасибо за внимание.
После прочтения стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям», XVIII век представился мне крайне напряжённым, веком, полным разочарований, олицетворяющим недовольство бедных богатыми, слуг властителями, слабых сильными («…доколь вам будет щадить неправедных и злых?», «Не внемлют! Видят – и не знают! Покрыты мздою очеса…»).
В стихотворении герой будто бы представляет читателю своё открытие, разоблачение: «Но вы, как я подобно, страстны, и так же смертны, как и я»
Герой умоляет о справедливости, и голос его – среди миллионов голосов: мужских, женских, детских, старческих, тихих, кричащих, плавных и резких, просящих об одном и том же.
Но миллионы этих голосов теряются за барским басом. И не слышен за барскими приказами единый крик души простолюдина: «Воскресни, Боже! Боже правых! И их молению внемли: приди, суди, карай лукавых, и будь един царём земли!»
Противостояние действительности проглядывает и между строк стихотворения «Памятник». Автор-герой повествует о своих достижениях, не стесняясь сказать о том, что жизнь свою прожил не зря, прожил небанально, смело, имея возможность сказать своё слово, не всегда слышимое, но – своё («…первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить, в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить»). Вообще, Державин «дерзнул в забавном русском слоге» бороться с несправедливостью и беззаконием, царившими в те времена в быту, обществе и власти.
О жизни общества XVIII века можно рассуждать, сравнивая характер Державина с его отношением к людям того времени. В стихотворении «Задумчивость» есть строки: «Я помощи себе между людями не вижу, не ищу, как лишь оставить свет». Значит, борцу за монархию и справедливость общество доверия не внушало…
Однако у Г. Р. Державина много и более оптимистичных стихов: «Деревенская жизнь» («Что нужды мне до града, в деревне я живу, мне звёзд и лент не надо, вельможей не слыву. Богат, коль здрав, обилен, могу поесть, попить; подчас и не бессилен с Миленой пошалить»), «Похвала сельской жизни» («Блажен – кто, удалясь от дел, подобно смертным первородным, не откупным трудом – свободным, на собственных своих волах…»), «На взятие Измаила» («Премудрость царствы управляет, крепит их (россов) – вера, правый суд; их труд и мир обогащает, любовию они цветут»).
Ещё долго можно читать и анализировать стихотворения этого поэта; ещё долго можно расширять и углублять своё представление о России XVIII века, но во всех стихах Державина просматривается суматоха разделения России на крестьян и дворян. Что ж, будем считать, что это и есть основная характеристика XVIII века.
Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
XVIII век – век, несущий ветер перемен, век, в котором господствовали идеалы Просвещения. Великие преобразования Петра I затронули сферу литературы наряду с остальными. В Россию начинают проникать европейские научные и литературные труды, которые были переведены на русский язык, в государстве также вводится гражданский шрифт, появляются первые регулярные газеты и журналы. За это столетие наша литература проделывает огромный путь от классицизма к сентиментализму. Ярчайшими представителями русской литературы XVIII века были Денис Иванович Фонвизин, Александр Николаевич Радищев и Николай Михайлович Карамзин.
Творчество Д. И. Фонвизина.
Главным достижением русской драматургии XVIII века стал творческий взлет Д. И. Фонвизина, в произведениях которого перед читателем встали во весь рост самые насущные нравственные и щекотливые политические вопросы. Герои Фонвизина – не условные комичные маски, чье поведение определяется одним выдающимся недостатком. Это сложные характеры, живые типы того времени. Вершиной творчества драматурга стала комедия «Недоросль», где во главу угла ставится проблема дворянской чести и воспитания. На примере глуповатого и эгоистичного молодого человека Митрофанушки, его матушки Простаковой и его дяди Скотинина показаны дикое невежество, жестокость и отсутствие нравственности у помещиков. В «Недоросле» сохраняются основные черты комедии эпохи классицизма: соблюдаются три единства; имеется герой, вносящий в общество резонанс; персонажи четко разделены на добрых и злых; главные герои носят говорящие имена и фамилии (Простакова, Скотинин, Правдин). Любопытно, что некоторые юмористические персонажи в «Недоросле» вызывают не только веселье. «Недоросль» имеет социально-политическое звучание, противопоставляя героическую эпоху императора Петра I современности Дениса Ивановича – царствованию Екатерины II. Драматург, таким образом, выступал противником усиления деспотизма и отсутствия реального просвещения.
А. Н.Радищев – рабства враг.
«Радищев – рабства враг» – такое четкое определение дал позднее творчеству А. Н. Радищева Пушкин. Центральный вопрос всех аспектов русской жизни того времени – крепостное право – стоит в центре произведений Александра Николаевича «Путешествие из Петербурга в Москву» и оды «Вольность». Автор готов опрокинуть с ног на голову устройство великой Российской империи, истребить на корню общественное устройство, если оно основано на рабстве, слезах и скорби простых людей. В этом радищевский Путешественник предвосхищает бунтарей XIX века. Ода Радищева «Вольность» вошла в состав его главного произведения — «Путешествие из Петербурга в Москву». Это произведение было одновременно и измышлением на тему политики, и очерком современной писателю крестьянской жизни в России, и дневником путешественника между двумя столицами Российской империи.
Сентиментализм Н. М. Карамзина.
Ярчайшим русским писателем конца XVIII в. был крупный представитель сентиментализма Н. М. Карамзин. Серьезный исторический мыслитель и смелый новатор, он задал тон многих литературных жанров, реформировал литературный русский язык, создал новый слог, ориентированный не на книжный стиль, а на разговорную речь культурного общества. Активный представитель европейской культуры и поклонник российской древности, он своим творчеством оставил четкий след в русской литературе конца XVIII–начала XIX в. и обозначил собой целую литературную эпоху – «карамзинский период» (по мнению литературного критика В. Г. Белинского) . В конце XVIII века Николай Михайлович издает повесть «Бедная Лиза». Сюжет произведения простой и внешне незамысловатый. Дворянин Эраст встретил крестьянскую девушку Лизу, они любили друг друга, но вскоре Эраст бросил возлюбленную, чтобы жениться на богатой аристократке. Несчастная влюбленная девушка утопилась, Эраст же всю жизнь испытывал угрызения совести. Карамзин сопереживает Лизе и жалеет ее загубленную жизнь, но не осуждает Эраста. Он возвышает любовь, но вместе с тем демонстрирует всю губительность страсти.
В XVIII веке в мире русской литературы произошло множество изменений: появились новые авторы, стили и жанры, создается новое смелое видение мира. Подводя итоги, можно сказать, что литература за это столетие совершила огромный скачок.
Сочинение » Бедная Лиза – Карамзин » Сочинение на тему «Бессмертные страницы литературы XVIII века»
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ярчайшим русским писателем конца XVIII в. был крупный представитель сентиментализма Н. М. Карамзин. Серьезный исторический мыслитель и смелый новатор, он задал тон многих литературных жанров, реформировал литературный русский язык, создал новый слог, ориентированный не на книжный стиль, а на разговорную речь культурного общества. Активный представитель европейской культуры и поклонник российской древности, он своим творчеством оставил четкий след в русской литературе конца XVIII–начала XIX в. и обозначил собой целую литературную эпоху – «карамзинский период» (по мнению литературного критика В. Г. Белинского) . В конце XVIII века Николай Михайлович издает повесть «Бедная Лиза». Сюжет произведения простой и внешне незамысловатый. Дворянин Эраст встретил крестьянскую девушку Лизу, они любили друг друга, но вскоре Эраст бросил возлюбленную, чтобы жениться на богатой аристократке. Несчастная влюбленная девушка утопилась, Эраст же всю жизнь испытывал угрызения совести. Карамзин сопереживает Лизе и жалеет ее загубленную жизнь, но не осуждает Эраста. Он возвышает любовь, но вместе с тем демонстрирует всю губительность страсти.
В XVIII веке в мире русской литературы произошло множество изменений: появились новые авторы, стили и жанры, создается новое смелое видение мира. Подводя итоги, можно сказать, что литература за это столетие совершила огромный скачок.
Сочинение » Бедная Лиза – Карамзин » Сочинение на тему «Бессмертные страницы литературы XVIII века»
Сочинение на тему «Бессмертные страницы литературы 18 века»Темы и идеи литературных произведений 18 века очень разнообразны. Радищев, Карамзин и Державин являются самыми яркими представителями писательской среды того времени. Их можно назвать родоначальниками новой русской литературы.
Карамзин и его «Бедная Лиза»
К концу 18 столетия в литературных кругах России стал зарождаться сентиментализм, направление, в основе которого лежит внутренний мир человека, его переживания и тревоги.
Чистая и наивная девушка Лиза, готовая открыться и предаться чувствам без размышлений, полюбила молодого дворянина. В рассказе описан весь путь от зарождения глубокого чувства до разочарования и горького отчаяния, которые привели к гибели.
Молодой дворянин Эраст тоже человек чувственный, но более слабый, чем главная героиня. Поддавшись страстям, он губит свою возлюбленную, а сам для читателя становится неким злодеем. Но на самом деле он просто легкомысленный человек, не способный на волевое решение и высокие чувства.
Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
Это произведение также имеет нотки сентиментализма. Но здесь эмоции у читателя вызывает рабское, нищенское и беспросветное положение простого русского народа. Описывая тяготы жизни крестьян, Радищев затронул тему неравноправия, что очень не понравилось тогдашним властям.
После прочтения повести, государыня Екатерина II сгоряча хотела казнить вольнодумца, но потом передумала и заменила расправу ссылкой.
Оды Державина сделали настоящий переворот в литературе 18 века. Написанные простым, живым и понятным каждому языком, с добавлением народной поэзии, они внесли огромный вклад в развитие русского языка. Произведения «Фелица», «На взятие Варшавы» и другие были оценены на государственном уровне.
Ломая рамки и стили, поэт вносил новые тенденции в литературу того времени. К произведениям Державина, написанным в стиле классицизма, в основе которого лежит рационализм, относится широко известная его ода «Властителям и судьям». В ней он говорит людям, что единственный судья над ними — это Бог, и все должны подчиняться только его воле. Нельзя забывать о чести, справедливости и долге.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
В прозе типичными формами сентиментализма стали повесть и путешествие. Оба жанра связаны с именем Карамзина. Образцом жанра повести для русского читателя стала “Бедная Лиза”, а путешествия — его “Письма русского путешественника”.
Популярность “Бедной Лизы” не ослабевала в течение нескольких десятилетий. Она и сейчас читается с живым интересом. Повесть написана от первого лица, за которым подразумевается сам автор. Перед нами рассказ-воспоминание. Герой-автор сначала подробно сообщает о себе, о любимых местах в Москве, которые влекут его и которые он охотно посещает. Это настроение включает и романтичность (“великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце; когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!”), и пасторальность (“Внизу расстилаются тучные, густозеленые, цветущие луга”), и мрачные предчувствия, навеянные монастырским кладбищем и рождающие мысли о смертной доле человека.
Печальная история Лизы рассказана устами автора-героя. Вспоминая о семье Лизы, о патриархальном быте, Карамзин вводит знаменитую формулу “и крестьянки любить умеют!”, которая по-новому освещает проблему социального неравенства. Грубость и невоспитанность душ — не всегда удел бедняков.
Карамзин с полнотой и подробностями описывает смену настроений Лизы от первых признаков вспыхнувшей влюбленности до глубокого отчаяния и безысходного страдания, приведшего к самоубийству.
Лиза не читала никаких романов, и ей не приходилось раньше переживать этого чувства даже в воображении. Поэтому сильнее и радостнее открывалось оно в сердце девушки при ее встрече с Эрастом. С каким необыкновенным возвышенным чувством описывает автор первую встречу молодых людей, когда Лиза угощает Эраста свежим молоком. “Незнакомец выпил — и нектар из рук Гебы не мог показаться ему вкуснее”. Лиза влюбляется, но вместе с любовью приходит и страх, она боится, что гром убьет ее, как преступницу, ибо “исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”.
Карамзин намеренно уравнял Эраста и Лизу в общечеловеческом плане, — они оба натуры, способные к богатым душевным переживаниям. Вместе с тем Карамзин не лишил героев индивидуальности. Лиза — дитя природы и патриархального воспитания. Она чиста, наивна, бескорыстна и потому менее защищена от внешней среды и ее пороков. Ее душа открыта естественным порывам чувств и готова предаться им без размышлений. Цепь событий приводит к тому, что Эраст, проигравшись в карты, должен жениться на богатой вдове, а Лиза, покинутая и обманутая, бросается в пруд.
Заслуга Карамзина состояла в том, что в его повести нет злодея, а есть обыкновенный “малый”, принадлежащий к светскому кругу. Карамзин первым увидел этот тип молодого дворянина, в какой-то степени предшественника Евгения Онегина. “Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою”. Доброе от природы сердце роднит Эраста с Лизою, но в отличие от нее он получил книжное, искусственное воспитание, его мечтания безжизненны, а характер испорчен и нетверд.
Не снимая вины с Эраста, писатель сочувствует ему. Пороки героя коренятся не в его душе, а в нравах общества, считает Карамзин. Социальное и имущественное неравенство разлучает и губит хороших людей и становится препятствием для их счастья. Поэтому повесть заканчивается умиротворяющим аккордом.
“Бедная Лиза” вызвала целую волну подражаний: “Бедная Маша” Измайлова, “Александр и Юлия” Львова, “Обольщенная Генриетта” Свечинского и множество других. Разнообразные по своему характеру, произведения эти группируются по способу выражения “чувствительности”. Одни авторы предпочитают раскрывать свое сердце, отвлекаясь от какого-либо сюжета. Другие, напротив, используют сюжет с множеством конфликтов и коллизий. Появились также произведения “умозрительные”, в которых обосновывалась польза сентиментального воспитания. Примером таких сочинений служила повесть Георгиевского “Евгения, или Письма к другу”. Герой пишет письма к другу, в которых сообщает, как он женился, как он и жена рассуждают о воспитании сына. Письма передают не столько внешнюю канву событий, сколько напряженную внутреннюю жизнь героя.
В 1810-е годы обнаруживаются признаки кризиса сентиментализма.
Появилось много подражателей и эпигонов, упростивших философский смысл представлений Карамзина и его сторонников. Ложная чувствительность, выспренный и напыщенный язык усиливали недовольство читателей сентиментальной повестью.
Однако надо сказать, что стилистические штампы и витиеватый слог свойственны всем писателям данного направления. Проза в те годы только еще искала свой стиль. Выражение психологических состояний человека представляло огромную трудность из-за необработанности русского литературного языка.
В этих условиях образцом для выражения эмоционального состояния служил язык поэзии. Поэтому особенности языка поэзии прямо переносились в прозу, и писатели старались писать прозу так, как пишут стихи. Но это порождало “сладость” стиля, над которыми сами же писатели иронизировали. Так, автором “массового” сентиментализма был П.Шаликов. Поэт Туманский писал о нем:
Писатель Нуликов так сладостно поет,
Что уж пора б ему назваться без хлопот
Но жизнь жанра не завершилась. Что касается путешествия, вобравшего в себя повесть, историю, мемуары, политический очерк, бытовую сценку, то оно приобрело другие литературные формы: роман приключений, роман путешествий, путевой очерк. Глубина содержания путешествия определялась теперь всем духовным миром автора. Лучшие произведения русских пиcателей в жанре путешествия — “Письма русского офицера” Ф. Глинки, путевая публицистика В. Кюхельбекера, “Путешествие в Арзрум” А. Пушкина, “Фрегат Паллада” И. Гончарова — отвечают новым читательским ожиданиям, так как в них представлена личность путешественника-собеседника.
Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызвала неподдельный интерес к человеку. Любовь, вера в спасительность собственного чувства, холод и враждебность жизни, осуждение общества — со всем этим можно встретиться, если перелистать страницы произведений русской литературы, и не только XIX в., но и века двадцатого.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Однако надо сказать, что стилистические штампы и витиеватый слог свойственны всем писателям данного направления. Проза в те годы только еще искала свой стиль. Выражение психологических состояний человека представляло огромную трудность из-за необработанности русского литературного языка.
В этих условиях образцом для выражения эмоционального состояния служил язык поэзии. Поэтому особенности языка поэзии прямо переносились в прозу, и писатели старались писать прозу так, как пишут стихи. Но это порождало “сладость” стиля, над которыми сами же писатели иронизировали. Так, автором “массового” сентиментализма был П.Шаликов. Поэт Туманский писал о нем:
Писатель Нуликов так сладостно поет,
Что уж пора б ему назваться без хлопот
Но жизнь жанра не завершилась. Что касается путешествия, вобравшего в себя повесть, историю, мемуары, политический очерк, бытовую сценку, то оно приобрело другие литературные формы: роман приключений, роман путешествий, путевой очерк. Глубина содержания путешествия определялась теперь всем духовным миром автора. Лучшие произведения русских пиcателей в жанре путешествия — “Письма русского офицера” Ф. Глинки, путевая публицистика В. Кюхельбекера, “Путешествие в Арзрум” А. Пушкина, “Фрегат Паллада” И. Гончарова — отвечают новым читательским ожиданиям, так как в них представлена личность путешественника-собеседника.
Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызвала неподдельный интерес к человеку. Любовь, вера в спасительность собственного чувства, холод и враждебность жизни, осуждение общества — со всем этим можно встретиться, если перелистать страницы произведений русской литературы, и не только XIX в., но и века двадцатого.
Сочинение на тему «Бессмертные страницы литературы XVIII века»XVIII век – век, несущий ветер перемен, век, в котором господствовали идеалы Просвещения. Великие преобразования Петра I затронули сферу литературы наряду с остальными. В Россию начинают проникать европейские научные и литературные труды, которые были переведены на русский язык, в государстве также вводится гражданский шрифт, появляются первые регулярные газеты и журналы. За это столетие наша литература проделывает огромный путь от классицизма к сентиментализму. Ярчайшими представителями русской литературы XVIII века были Денис Иванович Фонвизин, Александр Николаевич Радищев и Николай Михайлович Карамзин.
Творчество Д. И. Фонвизина.
Главным достижением русской драматургии XVIII века стал творческий взлет Д. И. Фонвизина, в произведениях которого перед читателем встали во весь рост самые насущные нравственные и щекотливые политические вопросы. Герои Фонвизина – не условные комичные маски, чье поведение определяется одним выдающимся недостатком. Это сложные характеры, живые типы того времени. Вершиной творчества драматурга стала комедия «Недоросль», где во главу угла ставится проблема дворянской чести и воспитания. На примере глуповатого и эгоистичного молодого человека Митрофанушки, его матушки Простаковой и его дяди Скотинина показаны дикое невежество, жестокость и отсутствие нравственности у помещиков. В «Недоросле» сохраняются основные черты комедии эпохи классицизма: соблюдаются три единства; имеется герой, вносящий в общество резонанс; персонажи четко разделены на добрых и злых; главные герои носят говорящие имена и фамилии (Простакова, Скотинин, Правдин). Любопытно, что некоторые юмористические персонажи в «Недоросле» вызывают не только веселье. «Недоросль» имеет социально-политическое звучание, противопоставляя героическую эпоху императора Петра I современности Дениса Ивановича – царствованию Екатерины II. Драматург, таким образом, выступал противником усиления деспотизма и отсутствия реального просвещения.
А. Н.Радищев – рабства враг.
«Радищев – рабства враг» – такое четкое определение дал позднее творчеству А. Н. Радищева Пушкин. Центральный вопрос всех аспектов русской жизни того времени – крепостное право – стоит в центре произведений Александра Николаевича «Путешествие из Петербурга в Москву» и оды «Вольность». Автор готов опрокинуть с ног на голову устройство великой Российской империи, истребить на корню общественное устройство, если оно основано на рабстве, слезах и скорби простых людей. В этом радищевский Путешественник предвосхищает бунтарей XIX века. Ода Радищева «Вольность» вошла в состав его главного произведения — «Путешествие из Петербурга в Москву». Это произведение было одновременно и измышлением на тему политики, и очерком современной писателю крестьянской жизни в России, и дневником путешественника между двумя столицами Российской империи.
Сентиментализм Н. М. Карамзина.
Ярчайшим русским писателем конца XVIII в. был крупный представитель сентиментализма Н. М. Карамзин. Серьезный исторический мыслитель и смелый новатор, он задал тон многих литературных жанров, реформировал литературный русский язык, создал новый слог, ориентированный не на книжный стиль, а на разговорную речь культурного общества. Активный представитель европейской культуры и поклонник российской древности, он своим творчеством оставил четкий след в русской литературе конца XVIII–начала XIX в. и обозначил собой целую литературную эпоху – «карамзинский период» (по мнению литературного критика В. Г. Белинского) . В конце XVIII века Николай Михайлович издает повесть «Бедная Лиза». Сюжет произведения простой и внешне незамысловатый. Дворянин Эраст встретил крестьянскую девушку Лизу, они любили друг друга, но вскоре Эраст бросил возлюбленную, чтобы жениться на богатой аристократке. Несчастная влюбленная девушка утопилась, Эраст же всю жизнь испытывал угрызения совести. Карамзин сопереживает Лизе и жалеет ее загубленную жизнь, но не осуждает Эраста. Он возвышает любовь, но вместе с тем демонстрирует всю губительность страсти.
В XVIII веке в мире русской литературы произошло множество изменений: появились новые авторы, стили и жанры, создается новое смелое видение мира. Подводя итоги, можно сказать, что литература за это столетие совершила огромный скачок.
Сочинение » Бедная Лиза – Карамзин » Сочинение на тему «Бессмертные страницы литературы XVIII века»
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Я анализирую здесь несколько произведений кратко. Вы бери то, что тебе понятнее и ближе.
18 век – “золотой век ” русской литературы.
Я согласна с этим определением послепетровской эпохи, касающейся оценки русской литературы. Принято иное определение. Пушкинская пора – это “золотой век”. Время Блока и Ахматовой,”серебряный век”. Это общепринято. Как же быть?
Я всё же отдала бы часть золотого блеска именно литературе 18 века. И есть за что.
Ведь без этой плеяды поистине золотых умов и талантов, мы не знаем, каким бы языком говорил Пушкин. Какие проблемы поднимал бы Гоголь? О чём писали бы Герцен, Толстой (и далее – везде)
Назову тех, кто в 18 веке создал основу для последующих поколений русских писателей, кем мы заслуженно гордимся, и по сей день с интересом читаем произведения о нашей родине. Реформатор Тредиаковский, просветитель Сумароков, гений Ломоносов, патриарх поэзии Державин, баснописец Крылов, драматург Фонвизин, писатель Радищев, историк и писатель Карамзин.
Конечно же, над всеми парит (царит?) уникальный Ломоносов. Он творец зарождающейся новой литературы. Он и поэт – классицист, он и создатель новой системы русского стихосложения, он и автор теории о трёх “штилях”. НЕ будь у нас “этого первого русского университета ” (перифраз – то есть Ломоносова) , я уверен, не скоро бы Россия заговорила современным языком.
А вельможный Державин, который, по меткому выражению Пушкина их”заметил и в гроб сходя благословил”?. Все мысли патриарха российской поэзии, все его слова, вся его деятельность, его честь – это польза и слава родного Отечества. Философское раздумье “Водопад” – это раздумье о смысле жизни, о человеке. Державин говорил :
Ум и сердце человека
Были гением моим.
А “Памятник”? Ведь Пушкин не только на Горация равнялся в своём поэтическом завещании. На Державина. У него учился любви к народу и Отечеству.
. Особое место занимает среди писателей и “властителей дум “18 века – А. Радищев, первый, кто за печатное слово был сослан и наказан очень жестоко. И начало положила ода”Вольность” Впервые была поднята именно им тема народа, нравственности, восхищения достоинством. трудолюбием, талантом способностью к сопротивлению русского народа.”Путешествие из Петербурга в Москву ” – это песнь о народе : и гимн ему. и поминание, и скорбь … “Анюта из “Едрово ” – идеал писателя.”Спасская Полесть” – аллегория = просветительскому прозрению.
А “сатиры смелый властелин … Фонвизин, друг свободы”? Его бессмертная пьеса “Недоросль “до сих пор – непревзойдённая сатирическая характеристика поместного дворянства. Изучается в школе и вызывает неугасающий интерес школьников. Актуальна и по сей день!
Я уже не говорю о баснях Крылова. В 19 веке “насмешки вечные над львами, над орлами “раздражали. например, Фамусова, а сейчас с удовольствием эти басни читают и изучают школьники, им всё понятно, пороки человеческие через столетия не очень поменялись.
Особое место в ряду литераторов 18 века можно отвести Карамзину. Опять – чудо.”Бедную Лизу”, сентиментальную повесть, читают и и изучают современные школьники и “над вымыслом обливаются слезами ” девчонки, стараясь не повторить ошибок Лизы. А “История Государства Российского?” Настольная книга немалого количества знакомых мне людей.
Многое можно “вменить” в заслугу 18 веку и его литературе.
Подводя итог, могу сказать, что 18 век – это этап становления духовной культуры национального самосознания моего народа. В это время просветителями века были заложены основы идейных представлений, тем, жанров. Оформился классицизм, преобразовалось стихосложение, начал формироваться русский литературный язык, создана была периодическая печать (Сумароков. Новиков, Крылов) , что привело литературу к дальнейшему расцвету.
Николай Михайлович Карамзин — представитель сентиментально-романтической линии русской литературы XVIII века. В его творчестве полно и ярко раскрыты художественные возможности сентиментализма.
Чувствительность — так на языке конца XVIII века определяли главное достоинство повестей Карамзина, потому что основное внимание он сосредоточил на психологии героев, достигнув в этом деле высокого мастерства. Как никто из предшествующих русских писателей, он умел показать все перипетии любви, передать тончайшие оттенки чувств, мастерски раскрыть внутренний мир своих героев. Погружая читателей в напряженную эмоциональную атмосферу «нежных страстей» , он учил их сострадать людям. Чувствительным и нежным называли Карамзина. В русской литературе Карамзин был новатором — в области трактовки характеров, тематики и стилистических средств, в области прозаических характеров.
Повесть Карамзина «Бедная Лиза» , написанная в 1792 году и посвященная любовной теме, истории двух любящих сердец, получила особую популярность среди современников. Его герои ищут счастья в любви, но их окружает большой и жестокий мир со своими бесчеловечными и страшными законами. Этот мир лишает героев Карамзина счастья, делает их жертвами, несет им постоянные страдания и обрекает на гибель.
Лиза жила вместе с матерью в Подмосковье, в небольшом домике на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. И мать, и покойный отец старались привить дочери высокие моральные качества. С детства учили ее, что в этой жизни ничего не дается даром, нужно всего достигать самому. Они и сами придерживались таких же принципов: отец «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь» , а мать оставалась верна памяти мужа и многие годы продолжала проливать о нем слезы, «ибо и крестьянки любить умеют! » Лиза, воспитанная в строгости, «трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и все сие продавала в Москве» .
Мы видим, что горячие симпатии автора неизменно сопутствуют героине, на ее стороне он и в решении главного конфликта. Простая крестьянская девушка с самоотверженным характером (при всем уважении и любви к матери Лиза так и не сказала ей о своих отношениях с Эрастом) полюбила доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Ее чувства были необыкновенно глубоки, постоянны, а главное, бескорыстны. Лиза прекрасно понимала, что никогда не сможет стать женой любимого человека, ведь он «барин» , но, несмотря на это, продолжала самозабвенно любить Эраста «совершенно отдавшись ему, им только жила и дышала.. . и в удовольствии его полагала свое счастье, совершенно не думая о себе» .
Карамзин описывал отношения Лизы и Эраста в пасторальных, идиллических тонах, подчеркивая, что трагический конец их отношений — результат сложившихся обстоятельств и легкомысленного характера главного героя, и причина вовсе не в социальном неравенстве. Эраст — «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» , но «слабым и ветреным сердцем» . «Он вел Рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии» . Вначале Эраст думал только о «чистых радостях» и хотел «жить с Лизою как брат с сестрою» , но переоценил свои силы. Затем, как обычно, пресытившись «наскучившими» отношениями, захотел освободиться от них. Для Лизы же потеря Эраста была равносильна утрате Жизни. Существование без Эраста не имеет для нее смысла, поэтому она кончает жизнь самоубийством.
Драма — не только у Лизы, но и у Эраста. Ведь осудить себя самого на нравственные муки до конца своей жизни — наказание
не меньшее, чем быть осужденным другими. О душевной драме Эраста говорят слова самого автора: «Эраст был до конца своей жизни несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею» . Своего героя Карамзин не считает типичным: «Люди делают много зла — без сомнения — но злодеев мало; заблуждение сердца, безрассудность, недостаток просвещения виною дурных дел… »
Я анализирую здесь несколько произведений кратко .Вы бери то ,что тебе понятнее и ближе .
18 век – “золотой век ” русской литературы .
Я согласна с этим определением послепетровской эпохи ,касающейся оценки русской литературы .Принято иное определение .Пушкинская пора -это “золотой век” .Время Блока и Ахматовой ,”серебряный век” .Это общепринято. Как же быть?
Я всё же отдала бы часть золотого блеска именно литературе 18 века .И есть за что .
Ведь без этой плеяды поистине золотых умов и талантов ,мы не знаем ,каким бы языком говорил Пушкин .Какие проблемы поднимал бы Гоголь? О чём писали бы Герцен ,Толстой ( и далее- везде )
Назову тех ,кто в 18 веке создал основу для последующих поколений русских писателей,кем мы заслуженно гордимся ,и по сей день с интересом читаем произведения о нашей родине . Реформатор Тредиаковский , просветитель Сумароков , гений Ломоносов , патриарх поэзии Державин ,баснописец Крылов ,драматург Фонвизин ,писатель Радищев ,историк и писатель Карамзин .
Конечно же ,над всеми парит ( царит? ) уникальный Ломоносов .Он творец зарождающейся новой литературы.Он и поэт – классицист ,он и создатель новой системы русского стихосложения ,он и автор теории о трёх “штилях”.НЕ будь у нас “этого первого русского университета ” ( перифраз – то есть Ломоносова ) ,я уверен ,не скоро бы Россия заговорила современным языком .
А вельможный Державин ,который ,по меткому выражению Пушкина их”заметил и в гроб сходя благословил”?.Все мысли патриарха российской поэзии ,все его слова ,вся его деятельность ,его честь – это польза и слава родного Отечества .Философское раздумье “Водопад”- это раздумье о смысле жизни ,о человеке .Державин говорил :
Ум и сердце человека
Были гением моим .
А “Памятник”? Ведь Пушкин не только на Горация равнялся в своём поэтическом завещании .На Державина .У него учился любви к народу и Отечеству .
.Особое место занимает среди писателей и “властителей дум “18 века – А.Радищев ,первый ,кто за печатное слово был сослан и наказан очень жестоко .И начало положила ода”Вольность” Впервые была поднята именно им тема народа ,нравственности ,восхищения достоинством .трудолюбием ,талантом способностью к сопротивлению русского народа .”Путешествие из Петербурга в Москву “- это песнь о народе : и гимн ему .и поминание ,и скорбь …”Анюта из “Едрово “- идеал писателя .”Спасская Полесть”- аллегория =просветительскому прозрению .
А “сатиры смелый властелин …Фонвизин ,друг свободы”?Его бессмертная пьеса “Недоросль “до сих пор – непревзойдённая сатирическая характеристика поместного дворянства .Изучается в школе и вызывает неугасающий интерес школьников .Актуальна и по сей день !
Я уже не говорю о баснях Крылова .В 19 веке “насмешки вечные над львами ,над орлами “раздражали .например ,Фамусова ,а сейчас с удовольствием эти басни читают и изучают школьники ,им всё понятно ,пороки человеческие через столетия не очень поменялись .
Особое место в ряду литераторов 18 века можно отвести Карамзину .Опять – чудо .”Бедную Лизу” ,сентиментальную повесть ,читают и и изучают современные школьники и “над вымыслом обливаются слезами ” девчонки ,стараясь не повторить ошибок Лизы.А “История Государства Российского?” Настольная книга немалого количества знакомых мне людей .
Многое можно “вменить” в заслугу 18 веку и его литературе .
Подводя итог ,могу сказать ,что 18 век – это этап становления духовной культуры национального самосознания моего народа .В это время просветителями века были заложены основы идейных представлений ,тем ,жанров .Оформился классицизм ,преобразовалось стихосложение ,начал формироваться русский литературный язык ,создана была периодическая печать (Сумароков .Новиков ,Крылов ),что привело литературу к дальнейшему расцвету .
Ярчайшим русским писателем конца XVIII в. был крупный представитель сентиментализма Н. М. Карамзин. Серьезный исторический мыслитель и смелый новатор, он задал тон многих литературных жанров, реформировал литературный русский язык, создал новый слог, ориентированный не на книжный стиль, а на разговорную речь культурного общества. Активный представитель европейской культуры и поклонник российской древности, он своим творчеством оставил четкий след в русской литературе конца XVIII–начала XIX в. и обозначил собой целую литературную эпоху – «карамзинский период» (по мнению литературного критика В. Г. Белинского) . В конце XVIII века Николай Михайлович издает повесть «Бедная Лиза». Сюжет произведения простой и внешне незамысловатый. Дворянин Эраст встретил крестьянскую девушку Лизу, они любили друг друга, но вскоре Эраст бросил возлюбленную, чтобы жениться на богатой аристократке. Несчастная влюбленная девушка утопилась, Эраст же всю жизнь испытывал угрызения совести. Карамзин сопереживает Лизе и жалеет ее загубленную жизнь, но не осуждает Эраста. Он возвышает любовь, но вместе с тем демонстрирует всю губительность страсти.
В XVIII веке в мире русской литературы произошло множество изменений: появились новые авторы, стили и жанры, создается новое смелое видение мира. Подводя итоги, можно сказать, что литература за это столетие совершила огромный скачок.
Сочинение » Бедная Лиза – Карамзин » Сочинение на тему «Бессмертные страницы литературы XVIII века»
Каким я увидел XVIII 18 век на страницах стихотворений Г. Р. Державина 9-10 класс (Школьные сочинения)
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
После прочтения стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям», XVIII век представился мне крайне напряжённым, веком, полным разочарований, олицетворяющим недовольство бедных богатыми, слуг властителями, слабых сильными («…доколь вам будет щадить неправедных и злых?», «Не внемлют! Видят – и не знают! Покрыты мздою очеса…»).
В стихотворении герой будто бы представляет читателю своё открытие, разоблачение: «Но вы, как я подобно, страстны, и так же смертны, как и я»
Герой умоляет о справедливости, и голос его – среди миллионов голосов: мужских, женских, детских, старческих, тихих, кричащих, плавных и резких, просящих об одном и том же.
Но миллионы этих голосов теряются за барским басом. И не слышен за барскими приказами единый крик души простолюдина: «Воскресни, Боже! Боже правых! И их молению внемли: приди, суди, карай лукавых, и будь един царём земли!»
Противостояние действительности проглядывает и между строк стихотворения «Памятник». Автор-герой повествует о своих достижениях, не стесняясь сказать о том, что жизнь свою прожил не зря, прожил небанально, смело, имея возможность сказать своё слово, не всегда слышимое, но – своё («…первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить, в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить»). Вообще, Державин «дерзнул в забавном русском слоге» бороться с несправедливостью и беззаконием, царившими в те времена в быту, обществе и власти.
О жизни общества XVIII века можно рассуждать, сравнивая характер Державина с его отношением к людям того времени. В стихотворении «Задумчивость» есть строки: «Я помощи себе между людями не вижу, не ищу, как лишь оставить свет». Значит, борцу за монархию и справедливость общество доверия не внушало…
Однако у Г. Р. Державина много и более оптимистичных стихов: «Деревенская жизнь» («Что нужды мне до града, в деревне я живу, мне звёзд и лент не надо, вельможей не слыву. Богат, коль здрав, обилен, могу поесть, попить; подчас и не бессилен с Миленой пошалить»), «Похвала сельской жизни» («Блажен – кто, удалясь от дел, подобно смертным первородным, не откупным трудом – свободным, на собственных своих волах…»), «На взятие Измаила» («Премудрость царствы управляет, крепит их (россов) – вера, правый суд; их труд и мир обогащает, любовию они цветут»).
Ещё долго можно читать и анализировать стихотворения этого поэта; ещё долго можно расширять и углублять своё представление о России XVIII века, но во всех стихах Державина просматривается суматоха разделения России на крестьян и дворян. Что ж, будем считать, что это и есть основная характеристика XVIII века.
Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
XVIII век – век, несущий ветер перемен, век, в котором господствовали идеалы Просвещения. Великие преобразования Петра I затронули сферу литературы наряду с остальными. В Россию начинают проникать европейские научные и литературные труды, которые были переведены на русский язык, в государстве также вводится гражданский шрифт, появляются первые регулярные газеты и журналы. За это столетие наша литература проделывает огромный путь от классицизма к сентиментализму. Ярчайшими представителями русской литературы XVIII века были Денис Иванович Фонвизин, Александр Николаевич Радищев и Николай Михайлович Карамзин.
Творчество Д. И. Фонвизина.
Главным достижением русской драматургии XVIII века стал творческий взлет Д. И. Фонвизина, в произведениях которого перед читателем встали во весь рост самые насущные нравственные и щекотливые политические вопросы. Герои Фонвизина – не условные комичные маски, чье поведение определяется одним выдающимся недостатком. Это сложные характеры, живые типы того времени. Вершиной творчества драматурга стала комедия «Недоросль», где во главу угла ставится проблема дворянской чести и воспитания. На примере глуповатого и эгоистичного молодого человека Митрофанушки, его матушки Простаковой и его дяди Скотинина показаны дикое невежество, жестокость и отсутствие нравственности у помещиков. В «Недоросле» сохраняются основные черты комедии эпохи классицизма: соблюдаются три единства; имеется герой, вносящий в общество резонанс; персонажи четко разделены на добрых и злых; главные герои носят говорящие имена и фамилии (Простакова, Скотинин, Правдин). Любопытно, что некоторые юмористические персонажи в «Недоросле» вызывают не только веселье. «Недоросль» имеет социально-политическое звучание, противопоставляя героическую эпоху императора Петра I современности Дениса Ивановича – царствованию Екатерины II. Драматург, таким образом, выступал противником усиления деспотизма и отсутствия реального просвещения.
А. Н.Радищев – рабства враг.
«Радищев – рабства враг» – такое четкое определение дал позднее творчеству А. Н. Радищева Пушкин. Центральный вопрос всех аспектов русской жизни того времени – крепостное право – стоит в центре произведений Александра Николаевича «Путешествие из Петербурга в Москву» и оды «Вольность». Автор готов опрокинуть с ног на голову устройство великой Российской империи, истребить на корню общественное устройство, если оно основано на рабстве, слезах и скорби простых людей. В этом радищевский Путешественник предвосхищает бунтарей XIX века. Ода Радищева «Вольность» вошла в состав его главного произведения — «Путешествие из Петербурга в Москву». Это произведение было одновременно и измышлением на тему политики, и очерком современной писателю крестьянской жизни в России, и дневником путешественника между двумя столицами Российской империи.
Сентиментализм Н. М. Карамзина.
Ярчайшим русским писателем конца XVIII в. был крупный представитель сентиментализма Н. М. Карамзин. Серьезный исторический мыслитель и смелый новатор, он задал тон многих литературных жанров, реформировал литературный русский язык, создал новый слог, ориентированный не на книжный стиль, а на разговорную речь культурного общества. Активный представитель европейской культуры и поклонник российской древности, он своим творчеством оставил четкий след в русской литературе конца XVIII–начала XIX в. и обозначил собой целую литературную эпоху – «карамзинский период» (по мнению литературного критика В. Г. Белинского) . В конце XVIII века Николай Михайлович издает повесть «Бедная Лиза». Сюжет произведения простой и внешне незамысловатый. Дворянин Эраст встретил крестьянскую девушку Лизу, они любили друг друга, но вскоре Эраст бросил возлюбленную, чтобы жениться на богатой аристократке. Несчастная влюбленная девушка утопилась, Эраст же всю жизнь испытывал угрызения совести. Карамзин сопереживает Лизе и жалеет ее загубленную жизнь, но не осуждает Эраста. Он возвышает любовь, но вместе с тем демонстрирует всю губительность страсти.
В XVIII веке в мире русской литературы произошло множество изменений: появились новые авторы, стили и жанры, создается новое смелое видение мира. Подводя итоги, можно сказать, что литература за это столетие совершила огромный скачок.
Сочинение » Бедная Лиза – Карамзин » Сочинение на тему «Бессмертные страницы литературы XVIII века»
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ярчайшим русским писателем конца XVIII в. был крупный представитель сентиментализма Н. М. Карамзин. Серьезный исторический мыслитель и смелый новатор, он задал тон многих литературных жанров, реформировал литературный русский язык, создал новый слог, ориентированный не на книжный стиль, а на разговорную речь культурного общества. Активный представитель европейской культуры и поклонник российской древности, он своим творчеством оставил четкий след в русской литературе конца XVIII–начала XIX в. и обозначил собой целую литературную эпоху – «карамзинский период» (по мнению литературного критика В. Г. Белинского) . В конце XVIII века Николай Михайлович издает повесть «Бедная Лиза». Сюжет произведения простой и внешне незамысловатый. Дворянин Эраст встретил крестьянскую девушку Лизу, они любили друг друга, но вскоре Эраст бросил возлюбленную, чтобы жениться на богатой аристократке. Несчастная влюбленная девушка утопилась, Эраст же всю жизнь испытывал угрызения совести. Карамзин сопереживает Лизе и жалеет ее загубленную жизнь, но не осуждает Эраста. Он возвышает любовь, но вместе с тем демонстрирует всю губительность страсти.
В XVIII веке в мире русской литературы произошло множество изменений: появились новые авторы, стили и жанры, создается новое смелое видение мира. Подводя итоги, можно сказать, что литература за это столетие совершила огромный скачок.
Сочинение » Бедная Лиза – Карамзин » Сочинение на тему «Бессмертные страницы литературы XVIII века»
Сочинение на тему «Бессмертные страницы литературы 18 века»Темы и идеи литературных произведений 18 века очень разнообразны. Радищев, Карамзин и Державин являются самыми яркими представителями писательской среды того времени. Их можно назвать родоначальниками новой русской литературы.
Карамзин и его «Бедная Лиза»
К концу 18 столетия в литературных кругах России стал зарождаться сентиментализм, направление, в основе которого лежит внутренний мир человека, его переживания и тревоги.
Чистая и наивная девушка Лиза, готовая открыться и предаться чувствам без размышлений, полюбила молодого дворянина. В рассказе описан весь путь от зарождения глубокого чувства до разочарования и горького отчаяния, которые привели к гибели.
Молодой дворянин Эраст тоже человек чувственный, но более слабый, чем главная героиня. Поддавшись страстям, он губит свою возлюбленную, а сам для читателя становится неким злодеем. Но на самом деле он просто легкомысленный человек, не способный на волевое решение и высокие чувства.
Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
Это произведение также имеет нотки сентиментализма. Но здесь эмоции у читателя вызывает рабское, нищенское и беспросветное положение простого русского народа. Описывая тяготы жизни крестьян, Радищев затронул тему неравноправия, что очень не понравилось тогдашним властям.
После прочтения повести, государыня Екатерина II сгоряча хотела казнить вольнодумца, но потом передумала и заменила расправу ссылкой.
Оды Державина сделали настоящий переворот в литературе 18 века. Написанные простым, живым и понятным каждому языком, с добавлением народной поэзии, они внесли огромный вклад в развитие русского языка. Произведения «Фелица», «На взятие Варшавы» и другие были оценены на государственном уровне.
Ломая рамки и стили, поэт вносил новые тенденции в литературу того времени. К произведениям Державина, написанным в стиле классицизма, в основе которого лежит рационализм, относится широко известная его ода «Властителям и судьям». В ней он говорит людям, что единственный судья над ними — это Бог, и все должны подчиняться только его воле. Нельзя забывать о чести, справедливости и долге.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
В прозе типичными формами сентиментализма стали повесть и путешествие. Оба жанра связаны с именем Карамзина. Образцом жанра повести для русского читателя стала “Бедная Лиза”, а путешествия — его “Письма русского путешественника”.
Популярность “Бедной Лизы” не ослабевала в течение нескольких десятилетий. Она и сейчас читается с живым интересом. Повесть написана от первого лица, за которым подразумевается сам автор. Перед нами рассказ-воспоминание. Герой-автор сначала подробно сообщает о себе, о любимых местах в Москве, которые влекут его и которые он охотно посещает. Это настроение включает и романтичность (“великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце; когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!”), и пасторальность (“Внизу расстилаются тучные, густозеленые, цветущие луга”), и мрачные предчувствия, навеянные монастырским кладбищем и рождающие мысли о смертной доле человека.
Печальная история Лизы рассказана устами автора-героя. Вспоминая о семье Лизы, о патриархальном быте, Карамзин вводит знаменитую формулу “и крестьянки любить умеют!”, которая по-новому освещает проблему социального неравенства. Грубость и невоспитанность душ — не всегда удел бедняков.
Карамзин с полнотой и подробностями описывает смену настроений Лизы от первых признаков вспыхнувшей влюбленности до глубокого отчаяния и безысходного страдания, приведшего к самоубийству.
Лиза не читала никаких романов, и ей не приходилось раньше переживать этого чувства даже в воображении. Поэтому сильнее и радостнее открывалось оно в сердце девушки при ее встрече с Эрастом. С каким необыкновенным возвышенным чувством описывает автор первую встречу молодых людей, когда Лиза угощает Эраста свежим молоком. “Незнакомец выпил — и нектар из рук Гебы не мог показаться ему вкуснее”. Лиза влюбляется, но вместе с любовью приходит и страх, она боится, что гром убьет ее, как преступницу, ибо “исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”.
Карамзин намеренно уравнял Эраста и Лизу в общечеловеческом плане, — они оба натуры, способные к богатым душевным переживаниям. Вместе с тем Карамзин не лишил героев индивидуальности. Лиза — дитя природы и патриархального воспитания. Она чиста, наивна, бескорыстна и потому менее защищена от внешней среды и ее пороков. Ее душа открыта естественным порывам чувств и готова предаться им без размышлений. Цепь событий приводит к тому, что Эраст, проигравшись в карты, должен жениться на богатой вдове, а Лиза, покинутая и обманутая, бросается в пруд.
Заслуга Карамзина состояла в том, что в его повести нет злодея, а есть обыкновенный “малый”, принадлежащий к светскому кругу. Карамзин первым увидел этот тип молодого дворянина, в какой-то степени предшественника Евгения Онегина. “Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою”. Доброе от природы сердце роднит Эраста с Лизою, но в отличие от нее он получил книжное, искусственное воспитание, его мечтания безжизненны, а характер испорчен и нетверд.
Не снимая вины с Эраста, писатель сочувствует ему. Пороки героя коренятся не в его душе, а в нравах общества, считает Карамзин. Социальное и имущественное неравенство разлучает и губит хороших людей и становится препятствием для их счастья. Поэтому повесть заканчивается умиротворяющим аккордом.
“Бедная Лиза” вызвала целую волну подражаний: “Бедная Маша” Измайлова, “Александр и Юлия” Львова, “Обольщенная Генриетта” Свечинского и множество других. Разнообразные по своему характеру, произведения эти группируются по способу выражения “чувствительности”. Одни авторы предпочитают раскрывать свое сердце, отвлекаясь от какого-либо сюжета. Другие, напротив, используют сюжет с множеством конфликтов и коллизий. Появились также произведения “умозрительные”, в которых обосновывалась польза сентиментального воспитания. Примером таких сочинений служила повесть Георгиевского “Евгения, или Письма к другу”. Герой пишет письма к другу, в которых сообщает, как он женился, как он и жена рассуждают о воспитании сына. Письма передают не столько внешнюю канву событий, сколько напряженную внутреннюю жизнь героя.
В 1810-е годы обнаруживаются признаки кризиса сентиментализма.
Появилось много подражателей и эпигонов, упростивших философский смысл представлений Карамзина и его сторонников. Ложная чувствительность, выспренный и напыщенный язык усиливали недовольство читателей сентиментальной повестью.
Однако надо сказать, что стилистические штампы и витиеватый слог свойственны всем писателям данного направления. Проза в те годы только еще искала свой стиль. Выражение психологических состояний человека представляло огромную трудность из-за необработанности русского литературного языка.
В этих условиях образцом для выражения эмоционального состояния служил язык поэзии. Поэтому особенности языка поэзии прямо переносились в прозу, и писатели старались писать прозу так, как пишут стихи. Но это порождало “сладость” стиля, над которыми сами же писатели иронизировали. Так, автором “массового” сентиментализма был П.Шаликов. Поэт Туманский писал о нем:
Писатель Нуликов так сладостно поет,
Что уж пора б ему назваться без хлопот
Но жизнь жанра не завершилась. Что касается путешествия, вобравшего в себя повесть, историю, мемуары, политический очерк, бытовую сценку, то оно приобрело другие литературные формы: роман приключений, роман путешествий, путевой очерк. Глубина содержания путешествия определялась теперь всем духовным миром автора. Лучшие произведения русских пиcателей в жанре путешествия — “Письма русского офицера” Ф. Глинки, путевая публицистика В. Кюхельбекера, “Путешествие в Арзрум” А. Пушкина, “Фрегат Паллада” И. Гончарова — отвечают новым читательским ожиданиям, так как в них представлена личность путешественника-собеседника.
Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызвала неподдельный интерес к человеку. Любовь, вера в спасительность собственного чувства, холод и враждебность жизни, осуждение общества — со всем этим можно встретиться, если перелистать страницы произведений русской литературы, и не только XIX в., но и века двадцатого.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Однако надо сказать, что стилистические штампы и витиеватый слог свойственны всем писателям данного направления. Проза в те годы только еще искала свой стиль. Выражение психологических состояний человека представляло огромную трудность из-за необработанности русского литературного языка.
В этих условиях образцом для выражения эмоционального состояния служил язык поэзии. Поэтому особенности языка поэзии прямо переносились в прозу, и писатели старались писать прозу так, как пишут стихи. Но это порождало “сладость” стиля, над которыми сами же писатели иронизировали. Так, автором “массового” сентиментализма был П.Шаликов. Поэт Туманский писал о нем:
Писатель Нуликов так сладостно поет,
Что уж пора б ему назваться без хлопот
Но жизнь жанра не завершилась. Что касается путешествия, вобравшего в себя повесть, историю, мемуары, политический очерк, бытовую сценку, то оно приобрело другие литературные формы: роман приключений, роман путешествий, путевой очерк. Глубина содержания путешествия определялась теперь всем духовным миром автора. Лучшие произведения русских пиcателей в жанре путешествия — “Письма русского офицера” Ф. Глинки, путевая публицистика В. Кюхельбекера, “Путешествие в Арзрум” А. Пушкина, “Фрегат Паллада” И. Гончарова — отвечают новым читательским ожиданиям, так как в них представлена личность путешественника-собеседника.
Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызвала неподдельный интерес к человеку. Любовь, вера в спасительность собственного чувства, холод и враждебность жизни, осуждение общества — со всем этим можно встретиться, если перелистать страницы произведений русской литературы, и не только XIX в., но и века двадцатого.
Сочинение на тему «Бессмертные страницы литературы XVIII века»XVIII век – век, несущий ветер перемен, век, в котором господствовали идеалы Просвещения. Великие преобразования Петра I затронули сферу литературы наряду с остальными. В Россию начинают проникать европейские научные и литературные труды, которые были переведены на русский язык, в государстве также вводится гражданский шрифт, появляются первые регулярные газеты и журналы. За это столетие наша литература проделывает огромный путь от классицизма к сентиментализму. Ярчайшими представителями русской литературы XVIII века были Денис Иванович Фонвизин, Александр Николаевич Радищев и Николай Михайлович Карамзин.
Творчество Д. И. Фонвизина.
Главным достижением русской драматургии XVIII века стал творческий взлет Д. И. Фонвизина, в произведениях которого перед читателем встали во весь рост самые насущные нравственные и щекотливые политические вопросы. Герои Фонвизина – не условные комичные маски, чье поведение определяется одним выдающимся недостатком. Это сложные характеры, живые типы того времени. Вершиной творчества драматурга стала комедия «Недоросль», где во главу угла ставится проблема дворянской чести и воспитания. На примере глуповатого и эгоистичного молодого человека Митрофанушки, его матушки Простаковой и его дяди Скотинина показаны дикое невежество, жестокость и отсутствие нравственности у помещиков. В «Недоросле» сохраняются основные черты комедии эпохи классицизма: соблюдаются три единства; имеется герой, вносящий в общество резонанс; персонажи четко разделены на добрых и злых; главные герои носят говорящие имена и фамилии (Простакова, Скотинин, Правдин). Любопытно, что некоторые юмористические персонажи в «Недоросле» вызывают не только веселье. «Недоросль» имеет социально-политическое звучание, противопоставляя героическую эпоху императора Петра I современности Дениса Ивановича – царствованию Екатерины II. Драматург, таким образом, выступал противником усиления деспотизма и отсутствия реального просвещения.
А. Н.Радищев – рабства враг.
«Радищев – рабства враг» – такое четкое определение дал позднее творчеству А. Н. Радищева Пушкин. Центральный вопрос всех аспектов русской жизни того времени – крепостное право – стоит в центре произведений Александра Николаевича «Путешествие из Петербурга в Москву» и оды «Вольность». Автор готов опрокинуть с ног на голову устройство великой Российской империи, истребить на корню общественное устройство, если оно основано на рабстве, слезах и скорби простых людей. В этом радищевский Путешественник предвосхищает бунтарей XIX века. Ода Радищева «Вольность» вошла в состав его главного произведения — «Путешествие из Петербурга в Москву». Это произведение было одновременно и измышлением на тему политики, и очерком современной писателю крестьянской жизни в России, и дневником путешественника между двумя столицами Российской империи.
Сентиментализм Н. М. Карамзина.
Ярчайшим русским писателем конца XVIII в. был крупный представитель сентиментализма Н. М. Карамзин. Серьезный исторический мыслитель и смелый новатор, он задал тон многих литературных жанров, реформировал литературный русский язык, создал новый слог, ориентированный не на книжный стиль, а на разговорную речь культурного общества. Активный представитель европейской культуры и поклонник российской древности, он своим творчеством оставил четкий след в русской литературе конца XVIII–начала XIX в. и обозначил собой целую литературную эпоху – «карамзинский период» (по мнению литературного критика В. Г. Белинского) . В конце XVIII века Николай Михайлович издает повесть «Бедная Лиза». Сюжет произведения простой и внешне незамысловатый. Дворянин Эраст встретил крестьянскую девушку Лизу, они любили друг друга, но вскоре Эраст бросил возлюбленную, чтобы жениться на богатой аристократке. Несчастная влюбленная девушка утопилась, Эраст же всю жизнь испытывал угрызения совести. Карамзин сопереживает Лизе и жалеет ее загубленную жизнь, но не осуждает Эраста. Он возвышает любовь, но вместе с тем демонстрирует всю губительность страсти.
В XVIII веке в мире русской литературы произошло множество изменений: появились новые авторы, стили и жанры, создается новое смелое видение мира. Подводя итоги, можно сказать, что литература за это столетие совершила огромный скачок.
Сочинение » Бедная Лиза – Карамзин » Сочинение на тему «Бессмертные страницы литературы XVIII века»
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Я анализирую здесь несколько произведений кратко. Вы бери то, что тебе понятнее и ближе.
18 век – “золотой век ” русской литературы.
Я согласна с этим определением послепетровской эпохи, касающейся оценки русской литературы. Принято иное определение. Пушкинская пора – это “золотой век”. Время Блока и Ахматовой,”серебряный век”. Это общепринято. Как же быть?
Я всё же отдала бы часть золотого блеска именно литературе 18 века. И есть за что.
Ведь без этой плеяды поистине золотых умов и талантов, мы не знаем, каким бы языком говорил Пушкин. Какие проблемы поднимал бы Гоголь? О чём писали бы Герцен, Толстой (и далее – везде)
Назову тех, кто в 18 веке создал основу для последующих поколений русских писателей, кем мы заслуженно гордимся, и по сей день с интересом читаем произведения о нашей родине. Реформатор Тредиаковский, просветитель Сумароков, гений Ломоносов, патриарх поэзии Державин, баснописец Крылов, драматург Фонвизин, писатель Радищев, историк и писатель Карамзин.
Конечно же, над всеми парит (царит?) уникальный Ломоносов. Он творец зарождающейся новой литературы. Он и поэт – классицист, он и создатель новой системы русского стихосложения, он и автор теории о трёх “штилях”. НЕ будь у нас “этого первого русского университета ” (перифраз – то есть Ломоносова) , я уверен, не скоро бы Россия заговорила современным языком.
А вельможный Державин, который, по меткому выражению Пушкина их”заметил и в гроб сходя благословил”?. Все мысли патриарха российской поэзии, все его слова, вся его деятельность, его честь – это польза и слава родного Отечества. Философское раздумье “Водопад” – это раздумье о смысле жизни, о человеке. Державин говорил :
Ум и сердце человека
Были гением моим.
А “Памятник”? Ведь Пушкин не только на Горация равнялся в своём поэтическом завещании. На Державина. У него учился любви к народу и Отечеству.
. Особое место занимает среди писателей и “властителей дум “18 века – А. Радищев, первый, кто за печатное слово был сослан и наказан очень жестоко. И начало положила ода”Вольность” Впервые была поднята именно им тема народа, нравственности, восхищения достоинством. трудолюбием, талантом способностью к сопротивлению русского народа.”Путешествие из Петербурга в Москву ” – это песнь о народе : и гимн ему. и поминание, и скорбь … “Анюта из “Едрово ” – идеал писателя.”Спасская Полесть” – аллегория = просветительскому прозрению.
А “сатиры смелый властелин … Фонвизин, друг свободы”? Его бессмертная пьеса “Недоросль “до сих пор – непревзойдённая сатирическая характеристика поместного дворянства. Изучается в школе и вызывает неугасающий интерес школьников. Актуальна и по сей день!
Я уже не говорю о баснях Крылова. В 19 веке “насмешки вечные над львами, над орлами “раздражали. например, Фамусова, а сейчас с удовольствием эти басни читают и изучают школьники, им всё понятно, пороки человеческие через столетия не очень поменялись.
Особое место в ряду литераторов 18 века можно отвести Карамзину. Опять – чудо.”Бедную Лизу”, сентиментальную повесть, читают и и изучают современные школьники и “над вымыслом обливаются слезами ” девчонки, стараясь не повторить ошибок Лизы. А “История Государства Российского?” Настольная книга немалого количества знакомых мне людей.
Многое можно “вменить” в заслугу 18 веку и его литературе.
Подводя итог, могу сказать, что 18 век – это этап становления духовной культуры национального самосознания моего народа. В это время просветителями века были заложены основы идейных представлений, тем, жанров. Оформился классицизм, преобразовалось стихосложение, начал формироваться русский литературный язык, создана была периодическая печать (Сумароков. Новиков, Крылов) , что привело литературу к дальнейшему расцвету.
Николай Михайлович Карамзин — представитель сентиментально-романтической линии русской литературы XVIII века. В его творчестве полно и ярко раскрыты художественные возможности сентиментализма.
Чувствительность — так на языке конца XVIII века определяли главное достоинство повестей Карамзина, потому что основное внимание он сосредоточил на психологии героев, достигнув в этом деле высокого мастерства. Как никто из предшествующих русских писателей, он умел показать все перипетии любви, передать тончайшие оттенки чувств, мастерски раскрыть внутренний мир своих героев. Погружая читателей в напряженную эмоциональную атмосферу «нежных страстей» , он учил их сострадать людям. Чувствительным и нежным называли Карамзина. В русской литературе Карамзин был новатором — в области трактовки характеров, тематики и стилистических средств, в области прозаических характеров.
Повесть Карамзина «Бедная Лиза» , написанная в 1792 году и посвященная любовной теме, истории двух любящих сердец, получила особую популярность среди современников. Его герои ищут счастья в любви, но их окружает большой и жестокий мир со своими бесчеловечными и страшными законами. Этот мир лишает героев Карамзина счастья, делает их жертвами, несет им постоянные страдания и обрекает на гибель.
Лиза жила вместе с матерью в Подмосковье, в небольшом домике на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. И мать, и покойный отец старались привить дочери высокие моральные качества. С детства учили ее, что в этой жизни ничего не дается даром, нужно всего достигать самому. Они и сами придерживались таких же принципов: отец «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь» , а мать оставалась верна памяти мужа и многие годы продолжала проливать о нем слезы, «ибо и крестьянки любить умеют! » Лиза, воспитанная в строгости, «трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и все сие продавала в Москве» .
Мы видим, что горячие симпатии автора неизменно сопутствуют героине, на ее стороне он и в решении главного конфликта. Простая крестьянская девушка с самоотверженным характером (при всем уважении и любви к матери Лиза так и не сказала ей о своих отношениях с Эрастом) полюбила доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Ее чувства были необыкновенно глубоки, постоянны, а главное, бескорыстны. Лиза прекрасно понимала, что никогда не сможет стать женой любимого человека, ведь он «барин» , но, несмотря на это, продолжала самозабвенно любить Эраста «совершенно отдавшись ему, им только жила и дышала.. . и в удовольствии его полагала свое счастье, совершенно не думая о себе» .
Карамзин описывал отношения Лизы и Эраста в пасторальных, идиллических тонах, подчеркивая, что трагический конец их отношений — результат сложившихся обстоятельств и легкомысленного характера главного героя, и причина вовсе не в социальном неравенстве. Эраст — «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» , но «слабым и ветреным сердцем» . «Он вел Рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии» . Вначале Эраст думал только о «чистых радостях» и хотел «жить с Лизою как брат с сестрою» , но переоценил свои силы. Затем, как обычно, пресытившись «наскучившими» отношениями, захотел освободиться от них. Для Лизы же потеря Эраста была равносильна утрате Жизни. Существование без Эраста не имеет для нее смысла, поэтому она кончает жизнь самоубийством.
Драма — не только у Лизы, но и у Эраста. Ведь осудить себя самого на нравственные муки до конца своей жизни — наказание
не меньшее, чем быть осужденным другими. О душевной драме Эраста говорят слова самого автора: «Эраст был до конца своей жизни несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею» . Своего героя Карамзин не считает типичным: «Люди делают много зла — без сомнения — но злодеев мало; заблуждение сердца, безрассудность, недостаток просвещения виною дурных дел… »
Я анализирую здесь несколько произведений кратко .Вы бери то ,что тебе понятнее и ближе .
18 век – “золотой век ” русской литературы .
Я согласна с этим определением послепетровской эпохи ,касающейся оценки русской литературы .Принято иное определение .Пушкинская пора -это “золотой век” .Время Блока и Ахматовой ,”серебряный век” .Это общепринято. Как же быть?
Я всё же отдала бы часть золотого блеска именно литературе 18 века .И есть за что .
Ведь без этой плеяды поистине золотых умов и талантов ,мы не знаем ,каким бы языком говорил Пушкин .Какие проблемы поднимал бы Гоголь? О чём писали бы Герцен ,Толстой ( и далее- везде )
Назову тех ,кто в 18 веке создал основу для последующих поколений русских писателей,кем мы заслуженно гордимся ,и по сей день с интересом читаем произведения о нашей родине . Реформатор Тредиаковский , просветитель Сумароков , гений Ломоносов , патриарх поэзии Державин ,баснописец Крылов ,драматург Фонвизин ,писатель Радищев ,историк и писатель Карамзин .
Конечно же ,над всеми парит ( царит? ) уникальный Ломоносов .Он творец зарождающейся новой литературы.Он и поэт – классицист ,он и создатель новой системы русского стихосложения ,он и автор теории о трёх “штилях”.НЕ будь у нас “этого первого русского университета ” ( перифраз – то есть Ломоносова ) ,я уверен ,не скоро бы Россия заговорила современным языком .
А вельможный Державин ,который ,по меткому выражению Пушкина их”заметил и в гроб сходя благословил”?.Все мысли патриарха российской поэзии ,все его слова ,вся его деятельность ,его честь – это польза и слава родного Отечества .Философское раздумье “Водопад”- это раздумье о смысле жизни ,о человеке .Державин говорил :
Ум и сердце человека
Были гением моим .
А “Памятник”? Ведь Пушкин не только на Горация равнялся в своём поэтическом завещании .На Державина .У него учился любви к народу и Отечеству .
.Особое место занимает среди писателей и “властителей дум “18 века – А.Радищев ,первый ,кто за печатное слово был сослан и наказан очень жестоко .И начало положила ода”Вольность” Впервые была поднята именно им тема народа ,нравственности ,восхищения достоинством .трудолюбием ,талантом способностью к сопротивлению русского народа .”Путешествие из Петербурга в Москву “- это песнь о народе : и гимн ему .и поминание ,и скорбь …”Анюта из “Едрово “- идеал писателя .”Спасская Полесть”- аллегория =просветительскому прозрению .
А “сатиры смелый властелин …Фонвизин ,друг свободы”?Его бессмертная пьеса “Недоросль “до сих пор – непревзойдённая сатирическая характеристика поместного дворянства .Изучается в школе и вызывает неугасающий интерес школьников .Актуальна и по сей день !
Я уже не говорю о баснях Крылова .В 19 веке “насмешки вечные над львами ,над орлами “раздражали .например ,Фамусова ,а сейчас с удовольствием эти басни читают и изучают школьники ,им всё понятно ,пороки человеческие через столетия не очень поменялись .
Особое место в ряду литераторов 18 века можно отвести Карамзину .Опять – чудо .”Бедную Лизу” ,сентиментальную повесть ,читают и и изучают современные школьники и “над вымыслом обливаются слезами ” девчонки ,стараясь не повторить ошибок Лизы.А “История Государства Российского?” Настольная книга немалого количества знакомых мне людей .
Многое можно “вменить” в заслугу 18 веку и его литературе .
Подводя итог ,могу сказать ,что 18 век – это этап становления духовной культуры национального самосознания моего народа .В это время просветителями века были заложены основы идейных представлений ,тем ,жанров .Оформился классицизм ,преобразовалось стихосложение ,начал формироваться русский литературный язык ,создана была периодическая печать (Сумароков .Новиков ,Крылов ),что привело литературу к дальнейшему расцвету .