Сочинение на тему биография крылова

11 вариантов

  1. Басни И. Крылова
    1769 &#151 1844
    Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы “Почта духов” (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 &#151 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова “…книгой мудрости самого народа”.

    Биография

    Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.
    Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
    После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом. На протяжении 1786 &#151 1788 Крылов написал трагедии “Клеопатра” и “Филомела” и комедии “Бешеная семья”, “Проказники”. Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах.
    В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал “Почта духов”, продолжавший традиции русской сатирической журналистики. Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. В 1792 он создал новый сатирический журнал “Зритель”, сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики. В повести “Каиб” аллегорически представлен произвол и лживый либерализм тоталитарного режима, в котором читатель без труда узнавал современную ему Россию. Летом 1792 в типографии был произведен обыск, Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.
    В 1791 &#151 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.
    После смерти Екатерины II ему удалось поступить на службу к князю С. Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей. В домашнем театре Голицына была поставлена написанная Крыловым в 1800 шутотрагедия “Трумф, или Подщипа” &#151 остроумная и меткая сатира на Павла I и царский двор.
    В 1801 Крылов завершил комедию “Пирог”, поставленную в Петербурге и в Москве.
    В 1806 возвратился в Петербург, где установил новые литературные связи, написал комедии “Модная лавка” (1806) и “Урок дочкам” (1807). В 1809 вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель “сильных” мира сего, угнетающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.
    8 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.
    9 ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.

  2. Иван Андреевич Крылов – русский писатель, знаменитый баснописец, журналист, переводчик, статский советник, основатель реалистической басни, чье творчество вместе с деятельностью А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова стояло у истоков русского литературного реализма. 13 февраля (2 февраля по ст. ст.) 1769 г. он появился на свет в семье армейского офицера, проживавшей в Москве. Основным источником данных о биографии Крылова являются воспоминания современников, документов почти не сохранилось, поэтому в жизнеописании немало пробелов.
    Когда Иван был маленьким, их семейство находилось в постоянных разъездах. Крыловы жили в Твери, на Урале, были хорошо знакомы с нуждой, особенно после того, как в 1778 г. умер глава семьи. Систематического образования Крылов так и не смог получить, грамоте его научил отец, мальчик получал уроки у домашних учителей соседской обеспеченной семьи. В послужном списке Крылова были должности подканцеляриста в Калязинском нижнем земском суде, а затем Тверском магистрате. С конца 1782 г. Крыловы живут в Санкт-Петербурге, где мать успешно добивается для Ивана лучшей участи: с 1783 г. его берут в Петербургскую Казенную палату мелким чиновником. Известно, что в этот период Крылов уделяет много времени самообразованию.
    В литературе Крылов дебютировал в период с 1786 по 1788 гг. как автор драматических произведений – комической оперы «Кофейница» (1782), комедий «Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и др., которые не приносят автору известности.
    В 1788 г. И.А. Крылов увольняется с госслужбы, чтобы не возвращаться к ней долгие годы, и посвящает себя журналистике. В 1789 г. он начинает издавать сатирический журнал «Почта духов». Задействовав приемы использования в качестве действующих лиц волшебных существ, он рисует картину современного ему общества, критикует чиновников, вследствие чего журнал запрещают. В 1791 г. И. А. Крылов с товарищами создает книгоиздательскую компанию, в которой выпускает новые журналы – «Зритель» (1792), «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793). Несмотря на более мягкую форму обличения, издания вновь привлекли к себе внимание власть имущих и были закрыты, причем сохранились данные, что по этому поводу у Крылова состоялся разговор с самой Екатериной II.
    В конце 1793 г. журналист-сатирик переезжает из Санкт-Петербурга в Москву. Есть сведения, что с осени 1795 г. ему не разрешили проживать в этих городах; имя Крылова больше не встречается в печати. С 1797 г. он служит у князя С.Ф. Голицына личным секретарем, следует за его семейством в ссылку. После назначения князя генерал-губернатором Лифляндии Крылов на протяжении двух лет (1801-1803) работает управителем дел канцелярии. В это же время Иван Андреевич пересматривает свою творческую платформу, разочаровавшись в идее перевоспитать людей посредством литературы, отказывается от книжных идеалов в пользу практического опыта.
    Его возвращение в литературу состоялось в 1800 г. с написания шуточной трагедии антиправительственного содержания «Подщипа, или Трумф», которая была запрещена цензурой, но, распространяясь в списках, вошла в число популярнейших пьес. В 1806 г. Крылов переезжает в Петербург.
    Написанные на протяжении 1806-1807 гг. и поставленные на московских и петербургских подмостках комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам» пользовались немалым успехом. Но самую большую славу И.А. Крылов снискал как автор басен. К этому жанру он впервые обратился в 1805 г., сделав перевод двух басен Лафонтена. Уже в 1809 г. увидела свет первая книга басен, ознаменовавшая новый период творческой биографии, посвященный интенсивному сочинительству басен. Именно тогда Крылов узнает, что такое истинная слава. В 1824 г. его басни в переводе издают двухтомником в Париже.
    На протяжении 1808-1810 гг. Крылов служит в Монетном департаменте, с 1812 г. становится помощником библиотекаря императорской Публичной библиотеки, а в 1816 г. его назначают библиотекарем. Крылов являлся кавалером ордена св. Владимира IV степени (1820), Станислава II степени (1838). В 1830 г. он получил чин статского советника, хотя отсутствие образования не давало такого права. Его 70-летний юбилей и 50-летний – начала литературной деятельности отмечался в 1838 г. как официальное торжественное событие.
    Будучи личностью весьма оригинальной, еще в 20-е гг. Иван Андреевич превратился в героя анекдотов, баек, которые, вместе с тем, были неизменно беззлобными. По воспоминаниям современников, Крылов не только не скрывал своих пороков, к примеру, чревоугодия, пристрастия к азартным играм, неопрятность и т.д., но и нарочито выставлял их на всеобщее обозрение. В то же время Крылов до самого преклонного возраста не прекращал самообразования, в частности, изучал английский и древнегреческий языки. Считали авторитетом и ценили писателя даже те литераторы, чьи взгляды на творчество заметно разнились с крыловскими.
    В 1841 г. литератор ушел с государственной службы. В 1844 г., 21 ноября (9 ноября по ст. ст.), И.А. Крылов скончался; похоронили его в санкт-петербургской Александро-Невской лавре.

  3. И.А. Крылов родился в 1769-м году, в феврале, 13 числа, в Москве. Его родителями были А.П. Крылов, капитан драгунского полка, и М.А. Крылова, наделенная природным умом женщина. Детство его прошло в разъездах. В домашних условиях мальчик учился грамоте, а иностранному языку был обучен у соседей семьи. В 1777-м году Крылов записывается подканцеляристом в суд Калямзинского района, а некоторое время спустя – магистрат Твери.
    Несмотря на то, что юноша не мог полноценно учиться, он очень много читал книг. Будущий прославленный писатель басен поступает на службу в канцелярию в 1780-м году. В 1782-м он вместе с матерью едет в Санкт-Петербург, так как та хочет похлопотать за своего сына. В частности, М.А. Прохорова обеспокоена вопросом своей пенсии и незавидной судьбой отрока. Семья остается в северной столице вплоть до августа 1783 года, после чего Иван увольняется с должности подканцеляриста в Тверском магистрате. Несмотря на то, что его отсутствие было незаконным, Крылов получает чин канцеляриста и устраивается служить в Петербургскую казенную палату.
    В 1784-м Крылов создает свое первое произведение. Это оперное либретто под названием «Кофейница». Свое творчество юноша отнес Брейткопфу, давшему ему 60 рублей за произведение. К сожалению, «Кофейница» была напечатана позднее, в 1868-м году. Либретто считается несовершенным, так как шестнадцатилетний писатель впервые попробовал свои силы на литературном поприще.
    В 1785-м И.А. Крылов пишет пьесу «Клеопатра». Дмитриевский, известный актер, которому он отнес трагедию, мотивирует юношу на создание следующих шедевров, однако «Клеопатра» ему не нравится. Юный писатель пробует силы дальше и создает в 1786-м году пьесу «Филомела», мало отличную от произведений его современников.
    Недовольный материальным положением в казенном ведомстве, Иван переходит на работу в другое место. 1788-й является переломным для молодого человека, из-за гибели его матери. На плечи юноши взваливается забота о маленьком брате, Льве. Крылов все свое время заботится о нем так, словно Лев – его сын. Крылов пишет сатирическое произведение «Проказники» в 1788-м, где создает карикатуру на драматурга Княжнина.
    В 1789-м Иван выпускает ежемесячное издание с сатирическими нюансами «Почта духов». Жесткое высмеивание общественных нравов вызывает неудовольствие властей. В связи с тем, что журнальное издание имело малое количество подписчиков, оно выходило всего полгода. Пять лет, с 1971-го по 1976-й, жил Крылов на Миллионной улице, у Бецкого. 7 декабрем 1790-го молодой писатель уходит со службы в Кабинете Императрицы. В 1791-м году он владеет типографией. Январем 1792-го выходит новое журнальное издание, «Зритель», имеющее склонность к сатирическому карикатуризму. В 1793-м «Зритель» начинает именоваться «Санкт-Петербургским Меркурием». Возросло число подписчиков журнала, в том же году их становится 173.
    Крылов уезжает из города Петра 1 и в 1797-м уезжает учить детей Ф.С. Голицына в Зубриловку. В 1801-м Иван становится секретарем при князе Голицыне, в связи с назначением последнего генерал-губернатором. По истечению четырех лет с данной даты, писатель показывает Дмитриевскому переводы Лафонтеновских басен. Актер высоко оценивает деятельность писателя. В 1806-м Иван пишет всего 3 басни, однако уже в 1807-м Крыловым создано несколько сатирических пьес.
    1808-й год характеризуется поступлением баснописца на служение в монетный департамент, а также – созданием большого количества басен. В 1809-м Крылов выпускает первейший сборник собственных басен, который приносит ему всенародное признание. Баснописец начинает помогать библиотекарю в 1810-м году, перейдя на работу в Имперскую библиотеку. В месяце марте, 23 числа, 1816-го, Крылову присваивают чин библиотекаря. Декабрем 1811-го его избирают членом Российской Академии. Умер И.А. Крылов в 1844-м, 9-го ноября. Его похоронили через четыре дня, 13-го ноября.
    После себя он оставил 236 басен, комедийные и трагедийные пьесы. Крылов был увековечен в памяти потомков своим великим талантом.

  4. Иван Андреевич Крылов — великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.
    Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически и высмеивал конкретные события и определенные исторические личности. Так, в басне «Квартет» поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).
    Проказница-мартышка,
    Осел,
    Козел
    Да косолапый Мишка ;
    Затеяли сыграть квартет»
    Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
    И вот пошли длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов. Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были окончательно распределены:
    Вот, пуще прежнего пошли у них разборы
    И споры
    Кому и как сидеть.
    Но мудрый Соловей — народ — понимает необходимое условие слаженной игры квартета — работы Государственного совета — профессионализм:
    «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
    И уши ваших понежней»,
    Им отвечает Соловей.
    И почти как афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:
    «А вы, друзья, как ни садитесь.
    Все в музыканты не годитесь».
    Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей… говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их деятельности.
    Эту же тему Крылов продолжает в басне «Лебедь, Рак и Щука». По объему басня совсем небольшая, но это не умаляет ее достоинства. Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.
    Однажды Лебедь, Рак да Щука
    Везти с поклажей воз взялись,
    И вместе трое все в него впряглись;
    Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
    Поклажа бы для них казалась и легка,
    Да Лебедь рвется в облака,
    Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
    Мастерство Ивана Андреевича заключается в универсальности его произведений. Написанные на конкретные события, они в силу своей многозначности могут быть приложены к любому подходящему моменту. Они существуют вне времени и пространства, в этом их главное достоинство. Они так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. Как объяснить этот феномен? У него много составляющих: это и талант Крылова, нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с литературного на разговорный, даже порой на диалектный. И конечно же, знание материала, о котором пишет Иван Андреевич.
    Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.
    Крылов — подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным. У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.
    В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством — в этом секрет их долголетия.

  5. Краткая биография Крылова
    И.А. Крылов был преемником Д.И. Фонвизина, писателя эпохи классицизма. Но после Отечественной войны 1812 года начинает происходить постепенное изменение в общественных и литературных взглядах писателя.
    Он перестал темами басен делать абстрактные представле­ния и добре и зле, бедности и богатстве, а обратился к реаль­ным отношениям людей, те же проблемы показал, исходя из конкретных нравственных оценок.
    Крылов не принимал существующий порядок, но выступал за ненасильственный путь преобразований, то есть был против революционного переустройства общества. Кроме того, басно­писец считал, что необходимо учитывать народный жизненный опыт как источник нравственности. Эти взгляды отразились в его баснях.
    Отец И.А. Крылова, армейский капитан, воевал против Пугачева. Мать, малограмотная, но добрая и умная женщина, мечтала дать образование сыну, но её мечтам не суждено было сбыться. Когда Крылову было 10 лет, семья остается без кор­мильца, и на его плечи ложится забота о ней. Крылов устраи­вается на службу (переписывать бумаги в городской магистрат), потом в Петербурге тоже служит в Казенной палате, получает нищенское жалование. Но уже в это время Крылов пытается издать свою комическую оперу «Кофейница». Судьба приво­дит его в театр. Попытки творческого самоопределения связа­ны с драматургией. Крылов пишет пьесы, в которых поднимает острые вопросы современности.
    Все драматургические произведения, созданные Крыловым, говорят о демократизме его мировоззрения, тяготении к сатире и стремлении откликнуться на острые вопросы современности.
    Новый, зрелый период творчества начинается с момента об­ращения Крылова к жанру басен (после 1805 года) первый сбор­ник басен вышел в 1809 году и имел шумный успех, в 1844 году вышло полное собрание басен в девяти книгах. Всего Крылов написал около 200 произведений этого жанра. Именно Кры­лов, по словам Белинского, «создал русскую басню».
    Историческая заслуга Крылова состоит в том, что, сохранив традиционные признаки жанра, он критически изображал кон­кретные социальные пороки русской жизни. Сюжеты для сво­их басен Крылов брал из самой русской жизни. Его басенное творчество стало знаменательной вехой в развитии русской ли­тературы XIX века.
    Нами прочитано и проанализировано несколько басен Кры­лова: «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Волк и ягненок», «Слон и моська» и др.

  6. Разумеется, о хорошем образовании в такой ситуации и речи быть не могло. Парня спасла любовь к чтению и, оставшийся в наследство от отца, сундук с книгами. Французский язык он выучил благодаря благодушным соседям, которые позволили ему присутствовать на уроках их детей. Усердное самообразование позволило Ивану овладеть и несколькими музыкальными инструментами.
    Постоянное пребывание в полунищем классе и общение с простым народом обогатило язык будущего баснописца. Он хорошо изучил нравы и жизнь бедняков, не по наслышке зная, о чем пишет. Работать Иван начал рано на низкооплачиваемой канцелярской должности. И уже с 15 лет начал пробовать себя в творчестве, хотя первые его работы так и остались незамеченными. Спустя несколько лет Крыловы перебираются в Санкт-Петербург, где мать помогает устроить сына приказным служителем в казенную палату.
    В большом городе юноша приобщается к театральной жизни. Это способствует его желанию творить. Совместить постоянную работу с творческой возможности не представлялось, и в 18 лет Иван уходит с должности, чтобы посвятить себя писательству. Поначалу, его работы не снискали похвалы. Первая написанная трагедия «Филомела» была, мягко говоря, неудачной. Но автора это не остановило. За ней последовали несколько комедий, которые хотя и были раскритикованы, но показали заметный рост мастерства писателя.
    С 20-ти летнего возраста Крылов начинает активно заниматься выпуском сатирических журналов. Первый журнал «Почта духов», в сотрудничестве с Рахманиным, продержался на плаву лишь год. За ним последовали «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях и печатались первые прозаические произведения Ивана Андреевича и его единомышленников. Смелые авторы позволяли себе обличать помещичьи нравы, что, вероятно могло стать причиной гонений. Крылов покидает город и не пишет на протяжении 7 лет.
    В 1806 году он возобновляет творческую работу успешно переведя басни Лафонтена, напечатанных в журнале «Московский зритель». В этом же году, вернувшись в Санкт-Петербург, ставит две комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», которые имеют успех у публики. Ведь в них выставляется на смех французомания, а народ устал от наполеоновских войн.
    Творческий взлет и всеобщая любовь приходят к автору в 1809 году, после первого напечатанного сборника басен, среди которых знаменитая «Слон и Моська». Через 3 года писатель возвращается на службу в публичную библиотеку, где проработает 29 лет. В эти годы свет увидели более 200 басен, написанные Иваном Андреичем. Писатель мастерски умел высмеять в них человеческие пороки и действительность суровой жизни того времени. Огромное множество его фраз стали крылатыми, они были понятны всем слоям общества, а не только образованным. Всенародную любовь доказывает то, что только при его жизни были издано 80 тысяч сборников басен.
    Современники описывают писателя, как человека спокойного, рассеянного, ленивого, но при этом добродушного, не любящего ссориться. О его неряшливости и любви к обжорству слагали анекдоты, что, впрочем, не оставляло его без внимания слабого пола, благодаря его врожденному обаянию. Официально он так никогда не женился, но по слухам имел гражданскую жену, свою домработницу Феню и внебрачную дочь Сашу. С ними он прожил до конца своих дней, с радостью нянчил детей Саши и переписал на ее мужа все свое состояние. Ушел из жизни Иван Андреевич в ноябре 1844 года.
    Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

  7. Иван Андреевич Крылов стал первым писателем, ко­торому в России поставили памятник по подписке. 12 мая 1855 года памятник работы П. К. Клодта «Де­душке Крылову» был поставлен в Летнем саду в Петер­бурге. Иван Андреевич Крылов — русский баснописец, драматург, журналист.
    В 1809—1843 годах он создал более 200 басен, отли­чающихся сатирической злободневностью, колорит­ным и метким языком. В них обличались пороки обще­ства и человека. Многие изречения из басен Крылова вошли в русский язык на правах поговорок: «А ларчик просто открывался…» («Ларчик»), «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…» («Волк и Ягненок»), «Да только воз и ныне там…» («Лебедь, Щука и Рак») и др. Н. В. Гоголь назвал басни Крылова «книгой муд­рости самого народа».
    Басня — небольшой повествовательный рассказ нравоучительного характера в стихах или прозе с пря­мо сформулированным моральным выводом. Традици­онный круг басенных персонажей — животные (Волк, Лиса, Осел, Медведь, Мартышка и проч.), вещи — (оч­ки, ларчик, зеркало и др.), фигуры людей, представ­ленные в определенной роли (Мужик, Гость, Хозяин, Портной и др.). Сюжет басен носит аллегорический ха­рактер, а взаимоотношения между персонажами пред­ставлены чаще всего иронически или сатирически.
    Басня пользуется таким приемами, как аллегория, олицетворение, мораль: аллегория изображает отвле­ченную идею посредством образа, а связь между значе­нием и образом устанавливается по сходству (Лев — си­ла, власть или царственность); олицетворение — видметафоры, перенесение свойств одушевленных предме­тов на неодушевленные; мораль — отдельное практиче­ское нравственное наставление, нравоучение.
    Басня — это жанр, который был известен еще в ан­тичной литературе. В качестве примера здесь можно привести басни Эзопа. Эзопа считают родоначальником жанра басни. Ему приписываются сюжеты почти всех известных в античности басен («Эзоповы басни»), обра­батывавшиеся многими баснописцами — от Федра и Бабрия до Ж. Лафонтена и И. А. Крылова.
    Популярным в XVIII веке баснописцем был Ж. де Лафонтен. В отечественной литературе жанр басни ши­роко представлен в творчестве А. Сумарокова, И. Дмит­риева, И. Хемницера, И. Крылова. В середине XIX века жанр басни утрачивает свою актуальность, жизнеспо­собность. В современной литературе басня сохранилась в публицистической и юмористической поэзии.
    Басни И. А. Крылова сопровождают нас с самого дет­ства. Еще при жизни Крылова его басни называли ска­зочками. Эти «сказочки» становились для детей поучи­тельными историями, а взрослые видели в баснях Крылова завуалированную сатиру. Баснописец доби­вался этого эффекта путем использования персона­жей — сказочных зверей. Сказочные образы басен Крылова понятны и близки во все времена широкому кругу читателей. Это неудивительно — истоки творчес­тва баснописца лежат в народных сказках, пословицах и поговорках. Также в сказках, как правило, отрица­тельные персонажи попадают впросак, наказываются и всегда высмеиваются.

  8. С самого детства нас сопровождают герои басен, которые сочинил известный русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Как глупо выглядит мартышка, которая стянула очки и не знает, а для чего они нужны? Усердно тянут Лебедь, Рак и Щука застрявший воз каждый в свою стихию – “да только воз и ныне там…” Или знаменитый квартет, который наивно полагает, что если они сядут правильно, то они смогут извлекать волшебные звуки из музыкальных инструментов. Всем знакома падкая на лесть ворона, поверившая плутовке лисе. Некоторые цитаты из басен Крылова русский народ давно растащил на поговорки и пословицы – “а ларчик просто открывался”, “ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”.
    Свыше 200 басен на злободневную тему написано таким колоритным, сочным и метким языком, какой присущ только простому народу.

    Биография Крылова кратко

    Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 или 1768 года. По одним сведениям это произошло в Москве, по другим – в Яицком городке Оренбургской губернии. Его отец – Крылов Андрей Прохорович армейский офицер, смог выбиться из рядовых. Во время восстания Пугачева он руководил обороной Яицкого городка, а семья пережидала эти события в Оренбурге. В Яицком городке прошло раннее детство Крылова.
    В 1775 году отец вышел в отставку, и семья перебралась в Тверь. Жили Крыловы скудно. Жалованья отца едва хватало, но он вскоре умер, и Ивану с молодых лет приходилось работать, чтобы помочь матери. Сначала он работал в Калязинском земском суде, позже в Тверском магистрате.
    Систематического образования он не получил. Вначале его из милости учили домашние учителя семьи Львовых, а уроки французского ему давал гувернер детей губернатора.
    В 1782 году Крылов перебрался в Петербург, устроился на службу в Казенную палату и стал усиленно заниматься самообразованием. Помимо французского, он отлично освоил немецкий и итальянский языки, очень много читал и вошел в довольно узкий круг литераторов и знатоков искусства. В этот круг входил и Державин, который обратил внимание на молодого талантливого человека и стал ему покровительствовать.

    Литературное поприще

    Иван Андреевич начал как драматург и, такие комедии как “Бешеная семья” и “Сочинитель в прихожей “, он пишет на современном материале. Это было несколько рискованно из-за известного темперамента императрицы Екатерины, славившейся изрядной любвеобильностью.
    Чуть позже, после скандального памфлета “Проказники”, он покинул государственную службу и занялся журналистикой.
    В этой деятельности продолжает просветительские принципы Новикова и выступает как мыслитель-философ. Но не может удержаться и вновь склоняется к сатире, начиная издавать журнал “Почта духов”. Журнал просуществовал почти год и был запрещен цензурой. Такая же участь постигла и другой журнал Крылова “Зритель”. Автор по – прежнему выступает в сатирической роли обличителя морали современного общества. По некоторым сведениям закрытие журнала произошло после личной беседы автора с императрицей Екатериной, которой не понравилась часто возникающая в журнале тема “старой кокетки”. Он переезжает в Москву и поступает на службу личным секретарем к князю Голицыну и даже отправляется с его семьей в добровольную ссылку.
    После окончания опалы Голицына назначают генерал-губернатором Лифляндии, а Крылов возглавляет его канцелярию. К этому времени он изрядно стал сомневаться в идеях просвещения и больше возлагать надежды на практичность и смекалку мужицкого ума.
    Возвратившись из Риги, Иван Андреевич поселился в Москве и сознательно отдалился от общественной жизни.

    Крылов – баснописец

    В 1805 году он впервые переводит три басни Лафонтена, которые публика встретила очень тепло. Возвращается в Петербург на государственную службу, сначала в Монетный департамент, а с 1812 года работает в Публичной библиотеке.
    В 1809 году выходит первый его сборник басен. Всего за свою жизнь он их напишет более 200. В 1843 году вышел сборник, состоящий из 6 книг. Реализм образов, острота конфликта, высмеивание лицемерия, корысти, жестокости, трусости, простота сюжета и языка, доступного для всех слоев общества, начиная от высообразованного дворянства и заканчивая безграмотным крестьянином – в этом ценность басен Крылова. В них нет сухой, менторской морали. Вывод каждой басни – это здравый смысл, выраженный живым русским разговорным языком. Они легко читаются и легко запоминаются.
    В 1824 году басни Крылова были изданы во Франции и Италии, что является, несомненно, признанием мастерства. Ведь эти страны были родиной знаменитых баснописцев Эзопа и Лафонтена
    Говоря о значимости Крылова для русской литературы, Николай Гоголь назвал его басни “книгой мудрости самого народа”. Несомненно, что Крылов вместе с Грибоедовым и Пушкиным стоял у истоков реализма в русской литературе.

    Интересные факты

    Редкий случай, но царский двор благоволил к творчеству Крылова, и он получил официальное признание и государственные привилегии еще при жизни.
    В 1838 году власти торжественно отметили 70-летний юбилей и 50-летие литературной деятельности.
    Ему была назначена пожизненная пенсия. Умер 9 ноября 1844 года и похоронен в Александро-Невской лавре, которая являлась некрополем для государственных деятелей.
    Крылову, первому из русских писателей установили памятник на собранные по подписке деньги. Памятник работы скульптора Клодта “Дедушке Крылову” установили в Петербурге, в Летнем саду.

  9. У всякого талант есть свой.
    И. Крылов
    Иван Андреевич Крылов прошел суровую школу жизни, смог отразить свой опыт в прекрасных баснях, ставших неотъемлемой частью классической русской литературы. Потеряв отца и кормильца в девять лет, Крылов рано вступает в самостоятельную жизнь, служит писцом в канцелярии захолустной Твери, а, переехав в Петербург, начинает писать пьесы, комические оперы, водевили и трагедии, издает журнал «Почта Духов».
    В своих произведениях Иван Андреевич резко критикует крепостное право и помещиков, рисует разложение нравов дворянского общества. Его пьесы не нравятся театральному начальству своим критическим содержанием, но автор не сдается. Ему близки идеи Радищева, с которым Крылов общался в литературном кружке; из-за критических статей, направленных против самых высоких властей, журнал, редактируемый Иваном Андреевичем, закрыт, но он начинает издавать другой, не менее острый — «Зритель». В этом журнале он напечатал повесть «Каиб», рассказывающую о некоем восточном царе, который ничего не предпринимал без согласия своих советников. Каиб миролюбив, для избежания споров он начинал свои речи в совете так: «Господа! Я хочу того-то; кто имеет на сие возражение, тот может свободно его объявить: в сию же минуту получит он пятьсот ударов воловьей жилой по пяткам, а после мы рассмотрим его голос (т. е. мнение)». Таким удачным предисловием поддерживал он совершенное согласие между собою и советом. Совет Каиба живо напоминал современникам соратников Екатерины II, тупоголовые и подлые вельможи Каиба — Осмашид, Дурсам, Грабилей — сильно смахивали на русских вельмож, да и вся яркая и злая картина в его повести напоминала произвол, царящий в России.
    В сатире «Похвальная речь в память моего дедушки», под видом прославления некоего помещика, Крылов жестоко издевался над крепостничеством. «Речь эту произносил дворянин-крепостник: он в восторге от дарований «дедушки»,— например, по части охотничьих набегов на крестьянские поля. Он говорит: «Не думайте же… чтоб я выставлял его примером в одной охоте; нет, это было одно из последних его дарований; кроме сего, имел он тысячу других, приличных и необходимых нашему брату дворяни-
    ну; он показал нам, как должно проживать в неделю благородному человеку то, что две тысячи подвластных ему простолюдинов вырабатывают в год; он знаменитые подавал примеры, как эти две тысячи человек можно пересечь в год раза два-три с пользою…»
    Обстановка в России накалена вследствие Французской буржуазной революции. Дерзость молодого Крылова и его друзей не могла не привлечь внимание правительства. Журнал «Зритель» закрыт, но Крылов с товарищем начинает издавать «Санкт-Петербургский Меркурий», еще более резкий и смелый, чем два предыдущих. Вскоре журнал закрывают, а Ивана Андреевича изгоняют из столицы как неугодного дворянскому правительству писателя. Он вынужден жить в провинции в роли секретаря-приживала. Сменяются цари, оживляется политическая жизнь.
    Крылов возвращается в столицу. Теперь он меняет тактику. Его новым оружием становится басня, так как в условиях жесточайшей реакции говорить правду открыто невозможно. Он переходит на язык иносказаний и аллегорий. За несколько лет Крылов становится признанным баснописцем. В 1812 году он поступает на службу в Публичную библиотеку, где проработает 29 лет. Литературная деятельность Ивана Андреевича завершилась в 1836 году, в 1844 году он скончался.
    Пушкин и Белинский высоко ценили басни Крылова. Александр Сергеевич называл его «истинно русским поэтом» с «лукавством ума, с насмешливостью и живописным способом выражаться».
    Крылов — писатель-реалист. Он рисует в своих баснях всю Россию со Львом — царем во главе, Россию чиновников — взяточников и грабителей; помещиков — тунеядцев и угнетателей. В его баснях ярко показана и Россия крестьянская, трудовая, угнетенная. Басни Крылова — не общие нравоучения вневременного, внеисто-рического порядка, а острые сатиры, написанные на злобу дня.
    В басне «Орел и Крот» Крылов рассказывает, о том, что царь птиц не захотел прислушиваться к скромному голосу Крота и за это поплатился.
    Орел с Орлицею вдвоем…
    И, выбравши ветвистый дуб, высокой.
    Гнездо в его вершине стали вить.
    Крот доложил:
    Что этот дуб для их жилища не годится.
    Но кстати ли Орлу принять совет из норки…
    Но однажды, возвращаясь с богатой добычей к птенцам, Орел увидел:
    Дуб его свалился,
    И подавило им Орлицу и детей…
    Баснописец требует от царя людей внимания к голосу народа, который лучше, чем присяжные царя, видит, в чем болезнь государства. О тунеядцах-дворянах, о тружениках-крестьянах говорит Крылов в басне «Собака и Лошадь»:
    «Конечно,— Лошадь отвечала:
    — твоя правдива речь;
    Однако же, когда б я не пахала,
    То нечего б тебе здесь было и стеречь…»
    Для автора нет вопроса, кто лучше: дворяне и полицейские (Собака) или крестьяне, которые пашут землю.
    В басне «Волк и Ягненок» первая же фраза объясняет суть:
    У сильного всегда бессильный виноват.
    И почти афоризмом заканчивается: «Ты винойат уж тем, что хочется мне кушать». Язык Крылова — это подлинно народный, реалистический русский язык. Он пользуется в своих баснях меткими образными выражениями, которые сделали его произведения незабываемыми, живым источником мудрости.
    А вы, друзья, как ни садитесь,
    Все ж в музыканты не годитесь.
    Это наша классика, которую мы должны знать и гордиться.

  10. Памятный день летних каникул. Рассказы детей на тему: “Как я провел лето?”
    Басни Крылова

    О творчестве И. А. Крылова

    Самым крупным выразителем сатирической линии в развитии русской поэзии был Крылов. Он сложился как писатель задолго до романтической эпохи и разделял многие положения просветительской идеологии. Крылов был сторонником изображения человека в рамках тех социальных отношений, которые характеризуют данное общество. Характер человека зависит от его социальной роли в общественном устройстве и может быть понят только в соответствии с этой ролью. Этим принципам Крылов остался верен до конца.
    До французской революции Крылов возлагал, как и другие просветители, большие надежды на разум, широкое образование и воспитание дворян, на внедрение в их умы разумных общественных понятий. Такое умственное просвещение способно было, по его мнению (и тут он далеко не одинок), преобразовать все общество. Если большинство дворян поймет выгоды разумного поведения, не будет притеснять крепостных, позаботится о социальных нуждах бедняков, поставит общественный долг выше эгоистических, корыстных вожделений и т. д., то возникнет государство справедливости и процветания.
    Но вот свершилась французская революция. Крылов, как и другие передовые люди, столкнулся с тем, что предсказания просветителей не сбылись. Надо было пересмотреть прежние позиции, извлекая уроки из истории. Перед ним встал вопрос: почему история “не послушалась” просветителей, почему она обманула их надежды?
    В начале XIX века Крылов обратился к жанру басен, связанному с народной культурой. В своих баснях он дал ответы на злободневные жизненные проблемы.
    Опыт французской революции и Просвещения отразился, например, в басне “Лягушки, просящие Царя”. Лягушки сами не знают, чего они хотят. Они исходят не из своего практического опыта, а из теоретических представлений, которые кажутся им разумными. Однако реальная жизнь опровергает их теории. Лягушкам кажется, что с царем они заживут прекрасно, но на проверку выходит, что они приговорили себя к жесточайшему террору (“нынешний их Царь глотает их, как мух”, “им нельзя… Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно…”).
    Крылов прояснил ту истину, что история движется по своим законам, а не по “логическим”, “головным” предписаниям людей, что попытки навязать истории некие “разумные” требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения.
    Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине.
    В басне “Пруд и река” Пруд, ведя беззаботную жизнь, погруженный в пустое философствование, осуждает Реку, занятую делом:
    – А, философствуя, ты помнишь ли закон?
    Река на это отвечает, Что свежесть лишь вода движеньем сохраняет.
    Итак, человек обязан – на то ему и дан разум – применять его, а не застывать в неподвижности, подобно Пруду. Закон жизни – движение, а не леность ума и сердца. Разуму надо лишь отвести должное, подобающее место в человеческой деятельности, не преуменьшая и не преувеличивая его возможностей. Позиция Крылова – исключение крайностей. Он против как ленивых Прудов, неразумных мудрецов (“Ларчик”), так и против “дерзновенных умов”, действующих наперекор реальности.
    На протяжении истории, считает баснописец, складываются этические представления людей. Они вырабатываются в их деятельности. Поэтому в качестве критерия оценки всего социального устройства Крылову служат те моральные принципы, которые сформировались в многовековом опыте народа. Крылов в своих баснях отдает явное предпочтение “низам”, а не “верхам”, (“Листы и Корни” и другие басни). По его мнению, фундамент национальной жизни построен трудом народа, а следовательно, мораль народа наиболее ясно выражает его понятие о жизни и об обществе. К этическому опыту народа Крылов постоянно обращается с помощью пословиц, поговорок, в которых народная мудрость закреплена в отточенной афористической форме.
    Пользуясь морально-нравственными критериями, сложившимися в народной среде, Крылов подвергает критике современный ему социальный строй. В целом, с его точки зрения, отношения внутри дворянского общества не согласуются с народной нравственностью, они противоречат ей. Однако Крылов полагает, что, каким бы данный общественный механизм ни был, он явился результатом исторического развития, и его недостатки могут быть изжиты только на почве дальнейшей его эволюции. Содействовать этому призваны все сословия.
    Предметом художественного постижения в баснях Крылова стала обыденная, исторически возникшая жизнь нации, в басенную сатиру Крылова мощным потоком хлынуло народное просторечие. Тем самым был восполнен пробел карамзинской реформы литературного языка и “школы гармонической точности”, как назвал Пушкин поэзию Жуковского и Батюшкова. Крылов высветил народные этические нормы, продвинул вперед самосознание нации и обогатил литературный язык формами устной народной речи.
    Отрывок из статьи “От Державина до Тютчева” В. И. Коровина. Русские поэты XIX века: Первая половина. / – М., Просвещение, 1991.
    НАШИ РУБРИКИ
    Символы России
    Мода
    Кино, видео
    Детские стихи
    Школьные сочинения
    Пословицы
    Поговорки
    Народные приметы
    Скороговорки
    Творчество детей
    Толерантность
    Веселые стишки
    Загадки про животных
    Блокада Ленинграда
    Стихи наших читателей
    Стихи о войне
    Кроссворды
    Рубрики журнала
    Академия художеств
    Будь здоров!
    В гостях у дедушки Мокея
    Викторина
    Вот в чем вопрос
    Герои неземных стихий
    Герой ли… литературный герой?
    Голоса исчезнувших миров
    Живая классика
    Игры
    История вещей
    История историч. изречений
    Клуб «Полководец»
    Клуб юных детективов
    Конкурсы
    Копилка заблуждений
    Кто первый?
    Кукольные истории
    Магический кристалл
    Мастерская Эдисонов
    Маши-искусница
    Морская газета
    Музеи мира
    Творч. твоих ровесников
    Театр
    Уголок весел. архивариуса

  11. Крылов Иван Андреевич, русский писатель, баснописец, журналист, родился 13 февраля 1769 г. в Москве в семье отставного офицера. Детские годы писателя прошли в Твери и на Урале. Правильного образования он так и не получил. Семья его жила очень бедно, еще подростком Крылов вынужден был поступить на службу в канцелярию земского суда на должность подканцеляриста. В 1782 г. Крылов переезжает в Петербург, где устраивается на работу мелким чиновником в Казенной палате.
    Крылов занимается самообразованием, изучает литературу и математику, французский и итальянский языки. В 1777—1790 гг. молодой чиновник пробует силы на драматическом поприще. В 14 лет Иван Крылов написал либретто к опере «Кофейница», в которой изобразил нравы провинциальных помещиков. С 1786 по 1788 гг. появляются его комедии «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей», но успеха они не имеют.
    Затем Крылов издает журнал «Почта духов» (1789), в котором публикует сатирические послания, обличавшие злоупотребления государственных чиновников. В 1792 г. Крылов выходит в отставку, печатает в купленной им типографии сатирический журнал «Зритель», в этом же году выходит в свет его повесть «Каиб». Занимаясь политической сатирой, Крылов продолжает дело Н.И. Новикова. Однако его творчество вызывает недовольство Екатерины II. Крылову приходится на время покинуть Петербург и жить в Москве и Риге.
    Вскоре Крылов пишет антиправительственную шуточную трагедию «Подтипа, или Триумф», а в 1805 г. Иван Андреевич переводит две басни Лафон-тена.
    В 1806—1807 гг. Крылов написал комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», высмеивавшие галломанию дворянства и имевшие большой успех. В 1809 г. вышла первая книга басен, обозначившая начало активной работы Крылова как баснописца. Впервые к нему приходит настоящая слава. В 1812—1841 гг. он служил помощником библиотекаря в императорской Публичной библиотеке.
    Все творчество Крылова-баснописца органически связано с художественным миром русских пословиц, сказок, поговорок; оно и само внесло в сокровищницу национального языка немало крылатых выражений. Язык басен Крылова стал примером для А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и других писателей. Образами и меткими выражениями крыловских басен пользовался В. И. Ленин. Его басни переведены более чем на 50 языков мира. Умер в Петербурге 21 ноября 1844 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *