Сочинение на тему блокада ленинграда дорога жизни

14 вариантов

  1. Почти 900 дней во время Великой Отечественной Войны находился в блокаде город Ленинград. Жители мучились и погибали от голода и холода, страдали от недостатка медикаментов и постоянно подвергались обстрелам со стороны немецкой армии. Командование противника после захвата Ленинграда планировало напасть на столицу с тыла, но город устоял. Жители с мужеством переживали все тягости блокадного положения.
    Единственной дорогой для ленинградцев, чтобы пополнять продовольствие и выполнять эвакуации населения, было Ладожское озеро. Эту дорогу назвали «Дорогой жизни», потому что этот путь спас не одну тысячу людей, но в то же время многих погубил. Под леденящим ветром везли в одну сторону запасы, а в другую детей, стариков, инвалидов. Все это под постоянной бомбежкой с пониманием, что это может быть последний рейс.
    С начала блокады немцы старались при помощи авиаударов разрушить как можно больше стратегических объектов. Сгорели не только Бадаевские склады, но и многие помещения, в которых хранились продукты. С этого и начался страшный голод в городе.
    Несмотря на все ужасы, ленинградцы продолжали работать на заводах. Дети и взрослые почти на равных стояли у заводских станков. Актеры давали представления, продолжало работать радио. Люди умирали везде: дома, на работе, на улице, в очередях за заветными 125 граммами хлеба, но это не сломило народ. Каждый пытался быть полезным, помочь и поддержать ближнего. Были и исключения, когда люди, обезумевшие от голода, нападали и отбирали еду. Тяжелый выбор стоял перед матерями, которые ценой своих умерших детей пытались прокормить еще живых. Это очень страшно и до конца неоценимо нашим поколением. Память о жителях блокадного Ленинграда дает нам повод гордиться их выдержкой, патриотизмом, подвигом.
    Ленинград был освобожден 27 января 1944 года. Люди плакали от радости и с благоговением ожидали сообщений радиостанций, в которых постоянно подтверждали об окончании блокады. Каждый житель города понимал, что это конец их невзгод, а нам остается только гордиться тем подвигом, который совершили эти мирные, стойкие и самоотверженные люди.

  2. Доклад для классного часа, внеклассного выступления или урока истории
    Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. Через много лет после прорыва блокады Ленинграда многие историки, да и простые обыватели, задавались вопросом — можно ли было избежать этого кошмара? Избежать — видимо, нет. Для Гитлера Ленинград был «лакомым куском»- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли. Можно ли было смягчить ситуацию и подготовиться к ней заранее? Вопрос спорный и достоин отдельного исследования.
    Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до — 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы — город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.
    С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни — пульс блокадного Ленинграда. Единственным путем, кроме малоэффективной авиации, для эвакуации людей из блокадного Ленинграда, а также для доставки провианта и военных грузов обратно в город в сентябре-ноябре 1941 года было Ладожское озеро, по которому ежедневно курсировали корабли Ладожской флотилии. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом — вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам — баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна.
    Однако было очевидно, что до наступления холодов немецкое кольцо вокруг города прорвано не будет и для того, чтобы избежать возможности полной блокады Ленинграда в зимнее время, необходимо было в кратчайшие сроки найти выход. И такой выход был найден – это идея создания ледовых переправ через Ладожское озеро, которые позднее получили название «Дорога жизни».
    Многие поначалу довольно скептически отнеслись к этой идее, так как сомневались, что лед сможет вынести то огромное количество грузов, которое собирались переправлять через него. Не верили в это и немцы, в разбрасываемых над Ленинградом листовках они писали буквально следующее — «по льду Ладожского озера невозможно снабжать миллионное население и армию». Однако оставлять трехмиллионный город на целую зиму без снабжения фактически означало обречь его жителей на верную гибель и работы по созданию ледовой переправы начались. Сначала в результате титанической работы Управления тыла по Ленинградскому фронту была менее чем за месяц собрана вся имевшаяся на тот момент информация о перевозках тяжелых грузов по льду, а также о ледовом режиме конкретно Ладожского озера. В результате этих исследований был выбран наиболее подходящий для переправы маршрут Новая Ладога — Черноушево — Лемассарь — Кобона. Двадцатого ноября 1941 года по «Дороге жизни» пошли первые гужевые повозки, а днем позже и знаменитые ГАЗ-АА (полуторки).
    Несмотря на то, что казалось, была проведена огромная теоретическая подготовка перед созданием ледовой переправы, да и плюс к тому же зима 1941-1942 была очень суровой и снежной, Ладожское озеро преподнесло неприятный сюрприз. Очень часто случалось, что колонна груженных до отказа грузовиков без проблем преодолевала маршрут, а следующая за ними легкая машина проваливалась под лед. Причем проваливалась моментально, не оставляя никаких шансов находящимся внутри людям. Это происходило из-за малоизученного на тот момент явления резонанса, а точнее изгибно-гравитационной волны, чтобы избежать которую, всем автомобилям было предписано следовать со строго определенной скоростью. После нескольких таких случаев переправа получила свое второе более жуткое название – «Дорога смерти».
    Не забывали о «Дороге жизни» и немцы, регулярно совершая налеты авиации и артиллерийские удары по озеру, благо их позиции находились буквально в нескольких километрах от переправы. Поэтому многие шоферы полуторок при движении в ночное время ехали, не включая фары, чтобы хоть как-то обезопаситься от ударов авиации, можно сказать, что ехали они практически вслепую. Шоферы, работавшие на «Дороге жизни» вообще достойны отдельной истории. Они проводили при жутком холоде (большинство даже ездили с открытыми дверьми, чтобы можно было успеть выпрыгнуть в случае провала под лед) по 12 часов за рулем, совершая за день по 5-7 рейсов через все Ладожское озеро, но при этом получали такой, же скудный паек, как и простые блокадники. Однако никто из них не жаловался, так как все понимали, насколько важен их труд для блокадников и солдат, оборонявших Ленинград.
    Ледовая переправа в зиму 1942-1943 года представляла еще большую опасность, чем годом ранее. В результате мягкой зимы с частыми оттепелями, лед часто взламывался, и это приводило к еще большему числу провалов, но «Дорога жизни» даже в таких условиях продолжала действовать вплоть до 24 апреля 1943 года, то есть даже после снятия блокады Ленинграда. Всего за два года по льду Ладожского озера, согласно официальной статистики, было эвакуировано более 640 тысяч человек, доставлено в город 575 тыс. тонн различных грузов и переправлено на Ленинградский фронт около 300 тыс. солдат и офицеров. То есть, очевидно, что создание «Дороги жизни» в ноябре 1941 года являлось одним из ключевых факторов, который хоть минимально, но позволил обеспечить продовольствием жителей города и бойцов обороны Ленинграда, а это в свою очередь прямым образом повлияло на общий исход Ленинградской битвы.

  3. Единственным путём сообщения с
    осаждённым городом было Ладожское озеро или, как его называли, «Ладога». По
    льду была проложена дорога движения автомобилей, которая получила название
    «Дорога Жизни». По этой дороге вывозили стариков и раненых, завозили здоровых
    мужчин и оружие. Также через Ладогу осуществлялась доставка некоторых
    необходимых вещей.
    И вот, наконец, 18 января 1943 года блокада была
    прорвана, а окончательно блокада была снята 27 января 1944 года.
    Блокада Ленинграда стала самой
    кровопролитной в истории человечества. В эти годы погибло до 1,5 млн. человек.
    Приказом верховного главнокомандующего 1 мая 1945 года Ленинград получил звание
    города – героя за мужество и героизм жителей во время блокады. Город – герой
    был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая звезда».
    Я считаю, что люди, пережившие
    блокаду Ленинграда – настоящие герои. Они стойко и мужественно противостояли
    врагу, упорно терпели голод, холод и всевозможные лишения. Несмотря ни на что,
    смогли отстоять свой город. Такие люди достойны уважения и почестей.
    Бондарь
    Влад ученик
    8 “Б” класса
    Подвиг блокадного Ленинграда
    30 августа 1941 года город Ленинград
    оказался в тисках у фашистских захватчиков. Немцы перерезали железную дорогу
    Москва-Ленинград, взяли Шлиссельбург и окружили Ленинград с суши. Начались
    кровопролитные бои. Было приказано защищать Ленинград до последнего. Гитлер
    отдал указ начать долговременную осаду и уморить город голодом, отрезав все
    пути подвоза. Происходили
    постоянные бомбежки и артобстрелы. В особенно трагическом положении оказалось
    мирное население. Больше всего меня поразил героизм людей. К полной
    блокаде удалось эвакуировать в тыл лишь
    небольшую часть жителей. В городе осталось 2,5 миллиона жителей, из которых 400
    тысяч детей. И все они – дети, женщины, старики – пронесли блокаду на своих
    плечах! Это невероятный подвиг, который кому – то вряд ли
    удастся повторить! Самой тяжелой оказалась
    первая блокадная зима. Немцам удалось разбомбить продовольственные склады, в
    результате чего Ленинград остался без запасов. Хлеб доставлялся авиацией или по
    дороге, проложенной по льду Ладожского озера. Под постоянной бомбежкой и
    артобстрелами водители, несмотря на огромные потери, с доблестью доставляли
    небольшое количество необходимых продуктов. И я считаю, что это достойно
    глубочайшего уважения, ведь они прямым путем участвовали в обеспечении жизни
    людей и освобождении Ленинграда! Со страшной
    неумолимостью надвигался голод. Если только представить, что с 20 января
    ежедневная норма хлеба для рабочих составляла 250 грамм, а для служащих,
    иждивенцев и детей вдвое меньше! Эта пайка хлеба представляла собой маленький,
    липкий, сырой кусочек. Если только вдуматься, жители начали употреблять в пищу
    все, что могло заглушить чувство голода. В довершение всего из строя вышла
    система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и
    каналов.Однако, несмотря на тяжелейшее положение, жители города участвовали в
    его обороне: работали на предприятиях, выпускали боеприпасы, ремонтировали
    военную технику. Невозможно
    оставаться спокойным, читая, как бедные, истощенные люди, несмотря на все
    невзгоды, работали, почти не покидая
    рабочих мест. Позже хлебная пайка стала вдвое больше, к этому времени
    значительная часть населения погибла. Голод принял невиданные масштабы.
    Поражает то, что начались случаи людоедства. С ужасом представляю, как многие
    жители, ослабев, падали и умирали на улицах. Особенно
    тяжёлым было положение детей, оставшихся без родителей. Бедные, обессиленные,
    они лежали в холодных квартирах, едва передвигались. Меня тронул случай, рассказанный в газете «Аргументы
    и факты». Оставшийся один мальчонка брёл по улице Ленинграда и вдруг увидел
    сидящих у костра женщину и мальчика. Он подошёл к ним. Женщина сказала:
    «Присаживайся, сейчас похлёбка готова будет». Мальчик слушал их разговор, не
    совсем понимая, о чём речь. Сын спросил мать: «Так это её ножка?» Оказалось,
    что в котелке варилась ножка его умершей сестры. Страшно!
    Представить только – от голода во время блокады погибло около 642 тысяч
    человек!
    24
    января 1944 года силами Волховского и Ленинградского фронтов, было предпринято
    наступление. И вот, наконец, блокада была снята, и жители были освобождены.
    900 дней и ночей продолжалась самая
    кровопролитная и героическая осада в истории человечества. И я горжусь тем, что
    живу в стране с такой великой историей и несломленным народом, который пронес и
    прочувствовал эту войну и с честью вынес ее!
    Ланцов Влад ученик 8 “А” класса


    Слово правды
    Прошло 70 лет с того
    момента, как была снята блокада Ленинграда. И хотя это историческое событие на слуху, многие ли смогли прочувствовать то,
    что подразумевается под выражением «блокада Ленинграда»? Мне казалось, что
    время отдаляет нас от тех страшных дней, и уже не всякий испытывает потрясение
    от прочитанного, услышанного, увиденного – всего, что связано с ужасами,
    которые пережили ленинградцы. Но сегодня о себе я хочу сказать: нынешняя
    трагическая дата во мне все перевернула. Конечно, я знала, как мне думалось, многое с уроков
    истории, из книг, из фильмов. Однако нынче мне все представилось по – новому,
    по – иному. Может, я повзрослела, может, так пронзителен был рассказ учителя на
    уроке русского языка, может, так тронули воспоминания тех, кто пережил это
    трагическое время в городе на Неве.
    30 августа 1941 года Ленинград оказался во
    вражеских «клещах» окружения. Тяжелейшие испытания, продолжавшиеся 900 дней, выпали
    на долю жителей города. Осаждённый Ленинград остался практически без запасов
    продовольствия. И только переправа продуктов через воздух и Ладожское озеро
    спасали горожан от голода.
    Меня поразило выступление Даниила Гранина в
    бундестаге на торжественной церемонии в память о жертвах национал – социализма.
    Так уж совпало:27января 1945 года Советская армия освободила нацистский лагерь
    Освенцим и в тот же день, только годом раньше, была снята блокада Ленинграда.
    Даниил Александрович Гранин – Почетный гражданин
    Санкт – Петербурга. Человеку 95 лет. Он приехал в Германию сказать свое слово
    солдата, слово правды. «Начались бедствия блокады… Уже в ноябре катастрофически
    начали сокращать норму выдачи. Хлеба давали рабочим 250 граммов, а служащим и
    детям – 125 граммов. Это ломтик хлеба, некачественного, поплам с целюлозой и с дурандой и
    прочими примесями..Бомбили ежедневно. Горели дома… Люди продолжали работать…
    Люди быстро тощали, становились дистрофиками и
    умирали. За 25 дней декабря умерли 40 тысяч человек.В феврале уже от голода
    умирали ежедневно 3000 человек. В декабре люди в дневниках писали: «Господи,
    дожить бы до травы, когда появится зеленая трава». Всего в городе умерло
    примерно миллион человек от голода…Смерть начала участвовать безмолвно и тихо в
    войне, заставляя этот город сдаться»
    Я слушала выступление Даниила Александровича, и
    мне казалось, что люди, собравшиеся там, в далекой от нас Германии, в здании,
    именуемом до 1945 года рейхстагом, в том здании, которое взяли штурмом
    советские солдаты в мае 1945 года, не дышали. Как было сказано, «в зале стояла
    пронзительная тишина». Патриарх нашей литературы говорил, как он и белорусский
    писатель Адамович опрашивали уцелевших блокадников уже 35 лет спустя после
    войны. «Там были поразительные беспощадные откровения. У матери умирает
    ребенок, ему 3 года. Мать кладет труп
    между окон – это зима. И каждый день отрезает по кусочку, чтобы кормить
    дочь. Спасти хотя бы дочь…Дочь не знала
    подробности, ей было 12 лет, а мать все знала. Не позволила себе умереть и
    сойти с ума. Эта дочь уже выросла, я с ней разговаривал. Тогда она не знала,
    чем ее кормят. А спустя годы после войны узнала».
    Невозможно представить, каково это, преодолевая
    голод, холод, страх, держаться из последних сил и продолжать работать,
    продолжать жить… Дети не ведали, что такое
    настоящее детство. С юных лет они уже
    работали на заводах, собирали оружие, чтобы отправить его на фронт. Каждый
    помогал Советской армии, как только мог. И выживал, как мог, и помогал
    выживать, как мог. Когда хочется жить,
    человек вынужден идти на крайние меры. И никто неподсуден.
    Неудивительно, что люди в осаждённом Ленинграде,
    пытаясь хоть как-то прокормиться, сажали картофель, капусту прямо на площадях,
    на клумбах. Даже этот урожай, к сожалению, сохранить не удалось: полчище крыс овладело
    городом. Опасны они были не только тем,
    что съедали огромные запасы пищи, но и тем, что крысы – это ещё и переносчик
    инфекции. Как только начинал таять снег,
    горожане вынуждены были чистить улицы, убирать трупы, которых было огромное
    количество. «Однажды в мае 1942 года, когда уже
    потеплело, все растаяло, появилась опасность инфекции в городе…. Нас послали,
    чтобы помочь вывезти трупы на кладбище. Трупы грудами лежали около кладбища…
    Мы грузили эти трупы в машины, мы их кидали как палки, такие они были высохшие
    и легкие. Полковой врач сказало нам, что это результат того, что организм
    поедал себя. Я никогда в жизни не испытывал ощущения, когда мы кидали труп за
    трупом, загружая машину…» – так говорил Даниил Гранин, человек, проживший
    почти целый век на этом свете, видавший виды, и чувствовалось, как невыносимо
    трудно было об этом вспоминать.
    Но вера в победу помогала сохранять бодрость
    духа. Отдать город фашистам для них было
    хуже смерти. Сдаваться не свойственно русскому характеру! 9августа 1942 года в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая
    симфония Дмитрия Шостаковича. Музыка потрясла слушателей, ведь она выразила то,
    что объединяло людей: веру в победу, жертвенность, любовь к своему городу и
    своей стране. Многие плакали, не скрывая слез. А немцы просто обезумели, когда
    слышали эту музыку. Они считали, что город мертвый.
    Пожалуй, ни один город в мире не перенёс столь ужасных испытаний,
    как Ленинград. И каждый раз, когда вспоминаются дни блокадного Ленинграда, я не перестаю удивляться
    мужеству, героизму людей, которые пережили трагедию тех дней. Не
    забыть подвиги людей войны, не забыть тех, кто стоял на защите Ленинграда. Пусть в
    наших сердцах живет гордость историей нашей родины и чувство
    береженого отношения к памяти о тех, кому пришлось пережить самую
    кровопролитную осаду в истории человечества!
    Бугаева Екатерина ученица 11 “А”класса




    Жизнь человека – это череда событий от рождения до
    самой смерти. Именно эти события создают человека со всеми его достоинствами и
    недостатками. У каждого они свои. Но один недостаток объединяет всех нас: наши
    жалобы. Мы часто слышим, что кто-то по привычке жалуется на свою жизнь,
    проблемы, неудачи, и я считаю, это одной из самых главных ошибок человека.
    Препятствия и преграды – ведь это тоже события, которые даны человеку для их
    достойного преодоления. В таких случаях, я вспоминаю историю своей Родины:
    сколько бед и страданий пережил русский народ? Где находил силы противостоять
    всем невзгодам? Как строил победу за победой?

    Одним из самых ярких примеров мужества русских
    людей, для меня всегда будут ленинградцы во время Великой Отечественной Войны.
    900 дней. 900 дней между жизнью и смертью. Ежедневная борьба за право жить. Это
    была больше борьба не с фашистскими захватчиками, а с самим собой. Человек
    оставался наедине со своим горем, потерями, страхами. Жил рядом со смертью.
    Каждый день видел, как погибают люди: чужие, знакомые, родные. Видел, от чего
    погибают – от голода, холода, постоянных бомбёжек. Что может быть страшнее?

    «…Блокадным
    бедам нет границ:

    Мы глохнем
    Под снарядным гулом,
    От наших довоенных лиц
    Остались
    Лишь глаза и скулы…”
    Ю.
    Воронов

    Эти строки были написаны во время блокады. Многие
    писатели, художники, музыканты остались в
    Ленинграде, чтобы разделить участь родного города. Несмотря на все
    тяготы жизни, они продолжали творить. Их творчество помогало мирным жителям и
    солдатам в минуты отчаяния.

    «Я говорю: нас, граждан
    Ленинграда,

    не поколеблет грохот
    канонад,

    и если завтра будут
    баррикады –

    мы не покинем
    наших баррикад…»

    Ольга Берггольц проживала в осаждённом Ленинграде, своими
    глазами видела все ужасы того времени. Войне и мужеству народа были посвящены
    её произведения. Во время блокады она читала их на радио, обращаясь к мужеству
    жителей. Немыслимо, но эта женщина находила силы не только для себя, но и для
    своих слушателей, которые нуждались в поддержке.

    Седьмая
    симфония Дмитрия Шостаковича стала символом тех страшных дней. В день первого
    исполнения концертный зал был полон. Это произведение потрясло слушателей:
    многие плакали, не скрывая слёз. Эта музыка выражала всё, что объединяло людей
    в эти трудные годы.

    «…Симфонию мужества,
    город слушал,

    Забыв о войне, и
    вспомнив войну…»

    Николай Савков
    Концерт транслировали по радио: поэтому симфонию
    слушали не только жители Ленинграда, но осаждавшие его войска немцев.
    Неизгладимый отпечаток оставила великая музыка на нашего противника, подорвав
    его настрой на победу.

    За малейший промежуток времени, за каких-то несколько
    дней, великий статный Ленинград превратился в руины. Архитектурные сооружения,
    сады и парки, жилые дома, школы, госпиталя – ничему не было пощады. Царские
    дворцы, в которых когда-то вершили русскую историю наши правители, также были
    разрушены и разграблены фашистами.

    Но, несмотря
    на всё это, люди продолжали сражаться за каждый глоток воздуха, за каждый шаг,
    за каждый восход солнца. Непобедимая сила духа и вера в победу – главные
    слагаемые, которые помогали на протяжении всех этих дней.

    Сейчас Санкт-Петербург- один из самых красивых
    городов России. Он восхищает каждого своей благородностью, поражает размахами и
    роскошью. Навсегда он войдёт в историю как город-герой. Город-победитель. За
    это великую победу мы всегда будем обязаны тем, кто, жертвуя своими жизнями,
    доблестно сражался за наше будущее. И мы, зная, что пришлось увидеть, пережить
    нашим прадедам, должны беречь память об этой священной войне
    и никогда не жаловаться по пустякам.

    Трухина Таисия 9 “А” класс

  4. Летом 1940 года Гитлер утвердил план нападения на Советский Союз, получивший кодовое название «Барбаросса». Еще спустя год план начал стремительно приводиться в исполнение. Целями были уничтожение военного потенциала СССР, а с ним и большевизма как идеологии, колонизация новых земель, низведение славян до уровня рабской касты. Группа армии «Север» при поддержке 14 финских дивизий на Карельском перешейке должна была разгромить советские войска на Балтийском побережье и захватить Ленинград. Ленинград был вторым по величине городом, крупным промышленным центром, производившим и военную продукцию, а также база Балтийского флота.
    По всем этим причинам город был неизбежной целью немецкого наступления, одной из приоритетных задач первых месяцев войны. Ленинград был одним из символов Советского государства. Его падение оказало бы негативное влияние на моральный и боевой дух народа. Под натиском немцев застигнутая врасплох Советская армия откатилась до реки Луги близ Древнего Новгорода. Немецкие войска совершили обходной маневр, и вышли к Мге – всего в 16 километрах от Ленинграда. Финны воспользовались ситуацией и вернули себе земли вблизи Балтийского моря.
    Кольцо вокруг Ленинграда начало стягиваться уже в августе 1941 года. Для обороны рылись окопы и противотанковые рвы, тройным кольцом опоясавшие город, формировалось народное ополчение. После захвата Шлиссельбурга Ленинград по суше оказался окончательно отрезан от остальной страны. Теперь город снабжался только по воздуху. Оборону города Сталин поручил Г.К.Жукову. Мобильная фаза битвы за Ленинград скоро закончилась. Гитлер приказал добиваться капитуляции города бомбардировками, артобстрелами и голодом. Блокада Ленинграда началась.
    Были уничтожены основные продуктовые склады. В городе оставалось два с половиной миллиона жителей. Эвакуировать осенью удалось лишь малую часть горожан. В городе остались преимущественно женщины. На их плечи легли задачи по поддержанию промышленного производства, заботы о семьях и строительстве оборонительных сооружений. Уже в сентябре вдвое уменьшили норму выдачи хлеба в одни руки. Началось нормирование жиров, мяса, круп и рыбы. Электричество подавалось лишь на несколько часов. Вскоре в хлеб приходилось добавлять опилки – за неимением достаточного количества муки. Суточный паёк составлял 375 граммов для рабочих, 250 – для инженеров и техников, 125 – для служащих и иждивенцев. Снижение составило от 60 до 80 %.

    Дорога жизни

    Единственным путем снабжения города в зимний период оставалось Ладожское озеро. Этот маршрут, по которому днем и ночью в любую погоду ходили тихоходные баржи летом или мчались грузовики в зимнюю пору, был неизбежно уязвим для воздушных налетов немцев. Тем не менее, именно он получил название «дороги жизни». Вдоль дороги стояли регулировщики, действовали спасательные службы, медпункты и пункты связи с «большой землей», посты боевого охранения. Было организовано несколько трасс для правильного распределения нагрузки по льду. Там, где он был слишком тонким, устраивались импровизированные мостики.
    До 4000 машин ежедневно проходили по этому опасному маршруту. Однако массовые случаи гибели людей от голода все же происходили. Большинство блокадников нашли последнее пристанище в братских могилах – без гробов и без имени. Люди умирали дома, по дороге, у станков, в очередях за продуктами. Счет шел на десятки тысяч ежемесячно. Иногда смерть не регистрировали намеренно – чтобы использовать оставшуюся продуктовую карточку для других членов семьи. Карточки подделывали и воровали, процветал «черный рынок». С улиц пропали кошки и собаки – съели и их. Были отмечены и случаи каннибализма.
    От голода сходили с ума и полностью теряли самоконтроль. Катастрофически не хватало медикаментов. Зима 1941-1942 гг. стала самым тяжелым периодом всей ленинградской блокады. С весной наступило заметное улучшение. На улицы вернулся общественный транспорт. Оживилась культурная жизнь. Немцы распрощались с надеждой захватить Ленинград. Они несли серьезные потери в результате периодических контрнаступлений советских войск. 27 января 1944 года – дата окончания блокады города. Это был восторг и общее ликование. Несгибаемый дух ленинградцев похоронил честолюбивые замыслы Гитлера и его военной машины.

    Интересные факты

    Поэтессе Ольге Берггольц, ставшей музой блокадного Ленинграда, советские власти по неизвестным причинам отказали в погребении на Пискаревском мемориале, рядом с сотнями тысяч погибших в блокаду. Но именно ее слова высечены на главной стеле этого мемориала – «Никто не забыт и ничто не забыто».

  5. В общей сложности за время существования этой трассы в Ленинград удалось доставить 206 000 тонн грузов.
    112 000 тонн – это были фураж и продукты. В том числе 56 000 тонн муки, почти 10 тысяч тонн круп, две с половиной тысячи тонн мяса, почти пять тысяч тонн рыбы, около трех тысяч тонн сахара, около семи с половиной тысяч тонн овощей.
    Также в осажденный город привезли 18 с половиной тысяч тонн угля, более 50 тысяч тонн боеприпасов.

    Памятники Дороге жизни

    К настоящему моменту установлено 7 монументов на дороге жизни. Памятники появились на всем ее протяжении. Все они входят в “Зеленый пояс Славы”.
    На протяжении нескольких первых километров, на которых находились транспортные колонны от железнодорожной станции “Ржевка” до Ленинграда, установлены четыре памятные стелы. Их называют “Ржевским коридором”. Они являются естественным продолжением дороги жизни по самому Ленинграду.
    На третьем километре трассы установлен мемориальный комплекс “Цветок жизни”. Он создан в 1968 году по проекту архитекторов Мельникова и Левенкова. Здесь же расположены восемь стелл, которые представляют собой страницы дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая перенесла всю блокаду. Их в 1975 году создал тот же Левенков.
    На десятом километре этой дороги располагается комплекс “Румболовская гора”, а на 17-м – “Катюша” возле деревни Корнево. На железнодорожной станции “Ладожское Озеро” ключевое место занимает памятник паровозу. А возле поселка имени Морозова установлен монумент “Переправа”.
    Отдельного упоминания заслуживает монумент “Разорванное кольцо”. Он находится на берегу Ладожского озера, на 40 километре шоссе, которому посвящена эта статья. Ориентир – деревня Коккорево. Именно в этом месте автоколонны брали курс на восточный берег Ладожского озера.
    Мемориал представляет собой две железобетонных арки, символизирующие блокадное кольцо, в котором оказался город Ленинград. Разрыв, который можно видеть между ними, и есть Дорога жизни. Под арками на бетонной площадке можно рассмотреть следы от протекторов машин. А рядом еще два железобетонных шара белого цвета. Они имитируют прожекторные установки, которые активно применялись в годы Великой Отечественной войны. Завершает композицию мемориального комплекса подлинное зенитное орудие.
    Монумент появился в 1966 году. В 2014-м здесь зажгли Вечный огонь, который специально привезли с Пискаревского кладбища. Возле него ежегодно стартует традиционный зимний марафон под символическим названием “Дорога жизни”.

  6. Взятие этого города в 1941 году стало бы для немецкого командования великим шансом на победу. Для Советского Союза – причиной серьезной дестабилизации. Захватив Ленинград, противник имел бы возможность нанести удар по столице с тыла, потому и блокировать его для него стало единственным выходом.
    В начале осени 1941 года в городе не имелось достаточного запаса продовольствия. Блокада началась восьмого сентября. Ладожское озеро стало единственным путем сообщения. Но и оно подвергалось регулярному обстрелу со стороны немецкой артиллерии. Этот путь стали называть Дорогой жизни. По ней было эвакуировано более миллиона человек, перевезено полторы тысячи тонн продовольствия и горюче-смазочных материалов.
    Сочинение на тему «Блокада Ленинграда» – приобщение современных детей к осознанию героических страниц в истории России. Многие проходили Дорогу жизни ценою собственной, и сколько человек погибло на Ладожском озере – неизвестно. Но даже сегодня, пролетая над ним на вертолете, можно увидеть остовы грузовых автомобилей, ушедших под лед в блокадные зимы.

    Бадаевские склады

    Немецкая авиация уже в начале блокады нанесла несколько ударов по помещениям, в которых хранилось продовольствие. Горели Бадаевские склады, и этот пожар стоил жизни многим ленинградцам. В сознании жителей города именно это событие стало началом голода. Но тогда не все очевидцы понимали, что значит этот пожар. Лишь представители старшего поколения, а особенно те, кто не был уроженцами города и пережил голодомор, знали не понаслышке о чудовищных муках, которые он несет. Люди стали запасаться в меру своих возможностей скудной провизией. Но и эти действия мало кого спасли.
    Удивительно, но в то время, когда люди на улицах падали замертво от холода и голода, не переставали работать заводы. Не только взрослые, но даже дети трудились в пределах своих возможностей. Две величайшие силы в истории человечества – жестокость и героизм – находились в борьбе на протяжении трех лет. Погибло более ста тысяч человек. Но героизм ленинградцев все же победил. Сочинение «Блокада Ленинграда», которое пишут на протяжении многих лет школьники, не даст забыть о подвигах людей, которые были похоронены в этом городе с 1941 по 1944 год. Они живы, пока память о них жива.

    И летели листовки с неба…

    Сочинение «Блокада Ленинграда» является творческим заданием, призванным развивать в формирующейся личности представление о подвиге и героизме. Человека убить проще, чем сломить его волю. Об этом свидетельствуют воспоминания ленинградцев.
    Женщины рыли окопы, а немцы тем временем бросали листовки. Текст их был детально продуман, заключал в себе психологическое воздействие на человека, физически и морально крайне истощенного. Ленинградцы читали их, затем перестали. Но не прекращали рыть окопы, стоять у заводского станка, бороться за жизнь. Сочинение на тему «Блокада Ленинграда» – о тех, чья воля была не сломлена и чей дух не ослаб даже в последние минуты жизни.

    В глазах современных школьников

    Воспитание патриотического духа является частью современного образования. Школьники на уроках литературы и истории проходят тему «Блокада Ленинграда». Сочинение (11 класс) – задание, которое позволяет расширить познания об этом периоде в истории. Но так трудно прочувствовать его тем, кто родился после войны. Понять людей, которые пережили это, можно хотя бы на малую долю, прочитав их письма и воспоминания.

    «Блокада Ленинграда»: сочинение

    11 класс – этап в образовательном процессе, когда школьники уже умеют излагать свои мысли на бумаге. Некоторые это делают весьма неплохо. Но, к счастью, они не смогут никогда написать столь проникновенных и трагических строк, которые создала ленинградская школьница Таня Савичева.
    С начала блокады она начала вести свой дневник и продолжала вносить записи до тех пор, пока были силы. Девочка стала свидетелем смерти всех близких. Самая страшная запись в ее дневнике: «Умерли все, осталась одна Таня». Сочинение «Блокада Ленинграда» – творческая работа, посвященная взрослым и детям, которым суждено было пережить самые страшные годы прошлого столетия. И хочется верить в то, что тема голода и лишений останется для детей и подростков лишь предметом обсуждения на уроках истории и литературы.

    Дети блокады

    О судьбах самых юных жителей Ленинграда рассказал писатель Михаил Сухачев. Он один из них. Трагедия обрушилась на него тогда, когда он еще не научился бояться. Сражаться с врагом и непременно принять участие в победе – такие планы он вынашивал летом 1941 года. Равно как и миллионы обычных советских мальчишек.
    «Блокада Ленинграда» – сочинение по литературе, в котором нельзя обойти тему подвига самых маленьких жителей города на Неве. Ведь с 1941 года по 1944-й они так же трудились, заботились о близких. И так же умирали. А те, кто выжил, навсегда остались детьми блокады. Автор книги, посвященной этим людям, рассказывает, что внешне они ничем не отличаются от обычных людей. Лишь страшными воспоминаниями, которые не рассеиваются в их памяти. А еще особым, бережным отношением к еде.
    Маленький подвиг каждого ленинградца являлся частью огромного героизма. Стойкость и мужество помогли преодолеть один из самых тяжелых периодов в Отечественной войне, имеющий название блокада Ленинграда. Сочинение-рассуждение на эту тему – посвящение тем, кто погиб в этом аду, и тем, кто выжил и остался человеком.

  7. Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. Через много лет после прорыва блокады Ленинграда многие историки, да и простые обыватели, задавались вопросом – можно ли было избежать этого кошмара? Избежать – видимо, нет. Для Гитлера Ленинград был “лакомым куском”- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли. Можно ли было смягчить ситуацию и подготовиться к ней заранее? Вопрос спорный и достоин отдельного исследования.

    Первые дни блокады Ленинграда

    8 сентября 1941 года, в продолжение наступления фашистской армии, был захвачен город Шлиссельбург, таким образом кольцо блокады замкнулось. В первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов из сберкасс были изъяты все сбережения, магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно. Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Существует мнение, что именно пожар, произошедший в первый день блокады Ленинграда на бадаевских складах – в хранилище стратегических запасов города – спровоцировал страшный голод блокадных дней. Однако, не так давно рассекреченные документы дают несколько иную информацию: оказывается, как такового “стратегического запаса” не существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград (а проживало в нём на тот момент около 3 миллионов человек) не представлялось возможным, поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.

    Блокада Ленинграда – боль и смерть

    Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до – 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы – город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.

    Жизнь блокадного Ленинграда

    Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию – заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо – доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже “Ленинградской”. Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.

    Дорога Жизни – пульс осаждённого города

    С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни – пульс блокадного Ленинграда. Летом – водный, а зимой – ледовый путь, соединяющий Ленинград с “большой землёй” по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом – вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам – баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.
    Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей “Дорога жизни”.

    Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады. Ансамбль А.Е.Обранта

    Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети – особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых – горький отзвук тех страшных дней. Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта – особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение. Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив. Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном. Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями “За оборону Ленинграда”.

    Прорыв блокады Ленинграда

    В 1943 году в войне произошёл перелом, и в конце года советские войска готовились к освобождению города. 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда. Задачей было нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной. Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда. Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.
    Блокада Ленинграда – трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам – такого не повторится! Блокаду Ленинграда кратко, но ёмко описала Вера Инберг, её строчки – гимн великому городу и одновременно реквием ушедшим.
    Великая Отечественная война
    Курская битва (с фото)
    Сталинградская битва (с фото)
    Стихи о ВОВ
    Распад СССР (вклад ЦРУ)

  8. Сочинение.
    «Блокада Ленинграда».
    Автор: Пермяков Михаил,
    учащийся 9а класса МБОУ МО г. Нягань СОШ №14.
    Учитель: Цитцер С.В.
    Война-это ужасное событие, накладывающее свой отпечаток на судьбы целых народов. В военное время каждый человек способен совершить подвиг, но наиболее заметным становится подвиг целого народа и отдельно взятого города. Один из таких подвигов совершили жители, защитники и освободители города-героя  Ленинград. Их подвигом стало то, что они выдержали немецкую блокаду. Сейчас мы все понимаем  те ужасы, что пережили окруженцы, но действительно понять и прочувствовать это не дано никому. И как хорошо, что есть такие люди, которые даже ценой своей жизни  способны восстать воедино, не пасть духом, не поддаться панике.
    Все в «колыбели трех революций» было направленно на поддержание спокойствия. Город жил и боролся. В Ленинграде в период блокады работали заводы, театры, музеи не прекращало вещание радио, на котором выступали писатели. В городе давались концерты, для того чтобы отвлечь людей от их страшной участи. Если провести параллель с миром современным, то поведение жителей Ленинграда того времени должно вызывать гордость за русский народ, развивать чувство патриотизма.
    Должно, но увы, выводы сделаны не всеми. Очень многое зависит от того, как  сейчас мы чтим память героев. В нашей современной стране многие ветераны забыты. Они заслужили своим героизмом память и уважение. Освобождение Ленинграда – это множество кровопролитных боев. «Невский пятачок», на мой взгляд, одно из самых страшных мест всей войны, «место, обдуваемое всеми ветрами» и простреливающихся со всех сторон, где долго не живут, но именно от него зависело дальнейшее освобождение ленинградцев. «Дорога жизни»! Каждый, кто знает военную историю нашей страны, так же знает то, что это был единственный путь поддерживающий жизнь в легендарном городе. Шанс на спасение – это плохо замерзшая переправа, которую нещадно бомбили немцы.
    Блокада Ленинграда вошла в историю нашей страны, как пример стойкости, героизма и мужества советского народа и служит примером для всех поколений.

  9. Дорогой жизни называют единственную транспортную магистраль, проходящую через Ладожское озеро, связывающую находящийся в немецкой блокаде город Ленинград по большому счету, со всей страной, в годы Великой Отечественной войны. Функционировала дорога с сентября 1941 года по март 1943 года – весь блокадный период. По ней в город доставлялись питание, оружие, медикаменты, а из города происходила эвакуация людей. Другого пути, сообщающего город со страной, просто не было.

    Блокада Ленинграда

    Наступление немецкой армии происходило молниеносно, и в сентябре 41 года Ленинград оказался в окружении. Немцам удалось отрезать железнодорожное сообщение Ленинграда с другими городами страны. Опасаясь больших потерь при захвате города, Гитлер дал распоряжение держать город в осаде, постоянно обстреливая и бомбя его. По его расчётам, не выдержав осады, город должен был вскоре сдаться.
    В это же время, командующим Ленинградским фронтом К. Г. Жуковым отдано распоряжение защищать город до последнего живого человека – «сдавать» Ленинград Гитлеру было нельзя.
    К моменту начала осады в городе оставалось около 2.5 миллионов мирных граждан, среди которых около 400 тысяч – дети. Продовольственные склады были разгромлены в самом начале блокады – город оставался без запасов. Жители были обречены на голодную смерть.
    Доставить продукты питания можно было только по воздуху – авиацией и по Ладожскому озеру: в навигацию по воде, зимой – по льду. Авиация не справлялась с поставкой необходимых объемов – грузоподъёмность самолетов была очень мала, а караваны, проходящие по озеру, постоянно обстреливались со стороны немцев.

    Дорога жизни – Ладога

    Пока была возможна навигация, продовольствие в город завозили баржами. Это было крайне не просто – немецкая авиация постоянно осуществляла налеты, кроме этого на Ладожском озере часто не подходящие для навигации погодные условия – штормы и сильные ветра. Но, не смотря на все это, баржи продолжали ежедневно поставлять в город продукты и оружие, а на обратном пути производилась эвакуация людей, многие из которых погибали в результате бомбежек.
    После того, как вода в озере замерзала, работу по транспортировке грузов и эвакуации людей осуществляли на грузовиках. Каждый рейс любого судна и любой машины, идущий в Ленинград или обратно был настоящим подвигом: транспортный путь, проходящий по Ладожскому озеру, находился под постоянным огнем немецкой армии – у нее была задача оборвать эту связующую нить Ленинграда с «большой землей» и окончательно взять город измором.

    Значение Дороги жизни

    Значение Дороги жизни в истории города и в истории Великой Отечественной войны огромно:
    благодаря тому, что советская армия смогла организовать, обеспечить защиту и сохранить эту транспортную артерию, было спасено огромное количество человеческих жизней;
    был спасен и сохранен город, имеющей важное стратегическое значение, культурное и историческое наследие нашей родины;
    благодаря наличию силы духа, отваги и желанию победить во что бы то ни стало, оборона города и его снабжение во время блокады сильно поднимало дух бойцам советской армии, всему советскому народу и очень сильно деморализовало войска противника.
    Блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны считается одной из самых длительных и самой страшной осадой города за всю историю человечества. Но благодаря мужеству людей она была снята и город отвоеван. А там где проходила «Дорога жизни» сейчас Музей Памяти.

  10. Я много слышал про войну, про то, как  фашистская Германия напала на нашу страну, как горько и  невыносимо жилось людям , слышал про концлагеря, про блокаду Ленинграда, но не задумывался,  как это страшно ! Я думаю, что мало кто понимает и вряд ли поймет те чувства, что испытывали дети в это страшное для всей страны время. Это настоящие герои! Они шли на верную смерть, помогали взрослым, как только могли, не жалели себя, свои силы для того, чтобы мы с вами могли сейчас жить!
    В конце января,  в день, когда исполнилось 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда мы ходили в музей истории,  где нам рассказали о той страшной трагедии.  Мы узнали , что и в нашем районе жили дети блокадного Ленинграда, их,  как и Таню Савичеву, удалось вывезти по дороге жизни в тыл.
    Таня была обычным ребенком, такой же , как и мы, она была почти нашей ровесницей. Во время блокады Таня пережила всех своих родных. Она видела как умирает брат, дядя, бабушка, мама- даты их смерти записывала в блокнот. Умерли все родственники- Таня осталась одна. В тылу ее не удалось спасти, война сильно подорвала ее здоровье и она прожила в интернате около двух лет и умерла.
    Особенно сильное впечатление произвел на меня фильм, снятый военными корреспондентами  . Полупустой город, сумрачно, гудят самолеты, бросающие бомбы-зажигалки, много снега, трупы людей. Этот город стал для тысяч ленинградцев сжатым кольцом смерти.
    И я подумал: «Как же хорошо, что я живу в мирное время, нет войны, что я учусь в большой и светлой школе, что в нашем доме тепло и уютно, что всегда есть хлеб на столе, что вокруг добрые и заботливые люди, что у меня есть Родина, которую я люблю и буду защищать!»
    Я очень хочу, чтобы больше никогда не было войны, чтобы люди не страдали, что бы дети были счастливы, а взрослые спокойны за них. А нашим ветеранам- большой поклон и живите долго- долго! Ваш подвиг навсегда останется в наших сердцах!

  11. Размещено на http://www.allbest.ru
    БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА
    Целью данного эссе является изучение влияния блокады Ленинграда на патриотический дух советского народа во время Второй мировой войны 1941-1944 гг.
    Военная блокада Ленинграда немецкими, финскими и испанскими войсками началась 8 сентября 1941 года и продлилась 872 дня. Были разорваны все связи города с внешним миром, перекрыты автомобильные и железнодорожные пути. Связь с городом осуществлялась только по воде или по воздуху. По словам Жукова: «Положение, сложившееся под Ленинградом, Сталин в тот момент оценивал как катастрофическое. Однажды он даже употребил слово “безнадёжное”. Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней, и Ленинград придется считать потерянным». К началу блокады в городе не было достаточного количества запасов продовольствия, поэтому в скором времени в городе начались голод и болезни. К тому моменту в городе находилось 3 миллиона человек. Слова А. В. Молчанова, бывшего ребенком при блокаде Ленинграда, ужасают: «Мы были настолько истощены, что не знали, уходя за хлебом или за водой – хватит ли сил вернуться домой. Мой школьный приятель пошел за хлебом, упал и замерз, его занесло снегом».
    Жителям доставлялось небольшое количество еды и воды через небольшой прорыв в кольце летом по воде, а зимой по льду Ладожского озера. Этот пусть именовали «дорогой жизни». Часто баржи с продовольствием подвергались вражескому обстрелу, а грузовики проламывали лед и тонули, но мужество солдат было непоколебимо, и они продолжали поддерживать жизнь в городе. Из-за большого количества погибших на дороге, сами ленинградцы назвали её «дорога смерти». На ней также помогали женщины и дети: расчищали дорогу от снега и от тел падших. Однако тяжелые условия и мрачная обстановка не смогла сломить их дух. Малышева Надежда Александровна, работавшая во время войны на дороге, вспоминает: «Настроение несмотря ни что – боевое! Утром на работу идем, лопаты на плечо, девчонки: “Запевай!” И поем песни».
    В городе продолжали работу заводы, которые поставляли боеприпасы на фронт. Это подтверждает своими словами Доценко Анна Михайловна: «Несмотря на бомбежки и артобстрелы, стали восстанавливать производство. В цехах было холодно, на полу лежал лед, к машинам невозможно было притронуться, но комсомольцы взяли обязательство отработать внеурочно не менее 20 часов. Работали здесь в основном 15-летние девочки, но норму выполняли на 150-180%». блокада ленинград война патриотический
    Многие историки считают, что именно оборона Ленинграда стала решающим моментом в ходе развития войны. После легких побед в Европе перед Гитлером возник русский город, мужество жителей которого оказалось ему не по силам. Возможно, именно тогда он осознал, что его план захвата блицкриг нельзя осуществить. Война приняла затяжной характер, что было выгодно для СССР, но не устраивало немцев. Гитлеру пришлось перебросить часть войск из-под Ленинграда на другие фронты, поэтому на финальный штурм города у немцев не хватило сил.
    Испортив планы Гитлеру и дав дополнительное время для советской армии, Ленинград понес большие потери. По подсчетам историков за время блокады погибло 800 тысяч жителей от голода и около 17 тысяч при бомбежке и обстрелах. Город мог быть сдан без боев, но учитывая планы Гитлера о полном уничтожении Ленинграда, сложно было предположить мирную эвакуацию жителей. Бои под городом продолжались, но теперь немцы усилено бомбили сам город, целясь в продовольственные склады зажигательными бомбами. Были сожжены Бадаевские склады с продовольствием, но это не имело большого влияния, так как из-за войны на складах не было большого запаса еды. Жители города не растерялись и всячески оборонялись от бомбежки немцев. По рассказам Блюмины Галины Евгеньевны: «В домах создавались детские бригады, которые помогали взрослым гасить зажигалки. Мы были в брезентовых рукавицах и в защитных касках на голове, так как зажигательные бомбы пробивали крыши, падали на чердак и крутились, как волчок, исторгая из себя море искр, вызывая пожар и освещая огнем все вокруг. Мы — дети с 10 лет и старше — брали в рукавицах бомбы и выбрасывали их в окна чердака на брусчатку двора (тогда асфальтированных дворов еще не было), где они тухли».
    27 января с города была снята блокада, и это было отпраздновано салютом, что было исключением во время войны. Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества и стойкого духа народа. Франклин Делано Рузвельт, президент Соединенных Штатов Америки писал: «Я преподношу эту грамоту городу Ленинграду как память его храбрым солдатам и его верным мужчинам, женщинам и детям, которые в условиях изоляции от своего народа захватчиками и несмотря на постоянные бомбардировки и бессчетные страдания от холода, голода и болезней успешно отстояли свой любимый город в критический период с 8 сентября 1941 по 18 января 1943 и, таким образом, продемонстрировали несокрушимый дух народа Союза Советских Социалистических Республик и всех народов мира противостоять силам агрессии».
    Блокада Ленинграда оставила незаживающий шрам в душе каждого, кто ее пережил. Многие не смогли перенести такие муки и сошли с ума, а остальным пришлось начинать новую жизнь после разрыва блокады, с образом близких и членов семьи, погибших у них на глазах в эти ужасные годы. Память, о тех, кто погиб, навсегда будет с нами. Проводя исследование для эссе, я прочитала много историй переживших блокаду Ленинграда, и их рассказы произвели на меня неизгладимое впечатление.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Информационно-аналитические издание фонда исторической перспективы: Столетие (Интернет-газета) http://www.stoletie.ru/
    2. Информационный портал: http://www.gazeta.ru/
    3. Сайт Ильинского Игоря Михайловича: http://ilinskiy.ru/
    Размещено на Allbest.ru

  12. 8 сентября 1941 года – 27 января 1944 года. Для кого-то это просто даты, для кого-то обычный промежуток времени, а кому-то эти числа напоминают о страданиях, боли и муках, которые люди были вынуждены пережить во время блокады Ленинграда.
    За 871 день смерть сумела забрать рекордное количество людей. Представляя картину сейчас, наше поколение не может в полной степени осознать и почувствовать, что там происходило и каково это. Голод забрал 640 тысяч людей, обстрелы и бомбёжки унесли с собой 17 тысяч ни в чем неповинных граждан. Первая зима в блокадном Ленинграде застала население лютыми морозами. По последним подсчетам 300 тысяч погибли, 30 тысяч детей стали сиротами. Никто и ничего не сможет возместить людям ту боль, те страдания, которые они пережили. Миллион фраз было сказано, тысячи стихов написано, но они не могут передать всего того мужества, которое сопровождало народ во время блокады. Мужчины и женщины, дети и пожилые люди, они выстояли, они сражались каждый день с холодом, голодом и обстрелами. Но желание жить ради семьи, ради своей страны, ради будущего не давало им сдаться и опустить руки. Мы восхищаемся теми, кто выстоял, теми, кто не сложил руки и не сдался, теми, кто боролся и верил в свою победу.
    Просматривая интервью или слушая рассказы своих дедушек и бабушек о тех временах, можно заметить их отсутствующий взгляд и проступающие слезы на глазах, когда они прокручивают в памяти пережитые события прошлого. Всматриваясь в их глаза, мы можем почувствовать всю горечь прожитого во время войны, всю печаль и скорбь по утере родных, друзей и близких. Конечно, можно придерживаться утверждения, что со временем все забывается, но люди, которые однажды были на гране смерти, никогда не смогут забыть этого.
    Блокада Ленинграда отпечаталась в нашей памяти как один из самых жестоких периодов, который забрал миллионы жизней людей. Планируя растоптать город, фашисты неожиданно столкнулись со всей силой русского народа, с его мужеством, отвагой и непреодолимой жаждой к жизни. Человечество смотрело в глаза смерти, и смерть моргнула первая.

  13. 8 сентября 1941 года началась блокада, которая продолжалась 900 дней. Во время блокады погибло очень много людей из-за голода, холода и постоянных обстрелов. Во время блокады людям выдавали хлеб, в который добавляли счистки картофеля, а иногда даже и добавляли торф. Ведь в окруженный Ленинград было очень сложно доставить продовольствие. Единственная дорога, через которую можно было доставить медикаменты, пищу и даже одежду проходил через Ладожское озеро. Люди даже назвали этот путь «Дорогой Жизни».
    Бабушка моей тёти рассказывала о жутких временах блокады. Это одни из немногих ее слов: «Было очень тоскливо жить. Да-да именно так. Это не было нормальной жизнью. Голод и холод очень сильно подкосили людей. Но не это самое страшное. Люди постоянно находились в страхе. Он никогда не покидал их, ни во сне, ни наяву. Преследовал повсюду, на улице, в промерзших домах. Голод можно было вынести. А спасеньем от холода служило еле теплящиеся пламя от горящих книг и щепок… Но страх, страх нельзя было изгнать ничем. Идя по холодным улицам, в темноте, продираясь через сугробы снега, через темные дворы и необъятную ужасающую тишину, нельзя было убежать от самого себя, от того, что гложет человека изнутри, что постоянно заставляет оглядываться и вздрагивать…»
    Когда мне это рассказали, я просто был в шоке. Я впервые тогда узнал о жутких днях блокады. Даже попадались такие люди, которые ели овес, которым кормили скот. Некоторые даже варили суп из того что им попадалось под руки к примеру крыс. Но были люди, которые доходили до крайностей и съедали своих собственных людей. Также мне рассказали ещё одну историю о том, как она с мужем возвращалась домой: «Тогда еще ходил транспорт. Мы с мужем возвращались домой после работы. Было уже холодно, и мы очень хотели успеть на трамвай, а он как раз подходил к остановке. Но, к нашему великому сожалению, двери закрылись перед самым нашим носом. Тот факт, что прийдеться ждать на холоде некоторое время, не обрадовал нас… Однако мы не успели огорчиться, потому что началась бомбежка. Проехав пару кварталов, в тот трамвай попал снаряд, и он взорвался.»
    Это просто был ужас. Я не могу понять, как такое вообще могло случиться. Как люди могут так халатно относиться к человеческим жизням. Особенно моё поколение, которое не желает знать о своей истории. Я даже боюсь представить, что будет в будущем. Я считаю, что нужно помнить и чтить своих предков. И не считать 9 мая поводом, чтобы выпить. А праздником победы. Ведь если бы Ленинград не устоял, я даже представить не могу что бы случилось. Возможно нашим бы миром правил бы третий рейх. И я думаю это еще не самое страшное.

  14. 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война.
    На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.
    27 января 1944 года – что это за дата?
    27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.
    Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.
    «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.
    8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвали на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.
    С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
    Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.
    Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.
    Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
    Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».
    Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
    Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.
    Девочка руки протянула
    Уснула,
    А оказалось – умерла..
    Никто не обронил ни слова,
    Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
    Учитель выдавил, что снова
    Уроки после похорон (Ю. Воронов)
    Ольга Бергольц писала: «сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам».
    Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.
    И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.
    22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
    Все, кто обслуживал ледовую трассу, – водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики – работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.
    И было на всем году
    Машина задняя осела
    Шофер вскочил, шофер на льду.
    Ну, так и есть, мотор заело.
    Ремонт на пять минут – пустяк,
    Поломка эта не угроза,
    Да рук не разомкнуть никак:
    Их на руле свело морозом.
    Чуть разогнешь – опять сведет.
    Стоять? А хлеб? Других дождаться?
    А хлеб – две тонны? Он спасет
    Шестнадцать тысяч ленинградцев
    И вот в бензине руки он
    Смочил, поджег их от мотора,
    И быстро двинулся ремонт
    В пылающих руках шофера.
    Вперед! Как ноют волдыри,
    Примерзли к варежкам ладони.
    Но он доставит хлеб, пригонит
    К хлебопекарне до зари
    Шестнадцать тысяч матерей
    Пайки получат на заре –
    Сто двадцать пять блокадных грамм
    С огнем и кровью пополам
    О, мы познали в декабре:
    Не зря священным даром назван
    Обычный хлеб, и тяжкий грех
    Хотя бы крошку бросить наземь
    Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.
    Скольких людей спасла эта дорога!
    Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные и изнеможенные приводили в порядок дворы, улицы. Активно помогали школьники. Город был очищен – еще одна победа Ленинграда.
    В этом году в Ленинграде вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках, скверах, школьники работали в пригородных скверах и подсобных хозяйствах.
    Чтобы не повторились ужасы первой блокадной зимы, нужно было тщательно подготовится к следующей. Прежде всего обеспечить город топливом. Дрова для школ заготавливали учителя и ученики. Разбирали деревянные дома. Школьники также заготавливали топлива для инвалидов, семей фронтовиков, ослабленных людей.
    Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – в январе 1943 года прорвать блокаду. 12 января началось сражение. Но час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 начали операции по ликвидации вражеской группировки. За 2 недели они разгромили 18-ую немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободив более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от врагов.
    Памятник “Цветок жизни” сооружен на 3 км Дороги Жизни. На искусственном холме бетонный цветок высотой 15 м, вокруг 2 ряда бетонных наклонных плит. В 1984г. посажена Аллея дружбы, соединяющая мемориал с Траурным курганом, на котором установлены 8 бетонных плит с текстом Дневника Тани Савичевой. Памятник построен во имя жизни и против войны, детям, погибшим во время блокады Ленинграда. На памятнике надпись “Пусть всегда будет солнце”.
    У подножья Румболовской горы, на опушке парка г. Всеволожска высится металлический обелиск в форме огромных, устремлённых ввысь листьев дуба и лавра, а также желудя. Тема памятника героям легендарной дороги Жизни раскрыта в них так: листья дуба олицетворяют силу, лавра – славу, а желудь символизирует продолжение жизни. У основания обелиска – стела, на которой изображены грузовые машины и воспроизведены стихи Ольги Берггольц.
    На 17 км “Дороги жизни” высится монумент. Он представляет собой нацеленную в небо металлическую конструкцию из пяти двутавровых рельсов, которые внешне напоминают стволы зенитных батарей. На месте, где сооружён памятник, в годы блокады г. Ленинграда стояла батарея, прикрывавшая аэродром в м. Углово и “Дорогу жизни” от налётов вражеской авиации. Чтобы увековечить подвиг защитников Ленинградского неба, трудящиеся предприятий Ждановского р-на г. Ленинграда в 1965-66гг соорудили на общественных началах этот памятник. На стеле памятника надпись:
    На здании Осиновецкого маяка установлена мемориальная доска с надписью:
    Авторы памятника: В.Г. Филлипов, К.М. Сиун, И.А. Рыбак, В.Н. Яковлев, Дугонец. Открытие памятника состоялось 29 октября 1966 года, в день 25-летия со дня открытия дороги Жизни.
    Справа у памятника установлена стела, на лицевой стороне которой надпись:
    На обратной стороне стелы: “Памятник установлен трудящимися Калининского р-на в честь героических защитников Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *