Сочинение на тему болото

7 вариантов

  1. Е. Зоммер, кандидат биологических наук (Байкальск)
    Визитная карточка Байкала – это необозримый водный простор и великолепие скалистых берегов. Она оставляет в тени такой шедевр природы, как болота. А между тем болота назаменимы как хранилища влаги. Особенно важна их роль в регуляции рек, а реки, как известно, питают Байкал.
    * * *
    Болота, пожалуй, самые удивительные ландшафтные образования. Их волшебный мир полон своеобразия.
    Начать хотя бы с того, что болота занимают важное место в круговороте воды. Выражение «стоячее болото» не лишено смысла: болота — это естественные аккумуляторы влаги в окружающем ландшафте. В их недрах удерживается 11,5 тыс. кубических километров пресной воды. Это впятеро больше, чем во всех реках мира (2,1 тыс. км3), и почти половина объёма воды Байкала (23 тыс. км3)! Так что с определением «стоячее» можно поспорить, тем более что болота служат источником питания рек. Достаточно сказать, что такие большие реки, как Днепр и Волга, берут начало из болот.
    Другой аргумент против застойности болот — это активный водообмен. Сравните: полное возобновление воды в озёрах происходит в течение 17 лет, в болотах же этот процесс идёт значительно скорее — вода обновляется каждые пять лет, а это значит, что доля участия болот в глобальном круговороте воды в природе весьма значительна.
    Болота являются аккумуляторами не только влаги, но еще и солнечной энергии, которая «спрессована» в виде торфа. Торфом можно обогреваться, используя его как топливо; идёт он на удобрение и для улучшения состава почв. Торф может быть ценным химическим сырьём для микробиологической промышленности, для производства кормового белка, витаминов для животноводства, физиологически активных веществ и многого другого. Торф — прекрасный теплоизоляционный материал: под торфяным покровом хорошо сохраняются фрукты, рыба, мясо, лёд.
    Мягкий разноцветный ковёр, покрывающий сфагновые болота скрывает торфяные залежи, толщина которых достигает шести метров в глубину! Казалось бы — как много, ведь примерно 3/4 болот мира сосредоточены на территории России. Но если учесть, что такой мощный слой торфа образуется тысячелетиями, а разрабатывается в течение нескольких лет, то станет ясно, что добыча торфа — палка о двух концах: болото после торфодобычи практически не восстанавливается. Гибель болота грозит территории экологической катастрофой, способной повлечь за собой обмеление рек, эрозию почв и нежелательное изменение ландшафта в целом.
    Основа торфа — мох сфагнум. Биология сфагнума необычна, как и многое другое в жизни болот. Но прежде чем раскрыть секреты сфагнума, нужно рассказать, какие бывают болота.
    Учёные-болотоведы различают болота по плодородию почв, питающих болотную растительность. Низинные болота богаты пищей для растений. Они, как правило, располагаются по долинам рек, поймам, берегам озёр. Типичные низинные болота располагаются между Култуком и Слюдянкой у побережья Байкала.
    Полная противоположность низинным — это так называемые верховые болота с недостаточным питанием. Растительность этих болот отделена от почвы накопившимся слоем торфа, поэтому жалкие крохи минеральной пищи растения получают только с атмосферными осадками. Низинные болота постепенно превращаются в верховые по мере накопления торфа. Процесс этот очень медленный, потому что торфяная залежь увеличивает толщину на 0,5–1,0 мм в год! Такова скорость роста главного торфообразователя — мха сфагнума.
    Уже в самом названии мха имеется указание на его свойства: сфагнум созвучен с греческим словом «сфагнос», что означает «губка». Мох, подобно губке, впитывает воду. Не случайно торф содержит 90% воды. Сфагнум образует очень плотный моховой покров. Растения расположены так близко друг к другу, что сплетаются своими боковыми веточками и множеством листьев. На поверхности видны только верхушки мха, а чтобы увидеть его стебли, нужно раздвинуть ковер, плотно сотканный из сотен пышных головок сфагнума. Самая яркая у растения только верхушечная часть, находящаяся на свету. Дальше цвет постепенно бледнеет и из зеленого становится коричневым — это отмирающая часть мха, который все время тянется к солнцу. Не ищите корень у сфагнума — его не существует.
    Тонкие стебли сфагнума птицы используют для строительства гнезд, а звери выстилают им норы. Так лесные жители «убивают двух зайцев», ведь сфагнум, кроме того что обладает теплоизоляционными свойствами, является хорошим антисептиком благодаря содержанию в нем фенольных и дубильных веществ.
    Прекрасные верховые болота тянутся вдоль подножья Хамар-Дабана на многие километры. Чистые, светлые, нарядные благодаря зеркальным водьям, на которых растут кувшинки, верховые болота полны очарования. Словно маленькие алмазы и рубины, сверкают в лучах солнца капельки на листьях росянки — этого тихого хищника болот, питающегося мелкими насекомыми. «Это удивительное растение или, вернее, крайне остроумное животное» — так писал о росянке Чарльз Дарвин. На мочажинах зеленеют осоки. Эти болотные почвообразователи придают прочность поверхности болота. Разные виды осок имеют длинные горизонтальные корневища, способные сплетаться в сплошную гибкую сеть. Они образуют дёрн на болотной топи.
    Болота — излюбленное местообитание стрекоз. Эти крылатые хищники большую часть времени проводят в полёте, охотясь на комаров, мошек и других мелких насекомых. Не теряя времени, стрекоза тут же на лету съедает насекомых, набившихся между жёсткими волосками её длинных ног.
    В жаркий день их наполняют ароматы трав и кустарничков, источающих эфирные масла. Подбел, болотный багульник, мирт, брусника, клюква — всё это вечнозеленые кустарнички, не сбрасывающие на зиму листву. Их субтропические предки, некогда населявшие древние болота, были величиной со среднее дерево, так что выражение «развесистая клюква» — не такая уж и бессмыслица. Листья этих уникальных по приспособляемости растений имеют строение, защищающее кустарнички от избытка солнечной радиации на открытом пространстве в условиях переувлажнения. Из-за острого дефицита минерального питания на верховых болотах подбел, мирт, болотный багульник должны предохранять себя от излишнего потребления воды и, следовательно, противостоять ее испарению с поверхности листа. Поэтому их листья плотные, кожистые с защищенными устьицами. Чтобы уменьшить испарение, у подбела устьица погружены в мякоть листа, поверхность которого покрыта восковым налетом, способным отражать солнечные лучи. Листья багульника болотного имеют войлочное опушение, а у болотного мирта имеются отражающие серебристые чешуйки, которые настолько малы, что разглядеть их можно только при остром зрении или с помощью увеличительной оптики. Листья кустарничков обладают также способностью поворачиваться ребром к плоскости падения солнечных лучей, что также способствует уменьшению испаряющей поверхности.
    Болота кормят человека и братьев его меньших. Это богатейшие ягодные плантации, плодоносящие с начала лета до глубокой осени. Первым созревает урожай морошки — янтарной ягоды с изысканным вкусом. За ней следует голубика, а с сентября кочки покрываются россыпью спелой клюквы. Ближе к осени поспеваюет шикша и тяготеющая к болотам очень ароматная приворотная ягодка княженика. Кроме того, многие растения болот обладают лекарственными свойствами. Штроко известны вахта трёхлистная, сабельник болотный, белозор болотный.
    Мир болот уникален не только как гидродинамическая и экологическая система, это ещё и мир «таинственного», о котором ходят предания, завораживающий мир знахарей, «чудесных» исцелений и древних обрядов. У многих народов существовал культ воды, а болотам приписывались колдовские чары.
    Ныне существующие болота имеют древнейшую историю. В геологические эпохи миоцена и плиоцена в Северном полушарии Земли царил тёплый климат и на болотах росли гигантские кипарисы и другие вечнозеленые растения, дошедшие до нас в виде залежей бурого угля. После нашествия ледника древесная растительность болот отступила и на них стали преобладать мхи и травы. Распространение болот в их настоящем виде связано с послеледниковым периодом в 10 тыс. лет. Установлено, что нижние слои торфяных залежей начинали отлагаться 8 тыс. лет назад.
    Болота — этот не только летопись природы, но и кладезь исторических находок. В Западной Европе, близ Гамбурга, в торфянике на глубине двух метров нашли бревёнчатый настил, а на нём — монеты времён Римской империи. На севере Дании из торфяных массивов извлечены жертвенные кубки и блюда из серебра. Но самыми сенсационными оказались находки человеческих тел, пролежавших под слоем торфа полторы и две тысячи лет и сохранивших не только черты лица, но и настолько отчётливый рисунок линий на ладонях и некоторых пальцах, что с него удалось снять уникальные дактилоскопические отпечатки 1500-летней давности! Такая сохранность останков людей и животных, попавших в болото, объясняется присутствием в нем антисептических веществ, низким содержанием кислорода и близостью мерзлоты или холодных грунтовых вод.
    ***
    Вот только самый общий взгляд на устоявшийся столетиями и одновременно ранимый, до конца не познанный удивительный мир болот.

  2. «Болото в лесу. Осень» явилась прощальным приветом родине. Живя в Ялте, художник неистово творит. Он воссоздает дорогие образы северной природы.
    Поистине прав был Иван Николаевич Крамской, когда говорил о работах Васильева последних лет: «Какие рисунки, сепии, акварели, какие альбомы и что за мотивы! Решительно, мы лишились музыканта…»
    Русская осень. Глухой лес. Заросли мокрой травы, зеленой, желтой, оранжевой, коричневой. Заросшее причудливыми папоротниками болото. Жуткая гиблая топь. Зловещая тишина. Ветер гонит низкие дождевые тучи. Последний луч солнца осветил листву, вспыхнувшую ярким пламенем. «Поэт, музыкант» пейзажа создает симфонию красок. Все цвета вспыхивают звучно. И мы слышим неувядаемую песню осенней природы.
    «О болото! Болото! Если бы вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия, — пишет художник Крамскому. — Неужели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящей водой утра? Ведь у меня возьмут все, все, если возьмут это».
    Васильев жил и творил, веря в просветляющую силу искусства. В одном из писем Ивану Николаевичу есть такие слова: «Если написать картину, состоящую из одного этого голубого воздуха и гор, без единого облачка, как оно в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, покажется во всей своей безобразной наготе».
    Я верю, что у человечества, в далеком, конечно, будущем, найдутся такие художники.

  3. 3
    Текст добавил: -АМ:)фи:(там->инка,

    У камня, где отдыхали ребята, «довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой: одна, хорошая, плотная тропа, шла направо, другая, слабенькая, прямо». Это тоже сказочный прием: очень часто былинные и сказочные герои оказываются перед выбором (еще говорят: «на распутье»). Наши герои тоже делают свой выбор. Проявив упрямство, Митраша выбирает трудный путь, решает идти по слабенькой тропе, а Настенька — по плотной. Ребята поссорились, и вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. И «до того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему». Как в сказках действуют чудесные помощники (конь, добрая старуха, волшебница-жена) и злые силы, так и в «Кладовой солнца» на помощь детям приходит собака — «вернейший друг человека», а противостоит ей волк — злейший враг человека, «самой злобой своей обреченный на гибель». Не послушал Митраша благоразумной Насти, «не знавши броду, оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую елань». А Настя, увлекшись сбором клюквы, не скоро вспомнила о брате, но, как и всякая сказка, сказка-быль М. М. Пришвина имеет счастливый конец. Митраша из-за своего упрямства оказался на Блудовом болоте, чуть не погиб, но ему помогла собака Травка. Ребята встретились и благополучно вернулись домой. С самого начала произведения мы попадаем в чудесный мир, где все живое взаимосвязано и где природа принимает самое непосредственное участие в судьбе героев. Сначала мы узнаем, что в селе осиротели двое детей. Но дети эти были «умненькие» и, главное, дружные, поэтому они быстро освоили премудрости сельской жизни. Они ухаживали за домашними животными, работали в огороде, а в ответ получали молоко и щедрый урожай. Однажды от людей они узнали, что клюква, которая перезимовала под снегом, становится очень вкусной, и, как только сошел снег, отправились на Блудово болото. Собираясь, дети вспомнили, Что слышали от отца о не известной никому палестинке, где растет самая-самая сладкая клюква. По пути дети должны были пройти само Блудово болото, о котором в народе ходила легенда о том, как лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня, и с тех пор ель и сосна растут вместе. И, когда ветер качает деревья, ель и сосна стонут, словно живые существа. Настя и Митраша присели отдохнуть у Лежачего камня, недалеко от этих деревьев. «Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи», что даже тетерев не обратил на них никакого внимания. Вокруг царила необыкновенная красота, и раздавалось только слабое пение птиц, «посвященное восходу великого солнца». А когда они собрались идти дальше, внезапно налетел ветер, рванул, ель нажала на сосну, сосна на ель, и деревья застонали. Как будто сама природа предостерегала детей. Собравшись идти дальше, ребята вдруг заметили, что «довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой». Митраша, проверив по компасу направление троп, решил идти по более слабой, Настя — по другой, плотной тропе. Ребята стали спорить. И тут снова природа попыталась предостеречь ребят: «серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами». Злой ветер очень резко рванул, а сосна и ель, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали, как бы вторя спору брата и сестры. В то утро у деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок. И действительно, дети оказались Оторваны друг от друга. Настя, увлеченная сбором ягод, на некоторое время забыла о брате. А он, позабыв, наверное, мудрую пословицу: «Не знавши броду, не лезь в воду», «оставил выбитую тропу человеческую и полез прямо в Слепую елань» (то же самое, что зимой в ПРУДУ прорубь). Хотя и благоразумная сестра предупреждала его, и трава белоус показывала направление обхода елани. Но на помощь снова пришла природа. Спасло детей то, что собака Травка, потерявшая хозяина и живущая теперь в лесу, не могла выносить жалобного плача «сплетенных навеки деревьев». мысленно представь себе две тропы и подумай: а не разъединят ли эти тропы тебя с кем-то, кто тебе очень дорог?

  4. У камня, где отдыхали ребята, «довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой: одна, хорошая, плотная тропа, шла направо, другая, слабенькая, прямо». Это тоже сказочный прием: очень часто былинные и сказочные герои оказываются перед выбором (еще говорят: «на распутье»). Наши герои тоже делают свой выбор. Проявив упрямство, Митраша выбирает трудный путь, решает идти по слабенькой тропе, а Настенька — по плотной. Ребята поссорились, и вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. И «до того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему». Как в сказках действуют чудесные помощники (конь, добрая старуха, волшебница-жена) и злые силы, так и в «Кладовой солнца» на помощь детям приходит собака — «вернейший друг человека», а противостоит ей волк — злейший враг человека, «самой злобой своей обреченный на гибель». Не послушал Митраша благоразумной Насти, «не знавши броду, оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую елань». А Настя, увлекшись сбором клюквы, не скоро вспомнила о брате, но, как и всякая сказка, сказка-быль М. М. Пришвина имеет счастливый конец. Митраша из-за своего упрямства оказался на Блудовом болоте, чуть не погиб, но ему помогла собака Травка. Ребята встретились и благополучно вернулись домой. С самого начала произведения мы попадаем в чудесный мир, где все живое взаимосвязано и где природа принимает самое непосредственное участие в судьбе героев. Сначала мы узнаем, что в селе осиротели двое детей. Но дети эти были «умненькие» и, главное, дружные, поэтому они быстро освоили премудрости сельской жизни. Они ухаживали за домашними животными, работали в огороде, а в ответ получали молоко и щедрый урожай. Однажды от людей они узнали, что клюква, которая перезимовала под снегом, становится очень вкусной, и, как только сошел снег, отправились на Блудово болото. Собираясь, дети вспомнили, Что слышали от отца о не известной никому палестинке, где растет самая-самая сладкая клюква. По пути дети должны были пройти само Блудово болото, о котором в народе ходила легенда о том, как лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня, и с тех пор ель и сосна растут вместе. И, когда ветер качает деревья, ель и сосна стонут, словно живые существа. Настя и Митраша присели отдохнуть у Лежачего камня, недалеко от этих деревьев. «Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи», что даже тетерев не обратил на них никакого внимания. Вокруг царила необыкновенная красота, и раздавалось только слабое пение птиц, «посвященное восходу великого солнца». А когда они собрались идти дальше, внезапно налетел ветер, рванул, ель нажала на сосну, сосна на ель, и деревья застонали. Как будто сама природа предостерегала детей. Собравшись идти дальше, ребята вдруг заметили, что «довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой». Митраша, проверив по компасу направление троп, решил идти по более слабой, Настя — по другой, плотной тропе. Ребята стали спорить. И тут снова природа попыталась предостеречь ребят: «серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами». Злой ветер очень резко рванул, а сосна и ель, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали, как бы вторя спору брата и сестры. В то утро у деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок. И действительно, дети оказались Оторваны друг от друга. Настя, увлеченная сбором ягод, на некоторое время забыла о брате. А он, позабыв, наверное, мудрую пословицу: «Не знавши броду, не лезь в воду», «оставил выбитую тропу человеческую и полез прямо в Слепую елань» (то же самое, что зимой в ПРУДУ прорубь). Хотя и благоразумная сестра предупреждала его, и трава белоус показывала направление обхода елани. Но на помощь снова пришла природа. Спасло детей то, что собака Травка, потерявшая хозяина и живущая теперь в лесу, не могла выносить жалобного плача «сплетенных навеки деревьев». мысленно представь себе две тропы и подумай: а не разъединят ли эти тропы тебя с кем-то, кто тебе очень дорог

  5. «Не море, не земля — корабли не плавают, и ходить нельзя». Отгадали, что это такое? Конечно, .
    Чаще всего болота образуются в низинах со стоячими водоемами. Представьте себе озеро, которое не имеет стока. И в глубину земли вода из него просочиться не может — препятствует водонепроницаемый слой глины или скальный грунт. Вода в таком озере будет застаиваться и постепенно зарастать водорослями, ряской, осокой, мхами, самшитом. Так на поверхности озера образуется толстый, зыбкий, пружинящий и чавкающий под ногами растительный слой, ходить по которому очень опасно — можно провалиться и увязнуть. Лишь над самыми глубокими местами и там, где со дна выбиваются ключи, видны еще участки чистой воды — «окна». Впадающие в озеро ручьи и речки наносят песок и глину. И вот перед нами болото.
    Образуются болота и там, где необдуманно вырубают леса или где прошли лесные пожары, уничтожившие деревья. Подпочвенные воды, которые испарялись листвой деревьев, начинают проступать на поверхность и заболачивают местность. На болотах своя растительность — мох, кукушкин лен, камыш, тростник, осока, клюква, морошка. Но больше всего мхов. Свой на болотах и животный мир: кабаны, лоси, болотные птицы, лягушки, змеи, пиявки, стрекозы, мошкара, комары. В темные осенние ночи над болотами иногда появляются какие-то огни. Откуда же они берутся?
    На дне болот, в сырой местности гниет много остатков погибших животных и растений. При этом образуются разные газы, в том числе и болотный. Когда он вырывается из глубины на поверхность, то от соприкосновения с воздухом вспыхивает — самовозгорается. Болотные огни все время в движении, потому что следуют малейшему колебанию воздуха. Люди не любят болот. Но значит ли это, что от болот нет вообще никакой пользы? Нет, не значит.
    Во-первых, болота, сохраняя в себе огромные запасы влаги, поддерживают уровень воды многих рек. Во-вторых, остатки погибших растений, разлагаясь на дне без доступа воздуха, превращаются в торф. А торф очень ценен. Его сжигают в топках тепловых электростанций, используют как удобрение на полях и как сырье на химических заводах, применяют в строительстве. Так что, с одной стороны, болота— беда, а с другой — кладезь добра. Там, где болота полностью осушили, — обмелели речки, усохли дубравы, появились сыпучие пески, исчезли многие виды зверей и птиц. Ведь в природе все взаимосвязано. Поэтому решено сохранить в естественном состоянии, как заповедники, значительные площади болот и заболоченных лесов.

  6. Ф. А. ВАСИЛЬЕВ. «БОЛОТО В ЛЕСУ. ОСЕНЬ»
    «Болото в лесу. Осень» явилась прощальным приветом ро­дине. Живя в Ялте, художник неистово творит. Он воссоздает дорогие образы северной природы.
    Поистине прав был Иван Николаевич Крамской, когда гово­рил о работах Васильева последних лет: «Какие рисунки, се­пии, акварели, какие альбомы и что за мотивы! Решительно, мы лишились музыканта…»
    Русская осень. Глухой лес. Заросли мокрой травы, зеле­ной, желтой, оранжевой, коричневой. Заросшее причудливы­ми папоротниками болото. Жуткая гиблая топь. Зловещая тишина. Ветер гонит низкие дождевые тучи. Последний луч солнца осветил листву, вспыхнувшую ярким пламенем. «Поэт, музыкант» пейзажа создает симфонию красок. Все цвета вспы­хивают звучно. И мы слышим неувядаемую песню осенней при­роды.
    «О болото! Болото! Если бы вы знали, как болезненно сжи­мается сердце от тяжкого предчувствия, — пишет художник Крамскому. — Неужели не удастся мне опять дышать этим при­вольем, этой живительной силой просыпающегося над дымя­щей водой утра? Ведь у меня возьмут все, все, если возьмут это».
    Васильев жил и творил, веря в просветляющую силу искус­ства. В одном из писем Ивану Николаевичу есть такие слова: «Если написать картину, состоящую из одного этого голубого воздуха и гор, без единого облачка, как оно в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту кар­тину, покажется во всей своей безобразной наготе».
    Я верю, что у человечества, в далеком, конечно, будущем, найдутся такие художники.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *