Сочинение на тему большой театр в москве

10 вариантов

  1. Большой театр – храм российской культуры

    В самом центре Москвы на красивой площади расположен главный храм российской культуры – Большой театр. Гордость всей России – Большой театр – является одним из самых значительных в мире театров оперы и балета, стоя в одном ряду с такими «глыбами» как «Ла Скала» в Италии и «Ковент Гарден» в Англии. Словом, переоценить значение Большого театра для России нельзя. Можно лишь с замиранием сердца наслаждаться его бессмертным творчеством и любоваться его великолепным зданием, которое тоже является выдающимся образцом русской архитектуры.
    История Большого театра, сколь величественна, столь же и запутана. Взять хотя бы тот факт, что даты рождения у Большого театра две – март 1776-го и январь 1825-го. Вот как это получилось…
    Именно в марте 1776 г., губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II о содержании театральных представлений, концертов, маскарадов. В связи с чем князь начал строительство театра, который – по месту расположения на площади Петровской – был назван Петровским. Увы, первый русский театр в Москве на Большой Петровской улице сгорел еще до открытия. Это привело в упадок дела князя. Он передал дела своему компаньону, англичанину Михаилу Медоксу. Именно благодаря ему на пустыре, регулярно затопляемом Неглинкой, вопреки всем пожарам и войнам, вырос театр, со временем потерявший свою географическую приставку Петровский и оставшийся в истории просто как Большой театр.
    Петровский театр Медокса простоял 25 лет – в 1805 году здание сгорело (кстати, горело и перестраивалось потом неоднократно). В 1821-1824 г.г. по проекту Михайлова и Бове для Большого театра построено монументальное здание, которым мы любуемся сегодня. На Театральной площади возник исполненный великолепия восьмиколонный театр с колесницей бога Аполлона над портиком – символом вечного движения искусства и жизни. Прекрасное здание в классическом стиле, внутри декорированное в красно-золотые тона, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и уступало только миланскому «Ла Скала». Его открытие состоялось в январе 1825 года.
    Большой театр в Москве – одно из лучших театральных зданий мира. Пятиярусный зрительный зал славится своей величиной, превосходной акустикой. Его украшает золоченая лепнина, росписи на потолке, огромная хрустальная многоярусная люстра. Высота зала – 21 метр, длина – 25 метров, ширина – 26 метров. В нем 2153 места. Перед Большим театром раскинулся сквер с фонтаном.
    И все же свое летоисчисление Большой театр начинает с 1776 года. Поэтому в 2006-м широко отмечалось 230-летие Большого театра России.
    Большой театр по праву называют гордостью русской культуры. На протяжении всей своей жизни он был центром притяжения лучших сил русского оперного и балетного искусства. На сцене этого театра впервые увидели свет многие выдающиеся творения русских композиторов, его труппу украшают и поныне имена самых прославленных отечественных певцов, танцоров, дирижеров, режиссеров, хореографов. Слава Большого театра давно уже вышла за пределы страны.

  2. It was founded in March 1776 by prince Pyotr Vasilievich Urusov. However, the theatre has survived several fires, and the modern building is a child of an architect Joseph Bove.
    Joseph Bove actually carried out the project of the winner of the contest for the design of the new building of the Bolshoi Theatre – Andrei Mikhailov. However, this project was recognized to be too costly. Bove also revised the design project, while improving it significantly.
    The new building is different from previous ones with its monumental grandeur, commensurate proportions, and harmony of architectural forms, and richness of the interior.
    The Bolshoi Theatre is a compact rectangle in plan with an extended forward portico with eight columns from the Theatre Square. The facade is decorated with a large sculptural group – Apollo in a chariot with three horses – and is “looking” at the Theatre Square. 
    In the middle of the front part of the building, there is an entrance to the theatre with grand staircases, the main foyer, a five-tiered audience hall and a stage. Side parts of the building are divided into three floors and are reserved for other rooms of the theatre; besides, there are located entrances to the top tiers.
    The present theatre building has gable roof with frontons.
    Большой театр – это один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Театр расположен на Театральной площади в Москве.
    Он был основан в марте 1776 года князем Петром Васильевичем Урусовым. Однако театр пережил несколько пожаров, а современное здание – это дитя архитектора Осипа Бове.
    Осип Бове, на самом деле, осуществил проект победителя конкурса проектов нового здания Большого театра – Андрея Михайлова. Однако этот проект признали слишком дорогостоящим. Бове же исправил проект, при этом значительно улучшив его.
    Новое здание отличается от предыдущих монументальным величием, соразмерностью пропорций, гармонией архитектурных форм и богатством внутреннего интерьера.
    Большой театр представляет собой компактный прямоугольник в плане с выдвинутым вперед портиком с восьмью колоннами со стороны Театральной площади. Фасад украшен большой скульптурной группой – Аполлоном на колеснице с тремя конями – и «смотрит» на Театральную площадь.
    В средней части здания располагаются входная часть театра с парадными лестницами, главное фойе, пятиярусный зрительный зал и сцена. Боковые части, разделенные на три этажа, отведены для иных помещений театра, кроме того, в них же располагаются и входы в верхние ярусы.
    У нынешнего здания театра двускатное покрытие с фронтонами.

  3. доклад о Большом театре в Москве на АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ….ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЯСТА

    Ответы:

    The Bolshoi TheatreБольшой театрThe Bolshoi Theatre is one of the oldest and biggest theatres in Russia. It is also one of the most renowned opera and ballet theatres in the world. People sometimes call it shortly “The Bolshoi” and it is situated in the central part of Moscow. Originally it was an Imperial theatre. The architect who designed the building of The Bolshoi was Joseph Bove. It was built between 1821 and 1824. Since then, the building was renovated and rebuilt several times. However, it kept its original imperial decorations. Today, it’s not simply the building of the theatre but it is also an outstanding landmark of Moscow. The neoclassical view of The Bolshoi can be seen on the Russian 100-ruble banknote. The theatre is always associated with opera and ballet. It has been the site for many notable premiers. Among them, Rachmaninoff’s “Aleko”, Mussorgsky’s “Boris Godunov”, Tchaikovsky’s “The Voyevoda” and “Mazeppa”. Ballet repertoire includes Tchaikovsky’s “Swan Lake”, Prokofiev’s “Romeo and Juliet”, Adam’s “Giselle” and several others. Many productions are based on classical works of Russian composers. However, the works of such Italian composers as Verdi, Rossini and Puccini are also staged. The Bolshoi Theatre is well-known throughout the world. It is frequently visited by tourists and guests of Moscow. There is another interesting theatre, which is also beloved by visitors. It is The Bolshoi’s sibling – The Maly Theatre. It is situated next to The Bolshoi Theatre but specializes in dramas.Большой театр является одним из старейших и крупнейших театров России. Он также является одним из самых известных театров оперы и балета в мире. Люди иногда кратко называют его “Большой” и он находится в центральной части Москвы. Первоначально это был Имперский театр. Архитектор, который спроектировал здание для Большого – Иосиф Бове. Оно было построено между 1821 и 1824 гг. С тех пор здание было несколько раз отремонтировано и перестроено. Тем не менее, оно сохранило свои первоначальные имперские декорации. Сегодня это не просто здание театра, но также выдающаяся достопримечательность Москвы. Неоклассической вид Большого театра можно увидеть на российской 100-рублевой купюре. Этот театр всегда связывают с оперой и балетом. Он стал местом проведения многих заметных премьер. Среди них «Алеко» Рахманинова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Воевода» и «Мазепа» Чайковского. Репертуар балета включает «Лебединое озеро» Чайковского, «Ромео и Джульетту» Прокофьева, «Жизель» Адама и ряд других. Многие постановки основаны на классических произведениях русских композиторов. Тем не менее, работы таких итальянских композиторов, как Верди, Россини и Пуччини также ставятся. Большой театр хорошо известен во всем мире. Он часто посещаем туристами и гостями Москвы. Существует еще один интересный театр, который также является излюбленным местом среди посетителей. Это побратим Большого театра – Малый театр. Он расположен рядом с Большим театром, но специализируется на драмах.

  4. Большой театр! На его фронтоне — летящие кони, управляемые Аполлоном. Этосимвол торжества прекрасного, символ вечного движения искусства и жизни.Большой театр в следующем году будет отмечать свое 225-летие, это будетюбилейный сезон, возможно, он станет последним, проведенном в нынешнем здании,а после…
    После всейогромной труппе придется ютиться в филиале, построенном рядом, на Театральнойплощади. И сколько это будет продолжаться — одному Богу известно, ибо как у насв стране финансируют искусство Вы все прекрасно знаете (кстати, часть денег дляпостройки филиала выделило не государство, а Юнеско).
    Становление Большого театра и деятельностьколлектива в его первое тридцатилетие были связаны с демократическимитенденциями всего общества. Театр одним из первых внедрил реалистическуюманеру игры актеров (тогда еще крепостных!), это, несомненно, отвечалозарождению духа народности, национального самосознания.
    С 1806 театры Москвы и Петербурга сталиимператорскими. Это означало, что репертуар выстраивается в зависимости отвзглядов и вкусов двора. Как известно, на месте Большого сначала был Петровскийтеатр, который сгорел в 1805 году. На театральной площади до 1824 года торчалиего обгоревшие стены. Унылое зрелище…
    />КогдаМоскву стали отстраивать заново после пожара 1812 года появился новый БольшойПетровский театр, здание которого мы и узнаем до сих пор как здание Большого.
    Период с 30-х годов можно назвать первой вершиной, судите сами, стоит назватьлишь спектакли, которые были впервые показаны публике. Это “ИванСусанин” и “Руслан и Людмила” Глинки, это “Русалка“Даргомыжского, это “Снегурочка” и “Ночь передРождеством” Римского-Корсакова. Оперы Чайковского даже не возьмусьперечислять — их было более 10-ти. Только один “Онегин” былпоказан более 2000 раз в стенах театра за все время.
    Процветание длилось до 90-х годов, а после — сборы начали резко падать, труппа сократилась, долгое время не было постоянногоруководителя балета… Чувствовалось — нужны большие перемены. И они наступилисо сменой века.
    Итак, к 1900 году Большой театр переживает несамые лучшие времена в своей истории — сборы падают, труппа уменьшается. Сначалом нового века на исторической арене появляются революционные идеи,формируется новое понятие: пролетариат. В Большой театр приходят Ф. Шаляпин, А.Нежданова, Л. Собинов. Переводятся и ставятся впервые на русском “Лоэнгрин“и “Зигфрид” великого симфониста Вагнера, “Отелло“Верди и “Кармен” Бизе.
    Октябрьскую революцию можно воспринимать какугодно, сейчас не время обсуждать политические и иные аспекты этогоисторического события. Хочу заметить лишь, что после нее Большой зажилсовершенно новой жизнью — артистам повысили зарплату, они получили большиельготы, театр стал официальным центром музыкальной жизни СССР, дотациигосударства помогали ему развиваться даже в это сложное время.
    В 1920 году театр (вместе с Малым и Мариинским)получает почетное звание академический, царское фойе стало залом иназвано именем Бетховена (там и сейчас регулярно проводят камерные концертыартисты оркестра и вокалисты).
    Во все время советского режима вплоть до 80-хгодов театр мог позволить ни в чем себе не отказывать. Ставились грандиозныепостановки, премьер было мало, но они очень тщательно готовились. “Спартак“Хачатуряна, “Ромео и Джульетта” Прокофьева, “Анюта“Гаврилина, новые постановки классических спектаклей — вот золотой фонд этихлет. Под крышей этого заведения собрались поистине лучшие артисты СССР. Этосейчас уже непонятно кто сильнее — Большой или Мариинский (изСанкт-Петербурга), а раньше ГАБТ (официальная аббревиатура) безраздельновластвовал и был неким “законодателем мод” на всей территориистраны.
    Андрей Рубцов. [email protected] ©

  5. Большой театр в Москве – это самый главный российский театр оперы и балета. Он известен не только на родных просторах, но и далеко за пределами России. Чтобы насладиться постановками поистине высочайшего уровня в исполнении талантливых ведущих артистов современности, вам необходимо посетить именно Большой театр.
    Большой театр зародился как частный театр Петра Урусова – известный губернский прокурор, князь. Он получил разрешение на содержание маскарадов, спектаклей, балов и других увеселительных мероприятий от императрицы Екатерины II.
    На начальном этапе своего становления Большой театр обладал единой оперно-драматической труппой. А ее состав отличался разнообразием – от артистов-крепостников до заграничных звезд. В формирование оперно-драматической труппы огромный вклад внес Московский университет и гимназии при его дворе. Стоит подчеркнуть, что в этих школах можно было получить превосходное музыкальное образование. При Московском воспитательном доме были организованы первые Театральные классы.

    С третьей попытки

    Зарождение этого театра датируется 1776 годом. Изначально на месте нынешнего Большого существовало еще два сооружения, но оба сгорели дотла при сильных пожарах. Современное здание театра было воздвигнуто в 1856 году по проекту Альберта Кавоса. При возведении Большого театра над входным портиком была установлена великолепная квадрига из бронзы работы знаменитого и талантливого Петра Клодта. Но, в самом начале Второй мировой войны на здание упала бомба, которая нанесла сильный ущерб. Во времена советской власти Большой театр стал традиционным местом проведения Всероссийских съездов Советов, конгрессов Коминтерна, заседаний ВЦИК и других не менее важных государственных и партийных мероприятий.
    За все свое существование Большой театр много раз находился на реконструкции. Последние восстановительные работы начались в 2005 году. Изменения коснулись практически каждой мелочи. Стоит подметить, что после реставрации здание театра расширилось практически в два раза. Это было достигнуто путем строительства подземных ярусов. Интерьер обновленного Большого театра может похвастаться шелковыми стенами, позолоченными зеркальными рамами и еще многим другим. Но самое большое внимание привлекает главная «звезда» интерьера – люстра грандиозных размеров. Ее вес равен 2,3 тоннам, высота достигает 8 метров, а диаметр – 6,5 метров. Такие параметры просто впечатляют.
    Большой театр – это не только историческое, потрясающе красивое здание, но и самая главная сцена России в классическом стиле.

  6. Среди московских театров особенно популярны Большой театр, МХАТ, Малый, театры оперетты, сатиры, «Современ­ник» и другие.
    Театральное искусство в Москве начало развиваться еще в конце XVI века. Первые театральные представления связаны с выступлениями скоморохов, шутов. В 1672 году в Москве возник первый в России придворный театр: в летней резиденции царя Алексея Михайловича начали устраиваться спектакли, преимущественно на библейские сюжеты. При Петре I в Славяно-греколатинской академии существовал школьный театр. Затем в 1757 году при Московском университете был открыт театр, студенческая труппа которого вскоре стала профессио­нальной и получила название «Российский театр». Здесь нача­ли свою деятельность первые русские актеры: Т. М. Троепольская, И. Ф. Лапин, А. М. Михайлова и др.
    Князь П. В. Урусов и антрепренер М. Медокс в 1776 году со­здали первый в Москве постоянный публичный профессиональ­ный театр, для которого специально построили большое зда­ние на улице Петровке. И здесь впервые в Москве была показана комедия Д. Фонвизина «Недоросль».
    Со 2-й половины XVIII века большое распространение полу­чили крепостные театры: подмосковные театры Шереметевых в Кускове и Останкине, Юсуповых в Архангельском. У князя Волконского было несколько театров, в которых играли не толь­ко крепостные крестьяне, но и любители из дворян-помещи­ков. Богатые дворяне заводили у себя домашние театры: арти­стов обучали дорогие учителя, выписанные из Франции, Италии. На театральные декорации и костюмы тратились боль­шие деньги. Для многих знатных вельмож крепостной театр был свидетельством их богатства. С наступлением зимы, как только устанавливался санный путь, владельцы таких частных театров приезжали из своих усадеб в Москву с актерами и мно­гочисленной прислугой. На сценах давались трагедии, оперы и балеты, которые имели шумный успех.
    В Москве важным событием в театральной жизни стало созда­ние Большого театра. Он был организован в 1776 году при импе­ратрице Екатерине II. Его первая труппа состояла из 22 человек, в нее вошли актеры-любители, выступавшие на сцене при Мос­ковском университете, а также лучшие артисты из крепостных театров Москвы и Подмосковья. За двести лет Большой театр снискал любовь зрителей и заслуженную славу не только в Рос­сии, но и за рубежом.
    Московский Малый театр тоже имеет давние традиции. Его труппа драматических актеров существовала еще в XVIII веке, а официально под своим названием «Малый театр» он был от­крыт в 1824 году. Он стал работать в новом здании, которое со­хранилось до наших дней. Здесь сложилась школа русского реа­листического актерского искусства. В Малом театре выступали первые знаменитые русские актеры, которые играли в пьесах
    А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, а также в трагедиях Шекспира, Шиллера и других западноевропейских классиков.
    Более поздним по времени создания является Московский Художественный академический театр, или МХАТ, который носит имя Максима Горького. Основанный К. С. Станиславс­ким и В. И. Немировичем-Данченко в 1898 году, этот театр внес огромный вклад в развитие русского и мирового театрального искусства. В основе творческой деятельности театра лежит си­стема Станиславского — его учение о реалистическом искусст­ве актера, о работе актера над ролью.

  7. Большой театр начинался как частный театр губернского прокурора князя Петра Урусова. 28 марта 1776 г. императрица Екатерина II подписала князю «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата считается днем основания московского Большого театра. На первом этапе существования Большого театра оперная и драматическая труппы составляли единое целое. Состав был самым разнообразным: от крепостных артистов — до приглашенных из-за границы звезд.
    В формировании оперно-драматической труппы большую роль сыграл Московский университет и учреждённые при нём гимназии, в которых давалось хорошее музыкальное образование. Были учреждены Театральные классы при Московском воспитательном доме, которые также поставляли кадры в новую труппу.
    Содержание спектаклей и «увеселений» было делом финансово обременительным, и князь Петр Урусов разделил свою «привилегию» с компаньоном — обрусевшим англичанином Майклом Медоксом, эквилибристом, театральным механиком и «лектором», демонстрировавшим разного рода оптические приборы и прочие «механические» чудеса.
    Первое здание театра было построено на правом берегу реки Неглинки. Оно выходило на улицу Петровка, отсюда театр и получил свое название — Петровский (впоследствии его будут называть Старым Петровским театром). Его открытие состоялось 30 декабря 1780 г. Давали торжественный пролог «Странники», написанный А. Аблесимовым, и большой пантомимический балет «Волшебная школа», поставленный Л. Парадизом на музыку Й. Старцера. Затем репертуар формировался преимущественно из русских и итальянских комических опер с балетами и отдельных балетов.
    Петровский театр, возведенный в рекордные сроки — меньше, чем за полгода, стал первым построенным в Москве публичным театральным зданием такой величины, красоты и удобства. К моменту его открытия князь Урусов, правда, уже был вынужден уступить свои права компаньону, и в дальнейшем «привилегия» была продлена только одному Медоксу.
    Однако и его ожидали разочарования. Вынужденный постоянно испрашивать займы у Опекунского совета, Медокс не вылезал из долгов. К тому же, и мнение властей — ранее весьма высокое — о качестве его антрепренерской деятельности изменилось радикально. В 1796 г. срок личной привилегии Медокса истек, так что и театр, и долги по нему были переданы в ведение Опекунского совета.
    В 1802-03 гг. театр был отдан на откуп князю М. Волконскому, владельцу одной из лучших московских домашних театральных трупп. А в 1804 г., когда театр вновь перешел в ведение Опекунского совета, Волконский фактически был назначен его директором «на жалованье».
    Уже в 1805 г. возник проект создать в Москве театральную дирекцию «по образу и подобию» петербургской. В 1806 г. он был реализован — и московский театр обрел статус императорского, перейдя в ведение единой Дирекции императорских театров.
    В 1806 г. школа, которую имел Петровский театр, была реорганизована в Императорское Московское театральное училище для подготовки артистов оперы, балета, драмы и музыкантов театральных оркестров (в 1911 г. оно стало хореографическим).
    Осенью 1805 г. здание Петровского театра сгорело. Труппа стала выступать на частных сценах. А с 1808 г. — на сцене нового Арбатского театра, построенного по проекту К. Росси. Это деревянное здание тоже погибло в огне пожара — во время Отечественной войны 1812 г.
    В 1819 г. был объявлен конкурс на проект нового здания театра. Победил проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова, признанный, однако, слишком дорогостоящим. В результате, московский губернатор князь Дмитрий Голицын приказал архитектору Осипу Бове исправить его, что тот и сделал, причем, значительно улучшив.
    В июле 1820 г. началось строительство нового здания театра, которому предстояло стать центром градостроительной композиции площади и прилегающих улиц. Фасад, украшенный мощным портиком на восьми колоннах с большой скульптурной группой — Аполлоном на колеснице с тремя конями, «смотрел» на строившуюся Театральную площадь, что способствовало ей много к украшенью.
    В 1822–23 гг. московские театры были выделены из общей Дирекции императорских театров и переданы в ведение московского генерал-губернатора, получившего полномочия назначать московских директоров императорских театров.
    «Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!»
    М. Лермонтов, юношеское сочинение «Панорама Москвы»
    6 января 1825 г. состоялось торжественное открытие нового Петровского театра — куда большего, чем утраченный старый, и потому названного Большим Петровским. Исполнялись написанный специально по случаю пролог «Торжество муз» в стихах (М. Дмитриева), с хорами и танцами на музыку А. Алябьева, А. Верстовского и Ф. Шольца, а также балет «Сандрильона» поставленный приглашенной из Франции танцовщицей и балетмейстером Ф.В. Гюллень-Сор на музыку ее мужа Ф. Сора. Музы торжествовали над пожаром, уничтожившим старое здание театра, и, предводительствуемые Гением России, роль которого исполнял двадцатипятилетний Павел Мочалов, возрождали из пепла новый храм искусства. И хотя театр был действительно очень большим, вместить всех желающих он не мог. Подчеркивая важность момента и снисходя к переживаниям страждущих, триумфальное представление целиком повторили на следующий день.
    Новый театр, превзошедший величиной даже столичный, петербургский Большой каменный театр, отличался монументальным величием, соразмерностью пропорций, гармонией архитектурных форм и богатством внутреннего убранства. Он оказался очень удобным: в здании имелись галереи для прохода зрителей, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые залы для отдыха и поместительные гардеробные. Огромный зрительный зал вмещал свыше двух тысяч человек. Оркестровая яма была углублена. На время маскарадов пол партера поднимали до уровня авансцены, оркестровую яму закрывали специальными щитами, — и получался прекрасный «танцпол».
    В 1842 г. московские театры были вновь отданы в подчинение общей Дирекции императорских театров. Директором тогда был А. Гедеонов, а управляющим Московской театральной конторой назначили знаменитого композитора А. Верстовского. Годы, когда он был «у власти» (1842–59), получили наименование «эпохи Верстовского».
    И хотя на сцене Большого Петровского театра продолжали ставить драматические спектакли, однако все большее место в его репертуаре стали занимать оперы и балеты. Ставились произведения Доницетти, Россини, Мейербера, молодого Верди, из русских композиторов — и Верстовского, и Глинки (в 1842г. состоялась московская премьера «Жизни за царя», в 1846 г. — оперы «Руслан и Людмила»).
    Здание Большого Петровского театра просуществовало почти 30 лет. Но и его постигла все та же печальная участь: 11 марта 1853 в театре вспыхнул пожар, который продолжался три дня и уничтожил все, что мог. Сгорели театральные машины, костюмы, музыкальные инструменты, ноты, декорации… Почти полностью было уничтожено и само здание, от которого остались только обгорелые каменные стены и колонны портика.
    В конкурсе на восстановление театра приняли участие три видных российских архитектора. Выиграл его профессор Петербургской Академии художеств, главный архитектор императорских театров Альберт Кавос. Он и специализировался в основном на театральных зданиях, прекрасно разбирался в театральной технологии и в проектировании многоярусных театров со сценой-коробкой и с итальянскими и французскими типами лож.
    Восстановительные работы продвигались стремительно. В мае 1855 г. была закончена разборка руин и началась реконструкция здания. А в августе 1856 г. оно уже распахнуло свои двери для публики. Подобная скорость объяснялась тем, что строительство необходимо было завершить к торжествам по случаю коронации императора Александра II. Большой театр, практически выстроенный заново и с весьма значительными изменениями по сравнению с прежним зданием, открылся 20 августа 1856 оперой «Пуритане» В. Беллини.
    Общая высота здания увеличилась почти на четыре метра. Несмотря на то, что сохранились портики с колоннами Бове, облик главного фасада довольно сильно видоизменился. Появился второй фронтон. Конная тройка Аполлона была заменена квадригой, отлитой из бронзы. На внутреннем поле фронтона появился алебастровый барельеф, представляющий собой летящих гениев с лирой. Изменились фриз и капители колонн. Над входами боковых фасадов были установлены наклонные козырьки на чугунных столбах.
    Но главное внимание театральный архитектор, разумеется, уделил зрительному залу и сценической части. Во второй половине XIX века Большой театр считался одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам. И этим он был обязан мастерству Альберта Кавоса, спроектировавшего зрительный зал как огромный музыкальный инструмент. Деревянные панели из резонансной ели пошли на отделку стен, вместо железного потолка был сделан деревянный, и живописный плафон был сложен из деревянных щитов — в этом зале все работало на акустику. Даже декор лож, выполненный из папье-маше. Ради улучшения акустики зала Кавос к тому же засыпал помещения под амфитеатром, где был размещен гардероб, а вешалки перенес на уровень партера.
    Значительно расширилось пространство зрительного зала, что позволило сделать аванложи — маленькие гостиные, обставленные для приема визитеров из партера или лож, расположенных по соседству. Шестиярусный зал вмещал почти 2300 зрителей. С обеих сторон возле сцены располагались литерные ложи, предназначавшиеся для царской фамилии, министерства двора и дирекции театра. Парадная царская ложа, немного выступающая в зал, стала его центром, противоположным сцене. Барьер Царской ложи поддерживали консоли в виде согнутых атлантов. Малиново-золотое великолепие поражало всех, кто входил в этот зал, — как в первые годы существования Большого театра, так и десятилетия спустя.
    «Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала — большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров — все это заслужило всеобщее одобрение».
    Альберт Кавос
    Люстра зрительного зала первоначально освещалась 300 масляными лампами. Чтобы зажечь масляные светильники, ее поднимали через отверстие в плафоне в специальное помещение. Вокруг этого отверстия была построена круговая композиция плафона, на котором академиком А. Титовым была выполнена роспись «Аполлон и музы». Эта роспись «с секретом», открывающимся только очень внимательному глазу, который, вдобавок ко всему, должен принадлежать знатоку древнегреческой мифологии: вместо одной из канонических муз — музы священных гимнов Полигимнии Титов изобразил выдуманную им музу живописи — с палитрой и кистью в руках.
    Парадный подъемно-опускной занавес был создан итальянским художником, профессором Петербургской Императорской академии изящных искусств Казроэ Дузи. Из трех эскизов был выбран тот, что изображал «Въезд Минина и Пожарского в Москву». В 1896 г. его заменили новым — «Видом на Москву с Воробьевых гор» (выполненного П. Ламбиным по рисунку М. Бочарова), использовавшимся в начале и в конце спектакля. А для антрактов был выполнен еще один занавес — «Торжество муз» по эскизу П. Ламбина (единственный сохранившийся сегодня в театре занавес XIX века).
    После революции 1917 г. занавесы императорского театра отправили в изгнание. В 1920 г. театральный художник Ф. Федоровский, работая над постановкой оперы «Лоэнгрин», выполнил раздвижной занавес из окрашенного бронзой холста, который стал использоваться затем в качестве основного. В 1935 г. по эскизу Ф. Федоровского был выполнен новый занавес, на котором были вытканы революционные даты — «1871, 1905, 1917». В 1955 г. на полвека в театре воцарился знаменитый золотой «советский» занавес Ф.Федоровского — с вытканной государственной символикой СССР.
    Как и большинство зданий на Театральной площади, Большой театр был построен на сваях. Постепенно здание ветшало. Осушительные работы понизили уровень грунтовых вод. Верхняя часть свай сгнила, и это вызвало большую осадку здания. В 1895 и 1898 гг. был произведен ремонт фундаментов, который на время помог приостановить происходящие разрушения.
    Последний спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля 1917 г. И уже 13 марта открылся Государственный Большой театр.
    После Октябрьской революции не только фундаменты, но и само существование театра оказалось под угрозой. Несколько лет ушло на то, чтобы власть победившего пролетариата навсегда оставила идею закрыть Большой театр и погубить его здание. В 1919 г. она присвоила ему звание академического, что по тем временам еще не давало гарантию даже на безопасность, поскольку уже через несколько дней вновь горячо дебатировался вопрос о его закрытии.
    Однако в 1922 г. правительство большевиков все-таки находит закрытие театра хозяйственно нецелесообразным. К тому времени оно уже вовсю «приспосабливало» здание к своим нуждам. В Большом театре проходили Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. И образование новой страны — СССР — тоже было провозглашено со сцены Большого театра.
    Еще в 1921 г. специальная правительственная комиссия, обследовав здание театра, нашла его состояние катастрофическим. Было решено развернуть противоаварийные работы, руководителем которых был назначен архитектор И. Рерберг. Тогда были укреплены основания под кольцевыми стенами зрительного зала, восстановлены помещения гардеробов, перепланированы лестницы, созданы новые репетиционные залы и артистические уборные. В 1938 г. была произведена и капитальная реконструкция сцены.
    Генеральный план реконструкции Москвы 1940-41 гг. предусматривал снос всех домов за Большим театром вплоть до Кузнецкого моста. На освободившейся территории предполагалось построить необходимые для работы театра помещения. А в самом театре должна была быть налажена пожарная безопасность и вентиляции. В апреле 1941г.Большой театр был закрыт для проведения необходимых ремонтных работ. А через два месяца началась Великая Отечественная война.
    Часть коллектива Большого театра уехала в эвакуацию в Куйбышев, часть осталась в Москве и продолжила играть спектакли на сцене филиала. Многие артисты выступали в составе фронтовых бригадах, другие сами ушли на фронт.
    22 октября 1941 г. в четыре часа дня в здание Большого театра попала бомба. Взрывная волна прошла наискось между колоннами портика, пробила фасадную стену и произвела значительные разрушения в вестибюле.
    Несмотря на тяготы военного времени и страшный холод, зимой 1942 г. в театре начались восстановительные работы.
    И уже осенью 1943 г. Большой театр возобновил свою деятельность постановкой оперы М. Глинки «Жизнь за царя», с которой сняли клеймо монархической и признали патриотической и народной, правда, для этого понадобилось пересмотреть ее либретто и дать новое благонадежное название — «Иван Сусанин».
    Косметический ремонт в театре проводился ежегодно. Регулярно предпринимались и более масштабные работы. Но по-прежнему катастрофически не хватало репетиционных помещений.
    В 1960 г. в здании театра был сооружен и открыт большой репетиционный зал — под самой крышей, в помещении бывшего декорационного зала.
    В 1975 г. к празднованию 200-летия театра были проведены некоторые реставрационные работы в зрительном и Бетховенском залах. Однако главные проблемы — неустойчивость фундаментов и нехватка помещений внутри театра — решены не были.
    Наконец в 1987 г. постановлением Правительства страны было принято решение о необходимости срочной реконструкции Большого театра.
    Но всем было ясно, что в целях сохранения труппы театр не должен прекращать свою творческую деятельность. Нужен был филиал. Однако прошло восемь лет прежде, чем был заложен первый камень в основание его фундамента. И еще семь прежде, чем здание Новой сцены было построено.
    29 ноября 2002 г. Новая сцена открылась премьерой оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, постановкой вполне соответствующей духу и предназначению нового здания, то есть новаторской, экспериментальной.
    В 2005 г. Большой театр закрылся на реставрацию и реконструкцию. Но об этом отдельная глава летописи Большого театра.
    Продолжение следует…
    Распечатать

  8. Большой театр – один из крупнейших театров России и самый известный театр Москвы, ставший культурным символом города. Будучи одной из главных достопримечательностей столицы, Большой театр завоевал любовь публики не только за свои достижения в опере и балете, но и как важный архитектурный объект, формирующий облик города.
    В действительности, немногие из посещавших город туристов бывали внутри Большого театра, но практически каждый видел его снаружи: вид Театральной площади со зданием театра – один из классических “открыточных” видов Москвы.
    Современное здание Большого театра было построено в 1853-1856 годах по проекту архитектора Альберта Кавоса в стиле классицизма с оглядкой на сгоревшее предыдущее, выполненное по проекту архитекторов Осипа Бове и Андрея Михайлова. В 2005-2011 годах здание реконструировали, сохранив главный и боковые фасады.
    Главный фасад здания с двускатной крышей симметричен и отличается лаконичным, но богатым внешним видом: нижний ярус украшен пилястрами и рустовкой, выше слева и справа размещены барельефы с изображением античных актёров и музыкантов (практически одинаковые, но отличающиеся в мелких деталях), фронтон украшен двуглавым орлом в окружении двух грифонов. Спереди выдаётся массивный восьмиколонный портик, фронтон которого украшен барельефными изображениями муз – покровительниц искусства – с лирой. Портик венчает знаменитая бронзовая квадрига Аполлона (покровителя искусств и предводителя муз) работы Петра Клодта, крупно изображённая на 100-рублёвой купюре и ставшая сама по себе одним из символов Москвы. Также барельефные изображения муз с лирой можно обнаружить в орнаменте фриза, а позади колоннады на фасаде размещены 2 скульптуры муз (с лирой и тимпаном) и 7 барельефных масок, изображающих эмоции, в окружении путти. Задний фасад был сильно перестроен и осовременен в 2005-2011 годах и демонстрирует смешение стилей.
    По бокам здания проходят изящные чугунные галереи с фонарями.

    История Большого театра

    История театра началась в марте 1776 года, когда московский губернский прокурор Пётр Урусов, известный меценат, получил от императрицы Екатерины II разрешение организовать и содержать “театральные всякого рода представления, концерты, воксалы и маскарады”. Для театра было выбрано место на Петровке, поэтому он получил название Большой Петровский театр.
    К сожалению, театр сгорел ещё до окончания строительства, и Урусов дистанцировался от затеи, передав стройку своему компаньону – английскому предпринимателю Майклу Меддоксу (в русской традиции – Михаил Медокс). Под руководством Меддокса по проекту архитектора Христиана Розберга было построено трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями; в зале были оборудованы партер, 3 яруса лож и галерея, вмещавшие в общей сложности около 1000 человек. Торжественное открытие Большого Петровского театра состоялось 30 декабря 1780 года. В 1794 году у Меддокса возникли финансовые трудности, и предприниматель передал театр государству: он превращается в Московский Императорский театр.
    К сожалению, в 1805 году здание театра опять сгорело, и труппа стала выступать на разных площадках в домашних театрах московской знати. В 1806 году по проекту архитектора Карла Росси был построен новый деревянный театр на Арбатской площади, но уже в 1812 году он сгорел при городском пожаре, и труппа стала выступать в доме Апраксиных на Знаменке (в котором тоже время от времени случались пожары, но без фатальных последствий).
    В 1816 году Комиссия о строении Москвы, организованная для ликвидации последствий пожара 1812 года, объявила конкурс на строительство нового здания театра на прежнем месте, обязательным условием которого было включение в новое здание обгоревшей стены бывшего театра Меддокса. В конкурсе приняли участие Доменико Жилярди, Пьетро ди Готтардо Гонзаго, Алексей Бакарев и другие именитые архитекторы, но ни один из представленных проектов не был принят. После повторного конкурса был выбран проект профессора Императорской Академии художеств Андрея Михайлова, однако, его признали слишком дорогим и чрезмерно масштабным, и проект поручили переработать архитектору Осипу Бове. Бове сохранил основы композиции Михайлова, но изменил пропорции, уменьшив размер здания, и внёс коррективы в отделку. Главный фасад был акцентирован портиком, на вершине которого размещалась скульптура Аполлона. По замыслу Бове, театр должен был включиться в разработанный им план послепожарной реконструкции Москвы и стать новым композиционным центром города, для чего перед ним была запланирована большая прямоугольная площадь, сначала называвшаяся Петровской, но в 1820-х переименованная в Театральную.
    Императорский Большой театр открылся 18 января 1825 года представлением “Торжество муз”, сюжет которого в аллегорической форме передаёт историю театра и повествует, как Гений России объединился с музами и создал из руин сгоревшего театра новый.
    К сожалению, в 1853 году театр опять сгорел. Пожар длился несколько дней и уничтожил всё, кроме внешних стен и портика. В объявленном конкурсе на восстановление здания победил главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос. Новое здание театра в основном сохраняло объём и планировку старого, но его высота была увеличена, а архитектурное оформление полностью переработано. Вместо скульптуры Аполлона портик увенчала бронзовая квадрига работы Петра Клодта, а на фронтоне разместили барельефного двуглавого орла – герб Российской империи. Обновлённый театр открылся 20 августа 1856 года.
    После Революции 1917 года Большой театр стал называться академическим. Изначально ему грозило закрытие, но в конечном итоге театр был сохранён, а обветшавшее здание укреплено; имперскую символику на фасаде заменили советской. В 1976-1991 годах он носил название Государственный дважды ордена Ленина академический Большой театр СССР.
    В 2005 году театр был закрыт на реконструкцию, которая должна была завершиться в 2008 году, но продолжалась до 2011. Реконструкция здания была неоднозначно принята общественностью: в конечном итоге от него остались всего 3 несущих стены (главный и боковые фасады), всё остальное было полностью перестроено. Тем не менее, в ходе реконструкции главный фасад Большого театра был качественно отреставрирован, а советский герб был заменён историческим двуглавым орлом.
    На сегодняшний день театр носит название Государственный академический Большой театр России (ГАБТ), но гораздо чаще его называют просто Большим театром.

    Половые органы Аполлона

    После реконструкции Большого театра 2005-2011 годов горожан взволновал вопрос наличия мужских половых органов у скульптуры Аполлона в квадриге работы Петра Клодта на вершине портика.
    Дело в том, что москвичи привыкли видеть Аполлона обнажённым, и именно таким он изображён на 100-рублёвой купюре, но после реставрации скульптуры промежность мужчины вдруг оказалась закрыта фиговым листком.
    По мнению работавших над Аполлоном реставраторов, фиговый листок был там и раньше, но отвалился в советские годы, поэтому Аполлон долгое время стоял без него, и горожане просто привыкли видеть его именно таким – тем более, что помимо листка был утрачен ещё и венок в правой руке покровителя искусств; таким образом, прикрытие полового органа листком было необходимо для восстановления исторического облика скульптуры. Однако, многие горожане убеждены, что такого быть не может, ведь даже если листок и отвалился в советские годы, не вполне понятно, откуда на его месте появился анатомически точный половой член, ведь Клодт едва ли задумывал листок съёмным, и в таком случае он едва ли был бы так аккуратно отлит.
    Спустя несколько лет разговоры о члене Аполлона стихли, но в целом горожане по-прежнему не пришли к единому мнению по этому вопросу.
    В наши дни, как и планировал Осип Бове, здание Большого театра стало одним из композиционных центров города и даже его символом. Театральная площадь превратилась в точку притяжения для горожан и туристов, и даже если кто-то из гостей столицы совершенно не интересуется театральными представлениями, он всё равно приходит сюда, чтобы своими глазами увидеть архитектурные достоинства Большого театра.
    Можно сказать, что здание стало одной из культовых достопримечательностей Москвы на одном уровне с Кремлём, Красной площадью и другими историческими местами и постройками, которые входят в число “обязательных” к посещению туристами.
    Большой театр находится по адресу Театральная площадь, 1. Добраться до него можно пешком от станции метро “Театральная” Замоскворецкой линии.

  9. На английском языке. The Bolshoi Theatre
    The Bolshoi Theatre is one of the oldest and biggest theatres in Russia. It is also one of the most renowned opera and ballet theatres in the world. People sometimes call it shortly “The Bolshoi” and it is situated in the central part of Moscow. Originally it was an Imperial theatre. The architect who designed the building of The Bolshoi was Joseph Bove. It was built between 1821 and 1824. Since then, the building was renovated and rebuilt several times. However, it kept its original imperial decorations. Today, it’s not simply the building of the theatre but it is also an outstanding landmark of Moscow. The neoclassical view of The Bolshoi can be seen on the Russian 100-ruble banknote. The theatre is always associated with opera and ballet. It has been the site for many notable premiers. Among them, Rachmaninoff’s “Aleko”, Mussorgsky’s “Boris Godunov”, Tchaikovsky’s “The Voyevoda” and “Mazeppa”. Ballet repertoire includes Tchaikovsky’s “Swan Lake”, Prokofiev’s “Romeo and Juliet”, Adam’s “Giselle” and several others. Many productions are based on classical works of Russian composers. However, the works of such Italian composers as Verdi, Rossini and Puccini are also staged. The Bolshoi Theatre is well-known throughout the world. It is frequently visited by tourists and guests of Moscow. There is another interesting theatre, which is also beloved by visitors. It is The Bolshoi’s sibling – The Maly Theatre. It is situated next to The Bolshoi Theatre but specializes in dramas.
    Перевод на русский язык. Большой театр
    Большой театр является одним из старейших и крупнейших театров России. Он также является одним из самых известных театров оперы и балета в мире. Люди иногда кратко называют его “Большой” и он находится в центральной части Москвы. Первоначально это был Имперский театр. Архитектор, который спроектировал здание для Большого – Иосиф Бове. Оно было построено между 1821 и 1824 гг. С тех пор здание было несколько раз отремонтировано и перестроено. Тем не менее, оно сохранило свои первоначальные имперские декорации. Сегодня это не просто здание театра, но также выдающаяся достопримечательность Москвы. Неоклассической вид Большого театра можно увидеть на российской 100-рублевой купюре. Этот театр всегда связывают с оперой и балетом. Он стал местом проведения многих заметных премьер. Среди них «Алеко» Рахманинова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Воевода» и «Мазепа» Чайковского. Репертуар балета включает «Лебединое озеро» Чайковского, «Ромео и Джульетту» Прокофьева, «Жизель» Адама и ряд других. Многие постановки основаны на классических произведениях русских композиторов. Тем не менее, работы таких итальянских композиторов, как Верди, Россини и Пуччини также ставятся. Большой театр хорошо известен во всем мире. Он часто посещаем туристами и гостями Москвы. Существует еще один интересный театр, который также является излюбленным местом среди посетителей. Это побратим Большого театра – Малый театр. Он расположен рядом с Большим театром, но специализируется на драмах.

  10. За годы работы Большого театра на его сцене было поставлено свыше 800 произведений.
    Премьера Большого театра состоялась в 1777 году: ею стала опера Д. Зорина «Перерождение». Молодой театр активно ставил оперы российских и итальянских композиторов, балетные номера, танцевальные сценки на тему народного быта, а также музыкальные спектакли на мифологические сюжеты.
    Оперы большой формы утвердились в театре лишь к 1840-м годам. Знаковыми событиями для театральной жизни Москвы стали представленные зрителю оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Во второй половине XIX века репертуар расширился и выдающимися балетными постановками: по произведениям П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. Несмотря на столь явный акцент на русский музыкальный эпос, в этот же плодотворный период на сцене ставятся классические произведения зарубежных композиторов — Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнера и других.
    Расцвета Большой театр достиг на рубеже XIX — XX веков: в создании спектаклей все чаще принимали участие выдающиеся деятели культуры того времени: Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, а также С. В. Рахманинов — не только как композитор, но и выдающийся оперный дирижер. К художественному оформлению сцены привлекаются мастера «Мира искусства», чьи работы в наши дни экспонируются в Третьяковской галерее.
    В советский период Большой театр был сохранен, на его сцене продолжали развиваться как опера, так и балет. Преобладала классика, но не обошлось и без новых «идейных» постановок, которые пользовались популярностью у зрителей. В послевоенные годы театральный репертуар активно пополняется спектаклями на музыку композиторов братских стран — Чехословакии, Польши и Венгрии.
    Громкими событиями в культурной жизни столицы стали балетные постановки «Кармен-сюита» (создавался специально для примы Большого театра Майи Плисецкой, 1967 год, в дальнейшем балерина не раз выступала в роли хореографа Большого) и «Спартак» (премьера — 1968 год, получил Ленинскую премию в 1970 году).
    В репертуаре Большого театра в наши дни сохраняются лучшие спектакли по зарубежной и русской классике — опера, балетные постановки. Параллельно театр держит курс на возврат к оригинальным оперным партитурам — это можно наблюдать в обновленных операх, над текстом которых была проведена кропотливая работа по «вычищению» пометок разных лет.
    Выход на новый уровень — трансляции спектаклей Большого театра с 2010 года проходят в кинотеатрах мира.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *