Сочинение на тему борис в пьесе гроза

15 вариантов

  1. А. Н. Островскии? в пьесе «Гроза» помещает своих героев в вымышленный приволжский город Калинов. Так как подобная история могла произойти в любом русском городе. В то время нравы везде царили одинаковые. Сами же персонажи носят собирательный характер.
    Одним из главных героев драмы стал Борис Григорьевич. Это молодой мужчина, приехавший в Калинов из Москвы. Целью его пребывания в провинциальном городе стало наследство бабушки. Но условия его получения не так просты. Необходимо «уважительно относиться» к дяде Дикому, который отличается крутым нравом и лютой жадностью. Юноша в глубине души понимает, что денег он так и не увидит, но продолжает надеяться.
    Борис представляется писателем как хорошо образованный, начитанный молодой человек, отличающийся модным стилем одежды и современным столичным нравом с оттенками снобизма. Еще в примечании к первому действию читателю сообщается, что «одеты все по-русски, кроме Бориса». На фоне других жителей Калинова он выглядит как заграничный франт. Его родители не смогли жить в провинциальном городе. Так как бабушка не взлюбила образованную и интеллигентную невестку, которую привел в дом сын. Мать и отец уделяли должное внимание воспитанию двух своих детей. Борис учился в Коммерческой академии, а его сестра получила воспитание пансиона. Но, к сожалению, родители умирают в эпидемию холеры. И дети остаются практически без средств к существованию.
    Столичному кавалеру скучно и тоскливо в приволжском городке. Не с кем поговорить на равных. Образование здесь не в почете. А дядя постоянно его за что-то бранит, таков уж у него характер. Борис все сносит безропотно. Влюбленность юноши в Катерину Кабанову определяется ее недоступностью и тем, что она резко отличается от других девушек города. Она умна, красива, интересна, нежна и предана. У нее сильный и волевой характер. Сам же Борис этим качеством похвастаться не может. Молодой мужчина плывет по течению жизни.
    Бориса Григорьевича можно обвинить в меркантильности. Ведь он исполняет волю дяди и уезжает из города, оставив возлюбленную в беде. Но, думаю это обвинение не будет правильным. Юноша добрый, он жалеет Катерину, понимая как тяжела ее участь. И надеется облегчить ее, если перестанет с ней видеться. Даже Тихон говорит о том, что Борис просил: «делайте со мной что угодно, только ее не мучьте». Жалко герою и свою сестру, ведь он не только за себя несет эту ношу. Нужно обеспечить сестру приданым.
    Но силы душевной у героя нет. Он сам сокрушается: «Да кабы сила!» Борис окончательно губит Катерину тем, что не увозит ее с собой. И только, все понимая, желает ей скорейшей смерти как избавления от страданий.
    Персонажи «Грозы» делятся на две части: темное царство и его жертвы. Кабаниха и Дикой правят этим царством. И я думаю, что жертвой полноправно можно считать только Катерину. Варвара и Кудряш – хорошие приспособленцы. А Тихон и Борис просто слабые морально люди, потакающие самодурству и тирании. Тем самым подпитывая темное царство, отчасти создавая его сами.

  2. Почему Катерина из всех мужчин полюбила именно Бориса? Наверное, потому что он был новым лицом в Калинове и в ее видении представал мужчиной, совершенно не похожим на ее мужа. Сначала Борис очень ласков с девушкой, но поняв, что Катерина любит его, он раскрывается и показывает свою жестокую и эгоистичную натуру. Прекрасным принцем Борис не является и защитить юную девушку от гнета «темного царства» не смог, также как и муж, а может быть, и не хотел. Он отказывается брать ее с собой, когда уезжает, тем самым фактически обрекая ее на смерть.
    Читатель видит, что Тихон и Борис во многом схожи. Даже если они и способны на проявление чувств любви и нежности, никто из них не смог противостоять местным порядкам, системе Домостроя, они не способны совершить решительный, пусть даже и отчаянный поступок ради другого человека. Все их действия и бездействия приводят к гибели Катерины – и в темном царстве не остается света.

    Вариант 2

    В своем произведении «Гроза» А.Н.Островский показал трагедию маленького городка , страдающего от деспотизма власть имущих. Трагедия, которая произошла с Катериной, не изменила ее жизнь, но стала первым шагом к переменам в обществе. Тихон и Борис – главные герои, два мужчины, живущие в патриархальном обществе. Оба страдают от патриархального уклада, оба любят Катерину, но ни Бори ни Тихон не смогли спасти ей жизнь.
    Тихон вырос под жестким давлением, в постоянном унижении и ущемлении собственных интересов. Отец-самодур, который держит под жестким контролем всех, до кого может дотянуться и мать, среди чужих людей выступающая благодетельницей, а дома не уступающая отцу, очень сильно влияют на сына. Она переубедила Тихона в том , что у него нет своего ума, и он должен жить за чужим. То есть материным. Молодой , женатый мужчина боится пойти против воли родителей, оправдывается перед матерью даже если не чувствует вины. Тихон очень хочет вырваться на свободу , он бредит ею и не обращает внимания на проблемы Катерины. Можно утверждать что Тихон любит свою жену, он простил бы ей измену , но открыто против матери пойти не может. Это марионетка, которая время от времени пытается вырваться на свободу, но его тут же ставят на место.

  3. Анонимный
    комментирует…
    Наследство оказывается для Бориса важнее возлюбленной Катерины Кабановой. Отчасти из-за этого предательства Катерина решает расстаться с жизнью и в конце концов погибает.
    Что? Прочитайте произведение хоть 20 раз, этого там не увидите, а по сему, это является глупым заключением автора
    16 июня 2017 г., 13:18
    Администратор
    комментирует…
    Уважаемый читатель, вы можете не соглашаться с мнением автора статьи. Однако в тексте прямо сказано, что Борис боится сердить дядю, который по своей прихоти может выдать или не выдать наследство. Именно поэтому он покорно едет в Сибирь и оставляет Катерину. Если вы не согласны, то укажите свою версию. Однако вы просто пишете о глупости автора статьи. Мы ждем от вас более “умные” версии о Борисе. Всегда рады вступить в интересный спор.
    16 июня 2017 г., 15:59
    Анонимный
    комментирует…
    Администратор, возможно, Аноним имел в виду, что Борис больше любил свою сестру, следовательно, дорожил возможным наследством, чем Катерину, но при этом говорил ей, что готов жизнь отдать. Это говорит либо о его любви к сестре или, что более вероятно, слабохарактерности, боязни своего дяди, но, мне кажется, что наследство конкретно ему не так уж и важно
    21 сентября 2017 г., 12:53
    Админ
    комментирует…
    Дорогой друг, возможно, вы по-своему правы. И каждый имеет право трактовать пьесу по-своему. Думаю, одно понятно всем: Борис – бесхарактерный человек. И к сожалению, бесхарактерность иногда приводит к очень печальным последствиям, даже если бесхарактерный человек с виду очень мил, как, например, Борис. Если же Борису наследство не так уж важно, то он мог бы легко устроиться на другую работу, взять к себе Катерину, содержать сестру и как-то жить. Но он выбрал очень сомнительный вариант: пытаться угодить дяде, которому угодить невозможно. Борис – довольно странный персонаж. Вероятно, поэтому вокруг его образа разгораются споры.
    21 сентября 2017 г., 16:48
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо.
    22 октября 2017 г., 12:38
    Анонимный
    комментирует…
    Я же считаю Бариса не бесхарактерным человеком, он тоже оказался в рамках. Он думал не только о себе , а так же о сестре ,и ему было необходимо наследство не только для себя . А вот действия Катерины глупы… Ведь если знала что совершает “грех” ,то почему не остановилась , а раз уж встречалась с Борисом ,то зачем все рассказала? Да она не смогла удержаться от встречи, и да она не смогла держать в себе эту тайну. Но она не думала как это обернется для Бориса и его сестры .Это эгоистично с ее стороны. Я считаю,что Борис не был обязан сразу с ней бежать или еще чем-то, у него тоже есть свои дела, у него есть сестра ,которая как никак от него зависит . Катерина могла бы и подождать или рассказать тайну только своему мужу, раз не могла сдержаться , но рассказать при всех… Она подставила не только себя ,но и остальных… Это очень эгоистично. Хочу напомнить всем ,что это только мое мнение, и вы можете быть с ним не согласны.
    23 октября 2017 г., 12:30
    Админ
    комментирует…
    Дорогой друг, спасибо большое за ваше мнение. Оно, безусловно, имеет право на существование. Надо признать, ваше мнение кажется нам интересным и полезным для размышления в любом случае. Спасибо, что делитесь своими мыслями. Будем ждать ваших отзывов на другие темы!
    23 октября 2017 г., 14:13
    Админ
    комментирует…
    Дорогие читатели! Чтобы еще лучше разобраться в сути и идее пьесы “Гроза”, советуем почитать критику о произведении. Мнения профессиональных критиков и литераторов помогают прояснить некоторые вопросы. Статья с критикой здесь.
    23 октября 2017 г., 14:23
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо очень помогли…
    7 ноября 2017 г., 20:39
    Анонимный
    комментирует…
    Уважаемый Администратор, не могли бы вы мне рассказать про: систему персонажей, символику имён и фамилий в произведении “Гроза”, а именно про Бориса?
    P.S. Ни в одном сайте про Бориса не сказано.
    Заранее благодарю!
    7 января 2018 г., 02:04
    Админ
    комментирует…
    Дорогой друг, к сожалению, материалов на эти темы на сайте нет. Возможно, критика о пьесе вам может как-то помочь. Критику о “Грозе” вы можете найти в разделе «Все материалы по пьесе “Гроза”».
    7 января 2018 г., 04:14
    Unknown
    комментирует…
    Как из этого текста таблицу строить действия герой что говорить
    25 сентября 2018 г., 07:21
    Unknown
    комментирует…
    Да уж Борис оказывается очень интересный и в то же время отрицательный человек для нашего времени
    10 октября 2018 г., 09:28
    Анонимный
    комментирует…
    Большое спасибо!
    21 сентября 2019 г., 09:20

  4. В пьесе Островского «Гроза» персонажей можно условно поделить на представителей «тёмного царства» и на его жертв. К представителям относят Дикого и Кабаниху, а вот в числе жертв называют Катерину, Тихона и Бориса. Однако можно ли с уверенностью говорить, что последний из перечисленных действительно является жертвой «тёмного царства»? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Характеристика Бориса в пьесе «Гроза» может уместиться в одном предложении: слабовольный приезжий юноша, готовый поступиться своими моральными принципами ради получения денег. И это действительно так. Но делает ли его это жертвой?
    О внешности Бориса из пьесы «Гроза» сказано немного. Это молодой человек, приехавший из Москвы. Одет он иначе, чем жители Калинова, по-столичному, на заграничный лад. Борис отличается от калиновцев восприятием мира, но сам он будто кичится этим. Безусловно, долю снобизма добавляет то, что Борис получил образование. Но здесь, в Калинове, это никого не интересует. Гораздо важнее и показательнее становятся его мотивы приезда в город, действия в жизненных ситуациях и отношение к другим.
    Борис Григорьевич, племянник Дикого, приехал в город вовсе не потому, что соскучился по родственнику. Борису, как, собственно, и остальным в городе, просто нужны деньги. Дикой, будучи скупым и алчным человеком, не хочет отдавать наследство, которое полагается его племяннику. А Борис, понимая, что законным путём денег не получишь, решает «наладить отношения» с дядей, чтобы тот подобрел и отдал сумму. Но ни у племянника, ни у Дикого нет родственных чувств. Савл Прокофьевич оскорбляет и ругает Бориса, а тот не хочет больше оставаться в Калинове, но переступает через свои принципы ради денег.
    Образ Бориса в пьесе «Гроза» Островского связан с любовной линией. Борис влюбляется в Катерину, по крайней мере, он сам так считает. Но с приездом Тихона проходит несколько дней их тайных встреч с Катей, и здесь открывается настоящее лицо Бориса, трусливое и мелочное. Катерина была полна решимости признаться в своих чувствах всей семье только за тем, чтобы честно жить с Борисом, но вот Борис считал иначе. Он очень боялся, что Катя расскажет об их прогулках, пытался уговорить девушку молчать. Юноша сокрушался о том, что уже все кончено в тот момент, когда Катерина ещё не сказала ничего мужу и свекрови. То есть он отказался брать на себя ответственность за девушку и за свои чувства, Борису легче сбежать от проблемы и жалеть о потерянном. К сожалению, ни он, ни Тихон не сумели и не смогли бы никогда защитить Катерину от царства лжи и обмана. Особенно показателен в этом отношении последний разговор Бориса и Кати. Борис понимает, что с девушкой что-то не так, но не спрашивает о её состоянии. Вместо этого Борис усугубляет положение: ему нужно уехать в Сибирь, надолго, Катю брать он не хочет. Подобными словами он даёт понять девушке, что на самом деле никаких глубоких чувств Борис на самом деле не испытывал.
    Пока ему было хорошо и легко — он был с Катей. Как только начались проблемы — он ушёл.
    Борис в «Грозе» Островского не может считаться жертвой «тёмного царства» даже учитывая то, что границы этого самого царства расширились далеко за пределы Калинова. Борис сам по себе трусливый и слабовольный. Именно это отталкивает больше всего.
    Приведенная характеристика образа Бориса пригодится учащимся 10 классов во время сбора материала для сочинения на тему «Характеристика Бориса в пьесе «Гроза» Островского».
    Характеристика Бориса из пьесы «Гроза» Островского, сочинение по теме образа героя | источник

  5. В драме Катерины, главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза», важную роль сыграла не только ее свекровь Марфа Игнатьевна Кабанова, но и, разумеется, два героя этого «любовного треугольника» — Тихон и Борис. Тихон Кабанов — муж героини, купеческий сын. Он женился на Катерине, потому что этого требовала маменька, и считает, что он сам любит Катерину, но так ли это? Он сам безволен и полностью подчинен матери, он не решается даже защитить жену от нападок свекрови. Все, что он может ей посоветовать, — пропускать маменькины упреки мимо ушей. Он сам итак и делает всю жизнь, поддакивая матери и мечтая в то же время сбежать к соседу Савелу Прокофьеичу и выпить с ним. Счастье для Тихона — это отъезд на две недели в Москву по делам. Катерина в этом случае его уже не интересует, и, когда она просит его взять ее с собой, он откровенно признается: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Катерине жалко мужа, но может ли она его любить? Не видя от него ни понимания, ни поддержки, она невольно начинает мечтать об иной любви, и мечты ее обращаются к другому герою, и Борису. Герой ли он? Он отличается от жителей города Калинова — он образован, учился в Коммерческой академии, он единственный среди горожан ходит в европейском костюме. Но это все отличия внешние, а по сути Борис так же безволен и несамостоятелен. Он зависит от дяди, купца Дикого, материально, он связан условиями завещания покойной бабушки и не только из-за себя лично, но и из-за сестры. Если он не будет к дяде почтителен, она останется бесприданницей, не получив, как и он сам наследства. Но кажется, что его слова: «Я бы бросил все да уехал» — только отговорка. Борис ведь терпит от Савела Прокофьеича унижения и ругань, даже не пытаясь ему возразить, защитить свое достоинство. У него нет ни воли, ни силы характера. Он полюбил Катерину, несколько раз увидав ее в церкви, и его возвышенное чувство никак не принимает в расчет грубые реалии местного уклада жизни. Боясь «загубить свою молодость в этой трущобе», он не слушает Кудряша, который сразу предупреждает его, что любовь к замужней женщине «бросить надоть»: «Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите» — ведь за это в здешних краях Катерину «в гроб вколотят». Борис думает только о себе, о своем счастье, и все душевные переживания Катерины ему чужды, как и Тихону. Если бы не равнодушие мужа («…ты еще навязываешься…»), Катерина не пошла бы на роковой шаг, согласившись на встречу с Борисом. Но и Борис думает также только о себе, отметая терзания Катерины о страшном грезе, совершенном ею: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!» Для него встречи с Катериной — тайный роман, который надо скрыть: «Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!» Он совершенно не понял, что Катерина абсолютно не умеет лгать по примеру Варвары, поэтому ее поведение, когда приехал муж, для него полная неожиданность. Он жалеет обо всем происшедшем: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» Но он бессилен что-либо изменить, взять с собой Катерину он не может — «не по своей я воле еду». Думая обо всем, он жалеет прежде всего себя, проклиная «злодеев» и «извергов»: «Эх, кабы сила!».
    Тихон на словах также жалеет Катерину: «… я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть», — но противоречить маменьке он не в силах: и побил жену, как она приказала, и осуждает, повторяя маменькины слова: «Убить ее за это мало». Больше всего жалеет он самого себя: «Несчастный я теперь, братец, человек!» И только после смерти Катерины он осмелился возразить Марфе Игнатьевне: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы…»
    Оба героя, Борис и Тихон, несмотря на внешние различия, не смогли стать для Катерины надежной защитой и опорой: оба эгоистичны, безвольны, не понимают тревожной, мятущейся ее души. И оба виноваты в ее трагедии, не сумев и даже не пожелав ее предотвратить.

  6. 6
    Текст добавил: *н*и*к *н*а *п*р*о*г*у*л*к*е*

    При этом образ грозы в пьесе нельзя воспринимать как однозначно отрицательный. Безусловно, Катерина напугана буйством погоды. Раскаты грома становятся всё громче, а страх погрязнуть во лжи всё сильнее. В грозе Катя видела символ Высшего суда, кару господнюю для тех, кто не живёт праведной жизнью. Именно поэтому начавшуюся грозу можно считать катализатором признания в измене. На набережной, при всех, несмотря на уговоры Тихона и Варвары, Катерина говорит, что всё то время, пока Тихон был в отъезде, она тайно встречалась с Борисом. Вот это становится настоящей грозой. Катино признание перевернуло жизнь всей семьи, заставило задуматься о жизни. Гроза становится непросто внешним проявлением, но и внутренним конфликтом. Гроза была в душе Кати. Она собиралась долгое время, облака становились чернее с каждым упрёком свекрови. Разрыв между реальной жизнью и представлениями девушки был слишком велик. Катя не могла избежать внутренней грозы: она по-другому воспитана. Её учили жить честно и праведно. А в семье Кабановых хотят научить врать и притворничать. Чувства к Борису также можно сравнить с грозой. Они развиваются стремительно, стихийно. Но к сожалению априори обречены на скорый и печальный финал.
    Роль грозы в пьесе «Гроза» сводится к тому, чтобы расшевелить людей, раструсить пространство. Добролюбов назвал Калинов «тёмным царством», царством пороков и застоя. Здесь живут ограниченные люди, которых дураками делает не незнание культур других стран, а незнание собственной культуры, неумение быть человеком. Купец Дикой, один из влиятельнейших людей города, не знает Державина и Ломоносова; жители привыкли врать и воровать, делать вид, что ничего не происходит, но при этом изменять и терроризировать свои семьи. В жителях не осталось ничего человеческого. Кулигин, Тихон, Борис и Катя называют Калинов по-разному, но смысл один: это пространство, из которого невозможно выбраться. Там нет свежего воздуха, и оно затягивает, как болото. Гроза же, своей силой и энергией, должна проломить корку, сломать капкан, дать возможность новому проникнуть в город Калинов. К сожалению, одной грозы недостаточно. Как и гибели Кати недостаточно для того, чтобы люди убрали «тёмное царство» из своей души. Только Тихон, неспособный на решительные действия, впервые идёт наперекор устоявшимся правилам. Он обвиняет мать в смерти жены, а сам, оплакивая Катю, жалеет, что не может отправиться с ней в другой мир, где можно жить по законам совести.

  7. 7
    Текст добавил: Сбежавшая_невеста

    Кроме этого, следует отметить, что образ Бориса связан не только с ситуацией наследства, но и с любовной линией пьесы. Молодой человек влюбляется в Катерину или, по крайней мере, он так считает. О том, истинные ли эти чувства, мы не будем гадать. Тайные встречи с замужней женщиной, когда ее муж находится в отъезде, открывают всю силу натуры Катерины: она готова признаться во всем Тихону, ее съедает обман и желание быть счастливой, находиться рядом с любимым человеком. А вот Борис показывает свое истинное лицо. Молодой человек труслив, он просит девушку ни в чем не признаваться, скрывать до последнего. Борис печалится, что закончились эти встречи уже в тот момент, когда Катя еще даже ни в чем не призналась. В эти минуты мелочная душонка Бориса видна как на ладони. Юноша не берет на себя ответственность за то, что сделал, за девушку, репутацию которой он погубил. Ему проще убежать и оставить все, как есть, ничего не решая и не предпринимая.
    Показательна последняя их встреча: Борис даже не видит, что происходит с Катериной и отказывается взять ее с собой, а ведь она бы ни раздумывая бросилась за ним хоть на край света. Только вот молодому человеку этого совсем не нужно! На самом деле ни он, ни Тихон не любили девушку и никогда не смогли бы ее защитить.
    Но как же лицемерен Борис! Разве он жертва? Нет! Слабый и безвольный он делает так, как выгодно ему: было хорошо с Катей, находился рядом, пел о любви, стало плохо – попросту ушел, не отвечая за последствия своих поступков.

  8. Все-таки, Тихон решается высказать все своей матери, правда это происходит уже после смерти Катерины. Он говорит, что Кабаниха довела его супругу до самоубийства, что именно она во всем виновата. Даже не смотря на смерть любимой, Кабанов остается в этом «темном царстве», он не смог избавится от тирании своей матери, и теперь вынужден мучатся всю оставшуюся жизнь. Об этом свидетельствуют его слова: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».
    Вторым героем, который сыграл в судьбе Катерины фатальную роль, был Борис. Именно любовь к этому молодому человеку заставила главную героиню предать свои внутренние принципы и божьи заповеди.
    О Борисе мы знаем то, что он обучался в Московской коммерческой академии. В Калинов вернулся, чтобы получить часть наследства после смерти бабушки. Жизненные обстоятельства заставили его во всем потакать своему дядюшке Дикому, ведь это было единственным условием для получения наследства. Борис считал себя жертвой обстоятельств, так как его судьба была в руках Дикого. Что удивительно, такое положение полностью устраивало молодого человека.
    Нужно сказать, что отношения с Катериной были для него словно забава. С начала он с любовью относился к ней, но только понял, что чувства девушки настоящие – отвернулся от нее.
    Бориса смело можно назвать эгоистом. Он заботился только о себе, наслаждаясь отъездом Тихона. Ему было все равно на последствия, его не интересовала дальнейшая судьба Катерины.
    Таким образом, можно сказать, что эти два героя имеют множество общего. Они оба были детьми «темного царства». Может быть они и были способны на чистые чувства, но не нашли в себе сил противостоять «системе». Они не способны на самопожертвование ради любимого человека. В конечном итоге, эта боязнь и бессилие привели к драматическому финалу произведения – смерти Катерины.

  9. Известный критик Аполлон Григо­рьев считал, что главный худо­жественный недостаток «Грозы» — «это безличность Бориса… Во что тут было влю­биться? — невольно спрашивал себя каждый, но, вероятно, никто из добросовестно мыслящих людей не сомневался в том, что Катерина должна была, по роковой необходимости своей обстановки, влюбиться в кого-нибудь».
    Да, было в любви Катерины что-то от роковой необходимости, но влюбиться она должна была не в кого-нибудь, а именно в Бориса. Немало в Калинове было молодых парней — да хоть того же Кудряша можно вспомнить или его товарища Шапкина. И все-таки мы понимаем, что Катерине как героине трагического плана нужен был другой избранник, не похожий ни на кого из калиновцев и — по ин­стинктивному ее прозрению — чем-то похожий на нее. Чем? Да той же странностью, необычностью, тем одиночеством, даже неприкаянностью, что могло не броситься в глаза Катерине.
    В городе Борис всем чужой, и Островский под­черкивает это с самого начала в авторском предуве­домлении: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-рус­ски». Он один ходит в непривычном для Калинова европейском костюме. Нравы, обычаи провинциаль­ного городка ему совершенно не знакомы: что-то его пугает, но что-то кажется поэтическим и прек­расным. Он восторгается красотой ночи, радостью любовных свиданий. «Это так ново для меня, так хорошо, так весело!»
    Но обратили ли вы внимание, что во время первого свидания с Катериной Борис, несмотря на самые клятвенные уверения («я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!»), думает преж­де всего об удовольствиях, которые сулят ему встре­чи с молодой и красивой женщиной? Он не хочет вначале даже думать о том, к чему могут привести эти свидания, чем грозят они той, которую он, по его же словам, так пламенно любит.
    «…Не печаль меня, — обращается он к Катерине, которая говорит ему о своих трагических предчувст­виях. — …Ну, что об этом думать, благо нам те­перь-то хорошо!» А узнав, что Тихон уехал на две недели, Борис с нескрываемым удовлетворением во­склицает: «О, так мы погуляем! Время-то довольно».
    Так еще раз возникает в пьесе тема времени. За пределы двух недель Борис просто не желает загля­дывать. Для него и этого времени вполне довольно. А ведь в этом небольшом временном промежутке (на самом деле Тихон вернулся даже раньше) реши­лась судьба и Катерины, и его самого. Но понял это он (как и Тихон) лишь тогда, когда Катерину потерял.Не кажется ли вам странным, что Тихон, уже переживший мучительный внутренний кризис, видит в Борисе не только врага (что вполне объяснимо), ио и глубоко страдающего человека, даже испы­тывает до определенной степени сочувствие и жа­лость к нему? Вспомните или же перечитайте нача­ло пятого действия, разговор Тихона с Кулигиным. Сцена эта много дает для понимания молодого Кабанова, его нового образа мыслей. Но она же заставляет по-другому взглянуть и на Бориса, о котором Кулигин с участием спрашивает: «Ну, что же он, сударь?» Тихон отвечает: «Мечется тоже; плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали — молчит. Точно дикий какой сде­лался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет». Справедливый Кулигин делает вывод: «Хороший он человек, сударь».
    Надо быть всегда внимательным к тексту. Поче­му при характеристике Бориса мы часто стара­тельно обходим этот разговор? Потому, что он не соответствует устоявшейся точке зрения? А между тем сцены из пятого действия свидетельствуют о том, что Борис тоже изменился — и изменился в лучшую сторону. Теперь-то он уже не о себе ду­мает, а о Катерине, не о своих удовольствиях, а о ее судьбе. Ему самому можно бы и не поверить, но об этом говорит Тихон, объективность которого сом­нений не вызывает.
    Первое и последнее свидания Бориса и Катерины очень различны. Обратите, в част­ности, внимание на тональность речей Бориса. Теперь его слова проникнуты грустью и болью: «Ну, вот и поплакали вместе, привел Бог». И реплику его: «Не застали б нас здесь», — которую часто цитируют в укор Борису, необходимо рассматривать в общем кон­тексте разговора. Он же не о себе, а о ней беспо­коится. И в минуту острейшего душевного волнения прорываются у него такие народные, почти деревен­ские слова: «Измучусь я дорогой-то, думавши о тебе».
    Не такой уж безличный Борис, как казалось некогда А. Григорьеву. В конце пьесы в нем стано­вятся заметны проблески искреннего чувства, спо­собность к глубоким переживаниям. В этом он до некоторой степени схож с Тихоном, хотя, как нам кажется, Тихон все же в большей степени прояв­ляет в сложнейшей психологической ситуации ду­шевный такт, благородство и человечность.
    И все же не быть Борису «вольной птицей», как он сам себя называет. Увы, сидит он в тесной клетке, откуда ему никогда не вырваться. Судя по всему, не вырваться и Тихону. В пьесе это удалось только Катерине — но ценой жизни.

  10. В своей статье «Луч света в темном царстве» А. Н. Доб­ролюбов писал: «”Гроза” есть, без сомнения, самое решитель­ное произведение Островского… В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее».
    «Гроза» была написана Островским после его путеше­ствия по Волге в составе литературной экспедиции. Эта поездка помогла драматургу точнее и ярче отобразить быт, нравы, общую атмосферу провинциальных городов XIX века, воссоздать типичные и яркие характеры.
    Одна из ведущих линий в драме — отношения Катери­ны и Бориса, поскольку эти отношения играют большую роль в трагедии, разыгравшейся в пьесе.
    Катерина — гордая, волевая, но впечатлительная и меч­тательная женщина. Она воспитывалась в атмосфере люб­ви и радости, жила среди набожных и любящих природу людей, была вольна распоряжаться своей жизнью, как хо­тела, поэтому она и сейчас часто и с радостью вспоминает родной дом. Теперь же она замужем за слабым, безволь­ным, находящимся в полном подчинении у матери Тихо­ном. Одухотворенная, поэтическая, светлая и романтичес­кая натура, она попала в дом, где царят жесткие законы, ложь, лицемерие, ханжество, где властвует самодурка Ка­баниха, которая больше никому жизни не дает. Свободо­любивая и открытая Катерина постоянно ощущает на себе тяжкий моральный гнет свекрови, она вынуждена терпе­ливо сносить ее несправедливые бесконечные упреки. Этот дом для нее — тюрьма, все здесь делается «из-под нево­ли». Рядом с Катериной нет родственной души, человека, который сумел бы понять ее и поддержать.
    Но вот в городе появляется Борис, который отличается от других жителей Калинова внешностью, манерами, евро­пейской одеждой, образованностью. Не зная его внутрен­него мира, Катерина создает в своей душе образ, непохо­жий на реального Бориса своими качествами, но способ­ный вызвать глубокую и самозабвенную ее любовь.
    Кто же такой Борис на самом деле, каков он? С детства Борис воспитывался с сестрой в Москве. Родители любили их и дали превосходное образование, однако потом умерли от холеры: «Мы с сестрой сиротами и остались». А после умерла и бабка Бориса, оставив все наследство дяде — самодуру и грубияну, но самому богатому в городе челове­ку — Дикому, наказав, чтобы он выплатил нужную долю племянникам, если они будут с ним почтительны. Однако не такой человек Дикой, чтобы расстаться со своими день­гами. И Борис терпеливо сносит издевательства дяди, бу­дучи заранее уверенным, что ни он, ни сестра не получат от Дикого ни копейки.
    Полюбив Катерину, Борис не задумывается о будущем, о том несчастье, которое он может принести замужней жен­щине, очевидное для окружающих. Даже недалекий, но свободолюбивый Кудряш с тревогой предупреждает его: «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!.. Ведь это значит, вы ее совсем загубить хотите… А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят… Только вы смотрите — себе хлопот не наделайте, да и ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта». Не думает о Катерине Борис, идет на поводу у сво­его чувства, и в этом сказываются его бесхарактерность, отсутствие жизненных ориентиров и четких нравственных принципов.
    Для искренней и глубоко религиозной Катерины лю­бовь к Борису — это грех, и не только перед законным мужем, но и перед Богом. Это причина ее внутреннего кон­фликта, совесть ее неспокойна. Однако в Борисе Катерина видит сильную личность, способную дать ей поддержку и защиту, освободить от тесноты и духоты дома Кабанихи. Любовь Катерины — сильная, глубокая, самозабвенная, в жертву этому чувству девушка готова принести даже соб­ственные моральные принципы: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
    И все-таки, совершая свободный выбор, Катерина очень тяжело переживает свою измену. Для нее это грех против совести, но она готова пожертвовать жизнью ради люби­мого, зная, что любые грехи искупаются страданием. Не людская молва ее тревожит, а чистота собственной души, и мы видим, что до самого трагического конца Катерина не изменяет себе.
    А что Борис? Когда в начале первого свидания Кате­рина гонит его, в отчаянье восклицая: «Ну как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к те­бе», — Борис малодушно оправдывается: «Ваша воля была на то». Такова вся его любовь — слабая, нереши­тельная, вялая, способная брать, но не отдавать. Ведь и терять-то ему по большому счету нечего: в городе он человек новый, как приехал, так и уедет, «вольный ка­зак». Узнав, что их связь раскрыта, он уезжает по пове­лению дяди, бросая любимую женщину одну, несмотря на то что мог спасти ее, забрав с собой, несмотря на недоброе предчувствие. Его хватает лишь на причитание: «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго». Таким образом, любовь не возвысила и не окрылила его, а лишь оказалась новой, тяжелой ношей, усугубившей его положение в жизни. Таких людей, как Борис, жизненные испытания не зака­ляют, а сильнее пригибают к земле.
    Катерина же даже своей смертью выразила протест про­тив темноты, дикости, ограниченности патриархального быта, против душной атмосферы Калинова, и в этом про­тесте раскрылась вера автора в духовную силу русского человека и ожидание грядущих перемен в русской обще­ственной жизни.

  11. Тихон и Борис, мужчины в жизни главной героини Катерины играют важную роль. Через них мы понимаем, что из себя представляло “темное царство” города Калинова. Калинов, это классический город России середины 19-го века.
    Катерина, Тихон и Борис – представители молодого поколения, страдающие от “темного царства” Калинова.
    Тихон Кабанов – супруг Катерины. Тихон – классический безвольный сын вздорной матери. В общении с матерью он постоянно оправдывается и заискивает. В отсутствии матери, он смелеет, но сущность его остается неизменной. Он слаб и безволен, хотя есть момент в пьесе, где Тихон раскрывается. Он тоже хочет свободы, но вдали от матери. Тихон мучается своей слабостью, но ничего не может сделать. По-своему он любит Катерину, но губит ее. У Тихона подавлена воля, нет собственных мыслей.
    Борис, любовник Катерины. Это образованный человек, но из-за наследства он вернулся в Калинов и живет, терпя самодурство своего дяди. Впрочем Бориса такая жизнь устраивает. Не смотря на образование, сущность Бориса такая же, как и Тихона – домостроевская и купеческая. В отношениях с Катериной, он поверхностный. Его не интересует сущность этой женщины и ему все равно, что с ней будет потом, когда он уедет. Борис просто хорошо проводит время. Но он влюблен пылко и страстно.
    Тихон и Борис не отличаются по сути. Они представители и одновременно жертвы Калиновсккого темного царства. Тихон страдает от тирании своей матери, Борис – от тирании дяди. Оба мужчины любили Катерину, но не спасли ею от гибели.
    Островский показал нам трагедию Калинова. Молодежь не намерена больше терпеть уродливую философию самодуров вроде Дикого и Кабанихи. Катерина восстает против них и это только начало.
    Малый театр “Гроза” 1962 год

  12. Главная
    Сочинения по литературе
    Борис и Тихон в пьесе Островского Гроза – сочинение
    В драме Катерины, главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза», важную роль сыграла не только ее свекровь Марфа Игнатьевна Кабанова, но и, разумеется, два героя этого «любовного треугольника» — Тихон и Борис. Тихон Кабанов — муж героини, купеческий сын. Он женился на Катерине, потому что этого требовала маменька, и считает, что он сам любит Катерину, но так ли это? Он сам безволен и полностью подчинен матери, он не решается даже защитить жену от нападок свекрови. Все, что он может ей посоветовать, — пропускать маменькины упреки мимо ушей. Он сам итак и делает всю жизнь, поддакивая матери и мечтая в то же время сбежать к соседу Савелу Прокофьеичу и выпить с ним. Счастье для Тихона — это отъезд на две недели в Москву по делам. Катерина в этом случае его уже не интересует, и, когда она просит его взять ее с собой, он откровенно признается: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Катерине жалко мужа, но может ли она его любить? Не видя от него ни понимания, ни поддержки, она невольно начинает мечтать об иной любви, и мечты ее обращаются к другому герою, и Борису. Герой ли он? Он отличается от жителей города Калинова — он образован, учился в Коммерческой академии, он единственный среди горожан ходит в европейском костюме. Но это все отличия внешние, а по сути Борис так же безволен и несамостоятелен. Он зависит от дяди, купца Дикого, материально, он связан условиями завещания покойной бабушки и не только из-за себя лично, но и из-за сестры. Если он не будет к дяде почтителен, она останется бесприданницей, не получив, как и он сам наследства. Но кажется, что его слова: «Я бы бросил все да уехал» — только отговорка. Борис ведь терпит от Савела Прокофьеича унижения и ругань, даже не пытаясь ему возразить, защитить свое достоинство. У него нет ни воли, ни силы характера. Он полюбил Катерину, несколько раз увидав ее в церкви, и его возвышенное чувство никак не принимает в расчет грубые реалии местного уклада жизни. Боясь «загубить свою молодость в этой трущобе», он не слушает Кудряша, который сразу предупреждает его, что любовь к замужней женщине «бросить надоть»: «Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите» — ведь за это в здешних краях Катерину «в гроб вколотят». Борис думает только о себе, о своем счастье, и все душевные переживания Катерины ему чужды, как и Тихону. Если бы не равнодушие мужа («…ты еще навязываешься…»), Катерина не пошла бы на роковой шаг, согласившись на встречу с Борисом. Но и Борис думает также только о себе, отметая терзания Катерины о страшном грезе, совершенном ею: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!» Для него встречи с Катериной — тайный роман, который надо скрыть: «Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!» Он совершенно не понял, что Катерина абсолютно не умеет лгать по примеру Варвары, поэтому ее поведение, когда приехал муж, для него полная неожиданность. Он жалеет обо всем происшедшем: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» Но он бессилен что-либо изменить, взять с собой Катерину он не может — «не по своей я воле еду». Думая обо всем, он жалеет прежде всего себя, проклиная «злодеев» и «извергов»: «Эх, кабы сила!».
    Тихон на словах также жалеет Катерину: «… я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть», — но противоречить маменьке он не в силах: и побил жену, как она приказала, и осуждает, повторяя маменькины слова: «Убить ее за это мало». Больше всего жалеет он самого себя: «Несчастный я теперь, братец, человек!» И только после смерти Катерины он осмелился возразить Марфе Игнатьевне: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы…»
    Оба героя, Борис и Тихон, несмотря на внешние различия, не смогли стать для Катерины надежной защитой и опорой: оба эгоистичны, безвольны, не понимают тревожной, мятущейся ее души. И оба виноваты в ее трагедии, не сумев и даже не пожелав ее предотвратить.

  13. Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» явилась настоящим откровением для тысяч русских зрителей. Им показали доныне неизвестный пласт провинциальной жизни. Лучше драматурга об этом не скажешь. Устами героя Кулигина он обрисовывает жизнь в Калинове: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И
    никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».
    Вступительный монолог Кулигина задает тон всему произведению. Речь пойдет дальше о бесцеремонных богатых и подневольных бедных — это основной лейтмотив драмы.
    Рассмотрим два характера, представленных Островским: Катерину и Бориса. Катерина, выданная замуж за Тихона без любви, чувствует в доме Кабановых душевный гнет свекрови. Романтической натуре молодой женщины претит обстановка ханжества и лжи, царящих вокруг. Она часто вспоминает родительский дом, где жила среди света и неясных мечтаний, занималась вышиванием по бархату, ходила в церковь, а главное — вольна была делать, что захочется. В доме же Кабановых все «из-под неволи». Это угнетает Катерину, ее мятежная душа ищет выхода и находит в любви к Борису, племяннику Дикого.
    Катерина выбрала его, потому что он отличался от ее привычного окружения. Сам про себя Борис рассказывал Кулигину, что бабка невзлюбила его отца за то, что «он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой жили в Москве». Мать «трех дней не могла ужиться с родней» мужа. Зато уж воспитание Борис получил отличное, но потом родители умерли от холеры, «мы с сестрой сиротами и остались». Умерла и бабка, оставив наследство дяде с тем, чтобы выплатил долю племянникам в совершеннолетие, если они с ним будут почтительны. Но не видать Борису денег. Дикой никогда не отдаст того, что однажды попало ему в руки. Напрасно Борис унижается и ждет благодеяния от дяди, ему ничего не получить.
    Вот такого зависимого человека полюбила Катерина. Она не знает всей правды о происходящем. Ее привлекла внешность Бориса, его резкое отличие от окружающих. Она видит в нем «родственную душу». Да, действительно, оба они угнетены темной грубой силой, царствующей в Калинове,— Диким и Кабанихой.
    Катерина религиозна, но, несмотря на это, совершает грех — изменяет мужу. Она не в силах противиться своей любви. В недолгие мгновения счастья открывается ей истинная возможность быть свободной в своем выборе.
    Островский в ее характере показывает очень странное сочетание: богобоязнь и мятеж против семейного гнета.
    Борис же просто «плывет по течению», он совершенно не задумывается о последствиях своего поступка — день прожит и ладно.
    Катерина переживает свою измену тяжело. Она боится Божьего суда, боится умереть нераскаявшейся грешницей. Что ей людской суд, если она Божьим пренебрегла. Это ее своеобразный протест против той кабалы, которую Катерина до времени терпела в доме мужа. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру!.. А уж коли очень мне опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь! Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
    Борис для Катерины — единственный свет в окне, поняв, что они не могут быть вместе, Катерина не может больше жить. Для нее не имеет смысла дальнейшее существование. Даже христианский запрет не останавливает ее, сердце исстрадалось, теперь уже все равно, лишь бы быстрее конец.
    Борис тоже это понимает, но его подневольное положение безысходно. Он не мог отказать себе в единственной радости. Любовь к Катерине была той «отдушиной», которая утешала его в неволе. Он прекрасно понимает, что погубил любимую женщину, а исправить ничего не может: слаб, безволен и беден. Об одном молит: «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она (Катерина) умерла поскорее, чтоб ей не мучитьея долго!»
    Остается лишь пожалеть героиню, не встретившую сильного и смелого человека, сумевшего бы защитить ее, дать счастье и покой, к которым Катерина стремилась всей “своей страстной и открытой душой.
    Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве» в одноименной статье, определив ее роль в короткой, но яркой и трагической жизни. Описывая судьбу Катерины, Островский не дает универсального совета, но показывает единственный выход для женщины в «домостроевской» семье. Это «протест, доведенный до конца».

  14. Пьеса «Гроза» была допущена драматической цен­зурой к представлению в 1859 году. Цензор И. Нордстрем, хорошо относившийся к А. Н. Островскому, по просьбе друзей драматурга представил «Грозу» как любовную, а не социально-обличительную, сатириче­скую и в своем рапорте не упомянул ни о Кабанихе, ни о Диком. Но любовный конфликт выливается в обще­ственный и объединяет все остальные: семейный, социальный. К конфликту Катерины и Бориса с окру­жающими присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Ди­ким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой.
    Два мужских образа помогают нам понять харак­тер Катерины. Смирный, безответный Тихон, муж Катерины, любящий ее, но не умеющий защитить, и Борис, племянник Дикого, приехавший в Калинов из Москвы.
    Борис поневоле приехал в Калинов: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жа­лели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сест­ру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с се­строй сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием». Бо­рису неуютно в городе, он не может привыкнуть к ме­стным порядкам: «Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смот­рят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше рус­ское, родное, а все-таки не привыкну никак.»
    Объединяет обоих героев подневольность, зависи­мость: Тихона — от родной матери, Бориса — от Дико­го. Тихон с малолетства находится во власти деспо­тичной матери, во всем с ней соглашается, не смеет пе­речить. Она настолько подавила его волю, что, даже женившись на Катерине, Тихон продолжает жить по материнской указке:
    Кабанова: Если ты хочешь мать послушать, так ты как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
    Кабанов: Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
    Н. А. Добролюбов, рассматривая образ Тихона, подмечает, что он «сам по себе любил жену и готов бы для нее все сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем нет сильного чувства…».
    Тихон не знает, как угодить матери («…только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рож­ден, что не могу вам угодить ничем»), и даже срывает­ся на ни в чем не повинную Катерину («Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки! Вот жизнь-то моя какая!»). И прав был Кулигин, когда го­ворил о том, что за запертыми воротами в семьях « раз­врату темного да пьянства!» Тихон пьет от безысход­ности, пытаясь этим скрасить жизнь. Он ждет поезд­ки, чтобы хоть на время вырваться из-под материнской тирании. Варвара хорошо понимает ис­тинные желания брата:
    Варвара: С маменькой сидят, запершись. Точит она его теперь, как ржа железо.
    Катерина: За что же?
    Варвара: Ни за что, так, уму-разуму учит. Две недели в дороге будет, заглазное дело! Сама посуди! У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сдела­ет, как приказано.
    Катерина: И на воле-то он словно связанный.
    Варвара: Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы вырвать­ся-то поскорей.
    Тихон не может, да это просто-напросто и не прихо­дит ему в голову, противоречить матери, не может за­щитить от нападок Катерину, хотя и жалеет ее. В сце­не прощания мы видим, как Тихон мучается, пони­мая, что обижает жену, давая наказы под нажимом матери:
    Кабанова: Что ж ты стоишь, разве порядку не зна­ешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя.
    Кабанов: Да она, чай, сама знает.
    Кабанова: Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай! Чтоб я слышала, что ты ей приказываешь! А потом прие­дешь, спросишь, так ли все исполнила.
    Кабанов: Слушайся маменьки, Катя!
    Кабанова: Скажи, чтоб не грубила свекрови.
    Кабанов: Не груби!
    Кабанова: Чтоб почитала свекровь, как родную мать!
    Кабанов: Почитай, Катя, маменьку, как родную мать!
    Кабанова: Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!
    Кабанов: Работай что-нибудь без меня! И т. д.
    Тихон предпочитает «непротивление», по-своему приспосабливаясь к домашней тирании. Он утешает Катерину, пытаясь загладить свою вину: «Все к серд­цу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай…»
    Борис тоже находится в зависимом положении, ведь главным условием для получения наследства яв­ляется проявление почтительности к дяде, Дикому. Он сознается, что бросил бы «все да уехал. А то сестру жаль».
    Борис — новое лицо в городе, но также прогибается под действием «жестоких нравов» Калинова. Чем же он заслужил любовь Катерины? Возможно, Катерина обращает внимание на Бориса потому, что он приез­жий, не из местных; или, как писал Н. Добролюбов, «к Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных…; к нему ее влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и жен­щины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной сво­боды».
    Катерина утверждает, что любит своего мужа, под­меняя понятие «любовь» на жалость. Как утверждает Варвара, «коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать!»
    Я считаю, что и Бориса любить тоже не за что. Он знал, что эта запретная, греховная связь может иметь очень тяжелые последствия и для него, и особенно для Катерины. И Кудряш предупреждает: «Только вы смотрите, себе хлопот не наделайте, да и ее в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свек­ровь-то больно люта». Но Борис даже не пытается про­тивиться своему чувству или образумить Катерину. Но не это самое страшное. Поражает поведение Бори­са после того, как Катерина призналась в измене свек­рови и мужу. Борис тоже не в состоянии защитить Ка­терину. А ведь она предлагает выход из этой ситуа­ции — просит забрать ее в Сибирь, готова ехать с любимым хоть на край света. Но Борис малодушно от­вечает: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы…». Борис не го­тов на открытый бунт, а именно так расценили бы калиновцы поступок, на который герой так и не решил­ся. Получается, что наследство ему все же дороже. Он готов только поплакать вместе с Катериной над своей и ее несчастными долями. И ведь он понимает, что ос­тавляет любимую женщину погибать («Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, что­бы ей не мучиться долго!»). Нельзя не согласиться с точкой зрения Н. А. Добролюбова, что «Борис — не ге­рой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье… Он представляет одно из об­стоятельств, делающих необходимым фатальный ко­нец…» пьесы.
    А вот Тихон, напротив, оказался человечнее, выше и сильнее Бориса! Несмотря на то, что Катерина изме­нила и опозорила его, он оказался способен на сочув­ствие к ней и к своему сопернику: «Мечется тоже; плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ру­гали, ругали — молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет».
    Любовь Тихона к Катерине в полной мере проявля­ется после ее смерти:
    «Маменька, пустите, смерть моя! Я ее вытащу, а то так и сам… Что мне без нее!» И вот в этот-то момент Тихон оказался способен сказать матери правду, обвинив ее в смерти жены: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…»
    Эти-то слова и говорят о том, что настали новые времена, где не место деспотии, самодурству, притес­нениям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *