Сочинение на тему божественная комедия данте

13 вариантов

  1. Произведение Данте «Божественная комедия» – уникальное явление в истории мировой культуры и литературы. Она была написана в 1307-1321 годах. В то время возрос интерес к человеческой личности, к ее земным радостям и надеждам. Постепенно формируется новый, гуманистический тип осмысления действительности, зарождается вера в неограниченные человеческие возможности и неповторимость человеческой индивидуальности. В истории культуры этот период был назван Предвозрождением. И ярким представителем того времени был Данте, который не разъединял, а связывал две эпохи – средневековье и Возрождение. Как двуликий римский бог Янус, он был обращен и к прошедшему, и к будущему. Всюду поэт находил мысли для поддержки и оправдания своих взглядов на мир. Он претворял эти философские концепции в литературные идеи, а идеи – в образы, которые человечество не в силах забыть и в третьем тысячелетии.
    Эта двойственность находит отображение и в художественной манере Данте. По авторскому определению, главное произведение всей его жизни принадлежит к жанру комедии: согласно нормам античной поэтики начиналась комедия печальной, грустной нотой, а завершалась благополучной и радостной развязкой. Эпитетом «божественная», то есть «прекрасная», поэму наградил первый биограф Данте, автор «Декамерона» Дж. Боккаччо. Преклоняясь перед гением, великого итальянца, А. С. Пушкин отмечал, что «единый план Дантова «Ада» есть уже плод высокого гения ». Повествовательное начало творения Данте уходит корнями к аллегорическо-назидательной и религиозно-фантастической традиции средневековых описаний хождений в загробный мир и видений посмертных человеческих судеб. Тончайше разработанная система католического учения о потусторонней жизни кающихся грешников и угодных Богу праведников обусловила основные разделы поэтического рассказа Данте и членение его поэмы на три части, посвященные рассказу об Аде, Чистилище, и Рае. Таким образом, сложная и совершенная композиция поэмы имеет в своей основе число « три », представление о магическом значении которого существовало с незапамятных времен.. В детских сказках мы можем встретить трех братьев, три дороги, три испытания, через которые должен был пройти герой на пути к счастью. Почти в каждой языческой мифологии есть образ Мирового дерева, строение которого отображало структуру Вселенной. И снова мы встречаем здесь цифру «три»: корень древа – потусторонний мир, ствол – Земля, ветки – Небо.
    Тройственное начало имеет и представление о времени: настоящее, прошлое, будущее. Во времена средневековья магический смысл этой удивительной цифры расширился, объединившись со святой Троицей: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Как символ всего, что рождается, развивается и завершается, число «три» как нельзя лучше соответствовало художественному замыслу Данте.
    Троичную структуру имеет и композиция произведения: три части по тридцать три песни в каждой из них, написанных терцинами, то есть трехстрочными строфами. Такая композиция позволяла автору отобразить схему мироздания, созданную в строгом соответствии с законами средневековой космографии. Вместе со вступительной песнью «Ада» количество песен в поэме – ровно сто (квадрат десяти символизирует абсолютное совершенство). Символика чисел заключена не только в композиции поэмы, но и в самом повествовании. Примеров этому множество: у Поэта три проводника по потустороннему миру – Вергилий, Беатриче и средневековый философ-мистик Бернард Клервосский. Знаменитый римский поэт Вергилий, автор «Энеиды», в средние века пользовался славой мудреца, чародея и предвозвестника христианства. Для автора он – любимый учитель, который вручил ему «прекрасный слог, везде превозносимый».
    Бернарду Клервосскому принадлежит учение о том, что места в раю, оставшиеся пустыми после низвержения в преисподнюю Люцифера и его приспешников, пополняются святыми и праведниками. Данте и его друзья-поэты, рискуя прослыть еретиками, решили, что именно их дамы призваны самим Богом занять пустующие на небесах места. Для Данте толчком к пробуждению в нем поэта явилась трепетная и благородная любовь к дочери его друга Фолько Пор-тинари – юной и прекрасной Беатриче. Именно Беатриче является той благодатной женой, которая в небе скорбит о том, кто сурово страдает. Она склоняет к милости того, кто распоряжается судьбами людей:
    * Господня чистая хвала,
    * О, Беатриче, помоги усилью
    * Того, который, из любви к тебе
    * Возвысился над повседневной былью.
    Необходимо понимать, что Данте не просто копирует средневековую литературную традицию с ее аллегоризмом и абстрагированием. Он создает особенный художественный мир. Гениальность поэта состоит в том, что он объединяет страстные, необузданные чувства со строгой, логичной геометрией. Своей реальностью мир Данте борется с миром, который окружает человека. Здесь восходит и заходит солнце, сияют звезды, текут реки. Мы чувствуем на собственной коже порывы ветра: удушающие в Аду и освежающие в Чистилище. Конкретика присуща даже аллегориям! В одном из писем к другу поэт подчеркивал: «Смысл поэмы многозначительный, моральный и анагогический, то есть такой, который выше смысла». Каждое художественное произведение, согласно Данте, имеет четыре смысла: буквальный, аллегорический, моральный и анагогический. Например, в первой песне герой очутился в густом лесу:
    * Земную жизнь пройдя до половины,
    * Я очутился в сумрачном лесу,
    * Утратив правый путь во тьме долины.
    Путь поэта к спасительному холму преграждают три зверя, которые, в соответствии с моральным значением, являются человеческими пороками: любострастие, гордыня и корыстолюбие. В аллегорическом плане три зверя должны были означать: пантера – Флорентийскую республику, лев – правителей-тиранов, волчица – папский престол. Наиболее широким является анагогический символ: это силы зла, которые преграждают человеку дорогу к совершенству. Такая же многозначительность сопутствует и образу Вергилия. Он любимый поэт автора «Божественной комедии», философ, который предрек появление Христа, и одновременно аллегория человеческого разума. Одновременно в образе Вергилия появляется драматический мотив: он лишен надежды приблизиться к созерцанию совершенства Творца, поэтому в конце путешествия его душа наполняется печалью. Гармоничная, подчиненная логике и стремлению к совершенству художественная система «Божественной комедии», система символов и аллегорий, не перестает удивлять читателей даже спустя семь веков после создания поэмы.

  2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» ДАНТЕ
    Поэма «Божественная комедия» — гениаль­ное произведение, вершина творчества известно­го поэта Данте Алигьери. Вобрав в себя многие характерные черты как литературы средневеко­вья, так и литературы Возрождения, это произ­ведение стало по-настоящему уникальным и в отношении жанра, и в отношении сюжета, и в отношении композиции, и по своему поэтическо­му своеобразию. Сам поэт назвал его просто — «Комедия», имея в виду произведение с печаль­ным началом и счастливым концом. Эпитет «бо­жественная» был добавлен критиками намного позже — как выражение исключительного поэти­ческого совершенства. Данте хотел написать ко­медию, в которой бы гармонично соединилось возвышенное с обыденным. Он надеялся создать священную поэму, повествующую об откровени­ях неземного бытия, содержащую одновременно и нравственные, этические вопросы, и религиоз­ные мотивы, и научные воззрения. Она должна была стать глубоко поучительной и в то же вре­мя остаться очень личной, отражающей тончай­шие душевные порывы автора. Данте Алигьери достиг всех своих целей, а его «Комедия» произ­вела настоящую революцию в литературе и куль­туре того времени.
    Самым большим открытием Данте стало то, что он первым из западноевропейских авторов сделал предметом поэзии изображение человече­ских страстей, тем более что для этого он исполь­зовал образы и сюжеты из загробного мира. Взяв за основу при создании своего произведения мно­гочисленные средневековые и античные источни­ки, автор строит повествование в виде довольно популярных в средние века «видений», или «хождений по мукам», которые в поэтической форме повествуют о скитаниях человека по за­гробному миру и о постижении им тайн этого мира. Однако, в отличие от средневековых источ­ников, показывающих греховность земной жиз­ни и обещающих счастье после смерти, автор «Бо­жественной комедии» призывает людей осознать свои пороки и постараться избавиться от них в земной жизни. Показывая страдания, которые выпадают на долю грешников в аду, поэт стремит­ся заставить человечество переосмыслить свои поступки, свой образ мыслей, свою жизнь, что­бы избежать впоследствии подобных мучений.
    «Божественная комедия» Данте Алигьери во многом напоминает «Энеиду» Вергилия, где ав­тор описывает путь своего героя Энея в Тартар с целью увидеть покойного отца. Однако эмоцио­нальная окраска, идейная направленность, худо­жественное Своеобразие отличают произведение Данте не только от творения Вергилия, но и от всего созданного до или после «Божественной комедии».
    Своеобразие художественного стиля поэта на­шло отражение в композиции поэмы, состоящей из трех частей, каждая из которых посвящена изображению определенного места в загробном царстве: ада, чистилища и рая. При этом каждая из частей имеет свой фон, свою окраску. Так, на­пример, если «Ад» нарисован преимущественно в мрачных, зловещих красках, наполнен мисти­ческим сочетанием красного и черного, то уже в «Чистилище» этот пугающий тон сменяется блед­ным и туманным. Следует отметить, что цвето­вая дифференциация соблюдается и в изображе­нии девяти кругов ада, первый из которых еще не такой пугающий и зловещий, а по мере углуб­ления в мир пороков, зла, насилия краски при­обретают более темные тона, отражая все боль­шую степень греховности и преступности мира, лишая надежды на спасение. Голубые, зеленые и золотистые цвета «Чистилища», яркие образы живой природы, которых не было при описании ада, наоборот, наполняют душу человека уверен­ностью, спокойствием, вселяют надежду. Всту­пая в «Рай», мы погружаемся в волшебную ауру гармонии и красоты. Здесь царят блеск и прозрач­ность, все наполнено волшебным светом, музы­кой и счастьем. Цветовое разнообразие поэмы помогает автору передать смену своего настрое­ния, утвердить оптимистическое начало, побу­дить стремление к лучшему. При этом Данте де­лает упор не на прелести загробной жизни, а на то, что достичь этих прелестей может только че­ловек, ведущий правильный образ жизни, чело­век с чистыми помыслами, с благородным серд­цем и возвышенной душой. Поэт стремится убе­дить людей в том, что и на земле возможна «рай­ская» жизнь, и призывает улучшать земное су­ществование добрыми делами.
    Существенным моментом в построении «Бо­жественной комедии» является то, что каждая из трех частей в свою очередь подразделяется на тридцать три песни. В этом чувствуется влияние христианских мотивов: число «три» считается
    священным, так как олицетворяет собой идею Святой Троицы. Символичным является и то, что каждая из трех частей оканчивается одним и тем же словом «звезды» (звезда в христианстве — символ Иисуса Христа). Встречается в поэме и упоминание самого имени Христа, но только в частях «Чистилище» и «Рай». При этом обраща­ет на себя внимание тот факт, что рифмуется оно только с самим собой. Однако религиозная сим­волика вовсе не является главенствующей в по­эме.
    В «Божественной комедии» очень часто встре­чаются обращения к средневековым традициям, взглядам, мировоззрению. Все это является яр­ким свидетельством того, что произведение было написано на рубеже эпох, когда взгляды самого автора еще не смогли окончательно сформиро­ваться и испытывали на себе влияние как про­шлого, так и нового времени. Время вносило про­тиворечия в характер поэта, в его устремления, в его гражданскую позицию и эти противоречия не могли не отразиться на страницах поэмы.
    Мастерство и своеобразие Данте Алигьери проявляются также в созданных им образах, глу­боко индивидуальных, ярких, несущих в себе четкую нравственную идею. Все его персонажи конкретны, наделены определенными чертами, отличающими их от остальных героев, что дела­ет их еще более реальными, живыми, убедитель­ными. Серьезно и глубоко подойдя к изучению проблем естествознания, различных форм физи­ческого мира, поэт соединил свои научные позна­ния с самыми немыслимыми полетами фантазии. «Божественную комедию» он построил по мето­ду романа приключений, действие которого раз­вивается в неведомых странах. При этом путь ге­роя изображен во всех подробностях и мельчай­ших деталях. Изменения почвы, спуски, лестни­цы, скалы, тропинки и проходы обрисованы ав­тором так, что у читателя не остается сомнения в реальности всего изображаемого. Вместе с тем Данте часто использует аллегории. Каждый мо­мент, каждый сюжет в его поэме истолковывает­ся не только буквально, но и иносказательно, причем в нескольких планах: моральном, рели­гиозном, биографическом и т. д.
    Отличительной чертой Данте является и его насыщенный, эмоциональный язык. В поэме чаще всего используется мужественный, силь­ный, волевой, энергичный слог. Автор не останав­ливается перед грубыми выражениями, так как опасается, что его стих недостаточно «хриплый и скрипучий, как требует зловещее жерло, куда спадают все другие кручи ». Язык «Божественной комедии» глубоко народный, привычный обыч­ному человеку. Автор специально использовал этот прием, чтобы его произведение было понят­но самому широкому кругу читателей.
    Наверное, трудно назвать произведение, такое же великое, масштабное по созданным образам, по замыслу, по идейному содержанию, как «Бо­жественная комедия» Данте Алигьери. По про­шествии многих веков эта поэма не перестает удивлять и восхищать умы читателей разных стран, представителей разных возрастов и сосло­вий. С ней можно соглашаться, можно спорить, можно даже в чем-то осуждать ее, но никогда не найдется человек, который мог бы остаться к ней равнодушным.
    Тематика включенных в сборник произведе­ний разнообразна: здесь и сонеты о любви, и вос­хваление дружбы, и муки ревности, и размыш­ления о собственной судьбе, и философские раз­думья о смысле жизни. Но через весь сборник проходит образ возлюбленной поэта — темново­лосой красавицы, жестокой и вероломной, за­ставляющей автора то радоваться, то грустить, ощущать то пьянящее счастье, то немыслимое разочарование. Девушка и чувство поэта к ней переданы глубоко реалистически. Перед нами не какой-то фантастический образ, наделенный вол­шебными, неземными чертами, а простой, обык­новенный человек, живая и реальная женщина:
    Ее глаза на звезды не похожи,
    Нельзя уста кораллами назвать,
    Не белоснежна плеч открытых кожа,
    И черной проволокой вьется прядь…

  3. Данте является главным героем поэмы. Примечательно, что во всей книге его имя не указано нигде, кроме, разве что, обложки. Повествование идет от его лица, а все остальные персонажи называют его «ты». Рассказчик и автор имеют много общего. «Сумрачный лес», в котором оказался первый в самом начале, — это изгнание реального Данте из Флоренции, момент, когда он действительно был в смятении. А Вергилий из поэмы — это сочинения римского поэта, что существовали для изгнанника в действительности. Как его поэзия вела Данте сквозь трудности здесь, так и в загробном мире Вергилий является его «учителем и примером любимым». В системе персонажей древнеримский поэт также олицетворяет мудрость. Наиболее хорошо показывает себя герой в отношении к грешникам, которые обидели его при жизни лично. Некоторым из них он даже говорит в поэме, что они того заслужили.

    Темы

    Главная тема поэмы — любовь. Земную женщину поэты эпохи Возрождения стали возвышать до небес, нередко называя Мадонной. Любовь, по Данте, — причина и начала всего. Она — стимул для написания поэмы, причина его путешествия уже в контексте произведения, а главное, причина начала и существования Вселенной, как и принято считать в христианской теологии.
    Назидание — следующая тема «Комедии». Данте, как и все в те времена, чувствовал большую ответственность за земную жизнь перед миром небесным. Для читателя он может выступать как учитель, который каждому дает по заслугам. Понятно, что в контексте поэмы обитатели загробного мира расположились так, как их описывает автор, волей Всевышнего.
    Политика. Сочинение Данте можно смело называть политическим. Поэт всегда верил в преимущества власти императора и хотел такой власти для своей страны. Всего его идеологические враги, а также враги империи, вроде убийц Цезаря, испытывают самые страшные страдания в аду.
    Сила духа. Данте нередко впадает в смятение, оказавшись в загробном мире, но Вергилий велит ему этого не делать, не останавливаясь ни перед какой опасностью. Однако даже при необычных обстоятельствах герой показывает себя достойно. Не бояться вообще он не может, так как является человеком, но даже для человека его страх незначителен, что есть пример образцовой воли. Эта воля не сломалась ни перед трудностями в реальной жизни поэта, ни в его книжном приключении.

    Проблематика

    Борьба за идеал. Данте стремился к своим целям как в реальной жизни, так и в поэме. Будучи некогда политическим активистом, он продолжает отстаивать свои интересы, клеймя всех тех, кто с ним в оппозиции и поступает плохо. Автор, конечно, не может назвать себя святым, но тем не менее он берет на себя ответственность, распределяя грешников по их местам. Идеалом в этом вопросе для него является христианское учение и собственные взгляды.
    Соотнесение мира земного и загробного. Многие из тех, кто жил, по мнению Данте, или по христианскому закону, неправедно, но, например, в свое удовольствие и с выгодой для себя, тот в аду оказывается в самых страшных местах. В тоже время в раю находятся мученики или те, кто при жизни прославился великими и полезными делами. Концепция наказания и награды, разработанная христианской теологией, существует в виде морального ориентира для большинства людей и сегодня.
    Смерть. Когда скончалась его возлюбленная, поэт очень горевал. Его любви не суждено было сбыться и получить воплощение на земле. «Божественная комедия» — попытка хоть ненадолго воссоединиться с навсегда потерянной женщиной.

    Смысл

    «Божественная комедия» выполняет все те функции, которые заложил автор в это произведение. Она является нравственным и гуманистическим идеалом для каждого. Чтение «Комедии» вызывает множество эмоций, через которые человек узнает, что есть хорошо, а что плохо, и испытывает очищение, так называемый «катарсис», как окрестил это состояние духа Аристотель. Через страдание, испытанное в процессе чтения бытоописания ада, человек постигает божественную мудрость. В результате он относится к своим поступкам и мыслям более ответственно, ведь справедливость, заложенная свыше, покарает его грехи. В яркой и талантливой манере художник слова, будто иконописец, изобразил сцены расправы с пороками, которые просвещают простонародье, популяризируя и разжевывая содержание Священного писания. Аудитория Данте, конечно, более взыскательна, ведь грамотна, обеспечена и прозорлива, но, тем не менее, не чужда греховности. Таким людям было свойственно не доверять прямому морализаторству проповедников и теологических трудов, и тут на помощь добродетели приходит изысканно написанная «Божественная комедия», которая несла тот же просветительский и нравственный заряд, однако делала это по-светски утонченно. В этом оздоровительном влиянии на тех, кто обременен власть ю и деньгами, и выражается главная идея произведения.
    Идеалы любви, справедливости и силы человеческого духа во все времена являются основой нашего бытия, и в сочинении Данте они воспеты и показаны во всей своей значимостью. «Божественная комедия» учит человека стремиться к высокому предназначению, которым его удостоил Бог.

    Особенности

    «Божественная комедия» имеет важнейшее эстетическое значение из-за затронутой в ней темы человеческой любви, превратившейся в трагедию, и богатейшего художественного мира поэмы. Все вышесказанное, в сумме с особым поэтическим складом и небывалой функциональной разноплановостью, делают это произведение одним из наиболее выдающихся в мировой литературе.
    Автор: Илья Кузьмин

  4. 4
    Текст добавил: Девочка_ДеМоН

    Данте Алигьери был личностью неоднозначной. Еще при жизни его образ окружали легенды. Лицо его казалось опаленным адским пламенем и создавалось впечатление, что видишь человека, дерзнувшего пройти все круги ада, чтобы найти дорогу к свету. Это впечатление подтверждается и его “Божественной комедией”.
    В Дантовой “Комедии” нет запрещенных тем или вершин, которые не возможно достигнуть. В ней он описывает все проблемы, существующие в его время, все таинства религии, касается проблем политики, пытается достучаться в глубину душ человеческих. То, о чем нельзя было говорить вслух, о чем люди шептались по углам, поэт произносит во всеуслышание. Он выставляет на позор самых могущественных правителей Италии, не взирая на короны и венцы. Душевную заскорузлость, малодушие, капитулянтство он считал самым презираемым пороком человечества. Жалким, ничтожным душам, “что прожили, не зная ни славы, ни позора смертных дел” нет места ни в аду, ни в раю, это потерянные души, не причастные к миру.
    Высшим законом Дантова мира является этика. Этические классификации определяют расположение ада и чистилища, и указывают на космическое расположение рая. Зло, невежество, всевозможные грехи ведут душу вниз; путешествие по аду – постоянный спуск. Добродетель же как бы поднимает душу на вершину горы, проходя по чистилищу. И уже освободившись от пороков, очистившись, душа взлетает в рай.
    В “Божественной комедии” сотни персонажей. Меньшинство из них – это частные лица, не оставившие по себе никакого следа. Большей частью в ней показаны исторические личности, но вместе с ними и исторические события того времени. Кара графа Гвидо де Монтефельтро, лукавого советчика, – это кара всей политической системе Италии. Казнь торговца церковными должностями папы Николая III – это казнь всему папству. Брут и Кассий, изменившие Цезарю, изменили и римской державе.
    В “Комедии” мир и человек неразрывно связаны. Пространство мироздания покрывается пространством внутреннего мира. Как в мире есть место для трагического и возвышенного, для ужасного и прекрасного, так в душе есть место для скорби и радости, для страха и мужества, для гнева и непреклонности. Взгляд, брошенный Данте с восьмого звездного неба, объемлет весь мир:
    Тогда я дал моим глазам вернуться
    Сквозь семь небес – и видел этот шар
    Столь жалким, что не мог не усмехнуться.
    (“Рай” ХII).
    Герой поэмы Данте, путешественник по загробному миру, прилагает к увиденному меру времени и человеческой природы, которой недоступно абсолютное добро или абсолютное зло. Именно это совмещение осуждения и понимания образует эмоциональный тонус поэмы, который не может вызвать ни непроглядный грех, ни нерушимая святость. В этом весь Данте.

  5. Начиная с XIII века в западноевропейских странах в полный голос заявляет о себе новая система мышления и видения мира. Вплоть до XVII века здесь царствует Ренессанс, яркой чертой которого был антропоцентризм.
    Человек традиционно был важным объектом философского анализа и не единожды в истории философии становился центральным, связующим звеном в системе универсума. В период средневековья считалось, что человек находится на верхнем уровне в иерархии живых существ, которые сотворил Бог, но он не является самодостаточным, а имеет значение только в своем отношении к Богу. Гуманистическую философию Возрождения интересует, в первую очередь, земное предназначение человека. На смену классическому идеалу человека средневековья — монаху-аскету или воину-рыцарю — приходит новый идеал — яркой, сильной личности, которая стремится достичь счастья не земле, развивая и утверждая творческие способности своей активной натуры.
    Истоки гуманистической культуры Возрождения наметились в творчестве великого итальянца Данте Алигьери. В своих философских трактатах и «Божественной комедии» он обосновал положение о том, что человек является своеобразным звеном между, тленным и нетленным миром. Дуалистическая природа человека — его смертная и бессмертная сущности — определяет и дуализм его предназначения: «он единственный из существ определяется двумя конечными целями». Эти две конечные цели человеческого существования — два вида блаженства: первое блаженство можно достичь в земной жизни благодаря «собственным достоинствам», а второе возможно только после смерти (это блаженство «вечной жизни», которое заключается в созерцании божественного образа).
    Данте считал, что свобода человеческой деятельности является обязательным условием не только посмертного воздаяния, но и моральной оценки человека. Используя данную ему свыше свободу, человек способен выполнить свое земное предназначение. Данте был уверен в том, что благородство личности не зависит ни от знатности, ни от богатства. Только активная деятельность может возвысить природное, человеческое до уровня божественного.
    Жадность и стяжательство во все времена вызывали ненависть, вражду и войны. Согласно Данте, еще Аристотель в «Политике» говорил о том, что в «испорченном обществе порядочный человек делается скверным гражданином, в то время как в праведном обществе честный человек и хороший гражданин — одно понятие».
    В «Божественной комедии» перед нами представлена драматическая история гибели (Ад), перерождения (Чистилище) и возрождения (Рай) человеческой души. Данте стремится провести читателя через страдания и искупление грехов к познанию высшей истины, помочь ему, отринув внутренний разлад, познать истинный смысл своего бытия. Поэт писал: «Предмет поэмы — человек, который силой своей воли по заслугам получает справедливое возмездие или расплату».
    Одиссея Данте начинается вечером в Страстную пятницу и завершается в Страстную субботу. Целые сутки проводят Данте и его верный спутник Вергилий в царстве вечных мучений и страданий. Как известно, Вергилий — знаменитый поэт, автор «Энеиды». В средние века он пользовался легендарной славой мудреца, чародея и предвозвестника христианства. В «Божественной комедии» Вергилий — проводник поэта через Ад и Чистилище к Раю, он — символ разума, направляющего людей к земному счастью. Время действия выбрано не случайно. Согласно христианской традиции именно в конце Страстной недели закончилась жизнь Иисуса Христа, который, умирая на кресте, стал Искупителем грехов всего человечества. Между своей смертью и воскресением Христос сошел в ад и вывел оттуда ветхозаветных святых в рай, открывшийся для людей только с искуплением их первородного греха. Земной человек с его чувствами, радостями и страданиями очутился в мире вечности. Это человек большой и гордой души, наделенный живым и многообразным миром чувств и отношений — любовью, ненавистью, страхом, состраданием, мятежными предчувствиями, радостями и скорбями и прежде всего неустанными, пытливыми поисками истины.
    В книге «Ад» автор и лирический герой сопереживают людям, страдающим из-за своих неуемных страстей. Грешники не только терпят страшные муки, они не имеют надежды на какие-либо изменения. Уже умершие телесной смертью, они хотели бы умереть и душой, чтобы прекратились их муки. В Аду грешники размещены согласно своим прегрешениям:
    * В неправде, вредоносной для других,
    * Цель всякой злобы, небу неугодной.
    * Обман и сила — вот орудья злых.
    В преддверье находятся те, кто в жизни не знал ни добра, ни зла, был равнодушным и никчемным. В первом круге — души неокрещенных младенцев и тех, кто умер до христианства. Во втором круге страдают погубленные жаждой наслаждений. Далее копошатся в грязи чревоугодники: «на них такая грязь от жизни гадкой». Страшная вражда царит в круге четвертом, где страдают скряги. В горящей земле, в гробах мучаются все те, кто верил, «что души с плотью гибнут без возврата». Кровавая река поглощает убийц, а в самом нижнем круге Ада среди вечного холода находятся предатели.
    Все эпизоды поэмы поражают своим высоким гуманизмом, страстным сочувствием к человеческому страданию. Особенное место среди прочих занимает эпизод о Паоло и Франческе. Гвидо де Полента для того, чтобы прекратить кровавую вражду, выдает свою дочку Франческу замуж за сына своего врага, Джанчото Малатесту. Джанчото некрасив и к тому же хромой, поэтому на церемонии бракосочетания его заменяет младший брат Паоло. Неожиданно Паоло и Франческа полюбили друг друга. Узнав о предательстве, Джанчото убивает влюбленных.
    Поэт, не осознавая пагубности любви, которая привела к гибели и предательству, между тем не решается разлучить любовников. Он осуждает своих героев, лишая их надежд на оправдание: «любовь сжигает нежные сердца» и может быть сильнее, чем человеческий разум. Борьба добра и зла, света и мрака продолжается и в Чистилище. Здесь человек должен очиститься от своих грехов и стать достойным познания истины. Рай является местом, где силы света окончательно побеждают силы тьмы. Здесь души свободны, они свободно летают, наслаждаясь наблюдением великолепия и грандиозности Творца. Здесь автор в определенной мере теряет свою самостоятельность. Поучают здесь его праведники, открывая ему истины, которые не способен осознать разум человека. Здесь апостолы Петр, Яков и Иоанн проверяют, правильно ли он усвоил все богословские истины — веру, надежду и любовь.
    Как видим, в «Божественной комедии» воплотился новый Гуманистический идеал. Этим идеалом для всего человечества становится сам поэт, познавший то, что другим ранее не было дано. Человек страстный, чья душа была полна сострадания к человечеству, надежд на изменение жизни к лучшему, он все время искал свой путь в мире кровавой вражды. Он ошибался, разочаровывался, но снова и снова пытался познать истину и донести ее людям. Он всегда сохраняет верность двум своим музам: Беатриче и Италии.
    Необходимо понимать, что именно к нам, благодарным потомкам, обращается поэт в «Божественной комедии», произведении грандиозном и бессмертном:
    * О Вышний Свет, над мыслию земною
    * Столь вознесенный, памяти моей
    * Верни хоть малость виденного мною.
    * И даруй мне такую мощь речей,
    * Чтобы хоть искру славы заповедной
    * Я сохранил для будущих людей!

  6. Имя Данте — это символическое обозначение драгоценнейших достижений культуры нашего времени, ее синтетический образ, который определяет и предсказывает ее характер, сущность и направление. Данте — прежде всего поэт, автор «Новой жизни» и «Божественной комедии», «Пира» и «Стихотворений». Гениальный поэт был мыслителем, ученым и политиком. Ученость Данте современники ценили не меньше, чем достоинства его поэтических произведений. Поэтическая слава Данте основывается на грандиозном здании «Божественной комедии».
    «Божественную комедию» Данте писал почти четырнадцать лет. Слово «божественная» почитатели прибавили после смерти автора. Для Данте это была комедия, соединяющая возвышенное с обыденным и тривиальным. Кроме того, «Божественная комедия» — священная поэма, повествующая об откровениях неземного бытия. Данте преследовал поучительные цели и писал произведение не только этическое и религиозное, но и ученое. Призрачные научные построения Данте оказались емкими и способными вместить в себя удивительное душевное своеобразие. Поэтому вместе с тем «Божественная комедия» — это и очень личное произведение, в котором идет речь о вечной любви.
    Данте творчески чувствовал органическое единство мира. Ощущение всего мироздания как живой целостности позволило Данте взглянуть на мир, для него нет разницы между «маленькой» и «великой» Флоренцией. Для поэта «бездушный лик» природы и мир человека едины и крепко связаны друг с другом. Зло, поднимающееся из глухих тайников души, — это то самое зло, которое подтачивает изнутри прекрасный центр божественного плода — Вселенной. Лихоимец, по мнению Данте, виновен так же, как и насильник и развратник, которые отступают от путей и указаний природы. По мере того как жизненный опыт открывал перед Данте отвратительную картину падения человека, для него становилась все более отчетливой необходимость спасения мира. И поэт хотел оповестить всех о грозящей беде и бил тревогу, раскрывая перед всеми свою хорошо продуманную и строго рассчитанную картину и систему мирских и человеческих дел.
    «Божественная комедия» состоит из трех частей: «Ада», «Чистилища» и «Рая». Данте любознательно и пытливо изучал проблемы естествознания, охватил своим пониманием все формы физического мира и соединил эти интересы с самыми бесстрашными полетами фантазии. «Божественную комедию» он построил как роман приключений, действие которого развивается в неведомых странах. Данте очень точно описывает все мелочи и подробности
    пути. Изменения почвы, спуски, лестницы, скалы, тропинки и проходы обрисованы автором так, что у читателя не остается сомнения в реальности изображаемого.
    В первом круге ада нет мук, а есть только тихая грусть и вздохи. Тут — души добродетельных нехристиан и некрещеных младенцев, героев Древней Греции и Рима. Здесь в светлом, уютном месте Данте встречает величественные тени Гомера, Овидия, Горация, Лукана, тут постоянно живет и дух Вергилия. Данте размещает здесь вместе с героями Троянской войны и Юлием Цезарем дух султана Саладина, который воевал с крестоносцами.
    Настоящий ад начинается со второго круга, в котором вихрь гонит души повинных в сладострастии. Здесь, в пятой песне, один из самых трогательных моментов мировой поэзии — история несчастной любви Паоло и Франчески. И хотя Данте как христианин должен был осудить любовников, все повествование проникнуто сочувствием, которое невозможно выразить.
    Сочувствует Данте и чревоугоднику Чакко, который находится в смрадном болоте под холодным дождем в следующем, третьем круге. Именно Чакко предсказывает Данте его будущее изгнание. Следующие четвертый и пятый круг (скупцы и расточители, гневные) пройдены вроде бы успешно. Зато перед шестым кругом — огненным городом, где начинается глубинный ад, в котором караются самые страшные грешники, Данте и его проводнику приходится остановиться. Только посланец с неба приходит на помощь и раскрывает перед ними ворота. Здесь, в шестом кругу ада, — еретики.
    В трех самых нижних кругах наказывается насилие. В седьмом круге Ада — насилие над ближним и над его достоянием (тираны, убийцы, разбойники), над собою (самоубийцы и моты), над божеством (богохульники), над естеством (содомиты), над естеством и искусством (лихоимцы). В восьмом — обманувшие недоверившихся (сводники и обольстители, льстецы). В девятом — обманувшие доверившихся (предатели родных, родины и единомышленников, друзей и сотрапезников, благодетелей, величества божеского и человеческого). Поскольку обманывать способны только сознательные существа, то эти грехи — более тяжелые, чем насилие. Сюда Данте помещает и продажных пап. И, наконец, в глубине девятого круга мучаются трое самых позорных, по мнению Данте, предателей — Юда и Брут с Кассием, убившие Цезаря.
    Читатели вместе с Данте вступили в преддверие «Ада», где караются столь ненавистные ему «нерешительные», не примкнувшие ни к одной из партий, и увидели, как они несутся вслед за знаменем — нагие, мучимые мухами и осами, обливаясь кровью и слезами, которыми у их ног питаются отвратительные черви. И читатели ни на минуту не остаются в неведении относительно всех
    ужасов и чудес, открывающихся перед нашими глазами. Мы вместе с автором проходим через тесный и смрадный «Ад», озаренный багровым заревом города Данте, видим там пленительную Франческу, узнаем подробности мучений, видим злобные игры адских служителей, слышим, какая мука уготована ненавистному Бонифацию, как терзается в центре Джудекки гигантский Люцифер. Ненависть, скорбь, негодование и гордое упорство в грехе — вот господствующая атмосфера, в которой разворачиваются отдельные сцены и картины.
    Но все-таки верится, что и сегодня, когда многие потеряли прямую дорогу, выйти из «темной чащи» недоверия и сомнений поможет гармоничность мира великого Данте, где властвует «любовь, которая водит солнце и другие звезды».

  7. Главным произведением Данте Алигьери, принесшим ему мировую известность, является поэма «Божественная комедия». Она стала своеобразным мостом между культурой средневековья и эпохой Возрождения. Сам поэт назвал ее просто – «Комедия». Под этим термином в средние века принято было понимать любое произведение с печальным началом и счастливым концом. Эпитет же божественная был добавлен критиками позже, но не для обозначения ее религиозной направленности, а как выражение исключительного поэтического совершенства. Данте одним из первых в западноевропейской литературе сделал предметом поэзии изображение человеческих страстей, причем для нахождения наиболее ярких образов обратился к загробному миру.
    Его поэма отличается необычайно четкой, продуманной композицией, в чем нашло отражение своеобразие художественного стиля поэта. Он разделил свое произведение на три части, каждая из которых посвящена изображению определенного места в загробном царстве: ада, чистилища и рая. Каждая часть в свою очередь подразделяется на тридцать три песни. Вообще, троичное деление характерно для всей поэмы и является глубоко символичным. Оно воплощает в себе христианскую идею о троице. Кроме того, каждая из трех частей оканчивается одним и тем же словом «звезды» (звезда в христианстве является символом Иисуса Христа), а само имя Христа рифмуется только с самим собой и не упоминается в разделе, посвященном описанию ада.
    Поэма Данте очень оригинальна, но при ее создании Данте все же опирался на многочисленные средневековые и античные источники. Поэтому произведение построено в виде довольно популярных в средние века видений, или хождений по мукам, которые в поэтической форме повествуют о скитаниях человека по загробному миру и о постижении им тайн этого мира. Но если их целью было показать греховность земной жизни и обратить внимание людей к жизни загробной, то в «Божественной комедии» автор стремится показать и искоренить пороки общества, а страдания грешников в аду призваны пробудить в человеке желание исправить свое земное существование. Поэт не уводит читателей от реальности, а заставляет полностью погрузиться в нее, задуматься над своей жизнью, переосмыслить ее в свете полученных знаний. Из античных источников «Божественной комедии» наибольшую роль сыграла «Энеида» Вергилия, где описывается, как Эней спускается в Тартар с целью увидеть своего покойного отца.
    В поэме чувствуется удивительное поэтическое мастерство Данте, не имеющее себе равных в мировой литературе.
    Он обладал уникальной способностью с помощью нескольких штрихов создать образы, глубоко отличающиеся друг от друга между собой. Все его персонажи конкретны и индивидуальны, и это усиливает ощущение их реального существования. В «Божественной комедии» ярче всего проявилась противоречивость характера поэта и его творчества; здесь сильнее всего ощущается переходность той эпохи, в которую она было написана. Религиозные тенденции тесно переплетаются в ней со средневековыми устремлениями. Особенно важную роль в этом играют аллегории, которыми пронизано все произведение. Каждый момент в нем истолковывается не только буквально, но и иносказательно, причем в нескольких планах: моральном, религиозном, биографическом и других.
    Читая произведение, мы поражаемся тому, каким богатством художественных форм пользуется автор: каждая из частей поэмы имеет свой фон, свою окраску. Так, в «Аду» преобладают мрачные тона, зловещие краски, мистическое сочетание красного и черного цветов, что наполняет душу ощущением чего-то страшного, тревожного, неотвратимого. В «Чистилище» этот пугающий тон сменяется бледным и туманным. Здесь в основном присутствуют голубые, зеленые, золотистые цвета; появляются детали живой природы – море, скалы, луга, деревья. И уж совсем иная окраска «Рая», где мы видим вокруг блеск и прозрачность. Тут все наполнено волшебным светом, гармонией и мелодичностью. Цветовое разнообразие поэмы помогает автору передать смену своего настроения, утвердить оптимистическое начало, пробудить стремление к лучшему. Но в ярком тоне «Рая» он вовсе не желает показать прелести жизни после смерти, он призывает людей создать эту жизнь на земле. Стараясь придать еще большую убедительность своей идее, Данте прибегает к сильному, энергичному языку. Он не останавливается перед грубыми выражениями, так как опасается, что его стих недостаточно «хриплый и скрипучий, как требует зловещее жерло, куда спадают все Другие кручи».
    Характерно и то, что поэма написана народным языком, так как Данте стремился быть понятым самым широким кругом читателей. И он в полной мере достиг своей цели. Его произведение сразу же приобрело огромную популярность в народе, а впоследствии многие великие деятели уверенно причисляли «Божественную комедию» к шедеврам мирового искусства, в которых, по словам А. С. Пушкина, «план обширный объемлется творческою мыслию».
    Главный герой «Божественной комедии» – сам Данте. Поэт путешествует по «трем мирам» христианской, а точнее, католической мифологии. Его проводником по Аду становится знаменитый поэт античности Вергилий. Заметим, что долгое время Вергилий считался первым язычником, возвестившим о пришествии в мир Спасителя – Иисуса Христа.
    Данте создал поистине несравненное произведение, которое интересно не только своей фабулой, но и актуальностью. Поэт написал злободневное произведение, которое бичевало пороки его современников, точнее, политических противников. Могучим словом он казнил врагов, помещая их в разные круги преисподней.Поэт увидел Ад с совершенно новой точки зрения. Он стремился оставаться в рамках католической экзегезы, согласно которой грешники в Аду распределяются по категориям и каждой назначается особое наказание, но взгляд Данте уже гораздо шире, пристальнее.
    Данте смог увидеть в каждом грешнике личность. Поэт вступает в беседу с давно умершими людьми, спорит с ними, узнает много нового и неожиданного для себя. Многие тайны открываются Данте. Если пользоваться современными аналогиями, беседы рассказчика напоминают интервью, которые живой берет у мертвых.
    Основное чувство, которое испытывает рассказчик, – страх и все его разновидности. Смертным запрещено находиться среди мертвых, и лишь Данте получает возможность посетить «мир теней». Только развитое самообладание помогает рассказчику сдержаться и не проявить весь свой ужас при виде страданий, выпавших на долю тех, кто, так или иначе, нарушил божественные установления.
    Части поэмы «Чистилище» и «Рай», продолжают рассказ о восхождении человеческой души к Богу. Завершает поэму строка, которая звучит так: «Любовь, что движет солнце и светила». Божественная Любовь побеждает хаос, и освобожденная от оков греха душа воссоединяется со своим источником.
    Данте утверждает, что активная жизненная позиция помогает человеку в выборе собственного пути. В жизни самого поэта случилось так, что он покинул Флоренцию по политическим мотивам и стал изгнанником. Эта обида осталась в сердце Данте на всю жизнь, сделалась спутницей его гения. В отличие от авторов «классического» средневековья, автор «Божественной комедии» верит в силу человеческого разума, в честь и справедливость, которые побеждают ложь и коварство.
    «Величественным сооружением» назвал «Божественную комедию» один из исследователей. Сцены, которые изображает Данте, поражают читателя своей монументальностью и в то же время живостью действия. Лучшие художники иллюстрировали «Ад», «Рай» и «Чистилище», создавая шедевры графики. Лучшие поэты вдохновлялись строками «Божественной комедии». И сегодня это произведение представляет большой интерес не только для специалиста-филолога, но и для рядового читателя. «Божественная комедия» не стареет. «Запас прочности», вложенный в нее автором, таков, что, наверное, и через двести лет эти строки будут напоминать читателю о величии разума и веры:
    * Земную жизнь пройдя до середины,
    * Я очутился в сумрачном лесу…

  8. Как по мне, так произведение великого итальянского поэта и мыслителя Данте Алигьери – достаточно сложное для восприятия. Для того, чтобы понять о чем идет речь, нужно читать по чуть-чуть, закрывать книгу и думать. Сложность еще и в том, что поэма достаточно большая. В ней три части: Ад, Чистилище и Рай. Ад состоит из 34 песен, а Чистилище и Рай имеет в себе 33 песни. Количество песен такое, ведь это является отсылкой к жизни Иисуса Христа, ведь тот прожил около 33 лет. Как и многие шедевры пишутся годами, также и создавалась «Божественная комедия», которую смело могу причислять к величайшим произведениям. Итальянский богослов работал над книгой больше четырнадцати лет.
    Символизма в данной поэме более, чем достаточно. Интересно то, что даже персонажи выступают символами чего-то. К примеру, возьмем главного героя – самого Данте, который уже прожил середину жизни и потерялся в дремучем лесу. Данте – это обычный человек, который погряз в бытовых, моральных, финансовых вопросах. Лес – как раз и отождествляет те самые проблемы. Еще одной ключевой фигурой символизма является – Вергилий, который олицетворяет интеллект и здравый смысл. Он спасает Данте от трех разъяренных животных – пороков того времени: властолюбие, алчность и честолюбие. Также, из главных персонажей является умершая возлюбленная автора – Беатриче. Эта девушка в произведении представляла собой мудрость, которая дается свыше.
    Наиболее интересной частью произведения для меня является описание ада. Можно схематично изобразить его в виде, засасывающей в себя, воронки и диски вокруг. Каждый диск несет в себе определенный вид грешников. Символично то, что в каждой части ада есть свои известные личности, которые по сути раскрывают сам вид греха. Допустим то, что в самой гиене горят самые известные предатели: Иуда, который продал Христа за 30 серебренников; Кассий и Брут – это убийцы Юлия Цезаря (многие помнят крылатую фразу: «И ты, Брут!»). Эти люди, по определению Данте, достойны самых сильных мук. У каждого вида грешников – свое наказание, так как нельзя судить разные преступления одинаково. Нельзя сравнивать предателей с некрещеными умершими младенцами.
    В виде Чистилища мы видим сферу, состоящую из семи кругов, в которых несут наказания те, кто совершил не очень сильные проступки. Мы понимаем, что можно искупить грехи и в итоге попасть в долгожданный рай. Данте дает в этом надежду.
    Само по себе, это произведение несет в себе политический смысл. Очень много переплетено вопросов, которые связаны с церковью. Обязательно нужно прочесть это произведение для того, чтобы погрузиться в средневековые интриги.

  9. Итальянец Данте Алигьери-поэт, писатель, ученый и философ, создатель итальянского литературного языка, автор «Божественной комедии», которую читают и комментируют до сих пор.
    Данте известен во всем мире не только своим творчеством, но и своей великой любовью к Беатриче Портинари. Этой любовью, которая наполняла смыслом всю жизнь Данте, продиктована и его «Божественная комедия».
    Это действительно главное произведение всего творчества и всей жизни Данте. Так считал и сам Данте, и его современники, и потомки. О высокой оценке этого произведения говорит эпитет «божественная», который «Комедия» приобрела лишь многие годы спустя после смерти поэта. В «Божественной комедии» отражается вся эпоха раннего Возрождения в Италии. Сюжет «Божественной комедии» прост, но прочитать его можно по-разному.
    Данте Алигьери после смерти возлюбленной Беатриче оказался в «сумрачном лесу» сомнений, терзаний и горя. Чистота и любовь Беатриче удерживали его от грехов, но теперь грехи побеждают. Данте изображает это как собственную с тремя дикими и ужасными зверями, львом, пантерой и волчицей. И спасти от смерти в пасти этих зверей Данте может только Беатриче. Она просит у Бога, чтобы Данте еще при жизни показали, как мучаются в аду грешники, и тогда он перестанет грешить. Проводником Данте по аду становится римский поэт Вергилий, которого Данте считает своим учителем в поэзии.
    В поэме мы находим очень реальное и красочное описание ада. Это наиболее яркая часть «Божественной комедии».С поверхности к центру Земли ведет глубокая воронка, стенки которой образуют девять кругов ада-царство дьявола и бесов. Адская воронка образована падением Люцифера на Землю, когда в наказание за грех гордыни и восстание против власти Бога он был сброшен с небес.
    И Данте вслед за Вергилием переправляется через подземную реку на ладье беса Харона вместе с душами мертвых грешников и спускается в самый низ ада, где находится сам Люцифер.
    Когда я читала «Божественную комедию», мне казалось, что все это я вижу своими глазами, вместе с Данте. Я вместе с ним боялась ужасных демонов. Но я переживала за грешников, потому что их мучения, по-моему, не соответствуют их грехам при жизни.
    Мне запомнились несколько эпизодов и героев из «Комедии».Это трагическая история Франческе и Паоло, похожая на любовь Ромео и Джульетты, и Уллис (Одиссей), который, даже мучаясь в аду, выглядит как настоящий человек-сильный, смелый, любознательный.
    Данте делает рассказ о грешниках ада очень реалистичным. Он использует обычные слова, которые описывают его страх или гнев, а сравнения загробных сцен с реальными, обыденными делают его поэму страшнее и нагляднее. Так, например, бесов, топящих грешников в котлах с расплавленной смолой, Данте сравнивает с поварами, которые ловко действуют поварешками.
    Данте-небеспристрастный человек, и он помещает в аду всех своих политических противников, некоторые из которых даже были еще живы в то время! Это, например, враг Данте Фарината дельи Уберти, чья могучая и несгибаемая мучениями душа вызывает уважение и Данте, и всех читателей.
    Мне показалось, что люди не так уж сильно изменились за прошедшие столетия: мы и сегодня любим и причиняем боль, боремся, предаем;люди кончают с собой, завидуют, пьют и много едят. У всех нас есть свои недостатки и пороки. Но возможность увидеть свое отражение в старинной «Комедии» итальянца Данте Алигьери помогает сделать выводы и попытаться стать немножко лучше.

  10. Написана в форме видения. Стремление к всеобъемлемости. Земной реальной жизни противопоставляет мир: Земля, подземелье, Космос. В центре – земной шар. Сев. полушарие считалось менее совершенным, поэтому в нем – вход в ад. В южном – гора, на которой вход в чистилище. Ад – 9 кругов. Чистилище – 7, + предчистилище, + рай земной, рай – 9 небес. Геометрическая симметрия Земли  симметрия в композиции: 100 песен = 1 вводная + по 33 на Ад, Чистилище и Рай. Такое построение было новым явлением в литературе. Д. опирался на средневековую символику числе (3 – Троица и производное от него 9). «Комедия» открывается прологом, в котором он определяет время путешествия и вводит нас в мир. Итак, это Страстная пятница 1300 г. В этом году он вступил в партийную борьбу => переломный год в его жизни. Страстная пятница – день сотворения мира, день воплощения Христа, день Его крестной муки. Действие начинается в лесу. В этой песне – сочетание конкретного и иносказательного смысла. Лес – аллегория заблуждения человеческой души и хаоса в мире. Все последующие образы пролога тоже аллегоричны.
    Д. встречает 3 зверей: пантеру, льва, волчицу. Каждый из них олицетворяет определенный вид морального зла и опр. Негативную социальную силу. Все вместе – силы, которые препятствуют прогрессу. Вершина холма, к которой стремится Д, – нравственное возвышение и государство, построенное на нравственных началах.
    Вергилий объясняет, что прямого пути на холм нет, надо идти в обход через 3 загробных царства, чтобы обозреть всю человеческую историю, соединенную с идеей справедливости. В мире нарушена справедливость, чтобы ее восстановить, нужна рука Божьего правосудия, ибо без справедливости человеческая история бессмысленна. Бог для Д. – неоспоримая реальность. Эта идея помогает выстроить стройную модель мироздания, в основе которой – вертикальная модель мира (но в состоянии начинающегося кризиса. Особенно это заметно в 1 кантике, т. е. Аду. Здесь образы яркие значительные сами по себе  это стремление вырваться на горизонталь). Морально-ценностное значение верха и низа – духовное восхождение и нравственное падение. Основа мировой гармонии – Бог, к нему Д. и стремится. Когда вершина достигнута, видение исчезает.
    Выстраивая модель Ада, Д. следует за Аристотелем, который относит к 1 разряду грехи невоздержности, ко 2 – насилие, к 3 – обман. У Д. – 2-5 круги для невоздержанных, 7 для насильников (6 не знаю куда, не сказано, сами подумайте), 8-9 для обманщиков, 8 – для просто обманщиков, 9 – для предателей. Логика: чем грех материальнее, тем он простительнее. Кара всегда носит символический характер. Обман тяжелее, чем насилие, потому что разрушает духовные средневековьяязи между людьми:
    А первый способ, разрушая кровный
    Союз любви, вдобавок не щадит
    Союз доверья, высший и духовный
    Это он о предательстве так
    Д. приобщается миру зла и страдания. Грешные души обладают телами и тенями (а средневековьяятые – нет). Они движутся по кругу или вообще неподвижны (а круговое движение – дьявольское), Д. – по вертикали. Личным отношением Д. создаются образы грешников. 2 сюжета:
    1 – история нравственного возвышения поэта
    2 – история грешных душ. Личное отношение проявляется уже в самом начале поэмы. Преддверие ада – те, кто в борьбе добра и зла не встал ни на одну сторону. Их не хочет принимать ни Рай, ни Ад. Там папа Целестин V. Он до папства жил уединено, пользовался уважением в народе.
    Став папой, мог бы сделать много хорошего, но отрекся от папства и открыл путь какому-то злодею. Яркие образы – во 2 круге (сладострастники). Вихрь = вихрь земных страстей. Франческа – реальное лицо. Она в 1275 г. была выдана замуж за Джанчотто Малатеста, отец которого был вождем риминийских гвельфов, некрасивого и хромого. Когда Дж. узнал, что она вступила в любовную средневековьяязь с его младшим братом Паоло, он убил обоих. В песне – 2 рассказа Ф. 1 — в стиле «поэзии нового сладостного стиля», с изысканными метафорами и общими рассуждениями о силе любви. 2 – без метафор, просто и конкретно. Реалистическая деталь: увлечение франц. куртуазными романами. Единственная метафора – Галеот («И книга стала нашим Галеотом»). Это был в романе такой рыцарь, который помог Ланселоту и короле Джиневре встретиться и уговорил Дж. поцеловать нерешительного героя. Данте их оправдывает. В 6 круге Д. оправдывает Фаринату дельи Умберти. Он был вождем гибеллинов. Умер за год до рождения Д. Он воспротивился разрушению Флоренци.
    Персонажи ада имеют только прошлое. Д. здесь сохраняет средневековьяои гвельфские позиции для того, чтобы мы поняли фразу, которой эта сцена заканчивается. Стойкость духа тем сильнее, что у Ф. нет будущего, нет надежды. Это архетип (?!) будущих романтических героев. Личное отношение выявляется и через персонажей двойников, т. е. тех героев, чья судьба похожа на судьбу Д. и чью судьбу он мог бы повторить, но не повторил. Образ Улисса – образ вечного странника (как и Д.). Д. вкладывает в его уста средневековьяою мысль о знании. Улисс и Диомед мучаются в раздвоенном пламени (они вместе участвовали в похищении статуи Афины от ворот Трои).
    Улисс – воплощение страстной жажды знаний. Эта страсть больше всех остальных. Образ героический. У. Выражает мысли Д., но не в их окончательном варианте, а на той стадии развития, когда Д. создавал «Пир» и когда он был уверен во всемогуществе человеческого разума. А потом он их пересмотрел и решил, что без Бога не обойтись. У. – несовершившийся путь Д.,У. и двойник, и антипод. У. движет жажда географических открытий (джвижение по горизонтали), Д. – жажда высшей мудрости (по вертикали). Д. сопоставляет средневековьяой путь и с Энеем. Э. Во всем противоположен У. (они враги – помним, что Эней троянец, Э. не забывает об отце – а У. забывает?, Улиссом движет собственная дерзость, Энеем – высшая воля. Короче, «Энеиду» читали, сами сопоставьте, а я не читала). Настоящее Д. средневековьяязано с Энеем, прошлое – с У. У Данте средневековьяоя система жизненных ценностей, 2 греха: бездействие, предательство. БК – аллегория греха и искупления ч-ка, путешествие по собственной душе, всякий носит внутри себя и ад и рай. Ад – инстинкты, власть тела, рай – добро, гармония.

  11. Произведение Данте «Божественная комедия» – уникальное явление в истории мировой культуры и литературы. Она была написана в 1307-1321 годах. В то время возрос интерес к человеческой личности, к ее земным радостям и надеждам. Постепенно формируется новый, гуманистический тип осмысления действительности, зарождается вера в неограниченные человеческие возможности и неповторимость человеческой индивидуальности. В истории культуры этот период был назван Предвозрождением. И ярким представителем того времени был Данте, который не разъединял, а связывал две эпохи – средневековье и Возрождение. Как двуликий римский бог Янус, он был обращен и к прошедшему, и к будущему. Всюду поэт находил мысли для поддержки и оправдания своих взглядов на мир. Он претворял эти философские концепции в литературные идеи, а идеи – в образы, которые человечество не в силах забыть и в третьем тысячелетии.
    Эта двойственность находит отображение и в художественной манере Данте. По авторскому определению, главное произведение всей его жизни принадлежит к жанру комедии: согласно нормам античной поэтики начиналась комедия печальной, грустной нотой, а завершалась благополучной и радостной развязкой. Эпитетом «божественная», то есть «прекрасная», поэму наградил первый биограф Данте, автор «Декамерона» Дж. Боккаччо. Преклоняясь перед гением, великого итальянца, А. С. Пушкин отмечал, что «единый план Дантова «Ада» есть уже плод высокого гения ». Повествовательное начало творения Данте уходит корнями к аллегорическо-назидательной и религиозно-фантастической традиции средневековых описаний хождений в загробный мир и видений посмертных человеческих судеб. Тончайше разработанная система католического учения о потусторонней жизни кающихся грешников и угодных Богу праведников обусловила основные разделы поэтического рассказа Данте и членение его поэмы на три части, посвященные рассказу об Аде, Чистилище, и Рае. Таким образом, сложная и совершенная композиция поэмы имеет в своей основе число « три », представление о магическом значении которого существовало с незапамятных времен.. В детских сказках мы можем встретить трех братьев, три дороги, три испытания, через которые должен был пройти герой на пути к счастью. Почти в каждой языческой мифологии есть образ Мирового дерева, строение которого отображало структуру Вселенной. И снова мы встречаем здесь цифру «три»: корень древа – потусторонний мир, ствол – Земля, ветки – Небо.
    Тройственное начало имеет и представление о времени: настоящее, прошлое, будущее. Во времена средневековья магический смысл этой удивительной цифры расширился, объединившись со святой Троицей: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Как символ всего, что рождается, развивается и завершается, число «три» как нельзя лучше соответствовало художественному замыслу Данте.
    Троичную структуру имеет и композиция произведения: три части по тридцать три песни в каждой из них, написанных терцинами, то есть трехстрочными строфами. Такая композиция позволяла автору отобразить схему мироздания, созданную в строгом соответствии с законами средневековой космографии. Вместе со вступительной песнью «Ада» количество песен в поэме – ровно сто (квадрат десяти символизирует абсолютное совершенство). Символика чисел заключена не только в композиции поэмы, но и в самом повествовании. Примеров этому множество: у Поэта три проводника по потустороннему миру – Вергилий, Беатриче и средневековый философ-мистик Бернард Клервосский. Знаменитый римский поэт Вергилий, автор «Энеиды», в средние века пользовался славой мудреца, чародея и предвозвестника христианства. Для автора он – любимый учитель, который вручил ему «прекрасный слог, везде превозносимый».
    Бернарду Клервосскому принадлежит учение о том, что места в раю, оставшиеся пустыми после низвержения в преисподнюю Люцифера и его приспешников, пополняются святыми и праведниками. Данте и его друзья-поэты, рискуя прослыть еретиками, решили, что именно их дамы призваны самим Богом занять пустующие на небесах места. Для Данте толчком к пробуждению в нем поэта явилась трепетная и благородная любовь к дочери его друга Фолько Пор-тинари – юной и прекрасной Беатриче. Именно Беатриче является той благодатной женой, которая в небе скорбит о том, кто сурово страдает. Она склоняет к милости того, кто распоряжается судьбами людей:
    * Господня чистая хвала,
    * О, Беатриче, помоги усилью
    * Того, который, из любви к тебе
    * Возвысился над повседневной былью.
    Необходимо понимать, что Данте не просто копирует средневековую литературную традицию с ее аллегоризмом и абстрагированием. Он создает особенный художественный мир. Гениальность поэта состоит в том, что он объединяет страстные, необузданные чувства со строгой, логичной геометрией. Своей реальностью мир Данте борется с миром, который окружает человека. Здесь восходит и заходит солнце, сияют звезды, текут реки. Мы чувствуем на собственной коже порывы ветра: удушающие в Аду и освежающие в Чистилище. Конкретика присуща даже аллегориям! В одном из писем к другу поэт подчеркивал: «Смысл поэмы многозначительный, моральный и анагогический, то есть такой, который выше смысла». Каждое художественное произведение, согласно Данте, имеет четыре смысла: буквальный, аллегорический, моральный и анагогический. Например, в первой песне герой очутился в густом лесу:
    * Земную жизнь пройдя до половины,
    * Я очутился в сумрачном лесу,
    * Утратив правый путь во тьме долины.
    Путь поэта к спасительному холму преграждают три зверя, которые, в соответствии с моральным значением, являются человеческими пороками: любострастие, гордыня и корыстолюбие. В аллегорическом плане три зверя должны были означать: пантера – Флорентийскую республику, лев – правителей-тиранов, волчица – папский престол. Наиболее широким является анагогический символ: это силы зла, которые преграждают человеку дорогу к совершенству. Такая же многозначительность сопутствует и образу Вергилия. Он любимый поэт автора «Божественной комедии», философ, который предрек появление Христа, и одновременно аллегория человеческого разума. Одновременно в образе Вергилия появляется драматический мотив: он лишен надежды приблизиться к созерцанию совершенства Творца, поэтому в конце путешествия его душа наполняется печалью. Гармоничная, подчиненная логике и стремлению к совершенству художественная система «Божественной комедии», система символов и аллегорий, не перестает удивлять читателей даже спустя семь веков после создания поэмы.

  12. Итальянец Данте Алигьери – поэт, писатель, ученый и философ, создатель итальянского литературного языка, автор «Божественной комедии», которую читают и комментируют до сих пор.
    Данте известен во всем мире не только своим творчеством, но и сво¬ей великой любовью к Беатриче Портинари. Этой любовью, которая наполняла смыслом всю жизнь Данте, продиктована и его «Божественная комедия».
    Это действительно главное произведение всего творчества и всей жизни Данте. Так считал и сам Данте, и его современники, и потомки. О высокой оценке этого произведения говорит эпитет «божественная», который «Комедия» приобрела лишь многие годы спустя после смерти поэта. В «Божественной комедии» отражается вся эпоха раннего Возрождения в Италии. Сам Данте писал, что его поэма многозначна, как Библия. Сюжет «Божественной комедии» прост, но прочитать его можно по-разному.
    Данте Алигьери после смерти возлюбленной Беатриче оказался в «сумрачном лесу» сомнений, терзаний и горя. Чистота и любовь Беатриче удерживали его от грехов, но теперь грехи побеждают. Данте изображает это как собственную встречу с тремя дикими и ужасными зверями, львом, пантерой и волчицей. И спасти от смерти в пасти этих зверей Данте может только Беатриче. Она просит у Бога, чтобы Данте еще при жизни показали, как мучаются в аду грешники, и тогда он перестанет грешить. Проводником Данте по аду становится римский поэт Вергилий, которого Данте считает своим учителем в поэзии.
    В поэме мы находим очень реальное и красочное описание ада. Это наиболее яркая часть «Божественной комедии». С поверхности к центру Земли ведет глубокая воронка, стенки которой образуют девять кругов ада – царство дьявола и бесов. Адская воронка образована падением Люцифера на Землю, когда в наказание за грех гордыни и восстание против власти Бога он был сброшен с небес.
    И Данте вслед за Вергилием переправляется через подземную реку на ладье беса Харона вместе с душами мертвых грешников и спускается в самый низ ада, где находится сам Люцифер.
    Когда я читала «Божественную комедию», мне казалось, что все это я вижу своими глазами, вместе с Данте. Я вместе с ним боялась ужасных демонов. Но я переживала за грешников, потому что их мучения, по-моему, не соответствуют их грехам при жизни. Ведь ужас вечного наказания выражен Данте в словах, которые написаны на вратах в ад: Я увожу к отверженным селеньям, Я увожу сквозь вековечный стон, Я увожу к погибшим поколеньям… Древней меня лишь вечные созданья, И с вечностью пребуду наравне. Входящие, оставьте упованья.
    И сам Данте, для которого наказание грешников в аду было привычной мыслью, очень часто сочувствует многим из них.
    Мне запомнились несколько эпизодов и героев из «Комедии». Это трагическая история Франческе и Паоло, похожая на любовь Ромео и Джульетты, и Улисс (Одиссей), который, даже мучаясь в аду, выглядит как настоящий человек – сильный, смелый, любознательный.
    Юная прекрасная Франческа была выдана замуж за хромого и уродливого старика, но полюбила его младшего брата Паоло, который был добр к ней:
    Любовь сжигает нежные сердца… Любовь, любить велевшая любимым, Меня к нему так властно привлекла,
    Что этот плен ты видишь нерушимым. Любовь вдвоем на гибель нас вела… Дух говорил, томимый страшным гнетом, Другой рыдал.
    И Данте, для которого любовь к Беатриче тоже была чувством, освещающим его жизнь, жалел девушку и ее возлюбленного: … Франческа, жалобе твоей Я со слезами внемлю, сострадая…
    … и мука их сердец
    Мое чело покрыла смертным потом;
    И я упал, как падает мертвец.
    Одиссея (Улисса у Данте) Бог наказывает за хитрость Троянского коня, из-за которого погибло много людей в Трое. Но Улисс гордится своими подвигами и ни в чем не раскаивается. Его главным качеством была любознательность, стремление к новому и неизведанному: Земные чувства, их остаток скудный Отдайте постиженью новизны, Чтоб, солнцу вслед, увидеть мир безлюдный! Подумайте о том, чьи вы сыны: Вы созданы не для животной доли. Но к доблестям и к знанью рождены…
    Данте делает рассказ о грешниках ада очень реалистичным. Он использует обычные слова, которые описывают его страх или гнев, а сравнения загробных сцен с реальными, обыденными делают его поэму еще страшнее и нагляднее. Так, например, бесов, топящих грешников в котлах с расплавленной смолой, Данте сравнивает с поварами, которые ловко действуют поварешками.
    Данте – небеспристрастный человек, и он помещает в аду всех своих политических противников, некоторые из которых даже были еще живы в то время! Это, например, враг Данте Фарината дельи Уберти, чья могучая и несгибаемая мучениями душа вызывает уважение и Данте, и всех читателей. В поэме Данте внимательный читатель найдет не только рассуждения о смерти и мучениях, но и мысли, чувства, стремления итальянцев того времени (начала XIV в.).
    Мне показалось, что люди не так уж сильно изменились за прошедшие столетия: мы и сегодня любим и причиняем боль, боремся, предаем; люди кончают с собой, завидуют, пьют и много едят. У всех нас есть свои недостатки и пороки. Но возможность увидеть свое отражение в старинной «Комедии» итальянца Данте Алигьери помогает сделать выводы и попытаться стать немножко лучше.

  13. Как часто мы жалуемся, что не знаем, как поступить и не имеем того, с кем можно посоветоваться. Грустим, что нашего опыта не хватает, лишь бы решить какие-то проблемы, сделать правильный выбор, проанализировать ситуацию. Но на самом деле мы имеем вволю источников, откуда можем черпать жизненные знания, которых нам не хватает, откуда можем узнать больше о жизни и о сущности человека. Да, я имею в виду книги. Многие, наверное, считают, что главная функция книжек – развлекательная: захватывающий сюжет, интересные эпизоды – и ты такой удовлетворен, но, к сожалению, не все понимают, что когда учебник – источник знаний в определенной области науки, то художественная литература – источник знаний о жизни. И каждый должен научиться воспринимать то поучительное содержание, определенную авторскую философию, что заложена в классической литературе.
    Даже те, кто согласен со мной относительно поучительной функции литературы, прочитав «Божественную комедию», могут подумать: да, литература учит, но чему нас, современных людей, может научить это произведение, которое было написано десятки лет назад, и есть какой-то непонятной выдумкой давнего мыслителя?.. Тем не менее лично уверен, что вечное произведение Данте не потеряло своей актуальности и, наверное, не утратит ее некогда.
    В «Божественной комедии» автор изобразил Ад, Чистилище и Рай, подав подробную «классификацию» человеческих пороков и добродетелей. В Аду мучаются скупые, прелюбодеи, ростовщики, разбойники, грабители, убийцы, даже слишком напыщенные и и ленные тоже попали в Дантов Ад. В Чистилище люди заслужат прощения за свои грехи. Рай, так же, как Ад и Чистилище, распределяется на несколько уровней, где праведники размещены за количеством добрых дел, сделанных при жизни и за «степенью святости». Думаю, что, «классификация» Данте многим может показаться противоречивой (ведь понятие о грехе, точнее о тяжести греха, вопреки неприкосновенности религиозных канонов, все равно изменяется). Например, Данте размещает в одном из кругов Ада алхимиков, тогда как нам они кажутся таинственными средневековыми волшебниками, которые верили в существования магических сил, в возможность добыть бессмертие больше через свою наивность и традицию алхимии, чем через порочность… И в любом случае снова вспомнить, читая это произведение, о том, что леность или гордыня является грехом, – не будет лишним.
    Но произведение Данте намного глубже, это не простой перечень грехов и добродетелей человека! И глубина его философского, поучительного содержания – большая, чем напоминание о том, что быть разбойником не следует… Читая «Божественную комедию», более всего пищи для раздумий я вынес из разговоров, которые ведет лирический герой с разными «жителями» Ада и Рая. Вот, например, находясь на первом уровне Рая, герой спрашивает, почему монахини, которые были украдены из монастырей, не могут попасть к высшим уровням Рая. И Беатричче, которая сопровождает героя Раем, отвечает, что жертва так же несет ответственность за то, что произошло, если она не боролась достаточно. Эта мысль звучит в произведении довольно попутно, но насколько ценна эта мысль! Откровенно говоря, я даже не ожидал подобных взглядов в произведении, написанном на границе Средневековья и Ренессанса, когда кротость была одной из главных основ религиозности… Читая это произведение, я уже в который раз убедился в том, что взгляды Данте были на самом деле очень прогрессивными как и в то время. Но возвратимся к этой мысли: значит, кротость судьбы – не всегда красивая черта, и борьба с несправедливостью необходима! Больше того, чрезмерная кротость собственно тоже считается за грех (через нее монахини не могут подняться выше). На самом деле, эта мысль, хотя и не новая, но по-настоящему полезная так как ее следует напомнить многим моим знакомым, лишь бы вылечить их от чрезмерного фатализма и привычки жаловаться на собственную «судьбу»!
    Встретив в Раю души справедливых людей, которые сложились в символическую форму Орла (как символ справедливости), Данте отмечает: «Орел говорит «Я», а слышится «мы», так как справедливость – коллегиальная!» Разве не правда, актуально и для нашей времени! Наверное, многим моим современникам следовало бы перечитать это произведение, особенно это касается людей, которые так или иначе связаны с властью.
    Наиболее поучительным показался мне эпизод беседы апостолов с главным героем. Определения, данные понятием надежды, веры, любви, мне сдались просто блестящими. А относительно их актуальности – это вечные темы, вечные ценности, ясная вещь, никогда ее не потеряют.
    Читая «Божественную комедию», я также отметил, насколько важной есть для автора Любовь. И это не только любовь к женщине, которую он потерял, это Любовь высшая, философская, Любовь как состоянию души, как способ взаимодействия с миром. Даже в конце произведения, когда герой видит божество, он отмечает, что именно Любовь и возвращает его душу в божественную…
    Проблемы ответственности за собственную судьбу, справедливости, сущности человеческих чувств, проблемы внутренней гармонии и любви – все эти вопросы остаются в нашей жизни. Я не могу сказать, что эти проблемы есть абсолютно не решаемыми, просто каждый человек должен найти собственные ответы. Здесь едва ли кто-то решит что-то за нас самих, но чтобы сформировать собственную позицию, мы можем обратиться к мыслям других людей. Произведение Данте Алигьери «Божественная комедия» имеет глубокую метафоричность и поучительное содержание. Итак, каждый, кто умеет воспринимать подтекст произведения, согласится, что «Божественная комедия» очень актуальная сегодня и может помочь нам в поисках собственного пути.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *