Сочинение на тему будьте внимательны к своим мыслям они начало поступков
5 вариантов
?Эссе.
«Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков» Лао-цзы.
Выбранное мною высказывание затрагивает тему человеческих поступков. Порой, ничем не предвещающая задумчивость человеказаводит его в огромные тупики, из которых он не в силах выбраться. Если человек настроен что-то совершить, что-то очень важное, он обязан давать себе полный отчет о действиях, быть уверенным на все стопроцентов.
Древнекитайский философ Лао-цзы полагал, что мысли человека являются началом его поступков. Таким образом, автор говорит, что именно мысли определяют наше будущее. Люди часто совершают глупые поступки,ничего толком не обдумав.
Мысль – это материал, который мы используем, чтобы испытывать мир вокруг нам. Это не только способность пользоваться всеобъемлющим умом как нам вздумается, но и способ, припомощи которого мы используем умственную энергию для восприятия внешнего мира. Чтобы, например, запомнить сцену из любимого фильма, человек использует внутренние звуки, образы и чувства. А состоят ониименно из мысли.
Ум имеет интересную способность – он не может думать о двух вещах одновременно. Он всегда занят чем-то одним. Просто ум постоянно перепрыгивает с места на место, поэтому создается впечатление,что вы думаете о многих вещах сразу же. На самом деле это не так. Концентрируя свое внимание на приятных и позитивных мыслях, мы можем на некоторое время забыть о неприятностях. Отвлекаясь отбеспокойства и негатива регулярно и целенаправленно, люди вскоре могут полностью изменить свою жизнь и навсегда забыть о неудачах.
Перейдем к конкретным примерам. Нельзя не вспомнить главного героя романаДостоевского «Преступление и наказание» – Родиона Раскольникова. Его глупый замысел, который читатель узнает с самого начала, к сожалению, приходит в действие. Мужчина идет на убийство, поддавшись свои мыслям, окружающимего соблазнам и унылой обстановке его жизни. Но герой не остается безнаказанным. Его поступок повлек за собой душевные терзания, угнетения самого себя, а…
«Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков». Лао-Цзы
Лао-Цзы, дневнекитайский философ, жил около 5-6 веков до н.э. Казалось бы, прошло более двух тысяч лет с того времени, как онписал свои труды, но многие проблемы, поднятые им, актуальны до сих пор. Его высказывание о внимательном отношении к мысли сначала мне показалось спорным. Изучая право, я не раз сталкивалась сутверждением, что нельзя наказывать человека за его мысли и чувства. Мысль – еще не есть проступок или правонарушение. Каждый индивид имеет определенный объем личных свобод, в которые входит свобода мысли и слова.Получается, человек может думать и желать чего угодно? Но Лао-Цзы заставил меня задуматься об этом. Человек-существо рациональное, ему свойственно сознание и целеполагание, а значит каждому его поступку предшествуетмыслительный процесс, в котором он определяет задачи, строит план. Если человек будет мечтать, например, о мести с использованием насилия, убийства, то, рано или поздно, ему захочется претворитьмечту в жизнь, то есть сделать мысль «материальной». Вот тут и проявляется назначение высказывания древнекитайского мыслителя. В соответствии с ним можно сделать вывод о том, что если мысли не противоречатморальным устоям и нравственных принципам, то и поступки не будут выходит за рамки дозволенного в обществе. Приеду пример из классической русской литературы. В романе «Преступление и наказание» сюжетразворачивается вокруг главного героя, Родиона Раскольникова, в голове которого созревает теория преступления. Раскольников совершает преднамеренное убийство старухи-процентщицы и вынужденное убийство еёсестры, свидетельницы.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что невнимательное отношение к мыслям может привести к совершению поступков, выходящих за рамки дозволенного и принятого в обществе. Путемразмышлений я отвергла первую свою точку зрения и согласилась с автором высказывания.
Действительно, правильная ориентировка мыслей, грамотное целеполагание и…
«У нас была большая история, связанная с русской литературой», и новая концепция будет «ориентировать учителей на воспитание в детях через литературные образы гордости за нашу многонациональную страну, глубокой и спокойный патриотизм, уважение к различным культурам, на формирование в учениках ценностей крепкой традиционной семьи.
Неоднозначные персонажи русской словесности должны подаваться таким образом, чтобы не стать образцом для подражания. «Будет разработана специальная методичка для учителей, в которой будет четко прописано, что следует рассказывать детям про эти произведения. Екатерина из «Грозы» – это просто несчастная девушка, которая поддалась страстям, не смогла справиться с ними и покончила жизнь самоубийством. Другой пример: Татьяна Ларина из «Евгения Онегина» – она вышла замуж, она счастлива. С одной стороны, страсть, которая может привести к самоубийству, а с другой – мудрое преодоление страсти. Если брать того же «Ревизора», то Гоголь имел в виду не высмеивание царских чиновников, как это понималось в советское время, а мытарства одной души, где каждый из героев – это различные грехи. И Хлестаков в этом смысле – это Антихрист. Понятно, что в большей степени дети увлекаются Воландом, Коровьевым, Бегемотом, совершенно не понимая творческую задачу Булгакова. Конечно, кто-то хочет, чтобы ребенок был полностью свободен, как Раскольников. Но я считаю, что эта свобода, так же, как свобода Базарова, она ведет к трагедии. И в этом смысле дать полную свободу, дать Пелевина, Улицкую, «пусть ребенок почитает», — это неправильно».
Надеюсь, Вы поняли, что это такая большая цитата – из федеральной газеты «Известия», – собственно и не требующая никаких особых комментариев. Так председатель комиссии общественной палаты Российской Федерации по сохранению историко-культурного наследия Павел Анатольевич Пожигайло, выпускник Серпуховского Высшего Военного Командного Училища (с отличием) и адъюнктуры в/ч 11135 Главного Разведывательного Управления Генерального Штаба, а теперь, по совместительству, исполнительный директор воссозданного Всероссийского Хорового Общества и, как выяснилось, маститый литературный критик и методист-воспитатель понял выступление на съезде родителей президента России.
Правда, Путин только высказал недоумение по поводу того, что в разработанной Российской академией образования программе по литературе для старшей школы не нашлось места произведениям Александра Куприна, Николая Лескова. Безобразие, согласились скалозубы и внесли в список потенциально опасных произведений гражданскую лирику Николая Некрасова, сказки Михаила Салтыкова-Щедрина и критику Виссариона Белинского. Потому, видимо, что, прочитав всё это, ребенок уже никогда не сможет стать патриотом. В том, естественно смысле, в каком понимает это Павел Анатольевич.
Хотел бы предупредить господина председателя: «Будьте внимательны к своим мыслям, – они начало поступков», так как не уверен, что учение Лао-Цзы в достаточно полном объеме в адъюнктуре преподавалось, но мой товарищ культуролог Валерий Бондаренко, выпускник филологического факультета Государственного университета, убедил меня, что зря суетится Пожигайло. Его коллеги по профессии уже добились главного результата: дети никого – ни Булгакова, ни Некрасова, ни даже «Блюхера и милорда глупого» – не читают.
Кстати, Минобрнауки полагает, что новый стандарт для средней школы вступит в силу с 2015/16 учебного года, а для 10–11-х классов — с 2020/21 года. Если Россия под управлением подобных «высших командиров управления» до этого времени доживет.
«Намереваясь сделать что-то, подумай о последствиях: если в них есть благо, делай это, а если нет, то откажись от этого»
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)
Сегодня, несмотря на большие достижения в науке и технике, человечество переживает кризис. И кризис этот духовный. Казалось бы, тема эта избита и утверждение тривиально и старо как мир. Однако история показывает, что люди не умеют извлекать пользу из таких сентенций, воспринимая лишь их красивую внешнюю форму и оставляя без внимания их глубокий смысл.
«Я мыслю, значит, я существую», – сказал Декарт и этим лаконично подчеркнул тесную взаимосвязь между мыслями человека и проявлением его сущности в материальном мире.
Беда в том, что мало кто из людей задумывается всерьёз над этой закономерностью и часто мотивы своих поступков объясняет влиянием внешних обстоятельств, в то время как в одних и тех же условиях разные люди ведут себя неодинаково. Это говорит о том, что внешние условия являются лишь определёнными “раздражителями” для людей, каждый из которых реагирует соответственно своему образу мышления. Образ мышления человека сильно зависит от его темперамента. Как известно, в психологии выделяют 4 основных вида темперамента: флегматик, меланхолик, сангвиник, холерик. Каждый из этих психологических типов на одну и ту же ситуацию реагирует по-своему. В связи с этим возникает интересный вопрос, где находятся истоки столь различного образа мышления и, соответственно, поведения. Конечно, многие черты характера и тип темперамента наследуются от родителей непосредственно. Так, ребенок от рождения может являться непоседой и его неугомонный характер уже может кое-что сказать о его образе и типе мышления. Такой человек, скорее всего, не может долго сосредотачиваться на одних и тех же мыслях, удерживать их в голове, раздумывать над ними. Он способен воспринимать большие объёмы информации сразу, но не способен глубоко проанализировать её, всесторонне рассмотреть.
Вместе с тем, помимо наследственной предрасположенности на образ мышления формирующейся личности огромное влияние оказывает воспитание ребенка родителями. Как известно, каждый из родителей закладывает в ребёнка определённые стереотипы, позволяющие ему ориентироваться и выживать в материальном мире. Определённый интерес представляют в этом плане работы Эрика Берна, опубликованные им под названием “Люди, которые играют в игры”, “Игры, в которые играют люди”. И хотя во многих моментах я самонадеянно не согласна с психологом, тем не менее, его теория о ряде сценариев и о влиянии сказок на детей представляется мне бесспорной.
Конечно, в течение жизни, постепенно набираясь опыта, некоторые из нас пересматривают свои позиции, меняют свой образ мышления, поведенческие стереотипы, меняются сами, но большинство чаще всего неспособно к этому и по инерции живут и действуют сообразно тому образу мышления, который сложился ещё в детстве.
Человеческие мысли разнообразны и удивительны по своей природе. Очень часто мы приближаем к себе одних и отталкиваем других людей по причинам, которые и сами себе не можем объяснить. Но это только на первый взгляд. Причины наших симпатий и антипатий кроются в нашей голове. Возможно, что человек, который Вам не нравится, ведёт себя в противоречии с вашими жизненными принципами или внешне напоминает Вам кого-то другого, который в прошлом Вас сильно расстроил, или употребляет какие-то слова, речевые обороты, которые связаны с негативными воспоминаниями. Даже цвета, которые человек выбирает для своей одежды, обстановки и др. могут негативно повлиять на первое впечатление о нем. Например: человек, находящийся в депрессии, избегает яркие раздражающие цвета. Взаимосвязь между предпочитаемыми цветами и характеристикой человека, его эмоциональным состоянием очень хорошо определяется цветовым личностным тестом Люшера. Этим тестом пользуются во многих фирмах сотрудники кадровой службы при подборе персонала.
Мысли человека проявляются также в жестах, мимике лица, походке и многом другом. (“Новый язык телодвижений” Аллан и Барбара Пиз).
Однако основным проявлением мыслей человека, конечно, является его поступки.
Теперь на основе всего вышесказанного хочу привести пример, как тип темперамента и воспитание родителей может повлиять на образ мыслей и поступок человека. Ситуация А.
Условие 1:
Сын по темпераменту – сангвиник;
Условие 2:
Мать учит сына, что «разумные люди – это экономные люди»;
Условие 3:
Друг просит этого человека подарить ему понравившуюся футболку.
Первое, о чём подумает этот человек: мне придётся купить себе другую футболку, а это неразумное расходование средств.
Скорее, он откажет другу в какой-нибудь шутливой форме. Ситуация Б.
Условие 1:
Сын по темпераменту – холерик;
Условие 2:
Мать учит сына, что тратиться на других людей – глупо;
Условие 3:
Друг просит приглянувшуюся футболку.
Первое, о чем подумает холерик: отдав ему футболку, я поступлю глупо, т.е. окажусь в дураках.
Скорее всего, он просто отмолчится в первый раз, но если просьба повторится, на второй или третий раз разозлится и даст выход своему гневу. Конечно, эти ситуации представлены в очень упрощённом виде, да и вариаций может быть бесконечное множество.
Рассуждая на эту тему, мне, как человеку верующему, невозможно оставить в стороне отношение религии к этой проблеме. Как нам хорошо известно, согласно Исламу и другим монотеистическим религиям на наши мысли и, соответственно, поступки оказывает большое влияние бестелесные существа, так называемые джинны, и главным врагом человека является Иблис (Сатана). Для устранения и уменьшения этого влияния правоверному мусульманину необходимо выполнять все религиозные предписания, особенно это касается пяти столпов Ислама. Ислам учит самоконтролю, т.е. постоянной проверке мыслей и поступков на соответствие религиозным предписаниям. Также наша религия учит нас размышлять над нашими поступками и определять, от благих или злых намерений они исходят. И если справедливо последнее, Ислам учит раскаиваться и приносить покаяние Аллаху с надеждой на Его милость и прощение. По этому поводу хочется привести слова Аль-Хасана, которые я вычитала в замечательной книге Абу Хамида аль-Газали «Исследование сокровенных тайн сердца»: «Верующий всё время упрекает себя и свой нафс и спрашивает: «Что я хотел этим своим словом? Что я хотел этой своей едой? Что я хотел этим своим питьем?» А грешник идет вперёд и ни в чём не упрекает свой нафс».
Величайшая роль Ислама в формировании мыслей человека и его поступков, таким образом, заключается в том, что эта религия учит нас управлять нашими врождёнными склонностями и поведенческими стереотипами, усвоенными от родителей.
Рассмотрим следующую ситуацию на примере правоверного мусульманина.
Условие 1:
Сын по темпераменту холерик;
Условие 2:
Мать учит сына, что тратиться на других людей – глупо;
Условие 3:
Друг просит подарить ему приглянувшуюся футболку.
Естественно, Ислам не обязывает этого человека выполнять просьбу друга, но вспомнив, что щедрость и милостивое отношение к ближнему в Исламе ценится очень высоко, он может её подарить, несмотря на предписание, заложенное родителем и тяжелое материальное положение.
В крайнем случае, если он не подарит эту футболку другу, то сможет подавить своё раздражение и отказать деликатно, предотвратив тем самым неминуемую ссору.
Религия, и только религия помогает людям контролировать свои мысли, эмоции и поступки, укрепляя мир и стабильность общества. Давая людям различение между добром и злом, религия помогает нам уберечься от греха. Если бы главный герой «Американской трагедии» Т. Драйзера был верующим человеком, разве стал бы он искать выход из сложной ситуации в убийстве молодой девушки? Разве стал бы Раскольников, будучи верующим, проверять свою совесть, подчинившись гордыне, посредством бессмысленного убийства старушки? Конечно, нет.
Действуя согласно предписаниям Ислама, мы будем защищены от козней Иблиса, который играет как раз таки на наших врождённых и приобретённых склонностях.
В заключение хотелось бы пожелать всем нам с помощью религии жить в мире и процветании, заниматься созидательным трудом, быть хозяевами своих мыслей, эмоций, поступков. Кусаева Лейла
?Эссе.
«Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков» Лао-цзы.
Выбранное мною высказывание затрагивает тему человеческих поступков. Порой, ничем не предвещающая задумчивость человеказаводит его в огромные тупики, из которых он не в силах выбраться. Если человек настроен что-то совершить, что-то очень важное, он обязан давать себе полный отчет о действиях, быть уверенным на все стопроцентов.
Древнекитайский философ Лао-цзы полагал, что мысли человека являются началом его поступков. Таким образом, автор говорит, что именно мысли определяют наше будущее. Люди часто совершают глупые поступки,ничего толком не обдумав.
Мысль – это материал, который мы используем, чтобы испытывать мир вокруг нам. Это не только способность пользоваться всеобъемлющим умом как нам вздумается, но и способ, припомощи которого мы используем умственную энергию для восприятия внешнего мира. Чтобы, например, запомнить сцену из любимого фильма, человек использует внутренние звуки, образы и чувства. А состоят ониименно из мысли.
Ум имеет интересную способность – он не может думать о двух вещах одновременно. Он всегда занят чем-то одним. Просто ум постоянно перепрыгивает с места на место, поэтому создается впечатление,что вы думаете о многих вещах сразу же. На самом деле это не так. Концентрируя свое внимание на приятных и позитивных мыслях, мы можем на некоторое время забыть о неприятностях. Отвлекаясь отбеспокойства и негатива регулярно и целенаправленно, люди вскоре могут полностью изменить свою жизнь и навсегда забыть о неудачах.
Перейдем к конкретным примерам. Нельзя не вспомнить главного героя романаДостоевского «Преступление и наказание» – Родиона Раскольникова. Его глупый замысел, который читатель узнает с самого начала, к сожалению, приходит в действие. Мужчина идет на убийство, поддавшись свои мыслям, окружающимего соблазнам и унылой обстановке его жизни. Но герой не остается безнаказанным. Его поступок повлек за собой душевные терзания, угнетения самого себя, а…
Поразительный простор для мыслей открывает это короткое высказывания Лао-Цзы. Я несомненно согласна с этой интересной мыслью этого мудрого человека. Мысли материальны — это не пустые слова, а научно- доказанный учеными факт, который они напрямую связывают с законами притяжения . Лао-Цзы полагал, что в мыслях человека должно быть только то, что хочет видеть этот человек в своей жизни. Сначала рождается мысль, а уже потом совершается действие.
Я хочу отметить, что это не только гениальное высказывание, но и повод для того, чтобы подумать.
Мое мнение таково, что думать всегда нужно с умом. Что творится у тебя в голове, то и будешь получать в реальности. Наша мысль имеет магнитическую силу, она притягивает последствия, как странно бы это не звучало.
Принято считать, что мысли невозможно контролировать,- их же так много! Но на самом деле это не так. Нам стоит научится мыслить без негатива. Вы наверняка замечали, что когда вы жалуетесь на одиночество, вы все так же остаетесь одинокими.Когда вы думаете » какое же у меня плохое здоровье » или » хоть бы не заболеть на мой отпуск «, вы подхватываете все больше болезней. Когда вы выучили все билеты на экзамен, кроме одного и думаете » хоть бы не попался тот сложный билет, которого я так не хочу! » и в итоге вы вытяните именно этот, неизвестный вам билет . Конечно можно списать это на чистую случайность, но я так не считаю.
Необходимо человеку, который хочет найти свою вторую половинку, думать об эмоциях, когда вы fall in love с любимым человеком. Нужно благодарить за хорошее и крепкое здоровье от чистого сердца. И не забывать думать и о достатке в своей жизни.
Пришло время меняться и выбросить весь негативный хлам из нашей головы, с которым мы так привыкли жить.
Нам всем будет очень полезно развивать свои навыки жить, мыслить и действовать не оглядываясь в прошлое, а смотреть в настоящее и благодарить за прекрасные идеи, и за все, что мы имеем и будем иметь.
А вы задумываетесь о смысле жизни?
Почему важно иногда думать о будущем
Сила мысли. Психологический анализ действительности.
В здоровом теле здоровый дух.
Продукты в наших магазинах.
© Эта статья опубликована в интернет-журнале “Сетевой” – 2019. Копирование и публикация статей журнала на сторонних сайтах запрещена!
– 1 оценок. Оцените и Вы!
«Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков». Лао-Цзы
Лао-Цзы, дневнекитайский философ, жил около 5-6 веков до н.э. Казалось бы, прошло более двух тысяч лет с того времени, как онписал свои труды, но многие проблемы, поднятые им, актуальны до сих пор. Его высказывание о внимательном отношении к мысли сначала мне показалось спорным. Изучая право, я не раз сталкивалась сутверждением, что нельзя наказывать человека за его мысли и чувства. Мысль – еще не есть проступок или правонарушение. Каждый индивид имеет определенный объем личных свобод, в которые входит свобода мысли и слова.Получается, человек может думать и желать чего угодно? Но Лао-Цзы заставил меня задуматься об этом. Человек-существо рациональное, ему свойственно сознание и целеполагание, а значит каждому его поступку предшествуетмыслительный процесс, в котором он определяет задачи, строит план. Если человек будет мечтать, например, о мести с использованием насилия, убийства, то, рано или поздно, ему захочется претворитьмечту в жизнь, то есть сделать мысль «материальной». Вот тут и проявляется назначение высказывания древнекитайского мыслителя. В соответствии с ним можно сделать вывод о том, что если мысли не противоречатморальным устоям и нравственных принципам, то и поступки не будут выходит за рамки дозволенного в обществе. Приеду пример из классической русской литературы. В романе «Преступление и наказание» сюжетразворачивается вокруг главного героя, Родиона Раскольникова, в голове которого созревает теория преступления. Раскольников совершает преднамеренное убийство старухи-процентщицы и вынужденное убийство еёсестры, свидетельницы.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что невнимательное отношение к мыслям может привести к совершению поступков, выходящих за рамки дозволенного и принятого в обществе. Путемразмышлений я отвергла первую свою точку зрения и согласилась с автором высказывания.
Действительно, правильная ориентировка мыслей, грамотное целеполагание и…
«У нас была большая история, связанная с русской литературой», и новая концепция будет «ориентировать учителей на воспитание в детях через литературные образы гордости за нашу многонациональную страну, глубокой и спокойный патриотизм, уважение к различным культурам, на формирование в учениках ценностей крепкой традиционной семьи.
Неоднозначные персонажи русской словесности должны подаваться таким образом, чтобы не стать образцом для подражания. «Будет разработана специальная методичка для учителей, в которой будет четко прописано, что следует рассказывать детям про эти произведения. Екатерина из «Грозы» – это просто несчастная девушка, которая поддалась страстям, не смогла справиться с ними и покончила жизнь самоубийством. Другой пример: Татьяна Ларина из «Евгения Онегина» – она вышла замуж, она счастлива. С одной стороны, страсть, которая может привести к самоубийству, а с другой – мудрое преодоление страсти. Если брать того же «Ревизора», то Гоголь имел в виду не высмеивание царских чиновников, как это понималось в советское время, а мытарства одной души, где каждый из героев – это различные грехи. И Хлестаков в этом смысле – это Антихрист.
Понятно, что в большей степени дети увлекаются Воландом, Коровьевым, Бегемотом, совершенно не понимая творческую задачу Булгакова. Конечно, кто-то хочет, чтобы ребенок был полностью свободен, как Раскольников. Но я считаю, что эта свобода, так же, как свобода Базарова, она ведет к трагедии. И в этом смысле дать полную свободу, дать Пелевина, Улицкую, «пусть ребенок почитает», — это неправильно».
Надеюсь, Вы поняли, что это такая большая цитата – из федеральной газеты «Известия», – собственно и не требующая никаких особых комментариев. Так председатель комиссии общественной палаты Российской Федерации по сохранению историко-культурного наследия Павел Анатольевич Пожигайло, выпускник Серпуховского Высшего Военного Командного Училища (с отличием) и адъюнктуры в/ч 11135 Главного Разведывательного Управления Генерального Штаба, а теперь, по совместительству, исполнительный директор воссозданного Всероссийского Хорового Общества и, как выяснилось, маститый литературный критик и методист-воспитатель понял выступление на съезде родителей президента России.
Правда, Путин только высказал недоумение по поводу того, что в разработанной Российской академией образования программе по литературе для старшей школы не нашлось места произведениям Александра Куприна, Николая Лескова. Безобразие, согласились скалозубы и внесли в список потенциально опасных произведений гражданскую лирику Николая Некрасова, сказки Михаила Салтыкова-Щедрина и критику Виссариона Белинского. Потому, видимо, что, прочитав всё это, ребенок уже никогда не сможет стать патриотом. В том, естественно смысле, в каком понимает это Павел Анатольевич.
Хотел бы предупредить господина председателя: «Будьте внимательны к своим мыслям, – они начало поступков», так как не уверен, что учение Лао-Цзы в достаточно полном объеме в адъюнктуре преподавалось, но мой товарищ культуролог Валерий Бондаренко, выпускник филологического факультета Государственного университета, убедил меня, что зря суетится Пожигайло. Его коллеги по профессии уже добились главного результата: дети никого – ни Булгакова, ни Некрасова, ни даже «Блюхера и милорда глупого» – не читают.
Кстати, Минобрнауки полагает, что новый стандарт для средней школы вступит в силу с 2015/16 учебного года, а для 10–11-х классов — с 2020/21 года. Если Россия под управлением подобных «высших командиров управления» до этого времени доживет.
«Намереваясь сделать что-то, подумай
о последствиях: если в них есть благо,
делай это, а если нет, то откажись от этого»
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)
Сегодня, несмотря на большие достижения в науке и технике, человечество переживает кризис. И кризис этот духовный. Казалось бы, тема эта избита и утверждение тривиально и старо как мир. Однако история показывает, что люди не умеют извлекать пользу из таких сентенций, воспринимая лишь их красивую внешнюю форму и оставляя без внимания их глубокий смысл.
«Я мыслю, значит, я существую», – сказал Декарт и этим лаконично подчеркнул тесную взаимосвязь между мыслями человека и проявлением его сущности в материальном мире.
Беда в том, что мало кто из людей задумывается всерьёз над этой закономерностью и часто мотивы своих поступков объясняет влиянием внешних обстоятельств, в то время как в одних и тех же условиях разные люди ведут себя неодинаково. Это говорит о том, что внешние условия являются лишь определёнными “раздражителями” для людей, каждый из которых реагирует соответственно своему образу мышления. Образ мышления человека сильно зависит от его темперамента. Как известно, в психологии выделяют 4 основных вида темперамента: флегматик, меланхолик, сангвиник, холерик. Каждый из этих психологических типов на одну и ту же ситуацию реагирует по-своему. В связи с этим возникает интересный вопрос, где находятся истоки столь различного образа мышления и, соответственно, поведения. Конечно, многие черты характера и тип темперамента наследуются от родителей непосредственно. Так, ребенок от рождения может являться непоседой и его неугомонный характер уже может кое-что сказать о его образе и типе мышления. Такой человек, скорее всего, не может долго сосредотачиваться на одних и тех же мыслях, удерживать их в голове, раздумывать над ними. Он способен воспринимать большие объёмы информации сразу, но не способен глубоко проанализировать её, всесторонне рассмотреть.
Вместе с тем, помимо наследственной предрасположенности на образ мышления формирующейся личности огромное влияние оказывает воспитание ребенка родителями. Как известно, каждый из родителей закладывает в ребёнка определённые стереотипы, позволяющие ему ориентироваться и выживать в материальном мире. Определённый интерес представляют в этом плане работы Эрика Берна, опубликованные им под названием “Люди, которые играют в игры”, “Игры, в которые играют люди”. И хотя во многих моментах я самонадеянно не согласна с психологом, тем не менее, его теория о ряде сценариев и о влиянии сказок на детей представляется мне бесспорной.
Конечно, в течение жизни, постепенно набираясь опыта, некоторые из нас пересматривают свои позиции, меняют свой образ мышления, поведенческие стереотипы, меняются сами, но большинство чаще всего неспособно к этому и по инерции живут и действуют сообразно тому образу мышления, который сложился ещё в детстве.
Человеческие мысли разнообразны и удивительны по своей природе. Очень часто мы приближаем к себе одних и отталкиваем других людей по причинам, которые и сами себе не можем объяснить. Но это только на первый взгляд. Причины наших симпатий и антипатий кроются в нашей голове. Возможно, что человек, который Вам не нравится, ведёт себя в противоречии с вашими жизненными принципами или внешне напоминает Вам кого-то другого, который в прошлом Вас сильно расстроил, или употребляет какие-то слова, речевые обороты, которые связаны с негативными воспоминаниями. Даже цвета, которые человек выбирает для своей одежды, обстановки и др. могут негативно повлиять на первое впечатление о нем. Например: человек, находящийся в депрессии, избегает яркие раздражающие цвета. Взаимосвязь между предпочитаемыми цветами и характеристикой человека, его эмоциональным состоянием очень хорошо определяется цветовым личностным тестом Люшера. Этим тестом пользуются во многих фирмах сотрудники кадровой службы при подборе персонала.
Мысли человека проявляются также в жестах, мимике лица, походке и многом другом. (“Новый язык телодвижений” Аллан и Барбара Пиз).
Однако основным проявлением мыслей человека, конечно, является его поступки.
Теперь на основе всего вышесказанного хочу привести пример, как тип темперамента и воспитание родителей может повлиять на образ мыслей и поступок человека.
Ситуация А.
Условие 1:
Сын по темпераменту – сангвиник;
Условие 2:
Мать учит сына, что «разумные люди – это экономные люди»;
Условие 3:
Друг просит этого человека подарить ему понравившуюся футболку.
Первое, о чём подумает этот человек: мне придётся купить себе другую футболку, а это неразумное расходование средств.
Скорее, он откажет другу в какой-нибудь шутливой форме.
Ситуация Б.
Условие 1:
Сын по темпераменту – холерик;
Условие 2:
Мать учит сына, что тратиться на других людей – глупо;
Условие 3:
Друг просит приглянувшуюся футболку.
Первое, о чем подумает холерик: отдав ему футболку, я поступлю глупо, т.е. окажусь в дураках.
Скорее всего, он просто отмолчится в первый раз, но если просьба повторится, на второй или третий раз разозлится и даст выход своему гневу. Конечно, эти ситуации представлены в очень упрощённом виде, да и вариаций может быть бесконечное множество.
Рассуждая на эту тему, мне, как человеку верующему, невозможно оставить в стороне отношение религии к этой проблеме. Как нам хорошо известно, согласно Исламу и другим монотеистическим религиям на наши мысли и, соответственно, поступки оказывает большое влияние бестелесные существа, так называемые джинны, и главным врагом человека является Иблис (Сатана). Для устранения и уменьшения этого влияния правоверному мусульманину необходимо выполнять все религиозные предписания, особенно это касается пяти столпов Ислама. Ислам учит самоконтролю, т.е. постоянной проверке мыслей и поступков на соответствие религиозным предписаниям. Также наша религия учит нас размышлять над нашими поступками и определять, от благих или злых намерений они исходят. И если справедливо последнее, Ислам учит раскаиваться и приносить покаяние Аллаху с надеждой на Его милость и прощение. По этому поводу хочется привести слова Аль-Хасана, которые я вычитала в замечательной книге Абу Хамида аль-Газали «Исследование сокровенных тайн сердца»: «Верующий всё время упрекает себя и свой нафс и спрашивает: «Что я хотел этим своим словом? Что я хотел этой своей едой? Что я хотел этим своим питьем?» А грешник идет вперёд и ни в чём не упрекает свой нафс».
Величайшая роль Ислама в формировании мыслей человека и его поступков, таким образом, заключается в том, что эта религия учит нас управлять нашими врождёнными склонностями и поведенческими стереотипами, усвоенными от родителей.
Рассмотрим следующую ситуацию на примере правоверного мусульманина.
Условие 1:
Сын по темпераменту холерик;
Условие 2:
Мать учит сына, что тратиться на других людей – глупо;
Условие 3:
Друг просит подарить ему приглянувшуюся футболку.
Естественно, Ислам не обязывает этого человека выполнять просьбу друга, но вспомнив, что щедрость и милостивое отношение к ближнему в Исламе ценится очень высоко, он может её подарить, несмотря на предписание, заложенное родителем и тяжелое материальное положение.
В крайнем случае, если он не подарит эту футболку другу, то сможет подавить своё раздражение и отказать деликатно, предотвратив тем самым неминуемую ссору.
Религия, и только религия помогает людям контролировать свои мысли, эмоции и поступки, укрепляя мир и стабильность общества. Давая людям различение между добром и злом, религия помогает нам уберечься от греха. Если бы главный герой «Американской трагедии» Т. Драйзера был верующим человеком, разве стал бы он искать выход из сложной ситуации в убийстве молодой девушки? Разве стал бы Раскольников, будучи верующим, проверять свою совесть, подчинившись гордыне, посредством бессмысленного убийства старушки? Конечно, нет.
Действуя согласно предписаниям Ислама, мы будем защищены от козней Иблиса, который играет как раз таки на наших врождённых и приобретённых склонностях.
В заключение хотелось бы пожелать всем нам с помощью религии жить в мире и процветании, заниматься созидательным трудом, быть хозяевами своих мыслей, эмоций, поступков.
Кусаева Лейла