Сочинение на тему бухара на узбекском языке

8 вариантов

  1. Я родился в Узбекистане. Узбекистан – моя Родина. Но не только потому, что я здесь родился. Я рос в этой стране, здесь мой дом, здесь моя семья и родные. По национальности я русский и раньше, в детстве, я считал, что моя Родина – Россия, потому что её коренное население – русские, но потом я понял – национальность не имеет никакого особого значения в отношении родины. Родина – это то место, где проходят молодые годы человека, в которые происходит становление его характера и интересов, независимо от его национальности. Свои семнадцать лет я провел здесь, в Ташкенте, и ни разу не жил в какой-либо другой стране. Можно сказать, что Ташкент – моя малая Родина, мой родной город. А моя большая Родина – независимое государство в самом сердце Центральной Азии, между двумя реками – Амударьей и Сырдарьей, граничащее с Кыргызстаном, Туркменистаном, Казахстаном, Таджикистаном и Афганистаном.
    Моя Родина бесконечно теплая и солнечная страна, лето жаркое и сухое, осень достаточно теплая, даже зимой здесь бывает жарко, но иногда выпадает снег. В этом году он выпал за несколько недель до начала декабря, потом еще несколько раз в декабре и теперь лежит кучками на земле и льдинами на тротуарах.
    Узбекский язык – государственный язык моей родины и язык межнационального общения. До 80\% населения могут изъясняться на русском языке. В некоторых регионах, таких как Самарканд и Бухара, коренное население говорит на таджикском языке.
    Узбекская кухня – то, за что Узбекистан невозможно не любить, а можно только гордиться тем, что эта замечательная республика – твоя Родина. В узбекской кухне существует более тысячи национальных блюд. Существует около 500 способов приготовления узбекского плова, один из них мне хорошо знаком, и в каждой области его готовят по-своему. Калорийность и экологическая чистота местных пищевых продуктов уникальна. Узбекскую кухню невозможно описать словами, её нужно попробовать. Потрясающие на вкус фрукты и овощи, выращенные под ласковым восточным солнцем также являются компонентами узбекской кухни.

  2. Бухара – один из древнейших городов мира, областной центр современного Узбекистана, выросший в центре культуры и развитого поливного земледелия. Народные легенды почти всегда сами по себе свидетельство далекой старины. Одна из таких легенд, записанная первыми историками Бухары, называет строителем бухарской цитадели Сиавуша. В древности Сиавуш, сын иранского царя и турчанки, был убит царем Турана Афрасиабом. Наршахи (древний историк Бухары написал «Историю Бухары») приводит даже легенду о том, что Сиавуш похоронен внутри кухендиза (цитадель) у восточных ворот. Бухарские зароастрийцыпочитали это место: в день Навруза (Нового года) каждый мужчина закалывал здесь петуха. А выражая свою скорбь по поводу убиения Сиавуша, жители Бухары сложили песни, которые назывались «Плачами мугов».Территория Бухары, была заселена еще до нашей эры. В VI н.э. город носил согдийское название – Нумиджгат, в VII-VIII веках – Пухо, Бухо, Бугэ. Боясь нападений и разбоя кочевников, по распоряжению правителей, вокруг Бухары еще в древности была воздвигнута высокая глинобитная стена. Но это не спасло город от нашествия.Во второй половине VII века началось арабское вторжение в Среднюю Азию. Одним из крупнейших выступлений против арабского халифата было восстание «людей в белых одеждах», которое возглавил Хашим ибн Хаким (Муканна). Само слово «муканна» означает «закрытый покрывалом». Это массовое движение распространилось по всей территории, расположенной между Сырдарьей и Амударьей. Восставшие овладели окрестностями города и долго оборонялись, но сопротивление было подавленно. Завоеватели, частично заселив Бухару арабами, устроили в ней областной центр арабской власти. В течение VIII-IX веков в Бухаре произошли большие перемены: город разросся, вокруг него вновь была возведена стена с одиннадцатью воротами. Бухара стала крупным центром халифата, затем столицей самостоятельного большого государства саманидов. В IX-X веках Бухара становится одним из самых передовых городов Среднего и Ближнего Востока в экономическом и культурном отношении.

  3. Алим Шарафутдинов
    Основой,
    на которой развивалась узбекская литература, является устное народное
    творчество, в течение многих веков отражавшее стремление узбекского народа к
    лучшей жизни, к освобождению от гнета феодалов — ханов, беков, — ишанов и мулл.
    Народные поэты — бахши — призывали к борьбе против поработителей и угнетателей
    народных масс.
    В
    узбекском фольклоре наиболее развит эпос; насчитывается свыше двухсот эпических
    поэм, множество легенд, а также эпических песен и т. п. Популярны сатирические
    новеллы Насреддина Афанди, разоблачающие ханов и баев. Примечательно, что в
    устном народном творчестве нет национальной и географической ограниченности: в
    нем фигурируют люди разных наций и стран — китаец, иранец, туркмен, негр и др.
    («Фархад и Ширин», «Кундуз Юлдуз»). Героем народного эпоса является не только
    мужчина, но и женщина, образ которой лишен сентиментальных черт: рука об руку с
    мужчиной она борется против угнетателей за свое освобождение. Народ в
    произведениях узбекского фольклора всегда изображается в борьбе против
    враждебных сил, — злых духов, драконов, — в чьих образах символически
    выражаются представления народа об угнетателях. Герои всегда побеждают врага. К
    более древним произведениям узбекского фольклора следует отнести цикл эпических
    поэм: «Кёр-оглы» и поэму «Алпамыш». Из цикла богатырских поэм «Кёр-оглы»,
    наиболее популярна поэма «Равшан-Хон»; она перерабатывалась лучшими народными
    поэтами в течение многих веков. Это поэма о преображающей силе любви, она
    пронизана глубоким оптимизмом. Поэма «Алпамыш», возникшая, по мнению некоторых
    узбекских фольклористов, 10 столетий тому назад, вошла в фольклор всех народов
    Средней Азии. «Алпамыш» — поэма о мужестве, отваге, храбрости и ненависти к
    врагам. Она изобилует остроумными афоризмами, яркими метафорами, пестрит
    красочными пейзажами. Поэма свидетельствует о богатстве узбекского языка.
    Более
    древний узбекский эпос еще полностью не разработан и недостаточно
    систематизирован. Сравнительно лучше изучен узбекский фольклор XIX в.
    Виднейшими народными поэтами этого века были: Джуман Халмурадов, прозванный
    народом «Буль-буль» (соловей), Юлдаш Маматкулов, известный под именем
    Юлдаш-шаир, Джасак Халмухамедов, известный под именем Джасак-бахши,
    Кичик-буран. Ряд поэтов, родившихся в конце XIX в., начал выступать на арену
    после советизации Узбекистана.
    У.
    л. насчитывает много веков существования, но фазы ее развития до настоящего
    времени в должной мере не изучены.  Дошедшие
    до нас памятники древнейшей У. л. возникли на территории, где обитали племена,
    впоследствии вошедшие в состав узбекской народности (племя же узбеков пришло в
    Среднюю Азию в XV в.). Памятники древней У. л. восходят к XII в. Это в основном
    произведения религиозно-дидактического характера, созданные
    религиозно-мистической литературной школой Ахмеда Яссави (ум. в 1166),
    основоположника яссавийского суфизма, одного из течений мусульманского
    мистицизма. Дошедшие до нас с некоторыми изменениями сочинения Ахмеда Яссави —
    «Хикмат», Сулеймана Бакырган (ум. в 1192) — «Бакырган», «Ахыр Заман» и др.
    излагают в стихах религиозно-философские идеи суфизма.
    В
    начале XIII в. Среднюю Азию завоевали монголы. Экономической и культурной жизни
    страны был нанесен сокрушительный удар. Ученые, писатели, поэты из различных
    пунктов Средней Азии эмигрировали в другие страны (Египет, Золотую Орду, Малую
    Азию). Поэты Кутб, Хоразми, Ходжанди возглавили дворцовое литературное движение
    Золотой Орды. В Мавераннахре во время владычества монголов не было сколько-нибудь
    заметного сдвига в литературе. Из произведений этого периода нам известны:
    «Кыссаи Юсуф» (Повесть о Юсуфе, написана в 1233) Али, «Кыссасуль Анбия»,
    написанная Насреддином Рабгузи в 1310 под влиянием уйгурской литературы,
    «Муфтархуль Адль» неизвестного автора. Период владычества монголов характерен
    возвратом к иранскому (персидскому) языку, — многие поэты начинают писать свои
    произведения на этом языке.
    В
    XIV в. после установления господства Тимура в Средней Азии и Иране начинается
    интенсивное развитие У. л., достигающее расцвета в XV в.; в это время она
    начинает освобождаться от религиозной окраски и становится подлинно
    художественной литературой. К этому периоду относится формирование единого
    официального литературного языка, так наз. «чагатайского», который начинает
    вытеснять господствовавший до того иранский (персидский) язык.
    После
    завоевания Средней Азии монголами Мавераннахр, доставшийся в удел сыну
    Чингис-хана Чагатаю, стал называться улугом Чагатая. Отсюда и литературный язык
    народностей Мавераннахра получил условное название «чагатайского». Термины —
    «чагатайский язык» и «чагатайская литература» были перенесены иранцами в
    Европу. Чагатайский язык не был разговорным языком отдельного племени. Он
    являлся литературным языком для многих тюркоязычных народностей Ср. Азии,
    продолжавшим традиции др.-уйгурского литературного яз. и впитавшим в себя много
    арабских и персидских элементов. Из всех живых яз. Средней Азии чагатайский
    язык ближе всего стоит к узбекскому языку.
    В
    старой У. л., находившейся под сильным влиянием классической иранской
    (персидской) литературы, развивались в основном поэтические жанры. Наиболее
    распространенными видами поэзии были лирические стихотворения — газели и поэмы,
    написанные двустишиями — месневи. В стихотворную форму  облекались часто даже религиозно-нравственные
    проповеди, хроники. Прозой писались только религиозные, научные и исторические
    произведения, мемуары. Современник Тимура — Дурбек, боровшийся против
    подчинения У. л. иранскому (персидскому) языку, переработал повесть «Юсуф и
    Зулейха» (написана в 1409), освободив ее от религиозного налета, и придал ей
    форму светской любовной повести. Другим представителем этого движения был поэт
    Саид Ахмед, автор «Таашук-нама» (1437) — произведения, сходного по языку и
    форме с «Лятофтанами» и «Мухаббатнами».
    При
    Шахрухе Самарканд и Герат были центрами научно-литературной жизни. Отсюда вышел
    ряд крупных художников слова. Популярный поэт того времени, лирик Лютфи, живший
    при дворе Шахрух Мирзе, достиг совершенства в области языка и техники
    стихосложения. Его газели — простые, радостные песни — в продолжение пяти веков
    распеваются народными хафизами (певцами).
    Наивысшей
    точки развития У. л. достигла в поэзии великого мыслителя и крупного
    политического деятеля, гениального поэта Алишера Навои (1441—1501).
    А.
    Навои завоевал в истории славное и почетное имя поэта, создавшего бессмертные
    произведения, философа, лингвиста, историка, живописца, композитора, художника
    и мудрого покровителя ученых. Его многочисленные чеканные стихи, проникнутые гуманизмом,
    привлекают высокохудожественной формой, мастерской обработкой фабулы. В
    произведениях Навои нашли глубокое и прекрасное выражение лучшие стремления
    народных масс. Из крупных художественных произведений великого поэта нужно
    указать следующие: «Чардиван» (четыре сборника лирических стихотворений),
    «Хамсэ» (Пять поэм), «Махбубулькулуб» (Возлюбленные сердец) и др. Наиболее
    известные в народе поэмы «Фархад и Ширин» и «Ляйли ва Меджнун» в настоящее
    время получили сценическую обработку и пользуются большим успехом. Из научных
    произведений Навои следует отметить «Мухакаматульлугатайн» (Спор двух языков,
    1499) — произведение, в котором А. Навои выступает против засилья иранского
    (персидского) языка в литературе Ср. Азии.
    Влияние
    Навои на развитие У. л. и литератур других народов огромно.
    Большую
    роль в развитии У. л. сыграл Захриддин Мухаммед Бабур (1483—1530), последний из
    Тимуридов, основатель империи «Великого Могола» в Индии. Его сборник лирических
    стихотворений и мемуары являются замечательными образцами узбекской лирики XVI
    в. «Бабур-нама» — яркий образец прозы периода расцвета У. л. Ясным, простым
    языком Бабур изображает свою жизнь, описывает события, происходящие в его
    эпоху, междоусобную борьбу феодалов, походы в Афганистан и Индию.
    В
    начале XVI в. господство и власть в Средней Азии переходят из рук Тимуридов к
    династии Шейбанидов. Страна переживает хозяйственную разруху, ослабевают
    торговые и культурные связи с соседними странами. Литература этого времени
    являлась подражанием  и продолжением литературы
    эпохи Тимуридов.
    Самый
    крупный памятник литературы XVI в. — поэма «Шейбани-нама», принадлежащая поэту
    Мухаммеду Салиху (ум. в 1512). «Шейбани-нама» — сатира, направленная против
    Тимуридов; она разоблачает гнилой аппарат управления Тимуридов и их разгульную
    жизнь. Критикуя династию Тимуридов, «Шейбанинама», однако, восхваляет
    пришедшего на смену властителя Шейбани. В эпоху Шейбанидов литературой также
    занимались и ханы: Убайдула-хан (псевдоним «Убайди», ум. в 1539), Абдулла-хан
    (псевдоним «Азизи», ум. в 1551). Но эти поэты не создали полноценных
    художественных произведений. Художественная проза в этот период также пришла в
    упадок. Произведение «Гульзар» (1539) Пашаходжа ибн Абдулаххаба (псевдоним
    «Ходжа»), написанное по типу известного «Гулистана» Саади и представляющее
    сборник назидательных рассказов, является образцом художественной прозы эпохи
    Шейбанидов. К лучшим писателям эпохи следует также отнести Маджилиси. В период
    господства Шейбанидов Средняя Азия опять начинает дробиться на мелкие самостоятельные
    феодальные владения. Самарканд утрачивает значение столицы и культурного
    центра, уступая свое место Бухаре. Здесь литература развивается гл. обр. на
    таджикском языке, т. к. большая часть населения Бухары того времени — таджики;
    в начале XVII в. власть переходит к династии Аштарханидов. Отдельные области
    выделяются из состава узбекского ханства. Образуется Хорезмское ханство.
    Разгораются междоусобные войны. Живший в это время сатирик-поэт Турды (ум. в
    1699 в Ходженте) в своих произведениях отразил тяжелое состояние страны. В
    острых и метких сатирах он изобличал угнетение, грабежи и зверское насилие,
    творимые над народом беками, чиновниками, духовенством.
    Современник
    Турды лирик Бабарахим Машраб (ум. в 1711) известен как представитель ордена
    каландаров, широко распространенного в XVII в. Машраб стал жертвой ожесточенной
    борьбы духовенства против этого ордена. Он был повешен в Балхе во время
    владычества Абулфаизхана, последнего из династии Аштарханидов. В своих
    произведениях Машраб, беспощадно критикуя ортодоксальное духовенство,
    правителей, законы шариата, призывал к отречению от света к скитальческой,
    бродячей жизни. Его простые, искренние стихи пользуются популярностью среди
    народа.
    Бухарский
    период У. л. отмечен трагическими событиями — убийствами и изгнанием ряда
    писателей. В других областях Узбекистана литературное движение развивалось
    очень слабо. Автор известного исторического сочинения «Родословное дерево
    турок» Абулгази Бахадурхан (1603—1663) кладет начало научно-литературной
    деятельности в Хорезме. При дворе Арангхана (ум. в 1695), внука Абулгазихана,
    творит поэт Вафои; при дворе Ширзагихана (1711—1724) — поэт Яхия, а позднее —
    поэт Равнак. Видные поэты в Хорезмском ханстве появляются в конце XVIII  и в XIX в. Придворный поэт Мухаммед Рахимхана
    Шермухаммед Мунис (ум. в 1829), оставивший много стихов и ценных исторических
    произведений, был одним из самых передовых поэтов того времени. В это время
    продолжают господствовать торжественные оды и газели, восхваляющие ханов.
    Мухаммед Рахимхан II (Фируза) покровительствовал искусствам. По его
    распоряжению были собраны произведения хорезмских поэтов (Камаля, Табиби,
    Мирзы, Раджи и др.) и напечатан сборник под названием: «Маджмуатушшуара».
    Во
    второй половине XVIII в. в Фергане организуется самостоятельное Кокандское
    ханство, достигшее наиболее высокого экономического, политического и
    культурного развития при Алимхане и Умархане (Умархан род. в 1798, ум. в 1822).
    Умархан собрал при своем дворе до 70 поэтов и литераторов. Наиболее видные из
    них — сам Умархан (псевдоним «Амир»), Фазли Намангани, Хазык, Махмур, Мухаммед
    Шариф, Гульхани. Следует отметить, что литература этого периода носила узко
    придворный характер. Ее отличительные черты — идеологическая скудость,
    консерватизм, эротика. Этой литературе противостояли произведения писателей
    демократического направления Гульхани, Махмура и Муджрима. Особенного внимания
    заслуживает Гульхани, начавший свой жизненный путь с профессии истопника и
    банщика и проникший впоследствии во дворец как талантливый комик. Его произведение
    «Зарбуль-масаль» было новым этапом в развитии У. л. Гульхани, не отступая от
    правил классической литературы средних веков, старался приблизить к народу литературу,
    подвергал критике гнусную жизнь эксплоататорских классов.
    Впервые
    в истории У. л. выступают в то время женщины, талантливые поэтессы Мазхуна,
    Увайси, Надира. Наиболее талантливы из них Надира и Увайси. Произведения,
    созданные этими придворными поэтами, по распоряжению Умархана, собраны в
    антологии под названием «Маджмуатушшуара». Видным поэтом был сын Умархана
    Мазалихан (1808—1843). Он находился под влиянием известного азербайджанского
    поэта Физули. Мазалихан оставил один сборник стихов и незаконченную поэму
    «Ляйли ва Меджнун».
    В
    XIX в. между тремя ханствами разгорелась борьба за господство в Средней Азии.
    Обострились племенные раздоры и междоусобица; культура приходила в упадок.
    Средняя Азия превратилась в колонию царизма. Колонизаторская политика царизма в
    Средней Азии, проводимая в тесном содружестве с реакционнейшими классами местных
    эксплоататоров, еще более усугубила бескультурное и бесправное положение
    трудящихся страны, голод и нищету. Развернулась борьба трудового народа за
    национальное освобождение. Эти события нашли наиболее яркое отражение в устном
    народном творчестве. В народных поэмах «Толган ай», «Хусанабад», «Назар ва
    Акбутабек» выражается гневный протест узбекского народа против колонизаторов и
    местных эксплоататоров. Народный  поэт
    Халикдод был обвинен в агитации против царского правительства и сослан в
    Сибирь. Для У. л. эпохи царизма характерен процесс демократизации письменной литературы,
    обусловивший появление такого крупного демократического поэта, как Мукими.
    Среди представителей письменной литературы мы встречаем передовых поэтов,
    стоящих на демократических позициях, защищающих интересы трудящихся и
    выражающих в своих произведениях протест против эксплоататоров и национального
    гнета. Таким поэтом был Залбек, написавший поэму «Залбек-нама», направленную
    против царского правительства, изображавшую борьбу узбекского народа за
    освобождение.
    Лучшим
    и талантливейшим представителем писателей, боровшихся против угнетателей
    народа, был революционно настроенный поэт-демократ Мухаммед Амин Ходжа Мукими (1850—1903).
    Созданные им острые сатирические стихи и прекрасные лирические песни —
    блестящий образец творчества того периода. Его сатирические стихи —
    «Танабчилар», «Маскавчи бай тарифида», «Авлия», «Баччагар» и др. — дают яркие
    картины страшного гнета, нищеты и бесправия народа и призывают к борьбе против
    угнетателей.
    В
    конце XIX и начале XX в. под влиянием тюрко-татарской буржуазии в стране
    возник, так наз. джадидизм. Являясь первоначально культурно-просветительским
    движением, требующим в основном реформы системы просвещения, это течение вскоре
    однако ясно показало свое подлинное политическое лицо. Туркестанский джадидизм
    ориентировался на турецких пантюркистов. С другой стороны, джадиды имели тесную
    связь с татарской буржуазией, с казанскими и крымскими пантюркистами. В период
    Февральской революции джадиды издавали газету «Улуг Туркестан»,
    распространявшую пантюркистские и панисламистские идеи. Следует отметить, что
    отдельные выступления джадидов против царского правительства и бухарского эмира
    отнюдь не являлись проявлениями национально-освободительной борьбы. Во время
    восстания 1916, когда узбекский народ поднялся на революционную борьбу, джадиды
    приняли активное участие в подавлении этого восстания. Предательская
    деятельность джадидов вызвала гнев и презрение лучшей части передовой узбекской
    интеллигенции. Джадиды стремились распространять свои контрреволюционные идеи
    через художественную литературу, проповедуя пантюркизм и панисламизм.
    Великая
    Октябрьская социалистическая революция вызвала в У. л. решительный поворот в
    сторону тесного сближения письменной литературы с устным народным творчеством
    вопреки сопротивлению буржуазных националистов. В период советизации
    Узбекистана начали возникать разные жанры художественного творчества — новая
    художественная проза, драматургия, разгоралась борьба за литературный язык,
    наметились сдвиги в области стихосложения. Литературные процессы после Октября
    отражали новую расстановку социальных групп, классовую борьбу в Узбекистане.  Буржуазные националисты — джадиды — враждебно
    встретили Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Под руководством
    разоблаченных ныне врагов народа Фитрата и Чолпана в 1919 создалась джадидская
    организация «Чагатай гурунги» (Чагатайская беседа). Главари этой организации
    старались показать ее «нейтральной», «культурной» организацией. Но на самом
    деле они под маской этой «нейтральности» вели контрреволюционную борьбу против
    советской власти, организуя басмаческое движение. Джадидские писатели боролись
    против подлинно народной литературы; своими националистическими произведениями
    они распространяли враждебные советскому строю идеи и ориентировали У. л. на
    архаические формы в отношении стиля и языка.
    Лучшая
    часть старой интеллигенции с искренней радостью встретила Великую Октябрьскую
    социалистическую революцию и горячо боролась за укрепление советской власти.
    Лучшим представителем этой части дореволюционной интеллигенции был Хамза
    Хакимзаде Ниази  (1898—1929), который
    впервые в У. л. с любовью изобразил представителей беднейших слоев городского
    населения. Из его драматических произведений нужно отметить пьесы «Бай иля
    хызматчи», изображающую двойной гнет царизма и местной буржуазии и духовенства,
    «Ель козгунлари», «Майсаранынг ишу». В последних произведениях Хамза с большим
    художественным мастерством разоблачал обман, двурушничество баев и духовенства.
    Хамза Хакимзаде сыграл большую роль в развитии У. л. Он был злейшим врагом
    буржуазных националистов. По указке контрреволюционных бандитов Хамза был
    зверски убит шейхами.
    К
    революционным поэтам того времени следует также отнести Суфи-заде и Авлияни.
    Пока
    У. л. руководили буржуазные националисты, развитие ее шло очень медленно. В это
    же время в литературе продолжалась борьба против реакционной школы Фитрата и
    Чолпана, против разнообразных идеологов пантюркизма. Эта борьба возглавлялась
    молодыми талантливыми писателями, внесшими в литературу новую тематику. В целях
    привлечения молодых литераторов в свои ряды, буржуазные националисты в 1926
    организуют в Самарканде новое литературное общество «Кзыл калям». Эта
    организация, прикрываясь революционным названием, была в руках членов прежней
    организации — «Чагатай гурунги», продолжала распространять националистические
    «теории» и проводить в области языка, литературы и культуры подрывную работу.
    В
    1930, во время судебного процесса над контрреволюционной шайкой касымовцев,
    были разоблачены и руководители организации «Кзыл калям». Организация эта была
    распущена. Вместо нее организовалась УзАПП, за короткий период своего
    существования допустившая целый ряд крупных политических ошибок.
    Историческое
    решение ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 открыло широкий путь развитию У. л. После
    этого исторического решения мы наблюдаем бурный рост У. л. Появляются  прекрасные произведения, отображающие кипучую
    творческую деятельность в различных областях нашей жизни. В это же время
    контрреволюционные националисты боролись против узбекской классики, фольклора,
    против изучения русских классиков и советских писателей, искажая переводы их
    произведений. Враги народа были разоблачены. Их деятельности нанесен
    сокрушительный удар.
    Великая
    Октябрьская социалистическая революция, освободив узбекский народ от всяческого
    угнетения, дала ему возможность овладеть высотами человеческой культуры и
    создать подлинно народную литературу. Основные кадры советской У. л., борясь
    против контрреволюционных националистов, овладевая революционной теорией и
    учась у мировых классиков, достигли больших творческих успехов. Они создают
    произведения, насыщенные советским патриотизмом, проникнутые глубокой любовью к
    партии большевиков и вождю народов великому Сталину.
    Советский
    узбекский фольклор обогатился высокохудожественными произведениями, в которых
    изображена борьба узбекского народа за свое счастье, даны образы наших вождей
    (поэма «Ленин», поэма «О Сталине», «Хасан батрак», поэма «Ачильдав»). Созданы
    прекрасные песни, частушки, сказки, в которых высмеиваются духовенство, кулаки,
    разоблачаются буржуазные националисты, воспеваются наши достижения, воплощается
    ненависть народных масс к врагам революции, звучат призывы к бдительности.
    Весьма
    популярны: народный поэт Иргаш Джуман Бульбуль (1870—1937) — превосходный
    исполнитель ряда поэм «Кёр-оглы»; из последних его произведений наиболее
    значительна поэма о Ленине; поэт-колхозник Мухаметкул Джанмурадов, известный
    под псевдонимом Пулкан-бахши, которому принадлежит поэма о событиях на озере Хасан.
    Следует отметить одного из лучших народных певцов и острословов Ферганской
    области — орденоносца Иркакари. Произведения советского узбекского фольклора
    откликались и откликаются на все крупнейшие события и явления нашей
    действительности. На основе фольклора узбекские советские писатели пишут ряд
    крупных произведений в прозе и стихах.
    Одним
    из виднейших и наиболее популярных представителей узбекской советской литературы
    является поэт орденоносец Гафур Гулям (р. в 1905, начал писать в 1924), давший
    целый ряд талантливых произведений (поэмы «Кокан», «Узбекистан», рассказы
    «Тирильган мурда», «Икки васика» и др. Он написал свыше 40 книг. Творчество
    Гафур Гуляма проникнуто чувством глубокой ненависти к врагам революции.
    Поэт
    Хамид Алимджан (р. в 1909) начал писать в 1926. В его ранних произведениях (сб.
    стих. 1929) еще было заметно влияние буржуазно-националистической литературы. В
    процессе роста и творческой работы Х. Алимджан вышел в первые ряды У. л. В
    числе его произведений следует отметить: «Вахтлар вадиси» (1932), «Махарат» (1933),
    «Олюм явга» (1930—1931), сб. «Стихи» (1937), «Айгуль  на Вахтияр», «Семруг», «Зайнаб ва Аман» и др.
    Наряду с поэтической деятельностью Х. Алимджан выступает как литературовед.
    Талантливый
    поэт Гайрати (р. в 1905), начавший писать с 1921, прошел сложный творческий
    путь. В последний период он дал ряд полноценных художественных произведений
    (поэмы «Онамга хат», «Джинаста» и др.).
    Поэт-орденоносец
    Султан Джура является новатором в области узбекского стихосложения. Наиболее
    значительны его произведения: «Джордано Бруно» и «Поэма о канале»,
    свидетельствующие об идейной насыщенности творчества поэта, о его тяготении к
    большим темам.
    Поэт-орденоносец
    Сабир Абдулла развивает песенный жанр на фольклорном материале. Ряд его песен,
    проникнутых чувством советского патриотизма, любовью к родине и великому вождю
    народов тов. Сталину, пользуется большой популярностью среди широких масс.
    Из
    произведений даровитого поэта Уйгуна следует отметить «Коммунизм инггуль
    багларига», «Украина йелляри», «Джантемир» (1936) и др., в которых изображение
    природы тесно увязывается с показом светлой, радостной жизни.
    В
    ряду узбекских писателей следует отметить: Айбека — автора сборника стихов,
    работающего в настоящее время над большим прозаическим произведением, Шейх-Заде
    — прозаика, критика и поэта, работающего над созданием философской лирики, Амин
    Умари, Эминджан Аббаса, Хасан Пулата и др.
    Видным
    представителем прозаиков является орденоносец Абдулла Каххар (р. в 1907). Он
    создал такие произведения, как «Отбасар», в котором изображается
    коллективизация в деревне и развернувшаяся вокруг нее борьба, а также целый ряд
    рассказов, в которых он сатирически осмеивает пережитки старой жизни,
    разоблачает провокаторов, националистов, врагов народа. Его роман «Сарааб» (1937),
    несмотря на наличие в нем мастерски обработанных эпизодов, имеет серьезные
    идеологические изъяны.
    В
    последние годы появились заметные сдвиги и в области драматургии. Написаны
    пьесы, пользующиеся у зрителей большим успехом. Среди драматургов особое место
    занимает Яшин Нугманов (р. в 1908). Из его пьес необходимо отметить «Тар-мар» —
    о гражданской войне в Узбекистане и музыкальную драму «Гюльсара» — о
    раскрепощении женщины. «Гюльсара» с исключительным успехом идет на сцене.
    Недавно Яшин Нугманов написал либретто оперы «Буран». Яшин Нугманов отлично
    знает народный быт и обычаи, до тонкости владеет узбекским народным языком.
    В
    драматургии, кроме известных Зиннад Фатхуллина и Умарджан Исмаилова, выступает
    со своими произведениями еще ряд молодых талантливых писателей-драматургов.
    В
    области критики и литературоведения работают Сатты Хусаинов, Х. Алимджанов,
    Юнус Латыф и др.
    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/

  4. 4
    Текст добавил: Урбанистическая Ирония

    Я родился в Узбекистане. Узбекистан – моя Родина. Но не только потому, что я здесь родился. Я рос в этой стране, здесь мой дом, здесь моя семья и родные. По национальности я русский и раньше, в детстве, я считал, что моя Родина – Россия, потому что её коренное население – русские, но потом я понял – национальность не имеет никакого особого значения в отношении родины. Родина – это то место, где проходят молодые годы человека, в которые происходит становление его характера и интересов, независимо от его национальности. Свои семнадцать лет я провел здесь, в Ташкенте, и ни разу не жил в какой-либо другой стране. Можно сказать, что Ташкент – моя малая Родина, мой родной город. А моя большая Родина – независимое государство в самом сердце Центральной Азии, между двумя реками – Амударьей и Сырдарьей, граничащее с Кыргызстаном, Туркменистаном, Казахстаном, Таджикистаном и Афганистаном.
    Моя Родина бесконечно теплая и солнечная страна, лето жаркое и сухое, осень достаточно теплая, даже зимой здесь бывает жарко, но иногда выпадает снег. В этом году он выпал за несколько недель до начала декабря, потом еще несколько раз в декабре и теперь лежит кучками на земле и льдинами на тротуарах.
    Узбекский язык – государственный язык моей родины и язык межнационального общения. До 80% населения могут изъясняться на русском языке. В некоторых регионах, таких как Самарканд и Бухара, коренное население говорит на таджикском языке.
    Узбекская кухня – то, за что Узбекистан невозможно не любить, а можно только гордиться тем, что эта замечательная республика – твоя Родина. В узбекской кухне существует более тысячи национальных блюд. Существует около 500 способов приготовления узбекского плова, один из них мне хорошо знаком, и в каждой области его готовят по-своему. Калорийность и экологическая чистота местных пищевых продуктов уникальна. Узбекскую кухню невозможно описать словами, её нужно попробовать. Потрясающие на вкус фрукты и овощи, выращенные под ласковым восточным солнцем также являются компонентами узбекской кухни.

  5. Всегда легко писать о том месте, которое ты любишь, потому что это приятно. Можно описать любимые места, запоминающиеся события, которые там произошли. Можно заново вспомнить и пережить все, что доставляло тебе удовольствие, и было ценно для тебя. Любимый край для каждого, скорее всего,­ это то место, где человек родился и вырос, где гулял с детства, где ходил в школу, где встретил первых друзей и первую любовь. Это то место, где все, чаще всего, происходит впервые. Конечно, могут случаться­ исключения.­ Но чаще всего родной край является самым любимым.Можно даже сказать, что любимый край не выбирают, потому что ты не можешь выбрать, где именно родиться. Как не можешь­ выбрать, любить или не любить свой край. Скорее всего, ты будет его любить, потому что эта любовь тебе передастся от твоих предков, бабушек, дедушек, мам и пап.Мой любимый край всегда оставляет только теплые воспоминания, и вспоминаются чаще всего только приятные моменты.­ Скорее всего, это свойство памяти, но причина не только в этом. Пока мы маленькие и живем с родителями, у нас не часто возникают серьезные проблемы. И, даже, если она возникают, то с их решением нам помогают справиться тоже родители.­­ Наверное, поэтому, с родным и любимым краем связано столько прекрасных воспоминаний, и все плохое, что случилось, заслоняется чем-то более светлым.Если у человека есть его любимый край, значит, он имеет место, куда всегда может прийти и почувствовать себя как дома, почувствовать себя очень комфортно, на своем месте. Это чувство очень важно, оно дает уверенность в себе, в завтрашнем дне, оно вселяет уверенность во многом. Наверное, именно поэтому люди, которые теряют свой дом, переезжают е по своей воле в другое место, чувствуют себя такими потерянными.Мой любимый край – это мой родной край, место, где я родился и где вырос. Мне это место очень дорого еще и потому, что там выросли мои родители, там моя история. Пусть эта история еще и не очень продолжительная, но это история моей семьи, и она родилась и продолжается в моем любимом крае. Это для меня очень важно, и все в моем крае имеет для меня ценность, так как все это часть меня.Когда я думаю о своей любимом и родном крае, я хочу сделать его лучше, хочу привить такую же любовь всем, кто называет его своей родиной. Мне бы хотелось, чтобы каждый житель моего края осознавал,­ что этот край – это наша маленькая родина, и, если мы о нем не позаботимся, то о нем не позаботится никто. Это очень важно, потому что край сам по себе существовать не может, ему нужна наша поддержка и внимание. Кроме нас, этого ему дать­ этого никто больше не может.
    —————————————–
    Я пишу от 3 лица так как не сильно поняла твой вопрос. Итак, все слова ” Нас ” ” мы ” ” они ” и т.д можно заменить на ” я ” и ” Бухару ” 🙂

  6. сочинене на тему: Бухара

    Ответы:

    Рассказ Людмилы Улицкой был написан в 1994 году. Очень сильно поражает, что многие рассказы современности посвящены не сегодняшнему времени, а именно времени начала века, войне и послевоенному времени. События в рассказе происходят в конце мая сорок шестого года, когда люди еще не оправились от военных потрясений. Описывается бедная “архаическая и слободская московская жизнь, ячеистая и закоулочная”. После таких описаний читатель сразу погружается в простую и в то же время как-то угнетенную жизнь людей, в их проблемы.
    В Москве много нищих и полуголодных, и резкий контраст возникает при появлении сына старого доктора Димы: “…во двор въехал “опель-кадет” и остановился возле калитки докторского дома”. Может быть, события рассказа несколько неправдоподобны, но здесь четко показаны возможные проблемы и беды героев. Так, например, сложно представить, что в Москву после войны можно привезти “красавицу” с Востока, однако впоследствии образ Бухары (так назвал Дима свою жену) вписывается в повествование, и черта между московской обыденностью и появлением девушки с Востока вскоре стирается.
    Но после прочтения рассказа возникает очень тяжелое чув ство. Даже сейчас люди редко обращают внимание на нищих, инвалидов, которые встречаются им на улице. Лишь немногие люди действительно понимают беду конкретного человека и то поверхностно, не подозревая, что же может быть у него в душе. Но если войти хоть на миг в этот мир, посмотреть на проблемы таких людей, то можно ужаснуться, закрыть лицо руками и сразу убежать оттуда.
    Бухара родила Дмитрию дочь, которую они назвали Милочкой, но сразу же после появления ребенка в доме отец Димы увидел, что девочка была вялая, отечная, у нее наблюдалась мышечная расслабленность и полное отсутствие хватательного рефлекса. Уже после смерти отца Дмитрий отвез Милочку в Институт педиатрии, где доктор “провозгласил диагноз по тем временам редкий — классический синдром Дауна”.
    В этом он проявил свою невыдержанность, отсутствие силы воли, а может, он и не любил Бухару и его прельщала в ней только красота?
    Но Бухара смогла достойно воспитать Милу: она водила ее в школу для отсталых детей, куда и сама устроилась работать. Она сопровождала дочь везде, старалась научить ее как можно более разнообразным вещам: готовить, держать иголку в руках. Сразу после ухода мужа Бухара заболела и знала, что скоро умрет. Она очень боялась за Милу, которая останется в этой жизни совсем одна, такая беспомощная. Бухара свозила дочь на родину и привезла оттуда травы и различных сухих фруктов. Она знала, что если будет пить отвар из травы, то проживет дольше, и всячески старалась не думать о том, что же будет дальше.
    Еще одно затеяла мать Милы — выдать дочь замуж. Работая в больнице, она видела много больных и однажды увидела доброго старика, который пришел к ней со своим больным сыном. Позже старик узнал о намерении Бухары, и он не был особенно против. Сразу после свадьбы Бухара уехала на родину и там умерла, оставив Милу и Григория совершенно одних. Казалось бы, что жизнь для них была кончена, ведь они должны были скоро умереть, но они были счастливы. Здесь как-то невольно просыпается жалость. Григорий каждый день провожал Милу до остановки и встречал ее: “…они шли по улице, взявшись за руки, маленькая Милочка на каблуках, в девичьем розовом платье Бухары, и ее муж, большеголовый Григорий с поросшей пухом лысиной, оба в уродливых круглых очках, выданных им бесплатно, — не было человека, который не оглянулся бы им вслед”. Многие показывали на них пальцем и даже смеялись. Но они не замечали чужого интереса. Ведь сейчас есть множество здоровых, полноценных людей, которые могли бы только позавидовать их счастью!

  7. В V веке Бухара входила в составе государства эфталитов. Между 563-567 годами близ Бухары произошло кровопролитное сражение между эфталитами во главе с Гатифаром и тюрками Истеми ябгу. В восьмидневной схватке эфталиты были разбиты.
    В 603-658 годах Бухара была одним из согдийских владений, подчинявшихся Западному Тюркскому каганату. Перед арабским нашествием Бухарой управляла династия бухархудатов.

    4. Эпоха Саманидов, Караханидов и Хорезмшахов

    В начале VIII века Бухарой на протяжении 15 лет управляла женщина по имени Хатун, мать будущего бухархудата Тахшады. [1]
    С приходом арабов в VIII веке в Бухаре распространился ислам. С этого времени начали возводиться мечети и минареты, медресе и культовые комплексы.
    Расцвет города начался когда Бухара была выбрана столицей государства при Исмаиле Самани (892-907). В X веке Бухара стала сосредоточием высокой культуры. Здесь работали многие ученые, известные всему миру, писатели, художники. Такие как историк Наршахи, поэты Рудаки, Дакики, медик и математик, энциклопедист Абу Али ибн Сина (Авиценна) и др.
    Более тысячи лет восхищает своей красотой, безупречностью пропорций и гениальным замыслом мавзолей Саманидов. Архитектурные ансамбли Пои Калян, Ляби-хауз, Гаукушон и другие являются лучшими образцами творений средневековых зодчих. В Бухаре сохранилось также множество памятников жилой архитектуры и дворцов, бань и торговых сооружений. Особую прелесть таят в себе загородные архитектурные ансамбли Бахавуддин, Чор-Бакр, Тошмачит и др.
    В эпоху Караханидов при правлении Арслан-хана (1102-1130) был построен один из шедевров бухарского зодчества – минарет Калян. В караханидское время в Бухаре по приглашению караханида Шамсулмулька (1040-1068) некоторое время работал выдающийся поэт и ученый Омар Хайям.
    В начале XIII века Бухара вошла в состав государства Хорезмшахов. В 1206 году в городе произошло восстание во главе с Малик Санджаром. Оно было подавлено войсками хорезмшаха Алау ад-дина Мухаммеда (1200-1220).

    5. Монгольское нашествие

    В феврале 1220 года Бухара была захвачена войсками Чингис-хана, который въехал на коне в соборную мечеть города. Город был ограблен, а жители уведены в полон для помощи монголам в штурме Самарканда.
    В 1238 году в Бухаре произошло антимонгольское восстание во главе с ремесленником Махмудом Тараби, которое было жестоко подавлено монголами.
    В 1260-х годах в Бухаре побывал итальянский путешественник Поло, Марко.
    В 1273 году город был беспощадно ограблен и сожжен ордами чингизида Хулагу-хана.
    Во второй половине XIII – первой половине XIV века монгольская знать начинает принимать ислам, а некоторые представители становятся мюридами суфийских шейхов. Среди них был такой известный шейх Бухары как Сайф ад-дин Бохарзи.
    В 1360-х годах в Бухаре под влиянием Хорасана зародилось демократическое движение сарбадаров.

    6. Столица ханства в XVI – начале XXв.

    В период правления Тимура (1370-1405) столицей империи был Самарканд. Тем не менее, в эти годы в Бухаре были построены мечеть Калян и мавзолей Чашмаи Аюб.
    При Улугбеке Бухара обогатилась зданием нового медресе (1417 г.). Здесь все характерно для архитектуры того времени: ясность общего замысла, отличные пропорции, сдержанность декора. В украшении медресе использована мозаика из глазурованных кирпичей.
    С воцарением шейбанида Убайдулла-хана (1533-1539), Бухара вновь стала столицей государства, получившего название Бухарское ханство. В эпоху Шейбанидов в Бухаре были построены десятки новых медресе, мечетей, караван-сараев, торговых куполов. Город достиг своего расцвета при правлении шейбанида Абдулла-хан II (1557-1598).
    Этот удивительный город не выходил за пределы своей городской крепостной стены, построенной в XVI веке, и вместил в себя более 200 медресе и множество базаров, на которых можно было, без преувеличения, купить абсолютно всё. Ходить по Старой Бухаре, основанной ещё в первых веках до нашей эры, приходится буквально по памятникам древних цивилизаций.
    Свой современный облик город приобрёл во времена династий Шейбанидов и Аштарханидов в XVI—XVII веках, когда были построены большинство из его изумительных мечетей и медресе, караван-сараев и бань, крепостных стен и ворот, а также крупные архитектурные ансамбли и усыпальницы. До наших дней сохранились стены старинной цитадели, более 140 архитектурных памятников мусульманской эпохи (минарет Пои-Калян XII века, медресе Кукельдаш и Улугбека XI—XVI веков, Ляби-Хауз XVI—XVII веков, мавзолей Исмаила Самани IX—X веков), удивительные кварталы и узкие улочки старого города.
    В сохранившихся памятниках чётко прослеживаются черты местной самобытной архитектурной школы, свидетельствующей о незаурядном мастерстве бухарских зодчих.
    Бухара считается одним из священных городов суфизма. Город помнит многих великих суфиев. Один из самых почитаемых – Бахауддин Накшбанд. Мавзолей суфийского святого Бахаудина Накшбанда считается среднеазиатской Меккой. Сюда, как и в Мекку, приезжают верующие из разных мусульманских стран, чтобы попросить исполнения желаний и отвращения грехов.
    В первой половине XVIII века Бухара как и вся страна оказалась в состоянии экономического кризиса.
    В 1740 году город оказался во власти иранского шаха Надир-шаха.
    С 1756 года Бухарское ханство называется Бухарским эмиратом. Со второй половины XVIII века Бухара благодаря политике Мухаммад Рахимбийя (1756-1758) и Шахмурада (1785-1800) постепенно выходит из кризисного состояния. В начале XIX века город восстановил свой былой статус центра исламской религии. В Бухаре были восстановлены десятки медресе, в которых учились студенты из разных стран исламского мира.
    В 1770-х годах российская императрица Екатерина Великая в знак дружеских отношений выделила 50 тысяч рублей для cтроительства медресе в Бухаре. Медресе получило название в честь бухарского посла Эрназара эльчи. К сожалению оно было разрушено большевиками в 1930-х годах.
    По некоторым оценкам, в 1910 году население Бухары насчитывало 150 тысяч человек. В городе были 364 мечетей, 2 синагоги, более 50 базаров.[2]
    В 1868 году он попал в вассальную зависимость к Российской империи и получил статус её протектората.

    7. Советский период

    2 сентября 1920 года РККА во главе с М.В. Фрунзе в результате трехдневного штурма захватила Бухару. При штурме города были задействованы десять самолетов-бомбардировщиков. Значительная часть города была разрушена. Бухарский эмир Сеид Алим-хан бежал из города и страны в Афганистан. Бухарский эмират прекратил свое существование.
    14 сентября были образованы Всебухарский революционный комитет, Совет народных назиров (комиссаров), который возглавил Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев. 8 октября того же года Бухара стала столицей Бухарской народной советской республики, которая в 1924 году по национальному признаку была разделена между Узбекской ССР, Туркменской ССР и Таджикской АССР.
    С 15 января 1938 года является центром Бухарской области Узбекистана.

    8. Примечания

    http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Narsachi/text1.phtml
    Средняя Азия. Ежемесячное литературно-историческое издание. редактор А.Киснер. Ташкент, 1910, с.146.

    9. Население

    1841 — 60-70 тысяч; [1]
    1939 — 59 тысяч;
    1959 — 69 тысяч;
    1970—112 тысяч;
    1985—200 тысяч;
    Население главным образом составляют узбеки, таджики, русские, евреи.

    10. Примечания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *