Звучит волшебная музыка. Выходит Пеппи. Пеппи. Здравствуйте, ребята! Я Пеппи Длинныйчулок, самая прикольная и веселая девочка на свете! Сегодня у вас праздник Букваря, который вы прочли от корки и до корки. Поздравляю вас с этим событием. (Оглядывается) Как красиво! (Смотрит на доску) А вот здесь чего-то не хватает! УЧИТЕЛЬ: Верно, Пеппи! Ещё утром тут были буквы и Букварь! А без них мы не сможем попрощаться с Букварём! Что же делать? Пеппи. Ой-ой-ой! Смотрите, тут какая-то записка. Что здесь написано?! (Читает)
«Мы Букварь у вас украли,
Его названье разобрали.
Как все буквы соберете,
Быстро вы Букварь найдете. Нечистая сила» Пеппи. – Ой-ой-ой! Ну что ж, ребята!
В названии «Букварь» семь букв имеется,
Мы все их знаем и на них надеемся.
Нам надо все буквы вместе собрать –
Тогда и узнаем, где книгу искать.
Мы всякую нечисть должны пригласить
И в честном бою ее победить.
Когда разгромим мы всю нечисть и тварь,
Тогда и вернем наш чудесный Букварь.
Ребята, а вы не побоитесь сразиться с нечистой силой? Дети: Нет! УЧИТЕЛЬ: Конечно, не испугаемся. Мы ведь самые ловкие и самые сильные.
А самый сильный на свете кто? Дети: Грамотей!
(Песня «Грамотей» с места)
Действие второе
Пеппи. Замечательно! Пора приглашать гостей! Готовы? Тогда повторяйте за мной:
Нечистая сила заходи,
Буквы нам скорей неси! Звучит музыка, заходят Баба-Яга и Кощей) Баба Яга: Гляди-ка, Кощеюшка, кто нас звал: девочки-первоклашечки. Кощей: И мальчики-первоклассики! Баба Яга: Да неправильно, скелетик ты мой! Мальчики-первоклассники! Кощей: Ладно! Ладно! Все равно как! (В сторону) Все равно съедим! Посмотри, какие они молоденькие, румяненькие, упитанные. Баба Яга: Сами напросились! У нас сегодня неплохой обед будет: жареные грамотеи! Кощей: С кетчупом! Пальчики оближешь! Баба Яга: Давай, лови их скорей! (Пытаются поймать детей.) УЧИТЕЛЬ:Стойте! Стойте! Так нечестно! Вы даже не знаете, зачем мы вас позвали! Яга: Да знаем, знаем! Только буквы я вам все равно не отдам, а вас всех съем! Пеппи. Да что ж ты такая вредная, Баба Яга! Яга: А чегой-то мне доброй быть? 330 лет и 3 года живу на белом свете и только одни гадости и слышу про себя. (Всплакнула.) Да может я в молодости первой красавицей была, да пакостнее в целом лесу меня не было! Да я в бабеягинской школе отличницей была! А теперь….Теперь я на всех обиделась! Не отдам буквы! УЧИТЕЛЬ:Ты понимаешь, Баба Яга, что никак нельзя ребятам без этих букв. Яга: А нам с Кощеюшкой они тоже нужны! Пеппи. А если мы скажем: пожалуйста? Баба Яга. Ишь, какие хитрые! Просто так букву им отдай! Ща-а-ас, разбежались!
Я Баба Яга –
Костяная Нога,
Злая-презлая –
Вот я какая!
Коли решите, что мы загадали,
Ждет вас награда.
Я так сказала!
А не решите – ждет вас тогда
В подарок большая, большая беда!
Вот задание наше выполните, тогда отдадим. Очень мы с Кащеюшкой сказки любим, да память плохая. Половину помним, а половину нет. Угадайте, наши сказочки. УЧИТЕЛЬ: Наши ребята много сказок знают – сразу догадаются!
Желтая кепочка. (Красная Шапочка.)
Илья-Царевич и Серый волк. (Иван Царевич и Серый волк.)
Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
Луковый мальчик. (Чиполлино.) Кощей. Сказка – ложь,
да в ней намек:
Добрым молодцам урок.
Чаще сказки вы читайте
И уроки извлекайте! Баба Яга. Отгадали, вот вам ваши буквы. (Отдают буквы Б и У, садятся) Пеппи. Две буквы есть! (Закрепляет на доске) Вернём и остальные! Повторяйте за мной:
Нечистая сила заходи,
Буквы нам скорей неси!
Действие третье
Звучит музыка. Заходит Домовёнок Кузя) УЧИТЕЛЬ: Если не ошибаюсь, то к нам пожаловал Домовёнок Кузя. Здравствуй, дружок. Мы с удовольствием примем тебя в первый класс! Кузя:
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас!
И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Попрошу у Ягуси компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать. Пеппи.
Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись.
А уйти всегда успеешь
И включиться в Интернет.
Грамотою не владеешь –
Подключаться смысла нет:
Насмешишь ты целый свет! Кузя: (возмущённо)
Как же так? Ведь я читаю!
Цифры знаю, буквы знаю! УЧИТЕЛЬ: (показывает на букву Р).
Эту тоже? Кузя:
Ну а как же?!
Скажет каждый на болоте:
Перед нами буква «рэ»! УЧИТЕЛЬ:
Ребята, правильно Кузя букву называет?
А как называется эта буква? Кузя:
И зачем это знать? Какой в этом толк? Придумали! «Рэ»! «Эр!» Какие-то гласные, согласные. А с кем это они согласны, никто не знает. УЧИТЕЛЬ: Как это никто не знает? Мы тебе сейчас всё объясним. Вторая группа детей
Дата:28.02.15
Класс: 1 «б» класс.
Тема мероприятия: «Прощание с Букварем».
Цели внеклассного мероприятия:
– закреплять знания об изученных звуках и буквах, алфавите;
– совершенствовать навык правильного выразительного чтения;
– пробуждать и постоянно поддерживать у детей интерес к книге, желание читать самостоятельно.
Ход мероприятия.
Ведущий.
В жизни всё начинается с малого: сзёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека – Букваря.
Сегодня мы собрались для того, чтобы сказать добрые слова тому, кто был другом для нас с сентября по сегодняшний день, кто всё это время молчал, но каждый миг учил нас доброму, справедливому и хорошему. Своим умением читать и писать мы благодарны этой книге – книге, с которой начинаютучиться все: инженеры и академики, врачи и президенты, лётчики и повара.
Вы в школе полгода уже отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный икрасочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Встречайте под бурные аплодисменты 1 «Б» класс.
Ученик 1:
На свете много книжек разных.
В честь Букваря отдельный праздник.
Вы спросите, наверно, почему?
Такая честь досталась вдруг ему?
Ученик 2:
Ну что такого в этом букваре?
Его мы открываем в сентябре,
Когда мы только начали учиться,
И видим в нём картинку на странице.
Ученик 3:Вот на столе лежит арбуз –
Как сладок и приятен он на вкус.
А рядом с ним три чёрточки видны.
Зачем здесь нарисованы они?
Ученик 4:
Открыли эту книгу мы едва,
И сразу же узнали букву …А
Но для того, чтоб книгу прочитать,
Одной лишь буквы мало знать.
Составлен алфавит из многих букв.
Они – основа всех наук.
Ученик 5:
И вот вперёд мы двигались упрямо
И вскоре прочитали слово…МАМА
Прочесть любой из нас был по слогам готов
И вот все буквы нам известны стали.
(песня «Буквы разные»)
Ведущий: А сейчас ребята покажут инсценировку сказки « Терем – теремок» на школьный лад.
Ведущий:
Стоит терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Есть замочек у него,
Видно, нет там никого.
Я замочек отомкну
И у терема спрошу: –
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысокомживет?
Нет ответа, всё молчит.
Теремок пустой стоит.
Вот сюда идет пенал.
Пенал:
Ах, куда же я попал?
Вот так терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Эй, замочек, отомкнись!
Кто живет здесь, отзовись!
Нет ответа, не слыхать.
Буду здесь жить-поживать!
Ведущий:
Азбука потом пришла,
Речь такую завела.
Азбука:
Стоит терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Эй, замочек,отомкнись!
Кто живет здесь, появись!
Ведущий:
Вышел на порог пенал,
Азбуку к себе позвал.
Пенал: Будем мы с тобой дружить,
Будем здесь с тобою жить!
Ведущий:
Тут тетрадки прибежали,
В теремок проситься стали.
Тетради:
В школе детям мы нужны,
С вами вместе жить должны!
Ведущий:
В теремочке потеснились,
И тетрадки поместились.
Карандашики бегут –
В теремочке все ихждут,
Пенал крышку приоткрыл
И к себе их пригласил.
Появилась и пятерка,
А за нею и четверка –
Тоже к терему спешат,
В нем пожить они хотят.
Вдруг плетутся двойка
с единицей,
В теремочке просят потесниться.
Но пенал суровый на пороге снова.
Пенал:
Вы не торопитесь,
Вы нам не годитесь.
Мы сюда не пустим вас,
Убирайтесь в тот же час.
Двойка:
Подождите, не спешите
Насот сюда не гоните.
Единица:
Отвернемся на минутку –
Вы поймете нашу шутку. (Изменяют 2 на 5, а 1 на 4.) Все:
Вот теперь мы рады вам,
Заходите в гости к нам.
Ведущий:
Вот замочек щелкнул,
В портфеле все примолкли.
Ждут кого-то,
и приходит школьница …
Школьница:
Я портфель сейчас возьму,
В свою школу с ним пойду.
Я хочу прилежной стать
И пятерки…
Учитель. – Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня у нас праздник. Ребята закончили свою первую книгу – Букварь. Хотя вы ещё маленькие, но уже грамотные. Букварь научил вас не только читать и писать. Он рассказал вам, как нужно дружить, как быть воспитанными. Сегодня мы прощаемся с нашим верным другом Букварём.
( стихи )
1. Хороша сегодня школа,
Зал горит огнями.
Мы на праздник наш весёлый
Всех друзей зовём.
2. Праздник начинается,
Гости улыбаются,
А мы вам постараемся сегодня показать
Всё, чему учились, все, к чему стремились
Потому что в школе надо много знать. Учитель. – Ребята, а что же мы говорим о Букваре, а в гости его не зовём?
( зовут хором ) Выходит Букварь. Букварь. – Я – Букварь, учу читать.
Меня никак нельзя не узнать.
Учились все по мне и встарь,
Я книга школьная – Букварь!
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать-
Про реки, звёзды и моря –
Не обойтись без Букваря!
Как у вас тут хорошо,
Я на праздник к вам пришел.
Посмотреть, как вы трудились
И чему вы научились. Звучит песня “Учат в школе”.
Учитель. – А мы сейчас покажем Букварю, как и чему мы научились. Букварь. – Ну а я посижу, на подарки погляжу. Конкурсы.
1. Выбрать карточки со словами, прочитать их и написать.
( брат, добро, доброта, солнце, Павлоград, дружба, помощь, честный.)
2. Математический.
1) В село летели 5 ворон, а им навстречу – ещё 3. Сколько ворон летело в село?
2) Утка на двух ногах весит 2 килограмма, сколько весит утка, если стоит на одной ноге?
3) 4 девочки съели по пол-яблока, сколько целых яблок они съели?
– Сколько у нас в классе девочек, мальчиков? Кто самый высокий, самый низкий? Сколько в классе блондинок?
У кого имя и фамилия начинаются на одну букву?
3. Реши примеры, назови геометрические фигуры. Ученик. – Спасибо скажем Букварю,
Мы благодарны Букварю.
И от радости такой
Спляшем вам со всей душой! Танец ” Маленькая страна”. Учитель. – А сейчас поиграем в нашу любимую игру ” Подскажи словечко”.
1. У каждой девчонки и у мальчишки
есть эта книжка – заветная книжка.
Читают и ныне, читали и встарь
Заветную книжку с названьем … ( букварь )
2. Говорит она беззвучно, а понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Будешь вчетверо умней. ( книга)
3. Чёрные, кривые, от рождения неые.
А как только станут вряд –
Сразу все заговорят. ( буквы )
4. Я чёрный, красный, жёлтый, синий,
С начинкой твёрдой в середине.
Я с острым лезвием дружу,
И что хочешь, изображу. ( карандаш )
5. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей – ка!
КНИГОПЕЧАТАНИЕ НА РУСИ
История книгопечатания на Руси связана с именем известного просветителя, первопечатника Ивана Фёдорова. Его роль в распространении на Руси первых печатных книг неоспорима и очень велика.
Иван Фёдоров родился в небольшом селе близ Калуги. Вероятно, он происходил из духовенства, ведь был высокообразованным человеком.
С помощью учителей и наставников Иван Фёдоров овладел латынью, греческим языком, прекрасно знал богословие.
Подробных сведений о жизни Ивана Фёдорова нет, но кое- что известно. Вся его деятельность была связана с развитием культуры, с просвещением соотечественников.
В Москве давно осознали необходимость книгопечатания, и русский царь хотел завести печатное дело, чтобы поставлять книги для церквей, изготовленные искусно, без ошибок. Ведь рукописные книги были далеко не совершенны: в них встречалось множество ошибок, которые допускали безграмотные переписчики. Цена на хорошую книгу была высока. Порой за неё можно было купить целый дом. Их стоимость все время возрастала, пока книги изготавливались вручную.
Для книгоиздания нужно было отвести определённое место: нужно было достичь единообразия в переписываемых произведениях, они все должны были быть одинаковыми.
Это прекрасно понимал Иван Фёдоров, мечтавший организовать книгопечатание в Москве, как это было у польского и литовского королей.
Дьякон Иван Фёдоров был приставлен к малолетнему царевичу Ивану учителем. В 1565 году Фёдоров выпустил первую книгу в своей типографии, по этой книге в старину учились читать и писать. Но у первопечатника имелось немало завистников, недоброжелателей среди церковников, и он вынужден был покинуть Москву.
В 1574 году Иван Фёдоров издаёт букварь «Начала учения детям». В нём была русская азбука, упражнения для чтения и письма, примеры склонения и спряжения слов. Семьдесят восемь страниц этой книги отличались искусным полиграфическим исполнением, но оформление оригинала азбуки было неброским, весьма скромным: пять заставок и три концовки украшали знаменитый букварь. Книга стала первым печатным учебником. Сколько с тех пор издано у нас букварей? Никто не решится назвать цифру даже приблизительно. На прилавках, на книжных ярмарках буквари привлекают прекрасным полиграфическим исполнением, яркими картинками. И никто не вспомнит, каким был первый русский букварь Ивана Фёдорова.
(первая группа садится на свои места)
Действие первое
Звучит волшебная музыка. Выходит Пеппи.
Пеппи. Здравствуйте, ребята! Я Пеппи Длинныйчулок, самая прикольная и веселая девочка на свете! Сегодня у вас праздник Букваря, который вы прочли от корки и до корки. Поздравляю вас с этим событием. (Оглядывается) Как красиво! (Смотрит на доску) А вот здесь чего-то не хватает!
УЧИТЕЛЬ: Верно, Пеппи! Ещё утром тут были буквы и Букварь! А без них мы не сможем попрощаться с Букварём! Что же делать?
Пеппи. Ой-ой-ой! Смотрите, тут какая-то записка. Что здесь написано?! (Читает)
«Мы Букварь у вас украли,
Его названье разобрали.
Как все буквы соберете,
Быстро вы Букварь найдете.
Нечистая сила»
Пеппи. – Ой-ой-ой! Ну что ж, ребята!
В названии «Букварь» семь букв имеется,
Мы все их знаем и на них надеемся.
Нам надо все буквы вместе собрать –
Тогда и узнаем, где книгу искать.
Мы всякую нечисть должны пригласить
И в честном бою ее победить.
Когда разгромим мы всю нечисть и тварь,
Тогда и вернем наш чудесный Букварь.
Ребята, а вы не побоитесь сразиться с нечистой силой?
Дети: Нет!
УЧИТЕЛЬ: Конечно, не испугаемся. Мы ведь самые ловкие и самые сильные.
А самый сильный на свете кто?
Дети: Грамотей!
(Песня «Грамотей» с места)
Действие второе
Пеппи. Замечательно! Пора приглашать гостей! Готовы? Тогда повторяйте за мной:
Нечистая сила заходи,
Буквы нам скорей неси!
Звучит музыка, заходят Баба-Яга и Кощей)
Баба Яга: Гляди-ка, Кощеюшка, кто нас звал: девочки-первоклашечки.
Кощей: И мальчики-первоклассики!
Баба Яга: Да неправильно, скелетик ты мой! Мальчики-первоклассники!
Кощей: Ладно! Ладно! Все равно как! (В сторону) Все равно съедим! Посмотри, какие они молоденькие, румяненькие, упитанные.
Баба Яга: Сами напросились! У нас сегодня неплохой обед будет: жареные грамотеи!
Кощей: С кетчупом! Пальчики оближешь!
Баба Яга: Давай, лови их скорей! (Пытаются поймать детей.)
УЧИТЕЛЬ: Стойте! Стойте! Так нечестно! Вы даже не знаете, зачем мы вас позвали!
Яга: Да знаем, знаем! Только буквы я вам все равно не отдам, а вас всех съем!
Пеппи. Да что ж ты такая вредная, Баба Яга!
Яга: А чегой-то мне доброй быть? 330 лет и 3 года живу на белом свете и только одни гадости и слышу про себя. (Всплакнула.) Да может я в молодости первой красавицей была, да пакостнее в целом лесу меня не было! Да я в бабеягинской школе отличницей была! А теперь….Теперь я на всех обиделась! Не отдам буквы!
УЧИТЕЛЬ: Ты понимаешь, Баба Яга, что никак нельзя ребятам без этих букв.
Яга: А нам с Кощеюшкой они тоже нужны!
Пеппи. А если мы скажем: пожалуйста?
Баба Яга. Ишь, какие хитрые! Просто так букву им отдай! Ща-а-ас, разбежались!
Я Баба Яга –
Костяная Нога,
Злая-презлая –
Вот я какая!
Коли решите, что мы загадали,
Ждет вас награда.
Я так сказала!
А не решите – ждет вас тогда
В подарок большая, большая беда!
Вот задание наше выполните, тогда отдадим. Очень мы с Кащеюшкой сказки любим, да память плохая. Половину помним, а половину нет. Угадайте, наши сказочки.
УЧИТЕЛЬ: Наши ребята много сказок знают – сразу догадаются!
Желтая кепочка. (Красная Шапочка.)
Илья-Царевич и Серый волк. (Иван Царевич и Серый волк.)
Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
Луковый мальчик. (Чиполлино.)
Кощей. Сказка – ложь,
да в ней намек:
Добрым молодцам урок.
Чаще сказки вы читайте
И уроки извлекайте!
Баба Яга. Отгадали, вот вам ваши буквы.
(Отдают буквы Б и У, садятся)
Пеппи. Две буквы есть! (Закрепляет на доске) Вернём и остальные! Повторяйте за мной:
Нечистая сила заходи,
Буквы нам скорей неси!
Действие третье
Звучит музыка. Заходит Домовёнок Кузя)
УЧИТЕЛЬ: Если не ошибаюсь, то к нам пожаловал Домовёнок Кузя. Здравствуй, дружок. Мы с удовольствием примем тебя в первый класс!
Кузя:
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас!
И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Попрошу у Ягуси компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать.
Пеппи.
Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись.
А уйти всегда успеешь
И включиться в Интернет.
Грамотою не владеешь –
Подключаться смысла нет:
Насмешишь ты целый свет!
Кузя: (возмущённо)
Как же так? Ведь я читаю!
Цифры знаю, буквы знаю!
УЧИТЕЛЬ: (показывает на букву Р).
Эту тоже?
Кузя:
Ну а как же?!
Скажет каждый на болоте:
Перед нами буква «рэ»!
УЧИТЕЛЬ:
Ребята, правильно Кузя букву называет?
А как называется эта буква?
Кузя:
И зачем это знать? Какой в этом толк? Придумали! «Рэ»! «Эр!» Какие-то гласные, согласные. А с кем это они согласны, никто не знает.
УЧИТЕЛЬ: Как это никто не знает? Мы тебе сейчас всё объясним.
Вторая группа детей
Дата:28.02.15
Класс: 1 «б» класс.
Тема мероприятия: «Прощание с Букварем».
Цели внеклассного мероприятия:
– закреплять знания об изученных звуках и буквах, алфавите;
– совершенствовать навык правильного выразительного чтения;
– пробуждать и постоянно поддерживать у детей интерес к книге, желание читать самостоятельно.
Ход мероприятия.
Ведущий.
В жизни всё начинается с малого: сзёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека – Букваря.
Сегодня мы собрались для того, чтобы сказать добрые слова тому, кто был другом для нас с сентября по сегодняшний день, кто всё это время молчал, но каждый миг учил нас доброму, справедливому и хорошему. Своим умением читать и писать мы благодарны этой книге – книге, с которой начинаютучиться все: инженеры и академики, врачи и президенты, лётчики и повара.
Вы в школе полгода уже отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный икрасочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Встречайте под бурные аплодисменты 1 «Б» класс.
Ученик 1:
На свете много книжек разных.
В честь Букваря отдельный праздник.
Вы спросите, наверно, почему?
Такая честь досталась вдруг ему?
Ученик 2:
Ну что такого в этом букваре?
Его мы открываем в сентябре,
Когда мы только начали учиться,
И видим в нём картинку на странице.
Ученик 3:Вот на столе лежит арбуз –
Как сладок и приятен он на вкус.
А рядом с ним три чёрточки видны.
Зачем здесь нарисованы они?
Ученик 4:
Открыли эту книгу мы едва,
И сразу же узнали букву …А
Но для того, чтоб книгу прочитать,
Одной лишь буквы мало знать.
Составлен алфавит из многих букв.
Они – основа всех наук.
Ученик 5:
И вот вперёд мы двигались упрямо
И вскоре прочитали слово…МАМА
Прочесть любой из нас был по слогам готов
И вот все буквы нам известны стали.
(песня «Буквы разные»)
Ведущий: А сейчас ребята покажут инсценировку сказки « Терем – теремок» на школьный лад.
Ведущий:
Стоит терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Есть замочек у него,
Видно, нет там никого.
Я замочек отомкну
И у терема спрошу: –
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысокомживет?
Нет ответа, всё молчит.
Теремок пустой стоит.
Вот сюда идет пенал.
Пенал:
Ах, куда же я попал?
Вот так терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Эй, замочек, отомкнись!
Кто живет здесь, отзовись!
Нет ответа, не слыхать.
Буду здесь жить-поживать!
Ведущий:
Азбука потом пришла,
Речь такую завела.
Азбука:
Стоит терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Эй, замочек,отомкнись!
Кто живет здесь, появись!
Ведущий:
Вышел на порог пенал,
Азбуку к себе позвал.
Пенал: Будем мы с тобой дружить,
Будем здесь с тобою жить!
Ведущий:
Тут тетрадки прибежали,
В теремок проситься стали.
Тетради:
В школе детям мы нужны,
С вами вместе жить должны!
Ведущий:
В теремочке потеснились,
И тетрадки поместились.
Карандашики бегут –
В теремочке все ихждут,
Пенал крышку приоткрыл
И к себе их пригласил.
Появилась и пятерка,
А за нею и четверка –
Тоже к терему спешат,
В нем пожить они хотят.
Вдруг плетутся двойка
с единицей,
В теремочке просят потесниться.
Но пенал суровый на пороге снова.
Пенал:
Вы не торопитесь,
Вы нам не годитесь.
Мы сюда не пустим вас,
Убирайтесь в тот же час.
Двойка:
Подождите, не спешите
Насот сюда не гоните.
Единица:
Отвернемся на минутку –
Вы поймете нашу шутку. (Изменяют 2 на 5, а 1 на 4.) Все:
Вот теперь мы рады вам,
Заходите в гости к нам.
Ведущий:
Вот замочек щелкнул,
В портфеле все примолкли.
Ждут кого-то,
и приходит школьница …
Школьница:
Я портфель сейчас возьму,
В свою школу с ним пойду.
Я хочу прилежной стать
И пятерки…
Учитель. – Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня у нас праздник. Ребята закончили свою первую книгу – Букварь. Хотя вы ещё маленькие, но уже грамотные. Букварь научил вас не только читать и писать. Он рассказал вам, как нужно дружить, как быть воспитанными. Сегодня мы прощаемся с нашим верным другом Букварём.
( стихи )
1. Хороша сегодня школа,
Зал горит огнями.
Мы на праздник наш весёлый
Всех друзей зовём.
2. Праздник начинается,
Гости улыбаются,
А мы вам постараемся сегодня показать
Всё, чему учились, все, к чему стремились
Потому что в школе надо много знать.
Учитель. – Ребята, а что же мы говорим о Букваре, а в гости его не зовём?
( зовут хором ) Выходит Букварь.
Букварь. – Я – Букварь, учу читать.
Меня никак нельзя не узнать.
Учились все по мне и встарь,
Я книга школьная – Букварь!
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать-
Про реки, звёзды и моря –
Не обойтись без Букваря!
Как у вас тут хорошо,
Я на праздник к вам пришел.
Посмотреть, как вы трудились
И чему вы научились.
Звучит песня “Учат в школе”.
Учитель. – А мы сейчас покажем Букварю, как и чему мы научились.
Букварь. – Ну а я посижу, на подарки погляжу.
Конкурсы.
1. Выбрать карточки со словами, прочитать их и написать.
( брат, добро, доброта, солнце, Павлоград, дружба, помощь, честный.)
2. Математический.
1) В село летели 5 ворон, а им навстречу – ещё 3. Сколько ворон летело в село?
2) Утка на двух ногах весит 2 килограмма, сколько весит утка, если стоит на одной ноге?
3) 4 девочки съели по пол-яблока, сколько целых яблок они съели?
– Сколько у нас в классе девочек, мальчиков? Кто самый высокий, самый низкий? Сколько в классе блондинок?
У кого имя и фамилия начинаются на одну букву?
3. Реши примеры, назови геометрические фигуры.
Ученик. – Спасибо скажем Букварю,
Мы благодарны Букварю.
И от радости такой
Спляшем вам со всей душой!
Танец ” Маленькая страна”.
Учитель. – А сейчас поиграем в нашу любимую игру ” Подскажи словечко”.
1. У каждой девчонки и у мальчишки
есть эта книжка – заветная книжка.
Читают и ныне, читали и встарь
Заветную книжку с названьем … ( букварь )
2. Говорит она беззвучно, а понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Будешь вчетверо умней. ( книга)
3. Чёрные, кривые, от рождения неые.
А как только станут вряд –
Сразу все заговорят. ( буквы )
4. Я чёрный, красный, жёлтый, синий,
С начинкой твёрдой в середине.
Я с острым лезвием дружу,
И что хочешь, изображу. ( карандаш )
5. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей – ка!
КНИГОПЕЧАТАНИЕ НА РУСИ
История книгопечатания на Руси связана с именем известного просветителя, первопечатника Ивана Фёдорова. Его роль в распространении на Руси первых печатных книг неоспорима и очень велика.
Иван Фёдоров родился в небольшом селе близ Калуги. Вероятно, он происходил из духовенства, ведь был высокообразованным человеком.
С помощью учителей и наставников Иван Фёдоров овладел латынью, греческим языком, прекрасно знал богословие.
Подробных сведений о жизни Ивана Фёдорова нет, но кое- что известно. Вся его деятельность была связана с развитием культуры, с просвещением соотечественников.
В Москве давно осознали необходимость книгопечатания, и русский царь хотел завести печатное дело, чтобы поставлять книги для церквей, изготовленные искусно, без ошибок. Ведь рукописные книги были далеко не совершенны: в них встречалось множество ошибок, которые допускали безграмотные переписчики. Цена на хорошую книгу была высока. Порой за неё можно было купить целый дом. Их стоимость все время возрастала, пока книги изготавливались вручную.
Для книгоиздания нужно было отвести определённое место: нужно было достичь единообразия в переписываемых произведениях, они все должны были быть одинаковыми.
Это прекрасно понимал Иван Фёдоров, мечтавший организовать книгопечатание в Москве, как это было у польского и литовского королей.
Дьякон Иван Фёдоров был приставлен к малолетнему царевичу Ивану учителем. В 1565 году Фёдоров выпустил первую книгу в своей типографии, по этой книге в старину учились читать и писать. Но у первопечатника имелось немало завистников, недоброжелателей среди церковников, и он вынужден был покинуть Москву.
В 1574 году Иван Фёдоров издаёт букварь «Начала учения детям». В нём была русская азбука, упражнения для чтения и письма, примеры склонения и спряжения слов. Семьдесят восемь страниц этой книги отличались искусным полиграфическим исполнением, но оформление оригинала азбуки было неброским, весьма скромным: пять заставок и три концовки украшали знаменитый букварь. Книга стала первым печатным учебником. Сколько с тех пор издано у нас букварей? Никто не решится назвать цифру даже приблизительно. На прилавках, на книжных ярмарках буквари привлекают прекрасным полиграфическим исполнением, яркими картинками. И никто не вспомнит, каким был первый русский букварь Ивана Фёдорова.